Испанская маска смерти – 15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году

Калавера Катрина. Что означают веселые мексиканские черепа


Одним из моих любимых вариантов изображения черепа всегда был стиль Калавера. Блин, ну это реально круто! Если кого-то и пугают обычные мрачные черепушки, то веселенькие размалеванные калаверы не могут не вызывать симпатии. Сегодня черепа, разрисованные в этом стиле, – это модный тренд. Их можно увидеть на одежде или татуировках, модно устраивать фотосессии с соответствующим макияжем. Собственно, приветствую все эти проявления. А если кто-то из милых дам, рисуя калавера на своем лице, вдруг задумается, что это вообще означает, то эта статья придется им весьма кстати. А началось все в далекой Мексике…

День Мертвых

В переводе с испанского калавера означает, как ни странно, «череп». В Мексике он является символом Дня Мертвых, к которому там относятся с большим почетом. День Мертвых появился в результате слияния двух культур – испанской и индейской. Конкистадоры, понаехавшие из Старого Света, пытались всячески искоренить культуру майя и ацтеков и привить им свои традиции.

Калавера. Рисунок Карен Хикерсон

Среди навязываемых католических праздников были День Всех Святых и День Поминовения Усопших, приходившиеся на 1 и 2 ноября. Во время празднования среди прочего предполагалось делать пожертвования и подношения к церковным алтарям. По идее это должно было помочь душам умерших сократить сроки невеселого времяпровождения в чистилище и поскорее отправиться в рай.

Однако прожженные язычники индейцы восприняли все на свой лад. До покорения европейцами у них, естественно, были свои ритуалы, связанные с костлявой. У них было два праздника, названия которых лучше не пытаться выговорить, – Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Во время первого чествовали умерших детей, а во время второго – взрослых.

Безграничный полет фантазии для художников

Результатом такого смешения стали два праздника, которые до сих пор отмечаются в Мексике, —  День Ангелочков (Dia de los Angelitos) и День Мертвых (Dia de los Muertos). Они празднуются 1 и 2 ноября и тоже разделяются по возрастному признаку. Вместо пожертвований в церковь индейцы стали подносить дары самим умершим.

Так как смерть в представлении мексиканских индейцев считалась светлым началом в День Мертвых принято шуметь и веселиться. Считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются погостить у своих близких. Поэтому мексиканцы часто собираются семьями или общинами и проводят время на кладбищах.

Калавера Катрина

По традиции в это время устраиваются ярмарки и праздничные шествия, обязательным атрибутом которых является Калавера Катрина – скелет в женской одежде, украшенный цветами и красками. Многие считают, что она стала воплощением богини смерти Миктлансиуатль (я даже не пытаюсь написать это имя, тупо копирую), в честь которой древние индейцы принесли не одну тысячу человеческих жертв.

Другая теория ссылается на мексиканского иллюстратора Хосе Посада, жившего в конце 19-го – начале 20-го столетия. Посада стал основоположником серии карикатур, на которых все слои тогдашнего мексиканского общества изображались в виде скелетов. Основной идеей Посада было то, что не зависимо от твоего положения, роли в обществе и уровня достатка, всех нас ждет один и тот же конец, и перед лицом смерти все мы равны.

Одной из самых известных его работ является гравюра «Катрина». На ней изображен женский скелет в модной, украшенной цветами шляпке, которую могли себе позволить только представители богатых сословий. Само слово «Катрина» в переводе с испанского означает «франт». Якобы эта гравюра и является прообразом этой Катрины Калавера.

Калавера Катрина. Цинковая гравюра Хосе Посада

Не знаю, какая теория верна, но вторая мне импонирует больше. Украшая свой облик символикой Калавера, будьте проще, человечнее что ли, не расстраивайте Леонида Аркадьевича. Как бы ты не выряжался и не пыжился, каким бы важным себя не чувствовал, это не сделает тебя особенным в глазах костлявой. И в этом я полностью поддерживаю взгляды Хосе, мать его, Посада.

Как в Мексике отмечают День мертвых — Сноб

2 ноября в Мексике отмечают один из самых необычных в мире праздников — Dia de Muertos

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky, ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick. Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

***

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи

Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

***

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

***

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil. Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения —

ofrendas.

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado, чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto, тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa. Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres, отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca, посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima, во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

***

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos. В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.

Dia de Los Muertos — День Мертвых. История Катрины.: selyanka1 — LiveJournal

В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых — Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.

Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.

Catrina-Parade-Morelia-Mexico-Day-of-the-Dead.jpg

История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.

Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.

Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.

280_03_2.jpg
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность — в форме жизни и смерти.

Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.

861_02_2.jpg
«Другие миры ацтеков» (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.

Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души — «духовных центра», каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.

Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.

Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.

Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями

Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.

280_12_2.jpg
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)

Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября — День всех Святых и 2 ноября — День Всех Душ

Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде «новоделов», в частности считается, что знаковый  персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.

_ 861_16_2.jpg_Mictlancihuatl, Aztec goddess of the underworld  Borgia Codex.jpg
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28

Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.

Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.


C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.

Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.

Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.

Калавера в переводе означает «череп». Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово «калавера» получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.

Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.

_La-Calavera-Garbancera-768x548.jpg

Одной из сатирических калавер  Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera» (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.

И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.

Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие

_Posada

A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?

А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске «Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central» («Сон о воскресном вечере в парке Аламеда»), датируемой 1946 — 1947 годами.

_dream-of-a-sunday-afternoon-in-alameda-park.jpg

На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.

_____The_Kid_-_Diego_Rivera.jpg

Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.

Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь

La Catrina – In Mexican folk culture, the Catarina, popularized by José Guadalupe Posada, is the skeleton of a high society woman and one of the most…

А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.

Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.

Или вот такие танцы?



Продолжение  Dia de Los Muertos — День Мертвых. Что такое Компарса

история, необычные факты :: SYL.ru

Мексиканский череп – это очень распространенный сегодня символ, который можно увидеть в самых разных сферах. Он вдохновляет модельеров одежды, аксессуаров и товаров для дома, гримеров и визажистов, тату-мастеров и декораторов, художников, скульпторов и дизайнеров всех мастей.

мексиканский череп

Может показаться, что расписанный разноцветными завитушками череп несет в себе угрожающий смысл или негативную энергию. Но стоит узнать об этом символе побольше, как отношение к нему меняется на противоположное. Наша статья ответит на вопросы тех, кого заинтересовали необычные черепушки. А небольшая подборка красочных иллюстраций только подтвердит, что этот образ вовсе не страшен.

История символа

Существует много имён, которыми называют этот образ. Наиболее распространенные из них – это калавера, мексиканский или сахарный череп.

История черепа связана с Мексикой. Там он олицетворяет День мертвых – древний праздник, который родился в результате слияния древней местной культуры и традиций испанских конкистадоров.

Миссионеры привезли на материк новую религию и новые обычаи. Одним из них был День всех святых. Празднующим полагалось жертвовать деньги в пользу церкви, что должно было помочь усопшим родственникам в загробном мире.

Но языческие традиции смотрели на смерть иначе. Местное население не считало чей-то уход из жизни горем, а о страданиях душ в чистилище там и вовсе никто не знал. Усопших в Мексике поминали во время праздников, названия которых вряд ли можно выговорить с первого раза: Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Однако ни один из этих дней не был скорбным. Наоборот, население веселилось.

Не стоило ожидать, что прожженные язычники мгновенно научатся грустить по указке пришельцев из Старой Европы. Этого не произошло. Праздники как были веселыми, так и остались. А в местные церкви туземцы несли не золото, а дары: сочные фрукты, нежные цветы, зрелое зерно. Причем адресовались подарки вовсе не церкви, а непосредственно отошедшей в лучший мир родне.

Смешение обычаев породило единый праздник, получивший название Диа де лос Муэртос. Одним из главных атрибутов мероприятия стал необычный персонаж – Катрина Калавера. Она представляла собою скелет, но не простой, а украшенный всем, чем только можно, и наряженный в роскошное платье. А как же? Праздник все-таки!

грим череп мексиканский

Именно в честь этой дамы мексиканцы и начали готовить угощение – сахарные черепа, украшенные разноцветной глазурью. Позже тот же мексиканский череп стали использовать для прочей атрибутики: гирлянд, уличных фонарей, нарядов, масок и многого другого. С годами разнообразие сфер применения только увеличивалось, ведь этот образ стал своеобразным символом страны. Но череп калавера стал настолько популярным, что его можно встретить практически повсеместно.

Макияж и грим «Череп мексиканский»

Сегодня любители красочных черепов есть во всем мире. Этот образ вдохновляет гримеров и визажистов. В наше время макияж «Мексиканский череп» на Хэллоуин, карнавал или костюмированную вечеринку – довольно распространенное явление.

Справиться с задачей несложно даже тому, кто не имеет специального образования. Достаточно владеть базовыми навыками нанесения косметических средств. Если вы решились на подобный эксперимент, наша небольшая шпаргалка поможет в этом.

  1. Основной тон лица обычно светлый. Он может быть даже белым или серебристым, но если такие радикальные преображения вам не по нраву, используйте обычный тональный крем, цвет которого на несколько оттенков светлее вашего «родного».
  2. Выделяйте область вокруг глаз. Обычно ее делают черной, фиолетовой, темно-зеленой. Можно использовать и другие оттенки, в том числе золото и серебро.
  3. Губы обычно окрашивают в цвет основного тона лица. А от углов рта к щекам проводят тонкие линии, нанося на них перпендикулярные черточки, чтобы придать сходство с черепом.
  4. Кончик носа тоже следует выделить темным.
  5. Можно и даже нужно использовать стразы и прочие декоративные элементы (их можно закрепить с помощью клея для накладных ресниц).
  6. С помощью тонких карандашей для макияжа на щеках, подбородке и лбу можно нарисовать цветы.

Маска в стиле Де лос Муэртос

маска мексиканский череп женский

Какой же карнавал может обойтись без этого аксессуара? В продаже существует огромное множество готовых масок, но вы можете изготовить эту стильную вещицу и собственноручно. Для этого вам понадобится белая однотонная маска-основа, которую можно найти в любом отделе праздничной атрибутики. Маска «Мексиканский череп» (женский) может быть расписана обычными акриловыми красками по тому же принципу, как делается макияж: темные области вокруг глаз и на кончике носа, роспись цветами, украшения из страз. Хотите большей декоративности? Вспомните, чем индейцы украшали Катрину Калаверу, и используйте те же материалы. Розы из фоамирана или пластика, кружево, бусины и банты гармонично впишутся в общий стиль.

Черепа на подиуме и в повседневной моде

Те, кто следит за модой, наверняка уже сейчас вспомнили об одном из самых знаменитых и именитых любителей черепов – Александре Маккуине. Он использовал этот элемент для создания сумок, обуви, одежды, украшений, аксессуаров. Его модели, в которых переплетаются роскошь и мрачная готичность, уже не раз покоряли модный мир своим своеобразным шармом.

Череп в мексиканском стиле можно нередко увидеть и на повседневной одежде. Причем он одинаково популярен среди любителей принарядиться обоих полов.

череп в мексиканском стиле

На иллюстрации выше представлена модель из недавней коллекции ZARA. Немало украшенных сахарным черепом моделей можно встретить и в каталогах модного молодежного бренда Pull&Bear.

Аксессуары для дома

Наверняка вы обратили внимание на коллекцию забавных диванных подушек (фото ниже), которые украшает мексиканский череп. Этот аксессуар для дома, а также множество других в том же духе, сотворили китайские дизайнеры. В Поднебесной калавера тоже нашла множество почитателей. Сегодня в продаже легко можно отыскать шторы, постельное белье, посуду и другие товары для дома. А один из самых знаменитых производителей игрушек, американская компания «Маттел», выпустила даже куклу Скелиту, мэйк которой выполнен в лучших традициях Дня мертвых.

макияж мексиканский череп на хэллоуин

Мексиканский череп в тату-искусстве

Мастера тату давно облюбовали этот выразительный сюжет для своих работ. Череп может быть выполнен как в черно-белых тонах, так и в ярких красках. Чтобы сделать татуировку гармоничной и завершенной, ее дополняют розами, бусами, кружевами и лентами.

Как видим, образ действительно не несет в себе ничего ужасного. Напротив, его самобытная эстетика часто вдохновляет тех, кто мыслит позитивно и верит, что земная смерть – это лишь начало следующего этапа.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

  1. Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а украшения всегда яркие и веселые.

    1 ноября — вокруг главной площади Сан-Мигеля уже выложены алтари

    Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)

  2. День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей.  А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.

    Мальчишки несут картонный гроб 🙂

    Яркие алтари на площади

  3. День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.

    Вечером зажигаются сотни свечей!

    С наступлением темноты празднества только начинаются

  4. Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) —  изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.

    Фото с сайта www.queconque.com.mx

    Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых

  5. А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.

    Черепа есть на каждом алтаре

    А на некоторых даже скелеты 🙂

  6. А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!

    Фото с сайта www.escapehere.com

    Яркий алтарь в центре города

  7. На День Мертвых принято идти на кладбище — почистить могилку умершего родственника, украсить ее цветами и свечами, пообщаться с соседями, поделиться смешными историями из жизни погибшего. На могилы всегда приносят подношения: хлеб, любимые блюда усопшего, сладости, ванночки с водой и мыло, чтобы духи помылись. Поход на кладбище — это мероприятие на целый день, а иногда и на ночь.

    Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля

    Каждый алтарь уникален и сделан вручную

  8. Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы. 

    Фото с сайта www.negocilibre.com

    Детям очень нравится рассматривать яркие декорации

  9. Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

    Маргаритки на главной площади города

    Пожилые американки в костюмах Катрины

    Для украшения используются живые цветы

    Последние штрихи

    Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший

    Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы 2 года назад оказались на День Мертвых в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах  и вечеринки у бассейна. 

15 самых сногсшибательных костюмов с мексиканского Дня мертвых в этом году

С 31 октября по 2 ноября Мексика праздновала одно из своих самых важных с исторической и культурной точки зрения событий — День мертвых. Это трехдневное мероприятие призвано почтить память отошедших в мир иной и проявить к ним уважение и заботу в этом мире. В разных уголках Мексики День мертвых отмечают с определенными локальными особенностями, но общими знаменателями для всех мексиканцев является алтарь, утопающий в еде, стилизованные скелеты и различные подношения, которые должны порадовать и удовлетворить покойников. Помимо этого, Día de los Muertos отличается массовыми переодеваниями. Люди прилагают огромные усилия, чтобы создать сложные и замысловатые костюмы, которые невозможно будет забыть.

Чтобы максимально походить на Калавера, знаменитый мексиканский «сахарный» череп, жители страны окрашивают свои лица в белый цвет и оттеняют устрашающую маску изображением пестрых цветов и других традиционных мотивов.

Но помимо цвета и зрелищности, костюмы воплощают в себе идею уважения к тем, кого уже нет с нами. Мексиканцы часто продумывают каждую деталь своих нарядов, создавая их с огромной любовью в честь тех родных и близких, которых они потеряли. Вот самые потрясающие и эффектные образы с праздника Дня мертвых нынешнего года.

Поделись с друзьями:

Калака (Мексика) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Catrina-sculpture.jpg

Калака (исп. Calaca, на разговорном мексиканском варианте испанского — «скелет») — фигура черепа или скелета (обычно человека), часто используемая для украшения во время фестиваля на мексиканский праздник День Мёртвых, хотя они делаются круглый год. Ведя своё происхождение от изображений ацтеков, калаки часто изображаются с цветами бархатцами и листьями. Как и в других аспектах фестиваля Дня Мёртвых, калаки, как правило, изображаются как радостные, а не печальные фигуры. Они часто показаны носящими праздничную одежду, танцующими и играющими на музыкальных инструментах, чтобы показать счастье загробной жизни. Этот образ основывается на вере мексиканцев в то, что умершие души не печалятся о смерти и что смерть является радостным событием. Эта вера, в свою очередь, восходит к ацтекским поверьям, одной из немногих традиций, оставшихся после испанского завоевания.

Калаки, используемые в фестивале, включает резные маски черепов, которые носят люди на улицах, фигурки, сделанные из резного дерева или обожжённой глины, а также сладости в форме черепов и скелетов. Калаки иногда делают из дерева, камня и даже конфет.

Популярная фраза среди мексиканцев и латиноамериканцев, звучащая как «se lo (la) llevo la calaca» и произносимая после того, как кто-то умер, буквально означающее «Калака забрала его (её)» или «смерть забрала его (её)».

В Гватемале «калака» понимается как «смерть». Фигура голого скелета представляет смерть и означает страх смерти. Таким образом, она не изображается как радостный образ в этой стране.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *