Изарские ворота — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Вид на Изарские воротаИзарские ворота (нем. Isartor) — городские ворота в Мюнхене, наряду с Зендлингскими воротами и Карловыми воротами одни из трех сохранившихся ворот второй линии укреплений города.
Названы в честь реки Изар, дорога к которой проходит через ворота. Сама река расположена в 300 метрах от ворот. Ворота расположены на восточном выходе из старого города, в них упирается улица Таль. Через ворота проходит главная магистраль старого города, тянущаяся с запада на восток от Карловых ворот к Изарским воротам. Ворота были построены в период с 1285 года по 1347 год в рамках строительства второй крепостной стены города и были завершены в 1337 году. Над воротами была построена башня высотой 40 метров.
В 1832 году художник Бернгард Негер создал большую фреску, украшающую арку Изарских ворот, на которой изображен триумфальный въезд императора Людовика IV после его победы в битве при Мюльдорфе.
Фреска на Изарских воротахДо постройки городской электрички через ворота проходила трамвайная ветка, сейчас у ворот находится линия городской электрички, названная их именем.
Изарские ворота (нем. Isartor) в Мюнхене. Фото
Путешествуй с нами:
Достопримечательности Мюнхена
Рубрика: Мюнхен
Изартор — восточные ворота исторической части Мюнхена, в башенках которых расположен музей Карла Фалентина (нем. Valentin-Karlstadt-Musäum). Почти полностью сохранившиеся городские ворота были построены между 1285 и 1347 гг. Людвигом IV Баварским в результате большого расширения города. В 1337 году ворота состояли из одной башни высотой 40 метров. Только при строительстве внешней окружной стены башня была дополнена двумя фланговыми боковыми башенками, которые служили укреплениями у ворот.
В начале 19-го века городской совет решил разрушить Изарские ворота, а также стену Двора между главной башней и фланговыми башенками. Своему сохранению Изартор обязаны королю Людвигу I, который в 1833 году поручил Фридриху фон Гертнеру (нем. Friedrich von Gärtner) их реконструкцию в историческую форму. В рамках этой реконструкции на башенках были размещены гербы, а снаружи на внутренней стене над дверными проемами появилась историческая фреска, показывающая победное шествие короля Людвига Баварского после его битвы под Ампфингом в 1322 году. Центральная башня приобрела в 1860 году часы, которые первоначально предназначались для центральной башни Карлстор. Но она была разрушена взрывом пороха, поэтому часы достались Изарским воротам.
Итак, башня украшена часами, но не простыми, а с двумя зеркальными циферблатами. При внимательном рассмотрении можно сразу понять, что с часами что-то не так. В то время, как циферблат башенных часов, показывающих на Изарторплац, вращается вполне нормально, по часовой стрелке, а вот на восточной стороне, в направлении улицы Таль, ход часов зеркальный и циферблат обозначен в обратном направлении. Все это имеет определенный смысл, поскольку часы напоминают о Карле Фалентине и Баварии. Ведь не зря канцлер Вилли Брандт говорил, что в Баварии даже часы идут по-другому…
Во время Второй мировой войны Изартор были сильно повреждены. Их восстановление происходило с 1946 по 1946 гг., но оно ограничилось лишь необходимыми работами в целях безопасности. Полное оригинальное восстановление ворот последовало в начале семидесятых годов.
В обеих башенках размещен музей Карла Фалентина, который посвящен мюнхенскому комику Карлу Фалентину (нем. Karl Valentin) и его партнерше, актрисе Лизль Карлштадт (нем. Liesl Karlstadt).
В холодное время года потоку посетителей, будь то жителям, или гостям Мюнхена, особенно по душе место у Изартор, поскольку здесь организуется зимнее рождественское представление — гигантский котел с вкуснейшим пуншем Feuerzangenbowle, приготовленным по старинному рецепту. На заднем плане показывают классический фильм с одноименным названием («Die Feuerzangenbowle», «Пунш из жженого сахара», 1944) с Хайнцем Рюманом в главной роли. Рождественское настроение здесь гарантировано!
Адрес: Tal 43, 80331 Мюнхен, Германия.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
← Музей пива и Октоберфеста (нем. Bier- und Oktoberfestmuseum) | Главный железнодорожный вокзал (нем. Hauptbahnhof) → |
---|
Похожие публикации:
Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)
Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с…
Макстурм (нем. Maxturm)
Макстурм — единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором …
Дом литературы (нем. Literaturhaus)
Дом литературы — культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри…
Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)
Максимилиансанлаген — парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866…
Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)
исторические ворота Изартор и Карлстор
Друзья, приветствую! Многие думают, что все достопримечательности Мюнхена сосредоточены на площади Мариенплац или, в крайнем случае, в двух шагах от нее. А как же исторические ворота Мюнхена? Те ворота, через которые только и можно было попасть в город в средние века. Они ведь рядом с центральной площадью не могут оказаться, поскольку в древности ограничивали территорию города.
А тем временем, в Мюнхене сохранились трое исторических ворот. Все они были частью старинного оборонительного кольца города. Ворота датируются XIV веком и, хотя перенесли некоторые архитектурные изменения, их первоначальная конструкция сохранена.
Друзья, сейчас мы с вами переместимся в Мюнхен на площадь Мариенплац и от площади поочередно пройдемся к историческим воротам. Каждые из ворот имеют оригинальное архитектурное решение и заслуживают отдельного внимания. Убедитесь в этом сами на одном из примеров:
Ворота были построены в оборонительной стене с разных сторон города. Поэтому для осмотра этих достопримечательностей удобно отправляться от центральной площади Мюнхена – Мариенплац, — потом возвращаться в исходную точку и следовать к другому объекту. Вот сейчас мы и выясним, в каком направлении идти, и подробно осмотрим все ворота, имеющие собственные названия:
- Изартор (Isartor)
- Зендлингер Тор (Sendlinger Tor)
- Карлстор (Karlstor)
Те, кто бывал в Мюнхене, могут возразить, а как же Баварские ворота. Почему их нет в этом списке? Баварские ворота или, как их еще называют, Ворота Победы я представляла, когда рассказывала о поездке в Баварию. Эти ворота были построены позднее — в начале XIX века — в стиле триумфальной арки, и к оборонительной стене они отношения не имеют.
Изартор
Название ворот обусловлено близким расположением к реке Изар, в долине которой и был основан древний Мюнхен в XII веке. По отношению к центру города, Изартор находятся с юго-восточной стороны. От Мариенплац к ним ведет улица, начинающаяся сразу за Старой ратушей:
Здания так плотно заполняют контур площади, что трудно понять, где же выход на эту улицу. Подскажу: обратите внимание на колокольню с медным куполом, которая как бы выглядывает из-за ратушной башни справа. Так вот, эта колокольня относится к собору Святого Духа, и расположена она на улице Таль, ведущей к воротам Изартор.
Буквально несколько минут лавирования в толпе – и перед глазами появляется высокая башня юго-восточных ворот. Это 40-метровая башня. Она самая высокая в композиции ворот:
В верхней части башни вмонтированы необычные часы с зеркальным циферблатом. И как раз с этой стороны стрелки находятся в зеркальном отражении. В то время как с противоположной стороны часы показывают время в привычном формате.
Понятнее будет, что я пытаюсь объяснить, если вы взглянете на циферблат на предыдущем фото. Время на часах – через пять минут будет половина четвертого)) Неожиданно, не правда ли?
Ширину Изартор определяют фланговые более низкие башни:
Ворота были построены на так называемом соляном пути. Через них пропускали повозки с солью в центр Мюнхена, где шла торговля. Въехать в город можно было через арки.
Но в прошлые времена арки выглядели несколько иначе: центральная большая арка и боковые входы. Сейчас Изартор представлены тремя равнозначными арками вместо одной большой. Дело в том, что в первые десятилетия XIX века городской совет постановил снести ворота. И даже успели разрушить стены между фланговыми башнями. Но Людвиг I спас исторический объект от разрушения, поручив в 1833 году архитектору Фридриху фон Гертнеру восстановление ворот.
Так ворота обрели обновленный фасад, верх которого украсила фреска с изображением триумфального шествия Людвига Баварского в честь победы 1322 года:
На всякий случай, взгляните на часы с этой стороны)) Стрелки указывают реальное время.
Через арки и сейчас входят в двор Изартор. Двор ворот — это открытое пространство, где проходят фотовыставки:
Ну и, наверное, редкий путешественник, дойдя до Изартор, не захочет прогуляться к реке Изар. Тем более что идти к ней от ворот метров 200. Мне очень понравился этот район. И, если бы я подбирала отель, чтобы остановиться в Мюнхене на пару дней, то отдала бы предпочтение окрестностям Изартор. Посмотрите в этой статье, какие отели меня заинтересовали.
Я, конечно же, прошлась к реке и полюбовалась живописными пейзажами ее берегов:
Возможно, вас заинтересовала башня. Она принадлежит известному Немецкому музею естественных наук и техники. Подробнее можно узнать вот здесь.
После такой прогулки и спокойного отдыха на мосту можно опять возвращаться на Мариенплац, чтобы окунуться в ее нескончаемый круговорот.
Зендлингер Тор
Следующие исторические ворота расположены в юго-западной стороне города. Опять-таки сориентируемся, в каком направлении следовать от Мариенплац:
Указателем служит одна из самых известных достопримечательностей Мюнхена – башня собора Св. Петра. Справа просматривается неширокая улица. Вот по ней мимо собора и можно пройти для начала, но потом по любому из переулков нужно перейти на параллельную улицу, которая находится правее.
Улица так и называется: Sendlinger. Здесь все так же многолюдно. А завершается Зендлингер одноименными воротами:
Ворота построили в начале XIV века как вход в город и как укрепление. До сих пор очевидна мощь стен и башен этой конструкции. Зендлингер Тор служили отправной точкой, с которой начинался путь из Мюнхена в Италию.
Ворота имели и центральную башню, по аналогии с Изартор. Но ее снесли в 1808 году, отчего образовалось открытое пространство для въезда в город:
Фланговые башни также имеют небольшие арки, которые используют пешеходы:
Осмотрев и эту достопримечательность Мюнхена, возвращаемся вновь на Мариенплац, чтобы уделить внимание еще одним историческим воротам.
Карлстор
Теперь мы в который раз посмотрим на великолепную башню новой ратуши и отправимся мимо здания вдоль по улице:
Здесь беспокоиться о направлении особо не придется, потому как многолюдный поток движется по пешеходным проспектам туда же, куда следуем и мы. Кауфингерштрассе незаметно перетекает в улицу Нойхаузер и приводит к воротам, названным в честь Карла:
Вообще-то несколько веков подряд эти ворота назывались Нойхаузер Тор и только в конце XVIII века были переименованы. И выглядели ворота иначе. Что касается боковых частей, то они остались примерно такими же. А вот там, где сейчас низкий проем посредине, была высоченная башня с часами. Трудно представить, глядя на нынешнюю версию?
В этой высокой уже несуществующей башне была арка, которая и служила входом на территорию города. Сама же башня выполняла роль порохового склада. В середине XIX века произошел взрыв, который повредил центральную башню ворот настолько, что она практически не подлежала восстановлению.
Когда через полвека ворота отстраивали заново, ограничились мостиком, соединяющим две фланговые башни. Но воротам Карлстор особенно не везло, и они сильно пострадали во время второй мировой войны.
Как видим, их опять реконструировали. Выглядят они, конечно, как новенькие, хотя их история длится уже седьмое столетие.
Пройдем в арку ворот, за которыми расположена просторная площадь Карлсплац, и посмотрим на Карлстор с другой стороны:
Все та же классика – большая арка в центре, и маленькие арочки по бокам. Поскольку фасадом ворот служит эта сторона, то здесь расположена символика:
Друзья, возможно, у вас вызвало любопытство, почему именно к этим воротам идет такой поток людей. Карлстор — такая особенная достопримечательность Мюнхена? Да нет же! Прогуливающийся в историческом центре народ совсем не воротами интересуется. За воротами Карлстор находится площадь – вот это по-настоящему тусовочное место. Там и музыканты, и любимое баварцами пиво.
Да и гости города проводят время в неспешном осмотре центра, ожидая, когда подойдет время боя курантов на Новой ратуше. Посмотреть достопримечательности Мюнхена интересно, но упустить возможность увидеть представление, сопровождающее бой курантов, непростительно. Тем более, если экскурсия по Мюнхену охватывает только один день. Вот и я, осмотрев исторические ворота города, отправилась на Мариенплац слушать куранты. Смотрите это увлекательное представление и читайте о нем здесь!
Ваш euro-проводник Татьяна
Изарские ворота, история, описание, фото
Изарские ворота (нем. Isartor) — городские ворота второй линии укреплений средневекового Мюнхена. Они были построены в период 1285–1347 в рамках масштабного оборонительного строительства новой крепостной стены и названы по имени реки Изар, которая находится в непосредственной близости. Другими воротами, дошедшими до наших дней, являются Карловы и Зендлингские.
Изначально Изарские ворота представляли собой только центральную четырехугольную башню высотой 40 метров. Две фланговые восьмиугольные башни были возведены в 1429–1433. Ворота находятся на той самой соляной дороге, ради контроля над которой Генрих Лев и начал развивать небольшое поселение под названием Мюнхен. Прошло более восьми столетий, однако и по сей день через достопримечательность проходит главная магистраль Старого города (к Карловым воротам).
Известно, что именно через Изарские ворота в баварскую столицу торжественно въезжали король Германии Максимилиан I (в 1491), император Священной Римской империи Карл V (в 1530) и шведский король Густав II Адольф (в 1632).
В 1835 году по заказу короля Людвига I были воссозданы изображения гербов на фланговых башнях и создана уникальная фреска, изображающая въезд императора Людвига IV Баварского после победы над Фридрихом III Габсбургом в битве при Мюльдорфе (1322 год).
В середине 1980-х при строительстве нового административного центра на примыкающей к Изарским воротам улице были обнаружены фрагменты городской стены и фундамент одной из башен. Сегодня часть из них встроена в жилые дома на Мариенштрассе и доступна для осмотра. Местами заметны следы повреждений от налётов союзной авиации в 1944.
В 2005 году Изарские ворота обрели свою главную достопримечательность — уникальные двойные часы. Дело в том, что на восточной стороне ворот расположен первый обычный циферблат, а на западной стороне находится второй, который является зеркальным отражением первого. Соответственно, стрелки второго циферблат намеренно идут в противоположном направлении. Двойные часы установлены в память об известном артисте Карле Валентине. Кроме того, в южной фланговой башне размещён Музей Карла Валентина.
Изарские ворота — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вид на Изарские воротаИзарские ворота (нем. Isarstor) — городские ворота в Мюнхене, наряду с Зендлингскими воротами и Карловыми воротами одни из трех сохранившихся ворот второй линии укреплений города.
Названы в честь реки Изар, дорога к которой проходит через ворота. Сама река расположена в 300 метрах от ворот. Ворота расположены на восточном выходе из старого города, в них упирается улица Таль. Через ворота проходит главная магистраль старого города, тянущаяся с запада на восток от Карловых ворот к Изарским воротам. Ворота были построены в период с 1285 года по 1347 год в рамках строительства второй крепостной стены города и были завершены в 1337 году. Над воротами была построена башня высотой 40 метров.
В 1832 году художник Бернгард Негер создал большую фреску, украшающую арку Изарских ворот, на которой изображен триумфальный въезд императора Людовика IV после его победы в битве при Мюльдорфе.
Фреска на Изарских воротахТранспорт
До постройки городской электрички через ворота проходила трамвайная ветка, сейчас у ворот находится линия городской электрички, названная их именем.
Примечания
Ссылки
Мюнхен — Изарские ворота | Турнавигатор
С 1285 по 1347 гг. строилась эта стена—больше полувека. В рамках этого большого строительного проекта и возникли Изарские ворота—через них шла дорога к Изару, к тому самому мосту, который в свое время построил представитель конкурентного рода Вельфов. Через эти ворота входили в город императоры и правители—римско-немецкий король Максимилиан I (1491), император Священной римской империи германской нации Карл V (1530), шведский король Густав II Адольф. Через эти же ворота шел, возглавляя «пивных» путчистов, Адольф Гитлер в 1923 году.
Живописный проект разработал и осуществил Бернард фон Неер, человек, имевший негласный титул «художника королев и королей»! Сегодня имя это ушло в безвестность, а жители и гости Мюнхена, пробегая мимо или «сквозь» Изартор, редко поднимают голову, чтобы рассмотреть нарисованные сцены.
Эти ворота—то немногое, что сохранилось от бывшей мощной крепостной стены Мюнхена. В начале XIX века она мешала движению, занимая большие территории. Поэтому городской совет принял решение снести ее, а вместе со стеной—и многочисленные башни и ворота. Людвигу I, второму королю на баварском престоле, обязаны мы тем, что ворота не были разрушены. Более того, Фридриху фон Гертнеру (придворному архитектору) было дано задание восстановить ворота в прежних исторических формах. Гертнер понял задачу восстановления немного шире—в результате реконструкции на фасаде ворот появились фрески с изображением торжественного въезда в город Людвига Баварца после его триумфальной победы под Мюльдорфом. Живописный проект разработал и осуществил Бернард фон Неер, человек, имевший негласный титул «художника королев и королей»! Сегодня имя это ушло в безвестность, а жители и гости Мюнхена, пробегая мимо или «сквозь» Изартор, редко поднимают голову, чтобы рассмотреть нарисованные сцены. А когда-то событие, изображенное на главном фасаде, сыграло решающую роль в определении будущего Баварии.
28 сентября 1322 года под Мюльдорфом (точнее у Ампфинга) состоялась битва Виттельсбаха Людвига IV (правителя Баварии и Мюнхена) против Габсбурга Фридриха Прекрасного. Уже несколько лет шли бурные дискуссии за право быть Императором Священной римской империи германской нации, которые закончились военными разборками. Результат битвы, которую считают последней самой большой рыцарской битвой без применения огнестрельного оружия, был таков, что Фридрих признал свое поражение на поле. Он был привезен в родовое гнездо Виттельсбахов крепость Траузниц. Неизвестно количество погибших, но оно измеряется десятками сотен. Людвиг почти сразу покинул поле боя, отказавшись брать Мюльдорф (город остался в подчинении Зальцбургского епископства) и поспешил объявить себя королем. Пройдет еще несколько лет, пока улягутся споры, и Людвиг будет провозглашен римско-немецким императором. Это будет единственное коронование на трон императора без участия Папы, главы католического мира.
Людвиг IV—один из немногих представителей рода Виттельсбахов, которому удалось достичь таких высот. Конечно, были славные и почти мифологические герои на уровне Зигфрида, «посадившие» генеалогическое древо этого по преимуществу баварского рода, но по сравнению с соседними Габсбургами или французскими Бурбонами Виттельсбахи существовали где-то на задворках европейского дворянства. Людвиг I, король Баварии, конечно, же, достал из сундука истории эту легендарную победу и приказал изобразить ее на главных парадных воротах Мюнхена.
Бернард фон Неер, выходец из семьи с не очень большими художественными традициями (отец в трудные времена подрабатывал росписью бочек, рекламных щитов, вотивных табличек), сначала учился в мастерской отца. Там он написал свои первые картины маслом. Отец же, заметив несомненный художественный талант сына, послал его учиться в Штуттгарт к придворному художнику Филиппу Фридриху Хетчу и Иоанну Генризху Данннекеру. Последний рисовал аж самого Вильгельма I. Насколько способствует это художественному мастерству ученика, сказать сегодня трудно, но за частными уроками этих двух художников последовала учеба в Мюнхенской академии искусств. И здесь-то он берет уроки у самого Корнелиуса. Писать большие картины в самом прямом физическом смысле Неер научился в Мюнхене. Не исключено, что Неер помогал при реализации некоторых проектов своему учителю (например, при росписи церкви Людвига). Стали ли эти картины большими в смысле художественном, вопрос сложный. Одним словом, Нееру удалось создать большую длинную композицию на всем расстоянии от одной башни до другой. Посередине—фигура на белом жеребце—Людвиг Баварец. В руках у него—символы Императорской власти (хотя до императорства еще сильно далеко). Лицо Людвига почти упирается в изображение флага с орлом, также символом Священной римской империи. По сути, все главные идеи и изложены в центральной части композиции. А дальше начинается заполнение пространства фигурами, которые непременно должны были быть в окружении правителя, торжественно въезжающего в город. Группу трубачей возглавляет человек на вздыбившейся лошади и в лавровом венке (тоже ссылка на Рим, на традиции торжественных императорских выездов). Он указывает на главное действующее лицо истории—Людвига. Слева—очертания крепостной стены—скорее всего, мюнхенской. Группа горожан приветствует своего героя. Следом за будущим императором следует группа всадников. Их одежды весьма условны и не соответствуют рыцарской экипировке XIV века.
Говорить о художественном качестве фресок не приходится еще и потому, что нынешняя композиция—это результат послевоенной реставрации. Может, перед нами неудачная копия бывшего шедевра, а может, так и выглядели они при жизни Людвига I, который, говорят, остался весьма довольным результатом.
Источник информации: Сайт «goroda.germaniaplus.de»
Адрес: Isartorpl., 80331 München, Германия
Главные парадные ворота Мюнхена – Изартор или Изарские ворота
Один из великих представителей семьи Виттельсбахов Людвиг Баварец приказал построить вторую крепостную стену Мюнхена: город тем самым расширялся, а стало быть, росли его мощь и значение.
Изартор находятся у входа в старый город с восточной стороны. Здесь проходилась т. н. «соляная дорога».
С 1285 по 1347 гг. строилась эта стена—больше полувека. В рамках этого большого строительного проекта и возникли Изарские ворота—через них шла дорога к Изару, к тому самому мосту, который в свое время построил представитель конкурентного рода Вельфов. Через эти ворота входили в город императоры и правители—римско-немецкий король Максимилиан I (1491), император Священной римской империи германской нации Карл V (1530), шведский король Густав II Адольф. Через эти же ворота шел, возглавляя «пивных» путчистов, Адольф Гитлер в 1923 году.
Живописный проект разработал и осуществил Бернард фон Неер, человек, имевший негласный титул «художника королев и королей»! Сегодня имя это ушло в безвестность, а жители и гости Мюнхена, пробегая мимо или «сквозь» Изартор, редко поднимают голову, чтобы рассмотреть нарисованные сцены.
Эти ворота—то немногое, что сохранилось от бывшей мощной крепостной стены Мюнхена. В начале XIX века она мешала движению, занимая большие территории. Поэтому городской совет принял решение снести ее, а вместе со стеной—и многочисленные башни и ворота. Людвигу I, второму королю на баварском престоле, обязаны мы тем, что ворота не были разрушены. Более того, Фридриху фон Гертнеру (придворному архитектору) было дано задание восстановить ворота в прежних исторических формах. Гертнер понял задачу восстановления немного шире—в результате реконструкции на фасаде ворот появились фрески с изображением торжественного въезда в город Людвига Баварца после его триумфальной победы под Мюльдорфом. Живописный проект разработал и осуществил Бернард фон Неер, человек, имевший негласный титул «художника королев и королей»! Сегодня имя это ушло в безвестность, а жители и гости Мюнхена, пробегая мимо или «сквозь» Изартор, редко поднимают голову, чтобы рассмотреть нарисованные сцены. А когда-то событие, изображенное на главном фасаде, сыграло решающую роль в определении будущего Баварии.
28 сентября 1322 года под Мюльдорфом (точнее у Ампфинга) состоялась битва Виттельсбаха Людвига IV (правителя Баварии и Мюнхена) против Габсбурга Фридриха Прекрасного. Уже несколько лет шли бурные дискуссии за право быть Императором Священной римской империи германской нации, которые закончились военными разборками. Результат битвы, которую считают последней самой большой рыцарской битвой без применения огнестрельного оружия, был таков, что Фридрих признал свое поражение на поле. Он был привезен в родовое гнездо Виттельсбахов крепость Траузниц. Неизвестно количество погибших, но оно измеряется десятками сотен. Людвиг почти сразу покинул поле боя, отказавшись брать Мюльдорф (город остался в подчинении Зальцбургского епископства) и поспешил объявить себя королем. Пройдет еще несколько лет, пока улягутся споры, и Людвиг будет провозглашен римско-немецким императором. Это будет единственное коронование на трон императора без участия Папы, главы католического мира.
Людвиг IV—один из немногих представителей рода Виттельсбахов, которому удалось достичь таких высот. Конечно, были славные и почти мифологические герои на уровне Зигфрида, «посадившие» генеалогическое древо этого по преимуществу баварского рода, но по сравнению с соседними Габсбургами или французскими Бурбонами Виттельсбахи существовали где-то на задворках европейского дворянства. Людвиг I, король Баварии, конечно, же, достал из сундука истории эту легендарную победу и приказал изобразить ее на главных парадных воротах Мюнхена.
Бернард фон Неер, выходец из семьи с не очень большими художественными традициями (отец в трудные времена подрабатывал росписью бочек, рекламных щитов, вотивных табличек), сначала учился в мастерской отца. Там он написал свои первые картины маслом. Отец же, заметив несомненный художественный талант сына, послал его учиться в Штуттгарт к придворному художнику Филиппу Фридриху Хетчу и Иоанну Генризху Данннекеру. Последний рисовал аж самого Вильгельма I. Насколько способствует это художественному мастерству ученика, сказать сегодня трудно, но за частными уроками этих двух художников последовала учеба в Мюнхенской академии искусств. И здесь-то он берет уроки у самого Корнелиуса. Писать большие картины в самом прямом физическом смысле Неер научился в Мюнхене. Не исключено, что Неер помогал при реализации некоторых проектов своему учителю (например, при росписи церкви Людвига). Стали ли эти картины большими в смысле художественном, вопрос сложный. Одним словом, Нееру удалось создать большую длинную композицию на всем расстоянии от одной башни до другой. Посередине—фигура на белом жеребце—Людвиг Баварец. В руках у него—символы Императорской власти (хотя до императорства еще сильно далеко). Лицо Людвига почти упирается в изображение флага с орлом, также символом Священной римской империи. По сути, все главные идеи и изложены в центральной части композиции. А дальше начинается заполнение пространства фигурами, которые непременно должны были быть в окружении правителя, торжественно въезжающего в город. Группу трубачей возглавляет человек на вздыбившейся лошади и в лавровом венке (тоже ссылка на Рим, на традиции торжественных императорских выездов). Он указывает на главное действующее лицо истории—Людвига. Слева—очертания крепостной стены—скорее всего, мюнхенской. Группа горожан приветствует своего героя. Следом за будущим императором следует группа всадников. Их одежды весьма условны и не соответствуют рыцарской экипировке XIV века.
Говорить о художественном качестве фресок не приходится еще и потому, что нынешняя композиция—это результат послевоенной реставрации. Может, перед нами неудачная копия бывшего шедевра, а может, так и выглядели они при жизни Людвига I, который, говорят, остался весьма довольным результатом.
Инна Савватеева