Донские пейзажи: Фото река Дон — красивые пейзажи видов Донской природы *** River photo-Don. – Дон на картинах Крылова | Меотида: История, культура, природа нижнего Дона и приазовья

Содержание

Дон на картинах Крылова | Меотида: История, культура, природа нижнего Дона и приазовья

Река наша – Дон Батюшка, на все голоса воспет, и в прозе и в стихах. Начиная с Пушкина Александра Сергеевича. Но это словом, а на холст его положить, оказалось труднее. Сдержан, не ярок, даже суров.  Особенно если говорить о нижнем Доне. Были художники, которых он вдохновлял, но главной темой, как Черное море для Айвазовского, ни для кого не стал.

Кроме одного художника, который на Дону родился, и не просто на Дону, а в станице Елизаветинской. Там Дон с трех сторон.

Иван Иванович Крылов. Я не уверен, говоря о Доне как о главной теме его творчества. Скорее нет. Но его серия картин о реке – замечательная.

Берег Дона 1900-е годы. Х.М.


 

Лодки на берегу Дона. Нач. ХХ в. Х.М.


 

Купальня. 1890-е годы. Х.М.


 

Аксай. 1890-е годы. Картон. Масло.


 

Разлив Дона


 

Над Доном. 1900-е. Холст. Картон. Масло.


 

Лодки на берегу Дона. 1900-е. Холст. Картон. Масло.


 

На баркасе. 1900-е. Холст. Картон. Масло.


 

Река Дон. 1900-е. Холст. Картон. Масло.


 

Половодье. 1900-е. Холст. Масло.


 

Донской этюд. Разлив. 1900-е. Холст. Картон. Масло.


 

Это не все картины Крылова о Доне. В этой подборке нет по крайней мере трех. 

Коллекция музея — Государственный музей-заповедник М.А Шолохова

Донские пейзажи Б.В. Щербакова

17 работ художника Б.В. Щербакова хранятся и экспонируются в музее-заповеднике М.А. Шолохова. Среди полотен – «Курень казачий», «У Белой горы», «Алёшкина балка», «Час заката», «Вёшенская», «Степь родимая», «Бывалые тополя на Мигулянке», «У хутора Лебяжьего» и другие. Три картины – «У хутора Лебяжьего», «Бывалые тополя на Мигулянке», «Дон тихий» – украшают стены Дома-музея М.А. Шолохова.

Борис Валентинович Щербаков (1916-1995) – Народный художник СССР, член-корреспондент Академии Художеств СССР с 1973 года. Его работы передают особый колорит, особую прелесть природы Верхнего Дона.

В 1973-74 гг. Борис Валентинович с женой Зоей Анатольевной работал в станице Вёшенской над циклом донских пейзажей из 40 картин. О трепетном отношении художника к природе шолоховского края мы узнаём из письма Михаилу Александровичу Шолохову (приводится полностью):

«Многоуважаемый Михаил Александрович! Вот уже два месяца нашей московской жизни, и, кажется, только вчера мы простились с Вёшенской и с вами.

Может быть, это потому, что я ничем не мог заниматься, ни о чем ином думать, кроме как о донских пейзажах, покоривших меня. Впервые в жизни, живя полтора месяца среди природы Подмосковья, я не взял кисти в руки, чтобы написать натурный пейзаж, а продолжаю разрабатывать и по мере сил совершенствовать то, что было сделано на Дону. Все время мы с Зоей Анатольевной продолжали изучать ваше четырёхкнижие. Было тяжело и радостно, так как это занятие стало не чтением, а переживанием.

Полувековая даль не уменьшила силы красок, не смягчила остроту ситуации, яркости характеров.

У нас в живописи один только Суриков поднимался до такой высоты в выражении народной драмы. Одним словом, мы ни на день не разлучены с Вами. По возвращении в Москву, в 20-х числах августа, сразу пришлось включиться в подготовку к юбилейной выставке Академии Художеств. Только вчера открылась выставка. Две недели пришлось поработать и над экспозицией, и над картинами.

Это лишило меня возможности насладиться красотами пигарёвского леса и других мотивов в конце августа, как я мечтал, но всё это лишь отодвинулось, но не погасло. Наоборот, у меня родились новые замыслы, более тесно связанные с вашими мотивами, то есть те 36 пейзажей, которые мог бы вам показать сейчас, надо считать первой частью работы.

Анатолий Владимирович Софронов энергично взялся за дело, и сейчас издательство «Советская Россия» готовит альбом моих пейзажей с его статьей, а в «Огоньке» №39 появятся первые ласточки. Впрочем, он, вероятно, информировал об этом. Мы с Зоей Анатольевной часто вспоминаем Марию Петровну, её глаза с какой-то затаенной тревогой, и нам от всей души хочется пожелать вам самого доброго здоровья, хорошего настроения.

Примите наши самые лучшие пожелания и передайте сердечный привет Марии Петровне, с глубоким уважением,

З. Щербакова
Б. Щербаков

11.9.74 г.
г. Москва».

Валентина  Леонова

Река Дон в пейзажной живописи донских художников

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Река Дон в пейзажной живописи Донских художников

Слайд 2

Донская живопись Река Дон, донская природа нашли своё отражение в творчестве художников. Работы живописцев позволяют увидеть и понять Дон более полно. Представляем Вашему вниманию картины художников творческой группы «Мишкинские бугры» г. Новочеркасск:

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Уже более 30 лет в Новочеркасске действует Городской Клуб Художников, объединивший около 40 живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. Он проводит ежегодные городские, персональные, групповые выставки.

Слайд 6

Мишкинские бугры
На базе клуба художников в 1997г, было создано творческое объединение группа «Мишкинские бугры», выставки которого уже получили признание и известность на Дону. Сегодня мы представляем эту творческую группу.

Слайд 7

Мишкинские бугры
Основная цель «Бугров» — продолжать традиции русской пейзажной реалистической школы, своих предшественников. Метод – этюдная работа на пленере, в любое время года и в любую погоду. Тема – окрестности Новочеркасска, исторический город, основанный атаманом М.И.Платовым, донская природа

Слайд 8

1942 г.р. Живописец, искусствовед, заслуженный работник культуры РСФСР, член СХ России, автор картин на исторические темы, портретов, пейзажей. Художественный руководитель группы
Кулишов Владимир Иванович

Слайд 9

Кулишов В.И.

Слайд 10

Слайд 11

Куликовский Виталий Анатольевич
1945 г.р. Живописец, график, станковист. Член СХ России

Слайд 12

Куликовский В.А.

Слайд 13

Слайд 14

Лазаренко Валериан Тихонович
1941 г.р. Живописец. Работает в жанре тематической,станковой картины, натюрморта. Член СХ России

Слайд 15

Лазаренко В.Т.

Слайд 16

Слайд 17

Махин Сергей Захарович, 1947 г.р. Живописец пейзажист

Слайд 18

Махин С.З.

Слайд 19

Слайд 20

1960г.р. закончил РХУ им М.Б,Грекова живописец, дизайнер, работает в жанре пейзажа, портрета, исторической композиции.
Сиденин Константин Евгеньевич

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Канаев Владимир Григорьевич
1949 г.р. Живописец, работает в жанре станковой картины, портрета. Председатель правления городского клуба художников, член СХ России

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Глущенко А.А.
1954 г.р. Живописец — пейзажист. член СХ России Сотоварищ административного руководителя группы.

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Толстых Петр Николаевич
1915-2011 — годы жизни. Старейший живописец группы, осуществляет творческую связь поколений

Слайд 32

Слайд 33

Шевченко Александр Григорьевич
1952 г.р. Живописец-пейзажист, прикладник.

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

ПруцаковИван Власович
1943 г.р. Живописец-пейзажист. Административный руководитель группы

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Мельников А.Б.
1959 г.р. Живописец пейзажист

Слайд 41

Слайд 42

Коллекция музея — Государственный музей-заповедник М.А Шолохова

Донские пейзажи Б.В. Щербакова

17 работ художника Б.В. Щербакова хранятся и экспонируются в музее-заповеднике М.А. Шолохова. Среди полотен – «Курень казачий», «У Белой горы», «Алёшкина балка», «Час заката», «Вёшенская», «Степь родимая», «Бывалые тополя на Мигулянке», «У хутора Лебяжьего» и другие. Три картины – «У хутора Лебяжьего», «Бывалые тополя на Мигулянке», «Дон тихий» – украшают стены Дома-музея М.А. Шолохова.

Борис Валентинович Щербаков (1916-1995) – Народный художник СССР, член-корреспондент Академии Художеств СССР с 1973 года. Его работы передают особый колорит, особую прелесть природы Верхнего Дона.

В 1973-74 гг. Борис Валентинович с женой Зоей Анатольевной работал в станице Вёшенской над циклом донских пейзажей из 40 картин. О трепетном отношении художника к природе шолоховского края мы узнаём из письма Михаилу Александровичу Шолохову (приводится полностью):

«Многоуважаемый Михаил Александрович! Вот уже два месяца нашей московской жизни, и, кажется, только вчера мы простились с Вёшенской и с вами.

Может быть, это потому, что я ничем не мог заниматься, ни о чем ином думать, кроме как о донских пейзажах, покоривших меня. Впервые в жизни, живя полтора месяца среди природы Подмосковья, я не взял кисти в руки, чтобы написать натурный пейзаж, а продолжаю разрабатывать и по мере сил совершенствовать то, что было сделано на Дону. Все время мы с Зоей Анатольевной продолжали изучать ваше четырёхкнижие. Было тяжело и радостно, так как это занятие стало не чтением, а переживанием.

Полувековая даль не уменьшила силы красок, не смягчила остроту ситуации, яркости характеров.

У нас в живописи один только Суриков поднимался до такой высоты в выражении народной драмы. Одним словом, мы ни на день не разлучены с Вами. По возвращении в Москву, в 20-х числах августа, сразу пришлось включиться в подготовку к юбилейной выставке Академии Художеств. Только вчера открылась выставка. Две недели пришлось поработать и над экспозицией, и над картинами.

Это лишило меня возможности насладиться красотами пигарёвского леса и других мотивов в конце августа, как я мечтал, но всё это лишь отодвинулось, но не погасло. Наоборот, у меня родились новые замыслы, более тесно связанные с вашими мотивами, то есть те 36 пейзажей, которые мог бы вам показать сейчас, надо считать первой частью работы.

Анатолий Владимирович Софронов энергично взялся за дело, и сейчас издательство «Советская Россия» готовит альбом моих пейзажей с его статьей, а в «Огоньке» №39 появятся первые ласточки. Впрочем, он, вероятно, информировал об этом. Мы с Зоей Анатольевной часто вспоминаем Марию Петровну, её глаза с какой-то затаенной тревогой, и нам от всей души хочется пожелать вам самого доброго здоровья, хорошего настроения.

Примите наши самые лучшие пожелания и передайте сердечный привет Марии Петровне, с глубоким уважением,

З. Щербакова
Б. Щербаков
11.9.74 г.
г. Москва».

Валентина  Леонова

Творческая работа по литературе (донской региональный компонент) «Картины донской природы в произведениях А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова»

Творческая работа.

Картины донской природы в произведениях

А.П.Чехова и художника Б.В.Щербакова.

Я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать…

А. П. Чехов.

А.П.Чехов родился в Таганроге, прожил в нем до 1879 года и потом неоднократно посещал родной город и край.

Приазовская степь, морской пейзаж, природа юга, музыка развивали в юном Чехове чувство гармонии, красоты, свободы, пробуждали жажду творчества. Впечатления о поездках по родному краю в годы детства, отрочества и юности были настолько сильными, что, когда Антон Павлович писал о донской природе, он чувствовал, как пахнет степью, в его памяти оживали степные легенды, рассказы встречных, сказки няни-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душой. Эта память сердца не угасала с годами, а, наоборот, становилась все более волнующей, жгучей, пока не вылилась в замысел «Степи». Сюда Чехов вложил всю свою любовь к родному пейзажу, всю силу своей изобразительности, и нет у него произведения, более близкого к природе, более проникновенного, чем «Степь». Сколько здесь тонких наблюдений, изумительно нарисованных картин, какое богатство кисти! Вся степь насыщена густым ароматом степных трав, пронизана тем особенным знанием степи, которое дается только человеку, рожденному в ней, либо прожившему в ней детские годы. Вся она пересыпана теми органически вросшими в текст словами, которые не надуманно и искусственно, а невольно, из самой глубины сознания, возникают в авторской речи: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю укутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить».

Донская природа у Чехова показана в различные времена года, в различные периоды дня и ночи, в разнообразных художественных и эмоциональных тонах – яркая и серая, бурная и спокойная, радостная и грустная. «Обманутая степь приняла свой унылый июльский вид», небо представилось «оцепеневшим от тоски», коршун останавливается в полете, «точно задумавшись о скуке жизни», а «для разнообразия» в бурьяне мелькает «белый череп или булыжник; вырастает на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла», а зной «жжет и душит»…

Это замечательное произведение возглавляет целый цикл чеховских творений о донской природе, насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. Ярко рисует Чехов особенности донского пейзажа в произведениях «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег». С большой художественной силой выражает он свои мысли о родине, о народе, о счастье, о красоте. И во всех этих произведениях в той или иной степени фигурирует степь. Автор не только видит, но и слышит красоту окружающей природы: «В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи».

Стремясь точно передать специфику донской природы, Чехов пишет о разносторонних качествах степи: «широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов», «степь, безграничная и равнодушная, как вечность, с ее цветами, курганами и далью…». Степь часто воспринимается Чеховым как одушевленное существо, поэтому он характеризует ее такими эпитетами, как «молчаливая», «грустная», «унылая», «задушевная». Писатель сумел показать поэтическую прелесть обыденного донского пейзажа и смог наполнить его поэтическими эмоциями.

Донская природа давно привлекала внимание любителей реалистического современного пейзажа. Порой удивляешься, как можно увидеть, почувствовать и воспроизвести кистью столь глубокое проникновение в душу природы, ее философию, тонкость ее оттенков. Одним из таких художников является

Б.В.Щербаков.

В начале 1950-х у Б.В.Щербакова рождается грандиозный замысел – создать серии донских пейзажей, связанных с великими русскими писателями, показать отношение их к родным местам, воспетых в стихах и романах. В 1970-1980 годах художник работает над серией литературных пейзажей, посвященных творчеству А. П. Чехова. Мастер стремится передать душевное состояние писателя, его мысли, чувства, настроение, а порой и судьбу… «Земля донская! — говорил Щербаков, — это понятие включает в себя так много! А главное, на ней живет художник с необычайно сильным и острым поэтическим чувством. Мельчайшие детали картин написаны выпукло и зримо, сочетаются с панорамами, от широты которых захватывает дух. И, представляете, я – «иногородний» новичок – вдруг дерзнул коснуться всего этого богатства своей кистью». «Чеховская» серия включает несколько картин, среди которых «Дом Чехова в Таганроге», место, где родился известнейший не только в России, но и за пределами ее, русский писатель.

Щербаков путешествует по южному краю, и его все больше и неудержимее влечет к себе донская земля. «Я много ездил… постепенно меня все больше захватывали и степь, и холмы с мелкими осыпями, дали, сливающиеся с небом у горизонта, и, конечно, Дон с его неповторимым, ему одному присущим колоритом. Я работал увлеченно, подставляя лицо всем ветрам на вершинах «обдонских гор» и крутых яров…» — говорил художник. Так может сказать только человек, глубоко почувствовавший особенности донского края.

Изумительная по красоте картина «Вечерняя тишина. Новолунье» (1973) сразу привлекает внимание. Смотришь на картину и видишь, как быстро угасают пламенные краски вечерней зари, но все еще пронизано теплыми отсветами ушедшего за горизонт солнца. Безветрие, лишь за поворотом у Белой горы мелькает рябь, серебрит тихие воды Дона. Вдоль топкого берега, поросшего бурьяном и лопухом на целый километр, темнеют силуэты лодок вешенских жителей, кое-где еще видны рыбаки, не желающие уступить надвигающейся ночи. Лягушки, как по команде невидимого дирижера, то дружно выражают свои восторги, то вдруг затихают и вновь начинают откуда-то издалека. Острый серп месяца все ярче рисуется в темнеющем небе, а с Дона потягивает холодком, и синеватые тени начинают преобладать в красках земли.

hello_html_3662743a.jpg

А на картине «После захода солнца» (1974) мы видим набережную улицу, дорогу под сводами серебристых черноствольных верб, ведущую к пойменным лугам к Пигаревке, к лесным озерам. От белой горы, виднеющейся вдали, Дон делает колено, выпрямляясь у Вешенской. Тонким кружевом рисуются остролистые веточки вербы на меркнущем небе. Сквозь эту кружевную вязь виднеются прибрежные кустарники, камыши и спокойная гладь реки, настойчиво и монотонно гудят комары.

hello_html_2cf9488b.jpg

Еще одна работа автора привлекает наше внимание. Это картина «Дон тихий» (1974). Именно этот пейзаж, бесконечно широкий, безбрежный, вобрал в себя, казалось, всю трудовую историю донского казачества, истоки его мужества и понимания своей роли в общей жизни нашего народа. Если по правому берегу Дона вниз по течению проехать двадцать с небольшим километров, мы попадем в хутор Калининский. За хутором гряда меловых «обдонских» гор тянется на несколько километров до хутора Рубежного. Все «обдонье» открывается перед нашим взором, и Дон в погожие ясные дни тих и спокоен.

hello_html_m3beec87b.jpg

Большая любовь к донской земле живет в сердце художника Щербакова. «Кажется, каким-то волшебным мановением оказалась на короткое мгновение донская земля, чтобы все вдруг увидели, какая она сама по себе – без людей, их страстей, страданий и радостей – красивая и мужественная», — говорил он. Бесспорно, художник добился этого таинственного эффекта – она и без людей выглядит, словно бы с ними, со всем, что на ней было, есть и будет еще тысячи, тысячи лет.

Новости — Государственный музей-заповедник М.А Шолохова

24.10.2018

26 октября 2018 года  в экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» начинает работать выставка живописных работ «Поэзия природы: донские пейзажи» из фондов Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.

Имя выдающегося мастера художественного слова М.А. Шолохова неразрывно связано с судьбой донского края. Здесь, на родной земле, среди широких степей, разнотравья, прогретых солнцем пашен, в самой гуще жизни казачьих станиц и хуторов возрос и окреп талант Шолохова. Здесь родились его бессмертные произведения, принесшие автору мировую славу.

В музее-заповеднике М.А. Шолохова хранятся работы ряда художников, отобразивших любимые места писателя. Очень важно, что за шолоховскую тему взялись мастера интересные, талантливые, чье творчество близко и понятно людям.

На выставке представлены работы Бориса Щербакова, Александра Тимофеева, Ильи Хашхаяна, Натальи Чубановой, Рашита Максютова и др. На полотнах этих художников запечатлены образы донской природы, картины-размышления о времени, о человеке, о родной земле.

Борис Щербаков – художник реалистического современного пейзажа. Он шел своей дорогой, любя русскую реалистическую живопись и русскую классическую литературу. Так появились прекрасные циклы его пейзажей: пушкинский, толстовский, тургеневский, шолоховский. Можно только поблагодарить художника за то, что он так прочувствованно написал места, дорогие сердцу каждого человека, любящего творчество Михаила Александровича Шолохова.

Донской художник Александр Тимофеев известен как мастер живописных и графических произведений. Многое связывает Тимофеева с Вёшенской, с шолоховским краем. Художник часто приезжал сюда работать, писал хутора и станицы, заливные пойменные луга, леса и степи, бугры и зеленоватые воды Дона – все то, что составляет главную тему его творчества.

Особое место в творчестве донского художника Ильи Хашхаяна занимают работы, посвященные шолоховской земле. Умение передать своеобразие донской природы, одухотворить ее, является одним из несомненных достоинств мастера.

Народный художник России Рашит Максютов работал в станковой живописи в жанрах пейзажа и тематической картины. Его донские пейзажи проникнуты большим лирическим чувством, тончайшим отношением цвета, настроением, возникающим при соприкосновении с миром природы.

Жизнь и быт донских казаков заняли прочное место в творчестве художницы Натальи Чубановой. Среди большого разнообразия сюжетных мотивов особое место занимает фольклор. Произведения Чубановой полны музыкального ритма, линий и цветовых пятен. В них органичен сплав реального, увиденного в жизни с художественной фантазией.

С полотен картин, представленных на выставке, выплескивается на посетителя вся полнота и многогранность впечатлений от донской земли, от шолоховского края.

Выставка «Поэзия природы: донские пейзажи» будет работать в экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» до 1 апреля 2019 года.

 

Ирина Ковешникова

как описывает Шолохов донскую природу, козачий хутор в произведении тихий дон

Шолоховская деталь – это описание донских степей, быт и навыков казачьей жизни. Удивительно изображение пейзажа в произведении, которое поражает своим единством и цельностью. Донская природа, впитала в себя быт и традиции казачества, как будто живет согласно их законам. «Небо нахмурилось. Молния наискось распахала взбугренную черноземно-черную тучу, долго копилась тишина, и где-то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядреный дождевой сев начал приминать травы. … С минуту черная полоскалась тишина, потом вновь по небу заджигитовала молния, усугубив дьявольскую темноту» . Люди здесь расцветают, как Наталья Коршунова в девичестве, или готовятся к смерти, как ее дед Гришака. Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы. Неурожаи, засухи, морозы, пожары – все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко чувствуют всей своей душой. Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому утенку. «Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони» . Природа предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности. Через состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков, предвкушает наступление войны. Природа резко меняется. «Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молни! я, ломая небо на остроугольные голубые краюхи» . Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Тонко очерченная картина природы – «А весна в тот год сияла невиданными красками» — навевает мысли о чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны. Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя – Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень – вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа. Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе – когда вызревает плод и доспевает хлеб, — небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой. … В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью» . Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Подобный прием изображения войны мы можем наблюдать и в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» . Самобытность произведения, мастерство Шолохова заключается в постоянном проведении параллели между жизнью казаков и окружающей их удивительной природы. Степь с ее раздольем, Дон с его величавым течением, речные и степные запахи – все это для Шолохова не постороннее, а с детства родное, хватающее за сердце, как и судьбы людские. Широта, масштабность картин природы сродни тем историческим событиям, которые описываются в романе. А тонкость наблюдения, отдельные детали в изображении донского пейзажа подчеркивают уникальность и ценность жизни каждого человека. Пейзаж у Шолохова очеловечен, одухотворен. Он то своим величием и красотой оттеняет несовершенство человеческого бытия, жестокость событий, в которые вовлечены донские казаки.

хорошо описывает

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *