что надо знать о творчестве художника – The City, 28.01.2020
С 28 января в московском «Манеже» работает выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Экспозиция обещает стать самой масштабной ретроспективой Дали в России – в Москву прибыли 180 работ из Национального музея «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде, фонда «Гала – Сальвадор Дали» в родном для художника Фигерасе и частных собраний. Выбранный кураторами пласт произведений охватывает весь период творчества мастера и предоставляет возможность увидеть его наиболее полно – от ранних импрессионистических опытов 1910-х до зрелых работ 1970-х и 1980-х годов.
Дали начал рисовать, когда ему было три года, и не переставал работать вплоть до смерти его музы и супруги Елены Дьяконовой, более известной как Гала. За этот период художник успел попробовать немало сюжетов и техник – от традиционной живописи и скульптуры до авторского кино. В нашей статье мы разберем несколько работ с выставки Дали с точки зрения изменений не только стиля, но и возраста, проследим, как с годами и десятилетиями менялись картины неутомимого сюрреалиста.
«Портрет моей сестры» (1925) – 21 год
Холст, масло. 92 х 65 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
С самой юности Сальвадор Дали отличался эпатажным поведением: в школу он приходил с густо напудренным лицом и подведенными глазами, на переменах любил драматично броситься с лестницы, чтобы привлечь внимание одноклассников и учителей, а на уроках делал вид, что разучился писать. В 1921 году Дали переехал из Фигераса в Мадрид – поступать в Школу изящных искусств. Там он продолжил удивлять: например, заключил пари о том, что напишет картину для конкурса на высшую художественную премию, ни разу не коснувшись кистью поверхности холста. И действительно написал. Конкурсный сюжет был «набрызган» им на холст с расстояния в метр – работа в духе пуантилизма, написанная точками, в итоге действительно стала лучшей.
Пуантилисты недолго занимали сознание Дали. Вскоре художник увлекся метафизической живописью, таинственной и мистической. Она и вдохновила Сальвадора на этот портрет младшей сестры, Анны Марии Дали. Пустынный пейзаж в «Портрете моей сестры» отсылает к принципам живописи метафизической школы, предвосхитившей появление сюрреализма. Художники-метафизики стремились воспроизвести в картине ощущение сна – отсюда искажения перспективы и странные ситуации. Присмотритесь к кораблику за спиной Анны Марии: пришвартованный на суше, он и есть то самое абсурдное, случайное сновидение.
В 1926 году Дали исключили из Школы изящных искусств за плохое поведение. Художник уезжает в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и Андре Бретоном, лидером парижских сюрреалистов. Вскоре Дали c однокурсником по Мадридской школе Луисом Бунюэлем снимет фильм «Андалузский пес» (1929), основанный на их сновидениях. Абсурдный и бессюжетный, он в итоге станет важным произведением не только сюрреализма, но и всей эпохи, прошедший под знаком учения психиатра Зигмунда Фрейда, так любимого Дали.
«Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – 30 лет
Дерево, масло. 72,8 х 59,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Встретив Галу в 1929 году, Дали потерял голову. На тот момент она была замужем за другом Дали, поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром. К слову, именно он придумал уроженке Казани Елене Дьяконовой звучный псевдоним Гала. В 1934 году Сальвадор Дали и Гала женятся. Так начинается не только супружеский, но и творческий союз: Гала выступает менеджером художника, строго контролируя его финансы и монетизируя его эпатажные выходки. Тогда же сюрреалист Андре Бретон придумывает для Дали анаграмму – буквы его имени и фамилии легко складываются в Avida Dollars, или «Хочу доллары». Дали ее не опровергает – в том же 1934 году они с Галой впервые едут в Америку и делают анаграмму Бретона реальной.
К этому времени живопись Дали находится в переходном состоянии между метафизикой и сюрреализмом. Так «Пейзаж с загадочными элементами» объединяет в себе обе системы: это все тот же пустынный ландшафт, но он уже не так холоден, как в «Портрете моей сестры». В центре полотна изображен художник за мольбертом – это голландец Ян Вермеер, а точнее его образ из знаменитой картины «Аллегория живописи» (1666-1668). В иерархии любимых художников Дали выше Вермеера был разве что только Диего Веласкез – именно в его честь Дали отрастил свои знаменитые усы. Вермеер же появляется у него как аллегория абсолютного мастерства живописи и антитеза абстракции в искусстве.
Еще один важный персонаж — мальчик в матроске с обручем в руках. Этот образ явно вышел из работ метафизика Джорджио де Кирико: например, в его картине «Меланхолия и тайна улицы» (1914) обруч катает по улице маленькая девочка. У Дали же ребенок с обручем – это всегда автопортрет. Мальчик появляется и на картине «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» (1933). Он – символ наивности и инфантильности художника, особенно в противопоставлении с мудрой Галой. В руке ребенок держит кость: как и часто встречающийся в работах художника костыль, она является символом неразрывной связи с реальностью.
«Безумный Тристан» (1944) – 40 лет
Холст, масло. 26,5 x 48,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Во время Второй мировой войны Дали и Гала переезжают в Америку. Дали встречают персональной выставкой в Нью-Йоркском музее современного искусства с посвященной ему книгой, художник выпускает автобиографию, работает с Уолтом Диснеем над мультфильмом Destino. Несмотря на бурную деятельность, в газетах фотографии Дали подписывают словом «шоумен». «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года поддерживает этот эпатажный образ. Ломтик бекона как раз и указывает на любовь художника к публичности – Дали завтракал в лобби Нью-Йоркского отеля Saint Regis. Висящая на костылях кожа – отсылка к автопортрету Микеланджело в Сикстинской капелле: великий мастер Возрождения запечатлел себя как одного из грешников со снятой кожей. Такая отсылка неслучайна – именно в это время Дали возвращается к вере, что он транслирует и через свои картины.
В 1944 году художник начинает еще один проект – сочинение либретто и оформление балета «Безумный Тристан» с хореографией Леонида Мясина, основанного на известной легенде о Тристане и Изольде. По задумке Дали, Тристан, сведенный с ума любовным зельем, представляет, как Изольда съедает его. Вспомните ребрышки на плече у Галы – та же самая связка еды и любви вновь артикулирована в этой работе художника. Мучающиеся от неразрешимого чувства, герои картины кажутся вывернутыми наизнанку и буквально изъеденными страданиями.
«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) – 50 лет
Холст, масло. 81 x 66 см. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Пятидесятые годы отмечают начало периода так называемого ядерного мистицизма: Дали отрекается от своего «отца» Зигмунда Фрейда и объявляет себя последователем Вернера Гейзенберга и его принципа неопределенности на страницах пространного манифеста. Отречению от Фрейда и присяге Гейзенбергу предшествует серия работ, в число которых входит и «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля». Это серьезная перемена в выбранном Дали курсе: теперь он познает не только свои сновидения, но и пытается осмыслить мир вокруг себя, раскладывая его на мельчайшие частицы.
В 1950-е Дали много работает над книжными иллюстрациями – в 1954 году он показывает свои листы для «Божественной комедии» Данте в Риме. Дали снова живет в Испании вместе с Галой – центром вселенной ядерного мистицизма.
«Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры». Стереоскопическое произведение (1978) – 74 года
Холст, масло. 100,5 х 100,5 см (каждая). Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Несмотря на преклонный возраст, Дали продолжает работать: неутомимый выдумщик добавил к своему портфолио логотип карамели «Чупа-Чупс», украшения и новые книги. В 1974 году он пишет пролог и иллюстрирует работу Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Также в этом году происходит торжественное открытие Театра-музея Дали, который и сегодня можно посетить в родном для художника Фигерасе.
Тем не менее работа «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря» была впервые показана на выставке в музее Гугенхайма в Америке. Это первое полотно художника в серии стереоскопических картин. После ядерного мистицизма художник серьезно изучает оптику и буквально возвращается к истокам, а именно к сюрреалистичным обманкам, характерным для искусства его юности.
Фото обложки: Michael Ochs Archives/Getty Images
Алена Коваленко
Город Фигерас живет под знаком Сальвадора Дали: malamant — LiveJournal
ТЕАТР-МУЗЕЙ ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ — ВСЕЛЕННАЯ АБСУРДА
Театр-Музей Дали в Фигерасе — это вселенная абсурда, где исчезают известные пространственные ориентиры. Привычные на первый взгляд вещи приобрели здесь иной смысл, став героями художественных сценариев, автором и постановщиком которых стал Дали.
Полный вариант ЗДЕСЬ и ПОД КАТОМ
Фигерас — небольшой уютный городок Каталонии, расположенный на северо-востоке Испании. До 1904 года это было ничем не примечательное место, пока здесь не родился будущий гений, сюрреалист Сальвадор Дали
Название Фигерас (Figueres) переводится как смоковница, фига; фиговый лист имеется на гербе города
Но город живет под знаком Дали. На первом снимке — оформление витрины, как копия драгоценной броши «Глаз времени», изготовленной Дали
На одном из зданий — копия Купола, ставшего символом не только Театра-Музея, но и всего Фигераса
По одной из таких улочек поднимаешься несколько десятков метров, и ровно напротив этого собора — Театр-Музей Дали
ТЕАТР АБСУРДА
В своем родном городе, на руинах местного театра, разбомбленного в годы гражданской войны, в 1974 году Дали открыл свой Театр-Музей, создавая его в течение 14 лет.
Каждый из манекенов — на крыше и на балконе — несет свою значимость, ценную для Дали. В центре балкона — водолаз, символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей Театра-Музея
Уже перед зданием Дали расставляет символы своих пристрастий. В данном случае — к науке и философии: памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу
Памяти Мейсонье. Жан-Луи Эрнест Мейсонье, живописец салонного академизма, которым Дали восхищался. Памятник работы Антонена Мерсье (1895), который Дали «подправил»
Погружение в память Дали происходит, едва переступаешь порог музея: Дали знакомит нас с важными для своей творческой траектории людьми, течениями в искусстве и знаменательными событиями.
Троянский герой Ганнимед, виночерпий Зевса, подчеркивает на пристрастие Дали к мифологии. Статуя работы Хосе Альвареса Куберо
ДВОР
«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол». Сальвадор Дали
Здесь виден прозрачный многогранный купол Эмилио Переса Пинейро, который стал символом Театра-Музея и всего Фигераса.
Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 году. В 1968 году, по предложению муниципалитета, было решено превратить театр в музей Сальвадора Дали. Годом позже Пинейро было поручено строительство купола, названного «геодезическим». 28 сенября 1974 года Театр-Музей Дали был торжественно открыт
Партер муниципального театра превращен в сад под открытым небом
Главное здесь — инсталляция с внушительным кадиллаком: «Великая Эсфирь Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Траяна из автомобильных шин вместе с мраморным бюстом Франсуа Жирардона, «далинизированным» «Рабом» Микеланджело, лодкой Гала и черным зонтом»
«Лодка Гала из Порт-Льигата, поддерживаемая костылями»
«Далинизированный» «Раб» Микеланджело
«Великая Эсфирь»
«КУПОЛ»
На огромном полотне под центральной аркой можно полюбоваться эффектом двойного образа, наблюдая, как обнаженная Гала превращается в портрет Авраама Линкольна. Это — один из многочисленных примеров увлечения Дали точными науками в последний период его творчества
«Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна», 1975. Эта картина, посвященная Марку Ротко, — первый пример использования в живописи цифрового метода.
Копия задника, созданного Дали к балету «Лабиринт» (1941)
ЗАЛЫ: 2 — 3 этажи
Механическая конструкция Эмилио Переса Пинейро с распятием работы Дали
«МАСТЕРСКАЯ»
Зал, названный Мастерской, Дали посвятил Вечной Женственности
Платье на все времена
«Портрет Гала с симптомами оносороживания» (1954)
«Галатея сфер», 1952
«Ретроспективный женский бюст», 1933, копия — 1970
«ДВОРЕЦ ВЕТРА»
Название залу дает роспись на потолке.
Дали говорил, что эта работа таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры,
…но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместа неба мы видим землю, вместо земли — море, а также Гала и Дали, проливающих золотой дождь над Фигерасом и Ампурданом
Фигура воина на постаменте из двух опрокинутых статуй «Ника Самофракийская»
«Бюст Веласкеса, превращающийся в три беседующие фигуры» (1974) с изображением картины «Лос Менинас» — еще один пример двойного образа
«Эскиз к картине Галарина», 1943
«СПАЛЬНЯ»
Дали оформил этот зал, как собственное жилье
У каждого свой скелет в шкафу? А вот — скелет без шкафа…
Пейзаж Ампурдана, изображенный Дали на спинке дивана
В убранстве спальни обращает на себя внимание гобелен «Постоянство памяти»
Этот писуар помнит Наполеона
Лодка-вазон
Цветочная прическа для челюстей?
Выход из музея — через этот зеленый дворик, но, чтобы попасть сюда, проходишь через магазин сувениров
Я приобрела этот фото-путеводитель, по которому ориентировалась в определении названий залов и работ. На обложке — Башня Галатеи, последняя из новых пристроек музея и последний приют художника. Старинный дом оформлен элементами в форме яиц и хлебных булочек
Улочка Фигераса
Фигерас — веселый городок, судя по этому балкону…
…и такой рекламе
В Фигерас мы приехали из Барселоны на электричке: 140 км за 55 минут. Возле вокзала сели в автобус, и были в центре Фигераса через 5-7 минут (был вариант — пройтись пешком за 20 минут). На обратном пути выяснилось: если ждать автобус, можно опоздать на электричку. Отправились пешком — подумаешь, 20 минут ходьбы, когда у нас в запасе целый час! Шли к вокзалу по улицам, на которых цвели каштаны. Пустые улицы! — ни прохожих, ни транспорта. Возле полицейского участка двое полицейских, молодой и пожилой, садились в машину. Спросили их, как пройти к вокзалу. Сначала они стали рассказывать, где свернуть налево, где направо. Потом спросили нас, откуда мы. «Из Израиля?» — переспросили полицейские, и тут же пригласили в машину. Через пару минут мы были на вокзале…
Весной в Израиле была выставка работ великого испанца:
http://malamant.livejournal.com/175922.html
This entry was originally posted at http://malamant.dreamwidth.org/53696.html. Please comment there using OpenID.
Сальвадор Дали — великий среди пигмеев
«Сюрреализм — это я»
Один из самых именитых представителей сюрреализма, великий и неординарный Сальвадор Дали родился в семье состоятельного нотариуса. К моменту его рождения родители уже пережили потерю первенца и дали второму сыну имя покойного. Мать Дали, как глубоко верующий человек, была уверена, что он — реинкарнация старшего брата, в чем и убеждала сына.
Сальвадор уже в самом маленьком возрасте осознал конечность человеческого бытия. Особенно тревожилась его душа, когда он смотрел на надгробную фотографию очень похожего на него мальчика с таким же именем. Мать чрезмерно опекала и баловала сына. Дали рос очень капризным и своенравным ребенком, часто манипулировал родителями с помощью публичных сцен и истерик. Уже с детства проявлялась его сложная личность. Он обладал набором фобий и комплексов, которые мешали ему найти общий язык со сверстниками.
Природный талант к рисованию проявился у Сальвадора в раннем детстве, и отец отдал его на уроки живописи к местному художнику. Уже в четырнадцатилетнем возрасте юноша представил свои работы на выставке в родном городе. Неоспоримый талант позволил ему поступить в Мадридскую академию изобразительных искусств. Однако эпатажный студент не смог надолго там задержаться: через пять лет его исключили за высокомерное отношение к преподавателям. Сальвадор по этому поводу не переживал. Он был счастлив, что в Мадриде завел много интересных и полезных знакомств, которые повлияли на его художественный рост. Дали работал в популярных на тот момент художественных стилях, но все чаще его окутывал сюрреалистический мир искусства. Отсутствие художественного образования не помешало амбициозному художнику организовывать собственные выставки, которые посещал сам Пабло Пикассо.
Гала Дали — «демонесса гения»
В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьезная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря ее усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряженные отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюет на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал ее уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.
Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился еще большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чем потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Ее экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в легком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведенных в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и ее все чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Все это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с ее письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.
Сальвадор Дали: последние годы
На 77-м году жизни у художника диагностировали болезнь Паркинсона. Через год его ждал новый удар — умерла от инфаркта любимая Гала. Убитый горем, он решил переехать в замок жены, где следы ее былого присутствия помогали ему хоть как-то скрасить одиночество.В последние годы Сальвадор получил множество премий и наград от правительства Испании. Ему присвоили звание почетного профессора Академии искусств в Париже. Но, несмотря на это, он чувствовал себя несчастным. Болезнь Паркинсона мешала ему рисовать. Работы заметно изменились — они выражали всю тоску старого больного человека. Художник почти прекратил появляться в обществе. Через пару лет его ждала новая беда — в замке случился пожар. Парализованный старик, он безуспешно звал на помощь. Когда прислуга прибежала в его комнату, он уже получил тяжелые ожоги. Но выжил. После этого случая Дали покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней.
На 85-м году жизни «король сюрреализма» скончался от сердечной недостаточности. Перед смертью он завещал похоронить себя в своем музее в окружении своих работ. Его тело было замуровано в пол в одной из комнат, чтобы, как он и хотел, по могиле могли ходить восхищенные посетители. Все свое состояние Дали завещал любимой Испании.
Дали, Сальвадор — Википедия
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904 (1904-05-11), Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Биография
Детство
Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали (исп. Anna Maria Dalí, 6 января 1908 — 16 мая 1989), и старший брат (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита.
В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы[какие?] и фобии, например, страх перед кузнечиками[6], мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.
Юность
В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он был даже меньше предыдущего, и это стало ударом для отца[источник не указан 452 дня]. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу[7]. В это время Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.
После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Молодые годы
Дали в 1934 годуРаботы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 году официально вступает в брак с Галой[8]. В том же году впервые посещает США[9].
Разрыв с сюрреалистами
После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.
В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно[источник не указан 452 дня].
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали приписывал себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывал своё собственное имя, так как «Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель».
В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.
Жизнь в США
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где они живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.
Зрелые и пожилые годы
Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году Сальвадор Дали в 1972 г.После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. В 1965 году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.
Последние годы
Доска на стене в комнате, где погребен ДалиПосле смерти жены Дали впадает в глубочайшую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.
Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней[10].
В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»[источник не указан 452 дня].
Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас. Все свои работы он завещал Испании.
В 2007 году испанка Марии Пилар Абель Мартинес заявила, что является внебрачной дочерью Сальвадора Дали. Женщина утверждала, что много лет назад Дали бывал в доме своего друга в городке Кадакес, где ее мать работала служанкой. Между Дали и ее матерью возникла любовная связь, в результате которой в 1956 году родилась Пилар. Якобы девочка с самого детства знала, что она является дочерью Дали, но не хотела расстраивать чувства неродного отца. По требованию Пилар был проведен тест ДНК, образцом для которого стали волосы и клетки кожи с посмертной маски Дали. Итоги экспертизы указали на отсутствие родственных связей между Дали и Марией Пилар Абель Мартинес. Однако, Пилар потребовала эксгумации тела Дали для проведения повторной экспертизы[11].
В июне 2017 года суд в Мадриде принял решение об эксгумации останков Сальвадора Дали для взятия образцов с целью проведения генетической экспертизы для установления возможного отцовства жительницы Жироны[12]. 20 июля гроб с останками Сальвадора Дали был вскрыт, и эксгумация была проведена[13]. [14] За процедурой вскрытия гроба наблюдали 300 человек[15]. В случае признания отцовства, дочь Дали смогла бы получить права на его фамилию и часть наследства. Однако тест ДНК однозначно опроверг предположения о родстве этих людей[16].[17]
Творчество
Театр
Сальвадор Дали — автор либретто и оформления балета «Вакханалия» (музыка Рихарда Вагнера, хореография Леонида Мясина, Русский балет Монте-Карло).
Кинематограф
В 1945 году в сотрудничестве с Уолтом Диснеем начал работу над мультипликационным фильмом Destino. Производство тогда было отложено из-за финансовых проблем; The Walt Disney Company выпустила фильм на экраны в 2003 году.
Дизайн
Сальвадор Дали — автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся[18]. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.
Скульптуры
- 1969—1979 — Коллекция Клота, серия из 44 бронзовых статуй, созданных художником в своем доме в Порт Лигат.
Лошадь со всадником спотыкаясь
Космический слон
В тюрьме
C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Рикерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот написал как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года он был заменён на подделку, а оригинал украден. По этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам, трое из них признали себя виновными, четвёртый был оправдан, однако оригинал так и не был найден[19][20].
Образ в кинематографе
Примечания
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118523481 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Salvador Dalí — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- ↑ Kunstindeks Danmark
- ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Salvador Dalí
- ↑ «Сальвадор Дали. Кошмар кузнечика» Р.Баландин. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ Llongueras, Lluís. (2004) Dalí, Ediciones B — Mexico. ISBN 84-666-1343-9
- ↑ Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. СПб.: Нева, 2005. С. 139
- ↑ Ibid. C. 151.
- ↑ Olga Mataev. George Dawe. Portrait of Grand Duke Nicolas, Future Emperor Nicolas I — Olga’s Gallery. www.abcgallery.com. Проверено 28 июля 2017.
- ↑ https://www.crimea.kp.ru/daily/26704.3/3727711/
- ↑ В Испании по решению суда эксгумируют останки Сальвадора Дали. RuNews24.ru (26.06.2017).
- ↑ https://www.nytimes.com/2017/06/26/arts/design/salvador-dalis-corpse-exhumed-paternity-case.html
- ↑ http://www.lavanguardia.com/cultura/20170906/431088331648/las-pruebas-de-adn-demuestran-que-pilar-abel-no-es-hija-de-dali.html.
- ↑ В Испании провели эксгумацию останков Сальвадора Дали. RuNews24.ru (21.07.2017).
- ↑ Тест ДНК исключил родство Дали и испанской гадалки
- ↑ https://www.nytimes.com/2017/09/06/arts/salvador-dali-paternity-lawsuit.html
- ↑ «История бренда Chupa Chups» Елизавета Руденко. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ Art Too Tempting at Rikers; Plot to Steal a Dalí Was Far From a Masterpiece, New York Times, 4 октября 2003
- ↑ Guards charged in Dali theft, news.bbc.co.uk, 18 июня 2003
Литература
- 1974 г. Робер Дешарн. Salvador Dali. Изд. DuMont Buchverlag, 164 с., ISBN 3-7701-0753-5;
- 1990 г. Джорж Оруэл (англ. George Orwell). Привилегия духовных пастырей. Эссе. — Лениздат,
- 1992 г. А. И. Рожин Сальвадор Дали. Изд. Республика, 224 с., тираж 75000 экз., ISBN 5-250-01946-3;
- 1992 г. Е. В. Завадская Сальвадор Дали. Изд. Изобразительное искусство, 64 с., тираж 50000 экз., ISBN 5-85200-236-4;
- 1995 г. Gilles Neret. Salvador Dali. 1904—1989 = Сальвадор Дали / Gilles Neret. — Koeln : TASCHEN, 95 с.(На немецком языке) ISBN 3-8228-9520-2;
- 2001 г. Никола Дешарн, Робер Дешарн. Изд. Белый город, 382 с., ISBN 5-7793-0325-8;
- 2002 г. Мередит Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали» (Перевод Е. Г. Гендель). Изд. Попурри, 560 с., тираж 11000 экз., ISBN 985-438-781-X, ISBN 0-679-40061-3;
- 2006 г. Робер Дешарн, Жиль Нере. Dali. Изд. Taschen, 224 с., ISBN 3-8228-5008-X;
- 2008 г. Делассен С. Гала для Дали. Биография супружеской пары. М., Текст, 186 c., тираж: 5000, ISBN 978-5-7516-0682-4
- 2009 г. Ольга Морозова. Сгоревший заживо. Скандальная биография Сальвадора Дали. Изд. Funky Inc., 224 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-903912-70-4;
- 2010 г. Сальвадор Дали. Мысли и анекдоты. Pensees et anecdotes. Изд. Текст, 176 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-7516-0923-8;
- 2011 г. С. С. Пирожник. Сальвадор Дали. Изд. Харвест, 128 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-985-16-1274-7;
- 2011 г. В. Г. Яськов Сальвадор Дали. Изд. Эксмо, 12 с., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-47135-5;
- 2012 г. Сальвадор Дали. Моя тайная жизнь. La Vie Secrete De Salvador. (Перевод Е. Г. Гендель) Изд. Попурри, 640 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1620-5;
- 2012 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. (Перевод О. Г. Сокольник, Т. А. Ждан) Изд. Попурри, 336 с., тираж 5100 экз., ISBN 978-985-15-1619-9;
- 2014 г. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Journal D’un Genie. Изд. Азбука, Азбука-Аттикус, 288 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-389-08671-5;
- 2012 г. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Salvador Dali / Сальвадор Дали. Альбом. Изд. Эдита, 384 с., ISBN 5-7793-0325-8;
- 2008 г. Изд. Белый город
- 2013 г. Р. К. Баландин Сальвадор Дали искусство и эпатаж. Изд. Вече, 320 с., тираж 5000 экз., ISBN 978-5-4444-1036-3;
- 2013 г. Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. Изд. Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, 900 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-9910-2130-2;
- 2013 г. Дали вблизи и вдали. Сборник статей. Отв. редактор Бусев М. А. М., Прогресс-Традиция, 416 с., тираж 500 экз., ISBN 978-5-89826-406-2
- 2014 г. Сальвадор Дали. Сокрытые лица. Ostros Ocultos (Visages Caches / Hidden Faces). (Перевод Л. М. Цывьян) Изд. Эксмо, 512 с., тираж 7000 экз., ISBN 978-5-699-70849-9;
- 2014 г. Кэтрин Инграм. Гениальный Дали. This is DaLi (Перевод Т. Платонова). Изд. Эксмо, 80 с., тираж 3150 экз., ISBN 978-5-699-70398-2;
Ссылки
Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах
В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.
Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.
Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.
«Постоянство памяти», 1931.
Насекомые
Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.
Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.
Крошечные вещи
Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.
Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.
Здесь омар, там омар, повсюду омары.
Ракообразные
В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.
Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.
«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.
Яйца
Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.
«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).
Женская сексуальность
По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.
«Великий мастурбатор», 1929.
Мастурбация
Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.
«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).
Черепа
Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.
Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.
«Антропоморфный шкафчик», 1936.
Ящики
Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.
Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.
Религия
В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.
Под впечатлением от атомной бомбы Сальвадор Дали написал картину «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951.
Наука / Физика
Дали с горячностью относился к религии и вместе с тем увлекался наукой, в частности, квантовой и ядерной физикой. Он зачитывался выпусками научно-популярного журнала «Scientific American» и любил обсудить его содержание. Это был атомный век. Создание ядерного оружия впечатлило художника, после чего он создал картины «Распятие или Гиперкубическое тело» и «Взрывающаяся голова Рафаэля».
Все изображения: Фонд «Гала-Сальвадор Дали».
Сальвадор Дали | |
---|---|
Salvador Dalí | |
Фото Карла ван Вехтена, 29 ноября 1939 г. | |
Имя при рождении | Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек |
Дата рождения | 11 мая 1904(1904-05-11)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 23 января 1989(1989-01-23)[1][4][…](84 года) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Учёба | Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид |
Стиль | сюрреализм, дадаизм, кубизм |
Награды | орден Почётного легиона |
Сайт | salvador-dali.org |
Медиафайлы на Викискладе |
Дали, Сальвадор — Википедия
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904 (1904-05-11), Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Биография
Детство
Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали (исп. Anna Maria Dalí, 6 января 1908 — 16 мая 1989), и старший брат (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита.
В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы[какие?] и фобии, например, страх перед кузнечиками[7], мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерик. Именно об этом он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.
Юность
В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он был даже меньше предыдущего, и это стало ударом для отца[источник не указан 772 дня]. На удивление, преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу[8]. В это время Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.
После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.
Молодые годы
Дали в 1934 годуРаботы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 году официально вступает в брак с Галой[9]. В том же году впервые посещает США[10].
Разрыв с сюрреалистами
После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру[источник не указан 70 дней].
В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно[источник не указан 772 дня].
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали приписывал себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывал своё собственное имя, так как «Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель».
В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.
Жизнь в США
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжают в США, где они живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.
Зрелые и пожилые годы
Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году Сальвадор Дали в 1972 г.После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. В 1965 году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.
Последние годы
Доска на стене в комнате, где погребен ДалиПосле смерти жены Дали впадает в глубочайшую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.
Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней[11]. [12]
В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»[источник не указан 772 дня].
Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музеяСальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.
Все свои работы он завещал Испании.
В 2007 году испанка Марии Пилар Абель Мартинес заявила, что является внебрачной дочерью Сальвадора Дали. Женщина утверждала, что много лет назад Дали бывал в доме своего друга в городке Кадакес, где ее мать работала служанкой. Между Дали и ее матерью возникла любовная связь, в результате которой в 1956 году родилась Пилар. Якобы девочка с самого детства знала, что она является дочерью Дали, но не хотела расстраивать чувства неродного отца. По требованию Пилар был проведен тест ДНК, образцом для которого стали волосы и клетки кожи с посмертной маски Дали. Итоги экспертизы указали на отсутствие родственных связей между Дали и Марией Пилар Абель Мартинес. Однако, Пилар потребовала эксгумации тела Дали для проведения повторной экспертизы[13].
В июне 2017 года суд в Мадриде принял решение об эксгумации останков Сальвадора Дали для взятия образцов с целью проведения генетической экспертизы для установления возможного отцовства жительницы Жироны[14]. 20 июля гроб с останками Сальвадора Дали был вскрыт, и эксгумация была проведена[15]. [16] За процедурой вскрытия гроба наблюдали 300 человек[17]. В случае признания отцовства, дочь Дали смогла бы получить права на его фамилию и часть наследства. Однако тест ДНК однозначно опроверг предположения о родстве этих людей[18].[19]
Творчество
Театр
Сальвадор Дали — автор либретто и оформления балетов в хореографии Леонида Мясина для труппы Русский балет Монте-Карло Сержа Дэнема «Вакханалия» (музыка Р. Вагнера, 1939), «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта (1941), «Безумный Тристан» на музыку Р. Вагнера (1944)[20].
Кинематограф
В 1945 году в сотрудничестве с Уолтом Диснеем начал работу над мультипликационным фильмом Destino. Производство тогда было отложено из-за финансовых проблем; The Walt Disney Company выпустила фильм на экраны в 2003 году.
Дизайн
Сальвадор Дали — автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся[21]. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа-Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как эмблема «Чупа-Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового знака было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки.
Скульптуры
- 1969—1979 — Коллекция Клота, серия из 44 бронзовых статуй, созданных художником в своем доме в Порт Лигат.
Лошадь со всадником спотыкаясь
Космический слон
В тюрьме
C 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Райкерс (США) на самом видном месте висел рисунок Дали, который тот написал как извинение заключённым за то, что не смог присутствовать у них на лекции по искусству. В 1981 году рисунок перевесили в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года его подменили подделкой, а оригинал украли. По этому делу предъявили обвинения четырём сотрудникам, трое из них признали себя виновными, четвёртый был оправдан, однако оригинал так и не удалось найти[22][23].
Образ в кинематографе
Публикации
- Дневник одного гения = Journal D’un Genie / Сальвадор Дали. Перевод О. Г. Сокольник, Т. А. Ждан. — Попурри, 2012. — 336 с. — Тираж 5100. — ISBN 978-985-15-1619-9.
- Дневник одного гения = Journal D’un Genie / Сальвадор Дали.— Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 288 с. — Тираж 5000. — ISBN 978-5-389-08671-5.
- Моя тайная жизнь = La Vie Secrete De Salvador / Сальвадор Дали. Перевод Е. Г. Гендель. — Попурри, 2012. — 640 с. — Тираж 5100. — ISBN 978-985-15-1620-5.
- Мысли и анекдоты = Pensees et anecdotes / Сальвадор Дали. — Текст, 2010. — 176 с. — Тираж 3000. — ISBN 978-5-7516-0923-8.
- Сокрытые лица = Ostros Ocultos (Visages Caches / Hidden Faces) / Сальвадор Дали. Перевод Л. М. Цывьян. — Эксмо, 2014. — 512 с. — Тираж 7000. — ISBN 978-5-699-70849-9.
Примечания
- ↑ 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118523481 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Salvador Dalí — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- ↑ Kunstindeks Danmark
- ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Salvador Dalí
- ↑ Дали Сальвадор // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Баландин, 2010, Глава 3. Кошмар кузнечика, с. 120—124.
- ↑ Llongueras, Lluís. (2004) Dalí, Ediciones B — Mexico. ISBN 84-666-1343-9
- ↑ Петряков, Александр Михайлович. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. СПб.: Нева, 2005. С. 139
- ↑ Ibid. C. 151.
- ↑ Olga Mataev. George Dawe. Portrait of Grand Duke Nicolas, Future Emperor Nicolas I — Olga’s Gallery (неопр.). www.abcgallery.com. Дата обращения 28 июля 2017.
- ↑ Файл:Надгробная плита (в центре) могилы Сальвадора Дали.jpg
- ↑ Внебрачная дочь Сальвадора Дали Пилар Абель Мартинес претендует на наследство в 325 миллионов евро
- ↑ В Испании по решению суда эксгумируют останки Сальвадора Дали (неопр.). RuNews24.ru (26.06.2017).
- ↑ https://www.nytimes.com/2017/06/26/arts/design/salvador-dalis-corpse-exhumed-paternity-case.html
- ↑ Pilar Abel no es hija de Dalí según su ADN
- ↑ В Испании провели эксгумацию останков Сальвадора Дали (неопр.). RuNews24.ru (21.07.2017).
- ↑ Тест ДНК исключил родство Дали и испанской гадалки
- ↑ https://www.nytimes.com/2017/09/06/arts/salvador-dali-paternity-lawsuit.html
- ↑ Паппе В. М. Дали (Dali) Сальвадор // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- ↑ «История бренда Chupa Chups» Елизавета Руденко (неопр.). Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ Art Too Tempting at Rikers; Plot to Steal a Dalí Was Far From a Masterpiece, New York Times, 4 октября 2003
- ↑ Guards charged in Dali theft, news.bbc.co.uk, 18 июня 2003
Литература
- Баландин Р. К. Сальвадор Дали : миф и реальность. — М. : Вече, 2010. — 400 с. — (Великие исторические персоны). — ISBN 978-5-9533-4931-4.
- Библия с иллюстрациями Сальвадора Дали. — Белгород, Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. — 900 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-9910-2130-2.
- Дали вблизи и вдали. Сборник статей. / Отв. ред.: Бусев М. А. — М.: Прогресс-Традиция, 2013. — 416 с. — Тираж 500 экз. — ISBN 978-5-89826-406-2.
- Делассен С. Гала для Дали : Биография супружеской пары / Софи Делассен. — М. : Текст, 2008. — 186 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-7516-0682-4.
- Дешарн Н., Дешарн Р. Сальвадор Дали : Альбом (продарочное издание) / Никола Дешарн, Робер Дешарн. — Белый город, 2014. — 384 с. — ISBN 5-7793-0325-8.
- Джордж Оруэлл. Привилегия духовных пастырей : Заметки о Сальвадоре Дали // Эссе. Статьи. Рецензии / Джорж Оруэл; пер с англ. В. Ф. Мисюченко. — Пермь : КАПИК, 1992. — Т. 2. — С. 7—14.
- Завадская Е. В. Сальвадор Дали : Живопись. Скульптура. Графика. — М. : Изобразительное искусство, 1992. — 64 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85200-236-4.
- Инграм К. Гениальный Дали = This is DaLi / Кэтрин Инграм; перевод с англ. Т. Платонова. — Эксмо, 2014. — 80 с. — Тираж 3150 экз. — ISBN 978-5-699-70398-2.
- Морозова О. Сгоревший заживо : Скандальная биография Сальвадора Дали / Ольга Морозова. — Funky Inc, 2009. — 224 с. — (Скандальная биография). — 3000 экз. — ISBN 978-5-903912-70-4.
- Пирожник С. С. Сальвадор Дали. — Харвест, 2011. — 128 с. — Тираж 3000 экз. — ISBN 978-985-16-1274-7.
- Рожин А. И. Сальвадор Дали : миф и реальность. — Республика, 1992. — 224 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-250-01946-3.
- Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали = The Persistence of Memory : A Biography of Dali / Мередит Этерингтон-Смит / пер. с англ. Е. Г. Гендель. — Мн.: Попурри, 2000. — 560 с. — ISBN 985-438-371-7.
- Descharnes R., Neret G. Dali : [нем.] / Robert Descharnes, Gilles Neret. — Taschen, 2006. — 224 S. — ISBN 3-8228-5008-X.
- Neret G. Salvador Dali. 1904—1989 / Gilles Neret. — Köln: Taschen, 1995. — 95 s. — ISBN 3-8228-9520-2. (нем.)