Сервилия. 1902
Афиша и билеты
Подарочный сертификат
Детям
Визит в театр
Труппа
О театре
Новости
Для прессы
История театраВыставкиТестыГазетаАдминистрацияДокументыСпонсоры
«Ах, как хочется писать оперу!»1 – восклицал Римский-Корсаков в письме к Надежде Забеле-Врубель 2 апреля 1900 года, в разгар работы над «Сервилией». Оперу эту даже большинство поклонников творчества композитора восприняло как не имеющую национального характера, стоящую в стороне от основного русла его творчества и «некорсаковскую» по стилю. Сам автор смотрел на «Сервилию» совершенно иначе. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор писал: «Покончив с партитурой “Салтана”… я все более и более стал задумываться над меевской “Сервилией”. Мысль о ней как об оперном сюжете приходила мне несколько раз и в прежние годы. На этот раз мое внимание было привлечено серьезно»2. Римский-Корсаков высоко ценил «исключительно драматический сюжет» «Сервилии» Льва Мея, своего любимого драматурга, и рассматривал новую оперу как продолжение «Царской невесты», в том числе и в отношении музыкального стиля.
«Сервилия». Сцена из второго действия. Дом Агриппы. Декорации Петра Ламбина по рисунку Константина Иванова.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
Забеле-Врубель, ее уникальному голосу и драматическому таланту, «Сервилия» во многом обязана образом главной героини. Римский-Корсаков, державший сочинение оперы в секрете, познакомил певицу с музыкой одного из лучших эпизодов – арии «Цветы мои» – в начале ноября 1900 года, задолго до окончания работы над «Сервилией». Забела-Врубель стала первой исполнительницей этой арии и в дальнейшем с успехом пела ее в концертах.
В Мариинский театр «Сервилия» была представлена автором в декабре 1901-го, в репертуар сезона 1902/1903 года ее включили весной 1902-го, а спевки начались ранней осенью. На первом этапе, ввиду болезни Эдуарда Направника, репетиции вел Феликс Блуменфельд. «Ценя его труды, – писал композитор в “Летописи…”, – и сознавая желание его дирижировать моей “Сервилией” самостоятельно, а не в качестве лишь заместителя Направника, я обратился к последнему, тогда уже выздоравливавшему, с просьбою оставить мою оперу за Феликсом. Направник согласился без всякого намека на какую-либо обиду»3. Спектакль ставил Осип Палечек, скрупулезно подошедший к реконструкции деталей быта Древнего Рима. Декорации, созданные Орестом Аллегри, Константином Ивановым и Петром Ламбиным, археологически достоверно воспроизводили Римский форум, атриум, капище Венеры.
Сцена из первого действия. Форум. Декорации выполнены по рисунку Константина Иванова.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
Премьера оперы прошла в Мариинском театре 1 октября 1902 года с «почетным успехом» (по оценке Римского-Корсакова). Бывший на представлении биограф композитора Василий Ястребцев педантично насчитал 14 вызовов автора, увеличивавшихся по частоте от первого акта к финалу. Ястребцев же описывает забавный случай на генеральной репетиции оперы с участием Валентины Кузы – исполнительницы роли Сервилии. Певицу очень интересовал вопрос, будет ли у нее в третьем акте настоящая прялка. Когда композитор ответил, что ничего не знает об этом, и отправил ее к режиссеру спектакля Осипу Палечеку, Куза вспылила и обозвала Римского-Корсакова «тряпкой». «Зато сегодня, – шутя сказал Николай Андреевич, – она ни с того ни с сего взяла да и облобызала меня»4.
Сервилия – Валентина Куза. Открытка 1900-х годов.
Архив Мариинского театра
Валерий – Иван Ершов.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
Оценка Римским-Корсаковым в «Летописи…» первого исполнения оперы лаконична и непривычно комплиментарна. «…“Сервилия” дана была в прекрасном исполнении. В. И. Куза в партии самой Сервилии была очень хороша; хороши были Ершов – Валерий, Серебряков – Соран и все прочие. Опера была отлично срепетована, и артисты, по-видимому, пели охотно и старательно»5. Аналогичная оценка премьере дается в письме композитора к Забеле-Врубель: «Исполнение было очень хорошее»6.
Воинственные пляски. Менада – Мария Петипа.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
И только один певец – Леонид Яковлев – вновь, как и в случае премьеры «Царской невесты», удостоился отдельного критического пассажа, раскрывающего неординарную роль, которую этот исполнитель невольно сыграл в позднем оперном творчестве композитора. «Один лишь Яковлев – Эгнатий, при всем желании своем, был невозможен. В певце этом я чувствовал как бы свой крест, который против воли обязан был нести. Один “Садко” избег участия этого певца. “Снегурочка”, “Царская невеста” и “Сервилия” – все были вконец испорчены его участием. Певец, прокутивший свой голос и проматывавший свое содержание, нуждался в средствах и почему-то постоянно пользовался покровительством дирекции, режиссерской части и капельмейстеров, назначавших его всегда и всюду на первые роли вместо того, чтобы уволить в отставку. С своей стороны, на баритоновые партии я обыкновенно назначал других, дирекция же добавляла и его уже от себя. В конце концов оказывалось, что роль оставалась главным образом за ним. Стыдно милому Феликсу, что и он не оградил меня от Яковлева. Со времени постановки “Царской невесты” я почувствовал какую-то боязнь перед баритоновыми партиями, так как в будущем мне чудилось неизбежное исполнение их на Мариинском театре Яковлевым. И в “Пане воеводе”, и в следующем за ним “Сказании о невидимом граде Китеже” я начал избегать значительных баритоновых партий, заменяя их высокими басами, на что Яковлев уже совсем не годился»7.
Сцена из четвертого акта. «У Локусты». Эскиз декорации Петра Ламбина.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
Постановка «Сервилии» вызвала большой резонанс. «Газеты отнеслись к ней враждебно-прилично, некоторые холодно»8, – писал композитор, несколько даже преуменьшая степень неприятия своей оперы. Так, известный критик и композитор Михаил Иванов, давний недоброжелатель Римского-Корсакова, утверждал в «Новом времени», что в «Сервилии» есть всего несколько хороших страниц музыки. Не отставали рецензенты и других петербургских газет. «Первое представление “Сервилии” доставило композитору много вызовов и аплодисментов. Отсюда дóлжно ли заключить, что новая опера имела успех? Едва ли это так; успех имел только композитор, и совсем не за “Сервилию”; ей предстоит еще завоевать его, и боимся быть прорицателем – усилия едва ли увенчаются: опера слишком слаба, чтобы иметь успех у публики. <…> “Сервилия”… удивительно скучна»9.
Сцена из пятого действия. «Капище Венеры». Декорация художника Ореста Аллегри.
Ежегодник Императорских театров. 1902–1903
«В редкой опере есть столько действующих лиц, и притом второстепенных, что, с одной стороны, только затемняет самый ход пьесы, с другой стороны, должно мешать постановке ее на небольших, вообще на частных сценах… Да и актерам нет никакого удовольствия исполнять их: роли незначительны, бессодержательны, они даже не нужны для хода пьесы, делать в них нечего»10. «В настоящий раз любопытство музыкального мира тем более было возбуждено, что маститый композитор, до сих пор выбиравший исключительно национальные сюжеты, дебютировал с оперой на древнеримский сюжет. Автор совершил самоубийство: в партитуре “Сервилии” ничего нет специфического, корсаковского. <…> Конечно, “Сервилия” есть труд превосходного музыканта и техника. <…> Но она интересна для специалистов, а не для публики»11. Даже хваля декорации, рецензенты при этом унижали музыку оперы. «Для глаза произведение Римского-Корсакова дает, во всяком случае, немало пищи»12, – писал анонимный автор «Петербургской газеты».
Евгений Пономарев. Эскизы для костюмов Локусты, Менады, Тигеллина.
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
На сцене Мариинского театра «Сервилия» прошла всего семь раз и была снята с репертуара. «Незаслуженно», – подчеркнул автор в «Летописи…»; в письме к Забеле-Врубель он сообщал, что оперу «дают безо всякой причины крайне редко <…> так что ни об успехе, ни о неуспехе пока говорить нельзя»13. Но одну причину – неполные сборы – Римский-Корсаков все же назвал, хотя и остается неизвестным, что послужило тому виной: крайняя ли редкость представлений или нападки газетных критиков. Печально описание композитором последнего представления «Сервилии», состоявшегося 28 ноября 1902 года. «Я полагал, что ввиду всяких нареканий на нее “Нового времени” и других газет публика не особенно наполнит Мариинский театр, и бельэтаж с первыми рядами кресел будут наполовину пусты. Оказалось, что не только бельэтаж, но и 1-й ярус, 2-й ярус были совершенно пусты; 3-й ярус был пуст наполовину; и даже верха наполнены были весьма скудно. Я никогда не испытывал такого неприятного зрелища: публика не поинтересовалась. Публика поверила авторитету бездарных писак и с недоверием отнеслась к моему имени. Если театральная дирекция сделает такую глупость и даст еще раз “Сервилию”, то я на представление, конечно, ни за что не пойду»14.
Евгений Пономарев. Эскиз костюма и бутафории для Продавца поленты.
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
На следующий сезон Дирекция наметила «Сервилию» к постановке в Москве – с петербургскими декорациями и костюмами, но затем эта постановка была отложена на год. В итоге премьера оперы в Большом театре не состоялась, что вызвало ощутимую обиду у Римского-Корсакова. На сцену Мариинского театра «Сервилия» в виде спектакля так и не вернулась. В настоящее время опера звучит в концертном исполнении под руководством Валерия Гергиева.
Владимир Горячих
1 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. М. : ООО «Издательство “Композитор”», 2008. С. 191.
2 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М. : Музыка, 1980. С. 281.
3 Там же. С. 291.
4 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания : в 2 т. Т. 2. Л. : Гос. муз. изд-во, 1960. С. 259.
5 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 291.
6 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. С. 278.
7 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 291–292.
8 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. С. 278.
9 Петербургская газета. 1902. № 270.
10 Новое время. 1902. № 9548.
11 Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 3 окт.
12 Петербургская газета. 1902. № 270.
13 Н. А. Римский-Корсаков. Переписка с Н. И. Забелой-Врубель. С. 282.
14 Там же. С. 285.
Мариинский театр:
Театральная площадь, д. 1Мариинский-2:
ул. Декабристов, д. 34 Камерные залы Мариинского-2Концертный зал:
ул. Писарева, д. 20 (вход с ул. Декабристов, д. 37)
Приморский филиал (Владивосток)
Приморская сцена:
г. Владивосток, ул. Фастовская, д. 20
Филиал в РСО−Алания (Владикавказ)
Театр оперы и балета
г. Владикавказ, ул. Тхапсаева, д. 18Концертный зал
г. Владикавказ, ул. Миллера, д. 34
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
Палатин — Что посмотреть Античный Рим. Билеты и вход | Гид Рим Ватикан
Рим город на семи холмах – Палатинский Холм – Семь холмов Рима – Вход Палатин – Что посмотреть Римский Форум – Колизей Официальный сайт – Лучшая Смотровая площадка Терраса КРЫШИ РИМА – Посещение Дома Августа и Ливии – Рим Гид по Риму – Экскурсия Античный Древний Рим
Заказать экскурсию: rimturizm@gmail.
com или +393338779334Палатинский холм (Palatino) – «колыбель» и сердце Древнего Рима, главный из семи легендарных холмов. Входит в ТОП достопримечательностей Рима.
Смотровая площадка – терраса на Палатинсеом холме со стороны Римского Форума. Экскурсия Античный РимСогласно преданию, здесь в глубокой древности поселились выходцы из Аркадии под предводительством Евандра и его сына Палланта. Здесь оказался (как писал Вергилий) и сам Ромул, который основал в 753 году до н.э. “квадратный” Рим.
У подножия этого холма в пещере Луперкал, по преданию, волчица вскормила Ромула и Рема.
В ходе серии исследований 2007 года, проведенных Археологическим управлением Рима у Палатинского холма, была обнаружена пещера со сводом, покрытым мозаикой и ракушками, которую археологи считают Луперкалем, святилищем истоков, легендарным местом, где Волчица защищала Ромула и Рема. Это подземная археологическая зона имеет диаметр почти 7 метров и с неровным потолком высотой от 7 до 13 м. В настоящий момент пещера Луперкаль не посещаема.
Во времена Республики на престижном Палатинском холме селились представители знати: Гортал, самый востребованный адвокат Рима и Цицерон – политический деятель, оратор, философ, его учитель – оратор Луций Лициний Красс.
А в императорскую эпоху Палатин стал местом резиденции императоров, начиная с Августа. Первый римский император выбирает зону этого холма между пещерой Луперкаль и домом Ромула, а там был Мундус, фундамент Рима. Он считал себя наследником древнего рода Юлиев, основателем которой был Эней, продолжателем традиций и был готов возрадить античные культы с помощью пропаганды и новой идеологии. Представлял себя новым Ромулом.
Один за другим в течение I – III веков здесь возникали дворцы: Тиберия, Флавиев (Дворец Августов и Дворец Флавия), Септимия Севера, Проходной Дом Золотого Дворца Нерона и Домециана, которые в конце концов срослись в единый комплекс и стали восприниматься как один императорский дворец.
Слово «Палатин» во всех европейских языках является синонимом дворца. В русский язык оно вошло в обиход как «палата».
Официальный сайт Колизей – Палатин – Римский Форум
приобрести билеты без посредников – единственный сайт https://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm
Для обладателей туристической карты RomaPass (подробно) – бронирование входа в Колизей обязательно.
Что посмотреть на Палатине
Комплекс императорских Дворцов
В средние века Палатин постигла участь остального Рима. Дворцы постепенно разрушались, покрывались историческими и культурнвми слоями, превращались в пастбища для домашних животных. В XVI веке Палатин стал собственностью семьи Фарнезе, здесь были обустроены Фарнезинские Сады. В XVIII веке, с первыми исследованиями и систематическими раскопками, началась последняя фаза жизни Палатина, которая превратила его в огромный археологический парк, почти «заповедником», посвященным истории и памяти города.
Еще и сегодня руины Античного Рима дают наглядное представление о прежней роскоши комплекса на Палатинском холме.
Читайте – это познавательно: 5 самых интересных фактов о Колизее в Риме
Что посмотреть на Палатине
Дом Августа (хранит фрески I века дон.э.), его жены Ливии, Стадион Домициана, Термы Септимия Севера, Дворец Августов, Дворец Флавиев, Криптопортик Нерона, «хижина Ромула», храм Аполлона Палатинского. Со смотровой площадки террас Фарнезинских Садов открывается завораживающая панорама на Римский Форум.
Археологический парк Колизея предлагает тематический маршрут для посещения рядом расположенного холма и 10 особых мест, в том числе и Римского форума, позволяющих проникнуть в самое сердце древнеримского искусства и цивилизации с помощью иммерсивных технологий и увлекательных виртуальных повествований.
Маршрут, пересекающий Римский Форум и Палатинский холм, обогащен видеопроекциями, световыми картами, повествовательными голосами и новой информационной поддержкой, которая позволит открыть и углубить:
– живопись Древнего Рима и средневекового периода;
– архитектура домов и императорских дворцов и их преобразование на протяжении веков;
– скульптуры и убранство общественных, частных и религиозных зданий.
Вход на Палатинский холм находится в двух местах
**Со стороны Via San Gregorio, 30 (ориентир – светофор )
**Непосредственно со стороны Римского Форума
Росписи. Дом Ливии и Августа. Палатин
Специальный билет позволяет увидеть места, которые ранее были доступны только во время специальных открытий или по случаю временных выставок:
** Раннехристианская церковь Санта-Мария-Антиква
** Часовня Сорока мучеников
** Рампа Домициана
** Храм Ромула
** Лоджия Маттеи в Ауле Исиака
** Дом первого римского императора Августа
** Дом Ливии с сохранившимися фресками
**Проходной Дом (Domus Transitoria), известный как первая резиденция императора Нерона
** Криптопортик Нерона
** Палатинский музей завершает повествование об этих уникальных местах мира.
Специальные билеты, которые разрешают доступ по этому маршруту:
Forum Pass SUPER.
Full Experience
Их можно приобести только на официальном сайте.