Гданьск в фотографиях | Путешествия Европой
Гданьск – крупный польский город на берегу Балтийского моря. Гданьск является шестым городом по количеству жителей. Здесь проживают более 460 тысяч человек. Гданьск, вместе с соседними городами Сопотом и Гдыней, образовывают агломерацию с общим количеством жителей больше миллиона.
Фото: Улицы города
Впервые Гданьск упоминается в летописях еще в 997 году. Но на месте современного города существовали поселения еще с V века. За свою историю Гданьск не раз оказывался в центре военных конфликтов. Так, в 1939 году отказ Польши вернуть Германии этот город стал одним из поводов для начала Второй Мировой войны.
ФОТО: улицы города
Современный Гданьск это город с хорошо развитой системой транспорта и промышленностью. Здесь располагаются химические, нефтехимические, судостроительные и пищевые заводы и фабрики.
Также в Гданьске отлично развиваются высокотехнологичные области, такие как телекоммуникации, фармацевтика, электроника и машиностроение. Еще одной из важной частью местной экономики является обработка янтаря.
Фото: На берегу
Поскольку Гданьск это город с длинной и сложной историей здесь есть, на что посмотреть даже искушенному туристу.
ФОТО: На берегу
Достопримечательности Гданьска
Церковь Девы Марии является одним из самых заметных зданий в центре Гданьска. Данная церковь построена в готическом стиле и является самой крупной церковью из кирпича. Здание занимает площадь шириной в 66 метров и длинной 105метров. Внутри церкви может поместиться до 25 тысяч человек. До 1945 года данная церковь являлась самой крупной лютеранской церковью в мире.
Фото: Церковь Девы Марии
Большой арсенал – здание для хранения оружия, построенное в стиле нидерландского маньеризма в 1600 — 1609 годах. Автором проекта являлся архитектор Антони ван Обберген. Здание использовалось по прямому назначению вплоть до XIX века.
ФОТО: Большой Арсенал
Золотые ворота – одно из самых известных достопримечательностей города. Ворота построены в 1612—1614 годах, но во время Второй мировой войны были полностью уничтожены и отстроены только в 1957 году.
ФОТО: Фонтан Нептуна
Фонтан Нептуна – один из символов города. Фонтан был возведен по инициативе бурмистра Гданьска в 1633 году. Автором проекта стал архитектор Абрагам ван де Блок. Главным элементом фонта является скульптура Нептуна, который держит в руке трезубец, вокруг него расположены скульптуры морских чудовищ.
Как поляки восстановили город, в котором началась Вторая мировая
Принято считать, что «милый старый Минск» был безвозвратно утерян после Великой Отечественной войны — в результате боевых действий 1941 года и последовавших за ними оккупации и освобождения города. Действительно, в 1944-м белорусская столица лежала в руинах, но ситуация с ними была вовсе не такой безвыходной, как кажется. В ходе Второй мировой были разрушены десятки крупных и тысячи мелких населенных пунктов, и у каждого из них своя послевоенная судьба. В немецких Данциге и Кенигсберге пострадало 90% застройки исторического центра, обстановка во многом напоминала минскую, но для их восстановления новые власти выбрали диаметрально противоположные подходы. Журналисты Onliner.by побывали в ныне польском Гданьске и вошедшем в состав России Калининграде, восхитились, ужаснулись, провели параллели с Минском и подготовили два сравнительных репортажа. Первый — из города, в котором буквально началась Вторая мировая война. Города, из-за которого она началась.
И поляки, и немцы считали его своим. Оба народа имели на это право: на протяжении тысячи прожитых лет этот город регулярно превращался из Гданьска в Данциг и из Данцига в Гданьск. Тевтонские псы-рыцари построили здесь замок, откуда грозили огнем и мечом язычникам, поляки сделали его своим основным портом, через который Речь Посполитая богатела на торговле зерном с Европой, а к концу 1930-х город стал нацистской твердыней, «осажденной крепостью», окруженной враждебной страной.
Осенью 1933 года британский писатель-фантаст Герберт Уэллс в своей книге «Облик грядущего» предсказал, что будущий мировой конфликт должен начаться именно из-за обладания Данцигом-Гданьском. Эта мина замедленного действия, рванувшая в сентябре 1939 года и унесшая в конечном итоге десятки миллионов жизней, была заложена двадцатью годами ранее, когда только что пережившая «Великую войну» и революции израненная Европа училась вновь жить мирно. Увы, благие намерения и в данном случае украсили дорогу в ад.
Версальский мирный договор, завершивший Первую мировую войну, перекроил границы континента. Развалилось сразу четыре империи, а на их обломках началось строительство нового мира. Польша впервые с 1795 года получила независимость, но у страны не было важного — выхода к морю. Его перекрывала немецкая территория, и победители в Первой мировой уступили настойчивым просьбам польского правительства. Польше выделили около 70 километров балтийского побережья, но не Гданьск. У Германии, впрочем, этот важный порт тоже забрали, создав из города и окружающих его районов экзотическое образование под названием «Вольный город Данциг». Формально это было независимое государство, но внешняя политика, таможня, почта, железные дороги находились под управлением Польши. Этим обеспечивался доступ Второй Речи Посполитой и ее экономики к портовым возможностям города. Так выглядел законсервированный до поры до времени casus belli («повод к войне»).
Независимость Данцигу была не нужна. К тому времени город был практически полностью немецким, и отрыв от метрополии воспринимался его жителями крайне болезненно. Примерно так же ситуация ощущалась и в самой Германии, разорванной «польским коридором» и территорией «вольного города» на две части. Унижение страны Версальским миром закончилось в 1933 году приходом нацистов к власти в том числе и в формально независимом Данциге. Война была близко, война была неизбежна, и началась она именно здесь.
Поле битвы: Данциг
В 4:45 утра 1 сентября 1939 года в Гданьской бухте раздались выстрелы. Зашедший туда шестью днями ранее немецкий учебный линкор «Шлезвиг-Гольштейн» начал обстрел польского гарнизона, охранявшего военно-транзитный склад на полуострове Вестерплатте. Еще с середины 1920-х годов Польша получила право на размещение здесь, на территории «Вольного города», небольшого военного подразделения, охранявшего территорию, через которую в страну импортировались армейские грузы. Присутствие польских военных, пусть и в мизерном количестве, было мощным раздражающим фактором для нацистского руководства Данцига, воспринимавшего его как исконно немецкую землю. Неудивительно, что именно этот объект стал первой целью Третьего рейха. Здесь, на микроскопическом клочке суши у впадения одного из рукавов Вислы в Балтийское море, развернулось дебютное сражение Второй мировой войны. И здесь же были совершены ее первые подвиги.
Нацисты рассчитывали на молниеносный захват Вестерплатте и ликвидацию польского «анклава». Двести пять поляков продемонстрировали мужество и героизм в условиях подавляющего численного превосходства немцев, недостатка оружия и боеприпасов. Исход обороны полуострова, конечно, был предрешен, но польский гарнизон сражался целую неделю, потеряв в ходе непрерывных массированных обстрелов всего 15 человек. С немецкой стороны счет погибших шел на сотни.
Вестерплатте стал польской Брестской крепостью, символом стойкости в безвыходной ситуации. В послевоенные годы на территории бывшего военно-транзитного склада был сооружен внушительных размеров мемориал, как это и было принято в социалистических странах. Изуродованный полуостров вновь зарос деревьями, руины, оставшиеся после того сражения, музеефицировали, а само место, где когда-то погибли первые из десятков миллионов будущих жертв Второй мировой, вошло в обязательную программу приезжающих в Гданьск туристов.
Вестерплатте был не единственной «горячей точкой» первого дня войны в Данциге. В 4:45 утра, когда «Шлезвиг-Гольштейн» начал обстрел гарнизона на полуострове, взрывы раздались и в самом сердце города. По условиям Версальского мира, Польша имела право на собственную почтовую службу, здания которой считались экстерриториальной собственностью страны. Штаб-квартира польской почты располагалась в бывшем военном госпитале на площади Гевелиуса в Старом городе. Готовясь к войне с Германией, поляки значительно укрепили здание, организовав там круглосуточное дежурство. В ночь на 1 сентября внутри почтамта находилось 57 человек, большинство из которых прошли обучение в различных военизированных формированиях.
Окруженные подразделениями данцигских СС, СА и городской полиции, у которых были в том числе орудия и бронемашины, они смогли продержаться пятнадцать часов, хотя рассчитывали всего на шесть. В отличие от защитников Вестерплатте, абсолютное большинство которых смогли пережить сражение, плен и дождались в конце концов освобождения, поляков, державших оборону почтамта, нацисты демонстративно покарали. Формально они были гражданскими служащими, поэтому немцы просто заявили, что они партизаны, с жизнью которых уже тогда не считались. После «суда» всех выживших польских «почтовиков» расстреляли. Из 57 человек, встретивших в здании рассвет, выжила лишь четверка, сумевшая сбежать в момент его добровольной сдачи.
Удивительно, но этот почтамт столь типичного для северной Балтики вида уцелел при освобождении города и после окончания войны был восстановлен. Площадь перед ним в 1979 году украсила экспрессивная металлическая скульптура работы Винцента Кучмы. Смертельно раненному почтальону, из сумки которого высыпаются письма, передает винтовку богиня победы Ника.
На следующие пять лет боевые действия (но не война!) для Данцига-Гданьска закончились. Польское население города и его окрестностей было отправлено в концентрационные лагеря и на принудительные работы в Германию. Не успевшие уехать до 1939 года евреи в конце концов погибли в газовых камерах. Синагоги были разрушены. Нацификация завершилась, и в 1944 году Данциг ждала обычная для крупных немецких населенных пунктов судьба. Он подвергся масштабным бомбардировкам с воздуха и с земли, а перед самым освобождением произошел массовый исход прежнего населения. Город был фактически разрушен: в историческом центре в руинах лежало до 90% оригинальной застройки. Это была обычная картина для Европы. Данциг, Варшава, Сталинград, Дрезден, Кельн, Гамбург, Кенигсберг, Роттердам, Минск выглядели примерно одинаково: выжженная, ощетинившаяся остатками зданий земля, по которой прошелся молох войны.
Рождение нового старого Гданьска
Каждый из этих городов после войны ждала своя судьба. Старую Варшаву аккуратно восстановили, на месте Сталинграда и Минска построили фактически новые «идеальные города», которые должны были быть лучше, красивее, счастливее прежних, о печальном опыте Кенигсберга-Калининграда речь пойдет через неделю. У Данцига же, вновь превратившегося в 1945-м в Гданьск, была своя специфика, рожденная его запутанной историей существования на месте прямого столкновения тевтонской и славянской цивилизаций.
Повторять ошибки Версальского мира в этот раз не стали. В ходе послевоенного переустройства Европы бывший «Вольный город» был полностью отдан Польше, а оставшееся немецкое население в принудительном порядке вывезли в Германию. Его место заняли в том числе столь же вынужденные переселенцы с территории так называемых «Крэсов всходних» — запада Беларуси и Украины, вошедших в состав СССР. На фоне человеческих трагедий, связанных со всегда мучительными процессами миграции народов, судьба населенных пунктов выглядит чем-то малозначительным, но опыт этот всегда поучителен, а очень своеобразный опыт Гданьска поучителен вдвойне. Новое польское руководство выбрало совершенно необычную схему восстановления доставшегося им мертвого города, не похожую на то, что делалось в аналогичных случаях как в Восточной, так и в Западной Европе.
Дискуссия по поводу того, что делать с данцигскими руинами, началась сразу же после окончания Второй мировой. Концепции были самыми различными — от сохранения разрушенного города в качестве своеобразного мемориала и возведения нового центра на пустом месте до полного сноса исторической застройки и замены ее социалистическими зданиями, обозначившими бы светлое будущее главного порта страны народной демократии. Многие поляки, помнившие довоенные обиды и зверства нацистов во время войны, даже радовались возможности избавиться от «прусского» наследия, ассоциировавшегося с агрессией, ненавистью и миллионами невинных жертв. Гданьский журналист Хенрык Тецлафф писал в главной местной газете Dziennik Bałtycki:
«На месте старого центра Гданьска с его узкими улицами мы построим современный жилой район с широкими проспектами, освещенными солнцем садами и парками, расположенными вдоль живописных каналов. Тем самым мы создадим модель современного приморского города, в котором торгово-промышленная и жилая части будут разделены. Идеальные условия для жизни человека труда сформулированы в тезисе „Не работай там, где ты живешь“».
К счастью для современных жителей города и миллионов его гостей, в конечном итоге от столь модной тогда, но чересчур экстремальной сейчас концепции было решено отказаться. Исторический центр Гданьска, так называемый Главный город, было решено восстановить, но сделать это очень оригинально. Польские реставраторы реконструировали не довоенный немецкий Данциг — на его руинах они воссоздали тот условный, во многом фантастический Гданьск XVIII века, существовавший до разделов Речи Посполитой и последовавшей германизации.
Вместо того чтобы, руководствуясь многочисленными довоенными фотографиями и сохранившимися чертежами, сделать вторую Варшаву, архитекторы и строители построили во многом идеализированный польский город, о прежнем внешнем виде которого не существовало практически никаких визуальных свидетельств.
Опираясь на отдельные архитектурные памятники той эпохи, сохранившие свой оригинальный внешний вид, реставраторы стилизовали под них и остальную застройку. По-немецки суровые лаконичные фасады зданий получили пышное декоративное оформление в духе присущего Гданьску XVIII века голландского маньеризма. По сути, это было терраформирование, превратившее идеологически чуждую городскую среду в нечто знакомое и родное.
При этом, сохраняя видимость исторической реконструкции, Главный город Гданьска, по сути, строился как современное образование. На его старых снимках видно, насколько плотной, скученной была немецкая застройка. От этого также сознательно отказались. В общем и целом оригинальная сетка улиц сохранялась, но «новые старые» здания восстанавливались лишь по их красным линиям. Внутриквартальные дома безжалостно сносились с формированием обширных озелененных дворов, в которых размещали инфраструктуры, например детские сады.
За «историческими» фасадами также скрывалась вполне современная начинка. Весь этот голландский маньеризм как бы XVIII века декорировал фактически новые дома с комфортабельными квартирами, въезжали в которые в том числе и рабочие судоверфи.
Город-декорация
Такое несколько искусственное конструирование Гданьска в чем-то напоминает Минск. Поляки тоже создавали свой «город солнца» — более правильный, лучше приспособленный для жизни, самим своим существованием доказывавший величие одержанной победы. Однако при схожести содержания форма для этого была выбрана совершенно иная. По крайней мере Главный город — тот самый «центр центра» — сохранил свою историческую планировку, через него не прорубались новые магистрали, он по-прежнему существует как цельный организм, а самые знаковые здания (многочисленные средневековые костелы и отдельные гражданские сооружения) восстановлены в их оригинальном облике.
Для абсолютного большинства туристов и все большего количества местных жителей Старый Гданьск выглядит сейчас честным ганзейским городом с готикой кирх, пышным декором купеческих камениц, красным кирпичом ворот и крепостных башен, фахверком зерновых амбаров вдоль реки Мотлавы. Никто не задумывается, что это декорация, во многом даже мистификация, — и в этом талант польских реставраторов, выполнявших идеологический заказ, но сделавших это талантливо. Бывший польский премьер-министр Дональд Туск, уроженец Гданьска и нынешний председатель Европейского совета, назвал послевоенную реконструкцию города (ликвидацию «прусского варварства») его «второй катастрофой в XX веке», но это та «катастрофа», которая нравится публике: фотогеничная и комфортная для восприятия.
Для того чтобы понять, как все могло бы быть, но, к счастью, не случилось, необязательно ехать в Кенигсберг-Калининград. Достаточно выйти за пределы Главного города, в другие районы гданьского исторического центра — в Старый город или Молодой город, которые не стали восстанавливать в комплексе. Отдельные оригинальные здания, в том числе та же Польская почта, которую так отчаянно обороняли 1 сентября 1939 года, или Большая мельница, настоящий индустриальный собор XIV века, здесь соседствуют с типичными для Польши мрачными послевоенными многоэтажками или административными высотками 1960—1980-х годов. Здесь по-прежнему, спустя семь с лишним десятков лет, встречаются пустыри, оставшиеся от руин Данцига, и активно ведется новое строительство.
Отсутствие надуманного пиетета к «духу места» — еще одна отличительная черта поляков. Восстановив в общем и целом свои города в прежнем виде или в том виде, в котором они хотели бы их видеть, впредь они не боялись включать в исторические районы откровенные новостройки. Сейчас неравнодушную общественность города раздражают модернистские послевоенные «монстры», соседствующие с ганзейской архитектурой, но подобные опыты продолжают практиковаться и ныне.
Однако в настоящее время со старой средой польские заказчики и архитекторы начали работать гораздо аккуратнее. Они по-прежнему не стесняются «новоделов», однако масштаб их стал гораздо скромнее, а внешний вид, очевидно современный, тем не менее, вступает с историческим наследием в настоящий диалог. Он не противопоставляет себя ему, а выглядит естественным продолжением, эволюцией традиционной архитектуры города.
Распад социалистического лагеря и последовавший за ним слом идеологических систем дал новый вызов Гданьску. Здесь зародилось движение «Солидарность», а с ним фактически появилась новая, современная Польша. Но эта революция, как обычно, расправилась со своими героями. Рабочие гданьской судоверфи имени Ленина во главе с Лехом Валенсой были некогда локомотивом демократического движения в стране, их сердца так настойчиво (и в конечном итоге успешно) требовали перемен, но родная верфь их не пережила. Промышленный гигант умер, а тело его, как это обычно и случается в природе, должно дать новую жизнь.
Ее первыми символическими ростками стали две знаковые новостройки последнего времени. Музеи движения «Солидарность» и Второй мировой войны уже не пытаются заигрывать с ганзейским прошлым Гданьска. Они откровенно, даже вызывающе современны, но они же говорят о будущем города. Движение вперед возможно только через прогресс, память о прошлом должна сопровождаться мыслями о грядущем, а в их борьбе и единстве, порожденных ими конкретных поступках — залог успешного развития.
Благодарим за помощь в организации поездки «Альфа-Банк» в Беларуси.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Фото Гданьска, фотографии достопримечательностей Гданьска
Абхазия
Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Андорра
Антигуа
Аргентина
Армения
Аруба
Багамские острова
Барбадос
Бахрейн
Беларусь
Белиз
Бельгия
Бермудские острова
Болгария
Боливия
Босния и Герцеговина
Ботсвана
Бразилия
Бутан
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Гамбия
Гватемала
Германия
Греция
Грузия
Дания
Доминикана
Египет
Замбия
Зимбабве
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Кабо-Верде
Камбоджа
Канада
Катар
Кения
Кипр
Китай
Колумбия
Коморские острова
Конго
Коста-Рика
Куба
Кюрасао
Лаос
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Маврикий
Мадагаскар
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Марианские острова
Марокко
Мартиника
Мексика
Монако
Монголия
Мьянма (Бирма)
Намибия
Непал
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Норвегия
ОАЭ
Оман
Палау
Панама
Папуа Новая Гвинея
Перу
Польша
Португалия
Пуэрто-Рико
Реюньон
Россия
Руанда
Румыния
Сальвадор
Сан Марино
Свазиленд
Сейшелы
Сент-Винсент и Гренадины
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таиланд
Таити
Тайвань
Танзания
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уганда
Узбекистан
Украина
Уругвай
Фарерские острова
Фиджи
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри Ланка
Эквадор
Эстония
Эфиопия
ЮАР
Южная Корея
Ямайка
Япония
Гданьск 2019 — что посмотреть, где поесть, как найти отель, фото Гданьска
Гданьск — морская жемчужина Польши / Фото Марина Григоренко
Ежегодно весна приносит украинцам не только долгожданное потепление после затяжной зимы, но и сразу несколько праздников, благодаря которым появляются дополнительные выходные дни. Тут вам и 8 марта, которое в этом году выпадает на пятницу, и Пасха 28 апреля, и майские праздники, и Троица 16 июня. И сейчас самое время начинать планировать бюджетные, но одновременно насыщенные поездки в Европу на три-четыре дня. Не стоит забывать и о приближении Дня влюбленных 14 февраля. В этом году это четверг, а потому если вы готовы отправиться в спонтанное романтическое путешествие и время позволяет — почему бы и нет.
Ранее УНИАН.Туризм рассказывал, чем можно заняться на уик-энд в венгерском Будапеште, литовском Вильнюсе, словацкой Братиславе и немецком Нюрнберге. Теперь же мы собрали большой гид по польскому Гданьску – сказочному городку на берегу моря.
Как добраться в Гданьск
Польша вот уже не первый десяток лет стабильно держится в лидерах туристических предпочтений украинцев. В «визовые» времена польский «шенген» выдавали сравнительно легко, да и добраться туда можно быстро и бюджетно, все же соседняя страна. Плюс польские цены все еще ниже, чем во многих странах Западной Европы. А потому если у вас ограниченный бюджет и не так много времени – Польша отличный вариант для заграничного уик-энда.
На данный момент из Украины в Польшу летают немало авиакомпаний, в том числе бюджетных. При этом прямой перелет занимает максимум полтора часа, потому вы оглянуться не успеете, как уже будете гулять по другой стране.
Читайте такжеПриключения налегке: 6 советов для бюджетного и комфортного путешествия
Непосредственно в Гданьск из Украины можно попасть на самолетах венгерского лоукостера Wizz Air, который выполняет туда рейсы из Киева, Львова и Харькова. При этом если повезет, можно получить билеты за 20-30 евро в один конец (без учета скидки по дисконтной программе) даже на февраль-март этого года. Кроме того, из Киева в Гданськ летает ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair. При этом на отдельные мартовские даты, если поторопиться или попасть на скидки, можно ухватить билеты от 7,99 евро в один конец. Также прямые рейсы из Киева в Гданьск выполняет польская авиакомпания LOT, однако цены здесь будут повыше. Зато авиакомпания предлагает билеты на рейсы в Гданьск из других украинских городов (Одесса, Львов, Харьков, Запорожье), однако тут нужно быть внимательным, ведь есть большая вероятность, что эти билеты будут с пересадкой.
Все авиарейсы в Гданьске принимает аэропорт имени Леха Валенсы, охватывающий главные города агломерации Труймясто — Гданьск (10 км), Сопот (10 км) и Гдыня (23 км).
Жд/вокзал Гданьска находится совсем недалеко от входа в Старый город / Фото Марина Григоренко
Непосредственно в Гданьск из местного аэропорта можно доехать как на поездах скоростной городской железной дороги SKM, так и на автобусах — №110 и №111 в дневное время и №3 в ночное. График движения довольно интенсивный, потому долго ждать в аэропорту не придется. Подробнее, как добраться из аэропорта в Гданьск, можно узнать по ссылке.
Кроме того, в Гданьск можно доехать на автобусе – как из Украины, так и из соседних стран Европы. И тут есть интересный момент: если искать билеты через немецких перевозчиков – иногда может возникнуть небольшая коллизия с поиском Гданьска, ведь по-немецки он до сих пор носит историческое название Данциг, и именно по нему немецкие сайты ведут поиск.
Городской транспорт в Гданьске
Гданьск довольно тесно связан с двумя другими городами Труймяста – Сопот и Гдыня, куда при наличии времени и желания также стоит заехать. Тем более, что схема городского транспорта позволяет.
Читайте такжеНаедине с осенней Познанью
В самом Гданьске ездят автобусы, трамваи, скоростная городская электричка (SКМ), а также относительно новый вид транспорта — так называемое легкое метро (PKM), на котором за 20-30 минут можно добраться в аэропорт им. Леха Валенсы. Ими же (кроме трамваев) город соединен с Гдыней и Сопотом, в которых также ходят троллейбусы.
При этом тут действует довольно широкая градация билетов на автобусы, трамваи и троллейбусы: разовые без возможности пересадки (дневные линии — по 3,2 злотых, ночные, скоростные и специальные линии — по 4,2 злотых), часовые с возможностью пересадки (3,8 злотых и 4,8 злотых соответственно), а также абонемент на 24 часа для всех-всех линий и видов транспорта Труймяста за 13 злотых или на 72 часа за 46 злотых. Билеты на SКМ и PKM стоят в зависимости от расстояния или количества остановок и колеблются от 3 до 6 евро за разовый проезд.
Транспорт в Гданьске очень удобный / Фото Марина Григоренко
При этом стоит учитывать, что непосредственно в самом Гданьске и Гдыне разные обслуживающие транспортные компании, потому разовые билеты в них действуют разные, тогда как для Сопота подходят и те, и другие. Более подробную информацию по Гданьску можно узнать на сайте Ztm Ggańsk, по Гдыне – на сайте Zkm Gdynia. Информацию по городской электричке можно получить на сайте SKM, а по «легкому метро» — на сайте PKM.
Читайте такжеОсобенности европейского транспорта: как и на чем ездить по странам ЕС, чтобы не разориться
Билеты лучше всего покупать в специальных автоматах на остановках, разобраться с ними довольно легко. Также можно купить билет в специализированных центрах по обслуживанию клиентов, которые чаще всего встречаются на крупных станциях вроде железнодорожного вокзала. Еще один вариант – купить билет у водителя, но в таком случае билеты могут быть дороже, да и может возникнуть языковой барьер. Компостировать билеты необходимо сразу после посадки.
Валюта и язык в Польше
Официальным языком по всей стране является польский. Этот язык относится к западнославянской языковой группе, а потому многие слова украинцам понятны. Особенно это выручает в общении со старшим поколением поляков. А вот с молодыми легко можно общаться на английском или же немецком. Кроме того, в Польше обучается немало студентов из Украины, потому встретить соотечественника здесь обычное дело –просто на улице или в сфере обслуживания.
На улицах Гданьска встретить украинцев не редкость / Фото Марина Григоренко
Польша до сих пор не перешла на евро, потому придется рассчитываться исключительно с помощью местной валюты – польского злотого. По состоянию на начало февраля 2019 года 1 польский злотый равен приблизительно 7,2 – 7,4 украинских гривен.
При этом польские злотые вполне реально купить в Украине – хотя бы небольшую сумму на первые расходы (транспорт из аэропорта, легкий перекус). Это можно сделать как в некоторых обменниках, так и заказать в банках, в которых доступна такая услуга. Также можно привезти часть валюты в долларах или евро и поменять на месте на злотые, а вот надеяться выгодно обменять гривны там не стоит. Еще один вариант – привезти деньги на карточке. Однако тут стоит учесть, что с гривневой и евровой карточкой вам грозит двойная конвертация (сначала деньги конвертируются в доллары, а только потом в местную валюту), а это совсем не выгодно. Так что если и брать с собой карточку, то только в злотых или в долларах.
Где дешево остановиться в Гданьске
Одним из преимуществ отдыха в Польше в целом и в самом Гданьске является его бюджетность при довольно неплохом ассортименте предложений. В то же время, учитывая популярность направления, лучше позаботиться о бронировании номеров заранее.
Читайте такжеОтельный вопрос: как удачно подобрать жилье и не испортить путешествие
Так, на начало марта или на начало апреля на популярных сервисах по бронированию жилья доступно около 530 предложений различной категории при загрузке направления 75%, а уже на май-июнь и вовсе загрузка составляет уже около 80% приблизительно с 450 доступных предложений. При этом под праздники или какие-либо мероприятия, как, например, ежегодный летний рок-фестиваль Open’er Festival, мест остается еще меньше.
Цены на проживание в Гданьске стартуют от 200 гривен за ночь в общем номере хостела в самых скромных условиях, тогда как самый дешевый одноместный номер без особых удобств обойдется в сумму от 300 гривен и будет расположен подальше от центра города. Приличный одноместный номер в трехзвездочном отеле Гданьска будет стоить минимум 800 гривен.
Гданьск очень популярен среди туристов, потому отель лучше искать заранее / Фото Марина Григоренко
Стоимость проживания в двухместном номере бюджетного отеля или отдельных апартаментах в Гданьске стартует от 450 гривен за ночь, а вот за номер для двоих в отеле категории 3 звезды придется заплатить уже как минимум 900 гривен за ночь. Есть в Гданьске и несколько пятизвездочных отелей, ночь в которых в двухместном номере обойдется в сумму от 2000 гривен.
При этом при поиске жилья под поездку в Гданьск нужно учесть два важных момента. Во-первых, система нередко под запрос «Гданьск» предлагает жилье в других городах Труймяста, а потому внимательно проверяйте, где именно предлагается жилье, чтобы потом не приходилось искать свой отель в Сопоте или Гдыне. Второй нюанс – некоторые бюджетные хостелы заманивают клиентов характеристикой «расположение в 15 минутах ходьбы от Старого города». На деле вы и правда можете получить «15 минут пешей доступности», однако будут проходить они через промзону. Ведь «задняя» часть Старого города Гданьска практически упирается в транспортную развязку, за которой следует частный сектор, по которому добираться в темное время суток не очень удобно.
Где поесть в Гданьске
Питаться туристам в Польше обходится достаточно недорого, при этом выбор здесь довольно большой – от международных сетей фаст-фудов и бюджетных бистро до хороших ресторанов национальной кухни. Да и о продуктовых магазинах не стоит забывать, однако стоит учитывать, что по воскресеньям и по праздникам многие из них не работают, а в обычные дни – рано закрываются.
Традиционно самое большое количество заведений питания расположены в Старом городе Гданьска, в том числе на главной его улице Длуга и вдоль берегов реки Мотлава. При этом даже в холодное время здесь достаточно мест для гостей, ведь многие местные кафе и ресторанов предлагают столики на уличных террасах под навесами с обогревом.
Больше всего ресторанов и кафе находится в Старом городе Гданьска / Фото Марина Григоренко
Если хочется попробовать местную кухню, туристам советуют посетить, например, ресторан Pierogarnia Mandu Centrum недалеко от жд-вокзала и Старого города. Здесь рекомендуют уделить внимание польским вареникам ручной лепки. Однако стоит быть готовым, что придется какое-то время подождать, когда появится свободный столик, ведь место довольно популярно.
Еще одно заведение местной кухни Restauracja Bazar, где в том числе ориентируются на рыбные блюда, в первую очередь выигрывает своим местоположением – на берегу реки Мотлава с видом на Старый город и бухту с яхтами. Однако и цены здесь не самые маленькие.
Читайте такжеНа 8 марта в Европу: девять туристических советов, как превратить устаревший праздник в незабываемое приключение
Также за блюдами из рыбы и других морепродуктов в Гданьске советуют отправиться в ресторанчик Rybka Na Wartkiej, также на набережной. Особенно хорошие отзывы у здешнего рыбного супа, рыбы в кляре, дерунов с лососем, блюд из трески и креветок. Цены вполне приемлемые как для рыбного ресторана. В то же время стоит учесть, что заведение довольно небольшое, а потому в выходные дни или топ-сезон стоит позаботиться о столике заранее.
Ценителям пива и местной кухни рекомендуют посетить бар с пивоварней Gdanski Bowke в самом центре Старого города, также у воды. Гости отмечают удачный дизайн, справедливое сочетание цены и качества (хотя цены здесь не самые низкие), а также широкий выбор разливного пива. Еще одним из плюсов заведения является довольно поздние часы работы – до полуночи.
Ужин на набережной реки Мотлава — отличное завершение вечера в Гданьске / Фото Марина Григоренко
За итальянской кухней гостям советуют отправиться в ресторан Główne Miasto Pasta в Старом городе. Посетители особенно хватят местную пасту, блюда с лососем и вина. Если верить отзывам, цены здесь вполне приемлемые, а обслуживание на высоком уровне.
Также неплохие отзывы у ресторана Restauracja Winne Grono, однако он в первую очередь специализируется на французской кухне, а потому уже на польской. Расположен он несколько подальше от основных мест скопления туристов, где-то в 1,5-2 км от Старого города, а потому идеально подходит для тех гостей, которые хотят больше тишины и покоя. С другой стороны, кухня ресторана имеет довольно много положительных отзывов, а цены здесь вполне приятные.
Топ-10 польских блюд, которые стоит попробовать туристу в Гданьске
Польская национальная кухня имеет определенное сходство с западноукраинской, а также немецкой, чешской и венгерской. При этом она довольно калорийная, с большим количеством мяса, а порции достаточно большие. Потому если путешествуете в одиночестве, старайтесь реально оценивать свои шансы и не заказывайте сразу несколько блюд. Если уж очень хочется попробовать все, постарайтесь сразу уточнить, можно ли забрать еду с собой. Если же идете в местный ресторан компанией – смело заказывайте каждого блюда по порции на всех.
1. Блюда из лосося. Хотя польская кухня в первую очередь мясная, портовое положение Гданьска сделало свое дело, а потому многие местные рестораны предлагают в меню широкий выбор рыбных блюд, особенно из лосося. Это и рыба на гриле, и рыбные супы, и рыба в кляре, и даже деруны с лососем, и всевозможные закуски.
В Гданьске популярны блюда с рыбой, например, деруны с лососем / Фото Марина Григоренко
2. Густой супфляки. Это блюдо готовится из говяжьих, реже свиных рубцов (то есть желудочков), с добавлением кореньев (морковь, сельдерей) и специй (перец, майоран, соль, мускатный орех), иногда с луком, мукой и салом. Подается горячим. Блюдо довольно недорогое, но очень питательное, и еще популярно на утро после застолья. Нередко продается и в банках в магазинах, так что его можно купить заранее и разогреть утром в хостеле.
3. Суп холодник. Как уже можно понять по названию, подается блюдо холодным. Готовится этот суп на основе свекольного или щавельного отвара, реже на кефирной основе. Также в него добавляются яйца, огурцы, укроп, лук, свекла и сметана. Холодник чем-то напоминает окрошку, однако готовится без мясных ингредиентов.
Польский суп Холодник / Фото pl.wikipedia.org
4. Бигос. Это одно из самых популярных блюд польской кухни, и вариантов его приготовления очень много. Однако чаще всего в состав польского бигоса входит капуста (белокачанная плюс квашеная), свинина, сало, копченая колбаса, нередко с добавлением грибов, помидоров, чернослива и вина. Для более сытного эффекта блюдо подают с хлебом. Хорошо идет как закуска к крепким алкогольным напиткам.
Польский бигос / Фото pl.wikipedia.org
5. Капустные голубцы. Еще одно популярное польское блюдо, знакомое нашему человеку. Традиционно это смесь фарша и риса, завернутая в капустные листы, под томатным соусом, однако поляки нередко добавляют в начинку грибы, картофель, крупу и другие ингредиенты.
6. Польские пляцки. Хорошо знакомые нам обжаренные в сливочном масле картофельные оладьи, которые могут готовиться как из сырого тертого картофеля, так и вареного размятого в пюре. Традиционно для польской кухни подаются со сметаной или яблочным джемом, как это принято в Германии. Однако есть и вариации с рыбными или мясными начинками.
7. Вареники. В Польше родственники популярного украинского кушанья называются pierogi и отличаются довольно широким ассортиментом начинок – от традиционных картошки, капусты и творога до мясных, рыбных, фруктовых, а также довольно необычной смеси картофеля с творогом. При этом подают такие вареники как вареными, так и жареными.
8. Польские колбаски. В польской кухне эти типичные для немцев мясные деликатесы называются kielbasa. Готовят их в Польше из нескольких сортов мяса, с добавлением чеснока, майорана и других специй. Иногда в фарш добавляют картофель или крупы. Местные колбаски готовятся преимущественно копчением, их можно долго хранить. Нередко подаются холодными и хорошо идут как закуска к пиву.
Польская Kielbasa бывает всех возможных сортов / Фото en.wikipedia.org
9. Польские десерты. Одним из самых популярных сладких блюд польской кухни является песочное печенье Kolaczki, имеющее форму конвертиков, заполненных джемом или творогом, присыпанных сахарной пудрой. Еще один популярный десерт — польская бабка. Она чем-то напоминает нашу паску, однако наполнение в ней заметно богаче – изюм, цукаты, орехи, фруктовая или шоколадная глазурь, а главное — с обязательным добавлением водки в тесто. Еще один популярный польский пасхальный десерт – торт Мазурка. Отличается он сравнительно небольшой толщиной, из 1-2 коржей, в тесто добавляется много фруктов, сухофруктов и цукатов. Украшается торт джемом, помадкой, глазурью или же кремом в самых разнообразных вариациях.
Польский торт Мазурка / Фото pl.wikipedia.org
10. Польские напитки. Одним из самых типичных польских алкогольных напитков является водка, однако также широкой популярностью пользуются разнообразные настойки – на фруктах, на траве или же на листьях. Среди них – известная далеко за пределами Польши зубровка, которая настаивается на травах Беловежской пущи, которыми питаются зубры (отсюда и название). Для тех, кто предпочитает напитки полегче, подойдет польское пиво. По всей стране расположено много небольших пивоварен с вековыми традициями приготовления популярного пенного напитка. К слову, в Польше довольно охотно пьют подогретое пиво.
Куда пойти в Гданьске
Экскурсия по Старому городу Гданьска
В первую очередь туристы в Гданьске отправляются гулять по Старому городу, с типичными для польских городов яркими домиками с красными крышами. Строились они преимущественно в 13-18 веках, жили в них самые богатые и влиятельные горожане, и у каждого из них обязательно есть своя история.
Сказочные домики в Старому городе Гданьска / Фото Марина Григоренко
Центральной в Старом городе Гданьска является улица Długa, то есть Длинная, которая стартует недалеко от жд-вокзала у Золотых ворот (Zlota Brama) и тянется до Зеленых ворот (Zielona Brama), упирающихся в реку Мотлава.
Карта Королевского тракта в Старом городе Гданьска / Скриншот
Длинная улица, на востоке переходящая в Длинный базар, формируют так называемый Королевский тракт, вдоль которого и расположены основные достопримечательности Старого города Гданьска. Среди них — городская ратуша, двор Артуса, фонтан Нептуна, Золотой Дом и многие другие.
Фонтан Нептуна в Гданьске / Фото Марина Григоренко
Жемчужиной Старого города в Гданьске является готическая Церковь Девы Марии, построенная в 13-16 веках. Она считается вторым по величине в Европе (после Кельнского собора) и в то же время самым большим кирпичным храмом в Европе.
Церковь Девы Марии в Гданьске / Фото en.wikipedia.org
Если отойти немного влево от Золотых ворот, еще не заходя в Старый город, можно попасть к Большому арсеналу (Wielka Zbrojownia). Был он построен в 17 веке в стиле нидерландского маньеризма (ренессанса) и до 19 века использовался как оружейный склад. В настоящее время на первом этаже Большого арсенала расположен продуктовый магазин, а верхние этажи занимает Академия изящных искусств.
Большой Арсенал с улицы Пивная / Фото Марина Григоренко
К Арсеналу примыкает оборонительная Соломенная башня 14 века. Одним фасадом Большой арсенал выходит на Угольный рынок (Targ Węgloweg) – большую площадь, где в наши дни проводятся ярмарки, различные массовые мероприятия или же просто устанавливаются места для отдыха, а другим фасадом — на Пивную улицу (Ulica Piwna). Как можно догадаться по названию, здесь находятся пивные. Но и с архитектурной точки зрения улица заслуживает внимания.
Прогулки вдоль реки Мотлава
Прогуливаясь по Королевскому тракту Старого города Гданьска, можно упереться в местную реку Мотлава. К слову, Зеленые ворота – не единственные, выходящие к реке. Также из Старого города можно попасть к воде и через другие ворота — Brama Mariacka, Brama Chlebnicka, Krowia Brama.
Зеленые ворота в Гданьске / Фото Марина Григоренко
По всему историческому центру Гданьска на самом деле очень много врат. Если позволяет время и есть желание – не поленитесь обойти их все. Среди них и Brama Wyzynna перед Золотыми воротами на входе в Старый город, и Brama Stągiewna у восточного выхода из Старого города, за которыми уже начинается частный сектор Гданьска.
На набережной Мотлавы сосредоточена вся туристическая жизнь Гданьска / Фото Марина Григоренко
Можно сказать, что на берегах реки Мотлава проходит основная туристическая жизнь Гданьска. Здесь и основные городские музеи, например, морской и археологический. И местная филармония, и бывший королевский амбар 17 века, где нынче расположен популярный отель Królewski.
Филармония в Гданьске / Фото Марина Григоренко
И многочисленные ресторанчики-кафешки с видом на Старый город и реку. И широкие променады с уютными закоулочками, вдоль которых можно прогуливаться часами, вдыхая свежий воздух, любуясь потрясающими видами и наблюдая за чайками, которых в Гданьске очень много.
Гданьские чайки / Фото Марина Григоренко
И многочисленные сувенирные раскладки. К слову, одними из самых популярных сувениров из Гданьска являются изделия из балтийского янтаря.
Сувениры из Гданьска с янтарем / Фото Марина Григоренко
Одной из главных достопримечательностей этого района является Остров складов (Wyspa Spichrzów), появившийся еще в 1576 году в результате раскопок котловины Новая Моттау. Начиная с 13 века, на месте современного острова появлялись все новые и новые амбары, однако застройке острова был нанесен серьезный ущерб во время бомбардировок 1945 года. К немногим сохранившимся памятникам относят ворота Мильхканнентор, построенные в 1517-1519 годах.
Прогулка по парку Олива и поездка к морю
Если у вас есть дополнительный свободный день в Гданьске, можно выбраться немного подальше от исторического центра. Например, для начала отправиться в парк Олива (Park Oliwski), основанный в 18 веке на территории старых монастырских садов. Сегодня парк славится коллекцией растений почти со всего мира, включая красивейший альпинарий, основанный в 1920 году, оранжерею, скалы и водопады, а также живописную аллею грабов.
С архитектурной точки зрения внимания заслуживает Аббатский дворец в Оливе, построенный в 18 веке в стиле рококо Яцеком Рыбинским, последним аббатом гданьского монастыря цистерцианцев, в состав которого входил также Оливский собор (он же Костел Святой Троицы), расположенный на территории парка. К слову, на террасе Дворца аббатов летом часто проводятся концерты под открытым небом.
Аббатский дворец в Оливе / Фото Марина Григоренко
С апреля по октябрь парк открыт для входа с 5:00 и до 23:00, так что прогуливаться по нему можно практически в любое время суток. С октября по апрель парк открыт с 5:00 до 20:00. Вход на территорию свободный. Ботаническая часть парка и оранжерея открыты только с апреля-мая по сентябрь с 9:00 до 17:00. Доехать до парка можно на трамваях №№ 2, 6, 11, 12.
Гулять по парку Олива можно круглый год / Фото Марина Григоренко
Ну а от станции Gdańsk Oliwa в 750 метрах от парка Олива можно отправиться к Балтийскому морю. Здесь есть сразу несколько вариантов. Например, на скоростной городской электричке можно доехать за полчаса к Пирсу Сопот (Molo w Sopocie). Известен он как самый длинный пирс на Балтийском море – длина его 511,5 метров. Пирс является самой большой достопримечательностью Сопота, а пляж вокруг него – популярным местом для отдыха и прогулок среди горожан и туристов. Сюда приятно приехать даже поздней осенью – полюбоваться синим-синим морем и покормить наглых чаек, главное одеться тепло, ведь может быть сильный ветер.
Балтийское море в Гданьске / Фото Марина Григоренко
Совсем рядом находится и пешеходная улица Сопота со знаменитым кривым домиком (Krzywy Domek) – офисно-торговым центром, построенным как оптическая иллюзия, а также местные кафе, магазинчики и галереи. Также по соседству с пляжем находится парк, где можно укрыться от солнца в жаркие дни.
Балтийское море в Гданьске / Фото Марина Григоренко
Если не хотите ехать в Сопот – море можно посмотреть с мола Бжежно (Molo w Brzeźnie) на окраине Гданьска, куда от того же Gdańsk Oliwa ходит сразу несколько автобусов (127, 148) и троллейбус (5). В том же районе расположен полуостров Вестерплатте (Westerplatte), растянувшийся трехкилометровой дугой от рукава Мертвой Вислы до Гданьского залива. Именно полуостров Вестерплатте 1 сентября 1939 года был обстрелян немецким броненосцем «Шлезвиг-Гольштейн», что ознаменовало начало Второй мировой войны. Героическая оборона Вестерплатте длилась до 7 сентября и закончилась капитуляцией польского военного гарнизона, сейчас об этих событиях напоминает огромный памятник защитникам побережья на Вестерплатте.
Читайте такжеСказочные баварские замки: секреты комфортного путешествия в Нойшванштайн
Третий вариант – отправиться в Гдыню на скоростной электричке от Gdańsk Oliwa. Этот вариант подойдет тем, кто хочет почувствовать контраст старины с современностью. Ведь Гдыня – город совсем молодой, его начали отстраивать как морской порт лишь после Первой мировой войны на месте крохотной деревушки. А потому и архитектура тут современнее. С исторической точки зрения туристов привлекают, пожалуй, только два музейных корабля – эсминец Błyskawica и учебный парусник Dar Pomorza, находящиеся здесь на вечной стоянке. Зато в Гдыне, например, есть немало музеев, учебных центров, театров, Гдыньский аквариум, Трехградский ландшафтный парк. Также именно здесь проводится крупный кинофестиваль Gdynia Film Festival и популярный среди украинских меломанов музыкальный фестиваль Open’er Festival.
***
Благодаря безвизу с ЕС не обязательно планировать масштабную поездку в Европу с большими финансовыми затратами. Теперь можно спонтанно выбраться на два-три дня в соседнюю страну, главное только правильно все распланировать и определить приоритеты по расходам. Ведь расстояния позволяют всего за час-полтора попасть из Украины в ту же Польшу, а у бюджетных авиаперевозчиков есть немало выгодных предложений. И кто говорит, что обязательно тратиться на шикарный отель и закупаться сувенирами? Ведь можно просто отправиться на прогулку за эмоциями и впечатлениями.
Марина Григоренко
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter