Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая эпоха Лужкова – Москвич Mag
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра. Печальный повод пройтись по наследию этого сложного, но, безусловно, интересного времени в истории города.
Хозяин и хозяйственник
Из почти трех десятилетий постсоветской Москвы 18 лет, с 1993-го по 2010-й, прошли при правлении Лужкова. За этот период город изменился до неузнаваемости. Влияние градоначальника было так велико, что его именем назвали целый архитектурный стиль — лужковский.
Сегодня наследие Юрия Михайловича часто понимают исключительно как страшный китч и самодурство. На самом деле его роль в истории города была куда более разносторонней, чем многие привыкли считать. Несколько ключевых преобразований произошли именно в те годы: в разы увеличилась площадь торговых помещений, построены «Сити», Храм Христа Спасителя, торговый центр на Манежной площади, расширена МКАД и проложено Третье кольцо. Без всего этого современная Москва была бы немыслима. Ну и да, заодно было понастроено огромное количество уродливых зданий в самых неподходящих местах и снесено множество объектов культурного наследия. Увы, нередко именно на месте снесенной красоты возникали свежеиспеченные архитектурные мутанты, иногда под маской «восстановления». Среди самых заметных примеров — псевдореконструкция зданий гостиницы «Москва» и «Военторга» с чудовищными дешевыми материалами в духе трехзвездочного отеля в Турции.
Здание Военторга и гостиница «Москва»
Со своим имиджем «крепкого хозяйственника» Лужков раз за разом демонстрировал рекордные рейтинги одобрения. Что удивительно — судя по данным опросов, он продолжал крайне положительно восприниматься москвичами и после своей отставки.
«Вообще это очень интересный феномен: почему эти полтора-два десятилетия называют временем Лужкова, почему есть лужковский стиль? — говорит архитектор Михаил Филиппов. — Последний раз мы называли стиль именем руководителя страны. Вот был Брежнев, у нас была брежневская архитектура. У нас нет андроповской, ельцинской, путинской архитектуры, а вот лужковская есть. Сам феномен говорит о том, что Лужков был хозяином города и таким образом в каком-то смысле хозяином страны. Семьдесят процентов страны в экономическом и строительном отношении были сосредоточены в Москве».
Больше, чем мэр
В 1990 году новый председатель Моссовета Гавриил Попов по рекомендации Ельцина выдвинул Лужкова на должность председателя Мосгорисполкома. В 1991-м на первых выборах мэра Москвы Лужков избран вице-мэром Москвы, мэром — Попов, в следующем году ушедший в отставку по причине перебоев в снабжении населения продовольственными товарами, некоторые из которых пришлось распределять по талонам. Указом Ельцина Лужков был назначен мэром Москвы. Впоследствии Юрий Михайлович трижды избирался на пост мэра с большим отрывом в голосах.
Во время штурма Белого дома в 1993 году Лужков активно защищал Ельцина и в качестве мэра распорядился отключить все коммуникации района, что позволило пропрезидентским силам одержать победу еще эффективнее. Однако позже, в конце 90-х, градоначальник встал в оппозицию к Ельцину и создал партию «Отечество», достаточно влиятельную, послужившую одной из основ «Единой России». В 2010 году на фоне коррупционных скандалов Юрий Михайлович был уволен с поста президентом Медведевым. Тем не менее уже в 2016-м Лужков был награжден Путиным орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Строительный бум
«Архитектуру 90-х я могу описать одним словом: “Дорвались!”, — считает архитектор Михаил Белов. — Что это был за исторический период, еще предстоит понять, прошло пока не так много времени, а сам бывший мэр еще, слава богу, жив и здоров. Тогда рухнула постсоциалистическая перестроечная система, в спешке созданная Горбачевым. И вместе с ней исчезли привычные институты, мерилом успеха стали только деньги. Началась некая “движуха” по их поводу.
А принимали участие в этой “движухе” всякие “химерные” персонажи. По Гумилеву, химерный человек или их группа — это приезжие провинциалы, штурмующие метрополии. И они брали их приступом. Среди тех, у кого оставалось инерционное влияние, были осколки советской номенклатуры. В те годы разбогатеть можно было очень быстро. И вот все эти заказчики-неофиты, дорвавшиеся до больших денег, начинали самовыражаться. Это и было прообразом той самой лужковщины. К середине 90-х какая-то более структурированная система уже сложилась. Появились признаки архитектурного рынка. Привилегии, право первой ночи, были за большими организациями типа “Моспроектов”. И так продолжалось до дефолта 1998 года.
С дефолтом многое рухнуло. Рубль упал в три раза, и начался десятилетний строительный бум: каждый год недвижимость в Москве дорожала чуть ли не на 100%, и это стало очень выгодным делом для тех, кто не знал, куда девать деньги. А шальных денег тогда было очень много. Девать их было некуда, и лучшим вложением оказалась недвижимость. Именно Лужков сделал это возможным с помощью предоставления земли застройщикам в аренду на пресловутые 49 лет. А де-юре земля как бы оставалась за Москвой. Кто быстрее сделает проект, построит здание и тут же его продаст — тот и выигрывает. Еще больше выигрывали те, кто покупал или перепродавал квартиры за уже совсем другие цены».
«В тех двадцати годах было два периода, достаточно важных, — добавляет другой архитектор, один из основателей бюро “Меганом” Юрий Григорян. — Самый ранний можно было бы назвать диктатурой города, потому что архитекторы играли достаточно большую роль именно в градостроительстве. На этом первоначальном этапе коррупция, по крайней мере в среде архитекторов, или была минимальна, или еще оказывала не такое значительное влияние на город. Я помню, как сохранялись и реконструировались многие старые здания, которые бы сегодня снесли. На тот момент для застройщиков слово архитектора было достаточно важным. Не было более позднего давления капитала, потому что, может быть, еще не было самого капитала. Этот период закончился примерно в 1998 году, в кризис.
А вот затем наступил этап, когда застройщики начали задавливать архитекторов. Появился целый подвид — девелоперская архитектура. И в этот период городской ландшафт стала в большой степени формировать архитектурная коррупция. Архитекторы стали продавать влияние, определять количество квадратных метров, и это ушло достаточно далеко от профессии. И так это дошло до своего логического финала с отставкой Лужкова в 2010-м. В итоге этот период привел к тому, что сегодня роль архитектора в формировании города стала очень мала. Не могу точно сказать, хорошо это или плохо, но развитие города не смогут определять только политики и особенно строители».
Курс на историзм
В 2001 году архитектурный критик Григорий Ревзин написал манифест к только что созданному журналу «Проект Классика». Появление журнала в это время было не случайно. К 2001-му тренд на историческое наследие уже плотно вошел в дискурс актуальной архитектуры. Большая часть построек вышла едва ли не пародией, некоторые — выдающимися, но общее направление было вполне очевидно.
«В новой России традиционная архитектура стала в тренде как ответ на давление советского режима и была в позднем СССР как бы в оппозиции, — считает Михаил Филиппов. — Русский неоклассицизм Серебряного века попросту игнорировался. Нас обучали, что все, что происходило до 1917 года, это был один сплошной кризис самодержавия. А в 60-е годы, наоборот, сталинский стиль и все, что с ним связано, отвергалось нашей интеллигенцией как пышный фасад концлагерей. Поэтому возвращение к историзму в 90-е — это был назревший закономерный протест, поддерживаемый обществом».
Несмотря на то что большая часть «исторической» архитектуры эпохи Лужкова была спроектирована чудовищно, все же некоторые постройки уже стали жемчужинами Москвы и когда-нибудь обретут статус охраняемого наследия.
Храм Христа Спасителя, 1999
Восстановленный Храм Христа Спасителя на месте бывшего бассейна «Москва» — один из главных государственных символов постсоветской России. На фоне недовольства слишком усилившейся роли РПЦ в обществе собор нередко вызывает негативные ассоциации. Но нельзя отрицать, что его строительство стало событием исторического масштаба, особенно если учесть его трагическое разрушение большевиками в 1931 году в рамках кровавой борьбы с церковью.
«Что бы ни произошло, Лужков навсегда останется в истории как строитель большого собора — Храма Христа Спасителя, — согласен Михаил Филиппов. — Это стоит многого, хотя я не поклонник архитектора изначального храма Константина Тона, и я даже разрабатывал его первые варианты на месте бассейна “Москва”. Наиболее интересны, конечно, восстановленные интерьеры храма. Они являются уникальным достижением строительной техники, не имевшей в то время аналогов ни у нас, ни заграницей. Я не хочу сравнивать Лужкова с Юстинианом Великим, построившим храм Святой Софии в Константинополе, или с флорентийской Коммуной, построившей знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре, но подход этот совершенно тот же: городу нужен большой купольный собор. Его главная позиция была в том, что современные архитекторы не в состоянии решать художественных задач и не могут конкурировать с архитекторами прошлого. Именно поэтому он решительно настаивал, чтобы храм был воссоздан именно по своему первоначальному проекту».
Помпейский дом, 2003. Архитектор Михаил Белов
Помпейский дом, здание-праздник, возможно, один из самых красивых образцов архитектуры периода Лужкова. Дом воплотил в себе все чаяния постсоветского человека: яркие цвета, обильный декор и общая игривость в противовес серому унынию вокруг. Сейчас он выглядит карнавальным монументом более не существующей эпохе.
«Итальянский квартал», Римский дом и дом «Маршал». Архитектор Михаил Филиппов
«Я, наверное, первый в советское время стал проектировать традиционную архитектуру, — вспоминает Михаил Филиппов. — В 1984-м получил одну из первых премий на японском конкурсе “Стиль 2001 года” с подобным проектом.
Одним из трех членов жюри был сам Альдо Росси, который написал в рецензии примерно следующее: “Филиппов предлагает архитектуру не сколько свою, но то, что больше всего нравится населению планеты в конце ХХ века, а именно исторический центр. Он предлагает архитектуру в духе исторического центра”.
Грубо говоря, в современном градостроительстве понятие исторического центра — это единственная константа. Не случайно чем ближе недвижимость к Кремлю или к Вестминстерскому аббатству в Лондоне, тем дороже она стоит. Все исторические центры во всех городах и странах мира признаны памятником, то есть их никогда не снесут. Поэтому я проектирую не в стиле классики, а в стиле исторического центра города. То есть я проектирую в традиции классического градостроительства.
При проектировании “Итальянского квартала” я следовал своему принципу, что здание — прежде всего элемент города. Поэтому этот комплекс, террасный дом, автоматически получается районообразующим. Как образ — это полуразрушенный античный театр с прикрепленными к нему постройками более поздних эпох — XVII века и т. д. А ребра, на которых они крепятся, — это скрытые воздуховоды и вытяжки, идущие по диагонали. Мне приятно, что к этому дому возят иностранных туристов во время экскурсий по Москве.
А в доме “Маршал” интересно то, что это жилье для военнослужащих, экономкласс по сути. Была такая путинская программа — жилье для военных, 60 тыс. кв. м. Я хотел придать понятию социального жилья то достоинство, которого оно заслуживает, вопреки устоявшемуся стереотипу, что классицизм в архитектуре — это для “богатых лохов”».
Офисное здание на Большой Почтовой, 2005. Архитектор Дмитрий Бархин
В Москве Лужкова есть дома, похожие на галлюцинацию: вроде недавно их тут не было, а кажется, что они стоят уже лет двести. Очень красивое здание на Большой Почтовой архитектора Бархина как раз из них. Психоделическое впечатление дополняется весьма вольным обращением с деталями, а именно: их тут очень много, будто двоится в глазах.
Сам архитектор комментирует свое творение так: «Дело все в том, что у нас слишком мало возможности строить архитектуру. Один раз строим, поэтому хочется сделать все и сразу».
Западники-первопроходцы
Период правления Лужкова справедливо привыкли ассоциировать с курсом на прошлое. Тем не менее существовал и совершенно обратный тренд — на «прогрессивный» прозападный модернизм.
Москва эпохи Юрия Лужкова шизофренически сочетала в себе два противоположных идеала, две русские мечты: вернуться в Золотой век и догнать прекрасное условно западное будущее. Точно такое же противостояние происходило и в политике страны. В итоге в архитектуре столицы сложилась ситуация, иллюстрирующая басню Крылова про лебедя, рака и щуку.
«Несколько искусственное противопоставление между историзмом и современной архитектурой — одна из ошибок того времени, — считает Юрий Григорян. — Должна быть одна архитектура, где каждое здание как подарок для города. Иллюстрацией можно считать одновременное сосуществование двух журналов — “Проект Россия” и “Проект Классика”. В идеальном мире архитектура — это часть культуры вообще и продукт диалога в обществе».
В итоге из двух сражавшихся за столицу архитектурных направлений победило прозападное. На 2019 год появление в Москве новой «исторической» постройки — редкое событие. Другое дело, что внешне победивший модернизм никак не отражает сегодняшнюю сугубо консервативную политику федеральных властей. Но это уже тема для другого разговора.
Несмотря на стилистический хаос тех лет, интерес к современной западной архитектуре дал городу ряд более чем достойных зданий (и даже целых районов). Спустя годы они выглядят не менее свежо и актуально.
«Москва-Сити», строительство с 1998-го по настоящее время
Район-долгострой, городская икона (особенно ночью) и наш локальный Дубай. Мало какое место в столице может рассказать о «западнической» русской мечте больше, чем «Москва-Сити». Многие критикуют его как попытку построить кусок Нью-Йорка в Москве, но лично я другого мнения. Во многих европейских (и не только) городах от Лондона до Вены есть отдельные районы офисных небоскребов, даже если они отсутствуют в остальных частях города. В Лондоне, например, это Canary Wharf, возникший всего на несколько лет раньше своего московского аналога.
«“Москва-Сити”, я считаю, это позор, — не согласен Михаил Филиппов. — Сделали непонятно для чего какой-то элемент непонятно какого города — даже не Гонконга и тем более не Нью-Йорка. Зачем? Я не вижу здесь никакой заслуги Лужкова. Это было какое-то продавливание провинциальной модернистской темы».
«“Москва-Сити” — это проект, который во многом продвигался архитекторами, насколько мне известно, — считает Юрий Григорян. — Одна из причин его появления — историческая нехватка офисных зданий в Москве. Я думаю, что основным источником вдохновения для него был деловой район La Défense в Париже. Вообще для постсоветской Москвы именно Париж был идеальным примером. Конечно, как городское событие этот комплекс выглядит очень интересно, особенно с Третьего кольца ночью. Плюс ко всему он находится на реке, а значит, автоматически становится городской иконой. Но вообще у Москвы нет сослагательного наклонения. Я сегодня уже не могу представить город без “Москва-Сити”».
«Белая площадь» на «Белорусской», 2009. Архитекторы — группа ABD под руководством Бориса Левянта
По выражению блогера Варламова, «одно из немногих современных зданий в Москве, которое нравится вообще всем». Из хаотичной и грязной обстановки Белорусского вокзала будто бы оказываешься где-то в Лондоне, причем в престижном деловом районе. Так, наверное, работает глобализация.
Дом на Мосфильмовской, 2008–2011. Архитектор Сергей Скуратов
В начале 2000-х удачная современная архитектура была роскошью. В 2012-м Григорий Ревзин написал в «Афише» заметку о доме на Мосфильмовской и дал очень точное описание феномену: «Пафос модернизма — он про социальный проект, а не про элитарность и богатство. А вот фактура и авангардная, и демонстрирующая, что она — драгоценность, — это сочетание, которое возникло в России в двухтысячные годы. И два архитектора смогли перевести модернизм в поле роскоши. Это — Григорян и Скуратов. Оба, в общем, бутиковые архитекторы: делают своеобразные “Бентли” или “Феррари”.
Дом на Мосфильмовской, один из первых жилых небоскребов в столице — это как раз типичный архитектурный “Феррари”».
Copper House в Бутиковском переулке, 2004. Архитектор Сергей Скуратов
Еще одно творение Скуратова в духе модернистского гламура. Вообще весь Бутиковский переулок — это комплекс из сверхдорогих «западных» жилых домов.
«Золотая миля», как ее называли риелторы — напоминание о времени, когда качественная современная архитектура была достоянием избранных. К каждому «околоевропейскому» дому из стекла и бетона относились как к яйцу Фаберже. Copper House — яркий тому пример. Это три кубических шестиэтажных здания, «оторванных» от земли за счет консольных выносов. Дома облицованы панелями из патинированной меди, которые придают им характерный зеленоватый цвет.
Молочный дом в Бутиковском переулке, 2002. Архитекторы — группа «Меганом»
Сама постройка, как и улица в целом, выглядит фрагментом сегодняшнего Берлина, перенесенным в переулки старой Москвы. Здание до сих пор смотрится даже слишком современно. В то, что Молочный дом построен почти 20 лет назад, верится с трудом. Но Юрием Григоряном, одним из основателей «Меганома» и соавтором проекта, собственная постройка воспринимается едва ли не студенческой пробой пера.
Русская экзотика: тот самый лужковский стиль
Но перейдем от архитектурных сливок эпохи к самому бесславному отрезку нашей прогулки по лужковской Москве — к той самой лужковщине. К сожалению, именно лужковщина во многом стала визитной карточкой бывшего градоначальника.
«Откуда появилась эта лужковщина во всех своих обличьях? — спрашивает Михаил Белов. — Есть такой миф, что однажды Лужкову подарили фотографию старой Москвы — с колокольнями и куполами. Посмотрев на нее, он сказал: “Вот что надо делать!” И всякие аффилированные с системой стройкомплекса “Моспроекты” отдали честь и стали делать то, что мы теперь называем лужковской архитектурой, считая, что они делают “под старину” как надо. Была и другая волна, вернее зыбь — архитекторы-западники, которые ориентировались на актуальные Европу и Америку. Лужков, в принципе, был человеком странным и, пожалуй, диким. Представьте себе Емельяна Пугачева, который таки дорвался до власти и стал царем. Вот это Лужков. На самом деле у него не было особых стилевых предпочтений. Он был устремлен как в “прошлое”, так и в будущее».
Дом-яйцо на улице Машкова и дом «Патриарх», 2002. Архитектор Сергей Ткаченко
Если бы нужно было выбрать два символа лужковского стиля, я бы назвал именно эти две постройки. Честно признаюсь, они мне обе очень нравятся и мне все равно, кто что думает. Идея дома-яйца была частично вдохновлена галеристом Маратом Гельманом и начиналась как проект роддома в Иерусалиме в форме яйца. Григорий Ревзин характеризовал дом-яйцо и жилой дом «Патриарх», похожий на свадебный торт, как наиболее яркие выражения лужковского стиля, доводящие архитектуру этого периода до той степени абсурда, что она приобретает собственный голос и вес.
Театр Et Cetera под руководством А. Калягина, 2005. Архитектор Александр Великанов
Я думаю, что человек, подписавший разрешение на строительство этого проекта, тайно ненавидел Москву и хотел за что-то отомстить негостеприимной столице. Ему удалось. Архитектор Великанов, начинавший работать над зданием, по слухам, устал от постоянных правок заказчика, обвинил Калягина в безвкусице и отказался от своего авторства в проекте.
ТЦ «Наутилус», 1998. Архитектор Алексей Воронцов
Моя личная версия возникновения этого шедевра на Лубянке: авторы этого опуса в лихие 90-е открыли для себя наркотики-галлюциногены. Затем, еще находясь под их воздействием, открыли книжку про русский модерн вверх ногами, вдохновились увиденным и бодро приступили к работе.
Торговый комплекс «Охотный ряд», 1997. Архитектор Михаил Посохин
По поводу «Охотного ряда» существует один миф. Поговаривали, что Ельцин так боялся повторения полумиллионного митинга на Манежке, что велел Лужкову чем-то застроить площадь. В начале 90-х вырытый на 20 метров вглубь котлован впечатлял не по-детски. Казалось, что там сейчас построят что-нибудь очень значимое. Увы, грандиозный проект оказался аляповатым шопинг-центром с дешевой облицовкой, каскадами безвкусных фонтанов и «выдающимися» скульптурами Зураба Церетели на поверхности. В начале нулевых гости из ближнего зарубежья любили клеить там местных девушек.
Памятник Петру Великому, 1997. Скульптор Зураб Церетели
«Вас тут не стояло!» — гласил слоган на одной из многочисленных демонстраций против установки этой абсурдной многометровой скульптуры. Увы, голоса протестующих услышаны не были, и уже третье десятилетие Петр мозолит глаза особо чувствительным москвичам. Кто-то до сих пор негодует, другие, и я в их числе, примирились с памятником и уже не представляют современную Москву без него.
Появление Петра I в самом сердце города окутано туманом легенд. Если верить одной из них, Церетели, придворный скульптор московских властей, делал памятник Колумбу и хотел впарить его в начале 90-х США или Испании. Но памятник никто не брал. «Не пропадать же добру», — подумал Церетели и прилепил Колумбу голову Петра. Кстати, Петр I терпеть не мог Москву, так что памятник ему в самом центре нашего города смотрится уж совсем иронично.
Бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс» (1996), гостиница «Свиссотель Красные Холмы» (2005) и Дом музыки (2002)
Наверное, когда-то в далеких 60-х люди так представляли себе утопическое будущее. Непосредственно на момент постройки этот район казался экзотическим и даже не раздражал. Однако со временем комплекс очень плохо состарился: остекление и когда-то яркие стены давно покрылись налетом и выгорели на солнце. А объемы домов, похожих на плохой детский конструктор, выглядят непростительно наивно. Мне нравится думать, что в «чашке» на самом верху гостиницы находится штаб-квартира какого-нибудь суперзлодея из фильмов о Джеймсе Бонде.
Бизнес-центр «Павелецкая Плаза», 2003. Архитектор Елена Аулова
Само собой, в здании чувствуется отсылка к сталинским высоткам. Только цитата эта выглядит жестокой сатирой, начиная от формы и заканчивая позорной дешевой облицовкой рвотных оттенков. Но все это можно было бы простить, если бы не загадочная круглая блямба, «украшающая» верхушку бизнес-центра. Она похожа на кусок рекламы, который однажды забыли снять. А ведь нам с этим жить еще как минимум лет пятьдесят.
ТЦ «Новинский», 2004. Архитектор Михаил Посохин
Если можно было бы смешать все здания в лужковском стиле в одно усредненное, получился бы «Новинский пассаж» придворного архитектора Лужкова — Михаила Посохина. Постройка выполняет все ключевые условия вышеупомянутого стиля. А именно: чудовищные дешевые материалы, примитивные упражнения в историзме, эклектика самых несочетаемых элементов и прекрасная историческая территория вокруг, чтобы ее можно было как следует испортить.
ГУ Банка России (1997) и бизнес-центр «Балчуг Плаза» (2004)
Два архитектурных монстра расположены прямо у Кремля по соседству и гармонично дополняют друг друга. Если одного из зданий недостаточно, чтобы успешно подгадить пейзаж, то с этой задачей ему помогает справиться второе.
«Чайка Плаза» на Новослободской, 2000
Объяснить облик этого фрика у меня не получается. Это странное сочетание колонн, куполов и чрезмерно зеркального стекла. Такое впечатление, что из мешка вывалили фрагменты здания и неизвестный робот собрал их в случайном порядке.
«Лужков лично ни к какому лужковскому стилю отношения не имеет, — уверен Михаил Филиппов. — Я пару раз видел его выступления на советах, когда он ругал то, что мы называем лужковским стилем. Он на этих советах с отвращением ругал все то, что предлагается и потом делается под его именем. Однажды я стоял рядом с ним и лично слышал, как он рассказывал, что едет по Москве с закрытыми глазами: “Когда я еду по Москве, я ни направо, ни налево не смотрю — не хочу расстраиваться”».
«Лужков был нестандартный чиновник со множеством идей, эдакий безбашенный итальянский тиран эпохи Возрождения, — вспоминает Михаил Белов. — Но те, кто его обслуживал, были, мягко выражаясь, не Леонардо да Винчи или Микеланджело, а М. М. Посохин и иже с ним. Москва в итоге получила единственно возможный результат.
Да и чего можно было ожидать от страны, где с 1956 года планомерно уничтожалась архитектурная профессия? К середине 60-х годов архитектурная практика стала карьерным полем для партийных бюрократов, которые потом воображали себя креативными людьми и присваивали себе авторство. Итог: мы получили ту архитектуру, которую заслужили, и ничего другого получить не могли».
По итогам прогулки по лужковской Москве я не могу перестать думать о следующем: простым москвичам часто искренне нравится все то, что я и мои собеседники резко осуждали в этой статье. Я не раз убеждался в этом, просматривая отзывы в интернете о тех или иных постройках. И в то время как маленький процент москвичей берет на себя смелость определять, что красиво, а что нет, абсолютное большинство москвичей живут своей жизнью. И те вещи, которые мы так страстно ругаем, многим горожанам приходятся очень даже по душе. Вот и возникает вопрос: «А кому принадлежит наш город на самом деле?»
Фото: Владимир Зуев
moskvichmag.ru
Чем Москва лучше Питера – Варламов.ру – ЖЖ
Я не раз говорил, что Петербург – лучший город России. Он самый европейский, в нём невероятное количество архитектурного наследия, целые кварталы и улицы исторической застройки. Проблема в том, что петербуржцы относятся к этому богатству крайне безответственно.
Они уничтожают оригинальные двери и окна своих домов, вставляя в дореволюционные здания дешёвый металл и пластик, и лепят на фасад кондиционеры. Выкидывают на помойку уникальные витражи, закрашивают лепнину и закладывают камины в парадных. Я не сгущаю краски, что-нибудь подобное действительно происходит почти каждую неделю.
Мне непонятно, как можно жить в таком городе и не уважать свою историю. Российские императоры, 200 с лишним лет отстраивавшие свою столицу, вертятся в своих гробах, глядя на это безобразие.
Хорошо, что в Москве не так! Подобное в Питере точно было бы невозможно:
В Потаповском переулке рядом с Чистыми прудами есть дом №10. Он был построен в 1914–1916 годах по проекту архитектора Василия Волокитина. Сначала это был доходный дом Заварских, а после революции здесь был открыт «Дом Коммуны» с клубом Наркомсвязи.
Фото: Все дома России
Несколько лет назад дом отметил свой 100-летний юбилей. И жильцы сделали ему шикарный подарок. В подъезде были восстановлены элементы интерьера, близкие к оригинальным. Смотрите, какая роспись потолков!
Фото: Russian Travel Team
В подъезде сохранились чудесные входные двери:
Фото: Russian Travel Team
Нарядная плиточка на лестничных площадках.
Фото: Russian Travel Team
В Питере сюда давно бы вставили пластиковые окна, а витражи продали на «Авито» или выкинули на помойку. Но в Москве люди ценят свою историю.
Фото: Russian Travel Team
По фотографиям даже не особо понятно, что тут новодел, а что оригинал.
Фото: Russian Travel Team
Безмерно уважаю москвичей за то, что так заботятся о своём доме. Надеюсь, многие жители Петербурга прочтут этот пост и задумаются о своём поведении.
varlamov.ru
38 необычных мест Москвы, которые могут удивить — 2do2go
Думаете, что в Москве вас уже ничем не удивить? 2do2go спешит разубедить вас в этом! Специально для взыскательных читателей подготовлена эта подборка, которая поможет взглянуть на столицу свежим взглядом и открыть новые места в хорошо знакомом городе.
Музеи Москвы, в которых нужно обязательно побывать
ВДНХ
Это самый крупный выставочный центр столицы. Каждый год сюда приходит более 15 000 000 посетителей, организуется около 150 экспозиций и выставок.
Музей космонавтики
Один из самых популярных музеев столицы. В экспозиции – летательные аппараты, скафандры, тренажеры для подготовки космонавтов, бортовое питание, предметы быта, луноход, межпланетные станции, чучела Белки и Стрелки и еще много всего интересного.
Третьяковская галерея
Список музеев Москвы, в которых нужно обязательно побывать, просто не может полным без Третьяковской галереи. Она по праву считается одним из главных символов нашей страны. Бесценные экспонаты из музейных фондов притягивают любителей изобразительного искусства со всего света.
Музеи Кремля
Музеи Московского Кремля – старинный и привлекательный туристический объект. Музеи располагаются в центре Москвы, на территории Кремля – на этих землях большое количество архитектурных памяток: Оружейная палата, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Патриаршие палаты, церковь Положения риз Пресвятой Богородицы.
Государственный исторический музей
Многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране по полноте и разнообразию – его собрания наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Интерьеры исторического музея соответствуют определенным эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Именно в этом музее Москвы находится одна из самых больших коллекций зарубежного искусства в России. Его фонд настолько огромен, что для размещения экспонатов выделено четыре здания. В музее есть несколько крупных коллекций, среди которых «Картины», «Скульптуры», «Нумизматика», «Графика».
Дарвиновский музей
Крупнейшая в Европе коллекция видов музея рассказывает о становлении теории эволюции, о разнообразии жизни на Земле, о борьбе за существование и естественном отборе. Здесь можно увидеть изображения давно вымерших животных и почерпнуть много нового и интересного. Музей проводит увлекательнейшие экскурсии и занятия для детей.
Палеонтологический музей
Музей располагает огромнейшей территорией – несколько крупнейших залов рассказывают о самой науке палеонтологии, о раннем палеозое, о древних позвоночных животных эпохи мезозоя, а также об истории жизни на территории Москвы. Особенно привлекательными остаются для посетителей залы, где можно увидеть истинные размеры хищников динозавров, древних птиц, рептилий, первых огромных млекопитающих.
Музей-заповедник «Коломенское»
Музей-заповедник включает в себя четыре исторические территории с уникальными постройками. Сама территория музея считается очень ценной, так как здесь сохранились древний естественный рельеф и уникальная флора. Это единственный в своем роде заповедник с памятниками археологии, истории, архитектуры и природы, который находится практически в центре Москвы.
Музей техники Apple
Единственный на континенте частный музей техники Apple находится в Москве. Здесь выставлено около ста редких экземпляров. Практически все устройства находятся в рабочем состоянии: любой желающий может опробовать их в действии и даже поиграть в компьютерные игры 90-х годов.
Экспериментаниум
Это необычный музей. Здесь не только можно, но и нужно трогать руками и рассматривать со всех сторон. Интерактивная экспозиция музея посвящена изучению научных достижений и явлений природы. Каждый посетитель при желании может принять участие в проведении опытов и экспериментов, а еще здесь проводятся научные шоу.
Бункер-42 на Таганке
Комплекс совмещает в себе Музей холодной войны – бункер, уходящий на глубину 65-ти метров от поверхности земли, и глубочайший в России ресторан, переносящий в атмосферу СССР. Здесь регулярно проводятся детские увлекательные интерактивные игры с декорациями и световым оформлением.
Музей СССР
Музеи Москвы – это своеобразные машины времени. Предметы разнообразнейших экспозиций Музея СССР хранят память о той жизни и нравах, о людях, которые строили СССР и искренне верили в светлое будущее. Многим советские раритеты напомнят о хорошем и добром, что все-таки было в то непростое время.
Музей советских игровых автоматов
Один из самых удивительных столичных музеев. Экспозицию составляют популярные в СССР «Морской бой», «Снайпер», «Городки», «Перехватчик», «Магистраль» и такие редкие автоматы, как «Подводная лодка», «Истребитель», «Пенальти». Всего в музее более 40 игровых экспонатов, большая часть из них в рабочем состоянии.
Царицыно
Завершает топ музеев Москвы, в которых нужно обязательно побывать, музей-заповедник «Царицыно». Он по праву считается одним из самых привлекательных мест не только столицы, но и всей России. Удивительный по своей красоте ансамбль составляют архитектурные памятники и ландшафтный парк с прудами. Музейные коллекции Царицыно очень богатые – на сегодняшний день количество экспонатов превышает 30 000.
Интересные и необычные места в Москве
Деловой центр «Москва-Сити»
Одно из самых популярных мест столицы и грандиозных творений архитекторов во всей российской истории. «Москва-Сити» – место, которое объединяет в себе все необходимое современному человеку: апартаменты проживания, бизнес и торговые площадки, рестораны и зоны досуга.
Останкинская телебашня
Телевизионная и радиовещательная башня, которой нет равных во всем мире. На 45 этажах сооружения располагаются десятки кольцевых балконов и площадок. Регулярно проводятся экскурсии на закрытую и открытую смотровые площадки.
Московский планетарий
Необычные места Москвы способны не только удивить своим внешним видом, но и многому научить. Крупнейший планетарий Европы. Здесь можно прикоснуться к настоящим обломкам метеоритов и даже принять участие в необычных научных опытах.
Декорации «Москва, XIX век»
Это очень интересное и атмосферное место. Дома внутри пустые и держатся на строительных лесах, они сделаны из таких материалов, как фанера и гипс. В переулках города расположены церковь, усадьба, множество домов и даже разрушенное здание.
Аптекарский огород
Розовый лед, черепахи, магнолия, ананасы – и все это в центре города. Небольшой, но очень зеленый пятачок – одно из удивительнейших и интересных мест столицы.
Римско-католический кафедральный собор
Этот неоготический собор является самым большим во всей России и федеральным памятником архитектуры. В храме проходят молодежные встречи и благотворительные концерты церковной музыки (духовной и органной).
Сандуновские бани
Именно здесь проходили съемки знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». Самый крупный банный комплекс столицы. В здании сохранился исторический интерьер, номерные бани, прачечная, салон красоты и ресторан.
Чайный дом на Мясницкой
Это здание выделяется на фоне подобных заведений столицы. Он выполнен в восточном стиле и напоминает китайский домик: зонтики на фасаде, драконы и фонарики из лепнины. Проект дома разработал Роман Иванович Клейн – известный архитектор, прославившийся виртуозной работой со стилями – гений эклектики.
Дом, где жила булгаковская Маргарита
Топ интересных мест Москвы дополняет этот необычный дом. «Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор» – так Михаил Афанасьевич описывал дом, в котором жила Маргарита.
Живописный мост
Кажется, что после «Голден гейт», Тауэрского моста, знаменитых построек в Голландии и Сингапуре в строительстве мостов ничего нельзя придумать нового. Но проектировщики Живописного моста, не замахиваясь на такие масштабы, решили соединить новые технологии и оригинальность исполнения, да соединить так, чтобы это место стало одним из самых необычных в столице.
www.2do2go.ru
ТОП-30 достопримечательностей Москвы » Список с описанием и фото
Содержание:1. Красная площадь и Кремль
2. Храм Василия Блаженного
3. Москва-Сити
4. Храм Христа Спасителя
5. Новодевичий монастырь
6. Церковь Вознесения в Коломенском
7. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
8. Музей-заповедник Царицыно
9. Коломенский дворец
10. Кремль в Измайлово
11. Усадьба Кусково
12. Крутицкое подворье
13. Большой театр
14. Государственная Третьяковская галерея
15. Государственный исторический музей
16. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
17. Музей изобразительных искусств имени Пушкина
18. Бункер 42 на Таганке
19. Парк Победы на Поклонной горе
20. Воробьевы горы
21. ВДНХ
22. Останкинская телебашня
23. Триумфальные ворота
24. Сталинские высотки
25. ГУМ
26. Старый Арбат
27. Сад Эрмитаж
28. Парк искусств МУЗЕОН
29. Арт-кластер «Красный Октябрь»
31. Парк Зарядье
32. Океанариум в Крокус Сити
33. Парк развлечений Freezone
Москва – это уникальный мегаполис. Он притягивает внимание многих своей самобытной историей, многочисленными достопримечательностями и современными достижениями. Ежедневно в столицу приезжает множество туристов из других городов России и разных стран. Чтобы посмотреть достопримечательности столицы, не хватит и недели. Поэтому гости города стараются среди их множества выбрать наиболее интересные для себя. Мы составили список достопримечательностей Москвы с описанием, чтобы вам было проще определиться с маршрутом. Данная статья поможет составить индивидуальную программу, чтобы пребывание в городе было максимально насыщенным и интересным, оставило много ярких впечатлений.
Назад к содержаниюКрасная площадь и Кремль
Данные достопримечательности являются визитной карточкой Москвы. Их посетить должен обязательно каждый гость города. Кремль имеет уникальную давнюю историю, а Красная площадь – это место, на котором проходило множество исторических событий. Каждый гость российской столицы обязательно делает тут фото, чтобы сохранить надолго в памяти все впечатления от пребывания здесь.
Назад к содержанию
Храм Василия Блаженного
Иван Грозный в давние времена велел заложить этот храм в благодарность Господу, когда была взята Казань. Первоначально строение имело красно-белые стены и золотые купола. После пожара, произошедшего в XVIII веке, храм был отреставрирован и разукрашен в яркие цвета, что делает его в наши дни ярким украшением Красной площади.
Назад к содержанию
Москва-Сити
К современным достопримечательностям города относится Москва-Сити. Этот уникальный комплекс небоскребов является визитной карточкой современного мегаполиса. 235 метров составляет высота самой высокой башни, которая получила название «Федерация». В деловом центре располагается множество офисов, магазинов, отелей и ресторанов. В нем есть апартаменты и смотровые площадки. По комплексу проводятся экскурсии, позволяющие узнать о нем много интересного. Все башни по-своему уникальны и неповторимы, как и в целом весь проект.
Назад к содержанию
Храм Христа Спасителя
В данном кафедральном соборе богослужения проводит сам Патриарх. Возведен храм был в честь победы в войне 1812 года. Больше сорока лет длилось строительство. Во времена Союза здание было подорвано. Его отстроили заново в 1994-1997 годах, стараясь придать максимальное внешнее сходство с первоначальным.
Назад к содержанию
Новодевичий монастырь
Старейший женский монастырь страны является культурной и исторической ценностью. Он был основан в 1524 году. С точки зрения архитектуры он представляет собой настоящую крепость. Такое историческое место с богатейшей историей просто невозможно не посетить, находясь в Москве.
Назад к содержанию
Церковь Вознесения в Коломенском
На территории паркового комплекса в Коломенском возвышается красивейший храм, который был возведен в XVI веке. На территории Руси данная церковь является одним из первых образцов каменных шатровых строений. Архитектура храма давно признана экспертами уникальной.
Назад к содержанию
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
На средства польской общины в Москве в начале ХХ века возвели главный католический собор. Он построен в неоготическом стиле и является одним из главных украшений города. В храме регулярно проходят различные культурные мероприятия, концерты органной музыки.
Назад к содержанию
Музей-заповедник Царицыно
На участке площадью, превышающей 100 га, расположен уникальный дворцово-парковый комплекс. В XVIII веке были возведены все входящие в него постройки. Стиль псевдоготика или русская готика делает этот комплекс по-настоящему уникальным. Когда-то здесь была царская резиденция, сегодня на территории комплекса находятся многочисленные музеи, оранжереи, выставки и концертные залы.
Назад к содержанию
Коломенский дворец
В парке Коломенское располагается деревянный дворец, который когда-то принадлежал царю Алексею Михайловичу. В архитектуре ярко просматривается желание автора подчеркнуть всю мощь государства Российского и величие царя. Для посетителей эта достопримечательность открылась в 2010 году. Приехать на экскурсию в Коломенский дворец обязательно надо, чтобы глубже узнать и понять вековую историю нашей страны.
Назад к содержанию
Кремль в Измайлово
В духе русской архитектуры XVII века возведена данная достопримечательность Нового времени. При строительстве были использованы старинные чертежи и эскизы. Строительство было затеяно для привлечения внимания туристов. Появился этот Кремль в 2007 году. Кремль в Измайлово пользуется значительной популярностью у гостей Москвы и ее жителей.
Назад к содержанию
Усадьба Кусково
В XVIII веке был возведен данный роскошный особняк. Он принадлежал графскому семейству Шереметьевых. Красивый ландшафтный парк окружает старинную усадьбу. Сейчас на территории комплекса проводятся различные выставки и концерты.
Назад к содержанию
Крутицкое подворье
Памятник архитектуры XVII века расположен в Таганском районе столицы. С 1991 года он используется в качестве патриаршего подворья. На территории сейчас есть Отдел по делам молодежи РПЦ. Когда-то давно в XIII веке тут размещался монастырь, впоследствии здание служило резиденцией высших духовных лиц.
Назад к содержанию
Большой театр
Оперная основная сцена признана одной из лучших в мире. Первоначально театр был возведен в 1825 году, но в 1853 произошел пожар, который полностью разрушил здание. Последняя масштабная реконструкция была произведена в 2005-2011 годах. Здание и внутри, и снаружи поражает великолепием и роскошью.
Назад к содержанию
Государственная Третьяковская галерея
Богатая коллекция знаменитого художественного музея неизменно привлекает внимание гостей города. В нем собрано множество уникальных экспонатов. Чтобы увидеть их все, не хватит и нескольких дней.
Назад к содержанию
Государственный исторический музей
Данный музей является одной из главных достопримечательностей в Москве. В его многочисленных залах можно увидеть коллекции, рассказывающие обо всех эпохах великого государства. Также можно оценить и масштабные экспозиции, рассказывающие и о других странах.
Назад к содержанию
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
Здание было возведено в 1880 году на средства купца Данилова. С самого начала в цирке давали представления только лучшие коллективы. Зрительный зал рассчитан на 2000 человек. В нем ежедневно проводятся уникальные представления.
Назад к содержанию
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
В 1913 году произошло открытие этой музейной галереи. Развитие и расширение экспозиции происходило в течение всего ХХ века. В залах галереи часто устраиваются выставки известных на весь мир мастеров, в ней на сегодняшний день представлено около 700 экспонатов.
Назад к содержанию
Бункер 42 на Таганке
Музей холодной войны, расположенный на глубине 65 метров, является одной из популярных достопримечательностей Москвы. Создавался бункер в качестве автономного убежища на случай ядерного удара. Сегодня он является напоминанием о холодной войне и гонке вооружений.
Назад к содержанию
Парк Победы на Поклонной горе
Парк посвящен Победе в ВОВ 1941-1945 годов. Начало строительства произошло в 1987 году, а официальное открытие парка – в 1995 году. Центральный монумент возвышается на высоту 141.8 метров.
Назад к содержанию
Воробьевы горы
Одной из лучших смотровых площадок Москвы являются Воробьевы горы. С них открываются неповторимые виды на столицу. Сюда приезжают погулять и покататься на велосипедах, роликах. Вблизи Воробьевых гор уже на протяжении длительного времени неизменно устраивают встречи московские байкеры.
Назад к содержанию
ВДНХ
Многочисленные выставочные павильоны, парки и концертные площадки, рестораны и кафе неизменно привлекают внимание москвичей и гостей столицы. На территории располагается самый большой океанариум в Москве, а также многое другое. Даже целого дня не хватит, чтобы обойти тут все интересное.
Назад к содержанию
Останкинская телебашня
Телевышка относится к уникальным символам столицы. Она обеспечивает трансляцию по всей стране. Во времена, когда ее построили, в 1963-1967 годы, она считалась самым высоким сооружением в Европе. Здесь можно записаться на экскурсию и попасть на смотровую площадку.
Назад к содержанию
Триумфальные ворота
Арочные ворота, расположенные на Кутузовском проспекте, были возведены в честь победы в войне 1812 года. В 1936 году арку демонтировали, и она вернулась на прежнее место лишь в 1968. Если первоначально надпись в ее верхней части прославляла царя Александра I, то после восстановления там появились слова, прославляющие русских воинов.
Назад к содержанию
Сталинские высотки
Семь высотных домов, возведенных в помпезном стиле «сталинский ампир», также являются лучшей достопримечательностью Москвы. Они должны были символизировать силу и мощь Союза. Сегодня в них находятся МИД, МГУ, жилые квартиры и гостиницы. Такие квартиры всегда относились к категории элитных.
Назад к содержанию
ГУМ
Государственный универсальный магазин является одной из популярных достопримечательностей Красной площади. Этот магазин во времена Союза был самым востребованным у жителей всех городов страны.
Назад к содержанию
Старый Арбат
Легендарный прогулочный бульвар столицы обязательно следует посетить ее гостям. Здесь находится большое количество интересных частных музеев, ресторанов и сувенирных магазинов. На улице рисуют портреты и выступают артисты. Такая прогулка будет интересной для всех.
Назад к содержанию
Сад Эрмитаж
В центре города находится небольшой парк, который давно является одним из самых любимых мест для прогулок местных жителей. Возник он в конце XIX века и был основан меценатом и предпринимателем Я. Щукиным. Данный парк часто становится местом проведения различных фестивалей. На его территории располагаются открытая эстрада для летних концертов и три театра.
Назад к содержанию
Парк искусств МУЗЕОН
На Крымской набережной столицы находится масштабная арт-зона. Здесь проходят выставки под открытым небом. Красивые фонтаны и ландшафтные сады с многочисленными дорожками для прогулок раскрывают отличные возможности для времяпрепровождения. Крымская набережная является уютным местом, которое любят выбирать для прогулок романтические личности.
Назад к содержанию
Арт-кластер «Красный Октябрь»
Здесь расположены дизайнерские студии и выставочные залы, находятся многочисленные галереи и мастерские. Арт-кластер – это место, которое давно избрала для себя модная публика. Любят его посещать и известные персоны. Если говорить об архитектуре самого здания, то оно является ярким представителем эпохи промышленного строительства начала XX столетия.
Назад к содержанию
Парк Горького
На набережной Москвы-реки располагается один из самых популярных столичных парков. Сравнительно недавно проведенная реконструкция обусловила соответствие данного места всем современным стандартам. Сегодня многие в теплое время года выбирают именно парк Горького, чтобы развлечься и отдохнуть. Многочисленные мероприятия, которые регулярно в нем проводятся, делают такой отдых еще более увлекательным.
Назад к содержанию
Парк Зарядье
Новый парк, открытый совсем недавно. Его уникальность заключается в том, что на территории представлены все климатические зоны страны. Зарядье – это место, куда можно приехать на целый день и ни минуты не заскучать. Парк масштабный и очень интересный. Если выбрать его для посещения, можно получить множество эмоций и ярких впечатлений.
Назад к содержанию
Океанариум в Крокус Сити
Данный океанариум является вторым по размерам в столице. Его уникальная архитектура создает впечатление настоящего погружения. Посетители получают возможность познакомиться со множеством удивительных обитателей морских глубин. Данный океанариум обязательно стоит посетить, поскольку он не похож на находящийся на ВДНХ и позволяет получить новые эмоции и впечатления.
Назад к содержанию
Парк развлечений Freezone
Если говорить о современных и интересных достопримечательностях Москвы, нельзя обойти вниманием парк развлечений Freezone. Данная зона отдыха и развлечений занимает два гектара и знаменита наличием самой большой аэротрубы. В полетной зоне получают яркие впечатления не только любители. Профессиональные парашютисты давно выбрали ее в качестве места для тренировок и оттачивания собственного мастерства. Ощущение свободного полета несравнимо ни с какими другими. В парк «Фризон» ежедневно приезжают полетать многие москвичи и гости столицы. Опытные инструкторы помогают освоиться и научиться в потоке воздуха управлять собственным телом.
В парке развлечений Freezone могут летать взрослые и дети возрастом от четырех лет. Вследствие большой популярности парка, полетное время необходимо заказывать заранее. С предложениями и тарифами можно ознакомиться, пройдя по ссылке https://www.freezone.net/air/. Такую полетную зону обязательно следует посетить каждому гостю Москвы, чтобы оценить в полной мере масштабность парка «Фризон» и его уровень.
На территории в два гектара находится не только уникальная по размерам аэротруба. Его основатели побеспокоились о разнообразии развлечений для детей и взрослых. Посетителям также предлагается виртуальная реальность. Лучшее современное оборудование гарантирует абсолютное погружение в события. Игроки не только наблюдают за сюжетом игры, но и получают возможность принимать в нем активное участие, влиять на ход событий. Посетителям центра Freezone никогда не приходится скучать.
После посещения полетной зоны и увлекательной игры в виртуальной реальности, гости центра развлечений могут посетить веревочный городок, чтобы уже в реальном мире проверить собственную ловкость и сообразительность. Кафе и ресторан, расположенные на территории комплекса, помогут пополнить запас сил и энергии. При желании в парк развлечений «Фризон» можно приехать и на несколько дней. В нем есть отель, комфортные номера которого создают просто отличные возможности для отдыха.
Приезжайте в Москву на несколько дней, чтобы в полной мере оценить ее исторические достопримечательности и современные достижения. В столице так много интересных мест, что ни одному ее гостю никогда не бывает скучно. Здесь каждый находит для себя занятие по душе.
Назад к содержаниюwww.freezone.net
Почему стоит любить Москву? — The Village
Саша Боярская-Уэйтт, журналист и бывший обозреватель «Афиши», переехала жить в Лондон два года назад. В своей колонке для The Village Саша рассказывает о том, почему Москва сейчас — лучший город на земле.
Мне понадобилось два года, чтобы понять, что я потеряла лучший город на Земле. Это идеальный город для отпуска, для работы, для того, чтобы в нем развлекаться, взрослеть, влюбляться и просто жить. Два года назад я уехала из Москвы, с радостной улыбкой и мыслью — навсегда. Два года спустя я еду в свой единственный отпуск в Москву и не хочу уезжать. Я слушаю то, о чем говорят мне друзья. В Москве сложно жить — потому что она часть России и нашего удивительного государства. В Москве страшно жить — по той же причине. Но когда мне говорят, что в Москве плохо — я перестаю верить своим ушам. В Москве — хорошо. Москва — лучший город на Земле.
Тут стоит сказать, что два года назад я уехала в Лондон. Я встретила довольно нелепого англичанина, влюбилась, закрыла глаза на сложности, и в очередной раз выполнила свое обещание — говорить «да» в каждом случае, когда это не причиняет никому страданий и боли. Так я переехала в Лондон и написала шесть путеводителей по этому прекрасному городу. Но потребовалось два года, чтобы понять — любви к одному человеку не хватит, чтобы заставить меня полюбить Лондон так же страстно, как я люблю Москву. Я ходила по лондонским кафе, клубам, магазинам, улицам, паркам и музеям — и, дописав очередной путеводитель, поняла, что пора искать пути отступления. Я хочу обратно — и чем скорее, тем лучше.
То, что я пытаюсь сказать, не имеет отношения к моей бабушке или маме. Им было бы куда лучше в Лондоне. Это не имеет отношения к маленьким детям, большим семьям, занудам, нытикам и тем, кто ненавидит человечество. Это имеет отношение только к таким же людям, как и я — которых все пытаются обозначить по-своему. Это хипстеры, випстеры, молодые художники, «архитектор-фотограф-а-также-модель» — whatever. Это все, у кого внутри есть пламенный мотор в любом его проявлении, будь то желание сделать мир лучше или что-то ему доказать.
У меня есть друзья, которые крутят пальцем у виска, когда я это говорю. Я их понимаю. Если бы целью моей жизни были фермерские овощи, которые можно купить на любом рынке, дешевые классные шмотки, которые можно купить в любом магазине и даже проще — онлайн с гарантированной бесплатной доставкой завтра, крутые журналы в любом газетном киоске, идеальные пряничные домики в пригороде, огромные дружелюбные музеи — то да, я была бы счастлива в Лондоне. Этот город приспособлен для жизни, как мало какой другой. Здесь есть все, и если преодолеть некоторые визовые сложности, здесь можно прекрасно прожить свою маленькую жизнь, как в сахарном киселе. Сражаться за свое место тут особенно не надо: схемы становления кем угодно выверены, системы получения пособий по безработице функционируют, карьерные механизмы работают, как часы с двойным запасом деталей — любой винтик и гаечка легкозаменимы. Если найти счастье в кулинарных книжках, детях, милых кафе, прекрасном одышливом уюте — в котором я не вижу ничего плохого, поймите меня правильно — то Лондон даст Москве сто очков вперед.
В Москве пока нет ничего подобного. Все это нужно строить. Здесь горит некий огонь первооткрывательства: стоит задуматься о чем-то, чего не хватает, как в голову приходит мысль — если не я, то кто? Чем дальше, тем больше. Чем лучше в Москве, тем больше нытья: «Ну во-о-от, а вот этого нет» — и тем больше дела: «Нет? Окей, сделаем».
В Москве сложно жить. Больше всего мне это напоминает рассказ Андрея Платонова «Неизвестный цветок» — про цветок, пробившийся сквозь камни и глину, и оттого — он лучше прочих. Москва — это камни и глина. Но от этого задача становится интереснее. Здесь почти ничего нет, и именно сейчас что-то происходит. Все на свете происходит именно в Москве. За последние десять лет на пустом месте появилось огромное поле, а через двадцать лет все будет, как в «райском саду» или любом европейском городе. Так вот, эти двадцать лет — это самое лучшее время, чтобы провести его в Москве.
Самое главное и уникальное, что есть в Москве и нет ни в одном другом городе мира — это то, как устроено общество. Социальные связи. То, как они работают. Мне повезло: несколько лет работы в «Афише» вместо учебы в университете — и я своими глазами следила за тем, как растут мои социальные связи — моя «песочница». Я не сомневаюсь, что и десять лет назад в Москве была некоторая масса людей, знающих друг друга в лицо и по имени, или просто по имени, или просто в лицо. Не сомневаюсь, что они ровно так же ходили в несколько мест, сталкивались, встречались друг с другом, расставались, работали в десятке мест. Сейчас — и в очень большой мере благодаря журналу «Афиша», Пикнику, сайту Look At Me, клубу «Солянка» и т. д. — этих людей стало намного больше, разброс возрастов и профессий увеличился — но суть остается прежней. Это все та же большая песочница, где Вася, идя из одного угла в другой, встречает Сашу, и они решают вместе сделать вот тако-о-ой куличик. Даже если не были знакомы раньше. Просто потому, что мы в одной песочнице и значит, нам по пути.
Подобное устройство общества — повторюсь, я не говорю про своих маму и бабушку, тетю и прочих — означает, что мне почти не приходится знакомить своего брата со своими друзьями. Чаще всего они и так знакомы. Это обеспечивает совершенно уникальное информационное поле, в котором мы все существуем в рамках одного города. Открывая новое заведение, студию, онлайн-магазин, кафе или марку одежды, мы можем рассчитывать на лояльность почти всей этой огромной массы людей, которые связаны одним информационным полем. На это, конечно, влияет и еще один немаловажный фактор — в Москве пока открывается не так много всего, и из-за этого узнавать новое интереснее. В том же Лондоне количество приятных кафе исчисляется тысячами, но спросите любого лондонца, куда он ходит — либо это 3–4–5 любимых мест, либо просто случайная выборка по принципу «шел мимо, а названия не помню». Быть может, кому-то больше подойдет такой вариант, но мне интереснее в Москве. Да и что может быть интереснее, чем наблюдать за тем, как на твоих глазах, с твоим участием, появляется что-то новое? Я очень, очень не люблю слово «энергетика». Особенно, если его применять к городу — слишком расплывчатое и неконкретное понятие. Но, боюсь, без него не обойтись. В той Москве, которая существует на моем уровне восприятия, энергетики хоть отбавляй. Опять же, это то, чему меня научил Юра Сапрыкин и вся редакция «Афиши» — уметь жить в Москве так, будто в ней все уже есть, будто в ней не существует России. Будто мы, вопреки словам московских чиновников, все-таки не в жопе, а в Европе — но в тот момент, когда в ней все только начинало расти. В Европе и Америке уже были и свингующий Лондон, и Club 54 в Нью-Йорке, и Париж с Новой Волной. Я не знаю, как назвать то, что сейчас происходит в Москве (да и можно ли сравнивать?), но здесь сейчас куда интереснее, чем в любом из этих городов.
Все познается в сравнении, да? За два года в Лондоне я сделала примерно столько же, сколько за последний месяц в Москве. В Москве я спала по три-четыре часа и мне было сложно сидеть на месте. Отчасти это можно объяснить таким явлением как holiday mode — когда у тебя каникулы, мир кажется куда прекраснее. Но сейчас я в Лондоне, отпуск еще не закончился, а мне не очень-то и хочется выходить из дома. Наверное, живи я в Советском Союзе во времена Ильфа и Петрова, я была бы как девушки, тайком бежавшие из Москвы в Сибирь: «Нам только непременно нужно, чтобы были трудности!». Все эти шероховатости создают сцепление, и ты начинаешь двигаться.
Все эти вещи — про песочницу, про цветок, пробивающийся сквозь глину, про шероховатости, которые создают сцепление, — мне приходится выкладывать своему английскому мужу в попытке объяснить, почему из месяца хотя бы одну неделю я хочу проводить не в нашей лондонской — пусть и съемной — огромной квартире около парка с оленями, а совершенно непонятно где, в далеком городе, где, к тому же, все время что-то горит, нечем дышать и отключают горячую воду.
Иллюстрация: Саша Похвалин
www.the-village.ru
Прогулка по хорошей Москве – Варламов.ру – ЖЖ
Отлично вчера прогулялся по Москве. Меня спрашивают часто, какой город мне нравится больше всего? Конечно, Москва. Самый лучший город.
01. Начнем с небольшого полета. Москва — за лесом…
02. Какой-то жилой комплекс. Как называется?
03. Ленинградское шоссе и развязка на Шереметьево
04. Главный долгострой Москвы — трасса Москва-Петербург. Конца и края стройке не видать (
05. Пакетик
06. Новый памятник на Белорусском вокзале. К нему принято на счастье привязывать георгиевские ленточки
07. Картина из 90-х… Интересно, когда Москва избавится от вот таких пейзажей?
08. Какие-то непонятные бабки торгуют у метро китайским барахлом под присмотром полиции. Вроде торговлю на Белорусской держат грузины.
09. Красиво
10. Тверская
11. Креатив московских коммунальщиков: чтобы важные объекты не обклеивали нелегальными рекламными объявлениями, их закрывают сеткой.
12. Отличная иллюстрация беспомощности власти. Неужели сложно принять поправки к законодательству и отлавливать паразитов, которые гадят в городе? Почему сейчас штраф за расклейку объявлений — всего 500р? Почему нельзя отправлять злодеев на исправительные работы? Пусть город чистят, раз гадили.
13. новая навигация
14. Самый вопиющий случай нелегальной рекламы, который я видел за последнее время. Какие-то мудаки прямо на Тверской на асфальте расклеили кучу указателей и перегородили тротуар своей рекламой.
15. Тверская
16. Парковка на тротуаре
17. Московское жлобство
18. Никогда не понимал страсть пешеходов выходить на дорогу и там ждать зеленый свет. Почему на тротуаре нельзя постоять?
19. Новые московские щиты под афиши.
20. Закат
21.
22. Это я на велосипеде
23.
24.
25.
26.
27. Вчера был хороший свет вечером.
28.
29.
30.
31.
32.
Москва — лучший город Земли.
Прогулки по Москве:
—————————————-
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
Советую также подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер
Одноклассники
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
varlamov.ru
отдых, куда сходить, где остановиться, как добраться, отзывы о городе
Москва — как много в этом слове… С одной стороны, про столицу что ни скажи — все банальность. Она и златоглавая, и белокаменная, и город, который никогда не спит — что факт, а не фигура речи. С другой стороны, тут что ни день, то новость. Новые выставки, новые рестораны, новые фестивали…
А благодаря чемпионату по футболу Москва стала одним из туристических центров не только России, но и всего мира. В 2018 году здесь побывали 23 с половиной миллиона путешественников. Получается, на два миллиона больше, чем годом раньше. Чувствуется столичный размах: прибавлять, так миллион, не меньше!
Театральная площадь в Москве уступает по популярности только Красной.Фото: globallookpress.com
В инстаграме Москва сейчас на втором месте среди самых фотографируемых городов мира. Уступает только Нью-Йорку, а Лондон и Париж обогнала. Гости столицы, да и сами москвичи запостили 40 миллионов фото и селфи.
Отдых и прогулки в Москве начинаются с Красной площади. А дальше не перечесть — Третьяковская галерея, Большой театр, Воробьевы горы, Никольская улица, парк «Зарядье», ВДНХ, набережные Москва-реки, Бульварное кольцо, Коломенское и Царицыно, Арбат и Тверская, Москва-сити и Останкинская башня… Даже московское метро — достопримечательность, здесь проводят экскурсии.
www.kp.ru