География Польши — Википедия
География Польши | |
---|---|
Часть света | Европа |
Регион | Восточная Европа |
Координаты | 52°00′ с.ш. 20°00′ в.д. |
Площадь | |
Береговая линия | 491 км |
Границы | Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Словакия, Чехия, Германия |
Высшая точка | Рысы, 2499 м |
Низшая точка | Raczki Elblaskie, -2 м |
Крупнейшая река | Висла, 1047 км |
Крупнейшее озеро | Снярдвы, 113,8 км² |
Польша — государство в Центральной Европе. Располагается большей частью на Среднеевропейской равнине, а также в северо-восточной части горных районов Восточной Европы. С севера омывается Балтийским морем. Общая площадь Польши — 312 658 км² (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе. Суша — 304 459 км², вода — 8220 км².
В течение последнего тысячелетия территория Польши сильно варьировалась. В середине XVI века Польша была крупнейшей страной Европы, в другие времена польского государства вовсе не существовало. Современные границы были определены в 1945 году.
Общая протяженность границ — 3528 км, из них 3047 км сухопутных, и 481 км — морских. С севера на юг и с запада на восток протяжённость Польши около 720 км.
Границы с сопредельными территориями: Россия (Калининградская область) — 210 км, Литва — 91 км, Белоруссия — 605 км, Украина — 428 км, Словакия — 420 км, Чехия — 615 км, Германия — 456 км. Береговая линия — 440 км. Территориальные воды — 12 морских миль.[1]
В западной части польского побережья на границе с Германией располагаются Померанская бухта и Щецинский залив лагунного типа, в который впадает Одра (вторая по величине река в Польше). Данный регион носит историческое название Западное Поморье. Восточная часть побережья называется, соответственно, Восточное Поморье. Там располагается Гданьская бухта, в которую впадает главная польская река Висла. В её западной части полуостров Хель отгораживает Пуцкий залив, в восточной — Вислинская коса отделяет Вислинский залив лагунного типа. В Щецинском и Гданьском заливах располагаются главные порты страны: Гданьск, Гдыня и Щецин.
Топографическая карта ПольшиРельеф Польши, как и рельеф юго-восточной Прибалтики, сформировался в результате действия ледника, который несколько раз наступал и отступал на северную часть страны в плейстоцене (1,6 млн — 10 тыс. лет назад). Около 2/3 территории на севере и в центре страны занимает Польская низменность — часть Северо-Германской низменности. Побережье Балтийского моря низкое, с длинными песчаными косами и пляжами, окаймлено дюнами. К югу равнина переходит в полосу холмисто-моренного рельефа Балтийской гряды: Поморское и Мазурское поозерья, разделённые долиной Вислы. Данный рельеф очерчивает южную границу ледника при последнем максимуме оледенения.
Южнее Балтийской гряды в широтном направлении протягиваются Силезская, Великопольская, Мазовецко-Подлясская низменности, переходящие в невысокие возвышенности: Силезско-Малопольскую возвышенность, невысокие (до 600 м) Свентокшиские горы и в основном плоскую Люблинскую возвышенность.
В южной части страны располагаются горы: Судеты на западе и Карпаты на востоке. Между ними расположен перевал Моравские Ворота, который с давних времен пролегал торговый путь из Северной Европы в Южную. Судеты тянутся вдоль границы Польши и Чехии, их высшая точка — гора Снежка (1603 м). В польской части Карпат выделяют Бескиды, Бещады и Татры (наивысшая часть Карпат), где находится высшая точка страны — гора Рысы, 2499 м. [2]Высокие Татры в Польше имеют острые горные пики, глубокие ущелья и ледниковые формы рельефа в гребневой зоне, а вершины Бескидов имеют округлые формы и в основном заросли лесом.[3]
54,2 % территории расположено на высоте до 150 м над уровнем моря 36,9 % — от 150 до 300 м, 5,7 % — от 300 до 500 м, 2,9 % — от 500 до 1000 м н.у.м.[4]
Природные ресурсы: уголь, сера, медь, природный газ, серебро, свинец, соль, древесина.[1] В Судетах (города Валбжих и Клодзко находится Нижнесилезский каменноугольный бассейн, имеются гранитные карьеры. В Верхней Силезии расположен один из самых крупных в Европе каменноугольных бассейнов.[3][5]
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. На климатические условия влияют сталкивающиеся океанические массы с запада, холодный воздух с территории Скандинавии и России, а также более тёплый субтропический воздух с юга. В течение всего года с запада на восток над территорией Польши проходит ряд барических депрессий, принося облачную и дождливую погоду. Зимой, когда преобладают холодные континентальные воздушные массы, погода стоит холодная и безоблачная.[5]
Средние температуры января от −1 до −5 °C (в горах до −8 °C), июля 17—19 °C (в горах до 10°).[2]
В равнинных областях осадков выпадает 500—600 мм, в горах — местами свыше 1000 мм в год (до 1270 мм в Судетах и 2030 мм в Высоких Татрах). На севере страны максимальное количество осадков приходится на летний период, на юге — на зиму. Снежный покров лежит до трёх месяцев в году; в холодные зимы реки замерзают на 2-4 месяца. [3]
Гидрографическая карта ПольшиПо оценке 2005 года Польша обладает 63,1 км³ возобновляемых водных ресурсов, из которых в год потребляется 11,73 км³ (13 % на коммунальные, 79 % на промышленные и 8 % на сельскохозяйственные нужды).[1]
Две основные речные системы на территории Польши относятся к бассейну Балтийского моря — Висла (с притоками Сан, Вепш и Западный Буг) и Одра (притоки Варта, Ныса-Лужицка и Бубр). Через Вислу проходит примерно половина всего стока страны, через Одру — треть[5]. Обе реки судоходные (хотя для этого приходится часто проводить работы по очистке русла) и имеют густую сеть притоков. По прадолинам их бассейны соединены каналами между собой (Быдгощский канал), с речными системами Западной Европы, с рекой Неман (Августовский канал) и с Днепром (через Неман и Огинский канал). Истоки Вислы и Одры располагаются в южных горных районах. Одра сначала течёт в северо-западном направлении через Силезию, а в нижнем течении — на север, где по ней проходит государственная граница между Польшей и Германией. Течение Вислы — преимущественно на север. На ней расположены старая столица польского государства — Краков и современная — Варшава.
Высокая вода на реках Польши наблюдается дважды в год — весной паводок обусловлен таянием снега, в июле — летними дождями. Очень небольшая территория на юге Польши имеет сток в Дунай и Днестр, а на северо-востоке — в Неман.
Общее число озёр площадью более 1 га — примерно 9300. Озёра преимущественно сконцентрированы на севере, где составляют около 10 % территории.[5] Крупнейшие озёра — Снярдвы и Мамры входят в группу Мазурских озёр.
На 2005 год пахотные земли занимали 40,25 % территории страны, на 1 % выращивались постоянные зерновые культуры. Орошается 1 тыс. км² (2003 год).[1]
Почвы Польши преимущественно малоплодородны. Ближе к побережью они, как правило, песчаные, подзолистые (с содержанием выщелоченных ценных растворимых минералов) и для сельскохозяйственного использования требуют удобрений. По долинам рек и в прадолинах встречаются крупные торфяники с большим содержанием гумуса. В районах к северу от польских гор (Силезия и Малая Польша) на лёссовых отложениях преобладают хорошо дренируемые дерново-подзолистые и бурые почвы, на которых выращивают сахарную свеклу, рожь и картофель, есть также чернозём. Почвы горных районов имеют тонкий слой гумуса и низкое плодородие.[3]
Растительность на территории Польши развивалась с последнего ледникового периода и включает в себя 2250 видов семенных растений, 630 мхов, 200 печёночников, 1200 лишайников и 1500 грибов. Среди семенных растений преобладают голарктические элементы. Среди немногочисленных эндемиков — лиственница польская (Larix polonica) и берёза ойковская (Betula oycoviensis). В торфяных болотах и горах сохранились некоторые виды реликтовой тундровой растительности.[5]
Более 25 % территории занимают леса[5], на севере и востоке сохранились крупные лесные массивы: Беловежская, Августовская и другие пущи. Преобладающие породы — сосна, ель, в горах пихта. В западной и южной частях страны имеются смешанные леса (бук, дуб, берёза и клён). В долинах рек — пойменные луга, из деревьев преобладают ясень, тополь и ива. На северо-востоке (восточнее Поморского поозёрья) имеются низовые болота. Встречаются верещатники.[2][3] В горных районах — растительность приальпийского и альпийского поясов.
Фауна Польши относится к европейско-западносибирской зоогеографической области (часть Палеарктики). Дикая фауна обеднена из-за высокой освоенности территории человеком. Позвоночных животных насчитывается около 400 видов, включая многих млекопитающих и более чем 200 родных для региона видов птиц. В лесах водятся олени, кабаны и волки, в хвойных массивах на северо-востоке можно встретить лося. У рек обитают бобры, в горных лесах — медведи и дикие кошки, ещё выше можно встретить серну и сурка. В Беловежской пуще сохранились зубры, которые некогда населяли всю Европу.[5]
Распространённые птицы: глухари, тетерева, куропатки. В прибрежной зоне Балтийского моря ведётся промысел на треску и салаку.[3] Из около 20 национальных парков наиболее крупные: Беловежский национальный парк, Кампиноский национальный парк, Татранский национальный парк, Словиньский национальный парк.
Портовые города Польши — список, описание, фото
Польша имеет выход к Балтийскому морю и обладает широкой речной сетью, что обеспечило возможности развития морского и речного судоходства. Основным направлением деятельности польских морских портов выступают грузоперевозки: их общий объем, по информации 2017 года, составляет порядка 50 миллионов тонн. На втором месте стоит перевозка пассажиров.
Крупнейшие портовые города Польши
Все крупные портовые комплексы имеют в своем составе верфи, принимающие на обслуживание и ремонт суда из Европы и всего мира: общий объем работ ежегодно составляет порядка 150 миллионов долларов. Также они оснащены маринами для яхт. Небольшие яхтенные причалы есть и во многих городах на побережье Балтийского моря, например, в курортных городках Дарлово, Леба, Колобжеге, Устке и Хеле.
В число самых крупных портов Польши входят:
- Гданьск
- Гдыня
- Щецин
- Свиноуйсьце
Гданьск — интересный город-порт и крупнейший в стране терминал
Крупнейшим морским терминалом Польши является Гданьск. Он находится на юге Балтийского моря, располагаясь в центральной части этой прибрежной зоны. Он состоит из двух зон, предназначенных для разных целей. Первая находится вблизи портового канала и Мертвой Вислы, внешний порт имеет прямой выход к Гданьскому заливу. Причальный фронт растянулся на 23,85 км, общее число причалов и рабочих терминалов достигает 38. Здесь предусмотрен глубоководный контейнерный терминал, рассчитанный на прием самых больших судов. Так, в 2017 году здесь пришвартовался крупнейший в мире мегаконтейнеровоз OOCL Hong Kong вместимостью 21 413 тысяч TEU.
Значение порта в жизни страны и европейской логистики велико: его деятельность связывает государства юго-восточных территорий Европы и Скандинавии. Он входит в пятерку наиболее эффективных портов в Балтике по показателю перегрузок.
Грузооборот порта ежегодно растет, динамика в миллионах тонн составляет:
- 2005 — 23 341;
- 2006 — 22 407;
- 2007 — 19 826;
- 2008 — 17 781;
- 2009 — 18 863;
- 2010 — 27 182;
- 2011 -— 25 305;
- 2012 — 26 898;
- 2013 — 30 259;
- 2014 — 32 278;
- 2015 — 35 914;
- 2016 — 37 289.
В 2017 году, по сравнению с предыдущим периодом, он показал значительный рост: увеличение на 8,9%, что в материальном представлении составило 40 613 миллионов тонн. Еще более внушительные показатели по перевалке контейнеров и контейнерообороту: увеличение на 22,5% и 21,6% соответственно. В 2018 году рост продолжился: только за первый квартал общий объем возрос почти вдвое: на 43,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также в 2018 году началось расширение предприятия и строительство северной части порта. Общий объем планируемых инвестиций составит 109 миллионов долларов.
В число основных направлений грузоперевозок входят:
- древесина;
- штучные грузы;
- жидкое топливо;
- уголь;
- сера;
- руда;
- зерновые;
- агрегаты.
Несмотря на важную роль морского порта, Гданьск выступает важным экономическим и культурным центром страны. Здесь развита нефтехимическая и машиностроительная промышленность, а также медицинский и экскурсионный туризм. Также в портовом городе развиты судоремонт и судостроение. Кроме того, власти планируют построить в Гданьске Центральный морской порт с глубоководными терминалами, который поможет выйти на азиатские рынки и будет способствовать развитию грузооборота с Евросоюзом.
Гдыня — морской флагман начала века
После Первой мировой войны Польша получила выход к морю, однако собственного порта не имела. Это вынудило власти на месте небольшой рыбацкой деревушки Гдыня основать одноименный морской порт, в связи с чем началось и развитие поселения, которое сегодня является одним из наиболее значимых пригородов Гданьска. В 1923 сюда вошел первый корабль — это был пароход «Кентукки». К 1939 году здесь уже существовали рыбацкий, военный и торговые терминалы, а также 6 крупных причалов и мощных подъемных кранов.
Сегодня это современный терминал, рассчитанный на прием глубоководных судов с показателем осадки 8-13,5 м. Общая причальная длина достигает 11 м, а площадь нового склада составляет 18,8 км². Грузооборот порта нестабилен, однако в целом показывает положительную динамику:
- 2011 — 15911;
- 2012 — 15809;
- 2013 — 17659;
- 2014 — 19405;
- 2015 — 18198.
Щецин — крупнейший портовый комплекс
Порт Щецин находится в Западно-Поморском воеводстве и стоит на реках Регалице и Одер. Вместе с расположенным поблизости морпортом Свиноуйсьце образуется крупнейший портовый комплекс южной части Балтики. Также он играет важную роль в экономике государства, являясь свободной торговой зоной, освобожденной от пошлин и сборов. Ежегодно растет грузооборот комплекса, в 2015 году показатель поднялся до 23 миллионов тонн. Порт выступает важным логистическим узлом на пути грузов в Южную Америку, Скандинавию и Адриатику.
В число основных направлений перевозок входят:
- жидкие грузы;
- сталь;
- сухие сыпучие товары;
- крупногабаритные товары;
- контейнеры;
- зерно;
- нефтепродукты;
- кокс и уголь;
- фитинги;
- древесина.
Регулярно происходит модернизация порта: последний этап основан на реализации новой стратегии, в которую планируется вложить 163 миллиарда злотых к завершению всех работ в 2027 году. Принимает порт и пассажирские корабли, являясь важным транспортным узлом: в городе также находятся аэропорт и железнодорожный вокзал.
Свиноуйсьце — небольшое, но важное подразделение
Одно из важнейших значений порта Свиноуйсьце — возможность получать сжиженный природный газ с танкеров-газовозов, благодаря расположению здесь терминала СПГ. В 2018 году началась реализация проекта по регазификации мощностей. Запланированы масштабные работы, закончить которые готовы к 2022 году. Предполагается увеличить мощность в два раза: с 5 млрд м³ до 7,5 млрд м³.
Причал базируется на трехкилометровом волнорезе, построенном для защиты судов. Здесь происходит швартовка и разгрузка танкеров, которые заходят в комплекс через искусственно расширенный морской канал. Еще одним важным объектом инфраструктуры выступает газопровод, соединяющий Свиноуйсьце с порт-Щецин.
Видео
Тыхы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2017; проверки требуют 6 правок.Ты́хы (польск. Tychy [ˈtɨxɨ], сил. Tychy, нем. Tichau) — город в Польше, в Силезском воеводстве. Расположен в 20 километрах к югу от Катовице — столицы воеводства.
Город занимает 26-е место в Польше по численности населения и 46-е по территории.
Лес в районе городаГород находится в южной части Силезского воеводства на высоте 300 метров над уровнем моря, на границе Освенцимской впадины и Силезской возвышенности, располагается в пределах Карпатского мегарегиона.
Тыхы расположен на пересечении международной трассы Варшава—Вена и государственной трассы Ополе—Краков. В 12 км от города пролегает автомагистраль А4.
На юге, востоке и западе город окружают Пщиньские леса, часть давней Пщиньской пущи, к северу от города находятся Катовицко-Мурцковские леса, которые входят в южную часть Лесного охранного пояса Верхнесилезского промышленного района.
Население по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 128 621 жителей[1].
Название города не имеет однозначной этимологии и по разным версиям происходит от слова cichy («тихий» или «спокойный»)[2], tyka («деревянная палка») или нем. Teich со значением «пруд».
Изначально возникает как небольшое поселение на средневековом торговом пути между Освенцимом и Миколувом. Впервые Тыхы документально упоминается в 1467 году[3] В 1629 году здесь была основана пивоварня, на сегодняшний день это один из самых больших пивоваренных заводов в Польше[4].
С 1526 года территория современного города Тыхы была частью Габсбургской империи. В 1742 году территория перешла под контроль Пруссии, затем с 1871 по 1918 год входила в состав Германии.
С 1919 года Тыхы находился на территории, охваченной Силезскими восстаниями. На проведённом в 1922 году плебисците большинство местных жителей высказались за принадлежность Польше. Последующий период до Второй мировой войны характеризуется значительным развитием Тыхы, население посёлка возросло до 11 тысяч человек, был построен ряд важнейших объектов[3].
После вторжения Германии в Польшу Тыхы, наряду с остальной частью промышленной Верхней Силезии, был оккупирован немецкими войсками[5]. Многие из местных жителей, которые не были истреблены или высланы, вынуждены были изменить свою национальную принадлежность на немецкую в рамках проводившейся нацистской Германией расистской политики онемечивания[6]. К счастью, сам город в период вторжения получил минимальные повреждения, в значительной степени благодаря тому, что основные бои разворачивались в районе Миколува[7]. 28 января 1945 года город был освобождён от немецких захватчиков.
В городе действует одна из трёх в Польше троллейбусных сетей. Развито автобусное сообщение. Через город проходит железная дорога, ведущая из Катовице к бывшему польско-словацкому пограничному переходу Звардонь—Скалите.
В городе расположен один из старейших в Польше пивоваренных заводов, основанный XVIII веке (марка Tyskie), а также крупная автомобильная фабрика FIAT Group. Многие жители работают в других городах Катовицкой агломерации.
В городе расположен большой зимний стадион, являющийся домашней ареной для хоккейного клуба GKS Tychy. Действует также одноименный футбольный клуб.
Лодзь — Википедия
Лодзь (польск. Łódź [wut͡ɕ] (инф.) — лодка, ладья) — один из крупнейших городов Польши. Расположен в центре страны, в 120 километрах к юго-западу от Варшавы и является центром польской электронной промышленности. Основан в XIII веке, статус города с 1423 года.
С 1999 года Лодзь — центр и крупнейший город Лодзинского воеводства. Население города составляет 696,5 тысяч человек и постепенно сокращается (1988 год — 854 тыс.). Ещё в 1990-х годах Лодзь была вторым по численности населения городом Польши после Варшавы, однако в 2000-е годы уступила это место Кракову.
В 1945—1948 годах Лодзь фактически выполняла функции столицы Польши в условиях практически полного разрушения Варшавы.
1332 год — Лодзь впервые была упомянута в документе, передающем деревню Lodzia (лат. ) епископам Влоцлавека, а 15 мая 1414 года епископ Ян Кропидло влоцлавским капитул основал городище на территории поселения Лодзи. 29 июля 1423 года по указу короля Владислава Ягелло Лодзь получила городские права.
1820 год — 20 сентября указом Константина Павловича, наместника Царства Польского, Лодзь была объявлена фабричным городом, в 1821 году был основан суконный посад Нове-Място, продолжением которого в 1824 году явился ткацкий посад Лодка.
1865 год — 30 июля местные власти получили разрешение проложить железную дорогу, соединяющую Лодзь и Колюшки, которая была введена в эксплуатацию 19 сентября 1865 года. Пассажирские поезда начали регулярно курсировать с 01 июня 1866 года.
1887 год — открыта самая большая, красивая и роскошная синагога на территории Польского королевства (сожжена нацистами в 1940 году).
1888 год — 6 октября в здании гостиницы «Виктория» на ул. Пётрковской 67 был учрежден первый в Лодзи профессиональный театр. Сейчас здесь находится современный кинотеатр «Полония».
1897 год — в Лодзи родился историк-медиевист Генрик Пашкевич.
1898 год — 24 декабря в 13 часов в Лодзи был пущен первый в Царстве Польском электрический трамвай.
1899 год — 3 ноября в Лодзи, по адресу ул. Всходняя 19, поселился Юзеф Пилсудский с супругой. Здесь Пилсудский издавал газету «Рабочий» — орган подпольной Польской Социалистической Партии. Ночью 22 февраля 1900 года Пилсудский был арестован царской полицией и находился в тюремном заключении на ул. Гданьской 13. В декабре 1938 года здесь был создан мемориальный музей-квартира Ю. Пилсудского.
1903 год — 20 августа в Лодзи было создано Польское Театральное Общество, первая в Польше организация занимающаяся театрально-просветительской деятельностью.
1905 год — 17 мая была открыта первая в Польше детская больница им. Анны Марии (в память о скончавшейся внучке крупнейшего лодзинского фабриканта Карла В. Шейблера). В 1951 году она была переименована в больницу им. Януша Корчака.
1908 год — в Лодзи, на ал. Костюшко 14 разместился крупнейший в Польше банк (зал площадью 1100 м²).
1914 — в первые месяцы Первой мировой войны произошла битва за Лодзь между германской и русской армиями.
1919 год — было создано Лодзинское воеводство во главе с Антонием Каменским.
1936 год — 26 мая был создан Кружок друзей Лодзи, который возобновил свою деятельность в 1959 году (27 ноября) и был переименован в Общество друзей Лодзи. Круг его деятельности достаточно широк: это и просветительская работа, и историко-краеведческая деятельность, организация культурных мероприятий и конкурсов, издательская работа, защита историко-архитектурных ценностей и др. Главный отдел ОДЛ расположен по адресу пл. Вольности, 2.
После завершения боевых действий в сентябре 1939 года и немецкой оккупации Польши город был переименован в Лицманштадт (в честь немецкого генерала Первой мировой войны Карла Лицмана, захватившего Лодзь в конце 1914 г.)[2] и с 1941 стал центром административного округа Лицманштадт рейхсгау Вартеланд. Предприятия были переориентированы на выпуск продукции для немцев[3].
1940 год — до нацистской оккупации в Лодзи жили 230 000 евреев, которые составляли треть населения города. В начале войны все евреи города и окрестностей были согнаны в гетто и позже депортированы в лагеря смерти. Лодзинское гетто являлось одним из крупнейших и было ликвидировано последним из польских гетто, так как было важным для немецкой промышленности. Во время войны погибли 420 000 жителей города, из них 300 000 евреев и 120 000 поляков. В окрестностях Лодзи были также созданы лагеря для цыган и поляков. После войны в городе осталось 900 евреев.
3 марта 1943 года диверсионная группа Гвардии Людовой сожгла завод Кона, работавший на нужды немецкой армии (здесь сгорел весь запас искусственного хлопка и два вагона с обмундированием)[3].
18 января 1945 г. город освободила Красная Армия. В 1945 г. в Лодзь переехало правительство Польши, и город де-факто выполнял функции столицы до 1948 г.
В 1945 г. на основе Педагогического института (1921—1928), Высшей школы социальных и экономических наук (1921—1928) и филиала Свободного польского университета, существовавших в Лодзи в межвоенный период, был создан Лодзинский университет.
1948 год — 18 октября состоялось торжественное открытие Высшей школы кинематографии, телевидения и театра с участием её первых абитуриентов. Это всемирно известное высшее учебное заведение расположено во дворце Оскара Кона на ул. Тарговой. Особой гордостью школы являются её прославленные выпускники: Анджей Вайда, Роман Полански, Анджей Мунк, Ежи Сколимовский, Кшиштоф Кеслёвский, Кшиштоф Занусси и др.
В 1972 году началась застройка многоквартирными домами спального района Реткиня.
|
Наряду с коренными жителями, огромную роль в промышленном развитии Лодзи сыграло приезжее население. Во второй половине XIX века в Лодзи проживали поляки, немцы, евреи, чехи, силезцы. Еврейское население, насчитывавшее 240 тысяч человек, подарило Лодзи крупнейших фабрикантов (Израиля Кальмановича Познаньского, Мариуса Сильберштейна, Станислава Яротинского, Оскара Кона и др.), купцов, банкиров, знаменитых архитекторов (Давида Ланде, Густава Ландау-Гутентегера и др.) и писателей (Юлиана Тувима и Ежи Косинского). С 2002 года в городе проводится Фестиваль Четырёх Культур.
Дворец Познаньских — улица Огродова, 15. Сейчас во дворце размещается музей истории города Лодзи, в котором собраны экспонаты, связанные с жизнью города и его знаменитостей: Юлиана Тувима, Владислава Реймонта, Александра Тансмана, Артура Рубинштейна и Яна Карского.
Старое кладбище на улице Огродовой — католическое, евангелическое и православное. Здесь похоронены крупнейшие промышленники Бидерманны, Грохманы, Гейеры, Киндерманны, Шейблеры, а также учёные, актёры, художники, национальные герои и священники. Среди десятков исторических надгробий своей монументальностью отличается мавзолей фабриканта Шейблера, похожий на небольшой неоготический храм.
Еврейское кладбище — возле улицы Братской. Крупнейшее в Европе еврейское кладбище (41 га) было создано в 1892 году и насчитывает около 160 тысяч могил. Многие каменные надгробия, в частности мавзолеи крупных промышленников Познаньских, Сильберштейнов, Пруссаков, Штейллеров, Яротинских, причисляются к памятникам архитектуры. Здесь покоятся родители Юлиана Тувима и Артура Рубинштейна. В южной части кладбища находятся могилы жертв лодзинского гетто. В 1956 году был поставлен мемориальный комплекс в память погибшим во время войны. 20 ноября 2012 года более 20 надгробий XIX века были разбиты вандалами[6].
Международный аэропорт Лодзи — Люблинек (также носит имя Владислава Реймонта) расположен в 6 километрах от центра города. Связывает Лодзь и Лодзинское воеводство с несколькими европейскими городами (в 2015 г. — Мюнхен, Амстердам, Прага, Лондон, Дублин, Эдинбург). Наличие частых рейсов в Мюнхен (2 рейса в день) и Амстердам (6 рейсов в неделю) обеспечивает возможность полета с пересадкой во многие аэропорты мира. В 2013 г. Люблинек занял 8-е место среди аэропортов Польши по пассажиропотоку.
Аллея Карла Анстада[править | править код]
Улица Пётрковская[править | править код]
Еврейский рынок в Лодзи. 1915 год.Нынешняя улица Пётрковская проходит по линии бывшего Пётрковского тракта, который в XIX веке был свидетелем бурного развития города. Улица Пётрковская — это главная улица города. Она тянется от восьмиугольной Площади Свободы (польск. Plac Wolności Пляц Вольности), которая ранее носила название рыночной площади Нового Города (польск. Nowe Miasto Нове Място). Самая длинная в Польше пешеходная зона c магазинами, барами и ресторанами (которых здесь более ста), а летом также и уличными кафе. Кроме того, по бульвару можно прокатиться на велорикше или ретро-трамвае. На улице Пётрковской проходят многочисленные мероприятия, ярмарки, хэппенинги и спортивные состязания.
- Памятники
- Ул. Пётрковская 32 — Трём Фабрикантам.
- Ул. Пётрковская 104 — Скамейка Юлиана Тувима.
- Ул. Пётрковская 137 — Сундучок Владислава Реймонта.
- Ул. Пётрковская 78 — Рояль Артура Рубинштейна.
- Ул. Пётрковская 112 — памятник Леону Шиллеру.
- Ул. Пётрковская 98-146 — памятник Жителям Лодзи Рубежа Тысячелетий: 12.859 плит с выгравированными именами прославленных и обычных жителей Лодзи.
- Ул. Пётрковская — отрезок улицы между улицей Монюшко и Пассажем Рубинштейна — Аллея звёзд польского кино.
- Исторические здания
- Ул. Пётрковская 11 — дом Карла Шейблера.
- Ул. Пётрковская 29 — банкирский дом Вильгельма Ландау.
- Ул. Пётрковская 72 — бывшая фабрика Людвига Мейера, перестроенная под «Гранд Отель»***.
- Ул. Пётрковская 74 — дворец и фабрика Людвига Гейера.
- Ул. Пётрковская 77 — дворец и банкирский дом Максимилиана Голдфедера, ныне Академический Дом Культуры и великолепный ресторан «Клуб Наследников». Особенного внимания заслуживают красочные витражи и живописное убранство помещений второго этажа.
- Ул. Пётрковская 86 — Фасад украшен скульптурой Яна Гутенберга.
- Ул. Пётрковская 100 — в прошлом был торговым домом в стиле сецессион, в настоящее время ресторан «Эспланада».
- Ул. Пётрковская 104 — дворец Юлия Гейнцля, ныне здание мэрии города Лодзи и областного управления.
- Ул. Пётрковская 137/139 — дворец Эрнста Киндерманна украшенный венецианским мозаичным фризом.
- Ул. Пётрковская 152 — крупнейшее в Польше настенное граффити.
- Ул. Пётрковская 262 — особняк промышленника Роберта Швейкерта, в настоящее время — Европейский Институт, в котором проходят семинары, конференции и иные мероприятия.
- Площадь Иоанна Павла II — кафедральный собор Святого Станислава Костки.
- Ул. Пётрковская 272а — разделённая пополам резиденция братьев Карла и Эмиля Штейнертов.
- Ул. Пётрковская 282 — «Белая фабрика» Людвига Гейера, Музей текстильной промышленности.
- Ул. Пётрковская 283 — Евангелическо-Аугсбургская церковь святого Матвея в неоромантическом стиле.
Архитектура[править | править код]
- Дворец Израиля Познаньского — улица Огродовая 15. Крупнейшая в Польше резиденция фабриканта, ныне Музей истории города Лодзи. Дворец (в стиле нео-барокко) расположен на углу улиц Заходней (Западной) и Огродовой (Садовой), вдоль которой тянутся массивные фабричные стены и рабочие кварталы.
- Вилла Эдуарда Хербста — улица Пшендзальняна (Прядильная) 72. Характерный пример особняка конца XIX века с типичными для резиденций богатых фабрикантов элементами внутреннего убранства.
- Дворец Карла Шейблера — площадь Звыченства (Победы) 1. Спокойный фасад в стиле ренессанса с ненавязчивым орнаментом контрастирует с красочно оформленным интерьером. Дворец (ныне Музей кинематографии) расположен в глубине старинного парка Зьрудлиска с его 300-летними дубами. Вилла Рейнхольда Рихтера — выдающийся памятник польского модерна
- Дворец Маврикия Познаньского — улица Венцковского 36. Дворец выдержан в архитектурном стиле, напоминающем итальянский ренессанс. В настоящее время в нём находится Музей современного искусства.
- Дворец Карла Познаньского — улица Гданьска 32. Архитектурное решение дворца напоминает флорентийский ренессанс. В настоящее время здесь находится Музыкальная академия.
- Вилла Леопольда Киндерманна — улица Вульчанская 31-33. Вилла в стиле сецессион с богатым внешним декоративным оформлением. Сейчас здесь располагается Городская художественная галерея.
- Вилла Рейнхольда Рихтера — улица Скорупки 6. Особняк в стиле эклектика расположен в глубине векового парка, в котором растёт огромнейший «дуб-фабрикант». Теперь здесь находится ректорат Политехнического университета.
- Вилла Флориана Яриша — аллея Костюшко 88.
- Дворец Роберта Бидерманна — улица Франчишканская (Францисканская) 1/5. В настоящее время здание Лодзинского университета.
Промышленные сооружения[править | править код]
Несмотря на то, что история Лодзи берёт своё начало ещё в средневековье, наивысший расцвет города относится к периоду Царства Польского. Именно тогда, в 20-е годы XIX века, в Лодзи создавались суконные и ткацкие посады: сначала вдоль Пётрковского Тракта (ныне улицы Пётрковской), где были основаны посад Нове Място, затем Лодка и Нова Лодка, а также водно-фабричные посады на реке Ясень. Благоприятные экономические и жилищные условия привлекали иностранных промышленников. Первые мануфактуры и механизированные фабрики строились в стиле классицизма, имели гладкие, оштукатуренные стены. Во второй половине XIX века в Лодзи появились сотни кирпичных фабрик построенных с использованием железобетонных конструкций, а город получил прозвание «польского Манчестера».
«Белая фабрика»- Фабрика Израиля Познаньского — улица Огородова 17. В своё время фабрика, которой принадлежало второе место после фабрики Карла Шейблера, нанимала более 6 тысяч человек и занималась выделкой хлопчатобумажной ткани. В настоящее время на территории фабрики открыт торгово-культурно-развлекательный центр «Мануфактура», в котором нашло место соединение современных форм и архитектуры фабричных зданий с XIX века.
- «Ксенжи Млын» — на углу улицы Пшендзальняной и Тыменецкого. Это крупный фабрично-жилищный комплекс был создан Карлом Шейблером, владельцем крупнейшей в Европе хлопчатобумажной фабрики. Промышленный архитектурный ансамбль включает в себя прядильню, пожарное депо, железнодорожный вокзал, больницу, школу, магазины, фольварк и дома для рабочих.
- «Белая фабрика» Людвига Гейера — улица Пётрковска 282. Первое в Лодзи механизированное промышленное предприятие датируется 1839 годом. Теперь здесь находится Музей текстильной промышленности.
- Белильный цех Копиша — улица Тыменецкого 5. Эта первая в Лодзи мануфактура, которая возникла в 1826 году.
- «Бочки Грохмана». Мануфактурные ворота ткацкой фабрики Грохманов. Перепрофилированные фабричные здания
- Фабричная электростанция Шейблеров — улица Тыменецкого 3/7. Памятник промышленной архитектуры в стиле сецессион (ритмичные формы, декоративные элементы из керамики и металла).
- Фабрика Маркуса Сильберштейна — улица Пётрковска 250. Фабричное здание с чертами фортификационной архитектуры. Сейчас это торговый центр.
- Фабрика Фердинанда Гельднера — улица Революции 1905 года № 52. Это отреставрированное фабричное здание занимает Высшая школа экономических и гуманитарных наук.
Ботанический сад[править | править код]
Основан в 1929 году и расположен в западной части города на ул. Кжеменецкой 36/38.
На протяжении многих лет Лодзь считалась столицей польского кинематографа. На территории города действовали киностудии художественных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, студий звукозаписи и производства кинокопий. Лодзь славится всемирно известной Высшей Школой Кинематографии, Телевидения и Театра.
Кроме того, Лодзь известна как город с великолепной театральной традицией.
- Высшая Школа Кинематографии, Телевидения и Театра — улица Таргова 61/63.. Занимает здание дворца Оскара Кона. Особой гордостью школы являются её выпускники: Анджей Вайда, Роман Полански, Ежи Сколимовский, Марек Пивовский, Кшиштоф Кеслёвский.
- Музей Кинематографии — площадь Звыченьства 1.. Расположен во дворце Карла Шейблера. Временные выставки посвящены истории киноискусства, польским кинохитам последних лет и современному польскому искусству, в частности фотографии и медиа-арту.
- Аллея Звёзд — улица Пётрковска (отрезок бульвара между улицей Монюшко и Пассажем Рубинштейна).
- Opus Film (Опус Фильм). — улица Лонкова 29.. Занимает здание бывшей Художественной Киностудии.
- Se-ma-for — польская студия короткометражных фильмов.
Лодзь принадлежит к числу любимых городов американского режиссёра Дэвида Линча, который в 2006 г. снял здесь свой фильм «Внутренняя империя».
- Лодзь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- «Łódź. Путеводитель по Лодзи». Изд.: «POLSKA — Польская Туристическая Организация в Москве». Łódź. 2006.
- Ришард Бониславски (Ryszard Bonisławski). Статья «Знаете ли Вы, что…» /«Достопримечательности Лодзи»/.
- «ŁÓDŹ. Достопримечательности Лодзи.» (Текст: Ryszard Bonisławski, Justyna Jedlińska.)»POLSKA — Польская Туристическая Организация в Москве».
Промышленные города Польши — список, описание, фото
Польша демонстрирует активно развивающуюся промышленность. Экономика страны находится на подъеме, поэтому она показывает производство на высоком уровне, что особенно касается выпуска машин и оборудования. Именно на машиностроительную отрасль приходится более 50% экспорта. Номенклатура довольно разнообразна: автобусы, авиационная техника, суда (транспортировка грузов, добыча полезных ископаемых). Более того, предприятия Польши производят продукцию для пищевой промышленности, занимаются выпуском текстильных изделий, топлива, строительных материалов, рыбопродукции. На настоящий момент промышленность Польши ориентирована на западноевропейский рынок и рынок Ближнего Востока.
Топ-3 промышленных городов Польши
- Варшава
- Гданьск
- Познань
Варшава — важный промышленный город
В Варшаве сосредоточены предприятия, играющие существенную роль в автомобильной промышленности, металлургии, тяжелом машиностроении. Крупные заводы производят автомобили марок Toyota, Fiat, Opel и Volkswagen. В первую очередь, речь идет об автобусах и грузовых машинах.
Металлургическая промышленность развивалась в столице долгие годы, что позволило ей достигнуть выпуска миллионов тонн проката. Именно модернизация сыграла ключевую роль в развитии польских предприятий.
Тяжелое машиностроение приносит столице миллиарды долларов, причем сейчас происходит переориентирование в связи с востребованностью электротехники и приборостроения.
Экология Варшавы находится на приемлемом уровне для крупного города. Часто столица страдает от смога, который вызван скорее автотранспортом, чем промышленными предприятиями. Местные жители пользуются так называемыми «лесными школами». Это особая мера, которая предполагает выезд людей за город с целью дышать свежим воздухом. Поддерживают борьбу за экологию местные компании, например, заводы Coca-Cola пропагандируют среди населения сортировку мусора и предлагают отдавать пластиковые бутылки на переработку, чему охотно способствуют сами жители.
Гданьск — бурно развивающаяся промышленность
Гданьск отличается развитыми предприятиями, занимающимися выпуском продукции цветной металлургии. Налажено производство полиметаллических изделий, также сильно развита цветная металлургия. Тяжелое машиностроение представлено предприятиями, производящими вагоны (товарные и пассажирские). В Гданьске расположены компании, занятые в производстве электротехники.
Судостроение — еще одна важная часть промышленности Гданьска. Здесь также находится крупный морской торговый порт. Постоянно отмечается рост специализированных предприятий, оказывающих услуги по судоремонту. Отличительной чертой Гданьских частных предприятий является значительное удорожание стоимости строительства судов. На конец 20 столетия средняя стоимость ремонта составляла не более 4 $ за один килограмм от общей массы судна. Сейчас эта отметка достигла 20 $. Польские судоремонтные и судостроительные верфи славятся парусниками, яхтами, которые покупают состоятельные представители европейских государств.
Наращивание темпов авиационной промышленности обусловило большие пассажиропотоки. В Гданьске функционируют инженерные авиацентры, есть предприятия по изготовлению авиационной техники. Ими выпускаются небольшие самолеты, вертолеты, планеры, запчасти для авиационной техники. Ряд моделей предназначен для экспорта.
Экология Гданьска находится на хорошем уровне. Мощная промышленность не сказывается на комфорте жителей. Городские панорамы прямо указывают, что Гданьск — зеленый город. Власти активно инвестируют в поддержание экологии, заботятся о пляжах, сами жители активно поддерживают чистоту улиц. Поэтому даже будучи транспортным перегрузочным узлом и располагая научно-технической базой, Гданьск не перестает быть чистым.
Познань — мощный центр производства
Познань специализируется на металлургии, тяжелом машиностроении, является важным узлом транспортировки. Значительных темпов производства достигли предприятия черной металлургии и тяжелого машиностроения. Здесь производят станки, различное оборудование, используемое на заводах, технику для судов, авиалайнеров. Экология Познани не страдает от промышленных предприятий, однако расположенный рядом с городом склад по хранению химических веществ несет существенную экологическую угрозу. В частности, на 2014 год пришлась утечка бромида калия, пары которого могли попасть в близлежащие водоемы.
Промышленность Польши базируется не только на производстве техники и металлопроката. Ведущее место в экономике страны занимает, например, фармацевтика. Большой упор делается на дженерики, представляющие собой лекарственные средства, имеющие состав, аналогичный оригинальному, однако обходящиеся потребителю дешевле, так как производителю не нужен патент. Уже сейчас оборот фармацевтики Польши превысил 9 миллиардов евро.
В Опольском районе производится цемент, аккомпанемент ему составляют Свентокшиский и Холмский районы. Все три дают суммарно 85% цемента в стране. Польша известна в Европе как производитель стекла и стеклянных изделий. Предприятия, выполняющие их выпуск, находятся в Болеславце и Строне-Слёнске.
Активно ведется добыча рыбы. Ежегодно осуществляется вылов 400 тысяч тонн рыбной продукции.
Особое место занимает обувное производство Польши. Страна прославилась благодаря таким брендам, как Badura, Acord, Nessi. Качество обувных изделий признано во всей Европе. Высокий уровень продукции был достигнут благодаря современному оборудованию, закупленному из соседних стран. Польские обувные фабрики также закупают материалы из Италии и Испании. При этом стоимость обуви достаточно низкая, а срок ее службы, наоборот, высокий. При производстве обуви используются мягкие материалы. Отдельно следует отметить промышленную и текстильную отрасли.
Примерно 20% экономики Польши приходится на пищевую промышленность, занимающуюся алкоголем, табачной продукцией, напитками, продуктами питания. Мясопереработка, кондитерские изделия и молочная продукция являются основными составляющими. Примерно 80% всей произведенной продукции отпускается на экспорт. Существенную часть в экономику привносит продажа сахара. Для пищевой промышленности Польши характерны высокий уровень модернизации и введение инноваций.
Текстильная промышленность является национальной отраслью. Страна специализируется на изготовлении льна, шелка, синтетических волокон, далее происходит передача текстиля на предприятия, специализирующиеся на пошиве.
Последние годы позволили Польше переориентироваться на экспорт и активно продавать промышленную продукцию. Это позволило найти новый рынок сбыта, инвестиций, нарастить экономический потенциал. По-прежнему наиболее востребована продукция следующих отраслей:
- черной металлургии;
- обувной;
- стеклообрабатывающей.
Феномен «польского чуда» сравнивают с феноменом Китая. Даже мировой кризис 2008 года не ударил по экономике страны в существенной мере. Одновременно отмечается забота об экологии, которая крайне важна для всех стран, наращивающих промышленные обороты.
Города » Польша и Европа на русском
Британская ассоциация потребителей «Which?» составила рейтинг лучших европейских городов для бюджетного туризма.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по городам Польши. Польша третья по счету крупнейшая славянская страна. Населения — 38
Много туристов и бизнесменов приезжают из Калининградской области в города Польши, располагающиеся в ее северо-западной части. Самый
Турист или сезонный работник, отправляясь в Познань, находиться в сомнениях выбора ночлежки. Он может и не знать, где ему лучше всего
Юг Польши манит покорителей горных вершин со всего земного шара. Горы Татры превосходят высоту горных вершин в остальной части Польши.
Бохня — это маленький, уютный городок, который находится недалеко от Кракова. В городе проживает чуть больше 30.000 жителей. Бохню
Привычно отдохнуть на природе под шашлыки или гриль можно и в Польше. В крупных городах есть специальные места, где разрешено
Скопление туристов в Польше, как правило, происходит в крупных городах — Варшава, Краков, Гданьск, Вроцлава. И многие даже не знают о
Без всяких сомнений, Варшава — это главный город Республики Польши. Этот город представляет собой одновременно деловой и культурный
Польша — это очень популярное и привлекательное для туристов со всего мира государство, которое с каждым годом желает посетить все