Культ санта муэрте: В поисках Святой Смерти | Батенька, да вы трансформер

В поисках Святой Смерти | Батенька, да вы трансформер

Религия

Иллюстрация: Дарья Комлева-Литвинова

Текст: Карина Абдусаламова

03 мая 2017

Религия мафии, преступников, наркобаронов, полицейских, проституток и ещё более десяти миллионов людей — Святая Смерть не только обещает каждому апологету равный подход, но и парадоксальным образом учит смиряться с сложностями в собственной жизни и не накладывать на себя руки. Вы знаете этот культ по последнему фильму о Джеймсе Бонде и сериалу «Во все тяжкие». Наш мексиканский связной Карина Абдусаламова по заданию самиздата отправилась в путешествие по задворкам страны, чтобы найти корни и последователей культа Святой Смерти и узнать, во что они верят.

В полдень понедельника я стою среди блеющих коз, визгливых тропических птиц и урчащих шиншилл на главном ведьминском рынке Мехико Сонора.

Колоритные сеньоры в расшитых юбках вальяжно расхаживают меж рядов беснующейся живности, выбирая то ли питомца для своих внуков, то ли жертву поупитанней для священных ритуалов. Продвигаюсь в сторону лавок с магическими свечами, куклами вуду и пластиковыми негритянскими младенцами народа йоруба. Наконец, среди чучел нелепо таксидермированных белок и сушёных скатов нахожу её — Санта Муэрте, или Святую Смерть. Десятки статуй разных цветов и размеров, с золочёными косами и в элегантных балахонах. Продавец с энтузиазмом спрашивает меня, что я ищу, но тут же теряет интерес, как только узнает, что на рынок я пришла за информацией. «Мы здесь только торгуем», — отсекает он. В другой лавке меня отсылают в павильон номер сто пятьдесят шесть, в котором работает медиум Святой Смерти, но который я, однако, нахожу закрытым. Девушка по имени Фанни участливо слушает мою отповедь о необходимости распространения славы Санта Муэрте в России, рассказывает мне о месте под названием Тультитлан, где находится главный храм Святой Смерти — место национального и международного паломничества нонконформистов от религии.

Культ Святой Смерти в стране начал активно распространяться в середине шестидесятых, предположительно в городе Катемако штата Веракрус, который снискал славу мексиканской столицы колдовства. Традиционные языческие верования аборигенов там живут в симбиозе с сантерией, религией афрокубинских рабов, завезённых в страну через главный порт Мексики, что находится в том же штате. Согласно легенде, образ Святой Смерти в красном балахоне привиделся одному из шаманов Катемако в сакральном сновидении, он понёс слово в народ, и вскоре верование начало обрастать атрибутами, свойственными культу: алтари и нелегальные церкви появились и в других штатах Мексики, а фигурки смерти наряду со статуями Иисуса, святого Иуды и Гваделупской девы вошли в массовое производство. Количество приверженцев Санта Муэрте  неумолимо растёт: за последние двенадцать лет культ набрал более десяти миллионов последователей в стране и за её пределами. Однако и государство, и католическая церковь решительно настроены против обожествления смерти: на католических веб-сайтах публикуют видео с церемонии экзорцизма, куда приводят отступников от веры, заключивших пакт с дьявольскими силами.

Мексиканские священники не делают различий между дьяволом и смертью, считая все нетрадиционные религиозные секты богоборческой ересью. «Они думают, что обожествление смерти защитит их от смерти, — комментирует Хосе Луис Сегура, приходской священник церкви Ла Руана штата Мичоакан, — это то же самое, что верить, что обожествление скорпиона защитит от укуса другого скорпиона».

На репутации культа сказывается и то, что образ Святой Смерти пользуется необычайной популярностью у мексиканской наркомафии и криминальных элементов. Принято считать, что для Санта Муэрте не существует ни плохих, ни хороших — она защищает всех, кто обращается к ней за помощью, поэтому среди её поборников такое количество представителей маргинальных элементов: проституток, наркодельцов, воришек, бандитов, а также всех тех, чья профессиональная жизнь связана с риском — военных и полицейских. Некоторые последователи Санта Муэрте также поклоняются и другим, менее симпатичным персонажам вроде святого Хесуса Мальверде, покровителя наркоторговцев, или причисляют себя к смежным религиозным учениям вроде сантерии. Самый скандальный случай, к которому апеллируют противники Санта Муэрте, произошёл в 1989 году и связан с именем Адольфо де Хесуса Констансо — последователя африканской религии Пало Майомбе и лидера банды «наркосатанистов», организовавших серию убийств, тринадцать из которых были совершены в виде человеческих жертвоприношений. Среди  религиозных атрибутов, найденных на ранчо, где проводились ритуалы, полиция обнаружила и статуи Санта Муэрте. С этих пор христиане не могут найти себе покоя, то и дело ставя в вину Святой Смерти новые фатальные происшествия. В 2014 году с деятельностью культа связали серию подростковых самоубийств, произошедших в небольшом городе Картахена де Мичапан в штате Веракрус. Как заявил местный священник Луис Лагунес Эрнандес, самоубийства непосредственно связаны с влиянием культа Святой Смерти, поскольку три из четырёх подростков, покончивших с собой, были из семей, члены которых состояли в культе.

Однако других связей найдено не было, и заявление священника так и осталось недоказанным.

Нужно принять во внимание и другой важный факт: 90 % поборников Святой Смерти — ревностные католики, для которых вера в смерть есть не что иное, как продолжение веры в бога, символизирующего жизнь. Даже элементы поклонения Санта Муэрте унаследованы из католической религии: например, паломничество к месту Святой Смерти некоторыми адептами совершается на коленях со статуей святой в руках — точно так же, как совершается и паломничество к Деве Гваделупской, мексиканскому аналогу Девы Марии. А в одном из наиболее неблагополучных районов Мехико Тепито находится католическая церковь Санта Муэрте, в которой проводятся традиционные католические службы, с той лишь разницей, что по стенам развешаны изображения смерти — и ничего более. Санта Муэрте в интерпретациях самых смелых оказывается Девой Марией, другие считают Святую Смерть божьей слугой, третьи относятся к ней с нежностью и трепетом, называя её «белой девочкой», «худышкой» и «красавицей».

И если образ смерти более или менее интерпретирован и понятен, то портрет её последователей имеет весьма размытые черты. Кто они? Аморальные преступники? Религиозные фанатики? Правдоискатели? Боятся ли они смерти? Какие у них вообще отношения с этой самой смертью? Ответы на эти вопросы я поехала искать в штат Мехико, который снискал дурную славу благодаря распространённой практике киднеппинга.

Вторник

Поезд пригородной электрички прибывает на станцию Лечерия, откуда открывается портал в другое измерение — город Тультитлан с самой высокой статуей смерти в мире. Настолько высокой, что её даже занесли в книгу рекордов Гиннесса — двадцать два метра, почти в два раза выше стандартной хрущёвки. Окрестности Тультитлана, как песни группы Laibach, индустриальны и бесприютны: наполированные стальные трубы заводских махин возвышаются над хибарами без крыш, что разбросаны по пологим серым холмам. Если когда-нибудь город ещё внесут и в список всемирного наследия ЮНЕСКО, над формулировкой долго думать не придётся: «Тультитлан, богом забытый, смертью охраняемый».

По дороге от станции до храма то и дело попадаются остановки с поэтическими названиями вроде Bello Horizonte — прекрасный горизонт — который на поверку оказывается бетонной стеной, обнесённой колючей проволокой. В автобусе стоит удушливая жара, неподвижные лица пассажиров покрыты испариной: мы сплавляемся по реке Стикс, ещё немного — и Харон подаст мне знак кивком головы: моя остановка.

Вход в святилище Санта Муэрте  — через сувенирную лавку. Сам храм находится на свежем воздухе: по периметру его обрамляет частокол алтарей со скелетами, одетыми в пышные викторианские наряды различных цветов, а венчает эту процессию чёрная Санта Муэрте Гиннесса с руками, дружелюбно расправленными для объятий. Стена за спиной у гигантской статуи покрыта замысловатыми рисунками: взгляд приковывает портрет какого-то рэпера в белом пиджаке, похожего на тультитланского Паффа Дэдди. Он, как и статуя, стоит с расправленными руками, а сзади на него, кажется, бросается пантера. Среди других персонажей на стене также изображены две вариации Святой Смерти, в стиле ранних Wu Tang Clan, и женщина в головном уборе из розовых перьев.

Рисунки на других стенах отсылают в дохристианскую историческую эпоху: шаманы с головами диких кошек, тотемы из черепов, пернатая змея Кецалькоатль — одно из главных божеств ацтекского пантеона.

У одного из алтарей молодая женщина стоит на коленях, её маленькая дочь бегает поодаль. Двадцатитрёхлетняя Норма соглашается поговорить со мной о том, как Святая Смерть вошла в её жизнь: «Три года назад в мастерскую мужа пришёл посетитель, который рассказал нам о Белой Девочке. Конечно, поначалу было немного страшно: я выросла в семье ревностных католиков, но любопытство перебороло страх. Я тогда пришла в храм и попросила её выполнить одну просьбу, и она выполнила. С этих пор я каждые восемь дней приношу красные яблоки к алтарю в знак благодарности».

Красные и жёлтые яблоки, цветы, сигареты, алкоголь и сладости — традиционные подношения Санта Муэрте. У алтарей стоят бутылки текилы, рома и агуардиенте, лежат недокуренные сигареты, леденцы на палочке и шоколадные медали — словно кто-то прервал вечеринку на середине и заставил гостей разойтись по домам. Норма говорит, что приверженность культу не мешает ей ходить в обычную церковь и верить в бога: «Как нам объясняют в этом храме, верить можно во всё что угодно, главное — с уважением относиться к святым. У меня есть отдельное место и для моей Девы Гваделупской, и для Белой Девочки. Иисуса я люблю, только сколько у него ни просила помощи, всё оставалось без ответа, а Святейшая Смерть мне сразу помогла». К Санта Муэрте приходят за разным: кто-то просит благополучия в семье, удачи, работы, здоровья и денег, а кто-то жаждет расправы — просит отомстить за близких или убрать конкурента. Считается, что Санта Муэрте помогает всем без разбору, однако проблемы начинаются, когда проситель не выполняет своего обещания перед святой. «Прося Святейшую о чём-либо, ты также обещаешь дать ей что-то взамен, когда она выполнит твоё желание. Многие в отчаянии дают обещания, которые не смогут выполнить. Конечно, это злит Девочку». Несколько месяцев назад муж Нормы официально прошёл обряд крещения Святой Смертью, теперь он один из её сынов.

Однако получив желаемое — работу и деньги — он перестал посещать храм и вскоре ушёл из семьи в поисках лучшей доли. Последнее, что слышала о нём Норма — это то, что из-за проблем с алкоголем он уже потерял работу.

Другой апологет культа, шестидесятичетырёхлетний блюз-музыкант Рубен Гарсия, говорит, что у Святой Смерти он просит лишь покоя: «Люди боятся не смерти как таковой, а умереть недостойно. Если бы у каждого была возможность умереть безболезненно, с улыбкой на лице, разве смерти бы боялись?» Рубен, как и многие последователи культа, пришёл к Святой Смерти в момент отчаяния, когда многолетняя депрессия почти довела его до финального шага, однако этот шаг так никогда и не был сделан — спасла вера. Я спросила Рубена, знает ли он, насколько часты самоубийства среди приверженцев культа, убивают ли люди себя в жертву Святой Смерти. На что он ответил: «Католики и христиане только и думают о том, как бы спасти себя после смерти, мы же ищем спасение в самой жизни, просим у Санта Муэрте защиты и помощи, чтобы прожить наши жизни достойно. Я не знаком со статистикой, но если ты имеешь в виду массовые или идеологические самоубийства, как это случилось с Джонстауном*, то такого здесь не случается. Люди начинают верить в Святую Смерть, а через веру приходят к пониманию самих себя».

*Джонстаун — революционное самоубийство девятисот девяти человек из общины секты «Храм народа» 18 ноября 1978 года на северо-западе Гайаны. Деструктивный культ был создан американцем Джимом Джонсоном, массовое самоубийство цианидом произошло после того, как лидер секты приказал расстрелять пять человек, включая конгрессмена США Лео Райана. Один из самых известных массовых суицидов в истории.

Каждый мексиканец смотрел фильм «Макарио», экранизацию романа мистического писателя Бруно Травена о бедном крестьянине Макарио, который всю жизнь проходил голодным, отдавая еду своим детям. Заветной мечтой Макарио была индейка, которую он мог бы съесть целиком и в одиночестве, ни с кем ей не делясь. Когда Макарио вдруг получает такую возможность, он отправляется в лес, подальше от глаз любопытствующих, однако там с ним происходит ряд интересных встреч: сначала к крестьянину приходит сатана, который просит кусочек индейки, и получает отказ, затем появляется голодный господь бог — Макарио не делится и с ним, а вот когда смерть напрашивается на обед, ей крестьянин не отказывает, потому что перед смертью все равны.

Отношение к смерти как к подруге прослеживается и в другом традиционном мексиканском образе, Катрине, элегантно одетом скелете в шляпке. Её придумал иллюстратор-карикатурист Хосе Гуадалупе Посада в 1910 году. Образ Катрины стал реакцией на социальную несправедливость, которая царила в мексиканском обществе начала XX века. Катрина появляется в самом конце тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, предзнаменуя начало Великой Мексиканской революции — главного символа борьбы за равенство в истории страны.

Для многих приверженцев культа поклонение смерти является оммажем религиозным верованиям ацтеков, у которых страха смерти в культуре не существовало. Празднование дня мёртвых (ночью с первого на второе ноября) — отголосок языческих традиций, переживших Кортеса с его двойной католической моралью. Смерть теряет смысл, если раз в год можно собраться на кладбище и попировать с мёртвыми. Мексиканской смерти веселье к лицу, потому что и того, и другого (и смерти, и веселья) в Мексике предостаточно.

Другим стратегическим агентом смерти для меня стала шестнадцатилетняя Эдит, которую я застала за собиранием подгнивших яблок у алтарей. Эдит работает в храме уже несколько месяцев, но Святая Смерть в её жизни присутствовала всегда — семейное влияние. Популярность культа Эдит объяснила следующим образом: «Ну смотри, вот возьмём, к примеру, шампунь от перхоти: ты его покупаешь, а от проблемы он тебя не избавляет. Купишь ли ты его ещё раз? Конечно же, нет. Так и со святой. Если бы она не исполняла желания, никто бы не возвращался обратно, но люди приходят снова и снова, приводят друзей и семью, потому что смерть действительно чудотворна. Конечно, случается и такое, что люди просят чего-то несбыточного, а потом приходят и жалуются, что их обманули. Так, на прошлой неделе приходил сеньор, который попросил Святую Смерть, чтобы она помогла ему в лотерею выиграть, так он целыми днями покупал билеты, вместо того, чтобы инвестировать эти деньги в какое-нибудь дело».

«Ну а с церковью католической что не так, бог что, желаний не исполняет?» — спрашиваю я. «В католическую церковь сейчас не ходят ради бога, туда ходят, чтобы друг друга обсудить. Сегодня тебе не позволяют даже зайти туда в драной рубашке, а что делать людям, у которых эта рубашка единственная? Неужели бог откажет бедняку только потому, что он не выглядит подобающе, или потому что от него плохо пахнет? Католическая церковь — это скорее про статус, чем про веру».

Эдит коротко рассказывает мне об иерархиях и предназначениях разных Смертей: та, что одета в роковой красный, помогает справиться с проблемами любовного характера, одетая в жёлтое отвечает за финасы, синяя — даёт знания, в одеждах цвета слоновой кости — защиту, та, которая с Иисусом на руках, называется «жалостливой», но я так и не поняла, помогает она всем или только в случаях если ты сын бога. Раскрывается и тайна мексиканского Пи Дидди, который оказывается не кем иным, как комендантом Пантерой, основоположником и крёстным отцом культа в Тультитлане. Храм был основан 27 декабря 2007 года с воздвижения статуи посреди глухого пустыря, а уже 31 июля 2008 года комендант Пантера был убит. Его мать, Энрикета Варгас, отчаявшаяся довести расследование, начатое оперативными органами, до конца, пообещала Санта Муэрте продолжить дело своего сына в случае если она раскроет ей имя убийцы. Всемогущая смерть помогла Энрикете узнать правду, а та в свою очередь начала выполнять данное обещание: возле гигантской статуи появился хоровод алтарей, затем были установлены лавочки для прихожан, заасфальтирована территория храма, а Энрикета превратилась в крёстную мать культа.

— И как отнеслись люди к храму, когда он был основан, много ли было недовольства?

— Поначалу, когда статуя только возводилась, все очень радовались, потому что думали, что это статуя Иисуса. Когда узнали, что вместо Иисуса у них в городе будет заложен памятник смерти, люди не знали, как на это реагировать. Было недовольство, но большинство в итоге к храму отнеслось толерантно. Конечно, и сейчас бывает, что, проходя мимо храма, какие-нибудь благочестивые христиане прокричат: «Верьте в бога, неучи!», но дальше этого никогда не идёт. Не было такого, чтобы кто-то пришёл и попытался разрушить что-нибудь или нанести нам вред.

Воскресенье

В полдень я листаю ленту «Фейсбука», сидя в автобусе по дороге на службу. Эта неделя была богата на смертельные исходы. Смерти обрушиваются на нас в самолётах, в вагонах метро, на городских площадях. Потрясающий мир превращается в мир потрясённый, в мир потрясённых. И пока там, на другом конце света, люди живут в постоянном страхе и умирают в страданиях, я направляюсь туда, где смерть — не более чем идол из стекловолокна. Туда, где люди просят  смерть помочь им выиграть в лотерею или наладить семейную жизнь.

У подножия статуи носятся дети, на раскладных столах стоят миниатюры Святой Смерти, принесённые прихожанами, а также лежат цветы, шоколадки и печенья. В ожидании службы пожилой господин слушает музыку, приложив ухо к трескучему динамику радиоприёмника, молодая пара поодаль обсуждает, куда пойдёт обедать, женщина в клетчатом платье обмахивается рекламным буклетом ортопедических матрасов с двадцатипроцентной скидкой, то и дело восклицая в пустоту: «Ну и жара!» Я пытаюсь представить, как выглядит крёстная мать всех этих людей, Энрикета Варгас. Вся в чёрном, сухонькая, старушка с мокрыми глазами, немного злодейка?

Фото: Adél Koleszár

Внезапно все поднимаются со своих мест. Я вижу женщину лет пятидесяти, три элемента одежды которой составляет леопардовый принт — конечно, так должна выглядеть мать коменданта Пантеры! Сначала она собирает вокруг себя всех детей, обнимая и целуя каждого — Мэри Поппинс от Святой Смерти. Затем начинается официальная часть. Служба открывается словами: «Здесь нет ни военных, ни полиции, ни преступников, все здесь собравшиеся — братья друг другу». Кто-то протягивает мне подтаявшую шоколадную вафлю. Затем появляются музыканты с барабанами и морскими раковинами, Энрикета приближает микрофон ко рту испуганной девочки лет пяти, даёт знак, и та испускает истошный вопль «СААААНТААА МУУУУУУЭЭЭЭЭРТЕЕЕЕ». Музыканты наигрывают языческую мелодию, и эпизод с девочкой повторяется (четыре раза), затем крёстная мать просит Святую Смерть дать всем здоровья и сил. Я закрываю глаза и даю языческим мелодиям унести меня во времена императора Моктесумы Первого, который ещё не знает, что скоро к берегам его плодородных, свободных земель причалят корабли заносчивых колонизаторов. Они привезут свинину, и есть лысых собак станет уже не модно. Они привезут новые болезни, и даже убивать половину коренного населения не придётся. Они привезут католицизм, и все станут виновны. Всем станет стыдно, всем будет страшно. Праздники в честь Миктлантекутли, бога смерти в ожерелье из человеческих глаз, будут запрещены. Веселье будет отменено. Памятники будут разрушены. Еретики уничтожены. Музыка смолкает. До меня доносится разговор двух сеньор — они собрались вместе идти на службу в другую, теперь уже католическую церковь.

¡Que vive Santa Muerte! (Пусть живёт Святая Смерть) — кричит Энрикета в микрофон. «Пусть живёт Святая Смерть!» — отвлёкшись от разговора, вторят ей сеньоры.

Иллюстрация

Дарья Комлева-Литвинова

Астана

Текст

Карина Абдусаламова

Языческий культ Санта Муэрте («Святой Смерти») набирает силу в Мексике, несмотря на недолговечность его жрецов

 

МЕХИКО. Языческий культ Санта Муэрте («Святой Смерти») набирает силу в Мексике, несмотря на высокую смертность среди его жрецов – этот зловещий культ существовал в этих землях задолго до испанского завоевания в 16 веке, сообщает religionnews.

Образу смерти поклонялись на всей территории нынешней Мексики задолго до прибытия испанских завоевателей, ему посвящались различные религиозные праздники, ритуалы, танцы и обряды. На поклонение богине среднеамериканские культы отводили до шести дней в году. За последние два десятилетия на континенте набирает популярность культ Санта Муэрте – современная разновидность этих древних культов, персонифицирующих смерть как помощницу и избавительницу. Современный культ Санта Муэрте исследователи считают синкретическим, то есть происходящим от смешения элементов древних культов индейцев Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом.

Среди мексиканцев всех вероисповеданий вообще широко распространены традиции поклонения смерти – это, в частности, празднования особых «дней мертвых» среди католического населения страны. Однако лишь приверженцы культа почитают смерть как божество. Поклонники Санта Муэрте считают, что молитвы, обращенные к смерти, способны дойти до адресата, и она может исполнять желания. Для богослужений устраиваются особые часовни, воздвигаются статуи богини (обычно это скелет, одетый в яркое женское платье) и совершаются жертвоприношения – в основном это спиртное, сигары и шоколад. При богослужениях жрецы и прихожане воскуряют пред образом богини не традиционные благовония, а марихуану. Есть неподтвержденные сведения, что наиболее фанатичные приверженцы культа иногда даже совершают ритуальные убийства в честь Санта Муэрте. Культ особенно популярен среди населения бедных кварталов Мехико благодаря утверждению, что пред ликом Санта Муэрте все равны – богатые и бедные, и для нее нет ни грешников, ни преступников. Интересно, что многие последователи культа смерти одновременно являются ревностными католиками.

Вопреки обвинениям многих католических священников, до сих пор нет подтвержденных свидетельств того, что приверженцы культа Санта Муэрте занимаются черной магией. Культ преследуется властями Мексики как сатанинский, однако сами последователи Санта Муэрте отрицают связь своей богини с дьяволом. Местные власти время от времени обрушиваются с гонениями на последователей богини, снося часовни и образы смерти, но тем самым лишь укрепляют и умножают эту веру.

Католическая церковь также активно выступает против культа, однако число приверженцев Санта Муэрте продолжает неуклонно расти. Помимо Мексики, культ нашел распространение в США среди латиноамериканской диаспоры и даже среди англосаксонского населения крупных городов. В некоторых регионах страны (в частности, в штатах Северная Калифорния и Новый Орлеан) культ вышел далеко за пределы латиноамериканских общин. Например, Церковь святейшей смерти вечного паломничества (Santisima Muerte Chapel of Perpetual Pilgrimage) основана американкой датского происхождения, а Новоорлеанская церковь святейшей смерти (New Orleans Chapel of the Santisima Muerte) была основана в 2012 году приверженцами европейско-американского происхождения.

В небольшом городке Санта Ана Чапитиро, северном пригороде Мехико, историю роста и распространения культа смерти можно проследить до самой первой семьи поклонников, воздвигших 20-метровую статую этой древней местной богине. Храм Всемирной святой смерти (Santa Muerte International) был построен в начале 2000 годов уголовным авторитетом Джонатаном Лагария Варгасом (Jonathan Legaria Vargas) по кличке «Командир Пантера». Богиня не замедлила забрать Командира к себе, послав ему пулю в перестрелке в 2008 году, а управление храмом и растущим приходом перешло к его матери, Энрикете Варгас (Enriqueta Vargas).

Мать воздвигла статую своего покойного сына в храме и продолжала проводить пред ней еженедельные – и все более массовые – молебны богине. За десять лет ее верховного жречества приход Всемирной святой смерти бурно разросся. В целом же в мире на сегодня насчитывается не менее 10 миллионов последователей этого культа, по данным научного отчета «Поклонники смерти», подготовленного Эндрю Честнатом (Andrew Chesnut), профессором религиоведения в университете Содружества в штате Виргиния. После смерти Энрикеты Варгас от рака в прошлом году, храм возглавила ее дочь Кристель Легариа Варгас (Kristhel Legaria Vargas). Исследователи вообще с недоумением отмечают, что среди последователей культа Смерти явно преобладают молодые женщины и девушки – по пока еще невыясненным причинам.

 

Растущая преданность Санта-Муэрте в США и за рубежом

МАЙАМИ, Флорида. Нельсон Эрнандес впервые увидел на рынке во время визита в столицу Мексики в 2009 году женскую фигуру скелета в длинном халате с косой в одной руке. и мир в другом, более известном как Санта-Муэрте или Святая Смерть. В то время популярность мексиканской народной святой резко возросла среди мексиканских наркокартелей, моливших ее о защите.

«Сначала она показалась мне немного странной», — признался Эрнандес. Он никогда не видел ничего подобного в Майами, где он владеет и управляет «El Viejo Lazaro Botanica» — магазином, специализирующимся на товарах Сантерии, афро-карибской религии.

Но познакомившись с ней поближе, он понял, что спрос на статуи костлявой дамы (как ее часто называют) растет в Майами, а не среди мексиканцев. Люди разных национальностей приходили в его магазин в поисках статуй Санта-Муэрте, который считается быстрым и эффективным чудотворцем.

Нельсон Эрнандес, владелец El Viejo Lazaro Botanica, помогает покупателю. Эрнандес заметил растущий спрос на статуи Санта-Муэрте. Кармен Сесин

«Ко мне даже русские приезжают сюда», — сказал Эрнандес, куря сигарету в своем магазине, когда туда вошел постоянный поток покупателей.

Фактически, через его веб-сайт люди со всех концов США и даже из Италии и Испании покупают продукцию Santa Muerte.

Эксперты сходятся во мнении, что культ Святой Муэрте растет, и не только среди латиноамериканцев.

«Несомненно, это самое быстрорастущее религиозное движение во всей Америке — не только в Мексике и США», — говорит Эндрю Чеснат, заведующий кафедрой католических исследований епископа Салливана в Университете Содружества Вирджинии, автор первой книги на английском языке о святом. , «Посвященный смерти: Санта Муэрте, святой скелет».

Точных данных о количестве преданных нет, но, по оценкам Чеснута, между США, Мексикой и Центральной Америкой насчитывается от 10 до 12 миллионов верующих.

Происхождение скелетной фигуры восходит к многовековому испанскому колониальному периоду в Мексике. Чеснат говорит, что когда прибыли испанцы, они принесли с собой образ Мрачного Жнеца, который напомнил месоамериканцам богов и богинь, которым они поклонялись, олицетворяя смерть. В итоге они интерпретировали Мрачного Жнеца по-своему. «Они взяли что-то чуждое, но знакомое и сделали ее святой», — сказал Чеснат.

Статуи Санта-Муэрте для продажи в EL Viejo Lazaro BotanicaCarmen Sesin

Почитание Санта-Муэрте оставалось тайным до периода между 1940-ми и 1980-ми годами, когда исследователи обнаружили свидетельства того, что Санта-Муэрте совершала любовную магию. Она была особенно популярна среди женщин, которые думали, что их мужья или бойфренды им изменяют.

Но только в 2001 году популярность скелета в Мексике резко возросла. Главный лидер храма Санта-Муэрте Энрикета Ромеро создал общественную святыню в печально известном районе Мехико Тепито, куда каждый день приходили преданные.

Многие последователи Санта-Муэрте считают себя католиками, но потеряли веру в святых, таких как Святой Иуда, известный как покровитель безнадежных дел. Хотя большинство последователей — обычные люди, которые молятся ей о работе или хорошем здоровье, культ часто был связан с торговцами наркотиками и другими преступниками. По словам Чеснута, прихожане могут обращаться к ней с просьбами, которые они обычно не обращаются к католическим святым. Например, торговец наркотиками может обратиться к Санта-Муэрте с просьбой о том, чтобы его партия кристаллического метамфетамина благополучно прибыла к месту назначения.

За последние 3 или 4 года культ Санта-Муэрте распространился по США с помощью иммиграционной службы и социальных сетей. Вначале большинство ее последователей жили в приграничных городах, но теперь поклонников можно найти по всей территории США. Индустрия развлечений также помогла продвинуть ее имидж — она появилась в телесериалах «Во все тяжкие» и «Декстер». ” Ее продукты доступны даже в таких магазинах, как Walmart и Amazon.

Хотя большинство последователей — обычные люди, которые молятся Санта-Муэрте о работе или хорошем здоровье, культ часто был связан с торговцами наркотиками и другими преступниками.

По словам Чеснат, одна из причин широкой популярности Санта-Муэрте заключается в том, что она принимает всех и не делает различий. Например, у нее могут быть связи с ЛГБТ, секс-работниками и другими людьми, которых часто избегают в католической церкви.

«С одной стороны, она очень мексиканская. Но на другом уровне, поскольку она сама смерть, она не знает ни границ, ни рубежей», — говорит Чеснат.

Стивен Брэгг, 38-летний служащий федерального правительства, устроил общественную святыню возле своего дома в Новом Орлеане, которая привлекает множество верующих, в том числе латиноамериканцев.

«Я хотел подарить ей что-нибудь на улице и распространить ее преданность», — сказал Брэгг.

Те, кто собирается в часовне Брэгга в Новом Орлеане Сантисима Муэрте, в основном белые, представители среднего класса и с высшим образованием. Он говорит, что во время службы они читают молитву «Отче наш» и три «Радуйся, Мария».

Брэгг родом из Миссисипи, вырос пятидесятником, но разочаровался в церкви, когда ему было около 17 лет. Будучи молодым геем, Брэгг был отвергнут церковной точкой зрения на гомосексуальность и говорит, что у него были философские вопросы, на которые католическая церковь не ответила.

Храм Санта-Муэрте, созданный Стивеном Брэггом, жителем Луизианы, который сказал, что все больше отождествляет себя со Святым Скелетом. Стивен Брэгг

После окончания Университета штата Миссисипи он начал изучать различные религии. Близкий друг познакомил его с Санта-Муэрте в 2009 году, и с тех пор он испытывает к ней сильную привязанность.

«Когда я прошу ее сделать что-то для других или для себя, она делает это очень быстро… она самая быстрая и самая сильная», — сказал Брэгг.

Культ Святой Муэрте остается спорным и осуждается Римско-католической церковью. В 2013 году министр культуры Ватикана кардинал Джанфранко Равази объявил народную мексиканскую святую «кощунственной» и заявил, что она не должна принадлежать ни к какой религии. Он назвал поклонение Санта-Муэрте вырождением религии. «Это не религия только потому, что она одета как религия», — сказал он во время поездки в Мексику.

Сообщения о росте экзорцизма в Мексике отчасти объясняются тем, что большое количество мексиканцев присоединились к культу Святой Муэрте.

Следите за NBC News Latino в Facebook и Twitter

С популярным святым связаны ритуальные жертвоприношения. В 2012 году 8 человек были арестованы в приграничном мексиканском городе по обвинению в убийстве двух 10-летних мальчиков и 55-летней женщины во время ритуальных жертвоприношений Санта-Муэрте. Утверждалось, что кровь жертв возливалась вокруг алтаря святому.

В Мексике правительство регулярно приказывает уничтожить общественные придорожные святыни. Правительство говорит, что они построены без разрешения на государственной земле и создают плохой имидж района.

Именно разрушение около 30 святынь в городе Нуэво-Ларедо мексиканской армией в марте 2009 года побудило Чесната бросить работу над книгой о святой покровительнице Мексики, Деве Гваделупской, и взяться за свою книгу. о Санта-Муэрте.

«Тот факт, что [бывший] президент Мексики Фелипе Кальдерон увидел в ней достаточно большую угрозу, чтобы отправить армию с бульдозерами, был довольно необычным», — сказал Чеснат.

Санта-Муэрте: восстание мексиканской смерти «святой»

  • Опубликовано

Подпись изображения,

Месса Даниэля Сантаны в храме Санта -Мюерте Следует за традиционными узорами

9008 4008 4008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 4008 9008 4008 9008 4008 9008 9008 9008 9008

4008 9008

. Воскресная служба Даниэля Сантаны могла бы сойти за традиционную католическую мессу, если бы не скелеты и черепа в плащах, окружающие его.

Церемония проходит в скромном храме Санта-Муэрте, мексиканской народной святой смерти, в захудалом районе Гвадалахары, второго по величине города страны.

Несмотря на репутацию культа смерти среди преступников и торговцев наркотиками, Санта-Муэрте набирает популярность и играет все более заметную полемическую роль в праздновании Дня мертвых, которое проводится 1 и 2 ноября.

Также известная как Костлявая Леди, последователи Санта Муэрте говорят, что ее привлекательность заключается в ее непредвзятом характере и ее предполагаемой способности исполнять желания в обмен на обещания или подношения.

Image caption,

Верующие преподносят цветы и сигареты Санта-Муэрте

Image caption,

Санта-Муэрте часто изображают с косой

«Это вера, которую многие неправильно понимают. Это не сатанинская месса», — говорит г-н Сантана, пожизненный преданный, который служит в храмах Санта-Муэрте по всей Мексике с 2010 года.

«Она дает людям то, что они хотят, и когда они заканчивают свой жизненный цикл здесь, на земле, она приходит за их душами», — добавляет г-н Сантана. «Она просто выполняет приказы Бога», — говорит он.

Восстановление Дня Мертвых

По словам Эндрю Чесната, автора книги «Посвящённые смерти: Санта-Муэрте, святой скелет», это самая быстрорастущая религия в Америке, насчитывающая от 10 до 12 миллионов последователей по всему миру.

Image caption,

Группа, собравшаяся в храме Санта-Муэрте в Гвадалахаре, невелика, но число преданных растет

Мистер Чеснат говорит, что за последние пять лет все больше и больше преданных начали включать Санта-Муэрте в празднование Дня мертвых годы.

Хотя многие мексиканцы не видят между ними никакой связи, считается, что оба они произошли от Миктекасиуатль, ацтекской богини, которая каждый август руководила праздником смерти.

После завоевания Мексики в 16 веке испанцы призвали местных жителей почитать умерших в День поминовения усопших, что привело к появлению Дня мертвых как слияния католических и местных верований.

Мистер Чеснат говорит, что верующие начали признавать Санта-Муэрте реинкарнацией Миктекачиуатль и объявляют День Мертвых ее неофициальным праздником, что спровоцировало, по его словам, «огромную панику» в католической церкви.

В последние годы Ватикан неоднократно осуждал Санта-Муэрте в преддверии Дня мертвых, а католические епископы в Соединенных Штатах впервые присоединились к осуждению в этом году.

В честь того, что он называет «особым днем» Санта-Муэрте, г-н Сантана планирует празднование Дня мертвых с живой северной музыкой и танцами.

Image caption,

У г-на Сантаны большие планы на празднование Дня мертвых

Участники принесут подарки, такие как текила, пиво, сигареты, традиционные закуски и цветы для Санта-Муэрте и умерших друзей и семьи.

Преданный с детства

Санта-Муэрте особенно популярен среди наиболее маргинализированных слоев общества, включая мигрантов и ЛГБТ-сообщество.

Во время воскресной службы г-н Сантана молится за беспризорников, наркоманов, осужденных, матерей-одиночек, безработных и инвалидов.

Прихожане просят Санта-Муэрте об экономическом процветании, снижении уровня преступности и поддержке жертв недавнего землетрясения в Мексике.

«У каждого свои убеждения и свой образ жизни. Мы здесь очень открыты», — говорит владелец храма Мигель Анхель Лемус.

«Иногда люди приходят к ней, потому что не верят в других святых», — добавляет мистер Лемус. «Все зависит от того, насколько сильна твоя вера. Если ты веришь в нее, она тебя послушает».

Изабель, беременная мать-одиночка на большом сроке беременности, просит священника благословить ее нерожденную дочь.

Image caption,

Изабель поклонялась Санта-Муэрте с детства

«У меня были осложнения во время беременности, но я молилась ей, и теперь все в порядке», — говорит она позже.

Изабель, 18 лет, преданная с детства.

Она утверждает, что однажды Санта Муэрте вылечила проблемы со здоровьем ее матери в обмен на то, что ее сестра поклялась всегда носить четки.

«Каждый месяц я совершаю часовую поездку в храм», — добавляет Изабель. «Она дает мне силы двигаться вперед в жизни».

Рэп для Санта-Муэрте

После службы Мозе Кинтеро, 21-летний ведущий, исполняет рэп-фристайл, посвященный Санта-Муэрте, перед одной из многочисленных статуй храма.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *