Япония. Чем Знаменита Япония?
Япония — одна из самых интересных и загадочных стран на нашей планете. Прошло уже более 150 лет, после знаменитого второго открытия Японии в 1854 году коммодором Мэтью Перри (США), а она по-прежнему удивляет нас своей изысканной культурой и трудолюбием народа, который бережно хранит наследие предков. Итак, чем же знаменита Япония ? Как я уже написал в своём вступлении — трудолюбием японцев, которые за каких-то 20 — 30-ть лет после принудительного открытия страны, превратили Японию из средневекового государства в одну из крупнейших индустриальных держав ! Системой воспитания ребёнка : «вседозволенность» до 5 лет, «раб» — с 5 до 15 лет, и «равный» с 15 лет, также знаменита и вызывает удивление. Наличие незначительных сил самообороны и отсутствие армии, как таковой, согласно девятой статьи конституции (1947) — высвободило огромные финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры
История Японии — Википедия
Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако согласно результатам археологических исследований, Японский архипелаг был заселён людьми в период позднего палеолита.
В истории Японии периоды изоляции страны чередуются с периодами активных взаимоотношений с внешним миром.
Япония на заре истории[править | править код]
Первые японцы[править | править код]
В палеолите Земля была скована ледниками, и уровень воды был на 100 м ниже современного. Япония ещё не представляла собой архипелаг, а соединялась суходольными перешейками с материком. Внутреннее Японское море было просторной долиной. Ледники не достигали Восточной Азии, но их влияние ощущалось на климате. Япония входила в азиатскую степную экозону, богатую различными травами. Здесь водились мамонты, слоны Науманна, большерогие олени и другие животные, которые прибывали сюда из Сибири[1].
Первые признаки заселения Японского архипелага появились около 40 тысячелетия до н. э. с началом японского палеолита, который продолжался по 12-е тысячелетие до н. э.
Памятники с керамикой Фукуи (12 700 ± 500 л. н.) и Камикуроива (12 165 ± 600 л. н.) находятся в Южной Японии[5].
Период Дзёмон[править | править код]
Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с таянием которых поднялся уровень мирового океана. Благодаря этому образовался Японский архипелаг. В результате потепления и изменения движения морских течений японские степи времён палеолита заросли густым лесом. Примерно в это же время на Японские острова переселилась новая группа людей из Юго-Восточной Азии. Представители этой группы хорошо разбирались в судостроении и морской навигации. Вероятно, их каноэподобные лодки-долблёнки были принесены к японским берегам тёплым океанским течением Куросио. Новоприбывшие юго-восточные азиаты смешались с потомками палеолитической популяции Японского архипелага [6].
Благодаря изменению климата японская флора и фауна кардинально изменились. Северо-восточная часть архипелага была покрыта дубовыми и хвойными лесами, а юго-западная — буковыми и субтропическими. В них жили большие кабаны, олени, дикие утки, фазаны. В морях и океане водились бониты, красные пагры, морские судаки. Побережья Хоккайдо и региона Тохоку были богаты лососем и форелью. Благодаря таким природным богатствам жители Японских островов не нуждались в крупномасштабном сельском хозяйстве или скотоводстве, оставаясь примитивным обществом охотников-собирателей
Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был «шнурковый орнамент», который по-японски называется дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины II века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита «культурой Дзёмон», а время её доминирования на Японском архипелаге — периодом Дзёмон[7].
В неолите древние японцы перешли к оседлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20—30 человек на невысоких холмах. Типичным жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные кучи, которые одновременно служили местом захоронения умерших. Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в современной префектуре Аомори, датируемая V веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100—200 человек. Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около IV—III века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни[7].
Период Яёй[править | править код]
Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования с континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины
Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов — меди, бронзы и железа. До I века до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и гэ, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во II веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа [9].
Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге начали изготавливать керамические изделия нового стиля, который походил на континентальный. Их особенностью был красноватый цвет, отсутствие узора и богатство видов посуды. Вероятно, реформа керамики была связана с распространением рисоводства. Такая посуда впервые была найдена в посёлке Яёй, по имени которого новая керамическая культура получила название «культуры Яёй». Время господства этой культуры на Японских островах с 1 тысячелетия до н. э. по III век н. э. называется периодом Яёй[9].
Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами, однако нередко провоцировало конфликты, особенно за контроль над ресурсами — землёй и водой. Со II века до н. э. большинство поселений были уже окружены рвами и деревянным частоколом. Среди населения выделялись вожди, которые сосредоточили в своих руках религиозную и военную власть. Селения нередко объединялись в союзы — первые японские прото-государственные образования. Одним из самых укреплённых поселений-общин периода Яёй была стоянка Ёсиногари в префектуре Сага, которая свидетельствует о высоком уровне организации древних японцев
Формирование японского государства[править | править код]
Япония в китайских хрониках[править | править код]
Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в исторических хрониках I века н. э. китайской империи Хань. В них указывается, что древние японцы вадзин проживали на островах в Восточном море, имели 100 малых стран, к 108 году до н. э. около 30 из них наладили контакт с китайцами, и иногда присылали дань Китаю. В «Книге Поздней Хань» сохранилось сообщение о посольстве японского вана (между 26 и 56 годом н. э.) страны На, который в 57 году получил от китайского императора золотую печать.
В 107 году н. э. японцы привезли в Китай 160 подданных китайского императора, которые ранее были захвачены разбойниками и проданы в Японию.
Между 147 и 190 годами в Японии были внутренние смуты и кризис верховной власти.
Химико[править | править код]
В своде III века китайской империи Вэй, «Предание о людях ва», упоминается 30 японских стран, среди которых самым мощным является Яматай. Сообщается, что её правительница ван-женщина Химико держалась у власти, используя «чары для одурманивания населения». У неё было 1000 служанок, но немногие видели Химико, которая жила в строго охраняемом дворце. Один мужчина приносил ей еду и одежду и выслушивал приказы. Законы в государстве были строги. В 239 году правительница отправила в Вэй посольство с данью и получила от китайского императора в подарок титул «вана японцев, вторая Вэй» и 100 бронзовых зеркал. Из-за ряда неточностей в рассказе о Яматай историки и археологи до сих пор не могут согласовать местоположение этого государственного образования: одни утверждают, что оно находилось в регионе Кинки, а другие — на севере острова Кюсю.
Китайцы упоминали, что не все японцы были подданными Химико, например в 1000 ли «по морю» на восток от царства Химико находилось царство Цзюну (拘奴).
Управление[править | править код]
Имели (в V—VI веке) чиновников с рангами: ичжима (伊支馬), мимахачжи (彌馬獲支), нуванди (奴往鞮). Имеют дома, но нет городов со стенами. Дворец царя украшен золотом, серебром и жемчугом. Вокруг вырыт ров в 3,33 метра шириной, заполнен ртутью, во время дождя вода не попадает в ров, а стекает по ртути[10].
Обычаи[править | править код]
Нравом веселы. Не развратны. Мужчины и женщины ходят с непокрытой головой, собирая волосы наверху. Богатые и знатные вплетают в волосы вышитые полоски ткани, похожие на китайский убор хугунтоу (胡公頭 — давно не употребляемый) и это заменяет им шляпу. Едят из бамбуковой посуды. Имеют гробы, но не делают внешних саркофагов, насыпают курганы. Пристрастны к выпивке. Не знают с какого месяца начинается год. Много долгожителей 80, 90 и даже 100 лет. Женщин много, мужчин мало. У богатых четыре или пять жён, у бедных две-три. Жёны не изменяют и не ревнуют. Воровства не знают, тяжб мало. За небольшое преступление у преступника отбирают жену и детей, за тяжкое истребляют весь род. Также могут за лёгкое наказать палками, а за тяжёлое отдать зверям на съедение. Если звери за ночь не тронут преступника, то его отпускают и прощают[10].
Хозяйство[править | править код]
Тёплый климат. Выращивание зерновых[11], риса, рами[12], коноплю, занимаются шелководством и изготовлением тканей из щёлка. Также выращивают: имбирь, корицу, мандарин[13], перец, перилла[14]. Водится чёрный фазан. Добывают жемчуг и лазурит[15]. Китайцы сравнивали дары, привозимые из Японии, с данью от племён Даньэр и Чжуя (южан). Вещи в изобилии и дёшевы, путешественники запасаются хлебом. На рынке можно купить жемчуг и драгоценные камни[10].
Животные[править | править код]
Чёрные фазаны. Есть зверь похожий на быка, называемый «шань-шу»(山鼠) и великий змей (大蛇), который его поедает. Кожа у этого змея тверда, её не разрубить. Сверху у него есть отверстие, которое он открывает и закрывает. Иногда он светится. Но если попасть в него из лука — то умрёт[10].
На юге от Японии также были населённые острова, но китайцы не имели о них достоверных сведений. Сообщали о стране малорослых (朱儒) людей в 3—4 чи в 4000 ли южнее Японии. Далее на юго-восток земли нагих и чернозубых людей. Очень далеко на юго-западе живут островитяне с чёрным телом и белыми глазами, нагие и уродливые, мясо их приятно, путешественники иногда стреляют и едят их. Есть остров Дунти (東鯷), разделённый на 20 княжеств. Острова Ичжоу и Чаньчжоу заселены китайцами, потомками спутников алхимика Сюй Фу (en:Xu Fu), которого Цинь Ши-хуанди отправил искать остров бессмертных Пэнлай. Изредка они приплывали для торговли в нынешнюю Цзянсу. Китайцы говорили, что до этих островов очень трудно доплыть, но иногда суда относит туда ветром.
В 7000 ли на северо-запад от Японии лежит земля татуированных людей. Там жители разрисовывают тело узорами как у зверей. Делают три полосы на голове, длинные линии в почёте, короткие не ценят. От этой земли на восток свыше 5000 ли царство Дахань (大漢). Там нет войн и оружия, обычаи как у татуированных людей, но язык различен[10].
Яматай[править | править код]
Появившись на международной арене, государство Яматай было вынуждено стать частью китаецентричной системы межгосударственных отношений в Восточной Азии. По этой системе, которая сформировалась во времена правления династии Хань, Китай начинал диалог с иностранными правителями лишь в случае признания ими верховенства китайского императора и уплаты ему дани. Со своей стороны китайский император предоставлял иностранному правителю политическую поддержку и разрешение торговать с Китаем[16].
Хозяйство и общество[править | править код]
Китайцы упоминали, что в I−II веке н. э. японцы (то есть, ва) выращивали рис, просо, коноплю. Производят холсты и шелка. Добывают жемчуг и ляпис-лазурь (или сапфиры, на китайском одинаково 青玉), в горах добывают киноварь.
Зимы тёплые, по мнению китайцев, пригодны для выращивания овощей. Из оружия японцы предпочитают копья, стрелы с костяными наконечниками, используют щиты.
У мужчин татуировки на теле и лице, по ним определяют социальный статус[17].
Обносят частоколом города и дома. В домах имеются отдельные комнаты для мужчин и женщин, старших и младших, и общая комната для всей семьи. Посуда есть, но нет столовых приборов. Довольно много употребляют алкоголя. Обувью не пользуются. В знак уважения садятся на корточки. Много долгожителей, некоторые живут свыше 100 лет. Женщин много, богачи берут по 4−5 жён, у многих по 2−3. Жёны воздержанного поведения и не ревнивы. Одежда мужчин делается из горизонтальных полос ткани. Женщины обматывают голову собственными волосами, киноварь используют как косметику. Воровство редко, поэтому мало судебных тяжб. Преступника продают в рабство вместе с семьёй, за значительные преступления уничтожают всю семью. Покойника не хоронят 10 дней, оплакивают его, постятся. Гадают, бросая кости в огонь. Перед плаваньем по морю один из команды корабля также постится, не моется, не расчёсывает голову, не общается с женщинами. Если плаванье оказывается неудачным, то этого человека казнят, потому что, якобы, он плохо соблюдал пост[17].
Ямато и период Кофун[править | править код]
В IV веке письменные уведомления о Японии исчезают. Китай погрузился в междоусобицы, повлёкшие ослабление его международного авторитета. Одновременно на Корейском полуострове возникли три государства — Когурё, Силла и Пэкче, которые начали борьбу за объединение Кореи. На этом фоне в Японии также усилились объединительные тенденции. Их выразителем стало государство Ямато, расположенное в одноимённом регионе современной префектуры Нара. Письменные свидетельства о начальной истории этого государства отсутствуют, однако археологи связывают его усиление с распространением культуры курганов-кофунов в центральной Японии.
Обычай хоронить состоятельных лиц в земляных курганах возник на Японском архипелаге в III веке и сохранялся до середины VI века. Этот временной промежуток называют периодом Кофун, а культуру этого периода — «культурой Кофун». Японские курганы имели различные формы, однако самая распространённая из них напоминала с воздуха замочную скважину. Наибольшее количество подобных могил находилось в Ямато и Кавати, на территории современных префектур Нара и Осака, что говорит о возможном союзе знати этих двух регионов. Самой южной точкой распространения культуры курганов считается префектура Кагосима, а самой северной — префектура Иватэ. Большинство историков и археологов ассоциируют распространение этой культуры с постепенным овладеванием государством Ямато землями Японского архипелага.
Предполагают, что Ямато была федерацией. Её возглавлял вождь окими, который сосредоточивал в своих руках всю религиозную и военную власть в государстве. Ему повиновалась региональная знать, которая объединялась в крупные роды удзи. Согласно статусу рода, вождь придавал его главам титулы кабанэ, которые определяли место рода в правительственной иерархии. Эта система государственной организации называлась родово-титулярной.
Внешняя политика Ямато[править | править код]
Ямато было активным членом восточноазиатского международного сообщества и часто вмешивалось в дела Корейского полуострова на стороне южнокорейского государства Пэкче. В IV веке Ямато помогало последнему сдерживать натиск северокорейского государства Когурё, за что получило южные земли Мимана́. Об этом упоминает текст стелы, которая была возведена в память о правителе Когурё по имени Квангэтхо. В V веке вожди Ямато пытались закрепить военные успехи на полуострове дипломатически, обращаясь за помощью к Китаю. Так, в документации южной китайской династии Сун упоминаются «пять японских ванов», которые в течение 413—478 лет присылали к китайскому императору 10 посольств и просили признать их правителями юга Кореи.
В правление Цзиньского Ань-ди (396—418) были установлены дипломатические отношения с Ямато. Лю Сун У-ди в 421 году издал указ, гласящий: японский Цзань (贊, Император Нинтоку) далёк, но верен, достоин, образован, можно дать ему титул.
В 425 году Цзань прислал к императору Лю Сун Вэнь-ди Сыма Цаода (司馬曹達) с докладом и дарами. Цзаню наследовал младший брат Чжэнь (珍, Император Хандзэй). Он прислал посольство и объявил, что является военным правителем (都督) шести царств: Японии, Пэкче, Силла, Кая, Чинхана, Махана, великим главнокомандующим умиротворителем востока (安東大將軍) и просил признать за ним такой титул. Китайцы признали его царём Японии и главнокомандующим умиротворителем востока, в признании его господства на Корейскими царствами отказали. Ещё 13 знатным японцам дали титулы.
В 443 году царь Цзи (濟, Император Ингё) прислал посольство с дарами и просил подтвердить его титулы. В 451 китайцы признали за Цзи господство над Корейскими царствами, кроме Пэкче, ещё 23 японца получили титулы. Следующий правитель Син (Император Анко) возобновил посольства, он не был признан правителем Кореи. Царь У (Император Юряку) сам объявил себя правителем Японии и корейских царств.
Хотя Ямато принимало верховенство Китая, оно заручилось его военно-политической поддержкой для противостояния натиску Когурё. При Лю Сун Шунь-ди, в 478 году Юряку написал китайскому императору: «С давних пор мои предки в броне и шлеме пересекали горы и реки не зная сна и отдыха. На востоке покорили 52 царства волосатых людей (毛人), на западе 66 царств восточных варваров (восточных относительно Китая), уничтожил 95 царств у северного моря.[…] Не упускал года без отправления дани. Мимо Пэкчэ веду корабли. Но Когурё беспощадно, желает всё поглотить. Чтобы продолжить дело покойного отца и старшего брата, завершить их подвиг, соберу войско, возьму титул Кайфу Итун Сансы (開府儀同三司, чиновник высшего ранга). Остальные титулы раздам другим для их поощрения». Впрочем вскоре Лю Сун была уничтожена. Лян У-ди восстановил дипломатические контакты с Японией. В VI веке Пэкче и Ямато совместно сопротивлялись агрессии другого корейского государства — Силла. Однако война с ней была безуспешной и закончилась аннексией Миманы силланцами в 562 году.
Благодаря тому, что двор Ямато проводил активную внешнюю политику, в Японию было импортировано немало достижений материковой цивилизации. Китайские и корейские эмигранты селились на Японских островах и распространяли новые знания — способы изготовления прочной керамики, ювелирную обработку металлов, инженерное дело, медицину и иероглифическую письменность[18].
В VI веке, при содействии вана (правителя) Пэкче, двору Ямато были переданы буддистские образы и сутры. Так в Японию попал буддизм. Однако вокруг новой веры возникли споры знати, которые переросли в религиозную войну. Мощный род Сога требовал принятия государством буддизма по образцу соседних государств, а старинный род Мононобэ защищал традиционные верования. Заручившись поддержкой эмигрантских родов, Сога разбили Мононобэ в 587 году и установили свою диктатуру в стране.
Становление «правового государства»[править | править код]
Принц Сётоку и период Асука[править | править код]
В конце VI века японское правительство возглавил член императорской семьи Японии, принц Умаядо, более известный как легендарный принц Сётоку. В 593 году он был назначен регентом императрицы Суйко. С начала правления принца отсчитывают период Асука (538—710), названный в честь политического и культурного центра страны в районе села Асука современной префектуры Нара.
Принц Сётоку взял курс на превращение аристократической федерации Ямато в централизованное государство континентального образца. В 600 году он отправил китайской династии Суй первое посольство, стремясь перенять опыт государственного строительства. Тремя годами позже принц учредил в Японии систему 12 рангов, с помощью которой пытался создать чиновничью бюрократию континентального типа, связанную напрямую с престолом. Следующим шагом Сётоку было издание в 604 году «Конституции 17 статей», морально-этического кодекса чиновников, в котором идеалом страны провозглашалась централизованная монархия.
Принц также стремился укрепить международный статус Японии путём достижения равноправных отношений с Китаем. В 607 году он отправил второе посольство к династии Суй. Посол Оно-но Имоко привёз китайскому императору письмо, начинавшееся с фразы «Сын Неба [страны], где солнце всходит, пишет Сыну Неба [страны], где солнце заходит. Как ваши дела?..». В документе оба монарха определялись как равные, что сильно разозлило китайскую сторону. Последняя традиционно выстраивала отношения с другими странами на основе превосходства Китая и считала использование японским правителем китайского титула «Сын Неба» возмутительным. Только потребность иметь союзников в войне с корейским государством Когурё заставило китайцев принять японскую делегацию. В 608 году Сётоку отправил очередную делегацию в Суй, но несмотря на прошлогодний инцидент, использовал для имени своего правителя новый нейтральный титул «Небесный монарх». В китайской столице его восприняли с удовольствием, как признание японцами своей вины и китайского верховенства, однако японская сторона расценила реакцию китайцев как признание равноправия между обладателями их стран. Впоследствии этот титул превратился в часть имени японских монархов, которая переводится сегодня как «Император Японии».
Во времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобрёл буддизм. В 593 году был построен большой монастырь Ситэнно-дзи, а в 607 году — монастырь Хорю-дзи. Вместе с тем, принц заботился о традиционных верованиях и проводил политику сосуществования религий.
Реформы Тайка[править | править код]
В 618 году ослабленную Суй сменила новая китайская династия Тан, которая в середине VII века вторглась на Корейский полуостров. Это послужило сигналом Японии укрепить свой государственный аппарат и армию. Однако проведению реформ мешал аристократический род Сога, который после смерти принца Сётоку установил в стране диктатуру. Сога-но Эмиси, сын первого диктатора, был презираем Императором и знатью, а его первенец, Сога-но Ирука, уничтожил преемника покойного принца. В результате в Японии сформировалась тайная оппозиция, которая стремилась свергнуть диктатуру и воплотить в жизнь идеал централизованной монархии. Её возглавили наследник престола принц Нака-но Оэ и его подопечный Накатоми-но Каматари. 10 июля 645 года в Императорском дворце на приёме корейских послов они зарубили диктатора-сына Ируку и заставили диктатора-отца совершить самоубийство.
В связи с этими событиями на трон взошёл император Котоку, который стал символом новой эпохи. 17 июля 645 года, по китайской традиции, он впервые утвердил японский девиз правления «Тайка» (Великие преобразования), а 22 января 646 года объявил указ о реформе, давшей начало так называемым «Реформам Тайка». Целью нового курса было создание централизованной монархии континентального типа во главе с императором. Одним из первых шагов на пути реализации этой цели стало огосударствление всей земли и населения страны.
Корона Императоров |
Между тем на Корейском полуострове произошли значительные изменения. В 660 году корейское государство Силла в коалиции с китайской династией Тан уничтожили Пэкче, государство-союзника Японии. Попытка Пэкче освободить страну с помощью японских войск в 663 году провалилась. В 668 году, ликвидировав северное Когурё, Силла окончательно объединила Корейский полуостров. Беженцы из бывших корейских государств были приняты японским двором, который расселил их в центральных и восточных регионах страны. События в Корее ошеломили японского императора Тэндзи, который, опасаясь китайско-корейского вторжения, ввёл всеобщую воинскую повинность на основе системы «подворных реестров», укрепил западные области замками, а на Кюсю разместил постоянных часовых и построил крепость вблизи администрации в Дадзайфу. Столица страны была перенесена в защищённый город Оцу.
В 672 году после смерти императора Тэндзи между его сыновьями вспыхнула борьба за престол. В ней победил принц Оама, принявший имя Тэмму. Конфликт повлёк распри между родовой знатью и уменьшил её влияние на столичное правительство. Пользуясь этим, император начал ускоренные реформы, направленные на централизацию управления. Впервые на китайский манер было упорядочено законодательство, составлены официальные хроники и разработана сложная система рангов и должностей для чиновников. Реформаторский курс продолжила жена правителя, которая после его смерти взошла на трон под именем императрицы Дзито. Она перенесла двор в новую столицу Фудзивара — первый город, построенный по китайским канонам. Название страны Япония («Ниппон»), предположительно, было использовано именно во времена императора Тэмму и его жены.
Период Нара и «правовое государство»[править | править код]
В 701 году был составлен первый монументальный японский Кодекс законов Тайхо. Государственная система управления, которая базировалась на нём, называлась «правовым государством». Хотя эти законы были написаны по китайскому образцу, они имели немало японских оригинальных положений. Вместе с реформой законодательства японцы переняли китайскую монетарную систему и в 708 году начали выпускать собственную валюту.
В 710 году новой столицей Японии стал город Хэйдзё, в районе современной Нары. 80-летнюю эпоху, в течение которого он выполнял функцию политического центра страны, называют периодом Нара (710—794). Образцом для строительства этого города была китайская столица Чанъань. Правительству Хэйдзё подчинялись 66 провинций, которые делились на уезды и сёла. Каждая из них имела свою администрацию, возглавляемую губернатором кокуси, которого назначали из центра. Он полагался на местных уездных чиновников и сельских голов. Провинции соединялись со столицей 7-ю путями, на которых были сооружены станции. Островом Кюсю руководило отдельное региональное правительство Дадзайфу, которое также отвечало за приём послов и морскую оборону, а север страны защищали замки Тага (англ.)русск. и Акита.
Вся земля и проживающее на ней население провозглашались государственной собственностью. Согласно «Закону о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины старше 6 лет получали от государства земельные наделы на одно поколение, за которые должны были платить правительству налоги урожаем, местными товарами и тканью, а также выполнять двухмесячные трудовые повинности раз в год. Кроме этого, взрослые мужчины были обязаны проходить воинскую службу. Население делилось на свободный «добрый люд» (рёмин) и зависимый «подлый люд» (сэммин). В последний входила малочисленная группа рабов. Столичное население составляло 100 тысяч человек, из которых 10 тысяч были чиновниками. Те из них, которые занимали высокие ранги и были придворными императора, назывались аристократами кугэ.
Вместе с упорядочением политико-экономической системы страны велась работа по созданию официальной истории Японии. В 712 году были составлены «Кодзики» («Записи дел древности»), а в 720 году — «Нихон сёки» («Анналы Японии»). Главной целью этих произведений было доказательство древнего происхождения японской монархии; это дало бы ей право претендовать на равные отношения с Китаем. Кроме этого, в провинциях были упорядочены сборники преданий и легенд «Фудоки» («Записи краевых обычаев»).
Успешные реформы способствовали росту населения, что, однако, привело к истощению государственного земельного фонда и уменьшению площади наделов. Для решения проблемы Император Сёму издал в 743 году «Закон о вечной приватизации целины», который поощрял подданных к освоению целинных земель и разрешал существование частной собственности при условии уплаты налогов правительству. Хотя этот закон положительно сказался на развитии экономики, он подрывал основы самого «правового государства», которое базировалось на примате государственной собственности. Благодаря ему начался процесс формирования частного землевладения состоятельных аристократов и буддистских монастырей, правительственный контроль над которыми постепенно ослабевал.
Культура Асука и Тэмпё[править | править код]
Период в развитии культуры Японии VII века называется культурой Асука, по названию административно-политического центра страны того времени. Характерными чертами этой культуры было заимствование художественных традиций Кореи и Китая, буддизма и конфуцианства. К ценным памятникам эпохи Асука принадлежат Золотой зал и пятиярусная пагода монастыря Хорю-дзи, которые являются древнейшими деревянными сооружениями мира[19][20][21], а также многочисленные монастырские сокровища: триптих с буддой Шакьямуни мастера Курацукури-но Тори и другие.
Японскую культуру VIII века принято называть культурой Тэмпё, по названию девиза правления императора Сёму. Благодаря активизации контактов с Китаем в Японию через Великий шёлковый путь поступали произведения искусства из Центральной и
Портал:Япония/Список японцев — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
< Портал:Япония Перейти к навигации Перейти к поиску- Император Дзимму — легендарный основатель и первый император Японии. Согласно второму разделу эпоса «Кодзики», он родился 1 января 711 года до н. э. и умер 11 марта 585 года до н. э. В синтоизме Дзимму считается праправнуком богини Солнца Аматэрасу Омиками, являющейся главной богиней пантеона синто.
- Император Котоку (Кару) — император Японии (645 — 654). Издал указы о проведении реформ Тайка.
- Минамото-но Ёсицунэ — полководец из клана Минамото. Основатель первого военного правительства в Японии — сёгуната Камакура.
- Сётоку (Умаядо) — японский принц-реген периода Асука. Провёл большое количество реформ, которые были направлены на создание централизованной исполнительной вертикали и распространение буддизма.
- Асикага Такаудзи — основатель и первый сёгун сёгуната Муромати.
- Ода Нобунага — военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку, один из наиболее выдающихся самураев в японской истории, посвятивших свою жизнь объединению страны.
- Токугава Иэясу — принц Минамото, основатель династии сёгунов Токугава. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии.
- Исида Мицунари — самурайский полководец средневековой Японии периода Сэнгоку. Вассал Тоётоми Хидэёси и председатель опекунского совета пяти управителей при его сыне Тоётоми Хидэёри. Был главнокомандующим войск «западной коалиции» в битве при Сэкигахара.
- Такэда Сингэн — даймё и полководец Японии периода Сэнгоку.
- Миямото Мусаси — японский ронин, считается одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии. Современники дали ему прозвище Кэнсай («Святой Меч»).
- Тоётоми Хидэёси — японский военный и политический деятель, объединитель Японии.
- Сакамото Рёма — японский политический и общественный деятель периода Эдо. Один из национальных героев Японии.
- Сайго Такамори — один из наиболее влиятельных самураев в японской истории. Входит в число так называемых «Трёх великих героев» эпохи Реставрации Мэйдзи.
- Накано Такэко — женщина-самурай, погибшая при защите замка Айдзу-Вакамацу в войне Босин.
- Токугава Ёсинобу — последний сёгун Японии из династии Токугава, известен также как сёгун Кейки.
- Император Мэйдзи (Муцухито) — Император Японии (1867 — 1912).
- Хирохито (Сёва) — Император Японии (1926 — 1989). Время пребывания Хирохито у власти было самым долгим в истории Японии; во время его правления произошла коренная трансформация японского общества.
- Акихито (Хэйсэй) — правящий Император Японии (1989-2019).
- Чжэн Чэнгун[1] (Коксинга) — самый знаменитый из китайских пиратов, который руководил освободительной борьбой против маньчжурских завоевателей на юго-востоке Китая и изгнал голландских колонизаторов с Формозы (Тайваня). Его потомки правили Формозским королевством (государство Дуннин) до 1683 года.
- Сага Хиро (Айсиньгиоро) — императрица-консорт Маньчжоу-го.
Политики[править код]
- Ито Хиробуми — японский политик, первый премьер-министр Японии, первый генерал-резидент Кореи, первый председатель Тайного Совета, автор проекта Конституции Японии. Один из лидеров Реставрации Мэйдзи, входил в число советников императора — гэнро.
- Ёсида Сёин — японский политический деятель, философ и стратег конца периода Эдо. Один из теоретиков и духовных проводников реставрации Мэйдзи.
- Окубо Тосимити — японский политик, самурай из княжества Сацума. Занимал должности Советника Императора (1870—1878), Министра финансов и Министра внутренних дел.
- Хидэки Тодзио — японский политик и военачальник. Министр армии (1940—1944), премьер-министр Японии (1941—1944). После поражения Японии во Второй мировой войне был признан Токийским трибуналом военным преступником, осуждён за развязывание агрессивных войн и жестокое обращение с пленными, признан виновным и приговорён к смертной казни через повешение.
- Эйсаку Сато — японский политический и государственный деятель. Лауреат Нобелевской премии мира (1974).
- Сигэру Ёсида — один из выдающихся японских политиков, пятикратный премьер-министр Японии. С его именем связывают начало послевоенного роста Японии, позволившего ей занять свое место в мире в качестве одной из ведущих экономических держав.
- Дзюнъитиро Коидзуми — премьер-министр Японии (2001 — 2006) и лидер Либерально-демократической партии Японии.
- Альберто Фухимори[2][3] — 45-й президент Перу (1990 — 2000).
- Тосиво Накаяма — 1-й Президент Федеративных Штатов Микронезии (1979 — 1987).
- Ирина Хакамада — российский политический и государственный деятель. Заместители председателя Государственной думы (2000 — 2003), депутат Государственной Думы (1994-2003).
- Пит Роуз[4] — советник-консультант президента США Барака Обамы с 2009 года. C октября 2010 года по январь 2011 года занимал пост главы администрации президента США, в 2004—2009 годах возглавлял аппарат Обамы в бытность его сенатором. За длительный опыт работы в Сенате США его прозвали 101-м сенатором.
- Джордж Ариёши — американский политик, 3-й Губернатор штата Гавайи.
- Дэниел Иноуи — американский политик. Сенатор США от штата Гавайи, член Демократической партии. Занимал должности действующего Председателя Сената США и председателя Комитета Сената по ассигнованиям.
- Норман Минета — американский политик. Министр торговли (2000-2001) и Министр транспорта (2001-2006).
- Майк Хонда — американский политик. Член Палаты представителей США от штата Калифорния.
- Рихард Куденхове-Калерги — австрийский политик, основатель Панъевропейского союза.
Военные[править код]
- Того Хэйхатиро — японский военно-морской деятель, адмирал флота и маршал Японской империи (1913), командующий Объединённым флотом Японии в русско-японской войне 1904—1905 годов.
- Ноги Марэсукэ — генерал Японской империи и третий генерал-губернатор Тайваня. Участник Японо-китайской и Русско-японской войны.
- Исороку Ямамото — адмирал флота, маршал Японии, Главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны. Был главнокомандующим во время первых, довольно успешных для Японии, лет войны в Тихом океане, провёл такие битвы, как Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение.
- Сидзуити Танака — японский генерал времён Второй мировой войны, военный губернатор Филиппин (1942 — 1943).
- Сюнроку Хата — фельдмаршал императорской армии Японии. Старший советник императора, министр армии Японии. Возглавлял ВВС Императорской армии Японии и Тайваньскую армию.
- Харукити Хякутакэ — генерал императорской армии Японии. Под его командованием армия принимала участие в Битве за Гуадалканал, а также в Новогвинейской кампании и кампании на Соломоновых островах.
- Тадамити Курибаяси — японский военный деятель, генерал, руководитель обороны острова Иводзима во время Второй мировой войны.
- Мицуру Усидзима — японский военный деятель, генерал-лейтенант Императорской армии Японии. Командовал японскими сухопутными силами в битве за Окинаву.
- Отодзо Ямада — генерал Императорских вооружённых сил Японии, командующий Квантунской армией.
- Такума Нисимура — генерал-лейтенант Императорской армии Японии. Командовал индокитайским экспедиционным корпусом в ходе вторжения в Индокитай (1940). Генерал-губернатор Суматры.
- Жунити Саито — бразильский военный деятель, генерал-лейтенант, командир Военно-воздушных сил Бразилии.
- Эрик Шинсеки[5] — американский генерал, ветеран войны во Вьетнаме. Начальник штаба сухопутных войск США (1999-2003), Министр по делам ветеранов (2009-2014).
Актеры[править код]
- Кэн Ватанабэ — японский актёр. За рубежом наиболее известен ролями предводителя повстанцев даймё Кацумото в «Последнем самурае» (номинация на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана), генерала Курибаяси в «Письмах с Иводзимы» и предпринимателя Сайто в «Начале».
- Девон Аоки — американская актриса и модель. Самая известная её работа — роль немой убийцы Михо в фильме Роберта Родригеса «Город грехов» (2005).
- Курияма Тиаки — японская актриса. Известна своими ролью в фильме «Королевская Битва», а также ролью кровожадной школьницы Гого Юбари в фильме «Убить Билла» Квентина Тарантино.
- Тосиро Мифунэ — японский актёр. Дважды обладатель кубка Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. Журнал Empire включил Мифунэ в список ста лучших киноактёров всех времён; а в 2006 году его роль в фильме «Телохранитель» попала в список ста величайших ролей всех времён, составленный журналом Premiere[6].
- Дин Кэйн[7] (настоящее имя — Дин Джордж Танака) — американский актёр, известный по роли Кларка Кента/Супермена в американском телесериале «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена».
- Миёси Умэки — американская актриса и певица. Лауреат премии «Оскар» (1958) за фильм «Сайонара».
- Таданобу Асано — японский киноактёр и музыкант. Известен ролями в фильмах «Затойчи», «Монгол», «Тор», «Морской бой».
- Джеймс Шигета — американский киноактёр. Обладатель награды «Золотой глобус».
- Дон Уилсон (Дон «Дракон» Уилсон) — американский киноактёр, продюсер и сценарист. Звезда боевых фильмов.
- Кэри-Хироюки Тагава — американский актёр, преимущественно известный благодаря ролям отрицательных персонажей в боевиках конца 1980-х — середины 1990-х годов.
- Акико Вакабаяси — японская киноактриса. Известна как девушка Бонда в фильме «Живёшь только дважды».
- Ринко Кикути — японская актриса. Известна ролями в фильмах «Вавилон» (номинация на «Золотой глобус», «Оскар»), «Шанхай», «Тихоокеанский рубеж».
- Сэссю Хаякава — американский и японский актёр. Номинант на премию «Оскар» за роль полковника Сайто в фильме «Мост через реку Квай» (1957).
- Брайан Ти[8] — американский актер, известный по роли ДиКей (The Drift King) в «Тройной форсаж: Токийский дрифт».
- Сэцуко Хара — японская актриса. Считается одной из самых популярных актрис за всю историю японского кинематографа и символом его золотого века, пришедшегося на 50-е гг. XX века.
- Джордж Такеи — американский актёр, известный в основном по роли Хикару Сулу в сериале «Звёздный путь».
- Син Сабури — японский актёр и режиссёр, один из популярнейших актёров японского кинематографа 1930-х — 1970-х годов. Был неоднократным лауреатом престижнейших национальных кинопремий «Голубая лента», «Кинэма Дзюмпо» и «Майнити.
- Мако Ивамацу — американский и японский актёр. Номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за роль в фильме «Канонерка».
- Маси Ока — американский и японский актёр, участвует в создании спецэффектов к фильмам. Лауреат премии «Сатурн», номинант на премии «Золотой глобус» и «Эмми» в категории «Лучший актёр второго плана» за роль Хиро Накамуры из сериала «Герои».
- Хиросуэ Рёко — японская актриса и певица. Наиболее известна по фильму Люка Бессона «Васаби» и по роли в получившем «Оскар» фильме «Ушедшие».
- Тэмлин Томита — американская актриса кино и телевидения.
- Кейко Аджена — американская актриса, наиболее известная благодаря своей роли Ким Лейн в телесериале «Девочки Гилмор».
- Бандо Тамасабуро V — японский актёр кабуки. Один из самых известных ныне живущих актёров кабуки амплуа оннагата (женских ролей). Удостоенный в этом качестве статуса живого национального сокровища Японии[9]
- Пэт Морита — американский актёр и сценарист. Наиболее известен ролью мистера Мияги в фильме «Парень-каратист». Номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Режиссеры[править код]
- Такэси Китано — японский кинорежиссёр и актёр. Режиссерские работы: «Фейерверк», «Брат якудзы», «Затойчи».
- Акира Куросава — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Считается одним из самых влиятельных кинорежиссёров за всю историю кино. Акира Куросава по праву считается классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф.
- Нагиса Осима — японский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Обладатель Приза за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля (1978).
- Хироси Инагаки — японский кинорежиссёр; режиссёр фильма «Самурай: Путь воина», получившего в 1956 году Премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
- Ясудзиро Одзу — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.
- Сёхэй Имамура — японский кинорежиссёр и сценарист. Дважды обладатель «Золотой пальмовой ветви» (1983, 1997) Каннского кинофестиваля[10].
- Кэри Фукунага[11] — американский режиссёр, сценарист и кинооператор. Наиболее известен как режиссёр фильма «Джейн Эйр» и как режиссёр и исполнительный продюсер сериала канала HBO «Настоящий детектив».
- Кэндзи Мидзогути — японский кинорежиссёр, один из зачинателей киноискусства, оказавший влияние на формирование стилистики японского традиционного фильма.
- Хидэо Наката — японский кинорежиссёр. Наиболее знаком зрителю по работе над фильмами в жанре J-Horror, такими как «Звонок» (1998) и «Тёмные воды» (2002).
- Хэйноскэ Госё — японский кинорежиссёр. Один из родоначальников и виднейший представителем жанра «сёмин-гэки». Автор фильма «Жёлтая ворона», отмеченный американской кинопремией «Золотой Глобус» как лучший иностранный фильм.
- Киндзи Фукасаку — японский кинорежиссёр, продюсер и сценарист. Режиссёр фильмов «Тора! Тора! Тора!», «Королевская битва» и др. Его творчество оказало влияние на таких режиссёров с мировым именем, как Квентин Тарантино, Джон Ву, Уильям Фридкин. Так, Тарантино приглашал Киндзи Фукасаку снимать фильм «Джеки Браун» и посвятил ему свой «Убить Билла».
- Тэйносукэ Кинугаса — японский кинорежиссёр. Режиссёр ленты «Врата ада» которая была удостоена «Гран-при» (главного приза) Каннского кинофестиваля и «Оскара».
Аниматоры[править код]
- Хаяо Миядзаки — японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли». Лауреат премии «Оскар» (2003) и почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (2014).
- Масаси Кисимото — японский мангака, создатель известной во всём мире манги «Наруто».
- Тайто Кубо — японский мангака, создатель манги «Блич».
- Осаму Тэдзука — японский мангака, аниматор. Тэдзуку часто называют «богом аниме и манги», поскольку именно его работы принесли этим стилевым направлениям популярность в Японии. Кроме того, Тэдзука считается основателем современной японской манги[12]. Он оказал существенное влияние на эволюцию манги и аниме, заложив основы их будущего развития[13]. Им был придуман характерный стиль отрисовки лица с увеличенными и сильно детализированными глазами.
- Хидэаки Анно — японский режиссёр аниме и кинофильмов. Одной из самых известных его работ является аниме-сериал «Neon Genesis Evangelion».
- Макото Синкай — японский режиссёр, аниматор и сэйю. Отличительным признаком Синкая от ведущих деятелей аниме-индустрии называют в целом отвлечённость от этой самой индустрии, её штампов и требований, что делает его работы в некотором роде близкими к арт-хаусу.
- Такэси Обата — японский мангака, создатель (совместно с Цугуми Обой) манги «Тетрадь Смерти».
- Эйитиро Ода — японский мангака, автор манги «One Piece».
- Румико Такахаси — мангака, автор ряда популярных произведений. Такахаси держит первое место по объёмам продаж среди женщин — авторов комиксов. К настоящему времени продано более 100 миллионов копий различных её работ.
Музыканты[править код]
- Майк Шинода[14][15] — один из основателей и участник группы Linkin Park, а также художник, дизайнер-график. Является основателем сольного проекта Fort Minor.
- Шон Леннон — американский певец, композитор, музыкант. Сын музыкантов и активистов в борьбе за мир Джона Леннона и Йоко Оно.
- Стив Аоки — американский диджей, композитор и музыкальный продюсер.
- Аюми Хамасаки — японская поп-певица. Является одной из самых успешных исполнителей в истории музыкальной индустрии Японии, и носит неофициальный титул «Императрица японской поп-музыки».
- Хикару Утада — японская поп-певица, продюсер, аранжировщик.
- Ацуко Маэда — японский идол, певица и актриса, экс-участница и одна из бывших лидеров японской поп-группы AKB48.
- Коити Фукуда — японско-американский музыкант. Участник американской метал-группы «Static-X».
- Джеймс Иха[16] — американский рок-музыкант, наиболее известен как экс-гитарист альтернативной рок-группы «The Smashing Pumpkins» и гитарист «A Perfect Circle».
- Мэтью Хифи — американский музыкант японского происхождения, фронтмен группы «Trivium».
- Джейк И Ли — американский гитарист. Наиболее известен как гитарист Оззи Осборна и Badlands.
- Хиро Ямамото — американский музыкант, наиболее известен как бас-гитарист и сооснователь рок-группы «Soundgarden» [17].
- Куми Кода — японская поп-певица.
- Кэйко Мацуи — японская пианистка и композитор, исполняющая музыку в стиле лаунж и джаз.
- Рэйчел Ямагата — американская певица и пианистка.
- Сэйдзи Одзава — выдающийся японский дирижёр. Музыкальный директор Венской государственной оперы (2002-2010). Кавалер Ордена Почётного легиона (1999).
- Китаро (настоящее имя Масанори Такахаси) — японский композитор, музыкант-мультиинструменталист, лауреат премии Грэмми (2000) за лучший альбом в жанре нью-эйдж
- Намиэ Амуро — японская поп-певица.
- Хибари Мисора — знаменитая японская певица и актриса. Считается одной из величайших исполнителей Японии «всех времён»[18][19]. Продано более 80 млн её записей[20].
Писатели[править код]
- Харуки Мураками — популярный современный японский писатель и переводчик.
- Ясунари Кавабата — японский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1968), офицер французского ордена искусств и литературы.
- Кэндзабуро Оэ — современный японский писатель-гуманист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1994).
- Кадзуо Исигуро — британский писатель, лауреат Букеровской премии (1989) за роман «Остаток дня». Его последний роман «Не отпускай меня» (2005) включен в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала «Тайм».
- Карлос Юшимито — перуанский писатель, был назван влиятельным британским журналом Granta в числе наиболее многообещающих молодых испаноязычных прозаиков.
- Нацумэ Сосэки — японский писатель, один из основоположников современной японской литературы.
- Нитобэ Инадзо — японский писатель и философ. Автор знаменитого трактата «Бусидо. Душа Японии», в котором излагаются основополагающие принципы традиционной японской морали и этики.
- Мацуо Басё — великий японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай.
- Фукудзава Юкити — японский писатель, переводчик и философ. Основатель университета Кэйо. Его идеи о государственном устройстве оказали большое влияние на становление новой Японии в эпоху Мэйдзи.
- Кобо Абэ — выдающийся японский писатель, драматург и сценарист, один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве.
- Акутагава Рюноскэ — японский писатель, классик новой японской литературы.
- Юкио Мисима — японский писатель и драматург. Яркий представитель второй волны послевоенной японской литературы, продолжатель традиций японского эстетизма. Считается одним из наиболее значительных японских писателей второй половины XX века.
Художники[править код]
- Хисикава Моронобу — японский художник и гравёр, один из крупнейших представителей стиля укиё-э.
- Йоко Оно — американская и японская авангардная художница, певица и деятель искусства, вдова Джона Леннона.
- Такаси Мураками — современный японский художник, скульптор и дизайнер.
- Судзуки Харунобу — японский художник, первооткрыватель цветной гравюры.[21]
- Китагава Утамаро — японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце XVIII в.
- Сэйу Ито — японский художник, считающийся «отцом современного кимбаку».[22]
- Тосюсай Сяраку — японский художник-портретист периода Эдо.
- Утагава Хиросигэ (Андо Хиросигэ) — один из самых известных и почитаемых мастеров японской живописи и гравюры, представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии. Автор не менее чем 5400 гравюр. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана.
- Одри Кавасаки — современная американская художница.
- Фудзивара Таканобу — японский художник конца XII века, ведущий портретист Японии этого времени. Мастер стиля японской живописи ямато-э.
- Кацусика Хокусай — великий японский художник, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров.
- Цукиока Ёситоси — японский художник. Он известен как последний великий мастер Укиё-э. Также Цукиока Ёситоси считается одним из главных инноваторов.
- Натори Сюнсэн — японский художник. Последний великий мастер гравюры в жанре якуся-э («изображения актеров») об искусстве театра кабуки.
- Цугухару Фудзита — французский живописец и график парижской школы.
- Таро Окамото — японский художник, один из крупнейших представителей японского авангарда и сюрреализма.
- Курода Сэйки — японский художник периода Мэйдзи, один из пионеров и популяризаторов «живописи в западном стиле».
- Яёй Кусама — японская художница. Её живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией.
Архитекторы[править код]
Японцы — Википедия
Япо́нцы (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон-миндзоку) — народ, основное (более 98 %) население Японии. Говорят на японском языке.
Численность — 127 миллионов человек, в самой Японии — 123 миллионов. Японцы живут также в США (1,2 млн чел.), главным образом в штате Калифорния и на Гавайских островах, в Бразилии (1,5 млн чел.), в Канаде (99 тыс. чел.) и других странах Америки, в Европе, Азии и Австралии.
Японский язык относится к языкам японо-рюкюской семьи, генетические связи которой до конца не выяснены.
Японская письменность сложная, частично заимствованная (кандзи), частично созданная самими японцами (две дополняющие слоговые азбуки — каны: хирагана и катакана). Также постепенно набирает популярность латинизация письменности — ромадзи и повсеместное использование арабских цифр. Но на сегодняшний день ромадзи имеет лишь сугубо вспомогательное значение.
Большинство японцев проживает в собственном национальном государстве Япония (Ниппо́н, Нихо́н), расположенном на Японских островах.
Старое название Японская империя «Дай Ниппон» (大日本) в буквальном смысле слова означает «Великая Япония» или «Великая Страна Восходящего Солнца».
Оригинальное название первого древнеяпонского государства — Ямато.
Старейшее название японского народа, записанное в древних письменных китайских памятниках, — Ва.
Долгое время считалось, что предположительно предки японцев, так называемые протояпонские («пуёские») племена, в 1 тысячелетии до н. э. (а по некоторым сведениям и ранее) отдельными группами переселялись на Японский архипелаг с Корейского полуострова[1]. При этом древнее коренное население Японии айны-эмиси (племена европеоидной внешности и неизвестного происхождения) и австронезийские племена на юге кумасо и хаято, постепенно были вытеснены и ассимилированы протояпонскими племенами, язык которых (принадлежащий алтайской языковой семье) возобладал, восприняв элементы австронезийского субстрата. Предположительно в IV веке (точно неизвестно) появляется первое общеяпонское государство — Ямато.
Однако имеющиеся данные не подтверждают настолько массовых переселений с континента в указанный период. Хотя сам факт переселения на острова отдельных пуёских и родственных им племён несомненен, как и их культурная роль, но разбросанные по островам и весьма ограниченные численно на первом этапе они просто терялись среди племён-автохтонов (австронезийских и древнеайнских). Так что ни о какой массовой ассимиляции в тот период речи идти просто не может. Несмотря даже на предположительно важную роль этих племён в становлении древнеяпонского государства Ямато (Ва).
Вскоре после конца Второй мировой войны, Котондо Хасебе и Хисаси Судзуки сделали утверждение о том, что предками японцев были не пришельцы с континента в период Яёй (300 год до н. э. — 300 год н. э.), а люди эпохи Дзёмон.[2] Однако, Кадзуро Ханихара представил новую теорию смешения различных народностей на Японских островах в 1984 году.[2] Ханихара также представил теорию «модели двойственной структуры» на английском языке в 1991 году.[3] Согласно Ханихаре, сложение японской народности начинается с людей эпохи Дзёмон, которые мигрировали на Японский архипелаг во времена Палеолита из юго-восточной Азии. Ханихара считал, что существовала также вторая волна иммигрантов из северо-восточной Азии в Японию в период Яёй. Из-за увеличения населения в эпоху Неолита, этой волне переселенцев пришлось выбрать путь миграции на Японский архипелаг уже в период Яёй. В результате смешение мигрантов разных эпох распространилось в области островов Кюсю, Сикоку и Хонсю, но метисация подобного масштаба не распространялась в других областях Японского архипелага таких, как острова Рюкю и Хоккайдо, соответственно рюкюсцы и айны продолжали там доминировать. Марк Джеймс Хадсон утверждал, что основа японского народа биологически и лингвистически сформировалась с 400 года до н. э. по 1,200 год н. э.[2] В настоящее время, наиболее принятой теорией является то, что современные японцы являются потомками как аборигенного населения эпохи Дзёмон, так и вновь прибывших мигрантов периода Яёй.
С другой стороны, исследования, проведённые в октябре 2009 года Национальным музеем природы и науки и другими, пришли к выводу о том, что человек из Минатогавы, четыре скелета которого обнаружили на острове Окинава и датирующегося приблизительно 20000 и 22000 годами до н. э., является свидетельством того, что люди эпохи Дзёмон были биологически неоднородными и что южная группа этого населения островов, к которой принадлежат эти останки, пришла в Японию с юга, и лица этих людей имели более выраженные монголоидные черты и были меньших размеров, чем лица северной группы людей эпохи Дзёмон.[4] Хирото Такамия из Университета Саппоро выразил предположение о том, что люди, населявшие район острова Кюсю, мигрировали на Окинаву в X—XII веках н. э.[5]
Генетическое исследование аутосом людей эпохи Дзёмон показало, что они являются особой группой восточноазиатской ветви монголоидов и что они имеют генетическое родство с образцами материалов современных коренных сибирских и американских народов.[6]
В 2011 году исследование Шона Ли и Тосикадзу Хасекавы[7] сообщило, что общий предок японских языков образовался примерно 2182 года назад.[8]
Исследование, проведённое в 2017 году Ульсанским Университетом в Южной Корее представило свидетельства того, что генетическое происхождение корейцев имеет больше общего с народами юго-восточной Азии.[9] Это исследование подтверждается японским, проведённым в 1999 году, что доказывает теорию о том, что происхождение людей эпохи Яёй имело место в южном Китае около реки Янцзы.[10] Это исследование также подтверждает уже общепринятую теорию смешения людей эпох Дзёмон и Яёй.
Происхождение людей эпох Дзёмон и Яёй часто было предметом разногласий, и недавний японский источник[11] составил список следующих потенциальных групп населения Японского архипелага:
- Коренное население, которое поселилось на территории современной Японии более 10000 лет назад. (Без уточнения, где именно, что означает, что все эти группы людей, живущих на территории от Хоккайдо до Окинавы, считаются аборигенами.)
- Иммигранты с севера (яп. 北方ルート) включая население Корейского полуострова, континентального Китая и острова Сахалин.
- Иммигранты с юга (яп. 南方ルート) включая население островов Тихого океана, юго-восточной Азии и, возможно, Индии.
Что касается государства, то имеются свидетельства, что его образование относится даже к более ранним периодам. Согласно японским хроникам — к VII веку до нашей эры. И само его название предположительно местного происхождения (Ямато/Яматаи из языка древних айнов). К тому же на первом этапе оно соседствовало с другими государственными образованиями и родоплеменными союзами. И фактически лишь к VI веку нашей эры овладело наиболее развитой и густонаселённой частью архипелага. «Варварские» же территории юга Кюсю, севера Хонсю и Хоккайдо поглощались и осваивались уже позднее и довольно постепенно.
Не стоит также путать современных японцам айнов с древним коренным населением Японских островов. Хотя и несомненно, что культурно (особенно в плане языка), да во многом и генетически, они ближе к айноидным протоплеменам эпохи Дзёмон, чем современные японцы (влияние на которых пришлого монголоидного элемента куда сильнее). Но точно так же как и сами японцы, являются позднейшим производным, пройдя путь столь же длительной эволюции через ряд культур, эпох, этнических и генетических изменений и заимствований.
Судя по всему уже древние племена, населявшие японские острова в эпоху Дзёмон, и состоявшие преимущественно из айноидов (племена австралоидно-европеоидной внешности и неизвестного происхождения) и в меньшей степени австронезийцев, являли собой смесь генотипа и культур. При этом раскиданные по островам отдельные племена новых пришельцев с континента (преимущественно «пуёские» (прото-японско-корейские) и родственные им племена, относящиеся к восточно-азиатской ветви монголоидной расы), были длительное время в очевидном меньшинстве, теряясь среди коренных племён. Представляется вполне очевидным, что пришельцы оказали значительное культурное влияние, способствуя распространению поливного земледелия и становлению культуры нового типа (получившей распространение в Период Яёй). Но даже на этапе становления на Японских островах первых государственных образований, эта роль была скорее культурной, чем собственно ассимиляционной. Вытеснить или сходу ассимилировать коренное население для них просто не представлялось возможным в силу малочисленности (даже в более поздние времена, вплоть до средних веков, большую часть Японских островов (все северные территории) всё ещё заселяли преимущественно айнские племена). Процесс взаимной ассимиляции был весьма постепенным и длительным и окончательно завершился на всей территории Японских островов лишь только к XIX — первой половине XX века[12][неавторитетный источник?]. Только по мере развития древнеяпонского государства, по мере увеличения численности и распространения на островах пуёских и родственных им племён, усиления китайской миграции с континента, по мере активизации смешения монголоидного, айноидного и австронезийского расового типов, этот новый элемент смог оказать не только значительное культурное но и расовое влияние на коренное население японских островов, что и сформировало постепенно современный смешанный генотип и этнос японцев[13][14].
На развитие японской культуры большое влияние оказали Китай, а также Корея, через которую собственно и шло в основном культурное китайское влияние. И, опосредованно, Индия.
Правителями Японии и духовными лидерами нации во все исторические времена являлись императоры (микадо), непрерывно ведущие свой род в течение 124 поколений, начиная с VII века до нашей эры (времена первого легендарного императора и основания японского государства согласно японским хроникам). Они обожествлялись, считаясь потомками богини солнца Аматэрасу. В 1192 году власть захватили феодалы. И императоры стали лишь сугубо сакральной, номинальной фигурой, которая царствует, но не правит. Реальной же властью обладал сёгун — военный правитель страны. Этот период продолжался до 1868 года, когда в результате свержения сёгуната власть императора была восстановлена, что повлекло серьёзные политико-экономические преобразования, известные как Революция Мэйдзи. Только после капитуляции Японской империи в 1945 году и принятия новой конституции императорская власть была передана парламенту и правительству, трансформировавшись в современную конституционную монархию.
Династия японских императоров является самой древней из сохранившихся на сегодняшний день на Земле королевских династий. В период с 1989 года до 2019 года «символом государства и единства народа» являлся — император Акихито, 30 апреля 2019 года он добровольно покинул престол и удалился на покой, передав трон своему старшему сыну, наследному принцу Нарухито.
Несмотря на относительно высокую культурную цельность современного японского этноса, в его рамках всё ещё выделяются отдельные этнические группы, со своими обычаями и диалектами обязательными для каждой местности. Существует и родственный японцам народ — рюкюсцы[15]. В средние века рюкюсцы имели свою государственность, формально ликвидированную лишь в 1879 году. Сейчас они составляют 99 процентов жителей префектуры Окинава, преобладая также на островах Амами.
Специфическое явление — «эта», официально называемые «токусю буракумин» («жители особых посёлков»). Это потомки людей «нечистых» профессий, зачастую связанных со смертью — забой скота, выделка кож, мусорщики и т. п.. Антропологически они ничем от остальных японцев не отличаются, официально имеют все гражданские права, но в быту их дискриминация сохраняется.
Полностью самостоятельный этнически народ айны, не относящийся к японцам, имевший свои расовые и культурные особенности, свой язык, вытесненный с Хонсю, но ещё в XIX веке населявший Хоккайдо и северные острова, был окончательно ассимилирован японцами в первой половине XX века. Антропологически айны восходят к айноидным протоплеменам эпох Дзёмон, и позднее к племенам Эмиси, ассимилированных японцами в средние века на Хонсю, но оставивших огромный след в их генотипе, языке и культуре.
Селения имеют линейную планировку. Традиционный дом — каркасно-столбовой, обычно в 1—2 этажа. Характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощёной бумагой или картоном. Пол приподнят на небольших сваях. Почти полностью он покрыт циновками. Столы, стулья, кресла ставятся только в гостиных. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках. Кроватей нет, спят на циновке, под голову кладут не подушку, а дощечку. Дом обязательно украшен своеобразными картинами, на которых может быть изображение, рисунок, или же надпись (афоризм, цитата). Они называются какэмоно.
Из ремёсел популярны изготовление кукол из дерева или бумаги, плетение корзин, ваз, вееров. Характерны своеобразные виды искусства: изготовление из бумаги фигур (оригами), аранжировка цветочных букетов (икэбана).
В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре (классическая японская гравюра).
Национальная одежда японцев называется кимоно (着物) — это общий вид верхней одежды, мужской и женский. На нижнюю рубаху — дзюбан (襦袢) надевается основное кимоно нагаги (長着), подгоняется по росту и закрепляется узким пояском, поверх которого завязывается широкий декоративный пояс оби. На ноги надевают белые носки — таби c отдельным большим пальцем. Летнее повседневное кимоно без подкладки называется юката. Обуви два вида: дзори (草履) (сандалии, изготовляемые из соломы, кожи, резины и др.) и гэта — обувь из дерева на двух подставках. В настоящее время японцы в быту носят европейскую одежду. Кимоно можно увидеть на новый год, день совершеннолетия и на японских свадьбах.
Женское кимоно отличается от мужского покроем рукавов. У женщин рукава служат своеобразными карманами.
Известно, что с глубокой древности японцами практиковалась двустадийная погребальная обрядность, и первой стадией был «Обряд воздушного погребения». Данная обрядность была вытеснена обрядами буддизма[16][17].
Традиционными отраслями хозяйства являются суходольное и поливное рисоводство. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство и рыболовство. В настоящее время Япония — высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырьё, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др., — и очень быстро вышли на мировой уровень, создав одну из передовых производящих, технологичных экономик мира.
- ↑ Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. Этнографические очерки. — М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 270 с. — 20 000 экз.
- ↑ 1 2 3 Nanta, Arnaud. Physical Anthropology and the Reconstruction of Japanese Identity in Postcolonial Japan (англ.) // Social Science Japan Journal (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 11, no. 1. — P. 29—47. — DOI:10.1093/ssjj/jyn019.
- ↑ Hanihara, K. Dual structure model for the population history of the Japanese (англ.) // Japan Review : journal. — 1991. — Vol. 2. — P. 1—33.
- ↑ Watanabe, Nobuyuki 旧石器時代の「港川1号」、顔ほっそり 縄文人と差 (яп.). Asahi.com. Asahi Shimbun (1 октября 2009). Дата обращения 9 марта 2011.
- ↑ Nakamura, Shunsuke 沖縄人のルーツを探る (яп.). Asahi.com. Asahi Shimbun (16 апреля 2010). Дата обращения 9 марта 2011.
- ↑ Hideaki Kanzawa-Kiriyama, Kirill Kryukov, Timothy A Jinam, Kazuyoshi Hosomichi, Aiko Saso: . In: . Band 62, Nr. 2, 1. September 2016
- ↑ メンバー (неопр.) (недоступная ссылка) (13 мая 2011). Дата обращения 12 декабря 2017. Архивировано 13 мая 2011 года.
- ↑ Lee, Sean; Hasegawa, Toshikazu. Bayesian phylogenetic analysis supports an agricultural origin of Japonic languages (англ.) // Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences : journal. — 2011. — Vol. 278, no. 1725. — P. 3662—3669. — DOI:10.1098/rspb.2011.0518. — PMID 21543358.
- ↑ (KOCIS), Korean Culture and Information Service Researchers discover Korean genetic roots in 7,700-year-old skull :: Korea.net : The official website of the Republic of Korea (неопр.). Дата обращения 18 марта 2017.
- ↑ Yayoi linked to Yangtze area (неопр.). Trussel.com. Дата обращения 18 марта 2017.
- ↑ from the book, 2009, Japanese published by Heidansha. «日本人». マイペディア. 平凡社. Original sentence:旧石器時代または縄文時代以来、現在の北海道から琉球諸島までの地域に住んだ集団を祖先に持つ。シベリア、樺太、朝鮮半島などを経由する北方ルート、南西諸島などを経由する南方ルートなど複数の渡来経路が考えられる
- ↑ Айнский язык на сайте Игоря Гаршина. Айну, дзёмон, этногенез айнов
- ↑ Таксами Ч. М., Косарев В. Д. Кто вы, айны? Очерк истории и культуры.. — М: «Мысль», 1990. — 318 с.
- ↑ Косарев В. Д. Из единого истока: Происхождение айнов и японцев
- ↑ Анучин А. Д. Япония и японцы. — М., 1907.
Сапронов В. А. Остров, куда не вернулся мир. Очерки об Окинаве. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - ↑ Погребальная обрядность Японии
- ↑ Двустадийная погребальная обрядность Японии и Окинавы как культурная модель (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 июня 2012. Архивировано 5 ноября 2014 года.
- Энциклопедия «Народы и религии мира», под ред. В. А. Тишкова. — М., 1989.
- Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 т. — М., 1980.
- Токарев С. А. Религии в истории народов мира. — М., 1976.
- Японские блюда. — М., Минск: АСТ Харвест, 2006.
- Сахоко Кадзи, Норико Хама, Джонатан Райс. Эти странные японцы.
- Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: Этнографические очерки / Отв. ред. С. А. Арутюнов. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1983. — 272 с. — 20 000 экз.
- Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1985. — 348 с. — 20 000 экз.
- Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ВиМ, 1996. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87839-003-5.
- Боченкова А., Горбатько В. Кодекс БУСИДО. Хагакуре (Сокрытое в листве). — М.: ЭКСМО, 2008.
- Чижова М. Ю. Вокруг Света (Япония) // Вокруг света, 2009.
- Дэлби Л. Гейша. — М.: Амфора, 2010.