История создания собора Саграда Фамилия
После парка Гуэля мы направились ко второму величайшему творению Гауди — собору Святого Семейства, который с небольшими перерывами строится уже 130 лет.
История создания собора Саграда Фамилия
Первый камень в основание собора Святого Семейства (Саграда Фамилия) был заложен в 1882 году, и, по прошествии более чем 130 лет, постепенно становятся видны окончательные черты этого грандиозного сооружения. Собор наконец предстает перед нами в том виде, в котором его спроектировал, наверное, самый гениальный архитектор XX столетия Антонио Гауди. Сейчас это одна из самых популярных туристических достопримечательностей столицы Каталонии.
По словам одного из исследователей творческого наследия Антонио Гауди, которые он произнес, замерев от восхищения перед собором Святого Семейства: «Или человек задумал поиграть в Создателя, создавая подобные творения, или Бог играет человеком, высекая в его разуме искры таких озарений». Наиболее известный испанский собор на самом деле потрясает. Он высится над Барселоной подобно исполинской горе, в пещерах которой растут сталактиты-колокольни, а в таинственную глубину уводят гроты-порталы.
Весь цвет барселонской знати собрался в небольшом районе Баррио-дель-Поблет 19 марта 1882 года. К ним обращался облаченный в праздничные одежды епископ города, он вел свою речь неторопливо и важно: «…Да очнутся ото сна дремлющие сердца, да воссияет в небесах вера, да наступит торжество милосердия, да будет Господь милостив к нашей стране…» Завершив свой монолог, он произвел закладку первого камня в фундамент Искупительного храма, который должен был стать местом поклонения и воспевания Святого Семейства.
Первый проект подготовил Франческо дель Вильяр. Но уже спустя год на его место пришел Антонио Гауди, полностью трансформировавший первоначальный план собора, к постройке которого уже успели приступить. По замыслу дель Виляра должен был получиться неоготический храм, но при нем успели соорудить лишь крипту под апсидой.
Гауди писал: «Обычная готическая постройка — это мертвая конструкция. Она похожа на человека, чей скелет, вместо того чтобы поддерживать в гармонии все части тела, оказывается задавлен непосильной ношей плоти, и требует различных подпорок для сохранения своего существования».
В итоге Гауди заменил присущие готическому стилю стрельчатые арки на параболические; вместо массивных контрфорсов, установленных по наружному периметру вдоль стен, появились уступы с внутренней стороны, также служащие для компенсации усилия распора от сводов, но гораздо более изысканные. Благодаря тому, что поддерживающие свод колонны стремятся вверх не вертикально ровно, а под наклоном и, к тому же, еще разветвляются наверху, подобно кроне деревьев, происходит более равномерное распределение нагрузки.
Для того, чтобы еще больше сфокусировать внимание на воздушности и тяготении храма к небесам, Гауди придал внутренним колоннам спиральную форму, «вдыхая в них способность жить своей жизнью, наполненной стремлением достичь все новых высот». Архитектор отмечал: «Это станет напоминать лес. Теплое свечение будет озарять пространство сквозь окна, расположенные на разных высотах, и у вас возникнет ощущение, что это звездный свет».
Гауди задумал поистине грандиозный шедевр. Самая высокая точка собора будет находиться на высоте 170 метров, совсем немного уступая горе Монжуик, чья высота составляет 173 метра. Этим Гауди хотел отметить, что созданное человеком не может превысить творение Бога.
Несмотря на то, что Гауди являлся истым католиком и стремился возвести наглядный Дом веры, «Библию в камне», собор Святого Семейства имеет мало общего с традиционным христианским храмом. Основное сходство заключается в том, что, в соответствии с церковными канонами, собор имеет в плане форму католического креста.
Но во всем внешнем виде храма, в каждом элементе декора заложен глубокий смысл. Доминирующими элементами строения должны стать 18 башен: двенадцать посвящены апостолам, четыре более высокие — евангелистам, самая высокая башня — Иисусу Христу, а еще одна, чуть пониже, — Деве Марии. Скульптуры, барельефы, латинские надписи — все сплетаются в глубоком символизме католической веры. Например, виноградные гроздья, свисающие с маленьких башен, являются символами таинства Евхаристии.
Так выглядит план храма:
12 маленьких белых кружочков — это колокольни апостолов. Кружочки побольше с буквами — башни евангелистов: Лука, Марк, Иоанн, Матфей. Большие круги: М — башня Девы Марии; Х — башня Иисуса Христа.
В каждом из трех фасадов собора Саграда Фамилия рассказывается одна из трех главнейших Евангельских историй: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение.
Для фасада Рождества Гауди изготавливал скульптурные композиции естественных размеров. Для достижения высокой степени натурализма в сцене избиения младенцев, мастер подготавливал гипсовые слепки с родившихся мертвыми детей. Он также брал слепки с животных, для чего ненадолго погружал их в сон, используя хлороформ.
Над фасадом Страстей работал уже не Гауди, а испанский зодчий и художник Иосиф Мария Субиракс. Его скульптуры отличаются достаточно грубыми и рублеными формами, являя собой полный контраст с плавными и естественными очертаниями творений Гауди.
Поражает не только величина запланированного собора, но и его сложнейшая инженерная конструкция. Гауди обращал внимание на каждую мельчайшую деталь и мог рассчитать необходимый вес любого камня здания. На протяжении нескольких лет Антонио Гауди изучал акустику, чтобы спроектировать идеальную композицию для колоколов, которые будут управляться дуновениями ветра. Для обеспечения лучшего акустического эффекта внутри собора обустроен просторный хор.
Великий зодчий не изменил своим традициям и не оставил исчерпывающего проекта строения, оставляя пространство для фантазии. Полностью окунувшись в строительство собора, Гауди долгое время жил фактически на стройке, непрерывно инспектируя работы, все время привнося новые идеи в живой процесс возведения храма. Постоянно погруженный в свои мысли, целиком сконцентрированный на работе, мастер вызывал недоумение у окружающих.
Задумки Гауди, непроизвольно появлявшиеся в его голове, которые он запечатлевал на небольших набросках и макетах, удается повторить только в наше время, и то благодаря использованию мощной вычислительной техники и специализированных компьютерных программ.
Внутри храма размещен музей, в котором представлены проекты и чертежи Антонио Гауди, а также различные модели будущего собора (то, что сохранилось, так как большое количество документов и материалов было уничтожено в период испанской Гражданской войны).
Таким должен предстать завершенный собор Святого Семейства:
Неизменной преградой на пути возведения собора становилась нехватка средств: такое величественное сооружение строилось только благодаря пожертвованиям жителей столицы Каталонии. Недостаток финансирования является главной причиной того, что храм превратился в долгострой. И лишь в недавнем времени в проект были вложены средства инвесторов, включая зарубежных. Но Гауди, тем не менее, отвечая на вопросы о продолжительности стройки, спокойно замечал: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Всевышнего.
Как и у многих готических соборов средневековья стройка пережила своего зодчего. В возрасте 73 лет Антонио Гауди погиб под трамваем недалеко от храма.
После кончины Гауди возведение собора продолжили его воспитанники, затем ученики воспитанников. Гражданская война не пощадила многие планы и макеты Гауди, из-за чего пришлось приостановить строительство, и даже возникли прения о необходимости его продолжения. Но все же работы было решено возобновить, и возглавил их Иосиф Мария Субиракс, который занялся декорированием фасада Страстей Христовых. Здесь на смену плавным и текучим линиям Гауди пришли рубленые, словно окостеневшие скульптурные формы, с одной стороны нарушая гармонию всей композиции храма, а с другой — делая особый акцент на изображаемых скорбных событиях.
Собор Святого Семейства у многих людей вызывает неоднозначные чувства, но не признавать его магическую силу и величественность невозможно. А происшествие, случившееся в день освящения собора 28 ноября 2000 года, только добавило мистики и загадочности главному храму столицы Каталонии. Именно в этот день в Барселоне разразился мощнейший ураган и с одной арки оконного проема ветром сорвало верхушку, которая с ужасным грохотом рухнула на строительную площадку. Вероятно, это событие можно было рассматривать, как дурное предзнаменование, но барселонцы оказались несуеверными людьми и собор был освящен.
Сейчас каталонцы, а также верующие и любители искусства во всем мире с надеждой следят за постройкой храма, ожидая момента завершения строительства. В наши дни на панораме Барселоны собор Святого Семейства привычно выделяется уже построенными башнями, а также окружающими их подъемными кранами, но, тем не менее, внутренние помещения храма уже доступны для посещений. Закончить стройку предполагается в 2026 году.
myspain2012.ru
Саграда Фамилия – главный храм Барселоны. Испания по-русски
В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди.
История строительства храма Саграда Фамилия
Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.
Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог». Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он «насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.
Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера», то есть «Каменоломня», замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный «свободной планировкой».
Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть
На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.
7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди… Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.
Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память».
Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. «Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской», – возмущался архитектор Хосе Асебильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом». Так или иначе, но строительство продолжалось.
В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.
Архитектура храма Саграда Фамилия
Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.
Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.
Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.
Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.
7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.
Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год
Без экскурсии: 15 евро.
С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.
Время работы храма Саграда Фамилия
Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.
Укороченный день: 25, 26 декабря, 1, 6 января: с 9.00 до 14.00.
Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/
Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.
Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
espanarusa.com
Храм Святого Семейства
Краткое содержание статьи
Храм Святого Семейства или Саграда-Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família) является римско-католической базиликой в Испании, и одним из самых узнаваемых шедевров мировой архитектуры. Монументальный вид храма и история его строительства прославила это здание на весь мир — ежегодно тысячи паломников и туристов посещают Барселону с целью увидеть ее главную достопримечательность.
История создания
Первоначально идея строительства новой церкви принадлежала Хосе Мария Бокабелла, каталонскому книготорговцу и очень набожному человеку. Бокабелла основал религиозную организацию под названием «Орден Преданных Святого Иосифа», которая в кратчайшие сроки собрала достаточно пожертвований, чтобы купить землю в районе Эшампле (ближе к центру Барселоны воздвигнуть храм было невозможно из-за слишком высоких цен на землю) и нанять малоизвестного архитектора по имени Франсиско дель Вильяра.
Изначально планировалось создать базилику в неоготическом стиле, и уже в 1882 году был заложен первый камень в фундаменте новой церкви. Но вскоре после этого дель Вильяр отказался от проекта из-за принципиальных разногласий с Бокабелла, а в 1833 строительство было поручено Антонио Гауди, для которого работа над храмом стала делом всей жизни.
Гауди немедленно начал менять внутреннее устройство храма. Хоть он и был поклонником готического стиля, но, как непревзойденный мастер своего дела, чувствовал, что в Саграда-Фамилия обязана присутствовать монументальность, свойственная стилю модерн. Гауди искал вдохновение в природе, полагая, что новый храм должен быть уникален и величественен.
Знаменитый архитектор фанатично любил свое творение и трудился над ним вплоть до своей трагической кончины в 1926 году. Дальнейшему строительству помешала разразившаяся в Испании Гражданская война, а в 1936 году при пожаре сгорели большинство чертежей Гауди. И лишь в 1954 году работа была продолжена. Несмотря на то, что церковь и по сей день не завершена, 7 ноября 2010 она была освящена папой Бенедиктом XVI, который присвоил ей статус Малой папской базилики.
Наружное устройство храма
Концепция архитектуры Храма Святого Семейства базируется на традициях готики и убранства византийских соборов. Идея Гауди была в том, чтобы выразить христианское вероучение через красоту здания – иконография церкви, геометрические детали декораций и яркость красок были призваны продемонстрировать победу света над тьмой и передать евангелическое послание будущим поколениям.
Различные архитектурные элементы Саграда-Фамилия проникнуты иерархически организованной христианской символикой. Церковь спроектирована в виде латинского креста и увенчана 18-ю башнями, каждая из которых имеет особое сакральное значение. В середине композиции находится башня в честь Спасителя, а вокруг нее четыре башни, представляющие Евангелие: книги, содержащие историю жизни и учение Иисуса. Башня над апсидой (примыкающий к основным зданиям алтарный выступ), увенчана звездой и посвящена Деве Марии, остальные 12 башен символизируют 12 апостолов, свидетелей слов и поступков Христа.
Жизнь и учение Иисуса представлены на порталах трех фасадов. Каждый из них полон символизма и представляет одно из трех важнейших событий жизни Спасителя: рождение, Смерть и Воскрешение; и его нынешнюю и будущую славу.
Фасад Рождества (Рождественский фасад)
Большая часть этого фасада была создана еще при жизни Гауди. Он посвящен самым важным догматам католицизма – происхождению, детству и молодости Иисуса Христа.
Композицию составляют три больших портала и четыре колокола, на которых выделяются человеческие фигуры. Это аллегория чуда эволюционирующей, постоянно меняющейся природы, создателя всех форм бытия. Левый портал называется «Портал надежды», средний «Портал милосердия», а правый – «Портал веры». Между порталами над колоннами можно заметить скульптуры ангелов, возвещающих о конце света. Порталы увенчаны вершиной в форме кипарисового дерева, которая носит символическое название – Древо Жизни.
Фасад Страстей Господних
К созданию этого фасада Гауди приступил уже будучи тяжело больным, в 1911 году. Архитектор умер, так и не завершив свою работу над скульптурными композициями, демонстрирующими последние недели жизни Христа, его бичевание и распятие. Создание фасада было закончено под руководством испанского скульптора и художника Иосифа Марии Субирачес.
Фасад Воскрешения
Последний и до сих пор строящийся фасад в настоящее время укрыт от глаз туристов строительными лессами. Фасад Воскрешения должен стать самым большим и великолепным фасадом Саграда-Фамилия. На нем, по замыслу Гауди, должны быть изображены последние события жизни человека: смерть, Страшный суд, Чистилище или адовы муки.
Внутреннее убранство храма
Отделка и декор храма потрясает воображение количеством разнообразных деталей, насыщенных символизмом, продуманностью сюжетов и невообразимым сочетанием стилей. Творение Гауди объединяет готику и модерн, барокко и древние традиции восточного зодчества.
Винтажные лестницы и диагональные опоры превращают интерьер храма в каменный пальмовый лес с обилием света, проходящего через большие окна. Сложная осветительная система являлась предметом особой гордости Гауди – солнечные лучи проникают в зал через проемы башен и витражи, что создает ощущение струящегося света, заполняющего все пространство.
Прямые и частично наклонные колонны богато украшены канавками и изготовлены из разных материалов. Несущие колонны сделаны из красноватого порфира, очень твердой вулканической породы. Опоры поменьше, темного цвета, созданы из базальта, более яркие столбы из гранита и самый дальний ряд колонн из относительно мягкой породы из скалы с горы Монжуик.
Святого Семейства строится больше века, однако остается незавершенным из-за сложности первоначального проекта архитектора Гауди и сложности изготовления каменных блоков, каждый из которых требует тщательной обработки. Впрочем, даже ее знаменитый создатель, которого современники называли «архитектором Христа», не спешил заканчивать свое творение, утверждая, что его главный заказчик (подразумевая Бога) вовсе его не торопит, и храм будет завершен в свое время.
Время работы Храма Святого Семейства
Храм открыт к посещению:
1) С ноября по февраль: 9.00 – 18.00.
2) Март: 9.00 – 19.00.
3) С апреля по сентябрь: 9.00 – 20.00.
4) Октябрь: 9.00 – 19.00.
Укороченный рабочий день: 1 и 6 января, 25 и 26 декабря: 9.00 – 14.00.
ЦеныТуристам предлагаются следующие цены:
1) Без экскурсии: 15€.
2) Аудиотур: 22€ (предлагается на русском, английском, испанском, французском, итальянском, немецком, португальском и китайском языках).
3) С гидом: 24€ (на английском, испанском, немецком и французском языках).
4) Экскурсия с осмотром башен с аудиогидом: 29€.
posmotry-sam.ru
Собор Саграда фамилия: архитектура прошлого или будущего?
Собор Саграда Фамилия, или Святого Семейства, — пожалуй, одно из самых главных и впечатляющих сооружений Барселоны! А слава о нем уже давно разнеслась по всему миру. Это здание начали строить в 19 веке, а планируют закончить в нашем 21 веке, уже скоро.
“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”,— сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.
Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма.
19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. «…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…» С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.
Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой ( см. примечания).
“Традиционная готическая система — мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, — писал Гауди.
В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы (см. примечания) сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, — так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, — писал архитектор.
Для сравнения посмотрите, какие воздушные нематериальные интерьеры у готического здания — святой капеллы Сен Шапель в Париже.
И его внешний облик — с обязательной системой контрфорсов, удерживающих эту неземную красоту.
А вот — конструкции контфорсов у знаменитого Собора Парижской богоматери.
Вот именно использование этих тяжеловесных «подпорок» и старался избежать Антонио Гауди, используя приемы готической архитектуры — стремление к небу. Его новые параболические арки как раз и распределяют все усилия так, что все конструкции кажутся легкими и естественными!
Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора — 170 метров — всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом.
Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский.
Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”.
Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину.
Второй фасад — “Страсти Христовы” — был выполнен испанским скульптором и художником — Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа.
По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным.
Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании).
Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”.
Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора.
После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса.
Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось.
И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас Саграда Фамилия снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.
Примечание.
Крипта — крытый подземный ход, тайник) — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Апсида — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.
Контрфорс ( contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
www.livemaster.ru
Храм Святого Семейства: описание + информация (2019)
Искупительный храм Святого Семейства или Саграда Фамилия — самый грандиозный проект Антонио Гауди, поскольку в связи со сложностью возведения и обилия художественных элементов строительство не завершено по сей день. Величественное сооружение входит в число самых популярных достопримечательностей Барселоны, хотя остается строительной площадкой и обнесено лесами.
Храм Святого Семейства находится в фешенебельном районе Эшампле. Гигантское сооружение с островерхими башнями, устремленными к небу, кажется легким и воздушным, словно изваянным из невесомого песка, который, стекая изящными струйками, образует фигуры христианских апостолов и святых. Такой эффект задумывался архитектором с самого начала. Гауди всю жизнь стремился к естественным формам и особенно преуспел при создании своего последнего шедевра.
ТОП-40 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ БАРСЕЛОНЫ
История Храма Святого Семейства
Возведение храма началось в 1882 году, когда накопилось довольно крупная сумма пожертвований. Первый проект разрабатывался знаменитым барселонским архитектором Франсиско дель Вильяром, который решил создать базилику с тремя нефами в неоготическом стиле. Вскоре после начала строительства между именитым зодчим и заказчиками произошел серьезный конфликт, в результате которого Вильяр ушел из проекта, а дальнейшая работа над храмом была поручена молодому перспективному архитектору Гауди.
Новый архитектор произвел масштабные изменения в проекте, сохранив первоначальную планировку сооружения в форме латинского креста. По замыслам Гауди, храм должен был стать каменным воплощением Нового завета и органично влиться в окружающий ландшафт. Архитектурный комплекс с тремя фасадами — Рождества, Страстей и Славы, был дополнен множеством декоративных элементов, в том числе башнями, скульптурными группами, окнами с витражами, которые придали сооружению необыкновенную легкость и воздушность.
Храм Святого Семейства в 1905 году.Строительство Саграда Фамилия
Возведение сооружения не было быстрым. Когда заканчивались деньги, главный архитектор занимался поиском источников финансирования, при этом вкладывая в храм значительную часть собственных средств, полученных за другие проекты. Гауди с самого начала осознавал, что Саграда Фамилия станет делом всей его жизни, но увидеть результаты своих трудов он не успеет. В процессе строительства архитектору постоянно приходили новые идеи, воплощение которых в жизнь существенно замедляло темпы работы. Гауди неоднократно переделывал законченные фрагменты сооружения и отдельные элементы, если находил в них изъяны. По требованию главного архитектора, статуи библейских персонажей создавались с натуры, для чего Гауди сам находил людей с подходящей внешностью.
Под конец жизни Гауди поселился в скромном домике рядом со строительной площадкой, чтобы не тратить ни секунды на лишние дела. Была закончена основная часть храма с тремя порталами, криптой, аспидой, часовней, четырьмя колокольнями и фасадом Рождества, начата работа над фасадом Страстей Христовых. Старый одинокий архитектор больше не занимался проектами светских сооружений, которые могли бы принести ему фантастический доход. Он полностью посвятил себя храму, однако не успел. В июне 1926 года Гауди попал под трамвай и был доставлен в бессознательном состоянии в больницу для малоимущих, где скончался. В дальнейшем работу над храмом продолжилась под руководством друга и ученика Гауди Доменека Сугранеса, который посвятил много лет воплощению в жизнь проектов гениального мастера. До своей смерти в 1938 году Сугранес работал над фасадом Страстей и завершил три башни фасада Рождества.
С началом гражданской войны в Испании строительство храма было прервано, возобновлено лишь в 50-х годах и продолжается в наши дни. Архитектурный шедевр Гауди едва уцелел в годы войны, погибли в пожарах бесценные чертежи архитектора. Правительство Барселоны планирует завершение работ к 2026 году, к столетию со дня смерти архитектора, однако среди горожан существует поверье, что окончание строительства станет началом конца света.
Храм Святого Семейства: что посмотреть
Храм Святого Семейства представляет собой гигантское сооружение с ажурными фасадами, уносящимися ввысь башнями, огромным количеством внешних и внутренних колонн, которые служат опорой для всей конструкции и отдельных элементов. Как и в других проектах Гауди остался верным себе и отказался от возведения несущих стен.
Фасад Рождества
Фасад Рождества с тремя портиками, где расположен главный вход в храм, декорирован каменным кружевом барельефов, в которых просматриваются фигуры апостолов и святых, увенчан четырьмя островерхими башнями, посвященными апостолам Симону, Матфею, Варнаве и Иуде.
- В центральной части фасада расположен портик Милосердия со сценой Рождества, представленной скульптурной группой, изображающей Деву Марию с младенцем, Иосифа Обручника и ясельных животных.
- Справа от портика Милосердия расположен портик Веры с барельефами, изображающими библейские сюжеты. Слева портик Надежды с изображениями бегства Иосифа и Девы Марии с младенцем Иисусом от Ирода в Египет, обручение Марии с Иосифом и сценой Избиения Младенцев, при создании которой Гауди использовал тела мертворожденных детей.
Фасад Страстей Христовых
Фасад Страстей Христовых, в отличие от фасада Рождества, лишен декоративных элементов. Каменные барельефы отражают самые трагичные эпизоды жизни Спасителя — Тайную вечерю, арест Христа, поцелуй Иуды, у ног которого извивается Змей-Искуситель.
- Преисполнены скорби и трагизма сцены бичевания Христа, восхождения Христа с крестом на Голгофу, падения Иисуса под тяжестью своей ноши, всадника Лонгина, пронзающего распятого Христа копьем.
- Особого внимания заслуживают фигуры трех Марий — Пресвятой Девы, Марии Клеоповой и Марии-Магдалины, Понтия Пилата, с укором взирающего на толпу, Вероники с платом, на котором отпечатался лик Христа.
- У входа возвышается пятиметровое скульптурное изображение Христа под плетью стражника, над воротами расположены металлические пластины в форме свитков с текстами из Евангелия.
- В верхней части фасада Страстей — распятие Христа, словно вырастающее из скалы. Над ним — символ ночи, луна, у ног — символ смерти, череп.
Фасад Славы
Строительство фасада Славы началось в 2002 году и пока не закончено. Работы осуществляются по восстановленным чертежам и эскизам архитектора. По замыслу Гауди, в верхней части фасада будет находиться скульптурная группа Святой Троицы, над которой парят облака с ветхозаветными текстами о Сотворении мира. Над фасадом будут возвышаться башни-колокольни.
Высота главной башни Христа составит 172.5 м. Башня Девы Марии планируется менее высокой. Четыре башни пониже будут посвящены евангелистам, 12 — апостолам. Все сооружения трубчатой формы с многочисленными отверстиями, чтобы внутри циркулировал воздух, как в гигантском органе, вместе с колокольным звоном создавая удивительную музыку сфер. Колокольни не должны были нуждаться в звонарях, поскольку Гауди считал, что таких высоких сооружениях колокола должны раскачиваться ветрами.
Интерьеры
Интерьеры Храма Святого Семейства поражают необычной формой поддерживаемого колоннами свода, безупречной красотой витражей, оригинальностью декоративных элементов, присущих только Гауди. В каждой детали прослеживается гениальный художник, ученый и инженер. Оптическая иллюзия развернутого пространства, которая создается при приближении к тем или иным предметам, свет, проникающий через многочисленные окна, погружают в атмосферу благоговения, умиротворения и спокойствия.
Как в большинстве шедевров каталонского мастера, внутри сооружения нет ни острых углов, ни прямых линий. Все подчинено волнам, изгибам, плавным линиям. Стены декорированы лепниной, росписью, мозаичными панно, фресками с библейскими сюжетами. Несущие колонны по спирали возносятся вверх и разветвляются у свода как деревья. В центральной части расположен алтарь с изображением Христа, по обе стороны от него вверх уходят лестницы, символизирующие вознесение от земли к небу. Вокруг — длинные и толстые колонны из красного порфира. Остальные выполнены из базальта. У посетителя создается ощущение, что он попадает в священный дремучий лес, в котором можно найти спасение и утешение.
Интересные особенности Храма Святого Семейства
- Храм не имеет единой стилистической концепции. В нем явственно прослеживается характерная для Гауди эклектика, сочетание разных архитектурных стилей и направлений, в числе которых модерн, барокко, неоготика.
- Храм был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI в ноябре 2010. В нем могут проводиться богослужения и мессы.
- Прах Антонио Гауди покоится в крипте храма. Среди строителей ходят слухи, что покойный архитектор продолжает руководить работами над своим проектом.
- В храме с 1961 работает музей, где представлены предметы, инструменты, материалы, макеты, по которым можно проследить этапы проектирования и строительства шедевра.
- В одной из башен расположена смотровая площадка, до которой часть пути преодолевается на лифте, а оставшуюся часть длиной в 400 с лишним ступеней — пешком по винтовой лестнице. Людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями стоит отказаться от маршрута. Остальным представляется возможность увидеть Барселону с высоты птичьего полета.
- В туристический сезон билеты на посещении Саграда Фамилия необходимо покупать заранее, за несколько дней до планируемого посещения храма.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Как добраться до Саграда Фамилия:
- Метро: Sagrada Familia (Линии L2 и L5)
- Автобусы: 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, B20 и B24
Время работы Саграда Фамилия:
- С апреля по сентябрь: с 9.00 до 20.00
- Март и октябрь: с 9.00 до 19.00
- С ноября по февраль: с 9.00 до 18.00
- 1 и 6 января, 25 и 26 декабря: с 9.00 до 14.00
Стоимость посещения Саграда Фамилия:
- Посещение храма: 17 евро
- Посещение храма + аудиогид (есть на русском!): 25 евро
- Посещение храма + музей Гауди в парке Гуэль: 27 евро
- Посещение храма + подъем на башню: 32 евро
- Бесплатный вход для детей до 11 лет
- Покупка билетов: https://sagradafamilia.org/tickets-individuals
- Деньги за билеты идут в фонд строительства храма
- Билет лучше покупать заранее, особенно в туристический сезон!
Где поесть в Барселоне:
Что еще посмотреть в Барселоне:
ТОП-30 мест куда съездить из Барселоны
iespanol.ru
Саграда Фамилия в Барселоне (Собор Святого Семейства)
Одной из самых знаменитых и красивейших достопримечательностей Барселоны является Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия).
Это величественное, уникальное здание, является неким мостом между эпохами, который сочетает в себе неоготический и неповторимый авторский стиль Антонио Гауди. Создание этой церкви, которая больше напоминает песочный замок, все еще не закончено.
Саграда Фамилия — великое творение Гауди
Саграда Фамилия (Sagrada Família) стала главным символом Барселоны, уникальным и одним из самых узнаваемых зданий в мире. Её строят на протяжении 134 лет. Стоит не только сфотографироваться на его фоне, но и зайти внутрь, и в полной мере оценить красоту задумки автора.
При этом нужно быть готовым постоять в довольно длинной очереди, но если вы не планируете в скором времени вернуться в Барселону на более обстоятельную экскурсию, оно того стоит.
Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Испания.Официальный сайт церкви Святого Семейства — www.sagradafamilia.org. В собор продаются несколько типов билетов (есть скидки для разных категорий граждан).
Стоимость билетов:
- Базовый (только посещение собора) — 15€
- Билет с аудиогидом (рекомендуем — послушать будет интересно, есть и на русском языке) — 22€
- Билет с посещением башни (вход, аудиогид и посещение башни) — 29€
- Билет с посещением музея Гауди (вход, аудиогид, посещение музея) — 24€
Часы работы:
с ноября по февраль — 09:00 до 18:00
март — 09:00 до 19:00
с апреля по сентябрь — 09:00 до 8:00
октябрь — 09:00 до 19:00.
25 и 26 декабря и 1 и 6 января — 09:00 до 14:00.
Продажа билетов заканчивается за тридцать минут до закрытия.
История создания храма
Оказывается, первым архитектором, который начал строить храм, был Франсиско дель Вильяр. В его планах было построить базилику в неоготическом стиле, которая имеет форму латинского креста и соответствует представлениям о классической христианской церкви. Им было только положено начало строительства, но затем церковному совету не понравилась идея Франсиско дель Вильяра, и к работе приступил Антонио Гауди, последователь архитектора. Существует даже легенда, согласно которой, дель Вильяру приснилось, что достраивать храм будет голубоглазый юноша. Им и оказался Гауди.
Земля, на которой началось строительство Собора была приобретена на пожертвования жителей местности. Ранее эта часть нынешней Барселоны пребывала за чертой города.
Гауди решил продолжать строить храм уже согласно своему видению, забыв об изначальном плане. Он жил этим храмом, часто сам собирал деньги на строительство у прихожан, иногда работал без чертежей и схем, придумывая идеи на ходу. Так, бывало, приходилось рушить уже построенное и создавать все заново.
Гауди решил, что Саграда Фамилия будет включать в себя 18 башен. Самая большая башня ( 170 метров) должна была символизировать Христа и находиться в центре конструкции, еще одна — создана в честь Богоматери.
4 башни созданы в честь евангелистов и оставшиеся 12 олицетворяют апостолов. Следует заметить, что башня в честь Христа все еще не построена.
По плану Гауди Собор Святого Семейства предназначался не только для посредничества между небом и землей, но и как поле боя для чувств человека. Именно поэтому архитектор не жалел ни сил, ни времени, ежедневно трудясь над созданием этого произведения искусства.
Великий архитектор был набожным и хотел, чтобы храм стал воплощением современного видения Нового Завета. Задумывалось, чтобы каждая песчинка рассказывала о сюжетах из Библии и была не случайна.
Антонио Гауди строил храм в течение 42 лет и он успел реализовать всего третью часть задуманного. Он понимал, что не успеет достроить его, поэтому стал работать над внутренним обличием. Многие в то время были уверены, что Саграда Фамилия обрушится из-за нетрадиционного архитектурного решения. Однако сейчас специалисты утверждают, что храм сможет выдержать даже землетрясение.
Внутренне и внешнее обличие храма
Копировать творения Господа, было для Гауди высшей формой хвалы Творца, поскольку архитектор был верующим человеком, он считал это великой честью. Изначально он запланировал возвести три фасада: Рождества, Страстей и Воскресения Христова, но под контролем самого архитектора был возведен только фасад Рождества Христова, украшенный скульптурами животных и представителями природы.
Фасад Рождества
Фасад Страстей
Грандиозный комплекс, четыре шпиля, 12 вершин, расположившихся на них, по задумке, должны символизировать количество апостолов, всё это идея человека, который до конца своих дней не оставлял работу над храмом.
Использование модерна прослеживается во внешнем обустройстве собора. Каждая деталь фасада – это маленькая жизнь, история, максимально реалистично отображены.
Гауди ответственно подходил к созданию каждого из элементов. Например, чтобы сделать сцену избиения младенцев, он использовал слепки детей, которые родились мертвыми. А чтобы сделать слепки животных, он усыплял животных с помощью хлороформа.
После того как Антонио Гауди умер, стали думать, стоит ли продолжать строительство, так как повторить стиль автора казалось невозможным. Но строительство было продолжено Доменеком Сурганесом, помощником Гауди. Однако в 1936 году разразилась гражданская война, и строительство храма было приостановлено.
После этого разразился пожар, уничтоживший все чертежи великого архитектора, которые хранились внутри храма.
Внутренняя величественность залов собора, интерьер, контрастность фресок и мозаик, скульптуры, всё это завораживает взгляд, привлекая внимание туристов и любителей истории.
Множество деталей, внутреннего дизайна являются отличным примером применения барокко в архитектуре Саграда Фамилии.
Наверное, самый важный стиль, который только мог использовать Гауди в создание собора — конечно же, собственный, неординарный стиль, прославивший архитектора ранее.
Однако, несмотря на все преграды в работе, сегодня создание Саграда Фамилия продолжается. В начале этого века начали строительство фасада Славы, и также планировалось создание башни Христа и башни Богоматери. Подсчитывают, что строительство будет закончено к 2025 году. В 2010 году храм освятил папа римский, что дало основание на разрешение богослужений.
[ratings id=»7480″]
my-best-travel.ru
Храм святого семейства в Барселоне (Саграда фамилия)
Главная » Достопримечательности » Архитектура
Прекрасная столица Каталонии – один из популярнейших туристических городов планеты. В Барселоне находится восемь объектов наследия ЮНЕСКО, шесть из которых создал великий каталонский зодчий Антонио Гауди. Недаром Барселону именуют «городом Гауди».
Его главный шедевр – Temple Expiatori de la Sagrada Família, которому архитектор отдал 44 года жизни. Искупительный храм Святого Семейства в наибольшей степени отражает уникальный талант и личные черты гения архитектуры.
Церковь имеет почётный статус Малой папской базилики. Её нередко неправомерно именуют собор Святого Семейства. Собор – название епархиальной церкви города, которой Саграда Фамилия не является.
Об архитекторе Антонио Гауди
Antonio Gaudí родился в 1852 г. Мальчик с детства болел ревматизмом, не позволявшим играть в обычные детские игры со сверстниками. Вместо этого Антонио пристрастился к длительным одиночным прогулкам на лоне каталонской природы, ставшей для него основным источником творческого вдохновения. Архитектуру часто именуют застывшей музыкой. Творения Гауди можно назвать застывшей природой.
В личном плане судьба не баловала Гауди. Он рано потерял близких родственников – малолетних братьев, затем мать и сестру. Никогда не было у Антонио и своей семьи.
В 1878 г., при получении им диплома архитектора, один из профессоров экзаменационной комиссии сказал, что Гауди – или сумасшедший, или гений. И вот тут, на заре творческой карьеры, судьба улыбнулась ему, подарив встречу с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Огромное богатство не мешало Гуэлю быть тонким ценителем искусства и архитектуры. Они стали настоящими друзьями, а Гауди фактически стал личным архитектором Гуэля.
Проекты, выполненные по заказам Гуэля и других, принесли Гауди широкую известность, поэтому к моменту начала работы над Саграда Фамилия его авторитет был непререкаем.
В конце жизни Гауди всецело был поглощён работой над своим главным творением, сооружаемым на народные пожертвования. Он вкладывал в строительство все заработанные средства, периодически даже ночевал в храме, стал рассеянным, не следил за собой.
Жизнь Гауди оборвалась трагически. 7 июня 1926 г. он попал под трамвай. Извозчики, не надеясь на оплату, не хотели везти «бродягу» в больницу. В итоге Гауди попал в больницу для нищих. Правда, на следующий день его узнали, и попытались спасти. Увы, драгоценное время было упущено: 10 июня Гауди умер. Так Барселона отплатила прославившему её архитектору. Его похоронили в крипте церкви, которой он отдал всего себя.
История незавершённого строительства
Строительство стартовало ещё в 1882 г. Первый проект церкви создал архитектор Вильяр. Спустя несколько месяцев он не нашёл общий язык с заказчиками, и руководство строительством поручили Гауди. Через несколько лет, к 1889 г. им была завершена начатая Вильяром крипта с украшенным рельефом Благовещения сводом. По получении неожиданного крупного пожертвования анонима, Гауди решил, сохранив планировку церкви в форме латинского креста, основательно переделать проект. Будучи религиозным человеком, он задумал в архитектурной форме выразить основные новозаветные истории. Три фасада – Рождества, Страстей Христовых и Воскресения (Славы), с устремлёнными к Богу массивными колокольнями должны были отображать евангельские сюжеты.
В 1892 г. Гауди начал проектировать северный фасад, посвящённый Рождеству. При жизни он успел завершить строительство его основной части с тремя порталами и 100-метровой башней-колокольней св. Варнавы. В 1911–23 гг. архитектор разработал проект второго фасада – Страстей, но его воздвижение началось уже после кончины Гауди. Строительство возглавил коллега – архитектор Доменек Сугранес, сотрудничавший с зодчим и при постройке других его шедевров. Суградес до смерти в 1938 г. завершил строительство трёх других башен первого фасада.
В 10-е годы XIX в. Гауди набросал эскизы фасада Славы. Следует, однако, иметь в виду, что многие детали существовали только в голове гения. Для некоторых аналогичных расчётов после его смерти пришлось прибегнуть к помощи сверхмощных компьютеров. Гражданская война прервала строительство, возобновлённое только в 1952 г. Была построена лестница фасада Рождества, и он стал подсвечиваться в тёмное время суток. Два года спустя стартовало сооружение второго фасада – Страстей.
В 1961 г. в крипте открылся музей проекта и строительства храма. В 1977 г. были сооружены все четыре колокольни фасада Страстей, декорированные скульптурами уже в XXI в. В этот же период были созданы прекрасные витражи. В 2000 г. началось сооружение последнего фасада – Славы.
В конце XX в. появились главный неф и трансепты. Уже в нашем столетии были построены средокрестия апсиды. На их основе планируется сооружение шести колоколен – 170-метровой в честь Христа, 123-метровой – Девы Марии, и четырёх башен евангелистов высотой 120 м. Основные работы предполагается закончить к столетию смерти Гауди – в 2026 г.
Архитектурные решения
Как фасады, так и внутренние помещения храма ошеломляют и восхищают безграничной фантазией своего гениального создателя.
Фасад Рождества
Главный вход в храм сейчас находится в фасаде Рождества. Его четыре остроконечные башни посвящены апостолам Матвею, Симону, Иуде и Варнаве (последний относится к 70 апостолам «второго призыва»). Три портика этого фасада символизируют христианские добродетели – Веру, Надежду и Милосердие. Всё пространство портиков фасада покрыто кажущейся бесконечной вязью скульптур и барельефов, отображающих евангельские события.
Конструкция башен – открытая типа жалюзи для оптимального выхода колокольного звона. На них высечены ключевые словосочетания католической мессы – «Sanctus, Sanctus, Sanctus», «Hosanna excelsis» и «Sursum corda».
Каменная вязь портика Милосердия отображает события от обручения Марии до рождения Иисуса. В центре портика – сцена Рождества, в которой изображены Дева Мария с Младенцем, Иосиф Обручник, ясельные животные – вол и мул. По бокам от неё – сцены поклонения пастухов и волхвов. На ленте ниже высечена родословная Иисуса. Выше можно видеть сцену Благовеста с архангелом Гавриилом и Марией. Верхняя статуя портика изображает небесную коронацию вознесённой Богородицы.
По правую сторону от портика Милосердия расположен Портик Веры. Слева от дверей – визит обручённой Иосифу Марии к её родственнице Елизавете, беременной Иоанном Крестителем. Справа – работающий плотником Иисус. В центре над дверьми изображён 12-летний Иисус, толкующий Божий Закон в храме. Выше – сцены Непорочного зачатия, Принесение во храм (Сретение) с Симеоном, узревшем Спасителя в младенце Иисусе, всевидящее око как аллегория Божьего промысла, таинство Причастия.
Портик Надежды находится слева. Скульптурные композиции портика Надежды отображают бегство семьи Иосифа в Египет от Ирода, Избиение младенцев, Обручение Марии с Иосифом.
Фасад Страстей
Скульптуры этого фасада лишены декоративных деталей. Крестный путь Спасителя отображает протяжённая S-образная тропа. Вдоль неё можно видеть изображения Тайной вечери, воинов, пришедших за Иисусом, поцелуй Иуды. Змей символизирует дьявола, по наущению которого Иуда Искариот предал своего Учителя. Непонятная на первый взгляд криптограмма с четырьмя строками и столбцами из цифр во всех направлениях даёт три сотни комбинаций сумм, равных числу 33 (возраста Христа).
Далее изображены Иисус с терновым венцом, римские солдаты, делящие Его одеяния, умывающий руки Пилат, сцены падения Христа под тяжестью креста, Вероника, вытирающая своим платком лицо Спасителя, римский сотник Лонгин, протыкающий копьём Иисуса на Распятии, разорванная завеса Иерусалимского храма, тайный ученик Христа Никодим и Иосиф Аримафейский, предоставивший каменную гробницу для погребения тела Иисуса, коленопреклонённая Мария Магдалена.
На бронзовых воротах фасада Страстей помещён текст Евангелий, повествующих о Страстной неделе. У ворот – натуралистическая пятиметровая статуя бичуемого Спасителя. На дверях фасада Страстей изображены моление о чаше в Гефсиманском саду и высечены отрывки текста «Божественной комедии» Данте.
Фасад Славы
Этот строящийся фасад выходит на юг, и весь день освещён солнцем. Будущий семиколонный портик – аллегория даров Святого Духа. В верхней части фасада будет изображена подсвечиваемая ночью архитектурная композиция Святой Троицы, на каменных тучах будут высечены ветхозаветные тексты, повествующие о Сотворении мира. Башни-колокольни фасада Славы будут посвящены апостолам Петру, Андрею, Иакову и Павлу.
Высота будущей центральной башни Христа с крестом будет составлять 172,5 м, что на полметра ниже горы Монжуик: ведь творение рук человеческих не должно быть выше Божьего. После постройки колокольни Христа Sagrada Familia станет высочайшим христианским храмом планеты. Всего в нём будет 18 башен. Вторая по высоте будет посвящена Деве Марии, четыре – евангелистам, и 12 – апостолам. Гауди не был бы самим собой, если бы удовольствовался обычными колоколами на башнях. Они будут трубчатыми, издающими звук при ветре. Звук будет свободно проходить через жалюзиобразную конструкцию башен.
Интерьер
Слова неспособны в полной мере передать оригинальность интерьера храма. Первое впечатление внутри – огромный сказочный залитый солнцем лес.
В интерьере нет неизвестных природе углов и явных прямых линий. Но его многочисленные геометрические фигуры имеют линейчатую поверхность, что позволяет без труда сочленять их друг с другом. При приближении к архитектурным деталям создаётся оптическая иллюзия развёртывания пространства.
Сечения несущих колонн выполнены в форме многоугольных звёзд, постепенно превращающихся в круг. В зависимости от предполагаемой нагрузки число вершин звёзд колеблется от 4 до 12. В верхней части колонны разветвляются подобно ветвям деревьев. Самые длинные и толстые колонны для пяти будущих башен в центре храма изготовлены из очень твёрдого материала – красного порфира. Остальные колонны – базальтовые.
Внутреннее освещение решено в виде проникающих через красивейшие цветные витражи лучей. Совершенно оригинален алтарь с парящим Христом, смотрящим вверх. По периметру балдахина алтаря изображены гроздья винограда, напоминая о словах Спасителя «Я есмь истинная виноградная лоза». Лестницы с обеих сторон алтаря символизируют восхождение от земли к небу. За алтарём находятся огромные органы с прекрасным звучанием.
Как добраться?
Адрес: Calle Mallorca 401. Храм Святого Семейства можно посетить с 9 до 18–20 часов. К остановке Sagrada Familia удобнее всего добраться туристическими автобусами (в рамках первоначального знакомства с достопримечательностями) или на метро веток L2 или L5.
Минуты, проведённые в Барселоне, драгоценны. Рекомендуется не тратить их на очереди, и заранее забронировать билеты на сайте знаменитого храма. Возможны пять вариантов посещения:
- индивидуальное с аудиогидом и посещением смотровой башни за 29 EUR;
- индивидуальное с аудиогидом и посещением музея Гауди за 24 EUR;
- в составе групповой экскурсии (русского языка нет) за 24 EUR;
- индивидуальное с аудиогидом за 22 EUR;
- индивидуальное за 15 EUR.
Индивидуальную экскурсию с гидом на русском языке от 1 до 10 человек по цене 25 EUR за человека можно заказать здесь.
Саграда Фамилия – архитектурное чудо, при осмотре которого лучше всего забыть об экономии, и выбрать самый подробный первый вариант. На одной из готовых башен есть смотровая площадка. Лифт доставляет посетителей до 65 м, после чего им приходится преодолеть 426 ступенек винтовой лестницы. Открывающийся вид Барселоны, шпилей и портиков храма быстро заставит забыть о тяготах подъёма.
barcelona24.ru