История Улан-Удэ
История Улан-Удэ, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
Начало истории ознаменовано в 1666 году. В это время русские казаки основали зимовье на берегу реки Уды. Зимовье состояло всего из одного маленького деревянного домика, в котором останавливались казаки, осваивавшие новые земли. Затем подобных перевалочных пунктов становилось все больше, затем они стали выполнят роль пунктов сбора налогов.
Место выбрано не случайно. Во-первых, рядом река, что важно для жизни, а, во-вторых, вдоль реки проходила дорога колонизационных отрядов, в-третьих, рядом пролегал торговый путь в Китай. Таким образом, были созданы предпосылки для возникновения города.
В 1978 году началось строительство Удинского острога под предводительством Ивана Поршенникова, сына томского боярина. Уже к 1689 году острог приобрел форму пятиугольника, в углах которого возвышались башни. Уже на момент завершения строительства в остроге насчитывалось около сотни изб, а также часовня и пороховой склад. В таком виде острог просуществовал до конца 18 века.
Верхнеудинск быстро стал одним из важнейших торговых центров на востоке Российской Империи, через который шла активная торговля с Монголией и Китаем.
В 1790 году В городе Верхнеудинск появился свой герб, ознаменовавший большое торговое значение. На верхней его части был изображен сибирский тигр, в зубах которого был соболь, а в нижней части — рог изобилия и жезл Меркурия (бог торговли). Гостиные ряды — самое оживленное место в городе и по сей день.
Раньше они выглядели как обычные деревянные сооружения, а позднее в 1803 году благодаря средствам, выделенным купцами и богатыми мещанами, Гостиные ряды стали каменными. В таком виде Гостиный двор сохранился и до наших дней.
В 19 веке в городе произошел строительный бум: появились Одигидриевский собор, малый торговый ряд, а также множество памятников деревянного зодчества, которые сохранились до настоящего времени. В 1899 году в Верхнеудинск прибыл первый поезд, на который вышли посмотреть все жители города. Это событие было знаменательным, поэтому город был украшен флагами.
Затем за два десятилетия в городе появились водочный завод, пивоваренный и маслобойный. В 1917 году население города составляло около 20000 человек.
Тяжелая доля выпала на город во времена Великой Отечественной войны, но не смотря на большие утраты после войны, город стремительно развивался и в 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.
История Улан-Удэ Википедия
История Улан-Удэ
Общепринятой датой основания ясачного зимовья считается 1666 год. В некоторых источниках датой основания указывается октябрь 1665 года, до ледостава реки Селенги[1].
Содержание
- 1 XVII век
- 2 XVIII век
- 2.1 Герб Верхнеудинска
- 3 XIX век
- 3.1 1810-е
- 3.2 1820-е
- 3.3 1830-е
- 3.4 1840-е
- 3.5 1850-е
- 3.6 Климатические наблюдения
- 3.7 1860-е
- 3.8 1870-е
- 3.9 1880-е
- 3.10 1890-е
- 4 XX век
- 4.1 1900—1905
- 4.2 Революция 1905 года
- 4.3 1906—1909
- 4.4 1910-е
- 4.5 Первая мировая и гражданская война
- 4.6 Дальневосточная республика
Ответы@Mail.Ru: Кто основал город Улан-Удэ?
Улан-Удэ, как и многие сибирские города, был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города. В XVI-XVII веках шло освоение земель за Уралом. По мере продвижения первых землепроходцев строились остроги, прокладывались дороги, начиналось хозяйственное освоение края. Так, в 1647 году был построен Верхнеангарский острог, в 1648 году — Баргузинский, в 1665 году казаки Баргузинского острога основали Селенгинский острог. А в 1666 году, русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу (около нынешнего моста через реку Уду) , маленький деревянный домик, названный «Удинским казачьим зимовьем». Удинское зимовье было основано как центр сбора ясака с местного населения, укрепленный военный пункт для обороны от враждебных нападений и как одна из баз для продвижения русских на Восток.
был построен острог во времена Ивана Грозного. а вы из Улан-Удэ?
Прежнее название Улан-Удэ — Верхнеудинск — по названию реки Уда, в верхнем течении которой он расположен. В советское время переименован в Улан-Удэ. Улан в переводе с бурятского «красный».День, подаривший городу новое название. 77 лет назад Верхнеудинск стал Улан-Удэ
Началось всё отсюда, в 1666-ом. Сначала было казачье зимовье, которое и положило начало Верхнеудинску. А в 1934 году город был переименован в Улан-Удэ. Новое название в переводе с бурятского языка – «красная Уда», что от гидронима «Удэ», в свою очередь, означает «полдень».
Сейчас уже и не докажешь, в полдень или в другое время суток пришло решение о переименовании. Известно, что на тот момент руководство правящей партии России начало тотальную программу. Изменения в именах претерпевали многие города, улицы и дома, и не только в столице Бурятии.
Первое время в документах, конечно, ещё подписывали «Верхнеудинск», но привыкли быстро. Хотя с новым именем для города ещё до сих пор согласны не все.
— Евгений Голубев, краевед: Есть краеведы, которые хотели бы вернуть городу старое название Верхнеудинск, но это естественное право каждого мечтать о старине. А какое бы имя выбрали для своей столицы сами горожане?
Музей истории города Улан-Удэ — Википедия
Музе́й исто́рии го́рода Ула́н-Удэ́ (бур. Улаан-Υдэ хотын тγγхын музей) был создан 10 декабря 1999 года Постановлением Администрации города Улан-Удэ. В музее демонстрируются экспозиции, связанные с историей Верхнеудинска и Улан-Удэ.
В июне 2000 года музей начал работать по адресу ул. Свердлова, 13. В марте 2001 года мэр Улан-Удэ выделил для музея дом потомственного почётного гражданина Верхнеудинска купца Ивана Флегонтовича Голдобина в исторической части города по адресу ул. Ленина, 26. С сентября 2001 года по июнь 2004 года восстанавливался исторический вид внутренних помещений дома.
Иркутский купец I-ой гильдии И. Ф. Голдобин приобрёл усадьбу в центре Верхнеудинска в 1879 году. Усадьба была перестроена по чертежам Н. А. Паува, будущего автора проекта Триумфальной арки на улице Большой. В 1880 году началась перестройка надворных строений. По проекту 1888 года в усадьбе построили одноэтажный деревянный дом, а также каменный флигель, водочный завод с подвалом (не сохранились). 21 июня 1891 года в доме Голдобиных останавливался наследник престола Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия.
В 1892 году после смерти И. Ф. Голдобина владелицей усадьбы стала его вдова, Голдобина Елизавета Ивановна (позже вышла замуж за генерала И. К. Кукеля). В 1900-е годы Елизавета Ивановна переехала в Киев, а владельцем усадьбы стал сын Ивана Флегонтовича — Николай Иванович Голдобин.
После Октябрьской революции 1917 года дом был реквизирован по решению Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В июле 1919 года в доме располагалась городская библиотека. Одна комната отведена для музея Общества изучения Прибайкалья»[1]. После образования в 1920 году Дальне-Восточной республики в доме Голдобиной располался Президиум народно-революционной власти ДВР. С января 1920 года в доме располагался Эмиссар Прибайкальской области[2]. В августе 1922 года в доме разместился политнарсуд[3].
В годы советской власти в доме располагались различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые квартиры.
9 июля 1996 года Постановлением Правительства Республики Бурятия дом был объявлен памятником архитектуры и градостроительства.
Миссия музея – сохранять и популяризировать историю, способствовать развитию творческого процесса в Улан-Удэ, посредством выставок, реализации образовательных и творческих проектов и инициативы по сбору и сохранению предметов.
Музей соединяет в себе коллекцию экспонатов, визуально-информационное взаимодействие с посетителями, образовательную среду, площадку для общения и создания творческих проектов.
Музей активно ведет экскурсионную деятельность и развивает музейную педагогику, организуя различные интерактивные занятия по истории города.
Проекты
- Образовательная площадка «Школа муз»
Школа Муз — это площадка на базе музея, на которой проводятся лекции, беседы, мастер-классы, встречи с интересными людьми, вечера, мини-концерты.
Слово «Музей», с греческого переводится «Дом Муз» — весь проект музейной школы объединен темой «вдохновения».
- «Музейный чердачок»
Проект музея, созданный с целью популяризации интереса к истории, а также пополнения фондов музея, через взаимное сотрудничество музея и горожан. Задача проекта – собрать коллекцию предметов старины. Эти предметы найдут свое место в музейном чердачке, чтобы посетители музея могли изучать, трогать эти экспонаты руками – узнавая и впитывая историю.
Каждый горожанин, любой желающий может стать участником проекта – принести в дар музею предметы старины — стать почетным дарителем.
- Детская образовательная площадка «Чердачные посиделки»
Чердачные посиделки – это серия тематических мероприятий для детей от 6 до 10 лет – увлекательные истории о прошлом, изучение предметов старины, просмотры мультфильмов, творческие кружки, исторические и настольные игры, тематические беседы.
Площадка приглашает родителей с детьми стать участниками музейных занятий и мастер-классов, познакомиться и подружиться, весело и интересно провести время вместе в позитивной и творческой атмосфере, приобрести новые навыки, раскрыть творческие способности своих детей и узнать много нового.
- Экспонаты
Пушка из Удинского острога.
Самовар Товарищества Торгового дома братьев Шемариных.
Германское пианино.
История Улан-Удэ
- ↑ «Прибайкальская жизнь», Верхнеудинск, 1919 год, 5 июля, с. 3
- ↑ «Прибайкалье», Верхнеудинск, 1921 год, 30 января, с. 2
- ↑ «Прибайкальская правда», Верхнеудинск, 1922 год, 16 августа, л. 6
Этнографический музей народов Забайкалья — Википедия
Этнографи́ческий музе́й наро́дов Забайка́лья (бур. Υбэр Байгалай хизаарай арадуудай угсаатанай зγйн музей) — музейный комплекс под открытым небом в городе Улан-Удэ (Республика Бурятия), в микрорайоне Верхняя Берёзовка.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов наблюдается рост сети этнографических музеев под открытым небом в СССР. В годы политической оттепели этот всплеск был обусловлен тремя обстоятельствами: ростом благосостояния народа, развитием познавательного туризма и значительным увеличением потока иностранных туриcтов в страну[1].
В Бурятской АССР этнографический музей был открыт 19 августа 1968 года. Одним из его первых экспонатов стала Никольская церковь, перевезённая из села Никольск, и Дэважин-дуган, доставленный из Тамчинского дацана.
Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Занимает территорию площадью 37 гектаров, где собрано более 40 архитектурных памятников и свыше 11 тысяч экспонатов.
Территория музея разделена на несколько комплексов:
Археологический комплекс[править | править код]
Археологический комплекс музея состоит из закрытого павильона и открытой площадки. На последней расположены плиточные могилы, каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д. Первый могильник хуннской культуры был обнаружен в 1896 году в Ильмовой пади в Кяхтинском районе. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки. В закрытом павильоне демонстрируются образцы, найденные при раскопках Иволгинского городища.
Плиточная могила. Бронзовый век, Хоринский район, Бурятия
Камни у Дугана «Деваджин»
Бурятский комплекс[править | править код]
Бурятский комплекс состоит из деревянных и войлочных юрт, и культового буддийского сооружения — дугана.
В первой половине XIX века бурятские храмы имели церковнообразный вид, возникший под влиянием русской архитектуры, так как в их строительстве принимали участие русские мастера. С развитием собственно бурятского храмового зодчества во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых строений и воспринявший местные и восточные черты. Образцом его является Дэваджин-дуган, вывезенный из Тамчинского дацана. В 1926 году храм был перестроен — внешний облик не изменился, увеличилась лишь его площадь. В окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме. Внутри находится панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Предбайкальский[править | править код]
В Предбайкальском комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака с домом-зимником богатого бурята С. Б. Сафронова, построенным в 1900 году в селе Хареты (ныне Нукутский район Иркутской области). Перевезён в музей в 1975 году.
Зимний дом богатого бурята из улуса Хареты
Внутреннее убранство бурятского дома
Забайкальский[править | править код]
Начиная с конца XVII века Забайкалье стало местом ссылки и каторги. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан через каждые 25 вёрст располагались этапы и полуэтапы и ночлега. В Верхнеудинском округе находилось более 20 этапов.
Трёхкамерный этапный амбар перевезён из села Кульский Станок Хоринского района. В амбаре располагается выставка «Из истории ссылки и каторги Забайкалья».
Городской комплекс[править | править код]
В городском комплексе демонстрируются дома старого Верхнеудинска, современного Улан-Удэ.
Городской дом с мезонином был построен в 1900 году. Находился на улице Почтамтской, 22 и принадлежал чиновнику. Перевезён в музей в 1978 году. Восстановлен с отступлениями от первоначальной архитектуры. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века.
Дом коридорного типа. Находился на улице Большой Николаевской, 67. Построен в 1909 году. Двухэтажное здание предназначалось для сдачи в аренду меблированных комнат. Дом перевезён в музей в 1979 году.
Дом с мезонином
Старожильческий комплекс[править | править код]
Старожильческий комплекс состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана. Дом пашенного крестьянина, построенный в 1880 году, вывезен из села Батурино Прибайкальского района. Напротив него расположены строения 1919 года: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из ныне несуществующего села Клочнёво Прибайкальского района.
Старообрядческий комплекс[править | править код]
Одна из экспозиций музея состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в XVIII веке. Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века, состоящая из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, избы крестьянина-ремесленника, дома богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.
Дом крестьянина Красикова построен в 1861 году в селе Барыкино-Ключи. В завозне двора крестьянина-ремесленника устроена выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани и т.д. В огороде расположена кузница, перед которой два станка: для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев. Кузница построена в конце XIX века в улусе Арбижил и вывезена в музей в 1971 году.
Дом-«связь», принадлежавший крестьянину Зайцеву, построен в конце XIX века в селе Надеино Тарбагатайского района. Перевезён в музей в 1972 году. Дом ориентирован длиной стороной на улицу. Четыре окна с одностворчатыми ставнями. На ставнях изображены цветы, птицы и олени.
Двухэтажный дом богатого старообрядца Борисова построен в селе Куйтун во второй половине XIX века. Перевезён в музей в 1972 году. Характерная особенность дома — высокое крыльцо. На первом этаже располагалась торговая лавка, кладовая и казёнка.
Ворота построены в 1906 году в селе Новая Брянь по заказу Родионова. На них указан год рождения его дочери Анны. По семейному преданию ворота изготовили буряты. В 1978 году они были реконструированы в музее. Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.
Старообрядческая часовня из д. Ключи
Ставни на окнах дома Зайцева
Убранство старообрядческого дома.
Эвенкийский комплекс[править | править код]
В Эвенкийском комплексе демонстрируются чумы, лабазы, утварь.
Масленица[править | править код]
В музее ежегодно проводится празднование Масленицы. Праздник пользуется большой популярностью среди жителей и гостей города Улан-Удэ. В числе постоянных посетителей Масленицы — семьи, туристические группы, школьники и студенты.
Этнографический музей традиционно провожает зиму катаниями и играми, песнями и частушками, шутками и прибаутками. Проводятся театрализованное представление, хоровод, конкурсы, забавы и множество других потех. Гости смогут взобраться за призом на столб, сразиться «стенка на стенку», устроить бой мешками и посоревноваться в поедании блинов. Традиционно самые ловкие и умелые получают различные ценные призы от серебряных украшений до электроинструментов. Кульминационным моментом праздничного гуляния становится сжигание чучела Масленицы.
День празднования Святой Троицы[править | править код]
Организаторы праздника — республиканского фестиваля русской культуры «Байкальский хоровод» готовят программу для детей и взрослых: выставки изделий народных мастеров, русского костюма, ярмарку русской кухни, мастер-классы по русскому хороводу, музыкальным инструментам, интерактивные мастерские по народным промыслам, молодецкие игры и забавы.
Основные мероприятия: республиканский фестиваль-конкурс «Русская песня», республиканский конкурс русского народного танца «Русский перепляс», фестиваль-конкурс «Играй, гармонь, звени, частушка!», республиканский конкурс коллекций русского костюма, фестиваль-концерт духовных песнопений «Поёт душа», конкурс-презентация площадок муниципальных районов «Мой край родной!».[2]
конкурс «Играй, гармонь, звени, частушка!»
фестиваль-конкурс «Русская песня»
конкурс «Русская песня»
Гости «Байкальского хоровода»
Народные гулянья
- Н. Р. Павлова «Русский старообрядческий (семейский) комплекс. Путеводитель». Этнографический музей народов Забайкалья, Улан-Удэ, 2007
- ethnomuseum03.ru — официальный сайт Этнографического музея народов Забайкалья
Удэ — краткая история города
История сохранила документальное свидетельство о возникновении первых поселений казаков-первопроходцев в устье реки Уды. Приказчиком Селенгинского острога, Осипом Васильевым, зафиксирован факт постройки весной 1666 года зимовья. Строил зимовьё отряд казаков, руководили строительством десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов.
Удинское зимовьё стало приемным пунктом, куда с местных тунгусов собирался натуральный налог – ясак, который, с бурят-монгольского населения не взимался. Ясак использовался для обороны от набегов на местные племена монгольских ханов. Место для зимовья было выбрано на высоком скалистом холме, у устья Уды, где сливались реки Уда и Селенга. Выбор места был удачным. С северной и восточной стороны его прикрывали лесистые сопки, а с южной и западной – реки. Судоходные реки позволяли доставлять судами все необходимое, тайга давала стройматериалы и возможность охотиться. Долины рек с их плодородными землями были пригодны для сельского хозяйства.
Стратегически выгодное расположение Удинского зимовья, показывало целесообразность превращения его в крепость. За период с 1677 по 1680 годы казаками, под руководством приказчика, Ивана Поршённикова, был возведен ряд военных укреплений и жилых построек. Зимовьё получает статус острога и становится одним из важнейших звеньев в оборонительной цепи российских границ в Забайкалье. С 1680 года он служит основным местом для складирования и хранения товаров, здесь происходит формирование торговых караванов, следующих в Нерчинск, Китай.
В начале своего существования Удинский острог находился в подчинении административного центра западного Забайкалья. Расположение его вблизи торговых путей способствовало его быстрому развитию, и в 1689 году ему присвоен статус города, вошедшего в состав Иркутского воеводства с названием Удинск. В 1727 году окончательное формирование границы между государствами Россия, Китай и Монголия закончилось Буринским договором. Согласно договору земли, заселенные бурятами отошли к России. Город Удинск утратил свое значение как военная единица. Но он стал играть роль важного административного, торгового и транспортного центра Забайкалья.
С 1730 года город называется Верхнеудинском, являясь к тому времени крупным торговым центром Сибири. Он выполняет функцию огромной перевалочно-распределительной базы для грузов, следующих в Читу, Нерчинск и далее в сторону Амура. Здесь осуществляется контроль внешней торговли с Монголией и Китаем. В городе охотно селятся семьи купцов, проводятся крупные ярмарки, начинает развиваться промышленное производство, открываются учебные заведения. Возникают ремесленные мастерские, мыловаренный, салотопенный, мукомольный заводы. Основным занятием горожан является торговля и транспортировка товаров, огородничество и хлебопашество.
Верхнеудинск того времени представляет собой огромный торговый рынок, где идет оживленная торговля мануфактурными, кожевенными, скобяными, бакалейными, москательными и парфюмерными товарами, сахаром и чаем. С 1851 года Верхнеудинск — административный центр Верхнеудинского округа Забайкальской области. С еще большими темпами промышленность города развивается с началом строительства Великой Транссибирской магистрали, которое началось в 1892 году и продолжалось 13 лет. Первый поезд пришел в Верхнеудинск в 1899 году.
С развитием железнодорожного сообщения экономическая жизнь Верхнеудинска претерпевает коренное изменение. В городе появляются филиалы крупных известных банков, начинается активное строительство промышленных предприятий, производится запуск первой электростанции и первой городской телефонной станции. С появлением первых автомобилей активно прокладываются автомобильные дороги.
Свершившаяся Октябрьская революция дала толчок для изменения всего жизненного уклада Верхнеудинска. В феврале 1918 года в городе была установлена власть Советов, но в уже в августе он захвачен уходящими на восток страны отрядами белочехов и белогвардейцев. Окончательное установление Советской власти в Прибайкалье произошло через два года, после разгрома белогвардейских частей. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока создается Дальневосточная Республика. Город Верхнеудинск был назван ее столицей, позже столица была перемещена в Читу.
Преображение и быстрое развитие Верхнеудинска начинается с конца двадцатых годов. В городе появляются новые учреждения образования, профессиональный театр, начинает свою работу первая городская радиостанция. В 1934 году Верхнеудинск переименовывается в Улан-Удэ (Красная Уда).
Быстрыми темпами идет развитие промышленной индустрии. В город начинают приезжать специалисты и рабочие из западных областей страны. В полную мощность работает вновь созданный судостроительный завод, начинает выпуск продукции механизированный стеклозавод. В предвоенные годы были построены такие важнейшие предприятия как ПВРЗ (паровозовагоноремонтный завод), крупнейший мясоконсервный комбинат, мельничный комбинат, начато строительство авиационного завода. За десять лет произошло увеличение ежегодного объема валовой продукции промышленной отрасли города почти в 50 раз, при этом, численность работников, возросла в 12 раз.
С началом Великой Отечественной войны часть предприятий переоборудована для выпуска военной продукции. В Улан-Удэ были обустроены военные госпитали, для лечения бойцов, получивших ранения. Горожане, чем могли, помогали фронту. Их самоотверженный труд стал весомым вкладом в общенародное дело в войне против фашистских захватчиков.
После окончания войны, постепенно жизнь в Улан-Удэ начинает налаживаться. По улицам пошли первые трамваи, начала свою работу первая телевизионная станция, создаются новые предприятия, открываются ВУЗы, школы, театры. Благодаря развитию жилищного строительства выросли новые микрорайоны.
На сегодняшний день город Улан-Удэ признан динамично развивающимся деловым, культурным, научным центром Забайкалья. В сентябре 2016 года жители Бурятии торжественно отметили 350-летний юбилей своей столицы.