Нуса Пенида как Добраться с Бали
Остров Нуса Пенида. Как добраться
Для начала вам нужно добраться на Бали, в столицу острова — город Денпасар. Наиболее удобные варианты перелета обычно через Бангкок, Куала Лумпур, Сингапур или через арабские страны авиакомпаниями Qatar Airlines, Etihad, Emirates.
Для поиска билетов можно воспользоваться любым поисковиком, например, aviasales.ru.
Далее у вас есть 3 варианта как добраться до Нуса Пенида с Бали, описанные ниже.
Как добраться до Нуса Пениды из Санура
Наиболее простой и удобный способ доехать с Бали на Нуса Пенида — это спидботы из города Sanur, расположенного всего в получасе езды от аэропорта. Дорога на спидботе до острова займет 30-40 минут.
В Сануре пирс находится здесь. Оттуда же уходят спидботы на Nusa Lembongan, их гораздо больше и ходят чаще. Важно не перепутать.
Сразу при входе на пляж есть офис, в котором продают билеты на рейсы всех компаний. Это перекупщики, которые добавляют к стоимости свою комиссию. Чтобы купить билет напрямую у перевозчика, нужно пройти дальше налево по пляжу, где у каждой компании стоят отдельные палатки.
Есть несколько компаний, приходящих на разные пирсы на Нуса Пениде на участке побережья Sampalan-Toyapakeh. Мы советуем бронировать билет по телефону накануне и приезжать на пирс за полчаса до отправления (в выходные и праздничные дни бывает большой поток туристов и тогда все билеты могут быть распроданы).
Ниже список транспортных компаний, расписание и стоимость. Большинство лодок приходят в деревушку Toyapakeh за исключением Mola-Mola Express и Idola — эти компании прибывают в Sampalan.
Angel’s Billabong Fast Cruise
Стоимость: 150 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0813-3867-7966, 0812-8050-0000. Телефон на Нуса Пениде: 0821-4404-8323.
Санур — Нуса Пенида: 07:00, 07:30, 09:00, 12:00, 14:00, 16:30, 17:30
Нуса Пенида — Санур: 06:45, 08:00, 09:00, 13:00, 15:30, 16:30, 17:00
Semabu Hills Fast Cruises
Стоимость: 150 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 082-144-975-411. Телефон на Нуса Пениде: 081-237-367-666.
Санур — Нуса Пенида: 07:15, 13:00
Нуса Пенида — Санур: 09:00, 17:00
Maruti Express
Стоимость: 175 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0812-3831-639, 0813-3875-4848. Телефон на Нуса Пениде: 0823-4022-8883.
Санур — Нуса Пенида: 07:30, 08:30, 10:00, 16:00
Нуса Пенида — Санур: 07:30, 09:00, 15:00, 16:30
Dwi Manunggal
Cтоимость: 175 000 IDR из Санура, 125 000 IDR с Нуса Пениды.
Телефон в Сануре: 0821-4704-8099. Телефон на Нуса Пениде: 0821-4625-1153, 0852-3890-4986
Санур — Нуса Пенида: 08:00, 11:00, 15:30, 17:45
Нуса Пенида — Санур: 07:00, 09:00, 14:30, 17:00
El Rey Junior
Cтоимость: 175 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0823-3971-5433, 0361-4491372. Телефон на Нуса Пениде: 0813-3761-8249
Санур — Нуса Пенида: 08:00, 10:45, 15:00
Нуса Пенида — Санур: 09:15, 02:15, 17:00
Sri Rejeki Express
Стоимость: 150 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0821-4698-5330, 0813-3950-3630. Телефон на Нуса Пениде: 0823-5915-1949
Санур – Нуса Пенида: 08:30, 13:00
Нуса Пенида – Санур: 10:00, 16:30
Crown Fast Cruises
Стоимость: IDR 400.000 в одну сторону, IDR 600.000 туда/обратно. Стоимость включает трансфер по Бали и по Нуса Пениде.
Телефон в Сануре: 0812-4631-3507. Телефон на Нуса Пениде: 0813-3757-4445, 0858-5705-0533.
Санур — Нуса Пенида: 08:15, 11:15, 15:15
Нуса Пенида — Санур: 09:45, 13:45, 16:45
Ray Fish Fast Cruises
Стоимость: 150 000 IDR в одну сторону.
Телефон и WA: +6281 337 574 445.
Санур — Нуса Пенида: 07:45, 10:45, 15:00
Нуса Пенида — Санур: 09:00, 13:30, 17:00
Mola-Mola Express
Стоимость: 125 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0813-3744-2555. Телефон на Нуса Пениде: 0813-3744-3000.
Санур — Нуса Пенида: 08:30, 17:00
Нуса Пенида — Санур: 07:30, 16:00
Idola
Стоимость: 125 000 IDR в одну сторону.
Телефон в Сануре: 0878-6225-1814. Телефон на Нуса Пениде: 0878-6225-1815.
Санур — Нуса Пенида: 08:15, 10:30, 17:00
Нуса Пенида — Санур: 07:00, 13:00, 17:00
Как добраться до Нуса Пениды из Padangbai
Другой вариант как доехать до Нуса Пениды — на большом пароме из Padangbai. Он подходит тем, кто хочет приехать на остров со своим транспортом.
Мы рекомендуем этот способ, только если вы едете на Нуса Пениду на несколько дней, вам принципиально ехать на своем транспорте и вы готовы потратить полдня на дорогу.
Стоимость: 31 000 IDR — за человека, 50 000 IDR за мотоцикл, около 300 000 IDR за машину.
Сначала нужно отдельно в кассе купить билеты на людей, а потом при проезде через турникеты оплатить транспорт.
Отправление из Padangbai в 11:00. Отправление с Нуса Пениды в 08:00. В пути чуть более часа.
Внимание! Расписание парома может быть очень плавающим и изменчивым, поэтому лучше приезжать не менее, чем за час до отправления. На автомобиле не менее, чем за 3 часа, чтобы занять очередь. И даже при этом вы можете прождать парома один час, а можете четыре. К этому надо быть готовым заранее.
Как добраться до Нуса Пениды из Kusamba
Для тех, кто направляется на Нуса Пениду с востока Бали или из Убуда, удобнее и ближе ехать через соседние деревни Kusamba и Tribuana, расположенные недалеко от Padanbai. Это наиболее быстрый и дешевый способ добраться до Нуса Пениды с Бали на спидботе. В пути всего 20 минут.
Sekar Jaya
Стоимость: 100 000 IDR.
Телефон в Кусамбе: 0852-0555-2276. Телефон на Нуса Пениде — 0857-3829-7015.
Кусамба — Нуса Пенида: 07:30, 12:30, 15:30
Нуса Пенида — Кусамба: 07:00, 11:45, 15:00
Пирс на Нуса Пениде расположен в Sampalan.
Gangga Express
Стоимость: 75 000 IDR.
На Нуса Пениде у компании два пирса — в Sampalan и Buyuk и у них разное расписание.
Телефон в Tribuana: 0819-3626-1294.
Телефон в Sampalan на Нуса Пениде: 0818-0546-4622, 0812-3666-2476.
Телефон в Buyuk на Нуса Пениде: 0853-3854-4577.
Tribuana — Sampalan: 06:30, 07:00, 07:30, 08:00, 12:00, 13:00, 14:30, 15:45
Sampalan — Tribuana: 06:30, 07:00, 07:30, 12:30, 13:00, 14:15, 16:00
Tribuana — Buyuk: 08:30, 15:45
Buyuk — Tribuana: 07:00, 12:30
Как добраться до Нуса Пениды с островов Гили.
Есть 2 варианта, как добраться с островов Гили до Нуса Пениды:
1. Дешевый и медленный: с Гили на маленькой лодке до Ломбока, с Ломбока на Бали в Падангбай на пароме (~5 часов), из Падангбая на пароме на Нуса Пениду.
2. Быстрый и более дорогой: на спидботе. Несколько компаний осуществляют рейсы Гили — Нуса Пенида, но большинство из них так же идут через Падангбай.
Golden Queen Fast Boat
Компания Golden Queen имеет 2 опции: у них есть прямые рейсы с островов Гили на Нуса Пениду или, когда пассажиров недостаточно, спидбот также идет через Бали. Узнать точный маршрут можно на кануне. Но в любом случае, это самый быстрый вариант. Если это прямой рейс, то спидбот идёт с Нуса Пениды на Гили Траванган, затем на Гили Эйр, затем на Ломбок и обратно на Нуса Пениду.
Нуса Пенида — Гили: 10:00
Гили Траванган — Нуса Пенида: 12:30
Билет можно забронировать на gilitransfers.com за 400.000 IDR.
Как добраться до Нуса Пениды с Лембонгана
Вы можете легко добраться на Нуса Пениду с Лембонгана, если решили посетить этот соседний остров.
Лодки курсируют между островами регулярно. Место отправления — желтый мост между Лембонганом и Ченинганом.
Стоимость: 60 000 IDR.
От любого из пирсов добраться до школы будет стоить 20-30 тыс. рупий на мототакси или 100 000 IDR на машине. Время в пути 5-10 минут.
Ориентир для таксистов — Jero Rawa Homestay и Ring Sameton Hotel.
Также вы можете взять мотобайк в аренду прямо на пирсе. Стоимость аренды — IDR 70.000 в день.
До встречи на Нуса Пениде!
Добраться до Нуса-Пениды | Лучший блог о самостоятельных путешес
До Нуса-Пениды можно добраться из нескольких портов Бали только по воде, преодолев пролив Бадунг. Всего этих портов шесть:
- Паданг Бай (Padang Bai)
- Кусамба (Kusamba)
- Трибуана (Tribuana)
- Беноа Харбор (Benoa Harbour)
- Санур (Sanur)
- Нуса Лембонган (Nusa Lembongan)
На Нуса-Пениде же портов всего три:
- Сампалан (Sampalan)
- Буюк (Buyuk)
- Туяпаке (Tuyapake)
Расскажу подробнее о каждом.
Паданг Бай (Padang Bai)
Существует два способа добраться из порта Паданг Бай до Пениды.
- Общественным паромом:
Порт прибытия: Сампалан
Цена: 31 000 рупий (2.30$)
Провоз байка: 50 000 рупий (3.70$)
Провоз автомобиля: 300 000 рупий (22.20$)
Время в пути: около 60 минут
Отправление из Паданг Бай: 11:00
Отправление из Сампалана: 08:00
Билеты приобретайте в течение 1 часа до отправления. Время отправления может незначительно меняться, так что лучше приехать и купить билет заранее.
- Скоростной лодкой:
Порт прибытия: Сампалан
Цена: 75 000 рупий (5.55$)
Время в пути: 20-30 минут
Отправление из Паданг Бай: ежедневно с 06:30 утра, по мере наполнения лодок
Билеты на лодку можно приобрести в кассе у пляжа. Четкого расписания отправлений нет – лодки отходят по фактической заполненности (около 20 человек за один рейс). Скоростная лодка доставит вас на Нуса-Пениду быстрее в 2-2,5 раза, чем паром. Но есть и свой минус — придется сидеть всю дорогу, в отличие от парома, где во время поездки можно гулять по палубе. К тому же, на лодках невозможно провезти ни автомобиль, ни байк.
Кусамба (Kusamba)
Кусамба – небольшой пляж на юго-востоке Бали, вблизи города Семарапура. Здесь нет порта. Поэтому крупные суда вроде паромов в Кусамбе не встретить. Единственным способом добраться отсюда до Нуса-Пениды – это небольшие скоростные лодки.
Вот основная информация о маршруте:
Порт прибытия: Сампалан
Цена: 100 000 рупий (7.40$) в один конец.
Время в пути: 20-30 минут.
Отправление из Кусамбы: 07:30, 12:30, 15:30
Отправление из Сампалана: 07:00, 11:45, 15:00
Трибуана (Tribuana)
Здесь возможны два варианта:
- Скоростная лодка
Порт прибытия: Сампалан, Буюк
Цена: 75 000 рупий (5.55$) в один конец
Время в пути: 30 минут
Отправление из Трибуаны в Сампалан: 06:30, 07:00, 07:30, 08:00, 12:00, 13:00, 14:30, 15:45
Отправление из Сампалана в Трибуану: 06:30, 07:00, 07:30, 12:30, 13:00, 14:15, 16:00
Отправление из Трибуаны в Буюк: 08:30, 15:45
Отправление из Буюка в Трибулану: 07:00, 12:30
2. Общественная лодка
Цена: 45 000 рупий (3.33$)
Время в пути: 45 минут
Маршрут: Сампалан – Трибуана (в одну сторону)
Отправление: 06:00
Беноа Харбор (Benoa Harbour)
Порт находится между основной частью Бали и полуостровом Букит. Отсюда доступны ежедневные туристические прогулки к огромному понтону на северо-западном берегу Нуса-Пениды. Поездка на комфортабельном круизном корабле включает в себя развлекательную программу с водными видами спорта.
Цена билета: 570 тысяч рупий (42$)
Время в пути: 45 минут
Отправление: 09:00
Отплытие обратно: 16:00
Санур (Sanur)
В Сануре порта нет, но благодаря высокой популярности морских круизов, здесь есть сразу несколько вариантов отправления до Нуса-Пениды практически в любое удобное время. На пляже работает ряд операторов, которые осуществляют перевозки на скоростных лодках.
Три способа добраться до Нуса-Пениды из Санура:
Санур – Сампалан (самый дешевый)
Отправление из Санура в 7:30 и 16:30
Отправление из Сампалана в 08:30 и 15:30.
Цена для туристов: 125 000 рупий (9.25$).
Санур – Буюк
Отправление из Санура в 08:00, 11:00, 14:00 и 16:30
Отправление из Буюка в 08:00, 12:30 и 16:00.
Цена: 300 000 рупий (22.20$) за билет в обе стороны на любое время / 150 000 рупий (11.10$) в одну сторону
Санур – Туяпаке
Отправление из Санура в 07:00, 09:10, 14:00, 16:30
Отправление из Туяпаке в 07:00, 07:30, 13:00, 15:30
Цена: 150 000 рупий (11.10$)
Нуса Лембонган (Nusa Lembongan)
Если вы запланировали путешествие по всем островам юго-востока Бали, удобнее будет добраться в первую очередь на более оживленный Лембонган. Сюда постоянно ходит водный транспорт практически изо всех уголков Бали.
А от Лембонгана до Нуса-Пениды можно добраться двумя способами:
- На общественной лодке:
Они ходят по утрам из деревни Джунгут Бату (Jungut Batu), билет стоит 50 000 рупий (3.70$).
- На частной лодке:
Можно договориться с местными жителями об аренде, но придется поторговаться. Ориентируйтесь на стоимость около 250 000 рупий (18.50$). Главное преимущество чартерной лодки – у вас юудет возможность уплыть практически из любой части острова.
Билет до Нуса Пенида и обратно до Бали с трансфером
Расписание лодок
Лодки к островам Нуса Пенида компанией Maruti отправляются из порта Санур в 07:30, 08:30, 10:00 и 16:00.
Обратно, с острова Нуса Пенида, лодки отправляются в 07:30, 09:00, 15:00 и 16:30.
Как это будет
Утренний трансфер
Ко времени встречи в ваш отель/виллу приедет водитель транспортной компании Maruti и вы отправитесь в порт Санура, ждать машину необходимо на ресепшене вашего отеля или около виллы.
Дорога на остров Нуса Пенида
В порту вам необходимо найти офис компании Maruti.
После того как вы зарегистрировались на рейс, сохраните свой билет в надежном месте, так как этот билет вам понадобится для регистрации на обратном пути. Оплата наличными происходит в порту офиса компании Maruti, если вы оплатили заранее, то вам нужно только зарегистрироваться на рейс. Дорогу до порта вам покажет сотрудник компании Maruti.
Путь до острова Нуса Пенида займет около 40-50 минут.
Обратная дорога
Чтобы зарегистрироваться на рейс с острова Нуса Пенида до острова Бали вам необходимо за 30 минут до времени отправления лодки подойти к причалу. В зале ожидания причала расположен офис компании Maruti, покажите ваш билет и вас зарегистрируют на рейс.
Если вы заказали трансфер с острова Бали до отеля/виллы, то по прибытии вас встретит водитель и вместе с ним вы пройдете на парковку, где вас посадят в машину в соответствии с вашим районом.
Обратный трансфер всегда более сложный в плане организации, наберитесь терпения, обратный путь может занять около 1-2 часов, время в пути зависит от пробок на дорогах, задержек лодок и отдаленности вашего отеля.
Важно:
В порту Санура на острове Бали нет пристани, поэтому лодки причаливают в песок пляжа. Также из-за сильного отлива на острове Нуса Пенида лодки не всегда могут подойти к пристани и посадка на лодку может быть с воды. Мы рекомендуем взять коралловые тапочки для комфортной посадки или спуска с лодки.
Как добраться на Нуса Пенида из Бали на пароме с байком
Самый дешевый способ добраться до острова Нуса Пенида с Бали — это паром. Более того только на пароме можно отправится на остров со своим байком. В нашем случае паром — идеальный вариант. Я слышал истории, что кто-то договаривался с местными и они заносили байки, на руках, на скоростные катера. Но как по мне это лишний риск и более накладно.
Отправляемся в поселок(или городок) Паданг Бэй, который находится на восточном побережье острова Бали (Manggis, Karangasem Regency, Bali 80871, Индонезия). https://goo.gl/maps/MuqGfo9ee712 Именно там находится паромная переправа. Отсюда можно уплыть на Нуса Пенида (1 паром в день, месяц февраль) или на остров Ломбок (паромы отплывают каждый час) Время отплытия парома разнится. Местные говорят что он может отплыть в промежутке 12:00 — 14:00. Приезжать советуют к 10:00. Видимо он уходит в зависимости от заполнения, точно не знаем. Мы успели заскочить в последние 10 минут перед отплытием в 14:00. (к примеру когда мы отплывали на остров Ломбок, а это был выходной день, паром на Нуса Пенида был полон уже в 12:15 и готовился к отплытию)
Перед пропускным пунктом и по пути к паромной переправе вас попытаются перехватить местные «зазывалы» чтобы усадить на спидбот или втюхать свои услуги. Я отвечал каждому, что нам нужно именно на паром так как мы с байком, и они отставали. Впринципе можете их просто игнорировать.
Теперь подробнее о том, что нужно чтобы пропустили на паром без проблем. Перед переправой стоит пропускной пункт с полицией. Они проверяют наличие водительских прав категории «А» международного образца, это такая книжечка с несколькими страницами. И проверяют документы на байк. Это должны быть оригиналы, иначе могут быть проблемы, о проблемах чуть дальше. Иностранцы так же имеют с собой чек или договор на аренду(но его не попросили) Иногда может стоять только один полицейский и не придраться вообще. В нашем случае их было несколько, но один в штатском хорошо говорил по английски и общался с нами.
Итак, мы провели ночь в Паданг Бэй, чтобы утром, без спешки спокойно попасть на паром. Но утром, на пропускном пункте начались проблемки. Полицейские придрались к документам на байк. Это были, то-ли бумажные копии, то-ли не копии, а оригиналы, но в другом виде. В общем они показали пример того как должны выглядеть «правильные» документы и решили не пускать нас с нашими бумажными документами. Они предложили вернуться в офис проката, для обмена байка, либо — «you can give some money». Поскольку дальше мы планировали ещё переезды на остров Ломбок, стало понятно, что с подобными проблемами Мы можем ещё столкнуться и не один раз. Было решено вернуться в Убуд (где мы и арендовали байк на длительный срок) обменять байк на тот, у которого будет всё в порядке с документами. (но к примеру когда мы через этот же пост проезжали на паром до острова Ломбок, стоял только один полицейский, который даже не остановил нас, а просто кивнул головой)
Поскольку мы не рассчитывали успеть на паром в этот же день, мы оставили вещи в том же гестхаусе, в котором мы провели ночь, и поехали в Убуд. Хозяйка проката без проблем обменяла байк, удивилась, что нас не пустили и придирались к документам. Мы остались пообедать в Убуде, а на обратном пути в Паданг Бэй я решил просто заехать на пропускной пункт, чтобы удостовериться, что с новыми документами нас точно пропустят. «Да, всё Окей, вы можете проезжать». Время 13:50, как, паром ещё не ушел? «Нет, через 10 минут». Я быстро возвращаюсь в гестхаус, забираю вещи(хозяйка геста огорчилась, что мы все же уплываем), мы покупаем билеты и на последних минутах залетаем на паром. Чудо, мы не рассчитывали успеть. Поскольку мы заезжали на паром на последних минутах, нам не пришлось ждать посадки «на берегу». На этой паромной переправе очень не удобно долго ожидать посадки, так как нет удобных мест для ожидания, особенно если вы на байке. Учтите, что если придется несколько часов ожидать посадку, то возможно это будет несколько дискомфортно.
Стоимость билета для проезда на пароме: пассажир — 30000 рупий, мотобайк — 50000 рупий. Билеты за пассажиров приобретаются отдельно в кассе, в главном здании, за байк оплачивается при проезде через шлагбаум, непосредственно перед паромом, не путать с пропускным пунктом где сидит полицейский. Итого Мы заплатили 110000 рупий за двоих с одним байком. Это самый дешевый способ добраться на остров со своим байком. Время в пути — час. Но ещё почти час мы ждали у острова когда освободится причал. Итого 2часа. На Нуса Пенида Мы убедились в правильности решения добираться с байком. Мы смогли сразу же отправиться на поиски гестхауса. Это очень удобно. Есть общественная лодка которая курсирует с Бали на Нуса-Пенида. Цены на нее тоже очень выгодные, но мы не рассматривали такой вариант, так как нам необходимо было добираться со своим байком.
Возвращаться с Нуса Пенида на Бали аналогично. Время отплытия парома — 9:30 (по факту это время посадки и заезда транспорта). Мы приехали за час, купили билеты и ждали когда начнется загрузка на паром. Единственный минус острова Нуса Пенида, это ужасные раздолбанные отрезки дорог в некоторых направлениях к красивым местам. Если не уверены в своем опыте вождения байка по разбитым дорогам, на острове можно заказать тур на автомобиле.
фото, пляжи, отели, как добраться
Если вам наскучил отдых на Бали, самое время отправится на близлежащие острова. Одним из таких является остров Нуса Пенида. Несмотря на то, что его туристическое развитие началось не так давно, он уже способен предоставить отличные условия для отдыха. Здесь царит спокойная атмосфера, хорошо развита инфраструктура, есть гостиницы, в которых можно задержаться на пару-тройку дней. На острове имеются все возможности, как для пляжного, так и для экскурсионного отдыха.
Общая характеристика
Нуса Пенида — самый крупный остров у берегов Бали. Вместе с Нуса Ченинган и Нуса Лембонган формируют островную группу, которая считается хорошим местом для уединенного отдыха.
Долгое время на Нуса Пенида был установлен запрет на развитие туристического бизнеса, в результате чего местная инфраструктура немного отстает. На сегодняшний день остров вряд ли подойдет для продолжительного отдыха, большая часть туристов задерживается здесь всего на несколько дней. На Нуса Пенида ощутим дефицит пресной воды и продуктов питания, практически вся провизия доставляется с Бали.
Рельеф острова формирует три плато. На севере находится низменность, именно здесь представлена основная инфраструктура: гостиницы, магазины, местные населенные пункты. В центральной части – второе плато, высоты здесь достигают уже 450 метров. А третье плато представляет собой каскад из холмов с максимальной высотой 524 метра.
От Бали Нуса Пенида отдален на 12 километров, он имеет размеры 19×14 километров, общая площадь 202,84 км2. В пределах острова проживает около 50 тысяч местных жителей. Он является отличным местом для спокойного и уединенного времяпровождения.
Остров славится своим богатым природным потенциалом, старинными храмами, великолепными пещерами. Инфраструктура развита на среднем уровне. Здесь сосредоточено достаточное количество гостиниц, магазинов, пунктов общественного питания. Но, к сожалению, ночные заведения, банки и торговые центры отсутствуют полностью. Если вам потребуются наличные деньги, то можно воспользоваться местным банкоматом, однако их количество так же минимально.
Что касается стоимости продуктов, то они на Насу Пенида немного ниже, чем на Бали, так как цены больше рассчитана на местное население. Овощи и фрукты можно приобрести на небольших рынках.
Практически все местное население занято в развитии сельского хозяйства и выращивании водорослей. Второй вид деятельности активно представлен на севере и северо-востоке – места, где сильно ощутимы приливы и отливы. Водоросли активно используют в пищевой промышленности и косметологии. Большая часть сырья идет на экспорт в Японию и Европу. Глобальные изменения климата могут негативно сказаться на сельскохозяйственной деятельности островитян, что в свою очередь спровоцирует отток населения на соседний Бали.
Если вы решили отдохнуть на данном острове, то обратите внимание на следующие рекомендации:
- В банкоматах острова установлено ограничение на снятие наличных. В день вы можете получить не более 185$, плюс ко всему деньги не всегда бывают загружены в нужном количестве, поэтому позаботьтесь о необходимой сумме на Бали.
- Большая часть недорогих супермаркетов расположена в Сампалане.
- Местные кафе функционируют во всех населенных пунктах, однако выбор блюд у них не настолько велик, как на Бали.
- В утреннее время в некоторых деревнях работают рынки, на которых всегда можно приобрести свежие фрукты и овощи.
- Только в единичных случаях население разговаривает на английском, поэтому будьте готовы к тому, что на многие вопросы вы не получите ответы.
Лучшие пляжи
Самым известным и узнаваемым пляжем острова считается Crystal Bay. Это своеобразная местная достопримечательность, расположенная в северо-западной части Нуса Пениды. Прибрежную линию формирует чистейший песок, который великолепно сочетается с лазурными водами океана. За счет сильных течений сюда попадает большое количество планктона, он в свою очередь привлекает разных подводных жителей. Самым ярким представителем фауны считается рыба мола-мола. Пляж никогда не остается пустым, именно здесь сосредоточена большая часть магазинчиков. Расположен Crystal Bay рядом с деревушкой Сакти.
Южнее Crystal Bay находится еще два удивительных пляжа — Broken Beach и Angel’s Billabong. Здесь нет каких-либо достопримечательностей или храмовых комплексов, зато природа поражает своей красотой и девственностью. Здесь представлен богатейший подводный мир, а закаты поразят даже бывалых путешественников.
В южной части Нуса Пенида расположен лесистый пляж Тембелинг. Это одна из немногих территорий острова, где до сих пор сохранились девственные тропические леса. Чтобы попасть на пляж, необходимо пройти через небольшую пещеру, в пределах которой расположен храм. Посещение Тембелинга платное, за вход придется заплатить 10 тысяч рупий. Холмистый рельеф сформировал здесь несколько бассейнов. Обратите внимание, что в основном купаться в них разрешено только мужчинам. Для представительниц прекрасного пола недалеко есть бассейн немного меньший по размерам.
Чем заняться и что посмотреть?
На острове максимально комфортно будут чувствовать себя и поклонники активного времяпровождения, и ценители экотуризма, и те, кто приехал сюда ради пляжного отдыха. Нуса Пенида поражает разнообразием своих пляжей, карстовых пещер, флорой и фауной. На острове доступны следующие развлечения:
- Экскурсионные программы. Практически все основные достопримечательности можно увидеть в течение одного дня. Во время экскурсии вы познакомитесь с культурой и бытом местного населения. Обратите внимание на отличительные особенности в архитектурных строениях. Несмотря на то, что Нуса Пенида территориально относиться к Бали, это совершенно другой мир, разницу в котором можно заметить сразу.
- Треккинг. По достоинству его оценят любители активного отдыха. Либо пешком, либо на велосипеде можно отправиться в путешествие по острову. Максимальные высоты достигают 500 метров, с таких холмов открываются потрясающие виды.
- Наблюдение за птицами. Для данных целей необходимо посетить южную или юго-восточную часть острова. С многих индонезийских островов сюда привозят редких птиц. Несмотря на то, что официального заповедника на острове нет, местному населению удалось восстановить популяцию балийского скворца, желтохохлого какаду, яванского воробья.
- Снорклинг. Ради знакомства с подводным миром туристы сюда приезжают даже с самых отдаленных уголков Индонезии. Лучшие места для плавания с маской находятся в северной и северо-западной части острова. Коралловый риф здесь расположен практически у самого берега и не придется заплывать далеко, чтобы увидеть все красоты подводного мира.
- Дайвинг – это еще одно популярное развлечение на острове. Вблизи Нуса Пениды около 20 мест для погружения. Здесь себя будут комфортно чувствовать и новички, и профессионалы, так как глубина погружения начинается от 3-х метров.
Отели
Остановиться на острове на несколько дней не составит труда, так как в его пределах функционирует несколько десятков гостиниц и хоумстеев. Вторые представляют дома местного населения, в которых несколько комнат выделены для размещения туристов. Каждая такая комната имеет отдельный вход, благодаря чему вы получаете независимое жилье.
Высокие здания здесь полностью отсутствуют, максимум трехэтажные строения. Большая часть гостиниц предлагает для проживания уютные бунгало. Что касается стоимости размещения, то она на порядок выше, чем на Бали или Лембонгане. Комната с вентилятором вам обойдется в 130-150 тысяч рупий, притом, что на Бали аналогичные номера стоят около 100 тысяч. Немного дешевле жилье стоит в низкий сезон, то есть в период с декабря по март, за исключением новогодних каникул.
Большая часть гостиниц сосредоточена в пределах деревушки Сампалан. Более дорогое жилье представлено около пляжей Кристал Бей и Брокен Бич. Бюджетные гостиницы сосредоточены около пляжа Туяпак. К числу лучших отелей стоит отнести:
Транспорт
Общественный транспорт на Нуса Пениде отсутствует. Также вы не найдете здесь официального такси. По прибытию на пирс вы увидите множество байков, которые и выполняют здесь роль перевозчиков. Расстояния на острове достаточно большие, поэтому лучше всего арендовать мотобайк, средняя суточная стоимость такого транспортного средства 75-80 тысяч рупий.
Официальных фирм арендодателей на Нуса Пениде так же нет. Байк можно взять в аренду либо у местного жителя (обычно они сидят около пирса), либо обратиться на ресепшн вашей гостиницы.
В отеле можно также узнать про трансфер. Как правило, данная услуга пригодиться по окончанию отпуска. Машина заберет вас с гостиницы в нужное время и доставит до пирса.
В северной и западной частях острова проложена хорошая асфальтированная дорога, поэтому с перемещением никаких проблем возникнуть не должно. На севере так же есть несколько заправок для транспорта.
Как добраться?
Попасть на Нуса Пениду можно исключительно по воде. Существует два варианта для данного путешествия:
- Паром. Отправляется он с Паданг Бэя, стоимость билета 31 тысяча рупий. Если вы решили переправиться со своим байком, то стоимость увеличивается на 17 тысяч. Брать с собой скутер стоит только в том случае, если он ваш собственный или вы оплатили месячную аренду. Потому что за 80 тысяч рупий байк можно арендовать по прибытию на остров Нуса Пенида. Паром плывет около часа, отправляется ежедневно в 11 утра.
- Спидборт. Начинают курсировать с 6:30, интервал около часа. Билет обойдется около 35$ в обе стороны, время в пути 30-40 минут. Приобрести билеты до Носа Пениды можно на этом сайте.
Остров Нуса Пенида на карте
На этой карте я отметила точное расположение данного острова.
На сегодняшний день остров Нуса Пенида смело можно отнести к числу диких, но при желании он всегда готов предоставить возможности для разных видов отдыха. Именного здесь можно ощутить весь колорит местной культуры, быта, почувствовать уединение и насладиться спокойным времяпровождением.
Паданг Бэй. Как добраться с Бали до Нуса Пениды
В нескольких километрах южнее Бали есть два небольших острова – Нуса Пенида и Нуса Лембонган, куда мы довольно-таки долго собирались. Поехали буквально за неделю до отъезда.
Южно-балийские острова
Эти острова расположены рядом друг с другом, но большинство туристов ездит на Нуса Лембонган (Nusa Lembongan) из Санура (Sanur), откуда постоянно ходят всевозможные плавсредства с пугающим ценником. С Нуса Пенидой (Nusa Penida) дела обстоят несколько сложнее, поскольку туда раз в день плывет публичный паром из Паданг Бэя (Padang Bai).
Расположение Нуса Пенида и Нуса Лембонган
На собственном опыте убедились, что при наличии достаточного времени и любознательности, можно лучше узнать страну и при этом путешествовать бюджетно. Все-таки пакетный туризм с экскурсиями и «олинклюзив» не дает никакого понятия о стране пребывания, жизни и обитателях этой страны. На этот счет у нас выработалась целая философия, но о ней как-нибудь позже. В общем, решили сначала попасть на Пениду со своим байком, оттуда переплыть без байка на Лембонган, потом вернуться на Пениду и отплыть назад на Бали.
Начать с непопулярной Пениды (в интернете информации по этому острову мало, смотрели в основном на Wikitravel) нам хотелось по нескольким простым причинам. Первая, и наиглавнейшая, – это сиськи древние индонезийские традиции: в интернете ходят слухи, что пенидские женщины до сих пор разгуливают на людях топлес. На Бали топлес можно увидеть только дам в весьма почтенном возрасте и с характерной для ведьм внешностью, возможно, таковыми они и являются.
Дороги отличного качества были следующей причиной: балийские «яманаяме» направления немного угнетали после Таиланда, а в отчетах о путешествии на Нуса Пениду люди пишут, что дороги там просто шик, суперновые и качественно построены.
Третья причина окутана мистическими тайнами, впрочем, как и сам остров, который среди балийцев считается проклятым, местом черной магии и легендарной обителью злого демона Jero Gede Macaling – с таким-то именем не мудрено. Да, мне хотелось увидеть черных магов и наворовать у них темной Силы. И да пребудет она со мной! =)
Паданг Бэй
Паданг Бэй – это порт, расположенный в восточной части острова Бали. Отсюда ежедневно идут публичные паромы до острова Ломбок (порт Лембар – Lembar, который является перевалочным пунктом до известного туристического места – островов Гили (Gili)) и Нуса Пенида. Без своего транспорта добраться до Паданг Бэя можно на такси, бемо (микроавтобусы для местных), шаттл-басами, например, компании «Perama Tour» (из Убуда билет стоит 50 000 рупий, у других компаний примерно такие же цены), что будет наиболее удобным и бюджетным.
Просмотреть увеличенную карту
Во время первой разведывательной вылазки в Паданг Бэй выяснили, что въезд на территорию порта охраняется полицейскими, которые тормозят всех и изучают документы. Они нас ругали за отсутствие международных водительских прав, но сразу отпускали и пальчиком грозили, мол, чтобы в следующий раз все документы были в порядке. В следующий раз они, разумеется, снова были не в порядке (хотя мы честно собирались получить местные туристические права, но прокачанные коррупционеры нас отпугнули) и нас с таким же пальцееватым напутствием отпустили.
После поста полиции сразу можно ехать к кабинкам-кассам, там обычно всегда очередь из машин и байков. Перед кассами висят щиты с ценами на билеты, где указана стоимость за человека/ребенка и различные виды транспорта.
Цены на паром с Паданг Бэя до острова Ломбок и Нуса Пенида.
Цены на паромы
Если вы хотите попасть на паром на своем чем-то с колесами, то нужно платить за транспорт и людей с вами. Например, до Нуса Пениды мы ехали вдвоем на байке, заплатили примерно 52 000 рупий или около 6$ (по 15 000 рп. за каждого плюс 20 400 за байк). Непонятно, почему около 52-х вышло. Может цены немного изменились, может балийцы зажали сдачу, они это любят. На руки мы получили бумажные билеты и электронные с магнитной полосой, которые потом просто отдаются на контроле. Видимо, какие-то балийские нанотехноогии.
Поиски расписания ни к чему не привели. С каждым шагом мы только обрастали толпой капитанов и помогал, предлагавших билеты на спидботы или указывающих на кассы. По нашим наблюдениям, на Ломбок паромы ходят каждые два часа с самого утра, а вот на Нуса Пениду оказалось только в 14.30. Это мы узнали в день нашего отправления на Пениду, когда приехали в Паданг Бэй к 8 утра и купили билеты. В результате чего пришлось полдня гулять по окрестностям, зато забрели рядом на небольшой пляж с белым песком. Также заметили много хоумстеев и некоторое обилие туристов.
Тот самый пляж с борта парома
Нуса Пенида
Вернувшись в порт за час до отплытия, долго не могли встать в правильную очередь, поскольку никто толком не знал, куда причалит паром. В курсе были только люди в форме со свистками, но и они потом нусапенидскую очередь развернули к другому въезду.
Потом еще долго проходила погрузка на паром, несмотря на то, что внутри судна команда паромщиков шустро руководила машинами и довольно быстро расставляла байки. Я не успел слезть с байка, как мне уже отдали ключи и показали куда идти. На пассажирской палубе не задержались из-за шума, пошли сразу на крышу, где, последовав примеру местных, устроились на полу. Нас потом многие втихаря снимали на мобилки, ибо мы вроде как единственные белые люди на борту.
Задняя часть парома. Палуба с транспортом
Белые люди на пароме
Отплываем. Спидботы на Бали отличаются от тайских тем, что они тут закрытые.
Индонезийский флаг похож на польский
Отплыли где-то ближе к трем часам и в четыре с лишним прибыли на Нуса Пенида в порт Баюк (Buyuk).
Порт на Пениде
На выезде из порта поджидало первое разочарование: отсутствие знаменитых хороших дорог. Здесь были просто ямы, окаймленные асфальтом. Приходилось как-то между ними лавировать. Женщин топлесс, кстати, тоже не попалось ни одной, что очень разочаровало Лену, так как это была ее идея фикс. Лена даже затаила обиду на пенидских женщин. =)
Суперкрутые пенидские дороги. Это еще хорошие!
Мы направлялись в деревню Тояпаке (Toyapakeh), дабы разузнать о времени отправления лодок на Нуса Лембонган. Местность по пути представляла собой сплошные заброшенные и полуразрушенные дома и хоумстеи. Окружающая обстановка чем-то напомнила ландшафты из игры «Сталкер», не хватало людей в химзащите и псов-мутантов. Хотя людей в принципе не хватало, изредка попадались пикапы и байкеры, неизменно кричащие «Хало».
Карта Нуса Пениды
В Тояпаке у одного капитана узнали, что надо приезжать на следующий день часов в 6 утра, потому что лодка отправляется в семь. Примерно в это же время открывается и касса. В попытках найти жилье, походили за капитаном, который сначала показал комнатушку за 80 000 рупий, окно которой выходило в другое помещение, где местные смотрели телевизор, потом он повел в хоумстей, где оказались вполне приличные бунгальные комнаты за 150 000 рп с вентилятором и 250 000 с кондиционером. Но с вентилятором были заняты, а переплачивать за ночлег не хотелось.
Улочка к причалу в Тояпаке
Причал в Тояпаке
В общем-то, на этом жилье в Тояпаке заканчивалось. Пришлось баюкать назад в Баюк и по пути искать что-то подходящее. Среди забросов нашелся гордо стоящий в поле отельчик, где была куча персонала и цены от 300 000. После озвучивания прайса и наших скривленных лиц, персонал стал показывать куда надо проехать за «чип рум», точнее они стали нас догонять и кричать что, мол, ехать надо «туда». Пока ехали куда-то туда, за нами увязался парниша и предложил комнату за 50 000, но с холодной водой… но с телевизором (на Бали, кстати, редкость для рядовых хоумстеев). Его слова несказанно удивили, я долго добивался от него ответа, не напутал ли он чего, показывал на телефоне сумму и даже махал купюрой в 50 000 рп, чтобы убедиться, что он точно ничего не напутал.
Проследовав за ним куда-то вглубь острова, минут через 15 езды по горам мы оказалось у весьма приличного хоумстея, где, судя по реакции встречавших и подзатыльнику этому парню, он явно что-то напутал, но нам сказал, что все окей, заплатите позже и дал банку кофейной миринды.
Горы Пениды
Потом я его еще покатал на байке, потому что он показывал, где можно заправиться бензином (здесь он так и называется «bensin», а не петрол, как на Бали). По его «Эээээ… ойой… ааааа!» и периодическим хватаниям меня за одежду я понял, что ехал как-то слишком резво для этой местности, хотя на Бали я всегда плетусь в хвосте. Но все равно по ходу я теперь его лучший друган, как и француз, который выписался из отеля утром. Только здесь до нас дошло, что фраза: «у меня есть друг оттуда-то», у индонезийцев на самом деле значит: «парой слов перекинулись, и я знаю, откуда он, хотя понятия не имею кто он вообще». Иногда слова подтверждаются совместным фото на мобильнике.
Вместе с нами комнаты осматривала индонезийская семья, глава семейства которой снимал все на камеру. Когда они собирались, ко мне подошла девушка и попросила поучить английскому ее отца, на что я ответил, что сам не особо мастер Йода и, видимо, этим их обидел.
Апартаменты в чудо-отеле. Гостевая комната с телевизором, спальни левее за кадром
Заселившись в чудо отель, поехали поужинать, что тоже оказалось не легкой задачей. Исколесили окрестности порта и деревни Сампалан (Sampalan), что неподалеку, нашли только пару варунгов. Взяли один из них приступом и заказали классический наси горенг («жареный рис» по-индонезийски), заплатив за две порции и две бутылки чая 12 000 рп. Ну, все, подумалось, сказка началась, с такой-то халявой в ценах за еду и отели. Хотя отели в районе порта начинались от 150 000 рп., но мы-то нашли суперчип в горах.
Одна из спален. У нас примерно такая была, только больше
Это самый настоящий индонезийский душ. Называется “манди”. В этот микробассейн набирается вода и потом черпаком окатываешь себя водой. Туалет в таком же извращенном индонезийском стиле: стоячий, в России такой называют армейским.
Тем не менее, вечером в «суперчипе» началось шоу «моя твоя не понимай». Подумали, раз так дешево, то можно ночку-другую здесь провести, но в домике ресепшна были совершенно другие люди, которых не было при нашем заселении: молодой парень и дядечка. Поняв, что между нами возник языковой барьер, я нарисовал комикс про то, что «я, спать, комната, два, ночь, и платить, цена, 100 000 рп.». Парень полистал комикс и заявил, что это ни разу не про Бэтмана и комната стоит 150 000 за ночь. Попытки объяснить, что мне наобещали другую цену, ни к чему не привели. Дипломатические действия дядечки – налить два стакана молока и дать тарелку печенек, лишь бы я свалил спать – были встречены с холодной стеной отказа с моей стороны, и тогда они вызвали черного демона англоговорящего человека, который приехал и объяснил, что тот черт, что нас сюда привел, дико тупанул и сказал цену для индонезийцев (для приезжих в три раза дороже, перепутал нас с местными, ну, бывает) и вообще он тут никто и звать никак (но имя у него звучит что-то вроде Мукак). После недолгого препирательства, в процессе которого все замерзли, так как дул холодный горный ветер, ставший свидетелем нашего тяжелого разговора, англоговорящий нусапенидец скинул цену до 70 000 рп. и выписал чек на оплату по моему требованию, чтоб не было больше недоразумений. Но сначала он скинул до 100 000 рп, дескать, в номере есть кондиционер, но после моего замечания, что он сам зуб на зуб не попадает и вообще нам как-то не жарко, англомен сказал «ну, если не будете пользоваться кондеем, тогда 70 тыщ».
Домик-ресепшн
С небольшим осадком, но и не без доли радости за победные торги на переговорах, легли спать. Утром в потемках поехали покупать билеты на Нуса Лембонган и отправляться туда же.
на Ваш сайт.
Отзывы о нашей работе
Хочешь прокачаться на доверие — плыви на Нуса-Пениду. В моей жизни это уже давно аксиома, не требующая доказательств. В первый раз я ездила там на разваливающемся байке с одним неработающим тормозом.Во второй — нас прокатили с ветерком местные шалопаи, попутно ловя засыпающего Никиту, и не давая ему свалиться под колеса.В этот раз я поняла, что в тот первый раз у меня был мегакрутой и надежный байк, пусть и всего с одним тормозом)))Итак, ситуэйшн №1:Я решила не напрягать себя самостоятельной ездой по изумительным местным дорогам, напоминающим тугой моток ленты серпантина, которую лениво встряхнула чья-то рука. Поэтому, мы заплатили местным аборигенам за транспортировку наших девичьих тел на Кристал Бей. Байк моего аборигена по возрасту был явно старше меня, а уж по состоянию… хммммм… В общем, я поняла, что имеется ввиду, когда о транспорте говорится «ведро с болтами» 😊 Когда мы лихо ехали под горку, сквозь ветер, свистящий в ушах я различала звон и громыхание деталей внутри. Словно кто-то насыпал в него болтов и теперь они весело позвякивают на каждой кочке.ТовариСЧи, он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО громыхал и звенел! 😨😨😨 А когда мы особенно сильно газовали, вибрация была такая, что у меня ноги соскакивали с подножек!Но, раз села, значит доверяй. И я постаралась вновь раствориться в любви и окружающей меня роскоши изумрудного цвета, ласково подсвеченной солнышком. Разве любимое дитя Вселенной может пострадать?И только мое тело стало распадаться на молекулы, а Душа петь песенки в стиле лаунж, как начались спуски к пляжу. Вообще-то, вся дорога на Кристал Бей представляет собой переподвыподверты в виде спусков и подъемов, но финальные 3 спуска — это контрольный в голову.- Вау — сказал мой шоколадный водитель на первом спуске и аккуратненько спустился вниз, пока я продолжала сливаться с бытием.- Вау! — произнес он на втором, еще более крутом чем первый. Мои молекулы вновь собрались в кучу и недоуменно посмотрели на затылок водителя. Мы еще более аккуратно спустились и через 20 метров перед нами возник уклончик градусов в 50.- ВААААААУУУУУ! — эмоционально и с легким оттенком паники изрек мой абориген и мы полетели вниз со скоростью подскользнувшегося колобка. И пока мы летели, мой вернувшийся на место мозг завопил: «Ты что — действительно сейчас летишь вниз с этого уклона в платье а-ля ночная сорочка, с незащищенными конечностями, без шлема, на ржавом ведре с болтами и с водителем, который, судя по всему здесь никогда не ездил раньше???»»Да, это действительно так!» — ответила зажмурившаяся от счастья Душа, оставив пребывать мозг в конвульсивной истерии.Мы доехали. Я спокойна. Урок доверия пройден.Ситуэйшн №2:Наши водители не вернулись за нами на Кристалл Бей в назначенное время, а местные, зная, что у нас нет выбора заломили цену в полтора раза выше, чем готовы были заплатить (ну молодцы они, что еще скажешь? 😊 Нет у них комплексов насчет денег)))Разморенные после пляжного дня, но пребывая в прекрасном настроении, мы доверились Вселенной и отправились по переподвыподвертам пешком. Метров через 500 мы остановили крестьянина, везущего на байке-пенсионере огромный сноп травы и объяснили, что мы — в Симпалан, нам нужно для этого 2 водителя и мы готовы заплатить столько-то. Крестьянин доехал до своей деревни, выгрузил свой сноп и вернулся за нами. Один.И правильно — зачем делиться с другими, если можно поработать и одному? 😊Так мы с Оксаной оказались вдвоем на пассажирском сиденье старенького байка, который вез нас на подьем, со скоростью 7 км в час и ревел при этом словно раненый слон. И впринципе, ехали мы довольно аккуратно, вот только подножки у нас с водителем оказались одни на двоих и мы всю дорогу вели за них бесшумную,но яростную битву ногами. В итоге, он просто поставил свои большие, шоколадные ноги на мои и периодически отплясывая на них чечетку благополучно доставил нас к дому. А мне только и оставалось, что расслабиться и получать удовольствие 😂😂😂Никто из нас ни на секунду не занервничал. Урок доверия пройден.Ситуэйшн №3Ребята не отпустили меня одну на восток острова и дали мне байк с водителем (Артем, еще раз моя благодарность 😊 ) Буквально через 20 минут я поняла почему — дорога, сначала напоминающая поверхность воды с легкой рябью, постепенно усиливала эту самую рябь до легких волн, а километра за 2 до Атух Бич просто взяла и превратилась в пародию на дорогу. Знаете, как это? Это когда лунные кратеры засыпали обломками кирпичей и камнями, размером с кулак. И мы ползли по этому безобразию, петляя между ям, кратеров, траншей и валунов.И мой Ваян, который периодически опускал ноги на землю и шагал ими, проталкивая байк вперед, ни разу не попросил меня слезть. А я ни разу — ни разу не напряглась. Я кайфовала, потому что чувствовала доверие — и к моему маленькому Ваяну и к его старенькому байку и ко всему мирозданию…А позже, на обратном пути, спускаясь вниз по серпантину, я и вовсе перестала держаться, а просто ехала (летела) с раскинутыми в стороны руками, ощущая, как же это круто — расслабиться и доверять! Доверять, вместо того, чтобы вцепившись в ручки до боли в пальцах, ужасаться перед каждым поворотом, задерживать дыхание,сжиматься в комок на спусках и замирать, покрываясь испариной, когда кто-то внезапно вылетает на тебя из-за поворота.А почему? Потому что мы считаем, что должны все контролировать, даже тогда, когда видим, что не можем ни на что повлиять, потому что едем в качестве пассажира. Лишаем себя удовольствия плыть в потоке и наслаждаясь, смотреть по сторонам, а вместо этого стремимся контролировать-контролировать-контролировать… 😉 😉 😉Всем хорошего отдыха и нескучных дорог!