Фото пейзажи подмосковья: Cтраница не найдена :: Фотобанк

Содержание

снимаем пейзаж в Подмосковье / Как это снято? / Уроки фотографии

Дата публикации: 10.07.2015

Существует стереотип, что за хорошими пейзажными фотографиями нужно ехать куда-то далеко, в горы или экзотические страны. И поэтому, дескать, пейзажная фотография — жанр, снимать в котором могут только заядлые путешественники.

В этой статье я попробую показать, что отличные кадры можно сделать хоть на заднем дворе вашего дачного участка. Достаточно быть внимательнее к окружающей природе.

Часто у фотографов складывается иллюзия, что где-то в далёких странах с другой природой, другими ландшафтами и людьми фотографировать интереснее и проще, чем у себя дома. Съездив пару раз в путешествие, вы убедитесь, что всё не так однозначно. Любая среда (страна, тип ландшафта) имеет свои сложности в съёмке, о которых вы не узнаете, пока не приедете туда.

Понаблюдайте за природой. Чаще бывайте за городом. В любой точке земного шара бывают моменты, когда природа особенно красива.

По моим личным наблюдениям, для Центральной России это июнь и сентябрь-октябрь. Июньские пейзажи украшает множество цветов, в это время нередко можно увидеть красивые туманы. Осенние же месяцы украшает жёлтая листва.

Понаблюдайте за природой вашего края. Наверняка у неё есть свои особенности, которые можно эффектно передать на фотографиях.

Ходите на разведку. Выбравшись на загородную прогулку, не спешите сделать решающие снимки в ближайшие минуты. Найдите несколько красивых мест, выгодные точки съёмки, продумайте ракурс. Это может быть даже ближайший к вашему дачному дому луг или берег реки, места с небольшим перепадом высот, опушки леса. Подумайте, в какое время суток и при какой погоде это место будет смотреться наилучшим образом.

В ясную погоду можно сделать отличные кадры, но небо может получиться «плоским». Скучнее всего фотографировать в пасмурные дни, а вот в дни, когда солнечный свет выглядывает из-за облаков, могут получиться выразительные снимки.

Режимное время. Наиболее выгодное освещение бывает в режимное время: рано утром или поздно вечером. Если вы правильно подберёте точку съёмки, ракурс и время, вы сможете эффектно передать в кадре момент восхода или захода Солнца. Стоит отметить, что такие снимки потребуют от вас очень точного экспонирования и умения укладываться в динамический диапазон камеры или расширять его.

Штатив и широкоугольный объектив. Это те вещи, без которых немыслима серьёзная пейзажная съёмка. С широкоугольным объективом вы сможете включить в кадр весь пейзаж , а не только его фрагменты.

Для фотокамер Nikon с матрицей APS-C можно посоветовать объектив Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor. Для полнокадровых аппаратов оптимальны Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor и Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor.

Штатив позволит делать резкие кадры на длинных выдержках. А длинные выдержки придётся использовать, если вы будете фотографировать в режимное время.

Как ни странно, при пейзажной съёмке можно использовать и телеобъективы. Они позволяют «выхватить» отдалённые детали пейзажа, по-другому выразить перспективу в кадре. Этот снимок сделан на телеобъектив Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor.

Не бойтесь включать в кадр «следы цивилизации». Практика показывает, что такие объекты могут хорошо вписаться в окружающий ландшафт: деревенские дома, мостики… Возможно, вам удастся найти для съёмки ветряк или ветряную мельницу.

К примеру, в этот кадр я включил здание заброшенного тока и вышку мобильной связи:

Ищите укромные места. Совсем не обязательно искать невероятные ландшафты и панорамы. Можно найти миниатюрные, уютные уголки. Возможно, о них будете знать только вы. Опушка леса, тенистая аллея, берег реки — эти места тоже интересно снимать!

…Все кадры к этой статье сняты в Подмосковье и близлежащих областях. Как видите, в родном краю есть много живописных мест, которые можно красиво запечатлеть на снимках. Главное — желание найти необычное рядом!

Песчаные дюны, пещеры и скалы: рукотворные ландшафты Подмосковья

Московская область – удивительный регион, где находится немало уникальных природных объектов. Исключительность некоторых из них связана с тем, что они созданы в результате деятельности человека. Где в Подмосковье увидеть такие рукотворные ландшафты, читайте в обзоре портала mosreg.ru.

Шесть загадочных усадеб на юге Подмосковья – туристический маршрут>>

Остров редких растений

Водоем

Источник: Фотобанк Московской области, Семен Семенов

На западе Подмосковья, неподалеку от музея-усадьбы Архангельское расположена уникальная природная территория – Лохин остров. Это более 400 гектаров фрагментов речных долин и пойменных участков. Он образован искусственным путем в результате строительства Рублевского водохранилища и плотины.

Сегодня Лохин остров – это особо охраняемая природная территория между двумя водопроводными станциями – источниками питьевой воды. Экологическое состояние зоны напрямую влияет на качество воды, поступающей на Рублевскую водопроводную станцию. Во время пожароопасного сезона доступа на остров нет. Здесь запрещены охота, разведение костров, рубка деревьев.

Главная достопримечательность – озеро Глухая Яма, которому, по предположению геологов, около 12 тысяч лет.

На территории острова произрастают редкие исчезающие виды растений, занесенные в Красные книги Москвы, Московской области и России. Еще одна уникальная черта Лохина острова – многообразие животных. Здесь водится треть видов, представленных во всем Подмосковье.

Как добраться: городской округ Красногорск, Заповедник «Лохин остров».

Экотуризм в Приокско-Террасном заповеднике: как попасть в гости к лешему и «усыновить» зубра>>

Теплая река Пехорка

Река Пехорка в Балашихе

Источник: Министерство экологии и природопользования Московской области

К юго-востоку от МКАД между железнодорожными станциями Томилино и Красково находится горячий участок реки Пехорка длиною всего в километр. Здесь даже в морозы вода остается теплой. Из-за перепада температур в холодную погоду над водной гладью образуется густой туман. Зимой он инеем оседает на деревьях и высокой траве, из-за чего прибрежная территория, окутанная таинственной дымкой, выглядит мистически.

Причина аномалии – сброс технического кипятка Люберецкой станцией аэрации чуть выше по течению. Уже через километр от «аномальной» зоны вода замерзает при минусовых температурах. Летом теплая река не так впечатляюща: густой туман образуется только в холодные часы раннего утра.

Как добраться: городской округ Люберцы, поселок Красково.

Как получить разрешение на установление санитарно-защитной зоны в Подмосковье онлайн>>

Белая гора

Цифровой фотоаппарат

Источник: ©, pixabay.com

Московская область – равнинная территория.

Поэтому любая возвышенность сразу привлекает внимание, особенно, если она необычного цвета, как Белая гора под Воскресенском.

Речь о полигоне «Лопатинский», куда складирует фосфогипс предприятие «Воскресенские минеральные удобрения». Склад не представляет никакой опасности для людей и природы, а белый «лунный» пейзаж привлекает туристов и фотографов.

Вершина белоснежной горы плоская. На нее заезжают грузовики с фосфогипсом. Тут же его разравнивают бульдозером. Действуют быстро: в течение трех часов вещество затвердевает.

Как добраться: городской округ Воскресенск, поселок Лопатинский.

«Золотая коллекция» экскурсий для жителей Подмосковья: куда поехать на электричке в выходные>>

Лунный пейзаж Лопатинских рудников

Рыбаки в лодке

Источник: ©, pixabay.com

Еще один внеземной пейзаж, созданный руками человека, находится на заброшенном месторождении фосфоритов в 100 километрах от Москвы. История Лопатинских рудников началась в 30-х годах ХХ века, когда на Егорьевском фосфоритном месторождении открылась промышленная выработка. Тогда использовали различные виды многоковшовых экскаваторов, в результате чего образовался уникальный ландшафт. Здесь желоба карьеров перемешиваются с белыми, красными и черными барханами, обрамленными фрактально расположенными холмами, которые поросли соснами. Глубокие озера добавляют пейзажу космической атмосферы.

Как добраться: городской округ Воскресенск, поселок Фосфоритный.

Слэклайн-площадки, книжные полки и Wi-Fi – что нового в парках Подмосковья>>

Васильевские скалы

Источник: Министерство экологии и природопользования Московской области

Начинающие и опытные альпинисты знают о месте в Подмосковье, где можно отработать навыки не в тренировочном комплексе, а в естественных условиях. В распоряжении туристов скалистые обрывы, известняковые срезы почвы высотой в несколько метров и густой смешанный лес. Привлекают туристов и здешние водопады – естественный и искусственный.

Васильевские скалы можно назвать природными лишь условно: это бывшая каменоломня открытого типа. В начале XIX века здесь добывали камень для строительства первого Храма Христа Спасителя. Когда стройку закрыли, прекратили и добычу сырья. Со временем скалы покрываются растительностью и теряют свое «первозданное» величие.

Как добраться:

 Рузский городской округ, северный берег реки Москва напротив деревни Григорово.

Путешествие за сыром: где в Подмосковье попробовать лучшие сорта и у кого взять уроки варки>>

Сьяновские пещеры

Зимний маршрутный учет охотничьих животных в охотничьих угодьях

Источник: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области

В Подмосковье находится одна из крупнейших известных старинных систем подземных каменоломен на территории России – Сьяновские пещеры. Они появились в XVIII веке, когда строили Москву Белокаменную. Штольни каменоломни закрытого типа уходят на глубину более 30 метров, а общая длина подземных пещер доходит до 90 километров. К нашему времени они успели частично обрушиться.

Сейчас доступные для посещения штреки пронумерованы и обозначены на карте. По выходным систему посещают десятки человек.

Как добраться: городской округ Домодедово, деревня Старосьяново.

Усадьба Ильинское-Усово: включение в «Императорский маршрут» как импульс к развитию>>

Песчаные дюны

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Менее чем в 100 километрах от Москвы по Новорижскому шоссе есть еще одно необычное для природы Подмосковья место — песчаные дюны. Это действующие карьеры недалеко от поселка Сычево. С 1960-х здесь ведется разработка залежей нерудных строительных материалов – песка и гравия.

Среди песчаных дюн растут редко встречающиеся в Подмосковье карликовые растения. Марсианскую атмосферу месту придают ржавые баржи и вышки на фоне рыжих и желтых песков. На контрасте выделяются голубые и зеленые озера, образовавшиеся на месте выработанных карьеров.

Сычевские дюны привлекают сноубордистов, которые могут не закрывать сезон с приходом весны, а переключиться на катание по песку.  

Как добраться: Волоколамский городской округ, поселок Сычево.

Как туроператорам получить субсидию за привлечение иностранных туристов в Подмосковье>>

10 Instagram‑страничек о Подмосковье: сказочные пейзажи и кадры с высоты птичьего полета — Из жизни

Многие жители Московской области ведут Instagram-странички, посвященные городам, в которых живут, или своим любимым местам. Листая ленту, можно открывать для себя Подмосковье по-новому, узнавать о местах, о которых ты вообще никогда не слышал, или вдохновиться авторским видением знакомого города и отправиться туда в путешествие. Редакция РИАМО собрала 10 интересных инстаграмов о Московской области, на которые стоит подписаться.

@svetosh23: готова на все ради кадра

Москвичка Светлана Позднякова работает бухгалтером и часто ищет вдохновения в Подмосковье. Фотография для нее – хобби, которое переросло в профессиональную деятельность, она часто снимает для печатных и онлайн-изданий. Светлана специально следит за погодой, чтобы поймать интересные условия съемки и природные явления: красивый рассвет, иней, пар над рекой и т. д. Может проснуться рано утром и сорваться перед работой за город снимать. Часто бывает в Истре – это одно из любимых мест. Говорит, что здесь красиво в любое время года и суток: осенью туманы, зимой иней и река парит. В ее «Инстаграме» много красивых фото Подмосковья и соседних областей.

«Смотрю Instagram и плачу»: москвичи рассказали, почему ненавидят путешественников>>

@centaurcastle: взгляд с высоты птичьего полета

Мы живем в огромном мире, но видим лишь его малую часть только потому, что смотрим на него под небольшим углом. Птицы видят те же места совсем по-другому, так что им можно только позавидовать. Аэрофотограф Юрий Леванович из Жуковского показывает нам мир с высоты птичьего полета, в его аккаунте множество прекрасных фотографий и видео с неба. В группе на Facebook можно посмотреть панорамы 360 градусов, а в своем телеграм-канале он выкладывает фотографии в высоком качестве, которые можно использовать как фотообои для рабочего стола.

Ложь ради лайка: психологи о вымышленной жизни в Instagram>>

@ose1983: Подмосковье – это свобода

Ольга Гродинская – не профессиональный фотограф, ее захватывает сам процесс – путешествия и охота за интересным кадром. Любопытные локации находит в Instagram и сама делится здесь фотографиями мест, которые произвели особое впечатление. По ее мнению, за этим необязательно далеко ездить. «За это я и люблю Подмосковье – это кладезь потрясающих мест, а главное – все близко! Это свобода, ты ни от кого не зависишь, это не требует длительного планирования и больших затрат! Сел в машину – и вперед, за новыми приключениями, красивыми фотографиями и отличным настроением!» Ольга родом из тихого провинциального Торжка, поэтому ей по душе природа, русские деревни и небольшие старинные города.   «Чаще всего я фотографирую церкви и монастыри, для меня это места силы, красивая архитектура и неотъемлемая часть истории моей Родины», — признается девушка.

Первый вопрос детей был: «Сколько подписчиков у вас в Instagram?»>>

@mironovatanyahoo: любовь к Красногорску

Татьяна Миронова родилась и выросла в Красногорске, где окончила художественную школу, и профессионально занимается фотографией. «Люблю свой город за зелень лесов и парков, за усадьбу «Архангельское» в которой очень приятно гулять в любое время года», — говорит Татьяна. Больше всего любит снимать природу и животных. В ее Instagram много красивых деталей природы.

«Они все врут»: чем инстамамы раздражают подписчиков >>

@krylova555: сказочные подмосковные пейзажи

Ольга Крылова – психолог и дизайнер из Москвы, но свой город снимает редко, а вот подмосковные – с удовольствием. Почти все свободное время они с мужем проводят в Подмосковье, где ищут интересные места. Объездили почти всю область: Истру, Дзержинский, Ступино, Можайск, Серпухов, Подольск, Котельники, Люберцы, Кубинку, Горки Ленинские, Домодедово, Коломну. Ольга снимает давно, а в последние два года увлеклась пейзажной съемкой. Больше всего ей нравятся рассветы и закаты, старинные храмы и усадьбы. «Если хочется отдохнуть от суеты города, всегда можно прогуляться в лесу, поехать к речке, посидеть на брегу или найти старинный храм с интересной историей», — советует она.

«Деньги на iPhone Х я заработал собственным телом» >>

@zamkad_life: есть жизнь за МКАДом

Смартфон и квадрокоптер – вот боевой арсенал блогера, считает Сергей по прозвищу Замкадный. «Я с рождения живу за МКАДом, здесь есть жизнь и еще какая! Я всегда очень гордился тем, что я не москвич, а свой, замкадный, меня поэтому так и начали называть. И название для своего фотоисторического и познавательного блога я взял соответствующие – «замкад лайф». По признанию Сергея, он хочет показать людям, что красота – вокруг нас, а не только за границей. Мечтает проехать все регионы РФ и на данный момент я побывал уже в 61 из 85-ти. По его мнению, Подмосковье – один из самых насыщенных историческими местами и природными красотами регион. Работая в офисе на пятидневке, он в любой свободный момент отправляется изучать новые места. «Посмотрите вокруг и поймете, что чудеса – рядом!», – его девиз.

Фейки и заказуха в интернете: сколько платят блогерам за отзывы >>

@mistral.tatyana: необычные ракурсы

Преподаватель турецкого языка и москвичка Татьяна Белякова считает, что Москва и Подмосковье неотделимы друг от друга. «С детства для меня Подмосковье – это дача, лыжные походы и походы с рюкзаком, регулярные экскурсии по усадьбам и близлежащим городам», — рассказала она. Увлечение фотографией изменило взгляд на знакомые места, и она стала искать точки, откуда можно сделать красивые снимки природы и храмов. Рассветы и закаты – любимое время. А еще в ее аккаунте много фото самолетов. Фото с телефона Татьяна не признает, снимает на профессиональную камеру Nikon. В 2015 году на конкурсе «Наше Подмосковье» от National Geographic вышла в число финалистов.

Молодые учителя Подмосковья: про лайфхаки, селфи с детьми и посты в Instagram>>

@barbina_o: подмосковные закаты и рассветы

Оксана Барбина родилась, живет в Жуковском. Фотографией увлеклась, зарегистрировавшись в Instagram. Начала открывать для себя красоту природы, волшебство закатов и рассветов. Когда небо загорается красками, чувствуешь себя причаcтной к какому-то таинству, признается она. Также любит фотографировать храмы. «В моем любимом Подмосковье на Москве-реке закаты и рассветы порой не хуже, чем на побережье Индийского океана. Московская область богата местами, где сочетаются великолепная архитектура храмов и красота природы», — отмечает пользователь.

Кибер-ловушки: почему не стоит размещать личные данные в соцсетях>>

@ luelkovica: Химки – город для жизни

Юлия Терехина из Химок более 13 лет снимает на зеркальную камеру и уже два года профессионально. Фотография – это лекарство от всех болезней, антидепрессант, фитнес, обезболивающее, считает она. «Когда видишь красивый кадр, то перестаешь мерзнуть в 30-градусный мороз», — делится она. Попробовав себя в разных жанрах, остановилась на пейзаже и архитектуре. А когда выбирала, где жить, остановилась на Химках и не пожалела. Парки, заповедники и развитая инфраструктура – все рядом. Тут можно отлично провести выходные на природе с семьей или погулять в одиночестве и поснимать красивые пейзажи. Юлия советует погулять в Парке Толстого и на «Алее Любви», которая хорошо известна в Instagram.

@ser9vozdev: авиаград Жуковский в необычном свете

Сергей родился и вырос в городе авиации – Жуковском, с чем и связана его любовь к высоте и полетам. Основа его творчества – природные и городские пейзажи. «Благо, в нашем уголке Подмосковья хватает и того, и другого: река Москва и множество мелких речушек и озер, Боровской курган, усадьба Воронцовых-Дашковых и знаменитый и уникальный по архитектуре Храм Владимирской иконы Божией Матери», — рассказывает Сергей. Фотограф любит эксперименты с искусственным светом, результаты которых можно посмотреть в его Instagram.

Локации для фото в Подмосковье

Согласно статике, активные пользователи компьютерных устройств тратят на социальные сети до 4 часов в сутки. Это оправдано, ведь мессенджеры позволяют мгновенно обмениваться сообщениями с друзьями и родственниками, Facebook и ВКонтакте – узнавать о событиях, а Instagram стал площадкой для самовыражения. Новостная лента пестрит яркими фото еды, путешествий, домашних питомцев, детей, артистов и моделей. Чем же удивить аудиторию? Поможет подборка фотолокаций в окрестностях столицы. Вперед, за лайками!

Усадьба Василево

Усадьба Василево, что раскинулась близ Твери, нередко попадает в объективы фотографов. Дворянское гнездо в прошлом, сегодня – музей деревянного зодчества под открытым небом. На снимках мелькают терема, поклонные камни у входа и валунный мост.

Разнообразить ленту

Славянский кремль

Славянский кремль – пространство для тематических фотосессий. Лайки в Instagram собирают снимки на фоне бревенчатой крепостной стены, деревянных изб и экспонатов музея русского быта. Яркие и живые кадры получаются в дни народных гуляний.

Примерить рубаху

Усадьба Быково

Помпезная усадьба хороша не только для прогулок, но и для фотосъемок. Камеры фиксируют дворцовые фасады и живописные окрестности Быково. Локация пользуется популярностью у семейных пар и свадебных фотографов, желающих запечатлеть историю любви.

Влюбиться

Киногород Piligrim Porto

Подписчики оценят фото средневекового европейского города в новостной ленте. Piligrim Porto возведен в качестве комплекса кинодекораций, а сегодня улочки полюбились фотографам. На снимки попадают дома, таверны, фрегат, тюрьма и площадь наказаний.

Надеть доспехи

Кинодеревня

За выставками музея-усадьбы Горки Ленинские скрывается Кинодеревня. Архитектурный комплекс обязан появлением декораторам и российским режиссерам. Ветхие терема и ржавые вывески на дверях создают антураж, располагающий к фотосессии.

Собрать лайки

Песчаные дюны

Подмосковная пустыня в Сычево, конечно, отличается от Сахары, но для фотосъемки – отличный вариант. Насыпи золотого песка здорово смотрятся в кадре. Песчаные дюны не популярны у туристов, поэтому здесь немноголюдно. Фотографам есть где разгуляться.

Отыскать оазис

Усадьба Дубровицы

Архитектурный ансамбль Дубровицы возвышается на территории одноименного поселка с начала XVIII века. На фоне помпезного храма, увенчанного золотой короной, и зданий усадьбы фотографируются молодожены, путешественники и фотоблогеры.

Снять корону с башни

Романцевские горы — Кондуки

Романцевские горы или Кондуки высятся в Тульской области. Местные пейзажи напоминают инопланетные. Среди марсианских насыпей переливаются кратеры, наполненные кристальной водой. Снимки, сделанные на фоне, взбудоражат воображение подписчиков.

Удивить аудиторию

Разговор о пейзаже

Фотогалерея

Беседы с фотолюбителями

Раздел ведет фотожурналист Лев Шерстенников

РАЗГОВОР О ПЕЙЗАЖЕ

Пейзаж. Кажется, нет любителя, который бы не попробовал себя в этом жанре. Через пейзаж проходят все. Увы, часто только «проходят», и пейзаж в их творчестве не оставляет следа. Может, он не заслуживает серьезного внимания и его время в фотографии прошло? Нет. «Спрос» на пейзаж со стороны зрителей никогда не упадет, а скорее, в связи со все более растущей урбанизацией, и «подскочит». Хороший кадр о природе — это глоток чистого воздуха, хороший альбом — путешествие в места, реально попасть в которые далеко не каждому удается. Звучит парадоксально: трудность пейзажной съемки в кажущейся ее легкости. Смотри, снимай и будет пейзаж. Но проявишь пленку и понимаешь: выскользнул сюжет из твоих рук, нет желанных кадров.

История пейзажа в фотографии — это история самой фотографии. Сравните пейзажи мастеров двадцатых—тридцатых годов Н. Андреева, С. Иванова-Аллилуева, Ю. Еремина, работы А. Скурихина, Д. Дебабова и снимки сегодняшних фотографов, скажем, Л. Устинова, Е. Кассина и многих других, — вы убедитесь, что каждая из работ несет отпечаток времени. И дело вовсе не в том, что современная фотография дает авторам иные, большие возможности: работать в цвете, иметь под рукой широкую палитру оптики, пленок. Изменилось само представление о пейзаже, его назначении. Если в двадцатые годы искались такие средства выразительности, которые приближали снимок к картине, рисунку, гравюре, то сегодняшний пейзаж, скорее, можно упрекнуть в излишнем фотографизме, хотя сам по себе этот термин по отношению к фотографии я вовсе не считаю отрицательным.

Среди многих, работающих в жанре пейзажа, Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер — в ряду наиболее известных. Неутомимый путешественник, спортсмен, первоклассный фотомастер, автор большого количества фотокниг, где главное действующее лицо — природа. Разумеется, взгляды мастера на пейзаж не следует считать единственно верными, так же как и думать, что не существует иных методов работы. Но тем интереснее познакомиться с мастером, без которого тема природы в фотографии была бы заметно беднее, как в литературе, скажем, эта же тема без Пришвина или Паустовского. Тем более, что умение видеть и чувствовать природу подкреплено высоким профессионализмом мастера.

Я как раз спросил Вадима Евгеньевича — что же такое профессионализм?

— Профессионализм — умение сделать то, что хочешь, а не то, что получится.

Мы сидели перед раскрытой папкой и перебирали лежащие в ней слайды — большие, 13×18 см диапозитивы, насыщенные светом и цветом (так и хочется сказать: живые картины), с богатейшей градацией тонов, многообразием оттенков и красок, сочностью и выразительностью рисунка. На моей домашней полке стоит несколько альбомов Гиппенрейтера, и, казалось, встреча с автором не многое дополнит в плане знания его работ. Я ошибся. Лишенные полиграфического посредника фотоснимки предстали буквально во всем своем блеске, вызывавшем желание снимать только так и больше никак — на таком формате, такой оптикой, такой камерой, решительно пересмотреть то, чем сам занимался прежде и как этим занимался.

У меня был заготовлен вопрос о размерах кадра в пейзажной съемке, о требованиях к камере, и я задал его.

— Камера должна отвечать всем предъявляемым к ней требованиям, давать максимальные возможности, а фотограф из них будет отбирать те, которые ему необходимы. Я лично все снимаю «деревяшкой».

И Гиппенрейтер протянул мне оклеенный черной кожей плоский ящичек, кстати, вовсе не поразивший меня размерами, хотя обеспечивал съемку на формат 13X18; на одной из сторон ящичка я заметил хорошо сохранившуюся марку и адрес фирмы-изготовителя «Санкт-Петербург». Заметив усмешку, готовую сорваться у меня с губ, Вадим Евгеньевич опередил:

— Камера эта дает все: смещения объектива, уклоны объективной доски и задней стенки, смену оптики, двойное растяжение меха. «Лингоф» ничуть не лучше этой камеры, только много тяжелее.

Я увидел, что это вовсе не «чудачество» ревнителя старины, а серьезная оценка практика, спускавшегося с этой камерой по горным рекам и поднимавшегося к кратеру действующего вулкана, снимавшего в лютый мороз, когда не выдерживает большинство «деликатных» камер, работавшего при пеплопадах, которые камерам страшнее, чем железу ржа. Я писал эти строки и мечтал, чтоб попались они на глаза в достаточной мере инициативному человеку, который сумел бы восстановить эту дешевую камеру — «дворнягу» и поставить ее на поток хотя бы в уголке какого-нибудь цеха ширпотреба большого предприятия.

— Мой отчим еще тридцать пять лет назад, когда стали входить в практику «Лейки» и другие малоформатки, говорил: «Все эти «игрушечки» хороши, но вы еще вернетесь назад». И вот мы пришли к большому формату.

Не надо понимать, дорогие читатели, что здесь идет речь об отрицании малого формата вообще. Приход в фотографию кинопленочных камер произвел самую настоящую революцию не только в техническом перевооружении, но и в переосмыслении возможностей и целей фотографии. Но, видимо, в силу своей инертности, а может быть, и лени, мы, фотографы, стали использовать камеры, предназначенные в основном для репортажа, для решения буквально всех задач. Многие из нас потеряли, а другие вовсе не приобрели вкуса к фотографии, на которой то, что должно быть резко, — резко, фотографии, основанной на точности в передаче фактуры, цвета, деталей. Другое дело, уместно спросить: всегда ли это необходимо? Разумеется, не всегда. Но надо знать, как это делается, надо представлять возможности снимка, которые из него могут быть извлечены различными фотографическими приемами. Сахаристый иней на хрупких стебельках, узоры каждого листа, каждой травинки на фотографии, снятой общим планом, — поверьте, это то, что необходимо увидеть хоть раз, пусть даже и на чужом снимке.

Творчество Гиппенрейтера определилось стечением четырех начал. «Родился в лесу, на горе». Теперь эта часть Москвы — Потылиха, что напротив Лужников, чуть не самый центр столицы, а в тридцатые годы, когда рос мальчишка, — окраина. В жизнь Вадима Евгеньевича вошло два увлечения — природа и спорт. В 1939 году Гиппенрейтер первым спускается с вершины Эльбруса на лыжах, в дальнейшем он трижды завоевывал первенство Союза по горным лыжам, тренировал команду.

Третье увлечение — рисование. Гиппенрейтер заканчивает Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. Увлечение фотографией начиналось также исподволь, незаметно. Итак, четыре увлечения: природа, спорт, рисование, фотография образовали сплав, из которого, не разрушив его, нельзя извлечь ни единого элемента.

Туризм иногда грубовато называют «лошадиным спортом». Туризм Гиппенрейтера — это походы исключительной сложности, походы, подчиненные к тому же интересам фотографии. 40-килограммовый рюкзак за спиной — это далеко не максимум нагрузки. А дорога в горах — не парковая аллея. Хорошо, если это тропа, а чаще — каменные осыпи; топи, заваленная преющими колодами и стволами тайга. Гиппенрейтер говорит, что он сторонник съемки пейзажа, в который не проник «омоторенный» турист. Конечно, не все съемки требуют предельного напряжения, но за каждой или почти за каждой из них — огромный труд, выдержка, поиск, ожидание. Случайных кадров не бывает — это подтверждает все творчество мастера.

Но вернемся к самому пейзажу.

— В живописи есть понятие — состояние. Есть состояние — есть пейзаж. Если в работе проявляется собственное отношение автора к изображенному, передается состояние — это основное.

Глядя на фотографии Гиппенрейтера, думаешь, что для него не бывает «несъемочной» погоды. Тусклый осенний день и весенняя оттепель — все это повод высказаться, найти себя в пейзаже. Не состояние природы, соответственное собственному настроению, подыскивает мастер, а сам проникается увиденным состоянием и передает возникшее ощущение на фотографии. Здесь и бесконечность поиска, и известная гарантия от повторов.

— Работа художника даже в жанре портрета — самовыражение. Если сквозь черты изображаемого, его образ, не «просматривается» сам автор, — портрет не состоялся как художественное произведение. К пейзажу это относится в той же мере.

Вот почему не безлики пейзажи Гиппенрейтера, а ярко окрашены его видением, его страстностью. Мне приходилось проходить по следам Гиппенрейтера. Признаюсь, Командоры мне показались более будничными, чем представленные мастером в альбоме. Величественные горные склоны, в кровавом свете заката уходящие под облака, — такими они выглядели в книге, здесь смотрелись скромными возвышенностями, просто холмами в липком тумане. Гиппенрейтер умеет видеть масштабно, что означает, по-моему, не только умение соразмерять поверхностное впечатление с истинным значением явления, но и любовь к своей теме, и радость всякой открытой малостью, и способность отделять несущественное от сути, а главное, — с любовью относиться к изображаемой природе и передавать людям эту любовь к ней.

Съемка пейзажа… Сколько стоит за этой фразой труда и пота, секунд вдохновения, долгих часов ожидания. Широки возможности пейзажа, разнообразны подходы к нему и у мастеров, и у любителей. В. Гиппенрейтер своим творчеством представляет только одно из направлений, поэтому сегодняшней беседой не исчерпывается разговор о пейзаже. И в следующем номере мы проведем обстоятельный разбор читательских работ.

Л. ШЕРСТЕННИКОВ

От редакции.

Отбирая из фоторабот Вадима Гиппенрейтера иллюстрации к данной статье, мы, честно говоря, испытывали некоторые затруднения. В тексте говорится об авторском кредо мастера, и потому — вполне закономерно — не дается конкретного анализа определенных снимков: ведь разговор идет об общих проблемах, но не о частном. Гиппенрейтер — очень популярный, часто печатаемый автор. Его последний фотоальбом «Пейзажи Подмосковья», несмотря на довольно солидный тираж, давно исчез с прилавков книжных магазинов.

Итак, что же выбрать для публикации?

Помог сам Вадим Евгеньевич, предложив случай редкой съемки — серию, сделанную на Камчатке в 1975 году, во время извержения вулкана Толбачик.

…Из самых недр земли, то оживляясь, то замедляясь, извергаются горячие газы, пары, обломки горных пород, пепел и лава. Съемка на огнедышащей горе, съемка на вулкане в момент пароксизма — это героика и романтика репортерского труда, символ мужества и бесстрашия. Казалось бы, простая документальная фиксация подобного уникального природного явления — гарантия успеха. Но снимки Гиппенрейтера, сделанные на Толбачике, прежде всего удивляют оригинальностью и одновременно зрительным совершенством цветовых решений. Личностное начало, столь явственно выраженное в любой фотографии мастера, активно проявилось и в этой трудной съемке. Перед нами не обычная протоколизация уникального явления природы, но законченные фотокартины, знакомство с которыми, как нам кажется, принесет читателям удовлетворение.


Белая гора в Подмосковье около Воскресенска

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *