Бурятия янжима – Богиня Янжима / Бурятия / Байкал / Goddess Yanzhima / Buryatia / Baikal — Gönderiler

Баргузин. Янжима. Апрель 2015 | Блог Алексея Будаева

Нерукотворный лик танцующей богини Янжимы был обнаружен десять лет назад в лесу недалеко от села Ярикто Баргузинского района Бурятии, на большом валуне. С тех пор к камню с изображением Янжимы съезжаются паломники со всей республики, буддисты из регионов России и соседней Монголии.

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане проводится праздник проявления богини Янжимы. Проводит праздник как правило сам глава буддийской традиционной Сангхи России Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. Буддийская традиционная Сангха России

Богиня Янжима славится своим чудотворным влиянием на способность к деторождению. Большинство паломников-женщин в возрасте до 35-40 лет приезжают в Баргузинский район к камню с изображением богини для того, чтобы помолиться и попросить хорошего мужа и/или рождения ребёнка. Причём приезжают не раз и не два. Насколько я понял, существует целый ряд правил на этот счёт. К примеру, если вы девушка и хотите ребёнка, вам нужно обязательно быть в юбке и принести с собой детскую игрушку. Чтобы удачно выйти замуж, вам следует принести с собой украшение. И опять же, вы должны быть в юбке!

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.Буддийская традиционная Сангха России

Довольно любопытна история обнаружения божественного лика. В изложении буддийской традиционной Сангхи России — можно сказать, от первого лица (впрочем, это лишь одна из версий), эта история звучит так:

В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 года проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 30‑е годы XX столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо‑лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Буддийская традиционная Сангха России

Как доехать до Ярикто я уже рассказывал. От Улан-Удэ всего-ничего, 358 километров. Улан-удэнские турфирмы с удовольствием организуют для вас турпоездку с группой и гидом за сравнительно небольшие деньги. Да что говорить, если бурятский сегмент Фейсбука перед очередным праздником Янжимы пестрит пользовательскими объявлениями о наборе групп до Ярикто в виде услуги «довезу на место — привезу обратно».

Не знаю, блин, в чём тут подвох — но где-то пишут «улус Ярикта», где-то «улус Ярикто», а на месте вообще написано «село Ярикто».

На месте проявления изображения богини мы с братом Жаргалом побывали впервые. Как нам рассказал наш друг, родственник и гид Леонид Борисович, лет восемь-девять назад там не было ничего, кроме небольшого дугана, возведённого в честь Сарасвати и ставшего ознаменованием начала строительства нового Баргузинского дацана у подножия горы.

Строительство нового Баргузинского дацана (у которого достаточно сложная история — до 2000 года Баргузинским назывался ныне Курумканский дацан, а в советское время Баргузинский дацан вообще снесли) началось в конце 2009 года. Достроен он был, надо полагать, года через три-четыре (странно, не нашёл в интернете информации об этом), но и сейчас храм выглядит как новый.

На территории дацана уютно расположились информационно-визитный центр под названием кто-бы-мог-подумать «Сарасвати», симпатичные компактные домики, в которых, судя по всему, живут ламы, и даже колодец.

За оградой дацана, прямо напротив, через дорогу, процветает пока ещё диковатый баргузинский туризм. Здесь можно найти кафе, несколько гостевых домов и кто его знает что ещё.

Если планируете где-то тут остановиться, советую занимать места заранее. В тёплый сезон от туристов и паломников отбоя нет как в Баргузинском, так и в соседнем Курумканском районе.

Двигаемся дальше. Прямо за зданием Баргузинского дацана начинается «Экологическая тропа «Янжима бурханай ехэ гороо».

Протяжённость тропы — ну не знаю, по ощущениям не больше километра-полутора, максимум двух. Пока идёшь, не замечаешь расстояния, шагается легко, дышится глубоко, лес всё-таки.

И вот оно, то самое священное место. Первое, что бросается в глаза — сотни, если не тысяча деревьев, обвязанных лентами, хадаками, «Хии-Моринами».

Напротив камня Янжимы размещена доска для простираний. Простирания — это такая буддийская практика, считающаяся мощным и эффективным способом очищения кармы и накопления благих заслуг. Простирания обычно практикуют верующие в дацанах, возле священных объектов, таких как лик Янжимы, например. И семейные пары, которые молятся о прибавлении, помимо наворачивания кругов по дощатой тропинке должны сделать несколько простираний. Показываю, как это делается. Надо повторить как минимум три раза три раза, или семь, или двадцать один, или сто восемь, или больше раз.

На обратном пути, просветлённые и одухотворённые, читаем познавательные таблички о флоре и фауне баргузинских лесов. Оформление и вёрстка этих табличек, конечно, оставляет желать лучшего, но — интересно.

Сибирских косуль мы, кстати, видели по дороге в Курумкан. А в Баргузинском дацане очень хорошо. Приезжайте, убедитесь сами.

 

Поделитесь ссылкой:

Читайте также:

Дуган богини Янжимы — ВизитБурятия.рф

К наиболее почитаемым не только в Баргузинской долине, но и по всей Бурятии священным буддийским объектам относится и самопроявившееся на камне изображение Богини Янжимы. Находится каменная скала в 56 км от п. Баргузин по трассе Баргузин-Курумкан. Здесь в мае месяце 2005 года проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе сХамбо-ламой Дамбой Аюшевым, когда они пребывали в этой местности сцелью обнаружения спрятанных в годы репрессий и закрытия Барагханского дацана буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четыре года назад в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы«встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, Хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы«увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах отсебя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал: ни ламы, ни жителисела, ни дровосеки, ни грибники, хотя это место часто посещается ими. Возможно только предположить, что скрытый от людских глаз изображение проявилось именно после чтения мантр или по каким-то особенным причинам, ведомым только свыше. И сегодня чудесный образ танцующей яриктинской богини может лицезреть каждый, желающий увидеть это нерукотворное чудо.

Местные жители говорят, что им давно известна легенда о хозяйке этих мест под именем Небесной женщины. Из поколения в поколение передаются рассказы о том, как видели ее то в облике старухи, то матери с ребенком, то молодой девушки. Богиня Янжима не очень известна вБурятии. Для нее никогда не проводили отдельные хуралы, да и верующие мало, что знают о ней.

Лама-живописец Баир Раднаев рассказал любопытную легенду об этой богине: «Индийское имя богини Янжимы – Сатисвати. В глубокой древности в Индии наряду со священной рекой Ганг почиталась и река Сатисвати. Когда наступило время бездуховности, река ушла под землю и до сих пор течет именно там. Но когда люди снова уверуют в бога, то она вернется на поверхность земли». Проявившийся образ богини Янжимы считается в буддизме покровительницей поэзии, художников, музыкантов. В то же время местные жители считают ее покровительницей семьи, детей: к ней обращаются бездетные женщины, многих из которых она осчастливила материнством.

Буддийские живописцы, которые делали с изображения копию, рассказывают, что среди красок проявившегося образа преобладают природная охра и белила, присутствует желтый пигмент и черные крапинки. Сам камень темно-серого цвета. Образ же богини светлый, радостный, миролюбивый, она танцует.

Место, где проявился образ танцующей богини примечательно также тем, что в начале XX века здесь медитировал известный на весь мир Соодой-лама – четвертый настоятель Барагханского дацана «Гандан ШеДувлин», человек, известный и почитаемый не только жителями Баргузинской долины и Бурятии, но и известный и уважаемый царской семьей и самыми высокопоставленными чиновниками того времени. Соодой-лама обладал сверхъестественными возможностями, даром предвидения. Например, он предсказал появление машин, самолетов и паровозов, а также и крах царской династии в России, он мог свободноходить по воде, летать по воздуху и т.д.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к нашей забайкальской земле. Ведь недаром Бурятия считается сакральной, совершенно уникальной, божественной территорией,где сверхъестественное живет рядом с обыденным, и где Баргузинская долина представляет одну из «жемчужин» ее Байкальского «ожерелья»

Богиня Янжима дарит радость материнства: rajskij_sad — LiveJournal

Выйдя из дацана мы направились по тропе к лику Богини танцующей Янжимы.


В 2005 году нерукотворный лик Янжимы на скале обнаружил хамба-лама Дамба Аюшеев,
когда ламы искали место для строительства нового дацана.
Индийское имя Янжимы — Сарасвати.
Янжима — богиня мудрости, искусства, покровительныцы материнства, детей и студентов.
Она дарует человеку красноречие, тонукий ум, эстетические знания.
Ей поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

И мы, ознакомившись с правилами,

стали подниматься в гору Улзаха по оборудованной тропинке в лесу,
к камню с ликом Янжимы.
На протяжении всего пути расположены молитвенные барабаны (хурдэ),
их нужно крутить.

Вдоль тропы встречаются камни, сложенные друг на друга, это дело рук паломников,
которые мечтают об исполнении своих желаний.

Сюда приезжают паломники со всей России и других стран мира.

Одни, чтобы поклониться святыне, другие почитают Янжиму покровительницей своей профессии. Однако основную массу паломников составляют бездетные пары.
Вот эти полоски разноцветной ткани тоже дело рук паломников.
Они называются заала.

Привязывая полоску материи в месте обитания эжина, человек обращается к нему с просьбой или загадывает желание. На материи иногда пишут священные молитвы или отдельные мистические изречения. Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами,
тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.
Вот мы и дошли до камня.Здесь уже количество ленточек и шарфов зашкаливает.
 

Потому что поклонение Янжиме обладает целительной силой – продлевает молодость, лечит болезни желудка и печени, наделяет плодородием, избавляет от алкоголизма и табакокурения.

Ежегодно сюда приезжают множество семейных пар поклониться богине
и попросить даровать им ребенка.
Национальность, возраст, религия, не имеет значение.
Главное, искренняя вера.

Мечта иметь ребенка уже осуществилась для многих семейных пар.
И люди вновь возвращают сюда, но уже с благодарностью и привозят сюда кукол:
мальчиков и девочек — в зависимости от того, кого даровала им Янжима.

А вот и камень, укрытый от атмосферных осадков


Посмотрите, виден ли Вам лик Янжимы?


Камень нужно обойти по часовой стрелке 3,7, 21, 108 или более раз.
Рядом с камнем есть деревянный домик, в виде юрты, где находится журнал,
куда можно записать свою просьбу.

Исполнив ритуал, наша группа стала спускаться к автобусу.

А навстречу нам шли новые паломники

Возле Дворца богини Янжимы находится культурно-информационный центр Сарасвати,
там можно приобрести сувениры и буддийскую атрибутику.


Ощутив настоящее волшебство природы, таинственность сакральных мест мы покинули дацан.


Лик Богини Янжимы — ВизитБурятия.рф

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы.

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На небесах стала она дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII века земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась «Баргуджин Тукум» ‑ Край света. По легенде мать Чингисхана, Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков.

Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула.

По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям.

В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 года проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 30‑е годы XX столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо‑лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

На скальной глыбе тёмно‑серого цвета (примерно 3 х 6 х 2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил. Размывы в самом деле отдалённо напоминают образ танцующего человека.

Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.

С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 года в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы» ‑ «Янжима бурханай ордон».

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *