Любимый уголок кубани: Любимый край – Проектная работа «Любимый уголок края» 3 класс

Проектная работа «Любимый уголок края» 3 класс

Кубановедение

Тема: Проектная работа «Любимый уголок родного края» 3-й класс

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цель: создание образа малой Родины.

Задачи:

помочь учащимся осознать себя частью своей страны, края; формирование бережного отношения к своей малой Родине;

создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом; развитие творческого мышления, активности;

воспитание любви к Родине, бережного отношения к окружающему, активности, умению работать в группе.

Материально-техническое оснащение: наглядный материал, мультимедийная установка, памятки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Звучит песня и клип Витаса «Берега России»

II. Актуализация знаний

У. Вы прослушали сейчас первый куплет песни «Берега России». Скажите, почему мы начали урок с этой песни?

– Что вы понимаете под словом Родина?

— А как называется наша малая Родина, там где мы родились и живём?

– У нас на доске расположены таблички с написанными на них словами. Придумайте задание к ним.

(Слова: Россия,Кавказский, Краснодарский,Кропоткин, страна, район, край,город)

— На какие 2 группы мы можем разделить эти слова?

-Нарицательные существительные и собственные.

— Разместите слова в 1 группе в порядке убывания занимаемой площади.

Получается запись: страна

край

район

город

-. Подберите к ним имена собственные из второй группы.

страна Россия

Край Краснодарский

район Кавказский

город Кропоткин)

— Как вы думаете, все ли эти слова могут служить ответом на наш вопрос?

– Если мы правильно выполнили задание, то перед нами откроется тема нашего урока.

(Слова Россия,Краснодарский, Кавказский, Кропоткин переворачиваются появляется надпись – «Любимый уголок родного края»)

III. Вступительная беседа

– О нашей Родине, о нашем родном доме пойдет сегодня речь на уроке.

– Как вы думаете слова Родина и родной похожие слова?

– Что обозначает выражение «родной, любимый уголок»?

– Что может быть для нас ближе и роднее, чем дом, где мы родились.

– Сейчас мы с вами попробуем создать проект о своем родном уголке.

– Повторим основные этапы работы над проектом.

IV. Работа над проектом

– Тема нашего проекта «Любимый уголок родного края».

– Сформулируйте основную идею вашего проекта?

– Каков будет результат вашего проекта?

– Какие вы можете материалы использовать при выполнении проекта?

– Достаточными ли знаниями вы обладаете или вам необходимо их пополнить?

– Для того чтобы выполнить наш проект, мы должны разбиться на группы.

Группы выбирают темы над которыми они будут работать

  • Моё любимо место в городе

  • Вот моя улица- вот мой дом родной

  • Город Кропоткин – город будущего

Самостоятельная работа учащихся

(Клипы о природе родного края)

Алгоритм работы в группе

1) Выбрать капитана;

2) Выяснить какой вид будете делать;

3) Каждый ребенок выбирает, какую функцию он будет выполнять;

Определить порядок работы:

А) подумай;

Б) определи алгоритм работы;

В) посмотри в книгах, понаблюдай;

Г) если что-то не получается, попроси помощи у других членов команды;

VI. Защита проектов

Дети защищают свои проекты по плану:

Тема творческого проекта.

Описание проекта и его защита.

Собственная оценка выполненной работы.

VII. Рефлексия

-Ребята, я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

  • Если ты считаешь, что тебе было интересно на уроке, ты многое узнал, показал свои знания и умения по предмету, активно участвовал, то прикрепи красный листик к дереву, которое является символом России- берёзе.

  • Если ты считаешь, что ты недостаточно активно работал, тебе ещё нужно многое узнать и ты постараешься пополнить свои знания, то прикрепи жёлтый листик.

  • Если ты недоволен своей работой ,у тебя ничего не получалось, у тебя было плохое настроение, ты нуждаешься в помощи своих товарищей, то тогда прикрепи зелёный листик.

VIII. Итог урока

У. Что нового узнали для себя, работая на уроке?

– Какими навыками и умениями вы овладели?

– Какой вид работы вы хотели бы повторить самостоятельно?

– Какие личные качества вы приобрели сегодня?

– Что бы вы посоветовали сверстникам?

– Что бы вы могли сделать для своей малой Родины? Что бы хотели изменить?

-Вы создали очень красивые «родные уголки». Все мы любим свою малую Родину потому, что все для нас свое родное, все нам близко и дорого. Да и как не любить такие красивые места!

Урок «Любимый уголок Земли»

-Наша с вами малая родина —  Кубань, чудесный благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором  живут замечательные люди.

— Наш Краснодарский край называют по-разному: «красавица Кубань», «жемчужина России». А для нас это Родина, отчий дом и любимый уголок земли.

 

-Ребята, наш край настолько прекрасен, что в одной из наших станиц был снят фильм «Кубанские казаки». Посмотрите небольшой фрагмент этого фильма.

ПОКАЗ ФРАГМЕНТА

— Ребята, что вы увидели в этом отрывке фильма? (пшеничные поля, уборку урожая, степи, животных)

— А видели ли вы у нас такие места?

— А какое время года вы увидели в фильме?

-Почему вы так решили?

-Молодцы! Кубань -это Житница. Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т.д.  Кубань кормит хлебом всю Россию. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных     продуктов.

—  Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб?

-Правильно, хлебороб.

-Ребята, а красива ли наша Кубань?

-Вы посмотрели фото и увидели как красива природа нашего края.

— Прекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно — и вы увидите настоящее чудо…

— Ребята, а кто-нибудь из вас замечал как меняется красота природы со сменой времен года?

— А какие времена года вы знаете?

— Кубанская зима редко дарит нам сугробы и снегопады. Не успеет выпасть снежок — и тут же растает. Но зато сколько радости приносит зима, когда приходит к нам со снегом. Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:

Как хорошо под снегопадом!

Какая свежесть и тепло!

В лесу высоком и косматом,

Как в сказке бабушки, светло…

-А вы любите зиму?

— А какие зимние игры и забавы вы знаете?

— Что происходит в природе с приходом зимы?

— А какое время года сменяет зиму?

— Правильно, весна!

— А у нас сейчас какое время года?

-Весну называют утром года.

— Как вы думаете, почему?

-Что происходит в природе с приходом весны?

А у нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица! В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» весна только приближается:

…На первый взгляд невзрачные,

сады еще прозрачные,

еще не в яркой зелени,

еще не зацвели…

В полях еще томление

распаханной земли.

— А чем заняты люди с приходом весны?

— А помогаете ли вы своим родителям?

Все времена года хороши и красивы по — своему. Но лучшая пора на Кубани — это лето. Вот как пишет об этом времени года Татьяна Голубь:

 

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой …

Щедрым дождиком грибным…

 

— Лето — не только самая прекрасная и благодатная пора. Это время уборки урожая.

-А какой урожай убирают летом?

-А  на полях?

 

— И наконец последнее время года — осень.

Ранняя осень — самая прекрасная пора на Кубани. Утренняя заря не пылает жаром,  она разливается кротким румянцем. Кубанская   златокудрая   осень одевает деревья в яркие разноцветные одежды.

Пахнет сеном и хлебом, пахнет дымом под вечер

Холодком потянуло от извилистых речек.

Зачастили туманы, стали длинными ночи,

В край любимый пришла раскрасавица осень.

-Ребята, а умеете ли вы определять погоду по народным приметам?

-А что такое народные приметы?

-Народные приметы помогают предсказать изменения в природе. Наши предки замечали, что предшествует тому или иному явлению, запоминали и передавали эти знания друг другу, своим детям и внукам.

— Какие народные приметы вы знаете?

 

Например: «Воробьи  в пыли купаются — к дождю.»

Облака плывут высоко — к хорошей погоде.

Если кот спит на полу — к теплу.

Лягушки квакают в пруду — к дождю.

Ласточки низко летают- к дождю.

 

— А вот о каких приметах пишет Татьяна Голубь.

Будет дождик или нет-

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки,

Значит, дождь пойдет опять-

Нужно зонт с собою взять.

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок-

Тут никто не ошибется:

Будет солнечный денек!

— Ребята, вы послушали отрывки из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек — и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.

— А я предлагаю вам побыть в роли художников и изобразить всю красоту нашей природы на картине.

— Как вы думаете, что мы поместим на нашу картину?

— Вспомните все, о чем мы говорили и, что вы увидели.

 

 

 

Краснодарский край — самый лучший край

Когда меня спрашивают: «Почему я не уезжаю с Краснодарского края жить и работать в Москву или за границу?». Я не задумываюсь отвечаю: «Потому что я его люблю. Краснодаррский край самый лучший». Для любого человека его Малая Родина  — это самое замечательное и самое любимое место на Земле. Не буду Вам что-то доказывать и спорить, а просто расскажу Вам о Краснодарском крае, как я его воспринимаю. Возможно, что мое маленькое повествование подвигнет Вас посетить МОЮ малую Родину, возможно, кого-то оно заставит взглянуть на Кубань под другим углом, а в ком-то оно найдет отклик и станет созвучно его мыслям и чувствам по отношению к Краснодарскому краю.

002012_111Всех, кто впервые приезжает на Кубань поражает ее благодатная земля, теплый климат и разнообразная природа. Для меня Краснодарский край в первую очередь это житница России. Это бескрайние поля зерновых, бескрайние фруктовые сады и жирная черноземная пашня. Трудно назвать какую-либо культуру, которая не произрастала бы на этой благодатной земле. Помню, еще в детстве мне говорили, что если в Кубанскую землю воткнуть голую палку, то она приживется и пустит корни. Прошли годы, провести сей не затейливый эксперимент я так и не решилась, но в иносказательном смысле этой фразы убеждалась не раз, и убеждаюсь по сей день. Самые вкусные фрукты и овощи я пробовала не с импортного привоза, а с Кубанского огорода, любовно выращенные старушками на приусадебных участках.

Удивителен и разнообразен природный ландшафт Краснодарского края. Это и бескрайние степи, и горные кряжи, и высокогорные плато, и ласковое море. Путешествуя по Краснодарскому краю, Вы будите приятно удивлены богатством открывающихся панорам и видов. Каждый район края по своему уникален и интересен. Северо-западная часть края — это полноводные лиманы, отличная рыбалка в любое время года; необыкновенные плантации лотосов, удивительные грязевые вулканы. Юго-восточная часть, в прибрежной полосе — район субтропиков. Здесь растут хурма и инжир, зимой на ветках в палисадниках радуют глаз яркие апельсины и лимоны, а в марте зацветает на плантациях чай. Местные жители отличаются особым радушием и гостеприимством, умением принимать гостей — это именно то, чем славятся курорты Краснодарского края. Юго-восток края — это еще и город Сочи — олимпийская столица зимних игр 2014 года, популярный современный бренд с развитой спортивной инфраструктурой, транспортной сетью и хорошим гостиничным комплексом. Развивающийся горнолыжный курорт. В настоящее время считается мувитоном не побывать в этом уголке Краснодарского края.

А что же находится за пределом прибрежной полосы? А дальше начинаются горы. Через всю территорию Краснодарского края проходит Главный Кавказский хребет. В районе Тамани он берет свое начало — здесь высота гор просто смешная — всего каких-то 200 метров. Это и не горы с виду, а сопки. Но по мере продвижения на восток горы растут. В Туапсинском районе они достигают уже высоты в 800 метров. Здесь широко развит пешеходный туризм. Любители походов совершают свои вылазки в район Горячего ключа, на гору Индюк, Семашко и Два Брата. Дальше горы воспаряют над окружающим миром, в районе Большого Сочи их высота достигает 2500 — 3200 метров. В этом районе развит горный туризм и альпинизм. Нельзя не сказать, что начиная с высокогорного плато Лаго-Наки включительно и до границы с КЧР и республикой Абхазия на територии Краснодарского края распологается Кавказский биосферный заповедник — одна из старейших природоохранных территорий, ведущая свою историю еще с царской России. Официальный статус заповедника эта территория получила в 1924 году. Кавказский природный заповедник это место обитания многих видов растений, животных и птиц, занесенных в Красную книгу. Многие из них эндемики Кавказа, то есть за пределами этой территории они не живут. Многие дошли до нас еще с колхидского периода и сохранились не изменными на этой огромной территории девственной природы не тронутой человеком.

Нельзя не отметить, что Краснодарский край — это многонациональный регион. На его территории мирно сосуществуют и находят общие точки соприкосновения более 120 национальностей. Наиболее многочисленные из них: русские, татары, армяне, греки, грузины, белорусы, немцы, адыгейцы, азербаджанцы, украинцы, турки. Именно такая многонациональность делает жителей Кубани толерантными и открытыми людьми. OLYMPUS DIGITAL CAMERA

История Краснодарского края тесно переплетается с историей республики Адыгея, в недавнем прошлом входившей в состав края. В настоящее время Краснодарский край и Адыгею связывают тесные гео-экономические и культурные связи. Близость к культуре кавказских народов отложила отпечаток на культурные традиции Кубани — здесь радушие и гостеприимство являются общепринятой нормой, здесь любят и умеют встречать гостей так, что любой почувствует себя самым важным и долгожданным.

Северная часть края — это бескрайние поля, сады и пашни. В этой части Краснодарский регион как нельзя полно оправдывает название житницы России. Я люблю ранним утром пройтись по луговым травам, ощутить их полноту и свежесть, окунуться в низко стелящийся туман, вдыхать запах свежескошенной травы, а осенью далекий дымок костра. Люблю зимой пройтись по свежему снегу, покрывающему отдыхающие поля, прочитать, что написали на снегу своими следами обитатели степи. Люблю в мартовский погожий денек пройтись на речку по пути отмечая про себя полноту озимых всходов.

Центральный район края — административный. С 90-х годов ХХ века Краснодар считается культурной столицей юга России. Здесь великолепные театры, музеи, выставочные галереи, парки, скверы, эстрадные площадки, спортивные сооружения. Здесь каждый найдет себе развлечение соразмерно своим интересам, пристрастиям и желаниям. Современный Краснодар поражает строительным размахом, строятся новые жилые здания, дороги, социальный сектор. Проекты застройки направлены в первую очередь на человека, удовлетворение его социальных и бытовых потребностей, критерии современного строительства «комфорт и удобство».

Одним словом, какую сторону жизни Краснодарского края Вы не рассмотрите, Вы найдете в ней много позитивного. Каждый находит в Краснодарском крае что-то свое, трогающее за струны души, заставляющее приезжать в край вновь и вновь, давшее когда-то толчок поселиться на его просторах. А мы, родившиеся и выросшие в его атмосфере, давно решили для себя: Краснодарский край — самый лучший на этой планете и мы будем жить здесь, растить детей, приумножать его богатство. Потому что именно мы — коренное население края, делаем его таким какой он есть в настоящий момент. Мы любим его во всей полноте и мощи, каждую речушку и каждый ручеек, каждую маленькую травиночку. Любим, когда палит солнце и когда идет проливной дождь, когда дует ураганный ветер и когда мягко ложиться снег. В любое время года — это САМЫЙ ЛУЧШИЙ КРАЙ.

Урок кубановедения ««Наш край родной в стихах и прозе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

муниципального образования Тимашевский район

«Наш край родной в стихах и прозе»

поэтический час

hello_html_68c53cdc.jpg

Подготовила и провела учитель нач.классов Мусиенко Н.Н.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята и гости!!! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о своей малой Родине, о благодатной Кубани, на земле которой мы живем. Так уж сложилось, что поколения сменяются поколениями, оставляя в наследство потомкам свои достижения в области науки, искусства и культуры.

Ведущий 1: Ты весной чудесен, летом щедр, как в сказке.

Край хлебов и песен, край наш — Краснодарский!

Ведущий 2:

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по- особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

Ведущий 1: Любимый уголок земли, о котором написал ВадимНеподоба, называют малой родиной

Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать Кубань еще лучше, богаче и красивее.

Ведущий 2:

Даль степей сквозная, гор простор орлиный-

Сторона родная, край наш тополиный!

ПЕСНЯ: «Край наш Кубанский»

Муз.Г.Плотниченко

Сл. С.Ольгина

Край наш кубанский — родная земля,

Словно солдаты, в степи тополя.

Морем пшеница кругом колосится.

Да радостно дышат поля.

Край наш кубанский — родимый простор,

Залитый солнцем от моря до гор.

Вышки стальные, огни заводские,

Садов величавый убор.

Край наш кубанский, прославленный край,

Крылья все шире в труде расправляй.

С Родиной вместе дорогою чести

Ты к цели победной шагай!

Ведущий 1: Прекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Ведущий 2:

Высокие травы-муравы, растете вы, травы, на славу!

Зеленые скинув рубашки,

Белеют, желтеют ромашки.

Краснеют нарядные маки,

Как в новых бешметах казаки.

Ведущий 1:

Густой туман плывет низиной.

Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя.

Ведущий 2:

Родина для каждого из нас начинается с родного города, станицы, поселка. С веселого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни.

Пройдет совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – уроженец Кубани!»

Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Все это — ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь – ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий 1:

Идет рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань – родимая земля!

«Песня: «Маленький поселок»

Сл. и муз. Н.Тананко

Маленький поселок — домики, сады…

Место, где с пеленок рос счастливым ты.

Детский сад и школа, добрый отчий дом-

Ты о них, веселый, не забудь потом.

Об отцах и дедах память сохрани.

Жизнь за наше детство отдали они.

Возле старой школы плачет тихий сквер-

В маленьком поселке памяти пример.

Родина большая громко позовет,

Но в душе пусть тихо малая живет-

Маленький поселок — домики, сады-

Место, где с пеленок рос, счастливый, ты.

Ведущий 2:

Более 225 лет назад началось переселение казаков-запорожцев на «дарованную землю» Кубанского края, была основана столица- «войсковой град» Екатеринодар. Эти исторические события связаны с именами двух выдающихся людей того времени- атамана ЗахарияЧепеги и войскового судьи Антона Головатого.

Вашему вниманию мы представляем инсценирование стихотворения Николая Краснова «Кубань», посвященного тем далеким временам.

Автор: ВЗапорожской Сечи дым табачный клубами

Казаков взбудоражил посланцев рассказ.

-Там, говорите, тэпло?

-Та жара, як у бани!

-А землица яка?

-Хороша, в самый раз.

Ткны оглоблю и будэтоби тарантас!

— Як у бани…

Автор: Дывятся, качают чубамы.

И решились:

— А ну, вестовой, барабань!

Ось побачимо, щоцэтакэ- як у бани!

Гэй, козаче, даешь Якубань!

— На Кубань!

— На Кубань!

— На Кубань!

Автор: По стэпи, по Днипровью – на волах, на волах.

Да по синему морю – на волнах, на волнах.

И увидели очи казацкие

Дыво в рассветную рань:

— О це ж горы Кавказские!

-Ось туби и Кубань!

Автор:ОбнялХарькуЧепегу Антон Головатый:

-Ой, годи ж нам журытыся,

Пора пэрэстаты!

— На Кубани житы-

Вирнослужиты,

-Граныцюдэржаты,

-Рыбу ловыты,

— Горилку пыты.

— Щ эй будэм богаты!

— Та в же трэба и женытыся.

— И хлеба робыты.

— А хтопрыйдэ из нывирных

— Як ворога быты!

Ведущий 1:

Так еще в конце 18 века появились на Кубани люди, которые неустанно трудились, заботясь о том, чтобы дикая невозделанная земля превратилась в богатый, сильный, цветущий край, в котором мы с вами сейчас и живем.

Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом — «кубанцы». А еще все мы — ЗЕМЛЯКИ.

Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

Среди наших земляков- кубанцев- люди 120 национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне и многие другие…

У каждого народа — свои обычаи , свои праздники, свои песни. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.

Песня: «Здравствуй, наша Кубань!»

Муз. Г.Пономаренко

Сл.С.Хохлова.

Здравствуй, наша Кубань, тополиный край-

Наш Черноморский, наш Приазовский

Наш Краснодарский край!

Здравствуй, наша Кубань, тополиный край!

С солнышком встанем, степи распашем,

Вырастим урожай.

Здравствуй, наша Кубань, тополиный край!

Хлебом да солью, светлой любовью

В гости друзей встречай.

Здравствуй, наша Кубань, тополиный край!

Степью жемчужной, крепкою дружбой

Путь казака венчай.

Ведущий 2:

Во многих станицах и хуторах нашего края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это зимние праздники.

В новогодний вечер ребятишки отправляются по станице щедровать. Они ходят от хаты к хате, желают хозяевам счастливого Нового года.

Щедровка.

Щедривочкащедрувала

До виконцапрыпадала.

Шо ты, тетка, наварыла,

Шо ты, тека, напыкла,

Нысы нам до викна.

Покыдонэсэшь-

Ручки попэчешь!

Я девочка младенька,

В мэнэ юбка новенька,

Черевычкыкозловэньки.

Будьте с празнычкомздоровэньки!

Я маленький мальчик,

Стал на стаканчик,

А стаканчик- хруп!

А ты, дядя, давай руп!

Ведущий 1 : Под Рождество идут ребятишки колядовать, желают хозяевам богатства, хорошего урожая.

Колядка.

Пришла коляда накануне Рождества,

Дайте коровку,масляну головку,

А дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством;

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Ведущий 2:

Издавна любят у нас в народе и веселую шумную Масленицу- проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай.

Самое главное угощение — румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники.

Песня : «Блины»

(русская народная песня)

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев:Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Припев:

Моя старшая сестрца

Печь блины — то макстерица.

Припев:

Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Припев:

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Припев:

-Гости, будьте же здоровы.

Вот блины мои готовы!

Припев:

А сейчас давайте поиграем в кубанскую игру, которая называется «Просо».

Вспомним считалку.

Ой, гоп, та йусэ, сударь пивнянесе,

Сударыня – порося. Воновырвалося,

Стой, стой, порося, рассчитаемося,

Ото ж ты, о то ж я, ото ж жиночка моя,

Ото ж та я молодыця, шоныкогонэбоиться,

Ни попа, ни дяка, ни сэрэбряныка.

Дзынь, хрясь, вышел князь.

(Водящий выбран, играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки и подняв их настолько, чтоб под ними можно было пробежать. Водящий («жгутчик») подходит к первому в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать?»

-А большое просо?

-Вот такое! Спины не согну (если показал низкое)

-Не достану (если показал высокое)

После этих слов ответчик бежит под поднятыми руками, а «жгутчик» преследует его со «жгутом». Если догнал и дотронулся до спины, то становится последним, а пойманный становится «жгутчиком», если не поймал, то игра повторяется сначала, но в начале цепочки уже стоит второй. Игра проводится 2-3 раза.

Игра «Баба – куца»

Считалка:

Эники, бэники, ели вареники.

Эники. Бэники, хрясь-

Вышел горбатый,

Раскосенький князь.

Вышедшему завязывают глаза, «раскруживают» его, приговаривая, а играющий отвечает:

-Баба, баба, как живешь?

-Хорошо!

-Баба, баба, на чем стоишь?

-На камнях!

-Что ешь?

-Кашу!

-Что пьешь?

-Молоко!

-Что продаешь?

-Квас, да не про вас!

-Лови мух, да не нас, да по лавочкам не лазь!

Ребята разбегаются, «баба — куца» старается поймать детей, выдающих хлопками свое место нахождения. В особых критических ситуациях, когда водящий близок и есть опасность быть пойманным, играющие становятся на лавочки — оторвались от полу, сберегли себе «жизнь». Играют 2-3 раза.

Ведущий 1:

Кубанский край- богатый край,

Здесь славит пашню урожай.

Но в 21 быстрый век

Край славит все же человек!

Ведущий 2:

Людьми земля не оскудела,

Для рук умелых много дела.

Твердят два века год от году

«Казацькому роду нэмапэрэводу».

Нам, юным, мудрость и задор

Несет кубанский наш фольклер:

Ведущий 1:

Как в мире и согласьи жить,

Как свою Родину любить,

Как старших чтить и уважать,

Больным и слабым помогать.

Всем понятно, с давних пор-

Кладезь мудрости — фольклор.

Песня: «Жарь, маты, капусточкы».

Жарь, маты, капусточкы,

Жарь, маты, пирижкив:

Жаль мэнипокидаты

Чорноморскихкозакив.

Чорно, чорно, чорно, чорно,

Чорноморскихкозакив.

Грыцьмэнэ, моя маты,

Грыцьмэнэполюбыв,

Грыцьмэнэ, моя маты,

Чэрэвычкикупыв.

Чэрэ, чэрэ, чэрэ, чэрэ,

Чэрэвычкикупыв.

Купывмэничэрэвычки

За цилогопьятака,

Щоб я ему утро йвэчир

Выбывала б гопака!

Щоб я, щоб я, щоб я, щоб я

Выбывала б гопака!

Игра- соревнование «Кто больше знает кубанских пословиц и поговорок?»

Веселись, та й играй, да дило знай.

Ранняя птичка носыкпрочищае, а позня – очи продыряе.

Языком брехать – не цепом махать.

Одын и у каши загынешь.

Не в усах казачья слава.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дила гож.

Человик без розуму, щоснип без перевязи.

Волосьев богато, а в головинэманичого.

Без ума проколотыся, а бизхлибанэпроживэшь.

Нэдэржи гроши в узлу, а дэржихлиб в углу.

Дэ хозяин ходэ, там и хлибродэ.

Хлибаны куска, так и в хати тоска, а хлиба край, так и пид елью рай.

Раба- вода, ягода – трава, а хлиб – всему голова.

Приметы.

Покудапыроги в пэчи, не сидай на пичь – пэрэвэдуться.

Негоже за вечерей хлиб починать – ссора будэ и нищета одолие.

Покыпырижки в пэчи, пол нэмэты – спорынью вымэтэшь.

Як зайшовхто в хату, а хозяйка кистомисэ, хайпожелаеий спорыньи в квашню.

Колы поставывхлиб в пичь, пэрэкрэсти углы в хати, шобхлиб был гарным.

«Приказкикозацьки» А.Пивня.

Козацькому роду нэма переводу.

Хлиб, силь та вода — то козацькайида.

Козацька душа найисьця из ковша.

Дуракамбатькивщина не в моду.

Козак не бойитця ни тучи, ни грому.

Козаки, як малы диты: хоч богато пойидять, хочьтрохи – найидяться.

Той и не козак, хто не думаебуть атаманом.

Козак козакабачездалека.

Припхан Мария:

У нас на Кубани, степные просторы,

Разливы лиманов и рек.

У нас на Кубани, и пашни и горы

Нам стали родными на век.

Чабанец Максим:

У нас на Кубани, казачки красивы.

Лихие орлы казаки.

У нас на Кубани, колышутся ивы

У быстрой Кубани реки.

Головко Вика:

У нас на Кубани, в казачьих станицах

Черешни так буйно цветут.

У нас на Кубани, до самой столицы

Прославили землю и труд.

Гекало Женя:

У нас на Кубани, всю ночь, не смолкая,

Девичий звенит хоровод

У нас на Кубани, от края до края

Заря молодая встает.

Песня: «Песня о родной земле»

Муз. Г.Плотниченко

Сл. В.Бакалдина

Хорошо нам утром выйти в поле,

Хорошо встречать рассвет на воле.

И поет душа о светлой доле,

Песню о родной земле.

Припев:

Ой, да на Кубани зори ясны,

Ой, да на Кубани вишни красны,

Ой, да на Кубани под высоким небом

Золотом горят хлеба!

Хороша земля у нас на диво,

Это наши степи, наши нивы,

Нет, друзья, для нас судьбы счастливой,

Чем трудиться на земле.

Припев.

Хороша идет в полях работа,

Мы берем все новые высоты.

И всегда у нас одна забота

О своей родной земле.

Припев:

Игра «Знаете ли вы старинные кубанские слова?»

Горба – воз для перевозки соломы и сена.

Дробына – лестница.

Горище – чердак.

Чоботы – сапоги.

Чувал – мешок.

Глэчик – кувшин для молока.

Макитра — большая глиняная емкость для замешивания теста.

Баштан – бахча.

Балакать – говорить.

Ховаться – прятаться.

(Игра для зрителей)

Викно — окно.

Горщик- горшок.

Дижа – кадка, квашня.

Кварта- кружка.

Люлька – трубка для курения.

Паляныца – хлеб, булка.

Сокыра – топор.

Гаман – кошелек.

Груба — печь.

Кухиль – кувшин.

Килок – колышек.

Помэло – метла.

Рушник – полотенце.

Цяця – игрушка

Башлык – капюшон.

Чубук – виноградная лоза.

Кишмиш – изюм.

Чувяки – тапочки.

Ведущий:

А сейчас проверим: знаете ли вы старинные кубанские слова, которые употребляли в речи ваши прадеды и деды, а для этого вы должны разгадать приготовленные для вас кроссворды.

1.Верхняя часть одежды казака – воина, красного цвета.

2.Обувь казачки.

3.Однобортный суконный кафтан без ворота и с вырезом на груди.

4.Воспитатель у народов Кавказа.

5.Верхняя распашная одежда.

6.Маленькая шапочка, которая застегивалась на пучке волос шнурком.

7.Одежда из войлока и овчины, которую носили на одном плече.

Кроссворд по теме «Кубанские слова»

д

г

о

р

и

щ

е

г

о

р

б

а

ч

о

б

о

т

ы

п

а

л

я

н

ы

ц

а

б

а

ш

т

а

н

ч

у

в

а

л

1.Чердак.

2.Воз для перевозки соломы и сена.

3.Сапоги.

4.Хлеб или булка.

5.Бахча.

6.Мешок.

7.Лестница.

Ведущий:

Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. А вы, ребята, наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений.

Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Корж Николай:

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди, прославленный край!

Там вечер просторный и песня простая,

У клуба парнишек и девушек стая.

Гейнц Виктория:

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Слесь Стас:

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Там где-то саманный курень мой дымится.

Пригожаева Руслана:

Люблю тебя, край мой, простор краснодарский,

И труд хлебороба, и песни, и пляски,

И яркую лампочку в маленьком доме,

Улыбку и радость на лицах казачьих-

Суровых и смуглых, простых, но горячих!

Песня: «Ой, да Краснодарский край»

Муз. В.Захарченко

Сл. С.Хохлова

Ой, да Краснодарский край,

Ой, да он богат лежит.

Ой, да по степи река,

Ой, да с гор крутых бежит.

Ой, да что ни полюшко,

Ой, да славой венчано!

Ой, да мать- кормилица,

Ой, да наша вечная.

Ой, да ты казак лихой,

Ой, да Кочубеев сын,

Ой, да в этот трудный год,

Ой, да хлеб большой скосил.

Ой, да удивил весь мир,

Ой, да к солнцу поднял степь.

Ой, да принимай, страна,

Ой, да наш кубанский хлеб!

Болдова Настя:

В жизни нам дана Родина одна.

У меня она — вишня у окна.

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Лукьяненко Ваня:

Здесь моя тропа пролегла в хлеба.

Здесь моя судьба- радость и борьба,

Здесь взращенный мной колос налитой-

Гордость и отрада жизни молодой.

Аветисян Лиана:

Видно, так и быть, здесь мне век прожить,

До конца дружить, до конца любить,

Здесь мои друзья, здесь моя семья,

Большего не скажешь- здесь земля моя!

Песня: «Весна на Кубани» (Муз.Н.Тананко, сл.О.Корытько)

Весна приходит красная, везде ручьи текут.

Цветут сады кубанские и птиц весенних ждут.

И яблони цветущие на солнышке стоят,

И ветки их пахучие под ветерком шумят.

Склонилась ветка белая к уютному гнезду,

Чтобы прохладно не было весеннему скворцу.

Чтоб маленькие птенчики росли среди ветвей

И звонко пели песенки о родине своей.

Наше мероприятие окончено. Спасибо все за участие!

Материал (5 класс) по теме: Социально значимый проект «Мой любимый уголок станицы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 станицы Балковской

муниципального образования Выселковский район

 

Социально значимый проект  

«Мой любимый уголок станицы»

Проект  краткосрочный

срок реализации – один месяц (апрель)

2009 – 2010 учебный год

        

Руководитель проекта:  Григорьева Людмила Николаевна

учитель математики МБОУ СОШ №16

станицы Балковской

Выселковского района

Краснодарского края

2010 год

Актуальность темы исследования.

    Любовь к своей малой родине – неотъемлемая часть в воспитании подрастающего поколения. Дети  мыслят образно, и красота родных мест вдохновляет их на хорошие поступки, учит быть лучше, добрее, бережно относиться к родной природе.

Краткое   описание проекта.

   Учащиеся 5 класса  любят рисовать, очень наблюдательны. После проведения экскурсии «Моя станица», ребята решили  ответить на вопрос: «Почему я люблю именно это место своей станицы?».

Первый этап – начальный.

Краткая аннотация проекта:  

Проект  посвящён любимому уголку родной станицы.

Тип проекта.

По доминирующей деятельности — проектная деятельность.

По продолжительности – краткосрочный.

По характеру контактов – индивидуальная и коллективная работа.

По количеству участников – класс.

Цель проекта:

развивать познавательный интерес к природе и достопримечательностям  своей станицы, совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи проекта:

через участие в создании проекта способствовать воспитанию любви к своей малой родине, бережного отношения к природе;

вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта;

развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.

Проблемный вопрос.

Почему я люблю именно это место своей станицы?

Второй этап – исследовательский.

Постановка задачи и выяснение первоначальных знаний:

«Что я знаю о своей станице?»

Формирование групп для проведения исследований.

Первая группа: «Писатели»

Вторая группа: «Художники»

Обсуждения плана работы обучающихся.

Спросить дома.

Сходить в библиотеку.

Воспользоваться энциклопедиями и интернетом.

Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Воспользовались художественной литературой, интернетом.

Провели опрос.

Сделали вывод.

Третий этап – выполнение проекта.

Самостоятельная работа над проектом групп, его оформление.

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Подготовка к защите проекта.

Четвертый этап – защита проекта.

Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме рисунков, рассказов и стихов.

В ходе работы над проектом ребята узнали:

— о любимых уголках родной станицы;

— нарисовали  любимый уголок;

— сделали фотографии.

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу:

Необходимо охранять природу, и тогда мы все вместе сможем сохранить природу родного края для себя и будущих поколений.

Внешняя оценка проекта.

Выступление перед обучающимися  школы.

Смагина Анастасия

        Мы живём на Кубани. Это край богатой и красивой природы. Станица Балковская расположена в 5 км восточнее Ирклиевской по берегам реки Рыбной (бассейн Бейсуга) в степной зоне края. Тихорецк расположен в 28 км восточнее Балковской, Краснодар — в 105 км юго-западнее. Расположена около 100 км севернее города Краснодара по трассе М4. Я очень люблю свою малую родину — станицу Балковскую. Дом мой находится недалеко от речки. Поэтому я нарисовала  и выучила стихотворение Вадима Неподобы.

   У каждого на свете есть, наверно,

   Любимый уголок земли, такой,

   Где листья по-особому на вербе

   Склонились над задумчивой водой.

   Где небо выше и просторы шире

   И так привольно и легко дышать,

   Где ко всему в прекрасном этом мире

   По-детски чисто тянется душа…

Сай Елизавета

        Хутор Балковский основан в 1887 году на земельном наделе станицы Ирклиевской. Преобразован в станицу в 1915 году. До строительства средней школы № 16 ученики обучались в станице Ирклиевской.

Я люблю свою родную станицу Балковскую. Особенно мне нравится бывать у реки, любоваться её красотой. Плакучие ивы склонились над рекой. Сразу вспоминаю стихотворение Любови Мирошниковой «Речка».

На ветру степная речка –

Как кудрявая овечка.

Ветра нет – ползёт змеёй

С серебристой чешуёй,

А порой деньками дивными,

В пух одета облаков,

Гордой лебедью под ивами

Вдаль плывёт вдоль берегов.

Харченко Ярослав

      Ба́лковская — станица в Выселковском районе Краснодарского края.

Входит в состав Ирклиевского сельского поселения. Я люблю свою станицу, особенно  наш парк. Он находится в центре станицы. В тени каштанов можно спрятаться от жары. Наступит осень, и я соберу плоды каштанов, разноцветные листья, семена клёна и ясеня. Сколько интересных поделок получится! Возле парка находится детский сад, в котором работает моя мама. Через парк по знакомой тропинке я хожу к ней на работу.

Лутов Данил

      Мой любимый уголок — это наш сад. Особенно мне он нравится весной. Всё вокруг цветёт и радует глаз. Деревья, кустарники, цветы, насекомые оживают после зимней спячки. Приятно дышать свежим и ароматным воздухом! Для птиц мы с папой сделали скворечник. Скоро в новом домике появятся птенцы. Нашему саду не страшны вредители.

Лепетунова Мария

        При въезде в нашу станицу стоит памятник Скорбящей Матери. Это достопримечательность моей малой родины. Вот уж кому надо было поставить памятник, так это именно матери. Несмотря на то, что эти женщины не воевали, не убивали фашистов, они совершали подвиги. А разве отпустить своего сына, мужа или брата на войну, на верную смерть, не подвиг? Мать не могла быть рядом с сыном, когда тот, возможно, жил последние секунды. Трудно представить радость матери, когда сын возвращался с войны, и также трудно представить её горе, когда он оказывался убитым. Приходя к этому памятнику и видя горе матери по своему сыну, не вернувшемуся с войны, мы разделяем её скорбь и печаль. Люди, которые строили этот памятник, именно этого и хотели, у них всё получилось.

   Мать в скорби застыла, над могилой склоняясь,

   Не вернуть ей уж сына и самой уж не встать.

   Не слышно ни стонов, ни слёз не видать,

   Над братской могилой склонилася мать.

   Не смотри, что молчит эта женщина-мать,

   Ведь встала она сыновей защищать.

   Принеси сюда, мальчик, цветочков букет,

   Положи на могилу – дай маме ответ:

   Будешь с честью стоять за Отчизну свою?

   Будешь мир защищать, если надо в бою?

   — Буду с честью стоять за Отчизну свою!

   Буду мир защищать, если надо в бою!

Базык Оксана

    Вместе с родителями я проехала по интересным местам нашей станицы. Мы сделали фотографии этих замечательных мест: въезд в станицу, школа, детская площадка, детский сад, Дом культуры, больница, памятник «Скорбящая мать». Я люблю свою станицу и хочу, чтобы она была такой красивой всегда.

Вывод.

     Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову у обелиска. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий гомон. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь – ваши корни. Родина начинается здесь.

План-конспект урока (2 класс) на тему: урок кубановедения Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».

Урок кубановедения.

Тема: «Моя родная станица. Улицы моего населенного пункта. Станица Холмская».

Цели:

1.Познакомить с образованием станицы, её историей возникновения;

2.Развивать любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, творческие способности, умение мыслить;

3.Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свою станицу.

Оборудование:

  1. Карта Краснодарского края;
  2. Мультимедиа;
  3. Рисунки учащихся с изображением станицы.
  4. Музыкальные записи песен.

Содержание урока:

I.Повторение изученного.

— Как называется наш край? ( Краснодарский)

-Назовите главный город в Краснодарском крае. (Краснодар)

II. Изучение нового материала.

-Ребята,  послушайте  стихотворение  кубанского  поэта  Вадима  Неподобы и скажите, какая тема нашего урока.

скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа

— А как называется наша станица? (Холмская)

Сегодня,  ребята,  мы  совершим  увлекательное  путешествие  по  нашей станице.

станице. Узнаем, как и когда она возникла,

С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился, рос, учился. Для нас таким стал Краснодарский край.

Есть на карте края станица, которая является нашей малой Родиной- станица Холмская.. В ней живут добрые и трудолюбивые люди.

Станица…

Как прекрасно тут!

Оделся в зелень сад.

На улицах акации цветут,

Развесив серебристый свой наряд.

И ароматом воздух напоён,

Как хмель приятно свеж и терноват.

И нависает синий небосклон:

Цветёт мой край казачий, словно сад.

Люблю станицу мирную свою,

Где хлеборобы нивою идут.

Как хорошо в родном степном краю,

Когда акации нарядные цветут.

III. Рождение станицы.(слайд 1)

-С какими событиями связано рождение станицы Холмской?

-Рождение станицы связано с заселением Кубани в конце XVIII века бывшими запорожскими казаками.

      —  Богатое село было основано на берегу реки Хабль почти 150 лет назад. Вокруг станицы равнина до самого кавказского хребта, за которым море. А здесь в степи синее небо и фантастическое ощущение широты и простора. Станицу основали азовские казаки в середине 19 века и назвали её Хабльской. В те времена юг России часто подвергался набегам воинственных горцев. Тогда царь Александр II приказал казакам укрепить российские рубежи. Первый отряд азовских казаков под началом есаула Подгурского вместе с семьями прибыли на берег реки Хабль 28 мая 1863 г. Вскоре к ним присоединилось около 200 казацких семей. И началось формирование Абинского конного казачьего полка. Станица Хабльская сразу стала военно-административным центром. В ней расположился штаб Абинского полка и полковое управление. Строительство шло довольно быстро. К концу июля была готова большая часть домов. Осенью того же года из местных казаков был сформирован особый летучий отряд под началом полковника Фролова. Не раз отряду Фролова приходилось выступать в поход против появлявшихся в окрестностях отрядов горцев.

После победных рейдов казаков к концу 1864 г. набеги горцев на южные районы страны практически прекратились, и для станицы началась мирная жизнь. В 1867 г. станица Хабльская была переименована в Холмскую. Тогда здесь было уже свыше 300 дворов и почти 2000 жителей, церковь, магазины, лавки, кузницы и даже школы.

В наше время станица стала центром Холмского сельского поселения. Здесь живут потомки азовских казаков. Местные жители очень гордятся обычаями и традициями своих славных предков. Здесь одним из первых в крае возродилось казачье общество. Ни один из праздников не обходится без казачьих игр, скачек, рубки лозы и раздольных казачьих песен. Станица славится своей традиционной вышивкой. Местные мастерицы создают настоящие рукотворные шедевры. Излюбленный мотив – виноградная лоза. Им украшают рушники, скатерти и национальные костюмы. Станица Холмская – оплот казачества со славной историей, место, где по сей день жива память о смелых и сильных людях, всегда бывших гордостью России.

— Кто такие казаки?

Казаки – тюрское слово, означает «вольные люди», «удальцы», а также отряды конницы, нёсшие сторожевую службу.

В 1841 году все куренные селения Черномории были переименованы в станицы.

Станица – крупное казачье сельское поселение. ( Слайды 2,3)

Cтатистика из Кубанского календаря 1910 года.

Станица Холмская — 11574 десятины земли, 9988 душ населения. Пахоты 5900 дес., сенокосу — 2100, выпасу (толоки или выгону) — 2450, леса, садов, кустарника — 4200, плавней или болот — 153, иных угодий — 151 дес. Число дворов домохозяйств: коренных жителей — 731, иногородних жителей — 384. Число душ: коренных жителей — 2490 муж. и 2379 жен., иногородних: оседлых — 1819 муж. и 1714 жен., временно живущих: 739 муж. и 847 жен. Национальность коренных жителей — русские. Административные учреждения: станичное правление, 2х классное мужское училище, одноклассное женское училище, церковно-приходская школа, церковь, лепрозорий.

III. Станичные будни.

На площади проводились станичные сходы, на которых выбирался атаман, судьи, проводы на службу. Одним из основных занятий жителей Холмской, конечно помимо несения военной службы, являлось животноводство. Разводили казаки коров, овец, коз. Численностью скотины измерялось богатство казака.

К середине 19 века стало развиваться земледелие. Холмчане на своих полях выращивали пшеницу, рожь, овёс, горох.

С 16 лет казак проходил обучение в лагерях. В 18 лет он поступал на службу.

В центре станицы, где сейчас сквер, находилась базарная площадь, лавки, где станичники покупали все необходимое для повседневной жизни товары.

IV.Великая Отечественная война.

С первых дней Великой Отечественной войны трудящиеся станицы Холмской приняли активное участие в защите нашей Родины. Никого не обошла она стороной. Именами героев войны названы улицы станицы.

Стремительным темпом пройдя по степям Краснодарского края, передовые немецкие части оказались у подножия Кавказских гор – выход на побережье Черного моря стал казаться лишь делом ближайших нескольких суток.
 К 17 августа на участке между станицей Абинской и станицей Ахтырской создалось очень тяжелое положение. Немецкие войска, быстрыми темпами продолжая наступление, к концу дня 17 августа заняли почти весь Абинский район. Перед советским командованием встал вопрос: во что бы то ни стало задержать наступающие немецкие части в предгорьях и не допустить их к морю. Между тем, обороняться было нечем. К 18 августа положение несколько стабилизировалось, дивизия окопалась и перешла к жесткой обороне на рубеже Северская – Ахтырская.  Натиск немецких войск также заметно ослабел, и для них не прошел бесследно стремительный марш через выжженные солнцем кубанские степи и постоянные изматывающие бои с советскими заслонами. Не сумев с ходу прорваться через горы на Геленджик, немецкие войска временно перешли к обороне, закрепившись в станицах Холмская и Ахтырская и приступили к перегруппировке сил перед новым наступлением.   6 ноября противник силами до 200 автоматчиков перешел в наступление в направлении южнее станицы Холмская, но безуспешно. 10 ноября атака повторилась, но все попытки немцев овладеть высотами были сорваны, благодаря умелой обороне наших войск. Противник временно приостановил наступление и до 25 ноября совершенствовал оборону. К концу декабря ситуация на южном крыле советско-германского фронта изменилась, немецкие дивизии откатывались на запад под ударами Красной Армии, и все активные боевые действия со стороны немцев в районе станиц Ахтырской – Холмской были прекращены, противник перешел к глухой обороне. Напротив, советские войска начали усиленно готовиться к собственному уже близкому наступлению, которое началось в середине января 1943 года.

Станицу Холмскую освободили 23 февраля 1943 года.

Кубань  отправила  на  фронт  сотни тысяч  своих  сыновей  и  дочерей.

В  том

числе  это

В  том числе  это  были  и  наши  станичники. Они  самоотверженно  сражались  на войне. Многие  награждены  орденами и  медалями  за  отвагу  и  храбрость, проявленные на фронте.

С каждым днем его подвиг весомей,

                       Он идти побуждает вперед.

                       О Герое кубанском – Лысове

                       Никогда не забудет народ! (слайд4)

                                                            В. Носенко

Лысов Михаил Сергеевич родился 19 июля 1921 года в станице Холмской Абинского района в семье крестьянина. Отец Сергей Егорович и мать Соломея Ивановна трудились в колхозе. Михаил окончил неполную среднюю школу и работал столяром. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, начал войну минером.  Испытал Михаил горечь отступления, но он верил в победу и мстил оккупантам. Он минировал поля, его взрывчатка поднимала в воздух вражеские танки, останавливала механизированные колонны, уничтожала десятки вражеских солдат. вание Героя Советского Союза присвоено Лысову за этот подвиг 26 октября 1943 года. Он награжден орденом Ленина, орденом Красной звезды, медалями.  Война продолжалась, Лысов возводил мосты, разминировал поля Украины для прохода танков и пехоты. Вместе с группой воинов Михаил возвращался из села, освобожденного от немцев, но где-то засел вражеский снайпер, который выстрелом смертельно ранил героя. Погиб он 12 марта 1944 года, похоронен в с. Каменечье Новоархангельского района Кировоградской области Украины. Здесь стоит памятник М. С. Лысову, где постоянно возлагаются  живые цветы.

 В станице Холмской, около школы № 17, носящей имя Лысова,  стоит бюст героя-земляка. По улице Ленина на братской могиле также установлен бюст Героя.  Одна из улиц станицы Холмской носит имя Лысова.

Помнят его и в городе Харькове, который он освобождал. В музее СОШ № 91 висит его фотография, описан его подвиг при освобождении рабочего поселка тракторного завода.

Добрая школа, милая,

Помнит она в лицо,

Знает она по имени

Каждого из птенцов,

Помнит будни и праздники,

Горькую тишину,

Как ушли старшеклассники

На большую войну. ( Слайд 5)

Чуприна Григорий Трофимович родился 2 октября 1918 года в станице Холмской Абинского района в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал в колхозе.

   В 1939 году он был призван в ряды Красной Армии.   Сначала весь призыв из Абинского района проходил службу в 89 запасном стрелковом полку в город Вышний Волочек Калининской области. К концу декабря 1939 года Чуприна был направлен на учебу в Смоленское военно-политическое училище.

 В начале 1942 года начались бои на Ржевском направлении. В феврале политрука Чуприну назначили комиссаром стрелкового батальона, в который входила его рота. Батальон комиссара Чуприны преодолел реку Шоша и участвовал в освобождении поселка Погорелое Городище. Целый год западнее этого поселка не утихали кровопролитные бои. Сотни раз комиссар Чуприна поднимал бойцов в атаку.  В конце января 1945 года батальон майора Чуприны вышел на реку Одер южнее города Франкфурта и без промедления по льду преодолел его. На захваченном плацдарме начались длительные кровопролитные бои. Советским солдатам было нелегко удержать плацдарм, но они стояли насмерть. В одном из боев на плацдарме 23 февраля 1945 года майор Чуприна был тяжело ранен осколками разорвавшегося снаряда и эвакуирован в госпиталь. Больше на фронт Григорий Трофимович не вернулся.

Пройдя переподготовку на специальных курсах, майор Чуприна был направлен на родину, где стал райвоенкомом Абинского района Краснодарского края. 28 января 1948 года он был демобилизован в запас в звании майора.

   Более двух десятилетий Григорий Трофимович Чуприна проработал преподавателем партийной школы в городе Геленджике. Умер 18 марта 1971 года. Похоронен в городе Абинске. Одна из улиц станицы Холмской носит имя Чуприны.

 IV. Время после войны

После войны станичники все силы направили на восстановление и развитие родной Холмской.

 Были восстановлены колхозы «Вторая пятилетка» (затем переименован в колхоз «Родина»)  «Путь табаковода», «Кавказ», «9-е января» и «Красная Кубань».

Через дорогу на месте построенного в 70-х годах кинотеатра «Юбилейный» находились подвалы винокурни колхоза «9-го января». Колхоз, имея собственные виноградники. Работал маслоцех. Угол улиц Казачьей и Заводской — табачная бригада колхоза «Родина». В средней части улиц Черноморской и Свердлова(ранее им.Сталина) были бригады. Соответственно — гужевая и по выращиванию рассады табака в парниках вдоль берега реки Хабль. Ранее это место было руслом реки Глубокий Яр. завода «Грушники»- предприятия по выдавливанию соков из яблок, алычи( в дальнейшем по изготовлению тары: деревянных ящиков и плетённых из древесного шпона корзинок) — перестал существовать.Старое русло стало заселяться и на карте станицы появилась улица Сухая Речка. Наименование улиц Курьерской и Железнодорожной появились с началом железной дороги( тогда «чугунка») Екатеринодар — Новороссийск. (слайд6,7,8)

 

Надо полагать, что наименование улицы — Заводская — появилось от кирпично-черепичного завода  Первым звонарём Свято-Покровского храма с 1867 года был Григорий Петрович Бурда.Храм быд разрушен. Камни с надземной части фундамента и красный кирпич пошли на строительство нынешней СОШ №15. Школу №15 официально построили 18  мая 1940 года на подворье семьи Лиходед. Их частный дом использовался одно время под школьную библиотеку, класс для девочек по домоводству, класс по начальной военной подготовке и класс по продлённым занятиям для некоторых учащихся начальных классов. В начале 90-х годов прошлого века, этот дом из-за ветхости был снесён. Спортивный зал достроили к стене учительской комнаты методом народной стройки в 1962 году.

На месте нынешнего центрального рынка до войны работал мельничный комплекс. В наши дни каменное и в поперечнике 2,5-3 метровое рабочее мельничное колесо лежит на дне реки под обрывом. Там же большие железобетонные фрагменты основания мельницы. Собственно мельница была расположена на берегу реки по улице Ярмарочной. (слайд9,10)

   

Края мои родные

Заветные края,

Навеки дорогие –

Вас не забуду я.

Кубань, Кубань – казачий край,

Отцовская земля.

Хлебов высокий урожай

Твои родят поля.

Здесь в золоте пшеница:

Кругом хлеба, хлеба…

Богатая станица –

Счастливая судьба.

Куда я не поеду,

Во мне любовь моя:

Малиновы рассветы,

Кубанские края.

V. Итог урока

Проведём тест.

— В каком году была основана станица Холмская?

— Что обозначает слово «казак»?

— Назови день освобождения станицы Холмской?

Вот и закончилось наше путешествие. Мы будем ещё много узнавать нового о нашей станице – малой родине. (слайд 11)

VI. Домашнее задание.

— Дома нарисуйте рисунки нашей станицы. У своих бабушек и дедушек расспросите о нашей станице.  

орить сегодня на уроке?

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо в

Литература:

  1. http://www.mingrelskaya.ru
  2. http://abinlib.ru
  3. https://infourok.ru
  4. http://abinsk-history.pravorg.ru
  5. https://kopilkaurokov.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *