Храм спас на крови в петербурге: ГМП «Исаакиевский собор»

Содержание

режим работы и стоимость билетов — лето 2021, как добраться и официальный сайт

«Воскресение Христово» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на северном фасаде

116977

автор: Дмитрий Казаков

«Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А.Ф. Афанасьева на кокошнике

116981

автор: Дмитрий Казаков

«Распятие» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова на фронтоне северо-западного крыльца

116996

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика «Нерукотворный лик, несомый ангелами» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова

116997

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика «Нерукотворный лик, несомый ангелами» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова

116998

автор: Дмитрий Казаков

«Богоматерь» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде

117000

автор: Дмитрий Казаков

«Святой Иоанн» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде

117001

автор: Дмитрий Казаков

«Сошествие во ад» мозаика по оригиналу В. М. Васнецова на фронтоне южного крыльца

117015

автор: Дмитрий Казаков

«Христос во славе» мозаика по оригиналу Н.А. Кошелева

132058

автор: Дмитрий Казаков

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II

156175

автор: Дмитрий Казаков

Своды притворов выполнены в византийском стиле: на тёмно-синем фоне звёзды, напоминающие цветы, снежинки, полумесяцы, которые набраны канторелью (золотой смальтой)

156202

автор: Дмитрий Казаков

Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо

156229

автор: Дмитрий Казаков

Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками

156170

автор: Дмитрий Казаков

Плафон центрального купола с изображением Пантократора — благословляющий жест рук Господа и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме

156223

автор: Дмитрий Казаков

Юго-западный купол, в центре «Иоанн Креститель» мозаика по оригиналу Н. Н. Харламова

156230

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика на своде между притвором и основной частью храма

156235

автор: Дмитрий Казаков

Царские врата, мозаики Богоматерь и Спаситель по оригиналам В.М. Васнецова

156181

автор: Дмитрий Казаков

Мозаика «Христос во славе» по оригиналу Н.Н. Харламова в центральной апсиде

156176

автор: Дмитрий Казаков

Ступени из темно-зелёного серпентинита в боковом трансепте

156182

автор: Дмитрий Казаков

Киоты отделаны уральскими и алтайскими самоцветами — орлецом, яшмой и кварцем

156244

автор: Дмитрий Казаков

Киоты отделаны уральскими и алтайскими самоцветами — орлецом, яшмой и кварцем

156243

автор: Дмитрий Казаков

«Святой князь Александр Невский» — мозаика в северном киоте по оригиналу М.В. Нестерова

156216

автор: Дмитрий Казаков

«Святой князь Александр Невский» — мозаика в северном киоте по оригиналу М. В. Нестерова

156218

автор: Дмитрий Казаков

«Святой князь Александр Невский» — мозаика в северном киоте по оригиналу М.В. Нестерова

156219

автор: Дмитрий Казаков

«Святой князь Александр Невский» — мозаика в северном киоте по оригиналу М.В. Нестерова

156214

автор: Дмитрий Казаков

«Воскресение Христово» мозаика по оригиналу В.П. Павлова, свод южной апсиды

156245

автор: Дмитрий Казаков

Киоты отделаны уральскими и алтайскими самоцветами — орлецом, яшмой и кварцем

156215

автор: Дмитрий Казаков

«Сошествие Святого Духа на апостолов» мозаика в северном своде апсиды по оригиналу В.В. Беляева

156217

автор: Дмитрий Казаков

Северная стена, наверху: «Исцеление сухорукого», «Хождение по водам» и «Исцеление бесноватого отрока» — мозаики по оригиналам А.П. Рябушкина

156209

автор: Дмитрий Казаков

«Исцеление кровоточивой» мозаика по оригиналу А. А. Киселёва

156203

автор: Дмитрий Казаков

«Исцеление кровоточивой» мозаика по оригиналу А.А. Киселёва (внизу)

156237

автор: Дмитрий Казаков

«Святые апостолы Клеона и Сила» мозаика по оригиналу В.И. Думитрашко

156205

автор: Дмитрий Казаков

«Исцеление двух слепых» мозаика по оригиналу А.П. Рябушкина

156206

автор: Дмитрий Казаков

«Призвание апостола Матфея» мозаика по оригиналу А.П. Рябушкина

156207

автор: Дмитрий Казаков

«Беседа Христа с самаритянкой» мозаика по оригиналу В.И. Отмара

156208

автор: Дмитрий Казаков

«Беседа Христа с самаритянкой» мозаика по оригиналу В.И. Отмара

156211

автор: Дмитрий Казаков

«Исцеление бесноватого в Капернауме» мозаика по оригиналу В.В. Беляева

156212

автор: Дмитрий Казаков

«Рождество Христово» мозаика по оригиналу И.Ф. Порфирова

156199

автор: Дмитрий Казаков

«Благовещение» мозаика по оригиналу А. А. Парланда на южном пилоне солеи

156239

автор: Дмитрий Казаков

Узоры стен и колонн отражают восприятие древнерусских узоров художниками конца 19 — начала 20 века

156188

автор: Дмитрий Казаков

Узоры стен и колонн отражают восприятие древнерусских узоров художниками конца 19 — начала 20 века

156189

автор: Дмитрий Казаков

Пилоны украшают 250 икон преподобных, мучеников, пророков и апостолов Русской православной церкви

156194

автор: Дмитрий Казаков

«Святые апостолы Тит и Тимофей» мозаика по оригиналу М.А. Титова

156196

автор: Дмитрий Казаков

«Святые апостолы Тит и Тимофей» мозаика по оригиналу М.А. Титова

156197

автор: Дмитрий Казаков

«Святые апостолы Агав и Силуан» мозаика по оригиналу Н.П. Шаховского

156201

автор: Дмитрий Казаков

автор: ULA

автор: ULA

автор: ULA

Спас с площади Искусств

автор: ULA

Вид на храм из Михайловского сада

автор: Fortunata

История создания Спаса на крови 

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля». 

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца.

После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне. 

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади. 

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового. 

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм. 

Подготовлено О.В.Андреевой

В Петербурге на месте убийства императора Александра II заложен храм «Спаса на Крови»

6 (18) октября 1883 г. в Петербурге был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова). Он был возведён по указу императора Александра III на месте, где 1 марта 1881 г. бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Собор стал памятником императору-преобразователю и символом покаяния народа России в его убийстве.

Храм «Спаса на Крови» является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Его проект был разработан архитектором Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым), настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII в.

На 20-ти гранитных досках на фасаде храма высечены главные события царствования и указы Александра II. Украшением собора являются мозаики, выполненные по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина. Главное место в храме занимала сень (навес) на яшмовых колоннах, увенчанная топазовым крестом. Её расположили над местом, где произошло цареубийство. Под сенью сохранили фрагмент булыжной мостовой, на которую пролилась царская кровь.

Строительство храма-памятника велось при активном участии народа, присылавшего пожертвования со всех концов страны, и продолжалось 24 года. Собор был освящён 6 (19) августа 1907 г. , в день Преображения.

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II, и ежедневно произносились проповеди. Однако собор не являлся приходским и не был рассчитан на массовые посещения. Он находился в ведении Министерства внутренних дел, и вход сюда осуществлялся по пропускам.

С 1923 по 1930 гг. храм являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии, затем был закрыт, а после войны длительное время использовался как склад. В 1970 г. было решено разместить в здании собора филиал музея, поэтому были начаты реставрационные работы, первый этап которых завершился только в 1997 г.

19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» вновь открылся для посетителей.

Лит.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000; Кальницкая Е.  Я. Времена не выбирают… Неизвестные материалы из истории «Спаса на Крови» // История Петербурга. 2003. № 1.

См. также в Президентской библиотеке:

Процесс 1-го марта 1881-го года: [дело об убийстве Императора Александра II: заседание особого Правительствующего сената для суждения дел о государственных преступлениях]. СПб., 1906;

Прокудин-Горский С. М. Деталь храма [Воскресения на Крови]. [Между 1905-1915 гг.].

Спас на Крови: фото, история, режим работы

Прогуливаясь по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, каждый турист обязательно обратит внимание на невероятной красоты собор, словно бы нависший над темной водой канала Грибоедова. Это знаменитый Спас на Крови – одна из ключевых достопримечательностей Северной столицы.

В 2015 году в Европе был опубликован рейтинг популярнейших туристических объектов мира, Спас на Крови занял в нем 12-ое место вслед за собором Святого Петра в Ватикане.

Название собора не случайно – с ним связано одно из самых трагических событий в русской истории. Храм Спаса на Крови возведен на месте убийства царя Александра Второго членом подпольного кружка Игнатием Гриневицким. Это произошло 1 марта 1881 года в момент, когда карета императора свернула на Екатерининский канал. Для теракта Гриневицкий использовал самодельную бомбу, при взрыве погибло несколько человек, включая мальчика-торговца пирожками.

Строительство Спаса на Крови началось в 1883-ем году, а до этого на месте убийства императора находилась деревянная часовня. Сначала планировалось возвести памятник убитому царю, но объемы пожертвований, поступающих из российских губерний, оказались столь значительными, что власти приняли решение о строительстве храма.

Возведение Спаса на Крови продолжалось 24 года: его открыли при Николае Втором в год первой русской революции. Здание пришлось расположить максимально близко к каналу Грибоедова, поэтому архитекторы соорудили основание из бетона, «отвоевав» часть суши у реки Нева.

С момента открытия в храме Спаса на Крови проводились службы в память об убитом императоре. После социалистической революции собор пережил множество нападок со стороны новых властей, религиозные службы в нем были прекращены, финансирование полностью прекратилось.

В 1938-ом году над величайшим архитектурным сооружением нависла угроза уничтожения: был издан декрет о сносе собора Спас на Крови и возведении не его месте строения, «полезного для трудящихся». До начала войны этот план не был реализован, а в дальнейшем властям стало не до этого.

В блокаду Ленинграда в храме хранили трупы погибших горожан, а также овощи.

После войны решение о сносе Спаса было признано вредным, но статус сооружения для религиозных обрядов храму не возвратили. В последующие полвека помещения собора использовались в качестве хранилища театральных декораций.

В 1997-ом году закончилась многолетняя полная реконструкция Спаса на Крови, храм был признан музеем и открыт для экскурсий.

Несмотря на трагический повод к постройке храма, его внешний облик абсолютно не соответствует готической и довольно мрачной архитектуре Петербурга. Спас на Крови похож на сказочный терем: архитекторы явно вдохновлялись внешним видом собора Василия Блаженного на Красной площади Москвы.

Главной архитектурной особенностью Спаса стали несколько глав, покрытых разноцветной мозаикой. На стены храма прикреплены гранитные доски с золотыми надписями, перечисляющими вехи правления императора Александра Второго.

Туристов особенно привлекает уникальная достопримечательность, расположенная внутри храма. Это – часть мостовой Екатерининского канала с чугунной решеткой. Именно на этом месте лежал, истекая кровью, смертельно раненный народовольцем царь.

Внутреннее убранство Спаса на Крови потрясает даже больше, чем внешний облик. Изначально собор не был задуман для служб с привлечением паствы – планировалось, что его будут посещать для молитвы только члены царской фамилии. Строители не поскупились на драгоценности и золото. Уральские мастера, прибывшие в Петербург для работы над Спасом, инкрустировали мраморные полы яшмовыми и изумрудными вставками, на стенах – россыпи драгоценных самоцветов и редчайших камней.

Время работы Храма: с 10.30 до 22.30. Выходной – среда. Ближайшая станция метро – «Канал Грибоедова».

Можно посетить музей бесплатно, но только ранним утром, когда в Спасе на Крови проходит церковная служба.

По храму водятся экскурсии, то есть совершить одиночное путешествие не получится. На входе сотрудник музея ждет, когда соберется не меньше 10 человек. Музей очень посещаемый, поэтому группа собирается за 2-3 минуты.

Стоимость экскурсии включена в билет, поэтому турист может менять экскурсовода, если рассказ ему чем-то не понравился. Ограничений по времени пребывания в соборе после покупки билета нет.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name=»Спас на Крови» description=»Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,  2А»]Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А[/yandexMap]

расписание, фото, адрес и т.

д. на официальном сайте Культура.РФ

В историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, привлекает внимание своим силуэтом, композицией и богатым декоративным убранством выполненный в «русском стиле» храм Воскресения Христова, более известный как «Спас на Крови».

Храм возводился с 1883 по 1907 год, в период царствования императоров Александра III и Николая II, по проекту архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), на месте смертельного ранения Александра II. Освященный в честь Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX — начала XX века.

Интерьер собора, его стены, сень над местом смертельного ранения императора, уникальнейший мозаичный пол, иконостас и киоты поражают воображение разнообразием самоцветов и поделочного камня; здесь собраны алтайские и уральские разновидности яшмы, родонит, порфир, лабрадорит, итальянские мраморы и серпентинит. Изящны по рисунку многочисленные изразцы, украшающие фасады и барабан центрального шатра. Их цветовой гамме вторит синяя, желтая, белая и зеленая черепица. Нарядность храма подчеркивают золоченые и эмалевые купола площадью более 1 000 кв. м, не имеющие аналогов в истории русского эмальерного искусства.

Особую неповторимость внешнему убранству храма придают его многочисленные мозаичные иконы, отличающиеся разнообразием цветовых сочетаний, а также выполненные в технике мозаики 134 герба губерний, областей и городов Российской империи, жители которых внесли пожертвования на строительство. В соборе находится одно из крупнейших в Европе собраний мозаики, общей площадью более 7 000 кв. м. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе В. Беляев, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Харламов.

Одной из особых достопримечательностей каменного убранства храма является сень над местом смертельного ранения Александра II, стилизованная под шатер и воспроизводящая формы деревянных Царских мест XVI–XVII веков. Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами, в его центре находились выложенные из топазов и заключенные в серебряную оправу звезды. Завершал восьмигранный шатер сени позолоченный крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.

Часовня-ризница была построена по проекту архитектора А. Парланда в год окончания работ по возведению храма Воскресения Христова. 27 апреля 1908 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II (Вадковским) часовня-ризница была освящена во имя Иверской иконы Божией Матери. Здание часовни-ризницы использовалось для хранения и экспонирования икон, церковной утвари, пожертвований, поднесенных в память о кончине Александра II, здесь также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, живописные эскизы мозаик и образцы материалов, использованных в отделке собора. Венчает здание христограмма — священная монограмма, символизирующая имя Иисуса Христа.

Музей-памятник «Спас на Крови» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — «Музея четырех соборов».

Спас на Крови, Санкт-Петербург (храм Воскресения Христова)

Спас на Крови или храм Воскресения Христова — один из самых красивых и величественных храмов России, расположенный в центре Санкт-Петербурга на набережной канала Грибоедова.

Полное название храма — собор во имя Воскресения Христова на Крови, который в народе называют Спас-на-Крови.

Храм является одновременно православным храмом, мемориальным памятником и музеем русской архитектуры конца 19 начала 20 веков.

Спас на Крови был воздвигнут в память о том, что на этом месте (ныне набережная канала Грибоедова, ранее — Екатерининский канал) днем 1 (13 по новому стилю) марта 1881 года в результате покушения (взрывы двух бомб) был смертельно ранен император Александр II. Раненого царя уложили на сани и отвезли в Зимний дворец, где он скончался через полтора часа.

Таким образом, собор является мемориалом Царю-Освободителю, а выражение «на Крови» отражает историческое событие и указывает на трагедию и пролитую кровь царя.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.

На месте покушения была возведена временная небольшая часовня.

Преемник Александра II — его сын Александр III, по инициативе городской думы, решил увековечить память погибшего царя и возвести на месте цареубийства храм-памятник, который должен был быть создан по мотивам московского и ярославского зодчества конца 16-17 веков и так, чтобы памятное место — место смертельного ранения царя на набережной, находилось внутри собора.

Как и ранее, сегодня храм Спас на Крови подступает непосредственно к каналу Грибоедова и захватывает часть набережной. Что делает его ещё более претягательным и неразрывным единым целым с каналом.

Возведение храма проходило с 6 октября 1883 по 1907 годы по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), который и предложил назвать храм «Воскресения Христова». Архитектор собора, творчески переработав приемы русского церковного зодчества московских церквей 17 века, получил так называемый стиль «Русской эклектики».

Перед началом строительством храма часть чугунной решетки набережной канала, за которую держался раненый царь, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренные кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.

Строительство храма осуществлялось: частично за счет царской семьи, частично за счет народных пожертвований, а большая часть средств была выделена главным казначейством.

При строительстве были применены все передовые достижения науки и техники того времени: была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни; в помещении была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я. Тимоховича; освещение храма было электрическим.

Собор был освящен 19 августа (1 сентября по новому стилю) 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием в присутствии императорской четы, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства.

Изначально храм не был рассчитан на массовое посещение. В неё не крестили, не венчали и не отпевали. В храме проходили только службы и панихиды, посвященные памяти императора Александра II.

Храм находился на содержании у государства.

После революции храм на некоторое время стал кафедральным. В 1930 году был закрыт и ставился вопрос о его сносе. Но эти планы не состоялись. В здании размещались разного рода склады (овощные, мастерские).

Во время войны (блокады Ленинграда) собор был поврежден, но не разрушен. Также в соборе размещали морг. После войны храм был отдан Малому оперному театру, который устроил в стенах храма склад декораций.

В советское время многие ценности собора были утрачены (разграблены, уничтожены).

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. После собор начали восстанавливать.

Сегодня Спас на Крови имеет статус музея (для всех желающих проводят небольшие экскурсии по собору), также в соборе проходят службы.

Девятиглавый храм выделяется русским зодчеством с многоцветным обликом, наружными мозаичными композициями, мраморными украшениями и обилием архитектурных элементов.

Наружный цоколь храма облицован темно- и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере.

Прогуливаясь по центру Петербурга довольно сложно не заметить этот храм, поскольку его живописная композиция «русской эклектики» ярко выделяется в классицистической среде близлежащих строений и в тоже время очень гармонично вписывается в облик города, украшая собой набережную.

В западной части Спаса на крови (возле канала Грибоедова), над местом смертельного ранения Александра II, находится колокольня.

Всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы губерний, областей и городов русских, жители которых участвовали в создании храма.

Под золоченым навесом находится рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя — аллегория жертвенного подвига царя-мученика.

В восточной части собора (обращенной к Михайловскому саду) три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками.

На южной внешней стене собора (в нижней части), можно видеть следы от пуль и осколков снарядов, попадавших в собор во время войны.

Данный кусок стены специально не был реставрирован, его оставили как память о войне, чтобы каждый мог видеть губительную силу людских войн и не повторять страшных ошибок человечества.

Интерьер Спаса на Крови

Интерьер Спаса на Крови богато декорирован русским поделочным камнем и итальянскими мраморами, а мозаичный ансамбль, являющийся доминантой пространства интерьера, был создан по проектам художников рубежа 19-20 веков и считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.

Мозаичные композиции в соборе разделяют различные орнаменты, которых в храме около 80-ти.

Общая режиссура мозаичного ансамбля собора принадлежит архитектору Парланду.

Особое значение в интерьере храма занимает западная его часть (сторона возле канала Грибоедова), которая представляет собой мемориальный комплекс и включает место смертельного ранения Александра II на набережной.

Место ранения царя в храме представлено каменной шатровой сенью. Сень в данном случае — это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места.

Под сенью сохранены, обагренные кровью царя, часть мостовой, которая была уложена после возведения храма, и звено чугунной решетки набережной канала на которую опирался раненный царь.

Рисунок сени был сделан архитектором А. Парландом по образу царского места — Маномахова трона Ивана Грозного в Успенском соборе Московского кремля.

Для создания сени использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней — родонита и различных видов яшмы.

До наших дней дошли только 4 яшмовые колонны и часть балюстрады из родонита. Верхняя часть — это макет, который сделан из гипса и тонирован под натуральный камень.

Западная (мемориальная) часть собора декорирована мозаиками, рассказывающими об учениях, распятии и воскресение Иисуса Христа. Здесь проводится своеобразная параллель между трагической насильственной смертью императора Александра II и смертью Иисуса Христа.

Здание храма вытянуто по оси восток-запад на 60 метров. Общая площадь зала храма составляет 886 квадратных метров. Основой конструкции являются 8 столбов (пилонов), которые делят внутреннее пространство храма на три нефа (три продольные части).

Центральный неф более широкий и в пересечении с поперечным сечением в плане образует крест, над центром которого возвышается купол.

В плафоне центрального купола в мозаике изображен Христос Пантократор или Вседержитель на фоне синего неба усыпанного звездами, его руки подняты в благословляющем жесте, а на груди открытый евангелие с приветственной фразой «Мир Вам».

Мозаика находится на высоте 45 метров и создана по проекту художника-иконописца Николая Харламова.

Всё пространство храма символически делится на две зоны — небесную и земную.

К небесной относятся — алтарные апсиды, в восточной части купол и своды, а к земной — стены и пилоны.

Стены, пилоны и своды полностью отделаны мозаикой из смальты — небольшие кубики непрозрачного цветного стекла. Общая площадь мозаичного ансамбля фасада и интерьера храма составляет 7 000 квадратных метров.

Каменная мозаика украшает и пол храма.

Мозаики, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа, сплошным ковром покрывают южную и северную стены храма. Все композиции на стенах храма, из жизни Христа, объединяются в единый рассказ о священном писании.

Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах. Система заимствована из византийского церковного искусства.

На предалтарных пилонах размещены сцены Благовещения. Мария получает весть о том, что она родит ребенка — сына всевышнего Бога.

Повествование продолжается на южной стене. Здесь присутствуют композиции: Рождество христово, явление ангелов людям, крещение Христа.

В 30 лет Христос крестился и начинается земное служение Иисуса Христа, о котором повествуют композиции на северной стены храма. Здесь изображены чудеса исцеления, и успокоение бури, о которой рассказывает мозаика «Хождение по водам», созданная по проекту художника Андрея Рябушкина.

Мозаики в храме выполнены учениками школы братьев Фроловых.

Братья Фроловы освоили венецианский или обратный способ набора мозаики из смальты. Обратный способ набора мозаики был в пять раз быстрее и, соответственно, в пять раз дешевле обычного прямого способа набора.

Художник создавал упрощенный живописный оригинал с четко проработанным контуром, с которого снималась калька в зеркальном отражении. Мастер наклеивал на полотняную кальку кусочки смальты, не видя лицевой стороны. Набранная мозаика заключалась в деревянную раму и заливалась цементом с железной арматурой. После высыхания кальку смывали, а мозаичные блоки размером метр на полтора, на железных штырях крепили на стену. Швы фрагментов закладывали смальтой уже прямым способом набора, вследствие чего на мозаиках в соборе можно видеть белесые горизонтальные полосы, которые отмечают границы мозаичных блоков.

Южный и северный киоты в храме — своеобразные витрины для демонстрации икон, которые закрывают часть иконостаса.

Каждый киот был рассчитан на 8 икон. В центре находилась мозаичная икона, остальные семь были традиционными.

Киоты были местом для наиболее почитаемых икон. Иконы в советское время были сняты и утрачены, и сейчас на их месте находятся черно-белые фотографии. Сохранились только две мозаичные иконы, по одной в южном и северном киотах.

Киоты выполнены мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.

Подбор камня для киотов был не случайным, он носил мемориальный характер. Из ревневской яшмы (зеленый цвет) был сделан саркофаг для императора Александра II. А из родинита (розовый цвет) — саркофаг для жены императора — Марии Александровны. Оба саркофага сейчас можно видеть в Петропавловском соборе (Петропавловской крепости), который находится на Заячьем острове в Санкт-Петербурге.

Центральная мозаичная икона северного киота носит название «Святой благоверный князь Александр Невский» и на ней изображен Александр Невский, который считался небесным покровителем Александра II.

Мозаика набрана по эскизу М.Н. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств прямым способом набора из смальты, в каждом кусочке которой соединены несколько цветовых оттенков. Благодаря этому данная мозаика отличается от настенных и имеет более глубокие цветовые гаммы и её можно причислить к стилю модерн, который входит в моду в начале 20 века в России.

Центральная мозаичная икона южного киота «Воскресение Христа». Иисус Христос стоит у отваленного от пещеры камня, а сверху надпись — «Где ты смерти жало…». Икона создана Михаилом Нестеровым.

Иконостас храма Спаса на Крови, расположенный в центре между киотами, является преградой, отделяющей алтарь от центральной части храма.

Иконостас исполнен в Генуе фирмой «Нови» из разноцветных итальянских мраморов. В нижней части коричневый, в средней — розовый и в верхней — светло-желтый мрамор.

Невысокий трехчастный иконостас как в древнерусских церквях, был выполнен по проекту Парланда.

В центре иконостаса — Царские врата. Исторические царские врата были утрачены, затем воссозданы реставраторами и вновь установлены в 2012 году.

Главные образы иконостаса — образ Иисуса Христа в облике императора сидящим на троне, и Богородицы, которая нежно склонилась над маленьким Иисусом.

С правой стороны от иконы Иисуса Христа изображена икона «Сошествие в ад» — в византийской традиции так изображается Воскресение Иисуса Христа. Во втором веке нашей эры становится известно апокрифическое евангелие от Никодима, в котором рассказывается о том, как Иисус Христос спускается в ад за своими прародителями Адамом и Евой. В иконе изображен темный мрак бездны, в центре Иисус Христос, окруженный голубоватым ореолом. Иисус протягивает руки к коленопреклоненным Адаму и Еве. В этом сюжете заложен глубокий смысл — воскресение Христа дает надежду на воскресение всего рода человеческого.

Крайняя левая икона — «Вознесение» — на 40 день Иисус Христов вознесся на небо. Внизу на земле изображена стоящая Богородица, рядом с ней два ангела, а сверху — в небо возносится Иисус Христос.

Над иконами «Сошествие в ад» и «Вознесение» работал Михаил Нестеров.

На сводах центральной апсиды находится мозаика «Спас во Славе», над проектом которой работал художник Николай Харламов.

Христос представлен в сиянии божественного света. Голубоватый овал означает вселенную. В центре вселенной на престолах восседает Христос. Его окружает небесное воинство.

Вдоль нижних частей стен храма тянутся каменные скамьи, которые являлись частью вентиляционно-отопительной системы.

В подвале находились два котла и восемь калориферов. Теплый воздух проходил через ажурные решетки скамеек и таким образом осуществлялся обогрев храма.

Практическая информация

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) является мемориалом и музеем, входящим в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Также в храме проводят службы.

Посещение собора возможно за плату. Билеты можно приобрести в кассах, расположенных возле собора или купить заранее — на официальном сайте музея.

В соборе проводят экскурсии, которые длятся около 30 минут.

Посетить собор можно бесплатно во время проведения служб.

Часы работы собора, время проведения служб и стоимость билетов рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением.

Сайт музея: cathedral. ru.

Сайт собора Воскресения Христова: spas.spb.

Адрес собора Воскресения Христова: набережная канала Грибоедова, 2Б.

Собор Воскресения Христова можно также посетить с экскурсией

Рядом со Спасом на Крови, по адресу: набережная канала Грибоедова 2А литер Л, находится часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, которая совместно с храмом составляет единый архитектурный ансамбль и в которой ныне расположен музей.

Помимо этого, в состав государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», также входят: сам Исаакиевский собор и колоннада Исаакиевского собора — смотровая площадка.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Спаса на Крови, можно посмотреть и забронировать здесь

Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге: история

Содержание

Спас на Крови: история создания Все черты русской архитектуры Иконы Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.

Спас на Крови: история создания

Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II. А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство.

Несмотря на быстрое принятие решения Городской думой, реализация проекта долгое время откладывалась. Причиной тому служило отсутствие подходящего проекта, к которому новый император, Александр III предъявлял очень серьезные требования: собор должен был соответствовать чертам традиционной русской архитектуры, напоминать соборы Москвы и Ярославля, а один из его приделов обязательно должен увековечить память императора, погибшего мученической смертью.

Спас на Крови

Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.

Все черты русской архитектуры

Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.

Пять из 9 куполов было решено покрыть эмалью, которая доселе применялась исключительно в ювелирном искусстве. Площадь покрытия составила более 1000 квадратных метров – это рекорд использования горячей эмали, который никто смог повторить и поныне. Именно яркие, многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного в Москве.

Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:

  • Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
  • Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
  • Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
  • Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.

Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии. Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном».

Церковь Воскресения Иисуса Христа (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, Россия

Храм Воскресения Иисуса Христа известен петербуржцам как Храм Спаса-на-Крови — или даже просто Храм-на-Крови, — поскольку он отмечает место, где Александр II был смертельно ранен при покушении на него 1 марта. , 1881. Спроектированная Альфредом Парландом в стиле 16 русских церквей -го -го и 17 -го -го века, Церковь Воскресения Христова представляет собой резкий (некоторые сказали бы резкий) контраст с окружающей средой барокко, классической и модернистской архитектуры. .

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Иисуса Христа)

Александр II умер от ран, нанесенных террористической группировкой «Воля народа». Сразу же его наследник Александр III заявил о своем намерении построить на этом месте церковь в память об отце и, более того, построить эту церковь в «традиционном русском» стиле — в отличие от того, что он считал оскверняющим западным влиянием Петербурга. .

В конце концов, после того, как Александр отклонил несколько проектов архитекторов, архимандрит Игнатий передал работу Парланду, но сделал проект сам.Окончательная композиция церкви во многом опиралась на собор Василия Блаженного в Москве и Владимирский собор в Киеве. Строительство началось в 1883 году, и вскоре после этого Игнатий умер, оставив Парланда завершить работу.

Продуманный фасад храма Спаса на Крови

В Храме на Крови не проводились крещения, панихиды, свадьбы или другие традиционные церковные службы, так как это не входило в планы Александра III. Однако еженедельные заупокойные (по Александру II) и проповеднические чтения привлекали большое количество прихожан.

После революции церковь, несмотря на то, что в 1923 году стала официальным собором, была разграблена. Он был закрыт в 1932 году и фактически превратился в мусорную свалку. Ходили слухи, что церковь снесут. Ущерб от Второй мировой войны и блокады Ленинграда до сих пор можно увидеть на стенах церкви.

После Второй мировой войны церковь использовалась как склад для Малого оперного театра. Ценная святыня была почти полностью разрушена. Уцелели четыре яшмовых колонны с мозаичными вставками и часть балюстрады.

20 июля 1970 года церковь была преобразована в филиал музея Исаакиевского собора, и восемьдесят процентов внеочередной реставрации церкви было профинансировано за счет доходов от Исаакиевского собора. Десятилетия разрушения и последующего восстановления завершились драматическим повторным открытием церкви в августе 1997 года, когда тысячи нетерпеливых посетителей заполнили церковь.

Проект оценили в 3,6 миллиона рублей, но в итоге обошлись в 4,6 миллиона рублей, в основном за счет экстравагантной коллекции мозаик.Более 7500 квадратных метров мозаик связывают убийство Александра II с распятием на кресте.

Одним из самых впечатляющих элементов церкви является экстравагантная святыня, построенная на месте смертельного ранения Александра II, которая занимает особое место в интерьере церкви. Он был построен по проекту Парланда и завершен в июле 1907 года. Четыре колонны из серо-фиолетовой яшмы служат основанием святыни. Возвышающиеся над святыней небольшие прямоугольные колонны объединяют резной каменный навес и украшенные мозаичные иконы с изображениями покровителя семьи Романовых.Колонны поддерживаются фризом и карнизом и резным каменным фронтоном с вазами из яшмы по углам.

В церкви хранится выдающаяся и разнообразная коллекция мозаичных икон. Несколько икон выполнены в традициях академической живописи, стиля модерн и византийской иконописи. Большая икона «Святой Александр Невский» создана по эскизу Нестерова. Иконы главного иконостаса Богородицы с Младенцем и Спасителем были написаны по эскизам Васнецова.Мозаичное панно «Пантократор» (Вседержитель), изображающее Христа, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой, на трибуне центрального купола расписано по эскизу Н. Харламова. Парланд и Андрей Рябушкин завершили оформление иконной мозаики в рамах.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2
Метро: Невский проспект / Гостиный двор
Время работы: Ежедневно 10.С 30 до 18 часов. Последний вход в 17.30. Вечерние открытия Собора только летом (1 мая — 30 сентября): с 18:00 до 22:30.
Закрыто: Среда
Телефон: +7 (812) 314-2168
Веб-сайт: http://eng.cat Cathedral.ru/spasa_na_krovi/
Прием : Взрослый: 250 рублей. Детский: 50 руб. Аудиогид (на русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском языках): 100 рублей.00. Вечерние открытия Собора только летом: 400 руб.
Фото и видео: бесплатно / включено
Указание по доступности: Церковь доступна для инвалидных колясок: на входе и выходе есть пандусы. Тяжелые двери — обратитесь за помощью к администратору или сотрудникам службы безопасности.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ОБЩЕЖИТИЕ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови)

Собор строился с 1883 по 1907 год на месте трагического события.1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, шедший на парад войск на Марсовом поле. Его сын Александр III приказал построить на этом месте церковь, чтобы проводить регулярные службы по убитому отцу. Именно поэтому собору присвоено имя Спаса-на-Крови, хотя официально он называется Храмом Воскресения.

Деньги на строительство церкви жертвовали не только россияне, но и жители других славянских стран.На стенах колокольни более сотни мозаичных гербов городов, провинций и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же находится герб Дома Романовых.

Крест колокольни венчает позолоченная королевская корона — знак того, что наибольший вклад внесли члены императорской семьи. На строительство было потрачено 4,6 миллиона рублей.

Собор отличается от других построек Св.Петербург по архитектуре. Внутри более 7500 квадратных метров мозаики, что, по словам реставраторов, работавших над ней, больше, чем в любом другом соборе мира. Его стены и потолки полностью и тщательно покрыты мозаикой, в основном изображающей библейские события и личности, изображения имеют очень тонкие узорчатые границы, которые четко отделяют их друг от друга. Этот мозаичный интерьер был создан художниками В. Васнецовым, М. Нестеровым и А. Рябушкиным

.

В отделке куполов церкви использованы медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадь 1000 квадратных метров).Высота самого высокого купола — 81 метр. По всему периметру здания 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами написаны деяния Александра II. Со стороны Михайловского сада церковь обнесена ажурной чугунной оградой с растительным орнаментом, выполненной по проекту А. Парланда.

После революции храм Спаса на Крови был закрыт и долгое время не ремонтировался. Ходили даже слухи, что его решили снести.Но в 1970 году он стал частью Государственного мемориального музея «Св. Исаакиевский собор », на реставрацию которого было выделено 80% средств. В 1997 году Спас на Крови распахнул свои двери для посетителей как музей, в котором собрана огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров).

7 загадок Спаса-на-Крови — Путеводитель для вас

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

Храм, спроектированный архитектором Альфредом Парландом в память о смерти Александра II, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве.Однако горожане не знают, что Спас на Крови хранит множество мистических загадок и тайн. Мы расскажем, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, которая может предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой.

Подводные кресты Спаса на Крови

В свое время расположение храма сыграло важную роль в его истории: говорят, чтобы уберечь убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно Грибоедова. канал.Позже, когда опасность миновала и Спас на Крови начали восстанавливать, но не смогли найти кресты, венчающие храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к бригаде реставраторов и посоветовал искать мебель в воде. Рабочие решили попробовать и отправили группу водолазов для осмотра дна — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Рассказ о том, как храм повлиял на распад Советского Союза

Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасителем на Крови и материализацией мысли, произошла уже в самом начале 90-х годов.Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что порождало множество анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан распространялось ироническое убеждение, что, как только леса будут удалены от Спасителя, весь Советский Союз рухнет. Кому-то это может показаться басней, а кто-то спишет на совпадение, но факт остается фактом: в 1991 году церковь «освободили» от строительных лесов, а чуть позже, в августе того же года, пришел конец советской власти. к концу.

Самая большая коллекция мозаики в Европе

Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы — это настоящий музей мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и самая большая коллекция мозаик, на которой изображены известные отечественные мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие работали. Стоит отметить, что мозаика — главный декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный.Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведениями искусства занимались очень давно, открытие храма и его освящение отложили на добрые десять лет.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

Ни для кого не секрет, что в годы войны (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме — обустраивали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас на Крови превратился в настоящий морг.В районный морг Дзержинского, который на время стал церковью, тела умерших ленинградцев свозили со всего города, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательностей в те тяжелые времена было хранение овощей — некоторые горожане с чувством юмора даже называли ее «Спас на картошке». В конце войны Спаситель-на-Крови снова не был возвращен к религиозной деятельности; напротив, он использовался как склад декораций Малого оперного театра, ныне известного как Михайловский.

Тайны нумерологии и Спас на крови

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм довольно успешно это доказывает — например, гиды, желающие добавить какой-то мистический шарм, часто обращаются к нумерологии и рассказывают, что высота центрального здания составляет 81 метр, что составляет полностью соответствует году смерти Александра II, и еще одно число 63 — не только высота, на которую возвышается один из куполов, но и возраст императора на момент покушения на его жизнь.

Загадочная икона

Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, существует еще одна загадочная и загадочная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под кровлей Спаса-на-Крови находится икона, на которой роковые для русских годы годы. истории появились — она ​​появляется там в 1917, 1941 годах и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предсказывать поворотные даты в истории России, поскольку на полотне можно увидеть и другие нечеткие силуэты чисел — возможно, они появятся по мере приближения новой трагедии.

Кровавая мостовая
Не секрет, что Спас на Крови был построен на том месте, где 1 марта 1881 года произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу после трагических событий горсовет предложила построить здесь небольшую часовню, но новый император Александр III распорядился не ограничивать часовню и построить на этом месте величественный храм. Также государь приказал оставить внутри будущего собора нетронутый участок тротуара, на котором пролилась кровь его отца.

Красота спасет мир

Санкт-Петербург, Россия. Храм Спаса-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови
Символ Санкт-Петербурга и России. Это первая церковь, основанная на месте гибели императора Александра II, одной из многих жертв грядущей революции. Построен и освящен в 1907 г. архитектором А. Парландом. В архитектуре города преобладают барокко и неоклассицизм, но Спас-на-Крови восходит к средневековой русской архитектуре в духе романтического национализма.Он намеренно напоминает ярославские церкви 17 века и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.

Главное украшение фасада — мозаика с изображением гербов городов, губерний и районов России, расположенная с трех сторон у колокольни. Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Россия

Наземная часть собора — облицована Сердобольским гранитом, в подвале установлены двадцать памятных досок, выполненных из темно-красного гранита.Кроме того, позолоченными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: главное событие с 19 февраля 1855 г. по 1 марта 1881 г.

Храм Спаса-на-Крови

Интерьер церкви

Вход в храм Спаса-на-Крови поднимается вверх двумя ступенями, примыкающими к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное мозаикой. Поразительно великолепно внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови.Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями работы талантливых мастеров Санкт-Петербурга и России. Центральное место занимают мозаики, созданные по эскизам известного русского художника В.М. Васнецов, «Богородица с младенцем» и «Спаситель».

Еще одна особенность внутреннего убранства храма Спаса-на-Крови — камни и полудрагоценные камни, которыми украшены иконостас, стены и пол здания.

Четыре столпа алтайской яшмы гарантируют притвор собора.В тени хранятся своеобразные реликвии храма — часть решетки Екатерининского канала и булыжники, на которые упал смертельно раненый Александр II.

Красивый интерьер церкви

Внутри Храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Россия

Деисус (художник Владимир Беляев). Северная сторона

Снятие с креста (художник Виктор Васнецов)

Виктор Васнецов. Сошествие в ад

Иконостас

Внутреннее убранство храма Спаса на Крови

Великолепное внутреннее убранство церкви

Северное крыло.Святой князь Александр Невский (художник Михаил Нестеров)

Северный Кёт

Спаситель (художник Виктор Васнецов)

Южное крыло

Святой благоверный князь Александр Невский и лик

Распятие Христа (художник А.А. Парланд)

Вход в храм Спаса на Крови

Воскресение Христово (художник Михаил Нестеров)

Богородица (художник Х. Бруни)

Богородица с младенцем (Художник Виктор Васнецов)

Вид на южную арку

www.sacred-destinations.com

Храм Спаса-на-Крови — Санкт-Петербург, Россия

Храм Спаса на Крови — Санкт-Петербург, Россия Добавил: oiseau_ca

с.ш. 59 ° 56.428 в.д. 030 ° 19.726

36 В E 350764 N 6647792

Краткое описание: Точная копия этого собора находится внутри собора, расположенного на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге, Россия

Место нахождения: Россия

Дата создания: 12.10.2018 12:55:53

Код пути: WMZB68

Просмотры: 7

Длинное Описание:
Точная копия этого собора находится внутри собора, расположенного на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге.Петербург, Россия.

Согласно Википедии, «Храм Спаса-на-Крови (русский язык: Церковь Спаса на Крови) — одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, Россия. Среди других названий — Храм на Крови (русский язык: Церковь на Крови). ), Храм Спаса-на-Крови (рус. Храм Спаса на Крови) и Собор Воскресения Христова (рус. Собор Воскресения Христова).

Эта церковь была построена на месте гибели императора Александра II. ранен политическими нигилистами в марте 1881 г.Церковь была построена между 1883 и 1907 годами. Строительство финансировалось императорской семьей.

Строительство началось в 1883 году при Александре III. Церковь была посвящена памятнику его отцу Александру II. По предварительным подсчетам, строительство обошлось в 4,5 миллиона рублей. Строительство было завершено во время правления Николая II в 1907 году. Финансирование осуществляла Императорская семья при поддержке многих частных жертвователей.

Архитектурно собор отличается от других построек Санкт-Петербурга.В архитектуре города преобладают барокко и неоклассицизм, но Спас-на-Крови восходит к средневековой русской архитектуре в духе романтического национализма. Он намеренно напоминает ярославские церкви 17 века и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.

В церкви более 7500 квадратных метров мозаики — по словам ее реставраторов, больше, чем в любой другой церкви в мире. Этот рекорд может превзойти Соборная базилика Святого Людовика, в которой хранится 7700 квадратных метров мозаики.

Стены и потолки внутри церкви полностью покрыты замысловатой детализированной мозаикой — главными изображениями являются библейские сцены или фигуры — но с очень мелкими узорными границами, обрамляющими каждую картину ».

Источник: Википедия

(ссылка для посещения)

Инструкции по посещению:
Разместите хотя бы одну фотографию реплики.

Спас на Крови, Санкт-Петербург (Храм Воскресения Христова)

Спас на Крови или Храм Воскресения Христова один из самых красивых и величественных храмов России, расположенный в центре Санкт-Петербурга.Петербург на набережной канала Грибоедова.

Полное название церкви — Собор во имя Воскресения Христова на Крови, который в народе называют Спасителем на Крови.

Церковь одновременно является православным храмом, мемориальным памятником и музеем русской архитектуры конца 19 — начала 20 веков.

Спас-на-Крови воздвигнут в память о том, что на этом месте (ныне набережная канала Грибоедова, бывшего Екатерининского канала) днем ​​1 марта (13 н.ст.) 1881 г. при попытке (взрывы двух бомб) император Александр II получил смертельное ранение.Раненого царя посадили в сани и отвезли в Зимний дворец, где он скончался через полтора часа.

Таким образом, собор является памятником Царю-Освободителю, а выражение «на Крови» отражает историческое событие и указывает на трагедию и пролитую кровь царя.

Место смертельной раны императора сразу приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта площадку огородили деревянным забором, рядом с которым поставили часового.

На месте покушения возведена временная часовня.

Наследник Александра II — его сын Александр III по инициативе городской Думы решил увековечить память об ушедшем царе и построить на месте цареубийства мемориальный храм, который должен был быть создан на базе Москвы. и ярославской архитектуры конца 16-17 веков и поэтому мемориальное место — место смертельного ранения царя на набережной, находилось внутри собора.

Как и прежде, сегодня храм Спаса-на-Крови подходит прямо к каналу Грибоедова и захватывает часть набережной. Что делает его еще более привлекательным и неразрывно интегрируется с каналом.

Строительство церкви проходило с 6 октября 1883 по 1907 год по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда в сотрудничестве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), предложившим назвать храм «Воскресение Христово».Русское церковное зодчество. Архитектор собора, творчески переработав приемы русского церковного зодчества московских церквей 17 века, получил так называемый стиль «русского эклектизма».

Перед началом строительства храма сняли, положили часть чугунной решетки набережной канала, за которую держался раненый царь, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, залитой кровью Александра II. в ящиках и переданы на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.

Строительство храма велось: частично за счет царской семьи, частично за счет общественных пожертвований, а большая часть средств была выделена из главной казны.

При строительстве были применены все передовые достижения науки и техники того времени: сделана система молниезащиты, громоотводами служили кресты центрального капитула и колокольни; в помещении устроили оригинальную систему воздушного отопления, разработанную в кабинете инженера С.Я. Тимохович; освещение храма было электрическим.

Собор освящен 19 августа (1 сентября по новому стилю) 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием в присутствии Императорской четы, великих князей и княгинь, придворных министров и высшего духовенства.

Изначально храм не был рассчитан на массовое посещение. Он не крестил, не женился и не совершал похорон. В церкви проводились только службы и поминальные службы, посвященные памяти императора Александра II.

Храм находился в ведении государства.

После революции церковь на время превратилась в собор. В 1930 году его закрыли и поставили вопрос о его сносе. Но этим планам не суждено было сбыться. В здании размещались склады разного типа (овощные цеха, цеха).

Во время войны (блокады Ленинграда) собор был поврежден, но не разрушен. В соборе также находился морг. После войны храм был передан Малому оперному театру, устроившему в стенах храма склад декораций.

В советское время многие ценности собора были утеряны (разграблены, уничтожены).

В 1968 году собор передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников Главного архитектурно-планировочного управления. После собор начали восстанавливать.

Сегодня Спас-на-Крови имеет статус музея (для всех желающих проводят небольшие экскурсии по собору), также в соборе проходят службы.

Девятиглавый храм отличается своей русской архитектурой многоцветным обликом, внешними мозаичными композициями, мраморным декором и обилием архитектурных элементов.

Внешний постамент храма облицован темно-серым и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере.

Прогуливаясь по центру Санкт-Петербурга, этот храм довольно сложно не заметить, ведь его живописная композиция «русской эклектики» ярко выделяется в классической обстановке близлежащих построек и при этом очень гармонично вписывается в интерьер. облик города, украшающий набережную.

В западной части Спаса-на-Крови (у канала Грибоедова), над местом смертельного ранения Александра II, находится колокольня.

Всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы губерний, областей и городов русских, жители которых участвовали в создании храма.

Под позолоченным балдахином рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя — аллегория жертвенного подвига царя-мученика.

В восточной части собора (лицом к трем полукруглым апсидам) венчают небольшие позолоченные купола.

На южной внешней стене собора (в нижней части) можно увидеть следы от пуль и осколков снарядов, попавших в собор во время войны.

Этот кусок стены специально не реставрировали, он был оставлен в память о войне, чтобы каждый мог увидеть разрушительную силу человеческих войн и не повторить ужасные ошибки человечества.

Интерьер Спаса на Крови

Интерьер Спаса-на-Крови богато декорирован русским поделочным камнем и итальянским мрамором, а мозаичный ансамбль, являющийся доминирующим пространством интерьера, создан по проектам художников рубежа XIX и XX веков. веков и считается одним из крупнейших собраний монументальных мозаик в Европе.

Мозаичные композиции в соборе разделены различными орнаментами, которых в церкви около 80.

Общее направление мозаичного ансамбля собора принадлежит архитектору Парлану.

Особое значение в интерьере храма имеет его западная часть (сторона у канала Грибоедова), которая является мемориальным комплексом и включает в себя место смертельного ранения Александра II на набережной.

Место царской раны в храме представлено каменным пологом шатра. Навес в данном случае представляет собой художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий защиту или охрану места.

Под тенью сохранились часть мостовой, уложенной после постройки храма, и звено чугунной решетки насыпи канала, на которое опирался раненый царь, запятнанные кровью король.

Чертеж навеса выполнил архитектор А.Парланд в образе царского места — Маномахского престола Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля.

Для создания навеса использованы лучшие образцы отечественного поделочного камня — родонита и различных видов яшмы.

До наших дней сохранились всего 4 яшмовых колонны и часть родонитовой балюстрады. Верхняя часть — это модель из гипса, тонированная натуральным камнем.

Западная (мемориальная) часть собора украшена мозаиками, рассказывающими об учении, распятии и воскресении Иисуса Христа.Здесь проводится своеобразная параллель между трагической насильственной смертью императора Александра II и смертью Иисуса Христа.

Здание храма вытянуто по оси восток-запад на 60 метров. Общая площадь храмового зала составляет 886 квадратных метров. Основу сооружения составляют 8 столбов (пилонов), разделяющих внутреннее пространство храма на три нефа (три продольные части).

Центральный неф шире и на пересечении с поперечным сечением в плане образует крест, над центром которого возвышается купол.

На потолке центрального купола мозаика изображает Христа Вседержителя или Вседержителя на фоне голубого неба, усыпанного звездами, с поднятыми руками в благословляющем жесте, а на груди открытое Евангелие с приветственной фразой «Мир тебе». .

Мозаика находится на высоте 45 метров над уровнем моря и создана иконописцем Николаем Харламовым.

Все пространство храма символически разделено на две зоны — небесную и земную.

Апсиды алтаря относятся к небесной части, купол и своды — к восточной части, а стены и пилоны — к земной части.

Стены, пилоны и своды полностью отделаны мозаикой из смальты — кубиками непрозрачного цветного стекла. Общая площадь мозаичного ансамбля фасада и интерьера храма составляет 7000 квадратных метров.

Каменные мозаики украшают пол храма.

Мозаики, рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа, покрывают южную и северную стены храма сплошным ковром.Все композиции на стенах храма, из жизни Христа, объединены в единый рассказ о Священном Писании.

Такая система оформления храмов позволяет полностью раскрыть суть христианского учения в ярких наглядных образах. Система заимствована из византийского церковного искусства.

Сцены Благовещения Пресвятой Богородицы размещены на предалтарных пилонах. Мария получает известие о том, что она родит ребенка — сына Всевышнего.

Повествование продолжается на южной стене.Здесь есть композиции: Рождество Христово, явление ангелов людям, крещение Христа.

В возрасте 30 лет Христос крестился, и начинается земное служение Иисуса Христа, о чем свидетельствуют композиции на северной стене храма. На нем изображены чудеса исцеления и умиротворения бури, которые описываются мозаикой «Хождение по водам», созданной по проекту художника Андрея Рябушкина.

Мозаики в церкви выполнены учениками школы братьев Фроловых.

Братья Фроловы освоили венецианский или реверсивный метод укладки мозаики из смальты. Обратный метод набора мозаики был в пять раз быстрее и, следовательно, в пять раз дешевле, чем обычный метод прямого набора.

Художник создал упрощенный живописный оригинал с хорошо проработанным контуром, с которого калька снята в зеркальном отражении.Мастер наклеивал на холст кальку кусочки смальты, не видя лицевой стороны. Собранная мозаика была помещена в деревянный каркас и залита цементом с железной арматурой. После высыхания калька смывалась, и на стену прикреплялись мозаичные блоки размером полтора метра на железных булавках. Швы фрагментов уложены смальтой прямым набором, в результате чего на мозаиках в соборе видны беловатые горизонтальные полосы, отмечающие границы мозаичных блоков.

Южный и северный киоски в храме — своеобразные витрины для размещения икон, покрывающих часть иконостаса.

Каждый киоск был рассчитан на 8 иконок. В центре была мозаичная икона, остальные семь были традиционными.

Киоты были местом самых почитаемых икон. Иконы были вывезены и утеряны в советское время, а теперь на их месте черно-белые фотографии. Сохранилось только две мозаичные иконы, по одной в южном и северном киотах.

Киоски изготовлены мастерами Екатеринбургского гранильного и Колыванского шлифовальных заводов из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшмы.

Выбор камня для киотов не случаен, он носил мемориальный характер. Саркофаг для императора Александра II изготовлен из ревневской яшмы (зеленого цвета). А из родинита (розового цвета) — саркофаг для жены императора Марии Александровны. Оба саркофага теперь можно увидеть в Петропавловском соборе (Петропавловская крепость), который находится на Заячьем острове в Санкт-Петербурге.Петербург.

Центральная мозаичная икона северного киота «Святой князь Александр Невский» изображает Александра Невского, который считался покровителем Александра II.

Мозаика выполнена по эскизу М.Н. Нестерова в мозаичном отделе Академии художеств прямым методом набора смальты, в каждом произведении которого соединены несколько цветовых оттенков. Благодаря этому мозаика отличается от настенной мозаики, имеет более глубокую цветовую гамму и может быть отнесена к стилю модерн, вошедшему в моду в России в начале ХХ века.

Центральная мозаичная икона южного киота «Воскресение Христово». Иисус Христос стоит у камня, который отвалили от пещеры, а на нем надпись — «Где ты жало смерти …». Икону создал Михаил Нестеров.

Иконостас храма Спас на Крови, расположенный в центре между колоннами, представляет собой преграду, отделяющую алтарь от центральной части храма.

Иконостас изготовлен в Генуе фирмой «Нови» из разноцветного итальянского мрамора. Нижняя часть коричневого цвета, средняя часть — розового цвета, а верхняя часть — светло-желтого мрамора.

Низкий трехчастный иконостас, как и в древнерусских церквях, спроектирован Парландом.

В центре иконостаса — Царские ворота. Исторические королевские ворота были утеряны, затем восстановлены реставраторами и вновь установлены в 2012 году.

Основными изображениями иконостаса являются изображение Иисуса Христа в виде императора, сидящего на престоле, и Девы Марии, мягко склонившейся над маленьким Иисусом.

Справа от иконы Иисуса Христа находится икона «Сошествие во ад» — в византийской традиции так изображается Воскресение Иисуса Христа. Во втором веке нашей эры становится известно апокрифическое евангелие Никодима, в котором рассказывается, как Иисус Христос спускается в ад после своих предков Адама и Евы. На иконе изображена темная тьма бездны в центре Иисуса Христа, окруженная голубоватым нимбом. Иисус протягивает руки к стоящим на коленях Адаму и Еве.Эта история имеет глубокий смысл — воскресение Христа дает надежду на воскресение всего человеческого рода.

Крайняя левая икона — «Вознесение» — в 40-й день Иисус Христос вознесся на небо. Внизу, на земле, Дева Мария изображена стоящей рядом с двумя своими ангелами, а наверху — Иисус Христос возносится в небо.

Михаил Нестеров работал над иконами «Сошествие во ад» и «Вознесение».

На сводах центральной апсиды размещена мозаика «Спаситель во славе» по проекту художника Николая Харламова.

Христос представлен в сиянии божественного света. Голубоватый овал обозначает вселенную. В центре вселенной восседает Христос на тронах. Он окружен небесным воинством.

По нижним частям стен храма тянутся каменные скамьи, входившие в систему вентиляции и отопления.

В подвале было два котла и восемь обогревателей. Теплый воздух проходил через ажурные решетки скамеек и, таким образом, осуществлялся обогрев храма.

Практическая информация

Церковь Воскресения Христова (Спас на Крови) — мемориально-музейный комплекс, часть государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

В церкви также проводятся службы.

Посещение собора возможно за отдельную плату. Билеты можно приобрести в кассах, расположенных рядом с собором, или приобрести заранее — на официальном сайте музея.

Собор предлагает экскурсии продолжительностью около 30 минут.

Во время богослужений можно посетить собор бесплатно.

Рекомендуем уточнить часы работы собора, время богослужений и стоимость билетов непосредственно перед посещением.

Сайт музея : собор.ру.

Сайт Собора Воскресения Христова : spas.spb.

Адрес Храма Воскресения Христова : набережная канала Грибоедова, 2Б.

Храм Воскресения Христова также можно посетить с экскурсией

Рядом со Спасом-на-Крови, по адресу : набережная канала Грибоедова 2А буква L находится часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, которая вместе с церковью составляет единый архитектурный ансамбль. и в котором сейчас находится музей.

Кроме того, в государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» входят также : ул.Исаакиевский собор и колоннада Исаакиевского собора — смотровая площадка.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и у Спаса-на-Крови, можно посмотреть и забронировать здесь

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

Если говорить о самых важных местах, которые стоит посетить в Санкт-Петербург, Храм Спаса-на-Крови — вот такое зрелище. Это здание славится своим сходством с собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве, , поэтому его очень легко найти в самом центре Санкт-Петербурга. Являясь важным историческим памятником и действующим собором, Храм Спаса-на-Крови привлекает как местных жителей, так и туристов.

Назад в историю

© istock / Vladislav Zolotov

Строительство Храма Спаса-на-Крови началось в 1883 году. Его заказал Император России Александр III , отец которого, Александр II , был убит двумя годами ранее радикальными революционерами. Александр II России известен как освободитель, потому что во время своего правления он отменил крепостное право, i.е. зависимость русских крестьян от помещиков. Тем не менее его действия были сочтены достаточно спорными, поэтому было несколько попыток его убийства. Последняя попытка была предпринята 1 марта 1881 года на променаде канала Грибоедова (тогда Екатерининский ), когда со стороны Зимнего дворца проезжал экипаж Александра II . Вот почему сын Императора, Александр III России, решил построить церковь прямо здесь, чтобы увековечить память своего отца.

Строительство

© istock / yulenochekk

Перво-наперво было решено сделать Храм Спаса-на-Крови отличным от других соборов Санкт-Петербурга. В отличие, например, от Казанского и Исаакиевского соборов с их классическим обликом, Храм Спаса-на-Крови задумывался как «позднерусский стиль», похож на Московский собор Василия Блаженного. и г. Ярославль церквей.

Тогда строительство Храма Спаса-на-Крови стоило очень дорого. Возможно, теперь поводом для этого служит тот факт, что в нем более 7,500 квадратных метров мозаики и великолепный интерьер, выполненный известными русскими художниками, такими как Михаил Александрович Врубель и Виктор Михайлович Васнецов. Изначально Храм Спаса-на-Крови не задумывался как здание для массовых собраний.Самым священным местом здесь является то, где кровь Александра II России пролита человека.

После Октябрьской революции

Когда правление монархов в России закончилось, церковь Спаса на Крови вступила в новую эру. Субсидии со стороны государства были отменены, и собор закрыли в 1932 году. Позже его помещения использовались для хранения овощей и даже в качестве морга во время блокады Ленинграда во время Второй мировой войны и Великой Отечественная война. После войны здесь хранились театральные декорации, и правительство даже хотело снести собор. Но в 1970-х годах началась его реставрация.

С 1997 года Храм Спаса на Крови открыт для посещения в составе музея Исаакиевского собора . Сейчас богослужения проходят также в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Теперь любой желающий может легко добраться до Храма Спаса на Крови с Невского проспекта , , который является главной артерией в Санкт-Петербурге. Он расположен в двух шагах от Дома певцов и Казанского собора, недалеко от канала Грибоедова. Посещение этого исторического места и действующего собора и фотографирование таким образом, чтобы Храм Спаса-на-Крови отражался в воде, является обязательным в Санкт-Петербурге.

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург
Набережная канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург, Россия, 191186

Привет, я Мария, или Маша, как меня называют русскоязычные люди.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *