Даргавс северная осетия город мертвых: Недопустимое название

Содержание

Северная Осетия-Алания. Даргавс — город мёртвых

В 18 веке в Осетию пришла чума. От 200 тысяч осетин осталось 16 000.

Противопоставить чуме было нечего. Обреченные собирались целыми семьями, и уходили умирать в города мёртвых, в заранее приготовленные фамильные склепы.


Впрочем города мёртвых были в Осетии и до чумы

Даргавс, расположенный в одноименном селе, самый, наверное, на сегодняшний день известный и сохранный

Это достопримечательность окутанная зловещим ореолом — целый город из склепов на склонах горы

А в склепах все так же бытово лежат многовековые кости

Впрочем лежат они не просто — многие хоронятся в лодках, а кое-где находили даже и весла к ним.
Это было бы обыденным, если б что-то связывало окрестные края с водоходством, но дело в том, что кругом высокогорье и нет ничего пригодного для навигации.

Есть версии, что это отголоски какого-то удивительного, неизвестного местного культа — лодка для переправы через реку, отделяющую миры мертвых и живых.

Стикс.

Как там мы придумали объявление в газету по недвижимости — «продается дом на живописном берегу реки Стикс.

На ТОМ берегу реки Стикс».

Еще местные склепы не имеют аналогов в округе, и сами по себе тоже выстроены каким-то совершенно невиданным каноном

Исследователи с удивлением отмечают, что поблизости нет ничего схожего, а ближайшее место в мире, где прослеживаются параллели в архитектуре и деталях, это храмы Камбоджи, Ангкор в частности

Кто бывал — похоже?

Мне кажется, что воистину да

Даргавс для осетин место священное и запретное

Рядом с городом мёртвых лежит город живых, с фамильными башнями и медоносами

Но в город мёртвых осетины не ходят

Это удел туристов

Для них тут музей и устроенные дорожки

И тишина — людей мало.

Даргавс, при всей своей убийственной сногсшибательности, достопримечательность не слишком и известная — возможно оттого, что от Верхнего Фиагдона до сюда идет не самая легкая дорога, непроходимый для туристических автобусов грейдер-серпантин.

Салонный фильтр я потом в машине менял — он был в виде одного сплошного земляного-пыльного бруска.

А может просто, страшно ехать в эти места, да еще в могильник.
Да еще и в 10 километрах всего отсюда печально известный Кармадон, ущелье, где смыло людей, и где, ученые никогда из этого секрета не делали, будет смывать и впредь — горы живут так, как живут и никому отчёта не дают.

Кроме того, люди упорно игнорируют, но всё больше сейсмологов говорят о приближении катаклизмов в этом регионе. Причина многим не понравится — Казбек, спящий вулкан, похоже что просыпается.

В этих местах постоянно это чувствуешь — какое-то извечное висящее в горах предупреждение — ты здесь ненадолго. Не надо мнить из себя невесть кого, горы этого не прощают.

Ты здесь только потому, что медлительные горы пока тебя просто не заметили

И молись, чтобы не успели.

Недаром тот же Даргавс, селение, как и многие другие, родоначальник многих известных осетинских фамилий, осталось лишь колыбелью с родовыми башнями — а потомки переселились на равнину. Современные осетины — уже вполне себе равнинный народ.

Сам Даргавс, кстати, на удивление умиротворяющее место. Умиротворяющее и красивое, упорно не можешь вместить в разум, что это тоже Россия, настолько оно иноземное, чуть ли не инопланетное.

Впрочем, я не осетин, я не связан пугающими легендами и национальными призраками и демонами. Это не мой народ чуть не вымер весь, уходя в такие вот предсмертные пристанища

Хотя и мне пришел знак — в какой-то момент, во время прогулки по крутым дорожкам, мертвые мне сказали, чтобы я уходил

Как они мне это сказали? Не знаю. Но я как-то понял.

Как там говорила Лора Палмер — «я умерла. Но я живу».
Обитатели этого города так же. Умерли. Но живут.

Я внял услышанному, поблагодарил хозяев и в очередной раз, как я всегда это делаю в горах, попросил отпустить меня из гор живым.

Горы меня услышали.

А, быть может, просто, на моё везение, меня не заметили.

город мёртвых в Северной Осетии, который таит в себе много тайн и легенд

Одним из жутких и загадочных мест России является поселение Даргавс. Оно находится посреди гор Кавказа. Этот загадочный городок на самом деле является кладбищем, состоящим только лишь из склепов и усыпальниц. Неудивительно, что про это место ходит много легенд. По некоторым данным, люди прошлого боялись этого места, ведь они считали, что кто пойдёт туда — живым больше не вернётся.

Строение усыпальниц Даргавса

Даргавс в переводе с осетинского означает «защитник ущелья».

Самый крупный некрополь Кавказа находится на зелёном холме, усыпанном множеством крошечных зданий. Они и являются как раз-таки склепами. Всего в Даргавсе около 97 склепов. За этими зданиями находится наполовину разрушенная сторожевая башня. По легендам, она предназначается для охраны упокоившихся душ.

Сами же усыпальницы были круглой формы с острой крышей. Они имели около 2-4 этажей, а те, что поменьше только лишь плоские стены, порой совсем без крыш. Внутри массивных склепов находится большой свод в виде креста, что поддерживает крышу. Это четырёхугольники с крышами, состоящими из ступеней. Такая форма необходима для того, чтобы вода стекала наружу и не заливала усыпальницы.

Стены усыпальниц практически все построены из камней и хорошо заштукатурены глиной или извёсткой. В каждом здании этого города есть маленькое отверстие, скорее всего, проход. Много лет спустя такие проходы даже запирались на замок. Эти отверстия настолько маленькие, что обычному человеку не под силу вылезть через них.

Организация похорон в склепах

Жители этого города хоронили членов своей семьи обязательно одетыми и с вещами. У каждого семейства был свой склеп. Чем он был выше и больше, вероятнее, тем больше людей было там захоронено. Где-то даже есть камеры. Конечно, есть и обычные простые склепы. Они предназначались для людей, оставшихся без семьи, или чужих людей.

Тела внутри усыпальниц обычно захоронялись не в гробах, а в коробах из дерева, напоминающих лодку (или они просто были найдены рядом). Но откуда там взяться лодкам, если поблизости нет водоёмов? По верованиям, считалось, что душа должна перейти реку, чтобы благополучно уйти на небеса.

Также является странным существование колодцев. Люди кидали монеты в него, и если был слышен удар монеты о дно, то это значило, что душа мёртвого уже на небесах.

Фото: Андрей Василисков

Легенды

1 По одной из легенд, когда-то в их население прибыла девушка необычной красоты. Никто не знал откуда она явилась. Весь мужской пол забыл о своих возлюбленных и начал борьбу друг с другом за сердце этой красавицы. В поединках гибли люди. Тогда эту девушку отвели на совет. Но и у всех мужчин совета, загорелись глаза при виде этой девушки. Женщинам этого поселения надоела эта ситуация, и они решили сами её прогнать и объявить всем, что она ведьма. Но мужское население не хотело расставаться с незнакомкой, не хотело, чтобы она досталась другим мужчинам, поэтому они решили её убить. Она должна была достаться только Богу. Сразу после её смерти в поселение грянула эпидемия чумы. Но земля отвергала их наружу. Так и появились склепы.

2 Другая легенда гласит, что любой человек, побывавший там, не будет больше жить. Поэтому местные жители избегают его, а всех любопытствующих нарекают пропащими людьми, жизнь которых будет недолгой. И тут стоит вспомнить об эпидемии чумы в 18 веке. Население сократилось из-за неё с 20 до 16 тысяч человек. И для того, чтобы больные не заражали никого, они уходили добровольно всей семьёй в эти склепы и больше не возвращались. Запасы еды и воды быстро заканчивались, и в скором времени люди умирали одновременно от голода и страха заразиться холерой. Их тела оставались в их хижинах.

На сегодняшний день город считается самым жутким «городом мёртвых».

Фото: Андрей Василисков

Туристическая деятельность в Даргавсе

В советское время этот город считался туристическим. Сюда часто прибывали люди с разных частей света. Там даже стоял киоск с билетами под управлением местной бабушки. В Даргавсе множество историко-архитектурных памятников всех времён, и для государства, и для археологов — это место имеет важное значение в изучении прошлого осетинского народа. Благодаря археологам, современное поколение может представить, как жили люди много столетий назад.

Как вспоминает археолог Владимир Кузнецов:

«В 1967 мы первый раз направились туда для исследования и раскопок. Медицина того времени не давала нам ответ, может ли снова там возродиться чума. К счастью, они отсутствовали. Но даже после этого никто из нас не снял резиновые перчатки. Но всё-таки были смельчаки, бравировавшие голыми руками».

Несмотря на интересную историю, популярность и многообразие памятников, на сегодняшний день этот город полностью безлюден. Туристы стали редкими гостями, это связано не со страшными байками, а с труднодоступностью этого места. Но всё же про это место не забывают и сегодня. Оно также осталось в памяти людей. И есть много желающих побывать там, несмотря на все странности и жуткости того места.

Это интересно:

1. Каждая из усыпальниц вмещает в себя до 100 останков. За все время существования некрополя, здесь было похоронено чуть меньше 10000 человек.

2. К городу ведет лишь одна дорога, над которой почти всегда клубится туман, что еще больше усиливает ощущение страха и таинственности.

3. Некрополь сохранился до наших дней благодаря аланам, предкам осетин, которые со всей ответственностью отнеслись к выбору места для возведения склепов. «Город мёртвых» расположен на сухой площадке, здесь не застаивается вода, а территория Даргавса продувается со всех сторон.

4. Сегодня Даргавс находится под охраной ЮНЕСКО.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

В Северной Осетии завершились съемки нового фильма Оганесяна «Прямой эфир» — Культура

ВЛАДИКАВКАЗ, 18 апреля. /ТАСС/. Съемки нового фильма режиссера Карена Оганесяна «Прямой эфир» о конфликте поколений, экранизация которого запланирована на этот год, завершились в Северной Осетии.

Съемки фильма Оганесяна, известного по работам «Пассажиры» (2020), «Игра на выживание» (2020), «Медное солнце» (2018), «Жизнь впереди» (2017) и др., проходили в Москве и Северной Осетии. Северокавказская республика была выбрана не случайно.

«Помимо впечатляющих пейзажей и красивой архитектуры, село Даргавс в Северной Осетии — одна из самых известных достопримечательностей региона. Именно здесь расположен знаменитый некрополь «Город мертвых». Я со студенческих лет знаю про это место, которое поражает своей историей. И мы захотели запечатлеть его в кино, пусть косвенно, но рассказать людям об истории «Города мертвых», чтобы о нем узнали как можно больше людей», — рассказал ТАСС один из продюсеров картины и автор идеи фильма Беник Аракелян.

По его словам, уникальность места заключается в первую очередь в его истории. «Заболев чумой, люди, чтобы не заразить своих близких, уходили умирать в склепы», — рассказал собеседник агентства.

Два этапа съемок

Съемки проходили в два этапа. Они начались в январе, потом была вынужденная пауза из-за погодных условий. «Когда мы приехали в Кармадонское ущелье, нас настиг ветер. Затем, как нам рассказали местные жители, впервые за много лет в Даргавсе выпало аномальное количество снега. Поэтому съемки пришлось приостановить», — рассказала ТАСС один из продюсеров проекта Полина Иванова.

Съемочная группа вернулась в Северную Осетию в марте. «Что касается погоды, мы были удивлены, как каждые два часа она менялась, а у нас по сюжету стыковки не проходили. И только благодаря опыту и профессионализму режиссера и операторов находились решения», — рассказал Аракелян. Начались съемки в аэропорту во Владикавказе, затем они продолжились в разных ущельях. Однако большая их часть проходила в Даргавсе у реки. На сегодняшний день съемки закончились, кинолента на этапе монтажа фильма.

Как рассказали ТАСС авторы идеи, «Прямой эфир» — фильм о конфликте поколений. По сюжету два главных героя, один из которых — известный молодой блогер, а другой — мужчина 40 лет, представитель автокомпании, приезжают в неизвестную для них местность, в Северную Осетию. Они оказываются напротив «Города мертвых», где происходит незапланированное обстоятельство, вокруг которого и закручивается весь сюжет фильма. «Там будут рассуждения о жизненных ценностях, о конфликте поколений. Место выбрано напротив некрополя», — пояснил Аракелян.

На экраны кинотеатров и на цифровых платформах фильм планируют выпустить в конце 2021 года. Продюсерами картины выступили Карен Оганесян («Карго»), Беник Аракелян («Мовсес фильм») и Ирина Воронова (IRSNA media). Главные роли в фильме исполнили Кирилл Кяро, Павел Чернышов — дебютант в большом кино, а также осетинский актер Сослан Фидаров, который сыграл одну из ведущих ролей в картине.

Некрополь в Северной Осетии регулярно оскверняют. Все ради селфи на костях

В Северной Осетии есть некрополь, останки в котором туристы используют как реквизит для фотографий. Черепа выставляют в окна склепов и берут в руки, и все ради удачного кадра. При этом сами туристы оправдываются: им никто не сказал, как себя вести, а гиды позволяли делать все что угодно.

Источник фото: министр культуры Северной Осетии Эльбрус Кубалов

Закрыть от вандалов

Этнографический комплекс «Город мертвых» — это 97 склепов постройки XIV–XVIII веков. Некрополь около селения Даргавс находится под охраной ЮНЕСКО и является памятником культуры. Это еще и одна из самых интересных достопримечательностей Северной Осетии, поэтому туда едут много туристов. Большинство покупают путевки через операторов, которые сопровождают группы.

Есть несколько версий того, как появился этот некрополь. Одни считают, что склепы построили аланы — предки осетин. Во время эпидемии чумы целые семьи уходили в склепы, чтобы не заражать соседей. По другой версии, это традиционные фамильные усыпальницы. Мертвых не хоронили, а укладывали в склеп через специальное отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все полки заполнялись телами, часть останков спускали вниз. В одном склепе могли разместить более 100 покойников.

Уважение к мертвым оказалось свойственно не всем. Приезжающие осмотреть некрополь туристы начали вытаскивать из склепов останки людей и фотографироваться с человеческими костями. Первыми о потревоженных склепах сообщили участники молодежного комитета общественного движения «Стыр Ныхас». Их возмутило видео, которое появилось в Instagram. На кадрах видно, как неизвестные выставили черепа в отверстия склепов.

Источник фото: Instagram

В итоге Дарговский некрополь временно закрыли по указу министра культуры Северной Осетии Эльбруса Кубалова. Так как сам «Город мертвых» — филиал Национального музея республики, министр поручил руководству и членам «Стыр Ныхас» разработать концепцию, чтобы понять, как должен работать некрополь, чтобы вандализм не повторялся.

«Люди не понимают, зачем они туда приходят. Невозможно приставить к каждому невоспитанному человеку по гиду. Каждый знает, что там происходило. И с учетом этого ходить там и делать селфи просто неприлично», — цитирует министра издание «Абон».

При этом Эльбрус Кубалов отметил, что на время закрытия некрополя каждый, кто проникнет на его территорию, будет считаться вандалом.

В беседе с «360» министр отметил, что «Города мертвых» недолго останется закрытым. По его словам, охрана на территории некрополя есть, но ее недостаточно. Поэтому туристы устраивают такие акции. Сейчас ищут вандалов, которые вытащили черепа. «Мы их ищем, там камеры стоят. Но пока не нашли», — заявил Кубалов.

Источник фото: Эльбрус Кубалов

Министр рассказал, что территория Города мертвых станет охраняемой зоной с увеличенным количеством камер. «Чтобы можно было охранять и видеть любой уголок этого некрополя. Кроме того, увеличим количество охранников и поставим информационные щиты, на которых пропишем правила поведения для туристов: что нельзя трогать останки, нельзя фотографировать. Сейчас здесь ничего такого нет. Все это надо подготовить», — заявил Эльбрус Кубалов.

Вина турфирм

Одного туриста, который выложил у себя в Instagram селфи с черепом, нашли жители Северной Осетии и написали ему массу не особо приятных сообщений. Большинство — с угрозами и оскорблениями.

Источник фото: Instagram

В ответ молодой человек записал ролик и объяснил, что приехал в Даргавс по туристической путевке и сам некрополь гиды позиционировали просто как туристический объект. При этом он заявил, что не снимает с себя вину, но считает, что основная проблема кроется не в туристах, а в сопровождающих гидах, которые не объясняют, как себя вести на месте.

«Корень проблемы — это туристические компании, которые зарабатывают на этом деньги. Они берут деньги за вход и говорят буквально: „Идите и делайте, что хотите“. Ну и люди делают, что им говорят», —заявил молодой человек.

Он несколько раз извинился за то, что его поведение оскорбило кого-то из жителей кавказской республики. «Я не хотел как-то поиздеваться или оскорбить. Я приношу извинения, что оскорбил ваших предков и ваш народ. Могу сказать, что мне жаль, что такое произошло», — подчеркнул он.

Источник фото: Эльбрус Кубалов

Однако этого для жителей Северной Осетии оказалось недостаточно. В последнем опубликованном видео молодой человек заявил, что ему продолжают поступать угрозы. Он удалил фотографию с черепом еще после первых сообщений, а в данный момент закрыл аккаунт.

Министр культуры Северной Осетии Эльбрус Кубалов заявил, что турфирмы обязаны информировать туристов при посещении некрополя. Это должно стать обязательным требованием к операторам, которые привозят в некрополь туристов. «Главное, чтобы турфирмы предупредили, провели с ними разъяснительную работу. А дальше, если он себя поведет неадекватно, то уже мы будем проводить с ними работу. Для этого есть определенные органы, которые этим занимаются», — подытожил министр.

Даргавс: загадочный город мертвых — Turist

Это место окутано мифами и легендами. В прошлом местные жители отказывались приходить сюда, так как верили, что из Даргавса никто не возвращается живым. По некоторым источникам, старейшие склепы были построены в XVI веке во время эпидемии чумы, которая значительно снизила численность населения региона.

Отдалённый город мёртвых


Даргавс находится в республике Северная Осетия на юге России. Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — либо от осетинского “дуаргæс“ — “привратник или защитник ущелья”), либо от осетинского “дарг” (длинный) + “фæз” (“поляна”). Чтобы сюда добраться, надо ехать по опасным и ветреным дорогам. Даргавс расположен посреди горной долины, которая протянулась на 17 километров по склону холма, возвышающегося над рекой Фиагдон. Горы над деревней достигают высоты 4 000 метров.

Первое упоминание о месте относится к началу XIV века, когда здесь, на горном хребте, поселились предки современных осетин. Поскольку земля была дорогой, им пришлось выбрать самое ветреное и малопригодное для жизни место.

Некрополь выглядит как средневековая деревня с маленькими жилищами, раскинутыми по зелёному холму. Но там не найти ни одной живой души. Это потому что местные жители хоронили здесь умерших в течение сотен лет. В каждой усыпальнице лежат человеческие кости и скелеты.

Архитектура усыпальниц Даргавса




Зелёный холм, на котором расположен Даргавс, усыпан маленькими белыми зданиями. Эти маленькие, похожие на домики, строения на самом деле каменные склепы. В Даргавсе 97 таких склепов. За комплексом расположена сторожевая башня, верхняя часть которой была разрушена. Считается, что башня была построена, чтобы охранять упокоившиеся души. Усыпальницы имеют форму хижин с округлой и заострённой крышей, типичной для нахской архитектуры.

Самые крупные усыпальницы имеют 2-4 этажа, а маленькие склепы ― плоские стены, некоторые без крыш. Внутри больших мавзолеев ― пирамидальный крестовый свод, который удерживает крышу, в маленьких склепах ― цилиндрический свод. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

Стены построены из каменных блоков и оштукатурены (скорее всего, глиной или известью). В каждом строении “Города мёртвых” есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно всё, что находится внутри склепа.

Жители долины хоронили своих близких с одеждой и личными вещами. У каждой семьи был свой склеп. Чем он выше, тем больше людей там похоронено. В некоторых усыпальницах есть подземные камеры. В Даргавсе также расположены простые склепы, где хоронили людей бессемейных или чужаков.

В XVIII веке на одной из усыпальниц появилась надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: “С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы”. Неизвестно доподлинно, кто сделал её, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читаеться: рабочие, проводившие реставрационные работы в 1990-е годы XX века, приняли её за каракули вандалов и закрасили известкой.

Легенды о загадочных лодочниках


Интересно, что тела внутри склепов были захоронены внутри деревянных структур, напоминающих лодки, либо лодки были найдены рядом. Почему и откуда здесь взялись лодки, остаётся загадкой, потому что поблизости нет рек, пригодных для навигации. По одной из версий, строители склепов верили, что душа должна пересечь реку, чтобы попасть на небеса. Похожее представление о загробной жизни существовало в древнем Египте и Месопотамии.

Другая необычная деталь: перед каждым склепом есть колодцы. В земле поблизости найдено много монет. Предположительно древние осетины во время похорон бросали монеты в колодец. Если монета ударялась о его дно, это означало, что душа мёртвого достигла небес.

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе “Города мёртвых”. Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жёны. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек. Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при её виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив её ведьмой. Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после её смерти на посёлок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.

Согласно другой легенде, любой человек, посетивший это кладбище, не вернётся живым обратно. По этой причине местные жители практически никогда не посещают Даргавс.

В свою очередь большинство историков сходится во мнении, что в Осетии между XVI и XVIII веками была эпидемия чумы. По некоторым оценкам, эпидемия сократила население Осетии с 200 тысяч человек в конце XVIII века до 16 тысяч человек в середине XIX века. Чтобы не заражать своих соседей, больные целыми семьями вместе с детьми уходили в эти усыпальницы и никогда не возвращались. Они питались скудной едой, которую приносили местные жители, а когда умирали, их тела оставались гнить внутри хижин.

Даргавс сегодня: город-призрак


По всей Осетии разбросано несколько похожих “городов мёртвых”. Но Даргавс считается самым ярким из них благодаря большому числу усыпальниц и удивительной красоте местной природы.

В советские времена сюда приезжали туристы на автобусах. Здесь даже стоял киоск с билетами, которым управляла местная осетинская бабушка. Даргавс богат памятниками разных эпох, от бронзового века до средних веков. Он давал археологам обширную информацию о том, как осетины жили сотни лет назад.

Но дурная слава “города мертвых” заставляла даже исследователей относиться к работам в Даргавском ущелье с осторожностью. “В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, — рассказывает археолог Владимир Кузнецов. — На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в “городе мертвых” возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками”.

Несмотря на археологическое многообразие, загадочность и красоту этого места, в наше время оно безлюдно. Здесь редко бывают туристы. В первую очередь это связано не со смертельными проклятиями из древних легенд, а с тем, что до Даргавса трудно добраться.

Оставить комментарий Читать комментарии (1)

Северная Осетия-Алания. Даргавс — город мёртвых

В 18 веке в Осетию пришла чума. От 200 тысяч осетин осталось 16 000.

Противопоставить чуме было нечего. Обреченные собирались целыми семьями, и уходили умирать в города мёртвых, в заранее приготовленные фамильные склепы.


Впрочем города мёртвых были в Осетии и до чумы

Даргавс, расположенный в одноименном селе, самый, наверное, на сегодняшний день известный и сохранный

Это достопримечательность окутанная зловещим ореолом — целый город из склепов на склонах горы

А в склепах все так же бытово лежат многовековые кости

Впрочем лежат они не просто — многие хоронятся в лодках, а кое-где находили даже и весла к ним.
Это было бы обыденным, если б что-то связывало окрестные края с водоходством, но дело в том, что кругом высокогорье и нет ничего пригодного для навигации.

Есть версии, что это отголоски какого-то удивительного, неизвестного местного культа — лодка для переправы через реку, отделяющую миры мертвых и живых. Стикс.

Как там мы придумали объявление в газету по недвижимости — «продается дом на живописном берегу реки Стикс.

На ТОМ берегу реки Стикс».

Еще местные склепы не имеют аналогов в округе, и сами по себе тоже выстроены каким-то совершенно невиданным каноном

Исследователи с удивлением отмечают, что поблизости нет ничего схожего, а ближайшее место в мире, где прослеживаются параллели в архитектуре и деталях, это храмы Камбоджи, Ангкор в частности

Кто бывал — похоже?

Мне кажется, что воистину да

Даргавс для осетин место священное и запретное

Рядом с городом мёртвых лежит город живых, с фамильными башнями и медоносами

Но в город мёртвых осетины не ходят

Это удел туристов

Для них тут музей и устроенные дорожки

И тишина — людей мало.

Даргавс, при всей своей убийственной сногсшибательности, достопримечательность не слишком и известная — возможно оттого, что от Верхнего Фиагдона до сюда идет не самая легкая дорога, непроходимый для туристических автобусов грейдер-серпантин.

Салонный фильтр я потом в машине менял — он был в виде одного сплошного земляного-пыльного бруска.

А может просто, страшно ехать в эти места, да еще в могильник.
Да еще и в 10 километрах всего отсюда печально известный Кармадон, ущелье, где смыло людей, и где, ученые никогда из этого секрета не делали, будет смывать и впредь — горы живут так, как живут и никому отчёта не дают.

Кроме того, люди упорно игнорируют, но всё больше сейсмологов говорят о приближении катаклизмов в этом регионе. Причина многим не понравится — Казбек, спящий вулкан, похоже что просыпается.

В этих местах постоянно это чувствуешь — какое-то извечное висящее в горах предупреждение — ты здесь ненадолго. Не надо мнить из себя невесть кого, горы этого не прощают.

Ты здесь только потому, что медлительные горы пока тебя просто не заметили

И молись, чтобы не успели.

Недаром тот же Даргавс, селение, как и многие другие, родоначальник многих известных осетинских фамилий, осталось лишь колыбелью с родовыми башнями — а потомки переселились на равнину. Современные осетины — уже вполне себе равнинный народ.

Сам Даргавс, кстати, на удивление умиротворяющее место. Умиротворяющее и красивое, упорно не можешь вместить в разум, что это тоже Россия, настолько оно иноземное, чуть ли не инопланетное.

Впрочем, я не осетин, я не связан пугающими легендами и национальными призраками и демонами. Это не мой народ чуть не вымер весь, уходя в такие вот предсмертные пристанища

Хотя и мне пришел знак — в какой-то момент, во время прогулки по крутым дорожкам, мертвые мне сказали, чтобы я уходил

Как они мне это сказали? Не знаю. Но я как-то понял.

Как там говорила Лора Палмер — «я умерла. Но я живу».
Обитатели этого города так же. Умерли. Но живут.

Я внял услышанному, поблагодарил хозяев и в очередной раз, как я всегда это делаю в горах, попросил отпустить меня из гор живым.

Горы меня услышали.

А, быть может, просто, на моё везение, меня не заметили.

что случилось в деревне Даргавс в Северной Осетии — Рамблер/новости

В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона – «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.

История некрополя

Некогда Даргавс был большим – по масштабам Осетии – поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.

Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая – 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.

По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании. Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор, девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор, только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь – до этого небольшой – сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно – почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Даргавс Город мертвых в Северной Осетии

В ущелье Гизельдон среди окружавших его диких неприступных гор стоит древний город, который издалека может показаться самым ординарным.

Даргавс «Город мертвых» Северная Осетия

В ущелье Гизельдон среди окружавших его диких неприступных гор стоит древний город, который издалека может показаться самым обыкновенный аул или, наоборот, старинная крепость.Однако это не то и другое. В этом городе невозможно увидеть людей на улицах, услышать человеческую речь и спросить дорогу. Но среди белых домов с черными крышами, образующих целые лабиринты, сквозь которые свистит ветер, легко можно найти белоснежный человеческий череп или голень. Это загадочное и жуткое место называют «Городом мертвых».

Даргавс — небольшой горный поселок, расположенный в горах Северной Осетии. На данный момент постоянного населения в селе практически нет из-за схода горного ледника, случившегося около 10 лет назад.Сюда ведет только одна дорога — это довольно крутой горный серпантин, однако, несмотря на это, посетить это место однозначно стоит, ведь здесь есть уникальные архитектурные достопримечательности. Одна из них — знаменитый и загадочный Город мертвых. Горячая гора и Машук Пятигорска.

На самом деле, сам «Город мертвых» находится не прямо в Даргавсе, а в километре от поселка, на склоне горы Раминыраг. На самом деле, кроме усопших в склепах, здесь больше никто не живет, кроме смотрителя исторического памятника.«Город мертвых» все еще виден издалека, благодаря тому, что он расположен на склоне высокой горы, обдуваемой всеми ветрами. Путешественники открывают для себя удивительную картину: зеленый склон, усыпанный множеством светлых оштукатуренных каменных домов-склепов, покрытых черной плиткой, появляется на фоне еще более крупных гор, поднимающихся немного дальше. От такой картины волей-неволей приходят мысли о вечном, чему особенно способствует гуляющий здесь ветер. Именно в этих домах-склепах по старинной традиции хоронили осетины умерших до XVIII века, когда эти земли вошли в состав Российской империи.

Среди белых домов с черными крышами, образующими целые лабиринты, сквозь которые свистит ветер, легко можно найти белоснежный человеческий череп или голень. Беседка «Еолова Арфа» г. Пятигорск.

Этот способ захоронения не случаен, существуют разные версии, объясняющие, почему появился такой обычай. Во-первых, это связано с постоянным отсутствием плодородной земли, а потому отдавать ее для захоронения — непростительная трата. Другая причина в том, что эта традиция не имеет своих корней в зороастрийском учении, согласно которому нельзя осквернять землю человеческими захоронениями.Мертвых хоронили через небольшие окна, которые затем прибивали гвоздями. Та часть, которая возвышается над землей, — это всего лишь часть склепа. В каждом из этих корпусов есть подземное здание, в котором могут разместиться до нескольких десятков умерших.

Бродя среди древних могильников, можно почувствовать беспокойный ветер, свободно прогуливаясь по «Городу мертвых». Такие места, обдуваемые всеми ветрами, были специально отведены для таких кладбищ. Благодаря ветру и сухому воздуху останки не сгнили, а мумифицировались.

С этим местом связаны мрачные легенды. Так, по одной из них, во время эпидемии чумы семья, в которой кто-то заразился этой страшной болезнью, перебралась в семейный склеп. И там, среди мертвых, она дожила свои последние дни, чтобы защитить других жителей села.

«Город мертвых» состоит из около сотни гробниц, каждая из которых сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Людей хоронили в праздничных нарядах и с некоторыми мелочами, к сожалению, многие из них бесследно исчезли.Сегодня над Городом мертвых одиноко, словно грозный и древний хранитель этих мест, возвышается та самая мертвая башня, которая когда-то принадлежала семье Аликовых, а затем захвачена семьей Багдтиевых. Аргунское ущелье Чеченской Республики.

Как добраться

После того, как в 2002 году сошел ледник Колка, накрывший Кармадонское ущелье, добраться туда стало труднее. Из Владикавказа нужно ехать на машине до Даргавской котловины часа два-три.Также до Джимара можно добраться автобусом, который отправляется в 16:30, или маршруткой Владикавказ — Кармадон (начало в 17:00, пункт отправления — угол улиц Куйбышева и Томаева), но в этом случае потребуется ночевка. плюс гид.

AWAYN — Путеводитель по стилю жизни и путешествию с искусственным интеллектом для иммерсивных, интерактивных и местных приключений

Даргавс — поселок в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания, Россия, расположенный на реке Гизельдон.Жители соседней деревни хоронили своих мертвых родственников и близких, часто в небольших деревянных «лодках», найденных археологическими открытиями. Хотя поблизости от деревни нет судоходных рек, считается, что они сделали это, поскольку считалось, что душа умершего должна была пересечь широкую реку после смерти. Мертвых будут хоронить вместе с некоторыми вещами.

Говорят, что когда будут эпидемии, которые унесут целые семьи, некоторые больные, которых некому похоронить, войдут в свои семейные склепы и будут ждать своей смерти.Более редко расположенные склепы представляют собой обычные склепы, в которых хоронили бы людей, если бы их некому было хоронить, или если бы они не были из села. В земле возле комплекса найдено много монет, так как осетины бросали монету из холм для мертвого члена семьи, и если монета ударилась о камень, это означало, что душа умершего достигла небес. Это также можно сделать в небольших колодцах перед каждым склепом.


Мероприятия

Поход

Удобства

Подходит для детей
Парковка

Статья не отражает официальную точку зрения AWAYN и НЕ должна восприниматься как редакционная работа.

СМОТРЕТЬ ВСЕ СТАТЬИ