АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ИСПАНИИ. Автономные сообщества, провинции, муниципалитеты Испании
Испания является унитарным государством. После заключения автономных пактов 1981 и 1992 годов в Испании окончательно юридически оформилась система административного деления Королевства Испании. В административном отношении Испания стала разделена на 17 автономных сообществ Королевства Испании (Андалусия, Арагон, Астурия, Балеарские острова, Валенсийское сообщество, Галисия, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия — Ла Манча, Кастилия и Леон, Каталония, Ла Риоха, Мадрид, Мурсия, Наварра, Страна Басков, Эстремадура), к которым были приравнены и два автономных города Сеута и Мелилья, которые находятся на северном побережье Африки. В свою очередь, каждая провинция разделена на определенное количество муниципалитетов, которых в общей сложности в Испании насчитывается 8118. Муниципалитеты являются основными территориальными образованиями в территориальной организации Испании.Такое административное деление государство предусмотрено ст. 137 Конституции Испании
Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными.
Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам. Каждая из 50 провинций имеет собственный муниципальный совет, возглавляемый (после 1997 года) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).
Различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ.
Автономные сообщества, в свою очередь, делятся на провинции (provincias). Провинция в Испании является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципалитетов на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона.
Всего в Испании насчитывается 50 провинций. Представительными органами провинций являются провинциальные советы (Diputación provincial), исполнительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), состоящие из председателя (Presidente) и членов управы (Vocal).
Провинции делятся на муниципалитеты, которые являются основными территориальными образованиями в территориальной организации Испании. Представительным органом муниципалитета является городской совет или мэрия (исп. Ayuntamiento), исполнительным — совет местного самоуправления (исп. Junta de Gobierno Local).
Конституция Испании гарантирует автономию муниципалитетов. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципия свободным всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом. Алькальды избираются советниками или жителями муниципия.
Муниципалитеты Испании могут объединяться в Комарки (исп. comarca) . Поскольку в Испании нет единой системы районирования, статус комарок различается в разных автономных сообществах и провинциях. Некоторые комарки (например, в Каталонии и Арагоне) имеют четко определённый правовой статус, и их руководящие органы — советы комарок[es] — наделены определёнными полномочиями. В других случаях (например, у комарки Ла-Карбальеда в провинции Самора) правовой статус комарок точно не определён, поскольку их исторически сложившиеся территории могут находиться одновременно в различных провинциях.
Принципы территориального управления Испании:
— Принцип автономии: Конституция Испании предоставляет автономию субъектам государства, но государство является единственным носителем суверенитета. Автономные сообщества имеют законодательные полномочия и политическую автономию в пределах своих полномочий и территории.
— Принцип демократического участия: институты власти всех административных единиц Испании выбираются путем демократических выборов на основе всеобщего, свободного, тайного и прямого избирательного права.
— Принцип солидарности: государство должно гарантировать реализацию принципа солидарности, установление адекватного экономического баланса. В целях выравнивания экономического положения в разных регионах Испании и воплощения принципа солидарности создается компенсационный Фонд, предназначенный для инвестирования бюджетных средств. Средства Фонда распределяют Генеральные Кортесы между автономными Сообществами и провинциями.
Каталонская Республика (2017) — Википедия
Каталония (кат. Catalunya; исп. Cataluña; окс. Catalonha
), официально — Каталонская Республика (кат. República Catalana, исп. República Catalana, окс. Republica Catalana)[1] — несостоявшееся государство в Юго-Западной Европе, самопровозглашённое 27 октября 2017 года[2] на территории Автономного сообщества Каталония (административно-территориальная единица в составе Королевства Испания) властями Каталонии на основании итогов проведённого ими референдума о независимости. Согласно законодательству Испании итоги референдума и прочие действия, основанные на них, признаны юридически ничтожными. 30 октября парламент Каталонии признал решение испанского правительства о своем роспуске и прекратил работу до проведения досрочных выборов[3]. 31 октября Конституционный суд Испании, сославшись на статью 161.2 испанской конституции, аннулировал декларацию о независимости Каталонии[4]. Глава Каталонской Республики Карлес Пучдемон и некоторые министры правительства непризнанной республики в настоящее время находятся в Бельгии, призывая оттуда население Каталонии к ненасильственному сопротивлениюПлощадь заявленной территории — 32 108 км²[9].
Столица — Барселона. Государственные языки — каталанский, испанский и окситанский (аранский).
Административно-территориальное деление КаталонииКаталония находится в северо-восточной части Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе — с Испанией, с востока и юга омывается Средиземным морем.
Береговая линия составляет около 580 км. Самая высокая точка — пик Эста [en] (3143 м), находящийся в горах Пиренеях в северной части страны.
Реки[править | править код]
На территории Каталонии протекает множество рек, крупнейшая из них — Эбро, самая полноводная река Испании (910 км). Также в непризнанном государстве протекают такие реки как Сегре (265 км), Флувия (97,2 км), Муга (58 км) и др.
Датой образования Каталонии считается 988 год, когда граф Барселоны Боррель II провозгласил независимость своего графства от Франкского государства.
В XII веке, в результате брака дочери и наследницы короля Арагона Петронилы и графа Барселоны Рамона Беренгера IV, Каталония вошла в состав Королевства Арагон. В 1516 году Кастилия и Арагон объединились в Королевство Испания. В начале XVIII века Каталония и Арагон утратили автономию.
В 1873, 1931 и 1934 годах правительство Каталонии предпринимало попытки отделиться от Испании, которые не увенчались успехом. В 1979 году Каталония получила автономный статус
Провозглашение независимости[править | править код]
Независимость Каталонии от Испании была провозглашена 27 октября 2017 года. Таким образом вступила в силу декларация о независимости, подписанная 10 октября на основании референдума о независимости 1 октября 2017, на котором 90 % проголосовавших поддержало выход автономии из состава Испании[11].
Однако, в тот же день, премьер-министр Испании распустил парламент и отправил главу Каталонии в отставку.[12]
29 октября в Каталонии прошел митинг против независимости региона. По разным подсчетам на улицы под флагом Испании вышли от 300 тысяч до миллиона человек.[3]
30 октября парламент Каталонии признал решение испанского правительства о своем роспуске и прекратил работу до проведения досрочных выборов[3].
31 октября Конституционный суд Испании, сославшись на статью 161.2 испанской конституции, аннулировал декларацию о независимости Каталонии [4].
Ни одно суверенное государство не признало Каталонскую Республику. Многие страны, в частности — Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, Китай, США, Франция и десятки других стран выступили с заявлениями о непризнании Каталонской Республики в качестве независимого государства и поддержке территориальной целостности Испании. Бельгия и Россия объявили о том, что признают происходящее в Каталонии внутренним делом Испании и призвали стороны конфликта к диалогу.
Поддержка независимости Каталонии со стороны автономий, региональных властей и отдельных лиц[править | править код]
Некоторые государства выразили заинтересованность в признании Каталонии. Один из депутатов Лапландии от правящей партии «Центр» в Финляндии намерен подать предложение парламенту Финляндии о признании новой страны. Несколько государств с ограниченным признанием выступили в поддержку независимости Каталонии, равно как и некоторые автономные территории, которые пытались добиться полного суверенитета.
- Абхазия и Южная Осетия проявили готовность рассмотреть вопрос об официальном признании, если они получат такую просьбу от каталонского правительства.
- Министерство иностранных дел Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) выступило с заявлением о поддержке, заявив: «Мы считаем важным, чтобы урегулирование политического кризиса между Барселоной и Мадридом осуществлялось исключительно мирными средствами, посредством диалога».
- Тайвань заявил, что он «надеется на мирный диалог между центральными и региональными правительствами Испании и Каталонии решить проблему.»
- Министр-президент Фландрии, Герт Буржуа, проявил поддержку Каталонской Республике, но признал решение до бельгийского федерального правительства. Председатель Корсиканской ассамблеи Жан-Гай Таламони выразил поддержку независимости Каталонии.
- Правительство Шотландии заявило о своей поддержке самоопределения каталонского народа, заявив, что они «понимают и уважают позицию каталонского правительства»[13][14][15].
Реакция международных организаций[править | править код]
Будучи автономным сообществом Испании, Каталония также входила в состав Европейского союза, еврозоны и Шенгенской зоны. Вопрос о том, сохранит ли независимая Каталония членство в ЕС и связанных с ним международных институтах или же будет вынуждена покинуть их широко обсуждался до принятия каталонской декларации независимости. В основополагающих документах ЕС ничего не говорится о возможности принятия в состав Евросоюза отделившейся части другого государства-члена ЕС — хотя предложения по внесению соответствующих поправок в эти документы озвучивались как в связи с ситуацией в Шотландии, так и в связи с каталонским кризисом[16][17]. Согласно «доктрине Проди», озвученной Европейской комиссией, государство, вышедшее из состава другого государства—члена ЕС должно будет заново подавать заявку на вступление в эту организацию[18].
- Заместитель официального представителя генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша Фархан Хак заявил, выражая позицию Гутерреша, что каталонский кризис является внутренним делом Испании. В своём выступлении перед журналистами Хак призвал все стороны конфликта «к поиску решения проблемы, не выходя за рамки испанской конституции»[19]. Однако, 27 марта 2018 г. Комитет по правам человека ООН принял к рассмотрению жалобу бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, который считает, что Испанское государство нарушило международное право, воспрепятствовав выдвижению его кандидатуры на выборах главы женералитета в парламенте. Испании дается шесть месяцев на то, чтобы представить свои аргументы, говорится в документе комитета ООН.[20][21]
- Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил, что проведенное в парламенте Каталонии голосование по резолюции о независимости автономии ничего не меняет в позиции Евросоюза, и Испания остаётся для ЕС единственным собеседником. При этом он выразил надежду на то, что «испанское правительство сделает выбор в пользу силы аргументов, а не аргумента силы»[22]. Председатель Европейского парламента Антонио Таяни заявил, что декларация о независимости, за которую проголосовал каталонский парламент, — это нарушение верховенства права, испанской Конституции и устава автономии Каталонии, являющихся частью законодательства ЕС. «Никто в Европейском союзе не признает эту декларацию» — подчеркнул Таяни[23].
- Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал решать проблему Каталонии конституционным путём. «Проблема Каталонии должна быть решена в конституционном порядке», — написал глава Североатлантического альянса в своём твиттере[24].
- ↑ DECLARACIÓ DELS REPRESENTANTS DE CATALUNYAPDF
- ↑ Парламент Каталонии провозгласил независимость от Испании // ТАСС (27 октября 2017)
- ↑ 1 2 3 Каталония сдалась, Газета.Ru. Дата обращения 30 октября 2017.
- ↑ 1 2 Конституционный суд Испании отменил декларацию о независимости Каталонии (неопр.). DW.COM. Дата обращения 2 ноября 2017.
- ↑ Карлес Пучдемон и его министры объявили себя легитимным правительством Каталонии — Эхо Москвы, 02.11.2017
- ↑ President Puigdemont from Brussels: ‘Use 21D polls to consolidate Catalan Republic, fight Article 155’ | VilaWeb
- ↑ Deutsche Welle (www.dw.com). Карлес Пучдемон задержан в Германии | DW | 25.03.2018 (рус.). DW.COM. Дата обращения 29 марта 2018.
- ↑ Арест Пучдемона вызвал протесты в Каталонии (англ.), BBC Русская служба (26 марта 2018). Дата обращения 29 марта 2018.
- ↑ Indicadors geografics. Superficie, densitat i entitats de poblacio: Catalunya (неопр.). Statistical Institute of Catalonia.
- ↑ Артур Громов. Что необходимо знать о референдуме в Каталонии, ТАСС (29 сентября 2017).
- ↑ Дмитрий Лукьянов. За независимость Каталонии проголосовало 90% участников референдума, Известия (2 октября 2017). Архивировано 2 октября 2017 года.
- ↑ Премьер Испании отправил главу Каталонии в отставку (неопр.). lenta.ru.
- ↑ Scottish Government ‘respects’ Catalan independence decision (англ.). Дата обращения 28 марта 2018.
- ↑ Statement on Catalonia (англ.). Scottish Government News. Дата обращения 28 марта 2018.
- ↑ Severin Carrell, Stephen Burgen. Catalan academic facing extradition from Scotland granted bail (англ.). the Guardian (28 March 2018). Дата обращения 28 марта 2018.
- ↑ Martin, Garret The Catalan Independence Referendum Leaves the E.U. With Few Options (англ.). Pacific Standard (29 September 2017). Дата обращения 27 октября 2017.
- ↑ Newton Emerson: Catalan crisis a double-edged sword for Sinn Féin (англ.). The Irish Times. Дата обращения 27 октября 2017.
- ↑ Could an independent Catalonia stay in the EU? (англ.), SBS (8 October 2017). Дата обращения 27 октября 2017.
- ↑ Генсек ООН назвал события вокруг Каталонии внутренним делом Испании (неопр.). Интерфакс (28 октября 2017).
- ↑ Комитет по правам человека ООН принял жалобу Пучдемона (рус.), РИА Новости (20180327T1713+0300Z). Дата обращения 28 марта 2018.
- ↑ News, ABC. The Latest: UN rights body registers Puigdemont’s complaint (англ.), ABC News. Архивировано 29 марта 2018 года. Дата обращения 28 марта 2018.
- ↑ Туск о голосовании в Каталонии: для Евросоюза ничего не изменилось (неопр.). РИА Новости (27 октября 2017).
- ↑ Глава Европарламента считает незаконным голосование о независимости в каталонском парламенте (неопр.). Сегодня (27 октября 2017).
- ↑ Генсек НАТО: проблема Каталонии должна быть решена в конституционном порядке (неопр.). Интерфакс-Украина (28 октября 2017).
- Кривушин И.В. «Мы — нация. Мы решаем»: Каталонский сепаратизм в начале XXI века // Новая и новейшая история. — 2018. — № 1. — С. 102–120.
Испания – «государство автономий» (стр. 3 из 6)
Тем не менее, официально Испания признается унитарным децентрализованным государством. В ст. 137 КИ закреплено: «Территориальное устройство государства включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества. Все эти образования пользуются автономией при ведении своих дел».
Современная организация территории Испании имеет следующий вид:
1) автономные сообщества (высший уровень). На данный момент существует 17 автономных сообществ. Согласно Конституции 1978 года граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные сообщества. Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют к тому неодинаковый статус. Автономия может быть: «широкой», «узкой», «специальной».
Широкой автономией обладают Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия, Валенсия, Канарские острова, Наварра. Данным регионам принадлежат все права кроме тех, которые переданы в ведение Испании.
Специальной автономией пользуются города Сеута и Мелилья: статуты могут быть реформированы парламентом Испании без участия или против воли этих городов. Узкой автономией пользуются все остальные.
Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющий разный статус автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами. Автономиям запрещено устанавливать внутренние таможни.
2) Провинции – это то, на что делятся автономные сообщества. В настоящее время их 50. Согласно Конституции Испании: «Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется собранием представителей или другими представительными органами.
3) Муниципии – это то, на что делятся провинции. Конституция гарантирует автономию муниципиев. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Муниципии могут объединяться в сообщества (mancomunidades) для развития производства, услуг и других целей. Стоит обратить внимание на то, что они могут быть объединяться, даже когда не являются сопредельными.
В архипелагах каждый остров имеет соответствующее самоуправление в виде кабильдо или советов.
Порядок формирования автономии закрепляется в статьях 143 и 151 КИ. Конституция предусматривает два пути формирования автономии: быстрый и медленный.
«Быстрый путь» закреплен в ст. 151 пункт 1 КИ. Здесь закрепляется ускоренная процедура принятия Статута для регионов, в прошлом проголосовавших на плебисците за проект Статута автономии и имевших в момент принятия Конституции временный режим. По этой процедуре статус автономии получили изначально Каталония, Страна Басков, Галисия и Андалусия.
Автономные сообщества обычного режима или «медленного пути», являются те, которые получают все права и полномочия автономии лишь по истечении 5 лет: Арагон, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия – Ла Манча, Кастилия – Леон, Валенсия, Балеарский остров, Мадрид, Мурсия, ла Риоха.
В случае с Наваррой статут разрабатывался обеими сторонами, и был принят парламентом Испании без возможности дальнейшего внесения каких – либо изменений.
Для того, чтобы создать автономию все заинтересованные собрания представителей, соответствующие межостровные органы или две трети муниципий, население которых составляет по меньшей мере большинство избирательного корпуса в каждой провинции или на острове, могут подавать ходатайство о предоставлении. Данное ходатайство должно быть оформлено в течение шести месяцев после принятия первого решения по этому вопросу заинтересованными местными собраниями представителе, но случае негативного решения ходатайство может быть представлено вновь лишь по прошествии пяти лет.
Пока на этом остановимся, так как процедура получения автономии также связана с разработкой такого законодательного акта как Статут автономии, речь о котором пойдет в следующей главе.
Глава II. Правовой статус автономий Испании
§1 Конституционная основа автономий: Конституция и Автономные статуты
Постфранкистское испанское государство в своей политике, с одной стороны, вело и ведет настойчивую борьбу с терроризмом, а с другой стороны, для него стало необходимым решение таких вопросов как национальные противоречия и различного рода автономистские устремления, для того, чтобы найти баланс в распределении полномочий между центром и провинциями. Позиция государства относительно основ автономного устройства Испании нашла свое отражение в Конституции 1978 год. Ее авторы исходили из неизбежности децентрализации власти как необходимой части процесса демократизации страны при безусловном сохранении единства Испании.
В соответствии с Конституцией была образована новая административно – территориальная структура государства (закон от 14 октября 1983 года), которая стала включать в себя автономные сообщества, провинции и муниципалитеты.
Конституция определяет основные черты новой модели государства и согласно ей Испания является децентрализованным государством. Но здесь следует сделать оговорку: в тексте испанской конституции не закрепляется форма территориальному устройству государства, что является существенным отличием от других конституций децентрализованных государств. Конституции Испании лишь гарантирует право на автономию.
Конституционная модель основывается на установлении норм принципов и процедурных норм, нежели на установлении фундаментальных норм с определенным содержанием. Подобное «конституционное регулирование формы государственного устройства считают открытым и динамичным, так как его закрытие определяется нормами отличными от норм Конституции, и происходит гораздо позже».[11]
Конституция закрепляет формулу «национальности и регионы»[12], предоставляет право провинциям, имеющие территориальную, историческую, культурную и экономическую общность, получить самоуправление и образовать региональные, автономные объединения. Также она провозгласила кастильский язык официальным языком испанского государства, учитывая при этом остальные языки, на которых говорят в Испании, в автономных сообщества. Конституция специально оговаривает в статье 145, что «ни в коем случае не допускается создание федерации региональных автономных объединений», а статья 2 не только признает, но «и утверждает органическую связь унитарного государства и автономий».[13]
Согласно Конституции трем историческим регионам была предоставлена широкая автономия: в них действуют собственный парламент, правительство и верховный суд. Также важно упомянуть о том, что конституционный суд согласно статье 153 Конституции распространяет свою юрисдикцию на конфликты, касающиеся полномочий центра и автономных сообществ, а также проверяет законодательство автономий на соответствие Основному закону.
Самым интересным законодательным актом является Статут автономии. Это норма, которая конкретизирует те аспекты, которые в тексте конституции либо не упоминается, либо говорится лишь в самых общих чертах. Как я уже упоминала в первой главе Страна Басков и Каталония были первыми, кто приняли Автономные статуты, а самым последними были Сеута и Мелилья.
«Можно выделить три основные составляющие статута автономии:
A. Учредительная норма создает автономное сообщество (ст.ст. 143 и 146 КИ и ст. 151.1 и 2 КИ), дает ему название и определяет границы его территории (ст. 147.2 а. и б. КИ).
B. Основная институциональная норма автономного сообщества (ст. 147.1 КИ) конкретизирует институты правления и отношения между ними, а также полномочия, которыми наделено автономное сообщество (ст. 147.2 в. и г. КИ). Это означает, что эта юридическая норма имеет конституционное содержание с правом на осуществление власти (очевидна нехватка закона о правах).
C. Статут, наконец, есть основная юридическая норма каждого автономного сообщества, так как он определяет процесс разработки норм конкретной автономии, устанавливает нормативные категории, процедуру их разработки и механизмы, приводящие их в исполнение, а также органы управления, призванные исполнять их. Об этом говорится в ст. 147.2 КИ».[14]
Согласно статьи 147 Конституции статуты автономий должны содержать:
a) название автономного сообщества, наиболее отвечающее его истории,
b) границы его территории,
c) наименование, структуру и местопребывание собственных автономных учреждений,
d) полномочия автономного сообщества в рамках конституции и основы для передачи ему соответственных служб.
Эта же статья в следующем пункте определяет то, как происходит окончательное принятие реформы статута (ст. 147.3 КИ).
Кроме того, текст конституции содержит и другие требования, предъявляемые к содержанию статута:
a. остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах в соответствии с их статутами;
b. статуты могут признавать особые флаги и гербовые знаки автономных сообществ;
c. автономные сообщества назначают сенаторов соответствующим законодательным собранием в соответствии с его статутом;
d. статуты могут устанавливать условия, принципы и порядок заключения соглашений между автономными сообществами для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг;
Административное деление Испании — это… Что такое Административное деление Испании?
Испания является унитарным государством. Однако Страна Басков и Каталония имеют широкие автономии.
Основной административно-территориальной единицей в Испании является автономное сообщество (исп. comunidad autónoma; иногда в русских текстах употребляется термин автономная область). В настоящее время в стране насчитывается 17 автономных сообществ. Образование автономных сообществ предусмотрено Конституцией 1978 года, (в частности статья 152.1 устанавливает институциональную основу этих автономных сообществ — Законодательная Ассамблея, избираемая всеобщим голосованием, Совет Правительства с исполнительными функциями и Председатель автономного сообщества, избираемый Законодательной Ассамблеей), их границы, как правило, совпадают с границами провинций, входящих в исторические области, хотя некоторые регионы стали развивать свою идентичность только после перехода к демократии (примеры — Мадрид, Риоха). Автономные сообщества имеют собственные уставы; правительства сообществ разделяют власть с центральным правительством. Представительными органами автономных сообществ является парламенты (Parlamento), в Астурии — генеральная управа (Junta General), в Мурсии, Эстремадуре и Мадриде — собрания (Asamblea), в Арагоне, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-и-Леоне и Валенсии — палаты (cortes), исполнительными органами — правительства (Gobierno), в Галисии, Эстремадуре, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-и-Леоне — управы (Junta), в Арагоне и Наварре — депутации (Diputación), в Андалусии, Астурии и Валенсии — советы (Consejo), каждый из этих исполнительных органов состоит из председателя (Presidente) и советников (Consejero).
В свою очередь автономные сообщества делятся на провинции (provincias) — их насчитывается 50, плюс два так называемых автономных города (ciudades autónomas) в Африке — Сеуту и Мелилью. Представительными органами провинций являются провинциальные депутации (Diputación provincial), исполинительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), каждая из которых состоит из председателя (Presidente) и вокалов (Vocal).
Провинции делятся на комарки, а комарки, в свою очередь, делятся на муниципии (вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов). Представительным органом муниципия является — аюнтамьенто (Ayuntamiento), исполнительным — управа местного правительства (Junta de Gobierno Local), каждая из которых состоит из алькальда (alcalde) и вокалов (Vocal)
Законодательные Ассамблеи
Ассамблея на региональном уровне представляет собой однопалатный парламент, причём в зависимости от региона различаются виды данного законодательного органа:
- Парламент: Андалусия, Балеарские острова, Канарские острова, Каталония, Галисия, Риоха, Наварра, Страна Басков
- Кортесы: Арагон, Кастилья ла Манча, Кастилья и Леон,Валенсия
- Асамблея: Экстрамадура, Мадрид и Мурсия
- Хунта: Астурия
Выборы
Выборы в региональные органы власти осуществляются на основе всеобщего избирательного права. Выборы проходят в последнее воскресения мая каждые четыре года во всех автономных сообществах, за исключением:
- Андалусии
- Каталонии
- Галисии
- Страны Басков
- Валенсия, Наварра и Арагон проводят выборы по данной системе, но после реформы своих законов об автономии (статутов) у Председателя автономного сообщества появилось право распустить парламент и назначить выборы на любую дату, если только не заканчивается срок его полномочий.
Другие органы
Сообщества могут создавать свои собственные органы бюджетного контроля (Tribunales de Cuentas), Институт по правам человека (Defensor del Pueblo) и другие организации для улучшения своей деятельности.
Автономные сообщества Испании и их столицы
Испания – «государство автономий» (стр. 1 из 6)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Испания – «государство автономий»
Оглавление
Введение
Глава I. Понятие Испании как «унитарного децентрализованного государства»
§1 История автономизации
§2 Трудности в понимании Испании как «унитарного государства». Территориальное устройство Испании
Глава II. Правовой статус автономий Испании
§1 Конституционная основа автономий: Конституция и Автономные статуты
§2 Органы государственной власти автономий
§3 Компетенция автономий. Отношение сотрудничества с центром и между собой
Заключение
Список литературы:
Введение
«Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними»
ст. 2 Конституция Испании 1978
Современная Испания – это одно из самых старых политических образований Европы, отличительной особенностью которого является этническое, культурно – языковое и социально – экономическое многообразие ее исторических областей и отдельных провинций.
Согласно Конституции Испания – это правовое демократическое социальное государство. Испанский народ является носителем суверенитета и источником государственной власти. Политической формой правления провозглашается парламентарная монархия.
Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Помимо кастильцев в стране проживают каталонцы, галисийцы, баски и иные народности, имеющие свою культуру и язык. Многонациональность Испании и ее разнообразие языков предопределили форму ее национально — территориального устройства. Начиная с XVI века, в стране существуют сильные националистические движения в двух сообществах: в Каталонии и Стране Басков, которые имели и имеют огромное влияние на развитие территориального устройства Испании.
Испания считается унитарным децентрализованным государством, однако многие специалисты по — разному подходят к понимаю ее территориальной организации. На мой взгляд данная проблема интересна для рассмотрения, поэтому я уделю ей внимание в первой главе и проанализирую различные концепции специалистов и попробую ответить на вопрос: «каким видом государства является Испания?».
Испанию также называют «государством автономий», что является результатом масштабного процесса децентрализации, начатого в Испании с принятием новой демократической Конституции в 1978 году. Под автономией в данном случае понимают сложное внутреннее территориальное устройства государства с наличием «периферийных общностей, в высшей степени сплоченных и с успехом соперничающих с унификацией, идущей из центра».[1]
Целью данной работы является анализ территориальной организации Испании, разбор таких понятий как «государство автономий» и «унитарное децентрализованное государство» на примере Испании. Соотнесем эти две модели территориальной организации между собой и посмотрим как они реализуются на практике.
Начнем анализ с истории автономизации Испании, чтобы проследить особенности формирования территории и выявить причины образования «государства автономий» и «унитарного децентрализованного государства». Также проанализируем, что понимается под «унитарным государством» в Испании и какие признаки данного государства характерны и не характерны для Испании.
Во второй главе уже более конкретно подойдем к самим автономиям. Разберем особенности правового статуса автономных сообществ, закрепленного в Конституции Испании 1978 года и Автономных статутах. Проанализируем органы государственной власти автономий, их компетенцию и порядок формирования.
Уделим внимание характеру деятельности автономных сообществ как внутри страны, так и на международной арене. Разберем особенности взаимоотношений автономных сообществ с государством и между собой.
В конце работы нами будет получено общее представление о характере территориального устройства Испании, о взглядах авторитетных ученых-юристов на данную проблему и о характере дальнейшегореформирования территории.
Глава I. Понятие Испании как «унитарного децентрализованного государства»
§1История автономизации
Испания – одно из старейших европейских государств. В ее нынешних границах она ведет свое начало с 1516 г. со времен правления императора Карла V.
Единое испанское государство возникло в результате постепенного объединения христианских королевств, существовавших на территории Пиренейского полуострова в период средневековья и завоевания мусульманских владений в центральных и южных районах. В период позднего средневековья и раннего нового времени происходило формирование не только общеиспанской, но и региональных культурно – политических традиций Каталонии, басков и Галисии. Такие королевства как Кастилья – Леон, Наварра и Католоно – арагонская корона поддерживали существование своих собственных институтов до начала XVIII века.
Во многих исторических областях со времен средневековья существовали «фуэрос». Это были особые вольности, которые обеспечивали особый порядок управления, а также значительную самостоятельность местной элиты в отношении центральной власти. В Каталонии, Арагоне, Валенсии, на Балеарских островах фуэрос были отменены в начале XVIII в., в Наварре и Стране Басков – 1876 году.
В последней четверти XIXвека Испания становится унитарным государством. Конституция 1876 года была основана на принципе единообразного управления всеми регионами Испании: ни одна провинция не обладала автономией. В это время в таких районах как Каталония, Страна Басков и Галисии начинают возникать национальные движения, которые боролись за предоставление самоуправления, за развитие национальных языков и культур.
Конституция 1939 года в период Второй Республики устанавливала процедуру получения автономии и разделение полномочий между центральными органами власти и учреждениями будущих автономных образований. Испания объявила себя «интегральным государством, что было одной из форм suigeneris определения составного государства, децентрализованного в административной и политической сфере, в котором только некоторые добились статуса автономий путем плебисцита вследствие франкистского восстания».[2] В этот период в 1932 году Каталония принимает Автономный статут, а в 1936 году Автономные статуты утверждают Страна Басков и Галисия.
В 1939 году с установлением франкистской диктатуры был положен конец существованиям автономий. Для Франко, победившего в гражданской войне 1936 – 1939 гг., все территориально – автомистские движения были носителями идей антигосударственности и сепаратизма. Он опирался на национальную идею, понимаемую как «идея испанизма» или «одна большая и свободная Испания». Он трактовал государство унитарное как «государство гомогенного в национальном и административном плане»[3], поэтому в первые послевоенные годы режим стремился к насильственной ассимиляции басков, каталонцев и галисийцев, что выражалось в жестоких преследованиях национальных языков и культур. На рубеже 50х – 60х годов, несмотря на репрессии, началось возрождение национального движения Каталонии, Стране Басков и Галисии. В Каталонии все оппозиционные группы требовали восстановление Автономного статута 1932 года и прекращения дискриминации каталанского языка и культуры. В Стране Басков умеренные националисты выступали за восстановление статута 1936 года и признание старинных вольностей – фуэрос, также в 50х годах возникает организация ЭТА (Эускади ТА Аскатасуна — Страна Басков и Свобода), которая в борьбе за независимость использовала не только политические, но и военные методы. Галисийцы требовали автономию, защиту национального языка, культуры и выдвигали задачу преодоления экономической отсталости и бедности.
К середине 70х годов к началу испанской перестройки, демократической оппозицией национально – региональный вопрос рассматривается как часть общего вопроса о переходе к новому демократическому режиму. Поэтому она с большим уважением отнеслась к национальным региональным движениям и их требованиям.
После смерти генерала Франко в 1975 году авторитарный режим рухнул и начался процесс перехода к демократии, преобразования унитарного государства и превращение его в государство автономий, который закончился к середине 80х годов. В этот период Испания переживает взрыв национальных и региональных движений, так как дискриминационная политика Франко дала мощный импульс к протестному движению не только в Каталонии, Стране Басков и Галисии, но и в районах, которые всегда считались чисто испанскими в этническом отношении: в старой и новой Кастилии, Эстремадуре и Арагоне.
Очень интересно привести в пример ответ Главного статистического управления Испании немецкому исследователю, который изучал положение национальных меньшинств в Европе начала XX века:
«Сообщаем, что никакого вопроса о национальных меньшинствах в Испании вообще не существует. Сделанные в вашей статье подразделения на каталонские и некаталонские провинции лишены всякого основания. Каталония, как и Валенсия, Андалузия, земли басков, Кастилия, Галисия и др., являются ни чем иным, как испанскими районами, и их население состоит из настоящих испанцев… Официальный язык, на котором говорят во всей Испании – испанский…»[4].
В 1977 году впервые за последние 40 лет проходят демократические выборы в парламент, куда по итогам попали партии, которые в период франкизма принимали активное участие в оппозиционном движении.