Самые-самые кругосветные путешественники всех времен и народов
Фернан Магеллан и Хуан Себастьян де Элькано
Эпоха Великих географический открытий богата на путешественников, но имена Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано вписаны в историю золотыми буквами. Именно под их руководством было совершено первое в истории человечества кругосветное плавание, за много веков до того, как появились самолеты, GPS-навигаторы и сайты по бронированию отелей.
Известно, что родился Магеллан в 1480 году в Португалии, и место рождения во многом определило его дальнейшую судьбу. Португальцы открыли морской путь в Индию, и молодые мореплаватели теряли сон и покой, а иногда и жизнь, исследуя далекие восточные земли. Не остался в стороне и Фернан.
Получив опыт дальних странствий и встретившись лицом к лицу с опасностями, Магеллан оказался в Испании, откуда и отправился в большое плавание. Это было 20 сентября 1519 года. Спустя три года только одно судно из пяти вернулось домой, а сам Магеллан был убит туземцами на филиппинском острове Мактан в 1521 году. Дело Магеллана завершил испанец Хуан Себастьян де Элькано, который существенно изменил маршрут.
На самом деле, плавание Магеллан было коммерческим и о кругосветке даже и не шло речи.
Однако угроза нападения португальцев, с которыми у испанцев в те времена отношения были очень непростыми, заставила единственный уцелевший корабль “Викторию” под руководством Хуана Себастьяна де Элькано искать обходные пути — и в итоге экспедиция Магеллана и Элькано стала первым в истории кругосветным плаванием.
Фрэнсис Дрейк
Море позвало Дрейка в раннем возрасте: уже в 12 лет он был юнгой на торговом корабле и настолько завоевал расположение владельца судна, своего дальнего родственника, что тот завещал ему свой корабль. В 18 лет Фрэнсис уже был капитаном.
В 1577 году английская королева Елизавета отправила Дрейка к тихоокеанскому побережью Америки, но вовсе не с целью открытия новых земель, как говорилось официально, а чтобы награбить побольше испанского золота. Конечно, путешествие не обошлось без препятствий, однако Дрейку удалось вернуться в Англию в целости и сохранности и привезти 600 тыс. фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую доход королевства, и экзотику — клубни картофеля. Варварское в некотором смысле путешествие получилось кругосветным, но рыцарский титул новоиспеченный сэр получил все-таки не за географические открытия — Елизавета была меркантильна.
После удачной во всех отношениях кругосветки Дрейку не сиделось на месте, и он снова отправился в плавание и даже стал одним из адмиралов, разбившим испанскую Непобедимую Армаду. Как и положено настоящему путешественнику, умер Дрейк не дома в постели, а во время экспедиции в Вест-Индию и был похоронен в океане в свинцовом гробу.
Жанна Барре
Долгое время кругосветные путешествия и опасные приключения были уделом мужчин, пока в 1740 году на свет не появилась француженка Жанна Барре. В возрасте 26 лет, переодевшись мужчиной и назвавшись Жаном Барре, она нанялась слугой к известному ботанику Филиберу Коммерсону, который собирался в кругосветное путешествие с экспедицией мореплавателя графа де Бугенвиля.
Во время непростого путешествия Жанна доказала, что женщины могут справляться с трудностями ничуть не хуже мужчин, и проявила серьезные познания в ботанике. До сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах произошло разоблачение отважной дамы.
По одной версии, все случилось на острове Таити, где туземцы оказались смышленнее французов. По другой, маскарад придумал сам Коммерсон, который хотел провести на корабль свою любовницу, а раскрылось все на врачебном осмотре. Так или иначе, женщина на борту вызвала однозначную реакцию со стороны матросов, долгое время находившихся в море, поэтому Жанну высадили на Маврикии, и бедной женщине пришлось добираться домой уже на другом судне. Зато Жанна вошла в историю как первая женщина, совершившая кругосветное путешествие.
Онисим Панкратов
Обогнуть земной шар можно не только на корабле, но и на велосипеде — это в 1913 году доказал Онисим Панкратов. Спортом Онисим увлекался с детства и особенно полюбил мото- и велогонки. Идею кругосветного путешествия подсказал отец, горячо поддерживающий занятия сына спортом, а после того, как Панкратову на глаза попалась статья в газете о том, что в 1896 году Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь тому, кто первый объедет всю Европу, сомнений у Онисима не осталось.
Летом 1911 года Онисим отправился из Харбина в первое кругосветное велопутешествие.
Российское бездорожье оказалось настоящим испытанием, но и на дорогах Европы Панкратова ждали приключения — велотуриста дважды приняли за шпиона, и ему пришлось побывать за решеткой в итальянской тюрьме.
Несмотря на все препятствия, 28 июля 1913 года Онисим успешно завершил свое путешествие в Харбине.
После велопробега Панкратов решил повторить путешествие, но уже на самолете и стал учиться на летчика. К сожалению, планам не суждено было сбыться — Онисим погиб во время Первой мировой войны.
Уайли Пост
История американского летчика Уайли Поста — пример того, что все возможно, если этого очень захотеть. Принимая участие в выступлениях воздушного цирка в качестве парашютиста, Пост потерял левый глаз, однако это не помешало ему стать летчиком, поработать личным пилотом у миллионера и испытателем самолетов “Локхид”.
В 1931 году Уайли Пост совершил свой первый кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк. Посту и его штурману Гарольду Гатти потребовались рекордные 8 дней, 15 часов и 51 минута, чтобы облететь земной шар.
Однако Пост не хотел останавливаться на достигнутом и два года спустя снова поднялся в небо, чтобы совершить кругосветное путешествие. На этот раз он был один, а перелет должен был проходить по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк, и снова победа — 7 суток 18 часов 49 минут.
Следующая попытка оказалась неудачной — Уайли Пост погиб в авиакатастрофе на Аляске, пытаясь совершить кругосветное путешествие на гидросамолете.
Самые необычные кругосветные путешествия
7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.
Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде
Маршрут кругосветки Томаса Стивенса.
В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии.
В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха.
В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала Япония, где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.
Кругосветное путешествие на джипе-амфибии
Бен Карлин с женой отправляются в кругосветку.
В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.
Кругосветное путешествие на воздушном шаре
Стив Фоссетт.
В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.
Кругосветное путешествие на такси
Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл.
Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие.
В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.
Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке
Кругосветка на камышовой лодке.
Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала.
За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.
Кругосветное путешествие на розовой яхте
Джессика Уотсон — самая юная мореплавательница, совершившая кругосветку.
Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.
Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде
Путешественник Януш Ривер во Владивостоке.
75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км.
Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.
Кругосветное путешествие трусцой
Бегущий Человек Роберт Гарсайд.
Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет.
Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.
Кругосветное путешествие на мотоцикле
Джефф Хилл и Гери Волкер.
В марте 2013 году два британца — эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».
Одиночное кругосветное плавание нон-стоп
Федор Конюхов в одиночной кругосветке.
Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.
Фёдор Конюхов на мысе Горн.
Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).
ribalych.ru
Тур Кругосветное Путешествие | GQ-Travel
Трансфер в аэропорт. Вылет в Ушуайя рейсом «LAN» в 05:15 Прибытие в 09:00.
Город Ушуайя – столица региона Огненная земля, считается самой южной столицей провинции на нашей планете. Огненная Земля расположена на стыке суровых вод Антарктики и Тихого океана. Это район нефтяных промыслов, овец, ледников, ветра и рыболовства. Солнце здесь – нечастый гость, но даже когда оно стоит в зените, его свет почти не греет эту суровую землю, населенную потомками английских колонистов, ссыльных анархистов и авантюристов всех мастей.
Экскурсия в Национальный Парк “Огненная Земля” с англ. гидом. Парк расположен в 12 км от г. Ушуайя. В местных буковых лесах обитают гуанако, лисы, бобры, ондатры и кролики, около 200 видов птиц, включая величественного кондора, «короля Анд». Летом поля парка вспыхивают яркими красками: здесь насчитывается около 500 видов различных цветов. Отсюда открываются незабываемые панорамные виды на залив Бигль, окруженный горами и лесными массивами. Дорога по парку проходит через торфяные болота и бобровые плотины. В конце прогулки у Вас будет возможность выпить горячий шоколад в местном кафе.
Трансфер в порт. В 15:00 регистрация на круизном судне «Ocean Nova». Начало круиза к Антарктиде.
Отправление из Ушуайи, через канал Бигль к Пуэрто Вильямс – самому южному населенному пункту планеты, расположенному на острове Наварино (Navarino). Здесь мы высадимся для пешеходной экскурсии, прежде чем отплыть по направлению к мысу Горн.
Круизное судно «Ocean Nova» – современное комфортабельное судно, построенное в Дании в 1992 году специально для навигации в условиях оледенения, первоначально предназначалось для путешествий в морях Гренландии – идеальный вариант для путешествия в Антарктиду. Судно рассчитано на 73 человека, размещенных во внешних каютах со всеми удобствами. Все каюты имеют иллюминаторы с панорамных видом.
Лекции и экскурсии: на протяжении всего круиза проводятся познавательные лекции и экскурсии на англ. языке с целью ознакомления с растительным и животным миром Антарктики. В лекционный курс также входят просмотры видео и DVD.
Достопримечательности: на судне работает система оповещения пассажиров, которая применяется в тех случаях, когда на горизонте показывается что-нибудь интересное, как, например, киты, птицы и т.д. У Вас будет немного времени для того, чтобы надеть теплую куртку, взять камеру и бинокль, однако не затягивайте со сборами, иначе займут все лучшие для наблюдения места.
Питание и напитки (в том числе алкогольные): Все включено в стоимость. Шеф-повар международного класса отвечает за приготовление изысканных блюд различной кухни в течение всего круиза.
gq-travel.ru
Морское кругосветное путешествие: самые известные путешественники
Современный мир кажется таким маленьким. Подумать только, ведь сегодня добраться из одного уголка планеты в совершенно другой возможно даже за сутки. Ежедневно миллионы пассажиров путешествуют на самолетах на такие расстояния, о которых еще лет 200 назад трудно было и мечтать. И все это стало возможным благодаря отважным и целеустремленным людям, в свое время совершившим морское кругосветное путешествие. Кто первый решился на столь отважный шаг? Как все происходило? Какие результаты принесло? Об этом и не только читайте в нашей статье.
Предыстория
Конечно, люди не сразу пересекли земной шар. Начиналось все с небольших выездов на кораблях, которые были менее надежными и быстрыми, чем современные. В Европе XVI века производство товаров и торговля достигли такого уровня, что появилась объективная необходимость поиска новых рынков сбыта. Но в первую очередь – поиска новых источников полезных и доступных ресурсов. Помимо экономических аспектов, сложилась и подходящая политическая обстановка.
В XV веке торговые обороты в Средиземном море сильно упали в связи с падением Константинополя (нынешнего Стамбула). Правящие династии самых развитых стран ставили своим подданным задачу найти кратчайший путь в Азию, Африку и Индию. Последняя страна на тот момент считалась поистине страной сокровищ. Путешественники тех времен описывали Индию как страну, где золото и драгоценные камни не стоят ничего, а количество таких дорогих в Европе специй было неограниченным.
К XVI веку техническая составляющая также была на необходимом уровне. Новые корабли могли перевозить больше грузов, а использование таких приборов, как компас и барометр, позволяло удаляться от берега на значительные расстояния. Конечно же, это не были прогулочные яхты, поэтому важное значение имело военное оснащение кораблей.
Лидером среди стран Западной Европы к концу XV века выступала Португалия. Ее ученые овладели знаниями о морских приливах и отливах, о течениях и влиянии ветра. Картография развивалась стремительными темпами.
Можно разделить эпоху великих морских путешествий вокруг мира на два этапа:
- Этап № 1: Конец XV — середина XVI века – испано-португальские путешествия.
Именно на этом этапе состоялись такие великие события, как открытие Америки Христофором Колумбом и первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.
- Этап № 2: Середина XVI — середина XVII века – российско-голландский период
Сюда относятся освоение Северной Азии русскими, открытия в Северной Америке и открытие Австралии. Среди тех, кто совершил кругосветное путешествие, были ученые, военные, пираты и даже представители правящих династий. Все они были личностями незаурядными и выдающимися.
Фернан Магеллан и первое путешествие вокруг мира
Если говорить о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, то рассказ следует начинать с Фернана Магеллана. Это морское путешествие изначально не предвещало ничего хорошего. Ведь даже непосредственно перед отходом большая часть команды отказалась подчиняться. Но все-таки это свершилось и сыграло огромнейшую роль в истории.
Начало путешествия
В конце лета 1519 года из порта Севилья вышли пять кораблей в путешествие без определенной цели, как они тогда считали. Идея о том, что земля может быть круглой, вызывала, мягко говоря, недоверие у большинства людей. Поэтому затея Магеллана казалась не более чем попыткой выслужиться перед короной. Соответственно, люди, наполненные страхом, периодически устраивали попытки сорвать путешествие.
Благодаря тому что на борту одного из кораблей был человек, тщательно вносивший в дневник все события, до современников дошли детали этого первого кругосветного путешествия. Первая серьезная стычка произошла рядом с Канарскими островами. Магеллан решил поменять курс, но не предупредил и не сообщил об этом остальным капитанам. Поднялся бунт, который быстро потушили. Зачинщика бросили в трюм в кандалах. Недовольство росло, и вскоре был организован новый бунт с требованием вернуться. Магеллан проявил себя как очень жесткий капитан. Зачинщика нового бунта сразу же казнили. На второй день два других корабля попытались самовольно вернуться. Капитанов обоих кораблей расстреляли.
Достижения
Одной из целей Магеллана было доказать, что в Южной Америке существует пролив. Осенью корабли достигли современных берегов Аргентины, мыса Вирхинес, который открыл кораблям путь в пролив. Флот прошел по нему за 22 дня. Этим временем воспользовался капитан еще одного судна. Он развернул свой корабль назад домой. Преодолев пролив, корабли Магеллана попали в океан, который решили назвать Тихим. Удивительно, но за четыре месяца путешествия команды по Тихому океану погода ни разу не портилась. Это было чистой воды везением, ведь в большинстве случаев Тихим его никак нельзя назвать.
После открытия Магелланова пролива команду ожидало четырехмесячное испытание. Все это время они блуждали по океану, не повстречав ни одного обитаемого острова или клочка земли. Только весной 1521 года корабли пристали, наконец, к берегам Филиппинских островов. Так Фернан Магеллан и его команда впервые пересекли Тихий океан.
Отношения с местным населением сразу не заладились. Команда Магеллана получила неожиданно гостеприимный прием на острове Мактан (Себу), но была вовлечена в межплеменные распри. В результате столкновений 27 апреля 1521 года капитан Фернан Магеллан был убит. Испанцы переоценили свои возможности и выступили против противника, превосходящего их в численности во много раз. К тому же команда была сильно истощена путешествием. Тело Фернана Магеллана не было возвращено команде. Сейчас на острове Себу стоит памятник великому путешественнику.
Из команды в 260 человек в Испанию вернулись лишь 18. Берега Филиппин покинуло пять кораблей, из которых до Испании дошел только корабль «Виктория». Это было первое в истории судно, совершившее кругосветное путешествие.
Капитан-пират Френсис Дрейк
Как бы странно это не звучало, но одну из самых заметных ролей в истории мореплавания сыграл пират. Кроме того, этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие вторым в истории, еще и находился на официальной службе у королевы Англии. Его флот победил Непобедимую Армаду. Человек, который вторым совершил кругосветное путешествие, мореплаватель Френсис Дрейк вошел в историю как капитан-пират и полностью подтвердил свой статус.
История формирования
В те времена, когда торговля рабами еще не преследовалась Британией по закону, начал свою деятельность капитан Френсис Дрейк. Он перевозил «черное золото» из Африки в страны Нового Света. Но в 1567 году на его суда напали испанцы. Дрейк вышел живым из той истории, но жажда мести обуяла его до конца жизни. Начинается новый этап в его жизни, когда он в одиночку нападает на прибрежные города и десятками пускает на дно корабли Испанской короны.
В 1575 году пирата представили королеве. Елизавета Первая предложила пирату службу на корону в обмен на финансирование его экспедиции. Единственное, официальный документ о том, что Дрейк представляет интересы королевы, ему так и не был выдан. Основной причиной тому было то, что, несмотря на официальную цель поездки, Англия преследовала совершенно другие интересы. Изначально, проигрывая Испании в освоении земель за океаном, королева строила коварные планы. Ее целью было как можно сильнее замедлить продвижение экспансии Испании. Дрейк ехал грабить.
Результаты экспедиции Дрейка превзошли все ожидания. Кроме того что уверенность испанцев в своем превосходстве на море была изрядно подорвана, Дрейк совершил целую серию важных открытий. Во-первых, стало ясно, что Огненная Земля (Tierra Del Fuego) не является частью Антарктиды. Во-вторых, он открыл пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Тихий океан. Он вторым в истории совершил кругосветное путешествие, но смог вернуться из него живым. И к тому же очень обеспеченным.
По возвращении капитана Френсиса Дрейка ждало посвящение в рыцари. Так пират, разбойник стал рыцарем королевы. Он стал национальным героем Англии, который смог поставить на место флот зазнавшейся Испании.
Непобедимая армада
Как бы там ни было, но Дрейк лишь слегка осадил пыл испанцев. В целом они по-прежнему господствовали на море. Для борьбы с англичанами испанцы создали так называемую Непобедимую Армаду. Это был флот из 130 кораблей, основной целью которого было вторжение в Англию и ликвидация пиратов. Ирония заключается в том, что Непобедимая Армада на деле получила оглушительное поражение. И во многом благодаря Дрейку, ставшему на тот момент уже адмиралом. Он всегда обладал мышлением гибким, пользовался тактикой и хитростью, не раз ставя противника в затруднительное положение своими поступками. Чтобы затем, воспользовавшись замешательством, молниеносно нанести удар.
Разгром Непобедимой Армады стал последним славным фактом в биографии пирата. После он провалил задание короны по захвату Лиссабона, за что впал в немилость и был в 55 лет отправлен в Новый свет. Эту поездку Дрейк не пережил. Неподалеку от берегов Панамы пират заболел дизентерией, где и был похоронен на дне моря, облаченный в боевые доспехи, в свинцовом гробу.
Джеймс Кук
Человек, который сделал сам себя. Он прошел путь от юнги до капитана и сделал целый ряд важнейших географических открытий, совершив три кругосветных морских путешествия.
Родился в 1728 году в графстве Йоркшир, Англия. Уже в 18 лет стал юнгой. Всегда очень трепетно относился к вопросам самообразования. Его интересовали картография, математика и география. С 1755 года состоял на службе Королевского флота. Принимал участие в Семилетней войне и в вознаграждение за годы работы получил звание капитана на корабле «Ньюфаундленд». Этот мореплаватель кругосветное путешествие совершил трижды. Их результаты отразились на дальнейшей истории развития человечества.
Кругосветное плавание в период с 1768 по 1771 года:
- Доказал предположение о том, что Новая Зеландия (НЗ) – это не один остров, а два отдельных. В 1770 году открыл пролив между Северным и Южным островами. Пролив назвали его именем.
- Первым уделил внимание изучению природных ресурсов НЗ, в результате которых пришел к выводу о высоком потенциале использования ее в качестве зависимой территории Великой Британии.
- Тщательно картографировал восточную часть побережья материка Австралия. В 1770 году его корабль обошел мыс Йорк. С восточной стороны был обнаружен залив, где сейчас располагается крупнейший город Австралии – Сидней.
Кругосветное плавание в период с 1772 по 1775 года:
- Первым за всю историю перешел Южный полярного круг в 1773 году.
- Первым наблюдал и упомянул в отчетах о таком явлении, как полярное сияние.
- В 1774-1775 годах открыл множество островов неподалеку от побережья Австралии.
- Кук первым продемонстрировал Южный океан.
- Высказал предположение о существовании Антарктиды, а также о низком потенциале ее использования.
Плавание с 1776 по 1779 годы:
- Повторное открытие в 1778 году Гавайских островов.
- Кук первым исследовал Берингов пролив и Чукотское море.
Путешествие закончилось на Гавайях смертью самого капитана Кука. Отношение местных жителей было недружелюбным, что, в принципе, учитывая цель визита команды Кука, вполне логично. В результате очередного конфликта в 1779 году капитан Кук был убит.
Это интересно! Из бортовых записок Кука до жителей Старого Света впервые дошли понятия «кенгуру» и «табу».
Чарльз Роберт Дарвин
Чарльз Роберт Дарвин был не столько путешественником, сколько великим ученым, ставшим основателем теории естественного отбора. Для постоянных исследований путешествовал по всему миру, совершив в том числе морское кругосветное путешествие.
В 1831 году ему было предложено участие в путешествии вокруг мира на корабле «Бигль». Команде были нужны натуралисты. Кругосветное плавание длилось пять лет. Это путешествие в истории стоит в одном ряду с открытиями Колумба и Магеллана.
Южная Америка
Первой на пути экспедиции частью света оказалась Южная Америка. В январе 1831 года корабли достигли берегов Чили, где Дарвин провел ряд исследований на прибрежных скалах. По результатам этих исследований получалось так, что гипотеза о происходящих постепенно в мире изменениях, распределенных на очень длительные временные промежутки (теория геологических изменений), верна. На тот момент это было совершенно новой теорией.
Побывав в Бразилии, вблизи города Сальвадор, Дарвин отзывался о ней как о «крае исполнения желаний». Чего нельзя было сказать об аргентинской Патагонии, куда исследователь направился, дальше продвигаясь на юг. Пусть пустынные пейзажи его не завораживали, но именно в Патагонии были обнаружены окаменелые останки огромных млекопитающих, схожих с ленивцами и муравьедами. Именно тогда Дарвин предположил, что изменение размера животных зависит от изменения условий их обитания.
Во время исследования Чили великий ученый Чарльз Дарвин неоднократно переходил Андские горы. Изучив их, он был крайне удивлен тому, что они состояли из потоков закаменевшей лавы. Кроме того, ученый акцентировал внимание на различиях в составе флоры и фауны в разных климатических зонах.
Вероятно, самым важным событием за все морское кругосветное путешествие стало посещение Дарвином Галапагосских островов в 1835 году. Здесь Дарвин впервые увидел множество уникальных видов, не проживающих больше нигде на планете. Конечно, самое сильное впечатление на него произвели гигантские черепахи. Ученый отметил такую особенность: на соседних островах проживали родственные, но не одинаковые виды растений и животных.
Исследования Тихого Океана
Исследовав фауну Новой Зеландии, Чарльз Дарвин остался под неизгладимым впечатлением. Удивили ученого такие нелетающие птицы, как киви или совиный попугай. Тут же были найдены останки моа – крупнейших птиц, обитавших на нашей планете. К сожалению, полностью с лица земли моа исчезли еще в XVIII веке.
В 1836 году этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, высадился в Сиднее. Кроме английской архитектуры города, ничего не привлекло особого внимания исследователя, так как растительность была очень однообразной. В то же время Дарвин не мог не отметить таких уникальных животных, как кенгуру и утконос.
В 1836 году плавание вокруг мира было окончено. Великий ученый Чарльз Дарвин приступил к систематизации собранного материала, и в 1839 году свет увидел «Дневник изысканий натуралиста», который позже был продолжен известной книгой о происхождении видов.
Первое русское кругосветное путешествие 1803-1806 Ивана Крузенштерна
В XIX веке Российская Империя также выходит на арену морских исследований. Кругосветные путешествия русских мореплавателей начались именно с путешествия Ивана Ивановича Крузенштерна. Он был одним их основоположников российской океанологии, занимал пост адмирала. Во многом благодаря нему происходило формирование Русского географического общества.
Как все начиналось
Первое морское путешествие вокруг мира состоялось в 1803-1806 годах. Русским мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие вместе с ним, но не получившим такой же известности, был Юрий Лисянский, взявший на себя командование одним из двух кораблей кругосветной экспедиции. Неоднократно подавал Крузенштерн прошения в финансировании поездки в Адмиралтейство, однако они никогда не получали одобрения. И скорее всего так бы и не состоялось кругосветное путешествие русских мореплавателей, если бы не финансовая выгода самых высоких чинов.
В это время развиваются торговые отношения с Аляской. Бизнес – сверхприбыльный. Но проблема заключается в дороге, которая занимает пять лет. Частная российско-американская компания выступила спонсором экспедиции Крузенштерна. Одобрение было получено от самого императора Александра Первого, тоже входившего в состав акционеров. Император одобрил запрос в 1802 году, добавив к цели путешествия командирование посольства Российской Империи в Японию.
В плавание отправились на двух судах. Руководили коряблями сам Крузенштерн и Юрий Лисянский, его ближайший товарищ.
Маршрут путешествия и его результаты
Из Кронштадта корабли направлялись на Копенгаген. За время путешествия экспедиция побывала в Англии, на Тенерифе, в Бразилии, Чили (остров Пасхи), на Гавайях. Далее корабли шли на Петропавловск-Камчатский, Японию, Аляску и Китай. Последними пунктами были Португалия, Азорские острова и Великобритания.
Ровно через три года и двенадцать дней мореплаватели вошли в порт Кронштадта.
Результаты морского путешествия:
- Первый раз россияне пересекли экватор.
- Были картографированы берега острова Сахалин.
- Крузенштерн издал «Атлас Южного Моря».
- Уточнены карты Тихого океана.
- В науке России сформировались знания о межпассатных противотечениях.
- Впервые были проведены измерения воды на глубине до 400 метров.
- Появились данные об атмосферном давлении, приливах и отливах.
Великий мореплаватель совершил кругосветное путешествие, а впоследствии стал директором Морского кадетского корпуса.
Константин Константинович Романов
Великий князь Константин Константинович родился в 1858 году. Его отцом был Великий князь Константин Николаевич, воссоздавший Русский флот после Крымской кампании. С самого детства его предназначением была морская служба. Кругосветное путешествие великого князя Константина Константиновича состоялось в 1874 году. На тот момент он был гардемарином.
Великий князь Константин Константинович кругосветное путешествие поставил себе за цель, так как был одним из наиболее образованных людей той эпохи. Ему было интересно увидеть весь мир. Князь увлекался искусством во всех его проявлениях. Писал стихи, многие их которых были положены на музыку величайшими классиками современности. Его любимым другом и наставником был поэт А. А. Фэт.
В общей сложности службе на флоте великий князь посвятил пятнадцать лет, оставаясь в то же время истинным поклонником искусства. Даже в кругосветное путешествие великий князь Константин Константинович взял с собой картину «Лунная ночь на Днепре», действующую на него магическим образом, несмотря на угрозу ее сохранности.
Великий князь Константин умер в 1915 году, не выдержав испытаний судьбы. К тому времени на войне убили одного из его сыновей, и он так и не смог оправиться от полученного удара.
Вместо послесловия
Эпоха великих морских путешествий и открытий длилась более 300 лет. За это время мир стремительно менялся. Появлялись новые знания, новые умения, которые способствовали быстрому развитию всех отраслей науки. Так появлялись более совершенные суда и приборы. С карт в то же время исчезали «белые пятна». И все это благодаря подвигам отчаянных мореплавателей, выдающихся людей своего времени, смелых и отчаянных. Можно легко ответить на вопрос, какой мореплаватель совершил кругосветное путешествие первым, но вся суть открытий такова, что каждое из путешествий по-своему важно. Каждый из путешественников внес свой вклад в тот мир, который окружает нас сегодня. Возможность путешествовать сегодня, а при желании и повторить интересный и увлекательный путь любого из них, но в более комфортных условиях – это их заслуга.
fb.ru
Путешествия кругосветные — это… Что такое Путешествия кругосветные?
- Путешествия кругосветные
начинаются в первой половине XVI в. Первое из них совершено (1519—22) Магелланом или, лучше сказать, судами, которыми он командовал, так как сам Магеллан был убит в пути. Из последователей Магеллана А. Тасман доказал, в 1642 г., что Австралия и Тасмания с юга омываются океаном. В XVIII столетии Кук открывает период кругосветных плаваний, богатый результатами, особенно географическими. Большие кругосветные научные экспедиции продолжались, с перерывами, до экспедиции «Челленджера» (1876), столь много сделавшей для исследования океана, что после нее наступило уже время детальных исследований.
Ю. Ш.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Путешественник
- Апсида
Смотреть что такое «Путешествия кругосветные» в других словарях:
Кругосветные плавания несовершеннолетних путешественников — Правила установления и регистрации мировых рекордов на парусных судах фиксирует Всемирный Парусный совет по регистрации рекордов (The World Sailing Speed Record Council (WSSRC), который был основан Международной парусной федерацией (International … Энциклопедия ньюсмейкеров
Кругосветные и дальние плавания русских кораблей в 19 в. — Кругосветные и дальние плавания русских кораблей в 19 в. морские путешествия, осуществлявшиеся из Кронштадта через Атлантический в Тихий океан, к Камчатке, Сахалину, Аляске, оттуда через Индийский океан в Кронштадт. Вызваны военными и… … Морской словарь
Кругосветные путешествия россиян — впервые проект орг ции рус. кругосвет. плавания был предложен вице адм. Н. Головиным. В 1787 была подготовлена, но не состоялась из за войны с Турцией кругосветная эксп. Г. Муловского. Начало К. П. пришлось на 19 в. За его 1 ю пол. совершено 28… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
«ПУТЕШЕСТВИЯ» — описания путешествий: путевые дневники и судовые журналы, письма, отчеты, записки, очерки и др. соч., составл. как самими путешественниками, так и др. лицами с их слов или по их материалам. Мн. П. являются очень ценными, а в ряде случаев и… … Советская историческая энциклопедия
Кругосветные путешествия — Предположения о шарообразной форме Земли высказывались уже пифагорейцами, элеатами и Аристотелем. Эратосфен теоретически доказал возможность К. п. Опираясь на эту теорию и особенно на географич. труды Птолемея, Колумб пытался открыть зап … Словарь античности
Список произведений в жанре фантастического путешествия (Россия) — Хронологический список произведений в жанре фантастического путешествия написанных или изданных в России и СССР. Авторы Заглавие Год Пункт назначения Василий Лёвшин Новейшее путешествие 1784 Луна Михаил Щербатов Путешествие в землю Офирскую напис … Википедия
Кругосветное путешествие — Российская карта мира 1707 года. Антарктида отсутствует полностью, Канада в большей части. Кругосветное путешествие («кругосветка») путешествие, маршрут которого в сис … Википедия
Персонажи книг А. М. Волкова о Волшебной стране — В сказках Александра Волкова о Волшебной стране фигурирует свыше полутора сотен именованных персонажей, а также значительное количество безымянных действующих лиц. При этом, следует учитывать, что сказки Волкова существуют во множестве различных… … Википедия
Крузенштерн (барк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крузенштерн. Крузенштерн PADUA, переименован в 1945 году … Википедия
Союз кругосветчиков России — Союз: Москва, Россия Тип организации: Общественная некоммерческая организация Официальные языки: русский … Википедия
dic.academic.ru