Культура чая – Культура чая в Китае. Чай – великий целитель. Сорта и их лечебные свойства, профилактика заболеваний. Травяные чаи, лечебные свойства…

Содержание

Китайская чайная культура | Клуб восточной культуры «Две империи»

Китайская чайная культура — явление необычное и имеет особое значение в жизни китайцев. Чайные традиции Китая сильно отличаются от других стран, даже от соседних, таких как Вьетнам, Корея, Япония. Ритуал чаепития проводится как в домашней обстановке, так на официальных встречах.

Чай в Китае настолько популярен, что его применяют в традиционной китайской медицине и даже в китайской кухне. Чай в Китае — классический напиток, который употребляется ежедневно и входит в семерку вещей первой необходимости для любого китайца: рис, дрова, масло, соль, соевый соус и уксус.

Этимология

Чай обозначается иероглифом 茶, который только к VIII веку приобрел свое настоящее написание и произношение chá — «ча». Слово «ча» обозначает напиток и происходит от названия чайного куста (лат. Caméllia sinénsis).

Иероглиф чай 茶состоит из трех ключевых иероглифов: 木 («му» — дерево), 艹 («цао» — трава) и 人 («жэнь» — человек). Иероглиф艹 — это сокращенная форма от 艸, он располагается в верхней части сложных иероглифов.

Традиции чайной церемонии

Конечно же, чтобы просто выпить чаю, не обязательно проводить чайную церемонию, но если для нее найдется время хотя бы раз в неделю — это будет признаком хорошего воспитания. В китайской культуре существуют некоторые особые обстоятельства, при которых принято готовить и пить чай.

Чаепитие в знак уважения

В традиционном китайском обществе молодежь проявляет уважение к старшему поколению, предлагая чашку чая. Приглашение в чайный дом — это общепринятое праздничное мероприятие. Впрочем, иногда и родители могут налить чашку чая своим детям, чтобы выразить свою заботу. Или начальник может угостить своих подчиненных чаем в ресторане, чтобы улучшить отношения.

Семейное чаепитие

Когда дети, повзрослев, покидают семейный очаг, они могут меньше времени проводить со своими родителями, тогда посещение ресторанов и чаепитие становится важным мероприятием по восстановлению семейных связей. По выходным китайские рестораны переполнены семьями, особенно во время курортного сезона. Это явление отражает важность чая среди китайских семейных ценностей.

Чувствуешь, что не прав предложи чай

В китайской культуре чай может быть предложен как часть официального извинения. Например, дети, которые осознали свою вину, могут подать родителям чай в знак сожаления и примирения.

Чай в знак благодарности

В традиционной китайской свадебной церемонии жених и невеста становятся на колени перед своими родителями и подают им чай, а затем благодарят их за свое воспитание. В некоторых случаях невеста подает чай семье жениха, а жених — семье невесты. Этот процесс символизирует объединение двух семейств.

Благодарность постукиванием

Находясь в китайском ресторане можно увидеть, как за другими столами кто-то барабанит пальцами по столу, когда наливают чай. Причем так делают каждый раз, как только наполняется чашка. Не переживайте, это не суеверие и не нервное расстройство. На самом деле легкое постукивание согнутыми пальцами — это обычный способ поблагодарить мастера чая, этакое безмолвное спасибо. Как говорит легенда, один из императоров династии Цин путешествовал по своей империи инкогнито в сопровождении слуги. Однажды в ресторане наливая себе чай, император наполнил чашку и своему слуге. Для слуги это была невероятная честь, и по привычке он хотел было броситься на колени, но таким образом он раскрыл бы личность своего хозяина. Поэтому вовремя спохватившись, он лишь согнул два пальца и постучал по столу. Согнутые пальцы означали поклон, один палец символизировал голову, второй оружие. Этот обычай более распространен на юге Китая. Следует отметить, что на официальных чайных церемониях более целесообразно кивать головой или говорить спасибо.

Заваривание китайского чая

Разные способы заваривания чая зависят от повода, по которому собрались участники чаепития, от мастера чая, от сорта чая. Так, например, зеленые чаи более нежные, чем черные сорта. Поэтому зеленые чаи завариваются немного остывшей водой. Самый простой, неформальный способ заваривания чая — это просто добавлять листья в емкость с горячей водой. Другой метод для сервировки чая заключается в использовании небольшой чаши с крышкой, которая называется гайвань (Gaiwan). Гайвань состоит из трех частей: блюдце, чаша и крышка. Они могут быть изготовлены из различных материалов, включая фарфор и стекло. Гайвань является предпочтительным методом для приготовления зеленого и белого чая, поскольку традиционный фарфор этой чаши поглощает тепло и не повреждает чай.

Чайная церемония

Чайная церемония (Гун Фу Ча) или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая означает «мастерское приготовление чая», является популярным методом приготовления чая в Китае. Чай заваривают в чайниках из исинской глины, это тип глины из региона неподалеку от города Исинь. В зависимости от региона Китая, в церемонии могут быть различия на этапах приготовления чая, а также в инструментах, используемых в процессе. Например, тайваньский стиль чайной церемонии позволяет использовать ряд дополнительных инструментов, включая пинцет и чайное ситечко.

Влияние чая на китайскую культуру

Чай оказал значительное влияние на развитие китайской культуры, и китайская традиционная культура тесно связана с китайским чаем. Чай часто ассоциируется с литературой, искусством, философией и тесно связан с даосизмом, буддизмом и конфуцианством. Примерно со времен династии Тан чаепитие стало неотъемлемой частью самосовершенствования. Чаепитие должно удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, а сам чай — обладать насыщенным вкусом и ароматом.

Посуда для чая

Традиционно любителей чая считали культурной элитой общества. Практика употребления чая считалась выражением личной морали, образования, социальных принципов и статуса. Популяризация чаепития привела к увеличению производства чайного дерева, что значительно повлияло на китайскую фарфоровую культуру.

Дом чая

Древние китайские ученые, мыслители, поэты и художники собирались в чайных домиках для обмена идеями. Здесь не было социальных различий, званий, регалий, все были равны в открытой беседе или честной дискуссии. Неторопливое потребление чая способствовало дружелюбной атмосфере и вежливости среди участников. Чайные дома — это не только побочный продукт китайской чайной культуры; они предлагают исторические свидетельства истории китайского чая.

Современная культура

В современном Китае в каждом доме, даже в самой бедной мазанке, есть набор чайных принадлежностей, чтобы приготовить чашку ароматного, горячего чая. Эти принадлежности являются символами дружелюбия и хозяйского радушия. Традиционно гость в доме должен сидеть и пить чай во время беседы. При этом салфетки во время чайной церемонии складывают определенным образом, чтобы предохранить себя и гостя от плохой энергии. Существует несколько видов чая: зеленый, улунский, красный, черный, белый, желтый, пуэр и цветочный.

Культура потребления чая у разного народа

Российский народ – один из самых любознательных в мире. Именно поэтому нас всегда тянет ко всему новому. Мы мечтаем о путешествиях за пределы своей страны не только для отдыха, но и для того, чтобы прикоснуться к незнакомой доселе культуре, узнать что-то новое о других странах, о традициях других народов.

Сегодня мы расскажем вам о традициях чаепития в некоторых странах мира. На эту мысль нас натолкнул спор о родине чая. Несколько стран претендует на это высокое звание. А между тем, культурные традиции чаепития очень самобытны в разных странах. Культура потребления чая у каждого народа имеет свою многовековую историю, а в некоторых государствах, например, в Америке культура чаепития представляет собой удивительное смешение традиций разных народов.

Итак, сегодня мы поразмышляем о чаепитии в следующих странах:

  • Россия.
  • Англия.
  • Америка.
  • Япония.

 

Как пьют чай в России

Популяризатором чая в нашей стране стал царь Алексей Михайлович. При его правлении этот восточный напиток начал массово завозиться в Россию и приобрел популярность в разных слоях населения. Как и мы с вами, дорогие читатели, при его правлении чай пили и старый, и молодой, и аристократ, и простой крестьянин.

В конце 19-го, начале 20-го века чай стал непременным атрибутом встреч русской интеллигенции. На таких посиделках обсуждали не только светские новости, но и судьбы мира. Много русских классиков литературы описывали эту традицию: Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький и многие другие.

Таким образом, русское чаепитие стало одним из генетических кодов нашего народа. И вот какие особенности я подметил в традиции потребления этого чудесного напитка в нашей стране:

    • Наши люди пьют чай в течение всего дня, на завтрак, в обед и во время ужина.
    • Мы пьем чай с чем угодно: с яблоками, с медом, «вприкуску» с сахаром, с молоком или сливками, с лимоном и прочими добавками.
    • Нельзя не сказать и о самоваре, как об обязательном атрибуте русского чаепития конца 19-го, начала 20-го веков. К вечернему чаю стол накрывался красивой скатертью, и вокруг пузатого самовара собиралось общество близких по духу людей. Жаль, что эта замечательная традиция постепенно уходит из нашего быта.
    • В России к чаю всегда подают различную выпечку (пряники, сладкие пироги, печенье и другие) и вкусные закуски (варенье, джемы, повидло и другие).

 

 

Как пьют чай в Англии

В Великобританию чай попал из восточных колоний. Однако восточные традиции в этой стране не прижились. В викторианскую эпоху, даже процесс чаепития в Англии был строго регламентирован. Хозяйка приема заранее рассылала приглашения, где был обозначен круг гостей, форма туалета и продолжительность приема.

Сам процесс чаепития делился по половому признаку. Светские дамы собирались отдельно для обсуждения последних новостей и сплетен. К их столу подавались легкие пирожные, мармелад или пастилу. Мужчины же предпочитали пить чай без каких-либо закусок. Существовали в английских домах и специальные чайные комнаты для мужской и женской половины.

Таким образом, чаепитие в Англии стало своеобразным дискуссионным клубом, а сам процесс потребления напитка должен был сближать разные стороны дискутирующих сторон, придавать общению ощущение непарламентской простоты.

Интересно, что в силу дороговизны этого напитка, слуги к чаепитию английских аристократов не допускались, и хозяйка разливала чай самостоятельно. Челядь попросту могла украсть драгоценный напиток.

Как пьют чай в Америке

Если будете в США, и вас пригласят попить чай – помните о некоторых особенностях чаепития в этой стране. А именно:

    • «Вваливаться» в гости без приглашения, а тем более, со спутником в Америке не принято. Поэтому заранее сообщите хозяину приема о том, придете вы или нет, и уточните возможность приглашения с собой спутника.
    • Попробуйте понемногу всех блюд, которые предложены к чайному столу.
    • В процессе пития не смотрите поверх чашки на присутствующих. Взгляд направляйте только на содержимое чашки.
    • Ненадолго выходя из-за стола, обязательно кладите салфетку на стул.
    • В США во время чаепития не принято прикасаться к своему лицу и вообще к голове.
    • Когда чай уже выпит, не отодвигайте от себя чашку.
    • В Америке принято поднося чашку ко рту, держать ее в правой руке, а блюдце в левой. При этом, отпивая напиток, держите блюдце под чашкой.
    • Боже упаси в Америке пить чай из блюдца, как это делаем мы. Наоборот, если капля чая упала на блюдце, то ее необходимо протереть салфеткой.

Как пьют чай в Японии

В этой стране чаепитие превращается в некое ритуальное действо со своими законами и традициями. И когда японцам рассказывают о том, как пьют этот напиток у нас, то их это повергает в настоящий шок. Они не могут поверить тому, что этот «дар богов» русские могут пить в течение дня в любое время.

    • В Японии чаепитие осуществляется в специальном чайном домике, который расположен вдали от жилых помещений.
    • Вход в чайный домик в древности не превышал по высоте 90 см. Таким образом, человек любого сословия должен был совершить ритуальный поклон, прежде чем приступить к процессу. Чай в Японии уравнивает людей.
    • Приборы для приготовления и потребления чая в Японии — священны. Перед каждым ритуалом чаепития в этой стране существует специальный обряд очищения чайной утвари.
    • У каждой чашки чая в Японии есть, так называемое, «лицо». Это место украшают особым орнаментом или изображением родового тотемного животного (дракона, тигра, змеи и других). Подавая чашку с чаем гостю, хозяин поворачивает «лицо» к гостю, тот же, в свою очередь после принятия чашки из рук хозяина обязан сразу повернуть «лицо» к последнему, показывая свое уважение. Смертельным оскорблением считается, если гость посмеет отпить напиток со стороны «лица».

Конечно, в этой короткой статье мы не описали и сотой доли традиций чаепития разных стран мира. Чай пьют по всей планете и для каждого народа его потребление превращается в некий сакральный акт. Но главное в том, что в какой бы стране вы не находились, помните, что совместное чаепитие это всегда проявление сближения народов, символ гостеприимства и особого отношения хозяина к гостю.

 

История чайной культуры — TeaTerra

Чай, являясь самым популярным напитком в мире после воды, имеет многовековую историю. История развития чайной культуры мира отражает в себе мифологический и религиозный аспекты жизнедеятельности людей, экономические и торговые отношения между странами, она связана с войной и миром, с развитием и упадком, она касается как царей и императоров, жрецов, монахов и духовных деятелей, целителей и врачей, так и простых людей, которые вот уже 3 тысячи лет разными способами – горячим, охлажденным, с молоком, с сахаром, медом, солью, перцем, ежедневно употребляют чай.


2014_07_01_29_001
Итак, в результате проведенных исследований было подсчитано, что чайный куст (Camellia sinensis) появился около 60 000-70 000 тысяч лет назад! В диком виде чайный куст растет в горах Индии и Индокитая. Географическая родина чая — Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.

Открытие и описание чая как напитка обычно приписывают Шэнь Нуну 神农, Божественному Земледельцу, или, как его еще называют Ян Ди – Император Солнца. Именно в его трактате «Корни и травы» (神农本草经Бэнь Цао Цзин) впервые упоминается чай. Шэньнун, он же Ян Ди, являясь существом исключительно мифологическим, так как достоверных исторических сведений о его жизни и деятельности, кроме указанного выше трактата, китайцы не нашли, на наш взгляд есть продукт коллективного знания древних китайцев о лекарственных свойствах растений.

Напомню, что по легенде Шэньнун, который был зачат после того, как его мама увидела дракона, напробовался ядовитых растений и чуть было не умер от отравления, но вовремя поспевшая капнуть ему в рот росинка с чайного листа спасла ему жизнь. Интерпретации возможны и несколько иные. Очевидно, что открытие любой значимой для человечества «штуковины» (как говорит Виногродский) во всех культурах окутывается мифами и легендами (см. Прометей итд). Так, можно с уверенностью сказать, что древние китайцы были знакомы с чаем и знали о его целебных свойствах, более того приписывая историю его открытия мифологическому созданию Шэньнуну, они определяют чай как жизненно важный элемент материальной и духовной культуры.

Еще одним документальным подтверждением знания о чае является первый словарь китайского языка Эръя, в котором уже в 704 г. до н.э. чай описан как один из целебных напитков.

В буддистской цивилизации также есть легенда о происхождении чая. Примерно 543 г. до н.э с Запада в Китай пришел рыжебородый варвар (он же Бодхидхарма), сел напротив стены и замедитировал. В какой-то момент он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. Вот из этих ресниц и вырос чайный куст. А буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. Это что касается мифологичности происхождения чая. Теперь подробнее рассмотрим ддругие аспекты формирования чайной культуры.

В Китае вплоть до периода Чунь Цю ( «Весна и осень») чай использовался в основном для алтарных жертвоприношений, в частности для ритуала поклонения предкам, проводимого императором. По некоторым данным происходило это так: «В определенный лунный день 12 девственниц переставали стричь ногти. Через некоторое время они выходили собирать чай. Каждая девушка срывала по 30 почек одинакового размера, не касаясь их подушечками пальцев. После этого собранные почки промывали 12 раз, перемешивая руками, и запаивали в серебряный сосуд. Перед ритуалом Император производил над ним некие магические действа». Подтвердить или опровергнуть достоверность описания этого ритуала сейчас не представляется возможным, очевидно одно – первоначальная функция чая – ритуал. Так, мы понимаем, что уже в древности осознавалась церемониальность употребления чая, его особые свойства предопределяли и особое отношение не просто как целебному растению, а как к предмету ритуального культа. Скорее всего зародившееся в то время отношение и привело в итоге к осознанию необходимости изобретения церемонии для употребления чая.

Мифологоческое происхождение и ритуальная значимость чайного листа привели к тому, что чай начали использовать в пищу. И, очевидно, это и послужило поводом для активного изучения полезных свойств чая, который очень скоро приобрел репутацию «лекарства от ста болезней» и вошел во все медицинские справочники Древнего Китая.

В период Троецарствия (220-280 г.г.) чай уже как целебный напиток начал входить в жизнь китайцев. Сначала он появился при дворе императора, который одаривал им своих сановников в знак высочайшей милости. Вскоре, в силу того, что природные условия благотворно влияли на распространение чайной культуры в Поднебесной, чай стал в Китае национальным напитком и, естественно, товаром. Появляются первые чайные лавки, возникает культура коллективного чаепития. Чайный кустарник стали выращивать вдоль рек в южных провинциях Юннань, Сычуань и Гуйчжоу.

К началу правления династии Тан (618-907 г.г.) чайные плантации покрыли почти всю долину реки Янцзы и провинции, расположенные к югу от нее. Этот период считается расцветом культа/культуры чая. Его пили все: и простые крестьяне, и знатные вельможи. В буддийских храмах часто устраивали большие чайные церемонии, на которых беседовали о канонах буддизма и о чайной этике, слагали стихи. Чай прочно вошел в духовную область китайской цивилизации, став одной из основ, зацементировавшей пестрые национальные культуры воедино, и материальную жизнь, превратившись на ряду с шелком в один из основных экспортных товаров Срединного государства.

Примерно в это же время (4-8 в.) чай активно распространяется в околокитайском пространстве — он попадает в Монголию и Тибет как отличное средство для поддержания жизненного тонуса, вместе с буддизмом проникает в Японию и Корею, где появляются чайные плантации вокруг буддистиких монастырей.

Следующим этапом культурного развития чая стал 8 век. Что из себя представляет чай в это время? Это вполне уже состоявшийся напиток, признанный в Китае и знатью, и простым народом, уже придуманы несколько способов подготовки чайного листа к употреблению – это прессованный чай и порошковый чай. Чай к этому времени уже побывал и лекарством, и орудием ритуала, и предметом культа. Казалось бы, что дальше? Куда двигаться и совершенствоваться?

Тем не менее, в 9 веке чай в Китае приобретает новую культурную наполненность и популярность, во многом благодаря знаменитому поэту Лу Юю. Этот великий человек, еще при жизни возведенный в ранг «чайных святых» не просто воспел чай в своих произведениях, он, не зная ничего про маркетинг и черный пиар, сумел популяризировать чай до степени национального напитка. Лу Юй, являясь публичной фигурой, сумел добиться любви и покровительства императора и использовал свое высокое положение в обществе для того, чтобы способствовать распространению чайной культуры в Китае.

Интересный факт, что при жизни Лу Юя в 780 г. был введен чайный налог, то есть чай стал восприниматься как стратегически важный продукт – товар, за счет которого пополняется казна империи. А уже через 70 лет путешественники отмечали, что торговля чаем и пошлины с нее – это главный источник дохода Кантона.

Перу Лу Юя, помимо поэтических произведений про чай, принадлежит «Чайный канон“ — “茶经», в котором в литературной форме описано все, что касается чая – история названия, места произрастания, сорта, способы приготовления и многое другое. Лу Юй, в частности подробно описал метод варки прессованного чая – чрезвычайно популярный способ приготовления пуэра, помогающий чаю раскрыться в полной мере.

Пожалуй, Лу Юй был первой знаменитой светской личностью, способствовавшей распространению чайной культуры. Буддисты же, в свою очередь, продолжали свое благое дело и тоже активно распространяли чай в околокитайском пространстве. Так, в начале 9 века буддийский монах Сайчо (Saicho) проводит в китайских храмах 3 года, изучая способы употребления чая, после чего вывозит семена чая в Японию. Примерно в это же время чай распространяется и в Корее.

Времена династии Сун (960 – 1280 гг.) — это эпоха чайного бума. В это время чайные плантации покрыли все доступные для выращивания чайного куста земли, производство чая увеличилось в несколько раз. Как гласят исторические хроники, один из последних сунских императоров — Цзя Цзун, был настолько увлечен чаем, что абсолютно не следил за геополитической обстановкой в мире и в 1124 году «прочаевничал» монгольское нашествие, в результате которого был разорена его империя.

В тоже время в Японии китайский чай приобретает свою специфику – известный буддистский монах Эйсай, основатель дзен-буддизма, проводит ряд экспериментов по завариванию чая, тем самым закладывает основу японской чайной церемонии. Он также пишет первый трактат о чае на японском языке, в котором подробно описывает мистические свойства чая, вводит термин – “茶道», «путь чая» или «чайное дао»

Сто лет правления монгольской династии Юань привели к упадку чайного дела в Китае. Неудивительно, что Марко Поло во время своего путешествия по Китаю ни разу чай не попробовал. Тем не менее, глубоко засевший в ментальный код китайцев чай «выкорчевать» было не так просто, и сразу же после падения монголов наступает «чайный ренесанс» — династия Мин. Именно в это время появляется весь арсенал инструментов чайного мастера, в моду входит керамическая тонкостенная посуда, появляются знаменитый миниатюрные чайники, отходят в сторону порошковые и прессованные чаи — китайцам полюбился свежевысушенный зеленый чай, складываются воедино приницпы приготовления чая методами «пин-ча» 平茶 и «гунфу-ча» 工夫茶.

Чуть позже в соседней Японии чайная церемония тоже приобретает окончательное оформление, в том числе и юридическое – один из сегунов своим указом утверждает правильную последовательность действий для заваривания, чай становится сверхпопулярным среди аристократов и знати.

Таким образом, к 14 — 15 векам чай в Азии состоялся как продукт и сформировался как культурный концепт, были отточены основные способы обработки чайного листа, его заваривания и употребления. Чай прочно закрепился в ментальном коде народов Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, заполнил своим вкусом и ароматом религиозное и культурное наследие этих стран.

Безусловно, чайное дело развивалось и дальше, появлялись новые сорта, новые плантации, увеличивался торговый оборот. Чай стал визитной карточкой Китая, одним из источников дохода, и в тоже время одной из причин войн.

Важно отметить, что даже в 21 веке, когда механизация, модернизация, а затем и компьютеризация КНР изменили облик Поднебесной, чай остался очень традиционным, производство чая по-прежнему осуществляется в основном вручную, без использования высоких технологий и сверхсовременных технических средств. В процессе производства чая прогресс оказался лишним, техника не смогла заменить заботливые руки, а компьютер не вместил знания чайных мастеров, потому что эти умения и знания невозможно представить в отрыве от культурного кода, менталитета народа.

Источник: http://dushinechaju.ru


Чайная культура — Дом Солнца

Каждая чашечка ароматного терпкого Чая полна необычных ощущений и открытий. Во время безмятежного протекания сакрального времени, между первым и последним глотком Чая, Мир словно обновляется.

Чай пьют в самых разных ситуациях, в разных странах, люди разного возраста, разных социальных взаимоотношений.

Чай – это возможность общения, соприкосновения и взаимопроникновения культур.

Около пяти тысяч лет история мира рассказывает нам о чае, древнейшем продукте, известном на Земле. Чайное дерево – многолетний вечнозеленый кустарник, принадлежащий семейству камелий, появившийся на планете, по мнению ботаников, 60 000 – 70 000 тысяч лет назад.

Долгое время считалось, что родина чая — юг Китая. Но открытие плантаций чайных растений в Индии, во Вьетнаме и на Цейлоне, результаты биохимических исследований, указывают их местом появления север Вьетнама.

История проникновения чая в культуры народов мира удивительна и во многом таинственна. Слагались легенды о первом открытии лекарственных свойств чайного листа. О первом знакомстве с изумительными свойствами волшебного чайного напитка. Писались древние трактаты: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело». Передавались поговорки: «Когда мы встаем утром, в первую очередь мы должны приготовить дрова, рис, масло, соль, сою, уксус и чай».

И в настоящее время чай является основным напитком для почти двух с половиной миллиардов человек на Земле, занимая второе место после питьевой воды. Его пьют в 30 странах мира.

«Чайная история» различных культур начиналась с зеленого чая.

Китай – первая страна, в которой чай стали выращивать, производить и пить. Китайцы использовали его как лекарственное растение, овощ и затем как напиток.

Чай в древности использовали для алтарных жертвоприношений, в ритуалах поминовения предков.

Монахи пили чай во время медитаций и чтения священных текстов.

Даосы включили чай в состав эликсира бессмертия.

В эпоху трех царств, царь государства приказал своим министрам пить вино и наслаждался зрелищем их опьянения. Лишь одному министру он разрешал не пить вина, а втайне угощал его чаем. С тех пор среди образованных людей стало модно угощать гостей чаем, создавая прекрасные и возвышенные чайные церемонии.

Ученые на своих длительных диспутах наслаждались напитком, стимулирующим размышления, философские раздумья, писали стихи, картины. Чаепитие превратилось в вид искусства. В чайных домиках выступали артисты, слушали предсказателей и рассказчиков, обсуждали политические и экономические новости.

Чай приносили в дар императору. Возникла «чайная борьба», соревнование крестьян в изготовлении лучшего чая для поставки к императорскому столу.

Чай дарили девушке при помолвке. «Чайный дар» в более широком смысле – сама помолвка, он может не являться собственно чаем. Первый человек, создавший чайную церемонию, написавший Канон чая «Ча цзин», поэт Лу Юй получил имя Бога Чая. «Главное в чае – это вода. На втором месте – правильно ее вскипятить. На третьем – иметь хороший чайный лист. Горная вода – лучшая, чистая, живая, речная – средняя, колодезная – худшая, застойная».

Для разогрева воды лучше использовать «у фо» — «военный» огонь, соответствующий большим периодам мощного горения и большого жара. Медленный, ровный и непрерывный «мэнь фо» — «гражданский» огонь лучше не использовать, вода может перестоять.

У чаеведов есть поговорка, что вода – мать чая, а чайник – отец чая.

Качество замечательного жаропрочного чайника искусной работы мастера, его несравненная красота, удобство этого сосуда для заварки также очень важны.

Чай – магическая, живая сущность. В традиции китайского чаепития воплощены «три драгоценности»: Небо, Земля и Человек. По китайской мифологии это троица творящих, от которых произошла «вся тьма вещей». Чай с его неповторимыми свойствами играет роль порождающего начала – Неба. Человек играет роль принимающего начала – Земли. И само действо, уникальная среда общения, играет роль Человека, соединяющего вместе энергии Неба и Земли.

Культура русского чаепития

Русское чаепитие

Чай впервые появился на Руси несколько веков назад, и с тех пор прошел интересный путь — от недоверия и временного забвения, до повсеместного распространения и благоговейного отношения к нему людей всех возрастов и сословий.

Чай — не исконно русское изобретение, но его использование так сильно повлияло на обычаи и быт наших сограждан, что чай по праву можно считать главным национальным напитком.

Первые упоминания о чае в царской России относятся к XVI веку — вернувшиеся из Китайской Империи казачьи атаманы Петров и Ялышев высоко отзываются о диковинном бодрящем напитке, говоря о нем, как о «китайской траве».

Возможность же попробовать чай лично появилась у царя Михаила Федоровича в 1618 году, когда сундук с чайной травой преподнес ему китайский посол. Дипломатические обмены подарками между двумя странами, которым уделялось большое значение в то время, позволили боярам получить несколько тонн чая и других даров. Правда, как именно употреблять чай тогда еще никто не знал — но, когда царское окружение выведало, что чай надо заваривать в кипятке, и чаем с удовольствием начал угощаться и сам Михаил Федорович.

С 1665 года, когда нынешний царь Алексей Михайлович, принимавший от болезни желудка чайный напиток, признал его «изрядным лекарством», слухи о целебном свойстве чая распространились по всей Руси. Было замечено, что чай обладает бодрящим и восстанавливающим действием, помогает бороться со сном во время долгих церковных служб и утомительных боярских заседаний, очищает и освежает кровь, снимает похмелье.

С этого времени чай и начал входить в моду у богатых господ, а только через несколько столетий чай стал доступен и для простолюдинов.

Распространение чая на Руси: всенародно признанный любимый напиток

В 1679 году с Китаем был заключен договор о поставке чая, который привел к возникновению Великого чайного пути — сухопутной дороги, включающей часть Сибирского тракта, и соединяющей между собой Китайскую империю и Западную часть России. Чай, доставленный таким способом, ценился выше, чем товар, привезенный по морю, ведь хранение в сырых и затхлых морских трюмах плачевно сказывался на качестве чайного листа.

И это означало, что привезенный из Китая чай по-прежнему был недоступен по стоимости простым сословиям. Элитные чайные сорта, включая зеленый, желтый и белый, доставлялись только аристократам и стоили больших денег даже по европейским меркам. А простолюдины по прежнему пили сбитень, травяные отвары, квасной напиток и иван-чай.

И только к XIX веку чай смогли себе позволить все жители Руси, и связано это было с установлением торговых отношений с Индией, которые касались ввоза менее ценного Цейлонского чая. Вскоре появились еще более доступные сорта чая — грузинский и краснодарский.

Несколько десятилетий спустя чай стал обязательным напитком на столах каждого жителя Московии, а позже, перевозимый от рынка к рынку, получил распространение даже в самых отдаленных деревнях.

Так Россия, наравне с Англией, получила неофициальный титул «чайного государства». А что кардинально отличает процесс чаепития на Руси и в Англии, так это чайная церемония.

Культура чаепития на Руси

Формат русского чаепития был частично заимствован у Восточных стран — отсюда появилось отношение к чайной церемонии на Руси как к ритуалу, особому, праздничному действу, семейному таинству и празднику для дорогих гостей. По большей части, феномен популярности чая в нашей стране крылась именно в таких душевных посиделках, которые была адаптирована к характеру русского человека и отлично прижились в каждом доме.

В чем же заключается смысл настоящего русского чаепития?

В противовес восточным практикам, которые делали акцент на отрешение человека, вкушающего чай, от будничного мира, славяне чувствовали потребность в задушевном общении с близкими сердцу людьми и сполна смогли выразить свое радушие и гостеприимство в чайном ритуале.

Каждое застолье, включающее в себя угощение чаем и сладостями, дает русским возможность расслабиться и насладиться обстановкой, общением с приятными людьми.

Только в России чаепитие может сильно влиять на душевное состояние, раскрыть особенности характера каждого, присутствующего за столом, помочь излить душу. Конечно, за посиделками, включающими ароматный чай, люди делятся новостями, полезной информацией и решают важные для них вопросы. За чашкой чая можно решить семейные дела, заключать важные сделки, заводить новые знакомства.

Особенности русского чаепития

День каждого дома, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба в глухой деревне, начинался именно с чая.

По всем признакам хорошего тона, чай должен быть горячим, качественного сорта, крепко заваренным, с молоком, медом, сливками и сладостями. Чай пили «вприкуску» — чтобы не перебивать сладкими яствами его настоящий, ароматный вкус. А к столу обязательно подавались сласти и выпечка — колотый сахар, булочки, калачи, ватрушки, пироги, баранки и варенье.

К концу XIX века в России складывается настоящая чайная культура — наряду с ресторанами и трактирами появляются чайные, возникают полноценные правила чайного этикета, повсеместно используется выражение «пригласить в гости на чай». Чайная церемония становится неотъемлемым атрибутом всех русских праздников, потребление чая все чаще приравнивается к отличительной русской черте, а культурные деятели XIX и XX веков часто сравнивают ритуал приема чая с утренней и вечерней православной молитвой.



Азербайджанская чайная культура — Википедия

Азербайджанская чайная культура — способы, обычаи и история употребления азербайджанцами чая. В Азербайджане, где обычай чаепития широко распространён[1], чай считают символом гостеприимства и уважения к гостям[2]. Подавать чай на стол до основных блюд является традицией. Азербайджанцы считают, что чай располагает к беседе и непринуждённому общению. В Азербайджане пьют в основном чёрный байховый листовой чай[2]. Азербайджан сегодня считается классической страной чаепития на Кавказе[3].

История распространения чая в Азербайджане[править | править код]

Чай, употребляемый на территории Азербайджана, многие годы поступал из Китая.

В конце XIX века энтузиаст М. О. Новоселов заложил в Ленкоранском районе опытные участки чайного дерева. Так, в 1896 году он впервые посадил чайный куст в Азербайджане, в Ленкоранском районе, где к 1900 году были заложены уже небольшие опытные участки[4]. Но они не приобрели характер промышленного производства, более того — погибли в 1920 году. Развитие чайного дела в советские годы привело к тому, что в 1928—1929 гг. в Ленкоранской, а также в Закатальской зонах были вновь посажены саженцы чая, а в 1932—1934 гг. началась промышленная закладка плантаций. В 1937 году были выпущены первые пачки азербайджанского чая[5]

В последующие годы СССР наращивал производство отечественного чая — грузинского, краснодарского, азербайджанского, так что к 1988 году в Азербайджане производилось 38,5 тыс. тонн готового чая (главным образом, чёрного). В 1983 году в Азербайджане под культурой чая было занято 9,3 тыс. га[6].

Однако с распадом СССР чайное производство Азербайджана стало ухудшаться и разваливаться. К тому же в 90-е годы на чайном производстве крайне неблагоприятно сказался военный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха — объём производства чая упал к 1995 году до 1,2 тысяч тонн[5].

С развитием рыночных отношений в Азербайджане производство чая стало оживляться, в том числе благодаря совместным предприятиям с Турцией и Арабскими Эмиратами. Производимый в стране чай — преимущественно зелёный, но также достаточно распространён и чёрный чай («красный» — по китайской классификации), выращиваемый преимущественно в Ленкоранской зоне (к примеру Хафтонинский сорт). Азербайджанский чай нашёл потребителя в основном внутри страны[5], однако его можно встретить и на прилавках соседних государств, таких как Турция, Россия (Дагестан), Грузия.

Основными чаеводческими базами Азербайджана сегодня являются Ленкоранский, Астаринский, Лерикский, Масаллинский, Закатальский и Белоканский административные районы.

Сегодня в Азербайджане развитием чаеводства в основном выделяется Ленкорань-Астаринский экономический район. В Шеки-Загатальском экономическом районе этот рост происходит относительно слабо[7].

Азербайджанцы заваривают чай очень крепким. Для этого используют большие заварные чайники на 500 мл или на 1 литр. Готовый чай наливают из заварного чайника, не разбавляя его кипятком или тёплой водой. Иногда чай заваривают с дикорастущими травами, такими как шалфей, чабрец, мята, чабер[2].

Чай в традиционном стаканчике грушевидной формы «армуды» в чайхане в Баку

Чай пьют часто с пряностями — гвоздикой, имбирем, корицей, кардамоном. Иногда в чай для утоления жажды в жару добавляют розовое масло. Азербайджанцы пьют чай не из фарфоровых чашек, а из специальных стаканчиков грушевидной формы и напоминающих вазочки. Называют эти стаканчики «армуды»[8]. Чай обычно пьют горячим, а чтобы чай не обжигал пальцы, стакан ставят на подстаканники.

По традиции чтобы не испортить вкус свежеприготовленного чая, в него не добавляют сахар или сахарный песок. Обычно к чаю подают варенье, кусковой сахар или сладости[2].

Чай обычно пьют вприкуску. Перед тем как отпить первый глоток, непременно окунают сахар в чай и откусывают[8].

Ни одно важное событие в жизни азербайджанцев не обходится без чаепития. Однако, само чаепитие в отличие от японской или китайской не является какой-то особой церемонией. Любое застолье у азербайджанцев начинается с чая, и им же заканчивается. Чай приносят даже в том случае, когда гость пришёл не посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут[8].

В любом азербайджанском поселении обязательно есть чайхана. Но в отличие от среднеазиатской, где можно плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается только чай. К нему могут подать конфеты, сладости, но не еду. В чайхану ходят только мужчины. Для азербайджанцев чайхана — своего рода мужской клуб, где обсуждают дела и новости, читают газеты, строят планы, играют в нарды, поддерживают отношения[8][9].

Чай у азербайджанцев является также атрибутом сватовства. Ответ родителей невесты дается сватам посредством чая: если в чай, предложенный сватам положили сахар, значит надо готовиться к свадьбе, если же сахар подали отдельно от чая, то это означает отказ[8].

Культура чая в Китае. Чай – великий целитель. Сорта и их лечебные свойства, профилактика заболеваний. Травяные чаи, лечебные свойства…

Культура чая в Китае

Родиной чая называют, как правило, Китай. Именно здесь впервые обратили внимание на тонизирующее действие отвара из листьев этого растения и стали его выращивать.

Первые упоминания о чае исследователи находят в китайских рукописях, возраст которых более 3000 лет. В VIII веке нашей эры Лу Юй создал знаменитый «Трактат о чае». Он считал, что первым чайный напиток стал употреблять китайский император Шэнь Нун, который занимался изучением различных растений и принимал множество ядов. В качестве противоядия он пил горький настой – зеленый чай.

Существует легенда о том, что чайный куст вырос из брошенных на землю глазных век китайского монаха, который отрезал их в гневе на самого себя из-за того, что заснул во время медитации.

Китайцы считали зеленый чай лекарством и использовали сначала только для лечения больных. Позже чайные листья стали применять в религиозных обрядах и лишь в VII веке до нашей эры чай стали подавать при дворе императора высоким особам. Постепенно этот напиток распространился и среди простых китайцев. Его принесли путешествующие буддистские монахи, которые пили чай во время бесед со своими учениками.

Буддисты создали целую философию чая – дао чая. Они считали, что этот напиток помогает человеку познать свой внутренний мир, проникнуть в суть самого себя и всего мироздания. В III веке нашей эры чайное дерево начали выращивать на плантациях. Через несколько веков из высокого дерева в результате селекции получили куст, чтобы было удобнее собирать листья.

В XVIII веке в Китае уже было известно более 100 сортов чая, он стал самым популярным напитком. Во время чаепития у китайцев принято говорить гостям: «Пробуя вкус настоящего чая, вы пробуете вкус самой жизни».

К концу V века относятся упоминания о фактах обмена чая на границах Китая. Напиток начал свое движение по Великому шелковому пути, распространяясь в Монголии, на Тибете. В VIII веке были изданы специальные законы, которые регламентировали способ выращивания и заваривания чая. Чаинки следовало сначала растирать в порошок, затем смешивать с горячей водой один к одному, взбивать веничком из бамбука и только потом заваривать. После этого в Китае стали изготавливать фарфоровую посуду с глазурью на внутренней стороне. В такой чашке очень хорошо виден цвет напитка и можно определить зависимость вкуса и аромата чая от его цвета.

Китайцы стали следить за изменением окраски чайного листа во время выращивания растения и поняли, что именно молодые листья лучше всего подходят для заваривания напитка. Все это благотворно сказалось на производстве чая.

В VII–X веках, во времена династии Тан, наибольшей популярностью пользовался порошковый чай. При его заваривании в воду добавляли соль, в результате чего вкус напитка значительно отличался от привычного нам.

В Китае часто устраивались так называемые чайные турниры, на которых соревнующиеся должны были определить различные сорта чая и дать им оценку.

В XIII–XIV веках китайский народ находился под татаро-монгольским игом, большинство чайных плантаций было уничтожено, в результате чего культура чая угасла. Известно, что Марко Поло во время своего пребывания в Китае даже не пробовал чая. Но через некоторое время чайные кусты опять начали выращивать. Тогда напиток стали заваривать по-другому: опускали в кипящую воду целые листья.

В XVII–XVIII веках началась активная чайная торговля с Европой. По мере развития производства чай все шире и шире расходился по миру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *