Об истории и интересных фактах 7 чудес света древнего мира — Общенет
Самые древние упоминания о семи чудесах света найдены в трудах древнего учёного и философа Геродота. Ещё 5000 лет до нашей эры Геродот описывал и пытался классифицировать эти чудесные объекты. Но, к сожалению, работа, Геродота, в которой он подробно описывал необычные архитектурные шедевры древнего мира, сгорела при пожаре в Александрийской библиотеке, как и много других уникальных рукописей. До нас дошли только отдельные записи в уцелевших рукописях и фрагменты сооружений, относящихся к 7 чудесам света, которые найдены в результате археологических раскопок. Также о них можно прочитать в небольшом сочинении Филона Византийского, которое называется «О семи чудесах света». На двенадцати страницах автор описал 7 объектов древности. Но в основе этого труда лежат сведения от услышанных рассказов других, однако сам автор их никогда не видел. В Европе о 7 чудесах света узнали из книги «Наброски по истории архитектуры». В ней автор, Фишер фон Эрлах, подробно описал семь удивительных объектов древности. А на Руси о семи чудесах света поведал в своих трудах Симеон Полоцкий. Он в своих записях указывает на какой-то византийский источник. В список 7 чудес света древнего мира входят: египетская пирамида Хеопса в Эль-Гизе, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Родосский.
1.Пирамида фараона Хеопса
Египетская пирамида Хеопса (Хуфу) занимает первое место из семи чудес света, причем является единственным, сохранившимся до наших дней.Этот и поныне существующий географический объект иногда называют Великой пирамидой Гизы. Она служит усыпальницей египетского правителя Хеопса (Хуфу). Пирамида была возведена неподалеку от Гизы — пригорода Каира. Чтобы создать это чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка двадцати лет. Пирамида Хеопса является самой крупной пирамидой в Египте. Раньше ее высота была около 146 метров, а сегодня приблизительно 138 м. Дата начала постройки относится где-то к 2600 г. до н.э., хотя это неточно, и оспаривается многими ученными. На строительство пирамиды Хеопса ушло более двух миллионов блоков из известняка, вес каждого из которых составил около 2,5 тонн. Первоначально высота монумента достигала 147 метров (примерно как 5 девятиэтажек, установленных одна поверх другой). Пирамиду частично засыпало песком, поэтому ее высота уменьшилась до 137 метров. Тем не менее, ее по праву можно считать самым грандиозным памятником человеческому тщеславию. Строительство пирамиды завершилось в 2580 году до н.э. Затем здесь же были построены еще пирамиды для внука и сына Хеопса, а также пирамиды для цариц. Но великая пирамида Хеопса самая большая из них.На сегодняшний день эта потрясающая постройка удивляет своими размерами и невероятной точностью инженерных расчетов. Такое впечатление, что древние египтяне великолепно знали принцип золотого сечения, владели тайной числа Пи и прочими научными знаниями, которые были открыты гораздо позднее. Существует предположение, что эти каменные гиганты являются космическими обсерваториями. Ведь форма расположения пирамид в точности повторяет контуры созвездия «Орион». Другие считают, что раньше эти строения исполняли роль мощнейших генераторов энергии. Первоначально они были покрыты известняком, и сияли на солнце как сверхъестественные маяки. Внутри первого чуда света, — пирамиды Хеопса, вы обнаружите три камеры: подземную, «Камеру царицы» и «Камеру фараона». Попасть же внутрь искусственной горы можно через естественный вход, находящийся на высоте около 15 метров (где-то как 5-этажный дом) или через искусственный, который был пробит в 820 году.
2.Висячие сады Семирамиды
В списке семи чудес света, вторым чудом по счету считаются висячие сады Семирамиды. Это поистине легендарное сооружение было создано в 605 г. до н.э. Однако уже в 562 г. до н.э. этот архитектурный шедевр был разрушен от наводнения. Несмотря на устоявшуюся связь висячих садов Вавилона с именем ассирийской царицы – Семирамиды, жившей около 800 г. до н.э., ученые считают это заблуждением. На самом деле, официальная версия происхождения этого чуда света гласит следующее. Навуходоносор II, воевал против Ассирии. Для того чтобы укрепить войско был заключен союз с Мидийским царем. После уничтожения врага, Навуходоносор II решил жениться на дочери Мидийского государя. Но пыльный город Вавилон стоящий, по сути, в пустыне, не шел ни в какое сравнение с зеленой и цветущей Мидией. Именно по этой причине, честолюбивый владыка решил построить вавилонские висячие сады. К слову сказать, звали царицу Амитис, поэтому правильнее было бы называть второе из семи чудес света именно этим именем. Но в истории закрепилась незабвенная Семирамида, которая также была незаурядной личностью, хоть и жила на два века раньше. Но царь хотел не только порадовать Амитис, но и создать такой шедевр, который мог бы прославить его. Висячие сада Семирамиды представляли собой четырёхъярусную пирамиду, ярусы которой были одновременно и террасами, и балконами. Ярусы удерживались мощными колоннами. На каждом из них были посажены уникальные растения (цветы, деревья, трава и кустарники). Семена и саженцы для садов привозились из всех стран мира. Внешне пирамида напоминала постоянно цветущий холм. Для садов была сконструирована уникальная система орошения. Круглые сутки несколько сотен рабов вращали колеса с ведрами для снабжения растений водой. Как это ни удивительно, но уникальная постройка, вошедшая в семь чудес света, не была на то время новинкой. Просто Навуходоносор II, при котором было построено множество архитектурных шедевров, сумел необычным способом реализовать подачу воды в свои висячие сады. Это сооружение состояло из четырех уровней. На каждом из них было много прохладных комнат, где гуляла царская семья в часы дневного зноя. Своды здания поддерживались 25-метровыми колоннами на каждом уровне. Укреплённые террасы засыпались землей, толщины которой хватало для того, чтобы там могли расти деревья. Чтобы жидкость не просачивалась на нижние этажи, платформы каждого яруса, состоящие из огромных плит, застилали свинцовыми листьями и покрывались асфальтом. Вода подавалась наверх при помощи специально разработанного механизма, качающего ее из реки Евфрат. Стометровые стены Вавилона и возвышающиеся над ними кроны деревьев, вселяли всякому видевшему это чудо света мысль о могуществе и силе царства. А гордая Амитис, которой, собственно, была посвящена эта грандиозная постройка, наслаждалась зеленью цветущих растений, простирающихся на много километров вокруг. После смерти правителя Навуходоносора Вавилон на некоторое время стал резиденцией Александра Македонского. После кончины великого полководца город стал постепенно приходить в запустение, сады Семирамиды также остались без должного ухода. Через некоторое время вышла из берегов расположенная поблизости река, что привело к размыванию фундамента постройки. Кстати, если бы висячие сады Семирамиды существовали до сих пор тогда, чтобы посмотреть на них, нам бы пришлось поехать в Ирак, так как именно в этом государстве найдены руины древнего города Месопотамии — Вавилона.
3.Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. В самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес. Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в Турцию, в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но нам остаётся довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской. И только с руинами этой античной постройки, возведенной в пятом веке до нашей эры, можно ознакомиться лично. Храм был построен в честь покровительницы любовных отношений и семейного очага – богини Артемиды. Деньги на возведение культового сооружения предоставил лидийский царь Крёз, имя которого стало символом богатства. Храм Артемиды был разрушен во время пожара, устроенного Геростратом. Этот гражданин Эфеса захотел таким образом прославиться. Дерзкого безумца приговорили к казни, а его имя следовало предать забвению. Тем не менее, мы знаем историю Герострата, благодаря трудам древнегреческого историка Феопомпа. На месте архитектурного сооружения, где появилось одно из семи чудес света, существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Храм был построен из местного строительного сырья – мрамора и известняка, добывавшегося в близлежащих горах. Размеры третьего чуда света – храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах. Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости. Кажется, что этот объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе. Внутреннее убранство храма было великолепным: прекрасные статуи и потрясающие картины, созданные самыми лучшими художниками и зодчими того времени. К началу III в до н.э. по велению Александра Македонского храм Артемиды был восстановлен в своем изначальном облике. Но, к несчастью, архитектурному шедевру не было суждено сохраниться до наших дней. В 263 году храмовый комплекс был частично разграблен готами, а позднее его закрыли в связи с гонениями, которым стали подвергаться абсолютно все языческие культурами.Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда. В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света – Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.
4.Статуя Зевса в Олимпии
Олимпийские игры, которым столь много внимания уделяли греки, проводились, как правило, в честь языческого бога Зевса. Однако храма этого мифического персонажа не существовало! Лишь в 466-465 годах в Олимпии было построено уникальное здание, в котором через время появилась грандиозная статуя Зевса. В честь бога-Громовержца было возведено поистине монументальное сооружение. Храм Зевса был целиком сооружен из мрамора, включая даже крышу. По периметру святилища располагались 34 колонны, выполненные из известняка. Стены храма покрывали живописные барельефы с изображениями древнегреческого бога, а также подвигов Геракла. Но в список 7 чудес света вошел не храмовый комплекс, а статуя Зевса. Над воплощением в жизнь этого шедевра поработал древнегреческий скульптор Фидий. Тело бога было создано из слоновой кости, на украшение статуи также ушло великое множество редких самоцветов и около 200 кг золота без малейшей примеси лигатуры. Глаза Громовержца словно бы метали молнии, а голова и плечи переливались неземным светом. Статуя в высоту достигала 13 метров, доходя до потолка храма. На протяжении 800 лет после ее создания статуя Зевса в Олимпии входила в список 7 чудес света. Десять лет ушло на его строительство. Согласно преданию, в центр мраморного пола храма ударила молния. Это было расценено, как выражение одобрения со стороны Зевса. На месте удара установили жертвенник из меди. В основании статуи была плита, шириной 6 метров и высотой 1 м соответственно. В целом же, по разным данным, высота монумента приближалась к 17 метрам, что приблизительно равно 5-этажному дому. Соотношение олимпийского чуда света – статуи Зевса и непосредственно здания, в котором он был установлен, производили удивительный эффект. Казалось, что если бы громовержец захотел встать, то он бы разрушил крышу! В 391 году н.э. римляне запретили проведение Олимпийских игр и закрыли все греческие храмы. Через несколько лет статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г.н.э. дворец, где находилась статуя, сгорел. Храм в Олимпии был разрушен землетрясением. Человечество потеряло одно из своих чудес – статую Зевса в Олимпии. Несмотря на это, она вошла в семь чудес света, как пример необыкновенных инженерных, художественных и скульптурных достижений древности.
5.Мавзолей в Галикарнасе
Пятое чудо света – это мавзолей в Галикарнасе. Если вы хотите побывать в этой исторической местности – поезжайте в турецкий город-курорт Бодрум. Именно там ученные обнаружили развалины чуда света Галикарнасского мавзолея. В 4 веке до нашей эры царь Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией, решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Для этих целей и было возведено грандиозное строение, ставшее чудом света. Названо древнее сооружение по имени правителя Карии – Мавсола, так как это был его надгробный памятник. Собственно именно с того времени в древнем Риме мавзолеи получили такое широкое распространение. Чем же стал известен этот архитектурный шедевр? Античный город Галикарнас был известен резиденциями вельмож, театрами и зелеными садами. Но в список 7 чудес света вошли не эти архитектурные красоты, а гробница жестокого правителя Мавсола. Чтобы начать строить мавзолей в Галикарнасе были приглашены лучшие специалисты того времени: Сатир и Пифий – архитекторы, прибывшие из великой Греции, а также выдающиеся скульпторы по имени Тимофей и Бриаксид, Леохар и Скопас. Кстати, работы двух последних украшали еще и Храм Артемиды Эфесской, также включен в семь чудес света. Работы по возведению мавзолея начались прежде, чем правитель Карии скончался, то есть в 359 году до нашей эры. Справедливости ради нужно сказать, что отвечала за грандиозную работу царица Артемисия. Уже в 350 году до н.э. Галикарнасский мавзолей был представлен народу. Сохранилось описание постройки Плинием Старшим, а также Витрувием. В целом, здание состояло из трех ярусов. Первый исполнял роль мощного цоколя, построенного из кирпича с мраморной облицовкой. По периметру его опоясывали статуи с представителями греческого эпоса. Основание было трёхуровневым, что делало мавзолей символом могущества и долговечности. Второй ярус имел значение храма. Он был окружен 36 колонами, которые подпирали верхнюю часть Галикарнасского мавзолея – пирамиду. Сама пирамида состояла из 24 ступенек, которые вели к вершине. Именно там была размещена главная статуя: колесница с царем Мавсолом и царицей Артемисией. Изначальная задумка была такой: в нижней части мавзолея была непосредственная гробница правителя Карии и его супруги, в средней же располагался храм со скульптурой Мавсола для поклонения усопшему царю. Как это ни удивительно, но до теперешнего времени вполне прилично сохранились обе статуи: Мавсола и Артемисии. То же самое касается колесницы, некогда находившейся наверху пятого чуда света мавзолея в Галикарнасе. Все эти исторические артефакты хранятся в музее Британии. Суммарная высота постройки составила 46 метров. В этом рукотворном шедевре смешалось несколько архитектурных направлений. В качестве украшения мавзолея были задействованы традиционные колонны, а также статуи всадников и львов. На самой вершине находилась скульптура царя Мавсола, горделиво восседающего в запряженной конями колеснице. Мавзолей простоял около 19-ти веков, причиной его разрушения стало сильное землетрясение. А некоторые обломки мавзолея пошли на строительство крепости святого Петра.
6.Александрийский маяк
Шестым чудом света является Александрийский маяк (он же Фаросский маяк). Построен он был в 3 веке до нашей эры на Средиземном море. В Египте, на небольшом острове Фарос, что недалеко от Александрии, была бухта, имеющая большое значение для торговых судов. Именно по этой причине появилась необходимость в постройке Фаросского маяка. Этот объект должен был помогать морским судам благополучно преодолевать прибрежные рифы и избежать кораблекрушения. В темное время суток языки пламени, отражаемые водной гладью, были видны на расстояние более 60 километров, позволяя кораблям благополучно миновать рифы. Днем, вместо света использовался столб дыма, заметный также чрезвычайно далеко. Александрийский маяк возвышался на 120 метров над уровнем моря, его сигналы можно было разглядеть на расстоянии до 48 км. Верхнюю часть конструкции украсила статуя Исиды-Фарии, которую почитали в качестве покровительницы мореплавателей. Чтобы сделать поток света максимально эффективным, строители применили оригинальную систему выгнутых зеркал. Фаросский маяк, как и многие другие объекты из списка 7 чудес света, был уничтожен довольно тривиальным образом. Его разрушило мощное землетрясение, которое произошло в середине 14-го века. Некоторые фрагменты Александрийского маяка ученые обнаружили на дне морском во время исследований в 1996 году. Во времена царствования в Египте Птолемея II, было принято решение построить знаменитый маяк. По плану, на осуществление задумки должно было уйти 20 лет, но все жители увидели шедевр гораздо раньше. Главным архитектором и строителем этого сооружения является Сострат Книдский. На мраморной стене маяка он высек свое имя, а затем, наложив тонкую штукатурку, написал слова, прославляющие Птолемея. Естественно, через недолгий срок штукатурка обсыпалась, и в века вошло имя выдающегося мастера. Так вот, Сострат окончил строительство Фаросского маяка за 5 лет, что по меркам древности было вообще мгновением! Александрийский маяк складывался из трех башен. Первая, самая нижняя, прямоугольная часть монумента, служила техническим целям. Там жили рабочие и солдаты, а также хранились необходимые для ухода за маяком инструменты и инвентарь. Над первой частью возвышалась вторая, восьмиугольная башня. Вокруг нее вился пандус, чтобы поднимать по нему топливо для огня. Третий ярус представлял собой величественную цилиндрическую постройку, оборудованную сложной системой зеркал. Именно здесь горел жизненно важный огонь, распространяя свой свет на многие километры вокруг. Высота седьмого чуда света Фаросского маяка составлял от 120 до 140 метров. На самом верху была установлена статуя бога морей Посейдона. Некоторые путешественники, описывая поразившее их чудо, упоминали о необыкновенно устроенных статуях. Первая указывала рукой на солнце, на протяжении всего дня, а когда солнце заходило – рука опускалась. Вторая статуя днем и ночью отбивала звуком каждый час. Третья постоянно указывала направление ветра, играя роль флюгера. В XII веке нашей эры корабли перестали пользоваться александрийской бухтой по причине того, что она стала чрезвычайно илистой. Именно это послужило тому, что выдающееся сооружение пришло в полный упадок. Еще позднее, в XIV веке, вследствие землетрясения чудо света Александрийский маяк совершенно разрушился. На его месте была воздвигнута крепость, не раз менявшая свой вид. Сейчас на этом историческом месте располагается база египетского флота и, несмотря на разные предложения, идею восстановления маяка власти не рассматривают. Простояв практически 1000 лет, Александрийский маяк серьезно пострадал от землетрясения, произошедшего в 796 году н.э. Когда в Египет пришли арабы (XIV век), они решили восстановить грандиозную постройку, достигнув всего 30 метров от первоначальной высоты. Однако реконструкции не суждено было завершиться, и к концу 15 века Кайт-бей, известный султан, обосновал на фундаменте маяка крепость. Кстати она существует до сих пор.
7.Колосс Родосский
В Греции, на берегу Эгейского моря, располагается древний остров Родос. Именно там, в 280 году до нашей эры было сооружено седьмое чудо света — Колосс Родосский. Все началось с того, что после развала империи Александра Великого, Деметрий I напал на Родос. С ним было около сорока тысяч воинов. Обложив главный портовый город, он держал осаду более года. Потом, несмотря на то, что было затрачено много усилий по установлению осадных машин, Деметрий решил отступить, бросив все постройки. Родосские жители, потрясенные таким поворотом событий, продали все вещи, оставленные оккупантами, решив на вырученные деньги поставить памятник богу Солнца Гелиосу. По легенде именно Гелиос являлся создателем острова. Предполагалось, что рост фигуры составит 18 метров, но впоследствии ее решили сделать 36-метровой. Статуя в виде бога-юноши была отлита из бронзы, она расположилась на мраморном постаменте. Строительство велось на холме, созданном искусственным путем. Внутри фигуры располагались камни, что было сделано для повышения устойчивости конструкции.Через 12 лет титанического труда, глазам жителей города предстало 36-метровое чудо света Колосс Родосский. Гигант был выполнен из глины и бронзы, основываясь на металлическом каркасе. Он стоял прямо у входа в гавань и был виден с ближайших островов. Для сооружения этого чуда света, было расходовано около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. С уверенностью можно сказать, что именно этот Колосс стал родоначальником своеобразной моды. К концу 2 века до н.э. на острове Родос красовались свыше ста гигантских памятников. Судьба Колосса Родосского была безжалостной. Всего через 65 лет, приблизительно в 225 году до н. э. произошло землетрясение, которое и разрушило его. Статуя переломилась возле колен и упала на землю. Кстати именно после этого появилось выражение «Колосс на глиняных ногах. Местный оракул потребовал не восстанавливать статую. 900 лет каждый приезжий на Родос мог взглянуть на статую поверженного бога. В 654 году н.э. сирийский князь, захвативший остров, снял со статуи все бронзовые пластины и увез их в Сирию. Чтобы вывезти части скульптуры, потребовалось снарядить караван, состоящий из 900 верблюдов.
Нам остается надеяться, что когда-нибудь мировые технологии достигнут такого высокого уровня, что смогут воссоздать семь чудес света древнего мира. И это будет поистине дань памяти поколений талантливым зодчим древности, создавших уникальные шедевры архитектуры, которым нет равных в современном мире.
А не приходилось ли вам задумываться о том, почему чудес света всего семь? В таком случае, рекомендуем вам ознакомиться со статьей «магическое число 7» — и вам откроется тайный смысл этой «удачливой» цифры!
фото из интернета
Семь чудес света
Самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский.
Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.).
Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н. э.):
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д.
Первое упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.
Египетские пирамиды в Эль-Гизе.
ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде.
Пирамиды выстроены на левом — западном берегу Нила (Запад — царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых — бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.
Самая большая из трех — пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания — 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).
Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени — высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена.
Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.
Все пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды.
Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты — коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения.
Сооружения в Эль-Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».
Висячие сады Семирамиды.
ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой жены — мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.
Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии — ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении — Семирамида). Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии.
После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.
Статуя Зевса Олимпийского.
ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе.
На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».
Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки — изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.
Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.
Мавзолей в Галикарнасе.
МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света.
Постройка оригинально соединяла в себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. — Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.
Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.
Храм Артемиды Эфесской.
АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.
Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.
21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь — 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной — около 18 м. ; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.
В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).
Фаросский маяк.
ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света.
Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера. Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и великого инженера.
При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж — фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в. , но даже в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую крепость (сейчас — база египетского флота).
Колосс Родосский.
КОЛОСС РОДОССКИЙ, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.
Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок. 13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.
Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).
Фаросский маяк.
ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света.
Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский.
Семь чудес света — интересные факты и фотографии
iStock ОБЪЯВЛЕНИЕ. Он был построен вдоль старого Шелкового пути и путей торговли специями и является свидетельством древних времен. Красивые фасады здесь встроены в каньоны, настолько замысловато вырезанные, что место каждый день оживает под солнцем.
|