Что белорусы покупают в литве: «Цены даже выше». Есть ли выгода ехать «на закупы» в Вильнюс и что там покупают белорусы – «Цены даже выше». Выгодно ли сейчас ехать «на закупы» в Вильнюс и что там покупают белорусы

Содержание

сколько можно привезти без пошлины?

Белорусы любят путешествовать. Настолько, что готовы часами простаивать на границе: кто-то едет в аэропорты, кто-то за покупками или на отдых. Многим ближе Литва с ее «акрополисами» и IKEA. Таможенные лимиты меняются буквально каждый год: килограммы, евро, литры — приходится считать на калькуляторе. Когда схлынула волна новогодних туристов, мы тоже отправились привычным белорусским маршрутом: узнать, сколько можно привезти, чтобы вписаться в лимит (немного), увидеть, сурова ли в подсчетах таможня (сурова), а заодно устроить IKEA-челлендж редакционному автомобилю — как много в действительности в него поместится?

В Литву по новым таможенным правилам

Как белорусы едут «на закупы»

Еще две недели назад люди проводили в очередях на границе значительную часть новогодних каникул. Это были даже не очереди, а маленькая жизнь. На границе играли в футбол, устраивали метания камней, знакомились, съедали между делом все то, что везли домой из заграниц.

Сейчас обстановка разительно отличается. Ранним утром в пункте пропуска всего пару автомобилей. Кто-то на литовских номерах возвращается домой с полным баком, белорусы, тоже заправившись, едут за покупками. Из Минска до IKEA в Вильнюсе менее 200 км — полного бака нам с лихвой хватит на все путешествие в обе стороны.

В общей сложности пересечение сопредельных пунктов пропуска заняло менее получаса. Запомним этот момент — когда еще такое будет? На белорусской границе осмотрели машину, проверили паспорта, заглянули в глаза. Литовцы откатали пальцы и спросили про сигареты. Шутить в ответ никто не стал: говорят, шутить на границе — плохая примета.

Отправляясь «на закупы», белорусы всегда знают, что будут везти назад. Это вынужденная расчетливость: нужно учитывать и стоимость, и приблизительный вес покупок на каждого человека, иначе пересечение границы в обратном направлении будет дольше и затратнее. Но обо всем по порядку.

Ставка с самого начала нами делалась не на стоимость товаров, а на объем. В этом и заключается идея IKEA-челленджа: привезти в автомобиле столько всякой всячины, сколько в нее вместится. И вместиться туда самим. Но для белорусов предусмотрен еще один квест: вложиться в таможенные лимиты. По этой причине мы поехали втроем, зарезервировав все оставшееся место в машине для покупок.

Как узнать наших на литовской парковке?

Не обязательно даже смотреть на регистрационные номера, чтобы узнать соотечественников на стоянке в Литве. Это в Минске можно долго искать именно свою Lada Vesta среди других таких же, иной раз можно даже по невнимательности попытаться открыть не свой Geely Atlas. Но в Литве такие автомобили — редкость, разве что соседи с белорусскими номерами заедут. Наша Renault Arkana была единственной машиной этой модели на стоянке IKEA, когда мы приехали, — точно не перепутаем.

При этом нельзя сказать, что литовцы проявляют повышенный интерес к редким для их страны автомобилям. Глянут, возможно, мимолетом, но взглядом провожать не станут. В Вильнюсе вообще заметны общеевропейские тенденции: кажется, здесь стало больше электромобилей, нередко в общем потоке попадаются Tesla, «кубические» BMW i3 и все такое прочее.

Не смотрят, ну и ладно! Улыбнувшись водителю Atlas с 5-м регионом, отправляемся за покупками.

Наполняем тележки

В IKEA в будний день немноголюдно, хотя сразу после Нового года персоналу пришлось хорошенько потрудиться: клиентов, в том числе белорусских, было немало. Сейчас толпы схлынули до следующих выходных.

Не сказать, кстати, что магазины в Литве пестрят распродажами и особо выгодными предложениями. Новогодний сезон скидок завершился, и даже елка с Кафедральной площади Вильнюса исчезла.

«На закупы» белорусы, как правило, выбираются либо намеренно (делают ремонт, например, и нужно покупать много и сразу), либо спонтанно (возвращаясь, скажем, из туристической поездки). С учетом таможенных правил тратить деньги за границей не всегда выгодно, так что многие или отовариваются в России, или ищут другие варианты. Но поспрашивайте знакомых: им всегда найдется что заказать тому, кто устраивает шопинг.

У нас был длинный список всякой полезной утвари: кухонная посуда, предметы интерьера, светильники, постельное белье, детские игрушки. Кроме того, были взяты обязательства обставить по-новому ванную комнату: нужны были шкафчик для банных принадлежностей, зеркало, умывальник и все прочее. Так и подмывало попытаться привезти на Renault ванну, но идею забраковали: на крыше не закрепишь, а в салон она бы не уместилась.

Походы по магазинам вроде этого почти никогда не бывают короткими, но всегда приятно, когда больше времени уходит на совершение покупок, а не на стояние в очередях на границе.

Грузимся!

В итоге, затарившись по списку, мы имели две тележки товаров: одну с относительно крупной и относительно тяжелой мебелью для ванной комнаты, другую — со всем остальным. Как уместить столько покупок в Renault Arkana? Начинается наш IKEA-челлендж!

Ладно, этот автомобиль не выбирают за особую вместительность, да и едва ли кто-то рискнет запихивать туда, скажем, диван. Но пара-тройка коробок в один обхват да с полдюжины заполненных пакетов должны же вместиться в багажник?

С учетом того, что в машине ехали три человека, мы, по сути, лишили себя возможности опустить задний ряд сидений, чтобы расширить пространство для груза. Но а как иначе: многие путешествуют втроем, например всей семьей. В некоторых случаях это и вовсе вынужденная мера: чем больше людей в автомобиле, тем больше всего можно привезти без уплаты пошлины.

К счастью, упакованная мебель для ванной практически идеально вписалась в пространство багажника. Беда в том, что эти коробки заняли добрую половину всего доступного там места.

Кто-то находит силуэт Arkana похожим на силуэт не то BMW X4, не то BMW X6. Скошенная линия задней дверцы — это модно у купе. Но такая скошенность просто невероятным образом съедает место в багажнике. Повезло, что у нас были в основном мягкие пакеты с кучей мелких вещей: они сминались, но терпели — дверца закрылась.

Багажник был заполнен практически доверху, а два пакета с покупками остались на улице: их не забыли, для них просто не нашлось места. В это время по соседству двое литовцев бодро загружали свои покупки в поживший Volkswagen Sharan. В просторах этого автомобиля бесследно исчезало содержимое одной тележки за другой, а мужчины беззаботно продолжали жонглировать коробками. Думается, всем тем, что они умудрились загрузить в машину, можно полноценно меблировать целую комнату.

Эту битву мы проиграли, так же как проиграли бы ее всевозможным «пассатам» и многим другим автомобилям. Иными словами, Arkana не станет победителем IKEA-челленджа, но, впрочем, не для этого она и создавалась. Было бы странно ожидать, что в купе поместится столько же, сколько в универсал или минивэн, — уж слишком велика разница между такими машинами, да и целевая аудитория у них разная.

Но в таком кроссовере может быть тесновато и семье, отправляющейся в путешествие. Пару чемоданов не самого большого объема — это все, что влезет в багажник. При наличии двух детей такого объема может оказаться недостаточно.

Заехать в магазин за продуктами и туалетной бумагой, купить какую-то мелочь в квартиру — это пожалуйста. Привезти что-то действительно крупное — уже вряд ли. С другой стороны, меньше риск попасть с превышением на таможне — какой-никакой плюс.

Таможенные лимиты. Считаем цифры

Действительно, перед обратной дорогой не лишним будет все как следует подсчитать. И вспомнить, какие правила ввоза товаров для личного пользования действуют на данный момент.

Не важно, едете ли вы на машине, на автобусе, на поезде, да хоть идете пешком, — нормы беспошлинного ввоза от этого не меняются. Но есть существенный момент, связанный с тем, как часто человек пересекает границу. От этого напрямую зависят предусмотренные лимиты:

  • пересечение границы реже 1 раза в 3 календарных месяца — разрешено провозить без пошлины товары для личного пользования весом до 25 кг и стоимостью до 500 евро;
  • пересечение границы чаще 1 раза в 3 календарных месяца — пошлиной не облагаются товары весом до 20 кг и стоимостью до 300 евро.

В случае превышения таможенные пошлины для таких товаров рассчитываются по единым ставкам — 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

Обратите внимание: речь идет именно о пошлине в 30%. С этого года снизилась пошлина при ввозе международных почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком (15%, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм). Заказывать товары почтой стало чуть проще, однако это не имеет никакого отношения к тем, кто непосредственно пересекает границу со своими покупками.

Лимит по цене важен для людей, которые везут электронику, бытовую технику и прочие дорогие покупки. Нас в этой поездке интересовала другая норма — вес. Лимит в нашем случае — 70 кг на троих (25 + 25 + 20). Возможно, у опытных путешественников в IKEA есть привычка возить с собой весы, но у нас такой привычки нет. Непосредственно в магазине отсутствует возможность взвесить товар, хотя она бы очень не помешала. Иногда вес указан на упаковке товара, однако это бывает не всегда. Самое правильное — найти вес в описании каждого товара на сайте магазина и все внимательно сложить. Легче сделать это заранее, чем в последний момент искать нужные параметры с помощью телефона. Уж поверьте.

Что еще изменилось с этого года?

С 1 января 2020 года больше не применяется понятие «неделимый товар». Такие товары включаются в общие нормы беспошлинного ввоза.

Что такое неделимый товар? Это товар, который весит больше 35 кг (в том числе перемещаемый в несобранном или разобранном виде, при условии, что разделение такого товара невозможно без изменения его назначения).

Тем, что понятие «неделимый товар» исчезло из правил, можно пользоваться. Предположим, что супруги отправились за границу и везут оттуда что-то тяжелое, тот самый неделимый товар, упакованный в несколько коробок. Раньше все оформлялось бы на одного человека. Соответственно, превышение. Соответственно, нужно платить пошлину. Сейчас супруги могут разделить коробки между собой при предъявлении их на таможне. В идеальной ситуации, если уложатся в разрешенные 25 кг на человека, пройдут границу без дополнительных затрат.

Как мы проходили таможню

На границу мы приехали, когда уже стемнело. Литовцы поставили штампы и пожелали счастливой дороги. А вот перед белорусским пунктом пропуска пришлось задержаться. Машин было немного, но запускали за шлагбаум как-то нечасто. Оформление в пункте пропуска на «впускающей» стороне обычно длится куда дольше, чем при выезде, отсюда и очереди. Нередко на сопредельной стороне, видя ситуацию, также замедляют поток, чтобы не создавать затор на так называемой нейтральной полосе.

Прождав некоторое время, мы все же въехали на территорию пункта пропуска. Оказалось, что «зеленый» канал и вовсе свободен, очередь была только на «красном». Тем лучше, приготовьте ваши паспорта.

Первым делом сотрудник таможни спросит: «Везете ли вы товары, обязательные для декларирования?» Отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью: если не уверены в чем-либо, лучше сразу об этом сказать. Если ответите отрицательно, а при проверке выяснится, что что-то все же нужно было оформлять, велик шанс, что это будет расценено как нарушение.

Казалось, проблем возникнуть не должно. Подсчитав приблизительный вес всех товаров из IKEA, мы пребывали в уверенности, что имеем даже некоторый запас. А пакеты с продуктами, купленные в последний момент, не могут же весить слишком много, правда? Неправда.

Таможня серьезно подходит к выполнению своих задач. Проверили паспорта и у каждого — дату последнего въезда. Увидев, что багажник заполнен доверху, сотрудник спросил: «Где чье?» Может показаться, что это незначительный вопрос, но это не так. В зависимости от ответа и будет рассчитываться попадание или непопадание в установленные лимиты.

Никто из нас не подумал заранее распределить, кто и что провозит. Возьмешь на себя слишком много — превысишь лимит, недоберешь — есть риск подставить попутчика, даже если это близкий родственник или друг детства. Ответ: «Это все наше» — не работает. Скажут брать «конкретно ваше» и нести на весы.

— А что в салоне?

— Продукты.

— Доставайте, тоже несите на весы.

Вот так. Взвешивать приходится абсолютно все покупки, а набираемый общий вес стремительно приближается к опасному. Повезло — уложились, но без всякого запаса. Тот случай, когда лишняя бутылка минеральной воды в пакете с продуктами в одночасье создала бы массу проблем.

И это то, что нужно учитывать, отправляясь за границу «на закупы». Взвешивать могут не только габаритные товары — на весы запросто поставят вообще все, за исключением личных вещей. Помните об этом, отправляясь напоследок в гипермаркет за продуктами.

Некоторые выводы по итогам поездки

Наше путешествие закончилось благополучно. Задержавшись на границе при въезде в Беларусь, мы наконец доехали до Минска. Примечательно, что на литовских дорогах в темное время суток было куда комфортнее: столбики по краям проезжей части установлены на меньшем расстоянии, а светоотражающую разметку видно практически до горизонта, в то время как на белорусской стороне она так и норовила исчезнуть там, куда не добивал прямой свет фар. Светодиодная оптика была несомненным плюсом в такой ситуации, и все равно поездку за городом в позднее время трудно назвать ненапряжной.

Мы прошли IKEA-челлендж и делимся нашими наблюдениями:

  • Renault Arkana — это не автомобиль для поездки «на закупы». Поставив цель забить багажник доверху, вы обнаружите, что сделать это как-то уж чересчур просто. К тому же нечего и думать о транспортировке чего-либо действительно большого. На пространство между передним и задним рядом сидений особенно не рассчитывайте — там тесно.
  • Полного бака без проблем хватит на комфортную поездку в Вильнюс и обратно. И да, в Беларуси топливо все еще дешевле — пользуйтесь этим.
  • В мультимедийной системе есть вполне работоспособная навигация по Литве: карта прорисована достаточно четко, на нее можно полагаться.
  • Светодиодная оптика в темное время суток решает.
  • Совершая покупки, держите в уме действующие правила ввоза товаров. Будьте готовы к тому, что таможня очень тщательно проверит, что и в каком количестве вы везете, а также к тому, что взвешивать будут каждый пакет, в том числе с продуктами. Иначе говоря, покупая в последний момент бутылку шампанского на скидке, помните сразу о трех беспошлинных лимитах: не более 3 литров алкоголя, не более 500 евро и не более 25 кг (при пересечении границы реже 1 раза в 3 месяца).

Автомобили Renault в обновленной «Автобарахолке»

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Автопромсервис», импортер Renault в Беларуси. УНП 100064519.

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Белорусы покупают квартиры в Вильнюсе, чтобы было где остановиться на шопинге

Пока квартиры в Минске стремительно дорожают, то тут, то там появляется информация о том, что белорусы покупают себе недвижимость за границей. К чему именно прицениваются в других странах наши земляки?

Литва: жилье в Вильнюсе, шенгенская виза в придачу

Соседняя Литва — самый удобный вариант для покупки заграничной недвижимости. Расстояние между столицами меньше двухсот километров. Правда, до курортной приморской Паланги от Минска придется ехать подольше — 530 километров, но все равно это в три раза ближе, чем Крым. К тому же Литва — это Евросоюз, а значит, заграничная квартирка еще и шенген поможет получить. Да и обойдется она относительно недорого: сейчас однушка (40 квадратных метров) в хорошем спальном районе в Минске будет стоить около 52 тысяч долларов, а в Вильнюсе — 47 тысяч.

— Белорусов к нам и правда обращается довольно много, — подтвердили в одном из агентств, которое занимается продажей недвижимости в Литве. — Их интересуют квартиры как в столице, так и в курортных местах: на озерах или на море. Особо популярны районы, которые граничат с Витебской областью, чтобы совсем уж близко было. Как правило, на курорты люди ездят отдыхать сами, а вот в Вильнюсе квартиры им нужны просто для того, чтобы было где остановиться. Некоторые используют их как источник дохода. Некоторые вильнюсские квартиры потом сдают в аренду.

Кстати, на форумах в интернете пишут, что некоторые хитрые белорусы по дешевке покупают в Литве какие-нибудь разваливающиеся хибары исключительно ради вида на жительство. Мол, если у тебя в стране есть недвижимость, то получить его — раз плюнуть. Оказывается, это миф.

— Если у белоруса есть недвижимость в Литве, он имеет право получить многоразовую визу, но только если выполнены все условия: на одного человека должно приходиться 14 квадратных метров, эта недвижимость должна быть пригодной для проживания, у владельца должны быть средства для проживания (40 евро на день) и так далее. Сейчас за такими визами к нам обращается немного людей, — рассказала Вита Науйокайтите, третий секретарь посольства Литвы в Беларуси.

Однокомнатная квартира в таком симпатичном домике в спальном районе Вильнюса стоит столько же, сколько в Минске - около 56 тысяч долларов.

Однокомнатная квартира в таком симпатичном домике в спальном районе Вильнюса стоит столько же, сколько в Минске — около 56 тысяч долларов.

Болгария: квартиры покупают у англичан

Несколько лет назад белорусы стали активно покупать квартиры в Болгарии. Цены на тот момент там были вполне демократичные. Интересно, что стоимость жилья на берегу курортного болгарского города Варна, например, с тех пор не сильно изменилась. Но теперь жилье в Болгарии белорусы покупают все реже.

— Есть интерес со стороны белорусов, но чтобы был очень большой спрос, сказать нельзя. Покупают обычные квартиры, не элитные, — рассказали в одном из агентств Варны. — Причем не для того, чтобы сдавать, а чтобы приезжать на отдых. Сдачей квартир занимаются лишь немногие из тех, кто покупает здесь жилье.

— Я работаю в агентстве с 2006 года и могу сказать, что белорусы среди покупателей встречаются очень редко. Ну, может, когда смешанный брак: один супруг из Беларуси, второй — из Болгарии, — рассказывает Наталья, консультант одного из крупнейших агентств по недвижимости Софии. — Если покупают квартиры, то с целью вывезти детей к морю. Причем покупают квартиры не только на первой линии, у самого моря, но и там, где нужно 5 — 10 минут пройти до пляжа. Цена соответственно сразу становится ниже — около 26 тысяч долларов. Можно, правда, найти и дешевле. Есть рынок продаж, на котором англичане избавляются от недвижимости, которую скупали с 2002 года. Там жилье стоит 390 — 520 долларов за квадратный метр. Квартира-студия в 30 квадратных метров обойдется в 12 — 13 тысяч долларов, квартира с одной спальней — в 26 тысяч долларов, с двумя — около 45 тысяч долларов. Сказать, что покупают квартиру с целью сдачи нельзя — у нас на сдаче много не заработаешь. Максимально около 1300 долларов за сезон. Многие сдают как россияне: своим соотечественникам — знакомым и соседям.

Ялта: летом — отдыхают, зимой — сдают

Осенью прошлого года российское агентство по недвижимости опубликовало интересные цифры: среди покупателей элитного жилья на украинском курорте 15% — граждане Беларуси. Мол, белорусы активно стали скупать дорогие и не очень квартиры в морском городе. Правда, в местных агентствах с цифрами не согласны и утверждают, что белорусов среди покупателей недвижимости еще надо поискать.

В таком домишке в Ялте можно купить однокомнатную квартиру всего за 30 тысяч долларов…

В таком домишке в Ялте можно купить однокомнатную квартиру всего за 30 тысяч долларов…

— До кризиса в Беларуси очень много людей приезжало в Ялту и присматривалось к недвижимости. Когда начался кризис, люди исчезли. И сейчас они опять начали присматриваться, но, чтобы активно покупали, такого пока нет, — рассказали «Комсомолке» в одном из крупнейших агентств недвижимости Ялты. — То есть они пока присматриваются, ну единично так выстреливают — покупают. Если же говорить об элитной недвижимости, то среди белорусов таких покупателей нет. Россияне — да, скупают. А вот белорусы чаще интересуются одно-, двухкомнатными квартирами. Стоят они от 45 до 80 тысяч долларов. Причем в основном покупают, чтобы приезжать отдыхать. Все остальное время большинство белорусов эти квартиры сдают в среднем за 350 — 400 долларов в месяц.

(…а в элитной новостройке есть квартиры и по 250 тысяч!

(…а в элитной новостройке есть квартиры и по 250 тысяч!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дешевые испанские однушки у белорусов не в ходу

С зарубежьем ближним все понятно: недалеко, да и по-русски, как правило, если не говорят, то понимают. А есть ли белорусы, которые предпочитают приобретать квартирки где-нибудь в далеких жарких странах? Оказывается, таких совсем немного. Например, в Испании пришлось обзвонить не одно агентство, прежде чем нашелся хоть кто-то, кто однажды имел дело с нашими соотечественниками.

— За все время работы к нам обратилось, наверное, человека два-три из Беларуси. Да и те все спрашивали, приценивались, но в итоге так ничего и не купили, — рассказал испанский риэлтор, работающий с клиентами из стран постсоветского пространства. — Впрочем, на улицах периодически встречаются машины с белорусскими номерами. Значит, приезжают на время.

И это довольно странно, ведь в Испании квартиру можно найти дешевле, чем в Беларуси! Вот, например, трешка (70 квадратных метров) в курортном Аликанте на берегу Средиземного моря стоит 50 тысяч долларов — меньше, чем однушка в спальном районе Минска.

Двухкомнатную квартиру площадью в 59 квадратных метров в таком доме в испанском городе Торревьеха можно купить за 57 тысяч долларов. А в Минске такая же площадь обойдется в 78 тысяч.

Двухкомнатную квартиру площадью в 59 квадратных метров в таком доме в испанском городе Торревьеха можно купить за 57 тысяч долларов. А в Минске такая же площадь обойдется в 78 тысяч.

Зачем белорусы покупали недвижимость в Литве?

По состоянию на август этого года гражданам Беларуси принадлежало 1830 объектов недвижимости в Литве. Больше всего белорусов интересует недвижимость в Вильнюсе — здесь белорусы владеют 391 объектом недвижимости. В причинах таких покупок гражданами Беларуси разбиралось The EHU Times.

Муниципалитет Количество объектов недвиж. Процент от общ. числа
Город Вильнюс 391 21,37
Шальчининкайский р-н 211 11,53
Рокишкисский р-н 154 8,42
Биржайский р-н 117 6,39
Друскининкай 89 4,86
Швянченский р-н 84 4,59
Город Паланга 81 4,43
Вильнюсский р-н 64 3,50
Пакруойский р-н 56 3,06
Город Клайпеда 50 2,73
Пасвалисский р-н 47 2,57
Игналинский р-н 47 2,57
Город Висагинас 38 2,08
Зарасайский р-н 37 2,02
Лаздияйский р-н 36 1,97
Радвилишский р-н 30 1,64
Акмянский р-н 28 1,53
Варенский р-н 28 1,53
Купишкский р-н 25 1,37
Укмяргский р-н 21 1,15
Город Каунас 18 0,98
Йонишкский р-н 16 0,87
Приенайский р-н 16 0,87
Расяйняйский р-н 14 0,77
Утянский р-н 12 0,66
Кедайняйский р-н 11 0,60
Шакяйский р-н 10 0,55
Панявежский р-н 10 0,55
Город Панявежис 9 0,49
Аникщяйский р-н 8 0,44
Город Алитус 8 0,44
Юрбаркский р-н 7 0,38
Йонавский р-н 7 0,38
Плунгский р-н 7 0,38
Алитусский р-н 6 0,33
Тракайский р-н 6 0,33
Город Шяуляй 4 0,22
Кретингский р-н 4 0,22
Город Неринга 4 0,22
Город Калвария 3 0,16
Клайпедский р-н 3 0,16
Каунасский р-н 2 0,11
Молетайский р-н 2 0,11
Тяльшяйский р-н 2 0,11
Таурагский р-н 1 0,05
Шилутский р-н 1 0,05
Город Пагегяй 1 0,05
Город Электренай 1 0,05
Мариапольский р-н 1 0,05
Ширвинтский р-н 1 0,05
Шяуляйский р-н 1 0,05
Всего 1830 100

Источник: Государственный реестровый центр Литвы

Аналитик белорусского агентства недвижимости «РиэлтБай» Артем Сахаревич связывает масштабы покупки жилья в Вильнюсе гражданами Беларуси с инвестициями: «Я считаю, что сделки в Вильнюсе, скорее всего, инвестиционные. У кого-то бизнес в двух странах и нужно где-то жить. Кто-то просто хочет вложиться в более стабильный рынок, тем более, что в Литве недвижимость пошла в рост», — отмечает эксперт.

Гражданин Беларуси Константин Манкус в 2015 году купил квартиру в Вильнюсе. «После окончания университета остались с женой в Вильнюсе жить. Жили на съемной квартире. В мае 2015-го купили квартиру, переехали в нее в августе. Причина простая. Пополнение в семье и решение остаться жить в Вильнюсе. В Беларусь возвращаться не планировали и пока что не планируем. Покупать жилье в Беларуси нет смысла. Для кредита нужна такая зарплата, что проще несколько лет пособирать и купить, чем за несколько лет переплатить 3-4 раза», — рассказал Константин.

Достаточно высокий процент недвижимости во владении белорусов на территории Литвы сосредоточен в приграничном Шальчининкай, а также в Рокишкисе — здесь белорусам принадлежит 211 и 154 объекта недвижимости соответственно. По мнению Сахаревича, сделки в Шальчининкай, Рокишкисе и по остальной территории Литвы, исключая взморье, — это так называемые визовые сделки. «Шальчининкай и остальная территория Литвы — это, скорее всего, те самые визовые сделки с убитыми квартирами», — считает аналитик. Согласно законодательству, владение недвижимостью в Литве дает гражданам третьих стран право на многократную шенгенскую визу сроком пребывания до 6 месяцев в году. В интернете можно найти ряд предложений по покупке так называемых «убитых» домов и квартир — недорогой недвижимости, часто в плохом состоянии, однако дающей основания для оформления шенгенской визы. Так, агентство BaltEstate, занимающееся продажей недвижимости для оформления виз, предлагает на своем сайте дом в Аникщяйском районе за 4500 евро. «Эта недвижимость отлично подходит для получения годовой шенгенской мультивизы», — говорится в описании к дому. Также на сайте можно найти и другие недорогие предложения: дом в Рокишском районе за 3000 евро или пятикомнатную квартиру в Радвилишском районе за 6900 евро.

Однако, по словам аналитика белорусского агентства недвижимости «РиэлтБай», в последнее время число таких сделок стало снижаться. «5-7 лет назад визу было сложнее делать, и покупка недвижимости сильно упрощала процедуру. Сейчас это совершенно не проблема, поэтому необходимость иметь недвижимость в Литве отпадает», — пояснил эксперт.

По словам аналитика, белорусы покупают реальную недвижимость в курортных зонах и на взморье — для семейного отдыха. Статистика это подтверждает: в Друскининском, Швенченском, Клайпедском и Палангском районах белорусам принадлежит в общей сложности 385 объектов недвижимости.

По данным департамента статистики Литвы за 2015 год, белорусам принадлежало недвижимости на 28,4 млн евро — белорусы находились на втором месте среди иностранцев, владеющих недвижимостью в Литве.

По словам аналитика «РиэлтБай», сейчас сделок заключается меньше: «Я думаю, что сделок стало меньше. Цены в Литве сейчас выше, чем в Беларуси. В Вильнюсе на 20% выше, чем в Минске. Это также негативный фактор, который отталкивает покупателей. В 2013-2014 годах Минск был дороже Вильнюса», — рассказал Сахаревич.

Гражданин Беларуси Михаил Дроздов, который около двух лет назад купил коттедж на окраине Вильнюса, думает о возвращении на родину. Михаил переехал в Литву около четырех лет назад, здесь у белоруса была своя компания. Сейчас Михаил планирует вернуться в Беларусь — по его словам, построить дом в Минске на нынешний момент будет дешевле, чем в Литве. «По моему мнению, цены на жилье в Литве выше, чем в Беларуси. Плюс качество жилья и то обстоятельство, что в Литве сложно найти специалистов, которые не обманут и не завысят стоимость работ, отделки», — сказал Михаил Дроздов.

Наталия Коллегова, владелица компании Natalex, занимающейся арендой апартаментов и домов в Литве, рассказала, что тенденция покупки беларусами недвижимости в Литве растет, но среди тех, кто планирует будущее своих детей в Европе и имеет свободными около ста тысяч евро. По словам эксперта, недвижимость в Литве покупают те, кто уже не планирует вкладываться в Беларусь. Покупка же жилья для оформления визы утратила свою популярность: около 4 лет назад посольство начало проверять пригодность для жизни купленного иностранцем жилья, и, если дом или квартира находятся в аварийном состоянии, в визе будет отказано.

За продуктами — в Польшу: странно слышать, что туда ездят только несостоятельные люди (Delfi, Литва) | Экономика | ИноСМИ

Люди, которые еще верят в миф, что в Польшу за покупками ездят только бедные люди или люди со скромным достатком, заблуждаются. Жители Литвы, регулярно закупающиеся в Польше, рассказали, что за пиджак, который в Литве стоит 400 евро, в Польше они платят почти в два раза меньше. И это не единственная вещь, за которой в Польшу ездят не только жители Литвы.

Старший экономист банка «Люминор» (Luminor) Жигимантас Маурицас заверил, что Польша — уникальная страна, привлекающая не только литовцев. По словам экономиста, Польша, как магнит, притягивает покупателей почти со всего мира. На вопрос, сколько жителей Литвы ездит за покупками в Польши, Маурицас сказал, что цифры — большие.

«Департамент статистики Польши ежегодно считает потоки торговли на границе. Литва — не исключение. Из всех соседних стран люди массово едут в Польшу за разными товарами: едой, лекарствами, бытовыми товарами. Литва тут не исключение. Например, в Украине и Словакии баланс хуже, чем в Литве. Странно, что сами поляки не ездят в Украину за более дешевыми товарами, у немцев баланс плохой. На Литву с приграничной торговли приходится 4%, и Польша магнитом притягивает покупателей со всего мира», — сказал Маурицас.

Правда, экономист указал и на то, что такие действия жителей Литвы наносят ущерб экономике своей страны. «Ущерб, я осмелюсь сказать, немалый. Объемы торговли, согласно данным польской статистики, составляют 3,5% всей розничной торговли», — сказал экономист. Согласно последним данным, в 2017 году в деньгах это было 370 миллионов евро.

«Большую часть денег жители Литвы тратят не на продукты, продукты составляют всего 23%. Расходы на продукты из года в год несколько увеличиваются, но большую часть все же составляют не они. Люди едут в Польшу не за продуктами, а за потребительскими товарами», — сказал Маурицас.

Города мира. Вильнюс
Delfi.lt
Delfi.lt
Delfi.lt

«Это лекарства, мебель, бытовая техника, строительные материалы. Целая палитра товаров, которые покупают не только литовцы, но и жители других соседних стран. Это не проблема Литвы, где якобы все дорого, это результат уникальности Польши, поляки, как магнит, притягивают ценами на товары и предложениями», — сказал Маурицас.

Основатель интернет-магазина Baldai1.lt Пиюс Макарявичюс заверил, что людей привлекают цены, но отталкивают расходы, которые не окупают время, затраченное на поездку. «Да, люди всегда искали, где дешевле. Мы в Литве начали работать 11 лет назад, предлагать польскую мебель, поскольку тогда соотношение цены и качества там было хорошее, но сейчас мы видим, что люди стали больше ценить время, удобство, безопасность, а не те 10-15%, которые можно сэкономить, если поехать в Польшу», — сказал предприниматель.

Он подчеркнул, что люди все чаще стали оценивать затраты на поездку. «Если говорим о мебели, то тут расходы большие. Почти во всех случаях, я могу сказать, транспорт и временные затраты всегда будут выше, чем в Литве», — сказал Макарявичюс.

Еще один аспект — безопасность в связи с покупкой товара. «Я думаю, именно из-за этого люди начинают оценивать временные затраты и транспорт, а также безопасность, возможность оплаты, обслуживание клиента. Для людей важна возможность вернуть товар, если с ним что-то не так или оперативно решить проблему», — заметил специалист.

Пример Ины Дошкуте прекрасно иллюстрирует причину, по которой жители Литвы едут за покупками в Польшу. Женщина уверяет, что цены на многие товары там в 2-3 раза ниже. «Ездить за покупками в Польшу я начала 8-9 лет назад. Хорошо помню, что первый раз это было 16 февраля, мы поехали посмотреть цены. Поехали впятером. Мы тогда увидели, какие там цены. Все были в шоке. Могу сказать, что ехали не бедные люди, ехали состоятельные люди. Мы просто хотели посмотреть, точно ли там все так, как рассказывают. Нас разница в ценах шокировала», — сказала покупатель.

Женщина уверяет, ездит туда раз в несколько месяцев. «Мы всегда сочетаем отдых с шопингом. Например, если едем на состязания, параллельно заходим в магазины. Всегда ездим раз в 4 месяца. Чаще всего покупаем одежду. Та же одежда, которую мужу покупаем в Литве, там стоит в два раза дешевле, а иногда и в три. Представьте себе, покупаете в Литве брендовый пиджак за 400 евро, а в Польше он стоил 120. Думаю, разница очевидна. То же самое с лекарствами. Если нужны лекарства для суставов, у нас они стоят 130 евро, а в Польше — 40. Это большие деньги. Странно, когда говорят, что туда ездят бедные, это не так», — сказала Дошкуте. Она заметила, что самое дешевое место в Польше — Сувалки, а вот в Варшаве и Кракове цены выше.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Белорусы покупают квартиры в Вильнюсе, чтобы было где остановиться на шопинге

Пока квартиры в Минске стремительно дорожают, то тут, то там появляется информация о том, что белорусы покупают себе недвижимость за границей. К чему именно прицениваются в других странах наши земляки?

Литва: жилье в Вильнюсе, шенгенская виза в придачу

Соседняя Литва — самый удобный вариант для покупки заграничной недвижимости. Расстояние между столицами меньше двухсот километров. Правда, до курортной приморской Паланги от Минска придется ехать подольше — 530 километров, но все равно это в три раза ближе, чем Крым. К тому же Литва — это Евросоюз, а значит, заграничная квартирка еще и шенген поможет получить. Да и обойдется она относительно недорого: сейчас однушка (40 квадратных метров) в хорошем спальном районе в Минске будет стоить около 52 тысяч долларов, а в Вильнюсе — 47 тысяч.

— Белорусов к нам и правда обращается довольно много, — подтвердили в одном из агентств, которое занимается продажей недвижимости в Литве. — Их интересуют квартиры как в столице, так и в курортных местах: на озерах или на море. Особо популярны районы, которые граничат с Витебской областью, чтобы совсем уж близко было. Как правило, на курорты люди ездят отдыхать сами, а вот в Вильнюсе квартиры им нужны просто для того, чтобы было где остановиться. Некоторые используют их как источник дохода. Некоторые вильнюсские квартиры потом сдают в аренду.

Кстати, на форумах в интернете пишут, что некоторые хитрые белорусы по дешевке покупают в Литве какие-нибудь разваливающиеся хибары исключительно ради вида на жительство. Мол, если у тебя в стране есть недвижимость, то получить его — раз плюнуть. Оказывается, это миф.

— Если у белоруса есть недвижимость в Литве, он имеет право получить многоразовую визу, но только если выполнены все условия: на одного человека должно приходиться 14 квадратных метров, эта недвижимость должна быть пригодной для проживания, у владельца должны быть средства для проживания (40 евро на день) и так далее. Сейчас за такими визами к нам обращается немного людей, — рассказала Вита Науйокайтите, третий секретарь посольства Литвы в Беларуси.

Однокомнатная квартира в таком симпатичном домике в спальном районе Вильнюса стоит столько же, сколько в Минске - около 56 тысяч долларов.

Однокомнатная квартира в таком симпатичном домике в спальном районе Вильнюса стоит столько же, сколько в Минске — около 56 тысяч долларов.

Болгария: квартиры покупают у англичан

Несколько лет назад белорусы стали активно покупать квартиры в Болгарии. Цены на тот момент там были вполне демократичные. Интересно, что стоимость жилья на берегу курортного болгарского города Варна, например, с тех пор не сильно изменилась. Но теперь жилье в Болгарии белорусы покупают все реже.

— Есть интерес со стороны белорусов, но чтобы был очень большой спрос, сказать нельзя. Покупают обычные квартиры, не элитные, — рассказали в одном из агентств Варны. — Причем не для того, чтобы сдавать, а чтобы приезжать на отдых. Сдачей квартир занимаются лишь немногие из тех, кто покупает здесь жилье.

— Я работаю в агентстве с 2006 года и могу сказать, что белорусы среди покупателей встречаются очень редко. Ну, может, когда смешанный брак: один супруг из Беларуси, второй — из Болгарии, — рассказывает Наталья, консультант одного из крупнейших агентств по недвижимости Софии. — Если покупают квартиры, то с целью вывезти детей к морю. Причем покупают квартиры не только на первой линии, у самого моря, но и там, где нужно 5 — 10 минут пройти до пляжа. Цена соответственно сразу становится ниже — около 26 тысяч долларов. Можно, правда, найти и дешевле. Есть рынок продаж, на котором англичане избавляются от недвижимости, которую скупали с 2002 года. Там жилье стоит 390 — 520 долларов за квадратный метр. Квартира-студия в 30 квадратных метров обойдется в 12 — 13 тысяч долларов, квартира с одной спальней — в 26 тысяч долларов, с двумя — около 45 тысяч долларов. Сказать, что покупают квартиру с целью сдачи нельзя — у нас на сдаче много не заработаешь. Максимально около 1300 долларов за сезон. Многие сдают как россияне: своим соотечественникам — знакомым и соседям.

Ялта: летом — отдыхают, зимой — сдают

Осенью прошлого года российское агентство по недвижимости опубликовало интересные цифры: среди покупателей элитного жилья на украинском курорте 15% — граждане Беларуси. Мол, белорусы активно стали скупать дорогие и не очень квартиры в морском городе. Правда, в местных агентствах с цифрами не согласны и утверждают, что белорусов среди покупателей недвижимости еще надо поискать.

В таком домишке в Ялте можно купить однокомнатную квартиру всего за 30 тысяч долларов…

В таком домишке в Ялте можно купить однокомнатную квартиру всего за 30 тысяч долларов…

— До кризиса в Беларуси очень много людей приезжало в Ялту и присматривалось к недвижимости. Когда начался кризис, люди исчезли. И сейчас они опять начали присматриваться, но, чтобы активно покупали, такого пока нет, — рассказали «Комсомолке» в одном из крупнейших агентств недвижимости Ялты. — То есть они пока присматриваются, ну единично так выстреливают — покупают. Если же говорить об элитной недвижимости, то среди белорусов таких покупателей нет. Россияне — да, скупают. А вот белорусы чаще интересуются одно-, двухкомнатными квартирами. Стоят они от 45 до 80 тысяч долларов. Причем в основном покупают, чтобы приезжать отдыхать. Все остальное время большинство белорусов эти квартиры сдают в среднем за 350 — 400 долларов в месяц.

(…а в элитной новостройке есть квартиры и по 250 тысяч!

(…а в элитной новостройке есть квартиры и по 250 тысяч!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дешевые испанские однушки у белорусов не в ходу

С зарубежьем ближним все понятно: недалеко, да и по-русски, как правило, если не говорят, то понимают. А есть ли белорусы, которые предпочитают приобретать квартирки где-нибудь в далеких жарких странах? Оказывается, таких совсем немного. Например, в Испании пришлось обзвонить не одно агентство, прежде чем нашелся хоть кто-то, кто однажды имел дело с нашими соотечественниками.

— За все время работы к нам обратилось, наверное, человека два-три из Беларуси. Да и те все спрашивали, приценивались, но в итоге так ничего и не купили, — рассказал испанский риэлтор, работающий с клиентами из стран постсоветского пространства. — Впрочем, на улицах периодически встречаются машины с белорусскими номерами. Значит, приезжают на время.

И это довольно странно, ведь в Испании квартиру можно найти дешевле, чем в Беларуси! Вот, например, трешка (70 квадратных метров) в курортном Аликанте на берегу Средиземного моря стоит 50 тысяч долларов — меньше, чем однушка в спальном районе Минска.

Двухкомнатную квартиру площадью в 59 квадратных метров в таком доме в испанском городе Торревьеха можно купить за 57 тысяч долларов. А в Минске такая же площадь обойдется в 78 тысяч.

Двухкомнатную квартиру площадью в 59 квадратных метров в таком доме в испанском городе Торревьеха можно купить за 57 тысяч долларов. А в Минске такая же площадь обойдется в 78 тысяч.

Минчанка, уехавшая делать бизнес в Вильнюс, о налогах, зарплатах и девяностых

У Натальи получились такие девяностые, что хватило бы на полнометражный фильм, приквел и сиквел. Были и переправа фуры глубокской сгущенки через границу, и 1000 пар часов «Луч» для московских бизнесменов, и дипломаты, набитые деньгами со зверями. Правда, на стыке веков белорусский бизнес закончился. Минчанка отправилась в литовское безденежье, из которого ее вытянула любовь к архивам. Теперь они с мужем (неожиданно для себя самих) покупают землю и развивают немаленький бизнес.

€3000 штрафа

В Вильнюсе было слабое лето. Подкачала погода: много дождило. Ну и ремонт взлетно-посадочной полосы в местном аэропорту тоже туризму не помогал. В итоге погода нормального человека проснулась ближе к осени.

Сидим в кафе, которым владеет белоруска, периодически отвлекаемся на проходящих мимо белорусов. Говорим за Беларусь и Литву, которые друг другу вроде как ближний свет, но сильно различаются.

— Делать бизнес в Литве достаточно просто. Бюрократии, в принципе, мало, несмотря на разговоры. Налоговая система не репрессивная — скорее, исследовательская. Мы проходили с мужем пару проверок, знаем.

«Вообще, налоговая здесь консультирует. Если ты нарушил, объяснят, как надо было вести себя правильно»

Последнюю проверку проходили три года назад.

— Чтобы избежать коррупции, нам прислали человека из маленького городочка Утена. Женщина совершенно не знала русского языка. Потому ей пришлось мучиться с моим хорошим литовским. И ничего, справились. Она было решила, что надо назначить штраф: будто бы схема начисления налога какая-то не такая. Но я объяснила: вы не правы, мол, до того мы консультировались с налоговой инспекцией — по телефону, там все разговоры записываются, можете проверить.

Действия владельцев бизнеса признали правомерными.

— Из €3000 штрафа, о которых говорила инспектор, получилось €200. Совершенно легитимно. Просто объяснили человеку, что она не учла особенности нашего бизнеса. Вообще, налоговая здесь консультирует. Если ты нарушил, объяснят, как надо было вести себя правильно. В целом все у вас здесь будет нормально. Конечно, если вы как-то жутко не обворовали государство. Хотя сесть в Литве за экономические преступления практически невозможно. Тебя могут обвинить, но до радикальных итогов это не дойдет.

«Надо бы ткань пристроить»

Наталья — из семьи военных. Юность была теплой на воспоминания, молодость — тоже ничего. После школы быстро стала секретарем комсомольской организации. Правда, столь же быстро разочаровалась.

После учебы на химфаке БГУ стартовала взрослая жизнь и девяностые, которые застали молодого специалиста в Национальной академии наук Беларуси.

— 1991-й и до 1999-го — период, когда все было разрушено, период оптовой торговли всем. Как сказал один мой преподаватель, университетское образование хорошо тем, что тебе неважно, рассчитывать электроны или узнавать, где найти ткань, чтобы потом на «Милавице» пошить белье и отправить его в Израиль.

Это был 1991 год. Город-герой Минск. Кормить сына нечем, есть самим нечего. Наталья доучивалась в аспирантуре. Отец ее ребенка был физиком. И тут откуда ни возьмись появились бывшие комсомольцы: «У тебя ж вроде сестра в Вильнюсе живет».«Живет».«Нам надо бы ткань пристроить».«Ну, спрошу, узнаю».

— Спросила и узнала. В академии нам вообще не платили, а тут живые деньги. Получила свою месячную зарплату за одну сделку. Помню, что в 1999-м платили $20. А какой была зарплата в 1991-м, история уже не помнит. Но мы тогда отправляли племянницу в Германию, и дедушка, чтобы собрать ей 10 марок, потратил полторы пенсии.

В том же 1991-м Наталья неожиданно для самой себя зарегистрировала юрлицо. При этом, правда, не оставила Академию наук.

«Мне бы фуру сгущенки»

В 1992 году между Беларусью и Россией еще была граница. В Москве познакомились с человеком, который между делом сказал: «Мне бы из Беларуси фуру сгущенки привезти». Товар в то время был дефицитный. При этом просили не рогачевскую: русские считали, что она «фонила». Каким-то образом достали целую фуру глубокской.

«И тут я понимаю, что, вообще-то, у нас граница. Мне в жизни не дадут вывезти фуру сгущенки»

Однако нашлись люди, которые научили жизни: мол, есть ребята, могут правильно сопроводить вашу фуру через границу.

— Дипломат, который мы везли тому человеку, был красивый, как в кино. Там лежал эквивалент $500 белорусскими деньгами со зверями. Везла на своем «Жигуленке» шестой модели. Цвет назывался «Валентина».

Поехали в Могилевскую губернию делать бизнес. Приехали, а там говорят: «Нет вашего человека, вообще-то, он у тещи своей отдыхает».«Как?! Мы же договорились». Мобильных нет, мессенджеров нет, ничего нет. Типа извините, бизнес не состоится.

— Пять утра, светает. Вычислили место жительства его тещи. Человек в глубокой деревне и в почти глубоком запое. Выдернули из постели: «Мужик, звони на пост». Чемодан, помню, передавали в предрассветном тумане. Как кадр из детектива.

«По тогдашним временам нас должны были чуть отпустить, а потом накрыть с этими деньгами»

Машина стартовала. Но почему-то никто не подумал, что в России тоже есть кордон. И там никто ни с кем не договорился.

— Правда, парень, который ехал с фурой, думал, что все на мази. Просто приехал на пост и сказал: «Я еду, все договорено, вы просто чего-то не знаете». Пограничники, кажется, обалдели от такой наглости. Парень дал им четыре ящика сгущенки, и фура поехала.

Человек, сопровождавший машину, забрал спортивную сумку, в которой было что-то вроде €50 тыс., и отправился в Минск на поезде.

«Серьезные люди спрашивают»

— В 1991-м квартира стоила $2500, в 1993-м — $10 000. Логистики и рекламы не наблюдалось вообще. Надо было просто повертеть мозгами и понять, кто, с кем и где мог быть связан, и выстроить цепочки. В 1994 году я еще числилась в Академии наук, но периодически брала отпуск за свой счет: все равно не платили.

Примерно тогда обратился еще один человек из Москвы: «Тут люди серьезные спрашивают, как раздобыть 1000 пар часов „Луч“. Можешь сделать?» Любые, лишь бы «Луч». Эти часы очень ценились. В итоге получилось несколько коробок, которые были сложены в машину и взяли путь на Москву.

— Приезжаем. Наш знакомый начинает звонить своим серьезным людям, но не дозванивается. Куда-то они пропали. То есть мы попадаем на деньги… Но ничего. Тогда просто открыли московскую газету объявлений и стали искать. Написано: «Покупаю часы». Внизу телефон. Звоним: «Делаете?» — «Да». — «1000 сделаете?» — «Хорошо».

«Безденежье. Это такой архетип — ты его примеряешь на себя и понимаешь, что это временно»

Наталье было 26. В Москву они поехали с девушкой-бухгалтером примерно того же возраста. Слишком нежный состав для бизнеса той поры.

— Офис где-то в глубине панельной Москвы. Наверное, ребята не поверили, что мы звонили со всей серьезностью, и сильно удивились визиту. Но деньги нам отдали. Бешеные деньги. Помню, вышли, сугробы по пояс. А машина, пока блукали, осталась далеко. И мы пошли — две девицы — с сумками, полными денег.

По дороге совершенно случайно увидели церковь и почему-то решили в нее зайти.

— По тогдашним временам нас должны были чуть отпустить, а потом накрыть с этими деньгами. Наверное, внезапное решение свернуть нас спасло. Часа два там грелись. Потом спокойно унесли сумки, в которых было денег на полквартиры в Минске. Только впоследствии поняли, из какой истории выплыли.

«Было денежье — стало безденежье»

В 1999 году белорусский бизнес Натальи закрылся. Рубль стоял, проценты оставались серьезными, кредиты — валютными, а многие партнеры банкротились.

Примерно тогда Наталья вышла замуж и поехала за супругом в Вильнюс. Целый год была не бизнес-леди, а просто женой. Поначалу приходилось невероятно тяжело: съемная квартира, сын в новой школе, жизнь в незнакомом городе.

— Ну и безденежье. Мужу было сложнее. А я все восприняла как игру. Вот было денежье — стало безденежье. Это такой архетип — ты его примеряешь на себя и понимаешь, что это временно. В Беларуси я потеряла $150 тыс. — на то время 15 квартир. Говорят, яйца нельзя класть в одну корзину. И да, я так и делала. Но вышло, что опрокинулись все мои корзины.

«Почему ты всегда думаешь, как обойти закон, а не как соблюсти его?»

В белорусском телевизоре еще крутился канал «Лад». Там показывали выпуски проекта «Судьба человека». Автор попросил Наталью помогать ему с исследованиями. Тем более что предыдущий год она провела в вильнюсском архиве, пытаясь восстановить свою генеалогию.

— Начали приезжать иностранцы, про предков которых он делал истории. Люди редко летели прямым рейсом в Минск, чаще останавливались в Вильнюсе. Им надо было где-то жить. Правда, тогда рынок гостиниц был слабый. Апартаментов нормальных не находилось вообще. В итоге мы вписались в тему: мой муж как-то сам нарисовал простенький сайт — и люди стали ехать.

Нелегальный бизнес апартаментов

Частный туристический бизнес начался в 2001—2002 годах. Понадобилось продать минскую квартиру на Коржа. Сначала сдавали чужие апартаменты, после появились свои. Теперь их 28 штук.

Плюс ко всему спустя 16 лет Наталья с мужем неожиданно стали застройщиками.

— Нам всегда был интересен Ужупис. Мы купили кусок земли невдалеке — на берегу Вильняле. Стали гражданами Ужуписа. Скоро получим разрешение на строительство, будем строить комплекс на 2500 «квадратов» жилой площади. Мои российские друзья говорили: тебя не пустят на этот рынок. А я объясняю, что это Литва. Тут нет понятий, пустят или нет. Когда я только приехала в Вильнюс, муж постоянно задавал вопрос: «Почему ты всегда думаешь, как обойти закон, а не как соблюсти его?» И я в итоге заимела хорошую привычку: я сперва думаю, как соблюсти закон, а уже потом — как можно применить нормальную легальную юридическую или бухгалтерскую оптимизацию.

«Что-то не так — отправляешься в Норвегию, Голландию или Англию, зарабатываешь и возвращаешься»

Наталья отмечает, что стоимость ренты ее апартаментов находится в вилке от €20 до €125 в сутки. Но вообще, цена сильно упала из-за нелегального бизнеса апартаментов.

— Сервис Airbnb, конечно, тоже влияет. Допустим, там выставляется нелегальная квартира. Приходят налоговики. Хозяева говорят: «Ой, извините, забыли внести плату. В конце года сделаем». Ну и в итоге не платят до следующей проверки. Или платят 15% с одной сделки. А мы отдаем налог со всего бизнеса, потому что он легальный.

НДС в Литве — 21%. Пока компания не достигла годового оборота в €45 тыс., налог на добавленную стоимость не платится. Налог на прибыль для Натальи составляет уже 15%, а еще год назад был 5%: обороты увеличились.

— Кредитные истории надо нарабатывать. У меня еще есть кредиты на 0,6% годовых. Хотя в новом проекте — уже 8%. Что еще? «Коммуналка» тут дорогая. Но у меня в Минске стоит пустая квартира, и я плачу за нее сравнимые деньги. За квартиру в 80 «квадратов» со всем мы отдаем €170 зимой, летом — €70.

«Плохое было лето»

Сын Натальи занялся кулинарией. Они с двумя друзьями решили открыть фудтрак. Быстро купили бус, зарегистрировали предприятие, прошли «ветеринарку» (типа нашей санстанции), начали работать.

— С учетом наличия инвесторов сын делал ЗАО. Потратил примерно две недели. Если бы регистрировал ИП, от полного нуля до выхода на работу получилось бы дней пять. Все достаточно быстро. Приходишь в «ветеринарку»: «Вот у меня фургон, посмотрите». Они идут и смотрят — все, держи сертификат, работай. Естественно, у повара должна быть санитарная книжка.

У фургона есть три разрешенные стоянки. Хочешь другие — иди в мэрию, узнавай. Если правила дорожного движения позволяют, получаешь разрешение.

— Некоторые стоянки бесплатные, за некоторые надо платить. В Вильнюсе по пятницам проходит фестиваль уличной еды Open Kitchen. Таких фургонов там штук двадцать. Город дает электричество, туалеты и прочие коммуникации. В итоге место стоит €93 за вечер. Но это выгодное вложение. При хорошем раскладе оборот составляет €1000—1200 за вечер. В доле два-три человека. Очень плохой вечер — €400—500.

Ребята попробовали торговать четыре дня: среда, четверг, пятница, суббота. Бизнес на постоянной основе.

— Вынимали… Плохое было лето. В прошлом году с какого-нибудь выездного фестиваля могли привезти €10 тыс. Хозяева такого бизнеса при хороших раскладах в теории могут иметь €5000—6000 в месяц.

«Что-то не так — летишь в Норвегию»

В команде менеджмента Натальи два белоруса. Раньше было больше.

— Белорусы, которые живут здесь, умеют работать. По большей части это люди с хорошим образованием. Литовцы в плане смены работы востребованы и избалованы. Здесь нет понятия безработицы как таковой. Что-то не так — отправляешься в Норвегию, Голландию или Англию, зарабатываешь и возвращаешься. Это очень распространено. Да, люди под 30 стали активно возвращаться.

Наталья дает расклад по современной Литве.

— Если в семье муж и жена зарабатывают по €825 (это примерный размер средней зарплаты), получается доход, при котором они смогут снимать квартиру и ездить за границу на отдых. Вариант для молодых людей, которые стабильно зарабатывают. Если есть €1500 у каждого, это вообще very good. Кстати, мы говорили про среднюю зарплату, а минимальная составляет €380.

В 2009—2010 годах здесь был кризис. Но пережили.

— Белорусы с литовцами вообще живут, как на волнах. Как в Беларуси все нормально, в Литве кризис. И наоборот. Сейчас все хорошо. В четверг, пятницу, субботу все рестораны забиты местными. По духу я уже тоже местная. Но живу с белорусским паспортом. Документы на смену гражданства пока не подавала.

Чемоданы и дорожные сумки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Белорусы покупают в Литве заброшенное жилье

Ежегодно иностранцы приобретают в Литве до 1500 участков земли или квартир. Замечают, что недвижимостью в Литве интересуются белорусы, сообщает lrt.lt.

Деревня Натишкяй (Биржайский район) – одна из самых отдаленных деревень района. Многоквартирные дома, построенные в советское время, здесь заброшены, превращаются в развалины. Люди, которые в них жили, уехали в более крупные города. Остались лишь фермеры и самые терпеливые жители.

Однако покинутые квартиры, которые еще были в неплохом состоянии, без хозяев не остались. Их покупают белорусы. По словам местных жителей, они расплачиваются за жильё, фотографируют его и уезжают.

По словам местных, земля белорусов не интересует.

«Они находят объявление в интернете. Покупают через каких-то посредников. Им неважно, где находится это жилье. Главное, купить подешевле, чтобы, скажем, легче получать визы», – сказала староста Вабальнинкаса Лилия Вайтекунене.

Она заметила, что бывалые предприниматели вместе с иностранцами регистрируют здесь предприятия по адресу бывших колхозных ферм или других построек. Неважно, что многие из них превратились в развалины.

«Есть развалины, в которых зарегистрировали 8 предприятий. Староство ничего об этом не знает, поскольку хозяева им не сообщают ничего, не декларируют место жительства», – сказала Вайтекунене.

По словам представителя Центра регистра, иностранцы приобретают до 1500 земельных участков, домов или квартир в год, это немного по сравнению с общим объемом продаж.

«Мы видим, что белорусы стали активнее, в прошлом и позапрошлом годах они активно покупали в Литве недвижимость, как это ни странно, в основном хозпостройки, можно предположить, что эти покупки не связаны с желанием поселиться в Литве и заниматься каким-либо делом, возможно, они руководствовались иными мотивами», – сказал пресс-секретарь Центра регистра Айдас Петрошюс.

Граждане третьих стран, у которых в Литве есть недвижимость, могут получать визы в облегченном порядке и без ограничений ездить по ЕС. 

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *