Дона природа: Воспитательское занятие на тему: «Природа Донского Края» – Фото река Дон — красивые пейзажи видов Донской природы *** River photo-Don.

Детям о Донском крае: Природа края

Прекрасна жизнь в донских краях
В придонье, на лугах, степях...
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут,
Без страха по воде плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!

Широко и привольно течёт Дон-батюшка. Тихим назван он в романе Михаила Александровича Шолохова. Выйди на правый его берег — как не запоёт душа?!

А как поживает знаменитая донская степь? Она осталась в своём первозданном виде лишь в балках, буераках, на каменистых буграх и увалах. Леса и целинные степи теперь встречаются редко, в пейзажах повсюду преобладают безлесные пространства и распаханные поля. Нескончаемая даль легла во все стороны неяркого, затянутого дымкой равнинного горизонта. Там и здесь вдалеке маячат силуэты степных курганов. Молчаливые свидетели минувших веков, сторожевые и могильные курганы, едва приметны среди бескрайних полей. Если взойти на один из таких курганов близ станицы Раздорской, перед глазами открывается неоглядная ширь Обдонья. Пойменные леса. Меловые, иссечённые промоинами бугры с редкими деревцами диких яблонь и груш, кустами боярышника. Мёртвые плешины песков. И могучий извив реки, синим лезвием рассекающий аквамариновую зелень поймы. В вышине, в ослепительной солнечной сини, пластает круги коршун, зорко вглядываясь и примечая самые малые движения в своей степной вотчине. 

 Полевые просторы расчерчены в разных направлениях строгими рядами лесных полезащитных полос, которые ныне стали здесь такой же неотъемлемой частью пейзажа, как бесчисленные древние могильники кочевников.


***

Ростовская область находится в южной части Восточно-Европейской равнины и частично в Северо-Кавказском регионе, занимая обширную территорию в речном бассейне Нижнего Дона. По характеру поверхности территория области представляет собой равнину, расчлененную долинами рек и балками. Максимальная высота над уровнем моря - 253 м. С севера на территорию области заходит Среднерусская возвышенность, на западе вклинивается восточная часть Донецкого кряжа, в юго-восточной части области возвышаются Сальско-Манычская гряда и Ергени. 

На территории области протекает одна из крупнейших рек Европы — Дон (2 тыс. км), расположено Цимлянское водохранилище (объем 24 млрд. куб. м). Судоходны основные притоки Дона — реки Северский Донец и Маныч. Озера занимают лишь 0,4% территории области. 

Весьма разнообразна природа Ростовской области. Степные просторы, лесные оазисы, пойма реки Дон, побережья Азовского моря, является пристанищем для более ста видов животных и ценных промысловых пород рыб. 

Территория области лежит в пределах степной зоны, лишь крайний юго-восток является переходным районом от степей к полупустыням. Лесами и кустарниками покрыты 5,6 процента земельного фонда, в то время как большая часть области занята сельхозугодьями, преимущественно на высокоплодородных черноземах.


  1. Водоемы
  2. Растительный мир
  3. Животный мир


***

Использованные ресурсы

Литература

  1. Справочник «Природные ресурсы Ростовской области». Ростов-на-Дону. 2003 г.
  2. М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская «Природа и история родного края», изд-во «Баро-пресс», Ростов-на-Дону. 2006 г.

Сайты


Читать книгу Природа донского края

Природа донского края

Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей Родины.

Л. И. Брежнев. Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии
Научно-популярные статьи и очерки

Научный редактор член-корреспондент АН СССР Ю. А. Жданов

АВТОРЫ:

В. А. ЗАКРУТКИН писатель

Ю. А. ЖДАНОВ чл.-кор. АН СССР

Л. И. ТАРАНЕНКО канд. биол. наук

Н. Г. РОДЗЯНКО докт. геол.-минерал. наук

Ю. Н. КУРАЖСКОВСКИЙ докт. геогр. наук

Ф. Я. ГАВРИЛЮК докт. сельскохозяйств. наук

П. А. САДИМЕНКО докт. биол. наук

Г. П. ДОЛЖЕНКО географ

Б. Б. ШУМАКОВ чл.-кор. ВАСХНИЛ

Г. М. ЗОЗУЛИН докт. биол. наук

Г. С. КОЛЕСНИКОВ писатель

А. Я. ОБЕРТЫНСКИЙ журналист

С. К. ТРОИЦКИЙ канд. биол. наук

Г. Д. КУЧИН инспектор Азоврыбвода

В. Ф. ЦАПКОВ инспектор Азоврыбвода

В. С. ПЕТРОВ канд. биол. наук

В. И. ФЕРТИКОВ охотовед, зам. нач. Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР.

Б. А. НЕЧАЕВ зоолог, директор Нижнекундрюченского опытно-показательного охотхозяйства

И. И. ПОТАПОВ докт. геол.-минерал. наук

Н. Т. КУРСКОВ зам. пред. Ростовского обл. совета общества охраны природы

Фото: Р. М. Иванова и В. В. Турбина (цветные), Б. А. Нечаева (звери и птицы), В. И. Кравченко и В. И. Чумакова.

Материалы под рубриками «Береги: их осталось мало!» «С любовью к природе!», «Это интересно!» подготовлены Н. И. Зак, Г. М. Зозулиным, В. С. Петровым, С. К. Троицким, З. М. Филимоновой, В. Ф. Цапковым, В. К. Черезовой.

Дон — река степная.

Донская нива. Лес на страже полей.

На верхнем Дону. Колковые леса в Вешенском районе.

Степь ковыльная.

И рыбой славен тихий Дон.

Богаты донские сады.

Заповедный Решетовский бор в Вешенском районе, взращенный людьми.

Донская сторона.

Дубы — старожилы донской земли.

В пойменном лесу. Март.

Сосна остановила пески верхнего Дона.

Дон проснулся — конец зиме.

Раньше здесь были пески, сейчас поселок Вешенского лесхоза.

Живописна славная река Миус.

Над степью.

Красивы донские дали, особенно в начале лета.

Зима. Фазан пришел к кормушке, устроенной человеком.

Донские березы.

В шолоховских местах.

Солнечная донская земля. На винограднике.

Птичье царство на Маныче. Маныческий участок Ростовского государственного охотничьего хозяйства

Виталий Закруткин Сторона донская

Разродимой сторонушкой называют донцы свой край

В тихий час предвечерья в лесу, над захолодевшей рекой, два невидимых певца протяжно поют старинную казачью песню, вопрошая Дон: «Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?»

Кто знает, в какую давнюю пору сложена эта бередящая душу песня, и кто ее сложил, и кто ее поет в осенних сумерках? Но ты слушаешь песню, и звенит у тебя душа, и уже кажется тебе, что это поют, роняя листья, вербы и тополя, и вода речная, и степные травы, и облака над ериками и озерами, и все, что в этот час живет и красуется на стародавней, кровью и потом политой донской земле.

Парят над степью красные коршуны, лиловеют осенние дали. Стоишь ты на крутом яру, слушаешь песню и, словно наяву, видишь все, что давно минуло.

Диким полем и Великим лугом называли когда-то наши пращуры этот полдневный край Древней Руси. И кого только не было в нашем диком, еще не покоренном краю! Неведомое племя пастухов-киммерийцев, воинственные скифы, сарматы, пришельцы с далекой полуночи — готы, полчища гуннов, хазары, половцы, печенеги…

Почти ничего не осталось от хищных кочевников, грабивших некогда Русь. Лишь погребальные и сторожевые курганы в степи, каменные бабы, утварь и покрытое ржой оружие в музеях да поросшие травой валы городищ.

Это сюда, на край Дикого поля, обороняя Русь, вел храбрые полки князь Игорь Святославович, обратившийся к доблестным своим воинам с заветным словом: «Съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомъ Дону…»

Глубоко под водой сотворенного человеком Цимлянского моря погребена хазарская крепость Саркел, откуда воинственные чужеземцы ходили в набеги на Русь, сжигая русские селения, в тяжкий полон угоняя женщин и детей. Русский князь Святослав осадой взял ненавистную вражескую крепость, назвал ее Белой Вежей, и стала она защитным заслоном славянских племен. Множество мечей и копий, разных украшений и посуды увезли отсюда советские ученые в сокровищницы страны, прежде чем донские воды похоронили хазарскую крепость на дне нового моря. И плывут сейчас по Цимлянскому морю самоходные баржи с пшеницей, с углем, горделиво плывут белоснежные лебеди — дизель-электроходы, на которых проводят отпуск тысячи советских тружеников.

Донщина! Разродимая сторонушка! Со всех концов Руси бежали сюда, скрывались в безмежных просторах Дикого поля замордованные боярами мужики Рязанщины, Псковщины, Киевщины — все, кто был смел и пуще жизни любил волю. Так нашли пристанище на тихой величавой реке отважные люди, называвшие себя донскими казаками.

Отсюда далеко уходили вольные казаки. В легких стругах подплывали они к берегам Туретчины, громили крымского хана, нещадно били грабителей, нарушавших границы русской земли…

На широкой площади казачьего города Новочеркасска благодарный народ воздвиг памятник славному сыну Дона Ермаку Тимофеевичу, который присоединил к владениям Руси бескрайние просторы Сибири и погиб вдали от родных берегов.

Сейчас отсюда, из Новочеркасска, на все важнейшие магистрали страны выходят покорители пространства — мощные электровозы. И — кто знает? — может, пути их лежат на тех же памятных тропах, которыми вел свою храбрейшую дружину Ермак!

Многих героев вырастил тихий Дон. И не один из них потрясал основы царского трона, заставлял дрожать от страха повелителя-самодержца, князей и бояр.

Не забывают на Дону Разина Степана. Поплавал он на расписных челнах, тысячи ненавидящих рабство смельчаков собрал под свои стяги, сотни притеснителей-бояр вздернул на виселицу, жестоко отомстил кровопийцам за слезы и горе замученного народа. Под мрачными сводами собора в станице Старочеркасской, как говорит народное предание, железными цепями был прикован к стене пойманный царскими войсками Степан Разин. Здесь дожидался он того часа, когда повезут его в последний путь — под острый топор палача…

В наши дни стерегут в Старочеркасской немеркнущую славу Степана добытые кровью казачьей чугунные пушки, и ядра, и тяжелые ворота отбитой у турецких пашей крепости Азов — молчаливые свидетели минувших сражений…

Теперь в этих памятных местах — Старочеркасский овоще-молочный совхоз, один из многих на Дону. Потоком идут отсюда в разные города страны хрусткие, изумрудные огурцы, алые, налитые прохладным соком помидоры, тугие головки ранней и поздней капусты — все, что выращивают труженики-земледельцы на щедрой донской земле…

Тысячелетиями стремят свои воды к Азовью и тихий Дон, и Северский Донец, и Хопер, и Медведица, десятки больших и малых притоков, и в их течении мы словно видим бег времени и тех, кого давно уже нет, но кто вечно жив в нашей памяти…

Казнили царские палачи казака Емельяна Пугачева из станицы Зимовейской, повесили или сослали на каторгу тысячи его приверженцев. Но не пропала на Дону слава смелого атамана, жив он в легендах, в преданиях и в песнях народных.

Сейчас в тех местах, откуда двести лет тому назад казаки уходили в отряды пугачевцев, советские люди построили колхозы и совхозы, посадили молодые сады, и красуется под солнцем вольный Дон с его нивами, пастбищами, виноградниками, новыми селениями…

В каких только походах не участвовали отважные сыны казачьего Дона! Сражаясь под командованием великого Суворова, они штурмовали Измаил, отличились под Кинбурном и Очаковом, воевали в Альпах: били там Наполеона и его маршалов. Тысячи донских казаков сложили свои буйные головы на чужой и на своей, милой сердцу земле.

До сих пор поют на Дону полную горечи протяжную песню о тяжких утратах:

Чем-то наша славная землюшка распахана? Не сохами-то славная землюшка наша распахана, не плугами, Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами.

В сальских степях, на Донщине, зарождалась Первая Конная армия, могучая краса и сила войск пролетарской революции. И от победы к победе вел эту армию народный герой Семен Буденный.

Когда злодейские орды Гитлера напали на нашу страну, в составе Вооруженных Сил Советского Союза с беззаветной отвагой громил фашистов Пятый Донской гвардейский казачий корпус генерал-лейтенанта А. Г. Селиванова (позже им командовал генерал С. И. Горшков). Свыше двухсот семидесяти смелых сынов казачьего Дона в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза…

Щедры поля Донщины, славятся земледельцы Дона. В пору уборки придонские земли походят на гигантское поле битвы: днем и ночью неумолчно гудят машины; при свете фар тускнеют звезды; нескончаемыми колоннами идут к элеваторам тысячи грузовых автомобилей, доверху наполненных чистым, янтарным зерном.

Ходят в задонских степях неисчислимые отары тонкорунных овец. Портреты опытных чабанов-умельцев, искусных стригалей не сходят на Дону с досок Почета и со страниц газет.

А кто не знает донских виноградников и известных всему миру донских вин? Виноградарство известно на Дону с незапамятных времен. Во время азовского похода Петр Первый обратил внимание на донское побережье и дал указание высаживать виноград на южных склонах холмов. Находясь во Франции, казаки Платова, принимавшие участие в разгроме Наполеона, в седельных саквах увозили на Дон виноградные черенки лучших французских сортов, добывали живые лозы в Венгрии, в Иране, на берегах Рейна. Бессмертный Пушкин воспел в стихах чудесные донские вина:

Приготовь же, Дон заветный. Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.

Шестьюдесятью четырьмя золотыми, серебряными и бронзовыми медалями награждены вина Дона на международных и всесоюзных выставках. С каждым годом растут зеленые разливы донских виноградников. Только один Цимлянский завод игристых вин ежегодно выпускает более четырех миллионов бутылок «кипучего, искрометного сока».

Богат и славен советский Дон. Чье сердце не замирало при виде стройных, тонконогих, будто отлитых из бронзы, золотисто-рыжих донских скакунов! Выйдешь на восходе солнца в степь, увидишь окруженных жеребятами элитных кобыл — и кажется тебе, что все они светятся и словно плывут в белесом степном мареве. Немало трудов и подвигов совершили донские кони и на мирных полях, и на полях грозных сражений, немало призов и наград завоевали за резвость и красоту бега на разных, самых прославленных состязаниях…

Богат и славен Дон. Богаты углем его недра земные, богаты рыбой воды рек и озер, протоков и ериков. По всему миру ходят на полях самоходные донские комбайны, покоряют пространства новочеркасские электровозы, на крупнейших электростанциях страны устанавливаются таганрогские паровые котлы.

Красивы города и станицы Дона. Кто не любовался улицами, площадями, набережной Ростова! Тысячи людей, склонив головы, стояли у порога низкого домика в Таганроге, вспоминая великого Чехова, тысячи людей отдыхают под пленительной сенью таганрогского парка. Каждый камень в Новочеркасске отмечен историей донского казачества, а в музее города любовно собраны реликвии Войска Донского: штандарты, бунчуки, литавры, шитые золотом, увитые георгиевскими лентами, опаленные огнем и потемневшие от порохового дыма знамена — неподкупные свидетели многих походов и гордой казачьей славы. Асфальтированные улицы, трамваи, троллейбусы, светлые многоэтажные здания украсили за годы Советской власти город Шахты, бывший убогий шахтерский поселок. Выросли на Дону новые города: Волгодонск, где встает над степью, расправляя могучие плечи, гигант советской индустрии Атоммаш, Цимлянск, Донецк, Гуково.

Михаил Шолохов так сказал о донской земле:

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под н

Природа глазами Дона Хупера

Дон Хупер(Don Hooper) известный фотограф из Великобретании. Темы его работ самые разнообразные, он великолепно фотографирует и города, и людей, но кажется больше всего его вдохновляет именно природа.

И именно благодаря фотографиям животных и растений, можно чаще всего встретить в интернете работы Дона Хупера.

Он возвращается снова и снова, в разные сезоны, разную погоду, проводит долгие часы на природе, стараясь запечатлеть своих любимых моделей в их естественной среде обитания.

Каждый его снимок наполнен любовью и восхищением по отношению к природе и её диким обитателям.

У Дона есть разные фото и цветные, чёрно-белые, но сам он похоже не любит фотографироваться. Он очень скромен и обычно избегает фото камер.

Изначально к фотографии Дон относился как к хобби, но постепенно она стала главным делом его жизни. Сегодня Дон Хупер фотограф с 35-м стажем, он не просто снимает природу, он изучил все тонкости поведения животных, стал настоящим знатоком дикой природы.

Застать дома в его квартире в Бристоле, Дона очень сложно, почти всё своё время он проводит под открытым небом, в ожидании лучших кадров.

  

источник

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

Презентация "Природа Донского края"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Природа Донского края Описание слайда:

Природа Донского края

2 слайд История возникновения Ростовской области 13 сентября 1937 года Азово-Черномор Описание слайда:

История возникновения Ростовской области 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделён на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону. Первым руководителем области был назначен видный деятель Е. Г. Евдокимов.

3 слайд Символы Ростовской области Флаг Герб Гимн Ростовской области Всколыхнулся, вз Описание слайда:

Символы Ростовской области Флаг Герб Гимн Ростовской области Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон. И повсюду отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь донская, Золотятся волны нив. И с простора, слух лаская, Вольный слышится призыв. Славься, Дон, и в наши годы В память вольной старины, В час невзгоды — честь свободы Отстоят твои сыны.

4 слайд Административные единицы Ростовской области В состав Ростовской области входя Описание слайда:

Административные единицы Ростовской области В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района; в состав муниципальных районов входят: 18 городских поселений, 390 сельских поселений. Административная карта РО

5 слайд Географическое положение Ростовская область — один из регионов Южного Федерал Описание слайда:

Географическое положение Ростовская область — один из регионов Южного Федерального округа. Ростовская область граничит с Донецкой и Луганской областями Украины на западе, Воронежской областью – на севере, Волгоградской областью – на востоке, на юге – с Краснодарским и Ставропольским краями, Калмыкией.

6 слайд Рельеф Описание слайда:

Рельеф

7 слайд Полезные ископаемые Описание слайда:

Полезные ископаемые

8 слайд Сезоны года Зима начинается 14 ноября на севере и 29 ноября на юге. Средняя п Описание слайда:

Сезоны года Зима начинается 14 ноября на севере и 29 ноября на юге. Средняя продолжительность зимы – 116 дней. Наступление весны отмечается 9–24 марта. Средняя продолжительность весны в области – 51 день. Лето начинается 12–15 мая на севере, 35 мая на юге. Средняя продолжительность лета – 134 дня. Осень начинается на севере области 10 сентября, на юге – 25–26 сентября. Средняя продолжительность осени – 64 дня.

9 слайд Воды Река Дон Описание слайда:

Воды Река Дон

10 слайд Таганрогский залив Цимлянское водохранилище Описание слайда:

Таганрогский залив Цимлянское водохранилище

11 слайд Типчак Ковыль Келерия Растительность Люцерна Эспарцет Описание слайда:

Типчак Ковыль Келерия Растительность Люцерна Эспарцет

12 слайд Шалфей поникший Адонис Степная астра Солодка Растительность Описание слайда:

Шалфей поникший Адонис Степная астра Солодка Растительность

13 слайд Тушканчик Заяц-русак Хорек Ласка Крот Животный мир Описание слайда:

Тушканчик Заяц-русак Хорек Ласка Крот Животный мир

14 слайд Судак Щука Сом Животный мир Описание слайда:

Судак Щука Сом Животный мир

15 слайд Зубр Дрофа Ушастый ёж Малая Красная книга Описание слайда:

Зубр Дрофа Ушастый ёж Малая Красная книга

16 слайд Журавль-красавка Стрепет Малая Красная книга Норка Описание слайда:

Журавль-красавка Стрепет Малая Красная книга Норка

17 слайд Лекарственные растения Ромашка Череда Крапива Календула Описание слайда:

Лекарственные растения Ромашка Череда Крапива Календула

18 слайд Хозяйство Ростовской области Комбайностроение Вертолетостроение Сельское хозя Описание слайда:

Хозяйство Ростовской области Комбайностроение Вертолетостроение Сельское хозяйство

19 слайд Культурные центры Вёшенская Белая Калитва Таганрог Описание слайда:

Культурные центры Вёшенская Белая Калитва Таганрог

20 слайд Культурные центры. Ростов-на-Дону Описание слайда:

Культурные центры. Ростов-на-Дону

Культурные центры. Ростов-на-Дону

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Культурные центры. Ростов-на-Дону

Курс повышения квалификации

Культурные центры. Ростов-на-Дону

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-268825

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Природа донского края читать онлайн

Природа донского края

Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей Родины.

Л. И. Брежнев. Из Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии Научно-популярные статьи и очерки

Научный редактор член-корреспондент АН СССР Ю. А. Жданов

АВТОРЫ:

В. А. ЗАКРУТКИН писатель

Ю. А. ЖДАНОВ чл.-кор. АН СССР

Л. И. ТАРАНЕНКО канд. биол. наук

Н. Г. РОДЗЯНКО докт. геол.-минерал. наук

Ю. Н. КУРАЖСКОВСКИЙ докт. геогр. наук

Ф. Я. ГАВРИЛЮК докт. сельскохозяйств. наук

П. А. САДИМЕНКО докт. биол. наук

Г. П. ДОЛЖЕНКО географ

Б. Б. ШУМАКОВ чл.-кор. ВАСХНИЛ

Г. М. ЗОЗУЛИН докт. биол. наук

Г. С. КОЛЕСНИКОВ писатель

А. Я. ОБЕРТЫНСКИЙ журналист

С. К. ТРОИЦКИЙ канд. биол. наук

Г. Д. КУЧИН инспектор Азоврыбвода

В. Ф. ЦАПКОВ инспектор Азоврыбвода

В. С. ПЕТРОВ канд. биол. наук

В. И. ФЕРТИКОВ охотовед, зам. нач. Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР.

Б. А. НЕЧАЕВ зоолог, директор Нижнекундрюченского опытно-показательного охотхозяйства

И. И. ПОТАПОВ докт. геол.-минерал. наук

Н. Т. КУРСКОВ зам. пред. Ростовского обл. совета общества охраны природы

Фото: Р. М. Иванова и В. В. Турбина (цветные), Б. А. Нечаева (звери и птицы), В. И. Кравченко и В. И. Чумакова.

Материалы под рубриками «Береги: их осталось мало!» «С любовью к природе!», «Это интересно!» подготовлены Н. И. Зак, Г. М. Зозулиным, В. С. Петровым, С. К. Троицким, З. М. Филимоновой, В. Ф. Цапковым, В. К. Черезовой.

Дон — река степная.

Донская нива. Лес на страже полей.

На верхнем Дону. Колковые леса в Вешенском районе.

Степь ковыльная.

И рыбой славен тихий Дон.

Богаты донские сады.

Заповедный Решетовский бор в Вешенском районе, взращенный людьми.

Донская сторона.

Дубы — старожилы донской земли.

В пойменном лесу. Март.

Сосна остановила пески верхнего Дона.

Дон проснулся — конец зиме.

Раньше здесь были пески, сейчас поселок Вешенского лесхоза.

Живописна славная река Миус.

Над степью.

Красивы донские дали, особенно в начале лета.

Зима. Фазан пришел к кормушке, устроенной человеком.

Донские березы.

В шолоховских местах.

Солнечная донская земля. На винограднике.

Птичье царство на Маныче. Маныческий участок Ростовского государственного охотничьего хозяйства

Виталий Закруткин

Сторона донская

Разродимой сторонушкой называют донцы свой край

В тихий час предвечерья в лесу, над захолодевшей рекой, два невидимых певца протяжно поют старинную казачью песню, вопрошая Дон: «Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?»

Кто знает, в какую давнюю пору сложена эта бередящая душу песня, и кто ее сложил, и кто ее поет в осенних сумерках? Но ты слушаешь песню, и звенит у тебя душа, и уже кажется тебе, что это поют, роняя листья, вербы и тополя, и вода речная, и степные травы, и облака над ериками и озерами, и все, что в этот час живет и красуется на стародавней, кровью и потом политой донской земле.

Парят над степью красные коршуны, лиловеют осенние дали. Стоишь ты на крутом яру, слушаешь песню и, словно наяву, видишь все, что давно минуло.

Диким полем и Великим лугом называли когда-то наши пращуры этот полдневный край Древней Руси. И кого только не было в нашем диком, еще не покоренном краю! Неведомое племя пастухов-киммерийцев, воинственные скифы, сарматы, пришельцы с далекой полуночи — готы, полчища гуннов, хазары, половцы, печенеги…

Почти ничего не осталось от хищных кочевников, грабивших некогда Русь. Лишь погребальные и сторожевые курганы в степи, каменные бабы, утварь и покрытое ржой оружие в музеях да поросшие травой валы городищ.

Это сюда, на край Дикого поля, обороняя Русь, вел храбрые полки князь Игорь Святославович, обратившийся к доблестным своим воинам с заветным словом: «Съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомъ Дону…»

Глубоко под водой сотворенного человеком Цимлянского моря погребена хазарская крепость Саркел, откуда воинственные чужеземцы ходили в набеги на Русь, сжигая русские селения, в тяжкий полон угоняя женщин и детей. Русский князь Святослав осадой взял ненавистную вражескую крепость, назвал ее Белой Вежей, и стала она защитным заслоном славянских племен. Множество мечей и копий, разных украшений и посуды увезли отсюда советские ученые в сокровищницы страны, прежде чем донские воды похоронили хазарскую крепость на дне нового моря. И плывут сейчас по Цимлянскому морю самоходные баржи с пшеницей, с углем, горделиво плывут белоснежные лебеди — дизель-электроходы, на которых проводят отпуск тысячи советских тружеников.

Донщина! Разродимая сторонушка! Со всех концов Руси бежали сюда, скрывались в безмежных просторах Дикого поля замордованные боярами мужики Рязанщины, Псковщины, Киевщины — все, кто был смел и пуще жизни любил волю. Так нашли пристанище на тихой величавой реке отважные люди, называвшие себя донскими казаками.

Отсюда далеко уходили вольные казаки. В легких стругах подплывали они к берегам Туретчины, громили крымского хана, нещадно били грабителей, нарушавших границы русской земли…

На широкой площади казачьего города Новочеркасска благодарный народ воздвиг памятник славному сыну Дона Ермаку Тимофеевичу, который присоединил к владениям Руси бескрайние просторы Сибири и погиб вдали от родных берегов.

Сейчас отсюда, из Новочеркасска, на все важнейшие магистрали страны выходят покорители пространства — мощные электровозы. И — кто знает? — может, пути их лежат на тех же памятных тропах, которыми вел свою храбрейшую дружину Ермак!

Многих героев вырастил тихий Дон. И не один из них потрясал основы царского трона, заставлял дрожать от страха повелителя-самодержца, князей и бояр.


Природа Дона

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители Дона(1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1. « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле на Донской земле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в донском лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2. « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа Дона ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

 

Планирование курса внеурочной деятельности по теме "Природа Дона"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИРОДА ДОНА»

(7 класс)

Автор программы Тугарева М.М.

Кол-во часов

Формы работы

1. Экология и экологическая культура (2 часа).

1/1

Экология как раздел биологической науки о взаимосвязи организмов, видов, популяций, сообществ со средой обитания.

Совершенствовать знания о биологической науке.

1

Лекция, мозговой штурм

2/2

Экологическая культура личности. Взаимоотношения общества и природы

Формирование навыков экологической культуры

1

Ролевая игра «Природа и человек»

2. Этапы эволюции растительного мира Ростовской области (1 час).

1/3

Роль моллюсков в формировании геологических структур. Роль простейших в образовании ископаемых. Месторождения известняков, песчаников, каменного угля, железных руд.

Дать понятие о геологическом прошлом Ростовской области. Формирование навыков работы с окаменелостями

1

Музейное занятие. Лабораторная работа.

3. Почвы Ростовской области и их охрана (2 часа)

1/4

Характеристика почв Ростовской области. Типы почв, хозяйственное значение.

Формирование навыков определения различных типов почв.

1

Работа в малых группах по определенному заданию

2/5

Почва как экологический фактор. Антропогенное изменение почвы.

Дать понятие антропогенного фактора. Формировать навыки экологической культуры.

1

Конференция «ученого совета» (игровой тренинг)

4. Растительный мир современного придонья. (5 часов)

1/6

Исследование донских степей ботаниками, почвоведами и географами Докучаевым, Костычевым.

Познакомить с деятельностью русских ученых, которые вложили большой вклад в изучение донских степей и способов их преобразования.

1

Лекция с элементами эвристической беседы.

2/7

Зоны растительности: ковыльные степи, полупустыни, полынно-типчаковые степи.

Формировать знания о зонах растительности донских степей.

1

Экологическая экскурсия в природу, проведение исследований.

3/8

Растительность дельты Дона. Хозяйственное значение степных растений: кормовых, лекарственных, ароматических. Видовой состав растительности: злаки, осоки, бобовые, разнотравные эфемеры, эфемероиды, кустарники, полукустарники, низшие растения. Редкие и охраняемые виды.

Углубить и конкретизировать знания о растительном мире дельты Дона. Формирование навыков ведения дискуссий, взаимопрослушивания.

1

Урок-суд «Состояние флоры Донского края»

4/9

Леса и лесозащитные полосы. Лесовосстановление, лесоразделение. Видовой состав древесных пород: сосна, вяз, клен, тополь, акация, гледичия, береза, каштан.

Ознакомить учащихся с природным составом деревьев Дона, ролью лесозащитных полос и лесов в сельскохозяйственной практике. Развитие навыков игровой деятельности.

1

Беседа. Ролевая игра «Юный эколог в лесной экспедиции»

5/10

Кустарники. Знакомство с отдельными представителями, их биология и использование. Виды кустарников: сирень, бирючина, жимолость, белая акация, спирея иволистная, спирея зонтичная, бобовник.

Формировать практические навыки определения различных видов кустарников.

1

Экологическая экспедиция по изучению кустарников на территории х. Красный Октябрь

5. Экология степных растений (4 часа)

1/11

Основные аспекты развития растительности степи в течение года. Характеристика основных биоценозов Донского края: разнотравно-злаковая, типчаково-ковыльная, полынно-типчаковая. Типчаковые представители степи.

Познакомить учащихся с характерными представителями растительности степи, закономерностями их смены в течение года согласно климатической зоне.

1

Практическая работа на определение степных растений с помощью определителя.

2/12

Характерные признаки растительности степи.

Научить определять по внешнему виду принадлежность растений к степной зоне (эфемеры, ксерофиты, мезофиты)

1

Викторина, работа с определите- лями из лабораторного практикума по биологии, (диск)

3/13

Антропогенное воздействие на природу и связанная с ним напряженность экологических проблем. Редкие и исчезающие растения Ростовской области.

Дать понятие антропогенного фактора. Формировать навыки определения редких и исчезающих видов растений.

1

Эвристическая беседа, лабораторная работа.

4/14

Лекарственные растения Донского края, их использование и охрана: биологическая характеристика и их использование в медицине.

Изучить биологическую характеристику лекарственных растений. Формирование навыков рационального сбора лекарственных растений.

1

Работа с определи-телями из лабораторного практикума по биологии, (диск) с книгой «Лекарственные растения»,

6. Животный мир Ростовской области (9 часов)

1/15

Многообразие насекомых края. Бабочки – вредители огорода, сада, леса. Насекомые – энтомофаги. Биологический способ борьбы с вредными насекомыми.

Формировать навыки определения насекомых – вредителей. Вовлекать учащихся в природоохранную деятельность.

1

Круглый стол с участием ученых – экологов, журналистов, юных экологов.

2/16

Водные беспозвоночные животные. Кольчатые черви. Брюхоногие, перловицы, беззубки, прудовики.

Ознакомление учащихся с особенностями беспозвоночных животных.

1

Конкурс юных экологов по итогам летних исследовательских работ.

3/17

Многообразие рыб Донского бассейна. Промысловые рыбы, рыбоводство и рыбоохранная работа. Прудовое хозяйство области и его роль в жизни человека.

Формирование у детей ценностного отношения к природным ресурсам.

1

Беседа, создание проблемных ситуаций. Оформление информационных листов.

4/18

Птицы Донского края. Роль птиц в жизни человека. Редкие и исчезающие птицы Ростовской области.

Обучить навыкам определения оседлых, перелетных, редких птиц.

1

Конкурс веселых эрудитов.

5/19

Млекопитающие животные и их охрана: виды, акклиматизация и переселение в другие районы. Акклиматизировавшиеся млекопитающие (ондатра, выдра)

Формировать у детей бережное отношение к животному миру, дать информацию о млекопитающих, распространенных в Ростовской области.

1

Устный экологический журнал «Человек и природа»

6/20

Ростовский государственный заповедник, его роль в охране редких животных и степной растительности. История создания, формы работы.

Дать информацию о географическом положении заповедника, практическом значении его деятельности.

1

Заочное путешествие, «ученого совета», подготовка индивидуальных проектов.

7/21

Домашние животные. Хозяйственное значение коневодства и охотоводства. Селекционный центр.

Расширить знания детей о многообразии млекопитающих, используемых человеком. Дать профессиональные ориентации.

1

Беседа, научно-практическая конференция «Научные достижения селекционеров»

8/22

Охраняемые животные области.

Систематизировать знания об охраняемых животных. Развивать исследовательские навыки учащихся.

1

Заседание Клуба веселых эрудитов.

9/23

Весенние явления в жизни животных. Возрастание активности в жизни животных. Появление первых птиц, насекомых. Пробуждение их спячки земноводных и пресмыкающихся в животном мире.

Обобщить знания закономерных природных изменений. Формировать навыки приспособления человека к ним.

1

Экскурсия в Верхнехомутецкий лесхоз. Проведение исследований в природе.

7. Природные сообщества Донского края (3 часа)

1/24

Фенологические наблюдения за поведением животных.

Формирование навыков ведения фенологических наблюдений

1

Эвристическая беседа, ведение дневников наблюдений.

2/25

Приспособленность растений и животных к совместному обитанию в сообществе. Взаимосвязь живой природы с факторами неживой.

Дать понятие природ-ного сообщества. Раскрыть сложность взаимоотношений его компонентов. Формировать целост-ное представление о природном сообществе

1

Рассказ демонстрацией гербариев, коллекций чучел. Составление схем природных сообществ.

3/26

Формы охраны редких растений и животных.

Показать разнообразие форм охраны, их роль в жизни человека.

1

Экскурсия в при-роду, библиотеч-ное занятие, беседа

8. Основные принципы природопользования (1 часа)

1/27

Учет законов природы для построения гармонической системы природопользования, принцип ведущей роли материально-энергетических связей человечества и биосфе-ры, принцип зональности природопользования.

Изучить свидетельство воздействия окружающих на окружающую среду, формировать бережное отношение к природе.

1

Изучение Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области»

9. Население Ростовской области и его здоровье (6 часов)

1/28

Природная среда и здоровье. Санитарно-эпидемическая обстановка Ростовской области.

Формирование позна-вательной активности. Формирование навыков сравнения, анализа, синтеза. Дать представление об экологической обстановке края.

1

Устный журнал, беседа с медицинскими работниками, дискуссия.

2 –3/ 29 – 30

Экология питания. Пищевые продукты.

Формирование навыков безопасной жизнедеятельности. Ознакомление с характеристикой основных пищевых продуктов.

2

Круглый стол с участием экологов, врачей. Эвристическая беседа.

4/31

Здравоохранение и медицинская наука Ростовской области.

Формировать профессиональное представление о научной деятельности, медицине

1

Лекция с элементами эвристической беседы

5/32

Туризм и здоровье

Формировать систему знаний о здоровье человека, причинах, воздействующих на него

1

Беседа, туристическая экспедиция с элементами исследования

6/33

Детские заболевания, связанные с экологией промышленных городов.

Формирование навыков безопасности жизнедеятельности человека

1

Индивидуальные исследовательские проекты

10. Резерв – 2 часа.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *