Дали сальвадор музей испания – Испания. Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигейросе

Испания: дом-музей Сальвадора Дали

Наконец-то я — как сейчас принято говорить — закрыл незавершенный гештальт: посетил дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе. На самом деле никто не знает, что это за гештальт такой, почему он незавершенный и зачем его надо закрывать, но раз все так говорят — и я так буду говорить. В конце концов, чем я лучше других, правильно?

Так вот, дом-музей Сальвадора Дали - это третий элемент в так называемом «Треугольнике Дали» — цепочке памятных мест, связанных с жизнью и творчеством этого неистового каталана.

Главный элемент (угол) — это театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Второй элемент (не в порядке значимости) — замок Галы Дали в Пуболе. Ну и третий элемент — вот этот дом-музей Дали в Кадакесе. Я в Кадакесе и окрестностях уже побывал, однако в прошлый свой приезд в дом-музей не попал: туда надо брать билеты минимум за несколько дней.

И объясняется это очень просто: фонд Дали, который занимается наследием художника и организует экскурсии, к посещению дома-музея относится очень ответственно. Поэтому туристов туда пускают очень дозировано: максимум десять человек раз в пятнадцать минут, при этом работники дома-музея организуют просмотр так, чтобы группы посетителей в самом здании вообще не пересекались. И это, я вам скажу, очень даже правильный подход, который я целиком одобряю. Лучше заранее взять билеты, но иметь возможность обстоятельно все посмотреть и поснимать, чем сразу попасть в дом-музей сразу и при этом бродить в толпе туристов, каждый из которых должен заснять свою физиономию во всех ракурсах на фоне всех предметов музея.

К следующему своему приезду в Кадакес (а место это — совершенно замечательное и я готов туда приезжать снова и снова) я подготовился заранее: за полторы недели до того заказал билеты через Интернет. Эти билеты требуется выкупить не позже, чем за полчаса до экскурсии, иначе они будут проданы.

Я прибыл вовремя, билеты выкупил, дом-музей посетил — и теперь готов поделиться с вами фотографиями и своими впечатлениями.

Дом-музей Сальвадора Дали находится не в самом городке Кадакес, а рядом с ним — в рыбацкой деревушке под названием Порт-Льигат.

Вот залив, вокруг которого расположена эта деревушка. (Все фото кликабельны.)

Вид на дом-музей и его территорию с противоположной стороны залива. Вон на фото справа белое здание — сам дом, а слева от него — большая оливковая роща, она тоже относится к дому Дали.

Дом-музей крупным планом.

Симпатишный домик рядом с музеем. Видимо, там располагается администрация.

Перед кассами дома — знаменитая лодка, из которой растет дерево.

Рядом с домой расположены всякие хозяйственные постройки, перед которыми встречаются некие забавные скульптурки — уж и не знаю, работы ли это самого Дали или еще кого-то.

В одном домике есть зал, в котором демонстрируется фильм о Сальвадоре Дали. Также там выставлено несколько макетов, которые показывают, с чего начиналось строительство усадьбы Дали и чем оно завершилось.

А началось оно с того, что в 1930 году Дали приобрел рыбацкий домик, расположенный прямо на берегу залива. Он начал его обустраивать под себя и Галу, затем супруги постепенно докупали другие домики по соседству, присоединяли их к своему дому, ну и где-то к 1960 году постепенно сформировалось то самое причудливое строение, которые сейчас является домом-музеем.

Вот макет, показывающий, так дом Дали выглядел в 1930-1932 годах.

А вот так он выглядел в период с 1958 по 1972 год.

Сам Дали прожил в этом доме 53 года. Гала здесь жила до конца шестидесятых, а потом перебралась в маленький готический замок в Пуболе, который ей подарил Дали.

Дали в этом доме прожил вплоть до смерти Галы, которая произошла 10 июня 1982 года. После этого художник перебрался в замок в Пуболе, но через два года после его переезда там произошел сильный пожар, во время которого Дали чуть не погиб, после чего он поселился в своем Театра-музее в Фигерасе, где и провел остаток жизни.

Кстати, в поместье в Кадакесе супруги Дали жили не постоянно. Обычно они туда приезжали на лето, а зиму нередко проводили в Нью-Йорке: собственно, как ни странно, первоначальную известность Дали приобрел не в родной Каталонии, а в Соединенных Штатах, где они с Галой прожили десять лет и где сама Гала активно занималась продвижением творчества Сальвадора.

Но давайте уже посмотрим на усадьбу изнутри.

Медвежья прихожая. Вас встречает чучело медведя с плетеной лампой в лапах. Абажур лампы Дали сделал из снасти для ловли креветок. На шее медведя подвешен поднос для писем.

Позади медведя восседает сова. Дали вообще любил чучела различных животных и птиц, в доме этих чучел - полно. Как говорил сам Сальвадор: «В этом доме все мы — чучела».

Диванчик прихожей, сделанный в форме губ — такой же, как и знаменитый алый диван, выставленный в театре-музее в Фигераса.

Кстати, оригинальный диван в форме губ имеет несколько другую форму — вот он. Он вообще был создан как часть знаменитой композиции театра-музея: там с помощью двух картин (глаза), двойного камина (нос) и дивана в форме губ образовывалось лицо.

Ну и в упрощенной форме диван-губы наряду с утекающим циферблатом является одним из самых распространенных сувениров, относящихся к творчеству Дали.

Маленькая столовая с камином рядом с прихожей. Вдоль стен — морские звезды. Стоящие на столе подсвечники сделаны по эскизу Дали.

Пучок бессмертников на стене - любимое растение Галы: такие же пучки встречаются в доме вместо люстр, они же висят вместо люстр в замке Галы.

Библиотека. Книги (Дали был хорошо образован и очень много читал) перевезены в театр-музей, здесь стоят муляжи. Пучок бессмертника вместо люстры и охапки бессмертника на шкафу.

Наверху на стеллажах — чучела трех лебедей, когда-то плавающих в заливе. Дали лебедям надевал колпачки со свечками, которые красиво светились во тьме до того момента, пока лебеди не опускали голову в воду, чтобы схватить рыбку. История умалчивает, в какой момент из лебедей сделали эти чучела.

Из гостиной можно выйти на открытую террасу.

Рядом с библиотекой в стене сделан воздуховод, внутри поставлено зеркало, которое создает эффект того, что ты смотришь в пещерку бесконечного размера. К сожалению, фото этот эффект не передает.

В стене террасы сделано отверстие, позволяющее любоваться видом на залив. Дали с Галой на этой террасе обычно завтракали.

Коридор перед святая-святых - мастерской художника.

В помещении два больших окна. Именно здесь были написаны самые известные картины Сальвадора Дали.

У художника было несколько очень крупных полотен — по 5-6, а иногда даже и по 10-12 квадратных метров. При этом Дали обычно работал сидя: долго стоять он не мог из-за болей в спине. И у него в мастерской была установлена огромная металлическая рама, с помощью которой полотно можно было перемещать по высоте — для удобства работы.

Деревянный диван с радио и магнитофонами.

Маленькая кладовка, в которой Дали хранил краски и кисточки.

Темное помещение радом с мастерской, очень причудливо декорированное. Здесь стоит столик, за которым Дали работал над ювелирными украшениями.

Также здесь складировались самые разные предметы, представляющие интерес для художника.

Из комнаты ступеньки ведут наверх в небольшое помещение под крышей. Также туда можно попасть по ступенькам из коридора.

«Желтая комната», названная так по цвету обивки диванов и стульев.

Ванная Дали.

Комната с птицами, откуда ступеньки ведут в огромную спальню.

Спальня.

В большом овальном зеркале отражается маленькое выпуклое зеркало в черной раме: оно было установлено таким образом, чтобы свет восходящего на рассвете солнца падал на лицо художника и будил его.

Рядом со спальней расположена гардеробная со шкафчиками, на стенках которой Гала развешивала вырезки из журналов, где упоминались Дали и она, а также фотографии Дали и ее вместе с различными знаменитостями. Там есть обложка номера журнала Time от 1936 года, на котором красуется Дали — вот она.

А из гардеробной маленький коридор ведет в «Овальную комнату»: помещение, выстроенное по форме панциря морского ежа с двумя небольшими окнами. Это была такая пещерка уединения для Галы, она тут проводила немало времени. У этой комнаты есть очень интересный эффект: даже тихое слово, произнесенное в этой комнате, отражается от стен и заметно усиливается.

Вот и все внутренние помещения.

Теперь выходим в оливковую рощу, относящуюся к усадьбе.

Открытая терраса с надбитым яйцом. Как известно, Дали очень нравилась совершенная форма яйца и он часто использовал этот символ в декорировании помещений.

Белая башня, на которой также установлено огромное яйцо — верхушка башни хорошо видна со стороны залива.

Череп коня вещего Олега находится над дверью башни.

Отдельный флигель с прозрачными окнами на крыше. Там демонстрируется причудливый фильм, смонтированный Дали из своих перфомансов. Скажем прямо, Дали обожал придуриваться перед фото- и видеокамерой и делал он это очень забавно.

Рояль как элемент декора. Дали его называл «Застывшая музыка». Или не называл — это просто мое предположение.

Инсталляция на крыше.

Великан, созданный из говна и палок остова рыбацкой шхуны и черепицы. Официальное название скульптуры «Христос из мусора». Это не шутка, такое название ей дал сам художник.

Вид из рощи.

Вид в сторону залива.

На самом верху холма стоит еще один флигелек, в котором демонстрируется фильм, посвященный Дали и Гала. Перед ним стоит насколько шестиногих стульев необычной формы: их сделал сам Дали, чтобы было удобнее любоваться заливом.

А вид там открывается действительно впечатляющий.

Ну и теперь идем к внутреннему дворику, где Дали с Галой принимали гостей. Внутрь усадьбы гости не допускались, Дали неоднократно говорил, что это «Дом для двоих».

Небольшая комнатка на выходе из дома.

Тенистый дворик со скамейками и парой каменных стульев причудливой формы.

Два узких проходика к большому двору с бассейном. В проходах, разумеется, размещены всякие забавные предметы.

Данная скульптура называется «Молодые Пушкин и Наталья Гончарова читают Лермонтова в подлиннике». По крайней мере, это я предполагаю, что она так называется.

Большой двор с бассейном. Я видел фотографию, где в этом дворе пьют-гуляют человек пятьдесят.

Релаксная комната в торце бассейна.

Диван в форме губ, шины Pirelli, фигурки писающих матадоров — все это вполне в стиле Дали.

Эта скульптура называется «Одиночество и беллетристика».

Небольшая летняя кухня с мангалами у самого выхода. Также тут стоит пустая телефонная будка, чье назначение неизвестно до сих пор.

Ну и двухпенисная стенная фигура у выхода, с помощью которой Дали прощается с посетителями своего дома-музея.

Очень занятное место, я не пожалел, что здесь побывал. Ну и таким образом я замкнул «Треугольник Дали», так что теперь придется придумывать какой-нибудь другой незавершенный гештальт.

Мои статьи об Испании:

***

www.exler.ru

Лабиринт иллюзий или театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

Будучи большим поклонником абстракционизма и сюрреализма в целом и творчества Сальвадора Дали в частности, много лет мечтал посетить этот музей. И вот это случилось.
Немного о самом музее:
В 1960 году мэр Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: «Да не картину, а целый музей!». Идея создания театра-музея, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а так-же части средневековых городских стен и башни «Галатея» (последняя резиденция художника, названная так в честь его жены Гала), которые украшенны гигантскими «Шалтай-Болтаями». Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Вот как отзывался об этом месте сам художник:
«…Вся моя жизнь была театром, поэтому лучшего места для музея не найти…»
«…Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, в 1918 году в возрасте 14 лет я впервые выставил свои живописные работы…»
«…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…»


Над сценой театра — музея возвышается геодезический купол, ставший со временем символом и Фигераса, и музея. Его строительство было поручено в январе 1973 года Эмилио Пересу Пиньейро. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. Кстати, тело Дали замуровано в пол прямо под куполом, недалеко от входа в женский туалет, как он и завещал. Художник хотел чтобы после его смерти по могиле могли ходить люди.

В течение 1984 года стены здания были постепенно покрыты Дали буханками крестьянского хлеба.

И не случайно. Хлеб часто использовался художником в его работах. Сам Дали говорил так:
«…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…»

Железная вывеска возле входа в музей.

Вход в музей находится на площади Гала и Сальвадора Дали.

Напротив главного фасада стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа: «Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках». Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной «Мыслителю» Родена. Над фигурой — атом водорода. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота.

Воины с (опять же) хлебными батонами под крышей здания.

Женская фигура с батоном хлеба и костылем (ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника). Сквозные отверстия в солнечном сплетении иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

«Водолаз символизирующий погружение в подсознание» над входом — намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся.

Сразу после входа подадаем во нутренний двор с его главной композицией — «Дождливым такси».

Как описывает легенда, своему появлению композиция обязана случаю. Дали шел однажды по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. И тогда у него возникла мысль восстановить справедливость и изменить этот мир, изменить так, чтобы дождь шел на тех, кто был в такси, а вокруг было бы тепло и уютно. Так возник замысел шедевра великого каталонца — «дождливое такси». Если бросить монетку в слот, то зонт закрывается, а в салоне автомобиля начинается дождь, который поливает пару манекенов на заднем сиденье, шофера и ползающих по ним виноградных улиток. Когда бросают вторую монетку, зонт раскрывается, а дождь прекращается.

На капоте кадиллака Дали поместил скульптуру мифологической царицы Эсфири (символа справедливости и мести) работы австрийского скульптора Эрнста Фукса.

«Эсфирь» тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин — отсыл к знаменитой римской колонне Траяна и дань римскому императору из династии Антонинов (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus), к которому художник испытывал сильнейший интерес.

Всё время, пока я рассматривал скульптуру, в голове крутился куплет из песни Лаэртского «Химфак МГУ», а именно:  «Здоровенные бабищи на траве в хоккей играют…»
Да, творчество Дали вызывает интересные ассоциации. За что его и люблю.

Все сооружение венчает лодка, принадлежавшая Гала, и черный зонт.

Под лодкой можно увидеть выкрашенного в черный цвет «Раба» Микеланджело, далинизированного с помощью автомобильной шины.

Капли воды под днищем лодки — наполненные краской презервативы — не случайная деталь. Pо словам Дали, на этой лодке Гала охотилась на молодых мужчин, скрывающихся от уже немолодой музы художника.

По обе стороны от входа — фонари парижского метро в стиле модерн по проекту Эктора Гимара.

В углублениях оконных проемов партера расположились манекены, стилизированные под жрецов Древнего Египта, чередующиеся с обугленными балками, оставшимися от сгоревшего здания старого театра.

Гротескные (как их называл сам художник) чудища между центральными окнами двора, созданные Дали при содействии Антони Пичота из скелетов животных, умывальников, улиток, камней с мыса Креус, срубленных веток платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, обломков горгулий с сгоревшей соседней церкви Святого Петра, старого блюда, найденного в муниципальном парке и выдвижных ящиков старой мебели из мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

«Венера Велата» Оливье Бриса.

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым.

Эскиз декорации для балета «Лабиринт».

Руки из «Сотворения мира» — часть инсталляции, посвященной Сикстинской Капелле Микеланджело.

Одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

Немного удаляемся от картины…

и ещё … Что мы видим?  На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Амадеу Торрес и Тереза Марек — «Эль Поль и Ла Пуса» (Вошь и Блоха). Скульптура посвящена двум уличным музыкантам из детства художника, играющим на шарманке. Дали превратил их фисгармонию в такой сюрреалистический предмет.

Не знаю как называется эта композиция, но в голову приходит осьмирог.

Старый электрический столб.

«Галарина». На этой картине, как и на многих других работах художника, изображена жена, муза и модель Дали — русская эмигрантка Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала (с ударением на второе А).

Крокодил с фонарём и одноногий манекен с костылём.

Предыдущая инсталляция с крокодилом вызвала у меня такую ассоциацию:-)

Скульптура «Стул-манекен».

Придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики. В таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два — вариации портрета «Моны Лизы», одна — с усами, другая — с бородкой, третье лицо — с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое — пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.

«Оторинологическая голова Венеры» — то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха.

Портрет скандальной голливудской звезды Мэй Уэст. Чтобы его увидеть нужно забраться по летнице и посмотреть на стоящие отдельно друг от друга диван-губы, камин-ноздри и картины-глаза в специальную линзу с париком по краям, подвешенную между ног верблюда.

«Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов». Батон на голове, муравьи на лице и початки кукурузы как ожерелье.

Aнтропоморфное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа, волосами из кукурузных початков и увесистым живописным камнем на макушке.

Не люблю фотографировать картины, но тут, пожалуй, можно и нужно сделать исключение из правил. Малоизвестная сторона творчества Дали — тема евреев  и Израиля представленна на втором этаже музея сериями из 25 литографий, названых «Алия» (1968) , «Песня песней» (1971), «Двенадцать колен Израиля» (1973), и «Наши пророки» (1975).

«Алия» — Рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.
DSC_0598

«Сцены Холокоста» — свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах.
DSC_0598

Видимо, что то связанное с 40-а годами в пустыне…
DSC_0598

Корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к палестинскому берегу.
DSC_0598

Провозглашение декларации создания Израиля в 1948 году.
DSC_0598

«Бен-Гурион провозглашает декларацию независимости».
DSC_0598

«Менора».
DSC_0598

«Обрезание»
DSC_0598

Своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.
DSC_0598

DSC_0598

Инсталляция с двумя футлярами подарочного издания книги Дали «Десять рецептов бессмертия». Бессмертие, как считал художник, является конечной целью любого алхимического поиска.
DSC_0598

Глядя на тень на стене от «Ньютона с продырявленной головой», вспомнил фильм «Район № 9»
DSC_0598

«Постоянство памяти» или «Текучесть времени», как её ещё иногда называют, является одной из самых любимых мной работ Дали. Репродукция этой картины много лет висит у меня дома. В Фигейрасе представлен гобелен с всемирно известными стекающими часами, а оригинал находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кстати, идея написать мягкие, текучие часы появилась у Дали однажды, когда будучи дома, он положил кусочек сыра «Камамбер» под лампу и увидел через некоторое время как сыр расплавился, растекся…
DSC_0598

Золоченый скелет гориллы в спальне вместо прикроватной тумбочки.
DSC_0598

Кровать привезена из Франции, а точнее — из легендарного парижского борделя «Ле Шабанэ» и возможно, принадлежала Кастильони, одной из фавориток Наполеона III.
DSC_0598

Фигура с вмонтированными посередине головой Христа и печатной микросхемой.
DSC_0598

Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает «коллекция» ящиков вмонтированных художником в тело статуи.
DSC_0598

Потолочное панно «Дворец ветра».
DSC_0598

Выходим из здания музея и сразу видим возвышающийся на покрышках один из трёх памятников французскому живописцу Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался).  Скульптуры были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и «подправлены» Дали.
DSC_0598

Тема яиц раскрыта не только на стенах и башне музея. Вот такая интересная композиция в одном из окон. Подарок от художника Рафаэля Дурана — «картонная голова великана» с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором  стоит на опорах из яиц.
DSC_0598

«Телевизионный обелиск» работы Вольфа Фостеля — одного из крупнейших немецких скульпторов второй половины 20-го века. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978 году Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.
DSC_0598

И напоследок — ещё один «Ньютон с продырявленной головой и свисающим с маятника яблоком-шаром», провожающий посетителей этого замечательного театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
DSC_0598

mpolyakov.livejournal.com

Испания: музей Великого Дали в Фигейросе

Итак, после монастыря Монтсеррат мы отправились в Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали — мастера сюрреализма. Фигейрос — родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.


01. Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода — элемент образной системы Дали.

02. Инсталляция Дали — гигантская голова с телефизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура  — «Обелиск телевидения» Вольфа Фостеля:

03. Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.

04. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом — фигуры с батоном хлеба — ещё одним излюбленным символом Дали.

Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению  он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.

05. Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали «Дождливое такси». Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали — Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижей части лодки, по некоторым сведениям — презервативы, наполненные синей краской.

06. Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади — геодезический купол музея.

07. Автомобиль — часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому «крёстному отцу»), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна — Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-ая машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.

08. Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи «Оскар», которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.

09. Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) — вся эта скульптура представляет собой мужское начало.

10. «Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна». Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.

11. Авторская копия на ткани картины «Галлюциногенный тореро», здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.

12. Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста — каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.

13. Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого «геодезического купола», напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.

14. «Призрак сексуальной привлекательности» (одна из первых сюрреалистичических работ Дали). Художник часто использовал такой приём — огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном явялется гиперреалистическкий пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.

15. Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос — это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.

16. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.

17. Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:

18. Слева — гигантский парик — волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.

19. А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:

20. Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название «Ретроспективный женский бюст». Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины «Анжелюс» Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.

21. Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры — «Цветок зла» в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна — парафиновая, другая — анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала — Ледой. Как известно из греческой мифологии — они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.

22. Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией «Дождливое такси» (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.

23. Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали  дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.

24. Зал «Дворец ветра». Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) — на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли — море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней — глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины — это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)

25. Вход в рабочую студию Дали. Справа — бюст Веласкеса — одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине — графический портрет Гала. На потолке — панно «Дворец Ветра» с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).

26. Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты — «Обнажённая» Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

27. В углу комнаты на мольберте 2 картины — «Галатея сфер» и «Портрет Гала с симптомами оносороживания», относящимися к периоду ядерного мистицизма.

28. Фортуна с ложками.

29. Спальная комната. На стене гобелен с картины «Постоянство памяти», находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: «Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:
— Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?

30. Картина Милле «Анжелюс». Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием «Ретроспективный женский бюст». Дали не зря ввёл их в своё произведение, но… использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.

31. Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.

32. «Если уж падает, так падает». Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и «далинизированный». Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе — фраза Пужольса — «Если уж падает, так падает». Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) — 23.01.1989.

33. Зал «Ложа», посвящённый оптическим трюкам — стереоскопии, анаморфозу и голографии.

34. И ещё раз «Ретроспективный женский бюст» с фигурками из «Анжелюса» Милле  и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.

35. Сцена театра-музея с огромным панно «Лабиринт» по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст — это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади — пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: «Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 — 1989».

Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.

36.

37. «Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали». Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.

38. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.

39. Ещё раз инсталляция «Дождливое такси» и вид на сцену позади.

40. Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца — отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, «однояйцевую» связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.

От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.

В следующем посте испанская Таррагона — уютный городок в Каталонии!

tatiana-gayduk.livejournal.com

Театр- Музей Сальвадора Дали. Фигерас. Испания. 2010 г.

Экскурсию в музей нам предлагали за 70 евро, но мы решили ехать самостоятельно, чтобы не быть ограниченными во времени и привязанными к группе. Тем более, что в музее не водят экскурсии. По задумке Дали, каждый посетитель должен самостоятельно окунуться в глубины собственного подсознания с помощью образов, созданных им в театре. Почему театр-музей? Потому что, в 1961 году по предложению муниципалитета города Фигерас, где родился Дали, здание городского театра было решено переделать в музей художника. Музей открылся в 1974 г. и достраивался до середины 1980-х гг. Дали активно участвовал в процессе создания своего музея. Яйцо, хлеб, атом водорода, часы — постоянно повторяющиеся образы в творчестве Дали.

Фасад Театра — Музея. Водолаз – символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей музея.

Перестройку начали с возведения грандиозного прозрачного многогранного купола архитектора Эмилио Переса Пинейро.

Позолоченные манекены в стиле ар деко приветствуют посетителей, приглашая в музей, полный таинственных намеков (партер бывшего театра).

Здесь установлено «Дождливое такси»- экспонат, созданный Дали ко Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Внутри машины капает дождь, но только тогда, когда желающий управлять стихией бросит монетку. Над «кадиллаком» величественно возвышается мифологическая героиня Эсфирь. Шел однажды испанский художник Сальвадор Дали по городу. Было холодно и дождливо. Промок до нитки. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные люди. Дали смотрел — и завидовал. Так завидовал, что решил отомстить. А месть оказалась очень даже своеобразной: придумал он такси, в котором в солнечный день дождь льет на пассажиров. А рядом поместил мифологическую царицу Эсфирь — символ мести. Ну а сверху, чтобы совсем запутать зрителя, поместил лодку Гала (почему Гала? Думаю потому, что Гала присутствует вообще везде. Любовь, однако…)

Тот же внутренний двор с видом фонарей Парижского метро по проекту Эктора Гимара (модерн).

Взгляд во дворик из окон второго этажа.

Сцена бывшего театра превращена в громадный зал, потолком которого стал гигантский шарообразный купол.

Громадный задник для сцены, созданный Дали к балету «Лабиринт» (1941 г).

Здесь же огромная картина с цифровым эффектом (приглядитесь- это пиксели): обнаженная Гала спиной на расстоянии 18 метров превращается в портрет Авраама Линкольна.

Это зал Мэй Уэст. Американская актриса, драматург, сценарист и секс-символ, одна из самых скандальных звёзд своего времени (1893-1980), лицо которой Дали превратил в трехмерное пространство (комнату), где картины на стене- глаза, комод – нос, диван- губы.

Чтобы воспринять оптическую игру в целом, нужно подняться на лестницу с верблюдом и посмотреть в линзу.

Здесь же, за фанерной стеной находится «Рай», который можно увидеть только заглянув в отверстие: кровать в райских кущах- видимо таков рай в представлении влюбленного в свою Галу Дали.

На потолке зала размещена ванная комната. Что бы это значило?
Зал «Дворец ветра» на втором этаже по названию картины на потолке. В 1919 году в этом месте проходила первая персональная выставка Дали (в 14 лет!!!).


«Изящные» ступни принадлежат Дали и Гала.

В зале: Уменьшенная копия скульптуры, посвященной Ньютону и его Закону тяготения, установленной на улице, рядом с музеем.

Фигуры на постаментах из опрокинутых статуй «Ника Самофракийская» с портретами Дали и Гала.

Спальня. Дали оформил этот зал, как собственное жилье.

Над кроватью гобелен «Постоянство памяти» со знаменитыми «текучими часами».

Мотив, часто повторяющийся в творчестве художника и эксплуатирующийся в сувенирах. Я купила ложечку, насыпаю ею сахар- вспоминаю музей Дали.

Башня Галатеи- последняя из новых пристроек к музею. Человек, собранный из электронных плат и микросхем, лежит в стеклянном гробу и, надо полагать, олицетворяет уход из мира земного.

Брось монетку, и раскладная перегородка над его головой раскроется. Она предназначалась для входа на сцену со стороны двора, но так и осталась в макете.


В центре зала магнитом притягивает к себе «Корзинка с хлебом» (1945 г.) на стене и золотая корзинка с золотым хлебом под стеклом. Дали о своей картине: «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию».

Автограф Дали на стеклянной двери.

«Ретроспективный женский бюст (1933 г.), копия 1970 г.

Проем лестницы, ведущей на третий этаж.

Один из характерных образов Дали- выдвижной ящик, символизирует сознание и дань Зигмунду Фрейду.
«Венера Милосская с ящиками» (1936), копия 1964 г.

«Орел из Вальса» с головой китайца в груди. Дар команды акробатов — кастельерос из города Вальса.

В отдельном помещении представлены ювелирные изделия, выполненные по эскизам Дали.

В 1999 г. фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил их у американцев, и теперь они вместе с эскизами услаждают взор зрителей. Ведь Дали считал, что только зрители вдыхают в ювелирные изделия жизнь и позволяют им выполнять свою миссию- услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение.

Внимание! Это сердце бьется!!!

Рядом экспонируется коллекция номерных медалей с именами Дали и Гала, инкрустированных в ювелирные изделия.

Возле театра находится площадь Гала – Сальвадор Дали с летним кафе и разнообразными объектами.
Каменный фонтан, превращенный Дали в фонарь в виде атома водорода.

Памяти Мейсонье (художника, восхищавшего Дали).

Памятник Ньютону.

Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу- снова яйцо и атом водорода.

Имейте ввиду, что я показала далеко не все! Очень надеюсь, что своим рассказом я многим дала повод начать мечтать о посещении Музея Дали в Фигерасе и в конце-концов осуществить эту мечту.
Чуть не забыла! Самостоятельная поездка в Фигерас обошлась нам в 34 евро: 23 — билет на электричку туда и обратно, 11 — билет в музей.

vitushkinam.livejournal.com

Дом-музей Сальвадора Дали в Фигейросе, Испания — Look At Me

Сейчас, пожалуй, главная достопримечательность Страны Сальвадора Далимузей- театр Сальвадора Дали. Среди испанских музеев по посещаемости он уступает лишь прославленному Прадо, частной коллекции Тиссена да филиалу музея Гуггенхайма, недавно открывшемуся в Бильбао. Музей расположен в здании бывшего муниципального театра, построенного в 1849 году. Здесь состоялась первая выставка произведений Дали, которому было тогда всего 14 лет. Выставка имела шумный успех, о котором Дали не забывал, даже став маститым художником. И потому именно это помещение он выбрал впоследствии для своей постоянной экспозиции. Хотя с годами театр превратился (совсем как в его собственных метаморфозах) в… рыбный рынок, это только забавляло великого мастера мистификаций. За разрешением пришлось обращаться к самому Франко, который, хотя и без особого восторга относился к «странному» искусству Дали, но «высочайшее благословение» дал.

Молодой каталонский архитектор Перес Пиньеро разработал проект реконструкции здания театра. Дали просил сохранить фасад, но переделать интерьер. Потолок заменили куполообразным витражом, на изготовление которого ушло 2160 разноцветных треугольных стекол.


Жители Фигераса с любопытством наблюдали, как росло необычное сооружение, которое специалисты потом назовут «памятником сюрреалистической архитектуры». Музей-театр – внушительное здание с многочисленными переходами и внутренними двориками. Изнутри он похож на лабиринт темных, разных по размеру комнат, по которым можно кружить до бесконечности. В центре его поселилась «Леда с лебедем» – портрет Галы, жены Сальвадора Дали.

Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы.

Шофер — часть композиции «Такси дождя»

В специальных залах размещены некоторые «сокровища» маэстро: биде из борделя «Ле Шабанэ», который якобы посещал английский король Эдуард VII; софа конфетно-розового цвета в форме губ американской актрисы Мэй Уэст; «дождливое такси» – один из кадиллаков художника. Возле него постоянно толпятся посетители, развлекаясь, как дети: если бросить в специальное отверстие монету в пять песет, из такси брызнет вода. С внешней стороны стены музея украшены фигурами обнаженных женщин и гигантскими муляжами куриных яиц высотой 2,8 метра и диаметром 1,8 метра каждое. Над крышей развевается черно-белый флаг Страны Сальвадора Дали. Но самое ценное в музее, открытом 23 сентября 1974 года, – собрание произведений художника: коллекции картин, гравюр, рисунков, скульп тур, включая знаменитые , «Автопортрет с ветчиной«, «Тристан и Изольда«, «Портрет Пикассо«, «Призрак сексапильности«, «Корзинка с хлебом«, «Девушка у окна«, «Портрет отца«.

Смотрящему вверх зрителю кажется, что он видит облака,

небо и две поднимающиеся в воздух фигуры

Инсталляция Дали — гигантская голова с телевизором во лбу

Там, среди прочего, были результаты экспериментов Дали с голографией, из которой он надеялся создать глобальные трехмерные образы.

Собственноручно разработанная Дали кровать.

Лицо Мэй Уэст, сложенное из различных предметов в отдельном зале.

Собрать его в единую картину можно, заглянув в специальную линзу.


Мэри Уэст со стороны губ.

Линза



После смерти Дали к этому собранию добавились полотна, которые он завещал родной Каталонии. А последние четыре года художник жил в этом же доме, в башне «Галатея«.
Сальвадор также был экскурсоводом в собственном музее…
С моей точки зрения,этот памятник мирового искусства является самым ярким,многообразным,богатым и прекрасным творением эпохи сюрреалзма.

www.lookatme.ru

Музей Сальвадора Дали в Испании

Знаменитый художник не мог остаться незамеченным и неувековеченным, поэтому в Испании находятся аж 3 музея Сальвадора Дали. Он родился в Каталонии, поэтому именно на этой земле находятся музеи, посвященные его жизни и творчеству.

Театр-музей Дали в Фигерасе

Задумка создать музей появилась в 1961 году. Мер города попросил Дали подарить музею одну из картин, вместо этого художник решил подарить музей, и не просто музей, а театр-музей. Он лично взялся за реконструкцию театра, разрушенного во время гражданской войны в Испании. Был воздвигнут купол над сценой, театр был разделен на секторы для разных жанров искусства. Дали сам расписал фойе, нарисовав Галу и себя самого, перебирающих золото.

В музее представлены не только картины, но и различные экспериментальные работы Дали: инсталляции, скульптуры, фотографии, галографии. Всего в музее находится около 1500 экспонатов, и он является одним из наиболее посещаемых музеев в Испании. Можно проследить весь творческий путь художника: от экспрессионизма, кубизма, футуризма к сюрреализму. В 2001 году была добавлена ювелирная экспозиция Дали-Хайос, которая насчитывает 39 работ, выполненных из драгоценных камней.

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакес

Музей открыли в доме, в котором проживал Дали. После смерти Галы в 1982 году он переехал в Кастильо-де-Пуболь. Дом-музей впустил первых посетителей в 1997 году. По началу это была простая рыбацкая хижина, постепенно поглащающая соседние строения, наконец превратившись в большой дом с лабиринтами комнат, винтовыми лестницами и коридорами, отвечая сюрреалистическому стилю. Посетители могут увидеть мастерскую художника, комнаты, сад, библиотеку.

Замок Гала Дали в Пуболь

В небольшом городе Пуболь находится замок XII века, который Дали подарил своей возлюбленной Гале. Интерьер замка создан самим Дали. В замке хранится множество работ художника, предметов быта, нарядов Галы, созданных Дали. Сальвадор был большим выдумщиком с огромной фантазией. Маленький сад рядом с замком он превратил в большой, за счет оптической иллюзии: уходящей вдаль сужающейся аллеи, которая кажется очень длинной. На самом же деле это обман зрения. В саду спрятаны статуи слонов с паучьими ножками, которые в миниатюре находятся в ювелирном отделе музея в Фигерасе.

5spanish.com

Музей Сальвадора Дали в Испании

Одной из важнейших достопримечательностей не только Испании, но и всего мира, наравне с прославленными музеями Прадо и Соломона Гуггенхайма, считается знаменитый музей-театр Сальвадора Дали. Он является одним из самых посещаемых поклонниками гениального сюрреалиста мест.

музей Сальвадора Дали в ИспанииВ нем представлены бесценные произведения Сальвадора Дали — скульптуры, голографии, инсталляции, а также великолепные двойные спектроскопические картины. Всем ценителям сюрреализма обязательно стоит посетить музей Сальвадора Дали в Испании хотя бы однажды.

История создания музея-театра. Как все начиналось?

Музей Дали в Фигерасе был открыт по инициативе мэра города. Он был основан в старом здании муниципального театра постройки середины 19 столетия, которое было практически разрушено в годы Гражданской войны. Сальвадор Дали самостоятельно выбрал место для своего музея и помогал в разработке проекта здания. Восстанавливалось и преображалось строение театра в течение 14 лет. На его реставрацию ушли практически все личные сбережения Дали, а также пожертвования друзей, простых горожан и правительские субсидии. В результате старый заброшенный театр превратился в здание, имеющее неповторимое сюрреалистическое оформление.

Экстерьер музея-театра Дали

Гигантские куриные яйца украсили крышу музея, символизируя новую жизнь, развитие, благополучие и достаток. На входе в здание расположился скафандр, знаменующий погружение в подсознание. А рядом были помещены скульптуры, держащие на голове хлеб. Так, по задумке творца, эта полезная пища, насущная вещь и символ святого бытия, превращалась в эстетический предмет сюрреализма.

Своих посетителей музей-театр Сальвадора Дали впервые принял 28 сентября 1974 г. Впоследствии это помещение стало местом постоянной экспозиции произведений знаменитого сюрреалиста. По сей день огромное количество туристов и поклонников творчества великого мастера мистификаций посещает музей с яйцами. Сальвадор Дали создал свой «театр» так, что у зрителя появляется возможность проследить динамику взглядов. Посетители могут увидеть его творческие метания, насладиться работами в стиле импрессионизма, кубизма, футуризма и, конечно, сюрреализма.

Музей Сальвадора Дали в Испании. Особенный интерьер неповторимого здания

Внутри музей представляет собой настоящий лабиринт комнат, переходов и двориков. Сам Сальвадор Дали знал все потайные ходы и иногда выступал в роли гида, показывая гостям своим экспозиции.

Интерьер музея максимально отражает внутренний мир художника. Все произведения автора размещены так, как хотел Дали. В центре «лабиринта» расположена статуя, которая называется «Леда с лебедем» — портрет жены и музы сюрреалиста, Галы. Остальное пространство поделено на отдельные комнаты, в которых представлены произведения разных стилевых направленностей.

Геодезический стеклянный купол был возведен над разрушенной сценой. Ее также украшает огромная композиция, написанная маслом для декораций к балету под названием «Лабиринт». На ней изображен бюст, имеющий сквозной проем в груди. А в нем просматривается очаровательный пейзаж — море, скалы и величественные кипарисы.

Здесь же на стене, недалеко от места сцены, представлено одно из самых известных произведений Дали — «Обнаженная Гала, смотрящая на море» (1976 г.). Особое расположение позволяет не только насладиться самим полотном, но и рассмотреть его издали. На расстоянии 18 м изображение Галы чудесным образом трансформируется в портрет Линкольна. Еще одно интересное произведение, находящие на сцене, — портрет Гарсиа Лорки. В нем автор мастерски передает свою выдающую идею двойного образа.

Необычные скульптуры музея-театра

На месте бывшего партера Дали разместил две интереснейшие скульптуры — лодку, принадлежащую его музе, Гале, и свой «Кадиллак» — «Дождливое такси», внутри которого «произрастает» плющ и немного мокро.

Если поместить монетку в специальную прорезь, то из экспоната будет брызгать вода. В музее можно насладиться и многими другими работами, такими как «Галарина», «Портрет Пикассо», «Призрак секс-эпила», «Мягкий портрет с ломтиком жареного бекона» и «Атомная Леда». В каждом из 22 залов «лабиринта» можно найти что-то особенное.

Одним из самых интересных произведений Дали, представленных в музее-театре, является картина «Исчезающие образы». На этом полотне изображено два образа. Сначала зритель видит девушку, занятую чтением письма. Позади нее на стене висит карта. Этот образ явно соотносится со знаменитой картиной «Девушка с письмом» Вермеера. Когда взгляд привыкает, на полотне становится отчетливо видным портрет Веласкеса.

По мнению автора, всего лишь одно полотно показывает двух крупнейших представителей мира искусств — Веласкеса и Вермеера Дельфтского.

Невероятные голографические эксперименты знаменитого сюрреалиста

Музей Сальвадора дали в Испании предоставляет возможность увидеть великолепные трехмерные изображения. Одним из самых известных и интересных голографических экспериментов Дали является портрет американской актрисы Мэй Уэст. Он был воплощен мастером в виде самой настоящей комнаты. В ней размещены предметы мебели и декора, в том числе камин, софа в форме губ, тумба, картины с изображениями видов Сены и Парижа. Эти вещи необычайным образом превращаются в красивое лицо Мэй Уэст. Чтобы увидеть эту оптическую иллюзию, необходимо подняться по лестнице и посмотреть через особую линзу.

Новые поступления в коллекцию музея-театра

С 14 января 2014 г. музей Сальвадора Дали в Испании представляет картину под названием «Призрачная повозка». Фонд «Fundación Dalí» приобрел ее у частного коллекционера, пожелавшего сохранить анонимность. Это произведение особенное — оно отражает важный сюрреалистический период в жизни и творчестве автора. Эта небольшая картина была написана маслом на доске из красного дерева в 1933 году. На ней изображена двухколесная повозка, движущаяся к населенному пункту. А центральное место всей композиции занимает бескрайняя каталонская равнина. Картина передает особое спокойствие и настраивает на размышления. Она выполнена в спокойной желто-коричневой цветовой гамме.

Кроме работ Дали, в музее размещены и полотна других художников, в том числе Марселя Дюшана и Эль Греко.

Адрес и рабочие часы музея Дали

Если вы хотите посетить «театр» Дали и воочию увидеть великие произведения гениального творца, приезжайте по адресу: г. Фигерас, площадь Гала-Сальвадор Дали, 5.

Работает музей-театр в весенне-летний период так: с 01.03 по 01.06. — с 9:30 до 18:00, с 01.07 по 01.09 – с 9:00 до 20:00. Осенью и зимой режим приема посетителей меняется. С 01.10 по 30.10 музей функционирует с 09:30 до 18:00, а начиная с 01.11 и по 28.02 – с 10:30 до 18:00. Помните, что прием посетителей прекращается за 45 минут до конца рабочего дня. Музей не работает в праздники – 25.12 и 01.01., а также закрыт по понедельникам с 01.10 и по 31.05.

Цены на билеты

Обычные категории граждан могут приобрести билет в музей Сальвадора Дали в Фигерасе за €12. Но предусмотрена и система скидок – студентам билет обойдется в €9, пенсионерам, безработным и группам (более 25 человек) — €8. Важно: оплатив проход в основной музей, вы сможете также бесплатно увидеть поразительную выставку украшений, которая располагается в соседнем здании. Мы не рекомендуем вам посещать это место в группе, а также приезжать в обеденное время – с 13:00 до 14:00, тогда, когда здание заполняют туристы из экскурсионных групп. Советуем вам приезжать в музей с утра, купить путеводитель и спокойно наслаждаться произведениями великого мастера сюрреализма.

fb.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.