история и факты – WE LOVE UA
Иерусалим – один из 10 самых древних городов мира. Этот город является священным для представителей трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Ежегодно его посещают миллионы туристов и паломников. Одной из самых известных, почитаемых и посещаемых святынь и достопримечательностью этого города, да и всего Израиля, является Стена Плача.
Стена Плача уже много столетий является местом молитвы и паломничества евреев. Кстати, сами евреи называют ее Западной Стеной. А название «Стена Плача» возникло в средневековье и является переводом соответствующего арабского словосочетания.
Это название связано с обычаем евреев приходить к стене и оплакивать разрушение храма, поскольку это единственное, что уцелело от главной еврейской святыни.
Западная стена – это фрагмент укрепительного ограждения, построенного по периметру Храмовой горы после ее расширения, и поддерживающей земляные насыпи, за счет которых и было сделано расширение.
На Храмовой Горе, в свою очередь, стоял Первый Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном в 825 года до н.э и разрушенный вавилонянами в 422 год до н. э. Приведенные цифры взяты из еврейской датировки, согласно же общемировой, храм существовал в 989 – 586 годах до н.э. и Второй Иерусалимский храм был достроен в 348 году до н.э. и простоял до 70 года н.э., когда вместе с городом был разрушен римскими войсками (по общемировой датировке Второй Храм был построен в 516 году до н.э.).
Стена Плача строилась несколько десятилетий – начал ее возводить царь Ирод Великий в 19 году до н.э., а завершил его внук – царь Агриппа II.
То, что сейчас называется «Стеной Плача» – это фрагмент длинной 57 м. В то время как ее полная длина – 488 м и ее большая часть находится за домами. Высота стены – 32 метра, из них над поверхностью земли видны только 19 метров. Стена построена 45 слоев камня.
Евреи стали молиться у Западной Стены уже с IV века, однако это было затруднительно, поскольку им не разрешалось проживать в Иерусалиме. Официальное разрешение на это Византийские власти дали только в средине V века.
Кроме молитвы, многие сегодня приезжают к Стене Плача, чтобы оставить записку с просьбой или желанием. Сделать это может любой человек, независимо от вероисповедания.
Этой традиции более 300 лет. В первой половине XVIII века в Иерусалиме жил раввин по имени Хаим бен Атар. Как рассказывает предание, он написал записку с прошением к Богу о даровании благополучия своему ученику и попросил того самого ученика отнести ее и положить между камнями в стене. Вскоре ученику улыбнулась удача.
Для того, чтобы вложить записку в Стену Плача, нужно одеть маленькую шапочку – кипу. Кроме этого мужчины и женщины подают записки в разных местах.
За соблюдением правил наблюдают смотрители. Они же два раза в год вынимают все записки и за
Что скрывает Стена Плача в Иерусалиме
Так называемая «Стена плача», западная стена или, как называют ее евреи Ха-Котель ха-Маарави, все, что осталось от оборонительных сооружений, окружающих гору Мориа в древнем Иерусалиме после разрушения его римлянами в 70 году. Евреи и сейчас верят, что Храм будет восстановлен и сюда стекаются люди Иудейского вероисповедания со всего мира, потому что это их главная святыня наряду с Храмовой Горой.
Об этой стене точно можно сказать, что здесь почти 2000 лет назад стоял Храм. Здесь бывал Христос со своими учениками, здесь Он сотворил не одно чудо. Теперь к этому месту приковано внимание Иудеев, Мусульман и Христиан всего мира.
Стена Плача в Иерусалиме
Что нужно знать, желающим посетить
Каждый год сюда приезжают около 10 миллионов человек со всего мира, хоть видеосъемка ведется 24 часа в сутки, количество желающих побывать, здесь не убавляется. Иудеи едут для того, чтобы посетить то, что осталось от единственного в мире места, где можно было приносить жертвы Богу, для них это синагога на свежем воздухе.
Они верят, что отсюда по всему миру расходится Шхина, и еще они верят, что записка, оставленная здесь, дойдет до Бога.
Христиане почитают это, как место, где когда-то молился Христос до основания своей Церкви на земле, и считают стоявший здесь Храм предтечею Церкви Христовой.
Мусульмане утверждают, что ее возвели они и Иудеи необоснованно заявляют на нее права, т.к. она является неотъемлемой частью Аль-Аксы и Харам-Шарифа. Одно время они даже запрещали посещать это место Иудеям.
Но сегодня люди всех исповеданий и даже атеисты стремятся сюда. Оказавшись здесь стоит обратить внимание на: Ворота Беркли, Арку Робинсона, Малую стену, Хасмонейские туннели и арку Вильсона.
Молитвенная комната закрыта только для женщин, кроме области просмотра. Достопримечательность открыта круглосуточно и круглый год, для избегающих большого скопления людей посетителей, лучше прийти ранним утром в будни.
- Для безопасности входящих устроена арка контроля, не нужно этому удивляться;
- Женская половина находится справа;
- Головы мужчин должны быть покрыты;
- Женщины в коротких юбках и брюках могут позаимствовать необходимые покрывала;
- Кто не сможет найти место, куда поместить записку, имеет возможность попросить об этом администратора;
- Уходя, необходимо пройти хотя бы 10 метров, не отворачивая лица от стены.
За посещение денег не требуют, но желающие могут пожертвовать 25 шекелей взрослый и 15-й подросток.
Tahana Merkazit – это автобусная станция в центре Иерусалима от нее до Стены ходят № 1, 2 и 38. Кроме Шаббата! И праздников. Шаббат длится с 15:55 пятницы и до 5:15 в субботу с декабря. С июня с 19:10 пятницы до 8:30 субботы.
Стена Плача — история и описание
Со стеной связано понятие «Шхина» (присутствие), этот термин в Иудаизме относился к Святая Святых, то есть это обозначение присутствия Самого Бога на земле.
Моисей вывел народ израильский из рабства египетского в Синайскую пустыню примерно 1400 лет до Рождества Христова. Сорок дней и столько же ночей он провел на высоте Синай, после чего дал израильтянам завет на двух каменных скрижалях, в настоящее время, называемый декалог или десять заповедей Моисея.
Был дан еврейскому народу закон «Тора», изложенный в первых пяти книгах Св. Писания. В Торе описана Скиния (Микшан), которая служила людям походным храмом во время путешествия по пустыне.
В центре огромного пространства размером сто на пятьдесят локтей (локоть примерно равен половине английского ярда или 18 дюймам, примерно 45,72 см.), окруженного завесой из дорогих тканей, возвышался шатер (Скиния). Три стены шатра были деревянные, а с востока он закрывался завесой. Длина измерялась тридцатью локтями, ширина и высота десятью. Внутри располагалась Святая Святых (Кодеш кодашим) размером 10х10х10 локтей, и отделялась завесой (парохет) от остальной части.
Внутри Святая Святых располагался Ковчег Завета, представлявший собой ящик из дерева ситтим (акация), длиною 2,5 локтя, высотою и шириною 1,5 локтя. Снаружи и изнутри он был покрыт золотом. Крышка Ковчега была выполнена из золота, на ней помещались золотые изображения двух Керубимов, смотрящих друг на друга.
Скрижали завета были содержимым Ковчега Завета. Во Святая Святых хранились: золотая чаша с манной небесной, рукопись Торы, собственноручно созданной Моисеем, и посох Аарона, который расцвел.
В самое святое место Скинии имел право входить только первосвященник, чтобы совершить кропления кровью жертв, это было частью священнодействий назначенных в день, называемый Йом-Кипур. С востока от Святая Святых располагалось Святилище (Кодеш) размерами 20х10х10 локтей, отделяемого от «Хацера» занавеской «Масах».
В Святилище располагались: слева семисвечник из золота — Менора, справа – покрытый золотом стол с лежащими на нем 12 хлебами. И Менора и стол отделяло от «Парохета» расстояние в 5 локтей. В центре святилища располагался «золотой жертвенник», предназначенный для каждения фимиамом. Покрывали скинию дорогой материей и шкурами животных.
Расположение скинии ориентировалось строго по сторонам света. Вокруг скинии огораживался двор «Хацер» с четырьмя столбами между которыми натягивались «Клаймы» — украшенные завесы. Таким образом, двор «Хацер» представлял собой правильный прямоугольник.
В центре двора Скинии, в 22-х локтях от нее размещался жертвенник всесожжений или медный жертвенник. Длина и ширина его составляла 5 локтей, высота три. Материалом для него служило дерево ситтим, и он был обложен листовой медью. По углам были сделаны рога, как символ могущества, а на практике являлся прибежищем, нуждавшимся в нем.
Все приспособления для сгребания пепла: горшки, чаши, вилки и совки были медными. На жертвеннике всегда горел огонь. В середине жертвенника была медная решетка, разделявшая жертвенник на низ и верх. В одной части жертвенника имелось две скважины для вытекавшей крови. Около этих отверстий находились два сосуда, для жертвенных возлияний.
На пространстве от жертвенника до скинии располагалась медная умывальница (кийор). Ее предназначением было умывание рук и ног священников перед жертвоприношением. Во дворе происходили общественные молитвы и жертвоприношения. В святилище входили священники по установленной очередности, кадить в определенные моменты священнодействий.
Стена плача
Храм Соломона
С 950-586 года до Рождества Христова на горе Мориа стоял Храм. Он был возведен во время кульминации национального самоосознания и рассвета религиозных чувств народа Израиля, в царствование Соломона.
Перед этим его отец, царь Давид покорил столицу Иевусеев. Иевусеи – это древнее население, основавшее город Салим или Иевус в III тыс. до н.э. Упоминаются в древних египетских папирусах, скорее всего этот народ был семито-хуррито-хеттского происхождения.
Завоевав эту землю, Давид поместил здесь скинию и Ковчег Свидетельства. Иерусалим, бывший Салим или Иеус, находилась вне пределов владений колен Иуды и Вениамина, и являлось личной собственностью Давида, таким образом, он сосредоточил в своей столице религиозную и национальную жизнь евреев. Которые должны были каждый год приходить на три праздника, так как жертвы единому Богу нельзя было приносить нигде больше.
Сам Давид очень хотел построить храм, но не мог, потому что, по словам пророка Нафана, это деяние предназначалось его сыну Соломону. Но за годы своего правления он смог приготовить немалые средства для строительства. Коренное население ханаана использовалось для добычи и доставки вытесанных блоков, а ливанские кедры финикийцы доставляли по морю.
Перед смертью он созвал всех начальников колен Израилевых и приказал им помогать Соломону, которому завещал строительство. Соломон получил и готовый проект, составленный его отцом при помощи синедриона.
Начал Соломон строительство в четвертый год своего правления, 480 г. после выхода из Египта. Финикийский царь Хирам прислал архитектора Хирам-Абифа, каменщиков и представителей других строительных профессий.
Через 7 лет в 950 г., по другому мнению, в 1007 году, созидание закончилось. Планировка Храма в точности повторял планировку Микшана и прилегающей территории. Ковчег Откровения в сопровождении старейшин и начальников колен Израилевых внесли в алтарь. В 586 году до Рождества Христова. Очередное восстание Иудеев, послужило поводом Навуходоносору, вавилонскому царю, для разрушения Иерусалима и Храма.
Восстановление Храма
В 538 году до нашей эры Вавилон захватил Кир, царь персов, который для того что бы на границе с Египтом видеть сильный форпост и союзный народ издал декрет об освобождении Иудеев и финансировании реконструкции Иерусалимского Храма. Документа регламентирует границы постройки и приказывает вернуть священные сосуды, захваченные Навуходоносором.
Кир повелел финикийцам поставлять в Яффу кедр. Правда, как было исполнено это повеление неизвестно. Храмом Зоровавеля, прямого потомка Давида и первосвященника Иегошуа, он называется по той причине, что он руководил строительством.
Возвратившиеся Иудеи взялись за дело с завидным энтузиазмом. В первую очередь расчистили и благоустроили место для Жертвенника, чтобы возобновить служение Богу еще до постройки храма. Левиты состояли смотрителями при совершении работ.
Строительству не смогли помешать даже препятствия, чинимые Самарянами, но из-за этого обстоятельства работы пришлось приостановить на пятнадцать лет. И только благодаря влиянию пророков Аггея и Захарии строительство продолжилось.
Дарий I Гистасп во второй год своего правления в 520 году до Рождества Христова возобновил действие декрета Кира. Строительные работы и жертвы о благоденствии Дария и его семьи финансировались им, лица, препятствующие этому, подлежали смертной казни.
Постройка завершилась в 516 году до Рождества Христова, ровно через семь десятилетий после разрушения и в шестилетие царствования Дария. Храм был отреставрирован там же и имел те же размеры, но по роскоши не мог равняться с изначальным Храмом, а Ковчег Свидетельства, был безвозвратно потерян.
Торжественное освящение Храма стало грандиозным праздником, в жертву были принесены животные по числу патриархов Израиля, и еще 100 быков и 600 единиц различного скота.
Восстановителем Богослужений в Храме является Неемия, соратник Ездры и наместник Персии в Иудее. Для нужд служения им был установлен сбор в половину шекеля (шекель 11,4 граммов серебра) на каждый год и обязанности для колен Израиля поочередно поставлять дрова для принесения жертв, он также восстановил обязательную десятину.
Но пророк Малахия рассказывает, что: люди всяческими способами манкировали от взносов десятой части своего дохода, а коэны своим долгом.
В IV веке до Рождества Христова наступила власть греков, которые почитали Храм и присылали богатые дары. Храм был отремонтирован и укреплен в это время, обилием пожертвований выделялся Антиох III. Он, как и персидские властители освободил всех храмовых служащих от всех налогов. Селевк IV финансировал Храм, но это не препятствовало ему сделать попытку присвоить Храмовые сокровища, во время финансовых затруднений.
Эпифаний во II веке до Р. Х. прекратил эту традицию. И в 169 году до Рождества Христова, возвращаясь из Египта, экспроприировал храмовые драгоценности. В 167 году он, поставив в нем жертвенник Зевсу Олимпийскому, тем самым осквернив его, и Богослужения прекратились на 3 года.
Иуда Маккавей в 164 году до Рождества Христова, в ходе своего восстания захватил Иерусалим и восстановил совершение жертвоприношений, этому событию посвящен праздничный день Ханука. В 63 году до Рождества Христова Гней Помпей завоевал Иерусалим. Помпей заходил в самое Святое место, но, ни на что не посягал (по преданию, он вышел очень подавленный). Царь Ирод при своем завоевании нанес некоторые повреждения, но дальше этого не пошел.
Ирод, надеясь завоевать любовь Иудеев, перестроил Храм, но так, же он это сделал, чтобы усилить контроль над народом. Согласно показаниям Иосифа Флавия, решение было принято в 15-м году правления Ирода, то есть в 22 году н.э. Но фактически осуществлять работы, опасаясь народного восстания, стал в 18 году своего царствования.
Около тысячи священников стали строителями для производства работ в той части, куда позволялось заходить только священникам. В это время жертвоприношения не прекращались. Все происходило согласно с требованиями Галахи.
Разрешение Храма
В 70 году Тит, сын Веспасиана, подошел к Иерусалиму с двух сторон, началась осада, длившаяся пять месяцев и окончившаяся полной победой римлян и разрушением Иерусалима и Храма. Уцелели всего лишь несколько построек и среди них Западная Стена.
Что скрывает Стена Плача в Израиле
Про Тадж-Махал в Индии и достопримечательности Барселоны читайте здесь.
Стена плача в Израиле (Иерусалим)
Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.
Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.
Традиционно Старый город был разделен на четыре квартала: Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский. Этот район Иерусалима был обнесен крепостными стенами, которые построил в 1538 году Османский султан Сулейман Великолепный. В 1981 году Старый город, площадь которого составляет 0,9 км² вошел во всемирный список наследия Юнеско. В центральной его части располагается Стена Плача — самое святое место для иудеев.
История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
Стена плача на самом деле переводится с иврита как: « А-Котель Маарави» — «Западная Стена». Это единственная уцелевшая внешняя стена второго Иерусалимского храма, который был сожжен и уничтожен Римским полководцем, а позже ставшим императором Титом Флавием, летом 70 года н.э.
Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.
После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.
Первые упоминания о стене описываются в Вавилонском Талмуде, составленном еврейскими мудрецами Вавилонии через 100 -200 лет после разрушения храма. В нем говорится, что Бог поклялся народу Израиля в том, что эта стена никогда не будет разрушена и никогда от этого места не отойдет «Шэхина» (Божественное присутствие).
По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.
Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.
Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.
Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.
Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.
Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.
Происхождение названия Стены Плача
Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.
Название этой стены — «Стена Плача» в переводе с арабского языка (el-Mabka) является «Место скорби или плача». Арабы, наблюдая за евреями, видели, что они приходят к ней, чтобы помолиться Всевышнему и поплакать о разрушении Храма. Вследствие этого они прозвали её Стеной Плача.
Святость Западной стены в Иерусалиме
Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.
В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.
Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.
В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.
Молитва около стены
Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.
Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.
Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»
На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.
По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.
Молитвенные записки
Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.
Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.
Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.
Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.
Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.
Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.
Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.
Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.
Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.
Стена Плача в Иерусалиме, Израиль.
Много столетий Стена Плача, великая святыня иудаизма, является символом надежды и веры для многочисленных поколений евреев и местом их непрестанных молитв. В то же время у многих она вызывает неоднозначные и противоречивые взгляды. Что же на самом деле значит Стена Плача для еврея и как следует относиться к ней туристам?
Строительство Стены
Стена Плача – это фрагмент стены, подпиравшей Храмовую гору. Построена она была частично во время правления царя Ирода (в тот период жизни этого человека, когда он раскаялся в своих злодеяниях и стал творить праведные дела), а достроена уже после него, – в этом можно не сомневаться, так как в основании стены археологи нашли монеты, отчеканенные уже после его правления.
Согласно историку – современнику событий – Иосифу Флавию, постройка Стены Плача была завершена незадолго до Великого восстания (в ходе которого был разрушен Второй Храм), то есть через семьдесят лет после смерти Ирода. Видимо, большую часть строительства стены осуществил его внук Агриппа I.
Классический пример раскаявшегося грешника
Агриппанекогда был любимым собутыльником небезызвестного Калигулы. После прихода Калигулы к власти Агриппа получил во владение Галилею, Заиорданье и другие части Земли Израиля, а позже и остальную Иудею.
Никто не ожидал, что он вдруг откажется от места могущественного фаворита императора и уедет в далекую глушь, вместо того чтобы собирать налоги через наместника, но именно так и поступил Агриппа. Он уехал в Эрэц-Исраэль и лишь изредка навещал Рим, где, однако, не потерял своего влияния.
Агриппа, хорошо знавший Рим (как мало кто из римлян), проникся к его «всемирной» культуре отвращением и стал вполне праведным евреем, вложив все силы и всего себя в изучение Торы, обустройство Земли Израиля, в том числе в постройку Стены Плача, – той самой Стены Плача, к которой до сего дня приходит множество людей.
Котель Маарави
Да, это очень популярное место, но если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где находится Стена Плача, он не поймет, о чем вы говорите. В Иерусалиме нет Стены Плача, – есть Западная Стена (Котель Маарави), или просто Стена (Котель). А «Стеной плача» ее называют исключительно туристы, которые приезжают туда, чтобы вложить свою записку. Так ее прозвали в довольно позднее время англичане (The Wailing Wall), видевшие, как евреи проливают у нее слезы. И арабы, наблюдавшие ту же картину стенаний, назвали стену «аль-Мабка» – тоже «Стена Плача».
Но для народа Израиля страдания никогда не являлись центральной темой, и любое, даже самое мрачное пророчество и самый грустный рассказ всегда заканчивается чем-то обнадеживающим. Поэтому Котель в сознании народа остался Котелем, а никак не «Стеной Плача».
Могут ли волшебные камни исполнять желания?
Надо сказать, что 99% людей, приходящих к Стене Плача, делаютэто неверно и в лучшем случае бесполезно для себя. Люди, как правило, приходят сюда положить записку и просить исполнения желаний. Для большинства (в особенности для туристов, но и для незнающих израильтян тоже) Стена Плача – это просто «намоленное» святое место.
Но «намоленность» места – понятие не еврейское, а сугубо языческое. Такая «намоленность» свойственна, скорее, многобожию: помолился в святилище одного бога, потом у святого места другой религии, поехал в соседний город – там в святилище местного бога какой-нибудь камень потер, по принципу «главное, что на этом месте искренне молились люди, а кому – какая разница».
Многих привлекают такие модные слова, как «энергетика», «место силы» и так далее. Все это никому не понятные, но звучащие очень красиво, современно и прогрессивно понятия, однако они не имеют никакого отношения к Стене Плача. Стена Плача – это историческая постройка, и ее камни не является энергетическим место силы, а подобные верования не просто неподходящи, но и прямо противоречат самой ее сути.
Шхина и плач по Храму
Что же на самом деле такое Стена Плача и о чем там молятся? Попробуем объяснить это с помощью аллегории. Представьте, что у кого-то (не дай Б-г) пропала мать. Она когда-нибудь найдется, но он с детства не видел ее, и все, что у него от нее осталось, это платок. Он может быть совсем простеньким и дешевым, но если этот платок – единственное, что есть, имеющее отношение к пропавшей матери, которая когда-то носила его и когда-нибудь вернется и наденет его снова, разве не будет он беречь этот платок, как зеницу ока? Будет! Но не потому, что сам платок имеет какое-то значение, а потому, что он имеет отношение к пропавшей матери и к ее возвращению.
Так и Стена Плача – это единственное, что напоминает о Храме, который был разрушен два тысячелетия назад и который однажды будет построен снова, когда – мы не знаем, но ждем этого. В Мидраше сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина – Божественное присутствие (Бэмидбар Рабба 11, 2). Стена Плача является фрагментом стены, которая подпирала Храмовую гору, когда на ней стоял Храм, и будет подпирать Храмовую гору, когда на ней снова будет стоять Храм.
Поэтому у Стены Плача нельзя молиться, как у некой волшебной стены, исполняющей желания и записки тут совсем не при чем. А можно молиться лишь Всевышнему и лишь с пониманием, что ты пришел к чему-то, имеющему отношение к Храму. И распространяется данное правило не только на евреев, ведь к Храму Всевышнего приходили люди из разных народов. Подходя к Стене Плача, помни: ты пришел не к волшебным камням, а к Храму (прошлому и будущему), где молятся Всевышнему!
Лион ЛевинсонИсторик-публицист и гид по Земле Обетованной. Женат, живет в Иерусалиме. Проводит групповые и частные авторские экскурсии.