Национально — психологические особенности грузин
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Московский Психолого-социальный институт
Электростальский филиал
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме:
НАЦИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГРУЗИН
Проверил:
к. п. н. доц. Бойко И.Н.
Сдал:
Барченкова Е.В., группа ПП-08
Электросталь
2011г.
Содержание.
Введение………………….
1. Национально – психологические особенности грузин …….5
2. Религия в Грузии………………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами.
Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей. ( Нация является высшим этапом (высшей формой) развития этнической общности)
Этнопсихология отечественная — самостоятельная молодая отрасль общественной науки в России, имеющая глубокие исторические и культурные корни, зародившаяся как результат необходимости изучения психологического облика, традиций и привычек поведения многочисленных народов страны.
Интерес к психологии народов, населяющих издавна Россию, проявляли такие общественные деятели, как Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Выдающиеся русские ученые М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. Я. Данилевский, великие русские писатели А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой и др. обращали внимание в своих высказываниях и работах на психологические различия, существующие в быту, традициях, обычаях, проявлениях общественной жизни представителей различных этнических общностей, населявших наше государство. Многие их суждения и наблюдения могут быть использованы и сегодня для анализа межнациональных отношений в нашей стране, прогнозирования их развития в будущем.
Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретически этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов.
В конце 40-х годов XIX века члены образованного этнографического отдела Русского Географического Общества академики В. К. Бэр, Н. Д. Надеждин, К. Д. Кавелин сформулировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь. С 1850 года начала реализовываться разработанная программа изучения этнографического своеобразия населения России, в соответствии с которой во все губернские отделения Русского Географического Общества были разосланы исследовательские запросы. В результате к концу XIX века был накоплен внушительный банк данных этнопсихологических и этнографических характеристик народов России
Эти данные в 20-30-х годах XX века были широко использованы в психологических и педагогических изданиях. В это же время исследовали теорию этнопсихологии и занимались изучением конкретных национально-психологических особенностей М. С. Выготский, В. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня, Г. Г. Шпет.
В последующем в 30-50 годы, после развития культа личности в стране, когда новые суждения по национальному вопросу мог делать лишь И. В. Сталин, изучение национально-психологических особенностей населения СССР практически не осуществлялось. Лишь в 60-х годах этому вопросу вновь начинают уделять внимание, причем среди психологов первым к нему обратился Б. Ф. Поршнев.
Очень активно этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, которые основной упор делали на изучение национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (Крысько В. Г., Куликов И. Д., Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Феденко Н. Ф., Фетисов И. В.).
1. Национально – психологические особенности грузин
Излюбленной отраслью общественной жизни грузин является военное дело. Им не редко приходилось использовать свои боевые навыки для защиты государства, были времена, когда даже женщины Грузии брались за оружие и шли в бой наравне с мужчинами. Основы военного дела грузины осваивают уже в юности. Считается, что каждый настоящий мужчина грузинской национальности должен уметь управляться с оружием, знать приемы самозащиты и обладать волевыми чертами характера. Поэтому среди национальных особенностей представителей грузинской нации обязательными являются мужественность, смелость, отвага, решительность. В Грузии существует культ оружия. Ему отводится роль священного предмета, которые служит во благо своего хозяина. Эта традиция пришла в современное грузинское общество с тех времен, когда шашка и сабля давали человеку шанс выжить в суровом мире.
Так сложилось исторически, что из всех войн грузины выходили с достоинством. Они умеют защищать свою честь и право на свободу, поэтому стоит сказать о том, что важнейшими национальными особенностями грузин является патриотизм и чувство национального достоинства. Грузины никогда не стесняются своей принадлежности к нации и гордятся тем, что продолжают род и традиции своих легендарных предков. Всем известен герой Отечественной войны 1812 года Багратион (Багратиони), Пётр Иванович — генерал от инфантерии, князь. Наполеон сказал о Петре Багратионе «- у русских единственный настоящий генерал — Багратион». Многие грузины оставили свое имя в истории, сражаясь в тех войнах, которые выпали на долю наших народов (Кавказская, Крымская, 1 и 2 Отечественная войны).
Почитает грузинский народ и труд. Люди, которые много работают и отличаются хозяйственностью, пользуются уважением в обществе. Издревле труд был неотъемлемой частью жизни представителей Грузии, благодаря своей добросовестности и настойчивости в работе они развиваются и обеспечивают себе определенный уровень жизни. О важности двух основных приоритетов, существующих для грузинского народа, — военного дела и труда — говорит наличие на гербе страны ветки винограда и меча. Труд и война сопровождают жизнь нации на протяжении уже нескольких поколений.
В Грузии во все века уважением пользовались личности, обладающие знаниями и умениями, которые пригодны в жизни. Поэтому так важно для них овладеть профессией и стать хорошими специалистами в своей области. В Грузии много квалифицированных работников, являющихся профессионалами в самых разных областях деятельности. Молодежь Грузии стремится к получению хорошего образования. Осознание того, что от учебы зависит дальнейшая жизнь человека, приходит к ним в юном возрасте и толкает на саморазвитие и получение образования в высших учебных заведениях. В этом плане грузинам помогает их врожденная смекалка, сообразительность, находчивость, умение быстро адаптироваться к разным условиям, хорошая память.
Визитной карточкой грузинского народа является умение дружить. Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье». Друг – самый близкий и дорогой человек для настоящего грузина. Порой дружба становится более важной, чем семейные и деловые отношения. Чтобы иметь друга, считают грузины, нужно быть высокоморальным и достойным человеком, ведь само явление дружбы очень важно и священно.
Еще грузины – настоящие оптимисты. Они умеют смотреть на мир с надеждой и верой в добро. Существует такая грузинская пословица: если у тебя горит дом и затушить его не удается, извлеки выгоду – погрей руки у костра. Также грузинам свойственно хорошее чувство юмора. Они любят шутить, особенно за столом с гостями или в кругу семьи. К слову, грузины отличаются гостеприимностью. Их традиционные и славные на весь мир тосты — это замечательный пример того, как народное творчество входит в жизнь современных людей и формирует их национальный характер
Особенности воспитания детей.
На Кавказе существуют свои особенности семейного воспитания мальчиков. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.
У всех народов Закавказья популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору.
Образ настоящего мужчины прививается сознанию людей через народное творчество, литературу, художественное искусство, многовековые традиции народа, пропаганду здорового образа жизни. Народ призывает мужчин быть воинами по духу, не смотря на тот образ жизни, который они ведут. Даже в мирное время каждый представитель сильного пола отвечает за безопасность окружающих его женщин, детей и стариков.
Грузинская нация – это нация талантливых людей. Многие жители Грузии преданные ценители искусства. В Грузии есть мастера самых разных направлений. Особенно славятся в мире грузинские песни и танцы. Многие люди от природы обладают замечательным голосом и слухом, позволяющим исполнять песни так, что любой слушатель становится преданным поклонником певца. Что касается хореографии, то она выражает грузинский темперамент и дух. Танцы красивы, энергичны, наполнены грациозными движениями и одновременно резкими, страстными и захватывающими элементами. Отдельное место отводится грузинским поэтам и писателям, произведения которых впечатляют ценителей всего мира своим совершенством, оригинальностью и содержательностью. Например, Грузия подарила миру выдающегося поэта, известнейшего деятеля и просветителя Шота Руставели («Кто знает дорогу, тот не спотыкается. Не дается тем победа, кто от клятвы отступил»).
Нередко темой искусства является сам народ и патриотизм, это еще раз подчеркивает, что грузины – очень горды своей Родиной, умеют ценить ее богатство и историю.
Люди этой нации добивались и добиваются успехов во многих областях искусства:
Всем известны имена Георгия Николаевича Данелия, советского кинорежиссёра и сценариста, Вахтанга Константиновича Кикабидзе, писателя Фазиля Искандера, актрисы Софико Чиаурели. Кинорежиссёр кинофильма «Летят журавли» Калатозов (Калатозишвили) Михаил Константинович стал обладателем кинопремий «Оскар» и «Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Автор всемирно известного плаката «Родина-мать зовет», грузинский художник Тоидзе Мосе. А актер Сандунов Сила Николаевич (Зандукели, 1756—1820) основал Сандуновские бани.
Конечно, невозможно в данной работе перечислить всех выдающихся людей, выходцев из Грузии, которые внесли весомый вклад в развитие искусства, культуры, науки как своей страны, так и других стран. К примеру, можно назвать известного грузинского психолога которому принадлежат труды по теории установки, Узнадзе Дмитрий Николаевич (эффект Узнадзе)
1.1 Религия
Грузины исповедуют православное христианство. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г .н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповеди Святой равноапостольской Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, Святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе.
В IV веке Грузия твёрдо стала на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. В том числе и от внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турков-сельджуков, монголов, османов, которые насаждали свою религию в стране. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100 000 человек приняли мученический венец. Жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина — пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики. Это случилось в 1226 году. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученичество 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря.
Несмотря на трагическую историю страны, Грузинская церковь всегда занималась просветительскими делами. Множество церквей и монастырей стали просветительскими центрами. В XII веке великий грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию, которая во всём православном мире была признана величайшей богословской и научной школой.
Грузинский национальный характер — Путин позвонит
После 2008 года стали раздаваться крики, упрекающие Россию, что из-за своей «неумной и близорукой» политики она якобы потеряла свою самую надежную союзницу на Кавказе – Грузию. Такие голоса слышны как из России, так и из Грузии. Говорят, что Грузия исторически всегда стояла на страже российских интересов, с Екатерининских времен являлась оплотом России на Кавказе, что грузины всегда были верными союзниками русских, да и вообще нашими самыми близкими друзьями.
Для начала необходимо сказать, что начиная со Средневековья, в разные исторические эпохи и при различных обстоятельствах, Грузия всегда и везде демонстрировала одинаковую модель поведения. Начало этой модели поведения было положено в середине 16 века. Тогда територия того, что мы сейчас называем Грузией, была поделена между Турцией и Ираном.
Несмотря на весь трагизм жизни грузин, их положение в турецком и особенно в персидском государствах, было далеко не всегда и не во всем похоже на положение несчастных, обираемых и угнетаемых колоний. Более того, по крайней мере в Иранском государстве картвельские княжества и по сути, и по форме не были колониями, а являлись частью персидского государства – его провинциями, такими же как коренные ираноязычные регионы Хорасан, Балх или Фарс.
Ими правили по тем же законам, что и в основной Персии, а назначаемые шахом чиновники практически всегда были картвельского происхождения – омусульманенные грузинские князья и дворяне. Считалось, что князья находятся у шаха на службе, они получали жалование, им дарились дорогие подарки и имения, как в Персии, так и в Грузии. Об отношении шахов к Грузии можно судить по тому, что по их приказам и на их средства в Картли и Кахетии содержалось войско, которое обязано было охранять границы Грузии от набегов горских племен, если войска не хватало шах присылал помощь. Налоги, собираемые с грузинских княжеств были такими же, а иногда и меньшими по сравнению с налогами на других территориях как Иранского, так и Турецкого государств.
Выставляемые в качестве угнетателей и гонителей христианской веры, иранцы не уничтожают христианскую церковь полностью, они ставят её в определенные рамки и заставляют согласовывать утверждение грузинских католикосов в Иране.
Грузинская знать органично и на правах равных входит в высшее сословие Ирана. Были распространены династические браки – немало грузинских княжон стали женами шахов, а в крови знатнейших грузинских родов текло немало персидской крови. Так, у одного из величайших исторических фигур в истории Грузии, основателя Тбилиси, в честь которого сейчас назван высший орден Грузии – Вахтанга Горгасали — мать была иранка. Кстати, само слово «Горгасали», или «Волкоголовый», тоже имеет персидское происхождение. Представители грузинской знати мальчиками растут при шахском дворе, они назначаются чиновниками в провинции, причем, не только в грузинские, но и в исконно иранские, выступают в роли крупнейших персидских военачальников и даже предводителей всего иранского войска в походах в Индию и Афганистан. При шахском дворе находятся целые группы высокопоставленных чиновников-грузин.
Примеров того, чтобы какая-то другая, неиранская народность, допустим индусы, афганцы или арабы, занимали столь высокое, столь массовое и столь долгое положение в Персии нет. Даже близко.
Центр династической жизни Грузии находится в Тегеране и Исфагане – здесь процветают грузинские интриги, заключаются брачные союзы, приобретаются выгодные государственные должности, получаются и теряются царства. Так, в первой половине 17-го века царь кахетинский и картлийский Теймураз из-за интриг шахского двора трижды получает и трижды теряет свой царский скипетр. Персидское влияние проникает по все уголки грузинского общества – архитектура принимает иранские формы, высшее и среднее сословия говорят на персидском языке, заводят персидские библиотеки, да и сама грузинская литература начинает следовать не изначальным византийским, а персидским канонам, например, персидское происхождение источника знаменитого «Витязя в тигровой шкуре» сам Шота Руставели даже не скрывает:
И хотя в монастырях церковь сохраняет остатки грузинской иконописи и церковной письменности, нравы светского мира к концу 18 века уже почти полностью копируют персидские.
А как же все эти походы, истребления и казни, упомянутые выше – спросите вы – неужели их не было? Были – скажу я вам. Были. Дело в том, что в то время нравы общества были совсем непохожи на наши. Проблемы, которые мы сейчас решаем судебным порядком, нотами протеста, да, в конце концов, просто грозным окриком центральной власти тогда приводили к войнам и кровавым расправам. В то время так относились к людям, к целым провинциям, к решению вопросов вообще.
Восточные деспотии, коими, являлись Турция и Иран, даже не были здесь явными лидерами. Просвещенная Европа могла в этом отношении еще дать Востоку фору. Так, Генрих VIII Английский – тот самый «герцог Синяя Борода» из сказки Шарля Перро — казнил 72 тыс. человек, его дочь Елизавета Английская – «Бабушка английской нации» — казнила 90 тыс. человек, герцог Альба во время войны в Голландии истребил 30 тыс человек, во Франции во время Варфоломеевской ночи погибло тоже 30 тысяч…
И все это не помешало им войти в историю в роли известных, выдающихся личностей, равно как не помешало шаху Аббасу запомниться современникам просвещенным человеком своего времени, тонким дипломатом и сторонником нововведений в науке и технике. Кстати, в свое время на стороне шаха Аббаса сражалось немало грузинской знати, например один из величайших героев Грузии – Великий Моурави Георгий Саакадзе, одержавший во главе персидского войска несколько блестящих побед в Индии и Турции.
То есть, жизнь Грузии в составе Персии и Османской Империи была не так уж плоха и если представить, что каким-то фантастическим образом грузины очутились бы в границах какой-либо другой сверхдержавы того времени, их ждали бы такие же, а может быть даже и худшие отношения.
После первоначального покорения и Турция, и Персия довольно спокойно относились к грузинским территориям – Иран упразднил грузинские государства, но сделал их своими равноправными провинциями, а Турция изначально и не ставила целью уничтожение грузинских княжеств, удовлетворившись признанием ими вассальной зависимости и ежегодной данью. По сути, дань и была основной целью прихода Турции на Кавказ – постоянно расширяя границы и ведя многочисленные войны, турецкие султаны остро нуждались в рабах, становившихся потом солдатами – янычарами. Собственно, рабы и составляли основной «продукт» торговли с Турцией как западных грузинских княжеств, так и союзных ей адыгов и абхазов. И все военные походы турок на грузинских царей были так или иначе связаны с отказом платить дань или с требованием её уменьшения, об этом, кстати, пишет и Эвлия Челеби.
Нахождение между двух центров силы даже давало грузинским царям определенные преимущества – зачастую, хотя и не всегда успешно, в борьбе за свои интересы они сталкивают лбами персов и турок, получают для себя лично и для своих земель привилегии, которых не было в других колониях и провинциях. Главным же преимуществом такого положения был тот факт, что союз части Грузии с Ираном давал гарантию от нападения турок и, наоборот, союз её другой части с турками давал гарантию от нападения персов. Установился паритет — сложная, многосторонняя, но эффективная система, которая действовала больше 200 лет и во многом помогла грузинам выжить как нации.
И вот в этих условиях – в жизни как части работающей системы и с обществом, почти полностью инкорпорированным в персидское общество, обласканные турецкими и персидскими властителями, грузинские князья решают изменить то, что мы сейчас называем геополитической ориентацией страны и сломать действующий механизм, хранивший их несколько столетий.
Турция и Иран ослабли. В 17-м веке и позже эти 2 региональных лидера уже не представляли из себя тех львов Малой Азии, которыми они были раньше и не могли служить надежной защитой грузинским княжествам – сбалансированный механизм ломался в самом центре. Грузины были готовы жить под гнетом чужеземцем, демонстрировать им лояльность, платить дань, получать привилегии и плести интриги при чужих дворах, но эти чужеземцы должны были быть сильными. Хозяин должет быть сильным – это закон.
Но проблема была в том, что никто большой и сильный не изъявлял желания прийти в регион.
И Грузия начинает звать. Звать долго и призывно. Звать Хозяина.
В то время таким хозяином по многим причинам могла стать только Россия. Грузия посылает посольство за посольством. В конце 18 века, когда Россия уже вышла в число влиятельных Европейских государств, достаточно уверенно стояла в Предкавказье и выиграла несколько сражений против турок. Зачем России была нужна Грузия? Да в общем-то ни зачем. Уговорили. Человека, который уговорил Россию звали Ираклий II, он был царем объединенного царства Картли и Кахети, принадлежащего Ирану. 24 июля 1783 года в крепости Георгиевск князь Григорий Потемкин и князья Иван Багратион и Гарсеван Чавчавадзе подписали Георгиевский трактат, в соответствии с которым Российская корона брала под покровительство Восточную Грузию, гарантировала её автономию во внутренних делах и защиту на случай войны. Государство Картли и Кахети обязывалось признать вассалитет России и отказаться от ведения собственной внешней политики.
В соответствии с трактатом, Россия должна была постоянно держать в Грузии 2 батальона пехоты и 4 пушки. И вот, 3 ноября 1783 года 2 батальона Кавказских егерей — Горский, подполковника Мерлина, и Белорусский, подполковника Квашнина-Самарина, а также четыре орудия под общей командой полковника Бурнашева вступили в Тифлис. Народ ликовал, огромные толпы грузин ходили по площадям и улицам, били колокола, раздавались пушечные залпы.
Сказать, что подписание договора с Россией разгневало персов – значит не сказать ничего. Иран просто не понял этот шаг, он был удивлен и оскорблен в своих самых лучших чувствах. Для понимания этого важно знать кем был сам царь Ираклий II, которого в народе за маленький рост звали Патара Кахи – Маленький Кахетинец. Дело в том, что за всю историю Грузии, на её престоле, наверное, не находился царь, у которого были бы настолько теплые и дружественные отношения с Ираном.
Иранцы считали Патара Кахи своим – он вырос и получил воспитание при персидском дворе, долгое время был личным другом победоносного Надир-шаха, возмужав, поступил к нему на службу, достаточно скоро стал одним из командиров отрядов и уже в качестве спасалара – одного из главнокомандующих — участвовал в нескольких военных походах, в частности, в Индию. Фактически, он был одним из высших чиновников персидского государства. И иранцы щедро отплатили Ираклию. Они сделали Патара Кахи царем Кахетии в то время когда на престоле в Картли сидел его отец – Теймураз. Это объединило Восточную Грузию, увеличило её силы, дало возможность проводить единую политику. Став после смерти отца в 1762 году единым царем Кахети и Картли, Ираклий II пользовался исключительно благоприятными условиями, предоставленными ему шахом — он усмирил воинственных лезгин, нападавших на Грузию, заставил хана Гянжи платить ему дань, построил несколько укреплений и т.д. Иран ничем не угрожал Ираклию, более того, за все годы его правления у Восточной Грузии с Ираном были идеальные отношения!
И вот, когда такой человек поворачивается спиной к тем, кому он так многим обязан, то это должно было быть чем-то вызвано. Иранцы не понимали чем. Они пытаются связаться с Ираклием, понять что произошло, уговорить одуматься, но в ответ ничего кроме оскорблений не получают.
Кажется, дело сделано. Победа! Деспотический иранский режим свергнут, договор о протекторате с братской Россией подписан, войска для защиты Грузии присланы – можно жить и спокойно трудиться. Но не тут-то было! Как вы думаете, чем первым делом начинает Грузия? Территориальными захватами.
Патара Кахи устраивает походы на Гянжинское и Ереванское (или, как тогда говорили – Эриваньское) ханства, отколовшиеся от Ирана, начинает откусывать от территории ослабевшего вчерашнего хозяина другие лакомые кусочки. Он повсюду таскает с собой российские батальоны, пытается втянуть их в сражения, выставляет напоказ, всеми силами подчеркивая, что если вы будете сопротивляться мне, то это вы не со мной — вы с Россией воевать будете! Такой подход к использованию войск не устраивал российское командование. Да, по Георгиевскому трактату Россия обязывалась способствовать возвращению утеряных грузинских земель, но ни Гянжа, ни Ереван, естественно, грузинскими землями никогда не были и лишь короткое время, по согласию шаха, испытывавшего к грузинам особое расположение, платили Грузии дань, что называется, «были отданы ей в прокорм».
Ираклий II делает другой решительный шаг – он заключает в 1786 году договор о ненападении с Турцией. Значение этого шага огромно и крайне трагично для Грузии. Дело в том, что по сути он перечеркивал саму основу Георгиевкого трактата. Напомним, что согласно договору, в обмен на защиту со стороны России, Ираклий II отказывался от ведения самостоятельной внешней политики.
Россия твердо знала, что новые войны с Турцией обязательно будут и беря на себя нелегкие обязательства, она гарантировала Грузии защиту, в том числе от Турции, и в ответ рассчитывала на помощь самой Грузии и на отсутствие на её территории турецкого влияния.
А Маленькому Кахетинцу казалось, что вот теперь-то он перехитрил всех: Иран расколот и не пойдет против России, с Россией подписан Георгиевский договор и она связана борьбой против Турции, с Турцией тоже есть договор о ненападении и, кроме этого, турки обязались не подстрекать лезгин и дагестанцев к нападениям на Грузию. Прекрасная ситуация!
На деле же оказалось, что постаревший царь обхитрил самого себя. Сепаратный договор вассала России – Грузии — с врагом России – Турцией — оказался принципиально неприемлем Екатерине II. В течении года российские офицеры и дипломаты уговаривают Ираклия разорвать его, но все тщетно – Патара Кахи не слышит. Ратификация договора в Стамбуле летом 1787 года в то время, когда очередная русско-турецкая война уже шла полным ходом, поставил точку на предыдущих отношениях России с ненадежным вассалом. Петербург выводит из Грузии войска, затем дипломатическое представительство и прекращает практически все отношения с Ираклием II.
Ситуация в Иране разворачивается по наихудшему для Ираклия II сценарию: смута и раскол заканчиваются, к власти приходит недружественный ему Великий скопец — Ага-Мухамед-хан Каджарский. Он объединяет государство и четко заявляет о намерении вернуть все отколовшиеся от Ирана земли. Новый хан исподволь пробует Восточную Грузию на прочность и не видит реакции на это ни от грузин, ни от России – у самого Ираклия сил нет, а Россия не горит желанием защищать изменника.
В 1795 году, воспользовавшись напряженностью в российско-турецких делах, занятостью России в Польше, а также отказом Ираклия II приехать на свою коронацию, Ага-Мухамед-хан выдвигается в Грузию. Ираклий выставляет только 5000 человек против 35 000 тысяч персов. По сути, и знать, и народ оставляют его – царевичи и князья собирают свои дружины, стоят рядом, но в битву не вмешиваюся, народное ополчение не собрано, помощь от западных грузин не приходит. В результате ожесточенной битвы, немногочисленное грузинское войско разбито, самого Ираклия – к тому времени семидесятипятилетнего старика – сыновья увозят с поля боя, Крцанисская битва проиграна. За несколько дней персы убивают или уводят в рабство около 20 000 грузин. Одна из величайших трагедий во многовековой истории Грузии свершилась. По грустной иронии судьбы, на этом самом месте – на окраине Тбилиси — сейчас располагается резиденция Президента Грузии.
Ираклий II удаляется, перестает принимать участие в государственных делах и власть сначала де-факто, а потом и де-юре переходит к его сыну Георгию. С уходом «нерукопожатного» царя Россия просыпается. Уже через несколько месяцев 4 русских батальона приходят в Восточную Грузию и персы без боя отступают, а в 1796 году 30-ти тысячное российское войск под командой Зубова отбрасывает персов назад в Иран. Оживляется переписка, в Грузию идет финансовая помощь, после долгих 12 лет отсутствия возвращается дипломатическое представительство. В конце концов, новый правитель Восточной Грузии, Георгий ХII, просит «Белого Царя» уже не о покровительстве, а о принятии Картли и Кахети в состав Российской Империи. Постепенно, в течении нескольких лет и остальные грузинские княжества присоединяются к России.
Все. Над Грузией вошла Российская Звезда. Чтобы зайти в 1991 году. И теперь всё — сами, всё сами.
Какие же выводы мы должны сделать из всего этого?
1. За последние 500 лет в Грузии сложилась очень четкая, неоднократно повторяемая и циклическая модель политического поведения. Данная модель применяется грузинским государством и обществом с очень высокой степенью неизменности и преемственности.
2. Нет причин считать, что эта модель меняется сейчас или изменится в обозримом будущем.
3. В настоящий момент Грузия находится в середине основного цикла модели. Такое положение характеризуется устойчивыми и крепкими связями с покровителем, высокой степенью мимикрии, высоким уровнем зависимости от него и значительным объемом получаемых от него преференций и льгот.
4. Покровитель Грузии — США — уже прошли пик своего политического могущества, если таковым считать однополярный мир, отсутствие геополитических вызовов со стороны ближайших конкурентов — Европы, Китая и России, а также однозначное экономическое лидерство, и медленно, но неуклонно сдают позиции.
5. С ходом истории скорость завершения полного цикла политической модели Грузии неуклонно увеличивается. В прошлом эти циклы завершались за 238 — 135 — 69 лет соответственно, если не считать 3-х летний цикл в период 1918 — 1921 годов, который был искусственно прерван во многом по независящим от Грузии причинам.
6. Простое математическое экстраполирование показывает, что длина нынешнего грузинского цикла будет около 25-30 лет. При этом 10 лет уже пройдено. Значит, при естественном ходе событий в 2024-29 годах Грузия неминуемо отвернется от США и… начнет звать нового покровителя. Вероятность этого не измеряется в процентах. Она — абсолютна. Никакого другого выбора история Грузии за последние 500 лет нам не предоставляет. И очень возможно, что мы с вами станем свидетелями того, как в центре Тбилиси с помпой откроют музей американской оккупации и увидим, как изрядно постаревший Михаил Саакашвили выйдет на трибуну и с болью в голосе начнет рассказывать о тяжёлом наследии НАТО и об искреннем стремлении Грузии к России. Или к Турции. Вы же понимаете, это ж диалектика ™ Горби
Любящие сердца :: Seven urekler
Национальный характерГрузины – народ исключительно колоритный. Кажется, что здесь все друг друга знают, а водители, встречаясь на дороге, сигналят в знак приветствия. «Грузин шесть дней в неделю трудится в поте лица своего, чтобы прокутить все в день седьмой, ибо все золото мира не стоит настоящей мужской дружбы!» – так говорят о себе сами грузины, и похоже, они не лукавят.
Туристы в Грузии с изумлением отмечают, что все стереотипы и легенды о грузинах на самом деле – чистейшая правда: здесь мужчины действительно носят кепки, прозванные из-за своих размеров «аэродромами», здесь произносят затейливые тосты и готовы для дорогого гостя снять последнюю рубашку.
Грузинское гостеприимство – это, пожалуй, фундамент национального характера. Гость – посланник Бога, уверены грузины. Это очень древнее убеждение, из тех времен, когда люди верили в то, что боги и ангелы любят разгуливать по земле неузнанными. Поэтому принять гостя по-царски выгодно прежде всего хозяину, которому за гостеприимство обязательно воздастся от высших сил.
Гостеприимство, помимо того, что оно – одно из ярких проявлений человеколюбия, связано также с интересом к иному. Почувствовать, понять, оценить иноплеменника не только интересно, но и поучительно. Более того, это жизненно важно для народа, который живет на границе Востока и Запада, Севера и Юга, и куда соседи приходили далеко не всегда в качестве гостей. Грузины судят о человеке по его действиям, поведению, в особенности, по качествам характера, а не по словам.
В Грузии издавна жили кланами, поэтому еще одна заметная черта национального характера – семейственность. Интересы клана превыше всего – со всеми вытекающими последствиями, вплоть до кровной мести. Грузины поразительно напоминают итальянцев. Темпераментом, клановостью, да и внешностью. И те и другие – дети южного солнца и горной страны, так что, наверное, сходство не совсем случайно.
К положительным чертам можно отнести этническую и религиозную толерантность и открытость, а из негативных – низкий уровень личной и социальной организации, а также непунктуальность.
Каждая долина, гора или ущелье в Грузии неповторимы. Люди, живущие в разных уголках этой небольшой страны, очень различаются по внешности, манере поведения, темпераменту, а отчасти и по языку. Разнообразие вырабатывает в людях тонкость восприятия, вкус к нюансам. Наверное, именно поэтому ценится не то, что похоже на тебя, идентично тебе, а наоборот – отличное, особенное, уникальное. Единство в многообразии – вот что является идеалом для грузин.
Особенности грузинского национального хаpактеpа
Если электpик Гоги, паяя пpовода, капнет на голову стоящего внизу без защитной каски напаpника Гиви pасплавленное олово, то услышит, скорее всего, сделает ему зауpядное замечание с упоминанием своей матери в пикантных обстоятельствах. Тбилисские ученые положили это в основу своего исследования, затем дотошно классифициpовали все pугательства и систематизиpовали наиболее ходовые сpеди соотечественников оскоpбления. И в pезультате… опpеделили хаpактеpологические особенности гpузинского менталитета.
Моногpафия «Веpбальные детеpминанты межличностных конфликтов в гpузинском обществе» (вышедшая малым тиражом на английском и русском языках) скpывает ключ к пониманию психологических мотивов и жизненных установок наиболее активной и пpодвинутой части населения Грузии. Ведь «подопытными кpоликами» стали мужчины и женщины 18-30 лет, все с высшим или незаконченным высшим обpазованием и исключительно гpузинской национальности.
В итоге получилось оригинальное пособие для дипломатов, бизнесменов, жуpналистов, туpистов.
Быть или не быть? Казаться!
Ученые pазделили все pугательства на ситуационные — как в случае с Гоги и Гиви, и диспозиционные — когда акцент делается на личностные качества оскоpбляемого. К пеpвым, гpубо говоpя, относится «…твою мать», ко втоpым — «уpод», «дебил» и тому подобное.
Испытуемым пpедложили сочинить по тpи самые, на их взгляд, оскоpбительные фоpмулы, в выбоpе слов не стесняться, смоделировать сценки пеpепалок с ваpиациями пола оскоpбителя и оскоpбляемого: мужчина-мужчина, мужчина-женщина, женщина-мужчина и женщина-женщина. Таким обpазом, каждый участник эксперимента (а их было 290 человек) составил по 60 ваpиантов.
В итоге собpался богатый матеpиал, pазобpавшись в котоpом, исследователи пpишли к небезынтеpесным выводам. Оказалось, что гpузины пpедпочитают ситуационным высказываниям диспозиционные. Пpичем сторонников перехода на личности оказалось в тpи pаза больше. Обматеpить мишень словесной атаки — не самое интересное, куда важнее унизить ее как личность.
Пpичем здесь четко пpослеживается психологическое pазличие стеpеотипных кpитеpиев ноpмативных и pеальных ценностей, пpисущее, как отмечают ученые, гpузинскому менталитету. Так, напpимеp, моpально-интеллектуальные качества в гpадации целей веpбальной агpессии заметно и существенно уступают социальному статусу.
Отсюда забавные напыщенность и манеpность по поводу и без повода в поведении на людях, стpемление не быть, а казаться более значительным. Вот почему в Гpузии пpидают такое значение маpке мобильного телефона и автомобиля (пусть даже не последней модели), pайону пpоживания и местам pазвлечения, пpиближенности к «телу» споpтивной или эстpадной звезды и так далее.
Не плюй в колодец…
Пpекpасный гоpод Тбилиси, воспетый поэтами и художниками, заслужил, к великому сожалению, является одной из самых грязный столиц мира. Гpадоначальникам это известно с незапамятных вpемен, и на пpотяжении всей истоpии гpузинской столицы они безуспешно пытались навести чистоту и поpядок на улицах и площадях.
Объяснение этому печальному явлению находится в моногpафии. В табели о pангах оскоpблений понятие «нечистоплотность» занимает у исследуемых малый удельный вес — едва больше 3%. Автоpы пpиходят к выводу, что чистоплотность имеет небольшую значимость в гpузинской культуpе.
И с таким явлением, похоже, здесь смиpились. Вот почему тбилиссцы на тpотуаpах деpжатся подальше от стен домов, из окон котоpых может вылетеь окуpок или кpошки с обеденного стола. В администpативных зданиях и дpугих пpисутственных местах для туалетных комнат большая pедкость зеpкало или салфетки.
Только этим летом удалось уговоpить студенческую молодежь за большие по местным меpкам деньги убиpать в общественных местах окуpки, шелуху от семечек, обеpтки и пpочий мусоp в общественных местах столицы. Работают, но козыpьки выданных бейсболок стаpаются опустить пониже.
Секс им стpоить и жить помогает
Но куда любопытнее pезультаты исследования, пpиоткpывающие завесу над другой существенной чеpтой гpузинского хаpактеpа. Ученые пpишли к однозначному выводу, что в гpузинской культуpе pолевые обязательства, связанные с полом, являются более ценными и пpи этом более уязвимыми, чем с полом не связанные. Иными словами, оскоpбления гpузина или гpузинки как мужчины или как женщины звучат и воспpинимаются гоpаздо более болезненно, чем атака на общечеловеческие качества.
Сам феномен большой уязвимости половой pоли в гpузинской культуpе, по мнению автоpов моногpафии, заслуживает пpистального внимания и глубокого исследования. Пpи этом ученые подчеpкивают, что обвинения политического (или любого дpугого оппонента) в гомосексуализме (для мужчины) или pаспутстве (для женщины) в Гpузии достаточно и повсеместно pаспpостpанено.
Вот почему на гpузинских посиделках пpиезжих обескуpаживают pоссказни местных знатоков или пpиближенных к «телу» о повальном блуде политиков, актеpов, жуpналистов, пpочих знаменитостей, пеpед котоpыми московские банные скандалы выглядят мелкими пpоказами номенклатуpных деятелей.
Manual operation для Гоги и Гиви
Данная моногpафия создавалясь научной по хаpактеpу, но пpикладной по сути. Тбилисские психологи Зуpаб Мхеидзе и Геоpгий Нижаpадзе pаботали по заказу междунаpодного центpа конфликтологии и стpатегии пеpеговоpов на деньги амеpиканского фонда Джона и Кетpин Макаpтуpов. Ученые ставили целью хоть как-то объяснить иностpанцам местную специфику и пpедоставить пеpвоначальную базовую инфоpмацию о пpичинах и мотивации тех или иных поступков, о поведенческих и социальных стеpеотипах, системе жизненых ценностей своих соотечественников.
Они также пpедположили, что будет полезным «выпустить буклет для иностpанцев», более пpедметный и доходчивый по содеpжанию. Иными словами, Manual operation, что дословно можно пеpевести как «Инстpукция/pуководство по эксплуатации/пpименению». Для Гоги и Гиви.
Подобную идею уже pеализовывали, и не один pаз. Но не в Тбилиси. Известно, что подобную бpошюpу напечатали для амеpиканских военнослужащих в Иpаке, где они вместе с гpузинскими солдатами наводят поpядок. Сходными наставлениями пользуются заpубежные туpистические фиpмы, клиенты котоpых выбиpают для своих вояжей Гpузию. В pоссийских деловых кpугах все больше ценятся специалисты по общению с гpузинскими коллегами с учетом местных психологических особенностей.
Да и московские дипломаты начали осознавать, что Гpузия — не Азия и не Афpика, а уникальная смесь культур. Они уже налаживают подготовку кадpов по специальной пpогpамме. Иначе не дождаться, когда гpузинский менталитет приблизится к еpопейскому. Да и приблизится ли?
Альбеpт Веналайнен, Тбилиси.
Национально — психологические особенности грузин
Заключение.
Грузины обладают определенными качествами, отличающими их от народов других национальностей, они наделены:
высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку.
Литература.
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 1999
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.
3. Интернет: http://ru.wikipedia.
Народы Закавказья
Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана, входившие в состав еще Российской империи, — вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:
o высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
o главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
o большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
o подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
o достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
o стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку.
Как мы уже сказали, в условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
В этом проявляются особенности семейного воспитания мальчиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.
У всех народов Закавказья популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.
Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безоговорочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей, принадлежащих к другим этническим общностям, задевают их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобии случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность, в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными, учитывая их национально-психологические особенности.
Грузины. Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала; ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле.
Грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства, которые порождены осознанием величия своей страны, опирающимся на героическое историческое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов в борьбе за национальную независимость.
Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса, популярны? произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представителей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается. Не дается тем победа, кто от клятвы отступил.
ШотаРуставели
Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье».
Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская пословица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное жизнелюбие также являются их важнейшими качествами.
Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребления спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое достоинство в течение всего празднества. На грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиеватая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, теплота, рыцарское отношение к женщине [60; 136; 203; 244].
История религии
По преданию, именно в Грузию надлежало отправиться Божьей Матери для апостольской проповеди, неся учение Христа в новые земли. Поэтому, Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей страны.
Однако по воле Спасителя Богородица в Иерусалиме. Вместо Нее отправился Святой Апостол Андрей Первозванный. Святой Апостол взял с собой нерукотворный образ Богородицы и обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В городе Ацкури (близ современного Ахалцихе) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Апостол оставил в городе икону Богородицы. Поэтому празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа.
В те времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское — Картли (Иверия) и западно-грузинское Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.
Это подтверждают как грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы.
Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г .н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповеди Святой равноапостольской Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, Святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели. Другая древняя святыня — могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея.
В IV веке Грузия твёрдо стала на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. В том числе и от внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турков-сельджуков, монголов, османов, которые насаждали свою религию в стране. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100 000 человек приняли мученический венец. Жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина — пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики. Это случилось в 1226 году. Их память грузины чтят 31 октября/13 ноября. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученичество 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря.
Замученные (князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век) царь Арчил (VI век), убитый монголами царь Димитрий II (XIII век) погибший от рук персов царь Луарсаб II (XVII) и замученная персами царица Кетевани (XVII) — это неполный список этих святых.
Несмотря на трагическую историю страны Грузинская церковь (с XI века во главе с каталикос-патриархом) всегда занималась просветительскими делами. Территория страны полна церквами и монастырями. Множество церквей и монастырей стали просветительскими центрами. В XII веке великий грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию, которая во всём православном мире была признана величайшей богословской и научной школой.
В начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи. Был образован Грузинский Экзархат. В марте 1917 г ., после революции была восстановлена независимость Грузинской Церкви. Первым католикос-патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. С 1977 года и поныне, католикос — патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илья II.
На территории Грузии находится множество христианских святынь. Ежегодно паломничество к святым местам совершают сотни туристов.
Заключение.
В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии включают в себя три главных направления. Первое из них занимается конкретно психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей. Это работы по изучению этнических стереотипов у русских и представителей этнических групп Северного Кавказа, национально психологических особенностей якутов, бурятов, калмыков, русских и представителей зарубежных государств. Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений в России и СНГ. Представители третьего направления в отечественной этнопсихологии уделяют в своей работе главное внимание изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихо-лингвистической проблематике.
В 80-е и 90-е годы начались складываться научные коллективы и школы, которые занимаются проблемами собственно этнической психологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этно-социологии, впоследствии преобразованный в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Дробижевой Л. М. В Институте психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений, работавшая под руководством П. Н. Шихирева. В Санкт-Петербургском государственном университете во главе с А. О. Бороноевым активно разрабатывает проблемы этнической психологии довольно большой научный коллектив. На изучении национально-психологических особенностей представителей различных народов специализируется профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, возглавляемый Хадиковым X. X. В Академии педагогических и социальных наук занимается эффективными этнопсихологическими исследованиями творческий коллектив ученых, возглавляемый Крысько В. Г. Под руководством В. Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования в МГУ, Крупнова А. И. — в Университете дружбы народов.
Предмет, основные понятия и категории этнической психологии
Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.
Долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «…Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, — подчеркивает Г.М.Андреева. — Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психологического склада нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой» [10. — С. 220].
Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вместо того чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе построить правильную концепцию их структуры, последняя без достаточных на то оснований заранее загоняется в жесткую схему «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.
Вот почему структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации [12; 17; 46; 73]. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.
На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отношения, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены и как бы существуют независимо друг от друга*. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, так как они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком национально-психологических особенностей.
Национальный характер развития Новости дня — Свободная Пресса
17 ноября в Тбилиси состоялась инаугурация нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили. Он пообещал налаживать отношения с Россией. «Несмотря на осложненные обстоятельства, мы вновь заявляем о намерении углубить отношения с Россией, параллельно с интеграцией в Евроатлантическую и Европейскую структуру», — заявил Маргвелашвили.
Прежний глава Грузии, Михаил Саакашвили, на церемонию не явился, несмотря на приглашение. Зато стало известно, что накануне ухода он раздал более тысячи орденов. Награды достались людям, которые внесли вклад в развитие грузинского государства, а также тем, кто «отстаивал территориальную целостность» страны на международном уровне. Об этом заявили «Комсомольской правде» в администрации бывшего президента. Одной из первых орден получила бывшая госсекретарь США Хиллари Клинтон.
В России уход Саакашвили вызывает тихую радость. Но все же многое из того, что сделал этот паталогический русофоб, человек, который в 2005 году верноподданнически переименовал Мелаанскую улицу Тбилиси в улицу Джорджа Буша, заслуживает внимания. Он провел масштабные реформы: грузинские полицейские и чиновники перестали брать взятки, а местные воры в законе были выдворены из республики или посажены в тюрьмы. Для наших кремлевских борцов с коррупцией — результат недостижимый.
По мнению политолога Станислава Белковского, экс-президент Грузии потерял власть не из-за поражения в Пятидневной войне и последующих ошибок. А потому что позволил себе вычленить отрицательные черты собственного народа и повел с ними беспощадную борьбу. Этого ему не простили, он проиграл выборы, но страна стала совершенно другой. В этом и заключается, по мнению Белковского, главный политический урок Саакашвили, который, возможно, нам только предстоит усвоить.
В России, где царит безбрежная коррупция, где нет четких перспектив в экономике, где скверное образование и здравоохранение для простых граждан сочетается с запредельно высокими тарифами на услуги ЖКХ, многие тоже понимают, что нужны перемены. И вполне возможно, что эти перемены должны затронуть некоторые наши традиции.
— Я бы не переоценивал значения национальных черт для развития страны, — отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — У нас принято говорить о русской «особости», причем с двух позиций. Одними эта «особость» приветствуется, другими резко критикуется. Одни считают, что «святая Русь» удерживает современный мир от падения в бездну, другие — что Россия представляет собой коллективистское архаичное общество, которое само не хочет модернизироваться, и других не пускает.
Думаю, обе эти точки — крайности. Скажем, всплеск предпринимательской активности, какой был у нас в 1990-е, сложно представить на современном Западе. Понятно, часть людей ударились в бизнес вынуждено, чтобы прокормить семьи, но значительная часть их пошла в предприниматели, чтобы самореализоваться. И это в стране, где, как считалось, предпринимательские традиции были уничтожены!
Или взять такую особенность национального характера, как коллективизм. На деле, современное российское общество гораздо более индивидуалистичное, чем западное. На Западе у гражданина больше возможностей проявить солидарность. Для этого есть профсоюзы, развито волонтерское движение. У нас человек борется с трудностями один на один. Так что по части коллективизма мы от современного Запада отстаем — вопреки стереотипам.
«СП»: — Саакашвили действительно боролся с национальными особенностями собственного народа?
— Не думаю. Просто для объяснения соблазнительна простая схема: в грузинское общество — архаичное, немобильное, насквозь коррумпированное — пришла команда молодых реформаторов, преобразовало его, но реакционное большинство команде отомстило и провалило ее на выборах.
Схема эта очень упрощает реальную ситуацию. Скажем, когда Саакашвили реформировал автоинспекцию, это решение встретило одобрение грузинского общества. И хотя со временем возникли проблемы — например, резко повысились штрафы — грузины реформу поддержали. Когда Саакашвили взялся за воров в законе — общество и эту инициативу одобрило.
«СП»: — А чего оно не одобрило?
— Того, что оборотной стороной реформ стал произвол силовиков. Саакашвили — типичный реформатор «сверху» — не заботился о создании механизмов гражданского контроля над спецслужбами. В результате, реформированные правоохранители превратились в силу, которую грузины сочли угрожающей.
Я бы, кроме того, не преуменьшал роли Пятидневной войны в падении Саакашвили. Прежде всего, война стала основанием для него закрутить гайки гражданскому обществу, что грузинам пришлось не по вкусу. Кроме того, война привела к сильному разочарованию в Саакашвили на Западе, где он считался умеренным и прогрессивным политиком. После войны говорить о какой-то серьезной интеграции Грузии с Евросоюзом стало невозможно.
Конфликт с Россией, военное поражение, яростная антироссийская кампания, которая началась после войны — все это породило стойкое негативное отношение грузин к своему лидеру. Думаю, реальных причин поражения Саакашвили было много, и якобы ущемленные черты национального характера играли в этом минимальную роль.
Думаю, для развития Грузии, как и России, национальный характер — не главное, иначе легко попасть в плен к стереотипам. Если описывать Россию начала XX века, многие бы сказали, что национальный характер русских — это терпение, православие, уважение к сакральному царю. Все это почему-то моментально рухнуло в 1917 году, а потом эти стереотипы смела из памяти Гражданская война. Или взять немецкий национальный характер — в середине прошлого века, после проигранных Германией двух мировых войн, получился бы один стереотип немца, а сегодня — совершенно другой. Словом, связывать национальные черты с перспективами развития я бы никому не советовал…
— Национальные качества присущи любому народу, и влияют на развитие стран, — возражает историк и публицист Андрей Паршев. — Другое дело, говорить об этих качествах считается неполиткорректным. Но шила в мешке не утаишь. Скажем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев как-то в сердцах заметил, что в России несоразмерно мало, по сравнению с другими странами мира, желающих заняться собственным бизнесом. Эта прослойка слишком узкая, чтобы, опираясь на нее, развивать общество, построенное на предпринимательстве. Не исключаю, так оно и есть — хотя задумываться о подобных вещах следует ДО развертывания кардинальных рыночных реформ, а не после.
В России не очень любят работать. Это видно хотя бы потому, как другая прослойка граждан стремится как можно быстрее переработать природные ресурсы в товар — другими словами, в мусор. А еще одна прослойка считает, что делать нужно только самое необходимое, а остальное требовать у государства. Эти модели поведения отражаются и на развитии России как страны.
Я не думаю, что грузинский народ диаметрально противоположен русскому. Грузины, как многие южные народы, более националистично настроены, более нетерпимы к другим культурам. Но на этом различия, на мой взгляд, заканчиваются.
«Мы ленивы и нелюбопытны» — писал о русских Пушкин в «Путешествие в Арзрум». Ровно то же можно сказать сегодня и о нас, и о грузинах. Думаю, эти два национальных качества нам действительно вредят.
Я, кстати, сходу отвергаю мысль, что Саакашвили в чем-то ущемил национальные качества грузинского народа, и тот его радостно сверг. Просто некоторые элементы его политики — например, вступление в ВТО — не смогли обеспечить долговременного процветания Грузии. Именно в результате экономической политики Саакашвили республика скатилась до состояния аграрного слаборазвитого государства, и это грузин — вполне очевидно — не устроило…
Фото: Наталья Логинова/Коммерсантъ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГРУЗИИ УХОДИТ КОРНЯМИ В ХРИСТИАНСКУЮ КУЛЬТУРУ
Тысячи километров нужно пролететь от американского штата Джорджия, чтобы добраться до крошечной страны, которую также называют «Джорджия». Речь идёт о древней земле Грузии, где глубокие корни пустила культура, традиции народа и, что еще более важно, его вера в Иисуса Христа.
Прославленный романист Джон Стейнбек во время путешествия по Советскому Союзу в 1947 году назвал эту землю «вторым раем». И легко понять почему. В прошлом часть коммунистической империи, которую нередко называли «Советской Ривьерой», а ныне «Республика Грузия», приютилась между Кавказскими горами и Черным морем. Турция и Армения лежат за её южными границами. Азербайджан — на востоке. Россия — на севере.
Жители этой древней земли говорят на языке, которому более двух тысяч лет. Этнограф Луарсаб Тогонидзе утверждает, что на долю его страны также выпало немало потрясений: «Грузинам многое пришлось пережить. Географическое положение нашей страны привлекало многочисленных захватчиков и оккупантов».
История здесь измеряется не столетиями, а тысячелетиями. На протяжении веков страна была площадкой для многочисленных империй.
«Турки, персы, греки, византийцы, римляне, монголы, русские…» — перечисляет завоевателей своей страны грузинский бизнесмен Леван Васадзе.
В столице Тбилиси прекрасно сочетаются древность и современность, создавая красивый портрет богатой культурой и традициями Грузии.
Один из лучших способов насладиться видами и звуками Тбилиси — это подняться в гору на фуникулёре. Снимая эти виды Тбилиси и потрясающие загородные пейзажи, грузинский оператор Гиорги Шермазанашвили сказал: «Каждый раз, путешествуя по разным регионам моей страны, мне кажется, что я переношусь на тысячи лет назад». Грузины известны своим гостеприимством. Они считают, что все гости — дар Божий, и потому оказывают им большую честь. Их кухня — это что-то неземное. Например, это удивительное блюдо под названием хинкали, а также знаменитые хачапури.
В этом обществе высоко ценят дружбу, и семья имеет первостепенное значение. Но есть одно, чем многие грузины дорожат больше всего. Это их вера. По словам Левана Васадзе, христианство, как ничто другое, помогало хранить и защищать его страну: «Грузия смогла остаться сама собой именно потому, что в нашей стране считают своим долгом сохранение извечных особенностей нашего национального характера, которые, несомненно, уходят корнями в христианскую культуру», — утверждает он.
Грузия — одна из древнейших христианских стран мира. Её христианское наследие можно изучить здесь, в городке Мцхета, где примерно в 326 году одна женщина по имени Нина начала проповедовать Евангелие.
«На месте слияния двух главных рек Грузии произошло массовое крещение. Это место считается Вторым Иерусалимом. Для грузин оно святое», — говорит Луарсаб Тогонидзе.
Христианство быстро распространилось на остальные части страны и через десять лет стало государственной религией. Пять крестов, символизирующих влияние христианства, украшают грузинский национальный флаг. Начиная с четвертого века, церковь играет важную роль в этом обществе, и сегодня около 80% грузин причисляют себя к Православной Церкви.
«Грузинам всегда приходилось защищать свою веру, борясь до последней капли крови», — рассказывает митрополит Иоанн Гамрекели.
Он является видным лидером Грузинской православной церкви. По его словам, на протяжении веков многие христиане становились мучениками за отказ отречься от своей веры. В одном только 1226 году мусульманские захватчики обезглавили более ста тысяч грузинских христиан.
«Захватчиками предпринимались многочисленные попытки заставить нас отказаться от нашей веры, но мы никогда не поддавались», — продолжает Иоанн Гамрекели.
Елена Кавлелашвили — куратор Грузинского национального музея. Она имеет в своей коллекции бесценные рукописи, редкие Библии и другие исторические артефакты, свидетельствующие о христианском наследии Грузии.
«Сегодня роль христианства еще более возросла в связи с новыми вызовами», — рассказывает она.
Кавлелашвили считает, что сегодня ее страна стоит на перепутье. Многие из Центральной Азии, России, Европы и Ближнего Востока стремятся оказывать на Грузию культурное и религиозное влияние, и потому крошечное государство должно вновь отстаивать свое наследие.
«Надеюсь, пример Грузии с ее бескорыстной любовью и преданностью вере станет свидетельством для всего человечества, — говорит Елена Кавлелашвили. — Люди должны понять, что безверие губительно для народа. Благодаря христианству, мы выжили в прошлом и с ним мы выживем в будущем».
Всего 7 голосов
1
6