Кто создал зимний дворец – Зимний дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Кто создал Зимний дворец в Санкт-Питербурге?

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Расстрелли, уважаемый. Думаю это вы проходили в средней школе.

Пётр начал, а конца не предвидеться

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма. Источник: Википедия

Сад Зимнего дворца — Википедия

Сад Зи́мнего дворца́[2][1] (Разводной сад[2][1]) — небольшой сквер в Санкт-Петербурге между Дворцовой площадью, Дворцовым проездом, Дворцовой набережной и Зимним дворцом.

Когда Адмиралтейство утратило свои оборонительные функции, в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства[3]. Это упорядочило освободившееся пространство, в это же время участок между Зимним дворцом и Невой стал использоваться для развода караула. Со временем это место стало носить название Разводной площади. В этом виде площадь просуществовала до 1870-х годов, когда была устроена Дворцовая набережная. В направлении набережной от Невского проспекта был проложен Дворцовый проезд.

Со временем этот новый проезд стал достаточно оживлённым, к тому же проложенная в конце века конка дополнительно привнесла уличный шум. В крыле Зимнего дворца, выходившем окнами на проезд, находились личные покои царской четы, также здесь принимали иностранных послов. К тому же 5 (17) февраля 1880 С. Н. Халтуриным произвёл взрыв в подвале под обеденной залой Зимнего дворца. Это было одно из покушений на императора, после этого был принят ряд мер по обеспечению безопасности царской семьи.

В рамках этой работы был создан проект сада-буфера между проезжей частью улицы и дворцом, который был закончен уже в период царствования Александра III. Строительство началось по проекту архитектора Н. И. Крамского в 1896 году. В процессе работы сад был поднят над окружающим пейзажем — на площади более 13 000 квадратных метров разница высот составила порядка метра.

В центре сада был создан фонтан, в саду был разбит цветник и высажены деревья, этими работами руководил садовый мастер Р. Ф. Катцер. В работах участвовал архитектор Р. Шмеллинг.

Ворота садика, решётка и фонари Ограда со стороны Невы Реконструированный фонтан

В следующем, 1897 году императором Николаем II был выбран проект ограды сада архитектора Р. Ф. Мельцера, стилизованной под растреллиевское барокко. Решётка была выполнена в виде узора из стилизованных листьев аканта, которые окружали вензеля императорской семьи и государственный герб Российской Империи. Решётка была изготовлена в 1899 году силами мастерской Ф. А. Эгельсона, в 1900 году она была представлена на всемирной выставке в Париже. Экспонат включал в себя ворота, четыре звена решётки и шесть ваз для украшения столбов ограды; этому экспонату было присуждено Гран-при выставки.

В 1902 году ограда была установлена на место, она выглядела эффектно на высоком пьедестале из песчаника, установленного на гранитное основание. Вход в сад находился у стен дворца, это были большие ворота с двуглавым орлом, на столбах которых были водружены фонари. У ограды постоянно дежурил часовой, в саду были посажены деревья, в результате сад стал хорошей защитой императорской семьи от шума и недружелюбных проявлений.

Созданный сад не приобрёл особого статуса, так как с 1904 года семья императора переехала в Царское Село, балы во дворце больше не проводились, официальные приёмы также стали редким событием. Но горожан в сад не допускали.

После революции дворцовый сад был разрушен представителями новой власти. В первую очередь пострадали символы решётки — орлы и монограммы были выломаны, короны с вершин столбов тоже были сорваны. В 1918 году были уничтожены цветники сада, ограда была серьёзно повреждена.

7 ноября 1918 года — в первую годовщину революции — на фундамент одного из звеньев решётки был установлен гипсовый бюст Радищева, это событие считалось первым проявлением ленинского плана монументальной пропаганды.

Сад был уничтожен 1 мая 1920 года, для этого был организован исторический «ленинский» субботник. В субботнике участвовало семь тысяч рабочих, студентов и курсантов, по Неве был подогнан плавучий кран. Для вывоза мусора были мобилизованы грузовики, подводы, а также специально для субботника была проложена узкоколейная железная дорога, по которой ездило сто вагонеток.

Восемь звеньев решётки были демонтированы[4] и в 1925—1926 годах установлены в качестве ограды сада 9-го Января на проспекте Стачек. При установке решёток на новом месте были нарушены пропорции — основание решёток было устроено существенно ниже, что испортило впечатление от композиции. К тому же, в картушах на месте двуглавых орлов и вензелей были оставлены большие дыры, которые также испортили вид ограды.

В саду сохранились исторические деревья и фонтан. Этот фонтан был реконструирован в 2007—2008 годах с восстановлением исторического вида.

[5]

Пожар в Зимнем дворце — Википедия

Пожар в Зимнем

Пожар в Зимнем дворце 17 (29) декабря 1837 года стал одним из самых грандиозных пожаров в истории Российской империи. В результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Ф. Б. Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; были утрачены многочисленные рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда потеряны многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию повреждённого дворца ушло свыше двух лет.

Ещё за два дня до активного возгорания, в Фельдмаршальском зале у выхода в Министерский коридор начал улавливаться «дымный запах». Особенно отчётливым запах гари был днём 17 (29) декабря, за несколько часов до пожара. Исчезнув на некоторое время, он притупил бдительность обитателей, но снова появился после 8 часов вечера. По свидетельству кочегаров и дровоносов, возгорание началось в одной из дымовых труб, заполненных сажей. Во дворец прибыли пожарные. Но попытки найти источник возгорания долгое время не приводили к успеху, несмотря на то что водой были залиты все подозрительные щели, откуда до этого были замечены исходящие струйки дыма. Началась активная поисковая деятельность по локализации очага. После первого же удара ломом по стене, одна из фальшивых зеркальных дверей дворца рухнула, и из-за неё вырвались языки пламени во весь человеческий рост, быстро перекинувшись вверх по деревянным балкам.

Император Николай I в это время находился в театре. Прибыв на место пожара и обнаружив сильное задымление, он приказал разбить окна на хорах Фельдмаршальского зала, пытаясь таким образом спасти людей от удушья. Общее количество обитателей дворца вместе с прислугой превышало 3 тысячи человек. Но с приливом свежего воздуха огонь начал распространяться ещё быстрее. Двигаясь в двух направлениях, к 6 часам утра огонь охватил весь дворец. Пожарные и добровольцы продолжали качать воду со стороны Эрмитажа. По свидетельству очевидцев, в первую ночь пожара огненное зарево было настолько велико, что его видели крестьяне и путники за 50-70 вёрст от столицы. В пожаре погибли люди, в том числе некоторые пожарные. Полностью ликвидировать пожар удалось только через три дня. Всё это время погорельцы и всё спасённое имущество находились у Александровской колонны.

Горшки в сводах дворца

Восстановительные работы продолжались свыше двух лет. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий (для облегчения сводов он использовал полые глиняные горшки). На Александровском заводе инженером М. Е. Кларком были разработаны специальные металлические конструкции, позволяющие перекрыть значительные пролёты залов и создать крышные конструкции из несгораемых материалов. Новым художественным убранством жилой половины дворца занимался также А. П. Брюллов, который спроектировал новые жилые апартаменты в западной части Зимнего дворца.

Интересно, что 25 января (6 февраля) 1838 года московский митрополит Филарет писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Заметили ль Вы, что три страшных и много убыточных пожара у трех народов разрушили то, что которому больше любезно: в Петербурге дворец, в Лондоне биржу, во Франции театр?»

В конце пасхальной недели, 31 марта (12 апреля) 1839 года, во дворце был устроен «народный праздник в роде маскарада» для всех сословий, на котором присутствовало, по некоторым данным, до 100 000 человек. В течение лета 1839 года дворец просушивался и доделывался, ликвидировались и последствия упомянутого приёма:

«…так как празднество проходило в марте месяце в снежное и морозное время, …от необычайной тесноты воздух до того переполнился влажными парами не успевающими очищаться от верхних отверстых окон и вентиляторов, что стены, колонны и окна, отпотевши испарениями, изливали сырость на паркеты и совершенно их испортили, искусственный мрамор проникнутый всякою влагою, лишился свойственного ему блеска и получил тусклый цвет, а штофные украшения изменили свои цвета»[1]; «Зимний дворец сырой, почти мокрый, с почерневшею позолотою, с изчезшею живописью, наполненный всякими смрадными гадами, произведением сырости и массы рабочих…»[2].

Императорская семья переехала в Зимний дворец только поздней осенью 1839 года. Окончательное освящение состоялось 17 декабря.

Выяснением причин происшествия занимались специальная следственная комиссия под руководством А. X. Бенкендорфа, а также Гоф-интендантская контора во главе с её вице-президентом А. А. Щербининым. Расследование показало, что способствовала возникновению пожара реконструкция помещений дворца, проведённая под руководством зодчего О. Монферрана в 1833 году. При реконструкции в Фельдмаршальском и Петровском залах были установлены фальшивые деревянные стены, а в образовавшийся между деревянными и каменными стенами воздушный мешок из-за допущенной инженерной ошибки был сделан выход дымовых труб из подвальных помещений дворца. Монферрановский проект переустройства дворца был лично проверен и утверждён императором Николаем I. По словам историка В. М. Глинки, «Николай I мнил себя знатоком строительного дела и архитектуры, входил во все подробности дворцового строительства; без согласования с ним ничего не могло быть сделано при перестройках». Признание ошибок в проекте поставило бы под сомнение компетентность самодержца, поэтому расследование было закрыто, а сравнительно мягко были наказаны только А. А. Щербинин и командир пожарной роты дворца капитан Щепетов: их уволили в отставку за то, что они не смогли потушить пожар на его раннем этапе.

  1. ↑ Баранович Л.М. О возрождении Санкт-Петербургского Зимнего императорского дворца… Л.26
  2. ↑ Корф М.А. Дневники 1838 и 1839 гг. М., 2010. С.462

Запасной дом Зимнего дворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 сентября 2016; проверки требуют 7 правок.

Запасной дом Зимнего дворца — особняк (а также дворец), построенный в конце XIX века зодчим Николаем Беккером на месте более старых построек XVIII века. Расположен в Санкт-Петербурге по адресам Дворцовая наб., 30 и Миллионная ул., 31. По Миллионной улице находится флигель запасного дома. Объект культурного наследия регионального значения

Аксонометрический план
1760-х гг. Фрагмент Флигель, выходящий на Миллионную улицу

Дом Скляева[править | править код]

В 1710-е дом на участке, ныне занимаемом запасным домом Зимнего дворца был двухэтажным, имел высокое крыльцо и покатую крышу. Этим домом владел сподвижник Петра I, бомбардир Преображенского полка и корабельный мастер Феодосей Скляев. [1] У последнего не было наследников, так что дом после смерти Скляева в 1728 году был передан в казну. [2] Примечательно, что дом Скляева находился по правую руку от Зимнего дворца Петра.

Особняк Менгден и дальнейшие перестройки[править | править код]

В 1730-х Анна Иоанновна подарила дом и участок брату российского регента Эрнста Бирона Густаву Бирону. В 1740-е дом перестраивался предположительно архитектором Карло Джузеппе Трезини для Юлианы Менгден. В начале XIX века дом перешёл графине И. И. Воронцовой, которая стала инициатором очередной перестройки дома и возведения каменных флигелей во дворе. Один из них графиня сдавала дворцовой роте Преображенского полка.[1] Воронцовы владели домом с флигелями около полувека, пока в 1860 году дворцовое ведомство не выкупило весь комплекс. Особняк стал запасным домом Зимнего дворца.[2]

Перестройка 1878 года[править | править код]

В 1877—1878 годах под руководством архитектора Н. Ф. Беккера главное здание (по набережной) было перестроено для великого князя Алексея Александровича и приняло свой современный облик, флигель по Миллионной стал четырёхэтажным. В 1885 году Алексей Александрович обзавёлся дворцом на Мойке, и дом на Дворцовой набережной перешёл в руки графа Георгия Фёдоровича Менгдена. Переустройством здания под доходный дом (отделкой жилых и парадных помещений, а также перестройкой флигеля) занимался академик А. И. Тихобразов. В 1890-х доходный дом Менгдена отошёл в собственность ко двору, восстановив свой статус запасного дома Зимнего дворца.[1]

В первые годы после Октябрьской революции в доме размещался Петроградский отдел Главного управления по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы. В 1930-е дом заселили сотрудниками Академии наук, Эрмитажа, преподавателями ВУЗов.

Новейшее время[править | править код]

В настоящее время дом находится в ведении Государственного Эрмитажа. Ещё в 1988 году он был напрямую соединён с остальными зданиями Эрмитажа через Эрмитажный театр, во дворе которого архитектором В. П. Лукиным была создана новая галерея-переход на арке.

В сентябре 2012 года в соответствии с распоряжением КГИОП, здание включено в реестр объектов культурного наследия Петербурга как объект «Дом Ф. М. Скляева (особняк Г. Ф. Менгдена, Запасной дом Зимнего дворца)»[3].

К 2014 году планировалось закончить реконструкцию здания, начавшуюся в 2012 году, с приспособлением его под нужды музейного комплекса (отделы Эрмитажа размещались в бывших квартирах дома)[4].

Однако, вопреки ожиданиям, реставрация Дома Скляева завершилась только в 2017 году. Затем здесь разместился целый научный комплекс Эрмитажа с новейшей аппаратурой, позволяющей на качественно новом уровне заниматься исследованием картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства и выполнять их реставрацию. Лаборатория научной реставрации восточной живописи, находящаяся в Запасном доме, — единственная не только в России, но и в мире[5].

  • Агеев А. Н., Агеев С.А., Агеев Н. А. Между Большой Невой и Мойкой. Восточная часть территории от Фонтанки до Невского проспекта и Дворцового проезда. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2005.
  • Т. А. Соловьёва. Дворцовая набережная. — СПб.: Крига, 2005.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *