Стокгольм – столица дорожной безопасности: gre4ark — LiveJournal
После Финляндии столица Швеции выглядит как Лас-Вегас! Не в плане плохой архитектуры или города для автомобилей, а в человеческом. На улицах много людей, кипит жизнь и просто множества мелких приятных деталей. Если Хельсинки показались вам космосом, то Стокгольм на голову выше.
Но акцент я хотел бы сделать на шведской фишке: безопасности дорожного движения. Вижн зеро, или нулевая терпимость к смертям, стартовала в Швеции в 1997 году. За 25 лет (1990-2015) здесь сократили смертность от дорожных аварий на 66%, сейчас в год здесь погибает 2,8 человека из 100 000. При этом на 9,8 миллионов человек, здесь 6,1 миллионов машин – уровень автомобилизации выше, чем у нас (143 и 54 миллиона соответственно).
Сейчас тут решили пойти дальше, ведь убивает не просто железо на скорости – малоподвижный образ жизни медленно, но верно крадёт нашу жизнь. Теперь при планировании и реализации решений необходимо максимально стимулировать людей больше передвигаться пешком и на велосипеде. Если вы придумали хорошее и безопасное решение, но оно ухудшит условие для пешеходов и велосипедистов, то это плохое решение.
Пойдёмте смотреть, чего они там напридумывали!
Давайте начнём по порядку: что за Vision Zero? За громким слоганом и цифрами скрывается фундаментальное изменение политики. Здесь поняли, что человек ошибается, ошибка человека за рулём на скорости может убить других людей. Поэтому задача государства создать такую инфраструктуру, которая будет прощать ошибки. Соответственно, если водитель сбил пешехода на переходе, или велосипедиста, или вылетел на встречу – это вина в том числе проектировщика и заказчика.
Сократить до нуля число жертв – очень сложная задача. Нельзя мириться ни с одной жертвой, это не плата за прогресс или механизм отбора. Специальная комиссия стала расследовать каждую аварию с жертвами, по окончании предлагаются решения для избегания повторения.
Изменения затронули многие отрасли (медицина, аналитика, контроль и тд), но я бы остановился на дизайне улиц и дорог. Нет, здесь не стали ставить больше заборов, копать подземные переходы или втыкать каждый метр знаки. Зато тут стали появляться перекрёстки с круговым движением, разделительные барьеры, островки безопасности и так далее. Как влияет дизайн улицы на удобство и безопасность я уже очень подробно разбирал. Со всей ответственностью заявляю, что такого числа островков безопасности я не видел ни в одном месте:
Они буквально везде. Это меня и подтолкнуло написать недавний пост любви к островкам безопасности.
Другой пример: вы не видите знака, но уже понимаете, что это парковочный карман. Просто сам дизайн на это указывает, не нужно даже знаки ставить. Примерно такой должна быть вся дорога – езда по правилам должна исходить из правильного дизайна пространства, а не боязни получить штраф. С пешеходами аналогично: делать переход там, где ходят люди, а не обзывать каждого правонарушителем и негодяем.
В городах стали ограничивать скорость до 30 км/час. По исследованиям учёных, 30 км/час является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Вне города скорость снизили до 70 км/ч по умолчанию. Власти стали активно напоминать о ремнях безопасности в сотрудничестве с автопроизводителями. Также стали вводить алкозамки.
И знаете что? Ни одной минуты пребывания в Стокгольме я не чувствовал себя в опасности рядом с машинами.
Сейчас этот подход внедряют по всему миру и крайне довольны.
Кстати, есть забавный и поучительный факт: 9 марта 1967 года Швеция перешла с левостороннего движения на правостороннее. Дорожная полиция прогнозировала море крови на улицах из-за неразберихи, но количество смертей сократилось с 1300 до 1100, то есть примерно на 17%. Эффект продлился недолго, к 1970 году люди продолжили гибнуть как в 1966. Так в Швеции выяснили, что человек может предвидеть опасность и выбрать более осторожный стиль езды. Поэтому сильные аварии с пострадавшими случаются в сухую и ясную погоду, а в снегопады всё спокойнее – люди за рулём автомобиля не чувствуют себя уверенно и осторожничают. В 21 веке дорожные инженеры пользуются этим с помощью общего пространства улиц, узких полос и других неприятных элементов успокоения трафика вдоль дороги.
Moving Beyond Zero – возможное логическое продолжение этой программы. Не могу сказать, что сейчас в городе мало велосипедистов, но Стокгольму есть куда расти.
Машины двигаются спокойно, но ехать с ними в потоке или объезжать большие автобусы не очень приятно. Такая инфраструктура не привлекает людей. Если вы ездите какое-то время и уверенно себя чувствуете за рулём велосипеда, то проблем нет, но сделать первый шаг и пересесть из машины на велосипед проблематично:
Временная велодорожка:
Повсеместно встречаются уличные насосы. Чего не скажешь об уличных туалетах:
Даже в рекламные лайтбоксы вставили. Пользоваться ими могут все и бесплатно. Как вам такое?
Часто здесь специально удлиняют путь для машин. Например, делают улицу тупиковой, оставляя проезд только для велосипедистов:
Или делают улицу с приоритетом пешеходов:
Важно не только сделать ровный и достаточно широкий тротуар, но ещё и позаботиться об интересности ходьбы. Например, ходить вдоль витрин или красивых домов намного интереснее, чем вдоль серого забора – время не тянется долго и нет мысли «когда же я уже дойду?». Вдоль большой стройки здесь сделали смотровые окна для взрослых и детей – получается улучшить качество среды и прогулки, а ещё сохранить социальный контроль за территорией за забором:
Это многоуровневый паркинг, но он не выбивается из застройки и прилично выглядит. Первый этаж отдан под торговлю – человек на тротуаре даже не поймёт, что над ним гараж:
Здесь без дорогой реконструкции изменили пропорции: вместо парковки тротуар, крайнюю полосу отдали велосипедистам, затем сделали парковку и оставили одну полосу для движения:
Относительно недавно тут ввели платный проезд на острова. Сначала всё было очень плохо, но потом сами жители требовали вернуть плату:
Цена динамическая, в час пик дороже:
Это магистральная дорога, которая соединяет центр города с окраиной и агломерацией. Обратите внимание на пропорции: одна полоса для автобусов, одна для машин, одна для велосипедистов и тротуар шириной с полосу. Так распределяют пространства города со здоровой транспортной системой:
При этом снизу идут улицы человеческого масштаба, по которым тоже можно ходить и ездить:
Посмотрим на одну из центральных улиц города. Сейчас здесь ходит трамвай, широкая велополоса и… тротуары:
Ещё пару лет назад здесь были постоянные заторы, много шума от трафика, узкие тротуары и довольно паршивая среда для велосипедистов. Автомобили просто убрали, заменив их трамваем – это дало значительный прирост пассажиров и оживило линию, улучшило городскую среду и восприятие города пешеходами.
Хотя проблемы остались: в центре очень напряжённое движение, из-за чего трамвай может попасть в пробку из автобусов. Вот поэтому я всегда говорю, что не стоит делать общие выделенные полосы для трамвая и автобуса:
Зато у автобусов здесь крайне любопытная система защиты от упавших людей или чего-либо ещё. Будет больно, но вас отбросит в сторону, а не сплющит колесом:
Стокгольм, неожиданно для меня, оказался многоуровневым городом. Здесь даже встречаются общественные эскалаторы. Прямо как в Барселоне, только в северном климате:
Ещё это довольно интересное решение с точки зрения бизнеса. У вас не один этаж витрин и магазинов, а несколько! Соответственно ценность квадратных метров выше и бизнеса больше.
У одного из таких подъёмов был встреч магазин Икеи. Именно магазин, тут у них не только формат гипермаркета есть – можно приехать на велосипеде за кроватью!
Смотря на фотографии, может возникнуть чувство, что это просто другие люди. Город без пробок, где берут плату за проезд, зимой ездят на велосипедах и из 4 полос дороги оставили лишь 1 для машин – можете такое представить где-нибудь в России? Сейчас нет, но этот мир существует всего в двух часах лёта от Москвы – это факт, который ломает многим психику. Люди не понимают, как такое возможно, поэтому начинается лепет про климат, менталитет, размеры городов и так далее.
Секрет же прост: европейцы точно так же проходили через запаркованные тротуары, плохую экологию и смерти близких от аварий, но им это надоело. Сейчас они создают среду, где автомобиль не очень-то и нужен для жизни в городе. У вас нет проблем с переходом улицы, можно спокойно отправлять детей в школу одних пешком, ездить на работу на велосипеде и так далее. Пряник – здоровая среда для каждого, кнут – плата за пользование личной машиной внутри города.
Даже в служебных целях оказывается удобнее пользоваться чем-то менее габаритным и вредным, чем автомобиль:
Если бы в Амстердаме строили развязки на улицах и разрешали ездить машинам 80 км/ч мимо школ и домов, то никаких велосипедистов там бы не было, но они выбрали другой путь. Как и Стокгольм, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Хельсинки и другие города мира. Важно понять, что человек создаёт среду, но и среда формирует человека.
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…
Прошлые посты про Стокгольм:
Метро: глубокое и доступное
Новые районы
Детский город от шведов
Стокгольм. Историческая часть города — Мой отпуск
Старый город (Гамла стан) — исторический центр Стокгольма, который занимает остров Стадсхольмен (Город-остров) и островки Риддархольмен (Рыцарский остров), Хельгендсхольмен (остров Святого Духа) и Стрёмсборг, что переводится, как «замок у протоки». Последний — маленький островок, на котором находится одно единственное здание офиса какой-то международной компании, даже ни разу не попал в кадр.
Осматривать Гамла стан мы пошли в первый же день, как только устроились в гостинице. Начать решили с Риддарсхольмена, Рыцарского острова, который административно к Гамла стану не относится, а связан с ним только как исторический центр. Погода была хорошая, а вид, открывающийся на другой стороне, обещал много интересного!
До Реформации остров принадлежал монастырю ордена францисканцев и несколько веков звался Громункехольменом («островом Серых Монахов»). Сегодня Риддархольмен — самая маленькая административная единица Стокгольма, где, согласно документам, живет всего один человек. Где он может проживать, я не поняла, так как все здания острова занимают в основном судебные органы Швеции.
Отель наш был на острове Кунгсхольмен, чтобы попасть в Старый город, нужно было перейти по мосту у Ратуши в район Норрмальм, а затем по пешеходному мосту на Риддархольмен. Пешеходный мост расположен параллельно с Центральным автомобильным мостом и Северным железнодорожным мостом, которые на опорах проходят мимо островов Гамла стана дальше, на большой остров Сёдермальм.
На острове меньше двух десятков зданий и каждое из них интересно, в основном это бывшие дворцы. Например, в центре снимка ниже на холме Рогбергет белый дворец в стиле классицизма. Этот дворец государственного советника Шеринга Розенхена, построенный в 1656 году по проекту Никодемуса Тессина, был по тем временам одним из самых великолепных дворцов в городе. Сегодня его занимают Гражданский и уголовный апелляционный суд.
Трехэтажное здание справа — Дом обер-комиссара, построенный в 1750 году.
В здании с симпатичной башенкой находится издательство, основанное в 1823 году. Здание построено в конце XIX века, а на фасаде — фамилия основателя этого издательства.
К нему примыкает здание Старого Национального архива Швеции, построенного в 1887–1890 годах по проекту Акселя Нюстрема. В здании такие огромные окна потому, что опасаясь пожаров, его строили из расчета только естественного освещения: окна должны были пропускать максимально возможное количество солнечного света. Позднее в здании появилось не только электричество, первые лифты в Швеции были применены именно здесь.
В 1995 году Национальный Архив Швеции переехал, здание долго пустовало, а потом здесь разместили Детский дворец национальной культуры.
Издалека обращаешь внимание на круглую белую башню, которая необычно смотрится среди дворцов. Это башня Биргера, которая когда-то была одной из пушечных башен в западной части крепостной стены, обращенной к озеру Меларен, Её король Густав Васа построил в 1530 году из кирпичей монастыря, закрытого во время Реформации. Была она на пару этажей выше, а сверху располагалась открытая площадка, откуда можно было вести обстрел во всех направлениях.
В центре острова располагается площадь Биргера Ярла с памятником ему. Биргер Ярл считается основателем Стокгольма. Он смог объединить Швецию под своим началом, и впоследствии его сыновья становились коронованными королями. Именно в письме Биргера своему сыну Вальдемару впервые в 1252 году упомянут Стокгольм. Этот год и был принят в качестве года основания Стокгольма.
За памятником — дворец Врангеля, построенный в 1625 году. За особые заслуги перед королевским двором он был подарен королевой Кристиной видному полководцу Карлу Гусаву Врангелю. Врангель перестроил дворец по проекту Никодемуса Тиссена, и он стал самым большим частным дворцом Стокгольма. По ряду причин в конце века дворец отошел государству. В нем долго жила королевская семья, когда королевский дворец сгорел. С 1756 дворец принадлежит Гражданскому и уголовному апелляционному суду.
В этих дворцах рядом размещаются Верховный Административный суд и Экологический суд Швеции. Оба дворца были перестроены в конце XVII века по проекту архитектора Никодемуса Тессина.
Слева — дворец Фредерика Штенбока, изначально построенный в 1620 году в стиле ренессанс, а в 1670 перестроенный Тессином в романо-барочном стиле по заказу сына Штенбока. В 1773 году дворец был выкуплен государством и сначала использовался для офисов Национального архива, с которым его соединили переходом.
Справа — дворец Хессенштейна. Он был построен в 1670 году Тессином для королевского советника Бенгта Бенгтссона Оксеншерна, который жил в нем со своей огромной семьей. Согласно сохранившимся документам, у него было 18 детей! В 1680 году дворец перестроил его в оригинальном стиле под руководством Тессина (сына первого архитектора здания). В 1740 году король Фредрик подарил дворец своей любовнице Хедвиге Тоб, после ее смерти он перешел по наследству их общему сыну Фредрику Хессенштейну. С этого момента дворец стал носить его имя.
Главное здание острова — безусловно церковь Риддархольмена, единственный сохранившийся в Стокгольме средневековый храм. Отдельные части его датируются концом XIII века, когда церковь была построена как главное здание монастыря францисканцев. Более подробно о церкви можно почитать в альбоме Храмы Стокгольма.
Многие годы церковь служила усыпальницей шведский королей. Все шведские монархи от Густава Адольфа до Густава V похоронены в этой церкви, последнее захоронение датируется 1950 годом. Главное здание построено в готическом стиле из красного кирпича, маленькие часовни пристроены позже в стиле ренессанс и барокко.
Железный шпиль, изящно венчающий церковь, был достроен в 1835 году, после того, как в церковь ударила молния.
У церкви на площади установлены бронзовые макеты острова в разные периоды: в 1620 и 1750 году.
Мы были дважды на острове, здесь нет шумной толпы туристов. Заезжают ненадолго автобусы, на экскурсии у нас не было даже времени зайти в церковь.
Еще два дворца напротив входа в церковь: слева — дворец придворного советника Спарре, построенный в 1635 году по проекту Никодемуса Тессина. В 1763 году дворец выкупил профессор медицины и открыл на первом этаже первый в стране родильный дом. Сейчас дворец используется Королевской семьей.
Справа — дворец Эльзы Круус, построенный в 1635 году для Карла Бонде. После его смерти дворец унаследовала его жена Эльзой Круус, в честь которой и был назван дворец. После большого пожара 1802 года его восстановили.
А это здание Старого парламента Швеции. В середине XVII века этот дворец фельдмаршал Бенгт Хорн построил для своей семьи. С 1834 года здесь размещался первый Парламент Швеции, пока не переехал в новое здание на острове Хельгендсхольмен, где сейчас и находится.
Обязательно нужно выйти на набережную острова Меларен за дворцом Врангеля. Во-первых, полюбоваться великолепным видом на Кунгсхольмен и Ратушу Стокгольма.
Во-вторых, здесь тоже есть, на что посмотреть. Это памятник Эверту Таубе, шведскому поэту, композитору, исполнителю баллад собственного сочинения и пр. В Стокгольме установлено несколько памятников ему. Эта скульптура — подарок «от друзей», вырезана из гранита с острова Винга, где родился Таубе, и установлена в 1990 году.
Как вы думаете, что это такое? Мне это напоминает варежку, кому-то ухо. Но название этого произведения «Солнечный парус».
Это судно, построенное в 1924 году было яхтой нью-йоркской миллионерши Барбары Хаттон, затем служило в английском королевском военно-морском флоте, было учебным судном. После реконструкции поставлено на якорь у острова и стало дорогим рестораном и отелем.
Вот вид острова Риддархольмен еще с одной стороны: отсюда слева видны башни здания Старого Парламента, а на переднем плане дворец Хаббе, построенный в 1628 году. В XVIII веке в нем жила семья Симона Хаббе, владельца одного из самых больших судов в Стокгольме. Сейчас это приемная для подачи апелляций в суды.
Перейдем с Рыцарского острова на главный остров Гамла стана — Стадсхольмен по мосту Риддархольмсброн. Сразу обращаешь внимание на красивое здание слева за мостом. Это Riddarhuset (Рыцарский дом) — историческое здание в стиле позднего ренессанса, построенное в 1641–1674 годах для проведения собраний шведской знати.
Перед зданием стоит памятник Густаву I Васе, королю Швеции с 1523 по 1560 год.
С обратной стороны дворца — симпатичный садик с памятником государственному канцлеру при короле Густаве Адольфе (в первой половине XVII века) Акселю Оксеншерна.
Здание по-прежнему используется по своему назначению: здесь проводятся различные мероприятия дворянских родов Швеции, чьи гербы украшают большой зал Дворянского собрания.
Рядом — большой дворец в стиле классицизма в форме буквы «Н», еще одно произведение Никодемуса Тессина — дворец Густава Бонде, построенный в 1673 году. С 1730 по 1915 год в нем размещался муниципалитет, а сейчас — Верховный суд Швеции.
С набережной от дворца открывается прекрасный вид на остров Святого Духа (Хельгендсхольмен), на котором высится мощное здание риксдага — парламента Швеции.
Этот самый маленький из трех островов старого города отделен от Стадсхольмена каналом, текущим вдоль Дворцовой набережной. Через канал перекинут маленький мостик Сталлбрун (Stallbron).
Если пройти по этому мостику, затем под арками здания Риксдага и по мосту Риксброн, попадешь на Дротнингатан — главную пешеходную улицу Стокгольма, 1,5 километра магазинов, кафе и ресторанов. Но туда мы пойдем позже.
Новое здание Риксдага — Шведского парламента (старое мы уже видели) было построено на острове напротив Королевского дворца в 1906 году. Здесь принимаются государственные законы и определяется финансовая политика страны. Здание можно посетить, ознакомиться с его исторической частью, где представлены более 4000 картин, скульптур и других предметов культуры.
Остров Хельгендсхольмен соединен с соседними островами тремя мостами. От Королевского дворца перед зданием Риксдага к площади Густава Адольфа проходит арочный мост Норбру (Северный мост), один из первых каменных мостов Стокгольма, построенный на рубеже XVIII–XIX веков.
На острове за мостом Норбру находится сквер Стрёмпартеррен. Туда можно спуститься с моста по лестнице или на лифте, круглая башня которого видна на снимке. Из этого сквера можно попасть в один из самых интересных музеев Стокгольма — «Музей средневековья». Он был создан в 19768–1780 годах, когда при строительстве подземного гаража под зданием парламента были обнаружены средневековые постройки, время строительства которых датируется 1530 годом — временем правления короля Густава Васа. Музей находится под землей на глубине около 22 метров и в его помещение посетители проходят по туннелю, возраст которого составляет уже более 350 лет.
В сквере у самого края восточной части острова стоит памятник шведскому национальному поэту Эсайасу Тегнеру. Это творение легендарного шведского скульптора Карла Миллеса. Композиция называется «Песня Солнцу». К сожалению, могу показать только вид с моста Норбру.
В конце моста Норбру стоят бронзовые копии египетских львов, установленные в 1927 году.
На этом прервемся, продложим прогулку по истрической части города в следующий раз.
ГОРОД, ПЛЫВУЩИЙ НАД ВОДОЙ. 50 знаменитых городов мира
СТОКГОЛЬМ: ГОРОД, ПЛЫВУЩИЙ НАД ВОДОЙ
Столица Швеции с 1634 г., главный экономический и культурный центр страны. Расположен на берегах протока Норстрем, соединяющего озеро Меларен с заливом Балтийского моря Сальтшен, и на прилегающих к этим берегам 14 островах архипелага. Семь кварталов, на которые разбит город, связаны между собой сетью мостов, молов и каналов. По мнению ученых, здесь самая чистая вода в мире, поэтому Стокгольм признан самой чистой столицей. В 1998 г. он избран Культурной столицей Европы. Площадь Стокгольма в городских административных границах составляет 186,4 кв. км (с пригородами – 453 кв. км). Население – 2027 тыс. чел., т. е. 17 % населения страны.
«Королева озера Меларен», «Северная Венеция», «Город, плывущий над водой»… Так не без оснований называют прекрасный старый Стокгольм. «Красавец на воде» раскинулся на 14 островах, вытянувшихся причудливой вереницей в Балтийском море. И в каком бы месте Стокгольма вы ни находились – вода всегда рядом, она занимает почти треть всей территории города. Городские кварталы связаны между собой сетью мостов, молов и каналов. Несмотря на их четкую планировку, новичку сложно ориентироваться в Стокгольме. Стрельчатые башни древних соборов, прямоугольники современных железобетонных зданий, оазисы парковой зелени и… вода, вода, вода – всюду, куда ни кинешь свой взор. Пожалуй, это главная особенность облика Стокгольма – удивительное и прекрасное сочетание воды и камня. Какой-то поэт написал: «Стокгольм есть гранитное царство». Возможно, метафора немного монументальна, но между тем столица Швеции одновременно и строга и лирична. В самом центре Стокгольма, у стен Королевского дворца можно смело купаться и ловить рыбу – лосося и форель. В столице и в ее непосредственной близости имеются огромные территории нетронутой природы – леса, реки, луга. Поэтому еще одно отрадное ощущение от этого города: в нем необычайно легко дышится. Сказывается близость моря, Стокгольм как бы постоянно продувается. Но сильные ветра не грозят простудой, во всяком случае, коренному населению. Народ здесь в основном спортивный, закаленный – детей кутать не принято. Причина хорошей экологии Стокгольма еще и в том, что здесь совсем нет вредных производств. Это видно невооруженным взглядом: в городе ни одной дымящейся трубы. В общем, гордость шведов за свою столицу вполне объяснима. Ведь Стокгольм не только один из самых красивых, интересных и динамично развивающихся европейских городов, но и самая чистая столица в мире.
Поселения на месте будущего города, которому суждено было стать столицей могучей державы, возникли еще в первых веках нашей эры. А в 1187 г. там, где располагались рыбацкие лачуги, начал строиться укрепленный пункт. Первые постройки возникли на острове Стадсхольмен, расположенном очень выгодно в стратегическом отношении в устье пролива, соединяющего озеро Меларен с Балтийским морем. Первые документальные сведения о Стокгольме относятся к 1252 г., который и считается датой основания города. Предполагают, что основал его риксграф Биргер Ярль, будущий король, родоначальник династии Фолькунгов. Уже к концу XIII в. Стокгольм начал расширяться к северу и к югу от Старого города, причем строился он по хорошо продуманному плану. Бурное развитие торговых отношений с Гданьском (Данциг) и Любеком и вступление в члены Ганзы привело к засилью немецких купцов, а создание Кальмарской унии – к наплыву датчан. В XIV–XV вв. немцы составляли четвертую часть населения Стокгольма и половину магистрата. Лишь после 1471 г. шведам удалось вернуть себе ключевые позиции в управлении городом, а после освобождения от датского владычества в 1523 г. он стал быстро развиваться как национальный, экономический и политический центр Швеции. Официально Стокгольм был объявлен столицей в 1634 г., и за всю последующую историю государства ни один город не оспаривал этого первенства. В начале XVII в. в Стокгольме возникла русская купеческая колония. Это произошло после победы Швеции в очередной войне с Россией, когда в 1617 г. по мирному договору Россия потеряла Восточную Карелию и Ингерманландию и лишилась выхода к Балтийскому морю. Русским купцам позволено было иметь в столице и других приморских городах торговые дворы, строить дома и церкви. Стокгольм быстро рос, но в его деревянных постройках не раз бушевали страшные пожары, в 1697 г. сгорел даже великолепный Королевский дворец. В начале XVIII в. в городе разразилась сильнейшая эпидемия чумы, унесшая треть его населения. В 60-х годах XIX в. в результате строительства железной дороги столица получила связь с внутренними районами Швеции, развилась в промышленном отношении, частично перестроилась. В 1862 г. существовавший со Средневековья магистрат был ликвидирован, что позволило централизовать коммунальное управление различными частями города и преодолеть их разобщенность.
Кажется, не только каждый дом, но и каждый булыжник Старого города имеет свою историю и смог бы рассказать ее нам. Но справедливости ради стоит заметить, что не все уникальные архитектурные памятники Гамла стан дожили до наших дней. В 50-е годы XX в. «благодаря» охватившему городских архитекторов преобразовательскому рвению Стокгольм лишился многих своих достопримечательностей. Некоторые старинные здания оказались полностью разрушены, а на их месте возвели новые кварталы: шведская столица изрядно осовременилась, но часть того, что являлось сердцем города, оказалось безвозвратно утраченным. Тем ценнее островки прошлого, немые свидетели шведской истории, каких все же сохранилось в Старом городе немало. Здесь можно увидеть прекрасно сохранившиеся до наших дней фасады, относящиеся к XVII–XVIII вв. – периоду, когда Швеция была великой державой. По кривым узким улочкам Старого города приятно прогуляться в любое время года. Недаром здесь всегда много туристов. Они с удовольствием фотографируются на фоне архитектурных красот или же скупают всевозможные сувениры в небольших лавках, а то и прямо у уличных торговцев. Улица Дроттингаттан – основное торговое место туристов – представляет собой увлекательную смесь из магазинов одежды, сувенирных и антикварных лавок, маленьких тихих кафе, бистро и ресторанчиков. Большая часть ее предназначена только для пешеходов, и здесь уличные торговцы выставляют свои товары на ковриках, расстеленных прямо на асфальте. Поэтому на Дроттингаттан всегда большое скопление людей – и стокгольмцев, и приезжих. В промежутках между щелчками фотоаппаратов и шелестом купюр то и дело слышишь русскую речь: в Стокгольме очень много наших соотечественников, приехавших полюбоваться его достопримечательностями.
А в Старом городе особенно есть на что посмотреть. Наверное, стоит оторваться от экскурсии и побродить по улочкам и площадям этого квартала. Вот, например, одна из главных и самых ярких достопримечательностей Стокгольма – Королевский дворец, мощная конструкция в стиле барокко с многочисленными залами и музеями. Это величественное здание, относящееся к 80-м годам XVII в., было построено по проекту Никодемуса Тессина Младшего. Дворец строился с размахом; шведы с гордостью говорят, что это самый большой по количеству помещений (608 комнат) королевский дворец в Европе. Он занимает особое место среди подобных сооружений не только из-за своих размеров и красоты, а благодаря тому, что сегодня открыт для общественности. Апартаменты Бернадотов и апартаменты для гостей, Рыцарские и Банкетные залы, Государственный зал, Оружейная палата, Дворцовая церковь и Музей антиквариата Густава III регулярно открыты для посетителей. Первыми во дворце поселились в 1754 г. король Адольф Фредерик и его жена, королева Ловиса Ульрика, со своими дочерьми и сыновьями, одним из которых был наследный принц Густав – в будущем король Швеции Густав III. И сегодня Королевский дворец в Стокгольме является официальной резиденцией Его Величества. Впрочем, королевская семья предпочитает жить во дворце Дроттнингхольм, расположенном к западу от центра города, а тут находится только рабочий кабинет короля, здесь же он приветствует своих подданных по праздникам или принимает послов других государств. А в остальное время туристы могут полюбоваться сменой почетного караула у стен дворца. Каждый день летом (и через день зимой) ровно в полдень в Королевском дворце разыгрывается эффектное действо смены караула с военным оркестром, сложными хореографическими постановками и барабанным боем. Если над дворцом развивается королевский штандарт, это значит, что Его Величество король здесь. Вообще же королевскую семью в Стокгольме любят по-настоящему. Открытки с королем и королевой, принцами и принцессами продаются в любой лавчонке. В Старом городе находится также несколько ранее частных дворцов. Один из них, дворец Акселя Уксеншерны, сейчас отдан Министерству образования. Прямо напротив Королевского дворца находится Тессинский дворец, в котором когда-то жил архитектор Никодемус Тессин Младший, построивший это великолепие. Помимо уникальной архитектуры Старый город примечателен еще и тем, что он растет с каждым годом. Растет в буквальном смысле – остров поднимается над уровнем моря на несколько сантиметров в год.
К Старому городу примыкает городской район Нормальм, вместе они, собственно, и образуют центр Стокгольма. Здесь нет недостатка ни в чем: театры и кинотеатры, рестораны и кафе, офисы и посольства. Количество магазинов и универмагов в этом районе просто огромно. Сюда жители и гости столицы любят приходить за покупками, переходя от одной витрины к другой. Вообще, Стокгольм – это рай для любителей походить по магазинам. Универмаги, торговые галереи и магазины открыты семь дней в неделю. Причем купленную в них вещь можно совершенно свободно обменять на другую или сдать обратно, получив за нее деньги, если покупка просто не подошла или почему-то разонравилась. Все и всё собираются в сердце города – горожане и провинциалы, шведы и иностранцы. Особенно хорошо ощутить ежедневную жизнь Стокгольма вам позволит вечер, проведенный в парке Кунгстредгорден. «Кунгсан», как в народе называют этот парк, появился еще в XV веке. В то время это был «капустный огород» королевского двора – другими словами, здесь выращивались фрукты и овощи. С тех пор его роль и внешний вид изменились, и современники, как пожилые, так и молодые, здесь просто встречаются и с удовольствием проводят время. Они гуляют, сидят, стоят или лежат на траве в этом маленьком, но очень любимом прямоугольном парке в центре. Здесь нередко можно увидеть, как заботливые отцы катают колясочки со своими малышами. Да, именно отцы, поскольку мамы в это время в большинстве своем заняты карьерой. Не стоит забывать, что Швеция в целом и Стокгольм в частности – это центр мирового феминизма. Равноправие между шведскими мужчинами и женщинами доведено порой до абсурда. Женщина играет главную роль в браке. Здесь скорее женщины «женятся» на мужчинах, нежели наоборот. Отцы наравне с матерями занимаются детьми и домашним хозяйством. Нет ничего удивительного в том, что мужчины, присматривая за своими чадами в песочнице, обсуждают кулинарные рецепты. По новому закону о престолонаследии, мужчины и женщины в королевской семье обладают одинаковым правом наследования трона. Сегодня кабинет министров Швеции на 50 % состоит из женщин. Даже среди священников они встречаются все чаще!
Для каждого жителя Стокгольма, впрочем, как и для каждого шведа, работа – это осознанная необходимость. Рабочее время и досуг четко разграничиваются. Поэтому центр Стокгольма – это, конечно, не только развлечения. Тысячи людей ежедневно приезжают сюда работать. Центральные офисы многих банков, государственные учреждения тоже находятся здесь, в центре города. Правительственная канцелярия – Русенбад – расположена рядом с Тегельбаккен, здесь же недалеко находятся и министерства. Выделяется своим красивым фасадом в стиле французского классицизма Министерство иностранных дел на площади Густава Адольфа. Над его входом золотом написаны слова «София Альбертина» – так звали сестру короля Густава III, которая жила здесь до конца XVIII века. Напротив Министерства иностранных дел расположено здание Оперного театра. К сожалению, не сохранилось здание оперного театра, которое было двойником Министерства иностранных дел и простояло сто лет, но затем было снесено и заменено ныне существующим Оперным театром.
Стоит немного пройтись пешком, и вы окажетесь на самой престижной улице Стокгольма – набережной Страндвэген. На самом деле это и не улица вовсе, и даже не дорога (буквальный перевод Страндвэген – «береговая дорога»). Это широкий бульвар с живописной аллеей, разделяющей движение на две полосы. Здесь в конце XIX в. строили дома богатые оптовики, директора компаний, лесные бароны и другие предприниматели разбогатевшей индустриализированной Швеции. На музейном трамвайчике, придающем особый колорит этой части города, от набережной Страндвэген можно попасть в один из самых тихих и зеленых районов Стокгольма – Юргорден, бывший когда-то королевским охотничьим заповедником. Здесь расположен парк аттракционов Грёна Лунд, рестораны, посольства и идиллические деревянные домики Юргордсстаден. Всю южную часть острова занимает огромный парк – это Королевский экологический парк, или, как его еще называют, «Эко Парк», первый, и все еще единственный, национальный парк, расположенный на территории столицы. Указом Его Королевского Величества этому парку гарантируется вечная защита. Строительство на его территории допускается с особого разрешения и только тогда, когда оно не наносит ущерба окружающей среде и культурным объектам парка. Самым известным сооружением Юргордена является башня Какнэсторнет высотой 155 метров. С нее открывается прекрасный вид на город, здесь находятся ресторан и кафе, но в первую очередь она используется как радио– и телебашня. Район Юргорден также называют «музейным островом», поскольку тут расположены такие известнейшие столичные музеи – Скансен, корабль-музей «Васа», Музей изобразительных искусств Вальдемарсудде, Музей морской истории и Политехнический музей. Вообще, Стокгольм так богат музеями (всего их более 70), что его по праву называют «городом музеев». Знаменитый музей под открытым небом Скансен со 150 историческими постройками представляет собой целый район, где можно погулять и познакомиться с бытом шведов времен позднего Средневековья. Здесь воссоздана типичная шведская деревушка начала прошлого века: мельница, церквушка, одноэтажные домики, внутри которых находятся кожевенные и деревообрабатывающие мастерские. Есть даже настоящая стекольня, где можно увидеть, как делают стекло. Все «крестьяне» на территории Скансена одеты в национальные костюмы. А еще это не только своеобразный этнографический музей, но и заповедный уголок, где животные чувствуют себя в полной безопасности. Например, здесь случайно можно стать свидетелями того, как гусиная семья важно переходит дорогу, совершенно не опасаясь ни людей, ни экскурсионных автобусов. Кроме собственно экспонатов, в Скансене очень много дополнительных развлечений – зверинец, аттракционы, различные небольшие музейчики – всего понемногу. Например, на этой территории располагается один очень необычный музей (так сказать музей в музее) – Юнибакен, населенный героями сказок замечательной скандинавской писательницы Астрид Линдгрен. Детям здесь весело и необычайно интересно, ведь их сажают в подвесной вагончик, в котором они совершают увлекательнейшее путешествие из одной сказки в другую. Благодаря своей необычности, Скансен, пожалуй, самый посещаемый музей Стокгольма.
Примечателен и музей Васа, представляющий собой поднятый с морского дна королевский корабль «Васа», затонувший в XVII веке. Это судно было спущено на воду в 1628 г. и по тем временам было крупнейшим кораблем – флагманом шведского военно-морского флота. Но век его оказался недолог: едва успев сойти со стапелей, судно перевернулось и затонуло. Спустя триста лет, в 1961 г., корабль подняли на поверхность и восстановили, и теперь можно во всех подробностях изучать его в новом музее.
В Стокгольме очень много интересного и необычного, и все это, в основном, сосредоточено в одном районе – в центральной части города. Но если у вас есть время, то, пожалуй, обязательно стоит посетить музей, который находится на некотором удалении от центра. Миллес-горден – одна из самых популярных стокгольмских достопримечательностей, представляющая собой дом-музей известного шведского скульптора Карла Миллеса, ученика и помощника знаменитого Родена. Здесь представлены наиболее значительные творения художника, а с великолепных террас, украшенных фонтанами и цветочными клумбами, открывается широкая панорама Стокгольма. Это действительно что-то необычное, удивительное и изысканное, праздник воздуха, воды и необычной скульптуры.
Еще один музей Стокгольма, о котором невозможно не сказать, – весьма любимый как детьми, так и взрослыми, Музей игрушек. Это громадное четырехэтажное здание «от и до» заполнено игрушками – причем всех веков, начиная с доисторических, и направлений: меховые и тряпичные, фарфоровые и пластмассовые, говорящие и поющие! Чего здесь только нет! Куклы, машинки, всевозможная кукольная мебель и утварь! Верхний этаж, например, полностью посвящен солдатикам, индейцам, рыцарям и т. д. В этом музее можно провести весь день и не успеть все осмотреть.
Как бы ни был великолепен и интересен Юргорден, не стоит сожалеть, покидая его, ведь Стокгольм – настоящее царство островов, каждый из которых уникален и неповторим. Один из них – великолепный Кунгсхольмен. Свое название «королевский» остров получил в конце века. В то время страной правил король Карл XI, и Швеция была великой державой, а Стокгольм – действительно признанной столицей. К тому времени уже были названы острова в честь рыцарей и королевы – Риддархольм и Дроттнингхольм; острова же, названного в честь почитаемого правителя, не было. Устраняя эту несправедливость и чествуя Карла XI, остров назвали Королевским. Сегодня его многоквартирные дома, как и во всех других районах в черте города, являются чрезвычайно привлекательными, и в некоторых из них стоимость кв. метра жилой площади – одна из самых высоких в стране. Однако Кунгсхольмен – это не только тишь да гладь. Здесь, в следственной тюрьме Круноберг томятся те, кто оказался не в ладах с законом в такой законопослушной Швеции. Кстати сказать, из новой части этой следственной тюрьмы не удалось бежать еще никому из осужденных.
Здание городского суда, построенное в 1909–1915 гг. по проекту Карла Вестмана, отличается такими богатыми интерьерами, каких нет ни в одном другом здании в городе, – стенные росписи, скульптуры Улле Юртсберга, Кристиана Эрикссона и братьев Арона и Густава Сандбергов. На королевском острове находится и городская ратуша – одно из замечательнейших строений Стокгольма. Именно здесь ежегодно происходят церемонии вручения Нобелевских премий. Ученые и писатели со всего мира лелеют общую мечту – быть приглашенным на торжество в Стокгольмской ратуше 10 декабря. Вечером этого дня Синий зал ратуши становится местом приема лауреатов Нобелевской премии текущего года. Кстати, цветы для церемонии ежегодно специальным самолетом присылают из итальянского города Сан-Ремо, где скончался Альфред Нобель. Кирпичное здание ратуши, построенное в венецианском духе в 1911–1923 гг. архитектором Рагнаром Эстбергом, напоминает о прорыве модерна на европейскую арену. Открытие его состоялось в День святого Иоганна («Мидсоммар») в 1923 году. С тех пор каждый может прийти сюда и своими глазами увидеть Золотую комнату, Комнату заседаний, Галерею принцев, Синий зал и статуи, созданные Карлом Миллесом, перед зданием. А в летнее время посетители могут насладиться прекрасным видом старого Стокгольма, открывающимся с башни «Три короны».
Хотя в числе главных особенностей национального характера шведов называют неторопливость, молчаливость, застенчивость и умеренность во всем, их столица живет бурной и полнокровной жизнью, как и подобает огромному мегаполису. Но самое большое оживление в городе происходит в середине августа, когда «Водный фестиваль» преображает будничный облик Стокгольма до неузнаваемости. Это грандиозное мероприятие не только в масштабе Швеции, но и всей Северной Европы. По мнению экспертов из местных рек и каналов можно пить совершенно безбоязненно. Чтобы отпраздновать этот факт, жители шведской столицы на целую неделю забывают о привычном образе жизни. Кажется, что в эти дни они и не спят: столько в городе проводится всевозможных концертов, фольклорных праздников, конкурсов, фейерверков, спортивных соревнований. Кульминацией фестиваля является «Утиная гонка»: заплыв 40 тыс. пронумерованных пластмассовых уток. Хозяин птицы-победителя получает приз – автомобиль «вольво», который вручается в главном зале городской ратуши, куда под звуки фанфар прибывает король с королевой.
Знаменит город и своими уникальными ландшафтами. Стокгольмский архипелаг представляется бесконечным и состоит из 24 000 островов, островков и скал. Таких мест в мире действительно очень немного. Ближайшие к городу острова Фьедерхольмарна находятся в получасе езды на теплоходе. Здесь вы найдете мастерские ремесленников, коптильню, летний театр, рестораны и Балтийский аквариум. Еще час поездки, и теплоход доставит желающих на остров Гринда. Это место для всех видов спорта и физических упражнений, начиная с прогулок в лесу, купанья среди скал или игры в «буль» и кончая выходом в море на каяке, гонками на горных велосипедах и взбиранием на высоты. Острова, расположенные ближе к материку, более крупных размеров, с пышной растительностью. Но стоит переместиться дальше в открытое море, и пейзаж становится более суровым. У внешних границ архипелага море дарит землю в виде крошечных островков с открытой ветрам скудной растительностью.
В самом же Стокгольме необычайно много зелени, этот город – один из самых зеленых в Европе. Для борьбы с транспортными потоками здесь были построены подземные трассы, лучами прорезающие город. Чтобы отбить охоту у его жителей пользоваться частными автомобилями, власти, с одной стороны, установили очень высокие сборы за парковку, а с другой – вкладывают много средств в развитие общественного транспорта. Система городского транспорта Стокгольма удобна и эффективна. Она представлена автобусами, метро и электропоездами. Причем весь парк общественного транспорта меняется каждые десять лет, поэтому трамваи здесь ходят действительно бесшумно, а поезда метрополитена напоминают космический транспорт. Что для нас совсем непривычно, так это регулярность движения транспорта – автобусы совершают свои маршруты строго в соответствии с графиками. Они приходят на остановку минута в минуту – и в будни, и в праздники. Частные же машины передвигаются по городу очень спокойно, старательно уступая дорогу пешеходам и велосипедистам. При этом никто не торопится и не нервничает. В Стокгольме нередко можно наблюдать картину, когда водители, остановив машину на красный свет светофора, спокойно читают книгу, дожидаясь зеленого сигнала.
Особой достопримечательностью здесь является метро. Оно совершенно не похоже на метрополитены других столиц Европы, имеющих вид, соответствующий утилитарным функциям транспортного средства. Метро шведской столицы уникально – оно вырублено в скалах. Для оформления его станций привлекались и привлекаются известные мастера и художники, поэтому Стокгольмское метро иногда называют самой длинной в мире художественной галереей. Сеть метрополитена имеет общую протяженность 110 км – 3 разветвленные линии со 100 станциями, что позволяет быстро добраться практически в любую точку города. Вообще, столица сказочного королевства славится высочайшим уровнем обслуживания, и это касается не только транспорта. Где бы вы ни остановились – в скромной гостинице, на крестьянском дворе, в кемпинге или отеле класса «люкс», там непременно будет чисто, аккуратно и комфортно. К тому же вам всегда предложат традиционный «шведский стол», непременный ассортимент которого чрезвычайно разнообразен: бекон, сыр, яйца, мюсли, сухофрукты, маринованные огурцы, свежие овощи, омлет, сосиски, а также чай, кофе, молоко, сок, сладкие булочки и пирог.
Без сомнения, кто однажды побывал в гостеприимном Стокгольме, тот обязательно захочет вернуться туда вновь. И не только потому, что уровень сервиса в Швеции так высок, а «шведский стол» так разнообразен. А еще и потому, что так приятно прокатиться по Стокгольму на музейном трамвайчике или осмотреть город с высоты птичьего полета на воздушном шаре! Или же совершить увлекательную морскую прогулку в районе шхер, взяв напрокат лодку-байдарку или парусное судно. А еще можно искупаться прямо в центре города или принять участие в параде или факельном шествии. В этом строгом и прекрасном в своей сдержанной красоте городе всегда происходит что-нибудь необычное, яркое. Например, летом 2004 г. в Стокгольме проходила не только знаменитая «Утиная гонка», но и «Парад коров». Этот международный художественный проект, который, начав свое турне в Цюрихе в 1998 г., был продолжен в Нью-Йорке, Лондоне, Сиднее, Атланте и Брюсселе, а затем добрался и до «Северной Венеции». Сотня коров, выполненных в натуральную величину из стекловолокна, стала выставочными экспонатами на улицах и площадях Стокгольма. В творческом конкурсе участвовали знаменитые и пока еще никому не известные художники и скульпторы. «Парад коров», без сомнения, стал самым интересным и зрелищным мероприятием летнего Стокгольма и еще одной яркой страничкой в жизни удивительного города, созданного талантом, умелыми руками людей и самой Природой из воды и камня.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Старый город (Стокгольм) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2019; проверки требует 1 правка. План Старого города в СтокгольмеСта́рый го́род, Га́мла-Стан (швед. Gamla stan [gamla stan]), до 1980 года официально назывался Город между мостами (швед. Staden mellan broarna) — исторический центр Стокгольма, находящийся на острове Стадсхолмен (Stadsholmen). Изначально название «Стокгольм» относилось только к Старому городу, но по мере того, как город расширялся, название распространилось на всю территорию нынешнего Стокгольма. По состоянию на 2006 год в Старом городе проживают около 3000 жителей. Старый город относится к району Сёдермальм и имеет площадь 36 гектаров.
Основание этой части города относится к XIII в., поэтому в Гамла Стане много узких мощёных улочек и переулков, а также можно наблюдать старую архитектуру. Северогерманская (или кирпичная) готика оказала сильное влияние на архитектуру Старого города.
В Старом городе находятся:
и другие достопримечательности.
Вид на Старый город. Фотография: Holger Ellgaard
На острове находится станция метро Gamla Stan, через которую проходят поезда Красной и Зеленой линий стокгольмской подземки (Tunnelbana).