Человек который первый совершил кругосветное путешествие – История кругосветных путешествий от Магеллана до наших дней (фотогалерея) | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Содержание

Кругосветное путешествие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Российская карта мира 1707 года. Антарктида отсутствует полностью, Канада в большей части

Кругосве́тное путеше́ствие, «кругосве́тка», англиц. циркумнавига́ция — путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось и завершается в исходной точке. Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным путешествием.

Теоретически, обойдя по окружности небольшого радиуса один из полюсов, можно за короткое время пересечь все меридианы и таким образом совершить кругосветное путешествие. Однако обычно под «кругосветным» понимают такое путешествие, при котором путешественник не только пересекает все меридианы, но и обходит Землю по большому кругу.

В соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации для установления рекорда скорости в кругосветном перелёте самолёт должен максимально быстро пролететь не меньше длины тропика Рака, пересечь все меридианы и приземлиться на том же аэродроме, с которого вылетел. Эта длина определена с большой точностью и составляет 36’787.559 км. Для обычных кругосветных путешествий эту дистанцию можно округлить до 37 тысяч км.

Выдающиеся кругосветные путешествия[править | править код]

XVI—XVIII века[править | править код]

  • 1519—1522 — первое в истории человечества кругосветное плавание под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано (из пяти кораблей до цели дошёл один — каракка «Виктория»). Возможно, первым человеком в этой экспедиции, совершившим кругосветное плавание, стал его переводчик и раб Энрике де Малака[1]. Магеллан купил его в Восточной Азии в 1511 году, приплыв туда из Португалии через Индийский океан. Во время кругосветного плавания каравеллы Магеллана шли в противоположную сторону — через Атлантический и Тихий океаны, — поэтому, когда экспедиция в 1521 году достигла Восточной Азии, Энрике, вероятно, стал первым в истории человеком, полностью обогнувшим земной шар.
  • 1525—1528 — кругосветное путешествие совершили 8 человек из испанской экспедиции Гарсия Хофре де Лоайса, в том числе Андрес Урданета. Экспедиция почти полностью погибла в Индонезии, Урданета и его немногочисленные спутники вернулись в Европу пленниками португальцев, замкнув маршрут вокруг земного шара.
  • 1577—1580 — второе кругосветное плавание было совершено под командованием англичанина Фрэнсиса Дрейка (из шести его кораблей в Англию вернулся только флагманский галеон «Золотая лань»).
  • 1580—1584 и 1585—1589 — францисканский монах Мартин Игнатио Лайола (англ.), внучатый племянник Игнатия де Лойолы, дважды обогнул земной шар, выполняя миссию в Китае, и стал таким образом первым европейцем, дважды совершившим кругосветное путешествие.
  • 1586—1588 — третье кругосветное плавание под командованием английского мореплавателя и пирата Томаса Кэвендиша установило рекорд скорости, продержавшийся два следующих столетия, сумев обогнуть Землю всего за два года и пятьдесят дней.
  • 1598—1601 — первое голландское кругосветное плавание под руководством Оливье ван Ноорта.
  • 1679—1691, 1699—1701, 1708—1711 — три кругосветных путешествия, совершённые Уильямом Дампиром — первым человеком, обогнувшим земной шар трижды. Первое из них было долгим путешествием на разных кораблях с разными капитанами, второе — научной экспедицией под руководством Дампира, а третье — пиратским рейдом.
  • 1764—1766 и 1766—1768 — два британских кругосветных плавания. Первым из них командовал Джон Байрон (впервые кругосветка продолжалась меньше двух лет), вторым — Самюэль Уоллис. Примечательно то, что оба плавания были осуществлены на фрегате «Дельфин», который стал первым кораблём, совершившим кругосветное плавание дважды.
  • 1766—1768 — первое французское кругосветное плавание под командованием Луи Антуана де Бугенвиля. В этом плавании тайком, переодевшись мужчиной, приняла участие Жанна Барре. Она была разоблачена и вернулась во Францию на другом корабле, но стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие.
  • 1768—1771, 1772—1775 и 1776—1779 — три кругосветных плавания Джеймса Кука. Первое из них стало и первой кругосветкой, в которой ни один человек не погиб от цинги.
  • 1787—1790 и 1790—1793 — первые кругосветные плавания под флагом США, которыми командовал Роберт Грей.

XIX век[править | править код]

Маршрут типичного современного кругосветного путешествия, проходящий через Суэцкий канал и Панамский канал (красная линия) и противоположные ему точки на земном шаре (жёлтая линия) Кругосветка сухогруза «Металлург Аносов» с 4 августа по 16 декабря 1963 года. Такую фотографию на память выдавали каждому члену экипажа судна, который был в кругосветке. Оставалось самому заполнить только имя и фамилию. На фото указаны даты начала и конца кругосветного плавания, порты захода, проливы и каналы, которые проходило судно

XX век[править | править код]

  • 1911—1913 — русский спортсмен Онисим Панкратов осуществил кругосветное путешествие на велосипеде.
  • 1927—1929 — первое кругосветное путешествие на автомобиле совершили немецкая гонщица Клэренор Штиннес (нем.) и шведский кинематографист Карл-Аксель Сёдерстрём (швед.).
  • 1929 — первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания. Немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера за 20 суток преодолел с тремя промежуточными посадками около 34 тыс. км.
  • 1931 и 1933 — два кругосветных перелёта американского лётчика Уайли Поста, первый из которых он совершил со штурманом, а второй стал первым одиночным кругосветным перелётом.
  • 1949 (26 февраля — 2 марта) — американский самолёт B-50 (Лаки Леди 2 (англ.)русск.) с несколькими дозаправками в воздухе за 94 часа и 1 минуту осуществил первый беспосадочный полёт вокруг Земли.
  • 1950—1958 — Бен Карлин совершил кругосветное путешествие на машине-амфибии, преодолев 17 780 км по морю, 62 744 км по суше и посетив 38 стран.
  • 1957 (16—18 января) — три американских самолёта B-52 (англ.)русск. с несколькими дозаправками в воздухе за 45 часов 19 минут осуществили беспосадочный полёт вокруг Земли — первый для реактивной авиации.
  • 1960 — первое подводное кругосветное плавание на субмарине «Тритон» (США) под командованием капитана Эдварда Бича, за время которого лодка всплывала только один раз — с целью эвакуации заболевшего матроса.
  • 12 апреля 1961 —советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1».
  • 1966 — первое советское подводное кругосветное плавание отряда из двух советских атомных подводных лодок К-116 и К-133 под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина, во время плавания лодки не всплывали в надводное положение.
  • 1968—1969 — первая кругосветная парусная гонка яхт с экипажем из одного человека, без заходов в порты «Золотой глобус». Единственным из девяти её участников, достигшим финиша стал Робин Нокс-Джонстонruen на яхте «Суахили»[2].
  • 1976—1978 — первое женское одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурка», путешественица — Кристина Хойновская-Лискевич.
  • 1979—1982 — Трансглобальная экспедиция. Первое кругосветное путешествие «вертикально» по меридиану через полюса, впервые совершённое британскими энтузиастами Ранульфом Файнсом и Чарльзом Бёртоном.
  • 1986 — первый кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки совершили Дик Рутан (англ.) и Джина Игер на «Вояджере». Длительность — 9 дней, 3 минуты, 44 секунды.
  • 1992—1996 — Евгений Гвоздёв совершил первое и единственное в истории одиночное кругосветное плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе длиной 5,5 метра.
  • 1996—1999 — Николай Литау совершил на яхте «Апостол Андрей» первое кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые пройдя на парусной яхте по Северному морскому пути.
  • 1999—2000 — швейцарский путешественник Майк Горн[en], первое одиночное кругосветное путешествие вдоль экватора без использования моторизованного транспорта на: парусном тримаране, каяке, пешком и на велосипеде[3].
  • 1997—2002 — Владимир Лысенко первым из россиян совершил кругосветное путешествие на автомобиле через крайние точки континентов («перекрестив» их), он проехал 160 тыс. км через 62 страны мира.
  • 1999 — первый успешный беспосадочный кругосветный перелёт на аэростате «Breitling Orbiter-3» совершили швейцарец Бертран Пиккар и англичанин Брайан Джонс.

XXI век[править | править код]

  • 2002 — американский путешественник Стив Фоссетт впервые в одиночку и без посадок облетел Землю на воздушном шаре.
  • 2004—2005 — Эллен Макартур на парусном тримаране B&Q/Castorama длиной 23 метра, установила женский мировой рекорд одиночного, кругосветного, безостановочного плавания со временем 71 день 14 часов 18 минут 33 секунды (с двукратным пересечением экватора и всех меридианов)[4].
  • 2007—2012 — американский путешественник Эрден Эруч[en], первое одиночное кругосветное путешествие с использованием исключительно собственной мускульной силы (без участия двигателей) на: гребной лодке, каяке, пешком и на велосипеде. Эрден дважды пересёк экватор, прошёл 12 пар антиподных точек. Впервые в истории пересёк три океана на гребной лодке[5][6].
  • 2004—2012 — Владимир Лысенко за 268 ходовых дней совершил многоэтапное кругосветное путешествие по экватору с отклонением от него не более 2 градусов — на моторном судне, моторной лодке, яхте, надувном парусном катамаране, автомашине, пешком, на велосипеде, каноэ и каяке[7].
  • 2015—2016 — самолёт на солнечных батареях Solar Impulse 2 совершил первый кругосветный полёт среди электрических самолётов. На протяжении всего полёта он использовал только энергию солнца.
  • 2016 год — российский путешественник Фёдор Конюхов на воздушном шаре «Мортон» 23 июля достиг меридиана западноавстралийского города Нортхэм, первым из граждан России завершив 11-дневный перелёт вокруг Земли[8].

Кто совершил первое кругосветное путешествие?

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море». В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине

Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

magellanov-proliv

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были

участниками первого в мире кругосветного плавания.

put-plavaniya-magellana

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

fernan-magellan

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.

Самые известные путешественники и их открытия

Сейчас исследован практически любой уголок Земли. Уже не осталось места, куда не ступала бы нога человека. Даже арктические льды уступили под его натиском.

Но так было не всегда. Для наших предков наша планета была неизведанным и таинственным миром, а за горизонтом скрывались новые страны, диковинные обычаи и племена.

Большой вклад в изучении Земли внесли самые известные путешественники, чьи имена навсегда остались в нашей памяти, т.к. именно они совершили мировые открытия, перевернувшие представление людей о нашей планете.

10. Фрэнсис Дрейк

В честь него был назван пролив, расположенный между Антарктидой и Огненной Землей. У Калифорнии есть залив Дрейка.

С 12 лет Фрэнсис, сын обычного фермера, стал юнгой на корабле своего дальнего родственника. С 18 лет он уже был капитаном.

В 1567 году его корабль принимал участие в экспедиции. На эти суда напали испанцы, большую часть которых они потопили. Выжили только 2 судна, одно из которых принадлежало Фрэнсису Дрейку. Англичане потребовали возместить им все потери, но испанцы отказались.

Тогда молодой капитан поклялся, что сам заберет все у короля Испании. В 1577 году его отправили к побережью Америки. По официальной версии, он должен был открыть новые земли, но самом деле цель была прозаичнее – золото. Из-за шторма Дрейк обнаружил пролив, получивший его имя.

9. Афанасий Никитин


Известный русский путешественник прославился тем, что был одним из первых европейцев, который смог попасть в Индию. Он побывал там раньше, чем португальские путешественники.

Афанасий Никитин родился в семье обычного крестьянина. Стал купцом, но запомнился своим потомкам, как человек, который не только добрался до Индии и Персии, но и описал это в своей книге «Хождение за три моря». До этого в русской литературе писали только о паломничестве, а это было описание коммерческой поездки, где он рассуждал о культуре и экономике этих стран, об их политическом устройстве.

8. Руаль Амундсен


Норвежский путешественник, прославился своими полярными экспедициями. Он был первым человеком, достигшем Южного полюса, а также самым первым путешественником, который побывал на обоих полюсах планеты.

Экспедиция, которая была организована в 1926 году, является первой, которая заявила о том, что они достигли Северного полюса. Был обладателем многих государственных и общественных наград.

Руаль Амундсен по настоянию матери поступил на медицинский факультет, но как только она умерла, с облегчением покинул его. Судьбоносным в его жизни стало знакомство с участью контр-адмирала Джона Франклина, описание его лишений. Он начал готовиться к этому подвигу с 16 лет, живя спартанской жизнью: диета, сон на открытом воздухе и зимой, физические упражнения, постоянные походы на лыжах и т.д..

Его первым путешествием было плавание на зверобойном судне «Моргенен», где он хотел подготовиться к получению штурманского звания. Молодого полярника впереди ждала интересная жизнь, полная приключений и открытий.

Большая часть его жизни прошла в экспедициях, он так и не женился, у него не было детей. Погиб известный путешественник в возрасте 55 лет, во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.

7. Америго Веспуччи


Флорентийский путешественник, в честь которого получила свое название Америка. Он был обычным финансистом, помогал снабжать Христофору Колумбу 2 и 3 экспедицию.

В 1499 году, в возрасте 45 лет, он решает сам отправиться в дальний путь. Америго Веспуччи считал, что мореплавание – это выгодное дело, поэтому готов был покорять мир за свой счет.

Веспуччи стал одним из первооткрывателей территории, где позже расположилась Бразилия. Бывший финансист первым додумался, что берега Бразилии – это не острова, а новые земли, названные им Новым Светом. В 1507 году во Франции появилась карта с контурами нового материка, который назвали «землей Америго», а позже стали именовать Америкой.

6. Давид Ливингстон


Он был не исследователем, а шотландским миссионером. Но, выполняя свою непростую миссию, заодно изучил Африку и рассказал о ней всему миру.

Давид Ливингстон родился в бедной семье и уже в 10 лет начал работать на ткацкой фабрике. Но это не помешало мальчику заниматься самостоятельно, он изучил математику, латинский и греческий языки, поступил в университет и стал доктором.

В 1840 году Ливингстон стал миссионером и следующие 15 лет постоянно путешествовал по Центральной и Южной Африке, стал пылким борцом с работорговлей, создал себе репутацию убежденного христианина.

Его жизнь была трудной, но интересной, полной приключений, африканцы называли его «Великий лев».

Давид первым из европейцев смог пересечь пустыню Калахари, после чего открыл и исследовал озеро Нгами. Также он открыл озеро Дилоло.

Ливингстон и его спутники первыми нашли водопад, который путешественник назвал в честь королевы Виктории. Сейчас около этого водопада стоит памятник великому исследователю. Он провел в Африке большую часть своей жизни.

5. Фернан Магеллан


Он был мореплавателем с титулом «аделантадо», что означало «лидер конкистадоров (завоевателей)», исследовавших и покорявших земли за пределами испанских владений.

Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, который смог переплыть по морю из Атлантического океана в Тихий, открыв при этом пролив, названный его именем. Магеллан принадлежал к дворянскому роду.

В 1498 году португальцы открыли дорогу в Индию. Они стали снаряжать корабли, чтобы завоевать восток. На одном из них был и Магеллан, который вместе со всеми участвовал в битвах. Вскоре у него появляется замысел путешествия, которое позже его прославило.

Он просит короля отправить его в плавание, но тот отказывается. Тогда путешественник решает перебраться в Испанию, где смог создать свою экспедицию из 5 кораблей. Путешествие было трудным, но в результате они нашли пролив, передвигаясь по которому смогли выйти в океан через 38 дней.

Экспедиция первой достигла Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Отважный мореплаватель погиб рано, в возрасте 40 лет, участвуя в военной экспедиции против племени острова Мактан Лапу-Лапу, вождь которой не захотел подчиняться Испании. Он так и не дожил до окончания первого в мире кругосветного плавания.

4. Николай Миклухо-Маклай


Николай Миклухо-Маклай был не только путешественником, но и биологом, антропологом, посвятил свою жизнь изучению населения Австралии, Океании и Азии. Был ярым противником работорговли, был против популярной в то время теории, что черные расы – это переходный вид от обезьяны к человеку.

Он наш соотечественник, родился в Новгородской губернии, учился в Петербургском университете. В 1870 году отправился в Новую Гвинею, где жил среди папуасов, изучая их быт и обряды, позже продолжил свои наблюдения в соседних регионах.

3. Васко да Гама


Знаменитый португальский мореплаватель, который первый смог доплыть из Европы в Индию. Родился в семье рыцаря, в молодые годы вступил в Орден Сантьяго, с юных лет участвовал в морских сражениях.

В те годы поиск морского пути в Индию был задачей века, т.к. это принесло бы огромную выгоду. И Васко да Гама смог это сделать, после чего стал представителем знати, а со временем присвоили ему титул «Адмирала Индийского океана».

2. Джеймс Кук


Известный мореплаватель родился в семье бедного шотландского батрака, после 5 лет учебы в школе работал на ферме.

В 18 лет он нанимается юнгой на свое первое судно. Так начинается его карьера моряка, которая сделала Джеймса Кука известным.

Он был во главе 3 экспедиций, исследовавших Мировой океан. Уделял много внимания картографии, составленными им картами пользовались до второй половины 19 века. Научился бороться с таким распространенным в те времена заболеванием, как цинга.

Он был известен дружеским отношением к коренным жителям исследуемых им территорий, но погиб в возрасте 50 лет, убитый аборигенами Гавайских островов.

1. Христофор Колумб


О жизни этого знаменитого мореплавателя сказано немало. Он первым пересек Атлантический океан и побывал в Карибском, Саргассовом море. Он был первооткрывателем Центральной и Южной Америки.

Выходец их небогатой генуэзской семьи, он получил хорошее образование. Мечтая добраться до Индии коротким морским путем, Христофор Колумб предпринимает немало усилий для осуществления своих проектов, но все они оказываются безрезультатными.

Воплотить в жизнь его мечту помогла королева Изабелла, которая согласилась заложить свои драгоценности ради великой идеи.

Было организовано 4 экспедиции. Скончался Колумб на 55 году жизни, огромное значение его открытий признали намного позже, а при жизни монопольное право на открытие новых земель ему отменили, более того, его арестовали и в кандалах отправили в Испанию.

Великие географические открытия — Википедия

Планисфера Кантино (1502), старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт, показывающая результаты экспедиций Васко да Гамы, Христофора Колумба и других исследователей. На ней также изображён меридиан, разделявший по Тордесильясскому договору португальскую и испанскую половины мира.

Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия»[1][2] с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых путей в «Индии» за золотом, серебром и пряностями[3].

Само понятие географических открытий связано с возрастающей потребностью иметь достоверную географическую информацию в торговых и политических целях. Ранее факты, полученные в результате отдельных путешествий (например, американских походов викингов), либо не находили широкого признания, либо лишь незначительно видоизменяли господствующую мифологическую картину мира. Технический прогресс в Европе обусловил возможность дальних морских путешествий, а развитие торговли — потребность в соответствующих знаниях[4].

Португальцы начали систематическое исследование атлантического побережья Африки в 1418 году под покровительством принца Генриха, в конечном счёте обогнув Африку и войдя в Индийский океан в 1488 году. В 1492 году в поисках торгового пути в Азию испанские монархи одобрили план Христофора Колумба отправиться на запад через Атлантический океан в поисках «Индии», в результате чего была открыта новая часть света. С целью предотвращения конфликта между Испанией и Португалией был заключён Тордесильясский договор, по которому мир был разделён на две части, где каждая из сторон получала эксклюзивные права на открываемые ими земли.

В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв прямой торговый путь в Азию. Вскоре португальцы ушли ещё дальше на восток, достигнув «Островов пряностей» в 1512 году и высадившись в Китае годом позже. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана, португальца, состоявшего на испанской службе, отправилась на запад, совершив первое в мире кругосветное путешествие. Тем временем испанские конкистадоры исследовали американский континент, а позже некоторые из островов юга Тихого океана.

В 1495 году французы и англичане и, немного позже, голландцы включились в гонку за открытие новых земель, бросив вызов иберийской монополии на морские торговые пути. Они исследовали новые маршруты, сначала северные, затем через Тихий океан вокруг Южной Америки, но в конечном счёте последовали за португальцами вокруг Африки в Индийский океан, открыв Австралию в 1606 году, Новую Зеландию в 1642 году и Гавайские острова в 1778 году. Тем временем с 1580-х по 1640-е годы русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь.

Великие географические открытия способствовали переходу от Средневековья к Новому времени, вместе с эпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств. Карты далёких земель, размножаемые с помощью изобретённого Гутенбергом печатного станка, способствовали развитию гуманистического мировоззрения и расширению кругозора, породив новую эпоху научного и интеллектуального любопытства. Продвижение европейцев в новые земли привело к созданию и подъёму колониальных империй, при контактах между Старым и Новым Светом происходил колумбов обмен: перемещались по планете растения, животные, продукты питания, целые народы (в том числе рабы), инфекционные болезни, а также шёл культурный обмен между цивилизациями, это был один из важнейших этапов глобализации в экологии, сельском хозяйстве и культуре в истории. Европейские открытия (англ.)русск. продолжились и после эпохи Великих географических открытий, в результате чего вся поверхность земного шара была нанесена на карты, а далёкие цивилизации смогли встретиться друг с другом.

Средневековые представления европейцев об Азии за пределами Византийской империи основывались на отдельных сообщениях, часто обрастающих легендами, датируемых временами завоевательных походов Александра Македонского и его наследников. Другим источником были радхониты, еврейские купцы, которые вели торговлю между европейской и мусульманской цивилизациями во времена государств крестоносцев.

В 1154 году арабский географ (англ.)русск. Ал-Идриси, работавший при дворе сицилийского короля Рожера II, написал комментарии к известной в то время карте мира, Книгу Рожера,[5][6] однако Африка была известна лишь частично христианским, генуэзским и венецианским, а также арабским мореплавателям, а южная часть континента оставалась неисследованной. Несмотря на то, что в Европе рассказывали о крупных африканских государствах за Сахарой, фактически знания европейцев ограничивались средиземноморским побережьем. А после завоевания арабами северной Африки, её сухопутные исследования стали невозможны. Знания об атлантическом побережье Африки были неполными, а их источниками были главным образом старые (англ.)русск. греческие и римские карты, основанные на знаниях карфагенян, в том числе времён римских завоеваний в Мавритании. О Красном море европейцы знали очень мало, и только торговые связи морских республик, главным образом Венеции, пополняли копилку знаний о морских путях.[7]

К XV веку городское население Европы значительно выросло, что обусловило развитие ремесла и торговли. Набирала обороты международная торговля. В результате Крестовых походов сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда в Европу везли предметы роскоши и пряности. К этому времени известные месторождения золота и серебра были практически истощены, и Европейские государства испытывали недостаток в драгоценных металлах для чеканки монет. Кроме того, Средиземноморский район был сильно перенаселён для того времени.

Изобретение в XV веке книгопечатания привело к распространению технической и философской литературы, все больше и больше стали использоваться простые механизмы и новые источники энергии. Получили распространение идеи Аристотеля и Эратосфена о том, что Индии можно достигнуть, плывя на запад.

Появление пушек и огнестрельного оружия позволило значительно обезопасить дальние путешествия. В XV веке появляется новый тип парусного судна — каравелла. Эти корабли прекрасно подходили для длительных морских плаваний: они были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий.

Новые успехи были сделаны в картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, местонахождение портов (такие карты получили название портулан). Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых значительно улучшилось к XVI веку.

Завоевание османами Балкан и территории Малой Азии (ныне — Турция) затруднили для европейцев использование прежних восточных (сухопутных и морских) торговых маршрутов. Однако торговля с Востоком приносила огромные прибыли (700—800 % дохода), поэтому более и более возрастало желание найти морской маршрут (восточный или западный) в Индию и Китай.

Средневековые путешествия[править | править код]

Эпохе Великих географических открытий предшествовал ряд европейских экспедиций, пересекших Евразию по суше в позднем средневековье.[8] Несмотря на то, что Европе угрожало монгольское нашествие, грозившее разорением территорий и разрушениями, монгольские государства также были заинтересованы в торговых связях через континент и, с 1206 года, Pax Mongolica обеспечивала безопасность на торговых путях от Среднего Востока до Китая.[9][10] Некоторые европейцы воспользовались этим для того, чтобы осуществить путешествие на восток. Большинство из них было итальянцами, так как торговля между Европой и Средним Востоком контролировалась главным образом морскими республиками. Тесные связи итальянских городов-государств с Левантом способствовали возрастанию коммерческого интереса к странам, находящимся на Дальнем Востоке.

Христианские посольства, направленные в Каракорум во время монгольского вторжения в Сирию (англ.)русск., помогли европейцам расширить свои знания о мире. Первым таким путешественником был Джованни Плано Карпини, отправленный папой Иннокентием IV к кагану в Монголию в 1241 и вернувшийся обратно в 1247 годах.[9] В то же самое время русский князь Ярослав Всеволодович, а впоследствии его сыновья Александр Невский и Андрей Ярославич посещали монгольскую столицу. Однако несмотря на важное политическое значение, об этих миссиях не осталось подробных записей. За ними последовали другие путешественники, в том числе француз Андре де Лонжюмо и фламандец Гильом де Рубрук, которые добрались до Китая через Центральную Азию.[11] Однако наиболее известным из них стал Марко Поло. Венецианский купец вёл записи о своих странствиях по Азии с 1271 по 1295 годы, описал посещение двора Юаньского правителя Хубилая в «книге чудес света», которыми зачитывалась вся Европа.[12]

В 1291 братьями-купцами Вивальди была предпринята первая попытка исследования Атлантического океана. Отплыли из Генуи на двух галерах, они исчезли у марокканского побережья, что укрепило страхи перед океаническими плаваниями.[13][14] С 1325 по 1354 годы марокканский учёный из Танжера Ибн Баттута, совершил путешествия по Северной Африке, Южной Европе, Среднему Востоку и Азии, достигнув Китая. После возвращения он продиктовал отчёт о своих приключениях учёному, встреченному им в Тунисе[15]. В 1357—1371 годах в Европе огромную популярность получила книга Джона Мандевиля о его предполагаемых путешествиях. Несмотря на чрезвычайную ненадёжность и даже фантастичность описаний, её использовали для получения общих представлений[16] о Востоке, Египте и Леванте, подтверждая старое убеждение о том, что Иерусалим является центром мира.

В 1400 году в Италию из Константинополя попал перевод на латинский язык Географии Птолемея. Возрождение римского географического знания стало настоящим откровением для европейцев,[17] хотя и укрепило их в мысли о том, что Индийский океан окружён сушей. Затем последовал период дипломатических отношений тимуридов с Европой (англ.)русск., в 1439 году Никколо Конти опубликовал отчёт о своём путешествии в качестве мусульманского купца в Индию и Юго-восточную Азию. Затем в 1466—1472 годах русский купец из Твери Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию, которое описал в книге Хождение за три моря.

Эти сухопутные путешествия имели лишь небольшое среднесрочное значение. Монгольская империя развалилась так же быстро, как и была создана, и торговые маршруты на восток стали более трудными и опасными. Чёрная смерть в XIV веке также создала препятствия для путешествий и торговли.[18] Подъём Османской империи в дальнейшем также ограничил возможности торговли Европейцев с Востоком по суше.

Китайские географические открытия[править | править код]

См. также Китайские географические открытия (англ.)русск.

«Карта Мао Кун», которая, как считается, основана на данных путешествий Чжэн Хэ, показаны маршруты плаваний между портами Юго-восточной Азии до Малинди, из китайской военной энциклопедии 1628 года

В 1368 году, после свержения династии Юань, монголы уступили контроль над большей частью Китая династии Мин в результате восстания Красных повязок. Китайцы имели торговые связи в Азии, и плавали к берегам Аравии, Восточной Африки и Египта со времён династии Тан (618—907). В период с 1405 по 1421 годы третий минский император Чжу Ди организовал серию плаваний для сбора дани в Индийский океан под командованием адмирала Чжэн Хэ.[19]

Большой флот, состоящий из джонок, был построен для этих дипломатических экспедиций. Крупнейшие из этих джонок назывались баочуань (корабли сокровищ), их длина составляла до 121 метра от носа до кормы, и на них находилось до тысячи моряков. Первая экспедиция отправилась в путь в 1405 году. Хорошо задокументировано семь экспедиций, из которых каждая последующая была более представительной и дорогой, чем предыдущая. Эти флоты посетили Аравию, Восточную Африку, Индию, Малайский архипелаг и Таиланд (в то время носивший название Сиам), на всём пути ведя обмен товарами.[20] Они передавали в подарок золото, серебро, фарфор и шёлк, а обратно привозили такие диковинки как страусов, зебр, верблюдов, слоновую кость и жирафов.[21][22] После смерти императора, Чжэн Хэ возглавил последнюю экспедицию, которая вышла из Нанкина в 1431 году и вернулась в Пекин в 1433, достигнув берегов Мадагаскара. Эти путешествия были описаны Ма Хуанем, мусульманским путешественником и переводчиком, который сопровождал Чжэн Хэ в трёх из семи экспедиций.[23]

Однако после этого дальние экспедиции прекратились, так как правители династии стали осуществлять политику хайцзинь, изоляционизма, что ограничило морскую торговлю. Экспедиции прекратились сразу после смерти императора, так как китайцы потеряли интерес к тому, что они называли «землями варваров»,[24] а последующие императоры считали, что такие мероприятия наносят вред Китайскому государству. Чжу Гаочи наложил запрет на экспедиции, а при Чжу Чжаньцзи большая часть информации о флоте Чжэн Хэ и его плаваниях была уничтожена или утрачена.

См. также Морская история Европы (англ.)русск.
См. также Португальские географические открытия (англ.)русск.

С VIII до XV столетия Венецианская и соседние Морские республики удерживали монополию на европейскую торговлю со Средним Востоком. Великий шёлковый путь и Дорога специй, по которым везли пряности, благовония, лекарственные травы, сами лекарства и опиум, сделали эти средневековые города-государства сказочно богатыми. Пряности были самым дорогим и востребованным товаром в средневековье, широко применялись в медицине,[25] религиозных ритуалах, косметике, парфюмерии, а также в качестве вкусовых добавок и для консервации.[26] Все они импортировались из Азии и Африки. Мусульманские купцы, главным образом потомки арабских мореплавателей из Йемена и Омана, контролировали морские маршруты через Индийский океан, перекупая товар, поступающий из мест его производства на Дальнем Востоке в Индию, главным образом в Кожикоде, а затем перевозя его на запад в Ормуз на берегу Персидского залива и в Джидду на Красном море. Отсюда сухопутными маршрутами они следовали к средиземноморскому побережью. Венецианские купцы продавали эти товары далее по всей Европе до возвышения Османской империи, которое произошло после падения Константинополя в 1453, отрезав европейцев от смешанных морских и сухопутных торговых путей.

Вынужденная свернуть свою активность в Причерноморье, а также из-за войны с Венецией, Генуя вернулась к североафриканской торговле зерном, оливковым маслом (которое использовалось также для освещения) и поискам серебра и золота. Европейцы испытывали постоянный дефицит в серебре и золоте,[27] так как монеты двигались только в направлении из Европы, тратились на восточную торговлю, которая теперь была отрезана. Несколько европейских выработок были уже истощены,[28] недостаток золотых и серебряных слитков привело к развитию сложной банковской системы для управления торговыми рисками (первый государственный банк, Банк Сан-Джорджо, был создан в Генуе в 1407 году). Совершая плавания также в порт Брюгге (Фландрия) и в Англию, генуэзское сообщество также обосновалось и в Португалии,[29] которая стала получать выгоды от их предприятий и финансовых операций.

Для первого океанического путешествия западноевропейцы использовали компас, а также пользовались последними достижениями картографии и астрономии. Для навигации применялись арабские навигационные приборы, такие как астролябия и квадрант. Для европейских плаваний, как правило, каботажных, в непосредственной близости к берегу, использовались портуланы. Эти карты отмечали известные маршруты, отмеченные береговыми ориентирами: мореплаватели плыли через каждый из известных ранее пунктов, следуя указанием стрелки компаса, определяя своё местоположение по ориентирам.[30]

Португальские географические открытия[править | править код]

См. также Португальские географические открытия (англ.)русск.
См. также Исследование Африки европейцами (англ.)русск.

В 1297 году, после завершения Реконкисты в Португалии, король Диниш I обратил своё внимание на внешнюю торговлю и в 1317 заключил соглашение с генуэзским купцом Мануэлем Пессаньо (англ.)русск., назначив его первым адмиралом португальского флота, целью которого была защита страны от набегов пиратов-мусульман.[31] Вспышка эпидемии бубонной чумы привела к снижению численности населения страны во второй половине XIV века, это способствовало повышению значимости морского побережья, где большая часть населения занималась рыболовством и торговлей.[32] В 1325—1357 годах Афонсу IV Португальский покровительствовал морской торговле и отправлял в Атлантический океан первые экспедиции.[33]Канарские острова, уже известные генуэзцам, были объявлены официально открытыми португальской экспедицией в 1336 году, но в 1344 кастильцы оспорили права Португалии на них, усилив своё влияние на море.[34][35]

В 1415 году Сеута была захвачена Португалией, которая стремилась получить контроль за навигацией у африканского побережья. Инфант Энрике (Генрих), впоследствии прозванный Мореплавателем за то, что посвятил жизнь организации исследовательских морских экспедиций (хотя сам он в этих экспедициях не участвовал), был хорошо осведомлён о прибыльности и перспективности Транссахарской торговли. Веками торговые пути, по которым везли рабов и золото и соединявшие Западную Африку со Средиземноморьем через Западную Сахару, контролировали враждебные Португалии мусульманские государства Северной Африки.

Энрике хотел знать, как далеко мусульманские владения простираются на юг Африки, рассчитывая обогнуть её и наладить морскую торговлю с Западной Африкой, найдя союзников в легендарных христианских государствах к югу[36], в частности потерянного христианского королевства Пресвитера Иоанна[37], а также хотел выяснить, возможно ли попасть в далёкую Индию, источник драгоценных пряностей, по морю. Он финансировал морские экспедиции на юг от Мавритании, привлекая к ним купцов, судовладельцев и других заинтересованных в открытии новых торговых путей лиц. Вскоре были открыты в Атлантическом океане Мадейра (1419) и Азорские острова (1427).

В то время европейцы не знали, что находится за мысом Нун на побережье современного Марокко, и разворачивали свои корабли сразу, как только его достигали.[38] Старинные морские мифы называли этот мыс пределом для мореплавания, предупреждали об океанических монстрах, непригодном для плавания море и палящем солнце, которые уничтожат любой корабль, посмевший заплыть за этот мыс, но мореходы принца Энрике пренебрегли ими: начиная с 1421 года, они регулярно заплывали за него, а в 1434 году один из капитанов Энрике, Жил Эанеш обогнул мыс Бохадор.

Большим технологическим скачком стало появление в середине XV века каравеллы, небольшого корабля, способного совершать плавания под парусом дальше, чем другие европейские корабли того времени.[39] Ставшая развитием португальских рыболовецких судов, она стала первым кораблём, который смог выйти за границы привычных прибрежных каботажных плаваний и безопасно выходить в открытый океан. Для навигации португальцы использовали эфемериды, этот метод прошёл значительное развитие в XV столетии. Эти таблицы произвели революцию в навигации, позволив рассчитывать широту. Тем не менее, точный расчёт долготы ещё несколько столетий был недоступен для мореплавателей.[40][41] Регулярные плавания на каравеллах становились всё дальше, в среднем мореплаватели продвигались на юг на один градус в год.[42] Побережье Сенегала и Зелёный мыс были достигнуты в 1445 году Динишем Диашем, а в 1446 году Алвару Фернандеш (англ.)русск. дошёл почти до берегов современного Сьерра-Леоне.

Падение Константинополя в 1453 году и переход города под контроль Османской империи стало сильным ударом для христианского мира, и торговые пути на Восток для Европы закрылись. В 1455 году папа Николай V издал буллу Romanus Pontifex (англ.)русск., которая подкрепляла предыдущую буллу Dum Diversas (англ.)русск. (1452), и передавала все земли и моря, открытые далее мыса Бохадор, во владения португальского короля Афонсу V и его наследникам, а также торговлю и завоевания у мусульман и язычников, что стало началом ведения политики mare clausum (англ.)русск. в Атлантике.[43] Король, который узнал от генуэзцев о морском пути в Индию, заказал у фра Мауро карту мира, которая прибыла в Лиссабон в 1459 году.[44]

В 1456 году Диогу Гомеш достиг берегов архипелага Кабо-Верде. В последующее десятилетие несколько капитанов на службе принца Энрике, в том числе генуэзец Антонио да Ноли (англ.)русск. и венецианец Алоизий Када-Мосто, обнаружили оставшиеся острова, которые были освоены ещё в XV столетии. В 1460-х годах португальцы открыли побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью.

Португальские исследования после смерти принца Энрике[править | править код]

В 1461—1462 годах Педру де Синтра достиг берегов Сьерра-Леоне и дал названия их многим географическим объектам. Принц Энрике умер в ноябре 1460 года, после чего финансирование экспедиций прекратилось, пока в 1469 году лиссабонский купец Фернан Гомиш не получил монополию на торговлю с Гвинейским заливом в обмен на обязательство ежегодно исследовать по 100 миль к югу в течение пяти лет.[45] При его финансировании мореплаватели Жуан де Сантарен (исп.)русск., Перу Эшкобар, Лупо Гонзалвеш, Фернан де По и Педру де Синтра (англ.)русск. сделали даже больше, чем он обещал. Они достигли южного полушария и островов Гвинейского залива, в том числе Сан-Томе и Принсипи в 1471 году. В южном полушарии они использовали для навигации созвездие Южного Креста.

В этом районе началась торговля аллювиальным золотом с арабскими и берберскими купцами, а в 1481 году взошедший на трон Жуан II решил построить факторию Сан-Жоржи-да-Мина на Золотом Берегу. В 1482 году Диогу Кан открыл устье реки Конго,[46] а в 1486 дошёл до Кейп-Кросса (современная Намибия).

В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула один из южных мысов Африки, который назвала «мысом штормов» (Cabo das Tormentas), встала на якорь в заливе Мосселбай, а затем направилась на восток до устья Грейт-Фиша, попав в Индийский океан из Атлантического. Одновременно Перу да Ковильян, тайно отправленный королём по суше на поиски пресвитера Иоанна и «земель пряностей», достиг Индии и Эфиопии, где собрал важную информацию о Красном море и побережье Кении и выяснил, что морской маршрут в Ост-Индию возможен.[47] Вскоре мыс Штормов был переименован Жуаном II в «мыс Доброй Надежды» (Cabo da Boa Esperança), так как возможность морского пути в Индию открывала оптимистичные перспективы для торговли, а также опровергало представления, существовавшие со времён Птолемея, что Индийский океан окружён сушей.

Соседка Португалии на Иберийском полуострове Кастилия в 1402 году предъявила свои права на Канарские острова, расположенные у западного побережья Африки, однако затем увязла в решении вопросов внутренней иберийской политики и отражении мусульманских вторжений, которые продолжались весь XV век. Только в конце столетия, после унии корон Кастилии и Арагона и завершения реконкисты, пришло время для поисков новых морских торговых путей. Королевство Арагон было важнейшей средиземноморской морской державой, под его контролем находились территории восточной Испании, юго-западной Франции, крупные острова, такие как Сицилия, Мальта и Сардиния, а также Неаполитанское королевство, чьи материковые владения простирались до Греции. В 1492 году католические короли захватили Гранадский эмират, который снабжал Кастилию африканскими товарами через выплату дани, и решили финансировать экспедицию Христофора Колумба в надежде разрушить португальскую монополию на западноафриканские торговые пути в «Индии» (восточную и южную Азию), отправившись на запад.[48] До этого дважды, в 1485 и 1488 годах, Колумб безуспешно предлагал осуществление этого проекта португальскому королю Жуану II.

Вечером 3 августа 1492 года Колумб отплыл из Палос-де-ла-Фронтеры на трёх кораблях; одной большой каракки, Санта-Марии, которая носила название Ла Галлега (галисийка), и двух меньших каравеллах, Пинте и Санта-Кларе, вошедшей в историю как Нинья. Сначала Колумб отправился к Канарским островам, где пополнил припасы перед пятинедельным путешествием через океан, а затем пересёк Атлантику в части, известной сегодня как Саргассово море.

12 октября 1492 года была обнаружена земля, и Колумб назвал открытый остров (в архипелаге Багамских Островов) Сан-Сальвадор, как он полагал, он достиг «Вест-Индии». Колумб также открыл северо-восточное побережье Кубы (где высадился 28 октября) и северное побережье Эспаньолы (5 декабря). Он встретился с местным касиком Гуаканагари, который разрешил ему оставить несколько человек на острове.

Колумб оставил 39 человек и основал поселение Ла-Навидад на территории современной Республики Гаити.[49] Перед возвращением в Испанию он взял с собой от десяти до двадцати пяти аборигенов. Только семь или восемь индейцев доплыли до Испании живыми, но и они произвели большое впечатление в Севилье.[50]

На обратном пути шторм заставил 4 марта 1493 года завести корабли в док Лиссабона. Проведя неделю в Португалии, экспедиция вернулась в Испанию, войдя в гавань Палоса 15 марта 1493 года. Известие об открытии новых земель вскоре обошло всю Европу (исп.)русск..[51]

Колумб и другие испанские путешественники сначала были разочарованы своими открытиями: в отличие от Африки и Азии, жители Карибских островов вели очень вялую торговлю с испанскими кораблями. Поэтому возникла потребность в колонизации островов. Испанцы смогли найти те богатства, на которые рассчитывали, только после исследования континента.

Тордесильясский договор (1494)[править | править код]

Линии демаркации колоний между Испанией и Португалией в XV и XVI вв.

Вскоре после прибытия Колумба из «Вест-Индии» возникла необходимость в разделении сфер влияния между Испанией и Португалией с целью избежания конфликтов.[52] 4 мая 1493 года, через два месяца после прибытия экспедиции Колумба, католические короли получили от Александра VI буллу (Inter caetera), согласно которой все земли к западу и к югу от линии, соединяющей полюса Земли и проходящей в ста лигах западнее и южнее любого из островов Азорских островов или островов Кабо-Верде принадлежали Испании, впоследствии все материковые земли и острова, принадлежащие Индии. Это не устраивало Португалию, которая не могла претендовать на земли, недавно открытые ею к востоку от этой линии.

Португальский король Жуан II не был удовлетворён таким положением вещей, полагая, что булла даёт ему слишком мало земли от достигнутой Индии, его главной цели. Поэтому он вступил в переговоры с испанскими королём Фердинандом II и королевой Изабеллой I о переносе границы на запад, что позволило бы ему претендовать на недавно обнаруженные им земли к востоку от этой линии.[53]

Соглашение было достигнуто в 1494 году подписанием Тордесильясского договора, который «разделял» мир между двумя странами. По этому договору Португалия «получила» все земли за пределами Европы к востоку от линии, проходящей в 270 лигах к западу от островов Кабо-Верде (уже к тому времени португальских), таким образом получив контроль над Африкой, Азией и востоком Южной Америки (Бразилией). Испанцы получили все земли к западу от этой линии, по большей части эти территории были совершенно неизвестны, впоследствии оказалось, они в себя включали всю западную часть американского континента и тихоокеанские острова.

Новый Свет: Америка[править | править код]

Только небольшая часть разделённой территории была известна европейцам на момент подписания договора. Вскоре после первого плавания Колумба множество исследователей направилось на запад, в том же самом направлении. Начиная с 1497 года начался бум морских исследований западных берегов Атлантики.

В этом году генуэзец Джон Кабот получил патентную грамоту (англ.)русск. от английского короля Генриха VII. Отплыв из Бристоля, возможно, получив для экспедиции средства от бристольских купцов (англ.)русск., Кабот пересёк Атлантический океан в северных широтах, надеясь, что так путь в «Вест-Индию» будет короче[54] и высадился на побережье Северной Америки, возможно, на Ньюфаундленде.

В 1499 году Жуан Фернандиш Лаврадор, получивший патент короля Португалии, вместе с Перу ди Барселушем впервые обнаружил полуостров Лабрадор, который был назван его именем. После возвращения он, возможно, заходил в Бристоль, чтобы получить патентную грамоту и в дальнейшем заниматься исследованиями для англичан.[55] Примерно в то же самое время, в 1499—1502 годы, братья Гашпар и Мигель Кортириалы исследовали побережье Гренландии и Ньюфаундленда в поисках Северо-Западного прохода в Азию.[56] Эти открытия были отражены на Планисфере Кантино в 1502 году.

«Истинные Индии» и Бразилия[править | править код]

В 1497 король Португалии Мануэл I отправил большой флот на восток, продолжив политику своих предшественников, направленную на поиск пути в Ост-Индию. В июле 1499 года быстро распространилась новость о том, что португальцы достигли берегов «истинных Индий», так как письмо об этом португальский король отправил испанским католическим королям через день после триумфального возвращения флота[57].

В то время как Колумб, вернувшись из третьего своего путешествия к Центральной Америке, вступил в конфликт с испанским двором, вторая португальская армада отправилась к Индии. Флот из тринадцати кораблей с около 1,500 человек на борту вышел из Лиссабона 9 марта 1500 года. Флот возглавил Педру Алвариш Кабрал, а под его командованием были такие опытные мореплаватели как Бартоломеу Диаш, Николау Коэлью и нотариус Перу Ваш де Каминья. Чтобы избежать безветрия у берегов Гвинейского залива, они направились в юго-западном направлении, по большому «volta do mar (англ.)русск.». 21 апреля была обнаружена гора, позднее названная Монте-Паскоал (англ.)русск.; 22 апреля экспедиция высадилась на побережье Бразилии, а 25 апреля флот вошёл в гавань, названную Порту-Сегуру. Кабрал предположил, что новая земля лежит к востоку от тордесильясской линии и отправил в Португалию донесение об этом важном открытии. Полагая, что новооткрытая земля представляет собой остров, её назвали Остров Вера-Круз (англ.)

Обсуждение:Кругосветное путешествие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Определение «путешествие, проходящее через две противостоящие точки Земли, между которыми не меньше 20 тыс. км.» неудовлетворительно по двум причинам. Во-первых, расстояние между любыми противоположными точками на Земле и так равно примерно половине длины экватора, то есть 20 000 км. Во-вторых, если доплыть до противоположной точки, а потом вернуться тем же путём, то в соответствии с данным определением получится кругосветное путешествие.--Iponomarev 20:10, 2 марта 2007 (UTC)

пересечение всех параллелей означает пересечение северного и южного полюсов

Определение кругосветного путешествия[править код]

Польза источников, в частности, в том, что они помогают избегать грубых ошибок. К примеру, Магеллан действительно успел побывать в двух противоположных точках Земного шара, и "Виктория" стала первым кораблём , совершившим "истинное кругосветное путешествие" (см. тут, например). Определений кругосветного путешествия много, все они должны быть отражены в статье (со ссылками на источники). Но одно на другое заменять не нужно, и тем более не нужно устраивать войны правок, это чревато блокировкой. --Shureg 23:26, 27 июня 2009 (UTC)
Благодарю за разъяснения. Того, что Виктория побывала в двух антиподных точках, я не отрицаю. Я Вам даже по секрету скажу, что число пар таких точек чётно, а потому, если там, действительно, есть одна такая пара, то найдётся и другая. Но какое это всё имеет отношение к "кругосветному путешествию"? Ссылку эту мне, пожалуйста, не приводите. Там пишется местами нечто такое, что мне тот текст даже и обсуждать не хочется. Лучше уж сформулируйте своими словами. Сейчас в статье присутствует такое определение: "путешествие, маршрут которого пересекает все меридианы (реже все параллели) и при этом проходит через какие-то две противоположные точки Земли". Ну, для начала неплохо бы потребовать замкнутости пути. А то ведь под Ваше определение уж совсем странные вещи подпадают. Можно, например, взять локсодрому и слегка её деформировать (чтобы образовались антиподные точки). Так что возвращаю свою версию и жду Вашей (если Вам так хочется заняться подобным "творчеством"). Желаю успехов. Bacaca 17:38, 28 июня 2009 (UTC)
  • Хм. Цитата1: "путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось". Цитата2: "еоретически, обойдя по окружности небольшого радиуса один из полюсов, можно за короткое время пересечь все меридианы и таким образом совершить кругосветное путешествие.". Можно вопрос. А если я совершу путешествие не огибая земную ось и не пересекая все меридианы, а путешествуя вдоль меридиана от полюса к полюсу и так вокруг Земли (Северный полюс-Америка Северная-Америка Южная-Антарктида-Австралия-Азия-Сев. Полюс.)-будет ли такое путешествие считаться кругосветным? genymam 07:26, 9 апреля 2010 (UTC)

Что-то я не понял про Черного Генри[править код]

Почему это он первее Магилана совершил кругосветное путешествие? Магеллан же его купил в Восточной Азии, и с ним же оба они оказались снова в восточной Азии, так что как минимум оба.Shafei 23:30, 4 апреля 2013 (UTC)

  • Цитата:

    С 1848 по 1875 год Елена Петровна Блаватская совершила практически трехкратное кругосветное путешествие.[1]

    - мне кажется, странствия Блаватской не подходят под определение "кругосветного путешествия". --CopperKettle 14:32, 4 августа 2009 (UTC)

Вы откатали фрагмент статьи. Причем там был приведен АИ. Блаватская Елена Петровна / Новейший философский словарь / Грицанов А. А. — Научное издание. — Минск: В. М. Скакун, 1999 г — 896 с. Взамен этого Вы предлагаете аргумент "мне кажется, странствия Блаватской не подходят под определение «кругосветного путешествия». Пожалуйста, приведите АИ, доказывающий Ваше утверждение. Фрагмент в статью возвращаю. Serghio 14:18, 10 августа 2009 (UTC)

  • Я считаю, что это образное утверждение, и то, что некто за три десятиления "практически" три раза обогнул земной шар, не является преднамеренным и целенаправленным кругосветным путешествием в том смысле, который предполагается в статье. Иначе придется включить в статью тысячи вояжей разных политических деятелей, рок-групп и бизнесменов. --CopperKettle 03:21, 11 августа 2009 (UTC)
  • Замечательная логика. Непреднамеренное путешествие не считать путешествием 🙂 Вот Уильям Дампир тоже свои путешествия непреднамеренно совершал, однако из покон веков является трехратным путешественником! WolfDW 07:10, 11 августа 2009 (UTC)
  • Я согласен, что границы тут размыты. Поэтому не стал заниматься войной откатов, а привлёк "мнение зала", так сказать. (0: Дампир, насколько понимаю, вполне классически бороздил на своём корабле воды океанов; это довольно далеко от путешествия на поездах\пароходах\каретах в качестве пассажира на протяжении десятилетий. Мне показалось странным включение Блаватской в один список с мореплавателями и лётчиками. (0: --CopperKettle 11:48, 11 августа 2009 (UTC)
  • Я статью о Дампире не читал, но насколько помню, свое первое путешествие он совершил рядовым пиратом во время морских разбоев на одном или нескольких кораблях. А какпитаном он стал после опубликования своих записок. WolfDW 12:30, 11 августа 2009 (UTC)
  • Фрагмент удаляется в связи с отсутствием АИ («Новейший философский словарь» не является оным в вопросах кругосветных путешествий). --VPliousnine 13:40, 11 августа 2009 (UTC)

>Мартин Игнатио Лайола, внук Великого Инквизитора, первый из европейцев, совершивших кругосветку дважды. Развесистая клюква. Лойола был не инквизитором, а иезуитом.

38.104.157.142 21:27, 5 июня 2013 (UTC)ДонЖуан

Макартур, Конюхов и критерии значимости для включения в статью[править код]

Коллеги! Не вызывает сомнения, что и Макартур, и Конюхов совершили выдающиеся путешествия. Но я бы не включал их в эту статью. Аргументы таковы. Макартур установила женский мировой рекорд в кругосветном плавании. Это важно, но тогда в статью нужно включать всех рекордсменок и рекордсменов. Сейчас такого нет, и не думаю, что это правильно. Здесь имеет смысл отмечать первые и наиболее выдающиеся путешествия такого рода. А про кругосветные гонки без захода в порты сделать отдельную статью. Конюхов тоже не первый, кто летал на аэростате вокруг земли, в том числе и по этому маршруту.

Общее предложение: включать в список кругосветных путешествий в статье только отвечающие хотя бы какому-то из критериев: а) первые в своем роде; б) имевшие важные в мировом масштабе политические, социальные или научные последствия. Обратите внимание, поскольку статья про путешествия, а не про путешественников, здесь не может идти речь о значимости вклада персоны "по совокупности", а только о значимости путешествий. — Yury Romanov (обс.) 11:35, 22 января 2017 (UTC)

Думаю, важно установить общий принцип, чтобы не выяснять каждый раз индивидуально, когда в статью будут включать что-то связанное с кругосветным путешествием. — Yury Romanov (обс.) 11:39, 22 января 2017 (UTC)
В таком случае вместе с Эллен Макартур (владеет двумя ратифицированными кругосветными ркордами на сегодня) и Фёдором Конюховым (владеет тремя ратифицированными кругосветными рекордами на сегодня) надо убирать безусловно уважаемых Владимира Ивановича Лысенко и Николая Андреевича Литау (не нашёл данных по их ратифицированным рекордам в международных регистрах, возможно плохо искал). AntipovSergej (обс.) 14:04, 22 января 2017 (UTC)
А по сути вопроса? Я, собственно, ничего не имею против того, чтобы убрать и Лысенко с Литау. Правда, я не думаю, что все сводится к рекордам. Лысенко и Литау оставил как раз из-за оригинальности маршрутов. Правда возможно, что я просто не знаю предшественников. — Yury Romanov (обс.) 20:19, 22 января 2017 (UTC)

Предлагаю

А. Срочно вернуть в статью: * 1992—1996 — первое российское одиночное кругосветное плавание Евгения Гвоздёва, пенсионера из Махачкалы, на яхте «Лена» длиной 5,5 метра.

Б. Включать в список кругосветных путешествий ХХI века путешествия: (1) ратифицированные в качестве рекордов Советом по мировым рекордам под парусом (WSSRC); (2) ратифицированные в качестве рекордов Международной авиационной федерацией (ФАИ); (3) ратифицированные в качестве рекордов в соответствующем разделе Книги рекордов Гиннеса; (4) награждённых государственными наградами РФ. AntipovSergej (обс.) 08:14, 23 января 2017 (UTC)

В. Руководствоваться решением Арбитражного комитета 815, не спеша изучая этот объёмный документ. AntipovSergej (обс.) 07:18, 23 января 2017 (UTC)

А. Тогда не «срочно вернуть», а вернуть в другой формулировке; существовавшая делает непонятным, почему это значимо. Собственно, про первое его плавание я не против.
Б. А почему именно XXI века, разве в XX веке их не было? И какой примерно объём получится, если включать все это? Я не ошибаюсь, если он будет равен всему тому, что сейчас уже есть в статье?
В. Не могли бы коротко пояснить, что имеете в виду? Мне представляется, что сюда применим в первую очередь пункт 4 решений, но он, на мой взгляд, противоречит вашему пункту Б. — Yury Romanov (обс.) 03:47, 24 января 2017 (UTC)
Юрий! Я начал изучение Вашего вопроса. По-поводу объёма статьи. За 10 лет с 2007 по 2017 год объём статьи вырос примерно c 5 КБайт до 23 КБайт. Это весьма скромный темп роста. С моей точки зрения проблема "раздувания" начнётся в районе 100 КБайт. После чего, в 2023 году полагаю, придётся написать отдельную статью «Кругосветные путешествия ХХ-го века». AntipovSergej (обс.) 09:18, 24 января 2017 (UTC)
Да, про размеры как таковые — вы правы, тут проблема не стоит. Я только лучше бы делил по другому принципу. Выделял не XXI век, а спортивные плавания / полеты. Впрочем, наверное, сейчас можно пока оставить как есть. — Yury Romanov (обс.) 09:30, 24 января 2017 (UTC)

Для российских яхтсменов Гвоздёв — великий и ярчайший за последние 20 лет путешественник. Он является символом того, что простой небогатый человек, выйдя на пенсию, может осуществить мечту своей жизни — совершить кругосветку даже при минимуме денег и без большого яхтенного опыта, но при огромном желании. Гвоздёва можно назвать легендой российского парусного спорта.

Память[править код]

  • В сентябре 2016 г. имя Е. А. Гвоздёва было присвоено бывшей улице Железобетонная в микрорайоне УЗК г. Махачкала[1].
  • Форум памяти Гвоздёва на портале "Катера и яхты" с 2005 по 2016 год, более 4300 сообщений[2].
  • Выставка памяти Гвоздёва в Махачкале[3].

Примечания[править код]

Кто был первым моряком, совершившим кругосветное путешествие в одиночку?

Кто был первым моряком, совершившим кругосветное путешествие в одиночку?

Первое кругосветное плавание в одиночку совершил канадец Джошуа Слокам (1844–1909). На самодельном судне «Спрей» (длина 11,3 метра, ширина 4,32 метра, высота борта 1,27 метра) он 2 июля 1895 года вышел из порта Ярмут в канадской провинции Новая Шотландия и направился в Европу. Прибыв в Гибралтар, Слокам решил изменить направление своего кругосветного путешествия на обратное. Он отправился к берегам Бразилии, прошел Магеллановым проливом и достиг побережья Австралии. Проведя лето Южного полушария 1897 года на Тасмании, Слокам снова вышел в океан и, обогнув 1 января 1898 года мыс Доброй Надежды, вернулся в Атлантику. Зайдя на остров Святой Елены, он взял на борт козу, намереваясь доить ее и пить молоко. Но на острове Вознесения он высадил козу, истребившую все его морские карты. 28 июня 1898 года Джошуа Слокам вышел на берег в Ньюпорте (США). Единственным живым существом, которое совершило с ним кругосветное плавание, был паук, которого Слокам заметил в день отплытия и сохранил ему жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вокруг света за 80 дней — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Вокру́г све́та за во́семьдесят дней» (фр. Le tour du monde en quatre-vingts jours) — популярный приключенческий роман французского писателя Жюля Верна, повествующий о путешествии эксцентричного и флегматичного англичанина Филеаса Фогга и его слуги-француза Жана Паспарту́ вокруг света, предпринятом в результате одного пари.

Роман написан в 1872 году и в том же году публиковался на страницах ежедневной газеты «Le Temps (фр.)» (с 6 ноября по 22 декабря). Затем вышел отдельным томом в парижском издательстве «J. Hetzel et Compagnie» (1873)[1].

Протагонист романа, Филеас Фогг, заключил пари, что сумеет обогнуть земной шар с запада на восток в срок не более чем за 80 дней, учитывая технические возможности транспорта XIX века. Путешествие Фогга начинается в Англии, а дальше он отправляется во Францию, в Италию, Египет, Индию, Китай, Японию и Америку.

В Индии Фогг и его слуга, Жан Паспарту, спасают прекрасную Ауду, которую собираются сжечь заживо вместе с телом её покойного мужа. Впоследствии она становится женой Фогга. Мешает путешествию сыщик Фикс: полиция уверена, что именно Фогг украл крупную сумму в Банке Англии, а пари является возможностью уклониться от наказания.

Фогг возвращается в Великобританию с опозданием в один день и решает назавтра, в понедельник, обвенчаться с Аудой. Паспарту посылают к священнику. Но преподобный сообщил, что свадьба невозможна, так как завтра воскресенье! Планируя путешествие, Филеас не учёл, что, двигаясь навстречу Солнцу, он совершит путешествие за 79 дней из-за пересечения линии перемены даты. Мистер Фогг выигрывает пари.

В романе подробно описываются средства и условия передвижения того времени: на пакетботах, в паровозах и на шхунах. Кроме того, путешественникам пришлось воспользоваться санями с парусом и даже слоном.

Путь[править | править код]

Путешествие Филеаса Фогга на карте мира

Иллюстрации, сделанные Невилом и Бенеттом[править | править код]

  • Карта путешествия Филеаса Фогга

  • Обложка книги

  • Паспарту в Суэце

  • Всех разобрали

  • Незапланированная покупка

  • Путешествие на новом транспорте

  • Индуска в плену

  • Спасение мисс Ауды

  • Прощание Паспарту со слоном

  • Фикс арестовывает Фогга

  • Фогг входит в клуб во главе толпы

В кинематографе[править | править код]

В мультипликации[править | править код]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о