Прогулка по пустому Екатерининскому дворцу Царского села
Екатерининский дворец часто называют еще и Большим Царскосельским дворцом…
О его истории я уже писал ТУТ. Екатерининский дворец — крупнейший дворец в мире. Как говорится, да что там в мире — в России))) Именно он был парадной резиденцией монархов России, а не Зимний дворец (Эрмитаж). Главные жемчужины дворца — Янтарная комната и Большой парадный зал. На них и на другие помещения дворца и его флигелей и предлагаю посмотреть…
Дворец перестраивался шесть раз. Елизавета Петровна на дворец денег не жалела. Екатерина II (еще до вступления на престол), не без ехидства сравнивала эти перестройки, затеваемые свекровью, с работой Пенелопы, которая, чтобы отодвинуть объяснение с женихами, ночью распускала то, что соткала днем.
Но зато дворец вышел шедевральным и снаружи и внутри. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Общая площадь дворца – около 60 000 квадратных метров.
Перед дворцом парадный двор — «Дворцо-куданёр». Он огражден дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Архитектором, завершившим, наконец, строительство дворца, стал Франческо-Бартоломео Растрелли. Как говорил один прослушавший аудиогид турист — дворец прекрасен, жаль архитектора расстреляли…
Любой дворец сейчас начинается с гардероба ))) и Екатерининский не исключение.
Здесь проходная и раздача бахил ))) но затем Парадная лестница.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.
В 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) слегка переделана в стиле «второго рококо». Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
Когда Екатерининский дворец был готов, и Елизавета показала иностранным послам свою новую резиденцию, в хоре восхищенных голосов она не услышала голоса французского посла. «Вам не понравился дворец, ему чего-нибудь не достает?» — обратилась к послу императрица.
«Недостает только одного…»,- отвечал галантный француз. «…футляра для такой редкой драгоценности.»
Залы Екатерининского дворца. Здесь было все просто. Без тайных переходов и потайных комнат. Почти все комнаты смежные. Охрана всегда знала где именно находится император или императрица или кто-то из гостей. Во дворце более 1000 залов и 117 различных лестниц. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
Нужно отметить, что между № 5 и № 6 находятся еще две Антикамеры. А ниже «Кавалерская столовая».
Проект Ф.Б. Растрелли. Размеры столовой невелики, но она светлая и воздушная. Эффект достигается за счет зеркал и ложных зеркальных окон. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин.
Жемчужина дворца — прекрасный Большой парадный тронный зал. Его площадь — 1000 кв. метров.
Зал воздушный и олицетворяющий мощь Российской империи. Светлая галерея, как его называли в XVIII веке. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня.
Растрелли проявил себя не только как великолепный декоратор, но и как искусный инженер. Зал площадью в 860 квадратных метров, длинной в 47 и шириной в 17 метров не имеет ни одной опоры для перекрытия, что также усиливает ощущение простора и света, который в солнечные дни наполняет огромное помещение.
В зале по 13 окон с каждой стороны, все простенки покрыты зеркалами, вставленными в богатый лепной и резной позолоченный орнамент; многочисленные резные, золоченные бра еще более усиливают красоту отделки. Вид на Треугольную площадь и на въездные ворота.
Встроенные зеркала его расширяют и добавляют света.
Скульптурная и орнаментальная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Расстрелли и моделям скульптора-декоратора И.-Ф. Дункера 130 русскими резчиками.
Французский дипломат де ла Мессельер, побывавший на приеме во дворце, писал: «Красота и богатство апартаментов невольно поразили нас… Но нас ожидало новое зрелище: все шторы были разом опущены и дневной свет внезапно был заменен блеском 1200 свечей, которые отражались со всех сторон в многочисленных зеркалах…».
Про плафон Большого зала я уже писал подробно. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».
В 1790-х годах из-за деформации перекрытий и ремонта потолка плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, и он как-то оказался в Михайловском замке.
история и виртуальная прогулка по залам и Янтарной комнате
Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине – достопримечательность пригородов Санкт-Петербурга. Жемчужина ансамбля – Екатерининский дворец, расположенный в 26 километрах к югу Северной столицы.
Экскурс в прошлое
В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.
На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.
В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.
Преобразования Екатерининского дворца
Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.
30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.
100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.
Дворец во время Екатерины II
Екатерина Великая, не оценив парадности и роскоши резиденции, перестроила и парк, и дворец. Возведенный в стиле барокко, дворец восхищал размерами, пространственной динамикой, живописностью декора.
Архитектурные особенности внешнего убранства
К корпусам, расположенным по торцам, примыкают одноэтажные служебные помещения. Здание сияет небесной голубизной стен и золотой отделкой деталей. Фасад, выполненный с шиком, украшают белые колонны с позолотой, лепнина и изящные декоративные статуи – герои мифов, придавая торжественный и праздничный вид.
Фигуры атлантов и кариатид, львиные маски дополняют картину изящества и роскоши. Окна, расположенные в нишах, создают игру светотени. Роскошь и великолепие вызывают трепет и восхищение. Главный фронтон украшен картушами, не до конца развернутыми свитками, с вензелями императрицы Екатерины I и короной.
В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченным куполом. Южное крыло сияет позолотой звезд, расположенных на шпиле. Торжественно выглядит парадный плац, окруженный дворцовыми флигелями. Кованая чугунная решетка с «золотыми» воротами и гербом России завершает внешнее убранство.
Залы Екатерининского дворца
Интерьеры Екатерининского дворца оформляли знаменитые архитекторы: Франческо Растрелли, Чарльз Камерон, Василий Стасов, Ипполит Монигетти. На втором этаже – Золотая парадная анфилада – залы для приемов, украшенные золотой резьбой. Расположенные на одной оси по всей длине дворца, парадные залы создают впечатление легкости и бесконечности пространства. Масштаб залов увеличивается к центру.
Светлая галерея (Тронный зал, Большая галерея) – самый большой зал Екатерининского дворца. Предназначен для официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного в ширину здания, – 860 квадратных метров. Зал размером 47 х 17 построен без единого перекрытия, что дает ощущение легкости.
Оптический эффект окон и зеркал архитектор Растрелли рассчитал так, что помещение кажется бесконечным. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.
В сиянии свеч роскошно смотрится паркет из мореного дуба, золоченая резьба на стенах и роспись на потолке. Акустический эффект такой, что звук повторяется 32 раза. Сделано для того, чтобы голос императрицы звучал грозно и властно.
Арабесковый зал с изящным элегантным интерьером оформил архитектор Чарльз Камерон, создавший жилые комнаты для императрицы в южной части дворца. Привлекает сдержанность, изысканность интерьера. Стены комнат украшают панно с орнаментами (арабесками) – изображения мужчин и женщин в римском одеянии.
Панно со жрицами у жертвенников, танцующими грациями и амурами создают неповторимый колорит зала. На полу – ковер, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина. Здесь императрица принимала гостей, играла с придворными в шахматы и шашки.
Картинный зал. Стены зала покрывают живописные полотна испанских и итальянских, голландских и французских художников – современников Петра I и Елизаветы Петровны. Картины подобраны так, что создается впечатление мозаики, потому что отделены тонкими позолоченными рамами. Жемчужина коллекции – картина «Полтавская битва», которую Петр I приказал написать в честь победы в этом сражении. Здесь устраивали дипломатические приемы и встречи.
Другие помещения
Кавалерская столовая – рядом с Тронным залом. Стены украшают картины с резными золотыми узорами. Многоярусная изразцовая печь и обеденный стол, драпированный скатертью и изящно украшенный лентами, создают домашний уют. Здесь принимали близких гостей и устраивали небольшие балы.
В белой парадной столовой обедала императорская семья. На стенах – картины со сценами охоты, натюрморты. Здесь проводились официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, с фонтанами из вина и шампанского.
Парадная лестница из белого мрамора. Вдоль стен – вазы и блюда из китайского и японского фарфора. Оригинально украшают лестницу большие часы и барометр.
Официантская выполнена в строгом стиле, украшена столиками и стульями из красного дерева. На стенах – картины с горными пейзажами.
Зеленая столовая с нежно-зелеными стенами, покрытыми лепным орнаментом на античные мотивы.
Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты отличались оригинальным оформлением стен. Украшали помещения стеклянные «столбы», внутри которых цветная фольга имитировала драгоценный камень. Цвет фольги определял название комнат. В Малиновой Столбовой играли в настольные игры. В Зеленой Столбовой хранилось столовое серебро и фарфор.
В Портретном зале картины с парадным изображением царских особ. Оформление Парадного кабинета посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в войне 1812 года. Отделка Турецкой комнаты посвящена экспонированию царского оружия.
Утонченной красотой, строгостью оформления и изяществом отделки отличались:
- Лионская гостиная.
- Китайский зал.
- Купольная столовая.
- Серебряный кабинет.
- Синий кабинет (Табакерка).
- Опочивальни.
Интерьеры, любимые Екатериной II, представлены:
- Зеленой столовой.
- Официантской.
- Парадной голубой.
- Китайской голубой гостиной.
Янтарная комната
Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.
Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.
Особенности янтарной комнаты
Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.
Интерьеры янтарной комнаты
Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.
Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.
Дополнительное убранство янтарного кабинета
Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.
Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.
В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.
Парк Екатерининского дворца
Парковая зона дворца обустраивалась по моде времени. Недалеко от здания создали Зверинец, закрытую часть леса для царской охоты. Из парадных залов Екатерининского дворца в полной красе открывается верхний сад, в центре которого установлены две мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Екатерина распорядилась построить оранжереи и провести каналы от бьющих неподалеку ключей. Так образовалось в парке пять прудов. Парк украшают зеленые боскеты – стены из стриженых деревьев и кустарников с нишами для статуй.
Цветочные партеры и плодовые деревья, березовая роща и зеленый театр, карусели и 37 беседок, концертный зал украшали парк. Дубы и липы, ясени и клены, вязы и березы, орешник и ива навевают «русский» дух.
В парке много фигурных водоемов, архитектурных сооружений и павильонов. Гармонируют с общим пейзажем два симметрично вырытых пруда, названных Зеркальными. На берегу одного из них – «Мыльня их Высочеств». «Кавалерская мыльня» – мужская баня для придворных, скрыта за стеной подстриженных кустов.
На берегу Большого пруда – изящное бело-голубое здание, Грот, место уединения и отдыха. Рядом насыпан берег и устроена пристань, украшенная бронзовыми статуями «Гладиатор» и «Умирающий галл». Внутри Грота – статуя Екатерины Великой.
Расположение аллей, прудов, боскетов строго симметрично. От главного дворца к малому дворцу (Эрмитажу) ведет Эрмитажная аллея, вдоль которой возвышаются скульптуры античной мифологии: Персея, Андромеды, Галатеи, Геракла.
Амазонка, опирающаяся на щит, олицетворяет противостояние России и Швеции. На щите – символическое изображение двух стран – орел и лев. Величественная статуя Геркулеса – символ победителя Петра I.
В Эрмитаже, уменьшенной копии дворца, собирались избранные. Роскошь интерьеров дополняли инженерные хитрости: запутанные тайные ходы, подъемные устройства.
Архитектурные сооружения в парке
Между Эрмитажем и дворцом – Холодная баня, двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и теплой ванной. Здесь расположены агатовы комнаты, стены которых отделаны яшмой (агатом). Самоцветы, мрамор, бронза дополняют интерьер.
Часть дворцового комплекса – Скрипучая Китайская беседка, чайный домик, место для созерцания и размышлений. Императрица, любившая китайское искусство, повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Флюгера, вращаясь на ветру, скрипели. Отсюда название беседки.
От города парк отделен Каскадным каналом с гранитной набережной и литой оградой. Чугунные ворота, украшенные решеткой и надписью императора Александра I: «Любезным моим сослуживцам», поставлены в честь победы над Наполеоном. Высота колонн 5,7 метра, вес 100,6 тонн. На берегу канала – Эрмитажная кухня, или Придворная булочная.
Исторические факты
- После свержения царской власти в Екатерининском дворце организовали детский летний лагерь и Дом отдыха НКВД.
- Во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили 80% интерьеров дворца. Янтарная комната, которую немцы вывезли в Кенингсберг, бесследно исчезла.
- Екатерининский дворец называют памятником терпения русскому народу, сумевшему восстановить здание, разрушенное в годы войны. Реставрация продолжается.
- Восстановление янтарной комнаты, начатое в 70-е годы XX века, длилось 24 года.7,85 млн долларов выделено на возрождение шедевра из бюджета России и 3,5 млн – из Германии. Потрачено 6 тонн янтаря. В мае 2003 года в присутствии руководителей Российского и Германского государств к 300-летию Санкт-Петербурга торжественно открыта возрожденная, строго научно, по чертежам, Янтарная комната Екатерининского дворца.
- Дворец превращен в музей. Из 58 разрушенных комнат восстановлено 32. Работы проводятся Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Дворец – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Ежедневно залы посещают тысячи туристов. Популярна Янтарная комната.
Видео: прогулка по залам дворца
Загрузка…Ещё интересные сооружения
Екатерининский дворец – залы, история, экспозиции, экскурсии – biglifetour.com
Великолепное здание Екатерининского дворца в городе Пушкине поражает яркостью и богатством убранства фасадов. Дворец был официальной летней резиденцией императорского двора, а город, носивший до революции название Царское Село, был собственностью правящего монарха. Огромное здание в стиле барокко, построенное в середине восемнадцатого века, был сожжено и разграблено фашистами. Большинство парадных залов дворца успешно отреставрировано, в том числе и знаменитая Янтарная комната, но восстановление памятника архитектуры продолжается.
История Екатерининского дворца
В 1710 году Петр I подарил небольшую усадьбу Саари-мойс (в переводе с финского – «мыза на холме») своей жене Екатерине. Архитектор Иоганн Браунштайн построил небольшое каменное здание «о шестнадцати светлицах». Дворец в честь нее стали называть Екатерининским. Елизавета, дочь Петра и Екатерины, жила здесь после смерти родителей. Став императрицей, Елизавета Петровна решила превратить скромную усадьбу в роскошную парадную летнюю резиденцию. За 20 лет правления императрица Елизавета Петровна четыре раза в течение пятнадцати лет перестраивала дворец, каждый раз находя его недостаточно роскошным. Архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский постоянно переделывали и расширяли здание. Последней капитальной перестройкой руководил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, завершив ее всего за четыре года, с 1752 по 1756 гг. Величественное, богато украшенное здание лазоревого цвета поражало воображение современников. Следующая императрица, Екатерина Великая, не любившая барокко и отдававшая предпочтение античному искусству, повелела перестроить для себя южную часть дворца. Оформлением ее личных покоев занимался архитектор Чарльз Камерон в 1770-е годы. Внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый поручил архитектору Стасову переделать несколько залов под свои личные покои в 1810-х годах. В 1860-х годах архитектор Монигетти должен был построить новую Парадную лестницу – это стало завершающей переделкой царской резиденции. История дворца едва не оборвалась в Великую Отечественную войну. Три года в Пушкине хозяйничали фашисты, оставив от некогда великолепного здания обгорелые руины. Реставраторы с блеском выполнили сложнейшую задачу в послевоенные годы, возродив Екатерининский дворец из пепла.
Парадные залы Екатерининского дворца
Согласно канонам величественного стиля барокко, архитектор Растрелли спроектировал внутренние помещения в виде парадной анфилады. Суть понятия «анфилада» в том, все залы дворца выстроены в единую линию и одна комната переходит в следующую, не перемежаясь перемычками и коридорами. В Екатерининском дворце Растрелли спроектировал свою самую длинную анфиладу – около 300 метров. Анфилада получила название Золотой из-за обилия резных позолоченных украшений, обрамлявших стены и дверные проемы. Самым впечатляющим парадным залом дворца получился Большой, или Тронный зал.
Большой зал
Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, занимает всю ширину здания и имеет площадь порядка тысячи квадратных метров. Он был предназначен для торжественных дипломатических приемов, балов, светских раутов. Свет льется из двух рядов окон с востока и запада, между окнами вмонтированы зеркала, создающие иллюзию бесконечного пространства. Двери, оконные и зеркальные рамы обрамлены затейливой позолоченной резьбой по дереву. Живописный плафон, выполненный итальянскими художниками Валериани и Перезинотти, состоит из трех частей. При Екатерине II плафон был заменен другим, который сгорел во время войны. Две боковые композиции плафона, прославляющие победы и мир, были после войны найдены в хранилище Михайловского замка и возвращены в Екатерининский дворец. Центральная часть, изображающая в аллегорической форме триумф Российского государства, была восстановлена после войны командой реставраторов, возглавляемой Я. А. Казаковым.
Кавалерская и белая парадная столовая
Две столовые расположены по сторонам от Парадной лестницы. Кавалерская столовая имеет архитектурный декор, характерный для стиля барокко с обилием позолоченного орнамента. Большая изразцовая печь, покрытая изразцами, исполненными по образцу дельфтской керамики, восстановлена после войны. О предназначении комнаты напоминает фигурный стол, сервированный предметами из трех орденских сервизов, заказанных на фабрике Гарднера Екатериной II. Фарфоровая посуда украшена изображениями лент и орденов Святого Георгия, Андрея Первозванного и Святого Владимира и предназначалась специально для торжественных ужинов, куда приглашались кавалеры этих орденов. Белая парадная столовая украшена картинами Иоганна Гроота – живопись этого мастера посвящена теме охотничьих трофеев. Фигурный стол, стоящий в центре комнаты, сервирован посудой, принадлежавшей императрице Марии Федоровне. Посреди стола находится интересное украшение – «сюрту де табль», изображающий фарфоровую копию одной из беседок Екатерининского парка.
Картинный зал
Центральное помещение Золотой анфилады простирается на всю ширину дворца. Свое название зал получил благодаря оригинальному оформлению. Стены зала от потолка до пола покрывают живописные полотна, приобретенные в 1745 году, и представляющие пять основных европейских школ живописи: испанскую, итальянскую, голландскую, фламандскую, французскую. Картины покрывают стены зала, словно ковер, отделенные друг от друга лишь тонкими позолоченными рамами. Такая развеска живописи была очень популярна в 18 веке и носит название шпалерной.
Арабесковый зал
Первый восстановленный зал из личных комнат Екатерины Второй, над которыми работал архитектор Камерон, Арабесковый зал – один из самых изящных и элегантных интерьеров дворца. Императрица в этой комнате устраивала приемы, играла с придворными в шахматы и шашки. Арабески – тип восточного орнамента, составляющего украшение стен этого зала. На полу лежит уникальный ковер восемнадцатого века, прославляющий победы над турками светлейшего князя Потемкина.
Малиновая и Зеленая Столбовые
Два соседних зала царского дворца, имеющие оригинальное оформление. Украсить залы Растрелли решил имитацией колонн, поддерживающих своды потолка – плоскими пилястрами. Насыщенный малиновый и зеленый цвет пилястр, или «столбов» (отсюда название залов), дает обыкновенная фольга под стеклом. Во времена Растрелли фольгу делали из настоящего серебра. В Зеленой столбовой при Екатерине II была буфетная. В Малиновой столбовой выставлен уникальный предмет мебели – один из немногих сохранившихся в Европе секретеров XVIII века производства знаменитого мебельщика А. Рентгена, работавшего для французского двора.
Янтарная комната
Панели, отделанные балтийским янтарем, царь Петр получил в подарок от правителя Пруссии. Елизавета Петровна повелела Растрелли украсить один из залов ее новой летней резиденции чудесными янтарными панелями, доставшимися в наследство от отца. Янтарная комната – уникальный пример применения янтаря в столь масштабных отделочных работах, поскольку янтарь – материал очень хрупкий и чувствительный к солнечному свету. Панели похитили из дворца нацисты, и последний раз их видели в 1945 году в городе Кенигсберге. Поиски Янтарной комнаты не дали результата. Янтарные панели восстановили в 1990-е годы в Царскосельской янтарной мастерской силами наших художников-реставраторов.
Как добраться и когда лучше посетить Екатерининский дворец
Каждый турист, прибывающий в Петербург, стремится полюбоваться Екатерининским дворцом и Янтарной комнатой, неудивительно, что дворец – один из самых посещаемых наших музеев-заповедников. Поэтому ваша прогулка должна быть тщательно спланирована, дабы избежать впустую потраченного в огромных очередях времени. Рекомендуется заказать экскурсию в Царское Село заранее, особенно если вы хотите посетить дворец летом. Лучшее время для осмотра красот Екатерининского дворца – зимний сезон, когда толпа туристов поредеет. В город Пушкин можно доехать от Витебского вокзала электричкой, а до дворца доехать на автобусе или пройти 25 минут пешком. Второй вариант — сесть на маршрутку возле метро «Московская», почти все из них подъезжают близко к дворцу.
Екатерининский дворец — Прогулки с дилетантом — LiveJournal
Большой Царскосельский дворец — шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».
Питер-2013 // Часть 27
1. В основе центральной части дворца — двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.
2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.
3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.
4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.
5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.
6. Рядом стоит корпус Императорского лицея, соединённый с дворцом аркой.
7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.
8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.
9. В ожидании разглядывать детали здания.
10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.
11. Голубая и «золотая» краски выцвели.
12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.
13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.
14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.
15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.
17. Также были воссозданы большие часы.
18. Зелёная столовая — часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы — «висячего» сада.
19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.
20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.
21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».
22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I.
23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
24. На стенах — портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.
25. Дальше — Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.
27. Кавалерская столовая — небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.
28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.
29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.
30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.
31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
32.
33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.
34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».
35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца — Картинный зал площадью 180 м².
36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».
37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.
38. Большой зал, или Светлая галерея — самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.
39. Его площадь более 800 м².
40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.
41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.
42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».
43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.
44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.
45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.
46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.
47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.
Источник: Официальный сайт дворца
Любимая резиденция трех императриц — История музеев
Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».
От избушки до дворца
Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским. В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году. До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.
Фасад дворца. Источник: wikipedia.orgРаботы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».
Полцарства за дворец!
Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.
Дворец. Источник: wikipedia.orgПервым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».
В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.
После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.
Старомодный «взбитый крем»
Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.
Арабесковый зал. Источник: wikipedia.orgНад интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.
Тайна Янтарной комнаты
Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.
Воссозданная Янтарная комната. Источник: wikipedia.orgВо время Великой Отечественной янтарные панно были вывезены оккупантами в Кенигсберг, где смонтировали в одном из залов Королевского дворца. Во время штурма Кенигсберга 1945 Янтарная комната бесследно исчезла. Ученые до сих пор теряются в догадках, куда могли пропасть янтарные панно. Самая распространенная версия — комната просто сгорела во время обстрелов. Немецкий журнал «Шпигель» проводил расследование, согласно которому Янтарная комната до сих пор хранится где-то под руинами замка. К 2003 году интерьер комнаты полностью восстановили.
Царское Село (музей-заповедник) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2019; проверки требуют 8 правок.Ца́рское Село́ — музей-заповедник в городе Пушкине (Санкт-Петербург), включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации в марте 1918 года. Современное название музей-заповедник получил в 1992 году.
В состав музея-заповедника входят: Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом[1].
Вызолоченные ворота при входе во внутренний двор Екатерининского дворцаЗанимает площадь 107 га. Состоит из регулярного Старого сада (1717—1720-е годы, садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт) и пейзажного Английского парка (1760—1796 годы, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, архитектор В. И. Неелов), разделённых Большим прудом. Назван в честь императрицы Екатерины I.
- Большой Екатерининский дворец
Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца, построенного в 1717—1723 годах архитектором И. Ф. Браунштейном. В 1743—1756 годах работами сначала руководили архитекторы М. Г. Земцов, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, а затем Ф. Б. Растрелли. Растрелли является основным автором архитектурного решения здания и пышного скульптурного оформления его фасадов в стиле русского барокко, а также всей внутренней планировки и декоративной отделки залов середины XVIII века. С запада примыкает парадный двор, оформленный одноэтажными полуциркульными корпусами и кованой оградой с вызолоченными деталями и воротами по центральной оси дворца. К боковым фасадам дворца примыкают здания, построенные в конце XVIII века. С северной стороны это четырёхэтажный флигель (позже в нём размещался Лицей, сейчас Мемориальный музей — Лицей, Филиал Всероссийского музея им. А. С. Пушкина), соединённый с дворцом аркой над Садовой улицей (архитектор И. В. Неелов), с южной — Зубовский флигель (архитектор Ю. М. Фельтен). С юго-востока примыкает комплект Камероновой галереи, холодных бань, висячего сада и пандуса (1780—1794, архитектор Ч. Камерон). Одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца — Янтарная комната. В июне 2019 года открылся для посещений любимый императрицами Лионский зал, бывший недоступным с 1941 года[2].
- Эрмитаж — двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями (1744—1754, архитекторы М. Г. Земцов,Ф. Б. Растрелли). Использовался для летних приёмов царских гостей.
- Грот — павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Ф. Б. Растрелли).
- Адмиралтейство — группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами (1773—1777, архитектор И. В. Неелов) .
Екатерининский дворец | Павильон «Грот» | Камеронова галерея | Адмиралтейство |
Занимает площадь 188 га. Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами. В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.
- Александровский дворец
Построен в 1792—1796 годах архитектором Дж. Кваренги в классическом стиле для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решён в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Реставрируется.
- Детский домик — небольшой павильон, построенный рядом с Александровским дворцом для игр детей императора Николая I (1830, архитекторы А. М. Горностаев).
- Китайский театр — руинированное здание придворного летнего театра (1778—1779, архитекторы А. Ринальди, И. В. Неелов). Сгорел во время обстрела города в 1941 году и с тех пор не восстанавливался.
- Китайская деревня — комплекс из 12 одноэтажных домиков в китайском стиле (1782—1798, архитекторы Ч. Камерон, И. В. Неелов). В настоящее время — гостиница.
- Белая башня — павильон в стиле средневекового рыцарского замка, окружённого рвом (1821—1827, архитектор А. А. Менелас). Восстановлен в 2012 году.
- Арсенал — павильон в готическом стиле (1819—1834, архитектор А. А. Менелас). Построен на месте барочного павильона Монбижу. В настоящее время — музей.
- Грот-родник. Архитектор С. Данини. Конец 90-х годов XIX века.
- Шапель (фр. Chapelle — часовня) — готическая часовня (1825—1828, архитектор А. А. Менелас). Реставрируется.
- Ратная палата — комплекс зданий в неорусском стиле (1913—1917, архитектор С. Ю. Сидорчук). Восстановлена в 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны. В здании открыт музей, посвящённый участию России в этой войне.
Александровский парк | Китайская деревня | «Арсенал» | Павильон «Белая башня» |
Поселение, именуемое в наши дни Царским селом, впервые упоминается в 1502 году как Сарица — в «Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины». На картах, составленных для Бориса Годунова, поместье имеет аналогичное название. В 1617 году шведы отнимают эту территорию у новгородцев и переименовывают в Сарицгоф. Среди земель значится шведская мыза — на языке коренного населения Саари-мойс (место на возвышенности)[3]. Благодаря этому в русском — к моменту утверждения земель за Россией и за Александром Меншиковым конкретно — закрепляется топоним Сарская мыза. Здесь в 1711 году — после объявления Екатерины «Истинной государыней» — начинается формирование резиденции дворцового характера, Царского села.
Неизвестно, когда именно стал нормой привычный нам вариант произношения и написания. Еще в начале 19 века бытовало (в том числе в официальных документах) устаревшее название. В указе императора Александра I от 1808 года читаем[4]: «Сей соединенный город именовать отныне город Сарское Село, или София». Это название присутствует в стихотворениях Державина и Ломоносова, в письмах Тургенева и министра юстиции, по совместительству поэта И. И. Дмитриева. И даже у его протеже, автора знаменитого «19 октября»[5] А. С. Пушкина — в письмах и черновой сатире.
С 1987 года до скоропостижной кончины 1 августа 2008 года директором музея был И. П. Саутов. 23 сентября 2008 года руководителем музея назначена вдова И. П. Саутова — Ольга Таратынова[6].
По состоянию на 2016 год музей ведет реставрацию Александровского дворца, павильона «Шапель», Императорской фермы, металлических мостов в Александровском парке и церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце.
- Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. 1710–1910. — 2-е изд, репринт 1992. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 278 с.
- Петров А. Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л.-М., 1964.
- Шварц В. Пригороды Ленинграда. — Л.; М.: Искусство, 1967. — С. 123—189. — 320 с. — 50 000 экз.
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.
- Воронов М. Г., Кучумов А. М. Янтарная комната. Л., 1989.
- Царскосельский арсенал./ Сост. и вступит. статья: Л. В. Бардовская, В. М. Файбисович. СПб., 2000.
- Бардовская Л. В. Шедевры живописи в Царскосельском собрании. СПб., 2008.
- Бредихина И. И. Придворные экипажи. Царскосельское собрание. СПб., 2008.
- Ботт И. К. Царскосельская мебель и её коронованные владельцы. СПб., 2009.
- Серпинская Т. В. Художественная бронза царскосельского собрания СПб., 2009.
- Архитекторы Царского Села: от Растрелли до Данини./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, И. К. Ботт. СПб., 2010.
- Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые покои./ Авторы текста: Л. В. Бардовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2010.
- Александровский дворец./ Авторы статей: Л. В. Бардовская, В. Ф. Плауде, И. Г. Степаненко. СПб., 2010.
- Кедринский А. А. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710—1760. СПб., 2013.
- Плауде В. Ф. Фотография. 1850-е — 1917./ Государственный музей-заповедник «Царское Село». Каталог коллекций. Том XVII. Книга I. СПб., 2013.
- Степаненко И. Г. Венецианская декоративная скульптура первой четв. XVIII в./ Гос. музей-заповедник «Царское Село». Каталог коллекций. Том IX. Книга I. СПб., 2015.
Большой (Екатерининский) дворец, Пушкин. Адрес, фото, архитекторы, официальный сайт «Культура.РФ»
Первый каменный дворец на Сарской мызе (так называлось Царское Село в начале XVIII века) был построен по проекту Иоганна Браунштейна как летняя загородная резиденция Екатерины I. В конце 1742 — начале 1743 года начались масштабные работы по расширению и перестройке дворца для императрица Елизаветы Петровны. Работами руководили известнейшие русские зодчие: Михаил Земцов, Андрей Квасов, Савва Чевакинский. С 1748 года строительство дворца возглавил Франческо Бартоломео Растрелли. Работы были завершены в 1756 году.
Дворец поражает своими размерами: длина фасада более трехсот метров. Лазоревые стены в сочетании с белыми колоннами и золочеными украшениями создают приподнятое праздничное настроение, столь соответствующее личности «веселой царицы» Елизаветы. Фасады украшены фигурами атлантов, львиными масками и другими скульптурными изображениями. В комплекс дворца с северной стороны включена придворная церковь, акцентированная пятью миниатюрными главками, которой отвечал купол над парадным крыльцом в южной стороне дворца. Перед фасадом был устроен плац, огражденный флигелями и циркумференциями (полукруглыми служебными корпусами).
С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. Растрелли создал Парадную анфиладу, проходившую по всей длине здания от главной лестницы до придворной церкви. На золочение всех внутренних и внешних украшений ушло около 100 килограммов золота. Подлинной жемчужиной в убранстве дворцовых залов стала знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем и собранная во дворце по приказу Елизаветы Петровны в 1755 году. Среди других интерьеров елизаветинского времени выделялись роскошью Большой зал и дворцовая церковь.
Во 2-й половине XVIII — XIX веках часть залов была перестроена в иных архитектурных стилях, парадная лестница перенесена на новое место. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Восстановительные и реставрационные работы во дворце продолжаются по сей день.
Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:
Наименование объекта: Екатерининский дворец (Большой)
Регистрационный номер: 781520388740176