Екатерининский дворец в пушкине – Home | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Содержание

Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе)

3D тур на Садовой улице у Екатерининского парка

История строительства Екатерининского дворца

Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».

Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания.

Архитектор принимает необычные и смелые для России того времени цветовые решения и активно использует небесный голубой в сочетании с белым и золотым. В 1760–1770гг. началась перестройка дворца по вкусу его новой хозяйки Екатерины II. Нарядное оформление фасада было убрано, исчезли лепные украшения, а позолота заменена на краску. Архитектором Ч. Камероном были созданы новые интерьеры дворца: Арабесковая и Лионская гостиные, Опочивальня. К сожалению, во время войны они были разрушены и до сих пор не восстановлены.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

В 1817 году архитектор В. Стасов для императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат в память о блестящих победах в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году была создана Парадная лестница в стиле «второго рококо».

Выставочные комнаты Екатерининского дворца:

  • Тронный зал,
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Современное время

В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Интересные факты

  • Центральное здание дворца декорировано кариатидами, атлантами, картушами и маскаронами
  • Главный фронтон Среднего дома украшен картушами с вензелем императрицы Екатерины I «Е» и короной
  • В 1756 году все скульптурные элементы декорирования дворца были покрыты золотом. На позолоту было использовано около 100 килограммов чистого червонного золота
  • Самый знаменитый зал дворца - Янтарная комната
  • Свыше 130 картин находится в Картинном зале

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Баннер для гостинцы в городе Пушкин

Редакция сайта Пушкин.ру

pushkin.ru

Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе)

3D тур на Садовой улице у Екатерининского парка

История строительства Екатерининского дворца

Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».

Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания.

Архитектор принимает необычные и смелые для России того времени цветовые решения и активно использует небесный голубой в сочетании с белым и золотым. В 1760–1770гг. началась перестройка дворца по вкусу его новой хозяйки Екатерины II. Нарядное оформление фасада было убрано, исчезли лепные украшения, а позолота заменена на краску. Архитектором Ч. Камероном были созданы новые интерьеры дворца: Арабесковая и Лионская гостиные, Опочивальня. К сожалению, во время войны они были разрушены и до сих пор не восстановлены.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

В 1817 году архитектор В. Стасов для императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько прилегающих комнат в память о блестящих победах в Отечественной войне 1812 года. В 1863 году была создана Парадная лестница в стиле «второго рококо».

Выставочные комнаты Екатерининского дворца:

  • Тронный зал,
  • Белая Парадная столовая,
  • Малиновая и Зеленая Столбовые,
  • Янтарная комната (над ее созданием 5 лет трудились лучшие мастера из разных стран),
  • Картинный зал (в нем представлены более 100 картин из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII – начала XVIII века различных национальных школ),
  • Зеленая столовая,
  • Официантская,
  • Опочивальня

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Современное время

В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Интересные факты

  • Центральное здание дворца декорировано кариатидами, атлантами, картушами и маскаронами
  • Главный фронтон Среднего дома украшен картушами с вензелем императрицы Екатерины I «Е» и короной
  • В 1756 году все скульптурные элементы декорирования дворца были покрыты золотом. На позолоту было использовано около 100 килограммов чистого червонного золота
  • Самый знаменитый зал дворца - Янтарная комната
  • Свыше 130 картин находится в Картинном зале

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Екатерининский дворецЕкатерининский дворец

Баннер для гостинцы в городе Пушкин

Редакция сайта Пушкин.ру

pushkin.ru

Большой Екатерининский дворец, город Пушкин.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

3499612383277 (176x251, 36Kb)

Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

3499612383277 (176x251, 36Kb)

3499612383277 (176x251, 36Kb)

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

0_c9c52_ae753e80_L (300x223, 43Kb)

Ротари - Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-мгодам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). 

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

519412383699 (186x251, 47Kb)

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

519412383699 (186x251, 47Kb)

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Гау, Эдуард Петрович - Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Бюст Ф.-Б. Растрелли

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Золотые ворота

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Решетка Парадного двора.

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. Подробнее...

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Подробнее...

96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Подробнее... 

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Подробнее... 

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

DSC_0574

«Первая Антикамера»

DSC_0574

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

DSC_0574

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

DSC_0574

DSC_0574

«Вторая Антикамера»

DSC_0574

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Подробнее...

DSC_0574

DSC_0574

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. Подробнее...

Catherine

Catherine

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Подробнее...

Catherine

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Подробнее... 

Catherine

Catherine

Малиновая столовая

Catherine

Catherine

Catherine

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки. Подробнее... 

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.Подробнее...

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. Подробнее...

Catherine

Catherine

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Подробнее... 

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет. Подробнее... 

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Подробнее...

Catherine

Catherine

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций. Подробнее...

Catherine

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны. Подробнее...

Catherine

Catherine

Catherine

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия. Подробнее...

Catherine

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра. Подробнее...

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Catherine

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Подробнее...

Catherine

Catherine

Catherine

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Подробнее...

Catherine

Catherine

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Подробнее...

Catherine

Catherine

Catherine

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

Catherine

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Подробнее...

Catherine

Catherine

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Подробнее...

Catherine

Catherine

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах.Подробнее...

Catherine

Catherine
http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220537931/   http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220538122/

tsars-palaces.livejournal.com

Музей «Царское село» - сайт 2019

«Царское Село» – музей-заповедник в г. Пушкин, что расположен в пригороде Санкт-Петербурга. Музейный комплекс создавался и восстанавливался в XVIII-XX вв. и включает в себя Александровский, Екатерининский, Баболовский парки, дворцы, павильоны, сотни памятников.

Царское село в свое время служило загородной резиденцией семьи императора Российского государства. Сейчас это один из самых популярных музейных комплексов России.

Фасад Екатерининского ДворцаФасад Екатерининского Дворца

Экскурсии в Царское Село

Рекомендуем воспользоваться экскурсией в составе организованной группы. В составе группы вы минуете очередь и сможете насладиться залами Екатерининского дворца и Янтарной комнатой в сопровождении лицензированного гида. В цену экскурсии включены билеты в Екатерининский дворец и парк, экскурсионное обслуживание и трансфер «Санкт-Петербург – Царское село – Санкт-Петербург» на комфортабельном автобусе.

История создания

Толчком для зарождения в Царском селе ансамбля дворцов и парков стало несколько событий. Это освобождение от шведов старых новгородских владений, развитие Петербурга и его назначение столицей Российского государства. Возвращение во владение Россией территорий у реки Нева началось с 1702, когда страна победила в Северной войне.

На картах шведов XVII ст. территория, где позже построили Царское село, обозначена как Сарская мыза. Раньше в этой местности располагалась усадьба под названием Saaris moisio. Когда Северная война закончилась, ее подарили А. Д. Меншикову (тогда же его назначили генерал-губернатором возвращенных территорий).

Летом 1710 Сарскую мызу приказом Петра I «отписали» Екатерине Алексеевне, на тот момент его невесте. Тогда же территорию усадьбы включили в состав дворцовых земель. Постепенно здесь начали создавать императорскую резиденцию. Вскоре изменения настигли и названия – вместо Сарской мызы появилось Сарское село. После начала строительства дворцов прижилось новое имя – Царское Село.

Императрица Елизавета Петровна в Царском СелеИмператрица Елизавета Петровна в Царском Селе

Около 200 лет Царское Село выступало в роли парадной резиденции императора и его родных. После революции в 1917 дворцово-парковый ансамбль превратили в музейный комплекс. В больших домах открыли заведения для оздоровления и обучения детей. В 1918 местность стала называться Детское Село. В 1937 город снова переименовали – в Пушкин. В местном Императорском лицее в свое время учился знаменитый поэт.

За годы войны многие объекты Царскосельского ансамбля серьезно пострадали. От Екатерининского дворца остались руины, павильоны и несколько мостов были разрушены, здания получили значительные повреждения. В 1950-х годах запустили восстановительные работы, что продолжаются и сейчас.

В 1983 дворцово-парковому ансамблю в Пушкине присвоили статус заповедника. Спустя 7 лет, в 1990, его переименовали в ГМЗ «Царское Село».

Над реализацией Царскосельского комплекса трудились известные скульпторы, живописцы и зодчие. Сейчас туристы могут любоваться архитектурой классицизма и барокко и отделкой в стиле модерн, «окунуться» в елизаветинскую и екатерининскую эпохи, рассмотреть известные произведения искусства.

Объекты музея

Екатерининский дворец

Ведущая роль в дворцово-парковом ансамбле отводится Екатерининскому дворцу. Эту петербургскую достопримечательность каждый день посещают тысячи гостей. К 300-летию города во дворце восстановили Янтарную комнату, что прославилась своей красотой на весь мир.

Над строительством величественного здания протяженностью 306 м трудился архитектор Растрелли. Работы велись с 1748 по 1756 год. На позолоту фасада дворца использовали около 100 кг червонного золота. Экстерьер сделан в стиле русского барокко, интерьеры отражают барокко и классицизм. Парадные залы отличаются роскошной отделкой.

Екатерининский парк

Жемчужиной ансамбля всего Царского Села признан Екатерининский парк. Лучшее время для его посещения – лето или начало осени. В летние месяцы вход в парковую зону – платный.

В состав Екатерининского парка входят Старый сад и пейзажный парк в английском стиле. Говорят, что первый создал Петр I. На территории размещено много интересных объектов: павильонов, террас, прудов, мостиков, монументов из мрамора и экзотических построек. Известный архитектор Растрелли спроектировал в Екатерининском парке Катальную горку и павильоны под названиями «Грот» и «Эрмитаж».

Екатерининский паркЕкатерининский парк

Грот

«Грот» – одно из наиболее оригинальных сооружений Екатерининской парковой зоны. Этот павильон построили первым на берегу Большого пруда. В строительстве и оформлении внутренней отделки принимали участие архитектор Бартоломео Растрелли и надворный советник И. Росси.

Павильон почти со всех сторон окружает вода. Внутри он напоминает пещеру, стены которой покрыли морские камушки и раковины. Сейчас здание используют для проведения временных выставок.

Павильон ГротПавильон Грот

Эрмитаж Екатерининского парка

Уникальный архитектурный памятник в стиле русского барокко построили при императрице Елизавете I для спокойного времяпрепровождения в окружении близких людей. Здание возвели в середине XVIII ст., проект разработал архитектор М. Земцов. Над оформлением фасадов работал Растрелли.

«Эрмитаж» украшен несколькими десятками колонн, между ними стоит 16 скульптур. Другие статуи размещены над боковыми кабинетами и под куполом. Сооружение бирюзового цвета с позолотой имеет схожесть с Большим Екатерининским дворцом.

В павильоне любила отдыхать не только Елизавета I, но и Екатерина II. Они использовали «Эрмитаж» для приема избранных приглашенных, организации веселых праздников. Столы с блюдами и напитками поднимались прямо из-под пола. После застолья они опускались вниз, чтобы освободить место для танцев.

Павильон ЭрмитажПавильон Эрмитаж

Зал на острову

Сначала на острове на Большом пруду построили деревянный зал с галереями. В 1740-х годах вместо него возвели новый павильон в стиле барокко. Проект здания создал Савва Чевакинский. Убранство зала выполнили по эскизам Растрелли.

«Зал на острову» стал местом для организации концертов, спокойного времяпрепровождения и катания на лодках. Попасть на остров можно было через пруд, на передвигающейся по канату лодке. Рядом со зданием построили маленькую кухню: в особых случаях в павильоне организовывали обеды.

В конце XVIII ст. архитектор Кварнеги перестроил сооружение в классическом стиле. Здание стало более высоким, из фасадов и интерьеров исчез пышный декор. При Екатерине II в нем устраивали праздники, часто играл военный оркестр. Сейчас в «Зале на острову» проводят концерты и торжественные мероприятия.

Зал на островуЗал на острову

Камеронова галерея

Галерею построили при Екатерине II в 1787 году. Она находится на границе Старого сада и пейзажного парка. Раньше Камеронову галерею использовали для прогулок, философских бесед и укрытия от непогоды. Свое название она получила от автора проекта Чарльза Камерона.

Второй этаж здания украшен 44 колоннами. С верхнего уровня открывается красивый вид на Большой пруд и Екатерининский парк. Подняться на него можно по лестнице с бронзовыми статуями Геракла и Флоры. С южной стороны здание оборудовано пандусом. Рядом с постройкой обустроен Фрейленский сад.

Камеронова ГалереяКамеронова Галерея

Чесменская колонна

Памятник построили после победы Российского государства в войне с Османской империей (1768-1774 гг.). Его также называют Большой Ростральной колонной. Екатерина II приняла решение посвятить памятник трем решающим победам флота в этой войне.

Проект создал архитектор Ринальди. Колонна вытесана из трех частей олонецкого мрамора белого и розового цвета, украшена рострами, вершину венчает орел, попирающий полумесяц. Зимой к памятнику можно попасть, пройдя по льду, летом – с помощью переправы у павильона «Адмиралтейство».

Чесменская колоннаЧесменская колонна

Александровский дворец

Архитектурный объект построен на северном участке Александровского парка в конце XVIII ст. Проект дома в классическом стиле создал Джакомо Кваренги. Вытянутое в стороны двухуровневое здание оборудовано двойными флигелями. Центральный вход украшен статуями. Комплекс включили в состав музея «Царское Село» в 2009 г.

Большинство залов Александровского дворца еще не восстановили. Для туристов открыты несколько комнат на нижнем уровне. Иногда проводят экскурсии по подвалам дворца, где раньше размещалась приспешная кухня и жили слуги. Во дворце в начале 1917 жила под домашним арестом семья Н. Романова.

Александровский дворецАлександровский дворец

Александровский парк

Парк с площадью свыше 200 га разбит возле Екатерининского дворца со стороны центрального двора. Основной вход в Александровский парк находится напротив этого же здания. Но войти можно и по Большому китайскому мосту или через ворота рядом с Александровским дворцом. Парковая зона разделена на пейзажную часть и Новый сад.

Зеленая зона украшена одним из признанных образцов классицизма – Александровским дворцом. На ее территории соседствуют широкие аллеи и узкие тропинки, красивые лужайки и непроходимый лес, развалины домов и мостов и восстановленные объекты архитектуры.

Аллея Александровского паркаАллея Александровского парка

Царскосельский лицей

Ранее Императорский лицей, сейчас Мемориальный музей-лицей Александра Сергеевича Пушкина, расположен возле Екатерининского дворца. Его основал император Александр I в 1811, лицей использовался для обучения детей из семей дворян.

В образовательном учреждении 6 лет (1811-1817 гг.) воспитывался Александр Пушкин. Сейчас в музее воссоздали помещения, в которых жилы и обучались лицеисты: Большой зал, Газетную комнату, учебные залы, Библиотеку с оригинальными изданиями, спальни воспитанников.

 Царскосельский лицей Царскосельский лицей

Белая башня

Башню высотой почти 40 метров построили для детей Николая I и Александры Федоровны. В этом здании в Александровском парке они играли, занимались гимнастикой, изучали военное дело, фортификацию, астрономию, живопись.

Сооружение окружала спортивная площадка с кегельбаном, беговыми дорожками, каруселями, качелями, корабельной мачтой. В первую очередь она была создана для наследника престола – Александра II, поэтому ее называли еще и Сашиной башней.

Сейчас Белая башня используется как смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на Царское Село.

Белая башняБелая башня

Ратная палата

Это редкий архитектурный памятник, созданный в неорусском стиле, и единственный на территории России музей, посвященный теме Первой мировой войны. Построен в 1913-1917 гг., восстановлен в 2014.

Ратная палата выглядит как сложный ансамбль необычных сооружений, а возводилась она по образцу новгородских и псковских домов XIV-XVI вв. Здание выполнено в форме многоугольника и оснащено внутренним двором. Сначала в Ратной палате хотели открыть музей, посвященный истории русских войск.

Ратная палатаРатная палата

Дача Пушкина

Дом, где жил Александр Пушкин после того, как женился, выглядит как компактное одноэтажное деревянное сооружение. Летний домик построили в 1827 г. Он принадлежал вдове камердинера А. Китаевой. Комнаты в этой даче сдавались в аренду, несколько помещений снял Пушкин в 1831. На даче семейная пара принимала гостей, здесь же поэт написал отдельные главы «Евгения Онегина», сказки.

В музее воссоздали кабинет Пушкина, гостиная, спальни. На даче поэта проводят литературные вечера, экскурсии и выставки, презентации новых книг.

Дача Пушкина Царское селоДача Пушкина

Федоровский городок

Комплекс, состоящий их жилых и нежилых построек, выполнен в неорусском стиле. Строили его с 1913 по 1918 год. Городок создавался как жилье для военных и церковнослужителей.

Все постройки Федоровского городка выполнены в одинаковом стилевом решении: это дом притча, трапезная, Ратная палата, лазареты, Императорский павильон, здание канцелярии. На территории расположен и Федоровский собор. В наше время Федоровский городок закрыт для посещений.

Федоровский городок в Царском СелеФедоровский городок

Федоровский собор

Собор создавался как полковой храм для сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, которые охраняли царскую резиденцию. Но стал также приходом императорской семьи. Строительство велось в 1909-1913 гг. При создании проекта архитектор Покровский взял за основу архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля.

Собор закрыли в 1933 году и только в 1991 храм был возращен церкви. Сейчас в нем проводятся богослужения.

Федоровский собор в Царском СелеФедоровский собор

Баболовский парк

Парковая зона создавалась для уединенных прогулок и катания на экипажах. Здесь нет музеев и памятников, он выглядит намного скромнее, чем Екатерининский или Александровский парк, но отличается своей красотой и уютом. На территории Баболовского парка есть такие старинные достопримечательности, как Старо-Красносельские ворота, царская ванна Самсона Суханова, мост-плотина, Таицкий водопровод, дача Суворина.

Баболовский паркБаболовский парк

Арсенал

Павильон «Арсенал» возводили с 1819 по 1834 год на месте охотничьего павильона «Монбижу». По проекту здание имело основной восьмигранный массив и четыре примыкающие к нему башни шестиугольной формы. Здание значительно пострадало во время войны и 70 лет находилось в разрушенном состоянии. Реставрацию завершили в 2016. В наше время в нем работает экспозиция под названием «Царскосельский Арсенал», где представлено огнестрельное оружие XVIII-XIX вв., восточное холодное оружие и др.

АрсеналАрсенал

Императорская ферма

Участок земли для выпаса скота, прилегающий к Александровскому саду, называли Императорской фермой. Здесь содержали, разводили и продавали рогатый скот. Комплекс сооружений возвели в 1818-1828 гг. на месте старого деревянного скотного двора. Императорская ферма включала в себя павильон высочайшего присутствия, Дом смотрителя, каменный коровник, сараи для мериносов и прочие хозяйственные дома.

Китайская деревня

В конце XVII века Европа увлеклась китайскими мотивами. Царское село не стало исключением. В те годы в нем возводили мосты и здания преимущественно в китайском стиле. Так была создана и Китайская деревня: над реализацией идеи работал архитектор Чарльз Камерон.

С 1822 по 1825 год в деревне жил русский историк Н. Карамзин. Сейчас домики в Китайской деревне используют в качестве гостевых апартаментов.

Китайская деревня, вид сверхуКитайская деревня, вид сверху

Шапель

Павильон построили в Александровском парке в 1825-1828 гг. Он реализован как готическая капелла, которую разрушило время. Сооружение имеет две башни квадратной формы, что соединяются широкой аркой. Одна башня, по задумке архитектора, «обвалилась». Раньше внутри павильона размещалась статуя Спасителя, сейчас она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Во время войны Шапель серьезно пострадал: витражи и часы-куранты были уничтожены. В 2018 году павильон открыли после реставрационных работ.

ШапельШапель

tsarskoe-selo.ru

Контактная информация

ГМЗ «Царское Село»
196601
Санкт-Петербург
г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7
Факс: (812) 465-21-96 
[email protected]

 

 


Информация о посещении 
ГМЗ «Царское Село»:
 

Тел.: (812) 465-20-24 (автоответчик)

Информационный центр:

(812) 415-76-67
(812) 415-76-68 
(с 10:00 до 18:00,
выходной день: вторник)

 

Администратор Екатерининского дворца
[email protected]

Тел.: (812) 465-94-24  
Администратор музея «Россия в Великой войне» (Ратная палата) Тел.: (812) 415-76-92  

Администратор музея «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия»
 
Тел.: (812) 415-76-51  

Детский центр
 
Тел. (812) 415-76-15 / (812) 466-80-12  
Гостиница «Екатерина»
[email protected]
Тел. (812) 466-80-42 / (812) 415-76-42  

Директор:
Таратынова Ольга Владиславовна
[email protected]


 

 

Секретарь директора:
Тел.: (812) 466-66-69
Факс: (812) 465-21-96
 


Зам. директора по реставрации:
Кудрявцева Наталья Николаевна
[email protected]

Тел.: (812) 451-76-62  

Зам. директора по учету и хранению (главный хранитель):
Серпинская Татьяна Владимировна
[email protected]

Тел.: (812) 465-20-17

 

Зам. директора по научной и просветительской работе:
Ботт Ираида Куртовна
[email protected]

Тел.: (812) 465-54-23

 

Зам. директора по международным отношениям и культурным программам:
Филимонова Ольга Федоровна
[email protected]
Отдел международных связей
[email protected]

Тел.: (812) 466-58-31
(812) 415-76-38

 

Заместитель директора по государственному заказу и материально-техническому обеспечению:
Максимов Михаил Сергеевич
[email protected]

Тел.: (812) 465-21-42  

Главный бухгалтер:
Орлова Светлана Викторовна
[email protected]

Тел.: (812) 466-61-33

 


Начальник отдела кадров
Мищенко Владимир Александрович
[email protected]
 
Тел.: (812) 476-98-82  

Главный инженер
Давыдкин Антон Анатольевич
[email protected]
 
Тел.: (812) 415-76-10  
Начальник службы безопасности
Винник Александр Яковлевич
[email protected]
Тел.: (812) 451-71-32  

Начальник отдела по связям с общественностью:
Начарова Ирина Анатольевна
[email protected]

Тел. (812) 415-76-05
Факс: (812) 465-22-81

 

Ученый секретарь:
Тоесева Александра Владимировна
[email protected]

Тел.: (812) 465-20-18

 

Начальник экскурсионно-методического отдела:
Жукова Наталья Сергеевна
[email protected]

Тел.: (812) 466-66-74

 

Начальник отдела культурно-художественных программ:
Бараш Елена Викторовна
[email protected]

Тел.: (812) 466-66-66

 


Диспетчер отдела эксплуатации
 
Тел.: (812) 470-56-75  

cdn.tzar.ru

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».


 

cdn.tzar.ru

Историческая справка

Историческая справка

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.

Эта территория издавна входила в состав древнерусских земель. В XII веке край назывался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода», в XVII веке «Ижорская земля» была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.

В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

На протяжении двух веков Царское Село являлось летней парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось при участии правительственных ведомств.

После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели А. С. Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — всемирно известная Янтарная комната, возрожденная к новой жизни. Сегодня, входя во дворец, мы можем почувствовать дух елизаветинской и екатерининской эпох и познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров: это величественные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

Теперь, по прошествии более чем полувека после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

cdn.tzar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о