Кто первый проплыл вокруг земли: Первое кругосветное плавание — Википедия – КТО ПЕРВЫМ ПРОПЛЫЛ ВОКРУГ ЗЕМЛИ 8 букв

Первое кругосветное путешествие совершил Хуан Себастьян Элькано: melanyja — LiveJournal

Точный ответ — дали renatar, kitowras, sarmata.

Элькано был пилотом одного из кораблей флотилии Магеллана. Цель экспедиции Магеллана была найти путь вокруг Америки и достичь Молуккских островов западным путём. Магеллан открыл пролив, названный его именем, и достигнул Филиппин, где был убит.
Только благодаря настойчивости и энергии Магеллана его корабли преодолели первую половину пути. Но у цели Магеллана ждала катастрофа. Из 265 человек команды в Испанию вернулись только 18. Элькано сумел на корабле-развалюхе с больной измождённой командой в условиях португальского преследования проплыть половину земного шара.


Путь кораблей Магеллана и Элькано (нажав на картинку, её можно увеличить)

«Виттория» — корабль, впервые проплывший вокруг земли. (нажав на картинку, её можно увеличить), водоизмещение 85 тонн, команда около 40 человек.

«Виттория» называлась в честь церкви Санта Мария де ла Виттория де Триана. в церкви на набережной Севильи Магеллан присягал на верность королю Испании и были освящены знамёна его армады; там же оставшиеся в живых участники экспедиции благо­дарили Бога за свое счастливое возвращение, молились за спасение душ умерших и за возвращение на родину тех, кто попал в плен.

Награды Элькано были, преимущественно, моральные. Возведёныый в рыцари дон Хуан Себастьян де Элькано получил герб с надписью «Ты первый обогнул меня», его популярность между моряками была велика – ведь он первый обогнул «земное яблоко». А королевскую пенсию Элькано получить не удалось (пообщали выплатить после возвращения из очередного плавания – на чём и сэкономили), звание адмирала тоже было только в обещаниях. В 1526 году де Элькано в 39 лет умер от цинги во время второй испанской экспедиции к островам пряностей.

Шесть самых быстрых кругосветных путешествий по воздуху

1. ДИРИЖАБЛЬ

Первое и весьма быстрое кругосветное путешествие на пассажирском дирижабле в 1929 году совершил Хуго Эккенер, один из пионеров воздухоплавания. За 20 суток, сделав всего три промежуточные посадки, он преодолел расстояние в 34 тысячи километров на легендарном дирижабле «Граф Цеппелин». Цель перелета — рекламная демонстрация возможностей жестких дирижаблей. При этом «Граф Цеппелин» являлся одной из передовых моделей: двигался он со средней скоростью 115 км/ч, имел повышенный уровень комфорта для пассажиров. В конце своей «карьеры» дирижабль превратили в музей.

2. САМОЛЕТ

Самый быстрый кругосветный полет среди гражданских самолетов был произведен на самолете «Конкорд» из аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке в августе 1995 года. На борту находились 80 пассажиров и 18 членов экипажа. Полет занял 31 час 27 минут 49 секунд. Летел «Конкорд» через Тулузу, Дубай, Бангкок, Гуам, Гонолулу и Акапулько. Новый рекорд среди гражданских самолетов был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

3. ВЕРТОЛЕТ

Самое быстрое кругосветное путешествие на вертолете заняло куда больше времени. В 1996 году американцы Рон Боувер и Джон Уильямс облетели земной шар на вертолете «Белл» за 17 дней 6 часов 14 минут 25 секунд.

Еще одна вертолетная кругосветка, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, была совершена женщиной. 57-летняя англичанка Дженнифер Мюррей была первой женщиной, быстрее всех облетевшей Землю. Вместе со вторым пилотом Квентином Смиттом на вертолете «Робинсон» она покрыла расстояние в 57 448 км за 97 дней. Во время своего путешествия они пересекли 26 стран, пролетели над одним из самых высокогорных ледников мира на высоте около трех километров, 80 раз останавливались для заправки, а в Монако даже успели посетить церемонию передачи Гонконга Китаю! Это путешествие принесло 162 500 долларов в Фонд защиты детей.

4. МИКРОЛАЙТ

Самое быстрое кругосветное путешествие на микролайте потребовало, вероятно, недюжинной выдержки от англичанина Брайана Милтона. Мало того, что сам по себе одномоторный самолетик микролайт с открытой кабиной — не слишком внушительное средство передвижения. Да еще и путешествие оказалось весьма сложным: в нем Брайан лишился друга, Кита Рейнолдса, на 27 дней был задержан российскими властями и 7 раз совершал вынужденную посадку в Саудовской Аравии. И все же кругосветный перелет удалось совершить за 120 дней, было преодолено 38 623 км, и 21 июля 1998 года путешествие закончилось. Сам Брайан чувствовал себя счастливым от того, что принес известность своей стране, свой рекорд он считал не героическим поступком, а величайшим приключением.

5. ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Самое быстрое кругосветное путешествие на воздушном шаре побило сразу два рекорда. «Брейтлинг Орбитер 3» под управлением Бертрана Пиккара из Швейцарии и Брайана Джонса из Великобритании стал первым шаром, на котором совершили безостановочное кругосветное путешествие. Началось путешествие в Шато д’Э, Швейцарии, а закончилось в Мавритании, 20 марта 1999 года, спустя 19 дней 1 час и 49 минут. Путешественники преодолели расстояние в 42 810 км — а это был еще и рекорд дальности среди шаров, заполненных горячим воздухом.

6. КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА

Безусловно, рекорд по скорости облета вокруг нашей планеты принадлежит космонавту Юрию Гагарину. Он облетел нашу планету менее, чем за два часа. Космический корабль «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени. В 10:55:34 был выполнен один оборот вокруг Земли. Однако аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области из-за сбоя в системе торможения: посадка произошла в Саратовской области, неподалеку от города Энгельс, в районе села Смеловка.

Кто первым обогнул земной шар? » Интересные факты


Корабль МагелланаКажется, порой судьба специально накидывает на прошлое этого человека завесу тайны. Он мог бы прославиться при жизни, но этого почему-то не случилось. Его кругосветная экспедиция признана высшим достижением эпохи географических открытий, но произошло это спустя несколько веков после того, как Фернан Магеллан сложил голову на одном из Филиппинских островов — Мактане. Именно благодаря ему стало известно, что мир гораздо больше, чем считалось раньше, а шарообразность Земли была доказана на практике. Однако и эти удивительные заслуги современники Магеллана попытались приписать другому человеку. Лишь история все расставила по своим местам…

Остров МактанО его детстве известно немногое. Где-то в начале 1480-х годов в одной из провинций Португалии в семье дворянина Магельяниша родился сын, которого назвали Фернаном. В весьма нежном возрасте мальчика отправили в Лиссабон, где он стал пажом при дворе короля Жуана II. Как раз в те времена мореплаватели открывали новые земли, совершая опасные, но чарующие своей романтикой походы к далеким островам.

Фернан МагелланФернану исполнилось 25 лет, когда он в качестве простого матроса отправился в свое первое путешествие. Весной 1505 года вместе с полутора тысячами молодых португальцев он двинулся на завоевание восточных мусульманских земель. Флотом командовал адмирал дон Франсишко Алмейда, который должен был отстаивать интересы Португалии в Индии и других дальних странах. Магеллан прекрасно проявил себя во время этого похода: он принял участие в битве с двадцатью мусульманскими судами, неожиданно напавшими на одиннадцать португальских кораблей, и проявил при этом завидную отвагу.

Атлантический океанОднако судьба сложилась таким образом, что в следующее плавание Магеллан отправился лишь летом 1513 года, когда в Португалии уже правил король Мануэл I. На этот раз в задачу экспедиции входило усмирение мавританских повстанцев, которые не желали платить дань португальскому королю, в Марокко. Результатом этого похода для Фернана стали гибель его коня и ранение в ногу, после которого он остался хромым на всю жизнь. Кроме того, кто-то пустил слух о том, что Магеллан занимался контрабандой. Вернувшись ко двору и не получив ни чинов, ни наград, моряк почувствовал, что лишился королевского расположения.

И все-таки Фернан попытался заинтересовать короля Мануэла своим проектом морской экспедиции, который родился у него во время путешествия в Марокко: что если попробовать добраться до Островов Пряностей (Сан-Хулиан, возле острова Борнео) не обычным путем через Атлантический и Индийский океаны на восток, а через Тихий океан — на запад! Король некоторое время рассматривал предложенную ему географическую карту, а потом отрицательно покачал головой: он не любил авантюр. Кроме того, Португалия в то время процветала и была единоличной владычицей на водном пути из Европы в Индию. После этого разговора Магеллан подал в отставку. Ее немедленно приняли.

Первое кругосветное плаваниеОднако идея, что, отплыв из Европы на запад, можно достичь Островов Пряностей, расположившихся на востоке, уже не оставляла мореплавателя. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, 37 летний Фернан собирался покинуть Португалию и поселиться в Испании. Однако прежде, чем совершить решительный шаг, он посоветовался со своим другом — астрономом и астрологом Руем Фалейро. Получив одобрение последнего и заручившись поддержкой богатых купцов и знатных вельмож, он вновь отправился со своим проектом к королю, но теперь уже к королю Испании Карлу V Кастильскому. Молодой король неожиданно заинтересовался проектом Магеллана. Его восхитила мысль о том, что можно, отправившись на запад, оказаться, в конечном итоге, на востоке. Вскоре Карл заключил с Магелланом договор, согласно которому к Островам Пряностей отправлялась экспедиция из пяти кораблей. Король обещал в течение ближайших десяти лет не отправлять по пути, которым собирался двигаться Магеллан, ни одного судна. Кроме того, в случае удачного завершения предприятия, он гарантировал отважному мореплавателю определенную часть доходов. Магеллан начал снаряжать экспедицию.

Каравелла Фернана Магеллана «Виктория»

И вот тут-то португальское правительство призадумалось: возникала опасность того, что Испания откроет новый, никем еще не изведанный путь в Индию. Для того чтобы помешать осуществлению плана бывшего подданного Португалии, в ход были пущены самые проверенные средства: попытки подкупа и шантаж, распускание слухов о полной бессмысленности подобной экспедиции… К Магеллану даже подсылали наемных убийц. Однако все было напрасно. В августе 1519 года пять кораблей — «Виктория», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Сантьяго» и «Тринидад» — с командой в 250 человек отправились из Севильи в поход, которому предстояло стать первым в истории человечества кругосветным путешествием.

Кругосветное путешествие Фернана МагелланаКапитаном «Тринидада» был сам Магеллан. Скажем сразу, что вернуться в родной город удалось лишь восемнадцати счастливчикам, остальные, в том числе и Фернан Магеллан, сложили голову в далеких странах. Среди вернувшихся был молодой итальянец Антонио Пагафетта, родом из Виченцы, который во время похода изо дня в день записывал в свой дневник наиболее поразившие его события. Благодаря этим записям мы теперь знаем, какие невероятные трудности приходилось ежечасно преодолевать членам экспедиции. По словам Пагафетты, капитан-генерал Магеллан был человек «благоразумный, добродетельный, заботящийся о своей чести». Однако из-за того, что он был португальцем, капитаны-испанцы других судов его недолюбливали. Чувствуя это, Магеллан, во избежание беспорядков, не спешил сообщать об истинной цели путешествия: пройти к Островам Пряностей не восточным, а западным путем. Кроме того, как пишет Антонио Пагафетта, он не спешил раскрывать свои карты, «чтобы его люди от удивления или из страха не передумали идти с ним в это плавание».

Португалия

Приняв на борт запас воды и провианта на Канарских островах, флотилия отправилась вдоль побережья Западной Африки и в середине декабря оказалась у берегов Бразилии. По пути Пагафетта записал в своем дневнике: «Мы видели огромных рыбин с ужасными зубами, которые поедают людей живыми и мертвыми, если находят их в океане». Команды всех пяти судов высадились на берег в том районе, где ныне находится столица Бразилии Рио-де-Жанейро. «Нас, видно, приняли за посланцев небес, — отметил Пагафетта. — В течение двух месяцев до нашего прибытия стояла страшная засуха, но стоило кораблю Магеллана причалить к берегу, начался ливень… У дикарей, обитавших в тех местах, были странные лодки, выдолбленные из целых древесных стволов… Над нашими головами носились несметные количества разноцветных попугаев, оглашавших окрестности гортанными криками… За топор или нож местные жители готовы отдать в рабство своих дочерей, но жен не меняют ни на что». В этих благословенных местах мореплаватели вновь пополнили запасы провианта, тем более что в обмен на карманное зеркальце или же ножницы здесь можно было выменять огромное количество продовольствия.

Корабль «Виктория»Вскоре корабли продолжили свое плавание к югу вдоль неизведанных берегов. Путешествие затягивалось: Магеллан внимательно изучал каждый залив, стараясь найти пролив, который вывел бы его к другому морю. Приближалась антарктическая зима, а пролива все не было. Производя разведку, судно «Сантьяго» разбилось на рифах, и в конце марта 1520 года Магеллан приказал бросить якорь и встать на зимовку возле места, где ныне располагается аргентинский город Сан-Хулиан. Местных индейцев, отличавшихся высоким ростом, моряки стали называть патагонами (большеногими — с испанского), а страна получила имя Патагония. По словам Пагафетты, морякам удалось захватить двух гигантов в плен. Как оказалось, индейцы могли, не моргнув глазом, слопать целый бочонок сухарей. А когда запасы провианта иссякли, они поедали крыс целиком, даже не снимая с них шкуру. Один из гигантов сумел выжить во время трехлетнего путешествия, его привезли в Севилью, окрестили, дав ему имя Павел…

Впереди - Энрике Мореплаватель, третий за ним - Васко Да Гама, пятый - Фернан МагелланНаступали холода, провизия заканчивалась, и на кораблях начал назревать мятеж. В конце концов команды кораблей «Виктория», «Консепсьон» и «Сан-Антонио» взбунтовались. Узнав об этом, Магеллан во главе вооруженного отряда отправился на «Викторию» и подавил восстание. Зачинщика беспорядков Луиса де Мендосу четвертовали и выбросили за борт. Затем был казнен капитан судна «Консепсьон», который пытался возглавить экспедицию вместо Магеллана и повернуть корабли назад. В результате карательной операции были схвачены, заперты в трюмах и приговорены к смерти 38 матросов. Однако, поразмыслив, капитан-генерал решил, что больше пользы будет, если отсрочить исполнение приговора и разрешить морякам вернуться к своим обязанностям. С этого момента авторитет Магеллана стал непререкаемым.

Фернан МагелланВ октябре 1520 года корабли вновь пустились в плавание. «Мы подошли к двум островам, где гнездились гуси, а также водились морские котики. Сколько было гусей, сосчитать невозможно. Мы начали охоту, и за час на палубах наших кораблей лежали горы из тушек. Гуси эти — черные, покрытые необычными перьями. Они плавают как рыбы, а не летают. Они были такими жирными, что мы не ощипывали их, а снимали перья вместе со шкурой. Клювы у них как у ворон». Морские котики также поразили воображение корабельного летописца, и им он посвятил в своем дневнике не одну страницу. «Если бы эти животные, — рассуждал он, — могли бегать, они были бы опасны, однако они не вылезают из воды, плавают как рыбы и рыбой питаются».

Магеллан, Испания 191521 октября впередсмотрящий заметил огромный мыс, выдававшийся в море. Поскольку в тот день отмечали праздник святой Урсулы и 11 тысяч девственниц, Магеллан назвал открытую землю мысом Девственниц. Сразу за мысом открывался залив, и капитан-генерал, скорей, уже по привычке, чем в надежде на удачу, приказал его обследовать. Какова же была его радость, когда вернувшиеся с разведки команды двух судов доложили, что обнаружили вход в пролив, который столь долго и безуспешно искали.

Магеллан собрал совет капитанов, на котором заявил: «Теперь вы можете вернуться в Испанию тем путем, которым прибыли сюда. Однако продовольствия осталось совсем мало, и удастся ли вам добраться до Севильи самостоятельно, никто не знает. Я же собираюсь продолжать свой путь в неизведанное». Посовещавшись, капитаны решили двигаться дальше вместе с Магелланом.

МагелланНачалось 38-дневное безумно опасное путешествие из Атлантического в Тихий океан. Корабли осторожно шли по узкому, извилистому проходу между скал. Ветер все время был встречным, что еще больше затрудняло продвижение. Во время этого изнуряющего перехода пропало судно «Сан-Антонио». В течение нескольких дней остальные корабли искали пропажу, не догадываясь о том, что «Сан-Антонио» предательски изменило курс и направилось к берегам Испании. Вернувшись, капитан судна обвинил Магеллана в измене интересам испанского короля, и его жена с ребенком вскоре умерли в бедности…

Магеллан28.10.1520 года три судна под командованием Фернана Магеллана вышли в Тихий океан из пролива, который впоследствии назовут именем отважного капитан-генерала, и отправились в неизведанное. Мореплаватели предполагали, что до Островов Пряностей осталось около месяца пути, однако они недооценивали истинных просторов океана. В течение почти четырех месяцев шли они вперед, встретив на пути лишь два скалистых острова без малейших признаков растительности и пресной воды. «Мы питались сухарной пылью, кишевшей червями, — писал Антонио Пагафетта. — Это месиво воняло крысиной мочой. Мы пили желтую гнилую воду, от которой страдали животами. Мы дошли до того, что начали обдирать и есть воловью кожу, которой была обтянута грот-мачта. Кожа была такой твердой, что приходилось четыре-пять дней вымачивать ее в морской воде, а затем на несколько минут класть поверх горячих угольев. Лишь после этого ее можно было с трудом прожевать и с отвращением проглотить. В конце концов мы начали поедать древесные опилки. Крыс, пойманных в трюме, моряки продавали по полкроны за штуку, но их было мало. Мы считали крыс настоящим деликатесом. От цинги и других болезней скончались 19 человек».

27 апреля 1521 года  на Филиппинах аборигены убили португальского мореплавателя Фернана МагелланаИ вот 6 марта 1521 года корабли наконец-то подошли к каким-то островкам неподалеку от острова Гуам, где моряки впервые за долгое время наконец-то смогли поесть рыбы и фруктов, вволю напиться пресной воды. Однако и здесь не обошлось без приключений. Аборигены попытались стащить с одного из кораблей шлюпку, после чего Магеллан нарек острова Воровскими, приказал убить неудачливых похитителей и сжечь их хижины. Завершив расправу, три корабля отплыли на Филиппины.

На одном из островов Магеллан неосмотрительно вмешался в межплеменные распри аборигенов и был убит. Он так и не доплыл до Островов Пряностей западным путем, но, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие, доказал, что такой путь существует.

Маршрут плавания Фернана Магеллана8 ноября 1521 года оставшиеся от экспедиции корабли «Виктория» и «Тринидад» достигли вожделенных островов. «Тринидад» отправился в Южную Америку, а в сентябре 1522 года «Виктория» возвратилась в Севилью. Груз пряностей на ее борту окупил все расходы экспедиции, а капитану корабля Хуану Элькано была назначена пожизненная пенсия. Кроме того, его произвели в рыцари, а на гербе поместили земной шар, с надписью: «Ты первый обошел вокруг меня».

Таким образом судьба вновь повернулась к Магеллану спиной. У него была отобрана даже посмертная слава, которую удалось восстановить лишь через многие годы. И сейчас Фернан Магеллан справедливо считается первым человеком, который, преодолев три океана, впервые совершил кругосветное путешествие.


Похожие статьи:
Маршрут плавания Фернана Магеллана Маршрут плавания Фернана Магеллана Маршрут плавания Фернана Магеллана

Впервые вокруг Земли. 100 великих экспедиций

Впервые вокруг Земли

Судьба противодействовала Фернану Магельянишу (Магеллану) сурово и постоянно. Лишь однажды она оказалась благосклонной: ему удалось возглавить экспедицию, прославившую его имя, но стоившее ему жизни.

Он оказался чужим у себя на родине. У него были профессии моряка и военного. В те времена в разных странах такие мужчины шли или на государственную службу, или в пираты. Португалия находилась на подъеме, вела активные торговые и военные операции. Ей требовались и умелые моряки, и храбрые воины. Магеллан завербовался в экспедиционный корпус, отправлявшийся в Марокко, султан которого отказался платить дань португальскому королю.

Имея дворянское звание и коня, Магеллан мог рассчитывать на офицерскую должность. Однако он не умел угождать начальству, и это мешало военной карьере. При осаде крепости Азамор он лишился своего основного капитала – коня. В следующем бою его ранили в ногу. Хотя рана зажила, Магеллан остался хромым.

Корабль Магеллана «Виктория». Деталь карты Ортелиуса

Без чинов и наград пришлось ему возвратиться на родину. Но тяжелые испытания не сломили его волю. С немалым трудом добившись аудиенции, он пришел в королевский дворец с проектом морской экспедиции к «островам пряностей» западным путем, огибая Землю Святого Креста («остров Бразил», то есть Южную Америку). Король выслушал его доклад, взглянул на карту и без долгих раздумий отказал. Зачем тратить средства на сомнительное предприятие, когда страна держит в своих руках единственный водный маршрут из Европы в Индию?

Еще одна неудача! Но и она не сломила Магеллана. Покинув Португалию в октябре 1517 года, он поселился в Севилье, где была колония португальских эмигрантов, принял кастильское подданство, женился на Беатриж, дочери Диогу Барбоза, бывшего португальского военного моряка, ставшего комендантом севильской крепости Алькасар (сын его Дуарти, брат Беатриж, стал позже участником первого кругосветного плавания). Магеллан привлек к разработке своего проекта опытного навигатора и космографа Руя Фалейру, а Дуарти Барбоза заинтересовал в этом предприятии богатых купцов и влиятельных вельмож.

Молодой король Карлос (избранный в 1519 году императором Священной Римской империи под именем Карл V), утвердил проект, подписав договор с Магелланом и Фалейрой. Португальское правительство, узнав о том, что Испания может открыть западный путь в Индию, сделало все возможное, чтобы погубить это предприятие. Португальский посол при испанском дворе распускал слухи о безнадежности такой экспедиции; она непременно сгинет без следа в безбрежном океане. Он соблазнял Магеллана выгодными должностями в Португалии. Подослал к нему наемных убийц (покушение сорвалось). Подкупил чиновников Индийской торговой палаты, чтобы они протестовали против экспедиции и ее руководителя.

Козни эти не увенчались успехом. Посол постарался затянуть подготовку экспедиции и снабдить ее испорченными продуктами, гнилыми товарами, плохим оборудованием. Было организовано массовое волнение в порту: агенты посла кричали, будто на флагманском судне «Тринидад» поднят португальский флаг (хотя это был адмиральский стяг Магеллана).

Несмотря ни на что ставший императором Карл V утвердил Магеллана главным начальником экспедиции (по невыясненным причинам Фалейру отстранили от руководства). 10 августа 1519 года пять кораблей эскадры Магеллана вышли из Севильи и двинулись вниз по Гвадалквивиру…

При всех явных несчастьях, которые преследовали Магеллана, было одно счастливое обстоятельство, выяснившееся после его смерти: в самый последний момент Магеллан принял сверхштатного члена экспедиции, молодого образованного итальянца Антонио Пигафетту Именно он оказался среди тех немногих, кто вернулся из кругосветного путешествия, и вел дневник, который стал наиболее полным отчетом о плавании.

Штатный состав команды флотилии Магеллана насчитывал 230 человек, сверхштатных было 26. Однако начались острые разногласия адмирала с капитаном самого крупного судна «Сан-Антонио» Хуаном Картахеной, потребовавшим согласовывать с ним маршрут. Магеллан отказался (единовластие в трудных экспедициях – один из залогов успеха) и арестовал смутьяна.

У юго-восточного берега Южной Америки испанские офицеры подняли бунт. Они требовали перемены курса, чтобы идти привычным путем – на мыс Доброй Надежды и дальше в Индию. У бунтовщиков было три корабля против двух, оставшихся у Магеллана. Дело, которому он посвятил несколько лет своей жизни, оказалось под угрозой.

И на этот раз Магеллан не сдался. Он послал на мятежное судно «Викторию» верного ему полицейского офицера с несколькими матросами для переговоров. Когда капитан судна отказался подчиниться адмиралу, офицер вонзил ему в горло кинжал, а шурин Магеллана Дуарти Барбоз принял на себя командование «Викторией». Оставшиеся два мятежных корабля вскоре вынуждены были сдаться. Одному из капитанов-бунтарей Магеллан приказал отрубить голову, а Картахену вместе с заговорщиком священником высадил на пустынном берегу.

В июне (зимний период в Южном полушарии) одно судно, проводя разведку, разбилось на рифах. Была организована зимовка. Индейцев, которые коренастому Магеллану показались великанами, прозвали «патагонами» (в переводе с испанского – большеногими), страну – Патагонией. Весной, 18 октября, флотилия вновь двинулась на юг в поисках прохода из Атлантического океана к неведомому «Южному морю».

В извилистом, узком и мрачном проливе, позже названном именем Магеллана, было потеряно еще одно судно. На нем взбунтовались офицеры, взяли обратный курс и вернулись в Португалию. Здесь они обвинили своего адмирала в измене (его жена и ребенок, лишенные денежного пособия, умерли в бедности, хотя после возвращения «Виктории» покойный адмирал все-таки был реабилитирован).

Выйдя в открытое море, корабли Магеллана почти четыре месяца не встречали суши. Антонино Пигафетта писал: «Мы питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями… сильно воняла крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывавшую грот-мачту… Мы отмачивали ее в морской воде в продолжение четырех-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали. Мы питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать».

Был впервые пересечен величайший океан планеты. Флотилия достигла Филиппинских островов 27 апреля 1521 года. Вмешавшегося в межплеменные распри между аборигенами Магеллана убили.

Через полтора года его спутники вернулись в Португалию. Из пяти кораблей флотилии цели достиг лишь один – «Виктория» (Победа), а из 250 участников – 18.

Несправедливость преследовала Магеллана и после смерти. Пропали (были уничтожены?) все его записи. Оригиналы дневников Пигафетты остались в Испании, были засекречены, и судьба их неизвестна. Малодушные бунтовщики – уцелевшие испанские офицеры – клеветали на погибшего, незаслуженно получая почести.

Груз пряностей, доставленный «Викторией», окупил все расходы на экспедицию. Капитану корабля – Хуану Севастьяну Элькано (дель Кано) – пожаловали звание рыцаря и пожизненную щедрую пенсию, а на его гербе изображение земного шара было окружено надписью: «Ты первый обошел вокруг меня».

Не менее «первым» следовало бы считать, скажем, Пигафетту и вообще всех вернувшихся. А в действительности первым обогнул земной шар слуга-малаец Магеллана Энрике: он покинул Индонезию, отправившись на запад, а прибыл сюда с востока. Да и сам Магеллан бывал уже в Индонезии; придя в этот район земного шара со стороны Тихого океана, он завершил свою кругосветку. Именно его, Магеллана, по праву следует считать первым человеком по своей воле, с полным пониманием своей миссии обогнувшим весь земной шар.

Однако жажда выгод, чинов и наград, а также «государственные интересы» Испании (ведь Магеллан был португальцем!) оказались весомее, чем стремление к истине и справедливости. Подвиг великого мореплавателя долгие годы пытались замалчивать.

Пигафетта написал о Магеллане: «Я надеюсь, что слава столь благородного капитана уже никогда не угаснет. Среди множества добродетелей, его украшавших, особенно примечательно, что он и в величайших бедствиях был неизменно всех более стоек. Более терпеливо, чем кто-либо, переносил он и голод. Во всем мире не было никого, кто мог бы превзойти его в знании карт и мореходства. Истинность сказанного явствует из того, что он совершил дело, которое никто до него не дерзнул ни задумать, ни предпринять».

Подвиг Магеллана можно считать высшим достижением эпохи Великих географических открытий. Была неопровержимо доказана шарообразность Земли и преобладание на ее поверхности океанов. Но, возможно, даже не это самое главное. Прекрасно сказал Стефан Цвейг:

«В истории духовное значение подвига никогда не определяется его практической полезностью. Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг Магеллана превосходит все подвиги его времени… Он не принес в жертву своей идее, подобно большинству вождей, тысячи и сотни тысяч жизней, а только собственную».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вокруг Земли без дозаправки: топ мировых рекордов авиаперелетов — Экономика и бизнес

Кругосветные беспосадочные перелеты

Первый в мире кругосветный беспосадочный перелет состоялся в 1949 году.

Стратегический бомбардировщик 43-й бомбардировочной группы ВВС армии США Boeing B-50 Superfortress с экипажем из 14 человек 26 февраля взлетел с авиабазы Касвелл (Форт-Уэрт, штат Техас).

Самолет вернулся на этот же аэродром 2 марта, преодолев за 94 часа и 1 минуту расстояние в 37 742 км. Средняя скорость составила 401 км/ч. В полете запасы топлива бомбардировщика четыре раза пополнялись с помощью самолетов-заправщиков.

Первый беспосадочный перелет вокруг земного шара без дозаправки совершили 14–23 декабря 1986 года Дик Рутан и Джина Игер на самолете Rutan Model 76 Voyager.

Воздушное судно с двумя поршневыми двигателями было построено авиаконструктором Бёртом Рутаном специально для установки рекорда. Полет длился 216 часов 3 минуты и 44 секунды. Всего самолет преодолел 42 432 км со средней скоростью 186,11 км/ч.

1–3 марта 2005 года предприниматель и летчик Стив Фоссет на самолете Virgin Atlantic GlobalFlyer установил мировой рекорд скорости безостановочного кругосветного пилотируемого перелета без дозаправки.

Одноместный самолет с турбореактивным двигателем, созданный компанией Бёрта Рутана Scaled Composites, совершил полет вокруг Земли за 67 часов 1 минуту и 46 секунд. Средняя скорость полета составила 590,7 км/ч, самолет преодолел дистанцию в 36 912 км.

Рекорды длительности перелетов

Первым в серии громких советских рекордов длительности авиаперелетов стало достижение экипажа Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.

20–22 июля 1936 года они на экспериментальном самолете АНТ-25 (главные конструкторы — Андрей Туполев и Павел Сухой) перелетели из Москвы на дальневосточный остров Удд (ныне — остров Чкалова, Хабаровский край). Воздушное судно преодолело 9 374 км за 56 часов 20 минут.

12–14 июля 1937 года экипаж Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина на АНТ-25 улучшил достижения коллег, совершив за 62 часа 17 минут беспосадочный перелет на расстояние 11 500 км по маршруту Москва — Сан-Джасинто (штат Калифорния, США).

Их рекорд был побит в ноябре 1938 года: два бомбардировщика Vickers Wellesley британских ВВС пролетели без посадки 11 539 км между Египтом и Новой Австралией.

Рекорд продолжительности пилотирования самолета с дозаправками был установлен в 1959 году в США.

Роберт Тимм и Джон Кук на специально подготовленном легкомоторном самолете Cessna 172 взлетели с аэропорта Маккарран (Лас-Вегас, штат Невада) 4 декабря 1958 года. Воздушное судно безостановочно кружило над летным полем в течение 64 дней 22 часов 19 минут 5 секунд и 5 февраля 1959 года совершило мягкую посадку. Дозаправка самолета в воздухе осуществлялась дважды в день с помощью бензовоза, двигавшегося по территории аэродрома.

Рекорд самого продолжительного пилотирования самолета без дозаправок установлен в 2015 году в ходе кругосветного полета Андре Боршберга на электросамолете Solar Impulse 2.

В период с 28 июня по 3 июля на участке Нагоя (Япония) — Гавайи (США) Боршберг за 117 часов и 52 минуты преодолел расстояние в 7 212 км. Одновременно он установил рекорд по дальности беспосадочного перелета для электросамолетов. Сам кругосветный перелет прерывался из-за неполадок аккумуляторов воздушного судна.

Рекорд самого продолжительного полета беспилотного летательного аппарата (БПЛА) установлен аппаратом QinetiQ Zephyr 7 на испытательном полигоне Юма армии США (штат Аризона). БПЛА пробыл в воздухе две недели — 336 часов 22 минуты и 8 секунд.

Самые продолжительные беспосадочные регулярные авиарейсы

По состоянию на июнь 2017 года самый продолжительный беспосадочный авиарейс в мире выполняет катарская авиакомпания Qatar Airways по маршруту Окленд (Новая Зеландия) — Доха (Катар).

‘ТАСС/Ruptly’

Первый полет был выполнен 6 февраля 2017 года. На рейсе используется дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 777-200LR. Расстояние в 14 524 км между Оклендом и Дохой он преодолевает за 17 часов 30 минут.

Самый продолжительный беспосадочный авиарейс среди российских перевозчиков выполняет «Аэрофлот». Это рейс SU106 по маршруту Москва — Лос-Анджелес (США) протяженностью 9781 км. Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты Airbus A330-200 преодолевают его за 12 часов 50 минут.

Авиаперевозчик Singapore Airlines планирует получить в 2018 году ультрадальний широкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A350-900ULR. Ожидается, что эти машины будут использоваться для беспосадочных перелетов из Сингапура в Нью-Йорк (США) на рекордное расстояние 15 348 км.

Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье».

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *