ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ИСПАНИИ
Территориальное устройство Испании включает муниципалитеты, провинции и учреждаемые автономные Сообщества. Все эти образования пользуется автономией при ведении своих дел.Согласно статусу (одобрен на референдуме в октябре 1979) каждое автономное сообщество имеет собственный парламент (законодательную ассамблею), президента, избираемого парламентом, и правительство с широкими полномочиями на региональном уровне в области землепользования, строительства, транспорта и общественных работ, экономического развития, туризма, культуры, здравоохранения и образования. Президент парламента одновременно является высшим представителем региона на государственном уровне. Однако в случае возникновения конфликтных ситуаций государственные интересы превалируют над региональными.
Парламенты автономных сообществ избираются сроком на 4 года на пропорциональной основе по партийным спискам. Каждая из 50 провинций имеет собственный муниципальный совет, возглавляемый (после 1997 года) назначаемым региональной властью уполномоченным (делегадо).
Различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ.
Конституция Испании гарантирует автономию муниципалиетов. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципалитета свободным всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом. Алькальды избираются советниками или жителями муниципалитета.
Провинция в Испании является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципалитетов на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона.
Здание Парламента Каталонии в БарселонеРуководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами. Допускается образование объединений муниципалитетов, отличных от провинций.
В архипелагах каждый остров имеет также соответствующее самоуправление в виде Кабильдосов или Советов.
Финансирование органов местного самоуправления осуществляется за счет местных бюджетов, которые должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ.
Граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные Сообщества. Не допускается образование федерации автономных Сообществ.
К ведению автономных Сообществ могут относиться следующие предметы:
1) Создание собственных органов самоуправления.
2) Изменение границ муниципалитетов, находящихся на их территории и вообще осуществление функций, связанных с деятельностью местных органов власти, относящихся к ведению органов государственного управления, передача которых разрешается законодательством о местном самоуправлении.
3) Территориальное, градостроительное и жилищное строительство.
4) Строительство в рамках интересов и территории автономного Сообщества.
6) Гавани, спортивные порты и аэродромы и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью.
7) Земледелие и животноводство, в соответствии с общим направлением экономического развития.
8) Леса и лесное хозяйство.
9) Деятельность по охране окружающей среды.
10) Проектирование, строительство и эксплуатация гидроресурсов, каналов и орошаемых земель, представляющих интерес для автономного Сообщества, минеральные и термальные воды.
11) Рыболовство во внутренних водах, промысел ракушек и водное хозяйство, охота и речное рыболовство.
12) Местные ярмарки.
13) Экономическое развитие автономного Сообщества в соответствии с целями, определенными общенациональной экономической политикой.
14) Ремесла.
15) Музеи, библиотеки и музыкальные консерватории, представляющие интерес для автономного Сообщества.
17) Развитие культуры, науки и преподавания языка автономного Сообщества.
18) Развитие и организация туризма на территории автономного Сообщества.
19) Развитие спорта и досуга.
20) Социальное обеспечение.
21) Здравоохранение и гигиена.
22) Охрана и защита зданий и сооружений. Координация и осуществление других функций, связанных с местной полицией в порядке, устанавливаемом органическим законом. Резиденция Правительства Балеарских островов в Пальма де Майорка
Не могут относится к полномочиям органов управления автономных Сообществ ряд вопросов, по которым Конституция Испании устанавливает право исключительной компетенции государственных органов. Так, в соответствии со ст. 149 Конституции Испании 1978 г. к исключительному ведению Государства относятся следующие предметы :
1) Регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и выполнении своих конституционных обязанностей.
2) Гражданство, миграция, вопросы, связанные с иностранцами, право на убежище.
3) Международные отношения.
4) Оборона и Вооруженные Силы.
5) Отправление правосудия.
6) Торговое, уголовное и исправительное право. Процессуальное законодательство, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия законодательств автономных Сообществ.
7) Трудовое законодательство, без ущерба для его применения органами автономных Сообществ.
8) Гражданское право, независимо от сохранения, обновления и усовершенствования автономными Сообществами гражданского права , особого права или же фуэрос при их наличии. В любом случае правила, связанные с применением и обеспечением эффективности юридических норм и гражданско-правовых отношений, связанных с брачными отношениями , порядком записи актов гражданского состояния и нотариальных актов, основами договорных обязанностей, нормами , регламентирующими разрешение юридических споров и определением источников права (с уважением, в этом последнем случае, закрепленных в фуэрос или в особом праве норм).
10) Таможенный режим и таможенные тарифы, внешняя торговля.
11) Денежная система: валюта, ее курс и конвертируемость, основы кредитной, банковской и страховой систем.
12) Законодательство о системе мер и весов, установление официального времени.
13) Основы и координация общего планирования экономической деятельности.
14) Государственные финансы и государственный заем.
15) Развитие и общая координация научно-технических исследований.
16) Пограничный санитарный кордон. Основы и общая координация здравоохранения. Законодательство о фармацевтических средствах.
17) Основы законодательства и экономический режим системы Социального Страхования, без ущерба для его осуществления службами автономных Сообществ.
18) Правовые основы государственной службы и статуса их служащих, обеспечивающие равенство всех обслуживаемых граждан. Общая административная процедура с учетом особенностей, связанных с собственной организацией управления в автономных Сообществах. Законодательство о принудительной экспроприации, основы законодательства об административных контрактах и концессиях, а также общая система ответственности для государственной службы.
19) Морское рыболовство, за исключением тех полномочий, которые в процессе организации этой отрасли будут переданы автономным Сообществам.
20) Торговый морской флот и приписка судов к портам, служба маяков морского побережья и морские сигналы, порты общегосударственного значения, аэропорты общегосударственного значения, контроль за воздушным пространством, воздушным транзитом и транспортом, метеорологическая служба и регистрация воздушных судов.
22) Законодательство, организация и предоставление в пользование гидроресурсов в случае, если воды проходят по территории более, чем одного автономного Сообщества, так же, как и разрешение на строительство электростанций, когда их использование затрагивает интересы другого автономного Сообщества или когда линии передач энергии выходят за пределы его территории.
23) Основы законодательства по охране окружающей среды, независимо от полномочий автономных Сообществ для осуществления дополнительных охранительных мер. Основы законодательства по использованию лесов, лесных угодий и пастбищ.
24) Строительство, представляющее общегосударственный интерес, или проведение которого касается более, чем одного автономного Сообщества.
25) Основы горнорудного производства и энергетического режима.
26) Определение порядка производства, продажи, владения и использования оружия и взрывчатых веществ.
27) Общие правила режима печати, радио и телевещания и, вообще, всех средств массовой информации, за исключением соответствующих полномочий по их развитию и использованию автономными Сообществами.
28) Охрана памятников культуры, истории и искусства от вывоза за рубеж и от расхищения, музеи, библиотеки и архивы государственного значения, за исключением деятельности в этой области автономных Сообществ.
29) Охрана общественного порядка, независимо от возможности создания автономными Сообществами полицейских служб, в порядке, устанавливаемом в соответствующих Уставах и в рамках конституционного закона.
30) Регулирование условий получения, выдачи и признания ученых и профессиональных степеней.
31) Ведение статистики с государственными целями.
32) Разрешение на проведение опросов населения посредством референдума.
Контроль за деятельностью органов автономных Сообществ осуществляется:
а) Конституционным Судом, по отношению к конституционности принятых им нормативных актов, имеющих силу закона.
б) Правительством, по представлению Государственного Совета, относительно осуществления полномочий, им делегированных согласно предусмотренному в пункте 2 статьи 150.
в) органами административного законодательства, по отношению к автономному правлению и его регламентарным нормам.
г) Счетной Палатой, за экономической и бюджетной деятельностью.
Если автономное Сообщество не выполняет обязательства , предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного Сообщества. Если ответа с его стороны не последует, Правительство может, с согласия абсолютного большинства Сената, принять необходимые меры для выполнения автономным Сообществом указанных обязательств в принудительном порядке, либо для защиты упомянутых общегосударственных интересов.
Дворец Альхаферия — резиденция Кортесов АрагонаАвтономные Сообщества пользуются финансовой автономией в целях развития и осуществления своих полномочий в соответствии с принципом координации деятельности с центральными финансовыми учреждениями и принципом солидарности всех испанцев.
Средства автономных Сообществ складываются из:
а) налогов, полностью или частично передаваемых Государством, надбавок на государственные налоги и другого участия в налогах Государства.
б) собственных налогов, специальных пошлин и взносов.
в) переводов от Межтерриториального Компенсационного Фонда и других поступлений от Государственного бюджета.
г) прибыли от собственного имущества и доходов, поступающих от операций, регулируемых частным правом.
д) прибыли от кредитных операций.
Кроме того, Генеральный Государственный бюджет Испании может устанавливать определенные ассигнования автономным Сообществам в зависимости от объема им переданных услуг и гарантии с их стороны относительно минимального уровня осуществления основных публичных услуг на всей территории Испании.
В целях выравнивания экономического положения в разных регионах Испании и воплощения принципа солидарности создается компенсационный Фонд, предназначенный для инвестирования бюджетных средств. Средства Фонда распределяют Генеральные Кортесы между автономными Сообществами и провинциями.
promotour.info
Административное и государственное устройство Испании
В современном демократическом мире жизнь населения становится все лучше и лучше, как в материальном плане, так и в политическом, духовном и т. д. Особенно это касается Европы, где проблемам прав человека уделяют особенное внимание. Государственные и общественные органы тщательно отслеживают каждый подозрительный поступок.
Но неожиданно для всех европейцев, это стало приносить немалые и даже очень опасные проблемы для государственного устройства целого ряда европейских стран. Дело в том, что большинство ныне существующих государств этого континента, созданных в средневековье на основе добровольно-принудительного порядка, являются многонациональными. И теперь целый ряд малых народов, присоединенных в прошлом, хотят большей свободы, чем сейчас.
Совсем недавно такие проблемы начались у Испании, хотя не она первая и, совершенно точно, не она последняя с такими трудностями. Что же в ней такого, какая форма государственного устройства в Испании сейчас, раз она, экономически высокоразвитая и демократическая страна без видимых острых проблем, вдруг оказалась практически на грани развала.
Общие политические сведения
Сначала об общих сведениях. Для того чтобы понять причины испанского политического кризиса в наши дни, в начале двадцать первого века, надо рассмотреть в Испании форму правления и государственное устройство.
Географически страна расположена в южной части континента, на Пиренейском полуострове. Официальное полное наименование – Королевство Испания.
По политическому устройству – это парламентская демократическая монархия. После десятилетий тоталитарного режима, новая Конституция испанской демократии была принята на национальном общенародном референдуме в декабре 1978 г.
По этому юридическому документу главой страны объявлялся король, которому были оставлены чисто представительские функции практически без реальной власти. По сути, современная Испания служит хорошим примером социально-демократической страны, структура правления которой выражается в виде парламентской монархии. Столица Испании – Мадрид, в котором располагается королевская семья и управляющие органы. Кроме того, там находятся структуры законодательной и судебной власти.
В административном плане государственное устройство Испании, по Конституции государства 1978 г., разделяется на семнадцать автономных регионов и два автономных города со своим управлением и законодательными органами в рамках объединенного государства. Три автономии (Каталония, Страна Басков и Галисия) созданы по национальному признаку на землях проживания нескольких коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти регионы, а также Андалусия, имеют самую высокую степень автономии по сравнению со всеми остальными частями страны. Все регионы в свою очередь подразделяются на пятьдесят отдельных провинций со своей частью властных прерогатив.
Характер территориального устройства
Форма государственно территориального устройства Испании имеет свои национальные отличия. Вообще, территориальное построение (или территориальная структура государства) — это комплекс взаимоотношений между государственными органами в целом, между верховной властью, и территориальными региональными подразделениями, точнее говоря – между представителями населения и органами власти на местах. Комплекс территориальных местных органов (единиц) создает территориальную структуру государства. Оно образует собой географическую базу территориального построения.
Испания двадцать первого века выглядит, как неплохой пример унитарного многонационального государства с большим трудом, но решающего свои проблемы. Как уже отмечалось выше, территория страны разделена на семнадцать больших автономных регионов, которые в немалой степени автономно рассматривают и решают проблемы своего экономического и политического развития.
Любой автономный регион обладает собственными достаточными исполнительными и законодательными ветвями власти. Уровнем ниже ответственные сотрудники муниципалитетов всех пятидесяти испанских провинций назначаются общинами на условиях свободных выборов, и вместе с региональными парламентами отправляют своих представителей в верхнюю половину парламента страны – сенат Национального Законодательного собрания, находящегося в столице.
Члены нижней палаты парламента государства назначаются демократическим путем – прямым всеобщим голосованием сроком на четыре года и обладают немного большими полномочиями, в частности, могут решать вопрос недоверия действующему кабинету министров. В нескольких автономных регионах страны (Страна Басков, Каталония и др.), уровень государственного языка вместе с официальным испанским имеют местные диалекты.
Такая форма государственного устройства в Испании до сего времени позволяет сохранять единство в стране. Правда, наличие развитой национальной системы, которая упирается корнями в глубокое историческое прошлое, и право свободного демократического выбора оставляют возможность проблем в будущем.
Немного истории
Форма государственного устройства Испании в 16 веке во многом определила состояние современного государства и выделила основные пути развития в ближайшие века. Это было столетие яркого расцвета нового испанского государства. К этому времени с территории всего Пиренейского полуострова были изгнаны ворвавшиеся туда арабы, знаменитым Христофором Колумбом была открыта Америка, а испанские конкистадоры, подчинив вольнолюбивых индейцев, добывали первые сотни килограмм серебра. Однако оставалось еще решить, станет ли Испания единым сильным государством, или и в дальнейшем останется географически обобщающим понятием, совокупностью нескольких государственных устройств – наследием исторического прошлого.
В годы правления Карла V и его сына Филиппа II (которые вместе стояли во главе Испании около 90 лет – почти весь шестнадцатый век) произошел выбор варианта развития, укрепление центрального королевского аппарата. Но в то же время сама Испания была в политической сфере разнородным конгломератом отдельных, слабо связанных друг с другом территорий, различающихся к тому же экономикой, культурой, местными обычаями. Управление конкретными местностями и провинциями этого крупного объединения в целом повторяло тот распорядок, который был в прежнем Арагоно-Кастильском государстве, образовавшем базу единого испанского королевства. Во главе страны был король, полномочия которого являлись сравнительно безраздельными. Монарх располагал законодательной инициативой, был в состоянии распространять церковные разнообразные бенефиции, был главой религиозных орденов, ставил глав отдельных регионов, своих министров, высокопоставленных военных, мог влиять на сложный процесс поиска нужных ему кардиналов. Таким образом, создавалось новое унитарное государство Испания. Форма государственного устройства, правда, при формировании, как уже указывалось выше, отталкивалась от исторических областей древней страны.
Реформы Филиппа II
С легендарной эпохи короля Филиппа II, который провел целый ряд крупных преобразований в большинстве сфер жизни общества и государства, формируется общий центр управления страной. Тогда же активно создается новая форма государственного устройства в Испании. В этих условиях идет образование так называемых Верховных советов для любого из направлений королевства, созданных при монаршем дворе по личной инициативе Филиппа. Советы включали в себя полномочных министров, председательствовал в любом из советов монарх, которому принадлежало последнее слово. Например, существовали Военный Совет, «Казначейство», Совет по проблемам орденов и прочие исполнительные структуры, прообразы будущих министерств. При короле Филиппе II подобных советов существовало уже двенадцать, они охватывали значительную часть деятельности самодеятельного населения и в целом страны.
Бурный ХХ век
После недолгого расцвета в эпоху европейского средневековья, Испания медленно входила в полосу кризиса, что было заметно практически во всех областях. В экономической сфере страна заметно отставала от лидеров развития, во внешнеполитической области в конце девятнадцатого века Испания лишилась последних колоний в Америке. Во внутренней политике сохранялась нестабильность, как при королевском дворе, так и в провинциях.
После 1912 г. всем было понятно, что государственное устройство Испании уже не может справиться с текущими проблемами. Правительства постоянно менялись, но стабилизирующих внутриполитическую обстановку преобразований в Испании не было реализовано.
Усиливается противостояние. В оппозиционный блок, не входивший в традиционную политическую систему, включались республиканские движения, радикальные социалисты, различные рабочие партии, а также провинциальные националистические политические объединения. Окончательный разрыв произошел в 1930-е гг.
Форма государственного устройства Испании в 1930-е оказалась крайне нестабильной. Сначала в условиях усиления левых партий отрекся от престола король, в Испании появилась республика. Затем в 1936 г. к власти пришел левокоалиционный Народный фронт. В противовес ему возник мятеж консервативных военных. Началась гражданская война, которая определила на долгие годы государственный строй Испании.
В конце 1930-х гг. победили военные во главе с генералом Франко, которые оформили милитаристскую диктатуру. Все это время не разрешались свободные политические объединения и профсоюзные структуры, господствовала одна официальная государственная политическая партия под названием «Испанская фаланга». Демократические выборы не существовали, а законодательный орган – однопалатный парламент – Кортесы – имел очень узкие полномочия. Вплоть до середины 1970-х гг., когда он умер, тоталитарный режим господствовал в Испании. Форма государственного устройства была заморожена на этом уровне. Никаких изменений не происходило.
Реформы 1970-х гг
К началу 1970-х гг. форма государственного устройства Испании – унитарное государство с большим уровнем децентрализации. Режим генералиссимуса Франко сумел стабилизировать политическое положение в стране, примирить общество. Но в экономическом плане успехов было гораздо меньше. И, самое главное, такой режим не имел будущего. Это настолько было очевидно всем в Испании, что после смерти Франко в 1975 г. сторонников сохранения такого типа государства не нашлось.
Центральные органы управления
Страна стала королевством с формальным главой государства – монархом Испании. Какое государственное устройство образовалось теперь?
На практике законодательная власть досталась выборному органу – двухпалатному парламенту. Заседания парламента проходят 1 раз в полгода по 2-3 месяца. По требованию отдельных исполнительных и законодательных органов могут созываться чрезвычайные сессии, которые собираются по конкретной повестке рассматриваемых вопросов.
К сфере деятельности законодательных органов Испании причисляется оформление законов, разработка бюджета, проверка работы правительства, вопросы очередности правления в королевской семье. Сфера вопросов, по которым парламент может создавать законодательные документы, четко не выделена, но его работа замыкается главным образом на поддержании и развитии ведущих прав и демократических свобод, различных законов, поддерживающих положения об автономии, а также других нормативно-правовых актов, особо отмеченных Конституцией. По остальным вопросам парламент имеет право передавать Правительству возможность публиковать «законодательные декреты».
Правительство Испании – Совет министров проводит исполнительную власть. Совет состоит из председателя, его нескольких заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя выдвигает монарх и подтверждает парламент. Другие представители Правительства определяются и исключаются монархом по назначению Председателя Правительства. Последний возглавляет работу Правительства и ответственен за ее деятельность. По тексту Конституции, Правительство проводит руководство внешней и внутренней политикой, экономикой и, при необходимости, военной сферой. Правительство несет ответственность перед парламентом за свою работу. При утрате парламентского большинства Правительство обязано уйти в отставку.
Такова структура центральной государственной власти Испании. Государственное устройство страны почти не отличается по уровню демократии, например, от Франции.
Испания последних лет
Современная страна мало изменилась за последние двадцать-тридцать лет. Форма государственного устройства Испании в настоящее время отражает все события 19970-1990-х гг., а если более широко, всей истории государства.
Особенно следует выделить период новейшего времени, начавшийся после смерти Франко и объявления демократического государства.
Начавшаяся в 1978 г. регионализация проводилась по следующим ведущим направлениям: формирование юридической базы автономных регионов, реализация административных преобразованием путём концентрации полномочий и ресурсов между автономными регионами и городскими структурами посредством трудного процесса передела власти между центром и регионами, а также конституционных изменений.
Большое внимание уделяется рассмотрению политики смягчения экономических и национальных диспропорций в пределах общего регионального курса ЕС. Проводится также регулярная борьба со взяточничеством в аппарате, нарушением законодательства (в частности среди подрастающего поколения), «подпольными» иммигрантами и т.д.
Демократически избранные правительства при Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре, осторожно и целенаправленно «показывали» государство в политическом и хозяйственном смысле. Пусть вступление в ЕС и НАТО не осталось без споров, в наше время с этим решением согласны большинство жителей страны. Существует много примеров, показывающих реальный переход к европейской демократии: всенародный референдум по поводу введения новой испанской конституции, обязательства правительства о сохранении прав региональной автономии, разрешение права на семейный развод, а также отказ от смертной казни. Очень видимой для расширяющихся изменений в публичной жизни стала демократической структура прежде жестко централизованного государства.
Такие преобразования позволяли улучшить положение в Испании. Государственное устройство государства заметно приблизилось к демократическим европейским странам.
Современные проблемы
После проведенных реформ последних десятилетий, демократизации и процесса смягчения возникших в обществе противоречий общее положение заметно улучшилось. Тем не менее, негативные тенденции в стране остались и одна из них – национальный вопрос.
Государственно-территориальное устройство Испании предусматривает, что малые народы страны к настоящему времени получили ряд привилегий, но статус всех автономных регионов не остался на одном уровне. В Конституции разделяются ограниченная и полная национальные автономии. Самой массовой является ограниченная национальная автономия. Права регионов, согласно государственному устройству Испании, имеющих ограниченную автономию, включают разрешение на создание собственных структур самоуправления, реформирование границ субъектов, входящих в сообщество городских советов, выделение их функций и уровня власти, разделение территорий, аграрный сектор, социальную сферу и ряд прочих вопросов.
Привилегированные автономии
Четыре региона получили по Конституции страны и государственному устройству Испании полную автономию. Их полномочия объединяет широкий круг вопросов, специально не отмеченных Конституцией за центральной властью. Выдачей полной автономии занимается парламент.
Несмотря на большую автономию, часть малых народностей (баски, каталонцы) требуют от центральной власти еще более серьезной независимости от Мадрида и нередко даже предлагают формирование полностью независимого государства на своих землях. Благодаря этому положение в Испании периодически бывает тяжелым: происходят террористические выступления, идут столкновения с силовиками и демонстрации. Хотя правительство страны до поры до времени стремится поддержать только мирные переговоры и пытается держать положение под своим надзором.
Прошедший недавно в Каталонии референдум установил независимость региона, но правительство Испании в ответ полностью лишило регион автономии. Что дальше будет со статусом региона неизвестно. События продолжают развиваться. Центральная власть понимает, что вслед за Каталонией, из состава унитарного государства могут выйти и другие автономные области. А это уже будет грозить полным развалом единой страны.
Таково государственное устройство Испании, кратко рассказанное в рамках одного материала.
fb.ru
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИСПАНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИСПАНИИ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС АВТОНОМНЫХ СООБЩЕСТВ
По форме территориального устройства Испания является унитарным государством с широкой автономией. Территориальное деление страны является трехзвенным, включая автономные сообщества, провинции и муниципии.
Учреждение автономных сообществ Конституцией Испании 1978 года направлено на решение национальной проблемы в стране, для которой всегда была характерна многонациональность населения. Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, национального, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область. В настоящее время существует 17 автономных сообществ.
Конституция устанавливает общие черты всех сообществ. Каждое автономное сообщество имеет свой статут, принимаемый Генеральными Кортесами путем издания органического закона. Во всех сообществах существуют ассамблеи — законодательные собрания, депутаты которых избираются прямыми всеобщими выборами на основе пропорциональной избирательной системы. Исполнительная власть в автономных сообществах принадлежит правительственному совету во главе с его председателем. Эти органы избираются ассамблеями и окончательно назначаются Королем. Председатель правительственного совета не только возглавляет исполнительную власть сообщества, но и представляет автономное сообщество в целом. Исполнительная власть сообщества несет политическую ответственность перед ассамблеей сообщества. Сообщества обладают финансовой автономией, имеют собственные бюджет, налоги и сборы.
Вместе с тем статус всех автономных сообществ не является одинаковым. Конституция различает ограниченную и полную автономию. Наиболее распространенной является ограниченная автономия. Компетенция сообществ, обладающих ограниченной автономией, включает организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ входящих в сообщество муниципалитетов, определение их функций и полномочий, планирование территории, сельское хозяйство, социальное обеспечение и некоторые другие вопросы (ст. 148). Четыре сообщества обладают полной автономией. Их компетенция включает больший круг вопросов. Это вопросы, специально не закрепленные Конституцией за государством (ст. 149). Получение полной автономии разрешают Кортесы. По решению Генеральных Кортесов возможно и образование специальной автономии. Сообществам, обладающим специальной автономией, органическим законом могут быть переданы некоторые полномочия государства. В настоящее время пять сообществ пользуются правами специальной автономии.
Несмотря на относительную самостоятельность автономных сообществ, государство имеет конституционные средства контроля за их деятельностью. Так, государству предоставляется право прямого вмешательства в дела сообщества, если оно не выполняет обязательств, налагаемых на него конституцией или законами, либо его деятельность нарушает интересы страны. В таких случаях Правительство Испании после предварительного требования о прекращении указанных действий может с одобрения Сената принять меры, принуждающие сообщество к прекращению нарушений.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
На основе сочетания местного самоуправления и управления функционирует публичная власть в провинциях и муниципиях — политико-административных единицах Испании. Они, согласно Конституции, обладают правами юридического лица и имеют местный бюджет, который должен располагать достаточными средствами для осуществления функций местного самоуправления (ст. 142 Конституции). Провинции управляются депутациями, избираемыми населением и осуществляющими функции представительных органов. Депутация избирает своего председателя, который руководит деятельностью депутации и администрации провинции, а также осуществляет официальное представительство провинции. Исполнительным органом местного самоуправления в провинции является управляющая комиссия. Члены комиссии назначаются и отзываются председателем по его усмотрению. Имеется и должностное лицо, осуществляющее государственное управление. Это губернатор, назначаемый министром внутренних дел.
Муниципии также организованы на началах самоуправления, осуществляемого выборными советами.
studfile.net
Административное деление Испании Википедия
Административное деление ИспанииИспания является унитарным государством. Основной административно-территориальной единицей в Испании является автономное сообщество (автономная область, исп. comunidad autónoma)[1][2][3]. В настоящее время в стране насчитывается 17 автономных сообществ, при этом Страна Басков, Каталония, Наварра, Галисия и Андалусия имеют расширенные автономии[4].
Образование автономных сообществ предусмотрено Конституцией 1978 года, (в частности статья 152.1 устанавливает институциональную основу этих автономных сообществ — Законодательная Ассамблея, избираемая всеобщим голосованием, Совет Правительства с исполнительными функциями и Председатель автономного сообщества, избираемый Законодательной Ассамблеей), их границы, как правило, совпадают с границами провинций, входящих в исторические области, хотя некоторые сообщества стали развивать свою идентичность только после перехода к демократии (примеры — Мадрид, Риоха). Автономные сообщества имеют собственные уставы; правительства сообществ разделяют власть с центральным правительством. Представительными органами автономных сообществ являются парламенты (Parlamento), в Астурии — генеральная управа (Junta General), в Мурсии, Эстремадуре и Мадриде — собрания (Asamblea), в Арагоне, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-Леоне и Валенсии — палаты (cortes), исполнительными органами — правительства (Gobierno), в Галисии, Эстремадуре, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-Леоне — управы (Junta), в Арагоне и Наварре — депутации (Diputación), в Андалусии, Астурии и Валенсии — советы (Consejo), каждый из этих исполнительных органов состоит из председателя (Presidente) и советников (Consejero).
Автономные сообщества, в свою очередь, делятся на провинции (provincias) — их насчитывается 50, плюс два так называемых автономных города (ciudades autónomas) в Африке — Сеуту и Мелилью. Представительными органами провинций являются провинциальные советы (Diputación provincial), исполнительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), состоящие из председателя (Presidente) и членов управы (Vocal).
Провинции делятся на комарки (округа, или районы), в настоящее время в Испании насчитывается 324 комарки[5]. Комарки, в свою очередь, делятся на административно-территориальные единицы более низкого уровня — муниципалитеты, вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населённых пунктов. Муниципалитетов в Испании насчитывается более 8 тысяч. Представительным органом муниципалитета является городской совет или мэрия (исп. Ayuntamiento), исполнительным — совет местного самоуправления (исп. Junta de Gobierno Local), в состав которой входит мэр (исп. alcalde) и члены совета (исп. Vocal).
ruwikiorg.ru
Административное устройство испанской колониальной империи
Административное устройство испанской колониальной империи
Колониальная империя Испании, сложившаяся к XVII–XVIII вв. в результате экспансионистской морской политики испанской монархии, была в тот период крупнейшей в мире. Ее главнейшей частью (помимо африканских владений) были земли Центральной и Южной Америки.
Военное завоевание Испанией и последующая колонизация Америки начались сразу за открытием этих земель европейцами — в конце XV — начале XVI в. Первоначально завоевание коснулось островов Вест-Индии, в первой половине XVI в. — Мексики и Центральной Америки. Во второй половине XVI в. началась колонизация области Ла Платы (будущая Аргентина), затем и побережья Тихого океана. Местное индейское население было частью истреблено, частью превращено в полурабов. С XV в. индейцы с 14 до 70 лет были обложены податью (собиравшейся поквартально) золотом или хлопком; не выполнявшие разверстку привлекались к принудительному труду в колониальных хозяйствах или на общественных работах. В политико-административном отношении первоначально колониальная система основывалась на договорах с конквистадорами (руководителями военно-экспедиционных отрядов). С 1519–1520 гг. все открытые и будущие земли были объявлены собственностью испанской короны и пребывающими под ее прямым управлением.
Социально-правовая организация колоний воспроизвела феодальную иерархию. Испанским поселенцам земля давалась на правах феодального пожалования — энкомиендо; с 1536 г. пожалования были признаны наследственными на два поколения, с 1629 г. — на три, с XVIII в. — на четыре. Индейское население пообщинно пребывало в полурабской зависимости от энкомиендерос. С XVI в. одновременно государство стало налагать ограничения на превращения индейцев в полных рабов, с XVIII в. личная зависимость была вытеснена зависимостью из долговых отношений (пеонаж), которая, впрочем, на деле мало чем разнилась с прежним феодальным рабством.
Ко времени завершенного образования колониальной империи испанские владения в политико-административном отношении объединялись в вице-королевства или в т. н. капитанства, между которыми не было четкой соподчиненности. Первыми вице-королевствами были Новая Испания (1534), включившая Мексику, Вест-Индию и Центральную Америку, а также южные земли североамериканского континента, и Перу (1544), объединившее области исторического Перу и Чили. Позднее сложились Новая Гранада (1718–1739), в составе которой были Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Ла-Плата (1776), включившая земли Аргентины, Уругвая, Парагвая, Боливии. А из состава первых и частью новых выделились 5 генерал-капитанств: Гватемала. Куба, Пуэрто-Рико, Чили, Венесуэла.
Верховная государственная власть над американскими владениями принадлежала испанскому монарху. Центральными координационными, правительственными и судебными органами, которые осуществляли собственно руководство администрацией вице-королевств и капитанств, были Торговая палата в Мадриде (1503), а затем Высший королевский совет по делам обеих Индий (1524–1834 гг.). Совет готовил административные назначения в колонии, руководил деятельностью церкви, финансовой системой, издавал законодательные акты по всем вопросам жизни и управления (за столетия таких набралось свыше 400 тыс.).
В самих колониях высшая власть принадлежала вице-королям. Вице-король обладал полномочиями наместника монарха. Его назначали по представлению Совета на 4–6 лет. Вице-король мог издавать акты, имевшие силу закона для своих земель, располагал вооруженной силой, назначал администрацию. В обособленных землях аналогичными правами располагали генерал-капитаны, однако их назначал напрямую Совет и собственно статус был несколько ниже.
Высшим правительственным учреждением в вице-королевстве или генерал-капитанстве была аудиенсия (палата). Полномочия аудиенсии были одновременно и административными, и судебными, и законосовещательными. Составляли палату испанские чиновники и церковные советники. Первая аудиенсия была создана в 1511 г., затем они получили регулярную организацию.
Ввиду обширности земель прямого управления, каждая дополнительно подразделялась на провинции. Во главе их стояли губернаторы, назначавшиеся вице-королями или капитанами. Губернаторы обладали военными, судебными и административными полномочиями. Главной же их задачей было обеспечение финансовых поступлений в казну, для чего при них состояли особые чиновники — алькальды, коррехидоры, номинально назначавшиеся аудиенсиями. В XVIII в. дополнительно колонии были подразделены на финансовые интендантства (по образцу Франции и Испании правления Бурбонов). В самом низу система колониальной администрации опиралась на самоорганизованные индейские общины во главе с традиционными вождями (касиками), власть которых существенно усилилась в опоре на организационные и финансовые функции, возложенные колониальной администрацией.
Особой частью колониальной администрации были военные гарнизоны во главе с капитанами, которые подчинялись только вице-королям. Самостоятельную роль играло и церковное управление. На основании папского постановления 1493 г. право патроната над церковью в колониях и назначения на епископские должности было закреплено за испанскими монархами. Помимо социально-культурных функций, на католическую церковь были возложены тем самым общие административные и судебные полномочия, нередко способствовавшие развертыванию подлинного террора в отношении индейского населения — особенно, после учреждения в сер. XVI в. в колониях трибуналов святой инквизиции.
В городах сложилось подобие испанского самоуправления. Местные жители имели полномочия образовывать городские советы (кабильдо), избирать городских советников-рехидоров, а также отдельных специализированных должностных лиц. Таких советов (как и городов) было немного — всего до 250. Однако именно они стали опорой и организационной формой для политического самоопределения местной знати, помещиков и промышленников (поскольку все должности в собственно судебно-административном и военном аппарате замещались только приезжими из Испании), которые составляли наиболее активное, но в политическом и правовом отношениях приниженное сравнительно с испанской знатью сословие новосформировавшегося к XVIII в. южноамериканского общества. Это общество стало к тому же распадаться на различавшиеся нации — применительно к административным границам колоний, несмотря на то, что к XVIII в. испанский язык стал господствующим для населения всех слоев, а индейцы ассимилировались с завоевателями.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
ВСЕ ОБ ИСПАНИИ — АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ИСПАНИИ
Испания является унитарным государством. Однако Страна Басков и Каталония имеют широкие автономии.
50 провинций, входящие в 17 автономных областей. Также в составе Испании находятся 2 так называемых автономных города (ciudades autonomas) в Африке — Сеута, Мелилья и суверенные территории Испании.
Основной административно-территориальной единицей в Испании является автономное сообщество (исп. comunidad autonoma; иногда в русских текстах употребляется термин автономная область). В настоящее время в стране насчитывается 17 автономных сообществ. Образование автономных сообществ предусмотрено Конституцией 1978 года, (в частности статья 152.1 устанавливает институциональную основу этих автономных сообществ — Законодательная Ассамблея, избираемая всеобщим голосованием, Совет Правительства с исполнительными функциями и Председатель автономного сообщества, избираемый Законодательной Ассамблеей), их границы, как правило, совпадают с границами провинций, входящих в исторические области, хотя некоторые регионы стали развивать свою идентичность только после перехода к демократии (примеры — Мадрид, Риоха).
Автономные сообщества имеют собственные уставы; правительства сообществ разделяют власть с центральным правительством. Представительными органами автономных сообществ является парламенты (Parlamento), в Астурии — генеральная управа (Junta General), в Мурсии, Эстремадуре и Мадриде — собрания (Asamblea), в Арагоне, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-и-Леоне и Валенсии — палаты (cortes), исполнительными органами — правительства (Gobierno), в Галисии, Эстремадуре, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-и-Леоне — управы (Junta), в Арагоне и Наварре — депутации (Diputacion), в Андалусии, Астурии и Валенсии — советы (Consejo), каждый из этих исполнительных органов состоит из председателя (Presidente) и советников (Consejero).
В свою очередь автономные сообщества делятся на провинции (provincias) — их насчитывается 50, плюс два так называемых автономных города (ciudades autonomas) в Африке — Сеуту и Мелилью. Представительными органами провинций являются провинциальные советы (Diputacion provincial), исполнительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), состоящие из председателя (Presidente) и членов управы (Vocal).
Провинции делятся на округа, а округа, в свою очередь, делятся на муниципалитеты (вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов). Представительным органом муниципалитета является городской совет, или мэрия, (Ayuntamiento), исполнительным — совет местного самоуправления (Junta de Gobierno Local), в состав которой входит мэр (alcalde) и члены совета (Vocal).
Законодательные Ассамблеи
Ассамблея на региональном уровне представляет собой однопалатный парламент, причём в зависимости от региона различаются виды данного законодательного органа:
- Парламент: Андалусия, Балеарские острова, Канарские острова, Каталония, Галисия, Риоха, Наварра, Страна Басков
- Кортесы: Арагон, Кастилья ла Манча, Кастилья и Леон, Валенсия
- Ассамблея: Эстремадура, Мадрид и Мурсия
- Хунта: Астурия
Выборы
Выборы в региональные органы власти осуществляются на основе всеобщего избирательного права. Выборы проходят в последнее воскресенье мая каждые четыре года во всех автономных сообществах, за исключением:
- Андалусии
- Каталонии
- Галисии
- Страны Басков
- Валенсия, Наварра и Арагон проводят выборы по данной системе, но после реформы своих законов об автономии (статутов) у Председателя автономного сообщества появилось право распустить парламент и назначить выборы на любую дату, если только не заканчивается срок его полномочий.
Другие органы
Сообщества могут создавать свои собственные органы бюджетного контроля (Tribunales de Cuentas), Институт по правам человека (Defensor del Pueblo) и другие организации для улучшения своей деятельности.
dikarka.ru
Административное деление Испании — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Административное деление ИспанииИспания является унитарным государством. Основной административно-территориальной единицей в Испании является автономное сообщество (автономная область, исп. comunidad autónoma)[1][2][3]. В настоящее время в стране насчитывается 17 автономных сообществ, при этом Страна Басков, Каталония, Наварра, Галисия и Андалусия имеют расширенные автономии[4].
Образование автономных сообществ предусмотрено Конституцией 1978 года, (в частности статья 152.1 устанавливает институциональную основу этих автономных сообществ — Законодательная Ассамблея, избираемая всеобщим голосованием, Совет Правительства с исполнительными функциями и Председатель автономного сообщества, избираемый Законодательной Ассамблеей), их границы, как правило, совпадают с границами провинций, входящих в исторические области, хотя некоторые сообщества стали развивать свою идентичность только после перехода к демократии (примеры — Мадрид, Риоха). Автономные сообщества имеют собственные уставы; правительства сообществ разделяют власть с центральным правительством. Представительными органами автономных сообществ являются парламенты (Parlamento), в Астурии — генеральная управа (Junta General), в Мурсии, Эстремадуре и Мадриде — собрания (Asamblea), в Арагоне, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-Леоне и Валенсии — палаты (cortes), исполнительными органами — правительства (Gobierno), в Галисии, Эстремадуре, Кастилии-ла-Манче, Кастилии-Леоне — управы (Junta), в Арагоне и Наварре — депутации (Diputación), в Андалусии, Астурии и Валенсии — советы (Consejo), каждый из этих исполнительных органов состоит из председателя (Presidente) и советников (Consejero).
Автономные сообщества, в свою очередь, делятся на провинции (provincias) — их насчитывается 50, плюс два так называемых автономных города (ciudades autónomas) в Африке — Сеуту и Мелилью. Представительными органами провинций являются провинциальные советы (Diputación provincial), исполнительными органами — управы правительства (Junta de Gobierno), состоящие из председателя (Presidente) и членов управы (Vocal).
Провинции делятся на комарки (округа, или районы), которые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты (вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов). Представительным органом муниципалитета является или мэрия (исп. Ayuntamiento), исполнительным — совет местного самоуправления (исп. Junta de Gobierno Local), в состав которой входит мэр (исп. alcalde) и члены совета (исп. Vocal).
Законодательные Ассамблеи[ | ]
Ассамблея на уровне сообществ представляет собой однопалатный парламент, причём в зависимости от сообщества различаются виды данного законодательного органа:
- Парламент: Андалусия, Балеарские острова, Канарские острова, Каталония, Галисия, Риоха, Наварра, Страна Басков
- Кортесы: Арагон, Кастилья ла Манча, Кастилья и Леон, Валенсия
- Ассамблея: Эстремадура, Мадрид и Мурсия
- Хунта: Астурия
Выборы[ | ]
Выборы в органы власти сообществ осуществляются на основе всеобщего избирательного права. Выборы проходят в последнее воскресенье мая каждые четыре года во всех автономных сообществах, за исключением:
- Андалусии
- Каталонии
- Галисии
- Страны Басков
- Валенсия, Наварра и Арагон проводят выборы по данной системе, но после реформы своих законов об автономии (статутов) у Председателя автономного сообщества появилось право распустить парламент и назначить выборы на любую дату, если только не заканчивается срок его полномочий.
Другие органы[ | ]
Сообщества могут создавать свои собственные органы бюджетного контроля (Tribunales de Cuentas), назначать уполномоченного по правам человека (Defensor del Pueblo) и создавать другие институты и организации для улучшения своей деятельности.
Автономные сообщества (области) Испании и их столицы
encyclopaedia.bid