Богиня янжима в бурятии что нужно взять с собой – Святая Янжима на Байкале…К ней обращаются бездетные женщины — богиня янжима — запись пользователя Mila (Milasha) в сообществе Зачатие в категории Религия и планирование

Святая Янжима на Байкале…К ней обращаются бездетные женщины — богиня янжима — запись пользователя Mila (Milasha) в сообществе Зачатие в категории Религия и планирование

Хочу рассказать вам об одном чуде! Я люблю легенды,мифы... Куда бы не приезжала,я интересуюсь легедами этого места,края.. Недавно мы приехали в Бурятию, съездили на Байкал..Я восторгаюсь этими местами, природой... необыкновенной красоты, силой озера.. Ощущаешь что то такое.. находясь здесь..силу,мощь Байкала)

Подруга моей свекрови рассказала, как ее дочь не могла забеременеть 17 лет...и уже отчаявшись нашла последнюю надежду. Ей рассказали про Святую Янжиму, Богиню помогающую стать матерью..Вместе со воими подругами по несчатью она отправилась к святому месту. Рассказывала,что увидела сидящую на камне "тучную" женщину.. Попросила у нее ребеночка. Через два месяца она забеременела и подруги по несчастью тоже! Чудо! у всех троих родились девочки, им сейчас по три года! Вот хотите верьте,хотите нет...

«Танцующая богиня Янжима»

Богиня Янжима – богиня мудрости, искусства, покровительница материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На небесах стала она дарительницей знаний.

Лик богини Янжимы, обнаруженный не так давно на каменных глыбах близи села Ярикта Баргузинского района, становится предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала группа лам Иволгинского дацана. По их мнению, божество покровительствуют женской плодовитости и искусству.

По словам старожилов баргузинской долины, сообщает bgtrk.ru, у скалы в начале 20-го века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана, Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 30-е годы прошлого столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Пандидо Хамбо-Лама Дамба Аюшеев выполнил священный ритуал, после чего местные жители приступили поиску буддийских реликвий.

Спустя час после обряда была найдена в расщелинах скал ритуальная пирамида. Поиск других реликвий продолжается. Между тем, есть утверждения, что возможно скала с ликом богини Янжимы будет официально признана Буддийской традиционной Сангхой России одной из буддийских святынь Бурятии.

Бездетные пары собираются неподалеку от сибирского озера Байкал – в месте, которое многие считают священным. Они верят в могущество богини мудрости, покровительницы матерей. После посещения этого места многие, кто раньше считался бесплодным, наконец смогли завести детей. Корреспондент RT Шон Томас встретился с некоторыми из счастливых родителей.

Многие приходят к ней за мудростью, но она ни разу не сказала ни слова. Сотни смогли родить детей, но она не работает в клинике. Здесь, у берега озера Байкал, находится священное место, обитель силы богини Янжимы. И приходит сюда не только местное бурятское население.

ГАЛИНА ШОБОГОРОВА, поклонница культа Янжимы: Я здесь была в прошлом году, и я всегда вспоминаю о богине. В этом году я пришла сюда помолиться вместе с сестрой и подругой. Это место особенное, можно сказать, что оно ближе к космосу.

Говорят, что изображение Янжимы нашли в этих скалах. Многие приходят сюда поклониться ей, но говорят, что каждый видит ее по-своему.

БАИР, послушник: Ее всегда видят по-разному. Некоторые – танцующей, другие – играющей на гитаре. Некоторые видят ее верхом на корове или лошади. Кто-товидит тигра, хранителя буддизма. Некоторые поначалу ее не видят, это значит, что они должны еще несколько раз обойти вокруг горы, чем больше, тем лучше. Тогда они ее увидят.

Хотя этот уголок считают священным вообще, те, кто приходит сюда, говорят, что местность имеет особенную и очень определенную силу.

ГАЛИНА САНЖИЕВА, поклонница культа Янжимы: Я прихожу сюда помолиться. Янжима - очень сильная богиня, она помогает всем людям и детям. Она помогает бесплодным женщинам родить детей.

Влиянию Янжимы даже приписывают демографический взрыв.

АЛЕКСАНДР УХИТЬЕВ, почитатель культа Янжимы: Рождаемость повысилась, да. Нам нужно снова открывать детские сады. Их все закрыли, и теперь они опять нам нужны.

Местные жители говорят, что сила скал настолько велика, что даже женщины с диагнозом «бесплодие», посетив это место, смогли завести детей.

Наталия Соломинская была состоявшейся профессиональной спортсменкой. Но больше всего на свете она хотела стать матерью.

НАТАЛИЯ СОЛОМИНСКАЯ, бывшая спортсменка: Большой спорт причиняет вред здоровью: из-за напряженных тренировок, длинных марафонов, медицинских препаратов. Мой организм был истощен. В 1997 году у меня обнаружили опухоль и мне удалили почку. Я сказала врачу, что хочу еще одного ребенка. Он сделал всё, что было в его силах, чтобы помочь мне. Но это было невозможно.

Когда она приезжала навестить своих родителей, соседи предложили ей посетить святилище Янжимы. Наталия отнеслась к этому скептически, но пришла сюда.

НАТАЛИЯ СОЛОМИНСКАЯ: Я просто подошла и мысленно обратилась к ней: «У меня всё есть, я прошу только о ребенке». Мне было даже неважно, будет это мальчик или девочка. Через неделю мы вернулись к моим родителям. Потом снова посетилито место. И всего через неделю я забеременела.

Хотя ей уже далеко за сорок, Наталия родила ребенка и теперь она может гордиться своей здоровой четырехлетней дочерью. Теперь она направляет других женщин, желающих стать матерями, по тому же пути.

НАТАЛИЯ СОЛОМИНСКАЯ: Другая женщина, которую я случайно встретила, была замужем два раза, но не имела детей. Она богатая бизнес-леди. Она искала помощивезде. Но в 41 год, посетив это место, она родила ребенка. Есть много примеров. Это правда, что Янжима помогает родить.

Конечно, у докторов на этот счет другие мысли, но в отсутствие более удовлетворительного объяснения всплеска рождаемости гора Янжимы будет всё так же привлекать будущих матерей, ищущих семейного счастья.

как обращаться с женщиной

Дорогу к богине Янжиме для жителей Бурятии открыл врач

Что найдет и потеряет Баргузинский район…Из истории открытия места проявления Богини Янжимы…

Будда Шакьямуни предсказывал, что его Учение будет распространяться все севернее и севернее на земном континенте. Но завершив свой путь Проповедника Мудрости и Сострадания, он будет возвращаться на Землю вновь и вновь, помогая всем живым существам в облике простого монаха или Учителя…

И свет его Учения жизнь за жизнью будет присутствовать в сердцах всех, кто хочет истинно быть счастливым и идет этим лучшим путем, радующим всех Будд и Бодхисаттв прошлого, настоящего и будущего…

Бурятия – это и есть северная часть нашей планеты. Благословением Божеств и великих буддийских Учителей отмечена наша благодатная земля… Одним из особых, одухотворенных мест нашей республики является великая Баргузинская долина. Эта древняя страна Баргуджин Токум по велению Чингисхана была заповедной зоной, где были запрещены любые войны, распри, ненависть человека друг к другу, и потому баргузинская земля прекрасна, величественна до наших дней и таковой будет всегда…

Именно это одухотворенное место избрал для своего воплощения в облике Соодой ламы непревзойденный буддийский Учитель Нагарджуна, один из величайших могущественных 84 махасиддхов буддизма, чьи труды по сей день изучаются во всех буддийских университетах мира. Высоко в горах недалеко от с. Ярикто Соодой лама (1846-1916 гг.) – шэрээтэ лама Баргузинского дацана в начале ХХ века совершал медитативные практики, тем самым даровав баргузинской земле благословение быть одним из лучших мест на нашей планете, куда нисходят Божества и пребывают в Трех Временах.

Следуя буддийской традиции, Учитель оставил в тайном месте, где проводил духовные затворничества, особый и счастливый знак для будущих поколений – пирамидку «цаца» в форме ступы с изображением пантеона Тысячи Будд, которая была найдена в 1996 году жителем с. Ярикто во время заготовки дров.

Величайший махасиддха Гуру Падмасамбхава, уходя в другую Реальность, в местах своих могущественных медитаций и созерцаний, высоко в горах Гималаев спрятал великое множество свитков сокровенных Знаний. Но найти большинство из них до сих пор невероятно трудно, поскольку «тертоном» — тем, кто способен найти эти тайные места, может стать только человек, обладающий величайшими добродетелями.

Таким особым людям Гуру незримо сам показывает дорогу. Падмасамбхава сказал, что этот человек жизнь за жизнью будет пребывать под особой защитой Божеств. И если кто-то попытается причинить ему вред, человек это или не человек, их гнев обрушится с такой силой, что просто невозможно представить последствия, потому что Хранители и Защитники Учения Будды дали великий обет оберегать каждого его последователя…

И уникальным явлением в истории буддизма России можно считать тот случай, который произошел в мае 2005 года в Баргузинском районе Республики Бурятия. Сам Соодой лама, когда пришло время, спустя практически столетие, избрал человека, который указал дорогу к этому могущественному месту у с. Ярикто, где находилась спрятанная им «цаца» как символ будущего благополучия и процветания родной земли…

И именно здесь проявился лик Богини Мудрости Сарасвати (Янжима – бур.), Покровительницы всех искусств, Даровательницы великого счастья отцовства и материнства. Как символ особого благословения для каждого жителя баргузинской долины, каждого живого существа, стремящегося к счастью…

И вот уже семь лет это величайшее место стало одним из признанных центров мирового паломничества, одним из важнейших центров духовного и этно-культурного туризма, местом, которое прославляет нашу Бурятию на весь мир… И для верующих оно стало духовной Чистой Землей, местом великих надежд, где нет страданий, гнева, зависти и злобы… Стало поистине драгоценным сакральным источником, где исцеляется ум человека, желающего и создающего все причины своего простого земного счастья…

А дорогу, подобно тем избранным «тертонам», к Богине Янжиме указала Светлана Владимировна Гармаева. Наверняка неслучайно, что именно в начале этого 2005 года, после 15 лет работы простым врачом в родном селе Баянгол, она была назначена главным врачом Баргузинской центральной районной больницы. В этом видится благословение самой Богини Сарасвати, Соодой ламы и Хранителей баргузинской земли.

Известно, что всё в нашей жизни – и великое, и малое – происходит на тонком уровне, невидимом для наших глаз…

02 мая 2005 года Хамбо лама Дамба Аюшеев возвращался из поездки в Курумканский район, сообщает пресс-служба Буддийской традиционной сангхи России. В соседнем Баргузинском районе он был встречен группой местных верующих во главе со Светланой Владимировной Гармаевой. Они попросили Хамбо ламу посетить то место, где была найдена та самая пирамидка «цаца». Жители Баргузинской долины предполагали, что именно здесь могли быть спрятаны скульптуры Божеств и ритуальная утварь разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана. Светлана Владимировна, по словам Хамбо ламы, была весьма и весьма настойчива в своей просьбе.

 И увидев в этом особый знак, Хамбо лама дал свое согласие и совершил восхождение на это место. Несколько часов поисков не дали результатов. Тогда Хамбо лама погрузился в медитацию, в которой ему и явилась Богиня Сарасвати, которой наши предки издавна поклонялись, называя ее Янжима Бурхан. Выйдя из медитации, Хамбо лама указал на большой камень и сказал: «Посмотрите сюда!»

И с изумлением все присутствующие увидели на нем самопроявившийся облик танцующей Янжимы! Это был великий знак свыше! И тогда стало понятно, что только Соодой лама мог спрятать здесь пирамидку «цаца» как знак места пребывания Богини Мудрости Сарасвати, которую он почитал, место Ее земной обители, куда в будущем будут приезжать на поклонение Ей миллионы верующих, паломников и страждущих…

И с этого момента по всей баргузинской долине на крыльях теплого весеннего ветра, от села к селу, распространилась удивительная новость о том, что на одном из камней высоко в горах проявился нерукотворный облик Богини Сарасвати-Янжимы! Таким образом, в качестве человека, который своей искренней верой и горячим сердцем незримо обретшим величайшую честь стать тем, кто покажет и откроет дорогу миллионам людей к Обители великой Богини, сама Янжима Бурхан избрала одну из самых добродетельных женщин баргузинской долины, одну из лучших дочерей своей земли, преданную ей и работающую ей во благо, во благо ее жителей – Светлану Владимировну Гармаеву.

И в этом нет сомнений, что она находится под величайшим покровительством всего пантеона Тысячи Будд, могущественной Сарасвати, под защитой самого Хозяина Бархаан Баабай…

Неизвестно, обрел бы буддийский мир такое чудо вообще, а буддизм Бурятии свою величайшую святыню, верующие – еще один прекрасный источник духовного счастья, любознательные – возможность приблизиться к тайнам мироздания, а неверующие – попытку другими глазами взглянуть на мир… Если бы не настойчивость, как говорит Хамбо лама, и упорство в своем желании этой великой женщины!

Спустя годы мы можем сказать, что благодаря ей возродился наш знаменитый Баргузинский дацан, берущий свое начало в 1818 году! И поистине правда в том, что если у народа есть такие женщины, по-матерински заботящиеся о благе других, этот народ будет всегда благословлен и удачлив!

Но мирским загрязненным умом очень часто трудно понять духовное значение таких личностей, увидеть и оценить то благо, что делают они, порадоваться их добродетелям (буян – бур.), огромным духовным заслугам, выраженных в личном успехе и трудовых достижениях. Но как бы то ни было, всегда есть возможность задуматься, чем обернутся попытки навредить человеку, принесшему духовное Благо… И возможность — помнить, что великая Янжима незримо всегда рядом со своей избранницей…

Уволить Гармаеву С.В. с поста главного врача Баргузинской ЦРБ и найти ей замену более лояльным человеком к главе администрации района – это не плохо. Но насколько много найдет и приобретет в этой перемене Баргузинский район? И насколько много он может потерять? Известно, что любой мирской деятельности присущи недостатки, подобно тому, как огонь костра всегда сопровождает дым, это неизбежно.

Но Гармаева Светлана Владимировна открыла миллионам людей прошлого, настоящего и будущего дорогу к милосердной Янжиме. Великая Сарасвати справедлива и способна проявлять могущественный божественный гневный аспект…

Фото: fotki.yandex.ru.

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятия » Tuva.Asia

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики БурятияАннотация: В статье рассмотрены ежегодные трехдневные ритуалы поклонения буддийской богине Янжиме в Баргузинском и Курумканском районах Республики Бурятия: обряд поклонения духам воды «Лусууд Тахилга», обряд поклонения хозяину горы Бархан-Уул, молебен в честь богини Янжимы и ее проявления на священном камне.

Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 14-28-00045. 

Ключевые слова: традиционные верования, буддизм, шаманизм, буряты, богиня Янжима, этнография, архаизация, религиозный синкретизм.

 Rituals of worship towards Goddess Yanzhima in the Barguzinsky District of the Republic of Buryatia

V. V. Lygdenova

Abstract: Annual three days rituals of worship towards Buddhist goddess Yanzhima in the Barguzinsky and Kurumkansky districts of the Republic of Buryatia are considered in the article: the ritual of worship towards water spirits «LusuudTakhilga”, the ritual of worship towards the owner of the mountain «Barkhan-Uul”, praying and worship towards Goddess Yanzhima and the celebration of her appearance on the sacred stone.

Keywords: traditional believes, Buddhism, Shamanism, Buryats, goddess Yanzhima,ethnography, archaization, religious syncretism.

 С 8 по 18 мая 2012 г. мной была предпринята индивидуальная экспедиция в Баргузинский и Курумканский районы Республики Бурятия для сбора полевых материалов по научной тематике «Традиционное мировоззрение баргузинских и курумканских бурят». Целью поездки стало посещение обрядов, посвященных годовщине проявления на сакральном камне богини Янжимы возле с.Ярикта Баргузинского района. В ходе экспедиции мною также были взяты интервью у участников обрядов, т. к. основной задачей экспедиции стало исследование истории и Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятияособенностей праздника. Открытие святого места связано с находкой жителя с.Ярикта Доржо Сабхалаевым, который в 1996 г. обнаружил шкатулку с буддийской реликвией возле подножия горы Уулзаха (бур. «встреча») (Богиня … , 2009: 10).

В 2005 г. глава Буддийской Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев узнал об этом случае, и в связи с этим он вместе с ламами и местными жителями посетил Баргузинский район. После проведенной медитации Д.Аюшеев и его спутники нашли шкатулку, внутри которой находилась ритуальная пирамидка «саса» («ступа тысячи Будд»). По мнению лам, она указывала на особое значение этого места, так как там ее оставил во время медитации в конце XIX в. ширээтээ Баргузинского дацана Цыден Содоев, широко известный среди буддистов как Соодой-лама. Верующие считают, что божество мудрости и искусства Янжима была главным объектом визуализации Соодой-ламы. В Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятиябуддизме она является супругой Манджушри. В свою очередь, Цыден Содоев почитается в Тибете как перерожденец известного йогина и философа Нагарджуны, основоположника Махаяны, учения «Срединного пути», переданного ему самим Манджушри.

Янжима (тиб. Yang Chenmo, санскр. Сарасвати) является богиней искусств, наук, ремесел и мудрости. Она также известна как покровительница детей и студентов и ассоциируется с чистотой, невинностью и творением всего нового. Поэтому на праздник Янжимы съезжаются желающие родить женщины, а также артисты, спортсмены, студенты и др. Каждый год в день годовщины проявления богини устраиваются концерты и спортивные соревнования.

Необходимо отметить, что празднику предшествуют два других буддийских обряда. Сначала проводится молебен «Лусууд тахилга» в честь духов воды нагов. Наги (санскр.), или лусууд (тиб.), которые представляют собой змееподобных обитателей вод, обладающих тайным могуществом. Затем совершается поклонение «Бархан тахилга» на горе Бархан-Уул. После этого ламами читается молебен богини Янжимы, и организуется праздничное мероприятие.

Опишем последовательно каждый обряд.

 

Обряд поклонения духам воды «Лусууд тахилга»

Молебен в знак почитания духов воды нагов проводился 12 мая 2012 г. возле реки Магжан в Курумканском районе неподалеку от деревни Хонхино. Описание обряда зафиксировано мной со слов его участницы Ч. Т. Очировой:

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятия«До того, как начинается обряд необходимо подготовить молоко для подношения. Надо также записать на листочке имена и год рождения всех членов семьи, за благополучие которых ты хочешь заказать молебен. Нужно взять с собой ритуальные ленточки сэмэлгэ по количеству членов семьи, печенье и конфеты для «даалга» (подношение). Утром все собираются у реки, ламы начинают читать молебен. Также в это время завязываются сэмэлгэ. Во время молебна ламы подходят к реке и льют в нее молоко. После этого все подходят к реке со своим молоком, и льют его в воду. Далее ламы читают молебен. В конце мы подносим даалга, и расходимся» (ПМА).

Информант отмечает, что молоко для подношения должно было быть взято у красной коровы или у белой козы (ПМА). Ламы объясняют это тем, что данный вид коров и коз производит наиболее жирное и питательное молоко. Этот обряд очень близок по своему содержанию доламаистскому культу воды. Почтение духам воды также оказывают шаманы.

Основное отличие между ламаистскими и шаманскими обрядами заключается в том, что шаманские «тахилга» обычно подразумевают жертвоприношения в виде убитых животных, что запрещается делать при обрядах в тибетском буддизме.

 

Обряд поклонения хозяину горы Бархан-Уул

Данная церемония проводилась 13 мая 2012 г. на священном месте для баргузинских и курумканских бурят — горе Бархан-Уул. Местные жители считают ее самой высокой точкой Баргузинского хребта и верят в то, что на плато Тэптэхэ, находящегося у вершины горы, в давние времена располагалось стойбище легендарного Бортэ-шоно, предка Чингисхана в десятом поколении (Будаев, 2012: 3). В сакральном месте ежегодно проводятся различные обряды, в т. ч. Бархан тахилга, обо и др. Хозяин горы, или, как его уважительно называют местные жители Бархан баабай (отец Бархан), почитается и буддистами, и шаманистами (ПМА). Он считается покровителем всей Баргузинской долины. Б. Ц. Гомбоев пишет, что в XIX в. буддийские проповедники в данной местности переименовали «хозяев» наиболее известных гор, среди которых оказалась и Бархан-Уул. Тибетским духом-хозяином сакрального места стал «Бальган-Шальша», «ламаистское существо с четырьмя головами» (Гомбоев, 2006: 220). Это имя было занесено в культовые обрядники Тибета.

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики БурятияОбряд поклонения «Бархан тахилга» проводился на следующий день после «Лусууд тахилга». Местные жители пояснили, что за день до этого надо купить пачку чая, бутылку водки, пакет молока, печенье и конфеты для подношений. Также нужно взять с собой сэмэлгэ и листок с записью всех членов семьи с наименованием года их рождения, согласно тибетскому календарю.

Рано утром мы поднялись на гору к месту молебна, где на специально отведенные столы люди ставили «даалга» (печенье, конфеты, чай и др.), наливали в ритуальные тазы водку и зажигали «зула» (масляные лампадки) возле портрета Соодой-ламы. Перед началом молебна участники обряда завязывали сэмэлгэ на ветки деревьев и отдавали хуваракам листочки с именами родных. На Бархан тахилга присутствовало около трехсот человек, и, по мнению моих курумканских информантов, среди них было много приезжих (ПМА).

Молебен проводил Хамбо лама Дамба Аюшеев и другие известные ламы, настоятели районных дацанов Бурятии. Церемония во многом напоминала буддийский обряд «цог», в течение которого духам местности подносилось «даалга», хувараки и местные жители рабрызгивали «сэржэм» (подношение молока или водки местному хозяину).

В конце молебна присутствующие садились на землю, брали на руки «даалга» и совершали символическое подношение круговыми движениями со словами «А-хурай! А-хурай!» («Да будет благо!») в такт чтению молитвы. После молебна люди подходили по очереди к ламам, чтобы получить от них «адис» (благословение, дающееся прикосновением ламы к макушке головы книгой для молебна или рукой) и попробовать аршан (бур. «освященная вода»), который берется левой ладонью и подносится ко рту и ко лбу. По традиции, каждый взял с собой «даалга» для того, чтобы угостить членов своей семьи и родственников.

 

Молебен и праздник, посвященные годовщине проявления богини Янжимы

Заключительным и наиболее масштабным мероприятием стали молебен и празднование годовщины проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане.

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятия14 мая 2012 г. рано утром я подъехала к Баргузинскому дацану, где на входе всех встречали хувараки.

Возле дацана можно было купить сэмэлгэ и хадаки (ритуальные шарфы), а также записать имена и годы рождения своих родных для чтения молебна за их благополучие. На столах раскладывались в развернутых целлофановых пакетах «даалга», открытые банки с молоком и откупоренные бутылки водки, так как, согласно традиции, напитки и пища должны быть доступны для того, чтобы местные духи могли их беспрепятственно попробовать (ПМА). Затем все поднимались на гору Уулзаха к священному месту с камнем, на котором проявилось изображение богини. Там уже собрались ламы и начали читать молебен.

Перед тем, как присоединиться к молящимся, надо было обойти сакральный камень три раза по кругу, по направлению солнца, и завязать сэмэлгэ на деревья. Те, кто пришел просить у богини рождения ребенка, клали детские игрушки и вещи возле камня, под которым была найдена ритуальная пирамидка с изображением тысячи Будд «саса». Во время молебна Хамбо лама три раза произнес молитву богини Янжимы, которую нужно было повторить всем присутствующим, и в это время все должны были присесть на одно колено: «Ом пичу пичу праджна вардхани джвала джала медха вардхами дхири дхири будхивардхани сваха» (Богиня … , 2009: 27).

Затем все спустились к дацану, где ламы провели обряды подношения «даалга» и «сэржэм». После обеденного перерыва все приехавшие могли присоединиться к празднику. Проводились традиционные соревнования по вольной борьбе «Эрхын гурбан наадан» («Игры трех мужей») с участием борцов с разных районов Республики Бурятии, по стрельбе из лука и скачки. Также можно было посмотреть концерт, на котором выступали звезды бурятской эстрады, танцевальные и творческие коллективы и ансамбли.

* * *

Таким образом, с каждым годом праздник, посвященный годовщине проявления богини Янжимы, приобретает все более светский характер и привлекает к себе большое количество приезжих не только из Бурятии, но и из других российских регионов, в том числе из других стран. Информация о празднике заблаговременно появляется в центральных масс-медиа. Видеозаписи с молебна транслируются в новостях на центральных телеканалах «Бурятия» и «Аригус». Действие становится одним из наиболее массовых и популярных событий в современном бурятском обществе.

Большую заслугу в трансляции буддийских ценностей в общественное сознание жителей Республики Бурятии нужно отнести начатому бурятскими ламами процессу возрождения имени наиболее известного уроженца Баргузинской долины Цыдена Содоева. С его деятельностью связаны находка буддийской реликвии «саса», проявление изображения богини Янжимы, реконструкция Баргузинского дацана и укрепление начатого им процесса ламаизации языческих культов бурят. Возвращение из забвения имен выдающихся деятелей бурятского буддизма конца XIX — началаXX в. становится ключевым фактором возрождения буддизма в России.

Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики БурятияВозрастание роли буддизма в общественной жизни Бурятии связано во многом с использованием древних мифов и легенд о богах, духах и хозяевах гор, т. е. адаптации архаических пластов культуры в современных буддийских обрядовых действиях. Опираясь на интерпретацию Ч. К. Ламажаа, отметим, что архаизация этнической группы баргузинских бурят напрямую связана с ассимилированием мифологических символов бурятской культуры с буддийскими, которые последовательно конструируются буддийскими деятелями (Ламажаа, 2013: 40–41). Предположительно, во многом архаизация связана с религиозным синкретизмом, который выступает ее наглядной иллюстрацией. Выявленные тенденции берут свое начало сXIX в. (период прихода буддийских деятелей на территорию Баргузинской долины), которые были приостановлены в течение советского периода, но продолжаются в настоящее время. В связи с отдаленностью от центра и с тем, что баргузинские буряты относятся по своему происхождению к западным бурятам, у которых традиционные верования являлись доминирующими на протяжении длительного времени, Баргузинский и Курумканский районы подверглись наименьшему влиянию буддизма в досоветский период. В конце XX — начале XXI в., на материале полевых исследований, можно констатировать возрождение и усиление позиций буддизма в этом регионе.

Список литературы:

Богиня Янжима. Баргузинский дацан (2009). Улан-Удэ : АО Барис. 32 с.

Будаев, В. (2012) Баргузинская долина — прародина баргутов // Огни Курумкана, № 19 (6111) от 11 мая. С 5.

Гомбоев, Б. Ц. (2006) Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ : ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ. 287 с.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества: Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.

Информанты:

1. Бодиева Лидия Галсановна, 1940 г. р., с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Ярикта, Баргузинский район, 14 мая 2012 г.

2. Гармаева Юмжир Санжеевна, 1938 г. р., с.Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Курумкан, Курумканский район, 13 мая 2012 г.

3. Лыгденова Светлана Санжеевна, 1957 г. р., с.Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Барагхан 13 мая 2012 г.

4. Очирова Чимита Тыхеевна, 1969 г. р., с. Курумкан, Курумканский район, Республика Бурятия. Интервью проведено в с.Курумкан, Курумканский район, 12 мая 2012 г.

Дата поступления: 09.02.2015 г.

 Скачать файл статьи  7-Lygdenova.pdf [318,72 Kb] (cкачиваний: 18)

 

Библиографическое описание статьи:

Лыгденова В. В. Обряды поклонения богине Янжиме в Баргузинском районе Республики Бурятия [Электронный адрес] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7775-lygdenova.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

Буддисты Бурятии отметят праздник почитания богини Янжимы

Фото: пресс-служба буддийской традиционной Сангхи России

Он пройдет в Баргузинском дацане в четырнадцатый раз

В Баргузинском дацане Бурятии 28 апреля состоится 14-ый праздник почитания богини Янжимы. Обычно его отмечают в мае, в 24 лунный день месяца дракона. В этот день у подножия горы Улзы-Хаан возле священного камня с ликом богини Янжимы XXIV пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев и ширээтэ ламы дацанов этнической Бурятии проведут большой молебен – ритуал восхваления богини и подношения божественной мандалы.

— Этот ритуал приглашает божество подойти поближе к людям и богиня Янжима приходит, чтобы даровать верующим новые возможности на пути к просветлению, обретению долгой жизни и развитию ума, — сообщает пресс-служба буддийской традиционной Сангхи России (БТСР).

Для посещения святого места необходима подготовка и серьезное отношение, присутствие веры и почитания святыни. Завораживающие звуки мантр и традиционных буддийских инструментов, яркий солнечный свет, свежие краски и запахи пробуждающейся природы помогут отвлечься от физического и обратиться к духовному.

Богиня Янжима обладает способностью дарить людям долгожданных детей. Многие просят у богини спутника или спутницу жизни, здоровья и семейного благополучия. В нише под камнем, где была найдена «саса» («ступа тысячи Будд»), в деревянной колыбельке в этот день множество детских игрушек. Многие возвращаются, чтобы поблагодарить богиню за великий подарок.

— Во время ритуала паломники проводят обряд «гороо» — обход вокруг святого места (3, 7, 21 или 108 раз) с зачитыванием мантры богини Янжимы и мысленно просят прощения за все грехи совершенные вольно или невольно в этой жизни. Обряд «hунажа мургэхэ» — полное простирание, совершают на специальных досках, это способствует подавлению ненужной гордыни, тщеславия, ложных ценностей, — добавили в пресс-службе БТСР.

Паломничество к лику богини Янжимы — Общество и культура

С 12 мая начинается проведение обрядов и молебнов, посвященных дню рождения лика богини Янжимы в Баргузинском районе. Одним из самых популярных маршрутов для паломников в Бурятии является посещение священного места богини Янжимы.

На расстоянии примерно в 1 км от села Ярикто Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 года проявилось изображение танцующей богини Янжимы. С тех пор ежегодно 24 мая в Баргузинском дацане проводится праздник проявления лика Янжимы – день рождения богини. Нерукотворный лик явился Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву после медитации, когда он вместе с ламами Традиционной буддийской сангхи в густом лесу искал спрятанные здесь в годы репрессий буддийские реликвии разрушенного Барагханского дацана. Ранее в расщелине скалы люди нашли ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Для жителей Бурятии Янжима – почитаемая богиня мудрости, искусств, наук, ремесел, благоденствия и покровительница материнства. К ней обращаются бездетные женщины, люди творческих профессий. С момента первого проявления на камне лик богини стал местом паломничества жителей Бурятии. Образ танцующей богини привлекает всех, ему поклоняются, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите.

Праздник рождения

Огромный камень с изображением Янжимы находится в 300 метрах от основной дороги. Чтобы добраться до места, необходимо по лесной тропинке подняться в горы. Заблудиться здесь трудно: все деревья украшены хадаками – ритуальными буддийскими шарфами.

В 2009 году рядом с местом проявления лика богини Янжимы у дороги началось возведение Цогчен дугана – «Дворца богини Янжимы», а сам камень с изображением был закрыт стеклянным строением с крышей. В 2006 году лик был официально признан буддийской сангхой России. Позже природный лик Янжимы получил известность, и к нему потянулись паломники. В настоящее время камень Янжимы спрятан под навесом. Едут к богине по разным причинам. Считается, что молитвы перед камнем с её изображением помогают бесплодным женщинам забеременеть. К бурхану паломники, желающие иметь детей, приносят детские игрушки. Но сегодня многие посещают это место, чтобы исполнились их самые сокровенные желания: выйти замуж или жениться, получить благословение в творчестве, успех в работе, достаток в доме и прочее.

Считается, что наибольшую силу молитва к богине Янжиме будет иметь в день ее рождения. Поэтому многие предпочитают совершать паломничество именно в мае.

– Многие ламы дацанов Бурятии приезжают молиться в этот день, и именно в этот день бывает много паломников. Энергетика камня Янжимы, этого священного места, повышается в несколько раз, увеличиваются возможности исполнения желания. Молитвы начинаются с 10 утра и нужно знать несколько правил проведения обрядов, – рассказывает экскурсовод Александр Елшин.

По его словам, сюда постоянно приезжает множество людей самого разного вероисповедания, в том числе мусульмане. Женщины с личными проблемами, семейные пары, туристы из разных городов России и из-за рубежа.

Обратиться за подробной консультацией о том, что следует взять с собой, как правильно провести обряд и что делать во время молебна, можно к ламам в дацане. Но многим туристам удобнее узнать все это у экскурсовода.

Что нужно знать

Планируя поездку, стоит продумать все мелочи. Дорога до села Ярикто в Баргузинском районе достаточно сложная: долгая (около 5-6 часов езды от Улан-Удэ), местами неасфальтированная, с выбоинами и гравием. Поэтому многие предпочитают отправляться к лику богини не на личном легковом автомобиле, а заказывают специальный тур и едут в составе группы.

Как правило, сам праздник рождения Янжимы проводится в несколько этапов.

Сначала проводится молебен «Лусууд тахилга» в честь духов воды нагов. Наги, или лусууд – змееподобные обитатели вод, обладающие тайным могуществом. Затем совершается поклонение «Бархан тахилга» на горе Бархан-Уул. После этого ламы читают молебен богини Янжимы, после чего организуется праздничное мероприятие.

Молебен в знак почитания духов воды нагов проводился возле реки Могжон в Куруманском районе неподалеку от деревни Хонхино. Курумканский и Баргузинский районы находятся неподалеку друг от другапотому раньше к реке Могжон съезжались для проведения сакральных обрядов.

Затем проводится церемония поклонения хозяину горы на священном месте для баргузинских и курумканских бурят – горе Бархан-Уул. Заключительным и наиболее масштабным мероприятием считается молебен и празднование годовщины проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане.

Также каждый год в день годовщины проявления богини – 25 мая — устраиваются концерты и спортивные соревнования по вольной борьбе «Эрын гурбан наадан» («Игры трех мужей») с участием борцов из разных районов Бурятии, по стрельбе из лука и скачки.

И главное, Янжиму надо прочувствовать сердцем, посидеть, помечтать рядом, насладиться красотой. Бурхан с ликом Янжимы – это место силы, хранящее древние традиции бурят. Потому посетить это сакральное место необходимо, чтобы духовно обогатиться.

Богиня Янжима помогла бездетной женщине — Общество и культура

Мы открываем рубрику «Непознанное». В ее рамках мы будем рассказывать о событиях, которые нас удивили и которым хотим найти объяснение. Поговорим о древних цивилизациях, откуда к нам пришли легенды и мифы. О мистике, ясновидении и шарлатанстве. В общем, постараемся наполнить нашу рубрику интересными материалами, и приглашаем вас, дорогие читатели, к разговору. Пишите нам об удивительных и таинственных случаях, происходивших лично с вами или вашими близкими. Рассказывайте о необычных явлениях природы, о тайнах и чудесах, свидетелями которых вы стали.

Нам часто кажется, что все самое интересное и удивительное случается не у нас, а где-то там, в прекрасном далеке, за морями-океанами. И мы рвемся туда за тридевять земель – в Непал, Индию, Киевскую лавру, ко гробу Господню…

А ведь святые места есть и у нас, протяни только руку. Но мы живем рядом и не придаем этому никакого значения. Да и не знаем порой о них ничего.

А начнем мы с рассказа нашей читательницы. По этическим причинам мы не называем ее имени о том, как в сложной жизненной ситуации она получила помощь от богини Янжимы. Этой богине поклоняются многие наши земляки, потому что получают от нее не только чудесное исцеление, но и покой и легкость, которые наступают в душе во время пребывания в этом святом месте.

Чудесное исцеление

Моя история тому подтверждение. Окончила школу в районе, поступила в сельхозинститут, а потом с дипломом вуза уехала за мужем в Читинскую область. Все в нашей семье было хорошо – за два года обжились, завели хозяйство, родственники помогли поставить дом. Вот только как-то дети у нас с мужем не получались. И моя мама стала уже беспокоиться. Муж согласился пройти обследование вместе со мной. И результат ошеломил – я бесплодна. Мне было 26 лет, я не могла с этим смириться и пошла по знахаркам и ведуньям, благо что от советов не было отбоя. «Лечили» меня и от порчи, и от сглазу, один «лекарь» даже приманивал ко мне «приплод» (буквально так и говорил, может быть, он был ветеринаром).

Ничто не помогло. И на семейном совете было решено пройти более глубокое обследование в московской клинике, а если потребуется, то там же провести и лечение. Так все и сделали, однако и в Москве мне ничего утешительного не сказали, лишь порекомендовали экстракорпоральное оплодотворение. Летела я домой совершенно убитая, не знала, как сказать об этом мужу, даже не представляла его реакцию, а особенно реакцию свекрови. У них семья многодетная, в которой просто культ детей.

Боялась я не напрасно, очень быстро наш брак начал разваливаться, муж стал отдаляться, его родня заметно охладела ко мне, я почувствовала вокруг себя некий вакуум. Лишь двоюродный брат мужа поддержал меня в этот период, советовал не отчаиваться, старался как-то смягчить ситуацию. Два года старалась сохранять все-таки семью, но потом решила отпустить мужа с миром, все-таки он неплохой человек, и когда-то у нас с ним была любовь. Я вернулась в Бурятию, но мысли о ребенке не давали мне покоя. Чувствовала себя глубоко несчастной. Ездила в дацаны, молилась, просила послать мне дитя.

Однажды, когда мне было особенно тяжело, раздался телефонный звонок – приехал в Улан-Удэ брат моего бывшего мужа. Мы встретились, и он неожиданно признался мне в любви. Сказал, что полюбил меня с первого взгляда, но я же была женой его брата. Он скрывал свои чувства, а теперь, когда брат женился, а я свободна, он решил, что пришло время признаться в своих чувствах. Одним словом, через пару месяцев мы поженились. Мне было легче в этом браке, потому что муж изначально знал о моей беде и принял это. Даже однажды заговорил о приемном ребенке, но у меня где-то на самом дне души еще теплилась надежда родить своего.

И тут на работе я услышала разговор женщин о богине Янжиме, что она помогла бездетной паре родить сына. Я ушам своим не поверила! Неужели это возможно?! Ведь мне даже московские врачи не помогли. Вскоре муж поехал в командировку, а я в тайне от него (чтобы не вселять лишнюю надежду) взяла на работе отгул и отправилась к Янжиме. Некоторые из нашей группы не видели ее, спрашивали, где же она? А мне она сразу, с первой же минуты явилась. У меня вдруг возникло сильное желание опуститься на колени перед богиней, но я сдержала этот порыв, лишь молила Янжиму послать мне ребеночка! Ни одной молитвы не знала, молила богиню своими словами. Там я пережила сильное эмоциональное потрясение.

На обратной дороге не могла ни с кем разговаривать, боялась расплескать надежду, старалась удержать, сохранить в себе уверенность, что богиня меня не оставит, что она услышала мою мольбу.

Каждый день я мысленно обращалась к Янжиме и просила ее послать мне дитя. А через три месяца снова отправилась к ней. Увидела ее как живую издалека. Она смотрела прямо на меня и даже, кажется, кивнула мне. Я долго молилась пред ее ликом, говорила, что мне ничего на свете не надо, только бы родить. На этот раз я уехала в твердом убеждении, что Янжима мне поможет.

И свершилось! Я забеременела, вопреки врачебному приговору, и даже когда все подтвердилось – и тест, и прием у врача, которая только руками развела, дескать, случаются же иногда чудеса… я долго не могла поверить в свое счастье. Но это не чудо, я поняла, что если у человека очень сильное желание и искренняя молитва, то Всевышний услышит. И поможет. И воздаст за веру. Только надо поверить по-настоящему.

А с мужем мы расстались, наверное, потому что я была целиком поглощена доченькой и мало уделяла ему внимания. Даже не могу объяснить, как это произошло. Но главное – у меня растет дочь, красивый, здоровый ребенок! Моя мама съездила к Янжиме, поклонилась богине, поблагодарила ее за внучку. И я каждый день благодарю Янжиму за чудесное исцеление и счастье, которая она мне даровала.

Кому явилась богиня Янжима

Ежегодно 24 числа месяца Дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления лика богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати дарила людям ясность чувств и мыслей. Ее берега были местом для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая считается богиней мудрости и покровительницей материнства. К ней обращаются бездетные женщины. По легенде, в Баргузинской долине жили две сестры. Одна из них, Янжима, прекрасно пела и радовала людей. В семьях, которые она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. А в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям.

В километре от села Ярикта находится каменная скала, на которой в мае 2005 года проявилось изображение танцующей богини. Нерукотворный лик явился Пандито Хамбо-ламе Д. Аюшееву, когда он вместе с ламами Традиционной буддийской сангхи искал спрятанные здесь в годы репрессий буддийские реликвии, а также определял место для будущего дацана. Надо сказать, что ранее в расщелине скалы люди нашли ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поиску реликвий, Хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры на скале ему явился лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.

С того времени лик богини Янжимы стал местом паломничества жителей Бурятии. Образ танцующей богини привлекает всех, ему поклоняются, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

Возможно, скала с ликом богини Янжимы будет официально признана Буддийской традиционной сангхой России одной из буддийских святынь Бурятии.

Федеральные СМИ рассказали о паломничестве к богине Янжиме

Фото: russianstock.ru

Раз в год тысячи паломников из разных регионов страны устремляются в Баргузинскую долину в Бурятии, чтобы принять участие в особом буддийском обряде

Эта земля, как считают верующие, находится под покровительством богини материнства Янжимы — именно в ее честь устраивают молебен. Корреспондент РИА Новости посмотрел на ритуал и выяснил, как благодаря удивительной находке Бурятия прославилась на весь мир.

Загадочная шкатулка

Человек в джинсовой куртке ведет маленькую девочку в чащу леса. Та старательно учится считать на китайском языке: цифра — шаг, цифра — шаг. «Ир, ар, со…» — запинка. «Сань», — подсказывает взрослый. Житель Баргузина Баир уже много лет приезжает сюда на праздник богини Янжимы. Последние четыре года — с дочкой: мольбы о даровании ребенка, как он считает, были услышаны именно тут.

У подножия Баргузинских гор есть камень, на котором, как полагают буддисты, чудесным образом проявился лик богини — покровительницы брака и материнства (Янжима — бурятское название, на санскрите ее зовут Сарасвати). Причем обрели святыню недавно.

Все началось с необычной находки жителя близлежащего улуса Ярикто в 1996 году. Во время заготовки дров он наткнулся на спрятанную под камнем шкатулку. Внутри оказалась ритуальная пирамидка с изображением тысячи будд. Артефакт выглядел настолько необычно, что селянин с испугу закопал его в землю.

Спустя девять лет в Ярикто приехал глава традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской организации) пандито хамбо лама Дамба Аюшеев вместе с другими ламами, чтобы выбрать место для дацана. Это достаточно сложный ритуальный процесс. Местные рассказали главе российских буддистов про пирамидку и отвели туда, где ее спрятали. «Когда перевернули камень, под которым когда-то нашли «цаца» (ритуальная пирамидка. — Прим. ред.), обнаружили неподъемную глыбу. Я взял лом, начал ее простукивать. И откуда-то мне в лицо ударил яркий свет. Я даже зажмурился. А присмотревшись, увидел на огромном сером валуне метрах в десяти от себя четкое изображение танцующей богини», — говорит пандито хамбо лама.

Рядом со святыней восстановили Баргузинский дацан, разрушенный в 1930-е. Надо сказать, буддизм вообще в Бурятии возрождается очень интенсивно.

«Дацан — это не один храм, а целый храмовый комплекс. С 1946 года на территории СССР их было всего два — Иволгинский и Агинский. А сегодня в Бурятии 46 дацанов», — говорит дид хамбо лама (заместитель главы буддистов) Дагба Очиров.

По ленточке на ребенка

Дорога от Улан-Удэ до святыни занимает примерно четыре часа. После гущи таежного леса, живописных видов Байкала и реки Баргузин перед паломниками предстает величественная долина, растянувшаяся на двести километров. Это место упоминается в монгольских летописях XIII века под названием Баргуджин Тукум — «край света». По преданию, отсюда родом мать Чингисхана, и здесь же знаменитый правитель приказал тайно ее похоронить.

Теперь центр притяжения на «краю света» — Баргузинский дацан. «Едут из Москвы, Новосибирска, Челябинска и многих других городов. И из других стран приезжают — Германии, Франции, Италии, но как туристы, а не как верующие», — отмечает настоятель дацана лама Цыдэн Соодоев.

Больше всего паломников — как раз на праздник богини Янжимы, который отмечается 24-го числа месяца Дракона по лунному буддийскому календарю. Верующие поднимаются к священному камню, где ламы совершают молебен. Кто-то троекратно обходит святыню, кто-то развешивает в священной роще цветные ленточки.

Сарема из Иркутска. В ее руке пять разноцветных ленточек. Она старательно привязывает их к веткам, объясняя смысл обряда: «Я взяла пять ленточек за каждого ребенка. У меня сейчас их четыре. Но, конечно же, нужен еще один».

Священный камень обходит 40-летний Гыргал, житель одной из окрестных деревень. Он усиленно читает мантры, а в руке у него зеленая лента и игрушечная машинка того же цвета. «Детей у меня до сих пор нет. Мальчика хочу, поэтому взял машинку. Если хочешь девочку, надо брать куклу», — говорит Гыргал.

В молебне участвует немало молодых пар — тоже с машинками и куклами. Потом по традиции игрушки передают либо в детский дом, либо малоимущим семьям.

А перед обрядом бездетные пары идут к ламе, чтобы тот установил причину их проблемы. Впрочем, зачастую помощь буддийских монахов ни к чему. «Обычно бесплодие бывает по медицинским показаниям. Если же врачи говорят, что все нормально, тогда уже мы пытаемся разобраться. Может быть, муж и жена родились в несовместимые годы — к примеру, Змеи и Обезьяны. Либо они в этой или прошлой жизни нагрешили — это уже кармическая причина», — объясняет лама Цыдэн Соодоев.

Земля шаманов

Ежедневно в Баргузинском дацане ламы совершают хурал (молебен). Когда обитель возрождалась, ее насельники поклялись, что молитва в этом священном для буддистов месте не будет прерываться. Всего в монастыре 13 лам, и они оказывают духовную поддержку жителям десятка окрестных сел.

Но и добуддийские традиции в Баргузинской долине все еще сильны. Тут много шаманов. Поэтому местные жители в религиозных вопросах непостоянны. «Если у человека не получается добиться желаемого у ламы, он идет к шаману. Да и то сомневается, что это поможет. Я часто ругаю прихожан: как проблемы, вы сразу прибегаете, а как все хорошо, то забываете даже. Наоборот, когда хорошо, надо приходить, чтобы стало еще лучше», — объясняет лама Соодоев.

Сами местные говорят, что настоящие шаманы, те, кто впадает в транс, — редкость. «Есть такие, которые наряжаются не пойми во что. Любую болезнь «найдут» и тут же за кругленькую сумму ее «вылечат», — рассказывает житель улуса Ярикто Алтан.

Но представителей этой «профессии» уважают. Многие убеждены, что шаманы все про всех знают. Потому что, согласно поверьям, прикармливают неупокоенные души умерших, которые сообщают им информацию о живых. Причем, как поясняет Алтан, «духов заманивают мясом или водкой».

Тем не менее люди в надежде на помощь высших сил ежегодно стекаются к священному камню с ликом богини Янжимы, оставляя рядом дары и молитвы. «Я всегда говорю паломникам, что главное — вера. Если у человека нет веры, ничего не поможет», — заключает лама Соодоев.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *