Город мертвых осетия: самое страшное место в Северной Осетии — Рамблер/субботний – Страшная тайна поселка Даргавс в Северной Осетии — Рамблер/субботний

Содержание

самое страшное место в Северной Осетии — Рамблер/субботний

Самое страшное место в Северной Осетии

Фото: Кириллица

В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона — «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.

История некрополя

Некогда Даргавс был большим — по масштабам Осетии — поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.

Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая — 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.

По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании.

Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков.

По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой.

Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор, девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор, только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь — до этого небольшой — сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно — почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Видео дня. Кот и пес сцепились из-за коробки

Читайте также

Страшная тайна поселка Даргавс в Северной Осетии — Рамблер/субботний

Страшная тайна поселка Даргавс

Фото: Кириллица

В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона — «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.

История некрополя

Некогда Даргавс был большим — по масштабам Осетии — поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.

Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая — 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.

По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании. Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор, девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор, только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь — до этого небольшой — сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно — почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Видео дня. Кот и пес сцепились из-за коробки

Читайте также

можно ли здесь заразиться чумой

Даргавский «Город мёртвых» – одна из достопримечательностей Северной Осетии. Почти сто склепов с останками местных жителей. Сегодня к усыпальницам целыми группами едут туристы. Хотя ещё полвека назад никто не решался приближаться к склепам, даже за большое вознаграждение.

Несколько веков осетины находились на грани вымирания. Еще на рубеже XVIII и XIX веков в горах Кавказа, свирепствовала чума, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить здоровых людей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы и там дожидались своей смерти. Только так можно было избавить весь род от гибели. Город Мёртвых в Северной Осетии был признан безопасным для посещения только в 60-х годах XX века.

В результате эпидемии население Осетии меньше чем за полвека сократилось с 200 до 16 тысяч. Чума опустошала целые селения. Больше других от эпидемии пострадал горный аул Даргавс. В средние века он был одним из густонаселенных. За десятилетия чумы усыпальницы обреченных даргавцев образовали целый город – «Город мертвых».

Традиция строить склепы в горах появилась давно. В Даргавское ущелье осетин загнали татаро-монгольские завоеватели. Земли в горах катастрофически не хватало, приходилось беречь каждую пядь, чтобы вырастить хлеб. Хоронить людей было негде. Поэтому старейшины вынесли решение – каждый род должен построить склеп на малопригодной для жизни горе Рамынырах.

На Северном Кавказе это самый крупный и богатый склеповый могильник. Всего в Даргавском некрополе насчитывается 95 склепов. В каждом из них покоятся нескольких поколений осетин-однофамильцев: и отцы, и дети.«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

Когда пришла чума, количество склепов увеличилось. Чтобы не заразить здоровых людей, смертельно больные горцы, сами отправлялись в каменные могилы. Они брали с собой еду и воду, которых хватало максимум на три дня. Поэтому люди внутри склепов часто умирали от истощения, нежели от чумы.

Но даже страшная болезнь не могла остановить человеческое сострадание и доброту. Соплеменники приносили еду умирающим и оставляли ее на специально сделанных полках.

Склепы в «Городе мертвых» разные по архитектуре. Большая часть усыпальниц имеет сложную пирамидальную форму и ступенчатые крыши. Другие — буквально вросли в землю. А некоторые вообще стоят поодаль от остальных.

В стене каждого склепа есть узкий квадратный лаз. В древности именно через него вносили умершего и укладывали на настил. После этого окно закрывали деревянным щитом. Слабонервным местные не советуют заглядывать внутрь.

«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

От увиденного внутри склепа по коже пробегают мурашки. Останки горцев покоятся в усыпальницах около 5-6 веков. К изучению «Города мертвых» ученые приступили лишь в середине прошлого столетия.

Считалось, что могильники опасны и содержат «заряд» чумы. Существовало даже поверье: всякий, кто рискнет из  любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью. Поэтому местное население обходило некрополь стороной.

Когда археологи впервые приступили к раскопкам в «Городе мертвых», они предприняли все меры предосторожности. Однако анализ показал, что в усыпальницах отсутствуют чумные бациллы. Склепы были вскрыты, и то, что открылось взору, удивило даже видавших виды археологов.

Все это запечатлено в киноленте – «Тайна бронзовой головы», снятой студией «Владикавказ-телефильм».

«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

Ученые предположили, что при строительстве усыпальниц, соблюдалась особая система вентиляции. Благодаря этому смертельно больные люди внутри склепов еще жили некоторое время.

Вскрытие могильников привело к нарушению уникальной системы воздухоснабжения. И за короткое время мумии горцев, которых смерть будто застала врасплох, превратились в прах.

Эти усыпальницы древних алан и их потомков одни ученые сравнивают с долиной фараонов в Египте, другие связывают пирамидально-ступенчатую архитектуру склепов с башнями храмов Ангкора в Камбодже.

Как объяснить подобное сходство, ученые пока не знают. Некоторые исследователи уверены – своими силами возвести склепы со столь изящной архитектурой, местному населению было не под силу. Скорее всего, строить могильник горцам помогали заморские зодчие. 

Есть версия, что склепы горцам помогали возводить греки.

«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

Интерес вызывает еще одна загадка «Города мертвых». Самые древние мумии в пантеоне были уложены в ладьи с веслами. И это в заоблачной выси, около 2 тысяч метров над уровнем моря. Здесь даже самые крупные реки абсолютно не судоходны.

Погребение в ладье не встречается среди горских народов. Поневоле напрашивается аналогия с древнегреческой мифической рекой Стикс, через которую Харон переправлял в ладье души умерших людей.

Осетины до сих пор верят в существование таинственной страны мертвых. Её владыкой считают Барастыра. В руку покойника вкладывают монетку. Возможно, чтобы он мог заплатить за вход загробный мир.

«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

Удивляет и необыкновенная прочность построек. Поколебать склепы не в силах даже мощные горные ветры, которые не утихают здесь практически круглый год. Скорее всего причина в уникальном составе раствора, который древние строители использовали при возведении могильников.

Раствор делали из сметаны, молока, яиц, а также извести, которую перед этим несколько лет выдерживали в земле. Строительство склепа стоило очень дорого.

По форме усыпальницы можно понять, насколько богат был род, которому она принадлежит. Состоятельный и знатный род строил склеп больше и красивее. Иногда даже многоэтажный. И обязательно с крышей в форме пирамиды. Бедные фамилии сооружали небольшие и незатейливые склепы с плоской крышей. 

«Город мертвых» в Северной Осетии: можно ли здесь заразиться чумой

С этими местами связано много мрачных легенд, но туристов и исследователей они не пугают. За полвека археологических раскопок ученые собрали в даргавском могильнике уникальную коллекцию артефактов. Здесь нашли восточные ткани и табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику, русскую и византийскую стеклянную посуду. Даргавский «Город мертвых» хранит еще немало загадок, которые и пытаются разгадать ученые и путешественники со всего света.

Город мертвых, северная Осетия. | Наука для всех простыми словами

Город мертвых, северная Осетия.

Ezomir.

Даргавс — город мертвых.
Этот город мертвых находится в северной Осетии, скрытый в одном из пяти горных хребтов, которые пересекают область. Среди местных жителей ходит множество мифов и легенд, и все они сводятся к тому, что с этих мест никто никогда не возвращался живым. Местные жители туда никогда не ходят, туристов эта земля тоже не привлекает.

Город мертвых, северная Осетия.Лишь в том случае, если ехать дорогой города мертвых, то это займет 3 часа езды узкими дорогами и небольшими холмами. Всегда туманная погода еще больше движение замедляет. Попав туда вы обнаружите, что весь город стоит на холме и представляет собой небольшие белые здания. Эти белые здания и способствовали названию города. Дело в том, что эти белые здания ни что иное, как каменные склепы, где местные жители хоронили своих близких. Даргавс — древнее осетинское кладбище. Самый старый склеп ко времени 16-ого столетия относится.

Город мертвых, северная Осетия.Область малоинтересна туристам, а вот археологи делают здесь необычные открытия. Так было обнаружено например, что тела похоронены в деревянных формах, напоминающих лодки. Тайной остается: как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек. Одно из объяснений заключается в том, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку. Недалеко от склепов обнаружено множество монет. Это объясняется следующим образом: как только осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма, и если та ударится о камень — значит душа умершего достигла небес.

Город мертвых, северная Осетия.Некоторые склепы находятся отдельно. В этих склепах хоронили преступников земли. Таким образом, если во время какой-либо эпидемии умирала вся семья, то их хоронили другие люди в одном склепе.

Город мертвых, северная Осетия.В некоторой степени даргавс можно отнести к самым загадочным местам планеты, так как вокруг него ходит множество легенд и тайн.

Город мертвых, северная Осетия.Даргавс.
Даргавс — это довольно большое селений, только вот постоянные жители там практически отсутствует. Дело все из-за схода ледника колка, которое произошло в сентябре 2002 года. Он разрушил ведущую в село дорогу, вследствие чего даргавс остался совершенно без связи с внешним миром. А еще даргавс известен своими боевыми башнями и «Городом Мертвых».
Дело в том, что даргавский некрополь — самый большой на всем северном Кавказе, тут есть 95 наземных и полуназемных склепов. Его также очень часто сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание этого «Города Мертвых» часто специалисты связывают со страшной эпидемией чумы — именно тогда население Осетии сократилось с двухсот тысяч до шестнадцати тысяч человек. Но вот исследования показали, что этот некрополь уже функционировал, начиная с IX века и по Xviii век.
Прямо на берегу реки уаллагдон есть башня мамсуровых — ее высота 16 метров, но, несмотря на то, что верхняя часть башни была разрушена, она все же впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход находится на высоте двух метров, а в случае опасности люди поднимались туда по приставной деревянной лестнице, а потом втаскивали ее за собой и запирали вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых — это яркий пример осетинского каменного зодчества, кроме того, строительство таких вот подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Начало башенного строительства ко временам аланской эпохи относится. Но стиль кавказской осетинской башни сложился в Xvii — Xviii веках. Сначала башни строились как оборонительное, боевое, а часто и как жилое строение. Кстати, кроме военного значения при набегах захватчиков, часто башни в северной Осетии появлялись как средство защиты от кровной мести. Такие вот родовые башни почитались как святыни, так как они были местом обитания святого духа. Родовые башни — это оплот и гарант целостности и продолжительности рода и фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали даже объектами культа.
Башня Аликовых возвышается над «Городом Мертвых» всего в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Этот масыг имел четыре балкончика. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Она известна еще под названием башня бадтиевых — они захватили ее позже. Башня сильно пострадала в результате землетрясения 1923 года.
А на самой восточной окраине аула стоит жилая башня дегоевых. Она представляла собой некогда хорошо защищенный дом — крепость. Внутри были очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины, низкие трехногие столики для еды, выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников не установленной принадлежности.

Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. Дуаргас ( «Привратник или Защитник Ущелья»), либо от из осет. Даргъ ( «Длинный») Фaeз («поляна». Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. даргавс был одним из главных центров формирования тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «Царевич Тага» (тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию восточной Осетии. Из даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: тхостовы, мамсуровы, тулатовы, кануковы. Особенно влиятельными были кануковы и мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану даргавского ущелья. Самые знатные фамилии даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например кануковы основали селение верхний кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древней кобанской культуре. Позднее тулатовыми основано селение нижний кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в даргавс ворвались царские войска под командованием генерала абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и даргавс остался без связи с внешним миром.
Чмийская котловина, санибанская котловина кауридона, котловины у селений тменикау и даргавс представляют собой части общей продольной долины, лежащей между боковым и скалистым хребтами. Скалистый хребет обрывается к долине высокими крутыми утесами, имеющими вид столовых гор. Высшая точка этого хребта столовой горой называется. Породы скалистого хребта представлены известняками юрского периода, а сама поперечная долина почти на всем протяжении покрыта мощными валунными отложениями, образованными древними гигантскими ледниками.
Район даргавской котловины безлесен, лишь на влажных северных склонах небольшие заросли карликовой березы, зато обилие кормовых трав для скота. В нижней части котловины растут сухолюбивые растения: различные колючки, можжевельник, встречается барбарис. На южных и западных склонах горы чиджитыхох круглый год пасутся отары овец опытной станции северо — осетинского сельскохозяйственного института.
Недалеко от селения даргавс, в долине реки мидаграбиндон, на юго-западном отроге горы читджитыхох находится историко — археологический памятник «Город Мертвых», который местное население называет издревле «уалмардты къуыбыр» («кладбищенский холм». — Комплекс из 99 полуподземных (IX — Xvii века) и наземных (XIV — Xviii века) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами и охраняющийся юнеско.
Местное название этого хребта — рабиныраг. Историко — археологический комплекс состоит на нескольких десятков каменных надземных или полуподземных могильников. Склепы по форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов сложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами осетин. Обычай погребения в надземных склепах был связан с культом предков. Умершего хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Покойника вносили через лаз завернутым в ткань или в ладьеобразной деревянной колоде в одеянии и с некоторыми мелкими предметами (ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы) и клали обычно на деревянные полки. В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции. Благодаря исключительной сухости местного климата, хорошей проветриваемости и теплоте трупы мумифицировались и хорошо сохранялись. В средневековье во время эпидемии чумы, заразившиеся люди добровольно замуровывали себя в этих каменных жилищах.
В даргавсе сохранились оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни. Вблизи селения находится сторожевая фамильная башня мамсуровых (высотой более 16 метров; самая высокая в северной Осетии. Несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Башня Аликовых возвышается над «Городом Мёртвых», в километре от селения, на склоне горы раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля. Эта башня подступы к даргавсу со стороны геналдонского ущелья контролировала. Известна также под названием башня бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.
На восточной окраине аула расположена жилая башня дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни дегоевых. Жилая башня дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом — крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистар), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс тароевых, замок (галуан) сахмановых, башня джибиловых, жилая башня сасиевых, а также множество других памятников неустановленной пр в верховьях ущелья сохранились ещё древние селения с каменными укреплениями и башнями, служившими убежищем предкам осетин.
Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов — кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители — аланы, предки осетин. Археологические Находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.

Город мертвых в горах северной Осетии.

Северная Осетия — местность, не так широко известная своими легендами и своей историей, как, к примеру, тот же Египет, но представляющая не меньший интерес туристам. Тем более, что у гор Алании и Египта, а также других стран с очень древней историей, есть кое-что общее. А именно — некрополис, который находится здесь и вызывает одновременно благоговейный ужас перед той атмосферой, что витает здесь, и желание узнать об этом месте больше. И в последнем мы поможем вам.
Ничего мистического в создании города мёртвых в северной Осетии, в общем — то, нет. Это — комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения даргвас. Это одно из старейших поселений этих мест, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших.

В комплексе некрополиса более 90 склепов разных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся кверху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе «Коробки» из каменных плит. Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то — из цельных каменных плит.

Само собой, здесь проводились раскопки, но ценных вещей практически не было обнаружено — склепы закрывались деревянными дверями, которые пострадали от времени, да и мародёры не смущаются этическими соображениями в поиске золота и т. д. но всё-таки учёным удалось найти очень интересные вещи — в частности, погребальные ладьи, выдолбленные из колод, куда укладывались тела. При том, что соседние народы подобные формы погребения не практиковали, возникает вопрос — почему именно ладьи были выбраны в качестве гробов?

Надо заметить, что и склепы, и типы захоронения имеют множество аналогов у древних народов, даже тех, что жили далеко и во временном, и в территориальном плане. Также здесь были найдены оружие, украшения, другие сопровождающие в последний путь объекты.

Неподалёку от города мёртвых стоят две каменные сторожевые башни. На территории Осетии расположена целая система сторожевых башен, построенных так, чтобы в поле зрения каждой из них были как минимум две других.

Соседство со склепами вовсе не смущает жителей села даргвас, да и не только их. В том же Египте есть свой город мёртвых, одно из древнейших кладбищ планеты, где давно уже есть целый жилой район, правда, для беднейших слоёв населения, но тем активнее кипит там жизнь. Так что бояться некрополисов не стоит. Но и тревожить покой мёртвых, превращая некрополис в некродиснейленд тоже не стоит — считается, что тот, кто обидит покоящихся здесь, будет сурово наказан.

Впрочем, если кара небесная вас не пугает, пройти в склепы можно абсолютно свободно (вход платный, объект находится под охраной государства, за ним ведется тщательный уход, памятник является частью всемирного наследия юнеско), но ничего интересного там, в общем — то, нет — кости и черепа, ветошь, плесень и пыль, а уж запах — совсем сомнительное удовольствие обонять подобное. Так что рекомендуем ограничиться внешним осмотром. Да и, знаете, нужно оставить мертвых в покое, не входить в их обители — склепы — это дань уважения усопшим.

Чума.
У многих желание пройти в склеп может отбить тот факт, что внутри покоится немало останков погибших от чумы жителей здешних мест. Когда чёрная смерть прошлась по этим местам, погибли тысячи людей. И у большинства из тех, кто заразился, был только один страшный выход — взять семью, включая самых младших её членов, и уйти в семейный склеп, чтобы умереть там, не заставляя соседей возиться с останками, которые тоже представляли смертельную опасность. Поэтому далеко не все захоронения совершались по обряду — люди умирали вповалку в стенах склепов.

Только в 60-х гг прошлого века город мёртвых в северной Осетии был признан безопасным для посещения. Вот, кстати, одна из причин, объясняющих нежелание жителей даргваса приходить в некрополис или устраивать увлекательные экскурсии для туристов. Во-первых, это память весьма далёких, но всё-таки предков. Во-вторых, хотя чума уже исчезла, наверняка в памяти живущих здесь могли сохраниться рассказанные их отцами или дедами случаи, когда те, кто пытался выкрасть из склепов какие-то ценности, поражались болезнью, от которой не было спасения ….

Города-призраки России мертвые города. Иультин — вымерший город на Чукотке

Города-призраки России (мертвые города) — это селения, опустевшие не только по причине произошедших на их территории природных бедствий. Многие из них становятся пустующими по экономическим причинам. Население покидало целые поселки и города по причине провальности идеи «догнать и перегнать Америку». Уязвимые города не смогли выдержать распада СССР.

Иультин — поселок городского типа, располагавшийся на Чукотке. Еще в 1937 году на одноименной горе было найдено крупное полиметаллическое месторождение. В 1953 году здесь был основан и поселок. После распада СССР предприятия, на которых держалось все поселение, — рудник и горно-обогатительный комбинат — стали приносить только убытки.

Города-призраки России мертвые города. Иультин - вымерший город на Чукотке

Вскоре предприятия были полностью закрыты, а население начинает покидать Иультин. Здесь проживало свыше 5 тысяч человек. В 2000 году население бывшего символа советской индустриализации равнялось нулю.

Видео Париж город мертвых — Русский трейлер

Мертвые города России. Чем они могут быть интересны?

Города-призраки России стали базой для основания нового пласта своеобразной апокалиптической культуры. Она возникла на рубеже тысячелетий, чему в значительной мере способствовала все возрастающая популярность тематики предсказаний Ванги и конца света. В настоящее время заброшенные города России привлекают все больше искателей приключений, фотографов, кинорежиссеров и писателей. В таких мрачных местах творческие люди надеются обрести необычное по своему характеру вдохновение.

Экстремальный туризм тоже становится очень популярным. Стандартные достопримечательности, о которых уже все известно, не вызывают такого интереса у заядлых путешественников. Современный турист – это в большей мере исследователь, нежели пассивный наблюдатель. Кроме того, возможность делиться увиденным при помощи Всемирной паутины доставляет неимоверное удовлетворение всем желающим обособиться от «серой массы».

Мертвые города России. Чем они могут быть интересны?

Город мертвых Египет. Город мертвых, Луксор, Египет

Но зато на стенах усыпальницы до сих пор сохранились роспись и барельефы.

Не менее интересна могила царицы Нефертари. Внутри она украшена уникальными статуями. Правда, не всем везет попасть в эту усыпальницу, так как она находится в аварийном состоянии и периодически закрывается на реставрацию. Обязательно стоит посетить гробницу Тутанхамона. Пусть сам фараон ничем особо и не прославился при жизни. Но зато именно в его могиле были найдены единственные на сегодняшний день драгоценные предметы, которые также можно увидеть в каирском музее. Речь в первую очередь идет о золотой маске и золотом саркофаге. Кстати, внутри гробниц не разрешено фотографироваться. Смотрители строго за этим следят и могут даже оштрафовать. Дело в том, что вспышка фотоаппарата наносит вред всем наскальным рисункам. А без вспышки снимать в склепах не имеет смысла.

Главной достопримечательностью «Города Мертвых» является Храм царицы Хатшепсут. Это величественное строение ярко демонстрирует, насколько Египет процветал в те времена. И хотя в наше время сохранились только внешние стены этого уникального здания, а внутри царит разруха, выглядит он все равно великолепно.

И еще одна уникальная достопримечательность – колоссы Мемнона, которые стоят на въезде в древние Фивы. Это громадные статуи фараона Аменхотепа III – их высота более 20 метров, каждая скульптура весит 700 тонн. Колоссы располагались перед входом в гробницу этого фараона. Но до наших дней сама усыпальница не сохранилась. Кстати, есть интересная легенда. Говорят, между статуями возникает особое магнитное поле. И те туристы, которые встанут между скульптурами, могут излечиться от любых заболеваний.

Город мертвых осетия. Город мертвых в Северной Осетии (16 фото)

Во время путешествия с РусГидро по Северной Осетии мы посещали не только гидроэлектростанции, но и самые разные памятные места и исторические памятники. Про один из них я вам хочу рассказать

От Владикавказа до Даргавской котловины, где находится «Город мертвых», ведет шоссейная дорога. В прошлом Даргавс считался одним из наиболее крупных населенных пунктов Осетии. Сейчас здесь насчитывается всего около десятка домов. Селение расположилось на берегу реки Гизельдон в самом центре горной котловины, которая тысячи лет назад возникла под воздействием талых вод окрестных ледников. Сегодня это одна из самых крупных долин Осетии — ее протяженность составляет шестнадцать километров, и одно из самых солнечных мест в республике — до трехсот дней в году здесь стоит ясная погода

Даргавская котловина со всех сторон защищена горами от облачных фронтов и ветров, поэтому здесь существует особый микроклимат — даже осенью и зимой сухо. К тому же в котловине большое количество ровных пространств — редкость для горного ущелья

На юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» — комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов

Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное значение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и искусства.

В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений.

Усыпальные склепы по своей форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли.

Обычай захоронения в надземных склепах был связан с культом предков, которых хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами.

Усопших клали обычно на специальные деревянные ложи или в ладьеобразные деревянные колоды.

Пирамидальные и конусообразные формы кровли усыпальных склепов выложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов.

Даргавская котловина.

Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной.

Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы.

С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.

Недалеко от «Города мертвых» сохранились средневековые оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни.

Поблизости от селения — сторожевая фамильная башня Мамсуровых высотой свыше 15 метров самая высокая в Северной Осетии.

Источник:

Мертвый город. Мертвые города-призраки России

Города-призраки России раскиданы по всей территории. У каждого из них своя история, но конец единый – все остались покинутыми населением. Пустующие дома все еще сохранили отпечаток пребывания человека, в некоторых можно увидеть брошенные предметы быта, уже покрытые пылью и ветхие от пройденного времени. Вид у них настолько мрачный, что можно снимать фильм ужасов. Впрочем, именно за этим сюда обычно и приезжают. Мертвый город. Мертвые города-призраки России

Новая жизнь городов-призраков России

Несмотря на то, что города по разным причинам оставляют брошенными, их нередко посещают. В одних поселениях военные организуют полигоны для тренировок. Полуразрушенные здания, а также пустующие улицы хорошо использовать для воссоздания экстремальных жизненных условий без риска вовлечения гражданских лиц. Мертвый город. Мертвые города-призраки России

Художники, фотографы и представители мира кино находят в заброшенных зданиях особый колорит. Для одних такие города – источник вдохновения, для других – полотно для творчества. Фото мертвых городов можно с легкостью найти в разном исполнении, что подтверждает их популярность среди творческих личностей. Кроме того, современные туристы считают заброшенные города любопытными. Здесь можно окунуться в иную сторону жизни, есть что-то мистическое и жуткое в одиноких строениях.

Список известных пустующих поселений

Городов-призраков России можно насчитать довольно много. Обычно такая участь ждет небольшие поселения, в которых жители заняты преимущественно на одном предприятии, ключевом для города. Что же стало причиной для массового переселения жителей из своих домов?

  1. Кадыкчан . Город был построен заключенными в годы ВОВ. Он расположен рядом с залежами каменного угля, поэтому большая часть населения была задействована в работе на шахте. В 1996 году произошел взрыв, в результате которого погибло 6 человек. Восстанавливать добычу полезных ископаемых в планы не входило, жители получили отступные суммы для переселения на новые места. Чтобы город прекратил свое существование, была отключена подача электроэнергии и воды, сожжен частный сектор. Еще какое-то время две улицы оставались населенными, сегодня в Кадыкчане живет лишь один пожилой мужчина. Мертвый город. Мертвые города-призраки РоссииМертвый город. Мертвые города-призраки РоссииМертвый город. Мертвые города-призраки России
  2. Нефтегорск . До 1970 года город назывался Восток. Численность его слегка превышала 3000 человек, большинство из которых были заняты в нефтедобывающей отрасли. В 1995 году случилось сильнейшее землетрясение: большинство зданий разрушилось, и практически все население оказалось под руинами. Выживших переселили, а Нефтегорск так и остался городом-призраком России. Мертвый город. Мертвые города-призраки РоссииМертвый город. Мертвые города-призраки России
  3. Молога . Город находится в Ярославской области и существует еще с 12 века. Раньше это был крупный торговый центр, но к началу 20 века его население не превышало 5000 человек. Правительство СССР в 1935 году приняло решение затопить город, чтобы успешно построить гидроузел вблизи Рыбинска. Людей выселяли насильно и в кратчайшие сроки. Сегодня призрачные здания можно увидеть дважды в год, когда снижается уровень воды. Мертвый город. Мертвые города-призраки РоссииМертвый город. Мертвые города-призраки РоссииМертвый город. Мертвые города-призраки России

Городов с подобной судьбой в России немало. В одних случилась трагедия на предприятии, например, в Промышленном, в других просто иссякло месторождение полезных ископаемых, как в Старой Губахе, Иультине и Амдерме.

Рекомендуем посмотреть на  город Эфес .

Из Чаронды год за годом уезжала молодежь, в результате чего город со временем вымер полностью. Много военных поселений просто прекращало свое существование по приказу сверху, жители переезжали на новые места, бросая жилища. Считается, что в каждом регионе есть подобные призраки, но о большинстве из них мало что известно.

что случилось в поселке Северной Осетии — Рамблер/субботний

«Город мертвых»: что случилось в Северной Осетии

Фото: Кириллица

В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона — «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.

История некрополя

Некогда Даргавс был большим — по масштабам Осетии — поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.

Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая — 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.

По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании. Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор, девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор, только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь — до этого небольшой — сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно — почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Видео дня. Кот и пес сцепились из-за коробки

Читайте также

«Город мёртвых» в Северной Осетии

Древнее селение Даргавс располагается в глубине Даргавского ущелья, на правом берегу реки Гизельдон. Эта местность была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тыс. н.э.

В Даргавсе находится крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник, образно именуемый «Городом мертвых». По южному склону горы Раминырах спускаются вниз к реке светло-желтые постройки, где нашли вечный покой целые поколения горцев.

Архитектурный ансамбль «Города мертвых» состоит из 97 сооружений, относящихся к трем основным типам: надземные склепы с пирамидально-ступенчатым перекрытием, надземные склепы с двускатным перекрытием и полуподземные склепы, впущенные одной стороной в склон.

В погребальном инвентаре «Города мертвых» много привозных вещей: восточные ткани, русская стеклянная посуда и бутылки, табакерки, грузинская и дагестанская керамика, дагестанская инкрустация металлом по дереву. Отсюда видно, что горная Осетия отнюдь не была изолирована от внешнего мира, хотя хороших дорог до XIX века не было.

Склепы Осетии долгое время не изучались. До революции это было исключено – всякий, кто рискнул бы проникнуть в склеп, мог поплатиться за это жизнью. Но и позднее, до 1967 года, археологических работ по изучению этих ценнейших памятников почти не велось. Известную роль сыграла и «дурная репутация» склепов. Народ окружил склепы мрачными слухами и поверьями.

Сегодня в Осетии еще можно услышать традиционные рассказы о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить здоровых людей, больные целыми семьями, с детьми на руках, уходили в заранее построенные склепы и там умирали. А оставшиеся в живых боялись даже подходить к склепам.

Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. В результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII – первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч. Осетины находились тогда на грани вымирания. Не удивительно, что эта трагедия так глубоко запечатлелась в народной памяти.

Среди северокавказских «городов мертвых» Даргавс является самым большим и богатым. В 30-х годах XIX века осетины начали переселяться с гор на предгорную равнину, и только тогда были прекращены погребения в склепах.

В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года. В результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без почти связи с внешним миром.

Фото: Антон Агарков

«Город мертвых»: почему так называют поселение в Северной Осетии

В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона – «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.

История некрополя

Некогда Даргавс был большим – по масштабам Осетии – поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.

Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая – 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.

По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании.
Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь – до этого небольшой – сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно – почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Читайте также:

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *