Город мертвых в Даргавсе
Всякий человек, позволивший себе пробраться в склеп, за свое любопытство расплатится жизнью. С давних времен люди селения Даргавс Северной Осетии чтут это поверье. Осетины не посещают город мертвых после захода солнца, не заглядывают в склепы, боясь потревожить души людей, покинувших этот мир.
Даргавс необычное место. Мягкий климат. Даже в осенние дни дожди обходят селение стороной. Зимний период теплый и сухой. Триста дней в году склоны освещаются солнечным светом. Много равнин, что не свойственно для горной местности.
Поговаривают, Даргавс расположен в особой магнитной зоне нашей планеты. И каждый склеп возведен по центру ячейки геомагнитной сетки. Благодаря сквозным окошкам в башенках склепов помещения хорошо обдуваются ветрами, способствуя быстрой мумификации тел умерших. Подъезжая к Даргавсу можно легко рассмотреть ряд домиков, небрежно разбросанных по склону горы. На закате оранжевые лучи солнца обнимают склон, пытаясь проникнуть в темноту усыпальниц. Что они хотят? Разбудить тех, кто давно простился с грешным миром?
Первые усыпальницы Даргавса археологи относят к периоду начала XVII века. Каждая семья выстраивала свой склеп. Всего около ста усыпальниц. В 70-е годы 60 склепов раскопали и вскрыли. 40 построек оставили нетронутыми, отдавая дань уважения осетинскому народу. Меньшая часть склепов врыта в почву. Большая часть могил надземные, достигают высоты в два, реже четыре яруса.
Тела умерших людей клали в склеп через проем в стене, закрывая отверстие деревянным щитом. Останки близких умерших родственников постепенно заполняли боковые полки, со временем опускаясь ниже. Места под новые погребения освобождались. Одна усыпальница вмещает более ста покойников.
Даргавс заселен давно. Археологи нашли много памятных объектов, включая аланский могильник конца первого тысячелетия нашей эры. Селение считается одним из оплотов осетинской культуры и общества, основанного алагирцем Тага — Тагаурского.
Склеп, Даргавс
Подданные звали Тага Тагауром. В дальнейшем его правление заложило крепкую основу под развитие целого ряда знатных осетинских родов: Кудаковых, Тхостовых, Тулатовых, Аликовых, Кануковых, Мамсуровых и т.д.
Даргавс считают зловещим местом. Осетины хорошо помнят о черной смерти, погубившей практически весь осетинский народ, сократив его численность с двухсот тысяч до шестнадцати. В ущельях гор бушевал не ветер, эпидемия чумы зловонным плащом накрыла малый народ. Рубеж XVIII-XIX вв знаменован вымиранием целых родов. Заболевшие, зная, что их вот-вот настигнет смерть, предпочитали уходить в потомственные склепы.
Селение ДаргавсНелепо и безжалостно ждать, когда умрешь и проводить последние дни в усыпальнице. Но лучше, чем боятся заразить близких сердцу людей. Уходя, горцы давали шанс на спасение тем, кого любили.
Односельчане приносили к склепам воду и еду, оставляя продукты на каменных подоконниках. Если еда оставалась нетронутой, человек знал, — его родственники ушли в иной мир.
Что еще могли противопоставить люди черной смерти в то время? Дурная слава Даргавса вполне обоснована этим чудовищным событием.
Исследователи проводили работы в склепах с величайшей осторожностью, опасаясь возбудителя инфекции. В 1967 году делали первые пробы, показавшие его отсутствие. И даже в этом случае люди боялись «зачумленного» места. Почти все участники исследовательской экспедиции отдавали предпочтение прорезиненным перчаткам и маскам.
Склепы расположены в геомагнитной сеткеМожет быть, ученых смущало не только вероятное наличие возбудителя чумы в склепах, но и сам факт огромного количества людей, погибших в усыпальницах?
В процессе изучения захоронений были найдены предметы быта, оружие, одежда и украшения разных временных эпох. В склепах нашли вырезанные из дерева погребения, напоминающие ладью. Изумлению археологов не было предела. Высоко в горах, там, где никогда не было судоходного транспорта, обнаружили деревянные предметы, свидетельствующие о мореплавании.
Недалеко от усыпальниц нашли много монет. Люди, хороня родственника, бросали монетку со склона. Осетины считали так, если монетка ударится о поверхность камня, душа близкого человека успешно миновала промежуточный путь между небом и землей, достигая небес. Это был хороший знак.
Последние склепы относят к 30-м годам XIX века. Традиция усыпальниц Даргавса оборвалась благодаря процессу депортации осетин из горной местности на равнину. В настоящее время селение практически пустует. Суровый горный серпантин, начиная свой путь с Фиагдонского ущелья, петляя в лесных зарослях, иногда выбегая на простор, прячась за каменистыми навесами, сторожит Даргавс. С вами ветер и солнце. Покойтесь с миром…
Даргавс: история Города мертвых
Даргавс – расположенное в сорока километрах юго-западнее Владикавказа село в Пригородном районе Северной Осетии. В переводе с осетинского «даргавс» означает защитник ущелья или привратник. Такое название неслучайно, т.к аул имел мощную оборонительную цепь из нескольких высоких башен-крепостей.Даргавс – город мертвых
Крутые утесы, гигантские валуны, скалистые известняковые хребты Юрского периода и просторная равнина – следствия прохождения древних ледников на месте расположения нынешнего Даргавса.
Тишина. Утренний туман. Сухой теплый ветер. Максимум солнца, минимум осадков. На холме в долине реки Мидаграбиндон на юго-западном склоне горы Читджитыхох стоит множество небольших домиков из белого камня, от которых отражаются солнечные лучи. Это и есть самый большой на Северном Кавказе некрополь, который зовется Городом мертвых. Он насчитывает около сотни подземных и надземных родовых усыпальниц предков осетин – аланов, исполненых каменных склепов, самые древние из которых датируются IX веком. Такое уникальное историко-археологическое явление находится под защитой ЮНЕСКО.
В соответствии с культовыми обрядами умерших аланов хоронили в полном одеянии в деревянной колоде, напоминающей ладью, с необходимыми при жизни предметами, которые были характерны для их усопшего хозяина. Стрелы, топоры, кинжалы, украшения, посуда лежали рядом с усопшими на деревянных полках в каменных усыпальницах. В стенах обязательно делались отверстия для циркуляции воздуха. В результате такого сочетания сухого воздуха и теплого климата с обильным проветриванием гробниц тела усопших быстро и качественно мумифицировались.
Даргавс – город мертвыхВ одной усыпальнице в два или четыре этажа вверх и вниз могло поместиться до ста человек. Очередного умершего заносили через круглое отверстие, в то время как его предка опускали вниз. На прощание нужно было бросить в ущелье монету, если слышался звон, значит, душа благополучно добралась на небес. Невольно прослеживаются параллели с мифическим царством мертвых Аида и рекой Стикс, когда душе нужно было заплатить переправщику Харону монету.
Отдавая дань покоящимся предкам, местные жители испокон веков предпочитали не заходить и не беспокоить склепы Города мертвых. Во-первых, из соображения безопасности, т.к. внутри некрополя находится множество останков погибших от чумы жителей Даргавса. Черная смерть забрала в свои объятия свыше 90% населения аула, когда из 200 тысяч выжили только 16. Горцы приходили в усыпальницы доживать свои дни целыми семьями, только чтобы не распространить смертельную болезнь.
По свидетельствам участников первой археологической экспедиции в некрополь Даргавса в 1967 году, были взяты пробы на наличие возбудителей чумы, которые дали отрицательный результат. Последнее захоронение в городе мертвых зафиксировано в 1930-х годах.
Древний Даргавс был центром Тагаурского горного общества. Здесь жил родоначальник многих высоких фамилий осетин царевич Тагаур. Самые знатные представители Даргавса постепенно распространяли свое влияние на близлежащие земли, воздвигая в ущельях новые аулы. Среди них – род Кануковых, основавших развитое селение Верхний кобан, откуда и пошла древняя кобанская культура с дошедшими до нас археологическими артефактами и памятниками эпохи бронзы. К высшему сословию восточной Осетии относились также жившие в то время рода Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы.
В эпоху Средневоковья и расцвета феодализма знатные фамилии собирали повинности с крестьян, да брали плату за проезд через перевал или переправу через Терек. Купцы платили частью каравана, за прогон скота отдавали часть стада. Не чурались горцы и набегов на соседнюю Грузию, откуда также приводили пленников и скот.
Даргавс, как одно из самых динамичных послений того времени, имеет мощную сеть боевых башен. Самая известная из них – шестнадцатиметровая башня Мамсуровых – стоит на берегу реки Уаллагдон. Сооружение производит впечатление на туристов своими размерами и великолепным качеством белокаменной кладки. Вход в башню расположен на двухметровой высоте. Воины-стражи всегда успевали убрать деревянную лестницу и запереть железную дверь перед нашествием врага или жадных до мести кровников.
Даргавс – город мертвыхБашня Аликовых (позже Бадтиевых) возвышается на горном склоне в километре от Города мертвых, прикрывая Даргавс со стороны Геналдонского ущелья. Башня сильно пострадала от землетрясения в 1923 году. На востоке аул обороняла башня Дегоевых. Настоящий дом-крепость с богатым внутренним убранством. В архитектурный ансамбль Даргавса также входят такие памятники архитектуры, как замок Сахмановых, башня Сасиевых, комплекс Тароевых и башня Джибиловых.
В 1763 году после основания Моздока жители Даргавса стали постепенно уходить на равнину. В 1830 году императорские войска русской армии во главе с генералом Абхазовым жестоко подавили восстание осетин в Даргавсе. Много жителей были убиты, зачинщики восстания сосланы в Сибирь. Часть башен была разрушена.
С 2002 года после того как сошедший с гор ледник Колка нанес значительный урон местности, разрушив подъездную дорогу, Даргавс вместе со сторожевыми башнями и Городом мертвых остался логистически отрезанным от близлежащих населенных пунктов. Единственный путь – пройти по опасному горному серпантину, что делает это место еще более таинственным.
Статья подготовлена командой HowICook, ведущих раздел по истории Кавказской кухни.
Еще по теме:
Ваша оценка публикации- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Город мертвых — Даргавс | Блог «Квартирки»
Между Куртатинским и Кармадонским ущельями рядом с селом Даргавс, что находится в Северной Осетии, есть очень интересное и загадочное место.
Даргавс — древнее осетинское кладбище.
Некрополь находится на склоне горы и состоит из 97 каменных надземных и полуподземных склепов, которые все еще продолжают выполнять свою функцию.
Склепы продолжают хранить в себе скелеты и множество мумифицированных умерших.Усыпальные склепы по своей форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Крепкий раствор делали из птичьих яиц, сметаны, молока и извести. Отверстия были проделаны с такой точностью, чтобы создать идеальный микроклимат и вентиляцию для сохранения тел усопших.
Пирамидальные и конусообразные формы кровли склепов выложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов. Некоторые сооружения имеют по два-три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, местные делали дополнительный настил. Самый старый склеп некрополя относится к XVI веку.
Некоторые склепы находятся отдельно. В этих склепах хоронили преступников земли.
Обычай захоронения в таких склепах был связан с культом предков, которых хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Археологами было обнаружено, что тела похоронены в деревянных лодках. Удивительно то, как лодки оказались в местах, где нет судоходных рек. Одним из объяснений считается, что душа, перед тем как попасть на небеса, должна пересечь реку.
Недалеко от склепов обнаружено множество монет. По древним традициям, когда осетины хоронили близкого им человека, они бросали монету с холма, и если та ударится о камень — значит душа умершего достигла небес.
Существует несколько версий образования некрополя. Давно в Северной Осетии была чума, люди умирали тысячами. И когда человек понимал, что болен, он брал с собой немного еды и уходил сюда, в село Даргавс, умирать.
Местные жители считают, что их земля однажды была проклята. И в подтверждение этого существует еще легенда о том, как группа джигитов встретила девушку невероятной красоты.
Каждый из них пожелал жениться на этой красавице. Но поскольку они сами не могли решить этот вопрос между собой, то они обратились за помощью к старцам. Но и старцы, увидев ослепительную красоту девушки, влюбились в нее, как юноши. Тогда, размышляя о возможных последствиях и грядущем братоубийстве, если девушка достанется кому-то одному из мужчин, старцы решили убить девушку. И как только они это сделали, то обрушилось на эту землю страшное проклятие. Плоть стала отваливаться от костей всех живущих на той земле. Некоторые пытались бежать, пытаясь укрыться в соседних аулах, но проклятие настигало их и там. Трупы стали закапывать в землю, но земля не принимала их, и странным образом выбрасывала мертвых наверх. Тогда, скелеты стали обкладывать камнями, таким способом создавая склепы.
Все легенды сводятся к тому, что с этих мест никто не возвращался живым. Поэтому местные жители туда не ходят.
В некотором отдалении, на возвышении, расположена старинная родовая башня, высотой около 15 метров. До сих пор можно подняться на ее верхнюю площадку (но подъем, а тем более спуск не очень легкий). С башни открывается очень живописный вид на реку и сам городок.
Этот город мертвых является историко-архитектурным памятником и охраняется государством.
Из Владикавказа до Даргавса можно добраться через Куртатинское ущелье, свернув налево в горы перед селением Фиагдон. Дорога займет около 2,5 часов.
Даргавс — это поистине мистическое и загадочное место, которое необходимо посетить настоящему путешественнику. И еще подборка десяти, не менее удивительных мест в России, которые необходимо увидеть.
фото alfiyakh, OTTENKI_SEROGO
Путешествие в Даргавс («Город мертвых» в Осетии)
Не так давно Армавирское местное отделение Русского географического общества (РГО) побывало в странном и таинственном месте на Северном Кавказе под названием Даргавс, которое расположено в Пригородном районе Северной Осетии-Алании. Именно там находится памятник всемирного наследия ЮНЕСКО «Город мёртвых».
Дорога в посёлок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идёт по очень крутому горному серпантину длинной в 17 километров. Когда подъём закончился, и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы с двух сторон образовывали ущелье.
Дальше, чтобы добраться до места назначения — самого «Города мёртвых», — нам пришлось проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что в переводе означает «Красная река». С неё, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.
Некрополь в скалах
Свое название Красная река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году. Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы и обосновались в пяти здешних ущельях.
Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации: «Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». А ведь домашний скот в то время был главной «валютой». Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, местные жители выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.
Между прочим, к выбору места для возведения склепов и захоронений аланы, предки осетин, подошли очень практично. «Город мёртвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон. В результате это обеспечило некрополю долгую жизнь – спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, учёных и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.
Старинные некрополи частенько притягивают к себе любителей приключений. Неслучайно и затерянный в горах Северной Осетии средневековый «Город мёртвых» с каждым годом становится всё более популярным среди туристов. К тому же это уникальное место уже почти семь столетий окутано ореолом тайн и легенд. В том, что впечатления от его посещения сильнее, чем ожидаешь, на собственном примере мы и убедились.
Кому достанется красавица-ведьма?
Существует несколько легенд, объясняющих появление «Города мёртвых» в Даргавсе. Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жёны. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек.
Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при её виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов, женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив её ведьмой.
Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо, и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после её смерти на посёлок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, почва не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.
Взгляд в склеп через окно
Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, «Город мёртвых» хорошо виден ещё на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет собой памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам. Сам некрополь состоит из 97 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные.
Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом не случайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.
В каждом строении «Города мёртвых» есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно всё, что находится внутри склепа.
Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков. Таким образом, в некрополе покоится около 10 тысяч человек. Причём многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.
Трудно передать все те эмоции, которые охватывают гостя, который ходит по узким переулкам «Города мёртвых» и в крохотные «окна» склепов видит черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Это пришлось как раз на период набегов на Русь Золотой Орды.
В усыпальницах захоронены реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами. До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашёл здесь своё последнее пристанище. Среди них — молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени. Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.
«Мы были такими, как вы»
Установлено, что в XVIII веке в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры. Заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Неизвестно доподлинно, кто сделал её, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 1990-е годы XX века, приняли её за каракули вандалов и закрасили известкой.
Сегодня самая большая опасность для «Города мёртвых», как ни странно, это туристы. С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуется такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются гости со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес к некрополю за последний год.
В «Городе мёртвых» нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный. А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье. А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили. Сейчас местные власти прилагают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за комплексом, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.
Член Русского географического общества (РГО) города Армавира, Фролов Сергей
«Город мертвых»: тайна города Даргавс в Северной Осетии
В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона – «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.
История некрополя
Некогда Даргавс был большим – по масштабам Осетии – поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.
Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая – 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.
По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании.
Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.
Легенда о девушке
Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.
Добровольные смертники
Из-за холеры некрополь – до этого небольшой – сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно – почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.
Читайте также: