Абхазия. Новоафонский монастырь: amarok_man — LiveJournal
Отсюда : https://michailov-na.livejournal.com/31864.html
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь основан в 1875 году. История его основания очень интересна.
2. В 1874 году на святой горе Афон возникла угроза закрытия Русского Пантелеймоновского монастыря. Греческое духовенство, стремившееся к господству на Афоне, предполагало тайно вывезти всю русскую братию на турецком корабле в Малую Азию и оставить насельников в каком-нибудь пустующем монастыре. Тогда-то игумен монастыря и обратился к русскому послу в Константинополе графу Н.П. Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеймоновой обители».
27 ноября 1875 года последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времён генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».
Первые посланцы с Афона прибыли сюда осенью 1875 года. Святогорская братия отрядила в Абхазию самых мастеровитых и искусных в строительных делах иноков. В течение зимы они проводили необходимые подготовительные работы – рубили лес и кустарники, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья.
Уже в марте 1896 года братия переехала в новоотстроенный нагорный монастырь, а спустя 4 года, 28 сентября 1900 года, состоялось освящение главного престола соборного храма.
Под бездонным синим небом на зелёном фоне гор раскидывалась широкая панорама монастырских храмов, увенчанных сияющими на солнце крестами.
3. К Святым вратам обители мимо цветущих оранжерей вела вымощенная камнем дорога, обсаженная пирамидальными кипарисами. Кстати, монахи обители первыми в Абхазии начали выращивать апельсины, мандарины и лимоны.
4. Не менее красочный вид открывался и с верхней площадки у монастырского входа. С левой стороны к обители примыкала сосновая роща. А чуть выше её – сад из вечнозелёных южных растений.
5. 1 июля 1901 года монастырь стал освещаться электричеством: рядом с водопадом, устроенным монахами, была построена гидроэлектростанция. Вслед за электричеством в обители появилась и своя… железная дорога. Протяжённость у неё была небольшая – всего около версты, но этого было достаточно, чтобы доставлять в небольших вагонетках с низменности в нагорные склады всё необходимое и спускать с крутого склона, где рос монастырский лес, дрова для отопления.
Прославился монастырь и своей благотворительностью. Помимо содержания школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, обитель оказывала помощь всем нуждающимся, бесплатно раздавала местным жителям продукты питания и медикаменты, не говоря уже об иконах, религиозных книгах и церковной утвари. И, конечно же, всегда радушно принимала богомольцев, безвозмездно предоставляя им не только кров и пищу, но и нередко снабжая необходимой одеждой, обувью и деньгами на обратную дорогу. Так было вплоть до 1924 года, пока монастырь не постигла та же участь, что и другие православные обители.
6. Главный собор Обители — Пантелеймона Целителя. Длина — 53 м, ширина — 34 м, высота — 40 м. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 года.
7. Изнутри стены расписаны палехскими мастерами и живописцами М.В.Моловым и А.В.Серебряковым.
amarok-man.livejournal.com
Абхазия. Новый Афон — Мир глазами оптимиста — LiveJournal
В один из дней, несмотря на дождь и слякоть мы отправились в Новый Афон. Этот город знаменит Симоно-Канонитским монастырем и Ново-афонскими пещерами.История у него интересная. В одной из пещер рядом жил апостол Симон Канонит. И в честь него греческие монахи из Афона основали здесь мужской монастырь в 1875 году, а уже с 1884 по 1896 год был достроен весь монастырский комплекс. Был выполнен колоссальный объём работ: место для строительства находилось на возвышенности, и после того как срезали мешающие строительству куски гор, приходилось вывозить тонны камней и земли.
Внутри Пантелеймоновского собора очень красиво.
Рассматривать фрески под куполом необходимо очень осторожно, вдруг собьешь кого-нибудь ненароком.
Красивые фрески не только под куполами, но и на стенах собора
Красиво так, аж захватывает дух.
В таких местах становится спокойно в голове и на душе.
После мы отправились в ново-афонские пещеры. Такой вид открывался с террасы монастыря.
Увидев эту лошадь, я сразу же вспомнил «Ёжика в тумане»
Уж чего не ожидал в Абхазии, так это покататься на метро. Но всё же пришлось. Чтобы попасть в комплекс Новоафонских пещер, необходимо несколько минут проехать на уменьшенной копии метро.
Думал, что повезет проехать с ветерком, но после появился серьезный мужчина, который закрыл дверь посредством резинки для волос и мы тронулись вглубь.
Пещеры были открыт случайно в 1961 году местным жителем, которого зовут Гиви Смыр, после чего сюда рванули спелеологи, а с 1975 года она стала открытой для туристов. Товарищ Смыр, между прочим с 2001 года является директором этих пещерного комплекса. Ниже запечатлено натёчное образование «Череп».
Комплекс пещер состоит из 11 залов, 1 из которых только для научных специалистов, а остальные открыты для посещения.
Масштабы пещер впечатляют!
Как я узнал потом, новоафонские пещеры не являются самыми большими пещерами в Абхазии ни по объёму ни по длине. Стало интересно побывать в самой большой пещере Абхазии — Снежная.
Сталактиты и несколько сталагмитов
За счёт такой подсветки, кажется, что где-то там вход в преисподнюю.
Сталактиты разных форм и размеров. Вид снизу.
Пока нас водили по пещере, постоянно натыкались на маленькие водопадики.
А прямо над выходом бил полноценный ключ. Поэтому выйти не словив пару капель воды было невозможно.
Немного прогулявшись через тоннель опять попадешь в метрополитен имени Гиви Смыра, который ведет на поверхность.
Другие фото из Абхазии:
el-magico.livejournal.com
НОВОАФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Новоафонский монастырь |
Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.
Начало обители
В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители
В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон — будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.
В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория — здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному — возведению нагорной части обители.
Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.
При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей.»
20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы «Избавительницы». После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.
Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг. |
Расцвет
С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.
В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь — святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры — апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.
Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.
В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.
Потрясения XX века
В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии «за контрреволюционную агитацию.» Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.
Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе — историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.
В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.
Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.
Возрождение
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.
В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.
В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.
Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].
В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].
Статистика
- 1917 — более 700 монахов [3]
- кон. 1990-х — 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря |
Храмы, архитектура
В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
Пантелеимоновский собор
Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м.
В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.
Прочие храмы
- Андрея Первозванного
- Афонских преподобных отцов
- Вознесения Господня, надвратный храм
- Иерона мученика
- «Избавительницы», иконы Божией Матери
Недействующие
Покровский
Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:
«Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.» [5].На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.
Настоятели
Святыни
Использованные материалы
- Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря:
- Страница официального сайта Абхазской Церкви:
- Страница официального туристического сайта Абхазии:
- Страница официального сайта Храма Всех Святых:
- Страница Народного каталога православной архитектуры:
[1] «В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии» — http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412
[2] «Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии» — http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm
[3] Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
[4] http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm
[5] Цит. по Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
drevo-info.ru
Новоафонский монастырь: russos — LiveJournal
Абхазия | Новоафонский монастырьПравославный Новоафонский монастырь св. Пантелеимона был основан в 1875 году монахами обители св. Пантелеимона, расположенной на горе Афон в Греции.
Строительство монастырского комплекса было начато в 1884 и завершено в 1896 году. Объем работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. И тем не менее все работы были выполнены всего за 12 лет.
К строительству монастыря также приложил руку император Александр III. Музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) Ново-Афонского монастыря являются подарком Александра III.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53.3м, ширина — 33.7м. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии
Всего в обители шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Новоафонский монастырь стал один из главных духовных центров Кавказа.
russos.livejournal.com
НОВО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Новоафонский монастырь |
Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.
Начало обители
В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.» Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства — Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.»
В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон — будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.
В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория — здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному — возведению нагорной части обители.
Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.
При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей.»
20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы «Избавительницы». После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.
Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг. |
Расцвет
С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.
В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь — святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры — апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.
Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.
В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.
Потрясения XX века
В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии «за контрреволюционную агитацию.» Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.
Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе — историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.
В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.
Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.
Возрождение
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.
В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.
В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.
Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].
В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].
Статистика
- 1917 — более 700 монахов [3]
- кон. 1990-х — 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря |
Храмы, архитектура
В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
Пантелеимоновский собор
Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м.
В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.
Прочие храмы
- Андрея Первозванного
- Афонских преподобных отцов
- Вознесения Господня, надвратный храм
- Иерона мученика
- «Избавительницы», иконы Божией Матери
Недействующие
Покровский
Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:
«Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.» [5].На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.
Настоятели
Святыни
Использованные материалы
- Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря:
- Страница официального сайта Абхазской Церкви:
- Страница официального туристического сайта Абхазии:
- Страница официального сайта Храма Всех Святых:
- Страница Народного каталога православной архитектуры:
[1] «В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии» — http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412
[2] «Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии» — http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm
[3] Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
[4] http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm
[5] Цит. по Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
drevo-info.ru
Анакопийская крепость, Гегский водопад, Новоафонская пещера, Новоафонский монастырь :: SYL.ru
Достопримечательности Абхазии просто поражают своим очарованием. Страна расположилась на небольшой территории в 8, 6 тыс. кв. км. Но на этой площади сконцентрировались самые уникальные природные и архитектурные памятники. Курорты страны находятся в объятии величественных гор и живописной субтропической растительности. Кроме того, у берегов Абхазии море очень чистое и теплое с апреля по ноябрь.
Сухум
Столицей этой удивительной страны является город Сухум, которому уже исполнилось 2500 лет. Первые поселенцы в этих местах появились в VI веке до нашей эры. Древние греки основали здесь город Диоскурий, сейчас развалины селения находятся на дне Сухумской бухты. В Сухумском музее можно посмотреть на найденную мраморную надгробную стелу того времени.
Со времен средневековья здесь остались руины римской крепости Себастополиса, арочный мост XII века, замок-крепость царя Баграта, башни Великой Абхазской стены. В конце XIX века Сухум начали застраивать сотнями роскошных ресторанов, гостиниц, а также санаториями, общественными зданиями, театрами, гимназиями, дачами и виллами, что и сформировало современный облик города.
Набережная и святыни
До чего же прекрасна Абхазия! Достопримечательности Сухума — это не только архитектурные памятники. Столица республики может похвастаться потрясающей набережной, которая утопает в эвкалиптах и пальмах. В городе есть очаровательный Ботанический сад, основанный еще в 1840 году. Очень красивые растения со всего мира можно увидеть в местном дендропарке.
Выше Ботанического сада находится научно-исследовательский институт экспериментальной терапии и патологии, в учреждении расположен знаменитый обезьяний питомник, созданный в 1927 году. В конце XIX века Сухум был признан одним из лучших климатических здравниц для лечения заболеваний легких. То есть столица Абхазии – это еще и прекраснейший бальнеологический курорт.
В городе можно встретить немало святынь: кафедральный собор Благовещения, синагогу, лютеранскую кирху, польский костел. В 12 км от города находится Каманский храм X-XIII века.
Новый Афон
В Афоне находятся важнейшие святыни республики, исторические памятники разных эпох и одна из самых уникальнейших в мире пещер. 23 мая (день памяти Симона Кананита) здесь собираются тысячи паломников.
Новоафонская пещера считается одной из самых знаменитых пещер в мире. Ее открыли в 1960 году внутри Иверской горы. Ее еще часто называют Анакопийской пропастью. В 70-е годы в горе был проложен тоннель длинной в 1360 метров и сооружена узкоколейка. По рельсам курсирует не имеющий аналогов поезд «Турист». Его, конечно, с большой натяжкой можно назвать метрополитеном, здесь действуют лишь три станции: одна расположена на поверхности, другая – в начале пещеры, а третья – в ее конце.
Добраться к залам пещеры можно по бетонной дорожке длиной в 1,5 км. Здесь имеется 6 залов, все они красиво подсвечены. Гулять вне группы запрещено, также ни в коем случае нельзя отламывать сталактиты. Стоит заметить, что зале «Апсны» снимался эпизод из кинофильма «Том Сойер».
Время для посещения
Новоафонская пещера с июня по сентябрь открыта каждый день, кроме вторника. А в остальное время года заглянуть сюда можно только в среду, субботу и воскресенье. С 2004 года было установлено новое ограничение по числу посетителей. Вместо прежних 5000 человек сейчас пещеру одновременно могут посещать только 2000. Такие меры были предприняты в связи с тем, что температура в пещере повышается, на стенах появляется плесень.
При желании можно подняться на Иверскую гору. А внизу, у ее подножия, находится Приморский парк. В восточной стороне от улицы Эшба расположены храм и водопад. Туристам, которые желают посетить пещеру, обязательно понадобится теплая одежда, так как внутри довольно прохладно.
Новоафонский монастырь
Новоафонский мужской Симоно-Кананитский монастырь был основан в III веке на склоне Афонской горы. Сооружение представляет собой каре, состоит из нескольких корпусов, включающих в себя надвратную церковь. Внутри нее находится огромный Пантелеймоновский собор и высокая колокольня.
В 1924 году в его здании находилась турбаза. В 1994 году обитель возродили. Сейчас Новоафонский монастырь открыт для туристов с 12.00 до 19.00 кроме вторников и понедельников. Вход в святыню бесплатный. Туристы имеют возможность посетить сувенирную лавку в подвале церкви, а также главный собор, к которому от главного входа ведет узенькая дорожка. При входе в монастырь женщинам раздают косынки. В соборе отлично сохранились прекрасные фрески, фотографировать их можно абсолютно свободно.
Очень живописный вид на церковь открывается с Иверской горы. А чтобы насладится видом этого великолепного здания с моря, необходимо отплыть от берега не менее чем на 100 метров.
Анакопия
Хотим отметить, что это далеко не все достопримечательности. Новый Афон (Абхазия) знаменит благодаря сохранившимся здесь руинам древней крепости. На невысокой горе можно увидеть останки оборонительного сооружения VII века.
Анакопия – это древняя столица Абхазского царства. От крепости целыми остались ворота и стены. Очень впечатляет круглая западная башня. Она была сконструирована таким образом для того, чтобы можно было вести обстрел противника со всех сторон. Здесь сохранилось 5 бойниц и арочный вход. Это сооружение также защищало подступ к главным воротам города.
Неприступная крепость
В VIII веке эта неприступная крепость остановила многочисленное войско арабов под командованием Мурвана-ибн-Мухаммеда. На тот момент в абхазской крепости находилось около 3 тысяч воинов и правитель Анакопии Леон I. Эпидемия среди арабских войск и неприступные крепостные стены смогли остановить захватчиков.
Позже арабы вновь попытались напасть на город, однако полководец Мурвана-ибн-Мухаммед так и не смог захватить Анакопию. Город оставался столицей Абхазского царства почти целое столетие.
Анакопийская крепость – выдающийся памятник фортификационных сооружений. Рядом с ней располагался Анакопийский храм. По преданию, именно здесь находилась икона Иверской Богоматери. Сам же собор не раз подвергался перестройке. Некоторые фрагменты стен храма сохранились и до наших дней.
Немало тайн в себе таит Анакопийская крепость. Возле ее остатков находится уникальное чудо природы – неиссякаемый колодец. Так до сих пор не удалось выяснить, как была построена конструкция и почему вода отсюда не убывает уже множество веков.
Цандрипш
На севере республики есть поселок Цандрипш. В этом населенном пункте туристы могут посетить самый старый православный храм страны. Он был основан еще в VI-VIII веке. До нашего времени сохранились руины базилики, но своды у них уже отсутствуют. Большой популярностью также пользуется Хашупская крепость, построенная из грубо обработанных камней. На выезде в деревню есть весьма интересное скальное образование, которое именуют Белые скалы.
Советуем обязательно заглянуть в поселок, которым гордится вся Абхазия — Цандрипш. Достопримечательности этого края действительно фантастически красивы.
Пицунда
Одним из популярнейших абхазских курортов считается Пицунда. Здесь находится уникальный заповедник, где растет более 27 тыс. реликтовых пицундских сосен. Данные деревья отлично наполняют воздух кислородом, что так полезен для человеческого организма. Первые поселения в этих местах возникли еще до нашей эры. Во время протектората Римской империи на месте современного города располагался античный полис Питиус. В средневековье Пицунда служила резиденцией епископов. В центре города есть храм Божьей Матери, построенный в Х веке. Внутри его можно увидеть великолепные фрески. В храме сейчас работает музей, проводятся концерты органной музыки. Обязательно посетите такое замечательное место, как Абхазия. Пицунда, достопримечательности которой, впрочем, как и остальных курортов страны, действительно заслуживают внимания, оставит у вас незабываемое впечатление.
Гагра
Гагра расположена недалеко от российской границы. Как отмечают историки, этот курорт основал швейцарский принц Ольденбурский. Он построил вдоль побережья водолечебницу и дворец, игорные дома, особняки, уютные беседки, заложил удивительный Приморский парк. Принц желал превратить это место на великосветский курорт для русских богачей. По его замыслу Гагра должна была стать вторым Монте-Карло.
Приморский парк и колоннада
Продолжаем изучать достопримечательности Абхазии. В старых кварталах города сосредоточено немало исторических достопримечательностей. В ущелье Цихервы есть большая пещера, состоящая из двух залов. Правда, отыскать ее довольно проблематично, так как к ней ведут еле заметные тропы от моста по объездной дороге. На левом берегу Жоэквары, возле дороги, стоит крепость Абаата (V век). Она функционировала до конца XIX века, но в данный момент частично разрушена. В середине ее имеется небольшой храм, построенный из каменных глыб. Советская власть распорядилась основать в здании храма музей оружия. Сейчас же церковь закрыта. На улице Русских Добровольцев сохранились развалины Башни Марлинского. В Старой Гагре можно полюбоваться красивым зданием ресторана «Гагрипш» с часами на фронтоне.
Визитной карточкой города считается Приморский парк. В нем произрастает несметное количество красивейших тропических растений. В центре города, прямо у морского побережья, есть живописная аркада, выполненная в мавританском стиле, под названием Гагрская колоннада. Особо активные туристы могут попробовать покорить гору Мамзышха. На ее верху находятся две смотровые площадки, откуда открывается просто фантастический вид на окрестности.
Чарующий водопад
Республика славится своими удивительными водопадами. Их здесь более 200. Но особенно стоит выделить невероятно красивый Гегский водопад. Он находится в 530 метрах над уровнем моря, в долине реки с таким же названием. Собственно, данный водоем и породил это чудо.
Река Гега несколько раз меняет направление, она петляет по горному ущелью так, словно желает запутать любопытных путешественников и скрыться в глубине горного ущелья. Один из таких изгибов таится в карстовой пещере. Из нее река идет подземными ходами и выходит наружу с высоты более 70 м. Мощнейший поток ледяной воды с рокотом бьется об землю и образовывает знаменитый Гегский водопад.
Из-за низкой температуры воды здесь всегда прохладно. Снег возле водопада не тает вплоть до начала апреля. Красота этого места не перестает очаровывать многих. Побывав здесь хоть однажды, вы непременно захотите сюда вернуться.
Кстати, это природное чудо несколько раз можно было увидеться в кино. Возле водопада снимали сцену схватки Шерлока Холмса со злодеем Мориарти. Эти места также можно увидеть в фильме Гайдая «Спортлото-82». В одном из эпизодов герои останавливаются именно возле этого водопада.
Чтобы добраться к Гегскому водопаду, необходимо двигаться по дороге к озеру Рица и ехать вдоль долины реки Гега примерно 5-6 км. Так как дорога здесь плохая, автомобиль можно оставить на обочине, а до водопада прогуляться пешком.
Что посетить еще?
В данной статье мы, конечно же, осветили далеко не все достопримечательности Абхазии. Можно без преувеличения заявить, что интересные места можно встретить практически в каждом населенном пункте республики, и все они по-своему удивительны. В стране есть большое количество православных храмов, руин древних крепостей и башен. Советуем также посетить озеро Рица, о котором ходит множество легенд, Голубое озеро, Рицинский реликтовый парк, Жоэкварское ущелье и другие места.
Невозможно не упомянуть и о пляжном отдыхе. В Абхазии находятся чистейшие галечные и песчаные пляжи. Купальный сезон здесь длится с мая по середину октября. Благоприятный климат создает отличные условия для отдыха людей всех возрастов. Если сравнивать с советским временем, то сейчас здесь нет такого большого наплыва туристов. Поэтому вы можете прекрасно провести время без лишней суеты и переполненных отдыхающими пляжей.
Душевный отдых для всех
Достопримечательности Абхазии, несомненно, произведут на вас впечатление. Здесь есть все, о чем можно только мечтать: чарующая природа, богатая история, гостеприимные жители, величественные горы, ласковое море и живописные долины. Каждый отдыхающий точно найдет здесь себе занятие по вкусу.
www.syl.ru