Путешествие Марко Поло в Китай и “Книга чудес света” — Альтернативный взгляд Salik.biz
…Если путешествия Марко Поло не создали постоянной связи с Дальним Востоком,
они увенчались успехом другого рода: результатом их была самая удивительная
— Salik.bizна свете книга путешествий, когда-либо написанная, которая навсегда сохранила свою ценность.
Дж. Бейкер. «История географических открытий и исследований»
Кто такой Марко Поло? Что открыл?
Марко Поло (рожд. 15 сентября 1254 г. – смерть 8 января 1324 г.) — крупнейший венецианский путешественник до эпохи Великих географических открытий, купец и писатель, около 17 лет странствовал по землям Центральной Азии и Дальнему Востоку, описавший свое путешествие в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Книгу в последствии использовали мореплаватели, картографы, путешественники, писатели… В первую очередь, Марко Поло известен тем, что для европейцев открыл такую загадочную Восточную Азию. Благодаря его путешествиям, европейцы открыли для себя страну Китай, богатейшую Японию, острова Суматру и Яву, сказочно богатый Цейлон и остров Мадагаскар. Путешественник открыл для Европы бумажные деньги, саговую пальму, каменный уголь и пряности, которые в то время ценились на вес золота.
За беспримерное для своей эпохи по продолжительности и охвату территории путешествие, за точность наблюдений и выводов легендарного итальянского путешественника Марко Поло иногда называют «Геродотом средневековья». Его книга – первый непосредственный рассказ христианина об Индии и Китае – сыграла очень большую роль в истории географических открытий и на несколько веков стала энциклопедией жизни народов Центральной Азии и Дальнего Востока.
Рекламное видео:Происхождение
По-видимому, Марко Поло родился в Венеции. По крайней мере, его дед, Андреа Поло, жил там в приходе церкви Сан-Феличе. Но известно, что род Поло, который не отличался особой знатностью, но достаточно богатый, происходил с о-ва Корчула в Далмации.
Как видно, стремление к странствиям это фамильная черта в семье Марко Поло. По торговым делам путешествовал дядя, Марко иль Веккио. Отец Никколо и другой дядя, Маттео, в течении нескольких лет жили в Константинополе, где занимались торговлей, объездили земли от Черного моря до Волги и Бухары, в составе дипломатической миссии побывали во владениях монгольского хана Хубилая.
Марко Поло в Китае
Путешествие Марко Поло
1271 год — взяв с собой 17-ти летнего Марко, братья Поло вновь отправились в Азию как купцы и посланники папы. Они везли письмо главы римской церкви к хану. Скорей всего, это путешествие стало бы одним из многих, затерявшихся в анналах истории, если бы не яркий талант, наблюдательность и тяга к неизведанному у младшего члена экспедиции.
Свое путешествие венецианцы начали в Акре, откуда направились на север через Армению, обогнули северную оконечность оз. Ван и через Тебриз и Йезд достигли Ормуза, надеясь отправиться на восток морем. Однако надежных судов в порту не оказалось, и путешественники повернули назад, чтобы проехать через Персию и Балх. Их дальнейший путь проходил через Памир на Кашгар, потом по городам, находящимся у подножья Куньлуня.
Жизнь в Китае
За Яркендом и Хотаном они повернули на восток, прошли южнее оз. Лобнор и в конце концов смогли достичь цели своего путешествия – Пекина. Но на этом их путешествия не закончились. Там венецианцам было суждено прожить 17 лет. Братья Поло занялись торговлей, а Марко поступил на службу к хану Хубилаю и много ездил по империи. Он смог познакомиться с частью Великой китайской равнины, пройти через современные провинции Шаньси и Сычуань, вплоть до далекой Юньнани и даже до Бирмы.
Вероятно, он побывал в северной области Индокитая, в бассейне Красной реки. Марко видел старую резиденцию монгольских ханов Каракорум, Индию и Тибет. Своим живым умом, сметливостью и способностью легко осваивать местные наречия молодой итальянец полюбился хану. 1277 год — он стал уполномоченным императорского совета, был послом правительства со специальными миссиями в Оньнане и Яньчжоу. А в 1280 году Поло назначили правителем города Янгтчу и еще 27 городов, ему подчиненных. На этом посту Марко пробыл три года.
Наконец жизнь на чужбине начала тяготить венецианцев. Но хан обижался на любую просьбу Марка отпустить его домой. Тогда Поло решились на хитрость. 1292 год — им, включая Марко, доверили сопровождать дочь Хубилай-хана, Когатру, к ее жениху, князю Аргуну, который царствовал в Персии. Хан приказал снарядить целый флот из 14-ти кораблей и снабдил экипажи запасами на 2 года. Это был удобный случай для того, чтобы, выполнив поручение, возвратиться в Венецию.
Марко Поло у монгольского хана Хубилая
Дорога домой
Во время этого путешествия Марко Поло смог увидеть острова Малайского архипелага, Цейлон, индийское побережье, Аравию, Мадагаскар, Занзибар, Абиссинию. Плавание закончилось в уже знакомом ему Ормузе. Причем маршрут путешествия не всегда выбирался соображениями выбора кратчайшего пути. Желание увидать новые страны заставило Марко отклониться больше чем на 1,5 тысячи миль в сторону для изучения африканского побережья.
В результате плавание длилось 18 месяцев, и когда флотилия прибыла в Персию, Аргун успел скончаться. Оставив Когатру на попечение его сына Гассана, венецианцы отправились на родину через Трапезунд и Константинополь.
Возвращение в Венецию
1295 год — после 24-х летнего отсутствия семья Поло возвратилась в Венецию. Странников не узнали даже близкие родственники, занявшие к тому времени дом Никколо. Их уже давно считали погибшими. Через несколько дней на пиру, куда Поло пригласил самых знатных горожан Венеции, Марко, Никколо и Маттео на глазах у присутствующих распороли свои татарские одежды, превратившиеся в рубище, и высыпали груду драгоценных камней. Ничего другого из путешествия Поло не вывезли.
В Трапезунде дорогие шелка, запасенные в Китае, конфисковали. Да и история с драгоценностями, может быть, является легендой. По крайней мере, в золоте они не купались. Прозвище «Миллионщик», которым окрестили Марко сограждане, скорей всего связано с тем, что во время рассказов о своих приключениях он часто повторял это слово применительно к богатствам восточных правителей.
1296 год — между Венецианской республикой и Генуей началась война. В морском бою командовавшего одним из судов Марко тяжело ранили, захватили в плен и заключили в тюрьму. Там он повстречал такого же пленного, пизанца Рустичиано, которому продиктовал свои воспоминания, принесшие ему бессмертие.
Личная жизнь
После освобождения из плена в 1299 году Поло спокойно прожил до 1324 года в Венеции и скончался 8 января в возрасте 69 лет. В конце жизни он вел торговые дела в городе. Вернувшись путешественник женился на Донате Бадоэр из богатой и знатной семьи. У них родились три дочери – Фантина, Беллела и Моретта. По завещанию и супруге, и дочерям были отказаны более чем скромные суммы.
Карта маршрута путешествия Марко Поло
Книга. Значение путешествия Марко Поло
Воспоминаниям Марко Поло, записанным Рустичиано на французском языке и названным им «Книга сира Марко Поло относительно царств и чудес Востока», суждено было пережить столетия. В них странник предстает не столько купцом или ханским чиновником, сколько человеком, страстно увлеченным романтикой путешествий, многоцветием мира, разнообразием впечатлений. Может быть, такой она стала благодаря Рустичиано, который стремился создать сказку о чудесах Востока. Но скорей всего за этим стоит все-же Марко. Иначе у рассказчика попросту не было бы материала. Да и судьба самого путешественника, за морем не обретшего богатства, делает его похожим не на торговца, жаждущего наживы, а на Афанасия Никитина – тоже купца, ушедшего в путешествие «за три моря» и привезшего оттуда только книгу.
Рукопись читали с интересом. Очень скоро ее перевели на латинский и другие европейские языки и после распространения книгопечатания переиздавали множество раз (первое печатное издание вышло в свет в 1477 году). Вплоть до второй половины XVII века книгу использовали как пособие для установления торговых путей в Индию, Китай и Центральную Азию. В особенности большую роль она приобрела в эпоху Великих географических открытий, став настольной книгой Генриха Мореплавателя, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана и всех, кто стремился найти морской путь в Индию и на Дальний Восток.
С большим интересом читаются воспоминания и в наше время. На русском языке они изданы в нескольких переводах. Одним из лучших считается перевод профессора И.П. Минаева, впервые изданный в 1940 году.
Сомнения. Достоверность сведений
К сожалению, при жизни Марко венецианцы подвергали его рассказы сомнению, считая их вымыслом. В этом смысле он разделил судьбу других известных путешественников, у примеру Пифея и Ибн Баттуты. Книга, в которую Рустичиано, стремясь сделать ее занимательной, поместил не только непосредственные наблюдения рассказчика, но и легенды, а также рассказы о странах, которых Поло не видел, только усугубила ситуацию. Слухи, домыслы, недоброжелательство, несмотря на очевидные факты, благополучно дожили до наших дней и, попав на благоприятную почву стремления к сенсациям, расцвели пышным цветом.
На Западе вышла книга историка Фрэнсиса Вуда под красноречивым названием «Бывал ли Марко Поло в Китае?». В своем труде он поставил это под сомнение. 1999 год — легковерные поклонники Интернета пошли еще дальше. Они организовали дискуссию, для определения степени достоверности сведений, содержащихся в воспоминаниях Марко. Участники виртуально, на экране компьютера, повторили его маршрут протяженностью более 3,5 тысяч км. На каждом этапе они знакомились с документальными историческими и географическими данными о местности, сопоставляли их и даже проголосовали, чтобы выяснить коллегиальное мнение. Большинство сделало вывод, что Поло в Китае на самом деле не был. Если же, по их мнению, он и посетил Поднебесную империю, то на очень непродолжительное время. Без ответа, правда, остался вопрос, где же он провел эти 17 лет.
Однако не только книга воспоминаний хранит память о путешествии Марко Поло. Он был человеком до такой степени незаурядным, что в Китае был удостоен даже чего-то, похожего на религиозное почитание. В Европе это стало известно лишь в начале XX века. В Итальянском географическом обществе хранится письмо одного из его членов, датированное 12 апреля 1910 годом. Он пишет, что в 1902 году в Кантоне, в храме Пятисот Будд в длинном ряду статуй он увидел одну с энергичными чертами лица явно немонгольского типа. Ему сказали, что это статуя Марко Поло. Вряд ли случайного торговца, мимоходом посетившего страну, могли удостоить такого внимания.
В. Мирошникова
Марко Поло — Путешествие в Страну шелка и других чудес
Европейцев издавна манил далекий Китай. Во II в. до н. э. от парфянских и согдийских купцов они впервые услышали о загадочной богатой стране, в изобилии производящей шелк. Последний ценился на вес золота. Шелковые одежды были не просто легки и чрезвычайно приятны на ощупь — они помогали избавиться от вшей и прочих насекомых, так досаждавших людям Средневековья. Поскольку мыла в Европе еще не знали, а бани после развала Западной Римской империи были прочно забыты, ношение шелковой одежды стало едва ли не единственным средством сохранить тело в относительной чистоте. Из-за шелка развязывались войны и уничтожались целые народы, на Великом шелковом пути создавались и гибли великие империи. Далекую страну так и назвали — «страна шелка», или Серика.
Соседи китайцев, да и европейцы прилагали колоссальные усилия, чтобы выведать секреты производства шелка. Китайцы тщательно оберегали эту тайну: любому заподозренному в «промышленном шпионаже» грозила смертная казнь. Тем не менее в самом начале нашей эры культура шелководства проникла в Восточный Туркестан, в V в. достигла Мерва, а оттуда пришла в Южный Иран. В 550 г. византийский император Юстиниан отправил в Китай двух монахов с заданием добыть коконы шелкопряда. Спрятав их в пустотелой бамбуковой палке, монахи смогли вывезти драгоценный груз в Малую Азию. Однако качество шелка из Китая оставалось значительно выше, чем из Средней Азии и Византии. Кстати, именно благодаря китайцам в VIII столетии Европа узнала фарфор, бумагу, а позже — порох, чай и такие «безделушки», как сейсмограф и компас.
В XIII—XIV вв. монголы, покорив множество стран от Черного моря до Японского, овладели евразийскими торговыми путями. И хотя после смерти Чингисхана его империя распалась, государства Чингисидов образовали «квартет империй», контролировавший Великий Шелковый путь. Одним из этих государств была империя Юань в Китае. В отличие от прочих территорий, Китай монголы покоряли долго: началось завоевание при Чингисхане, продолжилось при его сыне Угэдее, а завершилось при внуке Хубилае. Он вступил на престол в 1260 г., тогда же перенес столицу империи из Каракорума в Ханбалык (ныне Пекин), взял для своей династии китайское имя Юань, а в 1279 г. разгромил империю Южный Сун.
В 1269 г. в Венецию из долгого путешествия вернулись братья Поло, Никколо и Маффео. Купцы, торговавшие в Константинополе, который входил тогда в состав Латинской империи, они вовремя покинули город — до того как в него ворвались солдаты Михаила VIII Палеолога. Это спасло братьев: император жестоко отомстил латинянам за события 1204 г., когда столица Византии была захвачена католиками и разграблена. Братья отправились в Крым, затем на Среднюю Волгу, далее в Самарканд и Бухару и, наконец, в Китай. Все это были территории, покоренные монголами.
Хубилай благосклонно отнесся к венецианцам. Когда они собрались на родину, он снабдил их пайцзой — металлической пластинкой, служившей как верительная грамота, и передал послание для Папы Римского. Кроме того, он наказал братьям вернуться в Китай в сопровождении «около ста христиан, умных, в семи искусствах сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что… христианство лучше их веры» (семь искусств, т. е. курс светского образования, включали грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию). Наконец, хан поручил привезти масла из священной лампады, горящей в храме Гроба Господня
в Иерусалиме.
Когда Никколо и Маффео вернулись в Венецию, их ждали две новости. Во-первых, скончался Папа Климент IV, а новый еще не был избран. Во-вторых, умерла и жена Никколо. Их сыну Марко к тому времени исполнилось 15 лет. Выборы Папы затягивались, и лишь через два года стало ясно, что престол понтифика займет Тебальдо Висконти (будущий Григорий Х, впоследствии канонизированный), знакомый братьям Поло еще по Палестине, где он служил легатом католической церкви. Не дожидаясь официальной церемонии избрания, братья отправились на Восток с ответным посланием и подарками для хана. Их сопровождали два монаха (вместо требуемых ста), а также Марко, уже отметивший 17-летие.
Путешественники морем добрались до Акры, а затем до берегов Малой Азии. Далее их путь пролегал по суше на северо-восток до черноморского порта Трапезунда, а оттуда на юго-восток до Ормуза. Через Персию они попали в Афганистан, перевалили через Памир и, пройдя Ферганской долиной, добрались до Кашгара. Где-то на полпути отстали сопровождавшие их монахи. Впереди лежали пустыни: Такла-Макан, Алашань и Гоби. Путники прошли южной кромкой Такла-Макана, Ганьсуйским коридором и достигли западного пункта Великой Китайской стены — крепости Цзяюйгуань. Путь занял чуть менее четырех лет.
Хубилай принял папских посланцев так же радушно, как и в первый раз. Венецианцы передали ему послание Папы, обещанное лампадное масло из иерусалимского храма и богатые подарки. Казалось бы, миссия закончена. Но Поло остались в Китае на 17 лет. Что же их задержало? Старшие, конечно, могли заняться торговлей. Но всех товаров, привезенных с собой, им хватило бы на неделю, от силы на месяц. Закупать шелк и тащить его караванами на запад, в Среднюю Азию, а затем возвращаться с новой партией товаров и опять выменивать их на шелк? И так в течение 17 лет? Вряд ли.
А младший? По его собственному свидетельству, «Марко… очень скоро присмотрелся к татарским обычаям и научился их языку… и четырем азбукам, и письму… Как увидел великий хан, что Марко — человек умный, послал он его гонцом в такую страну, куда шесть месяцев ходу; а молодчик дело сделал хорошо и толково» (книга Марко Поло написана от третьего лица). С тех пор венецианец регулярно выполнял дипломатические и административные поручения хана — говоря проще, находился на государственной службе. Он бывал во многих районах страны, от Тибета до побережья.
Великий хан долго не отпускал семейство Поло на родину. Но в дело вмешался случай. В 1291 г. к хану прибыли послы от Аргуна, монгольского правителя Ирана, с целью найти невесту для своего господина. Поиски увенчались успехом: монгольская принцесса Кокёчин послам очень понравилась.
А сопровождать ее до Тебриза, где находилась резиденция Аргуна, вызвались венецианцы. В работах классиков истории географических открытий А. Б. Дитмара и И. П. Магидовича говорится о двух невестах, отправляющихся в Иран, — упомянутой монгольской и второй, китайской, из династии Сун. Сколько их было на самом деле, остается не ясным. Передвигаться с невестой (или с двумя) и с богатыми подарками по горам и пустыням могло оказаться небезопасным: многочисленные потомки Чингисхана никак не могли поделить территорию Азии. Поэтому предпочли добираться морем.
Весной 1292 г. флотилия из 14 кораблей отправилась из порта Зейтун. За время плавания путешественники услышали о Японии и «7448 островах», разбросанных в Чинском (Южно-Китайском) море, побывали на Суматре (Индонезия), где им пришлось пять месяцев ждать хорошей погоды. Отсюда флотилия двинулась к острову Цейлон, прошла вдоль западного берега Индии, и наконец корабли бросили якорь в Ормузе.
Полтора года длилось это путешествие. Из более чем 600 человек до Ормуза добрались лишь 18, включая принцессу Кокёчин и трех венецианцев. Что случилось с остальными, не сообщается. Интереснее другое: Аргун, которого должна была осчастливить принцесса, скончался еще в начале 1291 г. То, что об этом не знали, довольно странно, особенно если вспомнить о превосходно организованной монголами службе коммуникаций и оповещения.
В 1295 г. Поло вернулись на родину. Вскоре между Венецией и Генуей началась война за сферы влияния на Средиземном море. Марко Поло снарядил корабль и отправился воевать, был взят в плен и брошен в генуэзскую тюрьму. Там он рассказывал о далеких странах соседям по камере. Один из них, пизанец Рустичелло (или Рустичано), записал истории венецианца. Рукопись, появившаяся в тюрьме, не сохранилась, но сочинение быстро разошлось по Европе под разными названиями, самое распространенное из которых Il Milione («Миллион»), происходящее либо от прозвища самого Марко Эмилио Поло — Emilione, либо от его любви к преувеличениям. Сам автор назвал свое сочинение «Описание мира», а более всего оно известно как «Книга Марко Поло».
Книга состоит из четырех частей: в первой довольно бегло описаны Ближний Восток и Средняя Азия, во второй, уже подробно, Китай и двор великого хана, в третьей — Япония, Индия, Шри-Ланка (Цейлон), а также Мадагаскар и Восточная Африка, где путешественник так и не побывал. Последняя часть повествует о странах, лежащих к северу от Китая, в том числе о России, и о многочисленных войнах монголов.
«Книга Марко Поло», знакомившая европейцев с Китаем и другими странами Востока, была впервые издана в 1477 г. и пользовалась большим успехом, хотя многие образованные читатели сомневались в правдивости автора. В сочинении оказалось немало неточностей; включало оно и просто фантастические сюжеты. Позже возникли подозрения: а бывал ли автор в Китае? Не списал ли все из какой-нибудь персидской энциклопедии? Дело в том, что Поло не пишет ни о Великой Китайской стене, ни о чае, ни об изуверском обычае бинтовать девочкам ступни, чтоб они оставались крошечными. Что касается стены, то Марко и его спутники во время путешествия встречали столько крепостей и валов, что их уже тошнило от одного их вида. Да и не могли они, видя лишь фрагменты сооружения, оценить его масштабность. Не писал о чае? А мог ли рассказ о напитке, который, вполне возможно, не понравился венецианцам, заинтересовать европейцев больше, чем повествование о гигантском грифоне, поднимающем в небо слонов? Или о горючих камнях? К слову, последнее было расценено всеми как сказка, пока в Европе не узнали о свойствах угля.
Марко Поло не был единственным европейцем в Китае, но он первым рассказал о том, что увидел и узнал. Ценнейшие сведения о Востоке, собранные венецианцем во время многолетнего путешествия, сыграли важную роль в открытии морского пути в Индию и даже в невольном открытии Америки.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Главный герой: Марко Поло, венецианец
Другие действующие лица: Никколо и Маффео Поло; Григорий Х, Папа Римский; Хубилай, великий хан; Кокёчин, монгольская принцесса; Рустичелло, литератор
Время действия: 1271—1295 гг.
Маршрут: Из Венеции в Китай и обратно
Цель: Торговые операции, дипломатическая миссия
Значение: Пробуждение интереса европейцев к странам Востока
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
3136Путешественник Марко Поло | История
Детство Марко Поло
Будущий путешественник родился в 1254 году в городе Венеция, когда его отец отсутствовал в путешествиях в течение 15 лет.
Семья Марко Поло была довольно богатой. Отец торговал специями, ювелирными украшениями и любил путешествовать, а мать умерла довольно рано. Само детство будущего путешественника покрыто завесой тайны, о нем известно очень мало. Даже непонятно где он учился, но было грамотным и владел четырьмя иностранными языками.
Подробные данные о Марко Поло появляются с его 15-летнего возраста.
Отец и дядя будущего путешественника
Долгое время отец и дядя Марко продолжали путешествовать и направились на Восток, где остановились на 3 года в городе Бухара, занимаясь торговлей.
Далее они направились в Китай, прожив там еще один год и навестив внука Чингисхана по имени Хубилай, который прочно закрепился на троне.
Братьев Поло хорошо приняли в Китае, а Хубилай дал им наставление передать обращение к Папе Римскому, приглашая объяснить суть христианства, а взамен правитель Китая, возможно, станет сторонникам этой религии и примет ее.
С таким посланием итальянские путешественники вернулись домой, когда Марко Поло было уже 15 лет. К тому времени его мать уже умерла, а отец тут же женился на другой женщине.
Выполнение возложенной миссии
Чтобы выполнить поручение Хубилая, потребовалось время, потому что один Папа Римский умер, а другого еще не выбрали.
Затем все же удалось встретиться с новоизбранным Папой Григорием X, который был бы рад союзу с монгольской династией против мусульман и предложению сделать Китай христианским.
Начало великих путешествий
В 17-летнем возрасте с этой миссией Марко Поло направился с отцом, дядей и парой посланников Папы в Китай.
Прибыли они туда в 1271 году и остались у Хубилая при дворе на 24 года, значительно упрочив свое положение.
Хубилай заметил активность юного Марко Поло и назначил его членом Тайного Совета, где молодой путешественник выполнял разные поручения, а позже стал править одной из китайских провинций.
В 1290 году итальянских путешественников потянуло в родную Венецию, но Хубилай старался делать все, чтобы они остались.
Через 2 года к Хубилаю с просьбой найти ему невесту из монгольского рода обратился персидский хан Аргун. Невесту ему нашли, но довезти ее до назначенного места не смогли из-за погромов и войн на пути следования. Тогда Марко Поло с отцом и дядей вызвались помочь, потому что уже знали эту дорогу при поездке в Индию. Хубилай согласился отправить их с большим флотом из четырнадцати кораблей.
Возвращение на Родину
А в 1295 году в Персии итальянские путешественники узнали о смерти Хубилая, а это означало, что они могут свободно возвращаться домой в Венецию.
Вернувшись домой, в 1926 году Марко ушел воевать с Генуей, главным торговым конкурентом Венеции. Но Венеция в этой войне проиграла и Марко стал пленником. В генуэзской тюрьме его полюбили как интересного рассказчика, за которым записывал истории другой обыватель тюрьмы по имени Рустичано.
Освободили Марко из плена в 1299 году, и он сразу женится на богатой девушке из рода Бадуэр, и на свет у них появляются 3 дочери.
Марко продолжает свои рассказы на публику, но позже уже сам от них устает и в последние годы жизни слывет выдумщиком.
В рукописях с его слов говорилось о необходимости учиться многому у азиатских народов, например, правилам поведения и этики, а также манерам и примерному воспитанию.
Перед смертью Марко Поло, его семья много скандалила из-за денег и это сказывалось на его здоровье. В завещании он распределил накопленное между всеми членами семьи.
А когда у него спросили перед смертью, правда ли все то, о чем он говорил, то Марко ответил, что и 50% из увиденного не успел рассказать за всю свою жизнь. В 1324 году Марко Поло скончался, оставив значительный след в истории.
Где был Марко Поло? Был ли он вообще? И как с помощью его фигуры фальсифицировали историю.
Итальянские археологи высказали предположение, что знаменитый путешественник Марко Поло никогда не был в Китае, пишет The Daily Telegraph. Профессор Университета Неаполя археолог Даниэле Петрелла обнаружил доказательства такой гипотезы при сопоставлении текста его «Книги о разнообразии мира» с историческими фактами.Петрелла рассказал, что сомнения в правдивости рассказов Марко Поло стали возникать у него в ходе раскопок, которые он с командой других ученых проводил в Японии. В частности, в своей книге Поло описывает корабли монгольского флота хана Хубилая с пятью мачтами, в то время как у найденных при раскопках кораблей было всего три мачты.
Кроме того, по словам Петреллы, Поло допускает странные ошибки при описании двух попыток Хубилая захватить Японию, предпринятых в 1274 и 1281 годах. «Рассказывая о первой попытке, он пишет, что флот отправился из Кореи и попал в шторм, не достигнув берегов Японии. Однако это произошло не в 1274-м, а в 1281 году. Неужели человек, якобы видевший все своими глазами, мог перепутать события, которые разделяли семь лет?» — задается вопросом Петрелла.
Еще одну странность ученый обнаружил в том, что путешественник использует персидские топонимы для обозначения китайских и монгольских географических объектов. Таким образом, по мнению Петреллы, на самом
деле Марко Поло добрался только до Черного моря, а все рассказы о Китае и Монголии он услышал от встреченных им персидских купцов и лишь записал их.
Подобная теория уже выдвигалась ранее — в книге «Был ли Марко Поло в Китае?», написанной английским историком, специалистом по Китаю Фрэнсес Вуд и опубликованной в 1995 году. Она, в частности, отмечала, что в книге Марко Поло отсутствует какое-либо упоминание о таких неотъемлемых атрибутах жизни китайцев, как палочки для еды и чайная церемония, а также не сказано ни слова о Великой Китайской стене.
По словам Вуд, во всей «Книге о разнообразии мира» насчитывается лишь 18 предложений, написанных от первого лица. Кроме того, ни в одном из китайских или монгольских исторических манускриптов нет никаких упоминаний о Марко Поло, а у семьи путешественника не было ни одного предмета, привезенного из Китая.
Марко Поло был одним из первых европейских путешественников и первым, кто оставил после себя какие-либо записи об Азии. В «Книге о разнообразии мира» он описывает свое 24-летнее путешествие в Китай и знакомство с ханом Хубилаем, который сделал его своим эмиссаром и назначил губернатором Янчжоу. Эта книга служила источником вдохновения для других знаменитых путешественников, в том числе Христофора Колумба.
Источник
Сенсацию в научных кругах произвела вышедшая в Лондоне книга «Был ли Марко Поло в Китае?» Франсез Вуд , автор книги и заведующая секцией китайской литературы Бритбибл усомнилась в том, что Марко Поло когда-либо заезжал восточнее территории Крыма, где теряли его след все, кто пробовал повторить его путь. Ф. Вуд пришла к выводу , что путешествие Марко Поло в Поднебесную — не что иное, как грандиозная мистификация. Ее аргументы — отсутствие в его книге упоминаний о Великой Китайской стене, об обычае чаепития и др. По ее мнению , венецианец творчески обработал персидские по Срединному государству и это сразу объясняет персидские названия китайских городов:-(
Китай — против попытки лишить Марко Поло лавров путешественника. На международной научной конференции по вопросам посещения М.Поло Поднебесной китайский историк Дан Бохай отметил такие нюансы записок Марко Поло, как, например, изложенные с точностью указы о строительстве крепостей и о высадке деревьев вдоль дорог и много других хронологически безупречных сведений о Китае. Между тем Ф. Вуд полагает, что точность исторических событий у Марко Поло — результат присущих тому навыков компиляции. Англичанка замечает, что свободное время для развития таких навыков у Поло было с избытком, тк , по ее мнению, «Описание мира» он написал в 1299 году во время отсидки в генуэзской тюрьме. Вуд предполагает, что помочь Марко мог сокамерник — известный авантюрист и литератор той поры Рустичелло.
И тем не менее книга Марко Поло «Описание мира » до сих пор имеет успех, которому ничуть не мешает описание людей с толстыми хвостами…
А был ли мальчик?
Нет никаких прижизненных сведений о Марко polo, нет оригинала книги или рукописи, текст написан на языке, которым М.П. не владел, другим писателем художественных романов, в тексте куча нестыковок.
Марко Поло в Китае
Фото: Wikimedia Commons
8 января 1324 года в Венеции скончался итальянский купец и путешественник Марко Поло. Эта личность вызывает у историков ряд вопросов: слишком много тайн связано с этим человеком. Мы решили рассказать о нескольких загадках Марко Поло.
Марко Поло. Фантазия неизвестного художника XVI века
Фото: Wikimedia Commons
«Книга о разнообразии мира»
О путешествиях Марко Поло, по сути, мы знаем на основании всего одной книги — «Книги о разнообразии мира». Другие названия — «Миллион», «Книга чудес», или просто «Книга Марко Поло». До нас дошло около ста ее списков. Книга была написана на старофранцузском. Этим языком Марко Поло не владел. Рассказы путешественника записал с его слов итальянский писатель Рустикелло (Рустичано) из Пизы в то время, когда они оба сидели в генуэзской тюрьме. Рустикелло занимался написанием рыцарских романов. По некоторым данным, текст диктовался на венетском диалекте, по другим — он был записан на старофранцузском со вставками на итальянском. В связи с тем, что оригинальный манускрипт не сохранился, установить истину не представляется возможным. Первое печатное издание книги Марко Поло вышло в Нюрнберге в 1477 году на немецком языке. Позднее объем книги со времени первой публикации вырос почти в 20 раз. Некоторые фразы, по мнению исследователей, в результате часто меняли свой первоначальный смысл. Интересно, что на корабле Колумба была эта книга, Колумб сделал на ней 70 пометок.
Происхождение Марко Поло
Считается, что Марко Поло родился в Венеции в семье венецианского купца Николо Поло, семейство которого занималось торговлей ювелирными изделиями и пряностями, однако есть предположения, что это не так. Традиционная версия была оспорена в XIX веке хорватскими исследователями, которые утверждают, что первые свидетельства пребывания семейства Поло в Венеции относятся ко второй половине XIII века, где на них ссылаются как Poli di Dalmazia, в то время как вплоть до 1430 года семейство Поло владело домом в Корчуле, ныне в Хорватии.
Есть также версия, согласно которой Марко Поло был поляком. Слово «поло» на титульном листе первого издания его книги пишется с маленькой буквы и указывает не на фамилию, а скорее на национальность. На первой странице первого издания 1477 года Марко Поло назван «благородным рыцарем», что также не соответствует образу венецианского купца.
Марко Поло в таРтарском костюме Фото: Wikimedia Commons
Скупая информация
В рукописях и первых печатных изданиях не было данных о жизни Марко Поло. Вообще о его детстве практически ничего неизвестно. Первая биография Марко Поло была написана в XVI веке, спустя триста лет после появления книги. Первым биографом, как ни странно, оказался земляк Марко Поло венецианец Рамусио. Интересно, что он был автором трех томов историко-беллетристических рассказов. Оказалось, что никаких документов о жизни Марко Поло нет, местонахождение его могилы также неизвестно.
Был ли Марко Поло в Китае?
Некоторые исследователи сомневаются, действительно, ли был Марко Поло в Китае. Так в 1995 году выпускница Кембриджа и директор китайского отделения Британской национальной библиотеки Фрэнсис Вуд опубликовала книгу «Был ли Марко Поло в Китае?». В своей книге она заявила, что Марко Поло, по всей вероятности, никогда не бывал восточнее Черного моря. Она считает, что Марко Поло использовал известные ему описания путешествий персидских купцов. В рассказах путешественника, действительно, есть довольно странные факты. Кроме того, Марко Поло не упоминает о вещах, которые, несомненно, произвели бы впечатление на европейца. Необычен сам факт гостеприимства хана Хубилая. Хубилай не только покровительствовал братьям Поло во время их нахождения в Китае, но и выдал им так называемую золотую пайзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы Христа в Иерусалиме. Странно, что Марко Поло не упоминает ни иероглифы, ни книгопечатание, ни чай, ни фарфор, ни практику бинтования ног китайских женщин. Нет в его рассказах сведений о Великой Китайской стене. Зато он восхищается сказочными растениями и животными, львами, жирафами, темнокожими людьми, рассказывает, что в Индии водятся куры без перьев, имеющих кошачью шкуру. Также Марко Поло упоминает, что помогал монголам при осаде сунской базы в Санъяне, однако осада этой базы закончилась в 1273 году, то есть, за два года до его прибытия в Китай.
Караван Марко Поло Фото: Wikimedia Commons
Нет упоминаний о Марко Поло в китайских источниках
О пребывании Марко Поло при дворе хана Хубилая ничего не сообщается в китайских источниках. Это необычно, поскольку эти источники считаются самыми полными. Китайские летописцы записывали происходящее при дворе с большой точностью. Если учесть то положение, которое, как сообщает Марко Поло, он занимал при дворе хана, это довольно странно.
Почет, оказанный Хубилаем молодому Поло, назначение его губернатором Янчжоу, отсутствие китайских или монгольских официальных записей о пребывании купцов в Китае в течение почти двадцати лет, по мнению Франсис Вуд, выглядят недостоверно. В доказательство пребывания Поло в Китае упоминается, например, единственная ссылка от 1271 года, в которой Пагба-лама, близкий советник Хубилая, упоминает в своем дневнике иностранца, находящегося в дружеских отношениях с ханом, но в ней не указаны ни имя, ни национальность, ни срок пребывания этого иностранца в Китае. Тем не менее в своей книге Поло демонстрирует такую осведомленность о происшествиях при дворе хана, которую затруднительно приобрести без близости ко двору.
И тем не менее, остается много вопросов, так как книга о путешествии Марко Поло содержит ряд точных сведений о Китае. Что получается? Появляется текст, написанный от имени путешественника в дальние страны (что придает ему весомости и вызывает интерес). О самом путешественнике невозможно ничего узнать. Все эти сведения о Китае, он, якобы, пересказал сокамернику-иностранцу, который говорил на другом языке… Можете себе представить, чтобы тот детально запомнил провинции Сины и изготовление печатей из коры тутовника? Это действительно врезалось бы ему в память? Сильно сомневаюсь в этом.
Также в те времена не было в употреблении название «Китай» применительно к Империи Сун. Не было и смешения названий «Катай» и «Китай».
Знаменитый картограф Меркатор особо подчеркивал разницу между Китаем и Катаем:
А на приведенной в записи карте вы можете прочитать, что северная часть современного Китая называется там «провинция Манги».
Слова China как названия не было в помине, так как оно является производным от «Цинь» — названия династии и империи, соответственно. Династия Цинь является северной, «маньчжурской» (маньчу — восьмизнаменные, военый союз захвативших Китай эпохи Мин народов, по приглашению части элит Китая, которым надоели междоусобные войны и коррупционный беспредел, устроенный евнухами).
Была форма, напоминавшая Сину: Синай. Местность, расположенная на севере Китая. Но на всю страну ее название не распространялось.
Похоже, что текст тщательно прописывался кем-то осведомленным, и писался под мемуары и представления того времени.
Кто у нас занимался историей Китая, помните? Это был большой проект иезуитов. Какие у них были проблемы, организовать вброс информации от некоего путешественника?
Вопрос, для чего это делалось. Можно ведь было взять реальную фигуру, аббата какого-нибудь, и описать его наблюдения.
Сложность только в том, что они бы не соответствовали чему-то, например, ожиданиям, другим рассказам, новой версии истории Китая (Сины).
Кроме иезуитов, в Китае было изрядное количество иудеев-раббанитов:
Еще одна загадка Марко Поло связана с картой Фра Мауро, также венецианцем.
Однако собственно с картой связана только часть фактов. Другая часть современная. И заключается она в комментарии к карте.
Прочитайте его на английском. На первый взгляд все обычно. Посещение Марко Поло китайского императора в Азии.
Необычность в том, что место, которое обведено, находится за тысячи километров от собственно Китая и того, что нынче называется Азией.
В правой части этой части карты вы видите Уральские горы (и на карте Фра Мауро кверху, то есть на юг от Урала, располагаются, как им и положено, Туркестан и Самарканд, а вправо — то есть на запад — Permia и Russia).
Первая река к востоку от Урала, Обь. И белым кругом обведена местность, включающая Обскую губу (сейчас в значительно степени углубившуюся в сушу) и город, подписанный столицей Великой Благородной Империи Катай Камбалик.Слева же еще подписано: Ледовитый Океан. Очевидно, специально для тех, кто хотел бы перенести это место в тропическую Азию.
Путешествие в столицу империи Великого Кама (Хама) Камбалик собственно, и описано в книге. Более того, страна так и называется: Катай. Через «А».
На вопрос, почему и как Марко Поло не заметил Великой Стены Магога (одно из названий), иногда отвечают так, мол, она была построена только в 17м веке. А до того, мол, там оставались только земляные валы.
Но помилуйте! От кого было защищаться и кому, в 17м веке? Когда только-только тартаро-моголы вторглись в Китай под именем Маньчу и завоевали его? На старых картах стена отмечена, и под ней особо подписано ее предназначение. Подробнее и с иллюстрацими здесь:
Возможно, рассчитывали на то, что мы не разберемся где Урал и где Россия, а где нынешний Китай, и проглотим выдаваемый за Сину Катай. А может, наоборот, кто-то дает таким образом подсказку и выводит на правильный путь…
В любом случае, очевидно, что история текста под авторством Марко Поло весьма запутанна и таинственна, и что интерпретация изложенного там активно используется по нынешнюю пору для фальсификации истории и скрытия существования Великой Империи Катай, она же Империя Великого Кама (Хама), она же Великая Тартария:Тартария на карте Фра Мауро с переводом названий на русский язык и историей Папы Иоанна и его войны с Чингисханом:
ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО ПОЛО. 500 знаменитых исторических событий
ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО ПОЛО
Марко Поло на пути в Китай. Фрагмент каталонской карты XIV века
Путешествие из Европы в Китай в Средние века можно, наверное, сравнить с путешествием в космос в веке XX. Так же, как наши соотечественники по именам знали всех когда-то немногочисленных космонавтов, мы можем попробовать на пальцах пересчитать всех европейцев, побывавших на Дальнем Востоке. До эпохи Великих географических открытий было еще очень далеко, но одно из таких открытий было сделано уже в конце XIII в. Нельзя сказать, чтобы до Марко Поло в Европе не знали о Китае. Но это название сделал широко известным именно великий венецианец.
Марко Поло родился на одном из Далматинских островов Корчула в 1254 г. Острова тогда принадлежали Венеции, и семья Поло активно участвовала в обширной торговой деятельности этой республики. Отец Марко Николо и дядя Маттео выбрали восточное направление для развития своей торговли. Они имели связи с Крымом и Малой Азией, а вскоре после рождения Марко они решились на далекое путешествие в Китай. Правивший там хан Хубилай взял с них обещание вернуться в Китай и привести с собой несколько христианских монахов.
В 1269 г. старшие Поло вернулись в Венецию, а через три года они снова отправились в Китай, взяв с собой на этот раз и 17-летнего Марко. Морем купцы добрались до юго-восточных берегов Малой Азии, оттуда следовали сушей, вероятно, от Аккона (Акки) через Эрзерум, Тебриз и Кашан (Иран) на Ормуз (Хормуз) и оттуда через Герат, Балх и Памир на Кашгар и далее в Катай (Китай), в город Камбалу (Пекин). В 1275 г. Поло добрались до Ханбалыка (Пекина), где правил сын Чингисхана Хубилай (Кубла-хан).
Не вполне ясно, как это получилось, но и старшие венецианцы и особенно их молодой товарищ были обласканы ханом. Монголы создавали в Китае стройную государственную систему, объединяли различные провинции, требовались опытные чиновники, образованные и энергичные люди. Марко был прилежным юношей и имел способности к языкам. Пока его отец и дядя занимались торговлей, он изучал монгольский язык. Хубилай, который обычно приближал ко двору талантливых иностранцев, нанял Марко на гражданскую службу. Вскоре Марко стал членом тайного совета, и император дал ему несколько поручений. Одно из них заключалось в составлении отчета о положении в Юньнани и Бирме после завоевания последней монголами в 1287 г., другое — в покупке на Цейлоне зуба Будды. Впоследствии Марко стал префектом Янчжоу.
Поло пробыли при Хубилае 17 лет. За годы службы Марко изучил Китай, собрал много сведений об Индии и Японии. В 1290 г. он попросил отпустить его домой, но Хубилай ответил отказом. В 1292 г. Хубилай дал венецианцам свое последнее ответственное задание — сопроводить монгольскую царевну Кокачин в Персию, где она должна была выйти замуж за местного правителя Аргуна, внучатого племянника Хубилая. Джонки с семьей Поло на борту отбыли из Южного Китая. Из Тихого океана в Индийский корабли прошли Малаккским проливом, сделали трехмесячную остановку на берегу острова Суматра. После остановки на острове Цейлон и плавания вдоль западных берегов Индии корабли вошли в Персидский залив и бросили якорь в городе Ормуз. Во время плавания Марко Поло удалось получить некоторые сведения об африканском побережье, Эфиопии, островах Мадагаскар, Занзибар и Сокотра. В Персии Поло получили известие о смерти китайского хана, что избавляло их от обязательства вернуться в Китай. Марко и его родственники уже без особых приключений добрались до Венеции в 1295 г.
Марко Поло быстро прославился среди земляков своими историями о далеких и удивительных странах. Многие посмеивались над ним, полагая, что бумажные деньги, улицы, обсаженные деревьями, и прочие чудеса — не более чем выдумка. Не то за словечко «миллион», которое часто употреблял рассказчик при описании богатств и населения Китая (слово значило «тысяча тысяч»), не то используя традиционное прозвище семьи Поло, Марко прозвали Господин Миллион. В 1297 г. во время морской стычки Марко Поло попал в плен к генуэзцам. В тюрьме он познакомился с пизанским литератором Рустичано. Тот записал истории сокамерника в книгу, которую назвал «Книгой о разнообразии мира». Эта книга известна и под другими названиями: «Книга Марко Поло» и просто «Миллион». Она содержала описания не только Китая и материковой части Азии, но также обширного мира островов — от Японии до Занзибара. Несмотря на то, что до изобретения книгопечатания было еще очень далеко, книга приобрела популярность еще при жизни ее автора. Сам Марко, выйдя из тюрьмы, проявил большую предприимчивость, рекламируя свое произведение. Ее переписывали, переводили, путешественник дарил экземпляры влиятельным особам в разных странах.
«Книга Марко Поло» содержит исключительно ценные сведения по географии, этнографии, истории Армении, Грузии, Ирана, Китая, Монголии, Индии и Индонезии. Упоминается там и загадочная страна Чипанго (Япония). Многое из того, что высмеивали венецианцы, было чистой правдой, хотя Марко и не обошелся без некоторых небылиц и преувеличений. В особенности неточными были его сведения о расстояниях, что заставило некоторых географов перенести Китай гораздо дальше на восток, чем следовало. Вероятно, именно поэтому Христофор Колумб был так уверен в успехе своего предполагаемого плавания в Азию. Ведь он тоже внимательно читал «Книгу Марко Поло».
Умер Марко Поло в Венеции в 1324 г. Говорят, он был зажиточным человеком, но эти данные опровергаются некоторыми историками, которые утверждают, что самый знаменитый «сказочник» того времени оставался небогатым человеком.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Поло Марко. 100 великих путешественников
(ок. 1254 — 1324)
Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) — один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.
Книга венецианского путешественника в Китай Марко Поло в основном составлена по личным наблюдениям, а также по рассказам его отца Никколо, дяди Маффео и встречных людей.
Старшие Поло не один раз, как сам Марко, а трижды пересекали Азию, причем два раза — с запада на восток и один — в обратном направлении, во время первого путешествия. Никколо и Маффео оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе выехали оттуда с торговыми целями в Южный Крым, затем перебрались в 1261 году на Волгу. От средней Волги братья Поло двинулись на юго-восток через земли Золотой Орды, пересекли закаспийские степи, а затем через плато Устюрт прошли в Хорезм, к городу Ургенчу. Дальнейший их путь пролегал в том же юго-восточном направлении вверх по долине Амударьи до низовьев Зарафшана и вверх по нему до Бухары. Там произошла их встреча с послом завоевателя Ирана, ильхана Хулагу, направлявшимся к великому хану Хубилаю, и посол предложил венецианцам присоединиться к его каравану. С ним они шли «на север и северо-восток» целый год.
По долине Зарафшана они поднялись до Самарканда, перешли в долину Сырдарьи и по ней спустились до города Отрар. Отсюда их путь лежал вдоль предгорий Западного Тянь-Шаня к реке Или. Дальше на восток они шли либо вверх по долине Или, либо через Джунгарские Ворота, мимо озера Алаколь (восточнее Балхаша). Затем они продвигались по предгорьям Восточного Тянь-Шаня и вышли к оазису Хами, важному этапу на северной ветви Великого шелкового пути из Китая в Среднюю Азию. От Хами они повернули на юг, в долину реки Сулэхэ. А дальше на восток, ко двору великого хана, они шли по тому же пути, который проделали позднее вместе с Марко. Обратный их путь не выяснен. В Венецию они вернулись в 1269 году.
Марко Поло скупо рассказывает о своем детстве, о первых шагах своей жизни до того дня, как он покинул Венецию и отправился в путешествие, принесшее ему бессмертную славу.
Мать Марко Поло рано умерла, а дядя мальчика — тоже Марко Поло — все эти годы, вероятно, безвыездно торговал в Константинополе, и будущий путешественник жил в Венеции у своей тетки Флоры (по отцовской линии). У него было несколько двоюродных братьев и сестер. Вполне вероятно, что, пока отец Марко не возвратился из Азии, мальчик находился на воспитании у родственников.
Жизнь Марко протекала так, как она протекала в то время у всех мальчиков. Знания Марко приобретал на каналах и набережных, мостах и площадях города. Формальное образование получали тогда очень немногие; тем не менее, вопреки мнению многих издателей и комментаторов, вполне возможно, что Марко умел читать и писать на родном языке. Во вступительной главе к своей книге Поло сообщает, что «он занес в записную книжку лишь немного заметок», так как не знал, вернется ли когда-нибудь из Китая на родину. В другой главе книги Поло заявляет, что в течение своего путешествия к великому хану он старался быть как можно внимательнее, примечая и записывая все то новое и необыкновенное, что приходилось слышать или видеть». Посему можно заключить, что мальчик, который, как известно, впоследствии, находясь в Азии, выучил четыре языка, мог хоть немного читать и писать по-итальянски. Не исключено, что он обладал кое-какими познаниями и во французском.
Приезд Никколо и Маффео в Венецию явился поворотным пунктом во всей жизни Марко. Он с жадностью слушал рассказы отца и дяди о загадочных странах, в которых те побывали, о многих народах, среди которых они жили, об их внешнем виде и одежде, их нравах и обычаях — чем они похожи и чем не похожи на венецианские. Марко даже начал усваивать кое-какие слова и выражения на татарском, тюркском и иных диковинных языках — на них отец с дядей часто объяснялись, да и свою венецианскую речь они нередко уснащали чужими словечками. Марко заучил, какие товары покупают и продают различные племена, какие у них в ходу деньги, где какой народ встречается вдоль великих караванных путей, что где едят и пьют, какие обряды совершают с новорожденными, как женятся, как хоронят, во что верят и чему поклоняются. Бессознательно он накапливал практические познания, которые в будущем сослужили ему бесценную службу.
Никколо и его брат после пятнадцатилетнего путешествия не легко мирились со сравнительно однообразным существованием в Венеции. Судьба настойчиво звала их, и они повиновались ее зову.
В 1271 году Николло, Маффео и семнадцатилетний Марко отправились в путешествие.
Перед этим они встретились с только что взошедшим на престол папой Григорием X, который дал им в спутники двух монахов из ордена проповедников — брата Пикколо Виченцкого и брата Гильома Триполийского.
Три венецианца и два монаха доехали до Лаяса и начали продвигаться на Восток. Но едва они добрались до Армении, как узнали, что Бейбарс Арбалетчик, бывший раб, занявший трон мамелюков, вторгся со своим сарацинским воинством в эти места, убивая и круша все, что попадало под руку. Перед путешественниками встала весьма реальная опасность, но они решили идти дальше. Однако перепугавшиеся монахи предпочли вернуться в Акру. Они передали братьям Поло папские письма и подарки, предназначенные для великого хана.
Дезертирство трусливых монахов отнюдь не обескуражило венецианцев. Дорогу они знали по прежнему своему путешествию, на местных языках говорить умели, они везли письма и дары от высшего духовного пастыря Запада к величайшему монарху Востока, и — самое важное — у них была золотая дощечка с личной печатью Хубилая, которая была охранной грамотой и гарантией того, что им будет обеспечена пища, кров и гостеприимство практически на всей территории, по которой предстояло пройти.
Первой страной, которую они проехали, была «Малая Армения» (Киликия) с портом Лаясом. Здесь шла оживленнейшая, широкая торговля хлопком и пряностями.
Из Киликии путешественники попали в современную Анатолию, которую Марко называет «Туркоманией». Он сообщает нам, что туркоманы выделывают самые тонкие и красивые в мире ковры.
Проехав Туркоманию, венецианцы вступили в пределы Великой Армении. Здесь, сообщает нам Марко, на вершине горы Арарат, находится Ноев ковчег. Армянский государь Хайтон, написавший в 1307 году, когда он был настоятелем монастыря, историю своей родины, говорит, что «эта гора выше всех гор на свете». И Марко, и Хайтон рассказывают одно и то же — гора эта недоступна из-за снегов, которые покрывают ее зиму и лето, но на снегу выступает что-то черное (ковчег), и это видно в любое время года.
Следующим городом, о котором рассказывает венецианский путешественник, был Мосул — «все шелковые ткани и золотые, что называется мосулинами, делаются здесь». Мосул расположен на западном берегу Тигра, напротив древней Ниневии, он так славился чудесными шерстяными тканями, что до сих пор определенный сорт прекрасной шерстяной ткани мы называем «муслин».
Путешественники остановились затем в Тебризе, крупнейшем торговом центре, куда съезжались люди со всех концов света, — здесь была цветущая купеческая колония генуэзцев.
В Тебризе Марко впервые увидел величайший в мире рынок жемчуга — жемчуг в больших количествах привозили сюда с берегов Персидского залива. В Тебризе его чистили, сортировали, сверлили и нанизывали на нити, а отсюда он расходился уже по всему свету. Марко с любопытством наблюдал, как жемчуг продают и покупают. После того как жемчуг осматривали и оценивали эксперты, продавец и покупатель садились друг против друга на корточки и вели немой разговор, пожимая друг другу руки, прикрытые спущенными рукавами, так чтобы никто из свидетелей не знал, на каких условиях они сторговались.
Выйдя из Тебриза, путешественники пересекли Иран в юго-восточном направлении и посетили город Керман.
Через семь дней пути от Кермана путешественники достигли вершины высокой горы. Чтобы преодолеть гору, потребовалось двое суток, и путники страдали от сильного холода. Затем они вышли на обширную цветущую долину: здесь Марко увидел и описал быков с белыми горбами и овец с жирными хвостами — «хвосты у них толстые, большие; в ином весу фунтов тридцать».
Теперь венецианцы вступили в опасные места, так как в этой части Персии было множество разбойников, называемых караунасами. Марко пишет, что они произошли от индийских женщин, а отцами у них были татары. Знакомство с караунасами едва не стоило Поло жизни и чуть не лишило мир одной из самых интересных книг. Ногодар, предводитель разбойников, напал вместе со своей шайкой на караван, воспользовавшись туманом, частым в этой местности (Марко приписывает туман колдовству караунасов). Разбойники захватили путников врасплох, и те бросились кто куда. Марко, его отец и дядя и кое-кто из их провожатых, всего семь человек, спаслись в ближнем селении. Всех остальных разбойники схватили и перебили или продали в рабство.
Заново составив караван, неустрашимые венецианцы двинулись к своей цели — к Персидскому заливу, к Ормузу. Здесь они собирались погрузиться на корабль и отплыть в Китай — Ормуз являлся тогда конечным пунктом морской торговли между Дальним Востоком и Персией. Переход длился семь суток. Сначала дорога шла по крутому спуску с Иранского плоскогорья — горной тропе, где бесчинствовало множество разбойников. Потом, ближе к Ормузу, открылась прекрасная, хорошо орошенная долина — здесь росли финиковые пальмы, гранаты, апельсины и прочие фруктовые деревья, летали бесчисленные стаи птиц.
Во времена Поло Ормуз находился на материке. Позднее, в результате набегов враждебных племен, он был разрушен, и «жители перенесли свой город на остров в пяти милях от материка».
Очевидно, венецианцы пришли к выводу, что длительное плавание на здешних ненадежных судах да еще с лошадьми, обычно погружаемыми поверх накрытых кожей товаров, чересчур рискованно — они повернули на северо-восток, вглубь страны, по направлению к Памиру.
Больше недели ехали они по пустынным местам, где вода зелена, как трава, и очень горька, добрались до Кобиана, а затем совершили многодневный переход через пустыню и прибыли в Тонокаин. Жители этих стран весьма понравились Марко. Здесь он делает свои заключения о женщинах — первые из многих. Тонокаинские женщины произвели на него очень сильное впечатление, ибо, когда через двадцать пять лет, побывав уже во многих странах, повидав множество женщин и, без сомнения, пережив немало увлечений, он писал свою книгу, то все еще мог сказать, что мусульманские девушки в Тонокаине самые красивые в мире.
Много дней венецианцы ехали по знойным пустыням и плодородным равнинам и оказались в городе Сапургане (Шибаргане), где, к удовольствию Марко, в изобилии водилась дичь и была превосходная охота. Из Сапургана караван направился к Балху, в северном Афганистане. Балх — один из старейших городов Азии, некогда столица Бактрианы. Хотя город сдался монгольскому завоевателю Чингисхану без сопротивления, завоеватель продал в рабство всю молодежь, а остальное население города перебил с неимоверной жестокостью. Балх был сметен с лица земли. Венецианцы увидели перед собой печальные развалины, хотя кое-кто из обитателей города, уцелевших от татарского меча, уже возвращался на старое место.
Именно в этом городе, как гласит легенда, Александр Македонский женился на Роксане, дочери персидского царя Дария.
Выйдя из Балха, путешественники в течение многих дней продвигались по землям, изобилующим дичью, фруктами, орехами, виноградом, солью, пшеницей. Покинув эти прекрасные места, венецианцы на несколько суток снова попали в пустыни и прибыли, наконец, в Бадахшан (Балашан), мусульманскую область по реке Оке (Амударье). Там они видели большие копи рубинов, называемых «балашами», месторождения сапфиров, ляпис-лазури — всем этим Бадахшан славился в течение столетий.
Караван задержался здесь на целый год или вследствие болезни Марко, или потому, что братья Поло решили пожить в чудесном климате Бадахшана, чтобы убедиться в полном выздоровлении юноши.
От Бадахшана путешественники, поднимаясь все выше, пошли по направлению к Памиру — вверх по течению реки Оке; проходили они и через Кашмирскую долину. Марко, на которого, несомненно, эти места произвели глубокое впечатление, утверждает, что здешние жители занимаются колдовством и черной магией. По мнению Марко, они могут заставить говорить идолов, изменять по своему желанию погоду, превращать темноту в солнечный свет и наоборот. Невзирая на распространенное мнение о жителях Кашмира как о мошенниках и обманщиках, Марко нашел, что тамошние женщины «хотя и черны, да хороши». Действительно, кашмирские женщины веками славились своей красотой по всей Индии, их всюду стремились брать в жены и наложницы.
Из Кашмира караван пошел на северо-восток и поднялся на Памир: проводники Марко уверяли, что это самое высокое место в мире. Марко отмечает, что во время его пребывания там воздух был так холоден, что нигде не видно было ни одной птицы. Рассказы многих древних китайских паломников, пересекавших Памир, подтверждают сообщение Марко, то же самое говорят и новейшие исследователи. У венецианца был острый глаз, а восхождение на крышу мира так врезалось ему в память, что когда он, почти тридцать лет спустя, диктовал свою книгу в далекой Генуе, он припомнил, как тускло горел на этой высоте разложенный путешественниками костер, как он светился другим, необычным цветом, насколько труднее обычного было там сварить пищу.
Спустившись с Памира по ущелью реки Гёз (Гёздарья — южный приток реки Кашгар), Поло вышли на широкие равнины Восточного Туркестана, ныне называемого Синьцзяном. Здесь то тянулись пустыни, то встречались богатые оазисы, орошаемые множеством рек, текущих с юга и запада.
Поло, прежде всего, побывали в Кашгаре — здешний климат показался Марко умеренным, природа, по его мнению, давала тут «все необходимое для жизни». Из Кашгара путь каравана лежал по-прежнему на северо-восток. Хотя Никколо и Маффео, вероятно, жили в Самарканде во время своего первого путешествия, у нас нет доказательств того, что здесь побывал Марко.
По ходу своего путешествия Поло описал древний город Хотан, где столетиями добывались изумруды. Но гораздо важнее была здесь торговля нефритом, который из века в век шел отсюда на китайский рынок. Путешественники могли наблюдать, как в руслах высохших рек рабочие откапывают куски драгоценного камня — так это делается там и по сию пору. Из Хотана нефрит везли через пустыни в Пекин и Шачжоу, здесь он шел на полированные изделия священного и несвященного характера. Жажда китайцев к нефриту ненасытна, ценнее нефрита для них ничего нет, они считают его квинтэссенцией, материальным воплощением силы ян — светлого мужского начала мироздания.
Покинув Хотан, Поло, останавливаясь на отдых у редких оазисов и колодцев, поехали по однообразной, покрытой барханами пустыне.
Караван продвигался по огромным пустынным пространствам, изредка натыкаясь на оазисы — тут жили татарские племена, мусульмане. Переход от одного оазиса к другому занимал несколько суток, надо было захватывать с собой побольше воды и пищи. В Лоне (современный Чарклык) путешественники стояли целую неделю, чтобы набраться сил для преодоления пустыни Гоби («гоби» по-монгольски и значит «пустыня»). На верблюдов и ослов был погружен большой запас продовольствия.
На тридцатый день пути караван пришел в Шачжоу («Песчаный округ»), находившийся на границе пустыни. Именно здесь впервые наблюдал Марко чисто китайские нравы и обычаи. Особенно поразили его в Шачжоу похоронные обряды — он подробно описывает, как мастерили гробы, как уложенного в гроб покойника держали в доме, как совершали приношения духу умершего, как сжигали бумажные изображения и так далее.
Из Ганьчжоу наши путешественники направились в город, который ныне носит название Ланьчжоу. По дороге Марко увидел яков: величина этих животных и их роль в хозяйстве произвела на него яркое впечатление. Ценный маленький мускусный олень (кабарга) — животное это водится в большом количестве там и поныне — так заинтересовал Марко Поло, что, возвращаясь на родину, он через тысячи миль провез с собой в Венецию «голову сушеную и ноги этого зверя».
И вот долгое путешествие через равнины, горы и пустыни Азии уже подходит к концу. Оно заняло три с половиной года: за это время Марко немало повидал и пережил, многому научился. Но это бесконечное путешествие, надо думать, надоело и Марко, и его старшим спутникам. Можно представить себе их радость, когда они увидели на горизонте конный отряд, посланный великим ханом, чтобы сопровождать венецианцев к ханскому двору. Начальник отряда сказал Поло, что им надо сделать еще «сорок дневных переходов» — он имел в виду путь до Шанду, летней резиденции хана, — и что конвой направлен для того, чтобы путешественники доехали в полной безопасности и явились прямо к Хубилаю. «Разве, — заявил начальник отряда, — благородные мессеры Пикколо и Маффео не являются полномочными послами хана к апостолу и не должны быть приняты соответственно их званию и положению?»
Остаток пути пролетел незаметно: на каждой остановке их ждал наилучший прием, к их услугам было все, что только требовалось. На сороковой день на горизонте появился Шанду, и вскоре измученный караван венецианцев входил в его высокие ворота.
Прием, оказанный путешественникам ханом Хубилаем, как это ни удивительно, Марко описал очень просто и сдержанно. Обычно он, не стесняясь, пространно расписывает пышность и блеск ханских приемов и пиров, шествий и празднеств. Венецианцы по прибытии в Шанду «отправились в главный дворец, где был великий хан, а с ним большое сборище баронов». Венецианцы опустились перед ханом на колени и поклонились ему до земли. Хубилай милостиво велел им встать и «принял их с честью, с весельями да с пиршествами».
Великий хан после официального приема долго разговаривал с братьями Поло, он хотел разузнать обо всех их приключениях, начиная с того дня, как они много лет назад уехали с ханского двора. Затем венецианцы представили ему подарки и письма, доверенные им папой Григорием (и двумя робкими монахами, повернувшими назад), а также вручили сосуд со святым маслом, взятым по просьбе хана от Гроба Господня в Иерусалиме и бережно хранимым при всех превратностях и опасностях долгого пути с берегов Средиземного моря. Марко был занесен в список придворных.
Юный венецианец очень скоро привлек к себе внимание Хубилая — это произошло благодаря уму и сообразительности Марко. Он заметил, как жадно воспринимал Хубилай всякие сведения о подвластных ему землях, об их населении, обычаях, богатствах; венецианец видел также, что хан не терпит, когда посол, выполнив все порученные дела, возвращается без каких-либо дополнительных сведений и наблюдений, добытых сверх инструкций. Хитро решив воспользоваться этим, Марко принялся собирать сведения, делая записи о каждом месте, в которое попадал, и всегда делясь своими наблюдениями с ханом.
Согласно утверждению самого Марко, великий хан решил испытать его в качестве посла и направил в отдаленный город Караджан (в провинции Юньнань) — город этот был так далеко от Ханбалыка, что Марко «едва обернулся за шесть месяцев». Юноша справился с задачей блестяще и доставил своему владыке множество весьма интересных сведений. Рассказы Марко зачаровали великого хана: «В глазах государя этот благородный юноша обладал скорее божественным разумом, нежели человеческим, и любовь государя возрастала, <…> пока государь и весь двор уже ни о чем не говорили с таким удивлением, как о мудрости благородного юноши».
Венецианец пробыл на службе у великого хана семнадцать лет. Марко нигде не раскрывает читателю, по каким именно делам направляли его в качестве доверенного лица хана Хубилая в течение долгих лет. Точно проследить его путешествия по Китаю невозможно.
Марко сообщает о народах и племенах Китая и соседних с ним стран, об удивительных взглядах тибетцев на мораль; он описал коренное население Юньнани и других провинций.
Очень интересна глава книги Марко, в которой он рассказывает о древнем обычае использования в качестве денег раковин каури, о крокодилах (Марко считал их змеями о двух ногах) и способах их ловли. Он рассказывает и об обычае юньнаньцев: если у них в доме останавливался красивый или знатный незнакомец или любой человек «с доброй славой, влиянием и весом», ночью его отравляли или умерщвляли иным способом. «Они убивали его не с тем, чтобы ограбить его деньги, и не из ненависти к нему», а для того, чтобы его душа оставалась в доме, где он был убит, и приносила счастье. Чем красивее и знатнее убитый, считали юньнаньцы, тем счастливее будет дом, в котором осталась его душа.
В награду за преданность и в знак признания его административных способностей и знания страны Хубилай назначил Марко правителем города Янчжоу, в провинции Цзянсу, на Великом канале, близ его соединения с Янцзы.
Учтя торговое значение Янчжоу и то обстоятельство, что Марко жил в нем долгий срок, нельзя не удивляться, что путешественник посвятил ему одну коротенькую главу. Заявив, что «господин Марко Поло, тот самый, о ком говорится в этой книге, три года управлял этим городом» (приблизительно с 1284 по 1287 год), автор скупо замечает, что «народ тут торговый и промышленный», что особенно много делают здесь оружия и доспехов.
Венецианцы пользовались покровительством и великими милостями Хубилая, на службе у него они приобрели и богатство и власть. Но ханское благоволение вызывало по отношению к ним зависть и ненависть Врагов при дворе Хубилая у венецианцев делалось все больше и больше. Они боялись того дня, когда хан умрет. Стоило их могущественному покровителю «вознестись вверх» на драконе, как они оказались бы перед лицом врагов безоружными, а их богатства почти неизбежно обрекли бы их на гибель.
И они засобирались в путь. Однако хан сначала не хотел отпускать венецианцев.
Хубилай призвал к себе Марко вместе с его отцом и дядей, говорил им о своей великой любви к ним и просил, чтобы они обещали, побывав в христианской стране и у себя дома, вернуться к нему. Он приказал дать им золотую Дощечку с повелениями, чтобы по всей его земле им не чинилось задержек и всюду давалось продовольствие, он приказал снабдить их для безопасности провожатыми, а также уполномочил их быть его послами к папе, французскому и испанскому королям и к другим христианским владетелям.
Великий хан приказал снарядить в плавание четырнадцать судов Суда, вероятно, стояли в Зайтоне (Цюаньчжоу), на них было по четыре мачты и столько парусов, что Марко дивился, как дивились и все средневековые путешественники, попадавшие на Дальний Восток.
Пробыв много лет на службе у Хубилая, венецианцы вернулись на родину морем — вокруг Южной Азии и через Иран. Они сопровождали по поручению великого хана двух царевен — китайскую и монгольскую, которых выдавали замуж за ильхана (монгольского правителя Ирана) и его наследника, в столицу ильханов Тебриз. В 1292 году китайская флотилия двинулась от Зейтуна на юго-запад, через Чипское (Южно-Китайское) море Марко во время этого перехода услышал об Индонезии — о «7448 островах», разбросанных в Чинском море, но побывал он только на Суматре, где путешественники прожили пять месяцев. От Суматры флотилия перешла к острову Шри-Ланка мимо Никобарских и Андаманских островов. Шри-Ланку (как и Яву) Марко неправильно причисляет к «самым большим на свете» островам, но правдиво описывает быт шриланкийцев, месторождения драгоценных камней и прославленные жемчужные ловли в Полкском проливе. От Шри-Ланки корабли прошли вдоль Западной Индии и Южного Ирана, через Ормузский пролив в Персидский залив.
Марко рассказывает также об африканских странах, прилегающих к Индийскому океану, которые он, по всей видимости, не посещал: о великой стране Абасии (Абиссинии, т. е. Эфиопии), о расположенных близ экватора и в южном полушарии островах «Зангибар» и «Мадейгаскар». Но он смешивает Занзибар с Мадагаскаром, а оба острова — с приморской областью Восточной Африки и потому дает о них много неверных сведений. Все же Марко был первым европейцем, сообщившим о Мадагаскаре. После трехлетнего плавания венецианцы доставили царевен в Иран (около 1294), а в 1295 году прибыли домой. По некоторым данным, Марко участвовал в войне с Генуей и около 1297 года во время морского боя попал в плен к генуэзцам. В тюрьме в 1298 году он продиктовал «Книгу», а в 1299 году был освобожден и вернулся на родину. Почти все сведения, приводимые биографами о его последующей жизни в Венеции, основаны на позднейших источниках, из которых иные относятся даже к XVI веку. Документов же XIV века о самом Марко и его семье до нашего времени дошло очень мало. Доказано, однако, что он доживал свой век как состоятельный, но далеко не богатый венецианский гражданин. Умер он в 1324 году.
Подавляющее большинство биографов и комментаторов полагает, что Марко Поло действительно совершил те путешествия, о которых он говорит в своей «Книге». Однако до сих пор остается немало загадок.
Как мог он во время своих путешествий «не заметить» грандиознейшего в мире оборонительного сооружения — Великой Китайской стены? Почему Поло, столько лет живший в северной столице Китая и побывавший во многих китайских городах, видевший, следовательно, многих китайских женщин, ни звуком не обмолвился о распространенном уже тогда среди китаянок обычае уродовать ступни ног? Почему Поло нигде не упоминает о таком важном и характерном для Китая продукте массового потребления, как чай? А ведь именно в связи с такими пробелами «Книги» и с тем, что Марко, несомненно, не знал ни китайского языка, ни китайской географической номенклатуры (за малыми исключениями), некоторые наиболее скептические историки в первой половине XIX века предположили, будто Марко Поло никогда не бывал в Китае.
В XIV-XV веках «Книга» Марко Поло служила одним из руководств для картографов. Очень большую роль «Книга» Марко Поло сыграла в истории великих открытий Мало того, что организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков пользовались картами, составленными под сильным влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся космографов и мореплавателей, в том числе для Колумба. «Книга» Марко Поло принадлежит к числу редких средневековых сочинений — литературных произведений и научных трудов, которые читаются и перечитываются в настоящее время. Она вошла в золотой фонд мировой литературы, переведена на многие языки, издается и переиздается во многих странах мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Марко Поло о России — Любовь к жизни — LiveJournal
В последнее время все чаще приходится читать бред о том, что никакой России аж до XVIII века не существовало, а само это слово будто бы придумал Петр I. А также о том, что «дикая мордовская Московия» не имеет никакого отношения к настоящей Руси (те есть, Киевской, хотя любому более менее образованному человеку известно, что сам термин «Киевская Русь» является искуственной конструкцией, предложенной русскими историками XIX века).Разумеется, весь этот бред имеет ровно такую же научную ценность, как и утверждения о древних украх, выкопавших Черное море десятки тысяч лет назад.
Тем, кто привык доверять не всяческим бредовым измышлениям, а историческим источникам, предлагаю небольшой отрывок из знаменитой книги венецианского купца МАРКО ПОЛО (1254 — 1324), совершившего между 1276 и 1291 годами грандиозное для того времени путешествие на Восток.
После того как вы прочитаете текст исторического источника, рекомендую ознакомиться с некоторыми примечаниями и моими комментариями к нему.
МАРКО ПОЛО
«КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА»
ГЛАВА CCXVIII
Здесь описывается Росия и ее жители (1)
Росия — большая страна на севере. (2) Живут тут христиане греческого исповедания. Тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры. На границе тут много трудных проходов и крепостей. Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай, ему они платят дань, и никому больше. (3) Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра. (4)
О другом чем нечего тут говорить, а потому пойдем из Росии и расскажем вам о Великом море, что кругом этих областей, и тамошних жителях, начнем прежде всего с Константинополя. (5)
Но расскажу вам прежде всего об области, что к северу и к северо-западу. В этой стране, скажу вам, есть область Лак, граничит она с Росией, тут есть царь, а жители христиане и сарацины. (6) Много тут хороших мехов; купцы вывозят их в разные стороны. Жители занимаются торговлею и ремеслами. О другом чем тут нечего говорить, а потому пойдем отсюда и расскажем о другом.
Хочу сказать о Росии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света. От Росии, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, то можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить. (7)
Оставим это и расскажем о большом море. Много тут было, по правде, купцов и других людей, а еще больше людей не знают этой страны; для них и следует ее описать, что мы и сделаем; сперва начнем с начала, с константинопольских проливов.
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
1. Глава CCXVIII из книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира» приведена здесь полностью, без каких-либо сокращений, чтобы ни у кого не возникло повода обвинить меня в выдергивании подходящих цитат, чем очень часто грешат извратители истории.
Цитируется по самому последнему изданию: Марко Поло. Книга о разнообразии мира. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. — С. 266 — 267.
2 — 3. Заметьте, что Марко Поло называет страну «Росией» уже в конце XIII века. И располагает он её на севере (!).
Под царем Запада Тактактаем имеется в виду золотоордынский хан Гийас ад-Дин Токту (он же Токтай, Тотай или Тохта) из династии Бату-хана (Батыя), сын Менгу-Тимура, правивший в Сарае с 1290 по 1312 г. «Царем Запада» Марко Поло называет его для того, чтобы отличить от «восточных царей» правивших в Карокоруме.
То, что венецианский купец утверждает о незначительности дани, которую русские княжества платили золотоордынским ханам, отнюдь не является противоречием. Размер ордынского выхода после переписи населения «улуса Джучи» в 1257 — 1259 годах, составлял только 10% от ежегодного дохода данников (в средневековой Европе налоги в пользу пусть и своих правителей были гораздо больше).
При этом, отметим, что большая часть территории, которая теперь называется Украиной, дани Орде в это время вообще не платила, поскольку в состав улуса Джучи (Золотой Орды) не вошла, а была включена в состав Литовско-Русского княжества. Так что, Марко Поло совершенно очевидно пишет не о «Киевской Руси», когда упоминает «страну Росию».
4. Про богатство «Росии» мехами вполне понятно (какие уж там горностаи в причерноморских степях), а вот насчет «множества серебряных руд», понятно не очень. Даже в XVI — XVII веке для чеканки серебряной монеты России приходилось импортировать серебро из Западной Европы (богемские иохимсталлеры, превратившиеся в русские «ефимки» и, кстати, говоря, в американские доллары).
Откуда Марко Поло взял, что русские «добывают много серебра», можно только предполагать. Возможно, что к этой мысли его привело то, что дань Орде платилась именно серебром? Других вариантов у меня нет.
Впрочем, западные русские княжества — Черниговское, Киевское, Переяславское, Галицкое и т д. — серебряных рудников тоже не имели.
6. «Область Лак», которая граничит с «Росией», это ни что иное как Валахия. То есть, Марко Поло считает, что и Галицкое княжество — это Россия.
7. Совершенно очевидно, что под «морем-океаном» Марко Поло имеет в виду Северный Ледовитый океан. А то, что от «Росии», которую он описывает, «до Норвегии путь недолог», лишний раз подтверждает, что «Росия» Марко Поло — это русские княжества прежде всего северо-восточной Руси, а также Новгородской боярской республики, но уж совершенно точно не Украина.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.