Волшебные фонтаны города на Неве — светомузыкальные и поющие фонтаны в Петербурге
Фонтаны Санкт-Петербурга являются неотъемлемым элементом архитектуры Санкт-Петербурга. Формируя облик города, они имеют богатейшую историю и большое культурное значение. Большинство из них служат петербуржцам памятниками старины.
История первых фонтанов в Санкт-Петербурге
Сооружение первых фонтанов в Санкт-Петербурге началось в 1705 году в Летнем саду. Идея их создания принадлежала Петру I. В середине XVIII века фонтаны появились в дворянских усадьбах, которые строились на берегах рек Фонтанки и Мойки.
Старейшими сохранившимися в Санкт-Петербурге фонтанами являются фонтаны-поилки, расположенные вдоль бывшей Царскосельской дороги. Они были построены в первом десятилетии XIX века. Особую популярность фонтаны в городе на Неве приобрели во второй половине XIX — начале XX вв. Также при СССР любили их возводить в 1930-е и 1950-е гг.
Тогда были построены фонтаны в партерном саду Смольного в 1934 году и мемориальный фонтан «Слава» («Венок Славы») в Московском парке Победы в 1949 г. Во дворах жилых домов и общественных зданий было сооружено множество типовых фонтанчиков, которые сейчас, как и окружающие их беседки, скамейки и павильоны, требуют восстановления. Увы, сегодня фонтаны 1970-х и 1980-х годов находятся в нерабочем состоянии.
Сообщаем радостную новость: в день поэзии стартовал опрос «Фонтан для горожан» на предмет восстановления фонтанов в Петербурге. По итогам опроса — в 2019 году будет восстановлено 3 фонтана в городе, которые были выбраны путем голосования горожан, как сообщалось в Санкт-Петербург центре.
Светомузыкальные и поющие фонтаны Санкт-Петербурга
Мы же в этой публикации расскажем вам о том, какие светомузыкальные и поющие фонтаны пользуются большой популярностью среди петербуржцев и гостей города. Среди этих комплексов особенно можно отметить вечернее шоу фонтанов на Московской площади и перед Финляндским вокзалом, когда струи воды танцуют под музыку в лучах разноцветных огней.
Но есть в городе и другие фонтаны, весьма самобытные и единственные в своём роде, не имеющие аналогов в России и которым найти равных в мире трудно, с изысканной подсветкой и «умными» изображениями, необычными решениями и музыкой. Обо всё этом и пойдёт речь ниже.
исторические, поющие и с иллюминацией
Подлинное величие любого города состоит не только в его богатой и славной истории, длинном списке громких имен и событий с ним связанных. Важны и другие вещи: привлекательная архитектура, развитая городская среда, различные инженерные сооружения, облегчающие жизнедеятельность такого сложнейшего «организма», как современный мегаполис и многое другое.
Ярким примером таких инженерных «фишек», подчеркивающих эстетическое лицо города, могут служить фонтаны. Их современное многообразие впечатляет. Они бывают: уличными и интерьерными, природными и скульптурными, цветовыми и «поющими», предназначенными для купания отставных бойцов ВДВ и наконец, просто питьевыми.
Можно смело заявить, что с фонтанами в Санкт-Петербурге, все обстоит очень хорошо. Большинство из них находится в самых оживленных местах города, на пути популярных туристических маршрутов.
Далее будет представлена символическая пятерка наиболее интересных фонтанов Петербурга. Пусть они относятся к самым разным историческим эпохам, уникальны и привлекательны, каждый по-своему. Объединяет же их впечатляющее слияние двух природных стихий – воды и воздуха. И все они являются подлинными драгоценностями архитектурного убранства Санкт-Петербурга.
Фонтаны в Летнем саду
Осмотр исторического центра города неминуемо приведет любопытствующего туриста к Летнему саду. Именно здесь появились первые фонтаны Петербурга, еще в далеком 1705 году. Петр I с самого основания Северной столицы России пытался привнести в нее все самые модные архитектурные веяния той эпохи. Так – Летний сад задумывался им, как прообраз Версальских парков с геометрически выверенной паутиной дорожек и непременными фонтанами.
К середине XVIII века в старейшем парке города насчитывалось более 50 фонтанов. Многие из них были скульптурными, с позолоченными фигурами персонажей из произведений Эзопа.
Третье по значительности и разрушительному эффекту Петербургское наводнение сентября 1777 года полностью уничтожило всю систему фонтанов Летнего сада. Восемь из них были восстановлены уже в XXI веке во время масштабной реконструкции паркового ансамбля. Это – фонтаны «Коронный», «Восьмигранный», «Пирамида» и другие. Так что – все в сад.
Фонтаны Петергофа
Туристическая поездка в Санкт-Петербург немыслима без посещения Петергофа. Именно здесь располагается один из самых грандиозных и красивых фонтанных комплексов в мире. Большой каскад Нижнего парка – это около 60 действующих фонтанов, более двух сотен скульптур и рельефных композиций, созданных в стиле барокко и образующих единое архитектурное пространство с Большим дворцом.
Центральное место ансамбля занимает скульптурная группа изображающая поединок Самсона со львом. В общем, как говорят англичане, это настоящее must visit place.
Поющие фонтаны в Петербурге: комплекс на площади Ленина
Это одно из нескольких мест в городе, где можно увидеть изумительное по красоте светомузыкальное шоу. Комплекс фонтанов – это 20 чаш, центральная из которых оснащена подсветкой и несколькими каскадами. Музыкальное сопровождение для шоу написано местным композитором Сергеем Баневичем.
Рабочее расписание поющих фонтанов на площади перед Финляндским вокзалом:
- ежедневный запуск с 10 утра до 11 вечера;
- по будням шоу начинается в 12 дня и 9:40 вечера;
- по праздникам и выходным – в 12 дня, 8, 9, 9:40 вечера.
Поющие фонтаны Санкт-Петербурга: комплекс на Московской площади
Крупнейшая площадь Европы неминуемо встретится туристу на пути из аэропорта Пулково к центру города. Комплекс из 11 фонтанов был открыт здесь после реконструкции в 2006 году. Музыкальное сопровождение – лучшие мелодии советских композиторов из кинофильмов, оркестровые хиты Поля Мориа.
Расписание работы фонтанов на Московской площади:
- фонтаны запускаются каждый день с 11 утра до 11 вечера;
- двадцатиминутное шоу начинается в 12 дня, 4, 8 и 9 часов вечера по будням;
- в те же часы плюс еще и в 7 вечера по выходным и праздникам.
Фонтан в Александровском саду
Самое значительное гидротехническое сооружение Санкт-Петербурга, построенное в XIX веке. Фонтан был торжественно открыт в 1879 году при большом скоплении публики. Пройти мимо него никак не получится. Фонтан расположен в самом центре Александровского сада, перед зданием Адмиралтейства. Здесь же начинается одна из главных исторических улиц города – Гороховая.
Список фонтанов Санкт-Петербурга не исчерпывается приведенными примерами. Всего в городе насчитывается более 60 действующих фонтанов и 4 фонтанных комплекса. Вдобавок имеется целый ряд неработающих экземпляров, ждущих внимания реставраторов.
Что касается открытия и закрытия фонтанов Санкт-Петербурга, то они проходят в традиционные дни. Время ежегодного открытия фонтанного сезона – середина апреля. Закрытие фонтанов Петербурга проходит в формате праздника в середине сентября. Турфирмы даже проводят специальные экскурсионные туры в Петергоф в эти дни.
Тем же, кто планирует посетить с дружеским визитом город на Неве, остается лишь определиться с одним из множества великолепных фонтанов этого города для символического броска монетки. Ведь возвращаться в Питер все равно придется.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
информация и фото, где находится Фонтаны Петергофа
Фонтаны Петергофа (Санкт-Петербург, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.
В оформлении своей летней резиденции, которая должна была не уступать Версалю по своей роскоши, Петр I самую важную роль отводил фонтанам. Император в своих указах подробно разъяснял, как и где следует соорудить фонтан или каскад. Несмотря на то, что Петергоф сильно пострадал в годы фашистской оккупации, многие из фонтанов времен Петра I действуют уже более 300 лет и мировая слава их не меркнет. Последняя реставрация была проведена в 1995 г. В Нижнем и Верхнем парке Петергофа насчитывается около 150 фонтанов и каскадов. Описать все их не представляется возможным, но не упомянуть хотя бы некоторые из них — мы не в силах.
Фантастическое зрелище представляет собой Большой каскад, сверкающий золотом скульптур и серебром водных струй. В центре водного ковша взмывает ввысь мощная струя фонтана «Самсон», а с заливом каскад соединяется Морским каналом. Большой каскад — самое значительное сооружение фонтанной системы Петергофа и блестящий памятник искусства барокко.
Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802) символизирует произошедшую в день святого Сампсония победу России над Швецией, в эмблематику герба которой входит лев.
Два больших фонтана «Чаши» находятся по обеим сторонам от Большого каскада и композиционно поддерживают огромный водяной столб «Самсона». Ансамбль партера Нижнего парка складывается из этих мощных фонтанов, Больших цветников и мраморных Воронихинских колоннад, с крыш которых из золотых ваз бьют струи, стекающие в полукруглые чаши. Позади западной Воронихинской колоннады расположен забавный Фаворитный фонтан. В небольшом бассейне движутся по кругу 4 утки и догоняющий их мопс, при этом раздаются лай и кряканье. Этот фонтан служит примером замысла Петра I соорудить вдоль Морского канала 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа.
Позади западной Воронихинской колоннады расположен забавный Фаворитный фонтан. В небольшом бассейне движутся по кругу 4 утки и догоняющий их мопс, при этом раздаются лай и кряканье.
Одни из самых красивых фонтанов Петергофа — Римские фонтаны, названные так по схожести с фонтанами на площади перед собором Святого Петра в Риме. На массивном мраморном кубическом пьедестале покоится огромный диск, на нем — пьедестал меньшего размера с еще одним диском, из центра которого бьют пять струй. Фонтаны отделаны цветным мрамором, золотыми гирляндами, венками и маскаронами. Рядом с Римскими фонтанами струятся по склону воды каскада «Шахматная гора», ступени которого расписаны под шахматную доску. Впрочем, поначалу каскад называли «Драконовой горой», так как вход в верхний грот охраняют три дракона, из раскрытых пастей которых изливаются мощные потоки воды.
Много замечательных фонтанов устроено в Монплезирском саду, примыкающем к дворцу Монплезир — любимому детищу Петра, желавшего из своих окон видеть и Петербург, и Кронштадт, и северный берег Финского залива. Самый большой из них — фонтан «Сноп», с четырех сторон его окружают фонтаны-колоколы: скульптуры Психеи, Фавна, Аполлино и Вакха установлены на пьедесталах в виде перевернутых чаш, с которых стекает вода. Две скромные белые скамьи в Монплезирском саду не так просты, как кажется на первый взгляд. Стоит к ним приблизиться, как вас тут же настигнут тонкие струи воды. И это не единственные в Петергофе фонтаны-шутихи. Вот, например, «Дубок» — дерево, окруженное тюльпанами, и две скамейки рядом с ним. Желающего рассмотреть так поздно цветущий тюльпан тут же обдает струей воды, отступление под дерево лишь добавляет мокроты ощущений, а бегство к скамейкам, из которых тоже внезапно начинает бить вода, завершает дело. Есть в Нижнем парке и еще несколько шутих, но мы предоставим вам возможность самим узнать, каких именно.
График работы фонтанов
Фонтаны работают только в летний период, с конца апреля примерно до середины октября. Фонтаны Большого каскада торжественно запускают каждый день в 11:00 под музыку Глиэра «Гимн Великому городу» и выключают в 18:00. Весенний праздник торжественного открытия фонтанов проходит обычно в середине мая.
Закрывают сезон тоже торжественно — Осенним праздником фонтанов примерно в середине сентября. В середине октября их выключают на зиму и включают только в конце апреля.
Адрес: Санкт-Петербург, Петергоф.
Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) — Википедия
Петерго́ф (нем. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год[1] — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века[2].
В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.
Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).
Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.
В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних[3].
Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.
После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи, когда было принято решение о переносе столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 г. Во время войны в годы 900 — дневной блокады Ленинграда (1941—1944) осенью 1941 г. был оккупирован немецкими войсками. Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако все каскады ансамбля были практически полностью разрушены артиллерией.
После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж. В 1983 г. было воссоздано 155 музейных объектов.
Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад, Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф».
Большой каскад и Большой дворецЦентральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.
Фонтан «Нептун»Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны
- «Дубовый» (1734 год)
Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».
Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году
- Фонтаны Квадратных прудов
Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.
Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.
К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.
Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью парк восстановлен в 1968 году
Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооружённый в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.
В первые же дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя 8 лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.
Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.
Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.
Ансамбль центральной части[править | править код]
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.
Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.
Морской канал и аллея фонтанов
Большой дворец и Морской канал Морской каналВоронихинские колоннады
Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.
Фонтаны «Адам» и «Ева»
Ансамбль западной части[править | править код]
Дворец Марли
Дворец Марли на осеннем закатеДворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.
Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.
Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»)[4].
Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены[4].
Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.
Каскад «Золотая гора»
Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».
Фонтан «Китовый»
Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.
Ансамбль восточной части[править | править код]
Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)
Каскад «Шахматная гора»Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.
В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.
Высота фонтанов более 10 метров.
Дворец МонплезирДворец Монплезир
В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.
Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.
После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора[5].
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.
Екатерининский корпус
Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.
Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.
В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.
Фонтан «Пирамида»
В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.
Фонтан «Сноп» Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Фонтан-шутиха «Диванчики». Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.
Фонтан-шутиха «Ёлочки». Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.
- Почтовые открытки 1907 года
-
Вид парка со стороны дворца
-
Фонтан «Монплезир»
-
Фонтан «Пирамида»
-
Фонтан «Адам»
Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков[6].
Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, — нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля. История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Пётр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Пётр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.
Пока шло строительство верхнесадских прудов, Пётр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Пётр сразу же оценил все преимущества, которые даёт естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотёком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек[7].
Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее — канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.
Фонтанное строительство в 1730—1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755—1769 годах заменили чугунными.
Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825—1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочерёдно, отдельными участками.
Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.
- ↑ Меняем Петродворец на Петергоф
- ↑ Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Кн. V. Парки Петергофа. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. — 346,[1] с.
- ↑ Владимир Ефимов: «ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ „РУССКИЙ ВЕРСАЛЬ“ В СТРЕЛЬНЕ», журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство» № 3(46) 2010 год
- ↑ 1 2 Раскин А. Г., Кючарианц Д. А. «Петергоф. Дворцы, музеи, парки, фонтаны». СПб, 2005.
- ↑ Голдовский Г. Н., Знаменов В. В. Дворец Монплезир в Нижнем парке Петродворца. Л., 1976.
- ↑ Мосякин А. Г. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. Санкт-Петербург, «Паритет», 2014. — 432 с., илл. -ISBN 978-5-93437-405-2
- ↑ Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Кн. V. Парки Петергофа. Санкт-Петербург:Нестор-История, 2016. — С.300