Женщины и коррида в Испании. Испания по-русски
Знаменитый испанский тореро XX века Антонио Фуэнтес сказал: «Секрет корриды заключается в том, что надо сохранить две вещи – жизнь и репутацию. Если ты пытаешься сохранить жизнь, то теряешь репутацию. Если сохранишь репутацию, расстаешься с жизнью». И кому же, как не мужчинам, играть со смертью, чтобы продемонстрировать свою избранность и удачу! Однако за историю корриды находились исключительно смелые женщины, которые не побоялись выйти на бой с разъяренным быком.
История женщин в испанской корриде началась в XVIII веке, когда монахиня донья Мария де Гаусин ушла из монастыря, чтобы попробовать себя на арене в бою с быком. К удивлению общества, хрупкая торера провела несколько удачных сезонов, после чего вернулась в храм божий и посвятила жизнь молитвам и аскезе. В то же время случился подобный «инцидент» в Перу, где одна монахиня навсегда оставила служение богу ради искусства и славы.
Вплоть до начала следующего века на арене выступили всего несколько торерас и матадорас. И каждый раз это вызывало нешуточные волнения в обществе и находило отражение в искусстве. Например, Франциско Гойя изобразил на полотне «Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене Сарагосы» (1815) бой бесстрашной Николасе Эскамилье, более известной как Пахуэлера. А на знаменитых русских писателей Ильфа и Петрова произвели сильное впечатление выступление сестер-торерас в Мексике.
Однако чаще всего смелые женщины сталкивались с непониманием и осуждением. Священник и писатель Мартин Сармьенто, современник Пахуэлеры, считал, что участие женщин в корриде – это позор благочестивого и милосердного женского пола. К тому же до начала XIX века дамы, желавшие участвовать в боях, должны были спрашивать разрешение у местных властей. Только в 1808 году старший брат Наполеона Бонапарта Жозеф, в то время правитель Испании, позволил женщинам выступать на арене.
Однако пренебрежительному отношению со стороны мужчин-торерос не пришел конец. Иногда дело доходило до отказа мужчин выступать на одной арене с женщиной, и тогда последним приходилось за время боя сражаться с тремя, а то и больше быками.
К тому же женщины выступали в узких платьях с оборками и рюшами, которые сковывали движения и не позволяли в полной мере продемонстрировать мастерство. Все изменилось в конце XIX века, когда Долорес Санчес по прозвищу Скандалистка вышла на бой в традиционном костюме traje de luces.
Обретенная свобода закончилась в 1908 году, когда женщинам вновь запретили участвовать в корриде. Многие либо оставили любимое дело и вернулись к обыденности, либо переехали в Южную Америку, где терпимее относились к представительницам слабого пола на арене. Мария Саломея Родригес Трипиона, более известная как Ла Реверте, пошла другим путем. К началу XX века она уже заслужила любовь и признание зрителей, успешно выступая и убивая быков. Поэтому, когда запрет вступил в силу, Мария Родригес призналась, что на самом деле она мужчина Августин Родригес, который хотел большей славы. Общество было настолько шокировано, что не знало, как реагировать. Несмотря ни на что, новый тореро Августин Родригес продолжил с успехом выступать в корриде.
Во время Испанской республики женщины получили разрешение на участие в боях, но с началом Гражданской войны в стране мало говорили о веселье и развлечениях, поэтому о корриде на время забыли.
В 1974 году испанская новильера Анжела Эрнандес (начинающая торера, выступающая против молодых быков), выиграла в Верховном суде Испании дело за отмену запрета на участие женщин в корриде. Она заявила: «Женщины водят самолеты, участвуют в военных операциях, охотятся во время сафари. Что такого особенного в битве с быком?». Тогда испанское правительство разрешило девушкам и женщинам выбирать себе любую профессию. И по сегодняшний день женщины-торерас имеют те же права на арене, что и мужчины.
Самой знаменитой с того момента считается Кристина Санчес, которая была так искусна в боях с быками, что в 1995 году ее вынесли на плечах с арены Las Ventas в Мадриде, что является высшим признанием мастерства. В 1996 году Кристину посвятили в ранг матадора, тогда она была единственной женщиной, удостоившейся такой награды за всю историю корриды. В 1999 году, перед завершением карьеры, Кристина Санчес стала «крестной матерью» в корриде для Мари Паз Веге, еще одной талантливой тореры нашего времени.
В женской истории корриды есть одно русское имя, хорошо известное в Европе, – Лидия Артамонова. Окончив МГУ, она уехала на учебу во Францию, где и начала карьеру тореры. Лидия участвовала как в классической испанской корриде, когда бой заканчивается со смертью быка (иногда и торерос), так и в португальской, в которой быка просто уводят с арены. После завершения выступлений в Европе Лидия открыла в Подмосковье латинскую школу выездки и занимается коневодством.
Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(1) (0)Капеас – «бескровная коррида» в Испании. Испания по-русски
Есть в Испании вещи и понятия, которые всецело ей принадлежат — они в истории страны и в ее настоящем, в изящной салонной культуре и колоритном народном фольклоре, в природе, в воздухе Иберии, да и, похоже, уже в генетическом коде самих испанцев. Можно импортировать хамон и оливки, можно научиться танцевать фламенко за Полярным кругом. Но за искусством тавромахии надо ехать в Испанию – это часть души нации, до сих пор толком не разгаданная, хотя даже Хемингуэй пытался. Потому что вещи, поддающиеся объяснению, с течением лет могут быть заменены логичным и рациональным образом на другие, более совершенные и современные, а тавромахия остается по сути неизменной, по крайней мере, со II века до нашей эры – именно к этому периоду относятся, по утверждению ученых, первые документальные свидетельства противостояния человека необузданной природной силе в виде быка.
Кстати, многие туристы, прибывающие в иберийское королевство на волне интереса к испанской корриде, свято убеждены, что с этого действа тавромахия начинается и им же заканчивается. Отнюдь. Состязание человека и быка – это целая философия, без желания понять которую невозможно полюбить и искусство тавромахии. И уж конечно, оно имеет самые разнообразные формы – от классической корриды (бык, матадор и его шпага) до тьентас («тренировочное» сражение с быком прямо на его родном пастбище) и энсьерро (пробег быков по городу от загона до арены или, например, до морского причала, как это принято в Дении – фиеста bous a la mar, когда разогнавшееся животное оказывается в воде).
В чем историки твердо убеждены: эволюция отношений «бык-человек» прошла определенные этапы: от жертвенного предназначения этого животного и ритуальных игр с ним, как с символом плодородия – до превращения быка в соперника на турнире, «названного» врага, победить которого стало делом чести настоящего испанского мужчины. Причем, сражаться стремились как рыцари, так и простолюдины, поэтому схемы и правила этой опасной игры с быком изначально были различные. Отголоски этих традиций дошли и до наших дней.
Одна из бескровных форм состязания – так называемые капеас (от слова capear – играть с плащом), «упрощенная» коррида. Бескровная, правда, только для быков – потому что в процессе представления животное может серьезно задеть рогом бегающую перед ним публику. Раньше на городских площадях по праздничным дням устраивались импровизированные арены, где безопасность зрителей обеспечивалась простым заграждением из досок, повозок, старой мебели и другого подручного материала. На площадь выпускался бык, и любой желающий из публики мог принять участие в «играх с плащом и быком», причем плащом могла служить старая куртка.
Животные для таких капеас отбирались молодые и не столь опасные, как матерый дикий бык. Отчасти это правило объяснялось практическими соображениями: в конце XIV века в Испании разразился страшный мор, вызвавший падеж скота, из-за чего королевским указом был запрещен убой быков даже на корридах, поэтому классические состязания приостановили, а вместо них зародились новильяды (состязание в поддразнивании молодых бычков), в которых участвовали животные двух и трех лет (новильос) и которые не подлежали театрализованному закланию. Такие шоу очень полюбились простому населению Испании, и даже после возвращения Большой корриды – с полностью укомплектованной квадрильей во главе с профессиональным матадором – капеас продолжают жить и радовать адреналиновыми фиестами многочисленных зрителей и поклонников, многие из которых, кстати, поддерживают именно этот вид тавромахии из-за того, что животное не убивают.
Сегодня в Испании капеас можно встретить почти во всех регионах страны. Туристы, которые хотят попробовать себя в роли тореро, имеют возможность записаться на специально проводимые экскурсии – на фермы, где разводят бычков, в том числе для корриды. Обычно группа выезжает на целый день, знакомится с окрестными ландшафтами, наслаждается пикником на свежем воздухе и обедом в деревенском ресторанчике, слушает интересные истории и байки, которыми богата испанская тавромахия, и, разумеется, участники такой вылазки могут выйти на небольшую арену и взять в руки «капу».
Компания «Испания по-русски» поможет вам совершить увлекательное путешествие по стране, познакомиться с ее культурно-историческими традициями и народными праздниками, а также стать участниками многих из них.
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(0) (0)Коррида в Испании | 5Spanish
Испания – это страна яркого солнца, игристого вина и кристально чистого моря. Это страна, которая отличается россыпью архитектурных шедевров, различными культурными достопримечательностями и особенностями. Испания – это романтика, культура и вдохновение. Это удивительное место способно подарить новые мечты, пробудить давно забытые чувства и разбудить совершенно новые, непередаваемые ощущения свободы и праздника.
Коррида в Испании
Коррида в Испании – это некое воплощение национального духа: каждый испанец относится к данному зрелищу со всей серьезностью и ответственностью. Корриду делят на две разновидности: бои быков для туристов и настоящую, беспощадную испанскую корриду.
Туристические бои обычно устраивают на побережьях страны, настоящая же коррида проводится в основном в Мадриде, Севилье и Рондо. Для корриды в Испании выбирают быков особой породы, которых специально выращивают на фермах «ganader?as». В зрелище принимают участие лишь те быки, которые достигли возраста четырех, но не превышают порога шести лет. В бою у животного достаточно маленькие шансы выжить, но если это все-таки происходит, быка на арену больше не выпускают и в дальнейшем используют только для разведения.
Существует стереотип, что бык негативно относится к красному цвету – становится злее, агрессивнее и крушит все, что попадается ему на глаза. |
Но это вовсе не так. Животное довольно спокойно относится к красному цвету, раздражение же вызывает другое – слишком резкое движение либо очень быстрое передвижение объекта. Бык злится не на красную ткань, как многие привыкли считать, а на резкие и быстрые махинации тореро.
Коррида в Испании подразделяется на три основных промежутка:
- в самом начале боя пикадор разъяряет животное, прибегая за помощью к специальным уколам;
- затем бандерильеро вонзают в шею быка острые дротики;
- после этого на арене возникает главная фигура зрелища – матадор.
Его задачей, прежде всего, является качественно выполнить различные хореографические фигуры, а потом уже избежать ударов разъяренного быка. Животное должно быть убито не позже десяти минут с момента появления матадора.
Убийство быка совершается к нему лицом, шпага должна проникнуть в сердце, чтобы вызвать моментальную, без мучений, смерть.
После боя мясо животного раздается беднякам, а также медицинским и социальным организациям.
Коррида в Испании – это довольно опасное зрелище, которое нередко приводит к серьезным травмам, а иногда даже и к смерти матадоров. Испанцы чтят и уважают этих отважных людей – в Мадриде у арены «Лас – Вентас» можно увидеть памятники каждому погибшему матадору.
Коррида — Вики
Коррида (исп. Corrida) — наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах, в частности в Южной Америке.
Последняя коррида в Барселоне на «Торос Монументаль», 25-09-2011Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать». У этого глагола есть и иные значения, в частности, correr una suerte — претерпеть к.-л. судьбу. Поэтому очень приблизительно смысл словосочетания corrida de toros можно перевести как «бег быков». Испанцы в обиходе называют корриду просто toros, то есть «быки».
Все правила, касающиеся проведения корриды и других представлений с быками, а также выращивания быков и обучения будущих тореро, регулируются в Испании Королевским декретом, утверждающим Регламент.
История корриды, скорее всего, восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным. Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и у других средиземноморских народов Старой Европы, в частности, у древних греков. Так, в Афинской обрядности существовал архаичный праздник, в честь Зевса-Градодержца, убийства священного быка (буфоний), который заключался в убийстве быка и в суде над виновниками этого[1][2][3]. Установленные части быка после этого приносились в жертву Зевсу, остальные служили пищей людям[4]. В этом обряде быкоубийства усматриваются ритуальные истоки предтеатра[5].
Известно, что в Средние века к битвам с быком питали пристрастие Карл Великий, Альфонсо X Кастильский. К концу XV века, то есть времени завершения Реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто ещё недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.
В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа-Майор, где происходили важнейшие для страны события, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период становится фактором культуры. Однако, уже в Средние века корриду пытались запретить. В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещающий бои быков под страхом отлучения от церкви — однако отмены строгих церковных санкций добивается сам испанский монарх[6].
Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды — Андалусия. В по