Святое место раздора. Вечная история Стены Плача | История | Общество
Сегодня Стена Плача — один из самых известных достопримечательностей мира, к которой стремятся прикоснутся миллионы как паломников, так и простых туристов.
При этом об истории иерусалимской святыни широкой публике известно гораздо меньше. Для многих Стена Плача — это место, где молятся евреи и оставляют записки с самыми сокровенными желаниями. Но почему этот ритуал происходит именно там, и какой смысл он несет в действительности?
Нужно начать с того, что сами иудеи не придумывали название «Стена Плача». На иврите стена называется «Котэль Маарави», что в переводе на русский означает «Западная Стена».
Речь идет об остатках западной стены иерусалимского Храма — главной еврейской святыни.
Первый и Второй Храмы
Согласно Танаху, сборнику священных текстов в иудаизме, Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона, был построен в 10 веке до нашей эры как символ укрепления единства Израильского царства. В 586 году до нашей эры Первый храм был полностью разрушен вавилонянами под предводительством царя Навуходоносора.
Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию.
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
Работы по строительству Второго Храма, или Храма Зоровавеля, были завершены в 516 году до н.э., то есть спустя 70 лет после разрушения Первого Храма.
За последующие столетия Второй Храм вместе с Иерусалимом пережил немало атак завоевателей, одни из которых относились к нему с уважением, а другие подвергали разграблению.
В I веке до нашей эры царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию не только Второго Храма, но и всей Храмовой Горы.
Храмовая Гора — Хар а-Мория, или аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — большая площадь, возвышающаяся над Старым Иерусалимом, где располагались Первый и Второй Храмы, и, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
Реконструкция Ирода Великого изменила Второй Храм, сделав его одним из красивейших архитектурных сооружений своего времени. Сооружение начали именовать Храмом Ирода, хотя фактически в его правление работы на Храмовой Горе только начались, а завершены они были лишь при его правнуке.
Осколок былого величия
Во время антиримского восстания в Иерусалиме в период Первой Иудейской войны Второй Храм стал центром обороны повстанцев.
В 70 году нашей эры сын римского императора Веспасиана Тит (тоже будущий император) ценой больших жертв захватил Храм. В ходе штурма он был подожжен, и превратился в руины вместе с городом, а Храмовая гора была распахана.
Храм был разрушен, однако сохранилась часть строений, появившихся в период реконструкции, проведенной Иродом Великим. По приказу царя, Храм обнесли стеной, которая должна была удерживать грунт Храмовой Горы.
От этой стены сохранился участок длиной 485 метров на западном склоне — нынешняя «Западная Стена», или «Стена Плача».
Паломники и туристы не могут видеть всю стену целиком. Большая часть ее скрыта за постройками. Для молитвы отведены 57 метров стены, выходящие фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале. Высота открытого фрагмента стены достигает 19 метров, а полная высота от основания — 32 метра.
Стена Плача Фото: Shutterstock.comМеж разных религий
После завоевания Иерусалима римлянами в отношении евреев действовали жесткие законы. Проживание в городе им было запрещено, а доступ на Храмовую Гору для молитв ограничен. При Константине I евреям разрешалось молиться на Храмовой Горе один день в году.
Приходя к уцелевшей стене, евреи оплакивали утрату Храма и горькую участь своего народа. Благодаря наблюдавшим за этим арабам и возникло название «Стена Плача».
С ограничениями доступа к Храмовой Горе евреи сталкивались в римский и византийский периоды, при Арабском халифате и владычестве мамлюков.
В 1517 году Иерусалим перешел под контроль Османской империи, и султан Сулейман Великолепный официально снял ограничения по доступу евреев к Храмовой Горе и Стене Плача. В этот период Османская империя стала местом убежища для евреев, подвергавшихся жестким гонениями в Европе.
К тому времени Храмовая Гора стала святым местом и для мусульман. В иудаизме скала, находящаяся на Храмовой Горе, считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с нее было начато сотворение мира. У мусульман здесь же расположен Камень Основания, с которого пророк Мухаммед совершил мирадж (вознесение на небеса вместе с архангелом Джабраилом). На этом месте в VII веке появилась мечеть Купол Скалы.
В честь этого же события на Храмовой Горе в начале VIII века была построена мечеть Эль-Масджид эль-Акса, считающаяся третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
На протяжении более чем 300 лет представители двух религий мирно уживались в Иерусалиме.
Как англичане не сохранили мир в Иерусалиме
Однако город рос, увеличивалось число паломников, и в районе Храмовой Горы стало тесновато. Поначалу речь шла о чисто бытовых конфликтах — местных арабов раздражали слишком громкие молитвы иудеев у Стены Плача.
Власти Османской империи старались не допускать конфликтов между общинами, но разрешить противоречия не удавалось.
Во время Первой Мировой войны Иерусалим перешел под контроль английских войск. Британский командующий Эдмунд Алленби говорил, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны».
Под контролем Великобритании, однако, ситуация только ухудшилась. И еврейская, и мусульманская общины пытались расширить свое влияние, подозревая вторую сторону в злых намерениях.
В начале 1920-х голов активисты еврейской общины пытались добиться размещения возле Стены кресел для престарелых молящихся, а также специальных ширм, разделяющих молящихся женщин и мужчин.
Мусульманская община указывала, что это является нарушением запретов, установленных во времена Османской империи, которые сохраняли английские власти.
В мусульманской общине росли опасения, что евреи предъявят права не только на Стену Плача, но и на мечеть Аль-Акса.
Британские власти способов урегулировать конфликт не нашли. В августе 1929 года противостояние между двумя диаспорами перешло в вооруженные столкновения, жертвами которых стали 110 арабов и более 130 евреев.
В 1930 году Международная комиссия постановила, что мусульманский квартал в районе Стены Плача должен быть сохранен, но евреи имеют право свободного прохода через него и проведения религиозных обрядов.
«Храмовая Гора — в наших руках!»
После окончания Второй Мировой войны попытка создания на территории Палестины двух независимых государств — еврейского и арабского — закончилась войной между вновь образованным Израилем и его арабскими соседями.
По ее итогам в 1948 году Старый Иерусалим с Храмовой Горой оказался под контролем Иордании. Соглашение о прекращении огня предусматривало право израильских паломников на посещение Стены Плача, но фактически власти Иордании его не выполняли.
5 июня 1967 года между Израилем и арабскими странами вспыхнула новая война, вошедшая в историю как «Шестидневная».
7 июня 1967 года командир израильских десантников Мордехай Гур передал в эфир: «Храмовая Гора — в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Иерусалим вместе его святынями перешел под контроль Израиля.
После окончания войны прилегающий к Стене Плача мусульманский квартал был снесен, а на его месте появилось ныне известная всему миру площадь, где собираются туристы и паломники.
Военная победа Израиля позволяла ему диктовать свои условия в вопросе о Храмовой Горе. Однако полное изгнание мусульман, к чему призывали горячие головы, не сулило окончательного решения конфликта, да и не было бы воспринято международным сообществом.
Помолитесь о мире
Был установлен следующий порядок. При сохранении юрисдикции Израиля его представители осуществляют внешний контроль и охрану Храмовой Горы. Внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой Горы — Вакфу, покровителем которого являлся король Иордании. В 1993 году полномочия от короля Иордании перешли к Палестинской автономии.
Установленный порядок, однако, не стал залогом мира. Противостояние вокруг Храмовой Горы вспыхивает регулярно. Например, 28 сентября 2000 года визит на Храмовую Гору израильского политика Ариэля Шарона обернулся началом так называемой «Интифады Аль-Аксы» — растянувшегося на пять лет восстания палестинских арабов.
У каждой из сторон своя правда и свои принципы, которыми они не намерены поступаться.
Традиция вкладывать молитвенные записки в щели и трещины Западной Стены появилась в XVIII веке. Считается, что в такой форме обращения к Всевышнему быстрее доходят до адресата.
Со временем традиция была перенята представителями других религиозных конфессий. Никаких ограничений нет — оставить записку может любой.
Вот только молитвы о мире на этой святой земле пока остаются неуслышанными.
Стена Плача в городе Иерусалиме в Израиле
Стена Плача – одно из самых знаковых мест Иерусалима и всего Израиля. Наверное, нет ни одного взрослого человека, который не слышал бы об этом священном месте, но не все знают историю возникновения Плачущей Стены – удивительного памятника архитектуры и старины. В основном люди слышали о том, что к Стене Плаче принято приносить записки со своими сокровенными желаниями, причем в течении некоторого времени они действительно исполняются, порой совершенно невероятным и чудесным образом. Давайте поближе познакомимся этим символичным местом Иерусалима.
Первый Иерусалимский храм
Стена Плача – это фрагмент настоящей и совершенно реальной стены древнего храмового сооружения Иерусалима. Стоит пояснить, что в давние времена в Израиле было очень крупное и значимое святилище – Первый Иерусалимский Храм — Храм Соломона. Возводили строение в месте, которое сегодня идентифицируется как Храмовая гора. Первый Храм Иерусалима, построенный за семь лет легендарным царем Соломоном, изначально не был создан для вознесения молитв, потому как являлся местом кровавых жертвоприношений во искупление грехов иудеев. Кроме того, в том храме хранили казну Иудейского государства, а также вершили суд. При Первом Храме Иерусалима находился и Ковчега Завета. Но вскоре евреи погрязли в пороке и беззаконие, за что, согласно Божественного завета, они были жестоко наказаны. Этим орудием мести стал царь Вавилона Навуходоносор Второй. В 586 году до нашей эры его военачальник Навузардан с Халдейским войском захватил Иерусалим, спалив в огне все дома города, в том числе и великий храм. Что касается Ковчега Завета, то он был вывезен в Вавилон, но далее следы этой библейской святыни затерялись. При нападении на город были убиты многие местные жители, а оставшиеся в живых, попали в рабство и были угнаны в город Вавилон.
Второй Иерусалимский храм
В плену иудеи пребывали долгие годы, таким образом, очищаясь от своих грехов и неся наказание от Господа, в виде отлучения от Земли Обетованной и от священных руин Иерусалимского Храма. В том плену пребывал и пророк Иезекииль. Однажды Господь явил ему видение, где показал совершенно новый Иерусалимский Храм, который стоял на месте более раннего, разрушенного Храма Соломона. Иезекиль рассказал иудеям о воле Господа. Но переселение евреев на родные земли стало возможным только с 538 года до нашей эры, когда царь Персии Кир захватил Вавилонию. Евреи, под предводительством своего старейшины Заровавеля, вернулись на Землю Обетованную, а через год начали строить Второй Иерусалимский Храм. Они возвели его к 516 году. Таким образом после разрушения врагами Храма Соломона минуло семьдесят лет. За долгие годы при храме случалось всякое, в том числе и осквернение этой иудейской святыни. Это произошло при правителе Иудеи — царе Сирии Антиохе Епифане Четвертом.
После осквернения Второго Иерусалимского Храма службы на время были прекращены, но в 164 году до нашей эры случилось восстание Маккавеев, после которого сирийский царь утратил власть, а вновь очищенное от скверны святилище опять стало зажигать Меноры и вести службы. В честь очищения этого храма Иерусалима появился новый иудейский праздник Ханука. Пик расцвета Второго Храма Иерусалима совпал с периодом правления царя Ирода Великого, что было в конце первого века до нашей эры. Тогда же храм полностью видоизменили, сделали более роскошным и вычурным.
В период с шестьдесят шестого по семьдесят третий годы в стране шла Иудейская война, она-то и стала для Второго Иерусалимского Храма роковой и трагичной. В семидесятом году пал сам город Иерусалим, восьмого августа того же года был подожжен главный храм, он горел целых десять дней, вскоре став руинами. Затем римляне распахали священную Храмовую Гору Иерусалима, а далее взяли в плен сто тысяч местных жителей-иудеев, при этом от голода и вражеского меча погибло больше миллиона человек. Когда костры пепелища Второго Иерусалимского Храма погасли, город опустел, выжившие и чудом избежавшие плена и смерти евреи, разошлись по другим странам и городам. Что касается реликвий Иерусалимского Храма — Меноры и алтаря, то император Тит приказал доставить их в город Рим.
Стена Плача
Стена Плача – это Западная Стена – один из фрагментов укреплений Храмовой горы, состоящий из каменных блоков, и не являвшийся пристройкой Второго Иерусалимского храма периода царя Ирода Великого. Каменные глыбы Стены Плача не скреплены между собой раствором, они просто придавливают друг друга своим весом, а между стыками образуются щели, в которые верующие складывают свои записки с просьбами о своих желаниях и мечтах. «Стена Плача» на иврите произносится «Ха-Котэль ха-Маарави», дословный перевод — «Западная Стена». Почему же стену окрестили «Плачущей»? Во-первых, сюда по традиции приходят оплакивать разрушенный римлянами Храм. Во-вторых, иногда на этой стене проступают капли влаги, похожие на слезы. Последнее чудесное явление «слезоточения» было официально зафиксировано на Стене Плача в Иерусалиме в 1940 году.
Вы спросите, почему же иудеи не возвели Третий Иерусалимский Храм? Конечно, такие попытки были, но все они не вели к успеху. Например, евреи даже смогли получить разрешение от римского императора Юлиана Отступника на строительство новой святыни в 362 году, но то что было начато земными строителями, разрушалось природными стихиями – то землетрясениями, то огнем. Тогда иудеи истолковали это как знак от Господа, что они навечно наказаны лишением своей главной святыни – Домом Бога на земле — за многие грехи: поклонение идолам, кровосмешение, кровопролитие, междоусобицу. Согласно Талмуду, при разрушении Второго Иерусалимского Храма закрылись Небесные Врата, почти все, кроме Врат Слез.
Сегодня Стена Плача в Иерусалиме – основная святыня иудаизма в Израиле и во всем мире, привлекающая множество паломников и просто туристов, причем люди едут сюда вне зависимости от их вероисповедания. Все они с волнением приближаются к этому памятнику истории и веры, ведь он связан с некими сакральными фактами. Например, тот факт, что стена смогла устоять среди пожара и хаоса, лишь подкрепляет древнееврейскую легенду о том, что сам Господь дал обещание царю Соломону о том, что западная стена его храма никогда не будет поругана и порушена. Стена представляет из себя двадцать восемь рядов сложенных каменных глыб, третья часть ее – почти семнадцать рядов, сокрыта под землей. Сооружение и века спустя гордо высится над склоненными в молитве верующими. Стена Плача – священная достопримечательность Израиля, привлекающая людей всех конфессий. Это место Иерусалима столь же священно для мусульман, потому что здесь произошло вознесение пророка Мухаммеда. Оно расположено наверху горы, где стоит мечеть, внутри которой находится священный камень, с которого он вознесся. Не менее проникновенным и святым местом является Стена Плача для верующих христиан, потому что на Храмовой Горе в свое время произошли главные события, описанные в Пятикнижии и Заветах.
Записка для Стены Плача
Стена Плача – обязательное и очень популярное место для экскурсий в Израиле. Даже те туристы, которые приезжают отдыхать на курорты Израиля, обязательно выделяют день для посещения Иерусалима с его святыми местами. А какое же посещение верующими Стены Плача обходится без просьбы к Богу о самом сокровенном? Стоит предупредить, что вокруг Плачущей Стены всегда очень много народу, поэтому рекомендуем вам написать записку с желанием предварительно, чтобы потом быстро вложить ее в щель между камнями.
Подходя к Стене Плача, вы увидите ограждение, делящее ее на мужскую -левую и женскую – правую части. Пожилые и немощные посетители могут сесть на стулья или шезлонги у самой священной стены. Написав записку и помолившись, нужно отыскать свободную нишу в стене, скрутить свою записку-просьбу и опустить ее в отверстие.
Кстати, если вы переживаете перед посещением Стены Плача, что понятно, потому что прикоснуться к такой великой святыне – это большая честь для любого верующего человека, то можно предварительно посмотреть, что и как происходит там на данный момент в режиме online, который транслируется через круглосуточно работающие веб-камеры.
Помолиться у Стены Плача в Иерусалиме
Точно не помню, где и когда я впервые узнал о Стене Плача. Я уверен, что это было где-то в детстве. Будучи усердным читателем книг по истории, я наткнулся на увлекательный рассказ об Израиле, начиная с его рождения в 1948 году до израильско-арабских войн и вплоть до древних времен. Раньше я уже осознавал его значение как одного из ведущих символов иудаизма, а также то, что он также играл неотъемлемую роль в других религиях, таких как христианство и ислам.
Согласно исламской традиции, именно у Стены Плача Пророк Мухаммед привязал своего крылатого коня Аль-Бурака — исламское существо, которое перевозит пророков, — когда он находился в середине своего ночного путешествия (Исра и Мирадж). ) в 621 году. В 4 веке, когда Иерусалим перешел под власть христиан, к Западной стене относились с благоговением из-за ее непосредственной близости к Храмовой горе и Храму Гроба Господня.
Западная стена, а не Стена плача
Несмотря на то, что среди неевреев это место более известно как Стена Плача, давний термин для этого места на самом деле — Стена Плача или ха-котель ха-маарави. Термин «Стена плача» возник только в начале 20 века, когда британцы начали использовать этот термин после завоевания Иерусалима.
Возможное объяснение этого восходит к описанию практики евреев собираться возле этой части стены Старого Иерусалима, чтобы оплакивать разрушение своих храмов во времена Византийской империи.
Самое святое место молитвы
Расположенный в Старом Иерусалиме (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), он был построен в 19 г. до н.э. и имеет длину 1601 фут и высоту 62 фута. Первые семь слоев Западной стены были сделаны из известняка мелеке и восходят к временам правления Ирода Великого, что делает ее тем же самым набором камней, на который Иисус обратил внимание в свое время.
Стена стала свидетелем бурного числа столетий, когда город Иерусалим попадал в руки несметного числа правителей при христианах, мусульманах и обратно к евреям, и чередуя империи от Византийской, Мамлюкской и Османской периоды Британской империи и даже под властью Иордании.
Мы посетили Западную Стену в конце нашего тура по Святой Земле. Это был прекрасный день, когда солнце светило ярко, но не слишком жарко. По традиции мужчинам и женщинам отведены отдельные перегородки в стене для молитвы. Я подошел к мужской части и присоединился к десяткам евреев в темных костюмах, чтобы помолиться. Сначала я чувствовал нерешительность, так как боялся вторгнуться в их молитвенное пространство. Бородатый еврей мог бы ощутить мои опасения, поэтому он жестом пригласил меня подойти к стене.
Да. Оказавшись у стены и, наконец, взяв в руки блок известняка мелеке, я тут же погрузился в собственную молитву. Чувствуя себя немного эмоционально, этот момент тронул меня до глубины души, поскольку важность пребывания в таком историческом и духовном месте полностью окутала меня.
Многие люди, которые молятся у стены, следуют традиции, зародившейся в начале 18-го века: писать свои молитвы на листе бумаги и вставлять его в щели в стене. Эти записки удаляются несколько раз в год и захораниваются на почве Елеонской горы. Жаль, я забыл ручку и бумагу, так что не смог оставить записку.
Люди всех вероисповеданий могут посетить Стену Плача и помолиться.Закончив молитву, я в последний раз касаюсь стены. В качестве жеста благодарности я признаю, что на протяжении всей своей долгой истории он создавал волны, которые привели к бесчисленным ответам на молитвы, которые, надеюсь, будут включать и мои собственные.
Интересно, молился ли я раньше о посещении Святой Земли? Я не мог вспомнить. В любом случае, я выразил благодарность Западной Стене за высшую силу, которая в сговоре с хорошей кармой привела меня туда.
Изображение предоставлено: Marky Ramone Go
Marky Ramone Go
Marky Ramone Go
Marky Ramone Go
Предыдущая статья
Oz Goose Sailfest делает волны в Легаспи
byBusinessMirror
5 марта 2022 г.
Следующая статья
Сенатор. Обратитесь к руководителям школ, правительству: позаботьтесь о здоровье и благополучии учащихся на фоне постепенного возвращения к классам F2F
byBusinessMirror
5 марта 2022 г.
История Стены Плача (Стена Плача) в Иерусалиме Онлайн
Великая стена
Знаменитая стена Плача
святыни иудаизма и Иерусалима. Ежедневно Стену Плача посещают тысячи туристов и паломников со всего мира, каждый из которых сочиняет молитву и оставляет в трещинах Стены записку со своими пожеланиями. Среди паломников немало известных людей: президенты разных стран, чиновники разного ранга, знаменитости. На протяжении почти 2000 лет Стена Плача у Храмовой горы в Иерусалиме была великой загадкой .
Стена плача — уцелевшая часть Второго Храма, разрушенного римлянами в 70 г. н.э. Существует несколько легенд о происхождении Стены. Одна из самых популярных гласит, что Храм был построен по приказу еврейского царя Соломона в честь еврейского Бога, хранителя мира на земле и хранителя всех народов мира.
Согласно видению Соломона, Храм должен был стать самым красивым и крепким зданием в мире. В ночь перед началом строительства к Соломону явился ангел и велел ему доверить строительство Храма людям, а не наемным работникам. Таким образом, богатые, бедные, старые и молодые — каждый может внести свой вклад в соответствии со своими способностями.
Утром Соломон созвал к себе народ и объявил свою волю:
«Народ Израиля! Богатые и бедные, министры и священнослужители, офицеры и их помощники!» Он порицал. «Я хочу построить дом для еврейского Бога — роскошный, просторный и красивый Храм, как и подобает Богу мира. Теперь я буду отливать много для каждого из вас, и каждый будет строить свою часть. Так мы построим Храм – Храм для всех».
Царь Соломон разделил конструкцию Храма на четыре равные части, четыре стороны света. И он поручил строительство каждой стороны разным социальным классам: восточной стороны — богатым, северной стороны — государственным деятелям, южной стороны — священнослужителям, а западной стороны — простым людям.
Высшие классы с большим энтузиазмом приступили к работе, наняв лучших рабочих, а бедняки своими руками вместе с женами и детьми выполняли сложную строительную работу. Богатый класс первым закончил свою часть Храма, за ним последовали министры и священнослужители, а простые люди были последними, кто закончил строительство Западной стены.
Но когда строительство было завершено, случилось чудо: дух Божий сошел на Храм и благословил труд бедняков: «Мне дорог труд простых людей, и на него будет Мое благословение».
Прошло много лет. Храм был разрушен врагами, и уцелела только Западная стена. К нему спустился ангел, обвил его крыльями, чтобы защитить от разрушения, и сказал: «Стена Плача построена бедняками, и разрушение не коснется ее…».
… Прошли сотни лет, но Стена плача по-прежнему нерушима, являясь символом любви Творца к каждому из нас.
Стена сегодня
С тех пор, как Храм был разрушен, евреи всего мира считают это место святым.