ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ИСПАНИИ: характеристика государственного строя
Территориальное устройство Испании включает муниципалитеты, провинции и учреждаемые автономные Сообщества. Все эти образования пользуется автономией при ведении своих дел.Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными.
Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам. Каждая из 50 провинций имеет собственный муниципальный совет, возглавляемый (после 1997 года) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).
Различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ.
Конституция Испании гарантирует автономию муниципалиетов. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципалитета свободным всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом. Алькальды избираются советниками или жителями муниципалитета.
Провинция в Испании является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципалитетов на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона.
Здание Парламента Каталонии в Барселоне
Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами. Допускается образование объединений муниципалитетов, отличных от провинций.
В архипелагах каждый остров имеет также соответствующее самоуправление в виде Кабильдосов или Советов.
Финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет местных бюджетов, которые должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ.
Граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные Сообщества. Не допускается образование федерации автономных Сообществ.
К ведению автономных Сообществ могут относиться следующие предметы:
1) Создание собственных органов самоуправления.
2) Изменение границ муниципалитетов, находящихся на их территории и вообще осуществление функций, связанных с деятельностью местных органов власти, относящихся к ведению органов государственного управления, передача которых разрешается законодательством о местном самоуправлении.
3) Территориальное, градостроительное и жилищное строительство.
5) Железные и шоссейные дороги, полностью проходящие на территории автономного Сообщества, транспорт и проводная связь на них (также на территории автономного Сообщества).
6) Гавани, спортивные порты и аэродромы и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью.
7) Земледелие и животноводство, в соответствии с общим направлением экономического развития.
8) Леса и лесное хозяйство.
9) Деятельность по охране окружающей среды.
10) Проектирование, строительство и эксплуатация гидроресурсов, каналов и орошаемых земель, представляющих интерес для автономного Сообщества, минеральные и термальные воды.
11) Рыболовство во внутренних водах, промысел ракушек и водное хозяйство, охота и речное рыболовство.
12) Местные ярмарки.
13) Экономическое развитие автономного Сообщества в соответствии с целями, определенными общенациональной экономической политикой.
15) Музеи, библиотеки и музыкальные консерватории, представляющие интерес для автономного Сообщества.
16) Охрана памятников, представляющих интерес для автономного Сообщества.
17) Развитие культуры, науки и преподавания языка автономного Сообщества.
18) Развитие и организация туризма на территории автономного Сообщества.
19) Развитие спорта и досуга.
20) Социальное обеспечение.
21) Здравоохранение и гигиена.
22) Охрана и защита зданий и сооружений. Координация и осуществление других функций, связанных с местной полицией в порядке, устанавливаемом органическим законом. Резиденция Правительства Балеарских островов в Пальма де Майорка
Не могут относится к полномочиям органов управления автономных Сообществ ряд вопросов, по которым Конституция Испании устанавливает право исключительной компетенции государственных органов. Так, в соответствии со ст. 149 Конституции Испании 1978 г. к исключительному ведению Государства относятся следующие предметы:
1) Регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и выполнении своих конституционных обязанностей.
2) Гражданство, миграция, вопросы, связанные с иностранцами, право на убежище.
3) Международные отношения.
4) Оборона и Вооруженные Силы.
5) Отправление правосудия.
6) Торговое, уголовное и исправительное право. Процессуальное законодательство, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия законодательств автономных Сообществ.
7) Трудовое законодательство, без ущерба для его применения органами автономных Сообществ.
9) Законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности.
10) Таможенный режим и таможенные тарифы, внешняя торговля.
11) Денежная система: валюта, ее курс и конвертируемость, основы кредитной, банковской и страховой систем.
12) Законодательство о системе мер и весов, установление официального времени.
13) Основы и координация общего планирования экономической деятельности.
14) Государственные финансы и государственный заем.
15) Развитие и общая координация научно-технических исследований.
16) Пограничный санитарный кордон. Основы и общая координация здравоохранения. Законодательство о фармацевтических средствах.
17) Основы законодательства и экономический режим системы Социального Страхования, без ущерба для его осуществления службами автономных Сообществ.
18) Правовые основы государственной службы и статуса их служащих, обеспечивающие равенство всех обслуживаемых граждан. Общая административная процедура с учетом особенностей, связанных с собственной организацией управления в автономных Сообществах. Законодательство о принудительной экспроприации, основы законодательства об административных контрактах и концессиях, а также общая система ответственности для государственной службы.
19) Морское рыболовство, за исключением тех полномочий, которые в процессе организации этой отрасли будут переданы автономным Сообществам.
21) Железные дороги и наземный транспорт, проходящие по территории более, чем одного автономного Сообщества, общий режим путей сообщения, передвижение автомобилей, связь, воздушные и подводные кабели.
22) Законодательство, организация и предоставление в пользование гидроресурсов в случае, если воды проходят по территории более, чем одного автономного Сообщества, так же, как и разрешение на строительство электростанций, когда их использование затрагивает интересы другого автономного Сообщества или когда линии передач энергии выходят за пределы его территории.
23) Основы законодательства по охране окружающей среды, независимо от полномочий автономных Сообществ для осуществления дополнительных охранительных мер. Основы законодательства по использованию лесов, лесных угодий и пастбищ.
24) Строительство, представляющее общегосударственный интерес, или проведение которого касается более, чем одного автономного Сообщества.
25) Основы горнорудного производства и энергетического режима.
26) Определение порядка производства, продажи, владения и использования оружия и взрывчатых веществ.
27) Общие правила режима печати, радио и телевещания и, вообще, всех средств массовой информации, за исключением соответствующих полномочий по их развитию и использованию автономными Сообществами.
28) Охрана памятников культуры, истории и искусства от вывоза за рубеж и от расхищения, музеи, библиотеки и архивы государственного значения, за исключением деятельности в этой области автономных Сообществ.
29) Охрана общественного порядка, независимо от возможности создания автономными Сообществами полицейских служб, в порядке, устанавливаемом в соответствующих Уставах и в рамках конституционного закона.
31) Ведение статистики с государственными целями.
32) Разрешение на проведение опросов населения посредством референдума.
Государство может передавать или делегировать автономным Сообществам посредством принятия конституционного закона осуществление полномочий, относящихся к предметам государственного ведения, но которые, в силу своей природы, могут подлежать такому переводу или делегированию. В каждом случае закон предусматривает передачу соответствующих финансовых средств, так же, как и способы контроля, которые Государство оставляет за собой.
Контроль за деятельностью органов автономных Сообществ осуществляется:
а) Конституционным Судом, по отношению к конституционности принятых им нормативных актов, имеющих силу закона.
б) Правительством, по представлению Государственного Совета, относительно осуществления полномочий, им делегированных согласно предусмотренному в пункте 2 статьи 150.
в) органами административного законодательства, по отношению к автономному правлению и его регламентарным нормам.
г) Счетной Палатой, за экономической и бюджетной деятельностью.
Если автономное Сообщество не выполняет обязательства , предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного Сообщества. Если ответа с его стороны не последует, Правительство может, с согласия абсолютного большинства Сената, принять необходимые меры для выполнения автономным Сообществом указанных обязательств в принудительном порядке, либо для защиты упомянутых общегосударственных интересов.
Дворец Альхаферия — резиденция Кортесов Арагона
Автономные Сообщества пользуются финансовой автономией в целях развития и осуществления своих полномочий в соответствии с принципом координации деятельности с центральными финансовыми учреждениями и принципом солидарности всех испанцев.
Средства автономных Сообществ складываются из:
а) налогов, полностью или частично передаваемых Государством, надбавок на государственные налоги и другого участия в налогах Государства.
б) собственных налогов, специальных пошлин и взносов.
в) переводов от Межтерриториального Компенсационного Фонда и других поступлений от Государственного бюджета.
г) прибыли от собственного имущества и доходов, поступающих от операций, регулируемых частным правом.
д) прибыли от кредитных операций.
Кроме того, Генеральный Государственный бюджет Испании может устанавливать определенные ассигнования автономным Сообществам в зависимости от объема им переданных услуг и гарантии с их стороны относительно минимального уровня осуществления основных публичных услуг на всей территории Испании.
В целях выравнивания экономического положения в разных регионах Испании и воплощения принципа солидарности создается компенсационный Фонд, предназначенный для инвестирования бюджетных средств. Средства Фонда распределяют Генеральные Кортесы между автономными Сообществами и провинциями.
Подробнее об Испании:
Административно-территориальное деление Испании
Автономные Сообщества Испании
Провинции Испании
ИСТОРИЯ ИСПАНИИ с древнейших времен до современности
В середине XIX в. темпы экономического развития Испании ускорились. Промышленный переворот охватил добывающую и обрабатывающую промышленность. Быстро развивались легкая и пищевая индустрия, текстильная, кожевенная, табачная, сахарная отрасли. С 1848 г. стали сооружаться железные дороги и шоссе; росли объемы внешней торговли: вывозились вина, цитрусовые, оливковое масло, руды цветных металлов (свинец, медь, цинк), пробка; ввозились уголь, хлопок, машины.Когда Изабелле исполнилось 13 лет, ее объявили совершеннолетней и провозгласили королевой Изабеллой II. После падения Эспартеро в Испании начинается серия «умеренных» правительств, которые поддерживаются Короной. Основной целью «умеренных» становится скрытая борьба с недовольным испанским народом и недопущение восстаний, для чего они разоружают Национальную милицию и восстанавливают действие Закона о городских советах, который обеспечивал тотальный контроль за органами местной власти со стороны центрального правительства. На момент прихода Изабеллы II ей было всего 13 лет, и она не имела опыта работы в правительстве и в управлении государством. Поэтому на ее политику влияют окружающие ее люди и фавориты.
тав взрослой, Изабелла II оказалась «достойной» дочерью своего отца Фердинанда VII — такой же деспотичной, невежественной, неспособной к государственным делам.
Страной правили ее многочисленные фавориты. Один из них, Сан Луис, возглавлявший правительство, подписал в 1854 г. декрет: в связи с тем, что казна пуста, населению предписывалось немедленно уплатить налоги за шесть месяцев вперед. Такого еще не было. Воспользовавшись возмущением населения, оппозиционно настроенный генерал О’Доннель обратился к народу. В своем манифесте он призвал жителей столицы поддержать его усилия, направленные на создание демократической Испании: разогнать придворную камарилью (так со времен Фердинанда VII называли собиравшуюся около покоев короля группу его фаворитов, которые вершили судьбами страны), строго соблюдать законы, ввести наконец свободу печати, сократить налоги, установить режим экономии государственных средств, расширить права местных органов власти…
Унитарное государство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти.
На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и налоговые системы[1][2]. Большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства.
Современные унитарные государства на карте мираПо признаку централизации[править | править код]
Среди унитарных государств по признаку централизации выделяют государства следующих типов:
- Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия и другие.
- Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и другие.
- Относительно децентрализованные унитарные государства, сочетающие местное самоуправление и централизованное государственное управление, проявляющееся в центральном административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления[3][4].
По признаку автономии[править | править код]
Унитарные государства также разделяют по наличию автономий в их составе:
- Простые унитарные государства, которые либо вообще не имеют административно-территориального деления в силу их малой площади (например, Мальта, Бахрейн, Аруба, Науру), либо делятся только на административно-территориальные единицы (например, Алжир, Колумбия, Польша, Франция). При этом административно-территориальное деление может быть двух-, трёх-, и даже четырёхуровневым[3][4].
- Сложные унитарные государства, имеющие в своем составе одну или несколько автономий (например, Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Фарерские острова и Гренландия в составе Дании; Испания; автономные районы в Китае) , имеющих некоторые атрибуты собственной государственности[3][4].
- Национально-территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
- Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Северной Македонии — албанское).
Административно-территориальное деление — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2020; проверки требует 1 правка. Административно-территориальное деление стран мира.Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными образованиями. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Особенности административно-территориального деления отдельных стран[править | править код]
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 3 коммуны: Ла-Кондамин, Монако и Монте-Карло.
Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года (редакция от 9 февраля 2009 года) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.