Мачу-Пикчу — Википедия
Террасы Мачу-ПикчуМа́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Piсchu, в переводе — «старая гора») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, в 6 километрах от посёлка Агуас-Кальентес, на вершине горного хребта на высоте 2400 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света.
Также Мачу-Пикчу часто называют «город в руинах» или «город среди облаков», также иногда называют «потерянным городом инков». Сходный с Мачу Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х годов.
Храм солнца в Мачу-ПикчуПостроенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечить своё имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложёны из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нём и вокруг него проживало до 1 200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах.
Более чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года, после того как лётчики увидели его с самолёта. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охраны и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Крестьяне рассказали ему, что жили там «свободными, без нежелательных визитёров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“ или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углём имена на гранитных стенах.
Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложёны, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки [источник не указан 2161 день]. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.
Полигональная кладка производит впечатление на специалистов своей точностью подгонки гранитных блоков.
В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.
Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Неизвестны ни время его постройки, ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.
Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил своё значение, и жители покинули его навсегда.
В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.
Сходство этой башни с закруглённой секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается[3], одновременно и небольшим укреплением, и святилищем. Башня была возведёна вокруг нетронутого куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков, но учёные считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалёку был обнаружен священный инкский крест — чакана.
Постройки в Мачу-Пикчу.После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведёт к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.
Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».
Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских (?) каменщиков: два громадных блока её фундамента с вырезанными 32 вершинами в трёх измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. В восточной части площади расположен «Храм трёх окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причём в нём должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведёт своё происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. Однако это предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу-Пикчу относится к позднему инкскому периоду.
От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы; там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».
Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.
Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся Империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяжённостью примерно в 40 000 км. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.
Инки не знали колёса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.
Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.
Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти.
Плато Мачу-Пикчу и серпантин к немуМачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей. По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Уайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Кальентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Кальентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.
В январе 2010 года из-за сильнейших дождей, размывших дороги, более 2000 местных жителей и более 2000 туристов не могли покинуть Агуас-Кальентес. Людей удалось вывезти с помощью вертолётов, а Мачу-Пикчу был временно закрыт до 1 апреля 2010 года.
Сохранилась первоначальная тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, поход по которой требует нескольких дней.
На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключён из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава»[4].
- Frost, Peter; Blanco, Daniel; Rodríguez, Abel; Walker, Barry. Machu Picchu Historical Sanctuary (неопр.). — Lima: Nueves Imágines, 1995.
- Kops, Deborah. [[1] в «Книгах Google» Machu Picchu] (неопр.). — Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-0-8225-7584-9.
- MacQuarrie, Kim. The Last Days of the Incas (неопр.). — New York: Simon & Schuster, 2007. — ISBN 978-0-7432-6049-7.
- Magli, Giulio. At the other end of the sun’s path: A new interpretation of Machu Picchu (англ.) // Nexus Network Journal – Architecture and Mathematics : journal. — 2009. — Vol. 12, no. 2010. — P. 321—341. — Bibcode: 2009arXiv0904.4882M. — arXiv:0904.4882.
- Reinhard, Johan. Machu Picchu: Exploring an Ancient Sacred Center (англ.). — Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology, UCLA, 2007. — ISBN 978-1-931745-44-4.
- Richardson, Don. Eternity in their Hearts (неопр.). — Ventura, CA: Regal Books, 1981. — С. 34—35. — ISBN 978-0-8307-0925-0.
- Weatherford, J. McIver (англ.)русск.. Indian givers: how the Indians of the Americas transformed the world (англ.). — New York: Fawcett Columbine, 1988. — ISBN 978-0-449-90496-1.
- Herzog, Werner; Cronin, Paul. [[2] в «Книгах Google» Herzog on Herzog] (неопр.). — MacMillan, 2002. — ISBN 978-0-571-20708-4.
Доинкские культуры | |
---|---|
Регионы | |
Города | |
Правители | |
Другие персоналии | |
Соперники, соседи, завоевания | |
Войско, оружие | |
Общество, семья, экономика | |
Мифология и религия | |
Язык, письменность | |
Символика | |
Науки, философия | |
Культура, искусства, литература | |
Разное (быт, личности, другое) | |
Древние города Перу — список самых старых городов
Перу — государство, расположенное на западном побережье Южной Америки. Это прекрасная горная страна, омываемая Тихим океаном. Перу открыли испанские конкистадоры в 16 веке. Она имеет очень древнюю историю. Считается, что первые люди жили здесь около 10-12 тысяч лет назад. В доколумбовые времена на территории Перу находилось государство инков (примерно с 12 века). Они занимались земледелием, ткачеством, обработкой металлов. С тех пор сохранилось множество памятников архитектуры: крепостей, дворцов, храмов. Одной из всемирно известных достопримечательностей Перу является Мачу-Пикчу — древний город инков. Власть этого племени продолжалась до 1524 года, когда их начали завоевывать испанцы. Завоеватели основывали новые поселения, возводили собственные постройки: дома, церкви, крепости. Наряду с остатками цивилизации инков, в Перу имеется много сооружений колониального периода. Те и другие представляют огромную историческую и культурную ценность.
Старинные города Перу
- Куско
- Лима
- Пуно
- Трухильо
- Арекипа
Лима — туристическая Мекка
Лима — столица Перу и крупнейший ее город с населением более 11 000 000 человек. Он просто изобилует интереснейшими достопримечательностями. До испанского завоевания здесь жили племена ичма, находившиеся в составе Империи инков. Поселение под названием «город королей» основал конкистадор Франсиско Писарро. Оно стало центром испанских колоний Южной Америки, а с начала 19 века — столицей республики Перу. Культурным наследием Лимы являются археологические свидетельства цивилизации инков, хранящиеся в музеях. На территории окрестностей города имеются исторические комплексы, сохранившиеся с древних времен, пирамиды, храмы, крепости. Наиболее известным памятником старины является археологическая зона Уака Пукльяна. На территории комплекса располагаются галереи, дворики, остатки гробниц. Большую его часть занимает ступенчатая пирамида, стены которой подсвечиваются ночью. Археологами были найдены мумии, каменные орудия, керамика, украшения, предметы интерьера инков. Их можно посмотреть в стоящем рядом музее. Тут же находится тематический ресторан с видом на пирамиду.
Большой интерес представляет Пачакамак — руины древнего города недалеко от Лимы. Он был религиозным центром, посвященным богу Пача Камаку. В Пачакамаке находятся: пирамида, кладбище, дополнительные храмовые помещения. Главной частью его является Храм Солнца, возведенный индейцами вручную из необожженного кирпича. Здесь совершались ритуальные жертвоприношения. Также туристам стоит посмотреть на Уака Уальямарка — необычную пирамиду усеченной формы. Предположительно она применялась для совершения культовых обрядов. Внутри обнаружили гробницы с предметами быта, инструментами. Вблизи постройки находится музей с артефактами. Другими интересными местами Лимы являются:
- Музей Ларко. Здесь собраны экспонаты индейских культур: маски, украшения, оружие, текстиль, керамика.
- Музей золота.
- Исторический комплекс Эль-Параисо.
- Колониальный кафедральный собор.
- Парк фонтанов.
Куско — центр древней цивилизации
Куско находится на юго-востоке Перу, посреди перуанских Анд. Это очень популярное туристическое направление. Много лет он был столицей Империи инков. Индейские племена жили там более 3 000 лет назад. Название города переводится с кечуа (язык инков) как «центр Земли». На этом месте находилось Королевство Куско, ставшее империей при правителе Пачакути (15 век). Он построил дворцы, крепости, отреставрировал Храм Солнца. Позднее конкистадоры значительно изменили архитектурный облик Куско, построив свои здания на месте инкских. Таким образом, архитектура современного города представляет собой смешение нескольких культур с использованием андских и испанских элементов.
Крепость СаксайуаманНа территории археологического парка Саксайуаман находятся руины старого города с одноименным названием, святилище Кенко, храм воды Тамбомачай. По одной версии, крепость Саксайуаман была фортификационным сооружением. По другой, она являлась частью древнего города, внутри которого находились дома, площади, религиозные сооружения. Стены крепости составлены из огромных каменных блоков неправильной формы, уложенных в сплошной ряд. Ежегодно на этом месте проходит фестиваль Солнца. Тамбомачай — строение, выложенное валунами на склоне холма. Считается древним культовым сооружением, возведенным для купания или поклонения духам воды. Имеет акведуки, каналы, из которых льются водные струи. Кенко представляет собой храмовый комплекс, расположенный на холме Сокоро на высоте 3,5 км. Это ритуальный центр эпохи инков. Он имеет подземные лабиринты, каналы змеевидной формы, вырубленные в скале. По версии историков, сооружение имело религиозное значение.
Удивительным местом является Пикильякта. Это руины старинного города доинкской культуры, расположенные на скалистых холмах. Постройка носит террасообразный характер. Здесь можно различить остатки домов с окнами, четко разделяемые прямыми улицами. Видны следы каналов, мостиков. Загадочной достопримечательностью ученые считают Морай. Это место находится на высоте 3 500 метров над уровнем моря. Оно имеет вид концентрических террас, сужающихся к центру. На территории каждого круга сохраняется свой микроклимат. Распространенная версия гласит, что здесь была лаборатория для выращивания сельскохозяйственных культур. В самом Куско стоит посетить:
- музей инков;
- храм Кориканча;
- музей коки;
- планетарий;
- музей шоколада.
Арекипа — шедевры испанской архитектуры
Арекипа — 2-ой крупнейший город Перу, хранящий наследие колониальной культуры. Это 3-й по популярности населенный пункт, посещаемый туристами. Здесь преобладает испанская и андалузская архитектура. Арекипу называют белым городом, так как большинство зданий построено из белого вулканического камня. Популярными местами являются: исторический район Янауара, Площадь оружия, монастырь Санта-Каталина. Недалеко от Площади оружия расположен музей андских сокровищ, хранящий экспонаты инкских и доинкских времен. Тут находятся текстильные, деревянные изделия, статуэтки, оружие. Образцом колониальной архитектуры считается кафедральный собор — главный храм города. Это великолепное белое сооружение с высокими башнями и рядами колонн. Внутри оно имеет роскошный интерьер со сводчатыми потолками и скульптурами.
Стоит отметить монастырь Санта-Каталина. Это грандиозная постройка, представляющая собой исторический комплекс, внутри которого находятся улицы, здания, площади, фонтаны. Дата возведения — середина 16 века. Это был престижный религиозный центр, где жили и обучались монахини. Комплекс имеет свою систему водоснабжения, бани, бассейны. Внутри создан музей с коллекцией картин, предметов интерьера, украшений. Дворики монастыря украшены цветами, декоративными растениями. На рынках Арекипы можно купить сувениры ручной работы, различные вещи, изготовленные местными мастерами. Здесь превосходный ассортимент шерстяных изделий из ламы и альпаки.
Мачу-Пикчу, Перу — подробно с красивыми фото и видео
Видео: Мачу-Пикчу
История
Некоторые археологи полагают, что Мачу-Пикчу был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года.
Мачу-Пикчу — самый известный и самый загадочный памятник культуры инков в миреВид на город Мачу-Пикчу в 1912 году. На фото оригинальной руины перед началом работ по реконструкции
Орды испанских конкистадоров добрались до нагорий Перу, с легкостью сломив попытки сопротивления коренных племен. Однако Манко Капак II (1516-1544), также известный как Манко Инка Юпанки, честолюбивый индейский вождь, не смирился с ролью придворного на службе у испанской короны. Он собрал отряд из преданных ему воинов и поднял вооруженный мятеж против испанских оккупантов. Однако силы были слишком неравны, и после нескольких лет кровопролитных боев Манко Капак II с остатками своей армии был вынужден скрыться в неприступных высокогорьях Анд.
Инки идут к Мачу-Пикчу (Рисунок)Высоко в горах они пытались найти место, где можно было бы заложить новый город инков, пока не наткнулись на плато между двумя горными вершинами: «Молодой вершиной» (Уайна-Пикчу) и «Старой вершиной» (Мачу-Пикчу) — высоко над дикими джунглями долины Урубамба. Манко Капак II назвал свой новый город в заоблачном поднебесье Вилка-бамба, и здесь подвластная ему империя инков просуществовала еще 30 лет, а местонахождение города Мачу-Пикау было забыто. Когда Хайрем Бингхем снова открыл Мачу-Пикчу в 1911 г., он объявил, что обнаружил Вилкабамбу. Результаты последних археологических раскопок ставят под сомнение его выводы, однако древнее поселение, идентифицированное как возможный Вилкабамба, было найдено в 100 км к западу от этого места.
Полное забвение Мачу-Пикчу также покрыто завесой тайны. Судя по всему, инки оставили его раз и навсегда в 1532 г., когда город захватили испанские конкистадоры. Джунгли быстро покрыли собой обезлюдевшие руины. Прошло почти 400 лет, прежде чем его снова открыли.
Панорама Мачу-ПикчуАрхитектура
Местные ламыМачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков».
Кто бы ни построил город Мачу-Пикчу, он позаботился изначально спланировать его до самых мелких деталей. С одной стороны стоят дворцы знати и храмы. Дома жрецов, ученых и деятелей искусства окружают главную городскую площадь. Крестьянам отводился дальний склон горы, где они обитали по соседству со стойлами для животных и амбарами. Все строения в городе возведены из дикого камня, добытого здесь же, в горной каменоломне. До сих пор ни один каменщик в мире не смог превзойти в искусстве мастеров инков, умудрявшихся с удивительной точностью подогнать каждый камень.
Ламы Мачу-Пикчу очень любят фотографироваться!Инки спланировали Мачу-Пикчу так, что город мог существовать независимо от остального мира; человек мог провести здесь всю свою жизнь, не покидая родного города. Южный склон был отведен под сельскохозяйственные утодья. Здесь были вырублены террасы, которые засыпали плодородной почвой, доставлявшейся из долины Урубамба. Эти террасы (или по-индейски «андены», что и дало название самим горам — «Анды») были укреплены низкими каменными оградами. Таким образом, крестьяне могли построить ирригационную систему, не опасаясь, что вода вымоет плодородный слой.
Орошение полей осуществлялось через искусную систему каналов, подводивших воду из источников высоко в горах. Прошло уже 500 лет, а вода все еще исправно поступает на поля через эту систему.
Храм солнца в Мачу-ПикчуПод Храмом Солнца
Грандиозный Храм солнца в Мачу-Пикчу являет собой выдающийся пример архитектуры древних инков с необыкновенной каменной кладкой и круглыми башнями с окнами, идеально расположенными для того, чтобы солнце проникло в центральный храм в день июньского зимнего солнцестояния.
Храм Трех ОконПод храмом располагается Королевская гробница, вытесанная в скалах, а также Королевский квартал с жилищами, сгруппированными вокруг до сих пор функционирующего канала с водой и соединенными между собой фонтанами.
Неподалеку находится храм Трех Окон со Священной площадью, Основной храм, Сакристия и Дом жреца.
На верху лестницы можно увидеть знаменитый древний календарь «Интихуатана», что на языке инков значит «место, к которому привязывается солнце», по нему рассчитывали астрономические явления и проведение сельскохозяйственных работ. На вершине горы лежит священный камень, напоминающий солнечные часы. Считается, что солнечные часы использовались для определения года, месяца, дня и часа.
Основной храм Мачу-ПикчуДом жрецаДревний календарь «Интихуатана»Храм Луны – еще одно святилище, посещаемое не столь часто, здесь немало мистических углублений, ниш и порталов, есть также резные троны и алтарь – цель его еще не до конца ясна. Храм Кондора в стороне от центральной площади примечателен темной скалой, символизирующей крылья огромной птицы, и скалой бледного цвета внизу, изображающей его голову.
Храм луны в Мачу-ПикчуМастерство древних зодчих, сумевших создать оригинальные трапециевидные дверные и оконные проемы, характерные для древних строений инков, прославляет солнце, их главнейшее божество, основа всей системы религиозных взглядов. Само слово «инка» — значит «единый» и «сын солнца».
Современное состояние
Тропа к храму ЛуныМачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей, По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Вайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Калиентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Калиентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.
Вид на Мачу-ПикчуВ январе 2010 года из-за сильнейших дождей, размывших дороги, более 2000 местных жителей и более 2000 туристов не могли покинуть Агуас-Калиентес. Людей удалось вывезти с помощью вертолетов, а Мачу-Пикчу был временно закрыт до 1 апреля 2010 года.
На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава».
Вид на долину УрубамбаХронология
Спотыкаться не рекомендуется- XV в.: Согласно археологическим данным, тогда был основан Мачу-Пикчу.
- 1776 и 1782: Указы, связанные с приобретением сельскохозяйственных террас вокруг Мачу-Пикчу.
- 1895: Проложена дорога в Куско, «Священную долину инков», оживившая этот район в целом.
- 1911: Экспедиция Йельского университета под руководством Хайрема Бингхема снова открывает древний город. Бингхем побывал в Мачу-Пикчу еще в 1912 и 1 91 5 гг.
- 1934: Начаты археологические исследования под руководством перуанского ученого Луиса Э. Валькарселя. В 1940-1941 гг. раскопками занимается Пол Фехос. Работы возобновились в 1960 г.
- 1983 г.: Мачу-Пикчу включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Туры к Мачу-Пикчу
Довольные туристы, прошедшие по Тропе инковТурагентства и гиды Куско предлагают огромный выбор маршрутов на Мачу-Пикчу, но в основном они делятся на:
- однодневные экскурсии, пользующиеся наибольшим спросом;
- двухдневные туры с ночёвкой в посёлке Агуас-Кальентес;
- четырёхдневный поход к Мачу-Пикчу по Тропе Инков.
При самом распространённом однодневном туре его структура выглядит следующим образом: в 6 часов утра туристов забирают из отелей и отвозят на автобусную станцию. Очень важно при поездке на Мачу-Пикчу не забыть взять с собой паспорт – его проверяют в обязательном порядке. Два часа на автобусе до станции Ольянтайтамбо, в 78 км от Куско, пересадка на поезд, и еще полтора часа до Агуас Кальентес. Оттуда еще полчаса на автобусе. Итого, пять с половиной часов от двери отеля до входа на Мачу-Пикчу.
Сторожевой домикТуристический поезд Экспидишн Бэкпэкер представляет собой вполне комфортное средство передвижения с удобными мягкими креслами, обзорными окнами на крыше, туалетом и легким снэком, который предлагают пассажиром. Организация предельно чёткая и слаженная, это топовое направление отлажено у перуанцев уже давно и работает как конвейер.
Тропа инковОриентировочная стоимость однодневного тура к Мачу-Пикчу из Куско — 250 USD на человека. Сюда входят стоимость билетоы на автобусы и поезд, вход в крепость, услуги гида, обед, трансфер до отеля. Если Вы ограничены во времени, то это может стать для Вас наиболее подходящим вариантом. Минус однодневной поездки только в том, что большая часть времени уходит на дорогу, которая к тому же еще и сильно утомляет, а не на осмотр Мачу-Пикчу. Разница в стоимости однодневного и двухдневного тура — незначительная.
Агуас-Кальентес — ближайший населенный пункт к Мачу-ПикчуПреимущества двухдневного тура: при ночёвке в посёлке Агуас Кальентес туристы имеют возможность посетить Мачу-Пикчу в ранние часы до наплыва основной туристической массы, а также совершить восхождение на самую вершину горы Вайна-Пикчу. Следует иметь в виду, что на эту гору допускают ограниченное число туристов и только два раза в день — в 7 и 10 часов утра.
Наиболее экономичным вариантом может стать приобретение комбинированного трёхдневного тура Куско-Мачу-Пикчу, который включает в себя проживание в отелях, транспорт и экскурсионную программу. Стоимость такого тура составляет порядка 370 USD на человека при двухместном размещении.
Мачу-Пикчу в утренней дымкеКак добраться самостоятельно
Самый недорогой способ добраться до Мачу-Пикчу — на общественном транспорте из Куско. Автобус идет до Урубамбы, где надо пересесть на автобус до Ойянтайтамбо. Далее в 19:45 по местному времени отходит поезд до ближайшего к Мачу-Пикчу населенного пункта Агуас-Кальентес (Aguas Calientes). Вся дорога займет 5-7 часов.
Автобусы на маршруте Агуас-Кальентес — Мачу-Пикчу ходят каждые 15 минут, поездка занимает 10-20 минут.
Вариант подороже, но без пересадок: поезд Куско — Агуас-Кальентес. Билет стоит около 240 PEN (около 75 USD).
Самый интересный способ — дойти до Мачу-Пикчу пешком по Тропе Инков. Классический трекинг расчитан на 4 дня и среднюю физическую подготовку.
Писак — древний город в Перу
Древний город инков Писак в Священной долине Перу не так известен, как Мачу-Пикчу. Однако это замечательное место, которое не только красиво, но и богато историей и легендами.
Когда нам захотелось сбежать от толпы в Куско к чудесным руинам древних инков, мы выбрали однодневную поездку в Писак. Среди туристов, он известен своим огромным рынком, а также фантастическими руинами, примыкающими к городу.
Священная долина инковПричудливый маленький городок находится примерно в 30 километрах к северо-западу от Куско, столицы инков, на вершине холма у входа в долину. Вид фантастический, и, кажется, независимо от того, где вы стоите, можно полюбоваться замечательными сельскохозяйственными террасами, которые все еще используются сегодня.
Немного истории
Говорят, что в древние времена город охраняли ночью пумы.
Писак, вид сверхуПочему был построен Писак, не совсем понятно. По словам ученого Кима МакКуарри, девятый правитель Империи Инков Пачакутек построил ряд королевских поместий, чтобы увековечить победу над другими этническими группами. В эти королевские владения входит Писак (победа над Куйосами), а также Ольянтайтамбо (победа над Тамбосом) и Мачу-Пикчу (завоевание долины Вилькабамба).
Есть историки, которые предполагают, что Писак был создан для защиты Куско от возможных атак извне.
Невероятно огромные сельскохозяйственные террасы над городом ПисакРуины археологической деревни Писак разделены вдоль хребта на четыре группы. На языке народа кечуа «писак» означает «куропатка». Традиция инков предписывала строить города в форме птиц и животных, поэтому Писак имеет форму куропатки. Образ этой птицы инки связывали с духовностью и ценностями, которые должен развивать каждый человек.
Рынок древнего города
Каждое воскресенье весь старый город превращается в один большой рынок, где продаются все, от продуктов до сувениров. Ищете хорошее перуанское пончо или шерстяной трикотаж из альпака? Писак будет тем местом, где вы его найдете.
Если честно, в Писаке вы увидите те же самые сувениры, что и на огромном рынке прямо за железнодорожной станцией в Агуас Кальентес (через которую вы проходите по пути в Мачу-Пикчу). Это очень занимательно — гулять по бесконечным коридорам красочных прилавков.
Красочный рынок ПисакаЗдесь же вам встретятся киоски, продающие настоящую перуанскую уличную еду, а также маленькие бары и рестораны. Выбирайте то, что предпочитаете. Мы купили перуанский картофель и кукурузу, и не пожалели.
Если вы хотите отведать знаменитой куи (морской свинки), то найдете множество ресторанов по всему Писаку, где подают это блюдо. Но это на ваш вкус, мы не решились. Также есть отличные вегетарианские блюда.
Поездка в Писак может стать вашим единственным шансом почувствовать непринужденный образ жизни Анд в маленьком городке. Древний уголок сохранил часть своего старого очарования.
Прогулки по руинам Писака
Я рекомендую взять такси от старого города Писак до руин. Вам, конечно, придется заплатить около 10 $, но поход до вершины будет напряженным, учитывая, что руины находятся на высоте выше 3330 метров. При желании сэкономить, вы можете устроить пешую прогулку.
Главный археологический памятник в Писаке — крепость Калла КасаПоездка на вершину довольно увлекательна — вы будете проезжать удивительные пейзажи древних сельскохозяйственных террас, образующих широкие изгибы по суровому ландшафту.
Важно понимать, что Писак — это не одна руина, а сложный археологический памятник с различными интересными областями. Есть много туристов, которые только совершают экскурсию по секции прямо за входом и верят, что на этом все заканчивается.
Гробницы на холмах позади ПисакаЧитайте также: Кесвачака — 500-летний подвесной мост инков
Великолепная главная крепость Писак (часто называемая Калла Каса) напомнила нам Мачу-Пикчу. Возможно, вы тоже найдете сходство.
Обязательно прогуляйтесь к холмам в далекое прошлое — древнее место захоронения инков. Если вы присмотритесь, то увидите тысячи пещер. Все это — разграбленные гробницы.
Руины храма Интиуатана, Писак
Первое место, которое нам встретилось после 15-минутного спуска — Инти Ватана. Это особый религиозный сектор с храмом Солнца. Мы сразу заметите отличную от предыдущих строений архитектуру. Руины, которые мы видели вначале, разделяли одни и те же грубые каменные стены, а этот участок мог похвастаться самой прекрасной каменной кладкой, созданной инками.
Присмотритесь к потрясающей кладкеПрактически бесшовные стены из гранита образуют ритуальный центр сбалансированных пропорций — все они укладываются в точную прямоугольную решетку. Нетрудно представить, как золото когда-то украшало эти невероятно совершенные здания.
Кинчиракай
Всего в нескольких минутах ходьбы от Инти Ватаны мы попали в мою любимую часть путешествия — Кинчиракай, или зернохранилища. Когда перед нами открылись цепляющиеся за холм красные сооружения, их вид поразил меня. Это особенное место. Очень немногие туристы забираются так далеко, и велики шансы, что здесь будете только вы, саманные древние стены, потрепанные соломенные крыши и «голос» древности.
Вид на КинчиракайНа протяжении нашего путешествия мы пересекали мосты, туннели, акведуки и сооружения, которые как будто сами были частью гор.
Точно неизвестно, когда был построен город Писак. Нет никаких следов, свидетельствующих о том, что он был населен какой-либо цивилизацией до инков, и, скорее всего, появился он не ранее 1440 года. Испанский конкистадор Франциско Писарро и завоеватели уничтожили Писак инков в начале 1530-х годов. Современный город был построен в долине наместником Толедо в 1570-х годах.
Мачу Пикчу в Перу — древний город Инков (фото, где находится)
Необязательно интересоваться историей цивилизации инков, чтобы знать о Мачу-Пикчу. Таинственный святой горный город просуществовал недолго: чуть больше столетия на рубеже 15-16 веков. Machu Pikchu в дословном переводе с кечуанских языков означает «старая гора». Рядом находится вершина Уайна-Пикчу – «молодая». Два пика горы Мачу-Пикчу расположены на высоте 2,5 км над уровнем моря. Средневековые инки ценили такое расположение благодаря удобству: отсюда открывался контроль над долиной реки Урубамбы, плодородными полями, джунглями.
История Мачу-Пикчу непродолжительна, но окутана тайнами, мистериями, таит множество загадок. Четыре столетия город скрывался за облаками от нежелательного внимания. Сегодня «старая вершина» доступна для посещения.
История города среди облаков
По историческим меркам, Мачу-Пикчу относительно молод. Его возведение связывают с эпохой правления императора Пачакути Юпанки. Недаром императора-полководца называют «изменившим мир»: Пачакутек вывел Империю Инков на новый уровень.
15 век. Приблизительно 1440. До испанского завоевания Перу остается столетие. Точных сведений, кто именно построил Мачу-Пикчу, не осталось. Наиболее вероятно, что город стал резиденцией Пачакутека. Продовольствие поставляли из Куско, столицы Империи. Сам город небольшой: две сотни строений (преимущественно общественного назначения). Несколько храмов, склады для продовольствия, общественные пространства. Помимо резиденции Пачакути, тут также были резиденции других аристократов-инков того периода.
Вокруг поселения раскинуты деревушки. Общая вместимость города «с пригородами» – не больше полутора тысяч человек. Существует мнение, что место выбрано неслучайно, поэтому Мачу-Пикчу называли точкой энергетической связи с божеством солнца Инти (которому активно поклонялись в местных храмах). Крестьяне возводили на склонах горы новые поселения, разбивали земледельческие уделы на каменистых террасах.
Юго-восточная часть города отведена под дворцовый комплекс. Неподалеку угадывается силуэт Уайна-Пикчу. Там было расположено аналогичное сооружение, а также жили люди. Западная сторона города – храмовый центр. Здесь расположен алтарь, где приносили жертвы (часто человеческие) богам инков. Дома в городе – преимущественно двухэтажные строения. Структура поселения удивительно четкая: на улицах легко ориентироваться, хотя некоторые проулки оканчиваются тупиками.
Исследователей восхищало другое: знаменитая полигональная кладка Мачу-Пикчу. Удивительно, как инки, не использующие техник колеса, не славящиеся техническим прогрессом, сумели сделать четкую, геометрически выверенную кладку. Каждый камень обработан особым образом, идеально подогнан под остальные. Поверхность отшлифована до стопроцентной гладкости, которая не уменьшилась с течением лет. Считается, что между камнями кладки невозможно просунуть тончайшее лезвие (настолько они плотно прилегают друг к другу). Никаких скрепляющих смесей инки не использовали. Полигональная кладка – один из секретов мастерства инков, погибших вместе с ними.
Интересный факт!
Достопримечательность Мачу-Пикчу име
Мачу-Пикчу — правда и вымысел о древнем городе инков |
Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.
Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем находится легендарный Мачу-Пикчу — затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско, которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного — камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли, — так что Перу — это страна, в которую можно приезжать снова и снова.
Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу — довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот здесь.
Мачу-Пикчу — одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).
Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.
«Открытие» Мачу-Пикчу
«Официальной» датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.
Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.
Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.
«Первооткрыватель» Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата «открытия» — миф (или условность — называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании «поднебесного» города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.
Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту «открытия» Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.
Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит — ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.
Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова «Мачу-Пикчу» (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно «Старая гора» — в противовес «Уайна-Пикчу — «Молодая гора») для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.
Дата основания Мачу-Пикчу и возраст древнего города
Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.
Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.
Важно: все было совсем не так. Подробно об аргументах против официальной историографии в Перу можно почитать в моей публикации «Боги, создавшие древние цивилизации?».
Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.
В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:
«Главное — восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы» (Х. Бингхэм)
Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.
На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:
- те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя — построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),
- и те, которые были построены непосредственно инками.
Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо раствора, попадают в разряд «храмов» или «дворцов», а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе — в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.
На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу — центр города занимают как раз «дома для знати» и «храмы» с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) — см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):
Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена «профанная» зона, красным — «сакральная» зона. Слева на карте — террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется «мастерскими». Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте — граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых «храмов»:
Два уровня технологий в «мастерских» (из книги А. Склярова «Священная долина инков»)Самый нижний ярус комплекса «мастерских» представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки «получили в наследство» Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.
Причем, разумеется, это происходило не только «по вертикали» — как в случае с мастерскими, но чаще всего — по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.
Население и предназначение Мачу-Пикчу
В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему — так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.
В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это — заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.
Против версии о «гаремной столице» империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы — Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).
Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода «Ватикана», существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места — оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.
Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией. В уже упоминавшейся мной книге «Священная долина инков» Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха «богов», вдали от «человекообезьянок», сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.
Важные советы по посещению Мачу-Пикчу
- с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях — все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.
- Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше — заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации «Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума»..
- Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади :).
- К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу — геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).
- Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема — лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).
Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!
В завершение этой длинной публикации — несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.
Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.
На заднем плане — гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:
Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-ПикчуСкажу банальность, но — фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую «первооткрывателя» Мачу-Пикчу Бингхэма:
«По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты». (Хирам Бингхэм)
Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками — так оно и есть!
Дополнительные материалы про Мачу-Пикчу
Для заинтересовавшихся этой темой — несколько ссылок на наиболее интересные материалы про этот удивительный город, бесспорно, являющийся одним из самых удивительных рукотворных мест на нашей планете:
- Фильм National Geographic о Мачу-Пикчу: «Разгадка тайн Мачу-Пикчу» — красиво, профессионально, однако авторы придерживаются официальной версии и убеждают зрителя в том, что город был построен в середине пятнадцатого века, в нем жили наложницы для Верховного инки, а затем он внезапно опустел. Тем не менее, посмотреть стоит, чтобы ощутить атмосферу и красоту места.
- Фильм «Взрывая историю: тайны Мачу-Пикчу» — тоже красивая съемка за авторством телеканала Discovery, заслуживает внимания и времени. В YouTube найти не удалось, нужно скачивать на торрентах.
- Восхитительная 360-градусная панорама Мачу-Пикчу на сайте, специализирующемся на аэрофотосъемке.
- Книга Андрея Склярова «Священная долина инков», подробно рассказывающая о том, почему официальная версия истории не выдерживает никакой критики. Советую купить ее бумажную версию, однако при желании ее без проблем можно бесплатно скачать на торрентах.
- Подробнейшая история и описание Мачу-Пикчу на сайте «Путеводитель Ермак Трэвел», с указанием зданий, рассказом про каждое из них, множеством деталей про разные нюансы.
Читайте другие мои публикации об удивительном Перу:
Куско — древняя столица инков — рассказ о центральном городе Священной долины инков, древней столицы этого народа. Одно из самых замечательных мест в Перу.
Священная долина инков — подробный рассказ обо всех удивительных достопримечательностях места в долине реки Урубамба, где располагалась столица древней империи инков.
Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума — название говорит само за себя :). В публикации подробно расписана логистика до Мачу-Пикчу по состоянию на май 2018 года.
Боги, создавшие древние цивилизации — подробный материал о том, что вся версия человеческой истории, которую нам рассказывают в школах, не имеет ничего общего с тем, что происходило на самом деле. Удивительные факты и доказательства, которые мне лично удалось посмотреть и потрогать.
Лима — город контрастов — рассказ об одном дне, проведенном в столице Перу городе Лима.
Три самых ярких национальных блюда Перу — готов поспорить, что одно из них вам хорошо знакомо и вы все его пробовали, второе вы ассоциировали совсем с другой страной, про третье — даже не подозревали, что это можно употреблять в пищу.
P.S. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить новые записи:
Древний город Мачу-Пикчу в Перу – точка гибели великой цивилизации
В 1911 в течение нескольких дней через дебри джунглей к подножию горы Мачу-Пикчу в Перу пробиралась экспедиция Хайрема Бингема в сопровождении индейцев. Перед исследователями в полной сохранности предстал древний затерянный город Мачу-Пикчу с его неразрушенными обсерваториями, храмами и домами. В эти места давно не ступала нога человека.
Мачу-Пикчу действительно является важным архитектурным памятником Южной Америки, а в 2007 году он получил статус нового чуда света. Город со времен сыновей Солнца инков дошел до нас в целости и сохранности, а его красота несравнима со многими другими городами во всем мире.
История возведения города Мачу-Пикчу
Название Мачу-Пикчу городу дал его первооткрыватель, настоящее же навсегда скрылось в памяти веков. Город расположен в 120 километрах от знаменитого Куско около реки Урубамбы. Считается, что Мачу-Пикчу построил Пачакути, правящий в 1438-1471 годах. В первое время Мачу-Пикчу занимал второстепенную роль, но после захвата испанцами Куско стал основным и последним городом инков, где их цивилизация и сошла на нет.
Испанцы так и не побывали здесь, но все же цивилизация стала угасать. Консервация от других населенных пунктов, постепенное зарастание города сокращали его население. И так продолжалось до тех пор, пока не скончалась последняя его жительница. Бингем нашел здесь несколько десятков скелетов, большинство из которых были женские.
Стоит только удивляться мастерству древних строителей. Постройке, расположенные в труднодоступном месте, находятся на разных высотах, а для их соединения пришлось изготовить более сотни лестниц из камня. Все сооружения города выполнены в циклопической кладке — камни держатся только за счет собственного веса. Из-за неровности местности и наличия порой сильных уклонов камни имеют специальные выпуклости для большей устойчивости. Также стоит отметить, что все эти каменные махины по уровню развития инков возводились исключительно силами человека без использования специальных приспособлений.
Описание районов древнего города
Центральный район города — Акрополь. Здесь находится храм Солнца Итиутана, единственный дошедший до нас храм, посвященный верховному божеству инков. Тут же находятся храм верховного жреца и храм Трех Окон, получивший название из-за трех больших окон в каменной кладке.
Храм Трех Окон
Следующий квартал — Королевский. Его постройку относят к XV-XVI веку. Здесь находится храм-крепость Торреон, башня полукруглой формы с множеством небольших жертвенников. Недалеко от него находится Дворец принцессы, где жила королева инков койя или дочь верховного инки. Считают, что сам инка жил здесь же во дворце, состоящем из двух зданий. Но это является только догадкой, и обязательная резиденция инки в Мачу-Пикчу не подтверждена.
Торреон
Следующий квартал выделен под обычные дома. За грядой каменных валов находится квартал ремесленников. Еще дальше находится здание, где предположительно находились судьи и палачи. Недалеко отсюда подобие городской тюрьмы с крюками для приковывания заключенных.
Тюрьма
За тюрьмой начинаются пещеры с захоронениями. Изысканная отделка пещерных комнат подсказывает, что здесь хоронились знатные люди города, а может и всей империи инков, мумии которых могли быть перенесены из разграбленного Куско.
К слову, исследования этого древнего города инков продолжаются, и кто знает, какие открытия скрывают руины великолепного памятника культуры Мачу-Пикчу.
Видео про Мачу-Пикчу
Где находится Мачу-Пикчу на карте?
Подпишитесь на наc ВКонтакте
Поделитесь интересным материалом с друзьями
Читайте похожие статьи