Египет 2018. Отдых по туру. Экскурсия в Каир. Часть 3. Каирский египетский музей: ankasun — LiveJournal
В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей — один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей 🙂Второй день экскурсионной программы «Каир 2 дня» от туроператора Tez Tour. 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие часть 1 и часть 2 этой поездки.
01.
Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности — музею. В автобусе нас встретил новый гид — Ахмед — он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей «Алладин», на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии — еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.
В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.
Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства — около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.
Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.
05.
Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки )) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин )) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами «мани-мани». Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. «Не,» — говорю, — «она со мной». Уборщица махнула рукой и пропустила.
После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом «Алладин», если кто потеряется.
Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм… Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.
Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.
В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.
Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.
Каменный саркофаг.
10.
11.
Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.
За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.
Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб — последний царь XVIII династии, до воцарения — известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут — его официальная супруга Мутноджемет — царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.
Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.
Эхнатон привел свой народ к единому богу — Атону — Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса «Фараон», которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки 🙂
Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.
16.
17.
После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.
Еще один пустой зал.
19.
Папирусы мы видели только в двух местах музея. Между этажами и в отдельном зале. Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и других вопросах повседневной жизни. Но, если решите купить папирус в качестве сувенира, то лучше уточнить, что он изображает, так как есть и погребальные сюжеты, держать дома которые явно не стоит. После музея мы кстати отправились на фабрику папируса, которая по сути оказалась просто магазином, но с демонстрацией изготовления египетской бумаги. Ее делают из тростника, который долго замачивают в воде, а потом деревянным молотком выбивают всю жидкость и высушивают. Весь процесс был записан на мобильный телефон и хотелось бы им поделиться, но увы, ищите на ютубе, там точно что-то найдете.
20.
21.
И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.
Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.
Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом… кроме кошки конечно ))
24.
Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.
Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона — Анхесенамон — египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.
Носилки для фараона.
26.
Ложе фараона.
27.
Туалет фараона.
28.
Этот зал полностью посвящен одному фараону — Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.
Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель )) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.
Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.
Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, — фашистки, блин, надо было их сфотографировать ))
Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке ))
32.
А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.
Поплыли дальше.
34.
Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать «идите туда» гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?
В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.
36.
37.
38.
Просто забавный элемент ))
39.
После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли…
40.
Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.
Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.
Точка встречи с гидом — атриум с видом на центральный вход.
43.
Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.
Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.
Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.
47.
И спустились снова на первый уровень.
48.
Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.
Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед )) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы — значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована — значит жаренная рыбка и т.д. ))
50.
Этот экспонат носит название «Сидящий писец» и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой — палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота — 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.
А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.
Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.
Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют )) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет )
54.
Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.
Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.
Сплошные сфинксы.
57.
Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.
Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.
Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов — это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, — вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь «Алладин», «Тутанхамон» и всё ))
На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.
Дальше будут пирамиды!
Каирский национальный музей, Египет — видео
Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них — Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой — француз Огюст Мариетт, который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день
Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.
Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы — Каире. Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг — бюсты крупнейших египтологов мира, среди них — скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта — сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, — вот что представляет собой Каирский музей.
Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.
Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них — кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же — массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале — колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.
Несомненный шедевр коллекции — сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.
Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона — падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.
Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства — широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.
Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий — единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски — голова божественного сокола.
В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.
Каирский египетский музей – экспонаты, фото, отзывы
Содержание:
- Сокровищница истории Египта
- Режим работы Каирского египетского музея
Каирский египетский музей – уникальное место и одна из главных достопримечательностей Страны фараонов. Он расположен прямо на центральной площади египетской столицы. Этот музейный комплекс основан еще в 1885 году и на данный момент это место самой большой концентрации исторических экспонатов в мире.
В Каирском музее выставлено порядка 100 тысяч артефактов, рассказывающих о разных периодах истории Египта. Считается, что для того, чтобы осмотреть их все, не хватит и нескольких лет. А поскольку туристы приезжают в Египет на весьма короткое время, лучше всего остановиться на самых популярных и захватывающих дух экспонатах египетской истории.
Сокровищница истории Египта
Коллекция Каирского музея поистине уникальна. Каждый турист, проходя многочисленные залы, совершает увлекательное путешествие в загадочную древнеегипетскую цивилизацию, поражающую величием и великолепием своих творений. Все артефакты в музее расположены по хронологическому и тематическому принципу. Первый этаж занимают каменные скульптуры из известняка, базальта, гранита с древнейших времен и до периода завоевания Египта римлянами. Среди них – великолепная скульптурная композиция фараона Микерина, окруженного богинями.
Тех, на кого произвели неизгладимое впечатление пирамиды в Саккаре, Дашуре и Гизе, наверняка приведет в восторг оригинал статуи фараона Джосера. Здесь же хранится единственное сохранившееся изображение великого фараона Хеопса, создателя пирамиды в Гизе – статуэтка из слоновой кости. А статуя его сына Хефрена – это один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Также в музее выставлены несколько каменных фрагментов, найденных прямо над головой Великого Сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, которые некогда украшали статую Хефрена.
Нельзя обойти вниманием и зал, в котором хранятся изображения фараона-еретика Эхнатона и его супруги – царицы Нефертити, о красоте которой ходят легенды. Знаменитые фото ее профиля красноречиво говорят о красоте и утонченности ее черт. Также национальный Каирский музей известен множеством изображений фараона Рамзеса Великого, который, по преданию, преследовал Моисея в Синайской пустыне. Обязательно посмотрите на него в зале царских мумий – это зрелище никого не оставляет равнодушным.
Ну и конечно, кто не захочет посмотреть на сокровища гробницы Тутанхамона? Эти бесценные экспонаты занимают почти половину второго этажа здания музея – 1700 артефактов, находящихся более чем в 10 залах. Здесь можно найти величественную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры, трон из цельного дерева, украшенный золотом и драгоценными минералами, золотые амулеты, саркофаги.
Известно, что этот правитель умер очень молодым, в возрасте 18 лет, и смерть его была спровоцирована несчастным случаем. Он погиб от малярии, которая развилась после того, как он получил открытый перелом колена при падении с колесницы. В музее находятся маленькие шкатулки-саркофаги, в которые были помещены органы молодого царя. Ну и, конечно, самое знаменитое сокровище Тутанхамона – золотая маска, которая закрывала лицо найденной мумии. Это одна из самых ценных древностей, которые хранит в себе национальный египетский музей в Каире. Фото маски можно легко найти в сети Интернет – она настолько прекрасна и так хорошо сохранилась, что невозможно не испытывать восторг, глядя на нее.
Отдельный зал отведен под сокровища царицы Хетепхерес, матери Хеопса, создателя самой известной и большой пирамиды в Гизе. Это и большой трон, и ложе, и носилки, покрытые золотом, и шкатулки, украшенные драгоценностями, и браслеты. Здесь же огромные саркофаги разных эпох, выполненные из красного и черного гранита, гранитные сфинксы, ложки из ценнейших пород дерева.
В III тысячелетии до нашей эры кто-то написал на стенах Великих пирамид: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым!» Человек, написавший эти строки, и не догадывался о том, насколько он оказался прав. Вся история древнего Египта собрана в стенах Каирского египетского музея. Только здесь можно в полной мере ощутить силу и мощь величайшей древней цивилизации, и этот феномен не смогло повторить ни одно другое государство.
Режим работы Каирского египетского музея
Национальный музей древностей расположен в самом центре Каира, на главной площади. До него можно добраться при помощи метро (первая линия, станция Urabi). Каирский египетский музей принимает туристов каждый день с 9.00 до 17.00.
Билет стоит 60 египетских фунтов, но если вы хотите посетить зал мумий – придется доплатить еще 10 фунтов.
Еще по теме
Белая пустыня – национальный заповедник Египта
Самые интересные экскурсии из Сафаги
Амарна – руины древнего города
История Александрийской библиотеки
Саккара – описание экскурсии
Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!
5 звезд
4 звезды
3 звезды
Египетский музей (Каирский)
Сколько тайн, легенд и мистификаций окутывают Египет! История этой страны является достоянием не только жителей Египта, но и всего человечества, поэтому египтяне пытаются бережно хранить те уникальные древние артефакты, которые удалось найти на их земле. Даже в 2011 году, когда мародёры совершили налёт на здание, где хранились свидетельства египетской истории, демонстранты организовали вокруг бесценного Египетского музея так называемую «живую цепочку», чтобы не допустить разграбления музейной коллекции.
Впервые о необходимости сохранения исторического наследия египетские власти задумались в XIX веке и создали специальную службу, в обязанности которой входило сохранность и учёт найденных памятников культуры и истории.
Египетский музей
На главной площади Каира стоит двухэтажное здание – это Египетский музей, который также называют Каирским. В нём собрана уникальная коллекция экспонатов, которые дополняют страницы истории Египта и рассказывают об искусстве этой страны. Около 120 тысяч интереснейших экспонатов музея относятся к разным историческим эпохам и по своей ценности и неповторимой ауре глубокой древности они несомненно заинтересуют посетителей, даже тех, кто никогда не увлекается египетской историей. Чтобы ознакомиться со всеми сокровищами, собранными в Египетском музее, понадобится ни час, и ни два, а несколько лет.
Решение создать Египетский музей не было случайным, многие историки, археологи и искусствоведы с ужасом наблюдали, как на протяжении сотен лет варварски разворовывались гробницы, вскрывались тайники, а бесценные реликвии продавались за бесценок людям, мало осознающим то, что в их руки попали уникальные памятники культуры. Но находились и коллекционеры, которые старались предотвратить безвозвратную потерю свидетельств древней истории человечества. Самая первая коллекция была собрана в 1858 году Огюстом Мариеттом и именно этот ценитель древнеегипетского искусства предложил построить столь необходимый для сохранения ценностей музей. Его инициативу поддержали и в 1900 году в Каире по проекту архитектора из Франции Марселя Дюнона был возведён музей в неоклассическом стиле, который торжественно открыли в 1902 году. Так уникальные экспонаты: предметы искусства, манускрипты, свитки, мумии, саркофаги, сокровища из гробниц и простые бытовые предметы, возраст которых насчитывал более пяти тысячелетий, стали доступны для осмотра египтянами и туристами.
Коллекция Каирского музея
Экспонаты размещены на всех этажах Египетского музея и расположены они на витринах с учётом тематики и, конечно, хронологии. Здесь можно увидеть предметы и драгоценности, которые археологи нашли в гробницах грозных фараонов, жрецов и живших в роскоши цариц, например, выполненные из золота и драгоценных камней произведения тонкого ювелирного искусства.
В Египетском музее собрана богатая коллекция каменных, выполненных из гранита, известняка и базальта изваяний фараонов и изображающих других людей статуй. На первом этаже можно осмотреть один из шедевров удивительной древнеегипетской скульптуры – статую фараона Хефрена, построившего вторую по размеру пирамиду на плато Гиза. Интересна и скульптурная группа, где изображён царевич IV династии Рахотеп и его супруга Нофрет. К прекраснейшим образцам деревянной скульптуры относится статуя, носящая название Сельский староста, которая изображает вельможу Каапера.
Каменные фрагменты, найденные под головой Сфинкса, которые представляют собой царскую кобру и часть церемониальной бороды выставлены в углу первого этажа, а изображениям красавицы Нефертити и фараона Эхнатона выделен целый зал. В другом зале можно полюбоваться драгоценностями царицы Хетепхерес, особое внимание посетителей привлекает её великолепная шкатулка, которую древние мастера украсили инкрустацией, изображающей крылья бабочки. В зале, где выставлены сокровища царицы Хетепхерес, также стоят саркофаги из красного и чёрного камня и гранитные сфинксы.
В музее экспонируется около десяти мумий стремившихся к бессмертию фараонов, некоторые туристы с особым восторгом отзываются о непередаваемых словами ощущениях, которые возникают, стоит посмотреть в глаза древних останков.
Сокровища Тутанхамона
Жемчужиной Египетского музея является расположенный на втором этаже особый отдел, в котором посетители могут увидеть сокровища гробницы легендарного Тутанхамона. Двенадцать залов были выделены для экспонирования 1700 бесценных артефактов. Среди драгоценностей, статуй и саркофагов находится главное сокровище Египетского музея – сделанная из чистого золота посмертная маска Тутанхамона. Интересно то, что для того, чтобы перевезти и описать найденные учёными в 1922 году сокровища этого фараона понадобилось пять лет.
Как добраться до Египетского музея
Египетский музей находится в Каире, на Тахрир – центральной площади города.
Работает ежедневно с девяти утра до семи часов вечера, и стоимость билета в него составляет около 60 фунтов, то есть 10 долларов, входной билет для детей стоит в два раза дешевле.
Каирский египетский музей — Википедия
Египетский музей (араб. المتحف المصري, DMG El Mathaf El Masri), также Египетский национальный музей[1] — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов[2] всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем[1]. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году[2].
История
Предпосылки
Главный зал Булакского музея в 1872 году.В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита[3].
В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак[4] (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел)[3]. В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов[3]. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года[3]. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году[2] по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк)[3].
Открытие музея
Украшение портала музеяВ 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара[3]. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор[3].
Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani[3]. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир)[3] в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках.
15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо[3]. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.
Период преобразований
К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам[3].
В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиа-бомбардировок[3].
С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право согласно закону № 117 при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м.[3].
Хищения 2011 года
Военные силы возле музея на фоне горящей штаб-квартиры Национальной демократической партии 28 января 2011 года.Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов[5]. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений[6]. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея[7].
Наши дни
Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью[8].
Отделы
Каменные саркофагиЗал № 44 на первом этаже отведён под временные выставки. В музее несколько отделов[9]:
1. Сокровища Тутанхамона, ювелирные украшения различных эпох и экспонаты из Таниса.
2. Додинастический период и Древнее царство содержат более 30 тысяч предметов на обоих этажах. Галереи на первом этаже № 31, 32 ,36, 37, 41, 42, 43, 46, 47, 48, 51; на втором этаже № 31 32, 36, 41, 42, 49, 53, 54, 55. Отдел подразделяется на:
3. Среднее царство считается золотым веком древнеегипетской литературы и в музее охватывает XI—XII династии (ок. 2140—1785 до н. э.) и представлен на обоих этажах и атриуме.
4. Новое царство является золотым веком Египетской цивилизации и охватывает в музее XVIII—XX династии (ок. 1550—1070 до н. э.). В зале № 3 на первом этаже собраны предметы Амарнского периода. Период Рамессидов представлен в залах № 9, 10, 14, 15, 20. В зале № 29 собраны папирусы, многие из которых содеражат «Книгу мёртвых».
5. Поздний и Эллинистический периоды.
6. Папирусы и монеты разных эпох в двух залах № 2E и № 2W на первом этаже.
Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Работой кураторов отдела является сохранение, консервация и восстановление коллекции. Письмо папирусов разнообразно: иероглифическое, иератическое, демотическое, греческое, арамейское, коптское, латинское и арабское. На греческом языке имеются два вида папирусов:
- Литературные: некоторые стихотворения известных поэтов, таких как Аристофан, Эсхил и др.
- Документальные: некоторые известные архивы Зенона, Исидора, Оксиринхские, Каирские, Масперо, Фаюмские и пр.
Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и других вопросах повседневной жизни.
Монеты из золота, серебра и бронзы относятся к греческому, римскому и исламским периодам. Жемчужиной коллекции считается монета Позднего периода с иероглифической надписью «Nub_Nefer», что значит «прекрасное / чистое золото».
7. Саркофаги XXI—XXII династий, скарабеи и прочие предметы.
8. Лаборатория мумификации и консервации.
Экспонаты
Логотип музея на билете Маска ТутанхамонаНа первом этаже выставлены тяжеловесные каменные саркофаги, статуи, стелы, фрагменты стен с рельефами; на втором — манускрипты, фигуры богов, мумии и их погребальные маски, предметы быта и ритуалов, античные статуи и вазы[10]. Всего в музее более 150 тысяч экспонатов, в нём собрана величайшая коллекция египетских древностей в мире[11].
Примечательные экспонаты:
- Статуи фараонов Хефрена, Аменемхета III, царевича Каапера[1]
- Украшения царицы Яххотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
- Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
- Мумии и саркофаги жрецов Амона
- Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
- Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
- Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона, в частности Каирский складной алтарь
- Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
- Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
- Загадочный «саккарский самолётик».
Мемориал великих египтологов мира
При музее находится мемориал с бюстами 23 великих египтологов мира, среди них бюст В. С. Голенищева, известного русского египтолога, появившийся там в 2006 году[12][13]. Также там представлены бюсты следующих египтологов: Ф. Ж. Шаба, Иоганн Дюмихен, Конрадус Лееманс[en] (1809—1893), Ч. В. Гудвин, Э. Руже, С. Бёрч, Э. Хинкс[en] (1792—1866), Л. Вассалли[en] (1812—1887), Э. Бругш[de] (1842—1930), К. Р. Лепсиус, Ш.-Т. Девериа, И. Розеллини, Л. Хабаши[en] (1906—1984), С. Габра[fr] (1892—1979), С. Хассан[es] (1887—1961), А. Камаль[es] (1851—1923), М. З. Гонейм, Ж.-Ф. Шампольон, А. Пейрон[it] (1785—1870), В. Плейте[nl] (1836—1903), Г. Масперо, П. Ле Паж[en] (1822—1897). Эти бюсты окружают памятник О. Мариету[14].
Туристам
Метро-станция Садат в Каире, 2015 годМузей расположен в центре Каира, на северной стороне площади Тахрир (Midan al-Tahrir). Станция метро Sadat Station, выход «Египетский музей». Таксисту сказать «al-met-haf al-masri», водителю автобуса — «abdel minem-ryad».
Работает ежедневно с 9:00 утра до 19:00 часов вечера. В праздник Рамадан часы работы изменены: 9:00 — 17:00.
Стоимость билета для приезжих: LE 60 (LE 30 студентам). Вход в зал царских мумий: LE 120 (LE 50 студентам). Учащимся необходимо предоставлять при покупке билета международную студенческую карту (ISIC). За LE 20 в фойе музея можно получить аудио-гид на английском, французском или арабском языке.
В здании имеется рабочий лифт для тех, кто не может самостоятельно передвигаться по лестнице. Предусмотрено сопровождение слепых и слабовидящих (позвонить и предупредить заранее)[11].
Фотографирование запрещено, аппараты проверяются на входе[11].
См. также
Примечания
Литература
- Густерин П. Египетский музей. История создания // Мир музея. — 2011. — № 6.
Ссылки
Каирский египетский музей — Википедия
Египетский музей (араб. المتحف المصري, DMG El Mathaf El Masri), также Египетский национальный музей[1] — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, расположенное в Каире на площади Тахрир. Коллекция насчитывает около 160 тысяч экспонатов[2] всех исторических периодов древнего Египта. Основан в 1858 году как Булакский музей, с 1891 по 1900 годов назывался Гизехским музеем, затем — Египетским музеем[1]. Открытие музея в новом здании состоялось в 1902 году[2].
История
Предпосылки
Главный зал Булакского музея в 1872 году.В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита[3].
В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак[4] (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел)[3]. В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов[3]. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года[3]. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году[2] по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк)[3].
Открытие музея
Украшение портала музеяВ 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара[3]. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор[3].
Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani[3]. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир)[3] в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках.
15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо[3]. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.
Период преобразований
К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам[3].
В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиа-бомбардировок[3].
С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право согласно закону № 117 при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м.[3].
Хищения 2011 года
Военные силы возле музея на фоне горящей штаб-квартиры Национальной демократической партии 28 января 2011 года.Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов[5]. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений[6]. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея[7].
Наши дни
Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью[8].
Видео по теме
Отделы
экспонаты, стоимость входа, режим работы
В прошлом самые ценные археологические находки, совершенные в стране пирамид, редко оставались на территории Египта. Чаще их перевозили в другие страны, немалая часть реликвий до сих пор не вернулась на родину. Тем не менее, для тех, кто интересуется историей страны, не мыслит отдых без знакомства с его древней культурой, экскурсия в Каир и посещение национального музея – обязательное часть туристической программы.
История Каирского египетского музея
На территории Египта музей отнюдь не является старейшим подобным заведением. Но после случаев разграбления хранилищ с архитектурными находками, в самом центре столицы страны, по велению правителя Исмаила-паши, в 1900 году был основан новый выставочный комплекс со свободным входом.
Сперва его коллекция не была столь богатой, насчитывала чуть более 3000 предметов. С новыми раскопками и возвращением из-за рубежа вывезенных реликвий Каирский музей увеличил число экспонатов. Под некоторые тематические выставки, пользующиеся наибольшим успехом у туристов, выделены целые залы.
Во время волнений 2011 года Каирский египетский музей пережил погром. В ходе него было украдено несколько ценнейших находок, относящихся к XVIII династии, эпоха Нового царства. Также вандалы разрушили несколько экспонатов и статуй, уничтожили две мумии.
Экспонаты Каирского египетского музея
Перечислить даже самые ценные предметы старины, экспонируемые в музее, невозможно. Для туристов особый интерес представляют три экспозиции:
- предметы из пирамид в Гизе – только здесь можно увидеть оригинальную статую фараона Хуфу (того самого Хеопса, в честь которого названа самая большая из пирамид), многие другие предметы периода Древнего царства; их возраст – более 4500 лет;
- предметы из Долины Царей – это крупнейшая самостоятельная экспозиция заведения; в 12 залах выставляются 1700 предметов, еще столько же находятся в хранилищах; среди реликвий присутствует и, пожалуй, самая известная в мире находка – посмертная маска Тутанхамона, изготовленная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями;
- зал царских мумий – в помещениях, где хранятся останки великих царей, цариц и их приближенных, поддерживается особый микроклимат; у без исключения каждого туриста визит в этот зал вызовет самые яркие эмоции.
Режим работы и стоимость входа в музей
Каирское хранилище предметов старины расположено в самом центре столицы Египта, непосредственно на площади Тахрир – это восточный берег Нила. Работает музей без выходных, открытие происходит в 9:00, закрытие – в 17:00. Вход платный – 60 египетских фунтов (примерно 8$). Попасть в зал мумий можно за дополнительную плату в 10$.
Добраться до Каирского египетского музея легче всего, воспользовавшись городским метро. Нам нужна красная линия метрополитена, выходить на станции Urabi.