Бобренев монастырь — Википедия
Богоро́дице-Рожде́ственский Бобре́нев монасты́рь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре́нево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.
В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).
В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.
В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.
Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.
В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.
В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.
В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.
В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери. Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.
Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.
Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность. Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.
В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.
В 1861 году благотворителем Д. И. Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.
Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века. 29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.
К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.
На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям. 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.
Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.
В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений. К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.
Бобренев монастырь в 2006 годуКак только в марте 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, там начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе во главе со старостой Борисом Кудинкиным. В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви.
Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и иеродиакон Димитрий[1], одновременно бывший членом общины священника Георгия Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в возрождавшейся обители совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 года Борис Кудинкин скончался; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли. Монастырь жил своеобразной жизнью — его стены посещали главный редактор ИМКА-Пресс Никита Струве, дееписатель Александра Солженицына Жорж Нива, Наталья Солженицына, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные из Великобритании и Франции.
С 2013 года настоятель — игумен Петр (Дмитриев). Реставрационные работы в Бобреневом монастыре продолжаются. Действует воскресная школа, ведется активная церковно-краеведческая работа[2]. В 2014 году при монастыре учреждено Общество любителей церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского — местное отделение Союза краеведов России с 2016 года[3].
Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.
В соборе Рождества Богородицы есть придел, который прозвали «храмом поющих ангелов». В этом месте уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.
Коломна. Бобренев монастырь — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal
Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в 1381 году и по праву считается старейшей монашеской обителью на территории Коломенского края. До нашего времени сохранилось несколько преданий, связанных с его возникновением.Согласно первому преданию, князь Дмитрий Донской и его свояк – Дмитрий Волынский по прозвищу «Боброк», объезжая накануне битвы Куликово поле, дали обет в случае победы основать монастырь. Поэтому монастырь и называется «обетным».
Дмитрий Боброк-Волынец был женат на сестре великого князя Дмитрия Донского Анне. Проявил себя как талантливый полководец, с его именем связаны многие выдающиеся победы. Он был воеводой засадного полка в Куликовской битве, решившего её судьбу.
Новый монастырь устроили на земле, пожалованной в удел Боброку, рядом находилась усадьба знаменитого воеводы. Престол главного храма освятили в честь праздника Рождества Богородицы, в этот день год назад (20 сентября 1380 года) и произошла битва на Куликовом поле.
Первыми насельниками монастыря были участники Куликовской битвы, после побоища осталось много увечных воинов, не способных далее служить князю. С тех пор в обители совершается поминовение павших в битве русских витязей.
Новый монастырь имел и стратегическое значение – он сторожил дорогу из Владимира в Коломну. Его оборонительную функцию косвенно подтверждает и одна из монастырских легенд, сообщающая, что в древние времена существовал подземный ход, тянувшийся от Бобренева монастыря, проходящий под Москвой-рекой и выходящий к Пятницким воротам Коломенского кремля.
Возможно, такой подземный ход и правда существовал, но вел он не под русло, а на берег Москвы-реки. Такие выходы давали возможность осажденным тайно уйти по воде. От Бобренева монастыря до Коломенского кремля и Москвы-реки около полутора километров.
Согласно другой версии, монастырь основал вовсе не воевода Боброк, а раскаявшийся разбойник Бобреня. Случай, кстати сказать, не редкий. Так, например, Оптину пустынь также основал Опта — известнейший до раскаяния в те времена разбойник, Николо-Берлюковскую пустынь в ближнем Подмосковье — разбойник Берлюк. Троицкий монастырь в Лебедяни (Липецкая область) — разбойник Тяпка. Николо-Стороженскую обитель у Ладожского озера — разбойник Козьма (в иночестве Киприан).
Существует и третья версия, согласно которой свое название монастырь получил от слободки Бобрихи, располагавшейся недалеко от стен обители.
Первоначально монастырь был особножительным: каждый из его обитателей самостоятельно справлялся с хозяйством, общей трапезы не было. Позднее, как и большинство монастырей в России, он перешёл на киновиальный, то есть общежительный устав. В конце XVIII века, до самого упразднения Коломенской епархии, монастырь служил летней резиденцией владык.
В это же время, «благодаря» екатерининским реформам, коломенские обители пришли в упадок. Бобренев монастырь уцелел, а вот Старо-Голутвин закрыли. Вскоре два мужских монастыря объединили в один, который стал называться Бобренево-Голутвинским.
Сохранившиеся до наших дней храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Фёдоровская.
На территории Бобренева монастыря в 1860 году был воздвигнут храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Список с этого чудотворного образа долгое время находился в небольшой часовенке на въезде в Коломну, у Московской заставы. В 1813 году его перенесли в монастырь, устроив Феодоровский придел в действующем храме Рождества Богородицы.
У этого чтимого образа происходили исцеления, которые нельзя было расценить как простые совпадения — иные против всякой медицинской науки не только того времени, но и современной. Деньги на строительство величественного Феодоровского собора дал известный коломенский благотворитель купец Д. И. Хлудов.
С приходом Советской власти запустение монастыря наступило очень быстро. Бобренев, как и другие коломенские обители, разграбили, «национализировав» драгоценные кресты, ризы с икон и Евангелий, даже богослужебную утварь. Богородице-Рождественскую церковь превратили в мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.
Дольше всего служил «народному хозяйству» бывший Феодоровский храм: здесь, как и во многих других церквах по всей стране, устроили склад удобрений. А для того, чтобы трактору было удобно заезжать туда, сделали широкий проход через алтарь, проломив для этого восточную стену храма.
Когда в 1992 году этот клочок израненной земли передали Церкви, сюда приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Картина разорения, открывшаяся его взору, была столь печальной, что, как признавался владыка, у него были большие сомнения по поводу возможности когда-либо восстановить обитель.
И всё-таки было принято правильное решение — Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь стал действующим. Понемногу восстановили сначала старинный храм Рождества Богородицы, один из корпусов, ограду, затем принялись за Феодоровский храм, более всего пострадавший, буквально изъеденный удобрениями.
Когда-то монастырь привлекал паломников не только чудотворным списком Богородичной иконы, но и своей удивительной акустикой, которую нельзя было объяснить архитектурными особенностями. Во время церковных служб под его сводами звучало необычное многоголосное эхо, словно подпевавшее монастырскому хору. Странное явление прозвали «хором поющих ангелов», послушать его приезжали издалека.
Через некоторое время после того, как монастырь открыли вновь, «ангельский хор» зазвучал Рождественском храме, в его древнейшей части — четверике. Когда же был восстановлен и Феодоровский собор, удивительное эхо исчезло. Наоборот, все звуки там как бы «уходили в вату».
Но прошло немного времени, и в соборе опять появился «ангельский хор», так что даже пение одного человека во время службы кажется многоголосым. Невозможно указать чёткое направление источника звука.
Взамен утраченного в годы гонений чтимого списка Феодоровской иконы здесь появился одноимённый образ современного письма. Его привезла одна женщина из Москвы, рассказав, будто увидела во сне, что должна передать монастырю именно эту икону.
Теперь перед ней молятся и насельники монастыря, и, конечно, паломники, получая утешение в скорбях. Особенно полюбили «Фёдоровскую» женщины: есть множество свидетельств о помощи в чадородии, о чём говорят и многочисленные «привесы»: драгоценные украшения, переданные в дар благодарными прихожанками.
Если смотреть на Бобренев с противоположного, «коломенского», берега Москвы-реки, поражаешься красоте открывающегося вида. Среди бескрайних полей, вольно раскинувшихся на замоскворецких просторах, издалека видны, словно игрушечные, его храмы и башенки. Недаром «Вид на Бобренев монастырь» — излюбленная тема не только коломенских, но и заезжих художников.
Все фотографии двухлетней давности. В этот раз мы не попали в Бобренев, во-первых, он оказался весь в строительных лесах, во-вторых, мост через Москву-реку был «поднят».
Прогулки по Коломне:
История города
Коломенский Кремль
Бобренев монастырь
Брусенский монастырь
Ново-Голутвин монастырь
Старо-Голутвин монастырь
Музей пастилы
Музей калача
Ахматовские места
Храмы Коломны
Домики Коломны
Борщ в хлебе
Бобренев монастырь, Коломна: расписание богослужений, адрес, фото
Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь – один из старейших монастырей Подмосковья. Расположен на берегу Москвы-реки напротив г. Коломны.
Монастырь имеет как минимум три названия:
- во-первых, Богородице-Рождественский, так как Куликовская битва, в честь которой был возведен монастырь, пришлась как раз на этот день;
- во-вторых, Бобренев – в честь воеводы Дмитрия Донского — Дмитрия Боброка;
- в-третьих, Обетный, так как монастырь был заложен по обету.
Несмотря на то, что время основания обители документально никак не подтверждено, ибо письменные источники не сохранились, тем не менее, благодаря археологическим находкам, ученым удалось доказать столь раннюю датировку строительства монастыря. В ходе раскопок были обнаружены остатки керамики, характерной для рубежа XIV-XV вв.
Современные исследователи датируют основание обители более поздним временем – XV век, — исходя из особенностей отделки камня. Так что, вполне вероятно, что тот вид Бобренева монастыря, который сейчас можно лицезреть, не является первоначальным, и у собора имелась деревянная предшественница. Но дискуссии по поводу датировки возведения Богородице-Рождественского монастыря ведутся и по сей день.
История
Монастырь был основан в XIV веке в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем. В благодарность Богу за победу России в Куликовской битве, великий князь по возвращении в Коломну дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы.
Благословение на строительство монастыря дал преподобный Сергий Радонежский. И в 1381 году начинает возводиться здание монастыря. Главным строителем Богородице-Рождественского монастыря стал воевода князя Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец (Волынский), в честь которого, по версии некоторых исследователей, монастырь получил свое второе название – «Бобренев».
В последствии монастырь становится не только обителью, но и имеет важное значение в обороне Москвы, являясь одним из звеньев заградительной линии на юго-востоке страны.
Некоторыми сведениями об истории монастыря обладает игумен обители Петр (Дмитриев). По его словам, ведется активная работа как в государственных, так и региональных архивах по поиску любой информации о Бобреневе монастыре. На данный момент удалось найти более 120 письменных источников, открывших новые ранее неизвестные сведения о жизни обители.
Интересно, что Писцовые книги 1577—1578 гг. первыми из всех исторических документов упоминают о Богородице-Рождественском монастыре как о каменном соборе и трапезной церквушке.
Изначально монастырь был достаточно невелик, предполагалось проживание на его территории небольшого числа братии, поэтому состоял он всего лишь из двух храмов, но затем по причине обветшалости один из них пришлось разобрать в середине XIX века и возвести новый – храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Те же Писцовые книги повествуют о разорении и обветшалости монастыря. В период Смутного времени обитель была сильно разорена, полностью восстановить ее удалось только к середине XVII века.
Опись 1701 г. дает сведения о монастырском соборе, как небольшом, бесстолпном, одноглавом, сложенном из блоков белого камня.
После того, как в 1764 г. Учреждаются монастырские штаты, Богородице-Рождественский монастырь был вынужден отдать вотчины, а также перевестись в ряд «заштатных», то есть таких, которые содержатся на собственные средства. Поэтому любое строительство в обители прекращается.
К 1790-м гг. архиепископ Афанасий определяет Богородицерождественский собор как летнюю дачу коломенских архиереев. Позже, в начале XIX столетия, Бобренев монастырь объединяют со Старо-Голутвиным, так как Коломенская епархия была упразднена.
Вклад Давида Хлудова в строительство монастыря
Большой вклад в развитие уже имеющихся монастырских построек, строительство новых и восстановление разрушенных внес Давид Иванович Хлудов (1822—1886). История Бобренева храма была бы неполной, если бы не упоминалось имя этого человека, почетного гражданина Москвы и, как бы мы сейчас сказали, мецената, пожертвовавшего немалые денежные средства Богородице-Рождественской обители.
Происходил Давид Иванович из рязанского рода промышленников. Получив строго религиозное образование, Д.И.Хлудов всю жизнь оставался верующим и религиозным человеком. Став совершеннолетним, Давид Иванович начал активно вдаваться в торговлю и продолжать деятельность своей семьи. Но позднее, после избрания его городским главой, Д.И.Хлудов стал постепенно отдаляться от промышленных дел, и посвятил себя благотворительности.
Строительство храма на погосте в Егорьевском уезде, восстановление Рязанского Богословского монастыря, пожертвования в Ольгов монастырь недалеко от Рязани, пожертвования на храмы многих рязанских сел – это только часть того, что сделал этот великий человек.
А однажды, проезжая мимо Бобренева монастыря, он решил посетить его. Состояние обители глубоко поразило Давида Ивановича, и не оставило равнодушным. Он добился самостоятельности для Богородице-Рождественского монастыря, которое стоило ему огромных денег. В благодарность за невероятную благотворительность множеству храмов в одном из монастырей была поставлена икона преподобного Давида Солунского-святого, именно такое имя Давид Иванович Хлудов получил при крещении.
Не единожды Давид Иванович получал благодарности за свою благотворительную деятельность, а так же был удостоен множества орденов – орден Св. Станислава 2 степени, орден Св. Анны 2 степени, орден Св. Владимира 3 степени, и др. В конце концов Д.И.Хлудов пожертвовал все свое огромное состояние на благотворительность, продал все, что у него осталось, выехал из родного поместья родителей и начал жить в небольшом домике на окраине города.
Существует предание, что Давид Иванович Хлудов отправился как-то в Задонск, во время разлива рек. Недалеко от города находилась естественная преграда – Дон, через который необходимо было перебраться. Но все мосты были разобраны, а река покрыта непрочными льдами. Но Давид Иванович, как смелый и отважный человек, решился все-таки переправиться и пошел по льду. Внезапно лед затрещал и тронулся, и прямо на льдине его понесло вдоль по течению реки. Тогда Давид Иванович взмолился Богу, пообещав все деньги, имевшиеся при нем (а сумма была немалая), пожертвовать жителям этого города, если ему удастся выжить. Каким-то невероятным образом льдина, на которой стоял Д.И.Хлудов, медленно подошла к берегу, а сам он сошел на землю, даже не промочив ноги. И он сдержал свое обещание, раздав все имевшиеся при нем средства раздал погорельцам Задонска.
Последние годы своей жизни Д.И.Хлудов жил отшельником, никуда, кроме храма Божьего, не выходил, ничего, кроме божьих книг, не читал. Перед смертью он был серьезно болен, и ушел из жизни в возрасте 64-х лет.
Что же касается Богородице-Рождественского монастыря, то к концу XIX века обитель насчитывала чуть более двадцати монахов и послушников. В 1903 году открывается церковно-приходская школа. Рассчитана она была на 30 учеников. Находилась школа в специально отведенном для нее отдельном здании, в котором находились так же квартиры для учителей. Через 6 лет количество учащихся в школе возрастает в два раза, притом в их числе были и раскольники.
После 1918 года Бобренев монастырь официально был закрыт. Но существовавшая приходская община при храмах жила по уставу, и, таким образом, неофициально продолжала существовать.
В результате переустройства обители на светский лад, когда в зданиях храмов устраивались гаражи и склады для удобрений, к концу XX века монастырь превратился в руины. По утверждению некоторых ученых от монастыря не осталось и следа. Это место, являвшееся когда-то одним из древнейших русских монастырей, превратилось в свалку, куда свозилось битое стекло, мусор.
Лишь на рубеже XX-XXI вв., несмотря на все трудности, начинают восстанавливаться здания, и возобновляется монастырская жизнь и деятельность. Восстановление монастыря продолжается и по сей день.
Монастырь в наши дни
Сейчас Бобренев монастырь ведет активную жизнь. 21 сентября 2016 года он отметил 25-летие возрождения монашеской жизни. В Феодоровском храме обители была проведена Божественная литургия владыкой митрополитом. В этот день прибыли к монастырю почетные гости – главы муниципальных районов Московской области, многочисленные прихожане и паломники. После совершения крестного хода для всех была организована праздничная трапеза.
А 3 октября здесь прошло собрание духовных сановников Коломенского округа, на котором поднимались многие вопросы, такие как: Рождественские чтения на приходах, подготовка к мероприятиям, посвященным увековечиванию памяти святых новомучеников Коломенского края, и пр.
Фотографии
Монастырь на карте
Как добраться
- Междугородные автобусы: Москва-Коломна, Рязань-Коломна;
- На городском транспорте: с Казанского железнодорожного вокзала до ст. «Хорошово», затем автобус № 43, или, как вариант, — пешком 3 км;
- На автомобиле: по Новорязанскому шоссе до г. Коломны, перед Коломной по указателю на Рязань / Челябинск до указателя «Бобренев монастырь».
Адрес, телефон, расписание богослужений
- Адрес Бобренева монастыря: село Старое Бобренево Коломенского района Московской области.
- Телефон: (496) 617-20-75
Расписание богослужений на текущий месяц вы можете найти на официальном сайте монастыря
Поиск отеля в этом городе
Другие города
описание, история, фото, точный адрес
Бобренев Богородице-Рождественский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Богородице-Рождественский мужской монастырь Коломны, известный также под названием Бобренев, — камерная, светлая и очень тихая обитель, расположенная в нескольких километрах от города, на противоположном берегу Москвы-реки. Его история тесно связана с одними из самых почитаемых православных святых — Сергием Радонежским и Дмитрием Донским: преподобный Сергий благословил святого благоверного князя на строительство обители в благодарность Богородице за победу над Мамаем. За более чем 600-летнюю историю монастырь знал взлеты и падения, и сегодня только возрождается от забвения в годы советской власти. Несмотря на то, что реставрационные работы еще ведутся, здесь можно посетить главный храм во имя Рождества Богородицы с удивительной акустикой и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, особо почитаемой русскими государями.
Немного истории
Бобренев монастырь — один из старейших на русской земле: он был заложен в 1381 г. по обету Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве. По одной из версий строительство велось на средства ближайшего сподвижника благоверного князя — воеводы Боброка-Волынца, имя которого обитель и получила; по другой — здесь принял монашеский постриг раскаявшийся разбойник Бобреня.
В 18 веке монастырь утратил былое значение и сильно обветшал, его земли приписали Троицкому Ново-Голутвину монастырю, туда же переселилась и братия. Столетие спустя здесь начинаются реставрационные работы: возводят хозяйственные корпуса и стены, строят храм в честь Феодоровской иконы Богоматери и сооружают великолепный трехъярусный золоченый иконостас. В годы советской власти обитель была закрыта и использовалась как склад для удобрений. Восстановление ее началось в 1991 г. и продолжается по сей день.
Что посмотреть
Богородице-Рождественский монастырь располагается на пологом берегу Москвы-реки, в сердце привольных полей Коломщины. Его изящные строения — псевдоготические стены, ажурная колокольня храма Рождества Богородицы и небесно-голубая Феодоровская церковь — отражаются в тихой речной глади и дарят удивительное ощущение покоя.
Войдя на территорию обители через Святые ворота, увенчанные изображением Вифлеемской звезды, вы попадете в уютный внутренний двор, а прямо перед вами будет возвышаться Феодоровская церковь, в которой хранится главная святыня монастыря — список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ Девы Марии, по преданию, был запечатлен еще евангелистом Лукой.
С 1613 г. икона считается покровительницей императорского дома Романовых, и именно благодаря этому все иностранные невесты русских государей при принятии православия брали себе отчество Федоровна.
Главный собор обители — белоснежный храм во имя Рождества Богородицы. Реставрационные работы здесь идут полным ходом, но туристы могут заглянуть и оценить его вдохновляющую высь.
Акустика храма уникальна — когда на клиросе поет один певчий, кажется, что это целый хор.
В числе других святынь обители — крест с частицей Животворящего Креста Господня, частица мощей Георгия Победоносца, тапочек святителя Спиридона Тримифунтского и икона с частицей его мощей, а также ростовая икона преподобного Сергия Радонежского.
Практическая информация
Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево. Из Коломны удобно добираться на машине или пешком через Пятницкие ворота, далее по прямой дороге и через понтонный мост. Веб-сайт.
Время работы: монастырь открыт для посещения ежедневно, с раннего утра до окончания вечернего богослужения.
Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.
Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь
Престольный праздник: Рождества Богородицы (21 сентября)
Настоятель: епископ Петр
(Дмитриев) , 1979
Священнослужители
- игумен Пимен (Лесков), 1973
- иеромонах Иосиф (Лужнов), 1971
- иеромонах Леонид (Шамьюнов), 1977
- иеромонах Иоанн (Железов), 1985
- иеромонах Макарий (Белов), 1979
- иеромонах Иоанн (Четвертнов), 1986
- диакон Петр Сергеевич Рогожин, 1996
- диакон Николай Борисович Хмелецкий, 1981
- инок Владимир (Слизков), 1966
- собор Рождества Богородицы
- храм иконы Божией Матери «Феодоровская»
- храм Рождества Богородицы
Телефон: (496) 617-20-75
Официальный сайт: www.bobrenev.ru
Еще новости и фотографии из храма:
1 января 2020 года
24 ноября 2019 года
24 ноября 2019 года
13 ноября 2019 года
29 августа 2019 года
Борисоглебский монастырь (Дмитров) — Википедия
Дмитровский Борисогле́бский монастырь — мужской монастырь Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в Дмитрове Московской области.
Точной даты основания монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века[1]. Есть легенда, документально ничем не подтверждённая, связывающая возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров[2].
Церковь Николая Чудотворца. Святые ворота монастыря. Вид с северо-востока.Впервые в документальных источниках монастырь как уже существующий упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году.
До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании лишь от своих покровителей — дмитровских и московских князей. Возможно, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519). В 1652—1664 годах указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась владыке Никону, будущему патриарху для подмосковной резиденции). В 1682 году собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконоспасскому монастырю, однако приписка не состоялась и дмитровский монастырь остался самостоятельным. В 1724—1726 годах вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях потери самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.
К началу XVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от монастыря, где до 2009 года располагалась воинская часть[3], территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на Березовце.
После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии. Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова, два других — Пятницкий и Никитский — были упразднены, остались только приходские церкви. Троицкий монастырь на реке Березовце[4] был упразднён ещё ранее, в XVII веке.
В середине XVIII века монастырь переживал трудные времена, постройки сильно обветшали. Тем не менее, к концу века он нашёл средства перестроить Покровскую церковь (её последнюю стену разобрали вместе с северной монастырской стеной при строительстве во второй половине 1990-х), в первой половине XIX века — возвести настоятельский корпус. В 1888 году (по ошибочно прочитанной дате на кресте) отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением И. П. Машкова восстановлен в первоначальном виде собор, здания реставрированы, в 1902 году П. А. Ушаков на пожертвование Е. С. Ляминой построил духовное правление.
Управление Дмитлага, располагавшегося с 1932 по 1937 год в монастыреПосле революции в 1918 году монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926-м Борисоглебский монастырь окончательно закрыли и отдали его здания краеведческому музею.
В 1932 году музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было размещено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга — Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники[5].
С 1940-х по 1970-е годы в монастыре находилась воинская часть, позже — различные учреждения и организации. Братский корпус использовался под жильё.
В 1993 году начинается восстановление монастыря. В 2003 году в нём было восемь насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), три иеромонаха, два иеродиакона, два послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году число насельников возросло до девяти.
Старейшим зданием является каменный собор Бориса и Глеба, выстроенный, по мнению архитектора С. А. Гаврилова[6], вероятно, в середине XVI века. Датировка собора по фрагменту намогильной плиты с датой 1537 год ошибочна. Закладка обломка камня в стену северной апсиды относится, предположительно, ко времени настоятельства архимандрита Тихона III (около 1840 года)[7], интересовавшегося историей монастыря и вставившего в стену собора Борисоглебский крест. Во времена Дмитлага камень был утрачен, но снова найден под площадкой крыльца в 1993 году.
Четырёхстолпный двухпрестольный собор с тремя апсидами поставлен на современных ему белокаменных погребах. Завершался собор двумя главами, из которых сохранилась одна. Вторая небольшая глава находилась над Вознесенским приделом, располагавшимся в юго-восточном компартименте и южной апсиде, увеличенной при строительстве для размещения придела. В киоте главного западного фасада размещалась икона Вознесения Господня, а в одном документе XVII века монастырь назван Вознесенским. Возможно, до строительства в середине XVI века Борисоглебского собора главный престол старого собора был Вознесенским. По традиции, при строительстве церкви с новым посвящением главного престола, главный престол старого храма переносили в южную апсиду. Над западной частью северного рукава свода, за средней закомарой северного фасада, обнаружены горизонтальные площадки. Возможно, здесь стояла небольшая звонница. Вокруг собора стояли паперти с тесовыми крышами на деревянных столбах.
В 1672 году монастырь пережил сильный пожар, который способствовал его перестройке в камень: в 1672 году при архимандрите Питириме построены Святые врата. При архимандрите Каллистрате в 1685—1687 над Святыми вратами построена Никольская церковь с трапезной, построены настоятельские кельи между Никольской церковью и западной стеной (юго-западная башня именовалась круглой настоятельской кельей и в ней стояла круглая изразцовая печь), братские кельи в средней части восточной стены ограды, частично выходившие за ограду, сохранявшиеся до XX века. В 1685—1689 годах при архимандритах Каллистрате и Иосифе (Варянове) построена ограда с четырьмя угловыми башенками. В 1702 году при архимандрите Сергии (Пустобоярове) на средства Акилины Нарышкиной[8] возводится больничная Покровская церковь, упразднённая ещё до начала XX века[9].
В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина Прасковьи. В публикациях ошибочно называют умершего, вероятно, в моровое поветрие 1654 года, стольника Алексеем Ивановичем. В 1993 году обнаружена храмозданная плита Алексеевского придела с именем стольника Семёна.
До конца XVII века к притвору придела пристроили паперть, дошедшую до западного портала собора, а над притвором придела уже стояла шатровая колокольня. В таком виде двуглавый собор с шатровой колокольней был изображён на темперном рисунке конца XVII века на простенке между окнами второго этажа северо-западной башни монастырской ограды (башня в 1996 году была полностью разобрана и выложена заново, но уже без окон и темперного рисунка).
До конца XVIII века колокольня приобрела теперешний вид. При реконструкции к южной стене Алексеевского притвора была сделана прикладка толщиной около метра. Тогда же западную паперть достроили до северо-западного угла собора, над закомарами сделали скатные крыши, а вместо большой главы над барабаном надстроен еще один ярус барабана, завершённый маленькой главкой. Вероятно, тогда же разобрана юго-восточная глава. В XIX веке на месте киота с иконой Вознесения прорубили окно.
В 1834 году к Никольской церкви пристраивается (на месте первоначальной северной паперти и лестницы) придел Феодоровской Иконы Божией Матери.
На рубеже XIX—XX веков в соборе сделали калориферное отопление. Кирпичные каналы воздуховодов прошли по могилам ктиторов Алексеевского придела, а храмозданная плита с именем Семёна была использована в качестве перемычки над воздуховодом под окном в южной стене Алексеевского притвора. В 1901—1902 годах архитектором И. П. Машковым проведена реставрация верха собора, верхний ярус с главкой XVIII века были разобраны, и глава снова стала большой, а четверик получил позакомарное покрытие.
После возобновления монастыря (1993 год) закипели работы по благоустройству территории монастыря и «поновлению» памятников. В ходе этих работ некоторые ценные архитектурные элементы были утрачены. В 1996 году полностью перестроена северо-западная башня, где находился уникальный темперный рисунок Борисоглебского монастыря XVII века. Полностью, вместе с сохраненными при реставрации фрагментами XVII века, удалена лицевая кладка с настоятельских келий, отреставрированная в 1988-89 годах. На месте подлинных сделаны новые окна с небывалыми наличниками. На месте глухих стен сделаны окна с наличниками «под XVII век». В начале 2000-х гг. строятся небольшая одноглавая Свято-Духовская часовня в псевдорусском стиле, двухэтажное хозяйственное здание, полностью перестраивается южная и западная стены. На месте крыши с подлинным барабаном XVII века и главой, покрытой осиновым лемехом, «восстанавливается» купольная крыша с золоченой главой и хозяйственные постройки на месте Покровской церкви и братских келий.[10]
Предметы церковной службы[править | править код]
В ходе археологических раскопок, проведённых в 1988 году, к юго-западу от Борисоглебского собора были обнаружены остатки полуземлянки глубиной 1,4 м и шириной 2,6 м со столбовыми ямками по углам. На её полу найдены остатки керамики конца XIII — начала XIV веков. Такая же керамика найдена в слое погребённого дёрна вместе с обломком стеклянного браслета.[11]
В 1815/1816 году известный историк К. Ф. Калайдович после скандала 1814 году во Владимире сначала непродолжительное время находился в сумасшедшем доме, а потом около года прятался от уголовного преследования в Николо-Пешношском монастыре. Будучи формально послушником монастыря, изучал окрестности. Побывав в Борисоглебском монастыре, он первым обнаружил резной белокаменный крест с изображением Троицы, Распятия и святых Василия, Николая и Георгия, предположительно, в кладке северного пилона под аркой Алексеевского придела Борисоглебского собора. В письме 1817 года он написал о своей находке. Но крест после Калайдовича был снова утрачен. Повторно крест был найден архимандритом Тихоном в 1840 году под жертвенником Алексеевского придела и вставлен в стену справа от западного портала.
В 1930-е годы, после изгнания из монастыря работниками ОГПУ Дмитлага краеведческого музея, дмитлаговцы срубили лики всех святых, забросали крест раствором и приткнули к этому месту перегородку. В 1982 году крест был извлечён из стены и в целях сохранности перенесен в Дмитровский музей. Первым крест опубликовал учитель русского языка Дмитровского духовного училища Н. Н. Былов в 1888 году. Датой создания креста Былов назвал 1388 год. Его интерпретация даты оказалась неточной, но очень кстати оказалась для обоснования празднования 500-летнего юбилея. Изучавший древние русские кресты И. А. Шляпкин в 1906 году впервые опубликовал рисунок с фотографии креста и предложил уточнить дату 1467 годом, но, вероятно, робко, потому что его датировку всерьез не приняли ни М. Н. Тихомиров (1462 год), ни М. А. Ильин, ни Г. В. Попов (1447 год). Т. В. Николаева снова возвращает датировку к 1467 году, но называет его поклонным и правого святого называет Григорием. После извлечения креста из кладки стены в 1982 году он был изучен архитектором С. А. Гавриловым и опубликован в журнале «Советская археология» АН СССР 1985, вып.2. с 213—222. В нижней части креста надпись: «В лето 1467 поставлен бысть крест на благовещение святой Богородицы месяца марта ни» (надпись не дописана). На правом торце нижней перекладины окончание надписи: «на Пантелее над вощесником». Это был намогильный крест над убитым и не успевшим покаяться Пантелеем.
В синодике Борисоглебского монастыря 1654 г. упоминаются без дат — они были до 1611/12г.?
- 4 — архимандрит — Иона
- 5 — архимандрит — Васьян
- 6 — архимандрит — Варлам
- 7 — архимандрит — Исайя
- 8 — архимандрит — Никандр
- 9 — архимандрит — Герасим
- 10 — архимандрит Геннадий (1618)
- 11 — строитель Киприан I (1623)
- 12 — Киприан I (4.1624-17.01.1633) из строителей переведен в архимандриты
- 13 — архимандрит Макарий (1642—1644)
- 14 — архимандрит Иоаким (1646—1651)
- 15 — архимандрит Тихон I (1651—1652)
В 1652—1664 годах монастырь принадлежал Новгородскому Митрополичьему дому (Никону)
- 16 — строитель Александр (1652—1654?), «чёрный священник»
- 16 — строитель Ефрем (1655—1656), «черный поп»
- 17 — строитель Авраамий (1656—1663) (Новгородец)
- 18 — игумен Авраамий (1664—1665) переведен из строителей
- 19 — архимандрит Авраамий (1665—1869) из игуменов.
- 20 — архимандрит Савватий (1669 — август 1671)
- 21 — архимандрит Питирим (1672—1780)
- 22 — архимандрит Корнилий (1680—1683)
- 23 — архимандрит Тихон II (1683—1684)
- 24 — архимандрит Калистрат (1684—1688)
- 25 — архимандрит Иосиф (Варянов?) (1688—1692)
- 26 — архимандрит Симеон (1694—1698)
- 27 — архимандрит Сергий I (Пустобояров) (1698—1702)
- 28 — архимандрит Евфимий (1703—1707)
- 29 — архимандрит Адриан I (1707 — 14.6.1712)
- 30 — архимандрит Матфей (Шумерин) (1713 — январь 1715)
- 31 — архимандрит Адриан II (1715-10.1722)
- 32 — архимандрит Мелхиседек (Борщов) (март 1722-16.2.1723)
В 1724—1727 годах монастырь снова приписан к Новгородскому архиерейскому дому
- 33 — строитель — Иринарх (1724)
- 34 — строитель — Антоний (1727)
- 35 — архимандрит Киприан II (Скрипицын) (1727—1732)
- 36 — архимандрит Андроник (17 января 1731 — октябрь 1733)
- 37 — наместник Иосиф (31.10.1733-20.12.1733)
- 38 — архимандрит Виктор (Подгорский) (20.12.1733-16.1.1739 (?))
- 39 — архимандрит Адриан III (1736)
- 40 — архимандрит Павел I (20 мая 1740—1756)
- 41 — архимандрит Иоакинф (Карпинский) (1757—1758)
- 42 — архимандрит Нифонт (1758—1760)
- 43 — архимандрит Боголеп (Городецкий) (1760—1762)
- 44 — архимандрит Иероним (20.6.1762-5.12.1763)
- 45 — архимандрит Иосиф (Аверков) (9.3.1763-1771)
- 46 — игумен Иоанний (?) (20.10.1771-1775)
- 47 — игумен Иаков (1775-30.3.1779, 1780?)
- 48 — игумен Павел II (Наумов) (1781-22.6.1785)
- 49 — игумен Никандр (13.10.1785-20.4.1786)
- 50 — игумен Иоанникий (20.4.1786-10.1794 (1797?))
- 51 — игумен Аполлинарий (Пуляшкин) (5.11.1794-1802)
- 52 — архимандрит Александр (Алексеев) (16.1.1803-10.2.1804)
- 53 — архимандрит Гедеон (Фомин) (17.4.1804-1806)
- 54 — архимандрит Макарий (Брюшков) (9.8.1806-1810)
- 55 — архимандрит Евгений (Казанцев) (6.8.1810-11.8.1811)
- 56 — архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов) (28.8.1811-20.7.1816)
- 57 — архимандрит Арсений (Козноров) (26.7.1816-4.7.1819)
- 58 — архимандрит Феофилакт (4.7.1819-1822)
- 59 — архимандрит Платон (26.3.1822-1826)
- 60 — архимандрит Евлампий (Пятницкий) (19.3.1826-28.3.1830)
- 61 — архимандрит Платон (Казанский) (17.7.1830-31.12.1830)
- 62 — архимандрит Феофил (1.2.1832-1835)
- 63 — архимандрит Тихон (Углянский) (3.2.1835-1846)
- 64 — архимандрит Иаков (Кротков) (9.2.1847-31.8.1855)
- 65 — архимандрит Герман (Соколов) (11.9.1855-1872)
- 66 — архимандрит Михаил (1872—1880)
- 67 — игумен Сергий II (1880—1882)
- 68 — архимандрит Сергий II (1882—1888)
- 69 — архимандрит Пантелеймон (Иван Алексеевич Поспелов) (1890—1892)
- 70 — архимандрит — Феофан (Борис Глебов 1831—1897) 1895—1897, переведен из Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, брат наместника ТСЛ Павла Глебова.
- 71 — архимандрит Дионисий (Сосновский) (1901)
- 72 — игумен Феодосий II (1902—1907) до 1907
- 73 — архимандрит Феодосий II (1907—1918) из игуменов
- 74 — архимандрит Роман (Геннадий Михайлович Гаврилов, 1957 г.), 1993—2005 гг.,
- 75 — игумен Августин (Анатолий Викторович Шорников), с 2005 г.
- ↑ Былов Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905 (2-е изд.)
- ↑ Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, c. 442
- ↑ На месте монастырского конюшенного двора предполагается строительство элитного жилья.
- ↑ Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII веках. Выпуск одиннадцатый. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины (Московского уезда). — М.: Изд. Имп. о-ва истории и древностей Российских при Моск. Ун-те, 1913.
- ↑ Дмитлаговцы строили на века. // Север Подмосковья. — 3—9.12.2004.
- ↑ Экспертное заключение В. В. Кавельмахера, 1999 г.
- ↑ Гаврилов С. А. Список настоятелей Борисоглебского монастыря в Дмитрове
- ↑ В синодике монастыря, начатом в 1654 г., встречается имя Акилины в роду Ивана. Гаврилов С. А. Синодик Борисоглебского монастыря в Дмитрове [1]
- ↑ Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, c. 443
- ↑ Гаврилов С. А. Статья в Независимой газете
- ↑ Фролов М. В. Белокаменные надгробия XVI—XVII в. из Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове // Древняя Русь, № 5, 2001. C. 18-21.
- Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1998, с. 124—127
- Былов Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905 (2-е изд.)
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, 984 с.
- Гаврилов С. А. Собор Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове. по данным натурных исследований//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация» М., 1984.
- Гаврилов С. А. Борисоглебский крест 1467 г. Советская археология М., 1985, с. 213—222.
- Фролов М. Ф. Белокаменные надгробия XVI—XVII в. из Борисоглебского монастыря в г. Дмитрове //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 18-20.