Что есть в египте: Топ 25 — достопримечательности Египта – Достопримечательности Египта

Содержание

Что посмотреть в Египте за 3 дня, куда съездить, достопримечательности

Египет – государство, занимающее северо-восточный «угол» Африки и Синайский полуостров в Азии, и притягивающее миллионы путешественников. Туры в Египет – прекрасная возможность посмотреть на страну фараонов и пирамид, загадочных ритуалов, величественных храмов и богов со звериными головами. К тому же тут придумали геометрию, астрономию и пиво!

Что посмотреть в Египте

Чем интересен Египет

Известен Египет двумя знаменитыми пустынями – Ливийской и Аравийской. Здесь можно увидеть черные пески и Цветной каньон, взобраться на ту самую гору, где Моисей говорил с богом, и посмотреть на Неопалимую Купину.

Также Египет – это древние города и величественные храмы долины Нила: Карнак, Луксор, Асуан, с титанической плотиной, к которой приложили руку и советские инженеры. И, что немаловажно, это сотни и сотни километров побережья на двух прекрасных морях – Средиземном и Красном.

Египетское государство – одно из самых «туристических» во всем мире. Со всеми достоинствами и недостатками, вытекающими из этого статуса. В «плюсе» действительно впечатляющие древности, развитая туристическая индустрия, дешевизна туров и отсутствие проблем с визами.

В «минусе» – многочисленные способы «разводить» туриста на деньги, типи

Египет 3 дня

чная для Ближнего Востока анархия в дорожном движении, мусор и грязь, портящие крупные города.

Для наших соотечественников Египет перестал быть далекой сказочной страной во второй половине 1990-х. И стал чуть ли не всероссийской дачей: недорогие путевки в Египет были по карману многим.

В 2011 году, после свержения Хосни Мубарака, все изменилось. До сих пор в Египте время от времени вспыхивают беспорядки. «Мирные граждане» забрасывают камнями полицию, стражи порядка отвечают пулями, дубинками и слезоточивым газом. Чем же заняться туристу в Египте, если у него на путешествие – всего 3 дня?

Что можно посмотреть в Египте за 3 дня

Экскурсии

Каир

Каир – самый большой город арабского Востока, рассеченный на две части Нилом. Восточный берег – Старый город, словно сошедший со страниц арабских сказок: лабиринт улочек, десятки красивейших древних мечетей и Цитадель Саладдина. Западный берег – европейская планировка, административные здания и современные небоскребы.

Пирамиды

Ансамбль великих пирамид Гизы – единственное дошедшее до нас чудо света. Самая большая и известная из них пирамида Хеопса. Ее строительство продолжалось 20 лет, около 2560 г. д. н.э. Высота на сегодняшний момент – 138 метров (около 2,5 млн. блоков).

Посмотреть пирамиды в Египте

Завершает ансамбль знаменитый страж пирамид – Сфинкс. Это всемирно известная статуя, построенная в Гизе. Скульптура имеет вид льва с человеческой головой. Длина статуи 72 м. В высоту она достигает 20 м.

С годами статуя теряет первоначальный облик. Отсутствует нос длиной 1,5 м и церемониальная борода. Взору туристов достопримечательность стала доступна в 2014 году после четырёхмесячной реставрации.

Пляски кружащихся дервишей

Суфизм – это мистическое течение в исламе, целью которого, упрощенно говоря, является достигнуть слияния с богом. Тело для суфийских монахов-дервишей – «проводник» для связи духа человека с богом.

Священный танец дервишей – это и богослужение, и трансовая практика, наполняющая радостью и спокойствием, и просто неповторимое зрелище. Танец дервишей часто называют «кружащейся медитацией». Пожалуй, это самое экзотическое, что можно увидеть в Каире.

Туры Египет 3 дня

Каирский рынок

Если вы хотите с головой окунуться в пряную атмосферу восточной экзотики – путь вам на огромный каирский базар Хан-эль-Халили. Это целый «город в городе», с кривыми извилистыми улочками и целыми кварталами мастеров какой-либо специальности: ювелиров, кожевенников, портных, медников и даже мастеров по смешиванию специй.

Александрия

Здесь вы можете увидеть отлично сохранившийся римский амфитеатр, колонну, установленную в честь императора Диоклетиана. Для любителей кладбищенских историй найдется несколько интересных некрополей эпохи Птолемеев – некрополь Анфуши, Шетби и катакомбы.

Из прохлады подземных ходов можно отправиться прямиком на пляж с белым чистым песком: летом – позагорать, зимой – покататься на яхте. У моря надо непременно посетить форт Кайт-бей, расположенный на месте Фаросского маяка одного из чудес света.

Посмотреть отели Египта

А вечером непременно надо попробовать свежевыловленной рыбы в одном из местных ресторанчиков.

Древние храмы

Египетские храмы впечатляют своим размахом: это нечеловеческих размеров стены, сотни огромных колонн, десятки исполинских статуй. Все, что возможно, покрыто росписью и барельефами, повествующими о фараонах и божествах.

«Чемпион» по количеству древностей – город Луксор. В древности он назывался Фивами и был столицей Египетского царства.

На правом берегу Нила расположены Луксорский и Карнакский храмовые комплексы. На левом – знаменитый «город мертвых», включающий захоронения и погребальные храмы: храм Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого, погребальный храм в честь бога Амона-Ра и др.

Что посмотреть в Египте: экскурсии

Горящие туры в Египет

Что еще можно успеть за 3 дня в Египте

Заняться дайвингом

Одним из лучших мест на Земле для дайвинга считается Красное море – чистое, прозрачное, всегда теплое, с богатейшей флорой и фауной. Египту посчастливилось – ему принадлежит огромный кусок береговой линии.

Дайверам тоже посчастливилось – в Египте коралловые красоты сочетаются с развитым дайв-сервисом по демократичным ценам. Для новичков есть возможность понырять у рифов, расположенных возле берега, пройти при необходимости начальный курс обучения дайвингу. Ну а для искушенных профессионалов всегда найдутся интереснейшие приключения.

Поймать ветер

Виндсерфинг менее экстремален, чем кайт, поэтому на доску с парусом разрешено становиться в акваториях большинства курортов. Кайт более экстремален: только представьте, вас мчит по волнам на доске огромный воздушный змей!

Для кайтсерфинга нужен устойчивый ветер к берегу и хороший водный простор. На многолюдных пляжах его часто запрещают, чтобы избежать столкновений с купальщиками и травм. Признанные центры виндсерфинга и кайтсерфинга в Египте: Хургада, Эль-Тур и др.

Что можно посмотреть в Египте

Отели в Египте


Полезное для туристов


Что нужно сделать перед тем, как отправиться на отдых:
☻ Подобрать и забронировать туры онлайн на Level.travel
✈ Заказать авиабилеты на Aviasales.ru
🏨 Выгодно забронировать оптимальный по цене отель на Hotellook.com
☂ Оформить онлайн страховку, чтобы быть в безопасности, на Tripinsurance.ru
🚗 Арендовать машину на Economybookings.com или трансфер из аэропорта до места отдыха и/или обратно на Kiwitaxi.ru
⛺ Проверить наличие интересных экскурсий на Tripster.ru
Бронируйте бюджетные отели по всему миру

Транспортные услуги


Что попробовать в Египте: традиционная кухня и еда

В Египте кухня меня интересовала меньше всего, но это только поначалу. Я ведь хотела переехать в эту страну, и поэтому такие туристические «мелочи», как вкусняшки и традиционные блюда, меня не особо впечатляли. Но чем больше я находилась в стране, чем больше городов я осматривала, тем больше понимала, что Египет, увы, никак не тянет на страну мечты, и что вести здесь жизнь на уровне европейского комфорта не поможет ну абсолютно ничего — ни большие деньги, ни хорошие друзья, ни пляж с морем и красивыми рыбками.

Где-то в середине своего путешествия я поняла, что пока я собираюсь ехать обратно, мне не помешало бы ознакомиться и с кухней Египта, чтобы хоть было о чем рассказать друзьям. А то все мои отзывы о Египте сводятся к тому, что страна третьего мира — это страна третьего мира, и ничего ты с ней не сделаешь.

Гастрономические традиции

В конечном счете открытие национальной кухни Египта, часто такой острой и нестандартной, стало моей главной целью на протяжении нескольких недель пребывания в разных городах. Хочу сразу сказать, что рецепты того или иного традиционного блюда не сильно отличаются город от города, но сильно от конкретного места приготовления. Обычно в местных столовых все более острое и жирное, а в ресторанах более сухое, маленькое и привычное европейскому вкусу, даже если это действительно арабская еда.

Я попробовала в Египте огромное количество блюд, даже еще не зная их названий, и лишь потом добралась до того, чтобы расписать все в одной статье, чтобы кто-то другой тоже смог окунуться в эту удивительно колоритную пучину арабской кухни.

Что попробовать

Салаты

Среди египетских салатов есть несколько, которые показались мне особенно пикантными и интересными. Сейчас я вам о них и расскажу:

  • Базенган. Удивительный и яркий салат из баклажанов, который больше похож на закуску. Заказав его, сначала я подумала, что мне принесли блюдо, которое я выбрала в качестве гарнира к мясному, и, не дождавшись салата и попробовав, я поняла, что это он и был. Здесь используется много чеснока, растительного масла и сладкого перца, а сами баклажаны маринованные. На вкус салат бывает слегка острым или сильно острым, все зависит от конкретного места. В некоторых ресторанах этот салат был безвкусным, в других очень свежими и легким, почти райским наслаждением.
  • Баба Гануш. Еще один салат, который я ела и в других странах. Здесь пюре из баклажанов сочетается с оливковым маслом и лимонным соком, в итоге получается вязкое пюре. Мне понравилось, что в Египте почти везде сверху гануш посыпают ядрышками гранатов, чего не было в других странах, например, в Турции или Израиле.
  • Хумус. Салат-закуска из нута, популярный в Сирии и Ливане, а теперь и в Египте. Сейчас его подают к мясным блюдам, насколько я знаю. К нуту здесь добавляется чеснок, оливковое масло, лимон, сезамовая (кунжутная) паста и перец чили. Больше всего мне понравились именно острые варианты с чили.
  • Тахина / тахини. Паста, которая подается перед главными мясными блюдами как салат. Состоит она просто из перемолотых семян сезама (кунжута), лимонного сока и уксуса. Еще есть чеснок и петрушка. Самое странное то, как тахина меняет вкус курятины, это просто удивительно! Правда, сами египтяне едят ее с кусочком поджаренного хлеба с черной корочкой.
  • Каирский салат с фетой и мятой. Обычно его кушают перед мясом или супом, но я ела его как основное блюдо, так как в принципе всегда довольствуюсь маленькими порциями. Фета — это просто белый сыр из овечьего молока, популярный в Египте. К этому вот сыру добавляется огурец, мята, кумин, разные перцы, поливается все лимонным соком. Выглядит все это примерно как оливье, но из-за мяты вкус получается совершенно другим. Цена очень низкая!

Первые блюда

Первые блюда являются часто основными на обед в Египте:

  • Худар би ль мавасир. Интересный суп с добавлением измельченных костей, что делает его очень питательным при отсутствии в нем мяса. В принципе, это простой овощной суп с помидорами, морковью, кабачками, картофелем, горошком и сельдереем. Правда, еще сюда добавляется мистика и кардамон.
  • Фуль набет. Удивительный суп из пророщенных бобов или чечевицы!На вкус он достаточно необычен, но пару раз покушать за его маленькую цену вполне можно. Добавляется в него кукурузное масло, мистика, лук и лимонный сок. Кстати, лимонный сок египтяне используют почти везде.
  • Томатем. Томатный суп из помидоров со сметаной, сливочным маслом, луком и мистикой. У него весьма нестандартный вкус из-за сливочного масла, поэтому выходцы из стран СССР могут отнестись к блюду предвзято, но все-таки суп очень дешевый и вкусный. Лично я ела томатем менее чем за 1 USD!
  • Адс асфар. Наверное самый вкусный суп в Египте, который я пробовала. Представляет собой обычный чечевичный суп с картофелем, морковью и помидорами. Ела я его в нескольких местах, и самой лучшей вариацией было, когда в него добавили наибольшее количество лука, поджаренного на масле.
  • Кавера. Суп с говяжьей ножкой (голенью) с большим количеством лука и кардамона. Лавровый лист, мистика и побольше соли, и вы получите идеальную каверу, если сейчас у вас нет средств или желания кушать мясное блюдо.

Горячие блюда

Среди горячих блюд я бы настоятельно советовала вам попробовать все из моего списка:

  • Фатта из говядины — это традиционное блюдо, популярное в очень многих арабских странах. В Египте фатта является очень распространенной, ее можно найти почти во всех ресторанах, а готовится она из говядины, на гарнир к которой подают рис с зеленью и лепешками. Я бы советовала вам не расстраиваться, если где-то фатта вам не понравилась. Попробуйте ее в другом месте, так как блюдо все готовят по-разному.
  • Фазда дани би ль бататес — запеченный окорок из баранины с картошкой. Еще одно безумно вкусное блюдо, дорогое, но стоящее каждого своего фунта, если вы вообще любите баранину. Я бы настоятельно советовала вам попробовать его в дорогом ресторане, как я, чтобы не портить впечатления.
  • Фаул-мидеймс — это просто фасоль с чечевицей и маслинами в формате каши. Уверена вы, как и я, впечатлитесь не только вкусом, но и уникальной ценой этого блюда. В Каире в обычной столовой его можно найти за 1-2 USD. Если вы любите бобовые, блюдо вам точно понравится.
  • Египетские баклажаны — фаршированные и пряные египетские баклажаны на самом деле еще и маринованные, в них добавляют не только болгарский перец и перец чили (а также молотый чили), но и такие специи, как карри, кумин, кориандр, а также петрушку, уксус и чеснок. Для меня это было чуть ли не основным блюдом в Каире, настолько мне понравилась эта легкая закуска. Я просто ела ее с хлебом и кофе, так как я в принципе не очень люблю баранину, а кушать курицу с картошкой фри на другом краю света было как-то глупо. А здесь тебе и специи, и пряности, и колорит!

Напитки

Среди напитков в Египте есть местные, достаточно дешевые аналоги различных марок, а также очень много импортного алкоголя:

  • Обычный «Спрайт» в Египте пью всегда и везде, особенно местные. Он здесь воспринимается не просто как холодный лимонад, но и как средство от проблем с желудком. Вообще, в Египте очень серьезные проблемы с гигиеной в кулинарии, поэтому «Спрайт» с расслабляющим и дезинфицирующим лимоном местные пьют здесь постоянно, чтобы не отравиться своей же едой. Помогает! Сама пробовала!
  • Вина Египта славятся своим неповторимым ароматом и вкусом. Они действительно на вкус совершенно не такие, как в Европе. В стране есть множество популярных марок, а стоимость вина низкая. Если вы предпочитаете пить этот напиток дома с друзьями, обязательно привезите бутылку из Египта. Я рекомендую бренды Omar Khayyam, Cru des Ptolmees, Rubis D’ Egypte и Abarka, по бутылочке от каждого будет достаточно. Все эти вина изготавливаются под контролем французских специалистов, поэтому у них, в отличие от местного пива и виски, приличное качество и вкус!
  • Местное пиво Stella или «Звезда» производится в городе Эль-Убур, пивоварня была основана здесь европейцами, но с 1963 года национализирована. Вкус напитка очень простой, в нем нет ничего особенного, но его несомненный плюс в том, что оно очень дешевое.
  • Египетский виски Auld Stag продается в стране за очень большую цену, а на вкус представляет собой обычный дешевый виски. В принципе, этот очень невкусный напиток с резким запахом мало кому понравится. Хотя, может быть, вы любите именно такое сочетание.

Выпечка и десерты

Среди этой части традиционной кухни Египта очень много блюд, которые не подойдут по вкусу европейцу. Но далеко не все, есть и просто удивительные находки:

  • Фытыр — это самый обычный слоеный пирог с заварным кремом без необычных специй. Его можно использовать как печенье к чаю, а не как пирог в традиционном российском понимании, когда он обязательно дополнен чем-то (яблоками, персиками, шоколадом, вареньем и т. п.). По сути, это просто приятное сладкое тесто в форме пирога.
  • Печенье кахк с финиками является в стране праздничным, им угощают всех и вся во время религиозных праздников, неважно, к какой вере человек принадлежит и кого именно угощают. Эта удивительная традиция мне очень понравилась. Соседи рассказали, что рецепту печенья уже много сотен лет, что поразило меня еще больше. Внутри печенья используется корица, финики, кунжут, остальные ингредиенты достаточно стандартные для теста.
  • Десерт мехалабиа я первый раз попробовала в дорогом ресторане Каира с шикарным видом на город. Сам десерт оказался очень простым, исключительно арабским и при этом выглядящим как праздничный коктейль. Внутри там всего лишь пудинг (чаще белый, но бывает и цветной), корица и фисташки, но выглядит и на вкус просто изумительно.
  • Пирог хигазея / пахлава мне нравится моим любимым ингредиентом в сладостях — корицей. Плюс пирог покрывается слоем меда с кунжутом, а внутри вы найдете множество различных орехов. При подаче десерт очень красиво режется на нестандартные ромбовидные кусочки.
  • Лепешки аиш балади являются в Египте заменой хлеба. Подают их практически всегда и везде, кроме как в самых дешевых заведениях, где есть только гороховый суп (к такому блюду не добавляется ни салат, ни лепешка). Остальная сдоба в Египте не очень популярна, на мой взгляд.

Фрукты

Финики! В Египте они очень даже в фаворе, а у туристов тем более. И это вовсе не те плоды, что вы сможете найти в России. Подают их обычно в отелях во время завтрака или обеда, и все они именно местные. Удивительно выглядят и сами финиковые пальмы на улицах города, которых, к сожалению, не так уж и много.

Популярны в Египте гуава (ноябрь-март), манго (июль-сентябрь), мушмула, инжир, маракуйя, красный банан.

Правда, не думайте, что здесь на рынках можно найти, как в Европе или Турции, эти фрукты по маленькой цене. Обычно все поставки идут в большие дорогие отели.

Другие нюансы гастрономии

В Египте очень много острых и пряных специй, которые справляются с дезинфекцией еды в этой жаркой арабской стране.

Обычно они уже добавлены во все блюда в кафе и ресторанах, вам не придется выбирать конкретные соусы или специи по вкусу. Лучше всего в этом вопросе довериться самим египтянам.

Где поесть

В Египте есть несколько типов заведений общественного питания, некоторые из них очень доступные, а некоторые наоборот:

  • Уличная кухня, закуски. В дешевых столовых можно купить вегетарианское блюдо за 1-4 USD, мясное — за 2-6 USD. Обычно в этих местах, если они ориентированы на местных, вполне приемлемое качество. А вот если они стоят на главной улице возле дороги и ориентированы на туристов, то ждите полную антисанитарию. Я советую вам кушать только в дорогих ресторанах, там все равно есть все национальные блюда, но риска пищеварению меньше.
  • Кафе и рестораны. В кафе и ресторанах предевропейского уровня, уже с нормальным интерьером и обслуживанием вы получите блюда по 3-10 USD за порцию. Здесь будет красивый интерьер, большой выбор и вообще будет чисто, что в такой жаркой стране тоже немаловажно.
  • Рестораны при дорогих отелях — это особенная группа заведений питания в Египте. Здесь подают не только арабскую и средиземноморскую кухню, но и французскую, итальянскую и другие. Обычно стоимость главного блюда составляет около 10 USD (от 150 до 280 EGP), поэтому стоит заранее обсудить свой бюджет с семьей и договориться о возможной большой трате.

Во всех заведениях названия блюд, которые можно попробовать, дублируются на английском. Правда, это касается только туристических районов. Лучше всего записать в блокнот то, что вы хотите попробовать, чтобы не забыть, и затем произносить официанту эти названия.

Резюмируя

Советую вам кушать как можно больше и в как можно более хороших местах — не пожалеете! Не бойтесь заказывать что-то нестандартное, пробуйте на здоровье! Тем более теперь вы знаете, что выбор у вас большой.

Я 10 лет живу в Египте и без прикрас расскажу об этой стране и ее традициях

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давайте знакомиться! Я Мария, а рядом на фото — мой муж мистер Гомаа. 18 лет назад мы влюбились друг в друга. Сначала испытывали свои чувства на прочность, а потом решили пожениться. В итоге в 2009 году я перебралась на родину супруга — в Хургаду.

Я расскажу для AdMe.ru, как на самом деле живется в Египте и какие из местных традиций могут показаться приезжим странными и необычными.

Жена должна сидеть дома

В Египте бытует мнение, что работающие матери негативно влияют на психику детей, самочувствие мужа и атмосферу в доме. Поэтому хороший глава семейства должен оградить свою жену от всех внешних проблем, пусть она сидит дома и отдает свои силы только семье.

Вроде такая правильная картинка мира получается: жена не работает, муж обеспечивает. Но у всего есть обратная сторона. Я называю наш курорт городом нереализованных женщин, где умницам с высшим образованием просто некуда приложить знания и опыт. Многие женщины годами живут с синдромом домохозяйки и жалуются на постоянную усталость, чувство никчемности, депрессию и бессмысленность своей жизни.

Кухни тут маленькие, а кастрюли — огромные

Я много квартир пересмотрела в Хургаде и только у одной арабской хозяйки увидела большую, просторную кухню. Чаще всего это самое маленькое помещение без окон. Чтобы был хоть какой-то свет и воздух, кухню делают в американском стиле, с красивой гранитной столешницей.

Первое, что бросается в глаза, — это огромная 5-комфорочная плита. Когда мой муж купил такую же в наш дом, я была в шоке: «Зачем мне этот монстр?» Но когда я увидела кастрюльки, любезно подаренные его мамой, то все встало на свои места: это алюминиевые тазики и котлы вместимостью 10–15 литров. Они даже не помещаются в шкафах и поэтому у многих хозяек сложены в пирамиду прямо на полу. Свой «комплект Золушки» я отправила жить на балкон.

В Египте нет районных поликлиник

Здесь медицина только за деньги — обращайся к любому частному врачу или в госпиталь. Самое неприятное в том, что, даже если у ребенка температура под 40°, к доктору надо идти самим. О вызове врача на дом или детской неотложке приходится только мечтать.

В Хургаде достаточно много педиатров. В основном это мужчины, в кабинетах висят десятки дипломов международного образца. И вроде бы врачи постоянно стажируются и повышают квалификацию, но… они какие-то слишком спокойные. Даже если у ребенка температура держится неделю — нет проблем, вот вам рецепт на антибиотики, приходите через 3 дня.

В клинике могут посоветовать необычный способ лечения

Кухня Древнего Египта — Википедия


Кухня Древнего Египта

, изменяясь на протяжении трёх тысяч лет, сохранила неизменными многие особенности вплоть до эллинистического периода. Основными повседневными продуктами для египтян любых классов оставались хлеб и пиво, дополняемые зелёным луком и другими овощами. Меньшую долю в рационе занимали рыба, дичь и другое мясо[1].

Основой рациона в древнем Египте был хлеб из ячменя, полбы или пшеницы. Существовало множество разновидностей хлебов и булочек, отличавшихся мукой, формой, степенью пропечённости и добавками в тесто, для чего употреблялись мед, молоко, фрукты, яйца, жир, масло и т. д. В наше время известно до пятнадцати слов, применявшихся в эпоху Древнего царства для обозначения разных видов хлебобулочных изделий[2].

Были известны молочные продукты — сливки, масло, творог. В качестве подсластителей для напитков и кушаний египтяне пользовались мёдом или плодами рожкового дерева.

Изображение из гробницы Менны, ок. 1422-1411 годы до н.э.

Мясо и рыба[править | править код]

Во времена Позднего царства, по свидетельству Геродота, египтяне ели рыбу, вяленую на солнце или засоленную. Из птиц употребляли в пищу в солёном виде перепелок, уток и мелких птичек. Птицу и рыбу, кроме почитаемых священными, ели также жареной или варёной.[3]:Книга II, 77

Сохранившиеся изображения и тексты в общем подтверждают эти сведения и для времен Нового царства[2].

В гробницах Нового царства распространены изображения боен и стад животных, предназначенных на убой, чаще всего встречаются изображения быков. К этому времени утрачивает значение такой источник мяса, как дичь (газели, антилопы), охота на которую давала значительную долю мяса во времена Древнего царства. Нет надежных свидетельств употребления египтянами в пищу козлятины или баранины, хотя этих животных разводили даже в Верхнем Египте

[2]. Свиней, хотя и разводили, в пищу употреблять было запрещено, так как свинья считалась животным бога Сета. Хотя и крокодил и бегемот считались священными животными, в некоторых регионах они всё же употреблялись в пищу, например, согласно Геродоту, в Элефантина[3]:II, 69

Овощи и фрукты[править | править код]

В рационе древних египтян присутствовали горох, бобы и нут, огурцы, в больших количествах выращивался салат-латук. Особо выделялись из прочих «продуктов года» лук и лук-порей, ценился также и чеснок. Были распространены дыни и арбузы. Летом к рациону добавлялись виноград, фиги, финики и плоды сикомора. Выращиваемые в египетских садах по крайней мере со времен гиксосов гранатовые, оливковые деревья и яблони давали богатые урожаи. Были известны, но редки и доступны немногим кокосовые орехи. Употреблялись также плоды мимозы, баланитеса египетского и некоторых других до сих пор не идентифицированных деревьев.

Бедняки жевали сердцевину стеблей папируса и корневища некоторых других водяных растений, а также семена лотоса

[2]. Географ Страбон объяснял многодетность египтян тем, что вследствие дешевизны продуктов питания детей очень легко прокормить.

Древнеегипетские амфоры для вина, найденные возле Абидоса

Высоко ценилось молоко, которое хранили в глиняных сосудах с «пробкой» из пучка травы.

Основным алкогольным напитком египтян было пиво. Его потребляли не только в домах и местах общественного питания, но и в поле.

Египетское пиво делали из ячменя или из пшеницы и фиников. Пивовары использовали формы, похожие на большие формы для выпечки хлеба, корзины и набор глиняных кувшинов и тазов. Для начала выпекали хлеб из особого теста, которое называлось «уаджет» — «свежее». Хлеб, предназначенный для изготовления пива в середине должен был остаться сырым. Затем недопеченный хлеб крошили в большой таз и заливали сладким финиковым соком, перемешивали и фильтровали. Когда смесь начинала бродить, её разливали по кувшинам, и запечатывали их гипсом. Пиво пили из кружек вместимостью от одного до двух литров, из каменных, фаянсовых или металлических чаш. Горькое пиво, которое делали нубийцы примерно таким же способом, сохранялось недолго. Традиционно умершему фараону обещали хлебы, которые не зачерствеют, и пиво, которое не закиснет.

Пили египтяне и вино. В храме фараона Рамсеса II было найдено большое количество разбитых винных кувшинов, с чернильными иератическими надписями, которые указывали происхождение вина и его дополнительные характеристики, например: «хорошее вино восьмого раза», «вино третьего раза», «сладкое вино»[4]. Почти все виноградники того времени находились в восточной части дельты Нила (Геродот писал об отсутствии в Египте виноградной лозы, поэтому считал, что египтяне делают вино из ячменя

[3]:II, 77).

Во времена Позднего царства, по свидетельству Геродота, на пиршествах у богатых египтян после угощения один человек обносил кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляло собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывали эту фигуру со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!»

  • Андреевская Т. П. Быт и нравы народов древних цивилизаций. — Норинт, 2003. — 184 с. — ISBN 5-7711-0171-0.
  • Букин А. А. Алкогольные напитки. Традиции, обычаи, рецепты. — Атон, 1998. — (Путь к долголетию).
  • Вейс Г. История цивилизаций: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Классическая древность (до IV в.) / перевод с нем.. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — Т. I. — С. 79-82. — 752 с. — ISBN 5-04-006260-5.
  • Гейдова Д., Дудрик Я., Кибалова Л.
    Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тт / пер. с чеш.. — Прага: Артия, 1986. — 496 с.
  • Георгиева Т. С. Культура повседневности: в 3 кн. Кн.1 : Частная жизнь и быт древних обществ: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. философия, политология, религиоведение. — Высшая школа, 2005. — 335 с.
  • Гергова А. Я познаю мир. Кухни народов мира. — АСТ, 2001. — 480 с. — (Я познаю мир). — ISBN 5-237-01230-2.
  • Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского; Под общ. ред. С. Л. Утченко; Ред. пер. Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972. — 600 с. — 50 000 экз.
  • «Обработка земли», «Пища, напитки, наркотики» // Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения = Ancient Inventions. — Мн.: ООО «Попурри», 1997. — С. 363-433, 465-476. — 768 с. — ISBN 985-438-139-0.
  • Иллюстрированная история мира: энциклопедия / перевод с англ..
  • Короткова М. В. Застольные и кулинарные традиции. — М.: Дрофа, 2005. — 288 с. — ISBN 5-9555-0589-X.
  • Я познаю мир. История вещей / Сост. Орлова Н.Г.. — M.: АСТ, Астрель, 2004. — 512 с. — (Я познаю мир). — ISBN 5-17-000193-2, ISBN 5-271-00643-3.
  • Монте П. Египет Рамсесов / Пер. с франц. — М.: Наука, 1989. — 380 с.
  • Похлёбкин В. В. Кулинарный словарь. — М.: Издательство «Э», 2015. — 456 с. — ISBN 978-5-699-75127-3.
  • Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. — М.: Наука, 1971. — 118 с.
⛭
Главные
темы
Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg
Исторические
периоды
Прочее
Списки

Портал:Древний Египет — Википедия

Фараон Рамзес II

Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале 5-го тысячелетия до н. э. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью и долгим периодом существования.

Название страны — «Египет» произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха, греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

Сами египтяне называли свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее — «чернозём», — в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.

Весь Египет с раннединастического периода делился на две большие области: Верхний Египет и Нижний Египет, имевших, в свою очередь, по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.

Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.

Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.

Владимир Семёнович Голенищев

Влади́мир Семёнович Голени́щев (29 (17) января 1856 — 5 августа 1947) — русский египтолог, один из основателей авторитетных школ египтологии и ассириологии в России и мире, а также каирской египтологической школы. Владел 13 языками. Родился в богатой купеческой семье, получил прекрасное образование и с юности увлекался Древним Египтом.

При каталогизации и исследовании древнеегипетских памятников в собрании Эрмитажа в 1880-е годы Владимир Семёнович нашёл несколько прекрасно сохранившихся папирусов, прославивших его как египтолога. На протяжении следующих 25 лет он совершил не менее 60 поездок в Египет и собрал коллекцию из более чем 6000 египетских артефактов. Свою обширную коллекцию, которую составлял с 14 лет, Голенищев в связи с ухудшившимся финансовым положением продал в рассрочку Государственной думе Российской империи, а сам переехал во Францию к больной жене. С 1924 по 1929 годы Голенищев возглавлял основанную им кафедру египтологии в Каирском университете. В Египетском музее в Каире он систематизировал собрание иератических папирусов в «Сводный каталог Каирского музея». В 2006 году здесь к 150-летию со дня рождения Владимира Голенищева ему установлен памятник в мемориале великих египтологов мира.

Владимир Семёнович Голенищев умер в Ницце в 1947 году в возрасте 91 года.

(далее…)

Бюст Нефертити

Бюст Неферти́ти — одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351—1334 годах до нашей эры.

Бюст Нефертити обнаружен 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона, проводившихся под эгидой Германского восточного общества археологической экспедицией под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта. Бюст находился в одном из помещений в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса вместе с десятками других скульптур, изображавших фараона Эхнатона и его приближённых.

В 1913 году бюст Нефертити вывезли в Германию, где он хранился в доме крупного предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, лично финансировавшего раскопки в Египте. В 1920 году Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Впервые скульптурный портрет Нефертити демонстрировался широкой публике в 1924 году на Музейном острове в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию. В военное время бюст Нефертити вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте, после войны демонстрировался в Западном Берлине и в 2009 году окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию восстановленного Нового музея. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.

(далее…)

Тутанхамон на колеснице. Изображение из гробницы в Долине царей

Тутанхамон (егип. twt-ʿnḫ-jmn — «Живой образ Амона», первоначально Тутанхато́н — «Живой образ Атона», ок. 1355—1337 до н.э.) — фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347—1337 до н. э. При нём были отменены преобразования Эхнатона, что внесло фараона, правление которого долгое время считали малозначимым, в число важнейших исторических деятелей древнеегипетской истории. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию в 1922 году его гробницы, единственной почти неразграбленной египетской царской усыпальницы.

(далее…)

Февраль 2018:


Апрель 2018:

  • В Ливийской пустыне, примерно в 300 километрах к югу от побережья Средиземного моря египтологи обнаружили руины греко-римского храма. По мнению учёных, открытие позволит больше узнать о развитии культуры в оазисе Сива, который располагается в 50 километрах от места раскопок и в 560 километрах от Каира (3).

Май 2018:

  • 6 мая 2018 года министр древностей Египта Халед аль-Анани официально представил результат исследований итальянских учёных, которые доказали отсутствие скрытых внутренних или прилегающих к гробнице Тутанхамона помещений (4).
Полезные шаблоны
  • {{AncientEgypt-stub}} — шаблон для незавершенных статей о Древнем Египте;
  • {{Egypt-myth-stub}} — шаблон для незавершенных статей о древнеегипетской мифологии.
К созданию

Красные ссылки

К улучшению

Обсуждение:Древний Египет — Википедия

Можто тут к вам в список (см. также) включить свою статью? [Жрецы Древнего Египта — хранители священных традиций] Или еще к религии лучше добавить? —Кот Ученый 15:23, 30 марта 2006 (UTC)

Напомню, что на страницах обсуждения следует подписываться. —Grey horse 13:36, 30 марта 2006 (UTC)
В Википедии нет своих/чьих-то статей. Все статьи общие.—Bubuka 17:48, 30 марта 2006 (UTC)

ОК… просто не сразу удалось разобраться —Кот Ученый 15:23, 30 марта 2006 (UTC)

только не забывайте если статья создана уже и вы хотите только упоминуть, тогда нужно ставить шаблон Основная статья: (main) и тут же вопрос ко всем. Если есть статья и осноная ссылается на главную (эту статью), можно скопировать часть текста из основной сюда. Я по поводу Культуры? —RusRec13 07:48, 9 мая 2008 (UTC)

Раздел про классы явно скопирован с советского учебника истории для младших классов. Это что-то страшное.

Хочу задать вопрос тем, кто действительно хорошо знает историю древнего Египта. Приезжая сейчас в эту страну мы видим храмы, гробницы, акведуки и т.п. Я много где успел побывать. Но нигде и ни разу я не увидел то место, где собственно жил Фараон. Ни одного дворца! И ни один гид о них не слышал. А в интернете и книгах можно найти описания дворцов, уклад жизни во дворце. Так куда же они делись? Слышал мнение, что их строили из кирпича и они не сохранились. Неужели совсем? И неужели все из кирпича? Строили огромные сооружения из камня, а себе из кирпича? И ни один Фараон от этого не отступил? Я сильно сомневаюсь! Или их небыло вовсе? Тогда где же жили Фараоны?

Рекомендуемые книги начинающему египтоману в Литература

Если переименовать в литературу, то нужно существенно переработать предлагаемый список, значительно его расширить, и из книг останутся только иностранные издания. сейчас же приведены книги научно-популярного толка, поэтому этот раздел так и назван мною. —Шаталин И.П. 18:25, 10 мая 2008 (UTC)

  • Глупее не придумаешь, вы должны понимать что значит название раздела, это короткое название, поэтому сократите хотябы до Рекомендуемая литература.—83.239.99.243 15:19, 11 мая 2008 (UTC)

Источники в Достопримечательности

С точки зрения исторической науки, «источники» — более правильный термин, и переименовывать его нельзя. —Шаталин И.П. 18:25, 10 мая 2008 (UTC)

  • Ну скажу кратко, мне все равно. Упрямство не по мне. —83.239.99.243 15:19, 11 мая 2008 (UTC)

Предлагаю перенести раздел ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ в существующую статью Египетское письмо, разделы Религия, Боги и Божества (вообще-то очень странно делить их на отдельные равноправные разделы) — в существующую статью Древнеегипетская религия, а Загадки Великих пирамид — Египетские пирамиды, если там есть, что переносить. В настоящее время статья — ее нижняя часть — выглядит, как большая свалка. Суд бога Осириса стоит отдельно от богов и религии, два раздела Искусство, рекомендуемые книги почему-то в середине статьи, а не в конце. Мрак и запустение. Поправьте кто-нибудь, дорогие любители Египта, смотреть больно. Pavenis 13:31, 17 ноября 2008 (UTC)

Загадки Великих Пирамид[править код]

Раздел написан неэнциклопедически и содержит недостоверные факты, а достоверных не содержит. Предлагаю его удалить. —80.240.215.183 13:42, 18 января 2009 (UTC)

Неэнциклопедичная статья. Из сталинского школьного учебника. Восточные деспотии в качестве доминируешего «способа проиводства» имели «азиатский способ производства» (Маркс) или политаризм (Семёнов Ю. И.). Более того это были идиократии или точнее колоссальные «тоталитарные секты», адепты-подданные которых вполне добровольно строили пирамиды или коммунизм. —93.189.53.50 15:08, 22 января 2009 (UTC)
Хоть раздел по пирамидам и написан коряво, но совершенно верно выражает идею о том, что египтяне пиамид не строили. Кто их строил, не известно. —62.33.188.17 18:28, 21 марта 2009 (UTC)

Насколько вообще правомочно писать об институте рабства в Древнем Египте? В Старом и Среднем царстве его не было (если ошибаюсь, поправьте), в Новом — лишь зачатки, и только с приходом эллинизма рабство в истинном понимании этого слова появляется в Египте. Признание наличия рабства в Древнем Египте — это рудимент несостоятельной сегодня в этом вопросе марксистской школы. Намного лучше было бы писать не о рабах, а о различных (в том числе, и зависимых в нашем понимании) категориях населения. Предлагаю удалить этот раздел полностью, и начинать понемногу писать о различных общественных категориях, основываясь на Перепёлкине Ю.Я., Берлеве О.Д, Богословском Е.С. и других египтологах. Благо, в отечественной египтологии этот вопрос был хорошо разработан. А то, получается, что мы обманываем читателей. Шаталин И.П. 15:38, 15 июня 2009 (UTC)

Я поддерживаю такое предложение, в таком виде эти разделы оставлять нельзя. Но вот только кто возьмется за это? Тут ведь еще и АИ нужны. Вы кажется разбираетесь, вам и карты в руки.—Dewaere 14:21, 5 сентября 2009 (UTC)
Ага, в предыдущем разделе некто высказал смелую догадку о том, что египтяне пирамид не строили, теперь таки оказывается, что в Древнем Египте уже и рабства нет. Зачем же останавливаться на достигнутом, жгите дальше: там не было так же фараонов, царил европейский гуманизм и был изобретён электрический чайник. Может быть пока в учебниках пишут про рабство и с точки зрения официальной науки там всё-таки было рабство, то мы его там оставим, а? А то для начала отменив рабство, закончим мы тем, что в статьи об исторических событиях начнём писать ссылаясь на опусы Фоменко. 89.223.97.44 01:32, 3 сентября 2009 (UTC) Вик
Никто не говорит о том, что в Древнем Египте не было рабства, но существует ряд серьезных работ еще советского периода (например Никольского), в которых говорится, что рабы были относительно малочисленны и не были экономической основой Старого и Среднего царств. Сведения об этих периодах достаточно скудны, и однозначного ответа на вопрос о положении рабов нет, и в статье должны быть представлены все точки зрения, подкрепленные АИ. Dewaere 13:38, 7 сентября 2009 (UTC)
Наша, отечественная история Древнего мира во-многом базируется на взглядах советской историографии. Советские историки пытались доказать верность теории Маркса о пятичленном делении истории. Его теория уже давным-давно опровергнута, и сегодня не выдерживает никакой критики. Основываться на ней не вижу смысла. Нужно переписывать историю. Рабство было в Греции и, особенно, в Риме. В Египте его не было, по крайней мере на ранних этапах развития. Я попытаюсь отыскать современную иностранную литературу на эту тему, если найду, то изменю раздел. —Шаталин И.П. 16:15, 8 сентября 2009 (UTC)
Переписывать историю вы будете, когда станете профильным специалистом, обзаведётесь научной степенью, начнёте публиковаться в уважаемых научных изданиях, получите на свои работы рецензии от коллег и привлечёте на свою сторону большинство научного сообщества. А покамест ваши рассуждения и личные оценки мало кому интересны. И уж тем более здесь, в Вики, где оригинальные исследования недопустимы. 89.223.97.44 02:55, 11 ноября 2009 (UTC) Вик
Где-то я уже это читал… точно, в обсуждении статьи куликовская битва: «Получите профильное образование, станьте признанным специалистом, получите научную степень, займитесь научными исследованиями, опубликуйте свои работы в уважаемых научных изданиях, добейтесь того, чтобы с вами согласилось большинство научного сообщества и тогда смело пишите статью». Говорят вам есть такие работы с рецензиями в уважаемых изданиях, того же Никольского или И. М. Дьяконова. Так что, во-первых, расширяйте кругозор (или как вы выразились в обсуждении отлучения Толстого, «учите матчасть»), а во-вторых, не занимайтесь троллингом, из которого и состоит ваш вклад. Dewaere 21:12, 11 ноября 2009 (UTC)
Ваши домыслы относительно неких скрытых мотивов, которыми я якобы руководствуюсь (троллинг) неинформативны и являются не более чем вашими субъективными негативно-оценочными высказываниями, это раз. То, что вы «где-то уже читали» не отменяет справедливости сказанного и говорит о том лишь, что вы отнюдь не единственный любитель продвигать в Вики альтернативную «историю», это два. И, наконец, третье и самое главное: БОЛЬШИНСТВО научного сообщества вашего оригинального взгляда на историю Древнего Египта не разделяет. И вот этого третьего — объективного факта, который, заметьте, не зависит от меня и от моих знаний о нём — вполне достаточно. 89.223.97.44 02:02, 4 января 2010 (UTC) Вик
Что за чушь, какое большинство (иначе приводите современные АИ, что большинство так считает)? С чего вы взяли, что то, о чём говорится в статье (вы статью-то читали?) — это альтернативная теория? Никольский — академик АН СССР, Дьяконов — доктор исторически наук, их книги ещё в советское время издавались. Та теория, которую вы защищаете сегодня в мире как раз и маргинальная. Хотя на самом деле неясно какую собственно точку зрения вы защищаете, что в Египте было рабство? Если так, то вы вступили в дискуссию, сути которой не понимаете. Разве кто-то здесь отрицает, что в Египте было рабство? Речь о том, что рабство не было экономической основой Египта. А то, что вы пишите реплики в защиту непонятно чего, не понимая даже о чем разговор — это и есть троллинг.—Dewaere 12:15, 4 января 2010 (UTC)
Пока издаются учебники, текст которых пишется признанными специалистами в своей области и редакционная комиссия даёт добро на их издание, ваши воззрения на те или иные вопросы будут оставаться интересными, своеобразными, возможно заслуживающими внимания, но всего лишь ВАШИМИ воззрениями. реплики в защиту непонятно чего, не понимая даже о чем разговор — это и есть троллинг НетЪ, дорогой мой, троллинг, это сознательное, целенаправленное написание заведомо провокационных сообщений, а «реплики в защиту непонятно чего, не понимая даже о чем разговор» являются следствием обыкновенного невежества. Вы уж как-то определитесь в чём меня обвинять, либо в том, что я вас сознательно провоцирую, либо в том, что я пишу какую-то фигню, не разбираясь в вопросе. Разве кто-то здесь отрицает, что в Египте было рабство? Речь о том, что рабство не было экономической основой Египта. Вы невнимательны. Поднимите глаза и прочтите тот текст, с которого всё начиналось в этом разделе обсуждения: «Насколько вообще правомочно писать об институте рабства в Древнем Египте? … Признание наличия рабства в Древнем Египте — это рудимент несостоятельной сегодня в этом вопросе марксистской школы«, — сообщает нам некто Шаталин И.П. Мы, признавая несомненный авторитет Шаталина И.П, улыбаемся и машем. 89.223.97.44 07:08, 13 января 2010 (UTC) Вик
«Дорогой мой» я всегда внимателен. Шаталина И. П. признает рабство в Новом и эллинистическом Египте — значит речь о полном отрицании рабства точно не шла, потом Шаталин задаёт вопрос (а не утверждает) о корректности применения термина «раб» к более ранним периодам, но опять же отнюдь не отрицает наличия зависимых классов. Исходный тезис по всей видимости был неверно истолкован вами. По поводу того тролль вы или невежда, если ваше непонимание предмета обсуждения происходит сознательно (в чём я уверен), то — первое, если же оно искреннее то — второе, но я бы назвал это не невежеством, а неумением воспринимать сложноструктурированные сообщения. Кроме того, даже если бы в этом обсуждении у вас действительно были оппоненты, ваши реплики казались бы странными, поскольку не несут никакой смысловой нагрузки (с приведением АИ и прочих конструктивных аргументов), а являются лишь эмоциональными выбросами. —Dewaere 17:05, 13 января 2010 (UTC)
Факта, что большинство думает именно так, недостаточно, для утверждения истинности суждения. Можно порытся в памяти и найти множество примеров осмеяния идей, впоследствии ставших центральными в определённых областях культуры. К слову, «большинство» — категория неоднозначная. Нужны фамилии исследователей, время и специфика их исследований, а уже потом суждения о достоверности их выводов. Если предмет статьи имеет различную оценку в разных АИ, то эта неоднозначачность должна быть освещена в статье: «Этот АИ освещает предмет так, а этот вот так». Словом, нейтральность статьи должна быть сохранена. Александров Павел 11:24, 4 января 2010 (UTC)
Вы упускаете одну малость: не просто некое абстрактное «большинство» {например, мнение 2-х миллиардов домохозяек нас не интересует}, а большинство НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА. Можно порытся в памяти и найти множество примеров осмеяния идей, впоследствии ставших центральными в определённых областях культуры Можно. А можно, даже не особенно роясь, найти на каждый ваш пример несколько тысяч тех, когда осмеяние тех или иных идей было вполне заслуженным. Статистика против вас: вероятность того, что сто специалистов в своей области окажутся неправы, а один прав, исчезающе мала. 89.223.97.44 07:00, 13 января 2010 (UTC) Вик
А вы какие учебники, простите, имеете ввиду? Времен царя Гороха? Почитайте любой современный учебник. Рабство действительно не играло серьезной роли в Египте. Не то, чтобы его не было уж совсем — было, но в малом размахе, т.н. патриархальное рабство. И пирамиды строили не рабы, а свободные общинники. Вам это скажут сейчас на лекции в любом нормальном университете на истфаке. —Ашер 09:02, 13 января 2010 (UTC)
Статистика ещё никогда не решала вопрос истинности. Нужно разбираться по существу. Если есть версии из АИ — нужно освещать версии. До настоящего момента спор беспредметен. Александров Павел 08:14, 13 января 2010 (UTC)
  • Надеюсь не будет возражений, если я закрою это обсуждение. Спор действительно беспредметен, да собственно это и не спор, потому что Вик (89.223.97.44) оппонирует неизвестно кому — тезис о полном отсутствии рабства в Египте никем не высказывался. Изначально речь шла об изменении разделов на основе современных АИ — это отчасти уже давно сделано. Вик, если захотите ответить, то лучше сделайте это на моей странице, тут бессмысленный разговор не уместен.—Dewaere 17:05, 13 января 2010 (UTC)

Считаю что следует переработать и дополнить содержание согласно развитию статьи. Например за основу можно взять на примере англоязычной одноименной статьи, усовершенствовать и доработать его, а далее отталкиваясь от него развиваться разделы, а также соответственно и саму статью.

как вариант:

  • 1 История
    • 1.1 Преддинастический Период
    • 1.2 Раний Династический Период
    • 1.3 Старое Царство
    • 1.4 Первый Промежуточный Период
    • 1.5 Среднее Царство
    • 1.6 Второй Промежуточный Период
    • 1.7 Новое Царство
    • 1.8 Третий Промежуточный Период
    • 1.9 Последний Период
    • 1.10 Птолемеевые Династии
    • 1.11Римска власть
  • 2 Правительство и экономика
    • 2.1 Администрация и торговля
    • 2.2 Классы общества
    • 2.3 Юридическая система
    • 2.4 Сельское хозяйство
    • 2.5 Природные ресурсы
    • 2.6 Торговля
  • 3 Язык
    • 3.1 Историческое развитие
    • 3.2 Звуки и грамматика
    • 3.3 Письменность
    • 3.4 Литература
  • 4 Культура
    • 4.1 Повседневная жизнь
    • 4.2 Архитектура
    • 4.3 Искусство
    • 4.4 Религия и верования
    • 4.5 Армия
  • 5 Технологии, медицина, и математика
    • 5.1 Технологии
    • 5.2 Фаянс и стекло
    • 5.3 Медицина
    • 5.4 Судостроение
    • 5.5 Математика

—Anaxibia 16:02, 12 октября 2009 (UTC)

Поддерживаю, схема более-менее подхоlит, осталось начать делать статью.—NoginNogin 18:40, 12 октября 2009 (UTC)

Выскажу свое скромное мнение, что в этой структуре не хватает пункта «Источники», который возможно стоит разделить на «Античные источники» (Геродот, Страбон, Диодор, Плутарх Херонейский и конечно же Манефон) и «Археологические источники» (Розеттский камень, гробница Тутанхамона и т.д.) —Farrash 16:49, 13 октября 2009 (UTC)

  • Немного написал про армию.—Dewaere 17:16, 13 октября 2009 (UTC)
  • Но меня все-таки больше интересует тема рабства, о ней и информации меньше и искажена она всегда была больше других. Dewaere 18:14, 13 октября 2009 (UTC)
Скажите, а название раздела «Возникновение классов» можно поменять? Ведь уже ниже говорится о том, что рабы основной производящей силой не являлись. Да и само понятие «классы» марксистско-ленинское предполагает антагонизм и классовую борьбу. Более того, утверждение о том, что все общество делилось на три класса не соответствует даже тому, что пишется ниже. Предлагаю назвать «Социальная структура», и более подробно расписать те социальные слои, которые были в древнеегипетском обществе. Лорд Генри 08:13, 14 мая 2010 (UTC)
  • В аналогичных статьях на других языках, отмеченных звездами, официальный год образования римской провинции 31 год. Все врут?
Английскую читать пробовали? «Egypt became a province of the Roman Empire in 30 BC». В испанской так же, где 31? В 31 Октавиан победил Антония в битве при Акциуме — логично, что провозглашение произошло позже, в 30. Dewaere 17:52, 9 апреля 2010 (UTC)
Не только пробовал, но и перевел преамбулу. Вот и цитата из нее: …and the rule of the pharaohs officially ended in 31 BC when the early Roman Empire conquered Egypt and made it a province. Neomura 15:30, 10 апреля 2010 (UTC)
Ну так и что, сами же видите в одной статье разные даты. Значит где-то врут, а вернее, я думаю, что никакого официального соглашения могло и не быть, поэтому и отсчитывают кто как хочет. Мне бы не хотелось проводить тут какие-то исследования, я почти уверен в том, что однозначной даты нет, Гугл букс [1] это косвенно подтверждает.—Dewaere 20:33, 10 апреля 2010 (UTC)

«1 августа 30 до н. э. в гавани Александрии появился флот Октавиана. Последние легионы и корабли Марка Антония перешли на сторону „молодого Цезаря“» — вот сдались последние легионы, тогда уже и провозгласили провинцию. Dewaere 18:03, 9 апреля 2010 (UTC)

В этой статье написано:

Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» (Αίγυπτος). Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

В статье Нил пишут:

Греки также называли эту реку «Эгиптос» (Αίγυπτος), отсюда название «Египет».

Итак, вопрос, уважаемые знатоки. Кто прав? Kf8 08:52, 28 апреля 2010 (UTC)

Досрочный ответ: пока нет источников ни там, ни тут, всё это по сути орисс и неправы обе статьи. Проставят источники — будем думать. Я, кстати, думаю скорее всего и то, и другое — лишь версии, а не 100% доказанный факт, но и на это нужен АИ.—Dewaere 16:51, 28 апреля 2010 (UTC)

Господа, в статье совершенно неверно указано, что религия древних египтян была политеистической. Это сказки из советских учебников, которым нет ни одного научного подтверждения. Научные же данные говорят о том, что религия доисторического человека была монотеистической, и религия древних египтян тоже. Множество различных божеств — это лишь иерофании, проявления одного Единого Бога Творца. Основное отличие политеизма от монотеизма — это вопрос творения. Монотеисты говорят о том, что мир сотворил Единый Бог Творец. Политеисты этот вопрос вообще не рассматривают. Древние Египтяне никогда не говорили, что мир сотворило множество богов. Древнеегипетские сакральные тексты также пос воей сущности монотеистические. «Я – Хэпри утром, Ра днём и Атум вечером» — это разные имена одного Бога, как в иудейском монотеизме имена Яхве, а в исламе «99 прекрасных имен Аллаха». И никто ведь не говорит, что в исламе 99 богов. Сравните с Православием — если вы зайдете в любой православный храм, то увидите там десятки и сотни различных священных изображений. Окажись Вы в храме парвый раз, и не зная ничего об этой религии, то совершенно естественно заключите, что это религия политеистическая. В качестве ссылочек: [2] Лорд Генри 07:45, 14 мая 2010 (UTC)

В английской Википедии вопросу политеизма-монотеизма уделено много внимания, в том числе, стоят ссылки на современные труды, например, Wilkinson (2003), Assmann (2001), эти люди — не советские учёные. То, что политеисты, якобы, никогда не рассматривали вопрос творения — это неправда. В синто мир создали Идзанаги и Идзанами, в мифах Шумера Землю создал Энлиль. Kf8 08:30, 14 мая 2010 (UTC)

Поправьте, пожалуйста, как сочтете нужным, с опорой на аи. Dewaere 09:13, 14 мая 2010 (UTC)

А политеистичность (какое ужасное слово) — это тоже заговор советских учебников? тут судя по обсуждениям всю историю Египта переписывать надо. Я, конечно, может плохой аргумент приведу, но на Западе, снимая фильмы про сей период — режиссеры тоже читают советские учебники — или они тоже в общем заговоре? Откуда вы вообще все это взяли — религия, рабы и т.д. и где реальные подтверждения, что это авторитетное мнение — или эти ученые по-новому расшифровали Розеттский камень и надписи в Карнаке иначе интерпретировали. Область научной фантастики, имхо. Валерия Рябинина 05:55, 23 апреля 2011 (UTC)

Зачем глупые вопросы задавать — в статье все источники указаны. Там и Дьяконов, Игорь Михайлович и Никольский, Николай Михайлович. Да и много ли может знать о советских учебниках человек 89-го года рождения. Ну и вообще, прежде аргументов, надо дискуссию читать полностью, а не по диагонали — переписывать историю никто не предлагал. Iobenes 15:39, 8 июня 2011 (UTC)
  • Да и собственно сам Маркс, на работах которого якобы и базируется рабовладельческая концепция Древнего Востока, выделял не рабовладельческую, а азиатскую формацию. Вот опять же цитата из Дьяконова: «марксистская теория исторического процесса, отражавшая реалии XIX в., безнадежно устарела — и не только из-за теоретической слабости коммунистической посылки, но и вследствие других как теоретических, так и чисто прагматических неточностей и ошибок <…> Советским историкам древности уже со времен второй дискуссии об азиатском способе производства 60-х годов стало ясно, что эксплуатация рабского труда в производстве не являлась движущим фактором древней общественной формации и вообще не связана с определенной фазой, — она встречается во всех фазах без исключения». От себя добавлю, что связи «с определенной фазой» действительно нет: Отмена рабства в хронологическом порядке, Современное состояние. Кроме того хемуу, как описывается у того же Дьяконова, не были рабами, хотя и выполняли определенные повинности — эдак вы и советских колхозников в рабы запишите. Хемуу уж скорее на крепостных похожи, чем на рабов. Вот подробнее тоже самое у Семенова — Марксистская теория исторического развития. «И где реальные подтверждения, что это авторитетное мнение» — сколько можно тут называть имена Никольского, Дьяконова, Семёнова, вот еще Нероновой Валентины Дмитриевны — три доктора наук и один член-корреспондент АН СССР, это не авторитеты? Все эти фамилии есть в источниках статьи. При чем тут Розеттский камень? Читайте просто внимательно, а не старайтесь побыстрее ввязаться в дискуссию. А с другой стороны баррикад фамилий, кстати, вообще не приводили. И поймите в конце концов, об этом и выше писалось, никто историю не переписывает, речь не о рабстве вообще, а о том, что являлось экономическое основой, а рабство это понятие вообще многогранное: есть патриархальное, есть античное, есть, как выше отмечалось, современное. И надо отделять все-таки хемуу от римских и афинских рабов. Iobenes 12:46, 9 июня 2011 (UTC)

Дополнение — этимология названия[править код]

Дополнил статью в разделе этимология названия (переименовав прежний вариант), посмотрите пожалуйста нормально или нет получилось, что то может не так?—АААЙошкар-Ола 10:32, 19 мая 2010 (UTC)

Нормально всё. Спасибо за труд.—Dewaere 17:30, 19 мая 2010 (UTC)
Раз нормально, тогда вопрос: с этой статьи есть ссылка на древнеегипетский город Мемфис, там есть его написание иероглифами, очень громоздкое, а если его заменить на такие аккуратные иероглифы как в разделе «Этимология названия»? Или нельзя удалять те?—АААЙошкар-Ола 18:17, 19 мая 2010 (UTC)
Ээ, ну это ты лучше спроси на Википедия:Форум/Общий.—Dewaere 19:39, 19 мая 2010 (UTC)
Понял, хорошо задам вопрс там.—АААЙошкар-Ола 20:56, 19 мая 2010 (UTC)

Население Древнего Египта[править код]

Стёр ненужное. Зачем в статье нужны семиты, греки-карийцы и греки-ионяне? В Египте кроме египтян было только несколько нац.меньшинств. Вот я их и написал.

АИ? И подписывайтесь пожалуйста. Malbakov Korkem Shamshievih 15:02, 22 октября 2012 (UTC)

Древний Египет возник раньше, чем считали ученые[править код]

Группа археологов из Великобритании выявила, что переход от общинного земледельческого быта к древнеегипетскому государству под верховным правлением фараона произошел быстрее, чем считалось ранее. Подробнее: http://www.bbc.co.uk/russian/science/2013/09/130904_egypt_history.shtml Ybelov 16:09, 4 сентября 2013 (UTC)

Я не являюсь ни ее автором, большого вклада в данную статью у меня также нет. Но я взялся исправить и дополнить статью, чтобы она соответствовала статусу ХС или даже ИС. Жду ваших замечаний. Andre Обсуждение 13:02, 25 декабря 2013 (UTC)

  • К ХС выставлять вполне можно. Всё достаточно сбалансированно для обзорной статьи, хотя ряд разделов слишком лапидарен. Но статья не перегружена, что для такой темы очень важно. —Dmartyn80 19:33, 28 декабря 2013 (UTC)
    • «К ХС выставлять вполне можно» Я тоже так думаю. Andre Обсуждение 19:46, 28 декабря 2013 (UTC)
  • Начал смотреть. На что сразу обратил внимание: в разделе История ссылки на источники проставлены, но при этом они не покрывают то, что написано в статье. Т.е. разделы писались отнюдь не по этим источникам. Например, раздел «Среднее царство». Там стоит ссылку на статью в БСЭ. Проведу сравнительный анализ. Статья в БСЭ:

    Среднее царство (около 2050 — около 1700 до н. э.). Этот период в основном включает время правления XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на Ю. — с Пунтом. При Сенусерте III был присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я половина 19в.), подавившем номархов, упрочилась центральная власть (столицей Египет (Древний) стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое около 1750 привело к новому распаду страны.

    В этой статье:

    Междоусобные войны за гегемонию в Египте, начатые в Первый переходный период, продолжались при XI династии и при первых фараонах XII династии, лишь фараон Аменемхет III (рубеж XIX—XVIII вв. до н. э.) сумел окончательно подавить номархов и упрочить центральную власть. При представителях XII династии производились крупные ирригационные работы в районе Та-ше (совр. оазис Файюм), сюда, в город Иттауи, ими была перенесена столица из Уасет (др.-греч. Фивы). В обширных поместьях знати применялся труд рабов и труд свободных земледельцев, появлялись изделия из бронзы. Увеличивался товарооборот с Сирией, Критом и Пунтом. В этот период египтянами возвращены территории захваченные ещё в период Старого царства, особенно были значительны походы на юг Сенусерта III, при котором в Куше начинается время египетской цивилизации, сопровождавшееся распространением египетской культуры и возведением монументальных построек. Также Египет начинает контролировать новые земли — оазисы Бахария (в мухафазе Эль-Гиза), Дахла и Харга (в мухафазе Новая Долина). Расширяются районы освоения в Аравийской пустыне — появляются города на побережье Красного моря в районе современных Мерса-Гавасис и Эль-Кусейра (в мухафазе Красное Море)[ссылка на карту]:159, карта 4. В XVIII в. до н. э. усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, за которыми последовал новый распад страны[Ссылка на БЭС].

    Нетрудно заметить, что есть куски, которые в БСЭ отсутствуют. Вопрос — откуда они? Последний выделенный кусок явно написан по карте, но похоже, тут есть элементы орисса, либо взяты сведения откуда-то ещё. И это один кусок только. Нужно выверять и остальные.— Vladimir Solovjev обс 10:45, 16 января 2014 (UTC)
  • Второй момент Я сейчас достаточно основательно влез в историю Египта. И обратил внимание на то, что в статье кое-что или отсутствует, или сведения устарели. Например, периодизация по династиям — есть 2 разные точки зрения, когда закончилось Древнее царство, в статье приведена одна. Распад среднего царства начался уже при VII династии, при VIII уже появилась IX династия. Второй переходный период — сведения БСЭ просто устарели. По последним раскопкам XV династия (гиксосская) правила параллельно XIII династии. И можно продолжать в подобном духе.— Vladimir Solovjev обс 10:45, 16 января 2014 (UTC)
  • И это только поверхностный просмотр статьи. В общем, у меня предложение следующее. Писать обзорные статьи — это очень непростая задача, поскольку обзорная статья — это верхушка айсберга. И чисто механически компоновать всё не получится. С наскока эту статью не напишешь, тут нужен эволюционный подход. Поэтому начинать нужно не с обзорной статьи, а со статей, на которые ссылается эта статья. Это непросто и достаточно долго, но другого пути я не вижу. В принципе я сейчас начал потихоньку писать статьи по не очень известным династиям. Материалы по ним есть, причем достаточно свежие. И я хочу попробовать потом написать нормальную статью по второму переходному периоду. И нужно делать всё именно так. Далее есть статьи История Древнего Египта, Хронология Древнего Египта — нужно написать их на основании статей об отдельных разделах. Аналогично следует писать основные статьи по остальным разделам. И потом уже писать обзорную статью, выделяя преамбулы из подробных статей. Это долго и нудно, но это единственный вариант, который я вижу, иначе это будет халтура. — Vladimir Solovjev обс 10:45, 16 января 2014 (UTC)
  • Проблема еще в том, что современные источники по Древнему Египту в основном англо- и немецкоязычные. И далеко не все просто достать, хотя можно. Да и противоречат они друг другу нередко. По Хронологии я достал и Биккермана, и фон Беккерата, и Хорнунга-Краусса-Уорбертона. Биккерман, всё-же, устарел, Беккерат и Хорнунг — более современные, но они на немецком, причём там хватает противоречий. Если английский я более-менее знаю, то с немецким разбираться тяжело. По второму переходному периоду есть англоязычное исследование Кима Рихолта, которое у меня есть только кусками. Наверняка есть исследования и по другим периодам. Переводные статьи всё же имеют свои недостатки, я бы статьи в другом разделе использовал по большей части для того, чтобы знать, чего искать, какие источники есть. Наверное, для начала стоит составить такой список источников, посмотреть, что реально можно достать, после чего работать по ним. — Vladimir Solovjev обс 10:45, 16 января 2014 (UTC)

Согласно книге А. Немировского, В. Никишина, И. Ладыгина и С. Новикова «История древнего мира. Восток, Греция, Рим» не существовало Верхнего и Нижнего Египта, а два крупных протогосударства — Иераконпольская и Тинисская конфедерации. В результате войны между ними Тинис подчинил себе весь Египет. —Mister UFO 17:22, 5 февраля 2016 (UTC)

«простой рабочий мог заработать 5 ½ мешков (200 кг) зерна в месяц, в то время как мастер — 7 ½ мешков (250 кг)» — что-то неточно, или килограммы или мешки, сверьте с источником, кто знает.—Diselist (обс.) 03:14, 13 мая 2019 (UTC)

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *