22 фотографии американских гангстеров начала ХХ века
Гангстеры США известны далеко за пределами Америки. О них снимают фильмы, и об их деятельности есть множество легенд. Все они отличались умом, хитростью и особой жестокостью.
Эпоха гангстеров началась с принятия в США сухого закона. Именно тогда в Америке начали появляться уличные группировки. Нововведение спровоцировало подпольную деятельность. Тогда-то и начал действовать один из самых известных гангстеров — Аль Капоне. Он контролировал черный рынок алкоголя. Позже стали появляться и другие банды, которые контролировали разные сферы: проституцию, продажу оружия, наркотиков. Банды постоянно воевали друг с другом, стремясь стать главными. Вот несколько представителей того легендарного и жестокого для США времени.
Гроза улиц Вальтер Смит. Занимался уличными разбоями и заказными убийствами для мафии. Смит не любил оружие и убивал людей голыми руками в темных переулках, сворачивая им головы. Пометка в уголовном деле: имеются ярко выраженные садистские наклонности, отсутствует чувство страха, может кусаться, сажать только в одиночку.
Воровка и аферистка по имени Вера. Она прикидывалась доброй соседкой и втиралась в доверие к жильцам, а потом обворовывала квартиры. Кроме того вместе с мафией обчищала ювелирные магазины, отвлекая при ограблении.
Молодому человеку с фотографии всего лишь двадцать лет. Однако в столь юном возрасте он состоялся как вор магазинов и жилых домов. В уголовном деле отмечено, что склонен к побегу и паникерству, ловок, хитер и особо опасен.
Мистер Скукерман, аферист по ценным бумагам и мошенник, работал на мафию.
Беспризорник и воришка маленький Шмидт. Был курьером у мафии: передавал записки между притонами и магазинами. Если его ловили полицейские, то он тут же съедал записки.
Двое вышибал. Выбивали деньги из бизнесменов и тех, кто был должен мафии. Отнимали не только деньги, но и здоровье, а иногда и жизнь.
Гангстеры из Лос-Анджелеса Далтон и Грейси, элита американской мафии. «Крышевали» профсоюзы заводов и фабрик, занимались ипподромами и азартными играми. Частенько убивали конкурентов и стукачей.
Еще один опасный гангстер из Лос-Анджелеса Сидни Келли. Работал на мафию в других штатах. Заказные убийства, наркотики, вооруженные нападения, сутенерство — все числилось за ним.
Фитч по кличке Плавный из Чикаго — угонщик автомобилей. Воровал автомобили для темных дел мафии, а также угонял машины и продавал на запчасти.
Четверка известных преступников из Чикаго. Занимались грабежом банков, инкассаторов, ювелирных магазинов. Ни одного свидетеля не оставили в живых.
Матерые бандиты из Чикаго. Прикрывали банду известного гангстера Джона Диллинджера. «Крышевали» наркоторговцев и бизнесменов, занимались ограблением, проституцией, азартными играми. Двое мужчин справа — братья. Однажды они забили до смерти информатора полиции мясницкими крюками и повесили его тело на одной из центральных улиц табличкой: «Он говорил очень много и все не тем людям».
Путаны-наводчицы, которые работали на мафию. Знакомились с богатыми мужчинами, крутили с ними романы, а потом всю информацию передавали бандитам. В лучшем случае все заканчивалось ограблением.
Братья Фарлейн, у которых была целая банда. Они грабили на дорогах и в дальних районах штатов. Крайне опасны и жестоки.
Бухгалтер мафии из Чикаго. Он раскаялся в содеянном в тюрьме, так как на него оказали большое давление полицейские. После этого сразу же его нашли повешенным. Скорее всего, насильно. На его груди была табличка: «Я все сказал и на век замолчал».
Посередине — гангстер «Кровавый Флетчер». Его банда совершила огромное количество заказных убийств, также они похищали людей, в том числе и детей высокопоставленных лиц. В уголовном деле есть пометка, что их нужно посадить в одиночки, иначе в споре могут друг друга убить.
Смит «Костяная рука» возглавлял банду Чикагских гангстеров. Рядом с ним его помощник Джонс. «Крышевали» проституток, занимались наркотиками, азартными играми, грабили инкассаторов и богатых американцев.
Члены мафии, которые контролировали часть Нью-Йорка. Они отвечали за поставки алкоголя и табака, а также за профсоюзы рабочих. Не гнушались убийств и налетов. Были близки с Джоном Джиллинджером.
Поделись с друзьями:
Американские гангстеры. Известные гангстеры :: SYL.ru
В некоторых странах, в первую очередь в Америке, членов преступных группировок называют гангстерами. Они являлись участниками мафиозных кланов, некоторые из них действовали самостоятельно. Это была целая культура, пусть преступная, но многие американские гангстеры стали весьма знаменитыми в свое время. Про них слагали легенды, их боялись, ведь некоторые гангстеры Америки в свое время были боссами преступного мира. Впрочем, эта известность остается за ними и по сей день, даже через много лет после их смерти.
Кто такие гангстеры
В начале XX века в Соединенных Штатах Америки происходило стремительное экономическое развитие. Добыча полезных ресурсов, промышленные предприятия, банки – все это уже тогда делало экономику США одной из самых крупных во всем мире. В этих условиях открывались большие перспективы для преступной деятельности.
Многие известные американские гангстеры начинали свою карьеру с мелких преступлений, занимаясь разбоями и грабежами, продажей наркотиков и оружия. Весьма выгодным являлось бутлегерство – незаконное производство, контрабанда и сбыт спиртных напитков, которые были запрещены в Америке в 20-30-х годах XX века так называемым сухим законом.
Крупные банды появились в США еще в XIX веке, значительное место в преступном мире занимали прибывающие иммигранты – итальянцы, ирландцы, евреи, которые чем только не занимались. Но в основном образ американского гангстера ассоциируется с ограблениями банков, с сухим законом и Великой депрессией. Изначально гангстерами считали именно участников преступных группировок, позже этим словом стали называть и одиночек.
Приведем здесь несколько примеров наиболее известных гангстеров Америки.
Фрэнк Костелло
Настоящее имя Франческо Кастилья. Родился в Италии в 1891 г., но через несколько лет его семья переехала в Америку. Там он взял себе имя Фрэнк Костелло и в тринадцатилетнем возрасте стал участником преступной группировки. Первое время он совершал мелкие преступления, в 1915 г. попал в тюрьму за незаконное ношение оружия. Отсидев 10 месяцев, решил заняться более серьезными делами.
Вместе с Чарли Лучано, с которым они стали хорошими друзьями, занимался азартными играми и бутлегерством. Впоследствии приобрел большое влияние и даже имел связи среди политиков, которыми могли похвастать немногие американские гангстеры. Эти связи помогали ему вести дела и избегать наказания. Умер своей смертью в 1973 г.
Фрэнк Лукас
Этот знаменитый американский гангстер родился в 1930 г. в Северной Каролине. В возрасте 14 лет срочно переехал в Гарлем, причиной чего стал конфликт с бывшим работодателем. Там вступил в группировку «Бампи» Джонсона, где, работая личным водителем криминального авторитета, получил бесценные навыки и опыт, которые впоследствии позволили Лукасу самому стать влиятельным гангстером.
Известность к Фрэнку Лукасу пришла благодаря его организаторским способностям. Во время войны во Вьетнаме Лесли Аткинсон, сержант американской армии в отставке, его кузен и подельник, помог Лукасу реализовать план транспортировки крупных партий героина. Для этого использовались самолеты американской армии, перевозившие тела погибших солдат на Родину. Как заявлял сам Фрэнк Лукас, наркотики перевозились прямо в гробах с телами, но эта версия впоследствии так и не подтвердилась.
Карло Гамбино
Родился в 1902 г. на острове Сицилия в семье, на протяжении не одного столетия бывшей частью итальянского мафиозного клана. К преступной деятельности приобщился с юного возраста, а с 19 лет начал убивать по заказу. В связи с политической обстановкой в Италии и набирающим обороты фашистским движением Гамбино переехал к своему кузену Полу Костеллано в Америку.
В 50-х годах главой семьи становится Альберт Анастазия, но Гамбино считает, что пришло его время. И в 1957 г. в конце концов решается пойти на устранение Анастазии. Став боссом, он держит семью в железном кулаке, под его управлением мафиозный клан процветает и расширяет сферы влияния. На Гамбино работали гангстеры Чикаго, Нью-Йорка и многих других крупных американских городов.
Чарли Счастливчик Лучано
Сальваторе Лючиана родился на Сицилии в 1897 г. Когда ему было девять лет, его семья иммигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке, где в дальнейшем и началась его преступная карьера в банде «Пять Точек». Группировка занималась рэкетом и проституцией. В 1929 г. на Лучано было совершено покушение, но он остался жив. В связи с этим случаем он получает прозвище Счастливчик.
К 1935 г. Лучано становится весьма влиятельным, его авторитет признается не только в Нью-Йорке – американские гангстеры всей страны называют его Боссом боссов. Однако уже в следующем году Счастливчика приговаривают к большому сроку тюремного заключения. Во время Второй мировой войны ВМС США пришлось обратиться к Лучано за помощью в высадке войск в Италии, за это его досрочно освободили из тюрьмы, но при условии, что он навсегда покинет Америку. В 1962 г. скончался в результате сердечного приступа.
Аль Капоне
Пожалуй, Аль Капоне можно назвать гангстером № 1. Альфонсо Габриэль Капоне родился в 1899 г. в Бруклине, его родители иммигрировали в Штаты из Италии. В преступном мире начинал с работы вышибалой, а в двадцатилетнем возрасте переехал в Чикаго. Столица американских гангстеров открывала перед молодым преступником большие перспективы. Природа наделила Аль Капоне развитым интеллектом, которым он успешно пользовался, двигаясь вверх в преступной иерархии.
Занимаясь бутлегерством, азартными играми и сутенерством, гангстер № 1 уже к 1925 г. стал главой преступного клана. Он любил находиться в центре внимания и слыл жестоким человеком, доказательством чему служит устроенная им «бойня в День святого Валентина», в которой погибли многие простые гангстеры Чикаго, а также главы различных преступных группировок. В конце концов правоохранительные органы смогли засадить Аль Капоне в тюрьму лишь в 1931 г., предъявив ему обвинение в неуплате налогов. В тюрьме бывший гангстер потерял свое здоровье и умер в 1947 г.
Многие американские гангстеры закончили жизнь в перестрелках с полицией или в междоусобных войнах мафиозных кланов. И лишь некоторые, такие как Фрэнк Костелло или Счастливчик Лучано, умерли своей смертью. Впрочем, знаменитыми стали тоже единицы. О них писали книги и снимали фильмы, а тема организованной преступности является практически полноценным элементом американской культуры.
Гангстер (фильм, 2007) — Википедия
«Гангстер» (англ. American Gangster) — американский биографический криминальный фильм 2007 года режиссёра Ридли Скотта. Мировая премьера состоялась 2 ноября 2007 года. Дата выхода в России — 13 декабря 2007 года.
Основное действие фильма разворачивается с 1968 года до середины 1970-х годов. После смерти хозяина Фрэнк Лукас (Дензел Вашингтон), тихий водитель гарлемского преступного авторитета Бампи Джонсона (Кларенс Уильямс III), решает создать собственную криминальную империю. Его специализация — героин, который он ввозит напрямую из Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме. Лукас считает себя бизнесменом и конкурирует с другими группировками по всем правилам рыночной экономики, предлагая более качественный продукт по более низкой цене. Зарабатывая миллион долларов в день и придерживаясь однажды установленных для себя правил игры, он становится идолом для всего Гарлема, но по следам Фрэнка уже идёт Ричи Робертс (Рассел Кроу) — редкий для Нью-Йорка образец честного полицейского, ненавидимого коллегами.
Принципиальный детектив полиции Ричи Робертс учится на юриста и планирует стать адвокатом. Разнося повестки со своим напарником, они получают наводку на букмекера, который нелегально занимается азартными играми. Он припарковывает машину на стоянке. Полицейские считают что в машине нелегальные лотерейные билеты и решают ждать. В конце концов они вскрывают машину, где в багажнике обнаруживают миллион долларов. Ричи сдаёт в полицейский участок найденные деньги, чем вызывает у своих коллег недоверие и презрение: «Копы убивают копов, которым не верят».
Покупая очередную партию наркотиков у итальянского мафиози, Лукас узнаёт, что полицейские наладили поставку героина через французский канал, разбавляют его и перепродают местным наркоторговцам, тем самым подмяв под себя весь бизнес. Фрэнк встречается с двумя знакомыми наркоманами, служившими ранее во Вьетнаме и интересуется своим кузеном Нэйтом, служившим там офицером и осевшим в Бангкоке.
К Фрэнку приходит один из авторитетов Гарлема — Танго и начинает качать права, требуя 20 % от прибыли. Но Фрэнк даёт понять, что платить не собирается.
Вскоре Фрэнк решает позвонить своему кузену Нэйту в Бангкок и договаривается о встрече. Берёт кредит на 400 000$, поделившись с менеджером. Он едет в Бангкок к Нэйту, который ведёт его к синдикату, производящему героин и договаривается о первой пробной партии в 100 кг без посредников. Налаживает поставку наркотиков в США в цинковых гробах вместе с возвращаемыми на родину останками павших солдат. В лаборатории его фасуют и начинают продавать товар «лучше, чем у конкурентов, по цене ниже, чем у конкурентов» под маркой «Блю Мэджик». Дела пошли в гору и Фрэнк перевозит семью из Северной Каролины в элитный район Нью-Йорка в большой особняк. Своих братьев он подключает к своему делу. На глазах у всех, в том числе и своих братьев, он убивает Танго за его долги. С помощью своих братьев Фрэнк выстраивает сеть торговых точек в Бруклине, Квинсе, Нью-Джерси и в Бронксе «от реки до реки».
Напарник Риччи крепко подсел на наркоту и попадает в переделку: пытаясь украсть очередную дозу, он убивает торговца. На выстрелы сбегаются жители коммуналки. Он звонит Риччи с просьбой о помощи. Риччи приезжает на место и разруливает ситуацию, но уже по дороге в машине скорой помощи понимает что, напарник — наркоман и даёт ему понять, что сдаст его. Напарник сбегает от Риччи. Вскоре его находят мёртвым — всему виной новый наркотик на улицах — «Блю Мэджик».
На пути становления главой, на одной из вечеринок Фрэнк знакомится с Мисс Пуэрто-Рико — Евой и влюбляется в неё. Позже он знакомит её со своей матерью и женится на ней.
Жена детектива Риччи подаёт на развод и собирается уезжать, в дальнейшем они будут видеться только в суде. Жена пытается увезти сына, так как считает, что окружение отца будет плохо влиять на него. Кроме того у Риччи есть старый друг, который имеет отношение к преступному миру. Позже, когда Риччи начинает угрожать опасность, к нему приходит понимание, что из-за него может пострадать семья. В суде он уступает жене, просит извинения у суда за потраченное время и уходит. В полиции открывают спецотдел по борьбе с наркотиками, который будет подчинятся только шефу полиции и прокурору штата. Шеф полиции предлагает Риччи возглавлять отдел, и он соглашается. Риччи набирает себе в команду самых честных полицейских и снимает контору. Отдел начинает работу с улиц. Они выходят на одну из точек продаж. Берут под расчёт 20 000 долларов из казны и покупают на них партию «Блю-Мэджик», чтобы выйти на поставщика. Меченые деньги случайно попадают в руки специальных агентов, среди которых детектив Трупо. Трупо отдаёт Ричи его деньги, но при этом предупреждает, что бы тот не лез на его территорию. Риччи успешно сдаёт экзамен и становится лицензированным адвокатом.
Фрэнк встречается с итальянским авторитетом Домеником Каттано, договаривается на оптовую поставку товара по сниженной цене и распространение по всей стране, предлагая взамен свои связи и «покой».
8 марта 1971 года Фрэнк делает предложение Еве, а она в свою очередь дарит ему шубу из шиншиллы. В тот же день, в этой же шубе они с женой идут на бой Джо Фрейзера с Мохаммедом Али и садятся в первых рядах зрительского зала, где он попадает в поле зрения, как продажного детектива отдела специальных расследований Ника Трупо, так и детектива Риччи, который начинает собирать информацию на Лукаса.
После своей свадьбы с Евой их кортеж останавливает Трупо, и просит 10 000 долларов за спокойствие. В ответ на это Фрэнк на день благодарения присылает ему индейку в клетке и взрывает его любимый автомобиль «Шелби».
Фрэнк узнаёт, что один из авторитетов Гарлема, Ники Барнс, продаёт разбавленный товар под маркой «Блю-Мэджик». И он едет к нему в клуб и просит его сменить название. Между Ники и Фрэнком возникают разногласия. Недовольный Трупо ловит Фрэнка и его брата Хьюи Лукаса с небольшим остатком товара, который и забирает. При этом Лукас уже находится под наблюдением Риччи и его парней.
Риччи хорошо сел на хвост Фрэнку. Ему звонит его друг и просит о встрече, на которой просит его отстать от Фрэнка Лукаса, предлагая ему взамен дом в Аспене и даже намекая на угрозу. Естественно, Риччи отказывается от дома, не боясь угроз. Он понимает, что поставщиком «дури» в страну является Фрэнк Лукас, ставит его на первый план и принимает решение взять его. На Лукаса и его жену совершают покушение, при котором Фрэнк получает ранение в правую руку. Жена предлагает уехать подальше, но Фрэнк ни от кого бегать не собирается.
По этому поводу Ник Трупо приходит к Риччи и предлагает работать вместе по организации безопасности «дойной коровы» — Фрэнка Лукаса, но понимает, что ошибся. Риччи ему отвечает «В Нью-Джерси все сумасшедшие. Копы ловят бандитов».
27 января 1973 годжа объявляется перемирие во Вьетнаме. Это означает конец каналу Лукаса. Фрэнк звонит Нэйту и получает дурные вести. Фрэнк летит во Вьетнам и снова договаривается о новых партиях. В это время кузена Френка Джимми ловят на покушении на убийство и вербуют его. Вешают на него микрофон, благодаря чему получают важную информацию о планируемой поставке. Тем временем Трупо нелегально начинает обыск в доме Лукаса, избивает родных, убивает его собаку и под конурой пса находит свои «наградные».
Риччи Робертс получает ордер на обыск самолёта, на котором груз должен был быть доставлен в США, но ему не дают обыскать гробы с останками тел погибших американцев. По возвращению из Вьетнама Фрэнк намеревается убить Трупо, но его мать понимая, что сын будет мстить за вторжение и надругательство над родными, запрещает ему этого делать.
Ребята Риччи следят за перемещением гробов. Глубокой ночью за грузом приезжает фургон из химчистки Байона. В фургоне замечают бейсболиста Стиви Лукаса — племянника Фрэнка. В фургон загружают груз и он едет в сторону города. Риччи запрашивает ордер на задержание, и собирает людей для проведения операции. Операция по задержанию начинается уже под утро. Толпа полицейских поднимается на этаж и врывается в лабораторию. При задержании убивают Стиви и ловят Хьюи Лукаса. Остальных братьев вяжут на точках по всему городу. Самого Фрэнка берут в тот момент, когда он выходит из церкви с матерью. Фрэнк предлагает Робертсу взятку, но Риччи отказывается и предлагает сотрудничество. У Фрэнка свои счёты с полицией, и он соглашается с условием, что Риччи посадит всех грязных полицейских, которых он сдаст. Они приходят к соглашению и начинается работа, в результате которой были задержаны три четверти агентства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Нью-Йорка.
Фрэнку Лукасу дали 70 лет тюремного заключения. Благодаря тому, что он сотрудничал с властями, а также благодаря работе самого Риччи Робертса в качестве адвоката мистера Лукаса, его срок сократился до 15 лет. Фрэнк Лукас был выпущен на свободу в 1991 году. В финальной сцене показывают как одинокий и пожилой Фрэнк Лукас выходит из тюрьмы и никто его не встречает.
В режиссёрской версии финального эпизода, когда Лукас выходит из тюрьмы, его встречает Риччи и они вместе идут по улицам Гарлема, болтая и попивая кофе.
Фильм основан на реальных событиях, со слов самого Лукаса.
- 2008 — 2 номинации на премию «Оскар»: лучшая женская роль второго плана (Руби Ди), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Бет А. Рубино)
- 2008 — премия «Спутник» за лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 3 номинации: лучшая мужская роль — драма (Дензел Вашингтон), лучшая женская роль второго плана — драма (Руби Ди), лучшая песня («Do You Feel Me»)
- 2008 — 3 номинации на премию «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Дензел Вашингтон)
- 2008 — 5 номинаций на премию BAFTA: лучший фильм (Брайан Грейзер, Ридли Скотт), лучший оригинальный сценарий (Стивен Заиллян), лучшая музыка к фильму (Марк Стрейтенфелд), лучшая операторская работа (Харрис Савидис), лучший монтаж (Пьетро Скалия)
- 2008 — премия Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль второго плана (Руби Ди), а также номинация за лучший актёрский состав
- 2008 — 2 номинации на премию канала MTV: лучшая мужская роль (Дензел Вашингтон), лучший злодей (Дензел Вашингтон)
Домашние носители[править | править код]
Фильм был выпущен в формате DVD и HD DVD 19 февраля 2008 года. За первую неделю было продано 2 400 000 копий, что составило 40 600 000 долларов
Первые гангстеры Нью-Йорка — Однажды в Америке — LiveJournal
Они плыли в Новый Свет с надеждой на счастливую жизнь. Но вместо этого оказались на самом дне Америки, где им пришлось выживать милостыней, мошенничеством и грабежами…
Именно там, в самом центре самого известного города мира, два столетия назад зародилась самая знаменитая преступная организация.
Во второй половине XVIII века этот ничем не примечательный район Манхеттена представлял собой заболоченный луг, тишину которого нарушали лишь визг свиней с расположенной рядом фермы. Но город разрастался, и вскоре ферму снесли, а посреди луга выкопали пруд, куда стекалась вода из множества ручьев. Впрочем, затем исчез и пруд: его засыпали землей и камнями, превратив в площадь, к которой сходились пять улиц, благодаря чему она и получила свое название…
Примерно в 1820 году район площади Пяти Углов начал приходить в упадок, и причиной тому стало повышение уровня грунтовых вод. В подвалах многоэтажных кирпичных домов можно было пускать кораблики, а деревянные избы «колониальных времен» гнили и разваливались. В итоге все приличные люди поспешили перебраться в другие районы Нью-Йорка, а на Пяти Углах остались только те, кому уходить было некуда. Народ этот был суровый и совершенно аморальный, в чем лично смог убедиться мэр города Эдвард Ливингстон, когда его коляска во время дождя застряла в одной из глубоких луж площади, то никто и не подумал подтолкнуть «членовоз» градоначальника или сбегать за помощью. Напротив, обитатели Пяти Углов выглядывали в окна, отпускали в адрес промокшего мэра непристойные остроты и громко хохотали.В итоге Ливингстон проклял этот район, прозвал его «зловонной язвой на теле города» и приказал сделать его «отстойником» для эмигрантов самой низшей категории. К таковой относились те, кто, сходя с корабля на пристань, не имел за душой ничего, кроме грязной рубашки. То есть не мог купить себе ферму, организовать своё дело, не мог даже заплатить за комнату и обед. Такие новоявленные граждане Североамериканских Штатов автоматически причислялись к бродягам, а за бродяжничество полагался арест. Впрочем, содержать в тюрьме такое количество нищих было бы накладно, так что их просто расселяли по трущобам.
Так район Пяти Углов деградировал еще больше. Кирпичные дома, покрытые грязью и сырой слизью, с выбитыми окнами и гнилыми пристройками, соседствовали с какими-то чудовищно убогими хижинами и сараями, создавая лабиринт, в который не заглядывало солнце. Словно провода, всё это опутывали веревки с сушившимися на них застиранными лохмотьями. Внутреннее убранство жилищ было различным. Владельцы пивнушек, скупщики краденого, контрабандисты жили вполне сносно. А вот «низы» не имели ни стула, чтобы сеть, ни посуды, чтобы есть, ни кровати, чтобы спать. Печка-буржуйка была роскошью, а нужду справляли, просто выйдя во двор.
Десятки тысяч эмигрантов были втиснуты в ночлежки чуть ли не штабелями: в комнатах, на чердаках, в подвалах в несколько ярусов стояли нары или висели гамаки. Однажды в одном из подвалов восьмиэтажные (!) нары не выдержали и рухнули, покалечив полсотни обитателей этой ночлежки. Впрочем, население района постоянно «регулировалось» небывало высокой смертностью от болезней и многочисленными убийствами. Особенно большую жатву смерть собирала во время разборок местных банд.
Подавляющее большинство жителей Пяти Углов были ирландцами, которые массово эмигрировали в Америку. Однако потомки тех, кто поселился там раньше всех, кичливо называли себя «коренными американцами» и с презрением относились к своим соплеменникам, спускающимся по трапам кораблей. «Понаехали тут!» – кричали они, забрасывая их камнями. Тем не оставалось ничего другого, как объединяться в собственные группировки или, как говорят американцы, создавать движения (gang). Отсюда и прозвище членов этих преступных группировок – гангстеры.
Это был способ выживания: сильный и отчаянный шел в «бойцы», ловкий и хитрый – в воры, остальные обычно заканчивали свою недолгую голодную жизнь, кашляя кровью на грязном полу ночлежки.
Одной из самых лихих банд «понаехавших» были те самые «Мертвые кролики». Название не случайное: «кроликами» у ирландцев прозывали гопников, ну а «мертвые кролики» означало, что парни являются полными отморозками. Общее же число банд доходило до сорока, и между ними порой вспыхивали настоящие битвы, после которых десятки трупов сбрасывали с причала, закапывали в подвалах домов или просто бросали на улице. Война шла за контроль над сферами местного бизнеса (воровство, контрабанда, проституция, торговля спиртным), за звание самых крутых парней, а то и вообще просто так, из-за косо брошенного взгляда. В этом адском котле создавался фундамент американского гангстеризма, и первые камни в него заложили именно ирландцы.
А что же полиция? Правоохранительная система тогдашнего Нью-Йорка была куда более коррумпированной, чем нынешняя украинская. Полицейские открыто брали взятки и вымогали откупы, причем пирамида эта была четко отрегулирована: низшие чины несли часть денег сержантам, те отправляли долю капитану, а уже капитан полиции выплачивал городским властям солидную сумму за то, что занимает свою должность. При этом доходило до того, что полицейские разных районов и разного подчинения сами устраивали между собой побоища, сражаясь за доходные места. Словом, не слишком отличаясь от тех же бандитов.
Ситуация начала меняться лишь к концу XIX века, когда уставшие от гангстеров богачи Нью-Йорка принудили полицию начать бороться с бандами. Первые попытки не увенчались успехом – полицию просто выбили из района. Тогда копы применили тактику «маски-шоу»: несколько десятков полицейских внезапно врывались в салуны, где зависали гангстеры, и начинали нещадно бить всех дубинками, стреляя в самых строптивых из револьверов. Но на место убитых и арестованных приходили новые лихие пацаны, и число гангстеров не уменьшалось. Казалась, ситуация была просто неразрешима…
Однако в 1884 году мэр Нью-Йорка Франклин Эдсон придумал иной способ изведения преступного сообщества – незаконный и подлый, но весьма эффективный. Говорят, что его подсказали мэру китайцы, которые в то время сами начали осваивать Нью-Йорк. В район Пяти Углов начали поступать крупные партии дешевого опиума, причем содержатели опиумных притонов делали гангстерам 100 %-ную скидку. И через несколько лет от многотысячной «братвы» Манхеттена, более полувека державшей в страхе весь город, остались лишь жалкие трясущиеся наркоманы. Крупная полицейская операция по выселению бОльшей части обитателей района довершила разгром ирландских гангстеров.
Немногие сохранившиеся группировки сделали из этого серьезные выводы. Они перестали «быковать» и беспредельничать, вели свои «дела» скрытно, не афишировали свою принадлежность к преступному миру и вообще старались казаться просто «уважаемыми людьми». А еще постановили, что любой из членов банды, кто пристрастится к наркотикам, должен быть сурово наказан. Интересно, что когда спустя десятилетия лидерство в преступном мире у ирландцев перехватили итальянцы, их «доны» внимательно изучили опыт предшественников. Так, знаменитый Аль Капоне специально посещал район Пяти Углов, встречаясь со старыми «авторитетами» и слушая их мудрые советы.
Но к тому времени бывшая гангстерская Тортуга уже перестраивалась. Трущобы снесли, и на их месте выросли новые здания. Частично район вошел в состав Чайна-Тауна (китайского квартала), частично попал под застройку офисными небоскребами. Сегодня о суровом прошлом этого района Нью-Йорка можно узнать лишь по старым фотографиям, гравюрам, множеству литературных произведений и оскароносному фильму с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
Сергей Кутовой
Скоро в салуне «Мафия бессмертна» — История «сухого закона»
классика гангстерского кино, которую стоит пересмотреть к премьере «Ирландца»
27 ноября на стриминговой платформе Netflix состоится премьера гангстерского эпоса «Ирландец» Мартина Скорсезе. 77-летний режиссер работал над фильмом последние несколько лет и, по слухам, столкнулся с большими производственными проблемами. Бюджет масштабной ленты, действие которой развивается в нескольких временных промежутках, рос в процессе производства, как на дрожжах, премьера постоянно откладывалась по техническим причинам. Продвинутая технология омоложения актеров, дорогие декорации и внушительная производственная команда — справится с такой объемной лентой и уложиться в сроки не удалось даже Скорсезе.
Но сейчас проблемы «Ирландца» позади. Картину показали на Нью-Йоркском кинофестивале, сейчас она идет в ограниченном прокате в США и Англии, ее высоко оценила профильная пресса и зрители (рейтинг «свежести» на Rotten Tomatoes — 96%, оценка на IMDb — 8,7 из 10). Можно не сомневаться, что фильм Скорсезе поучаствует и в оскаровской гонке.
«Ирландец» — первый за долгие годы большой фильм про американскую мафию. В честь его выхода мы составили небольшой список классических лент, которые стоит посмотреть перед премьерой — размять зрительские рецепторы перед фильмом Скорсезе. Или после нее — чтобы сравнить, что изменилось в изображении гангстеров в Голливуде с 30-х годов XX века и до наших дней.
Истоки жанра и поздний ремейк: «Лицо со шрамом» (1932 и 1983)
Оригинальный фильм Scarface начала 30-х — пожалуй, первое эталонное кино про гангстеров в истории Голливуда. Появилось оно не случайно, а как реакция на разгул бандитизма в США времен Великой депрессии, когда гангстеры были настоящими рок-звездами. Тони Камонте, главный герой черно-белого «Лица со шрамом» был списан с Аль Капоне, но мог быть с кого угодно — например, с того же Джона Диллинджера (а Капоне, кстати, фильм понравился). Так как «Лицо со шрамом» по сути открыл жанр гангстерского кино в Голливуде, картину потом растащили на цитаты — от коллег по жанру до Квентина Тарантино.
Вышедший 50 лет спустя ремейк Брайана Де Пальмы бил в глаза ярким флоридским солнцем, а главный герой — кубинский хулиган-мафиози Тони Монтана — представлялся гангстером совсем иной формации. Злой, беспринципный, вспыльчивый, прямолинейный, с эмигрантской наглостью и матерком. Вместо пальто в пол и характерных шляп — потертая гавайская рубашка, зубочистка во рту и стол в кокаине. Де Пальма в «Лице со шрамом» показал новую организованную преступность в США, а заодно и увековечил в истории кино Майами с его знаменитым променадом, вечно высоким солнцем и шумными ночными клубами. И окончательно превратил Аль Пачино в, возможно, главного актера своего поколения: его роль в «Лице со шрамом» — одно из лучших выступлений в жанре вообще.
Трилогия Скорсезе: «Злые улицы», «Славные парни», «Казино»
До «Ирландца» Мартин Скорсезе обращался к жанру гангстерского кино много раз. В 70-х он снял «Злые улицы» — в самом деле злую и актуальную на тот момент криминальную драму о жизни молодых итало-американцев из неблагополучных районов Нью-Йорка. О таких ребятах Скорсезе знал почти все — ведь он сам вырос в таком районе. Сегодня «Злые улицы» — это все еще не просто крутое кино, но и первая работа в жанре для Скорсезе, а также первые значительные роли в карьере для Харви Кейтеля и Роберта Де Ниро. Последний в следующее десятилетие еще не раз снимется в знаковых лентах Скорсезе и превратится в альтер-эго режиссера на экране.
Де Ниро и Кейтель на съемках «Злых улиц»«Славных парней» (1990) принято считать эпитафией жанру классического американского гангстерского кино. Действительно, в нем Скорсезе как будто проводит черту под ним, как бы в одиночку закрывая большую главу в истории кинематографа. Но не тут-то было: в 90-е выйдут и «Донни Браско», и «Перекресток Миллера», и «Путь Карлито», а сам жанр окажется живее многих.
Сам же Скорсезе тоже не откажет себе в удовольствии снова погрузиться в криминальный мир страны и снимет «Казино» — последнюю совместную работу с Робертом Де Ниро до «Ирландца». Есть мнение, что именно история падения Сэма Ротстина, которому мафия передает в управление фешенебельное казино в Лас-Вегасе, — лучшая гангстерская картина в портфолио Скорсезе.
Главная сага: трилогия «Крестный отец»
Главная гангстерская сага всех времен и народов, и одновременно один из лучших фильмов о семейных ценностях в истории американского кино. Первого «Крестного отца» молодой тогда еще кинематографист Коппола снимал под пристальным надзором продюсеров, которые чуть не лишили его авторства картины (особенно «усердствовал» знаменитый Роберт Эванс). Они критиковали Копполу за все подряд — хронометраж, странный кастинг, съемки в рембрандтовской полутьме. Но режиссеру, несмотря на небольшой опыт, удалось в итоге отстоять картину, которая принесла ему славу, деньги и создала мощную репутацию — примерно до конца 70-х Коппола оставался главным режиссером США, а то и всего мира
Вторую часть про жизнь семейства Корлеоне Коппола изначально не хотел снимать, но боссы «Парамаунта» его уговорили. Продолжение «Крестного отца» многие называют идеальным сиквелом и редким примером, когда вторая часть оказалась не хуже (а то и лучше) оригинала. А еще это первый сиквел, который взял главную номинацию «Оскара» — за лучший фильм. Много лет спустя это достижение повторит лишь заключительная часть трилогии «Властелин колец» — «Возвращение короля».
Спустя 15 лет Коппола поставит точку в истории Майкла Корлеоне, выпустив заключительную, самую слабую, часть трилогии — про последние годы жизни главного героя, с которым режиссер всегда себя плотно ассоциировал. Третий «Крестный отец» уже не обладает той густой и клейкой атмосферой первых картин, он сделан более вальяжно и помпезно, но это не плохое кино. Особенно если его не сравнивать в лоб с предыдущими лентами.
Гангстеры 80-х: «Однажды в Америке» и «Неприкасаемые»
В 80-е американское кино снова повернулось лицом к гангстерскому жанру. Про «Крестного отца» и «Славных парней», которые начинали сниматься в конце 80-х, уже было выше, но нельзя не упомянуть и еще две значительные картины того периода — «Однажды в Америке» Серджо Леоне и «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы.
«Однажды в Америке»Сначала в 1984-м выступил Серджо Леоне, попытавшись обуздать второй после вестерна исконно американский киножанр. В отличие от, скажем, «Крестного отца», более конкретного и жесткого фильма, «Однажды в Америке» — это кино не столько про семейные узы, сколько про взросление. История гангстера по кличке «Лапша», который возвращается в родной район спустя много лет — это классический ностальгический сюжет из европейского кино второй половины 20-го века. Если Копполу больше интересует настоящее и будущее, то Леоне — прошлое. Потрясающая музыка Эннио Морриконе, одна из лучших ролей Роберта Де Ниро и как всегда твердая рука Серджо Леоне превратила «Однажды в Америке» в вечную классику. Самое обидное, что фильм в свое время полностью пролетел мимо «Оскара», хотя ему там самое место
«Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы — уже не элегическая драма, а вполне конкретная попытка вернуться в золотую эпоху гангстерского кино. Это картина про команду «Неприкасаемых», которые вели партизанскую войну против империи Аль Капоне. Опять на экране Де Ниро — теперь сильно располневший в роли Аль Капоне. Но на первых ролях — только набирающий тогда популярность Кевин Костнер и вечно молодой Шон Коннери, который, несмотря на все достижения в кино до и после, получит свой единственный «Оскар» именно за это кино. В отличие от своего же «Лица со шрамом» здесь Де Пальма почти не экспериментирует, упоительно воспроизводя эпоху на экране — с серьезными мужчинами в шляпах с «Томпсонами» наперевес, подпольной выпивкой, неуправляемой уличной жестокостью и гангстерами-суперзвездами.
Новое гангстерское кино: «Перекресток Миллера» и «Проклятый путь»
Если вынести за скобки «Казино» Скорсезе и фильмы Майкла Манна (о которых ниже), то главными гангстерскими фильмами нового века окажутся ленты братьев Коэн и Сэма Мендеса. Причем они совершенно не похожи друг на друга, тем и интереснее их сталкивать лбами в одном блоке.
«Перекресток Миллера» — последняя картина братьев Коэн до их мирового триумфа в Каннах с «Бартоном Финком». Здесь Джоэл и Итан еще пытаются нащупать собственную интонацию, больше играя в жанр, чем подчиняя его себе. «Перекресток Миллера» — это очень талантливая попытка снять классическое гангстерское кино первой половины 20 века в новых обстоятельствах. С огромным количеством персонажей и закрученными вокруг друг друга сюжетными линиями, с жестокостью, убийствами и изменами. Возможно, это не лучшая картина братьев, но если вы любите кино про мафию, то игнорировать её невозможно.
«Проклятый путь» Сэма Мендеса легко представить в роли эпилога примерно ко всем вышеупомянутым фильмам, ведь он посвящен важной гангстерской теме — выходу из криминального бизнеса. Эта картина про добропорядочного американца Майка Салливана, чей сын случайно узнает, что его отец — киллер на службе у мафиози. Если Коппола в «Крестном отце» говорил про семейные узы как важнейший условие для успешного бизнеса, то у Мендеса семья — это единственная ниточка, которая может вытянуть из преступной жизни. Пронзительная (как всегда) игра Хэнкса, Мендес в своей лучшей форме, много дождя и аккуратно одетых мужчин в плащах — отличное кино, чтобы разглядеть эпоху чуть под иным углом.
Майкл Манн: «Схватка» и «Джонни Д.»
Майкл Манн — главный знаток мужских характеров в американском кино, который впервые столкнул лицом к лицу Аль Пачино и Роберта Де Ниро в одном фильме (во втором «Крестном отце» Коппола тактично их развел по эпохам). Его «Схватка» — это эталонное кино про мужчин на работе, а также фильм с, возможно, самым впечатляющим экранным дуэтом в истории кино. Сцены перестрелок пытаются повторить все режиссеры боевиков после (почти всегда — безуспешно), а эпизод в кафе — первую встречу Пачино и Де Ниро — еще долго будут разбирать на режиссерских факультетах американских вузов. «Схватка» — это высшая точка экшен-жанра, все еще достаточно напряженное и захватывающее кино, чтобы вальяжные посетители мультиплексов не заскучали на просмотре, но при этом — сложное и тонкое, чтобы понравится синефилам и опытным киноманам.
«Джонни Д.»«Джонни Д.» Манна — это та же «Схватка», но на материале классической гангстерской эпохи. Вместо Де Ниро — Депп в образе Джона Диллинджера, вместо Пачино — Бэйл в костюме агента ФБР Мелвина Первиса, вместо полуавтоматических винтовок и суперкаров 90-х — «Томпсоны» и кряхтящие «Паккарды» с «Олдсмобилами». Манн снова показывает криминальную жизнь не только как билет в один конец, но и как вечную схватку сил добра и зла. Возможно, более романтично, чем в той же «Схватке», но опять же — вспомним про эпоху гангстеров-суперзвезд, и вопросы снимаются. Прекрасное кино, и последняя значимая роль Джонни Деппа.
Бонус-трек: в поисках Джимми Хоффы
Если вы не в курсе, то главный герой «Ирландца» Мартина Скорсезе — киллер Фрэнк Ширан (Роберт Де Ниро), который в 60-70-е работал на семью Буфалино (Джо Пеши), а спустя много лет, уже отойдя от дел, в интервью писателю Чарльзу Брандту признался, что это он убил знаменитого профсоюзного лидера Джимми Хоффу (Аль Пачино). Это дело прогремело в середине 70-х, когда Хоффа просто бесследно исчез с парковки ресторана в пригороде Детройта. До сих пор не очень понятно, что с ним произошло: многие допускают его смерть от рук мафии, но тело так до сих пор не найдено. Признание Ширана не поставило в истории точку — до сих пор существуют правдоподобные опровержения этой версии, а слова Ирландца многими исследователями не воспринимаются всерьез. Они считают, что таким образом бывший киллер на старости лет попытался отвести подозрение от настоящих заказчиков убийства.
«Хоффа»Про исчезновение Джимми Хоффы было снято несметное количество документальных фильмов и несколько игровых. Самый знаменитый — безусловно, «Хоффа» (1992) Дэнни Де Вито с Джеком Николсоном в главной роли. Довольно аккуратная и последовательная история восхождения Хоффы на олимп профсоюзного движения. Почти за 10 лет до этого Майк Ньюэлл (задолго до «Донни Браско» и «Принца Персии») снял недурную телевизионную ленту «Кровная вражда» — про политическое противостояние между Хоффой и Робертом Кеннеди. Еще стоит вспомнить картину «Кулак» с Сильвестром Сталлоне, которая дико провалилась в прокате (как и почти все фильмы со Сталлоне в 70-х, кроме «Рокки») — и явно вдохновлялась историей Хоффы и его движения.
Самое интересное, что в 1980-м году в СССР вышел сейчас почти забытый фильм «Рафферти», где профсоюзного лидера Джека Рафферти (явно списанного с Хоффы) играет Олег Борисов. В отличие от американских версий, здесь капиталистический мир показан куда более мрачным и погрязшим в коррупции. Интересный факт, что для финальной сцены со спускающимся по ступенькам суда Рафферти авторы фильма одолжилаи модный портфель-дипломат у Алексея Германа-старшего — таких в СССР тогда не было. С ним Герман расстался навсегда: как можно увидеть в фильме, по сюжету дипломату изрядно досталось.
Гангстерский фильм — Википедия
Гангстерский фильм (англ. Gangster film или Mob film, от англ. mob — банда, шайка) — поджанр боевика, криминального фильма, рассказывающий об организованной преступности. В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в США в 1920-е — 1950-е годы — период расцвета гангстерских группировок. В отличие от так называемых полицейских фильмов, в гангстерской драме главными персонажами выступают не служители правопорядка, а преступники и лидеры криминальных сообществ, что часто приводит к попытке оправдания их действий и романтизации их образа жизни.
США[править | править код]
Кинокритик и публицист Алексей Гусев[1], схематично выстраивая вехи истории развития жанра, полагает, что классическая эпоха гангстерского фильма в США началась картиной «Подполье» (англ. Underworld, Джозеф фон Штернберг, 1927 год) и завершилась лентой «Ревущие двадцатые» (англ. The Roaring Twenties, Рауль Уолш, 1939 год)[2]. Позже о тематике забыли вплоть до триумфа «Крёстного отца» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972 год). В последние годы гангстеры наиболее часто встречаются в фильмах в стиле ретро: «Проклятый путь» (Сэм Мендес, 2002 год), «Чёрная орхидея» (Брайан Де Пальма, 2006 год), «Подпольная империя» (2010 год) и так далее.
Вероятно, что некоторые этапы развития жанра необходимо рассмотреть шире и подробнее. В качестве первого примера фильма о преступности историки кино называют 11-минутную картину 1906 года «Чёрная рука» (англ. The Black Hand ), в которой два вымогателя угрожают хозяину мясной лавки и его семье расправой в случае невыплаты определённой денежной суммы. Другим часто упоминаемым гангстерским фильмом начала века является лента «Мушкетёры аллеи Пиг» (или «Мушкетёры Свиной аллеи», англ. Musketeers of Pig alley, 1912од).
Интерес к гангстерскому фильму нарастал одновременно с подъёмом нелегального рынка алкоголя во времена «сухого закона», и достиг своего первого пика популярности в годы Великой депрессии. Были выпущены «жанрообразующие»[1] картины: «Маленький Цезарь» (Мервин Лерой, 1931 год), «Враг общества» (Уильям Уэллман, 1931 год) и «Лицо со шрамом» (Говард Хоукс, 1932 год). Персонажей этих фильмов звали по-разному: Рико Банделло, Том Пауэрс или Тони Камонте, но зрители легко угадывали в них Джона Диллинджера или Аль Капоне[3].
Период, когда режиссёры начали создавать образы известных преступников под настоящими именами, начался во второй половине XX века. Это, например, «Пулемётчик Келли» (Роджер Корман, 1958 год), «Резня в день Святого Валентина» (Роджер Корман, 1967 год), «Диллинджер» (Джон Милиус, 1973 год) и другие. Роджер Корман, руководивший съёмками невероятного количества фильмов (более 400) в определённом смысле стал наставником для целого поколения режиссёров «школы Кормана». Среди них называют и Фрэнсиса Форда Копполу[3], который вывел фильмы об организованной преступности на уровень высокохудожественного, эпического произведения, «гангстерской саги». Три части «Крёстного отца» не только получили около 50 высших фестивальных наград, но и включены в верхние строчки практически всех кинематографических рейтингов: AFI, 250 лучших фильмов по версии IMDb, Sight & Sound[4].
Другой этапный фильм, настоящий гангстерский эпос — картина Серджо Леоне «Однажды в Америке» (1983 год), которая стала «антологией, энциклопедией приёмов и выразительных средств гангстерского фильма»[3]. Также чрезвычайно успешно работал в этом направлении режиссёр Брайан Де Пальма, создавший более современную версию ленты «Лицо со шрамом» (1983 год), «Неприкасаемые» (1987 год), «Путь Карлито» (1993 год). Классические образцы жанра были поставлены Мартином Скорсезе — «Злые улицы» (1973 год), «Славные парни» (1990 год), «Казино» (1995 год). Характерно то, что все четыре мастера гангстерского кино, обратившиеся к воссозданию истории Маленькой Италии, — этнические итальянцы.
С начала 1970-х годов некоторые специалисты выделяют два направления, в которых стал развиваться гангстерский фильм: ретро-стилизация, часто с комедийным уклоном, с одной стороны, «эстетизация и интеллектуализация» с другой[3]. К первому направлению можно отнести ленты «Афера» (Джордж Рой Хилл, 1973 год), «Клуб „Коттон“» (Ф. Ф. Коппола, 1984 год), «Замужем за мафией» (Джонатан Демми, 1988 год) и другие. Ко второму — «Французский связной» (Уильям Фридкин), «Убийство китайского букмекера» (Джон Кассаветис, 1976 год) и другие. О повышении значимости гангстерского фильма в голливудской иерархии жанров свидетельствует тот факт, что 4 года подряд (с 1971 по 1974) «Оскар» за лучший фильм присуждался произведениям этого жанра («Афера», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2» и «Французский связной»).
Франция, Италия[править | править код]
Из европейских стран кинопроизводство гангстерских фильмов было наиболее востребовано во Франции и Италии. В отличие от американских образцов, главными персонажами там становились не лидеры «семей» мафии, преступных сообществ, а один — два партнёра, по стечению обстоятельств противопоставляющих себя всему миру. Вершинами европейского гангстерского кино считаются ленты «Не тронь добычу» (Жак Беккер, 1954 год) с Жаном Габеном, «Месть Марсельца» (Жак Беккер, 1961 год) с Бельмондо, «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967 год) с Аленом Делоном. На протяжении почти 30 лет Бельмондо и Делон оставались наиболее узнаваемыми лицами гангстерского кино «европейского разлива»: от «Борсалино» (1970 год) до «Один шанс на двоих» (1998 год).
Россия[править | править код]
Первые гангстерские фильмы — фильмы об организованной преступности стали появляться еще во времена СССР. Наиболее характерной является частично основанная на реальных событиях лента «Воры в законе» (1988), где впервые для советского зрителя был показан мир высших криминальных авторитетов — «воров в законе».
Преступность — злободневная проблема 1990-х годов, — просуществовала как популярная тема в кинематографе России достаточно недолго. Поджанр пережил рождение, взросление и стремительный закат буквально в течение одного десятилетия. Несколько относительно ярких фильмов и многочисленные ленты массовой культуры не смогли сформировать самостоятельное внятное направление бандитского («братского») кино и противопоставить его американскому гангстерскому фильму[5]. Леворадикальная пресса при полемичности социальных выводов даёт точную оценку творческой вторичности российских фильмов об организованной преступности[6]:
Любое значительное произведение искусства появляется на свет как выразитель тех общественных процессов, которые в данный момент доминируют в обществе. Вот и знаменитые гангстерские саги в кино — «Крёстный отец», «Однажды в Америке» (обе — США) и «Бригада» (Россия) — появились не из воздуха, а пришли к нам благодаря тем процессам, которые были характерны для преступного мира двух стран — США и России. Термин «два мира — две преступности» потерял в России свою актуальность, результатом чего и стало появление сериала «Бригада» — фактической «кальки» с американских фильмов «Крёстный отец» и «Однажды в Америке». С последним у неё родство сюжетное, с первым — концептуальное. Настолько разительно похожи социальные причины, благодаря которым все эти фильмы появились на свет.
Критики отмечают многочисленные технические недоработки, допускаемые в процессе кинопроизводства российских «бандитских» фильмов (съёмки на видео с последующей цифровой обработкой, грязный звук с посторонними шумами и т. п.)[7]. Кроме того, имеются серъёзные претензии к сюжетам, авторы которых используют навязчивые штампы, черпая их из «книг и фильмов такого же уровня»[8].
- John Baxter. The Gangster Film (Screen Series). — A. S. Barnes, 1970. — 160 с. — ISBN 0498077144.