Берлина из – Маршрут по Берлину для туристов. Как добраться из аэропорта Берлина. Что посмотреть и где остановиться в Берлине.

Содержание

ТОП-10 подарков из столицы Германии (20 фото)

Столица Германии — привлекательное место для фанатов шоп-туризма и любителей необычных сувениров. По количеству фирменных магазинов от различных популярных брендов Берлин среди ведущих столиц европейского континента. Фактически, в Берлине можно приобрести продукцию от любого мирового бренда. Много интересного из еды и сувениров продается на улицах Фридрихштрассе, Шлоссштрассе и бульваре Курфюрстендам. 


Многочисленные торговые центры города в любое время года готовы к приему туристов. Здесь работает система Tax Free, постоянно функционируют парковки, Wi-Fi, детские комнаты, кафе и развлекательные заведения. В некоторых районах Берлина — например, в Кройцберге — сосредоточено сразу несколько бутиков с линиями одежды от местных дизайнеров. Эти вещи почти невозможно найти в аналогичных магазинах стран СНГ. Однако в Берлине понравится не только любителям модной одежды и аксессуаров, но и почитателем истинных немецких традиций, истории, футбола и пива. 

 

1. Человечек на светофоре


Движение по пешеходным переходам Берлина осуществляется под чутким контролем смешного зеленого человечка — Ампельмана. Человеческая фигурка в шляпе появляется всегда, когда светофор приглашает горожан пройти по пешеходному переходу. С Ампельманом жители Берлина знакомы почти 70 лет. Своеобразный символ города можно приобрести в виде подарочной сувенирной фигурки в местных лавках. 


2. Немецкая косметика


Местные косметические средства ценятся во всем мире благодаря высочайшему качеству и преобладанию натуральных компонентов. Косметика продается в любом торговом центре Берлина. Часто на косметические средства предлагаются большие скидки, особенно в сезоны распродаж. Некоторые городские супермаркеты реализуют собственную линию косметических средств.

Положительные отзывы имеет местная био-косметика. Многие косметические бренды уже известны туристам из СНГ, но есть и малоизвестная продукция, которая станет открытием. Например, это косметика под марками Alvede, Sante или Weleda.

Стоит обратить внимание и на берлинскую парфюмерную продукцию. Самые низкие цены в Duty Free, а эксклюзивные немецкие ароматы лучше поискать в специализированных магазинах.


3. Фигурки медведей


Медведь — главное животное Берлина. Его изображение сотни лет украшает герб города. В самом названии города заложено имя могучего зверя. Медведь часто становится героем легенд и сказаний об основании Берлина. Сувенирные вещи с изображением медведя и его миниатюрные фигурки продаются в столице Германии на каждом углу. Сувенирный берлинский медведь — универсальный подарок для взрослых и детей. 


4. Немецкое пиво


Легендарное немецкое пиво — гастрономический символ страны. Истинным любителям пива лучше отправиться в своеобразный тур по Германии, потому что в каждом городе этот напиток варят по индивидуальным рецептам. В Берлине спросом пользуется нефильтрованное, хмельное и горькое пиво. Также здесь можно попробовать сорта хмельного напитка, которые сложно найти в России — Рачбир, Фестбир и другие. Наслаждаться пивом лучше в период Октоберфеста. Во время праздника количество предлагаемых сортов пива в Берлине увеличится в несколько раз.

5. Сладости и шоколад


Из популярных сладостей Берлина стоит отметить нюрнбергские пряники. Эти лакомства продаются наборами или поштучно и обязательно упаковываются в красивую сувенирную тару. Из местного шоколада можно приобрести продукцию швейцарских брендов, знаменитый Ritter Sport. Обязательный продукт для любителей сладкого — берлинский марципан. Он продается в виде «брусков» или маленьких сувенирных фигурок в многочисленных столичных супермаркетах.


6. Футбольная атрибутика

Футбольные болельщики уже знают, что привезти из Берлина. Германия — одна из сильнейших футбольных держав на планете, здесь хорошо разбираются в этой игре с мячом.

Впрочем, немцы умеют не только великолепно играть в футбол, но и создавать потрясающую атмосферу на стадионах. Культура боления здесь одна из лучших в Европе. Футбольный болельщик сможет найти в Берлине все, что только пожелает. Помимо официальных фанатских магазинов, футбольная атрибутика продается в торговых центрах, сувенирных лавках. Прямо в магазинах болельщики заказывают печать фамилий и игровых номеров на приобретенной спортивной форме. 


7. Пивная кружка

Германия — лучшее место для людей, любящих пиво и желающих приобщиться к этой культуре. В память об эксклюзивных сортах вкусного пенного напитка туристам нужно привезти из Берлина разнообразную пивную атрибутику. Традиционный подарок для фаната пива — пивная кружка из Берлина или набор бокалов. Вариантов дизайна этой посуды масса. В местных магазинах и на рынках продаются интересные варианты из стекла, керамики, с гравировкой, печатью и переводными изображениями. Вместе с кружками часто приобретают подставки с фото логотипов производителей алкогольной продукции.


8. Машинки Трабант

Трабант — это символ ушедшей в небытие страны ГДР. В магазинах Берлина продаются миниатюрные копии микролитражных легковых автомобилей, выпускаемых в двадцатом веке в Восточной Германии под этим брендом. Сувенир, входящий в топ-10 вещей, покупаемых туристами в Берлине, подойдет любителям истории и коммунистических идеалов.


9. Кусочек Берлинской стены

Берлинская стена — еще один яркий символ тяжелого послевоенного времени, периода оккупации Берлина. Стена разделила друзей и родственников, принесла жителям столицы множество страданий. После разрушения берлинской стены началась новая эпоха в истории Германии — эпоха возрождения. Тем не менее, стена оставила след в памяти жителей всего мира. Любителям истории стоит присмотреться к сувенирным кусочкам стены и услышать множество интересных историй от самих немцев, связанных с этим сооружением. В Берлине продаются обломки настоящей стены, разделившей его на две половины еще в середине XX века. Однако учитывайте, что подлинность купленной вещи установить «на глаз» тяжело. Туристам, не знающим, где располагаются точки продаж настоящей стены, лучше не рисковать с покупкой этого сувенира.


10. Винтажные вещи с блошиных рынков

Берлинские блошиные рынки пользуются спросом у туристов, не знающих, что можно привезти оригинального и редкого из этого города. Рынок Арконаплатц — относительно небольшая барахолка. Приобрести здесь можно аксессуары для мебели, картины, оригинальные светильники, что-то из продуктов питания. Цены здесь выше средних в городе. 



Самым крупным рынком считается рынок в Мауэрпарке. Винтажных вещей здесь очень много — хэндмэйд, антиквариат, товары из Советского союза, одежда, книги, сувениры, музыкальные инструменты и многое другое. 

Лучший ассортимент оригинальных аксессуаров и сувениров представлен на рынке Фрохмаркт.

Куда съездить из Берлина на 1 день

Если вы приехали в Берлин не на 1 или 2 дня, а на неделю, то через 2-3 дня после экскурсий, музеев и прогулок по немецкой столице вы наверняка захотите увидеть что-то интересное, поэтому в этой статье я расскажу, куда съездить из Берлина на 1 день, и какие интересные места есть недалеко от города.

Потсдам

  • Расстояние от Берлина: 35 км
  • Время в пути от Берлина и как добраться: 40 минут на автомобиле, 25 минут на поезде

Потсдам (Potsdam) находится всего лишь в 35 км от центра Берлина. Это город с богатой историей и красивейшими ландшафтными комплексами. В 1990 году весь культурный ландшафт Потсдама вместе с парками, дворцами, садами был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Какие интересные объекты и достопримечательности находятся в Потсдаме?

  • Парковый ансамбль Сан-Суси и Дворец Сан-Суси
  • Новый дворец и Новый сад
  • Дворец Шарлоттенхоф
  • Оранжерейный дворец
  • Малый дворец в парке Бабельсберг
  • Дворец Пфауэнинзель
  • Церковь Фриденскирхе
  • Храм дружбы
  • Римские купальни
  • Бельведер на Клаусберге
  • Чайный домик в парке Сан-Суси
  • Русская колония Александровка
  • Науэнские ворота
  • Бранденбургские ворота

Во время прогулки по этим ухоженным местам вы гарантированно получите эстетическое удовольствие. Учтите, что к прогулке нужно подготовиться, ведь вам понадобится много сил на то, чтобы обойти все 500 га и 150 сооружений! Это самый крупный объект Всемирного наследия в Германии.

Дрезден

  • Расстояние от Берлина: 193 км
  • Время в пути от Берлина и как добраться: 2 часа 10 минут на автомобиле, 2 часа 8 минут на поезде (стоимость проезда от € 30 в одну сторону)
  • Из Берлина до Дрездена можно добраться на прямом междугороднем автобусе, билеты можно купить на сайте Infobus (стоимость проезда от € 5) или Flixbus (стоимость проезда от € 7)

Всего в 2 часах езды на поезде находится очень красивый город, столица земля Саксония – Дрезден, который также называют «Флоренция на Эльбе». Во время окончания Второй мировой войны город был полностью разрушен, правда, сейчас, глядя на идеальный центр Дрездена, это сложно представить. Сначала стоит насладиться барочной архитектурой города, увидеть главные достопримечательности Дрездена: Дрезденский замок-резиденция, архитектурный комплекс Цвингер, Набережная Эльбы, Опера Земпера, церковь Фрауэнкирхе, Панно «Шествие князей».

Обязательно насладитесь видами города с набережной, которая носит название Терраса Брюля. А если позволяет время, загляните в Дрезденскую картинную галерею, где хранится картина Сикстинская мадонна.

На пути обратно в Берлин можете заехать в симпатичный средневековый городок Майсен или Замок Морицбург.

Концлагерь Заксенхаузен

  • Расстояние от Берлина: 37 км
  • Время в пути от Берлина и как добраться: 53 минуты на автомобиле, 28 минут на поезде до станции Oranienburg

При посещении Германии большинство соотечественников вспоминают о Второй мировой войне и о тех ужасах, которые творило правительство Германии в то время. Одними же из самых жестоких мест, в которых творились страшные вещи, были концлагеря. И я считаю, что хоть раз в жизни нужно побывать на территории одного из концлагерей, которые в настоящее время превращены в музеи-мемориалы.

Что же представлял собой концлагерь Заксенхаузен в середине прошлого столетия? Концлагерь просуществовал с 1936 по 1945 год. За это время в нем погибло более 100 000 человек. В этом лагере не только отправляли людей на смерть, но и принуждали их работать. Заключённые занимались ремонтом авиатехники, работали на кирпичном заводе, узниками также испытывали обувь. В музее вы узнаете о судьбе выживших узников и о том, как освобождался этот лагерь.

Аквапарк Tropical Islands

  • Расстояние от Берлина: 72 км
  • Время в пути от Берлина: 1 час на автомобиле

Если вы путешествуете с детьми или просто любите водные аттракционы, тогда вам просто необходимо провести целый день в Аквапарке Тропический Остров (Tropical Islands), расположенном между Берлином и Дрезденом. Тропический остров представляет собой тропический рай — аквапарк, расположенный под крышей посреди поля. В этом раю установлены самые крутые водные горки, есть водопад и тропическая лагуна с пляжем, тропический дождевой лес и Амазония. В аквапарке предусмотрена зона с разнообразными видами саун и парных. И последняя фишка аквапарка – это возможность остаться здесь на ночевку в палатках, комфортабельных мобильных домах или в гостиничных номерах.

Лейпциг

  • Расстояние от Берлина: 210 км
  • Время в пути от Берлина: 2 часа на автомобиле, 1 час 12 минут на прямом поезде (стоимость билетов от € 30), 2 часа 15 минут на прямом автобусе Flixbus (стоимость проезда от € 8)

Лейпциг – город в Саксонии, который проигрывает Дрездену по количеству туристов, но при этом является 10-ым по численности городом в Германии, в котором есть что посмотреть. Как и в других немецких городах, здесь есть облагороженная Рыночная площадь с главной достопримечательностью центра — Старой Ратушей в стиле ренессанс и множество интересных объектов: Храм-памятник русской славы в Лейпциге, Памятник битве народов, Лейпцигский зоопарк. А ещё Лейпциг известен самым большим железнодорожным вокзалом в Европе.

Автоштадт: завод Volkswagen в Вольфсбурге

  • Расстояние от Берлина: 227 км
  • Время в пути от Берлина на поезде: 2 часа 20 минут на автомобиле, 1 час 19 минут на прямом поезде (цена проезда от € 20)

У многих из нас Германия ассоциируется с пивом и немецкими машинами. И это преступление — приехать в Германию и не побывать в транспортном или автомобильном музее или не сходить на экскурсию на завод одного из автогигантов. Поэтому хорошей идеей будет поездка на 1 день из Берлина в Вольфсбург. Вольфсбург – город, в котором расположены производственные мощности и штаб-квартира концерна Фольксваген.

Фольксваген даже для привлечения туристов сделали Город Автомобилей (Autostadt) площадью 28 га. Это грандиозное сооружение, включающее в себя музей истории автомобилей, парк развлечений при заводе, павильоны ведущих автопроизводителей Volkswagen Group (Audi, VW, Porsche, Škoda, Seat), кинотеатр, рестораны. Чтобы увидеть несметное количество экспонатов, ежегодно этот Город посещают 2,5 млн. гостей.

Стоимость входного билета в Автогород составляет: € 15

Рюдерсдорф

  • Расстояние от Берлина: 30 км
  • Время в пути от Берлина: 42 минуты на автомобиле

Знаете ли вы, что общего у следующих достопримечательностей Берлина: Бранденбургские ворота, дворец Сан-суси в Потсдаме, Берлинский олимпийский стадион? Все они были построены из известняка из Рюдерсдорфа. Рюдерсдорф (Rüdersdorf bei Berlin) — коммуна в Германии, в земле Бранденбург, в которой перерабатывают известняк уже 750 лет. И с недавних пор здесь открыт музей Промышленный парк Рюдерсдорф (Museumspark Rüdersdorf). Музей поражает размерами и промышленными пейзажами. Если вы любитель индустриального туризма или хотите показать промышленное производство детям, то смело езжайте в Рюдерсдорф. На территории парка расположены следующие объекты: печи для обжига известняка, производственные мощности, музей с горными породами, сельский зоопарк, заброшенные карьеры.

Озеро и парк Ванзе

  • Расстояние от Берлина: 24 км
  • Время в пути от Берлина: 36 минут

Ванзе (Wannsee) — район и сеть озер на окраине Берлина. Это непопулярное место у туристов, зато любимое место для досуга немцев, а всё потому что тут вы найдете прекрасные места для прогулок и песчаные пляжи для загорания и купания. Любителей же истории заинтересуют тут несколько объектов:

  • Глиникский мост — по нему проходила граница между Западным Берлином и ГДР
  • Охотничий дворец Глинике, расположенный недалеко от моста, был построен в 1701 году при короле Фридрихе I. Позже здание было перестроено в стиле французского барокко и сегодня является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Замок Бабельсберг — неоготический замок конца 19 века с парком.

Что касается истории, то именно во время Ванзейской конференции было совещание нацистов в 1942 году по поводу «окончательного решения еврейского вопроса в Европе» или известный в настоящее время термин «Холокост».

Ботанический сад Берлина

  • Расстояние от Берлина: 13 км
  • Время в пути от Берлина: 25 минут на автомобиле, 28 минут на электричке до станции Botanischer Garten

Берлинский ботанический сад (Botanischer Garten und Botanisches Museum Berlin-Dahlem) — это громадный комплекс сооружений площадью 44 га с коллекцией растений в количестве 22 тысячи штук! Ботанический сад был возведен между 1897 и 1910 годами под руководством Адольфа Генриха Густава Энглер (известный немецкий ботаник). Основная коллекция сада находится в районе Берлина — Лихтерфельде.

Особого внимания заслуживает комплекс оранжерей и теплиц площадью 6000 м². Также гостей сада привлекает крупный павильон кактусов, оранжерея с бассейном для гигантской виктории амазонской, коллекция орхидей, беседка роз, японская беседка, музей Ботаники и насекомоядные растения. Самое грандиозное сооружение в саду — Большая Тропическая оранжерея — громадная 25-метровая конструкция из стекла и стали с фундаментом размером 30×60 метров.

Сад особенно прекрасен весной и в летние месяцы, когда он утопает в зелени и многочисленных цветах и тюльпанах. Во время прогулки в парке вы заметите скульптуры итальянских мастеров,

Стоимость входа на целый день составляет всего лишь € 6.

Росток

  • Расстояние от Берлина: 239 км
  • Время в пути от Берлина: 2 часа 34 минуты

Росток – симпатичный приморский город, порт и центр восточногерманского судостроения. Если хотите подышать свежим морским воздухом, увидеть не совсем туристическую Германию, то можете съездить в Росток. Основные достопримечательности города: Ратуша, Музей судоходства, Новая рыночная площадь, Главное здание Университета, Каменные ворота, Церковь св. Марии, Церковь св. Николая

В 13 км от центра Ростока находится песчаный пляж Warnemünde.

Бад-Саров — один из лучших спа-центров Германии

  • Расстояние от Берлина: 75 км
  • Время в пути от Берлина: 1 час 15 минут

Приехали в Берлин по делам и уже не в первый раз, тогда вот вам идея отдыха – посещение одного из лучших спа-центров Германии, который называется Бад-Саров (Bad Saarow). Центральные купальни с разными бассейнами и сауной называются SaarowTherme. Билет на целый день во весь комплекс обойдется в € 32,5. Если есть свободные дни, можете поехать на релакс в отель Hotel Esplanade Resort & Spa — Adults Only со своим спа-центром, 5 бассейнами, хаммамом  и сауной.

Решили добираться до этих мест на авто, тогда можете забронировать машину через международный сайт Rentalcars, где сравниваются цены у всех известных прокатных компаний. Если предпочитаете осмотр интересных мест с гидом, тогда советую прочитать нашу статью «Экскурсии в Берлине«.

Вам также может быть интересно

Куда поехать из Берлина на один день

Нет сомнения в том, что Берлин — это прекрасный город со множеством достопримечательностей. Но после ознакомления с ними для многих интересно будет отправиться исследовать окрестности Берлина и другие города, доступные на поезде или машине. В списке ниже приведены лучшие короткие путешествия из Берлина.

Куда поехать из Берлина на один день

1. Потсдам

Потсдам – это ближайшее место, куда может поехать турист из Берлина на 1 день. Он находится всего в нескольких минутах езды на поезде от столицы Германии. Потсдам некогда был резиденцией германских кайзеров и прусских королей. Изюминкой Постдама можно назвать дворец Сан-Суси и его парки и сады. В парке есть и другие дворцы и элегантные здания, предназначенные для королевских развлечений. Также здесь есть русская деревня, пользующаяся популярностью у туристов. День, проведенный в Постдаме, будет интересным и увлекательным.

Потсдам

Потсдам

2. Дрезден

Дрезден с возвышающимися над рекой Эльбой и всем городским пейзажем колокольнями впечатляет не меньше, чем Берлин. Большая часть города пострадала во время Второй мировой войны, но после восстановлена, и теперь город вновь предстаёт в своей былой славе. Стоит обязательно побродить по Альтштадту (Старый город) и изучить красивый дворец Цвингер. Легко сосредоточиться только на историческом районе, но интересующиеся искусством путешественники могут пересечь Эльбу и прогуляться по художественной галерее Кунстхофпассаж.

Дрезден находится в 190 километрах от Берлина. Добраться сюда можно на автобусе, поезде или авто.

Как добраться из Берлина в Дрезден читайте здесь.

куда можно съездить из берлина на 1 день

куда можно съездить из берлина на 1 день

3. Лейпциг

Буквально в двух часах езды к юго-западу от Берлина находится очаровательный город Лейпциг с богатой историей, красивыми домами и вкусной едой. Город будет особенно интересен любителям классической музыки, поскольку для нескольких великих композиторов он был домом. Это важный центр музыки и культуры, который очень интересно изучать. Расстояние до Лейпцига составляет 188 километров.

Как добраться из Берлина в Лейпциг читайте здесь.

поездка из Берлина в Лейпциг

поездка из Берлина в Лейпциг

Кстати, если вы решите взять в аренду авто в Берлине, то вы сможете одновременно посетить Дрезден и Лейпциг, так как они находятся не далеко друг от друга и равноудалены от столицы. Оптимально выделить на такую поездку 2-3 дня, чтобы спокойно посмотреть оба города.

4. Гамбург

Портовый город Гамбург находится на удалении от Берлина, но легко доступен на скоростном поезде. Расстояние до Гамбурга составляет 290 км, но вы преодолеете его всего за 1 час 40 минут. В городе можно замечательно провести время, бродя по складам Шпайхерштадта, прокатиться на пароме или попробовать панфиш с картофелем.

куда поехать из Берлина на один день

куда поехать из Берлина на один день

5. Шпреевальд

Для отдыха от городской суеты стоит отправиться в биосферный заповедник Шпреевальд. Место славится своей ирригационной системой с множеством мелких каналов, образованных рекой Шпрее после ледникового периода. Чтобы увидеть парк во всей красе необходимо покататься на каноэ или каяках по сети водных путей или отправиться в поход или велопробег. Расстояние Берлин-Шпреевальд составляет 90 км.

ШпреевальдШпреевальд
Расположение мест на карте

Дешёвые авиабилеты из Берлина на Skyscanner

Как добраться в аэропорт

Столицу Германии обслуживают сразу два крупных международных аэропорта: это в первую очередь аэропорт «Тегель» (TXL), носящий имя знаменитого немецкого авиационного инженера Отто Лилиенталя, и «Берлин-Шенефельд» (SXF), второй по загруженности столичный авиационный узел.

Оба аэропорта превосходно интегрированы в систему общественного транспорта Берлина: с центром города здания аэровокзалов связывают несколько автобусных и железнодорожных маршрутов. Благодаря прекрасным высокоскоростным шоссе до залов вылета легко и быстро можно добраться на такси, арендованной машине или личном автомобиле. Неподалеку от терминалов предусмотрены платные парковки (от 3.5 евро в час и от 21 евро в сутки). Планируется, что в будущем оба аэропорта будут объединены с новым строящимся аэровокзалом, который получит название «Берлин-Бранденбург» (BER).

Рейсы и авиалинии

Аэропорт «Тегель», обслуживая около 20 миллионов пассажиров ежегодно, входит в число крупнейших авиационных узлов страны. «Берлин-Шенефельд», заметно уступает главному столичному аэровокзалу по загруженности, его услугами каждый год пользуются приблизительно 7 миллионов человек. Из Берлина выполняются как внутренние перелеты во все ключевые города Германии, так и международные рейсы во многие европейские страны, включая Австрию, Великобританию, Финляндию, Швейцарию, Францию, Бельгию и Россию. Берлинские аэропорты активно сотрудничают с целым рядом авиаперевозчиков, среди которых Air France, KLM, British Airways, Finnair, Czech Airlines, Turkish Airlines и «Трансаэро». Аэропорт «Тегель» служит в качестве основного для бюджетной немецкой авиакомпании Air Berlin, а также относится к числу хабов для Lufthansa и Germanwings.

В аэропорту

Берлинские аэропорты не такие крупные, как колоссальные авиационные узлы во Франкфурте-на-Майне или Мюнхене, однако они совершенно справедливо входят в число наиболее продуманных и удобных аэровокзалов в мире. К услугам пассажиров высокоскоростной Wi-Fi доступ в Интернет, многочисленные рестораны и магазины, смотровые площадки, уютные залы ожидания и наглядные информационные табло. Маломобильным пассажирам помогут с транспортировкой и прохождением предполетных формальностей, а желающие набраться сил перед перелетом могут отдохнуть в удобно расположенных рядом с терминалами гостиницах. Сервис Skyscanner позволит за считанные секунды подобрать авиабилеты из Берлина в любые интересующие вас города и страны, а продвинутая функция гибкого поиска билетов пригодится тем, кто хочет определить наиболее выгодное время для путешествия.

Посмотреть все маршруты

На этой странице представлены самые низкие ориентировочные цены за последние 45 дней.

Восточный Берлин — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Берлин.

Восточный Берлин — государственное образование, в 1948 — 1990 годах, входившее в состав Германской Демократической Республики (ГДР), в 1949 — 1990 годах, место нахождения её парламента и правительства.

Официально назывался Берлин, столица ГДР, на советских картах восточная часть города именовалась просто «Берлин» в противовес Западному Берлину, который имел особый статус (не входил в состав ФРГ). Центром столицы ГДР была площадь Александерплац, главной улицей — Унтер-ден-Линден. На западе эта улица упиралась в Бранденбургские ворота, за которыми начинался Западный Берлин, объединивший три остальные послевоенные сектора оккупации города — американский, британский и французский.

Большой Берлин (1946—1948)[править | править код]

До 1946 года Большой Берлин был приравнен к провинциям Пруссии, после ликвидации Пруссии вместе с остальными бывшими провинциями Пруссии был приравнен к земле, но не вошёл в состав ни одной из оккупационных зон, а был разделён на четыре оккупационных сектора — американский, британский, советский, французский, получив особый статус. 20 октября 1946 года прошли выборы в Городское Представительное Собрание, на которых победила СДПГ.

Дезинтеграция Большого Берлина (1948)[править | править код]

Так как у Берлина до этого не было Конституции, срок полномочий Городского Собрания Уполномоченных не был установлен. Магистрат назначил выборы на 5 декабря 1948 года, депутаты-члены СЕПГ с этим не согласились и образовали Демократический Магистрат, который признали все окружные собрания уполномоченных советского оккупационного сектора. В земельных ассоциациях ХДС и ЛДПГ это вызвало раскол, часть обоих ассоциаций не поддержавших СЕПГ образовали земельную ассоциацию ХДС (Западных Зон) и земельную ассоциацию СвДП соответственно. Позже в советском оккупационном секторе было создано отдельное Городское Собрание Уполномоченных, на выборах в которое большинство получил единый и единственный кандидатский список СЕПГ, ЛДПГ и ХДС.

Интеграция Восточного Берлина в ГДР (1948—1952)[править | править код]

Восточный Берлин вошёл в экономический союз с другими землями советской зоны, немецкая марка Немецкого Эмиссионного Банка стала его валютой, а сам Немецкий Эмиссионный Банк разместился в Восточном Берлине. После объединения 5 земель советской оккупационной зоны в Германскую Демократическую Республику, Восточный Берлин вошёл в политический союз с ней, Городское Представительное Собрание Восточного Берлина получило право избирать нескольких депутатов с совещательным голосом в Народную Палату и Палату Земель, а принимаемые парламентом ГДР законы должны были вступать в силу после утверждения их Городским Представительным Собранием. В Восточном Берлине были размещены парламент, правительство, Верховный Суд и Генеральная Прокуратура ГДР.

Окончательная дезинтеграция Большого Берлина (1952—1968)[править | править код]

Появление Берлинской стены в 1961 году последовало за окончательной отменой свободного перемещения через границу Западного и Восточного Берлина (в августе 1961 года граница была закрыта колючей проволокой и бетонными блоками). В этом же году были ликвидированы окружные ассоциации СДПГ в округах Восточного Берлина[1]. В 1962 году он вошёл в военный союз с ГДР — формирования Национальной Народной Армии разместились в Восточном Берлине (до этого его вооружёнными силами являлись советские оккупационные войска). К 1965 году на границе между Западным и Восточным Берлином была сооружена бетонная стена.

Окончательное поглощение ГДР (1968—1979)[править | править код]

К 1975 году стена, разделяющая Западный и Восточный Берлин, была усилена. В 1967 году был отменён паспортный контроль на границе ГДР и Восточного Берлина. В 1979 году депутаты Народной палаты ГДР от Берлина получили решающий голос и стали избираться напрямую населением города, законы ГДР перестали нуждаться в утверждении Городским представительным собранием Берлина.

Разрушение Берлинской стены (1989—1990)[править | править код]

Свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином было восстановлено 9 ноября 1989 года, в этот же день жители Берлина стихийно начали разрушение Берлинской стены. Была отменена монополия окружной организации Национального Фронта ГДР по выдвижению кандидатов в депутаты, из окружной организации Национального Фронта ГДР вышли окружные ассоциации ЛДПГ и ХДС, была воссоздана земельная ассоциация СДПГ. Пограничный контроль на границе между Восточным и Западным Берлином был окончательно формально отменён к 1 июня 1990 года.

Объединение Берлина (1990)[править | править код]

На выборах в Городское Представительное Собрание 6 мая 1990 года большинство получила СДПГ. 3 октября 1990 года Городское Представительное Собрание и Магистрат были упразднены, а территория Восточного Берлина вошла в состав единого Берлина. 24 января 1991 сложил полномочия последний руководитель Восточного Берлина и город вошел в состав объединенного Берлина.

Политическое устройство и взаимоотношения с ГДР и Западным Берлином[править | править код]

Политическое устройство[править | править код]

На момент создания ГДР Восточный Берлин являлся ассоциированным с ГДР государством — жители Восточного Берлина не участвовали напрямую в выборах в парламент ГДР, Городское Представительное Собрание избирало депутатов в обе палаты парламента ГДР с совещательным голосом, законы ГДР на территории Восточного Берлина вступали в силу только после одобрения их Городским Представительным Собранием, на границе между ГДР и Восточным Берлином существовал паспортный контроль. При этом официальной валютой Восточного Берлина являлась восточногерманская марка, выпускавшаяся Германским Эмиссионным Банком, подчинённым советской оккупационной администрации (с 1951 года Министерству финансов ГДР), а вооружёнными силами — советские оккупационные войска, подчинённые Министерству обороны СССР (с 1962 года — Национальная Народная Армия, подчинённая Министерству Национальной Обороны ГДР). При этом одновременно имелась и своеобразная квазиконфедерация Восточного Берлина и с Западным Берлином — на границе между Восточным и Западным Берлином до 1954 года практически отсутствовал паспортный контроль, наряду с восточногерманской маркой имела хождение и западногерманская марка. Однако в 1961 году относительно свободное перемещение через границу между Западным и Восточным Берлином было прекращено. В 1967 году был отменён паспортный контроль на границе с ГДР, в 1979 году были отменены косвенные выборы от Восточного Берлина в парламент Восточной Германии и обязательное утверждение законов ГДР Городским Представительным Собранием Восточного Берлина.

Конституция Восточного Берлина была принята только 23 апреля 1990 года, до этого роль конституции исполняла Временная Конституция Большого Берлина 1946 года, новеллизированная в 1961 году «Положением о задаче и работе Городского собрания уполномоченных и его органов». Законодательный орган — Берлинского Городское Собрание Уполномоченных (Stadtverordnetenversammlung), состоящее из 138 депутатов, избиравшееся по партийным спискам сроком на 4 года, исполнительный орган — Магистрат Берлина, состоявший из Обер-Бургомистра Берлина и 14 городских советников (stadtrat), избираемый городским собранием уполномоченным, суд апелляционной инстанции — Окружной суд Берлина (Bezirksgericht Berlin), назначался Магистратом (с 1960-х годов избирался Городским собранием уполномоченных), суды первой инстанции — городские окружные суды (stadtbezirksgericht), назначались Магистратом (с 1960-х гг. — избирались городскими окружными собраниями), органы прокурорского надзора — Прокурор округа Берлин и прокуроры городских округов, до 1952 года суд апелляционной инстанции — Камеральный суд (kammergericht), суд первой инстанции — земельный суд Берлина (Landgericht Berlin), низшее звено судебной системы — участковые суды (amtsgericht), до 1953 года существовали также — Верховный административный суд Берлина (Preußisches Oberverwaltungsgericht) и административный суд Берлина (Verwaltungsgericht Berlin), органы прокуратуры — Генеральный прокурор Берлина и прокурор земельного суда Берлина. Своих посольств Восточный Берлин не имел, интересы Восточного Берлина в иностранных государствах представляли посольства ГДР, в ООН Восточный Берлин также представлял представитель ГДР.

Административное деление[править | править код]

В политическом отношении Берлин состоял из 11 городских округов:

Восточный (зелёный цвет) и Западный (серый цвет) Берлин. Надписаны округа Восточного Берлина.

В судебном отношении Восточный Берлин делился на амты.

Представительный орган каждого из городских округов — городское окружное собрание (stadtbezirkversammiung) (до 1961 года — окружное собрание уполномоченных (bezirksverordnetenversammlung)), избиравшееся населением, исполнительный орган каждого из округов — совет городского округа (rat der stadtbezirk) (до 1961 года — окружное управление (bezirksamt)), состоявший из бургомистра и членов совета округа, избиравшийся городским окружным собранием.

Полиция[править | править код]

Силовой организацией Восточного Берлина являлось Полицейское управление Восточного Берлина (Polizeipraesidium der Berlin).

Политические партии[править | править код]

  • Окружная партийная организация СЕПГ
  • Земельная ассоциация СДПГ (до 1961 года)
  • Окружная ассоциация ЛДПГ
  • Окружная ассоциация ХДС
  • Окружная ассоциация НДПГ
  • Окружная ассоциация ДКП

Все эти организации (кроме СДПГ) были объединены в окружную организацию Национального Фронта ГДР и выставляли единые и единственные списки кандидатов в депутаты.

Большинство верующих являлись протестантами. До 1972 года существовала единая и для Западного Берлина и для Восточного Берлина и для Бранденбурга (с 1953 года бранденбургских округов) Евангелическая Церковь Бранденбурга-Берлина (Evangelische Kirche Berlin-Brandenburg). В 1972 году ЕЦББ в Западном Берлине и ЕЦББ в Восточном Берлине и Бранденбурге разделились и вновь объединились в 1991 году. Католики были представлены Епархией Берлина, входившей до 1972 года в Церковную провинцию Вроцлава, а с 1973 года непосредственно подчинявшейся Святому Престолу.

Общественный транспорт Восточного Берлина был представлен: метрополитеном (U-bahn), линией наземных городских электропоездов (S-bahn), трамваем, автобусом и троллейбусом (закрыта в 1973 году). После фактического разделения города Берлинской стеной в Восточном Берлине осталось только две действующие линии метро, зато осталось большая часть городской электрички. Линии метро U2 и U5 были переименованы соответственно в линии «А» и «Е».

Авиационный транспорт был представлен международным аэропортом Берлин-Шёнефельд, а до 1952 года и аэропортом Берлин-Йоханнисталь.

Из Восточного Берлина вещали государственные телеканалы ГДР, входившие в национальную государственную радиостанцию Fernsehen der DDR (Ferhsehen der DDR 1 и Fernsehen der DDR 2) и государственные FM-радиостанции ГДР, входившие в национальную государственную радиокомпанию Rundfunk der DDR — (Radio DDR 1, Radio DDR 2 (на общей частоте с окружными государственными радиостанциями Sender Potsdam и Sender Frankfurt, также входивших в Rundfunk der DDR), Berliner Rundfunk, DT64 и Stimme der DDR), также в Восточном Берлине были доступны ретранслировавшиеся в Западном Берлине общественные (Erste Deutsches Fernsehen, ZDF, Nord 3) и коммерческие телеканалы ФРГ (RTL Plus и Sat.1), общественные (SFB 1, SFB 2, SFB 3, SFB 4 и Deutschlandfunk) и коммерческие FM-радиостанции ФРГ (Radio 100), FM-радиостанции американской (РИАС 1, РИАС 2 и AFN), британской (BFBS) и французской (FFB) комендатур. На длинных волнах были доступы Deutschlandfunk, Stimme der DDR и Radio Volga (радиостанция Советской группы войск в Германии), на средних Radio DDR 1, Berliner Rundfunk, Stimme der DDR, Europawelle Saar и RTL.

20 фактов о Берлине, которые вы вряд ли слышали



Берлин полон сюрпризов и предлагает огромное количество возможностей в различных сферах — от развлечений до поиска работы и намерений построить свой бизнес.


Если хотите быть в тренде и лучше понимать один из самых быстро меняющихся городов мира, не лишним будет узнать самые интересные факты о Берлине, о вы, вероятно, не слышали.
 

1. Музеев в Берлине больше, чем дождливых дней

Всё так: столица ФРГ — дом для 180 музеев, а дождливых дней здесь, несмотря на холодные осень и зиму, всего 106. Поэтому если вдруг вы решите сбежать от пасмурной погоды в один из многочисленных храмов искусства, знайте, что выделенных Берлину дождливых дней вам на это попросту не хватит.

2. Почти 3 миллиарда окурков

В 1848 году власти Берлина опередили время, запретив курение на улице. Сегодня это один из немногих европейских городов, где курение, напротив, разрешено даже в барах. Улицы столицы Германии ежегодно засоряются 2,9 миллиарда окурков.

3. Тысяча и одна возможность пополнить запасы в любое время

Что делать в Берлине, если закончилось, например, молоко, а вы вдруг хотите приготовить омлет в два ночи? Просто отправиться в круглосуточный магазин. В городе примерно тысяча точек, где можно купить что угодно и когда угодно. Они называются Spätis, Spätkaufe или Spätverkaufe (магазины, открытые допоздна). Кстати, есть даже специальное приложение, в котором можно посмотреть, какие магазины находится неподалёку от вас.

4. Международный сигнал SOS

В 1906 году в Берлине прошла Вторая радиотелеграфная конвенция, в ходе которой её участники решили ввести в обиход единый радиотелеграфный сигнал бедствия. Это был известный всем нам SOS — «три точки — три тире — три точки» на азбуке Морзе. До 1999 года это был главный сигнал терпящих крушение морских судов, взывающих о помощи.

5. Очень много собак

Возможно, это не самые лучшие новости для тех, кто сильно раздражается от ощущения, что идёт по городскому парку как по минному полю, но в Берлине очень много собак. В прошлом году официально их было зарегистрировано более ста тысяч, а реальная цифра, согласно подсчётам, в два раза больше. Берлинцы очень любят собак и часто наслаждаются прогулками по городу со своими четвероногими друзьями на поводке.

6. Половина жителей Берлина одиноки

Каждый второй берлинец одинок или не имеет своей семьи. Нежелание многих жителей города погружаться в традиционную семейную рутину и брать на себя все обязательства, вытекающие из такого образа жизни, стало темой не одного исследования и публикации в СМИ. Однако факт остаётся фактом: половине берлинцев милее комфортная жизнь в одиночку, нежели стремление оставить потомство.

7. Каждый час куда-то переезжают 18 человек

Такое ощущение, что берлинцы, помимо степенного образа жизни с семьёй, отрицают ещё и оседлый образ жизни. Иначе как ещё объяснить статистику: ежечасно в Берлине меняют дислокацию 18 человек. Конечно, можно подумать, что они просто находятся в поиске идеального района. Однако автомобили для переезда фирмы Robben & Wientjes уже стали таким же символом города, как и Берлинская телебашня.

 

 

8. Город миллионеров

Когда-то считалось, что жизнь в Берлине довольно бедная: достаточно посмотреть на некоторые районы восточной части столицы Германии, чтобы окончательно увериться в этом. Однако статистика — вещь упрямая: в прошлом году в столице ФРГ продали фешенебельную квартиру стоимостью 5,7 миллиона евро, а предыдущий рекорд был 700 тысяч. По подсчётам специалистов, в городе проживают 585 миллионеров.

9. Дорогие граффити

Если бы Берлин был древнегреческим царством Аид, Сизиф сделал бы себе карьеру уборщика. Каждый год администрация города тратит 35 миллионов евро на то, чтобы отчистить стены от граффити, но всякий раз рисунки появляются вновь как по мановению волшебной палочки.

10. Город клубных тусовщиков

От сорока до пятидесяти тысяч человек посещают танцевальные клубы Берлина каждые выходные. Есть спрос — есть и предложение: вот почему клубов в столице ФРГ так много. Они есть почти на каждой железнодорожной станции, поэтому у любителей хорошо провести время никогда нет проблемы найти очередное подходящее для этого место.

11. 60 тонн дёнера в день

Ежедневно в Берлине расходуется 950 пирамидоподобных нарезок мяса для приготовления дёнер-кебаба — каждая из них весит примерно 63 килограмма, а значит в день берлинцы съедают 60 тонн мяса в день. Кстати, а ещё они поглощают 70 миллионов штук карривурст в год. И при всём этом жители столицы Германии могут похвастаться стройностью и исключительным здоровьем.

12. Золото из вендингового автомата

В фешенебельном универмаге «Галери Лафайет» на Фридрихштрассе, в самом сердце Берлина, ещё в 2010 году установили вендинговый автомат, в котором можно приобрести небольшой слиток золота весом от 5 до 250 граммов. Каждый слиток имеет сертификат подлинности и упакован как подарок. Кстати, это не единственный случай установки необычного вендингового автомата в Берлине: неподалёку от Восточного вокзала, например, установлен автомат по продаже балеток — на случай, если кто-то зайдёт в клубе настолько далеко, что покинет его без обуви или просто отекут ноги.

13. Больше двух километров пива

Самый длинный биргартен расположен не в Баварии, как можно подумать, а в столице Германии. Ежегодно в Берлине проводится международный фестиваль пива, который растягивается на 2,2 километра, что делает его самым внушительным в мире.

 

 

14. Полмиллиона иностранцев

Берлин и правда мультикультурный город: здесь проживают 500 тысяч человек из 185 государств. Это значит, что приблизительно 14 процентов населения Берлина — выходцы из стран, отличных от Германии. Одиноким себя точно не почувствуешь.

15. Один из четырёх человек, проживающих в Берлине, — настоящий берлинец

Если вы думаете, что остальное население столицы Германии — истинные берлинцы, то глубоко ошибаетесь. Всего лишь четверть тех, кто живёт в Берлине, могут считаться коренными берлинцами, которые родились и выросли в этом городе. Остальные — выходцы из других регионов Германии. А еще старейший хипстер в Европе — берлинец!

16. 8,7 раза вокруг Земли

Транспорт объединённой транспортной системы Берлина (BVG) ежедневно проходит дистанцию, в 8,7 раза превышающую диаметр земного шара. Эта цифра рассчитывается из показателей в том числе U-Banh и автобусов — да-да, несмотря на то что многие думают, что их в столице Германии не существует, они всё же прибывают минут на пять позже и тоже помогают пассажирам добраться из точки A в точку B.

17. Шанс угодить за решётку, если не купить билет

В Берлине очень серьёзно относятся к проездным документам. И даже если вам может показаться, что это не самый значительный вопрос, о котором стоит задумываться, статистика упряма: треть постояльцев берлинских тюрем — люди, которые сознательно не купили билет для проезда в общественном транспорте. Кстати, это относится и к тем случаям, когда пассажиры на свой страх и риск едут в зону C (окраины и пригороды Берлина, а также Потсдам), имея на руках билеты для зон A (центр города) и B (районы от центра до границы Берлина).

18. Ночные автобусы

Будучи в Берлине, обязательно воспользуйтесь возможностью, проведя полночи в каком-нибудь клубе, отправиться домой на автобусе одного из одиннадцати ночных маршрутов, который доставит вас чуть ли не до двери. Вот эти маршруты: N35, N39, N53, N60, N62, N64, N68, N69, N91, N95 и N97.

19. Ночь в музее за 8 тысяч евро

Берлин зарекомендовал себя как город нескончаемых андерграундных и не только вечеринок и безудержного веселья настолько, что сейчас у любителей такого времяпрепровождения появилась уникальная возможность снять на ночь целый музей. Государственные музеи Берлина (объединение, в которое входят 17 музеев) предлагают свои помещения и услуги по цене от 8 до 20 тысяч евро — зависит от размаха вечеринки. Кстати, отличный вариант для корпоратива.

20. Больше въезжающих, чем выезжающих

По средним подсчётам, каждый день Берлин покидают 327 человек, а приезжают в этот город 435 новых жителей. Неудивительно, что для того, чтобы найти квартиру в столице Германии, нужно очень сильно постараться: можно сказать, что спрос действительно превышает предложение.

А какие интересные факты о Берлине знаете вы?

Мария Селезнева, Deutsch Online




Берлин — это… Что такое Берлин?

Берли́н (нем. Berlin [bɛɐ̯ˈliːn]) — столица Германии, самый крупный и самый населённый город Германии. Берлин — второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза.

Берлин — одна из 16 земель в составе ФРГ. Город расположен на берегах рек Шпрее (с этим связано «прозвище» Берлина «Spree-Athen» — «Афины на Шпрее») и Хафель в центре федеральной земли Бранденбург, частью которой он не является (с 1920 года).

Около 1200 года на месте современного Берлина располагались два торговых поселения — Кёльн и Берлин. Точная дата получения ими городских прав неизвестна. Городские права Кёльна впервые упоминаются в 1237 году, городские права Берлина — в 1244 году. В 1307 году города объединились и образовали общую городскую управу. В 1400 году население объединённого Берлина составляло 8000 человек. Историческое название «Кёльн» нашло своё отражение в названии берлинского района Нойкёльн.

Берлин был столицей маркграфства/курфюршества Бранденбургского (с 1417 года), Пруссии (после объединения курфюршества Бранденбург с герцогством Пруссия) и после создания Германской империи стал её столицей.

После Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин, хоть и находился на территории советской зоны оккупации Германии, был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин, получивший статус особого государственного образования, но безусловно тесно связанного с ФРГ. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, окружившей с 13 августа 1961 года Западный Берлин. Берлинская стена, ставшая одним из главных символов холодной войны, просуществовала до 1989 года. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. В 1994 году туда переехала из Бонна администрация президента и в 1999 году — Германский бундестаг и администрация федерального канцлера вместе с федеральными министерствами.

Сегодня Берлин является мировым культурным центром. Это — крупный европейский транспортный узел и один из самых посещаемых городов на континенте. Университеты, исследовательские институты и музеи Берлина известны во всем мире. В городе живут и работают художники, дипломаты и иммигранты со всех уголков планеты.

География

Берлин расположен на востоке Германии, в 70 километрах от границы с Польшей. Берлин обладает правами федеральной земли и целиком располагается внутри федеральной земли Бранденбург. Исторический центр Берлина находится в низине, в пойме реки Шпрее, между двумя моренными возвышенностями (холмами), называемыми Барним и Тельтов. Значительная часть современного города расположена также на этих холмах: часть территории в административных округах Райниккендорф, Панков, Лихтенберг, Марцан-Хеллерсдорф расположена на Барниме, а в округах Шарлоттенбург-Вильмерсдорф, Штеглиц-Целендорф, Темпельхоф-Шёнеберг и Нойкёльн — на возвышенности Тельтов.

Климат

Город находится в умеренной климатической зоне. Среднегодовая температура составляет +9,9 °C. Самые тёплые месяцы — это июнь, июль и август со среднесуточной температурой +18,8 °C, а самые холодные — декабрь, январь и февраль со среднесуточной температурой +1,3 °C. В городе температура зимой в среднем на 2-3 градуса выше, чем в близлежащих окрестностях.

Климат Берлина
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 15,5 18,7 24,8 31,3 35,5 35,9 38,1 37,2 34,2 28,1 20,5 16 38,1
Средний максимум, °C 3,2 4,5 8,7 14,3 19,5 22 24,8 24,2 19,4 13,8 7,5 3,7 13,8
Средняя температура, °C 0,7 1,5 4,9 9,6 14,6 17,3 19,8 19,2 14,9 10 4,9 1,6 9,9
Средний минимум, °C −1,8 −1,3 1,5 4,8 9,5 12,5 14,9 14,5 10,9 6,7 2,5 −0,7 6,2
Абсолютный минимум, °C −23,1 −26 −16,5 −8,1 −4 1,5 6,1 3,5 −1,5 −9,6 −16 −20,5 −26
Норма осадков, мм 48 38 43 33 56 60 60 59 47 38 45 50 577
Источник: Погода и Климат

История

Возникновение

Город Берлин возник из парного города Берлин — Кёльн. Кёльн был расположен на острове на реке Шпрее, а Берлин напротив него, на восточном берегу. Кёльн впервые упоминается в 1237 году (28.10), Берлин в 1244 году (26.01). В 1307 году оба города были объединены и была построена общая ратуша. Согласно народноэтимологической версии (например, исследователь Теодор Целль (нем. Theodor Zell), название города произошло от немецкого слова «медведь» (нем. Bär). Как известно, минимум с 1280 года медведь является символом Берлина[2]. По одной из версий название «Берлин» (как и другие с ударным -ин — Шверин, Штеттин) имеет славянское происхождение и восходит к полабскому berl-/birl- («болото»)[3]. От сходного индоевропейского корня wern-/werl (что также значит «болотистая местность») происходят названия многих европейских городов.

Город-резиденция курфюрстов

В 1415 году курфюрст Фридрих I основал маркграфство Бранденбург и правил в нём до 1440 года. С этого времени члены династии Гогенцоллернов правили в Берлине вплоть до 1918 года, сначала как маркграфы земли Бранденбург, потом как короли Пруссии и наконец как германские императоры (кайзеры). Городские жители изменения власти приветствовали не всегда. Например, в 1448 году упоминаются городские волнения против строительства замка курфюрстом Фридрихом II Железным. Однако этот протест не увенчался успехом, а население, в свою очередь, лишилось многих экономических и политических свобод. В 1451 году Берлин был провозглашён городом-резиденцией бранденбургских маркграфов и курфюрстов и утратил свой статус свободного торгового города. Тридцатилетняя война (между 1618 и 1648 годами) сильно сказалась на городе: была разрушена треть домов, город потерял половину жителей. Фридрих Вильгельм, известный как Великий курфюрст Брандербургский, в 1640 году принял правление от своего отца. Его политика характеризовалась стимулированием иммиграции и высокой степенью религиозной толерантности. Уже на второй год своего правления он основал пригороды Фридрихсвердер, Доротеенштадт и Фридрихштадт. В 1671 году Фридрих Вильгельм дал убежище 50 еврейским семьям из Австрии. Потсдамским эдиктом 1685 года он пригласил в Бранденбург французских гугенотов. Приехало более 15 000 французов, из них 6000 осели в Берлине. Около 1700 года уже 20 процентов жителей Берлина составляли французы, и культурное влияние Франции было огромным. Также в городе уже было много иммигрантов из Богемии, Польши и Зальцбурга.

Королевская столица

В 1701 году в результате коронации Фридриха I Берлин приобрёл статус столицы Пруссии. В 1709 году последовало объединение городов Берлин, Кёльн, Фридрихсвердер, Доротеенштадт и Фридрихштадт. Но фактически уже давно эти пригороды считались частями Берлина. 9 октября 1760 года в ходе Семилетней войны (1756—1763 годы) Берлин капитулировал перед русским корпусом под началом генерала графа З. Г. Чернышева. В плен было взято 4500 солдат. В качестве трофеев русским досталось 143 орудия, 18 000 ружей и пистолетов и почти 2 миллиона талеров контрибуции. Символические ключи от Берлина, переданные городскими властями русскому генералу, сейчас хранятся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. После четырёх дней пребывания в Берлине, получив известие о подходе к городу крупных сил противника, Чернышев вывел свой корпус на зимние квартиры. 14 октября 1806 года в битве с наполеоновскими войсками при Йене и Ауэрштедте Пруссия потерпела сокрушительное поражение. Это привело к началу реформ, ставших решающими в дальнейшем развитии прусского государства. «Прусские реформы» дали мощный толчок экономике и образованию. В ноябре 1806 года французские войска вошли в Берлин. 21(9) ноября 1806 года в Берлине Наполеон объявил континентальную блокаду Англии. В феврале 1813 года русские войска во главе с А. И. Чернышевым вторично заняли Берлин, преследуя остатки армии Наполеона. К 1861 году в состав Берлина вошли новые пригороды, такие как Веддинг, Моабит, Темпельхоф, Шёнеберг.

Столица Германской империи и Веймарской республики

В 1871 году Берлин был провозглашён столицей вновь образованной Германской империи. По окончании Первой мировой войны в 1919 году в Берлине была провозглашена так называемая Веймарская республика. Официально государство продолжало именоваться «Германский рейх» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи. В 1920 году последовал закон об основании Большого Берлина, объединивший многие городки, земельные владения и округа вокруг Берлина. После этого численность населения Берлина превысила 4 миллиона человек. Берлин стал крупнейшим промышленным, научным и культурным центром Германии и континента.

Столица нацистской Германии

В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов Берлин стал столицей нацистской Германии. В 1936 году в Берлине прошли летние Олимпийские игры, которые были использованы нацистами в пропагандистских целях. Под руководством Альберта Шпеера был разработан генеральный план застройки Берлина как будущей «столицы мира — Germania». В 1945 году Берлину были причинены серьёзные разрушения от бомбардировок, артиллерийских обстрелов и уличных боев.

От раскола до единства

Во время войны и после её окончания большая часть Берлина была разрушена в результате многочисленных бомбардировок и уличных боёв 1945 года. После взятия города Красной армией и полной и безоговорочной капитуляции Германии, Берлин, как и вся Германия, был разделён на три сектора под иностранным управлением. Секторы западных союзников (США, Великобритания) были образованы в западной части города, а сектор Советского Союза — в восточной. С 26 июля 1945 года был образован четвёртый французский сектор.

Противостояние западных союзников и Советского Союза привело в 1948 — 1949 годах к экономической блокаде Западного Берлина, для преодоления которой западными союзниками был организован так называемый воздушный мост для снабжения города. Это противостояние привело также к образованию двух германских государств на оккупированных территориях: вначале ФРГ в западной зоне, а следом и ГДР на востоке — обеих в 1949 году.

В 1953 году в Восточном Берлине произошло массовое антиправительственное выступление, подавленное с помощью советских оккупационных войск.

Западный Берлин становится «витриной Запада», городом с высоким уровнем жизни, социальной защиты, демократических свобод.

В то время как ФРГ разместила «временную столицу» в городе Бонн, ГДР свою столицу разместила в Восточном Берлине. Усиление противостояния между Востоком и Западом на территории Берлина привело в 1961 году к строительству Берлинской стены, возведённой по инициативе социалистической ГДР. Переход граждан с одной территории на другую допускался только через пограничные контрольно-пропускные пункты. В 1971 году было подписано Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину, урегулировавшее правовой статус разделённого города.

После 1949 года, в начальный период разделения города на две (западную и восточную) части, примечательной чертой всех региональных проектов застройки города было практически полное игнорирование архитекторами (как на западе, так и на востоке) данной политической реалии. Соседние части территории городского района рассматривались в этот период как объекты реализации единых по замыслу архитектурных проектов. Так, например, неоднократно разрабатывавшийся в период 1965—1978 годов «План использования территории Западного Берлина» в части разработки демографической гипотезы и предложений по развитию транспортной инфраструктуры охватывал всю территорию Большого Берлина. И только в разработанной в 1984 году новой редакции этого плана его проектные решения были жёстко ориентированы на проблемы развития западной части города и практически не касались каких-либо проблем развития его восточной части или всего городского района в целом.

Аналогичная тенденция прослеживается в истории разработки генерального плана Восточного Берлина. Как и в самом этом плане, который начал составляться ещё в 1949 году, так и в примыкающем к нему «Плане пространственной организации территории Большого Берлина» (начало разработки — 1955 год) в процессе анализа и решения всех планировочных проблем речь шла о едином городском районе. На всю его территорию, а также на выделенную в его пределах зону непосредственного тяготения Берлина (в радиусе 30 км) была разработана единая, рассчитанная на далёкую перспективу концепция функционального использования территории, предусматривающая возможность расселения здесь не менее 4 млн человек. В соответствии с этой концепцией было предусмотрено резкое повышение уровня интенсивности использования селитебных и промышленных территорий при сохранении больших незастроенных пространств, предназначенных для сельскохозяйственного и рекреационного использования.

Предусмотрены были также крупномасштабные мероприятия по реконструкции сложившейся на территории данного района сети автомобильных дорог: завершение строительства кольцевой автодороги, её соединение с помощью скоростных магистралей с четырёхугольником тангенциального транспортного «обвода» центральной части города, создание системы репрезентативных улиц, соединяющих центры городских районов с зоной общегородского центра. Район Курфюрстендамм трактовался как единый деловой центр города (своего рода «Сити»), однако, без чётких указаний на выполняемые им конкретные функции.

Берлинская стена пала только в 1989 году под давлением населения ГДР, и произошло это благодаря отказу Советского Союза вмешиваться во внутренние дела ГДР. 3 октября 1990 года ГДР присоединяется к зоне действия Основного закона ФРГ. Германия стала единым государством. В 1991 году бундестаг принял решение о будущем переезде в Берлин и тем самым подвёл итог дискуссии о месте нахождения столицы объединенной Германии. 1 сентября 1999 года правительство и парламент Германии приступили к работе уже в Берлине. В Берлине расположены посольства 147 государств.

Административное деление

Административное деление Берлина

Город Берлин является одной из 16 земель в составе ФРГ и административно подразделяется на 12 административных округов (нем. Bezirk) и 95 районов (нем. Ortsteil), входящих в них.

Районы Берлина в статистических целях наделены четырёхзначными идентификационными номерами, первые две цифры в которых указывают на округ.

Помимо районов Берлин разделён на «статистические территории» (нем. Statistisches Gebiet), обозначаемые трёхзначными номерами, которые приблизительно соответствуют жилым районам. Примером статистической территории является Баварский квартал (нем.)русск. в районе Шёнеберг, где большинство улиц получили свои названия по городам Баварии. Статистические территории могут не совпадать с районами, так, например статистическая территория Рудов располагается в двух районах — Рудов и Гропиусштадт.

Экономика

Берлин — крупный экономический и финансовый центр не только Германии, но и ЕС в целом. Развиты главным образом радиоэлектронная промышленность, машиностроение, транспортное строительство, город является важным центром торговли, местом проведения международных торговых ярмарок, выставок. В 2009 году валовой внутренний продукт Берлина составил €90,1 млрд[4], по сравнению с 2008 года номинальный ВВП вырос на 1,7 %[5]. В сравнении с региональными ВВП (по паритету покупательной способности) на душу населения в ЕС Берлин в 2007 году имел индекс 97,8, тогда как индекс Бранденбурга составил 82,2, а Германии в целом — 115,8[6]. Уровень безработицы  в Берлине достаточно высокий — 13,6 % (в мае 2010 года), в то время как в среднем по стране он составлял 7,7 %. Около 17 % населения получают помощь в рамках Социального кодекса[7]. Около 80 % компаний в Берлине работают в секторе услуг. 30 немецких компаний с индексом DAX имеют свои штаб-квартиры в Берлине, среди них Siemens AG, Deutsche Bahn AG и др.

Население

Население Берлина[8]:

В метрополии Берлин проживает 3 950 887 человек на территории площадью 5370 квадратных километров. Плотность населения в регионе достигает 736 жителей на один квадратный километр, а в пригородах плотность населения составляет около 123 жителей на один квадратный километр. Средний возраст берлинца составляет 41,7 лет. В Берлине проживает около 450 900 жителей-иностранцев из 185 государств. Таким образом, иностранцы составляют 14 % населения Берлина. Из них — 36 000 граждан Польши, около 119 000 граждан Турции. Берлин после Турции имеет самую большую по численности общину этнических турок в Европе. Интересно, что этническими становятся целые районы Берлина, например, район Кройцберг, где почти треть 160-тысячного населения составляют иммигранты, турецкие гастарбайтеры и их дети. Более 60 % иностранцев-турок имеют немецкое гражданство и их значительно больше, чем 119 000 человек. Русскоязычное население составляет около 30 % в районах Марцан и Хеллерсдорф — это районы «социального» жилья, в основном многоэтажные дома.

Представители первых волн эмиграции из СССР населяют районы Шарлоттенбург, Вильмерсдорф (районы старого Западного Берлина), вокруг главной улицы Курфюрстендамм. Писатели, художники, дизайнеры, скульпторы и творческая элита живут в основном в районах Митте и Пренцлауэр-Берг. Шпандау — это промышленный район Берлина, в котором расположены заводы Siemens, Osram, BMW. Самый дорогой район — Груневальд — это частный сектор в черте города, примыкающий непосредственно к центральной улице Западного Берлина Кудамм (Курфюрстендамм).

По данным статистического ведомства около 60 % жителей Берлина не являются членами какого-либо религиозного сообщества, 22 % являются евангельскими христианами, 9 % — католиками и 6 % исповедуют ислам. Женщин несколько больше чем мужчин. Более 50 % берлинцев живут без семьи. Считается совершенно нормальным сожительствовать с человеком, чтобы платить меньше денег за аренду жилья и услуги. Также распространены браки без совместного проживания.

Старшее население (пенсионеры) являются основными посетителями бесчисленных кафе и кондитерских (булочных). Также пенсионеры обслуживаются на основании страховки коммерческими организациями на дому, либо в домах престарелых (Aльтерcхаймах). Эти организации борются друг с другом путем лучшего сервиса и набора услуг. Все сотрудники из-за этого очень вежливы и услужливы к пенсионерам, чтобы не поступало жалоб и пенсионер не сменил организацию обслуживания. В набор услуг входят услуги парикмахера, косметолога, массажиста и т. д.

Культура и достопримечательности

Город сохранил отдельные черты средневековой застройки. В 18-19 вв. были созданы правильные по очертанию площади (например, Жандарменплатц), широкие улицы (Унтер-ден-Линден), парадные ансамбли и застройки в стиле барокко. Эйфория строительства и роста наступила в самом начале 20 в. Выставка под названием «Общие принципы градостроительства», проведенная в 1910, показала образец европейского города, к которому стремился Берлин. После Второй мировой войны в обеих частях города были восстановлены исторические памятники и жилые массивы, к которым добавились новые районы: Лихтенберг и Марцан в восточной части города, Меркишес Фиртель на севере Западного Берлина. Из старинных построек в Берлине сохранились Церковь святой Марии, Берлинский собор, Оперный театр, Бранденбургские ворота, Красная ратуша, Рейхстаг (перестроенный в 1999), Дворец Бельвю. На площади Брайтшайдплатц сохранены и законсервированы руины разрушенной в войну Церкви императора Вильгельма, как памятник-напоминание о войне. В восточной части Берлина, в Трептов-парке было открыто историко мемориальное памятник-кладбище воинам Советской армии, павшим в боях за Берлин, с мавзолеем, на котором стоит статуя Воина-освободителя (скульптор Е. В. Вучетич). Среди послевоенных новостроек квартал Ганза, построенный интернациональным коллективом архитекторов, жилой квартал у Олимпийского стадиона (архитектор Ле Корбюзье), Карл-Маркс-аллее, Дом радиовещания, Госсовет, Конгрессхалле (архитектор Х. Стаббинс), Дворец республики в восточной части города, промышленная выставка «Интербау» , Берлинская филармония, Новая национальная галерея (1968; архитектор Л. Мис ван дер Роэ).

Визитной карточкой Берлина, безусловно, являются известные на весь мир Бранденбургские ворота и Колонна победы, однако помимо них у Берлина есть и другой яркий символ, выражающий открытость и толерантность столицы Германии — берлинский мишка.

Парки Берлина

На западе и юго-востоке города располагаются обширные лесные массивы. Почти каждая улица города украшена деревьями, можно сказать, что Берлин — самая зелёная метрополия Германии. В Берлине находится более 2500 скверов, парков и мест отдыха. Их общая площадь составляет около 5500 гектаров. Парки, леса, реки, озера и каналы занимают около 30 процентов городской площади. В центре города находится парк Тиргартен. Он является самым старым и большим (210 гектаров) парковым насаждением Берлина в течение более 500 лет. В прошлом Тиргартен был участком леса перед воротами города, который знать города использовала для прогулок на лошадях и охоты. Постепенно город разросся вокруг парка. На сегодняшний день парк растянулся от станции вокзала Берлинский зоопарк до Бранденбургских ворот и находится в непосредственной близости правительственных зданий и здания парламента. На пересечении дорог Восточно-западной оси и Улицы 17 июня находится берлинская колонна Победы высотой 69 м, построенная в 1864—1873 годах и увенчанная 8-метровой фигурой богини Виктории, к статуе которой ведут 285 ступеней. С их высоты открывается панорама Берлина. Наряду с Тиргартеном крупным парком Берлина является Трептов-парк. Он был создан в 1876—1882 гг. первым берлинским директором садового строительства Иоганном Генрихом Густавом Мейером. В 1896 году в Трептов-парке проходила выставка ремёсел. Среди парковых насаждений особенно выделяется Берлинский ботанический сад. Он находится на юго-западе города и пользуется большой популярностью среди берлинцев как место отдыха. Кроме того, в Берлине есть 2 зоопарка: Берлинский зоологический сад и зоопарк Фридрихсфельде. Основанный в 1844 году Берлинский зоопарк является старейшим в Германии, а его коллекция является самой обширной по количеству представленных видов животных (14 000 животных и 1500 видов). Второй зоопарк возник в ГДР в 1954 году и является самым большим по площади зоопарком Европы, занимающим 160 гектаров.

Музеи

Берлин — настоящий город музеев. Их история тесно сплелась с историей Германии и её разделением на две части. Бывшее собрание прусских королей во время войны было частично эвакуировано, частично его спрятали от бомбежек, а после Второй мировой войны оказалось, что часть коллекции находится на Востоке, а часть — на Западе. В современном Берлине несколько музейных центров. Прежде всего, это Остров музеев на Востоке, расположенный к северу от университета и Унтер-ден-Линден и включающий Музей Боде, Старую национальную галерею и Пергамский музей. Культурфорум на Западе — богатейшее собрание европейской живописи и других произведений искусства. Другие музейные центры — Египетский музей и Музеи Далема (этнологический музей, музей искусства Индии и т. п.) в Далеме. На Музейном острове хранились культурные ценности довоенного Берлина. Музеи пострадали во время бомбардировок, однако основные коллекции сохранены. Старая национальная галерея расположена в здании, похожем на древнеримский храм. Здесь представлены самые различные художественные течения — реализм, импрессионизм, дадаизм, экспрессионизм. На лестнице стоит бронзовая «Танцовщица» Георга Кольбе, в зале, посвященном группе «Мост», экспонируются полотна Карла Шмидта-Ротлуффа, Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Мюллера. В зале дадаистов выставлены коллажи Ханны Хёх. И ещё есть характерная особенность берлинских государственных музеев: каждый четверг с 16.00 до 20.00 — бесплатный вход.

Театры

Среди театров: Немецкая опера, Берлинская государственная опера, Комише Опера, Театр им. Шиллера, Театр на Курфюрстендамме, Берлинский ансамбль, Берлинский драматический театр, Фридрих-штадт-палас, Народный театр, театр Метрополь, множество варьете и кабаре и т. д. Всемирной известностью пользуется Берлинский филармонический оркестр, которым дирижировали в свое время Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян.

Другие достопримечательности

Большие возможности для отдыха предоставляет и пляж на озере Ванзе, расположенный в 30 минутах езды от центра Берлина. Самый большой лес, расположенный на территории самого Берлина, — знаменитый Грюневальд, который идет вдоль жилого квартала, построенного при Бисмарке, а также вдоль цепочки озёр ледникового периода Халензе, Кёнигсзе, Дианазе и Хундекельзе. Сейчас здесь растут буки, березы, каштаны. Грюневальд остается любимым местом отдыха берлинцев.

Образование и наука

Положение Берлина как столицы Пруссии, затем — Германской империи предопределило его ранг научного центра страны. Эта предпосылка отпала для Западного Берлина после 1945 г. В Восточном Берлине такое положение было восстановлено после создания ГДР и объявления его столицей нового государства. Были восстановлены практически все научные учреждения: Германская академия наук в Берлине, действительными членами которой продолжали оставаться западные ученые, а также четыре крупных университета: Берлинский университет имени Гумбольдта, Берлинский технический университет, Берлинский университет искусств. Благодаря интенсивной государственной политике поддержки науки в Западном Берлине был открыт Свободный университет, создано Общество Макса Планка, главной задачей которого была разработка стратегических направлений науки и внедрение рекомендаций в подготовку научных кадров, а также целый ряд научных центров: по экономическим исследованиям, урбанистике, ядерным исследованиям (Институт имени Отто Гана) и др. После объединения страны Берлин вновь стал одним из ведущих научных центров Европы. Общее количество берлинских студентов составляет около 140 тысяч человек.

Инфраструктура

Берлин — это крупный транспортный узел; сеть каналов соединяет город с реками Эльбой и Одером. Берлин имеет сложную и разнообразную транспортную инфраструктуру. В Берлине 5334 километра дорог, из которых 66 километров является магистралями, и 979 мостов. В 2004 году зарегистрировано 1428 тысяч автомобилей, включая 6800 такси. Местный общественный транспорт обслуживается компаниями BVG и Deutsche Bahn AG и имеет 1626 километров автобусных маршрутов, 187 километров трамвайных линий, 150 километров линий метрополитена и 328 километров городской железной дороги. К Чемпионату мира по футболу 2006 открыт новый железнодорожный вокзал.

Берлин обслуживают два аэропорта — Тегель и расположенный за чертой города в федеральной земле Бранденбург аэропорт Шёнефельд, которыми воспользовалось 15,7 миллионов пассажиров в 2010 году. До 31 октября 2008 года существовал также аэропорт Темпельхоф. Последний рейс вылетел в Мангейм из аэропорта 31 октября 2008 года. Аэропорт Тегель был построен в 1948 году и с 1988 года носит имя Отто Лилиенталя. Эксплуатантом аэропорта является «Berliner Flughafen-Gesellschaft mbH» (BFG). Аэропорт Шёнефельд был построен в 1946 году при значительной поддержке Советской военной администрации в Германии. В настоящее время аэропорт Шёнефельд перестраивается в новый аэропорт Берлин-Бранденбург.

Берлинский метрополитен (нем. U-Bahn Berlin) — является важным транспортным узлом города. Старейшее в Германии берлинское метро было открыто в 1902 году. В проектировании берлинского метро принимал активное участие Вернер фон Сименс. Сейчас Берлинское метро насчитывает 9 основных линий длиной 151,7 км со 173 станциями. Самой длинной линией является U7, длина её составляет 32 км. Она же является самой длинной полностью подземной линией в Германии. Линия U4 является самой короткой, её длина составляет всего 3 км. В час пик поезда ходят с трёх- или четырёхминутными перерывами между рейсами, в остальное время каждые 5 или 10 минут. Начиная с 2003 года были введены ночные линии (на всех маршрутах, кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-минутными интервалами. В остальные дни недели по маршрутам метро ходят ночные автобусы, один раз в 15 минут. Около 80 % путей находятся под землей.

Берли́нская городска́я электри́чка (нем. S-Bahn Berlin) — один из видов общественного транспорта в Берлине и Бранденбурге. Железнодорожная сеть берлинской городской электрички длиной 331 км содержит 166 станций. Многие линии берлинской городской электрички обслуживают также пригороды Берлина: Потсдам, Ораниенбург, Бланкенфельде-Малов, Бернау, Тельтов, Хеннигсдорф, Эркнер, Кёнигс-Вустерхаузен, Штраусберг, Биркенвердер, Хоэн-Нойендорф и др. Центральная часть железнодорожной сети состоит из трёх магистралей: Stadtbahn проходит с запада на восток, состоит из наземных и надземных станций; Nord-Süd Bahn проходит с севера на юг преимущественно в туннеле; Ringbahn является кольцевой линией. Используются электропоезда с питанием от контактного рельса с постоянным током напряжением 750В. Поезда шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля.

Также в Берлине существуют трамвайные линии (нем. Straßenbahn Berlin) — это одна из самых крупных и старейших трамвайных систем мира. Первая трамвайная линия появилась в городе ещё в 1865 году, она проходила между Бранденбургскими воротами и Шарлоттенбургом. В 1967 году в Западном Берлине была закрыта последняя трамвайная линия, приоритет был отдан развитию метрополитена. В Восточном Берлине наоборот активнее развивалось трамвайное сообщение. После объединения Германии началось поэтапное слияние восточной и западной транспортных систем. В 1994 году власти Берлина приняли решение начать модернизацию трамвайного хозяйства. В настоящий момент сеть состоит из 293,7 километров рельсов (протяжённость рельсов на ночных маршрутах — 107,7 км) и 374 остановок, а также 22 маршрутов (ночью — из 9 маршрутов)[9].

В Берлине очень развито велосипедное движение. Многие дороги оснащены велодорожками, движение по которым регулируется на перекрёстках отдельными секциями светофоров.

С декабря 2011 года РЖД осуществляют регулярное железнодорожное сообщение по маршруту Москва — Берлин — Париж[10].

Города-побратимы

Состояние: 29 октября 2008 года[11]

В астрономии

  • В честь Берлина назван астероид (422) Беролина (англ.)русск., открытый в 1896 году.

Галерея

Панорама Берлина Панорама Берлина

См. также

Примечания

  1. http://www.statistik-berlin-brandenburg.de//Publikationen/OTab/2011/OT_A01-01-00_124_201107_BE.pdf Статистика. Берлин
  2. 725 Jahre Berliner Bär  (нем.)
  3. Berger,Dieter. Geographische Namen in Deutschland, Bibliographisches Institut, 1999. ISBN 3-411-06252-5  (нем.)
  4. Exporteinbruch stürzt deutsche Wirtschaft in die Krise (German), Reuters. Проверено 19 августа 2008.
  5. Konjunkturdaten, Berlin.de, Abgerufen am 9. Juni 2010
  6. Eurostat: Regional GDP per inhabitant 2007. Abgerufen am 15. Mai 2010, Евростат (недоступная ссылка)
  7. Arbeitslosigkeit in Berlin geht zurück. In: Berliner Morgenpost’, abgerufen am 1. Juni 2010.
  8. World Gazetteer: Berlin — profile of geographical entity including name variants
  9. http://www.bvg.de/index.php/de/binaries/asset/download/889000/file/1-1
  10. РЖД запускает поезд Москва — Берлин — Париж, РИАНовости (12 декабря 2011). Проверено 12 декабря 2011.
  11. [1], berlin.de 29.10.2008

Ссылки

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.