Саграда-Фамилия — Википедия
Храм Святого Семейства; полное название: Искупительный храм Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família, иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства) — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года; знаменитый проект Антонио Гауди.
Один из самых известных «долгостроев» мира: по решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан. Также окончание строительства задерживает сложность изготовления каменных блоков. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.
Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periódico de Catalunya[es], в 2006 году строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.
7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям[1]. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)[2].
Храм или Собор
В русском языке и русскоязычных текстах наблюдается именование данной церкви Собором. Такое словоупотребление является ошибочным, так как Собором обычно называют главный храм города, где находится правящая кафедра епископата (архиерея)[3]. Следует помнить, что Главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии («Барселонский собор») в Старом городе, а не Саграда Фамилия. Поэтому, для Святого Семейства правильней будет употребление слова Церковь или Храм.
История строительства
Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом.
1882—1926 годы
Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года, и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора Франциско дель Вильяра (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была спроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трёх монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.
В 1883—1889 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьёзно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.
Школа для детей строителей возле церквиВ 1909—1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной школы. Она была создана Гауди для детей строителей и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.
В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада — фасада Славы — также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как «лес древовидных колонн», залитый светом, проникающим через разновысокие витражи.
30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвящённая Св. Варнаве. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.
После 1926 года
После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927—1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества было продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида. На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвящённая Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — 2026 год, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году. Однако в 2008 году группа из более чем четырёхсот деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии [4]. Тем не менее, работы продолжаются.
В поставке стальных конструкций для окончания строительства принимает участие финская компания Outokumpu[5].
В июне 2019 года мэрия Барселоны урегулировала с Храмом Святого семейства вопрос о лицензии на строительство. По договоренности, Храм обязуется выплатить 36 млн евро в течение 10 лет в качестве компенсации муниципальных расходов
Архитектура Храма
Наружное устройство
Схематическое изображение отдельных элементов церкви Святого СемействаНа иллюстрации показано взаимное положение основных элементов храма Святого Семейства. Эта пятинефная церковь спланирована в форме латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта, включает семь часовен и обходную галерею за хором. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова. Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье — гору Монжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.
Слева — портал Страстей, справа — портал Славы (не окончен). 2011 годФасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие. Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев, а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «
Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающая песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению. В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных, по задумке архитектора, по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.
В декоре широко использованы тексты литургии, главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы предполагается украсить словами Апостольского Символа Веры.
Внутреннее устройство
Интерьер Храма Святого СемействаПонимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью, таких как гиперболоид, гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура — эллипсоид.
Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения. Так, при оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола, а в портале Розария применяются витые колонны с каннелюрами, закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.
Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.
Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах. С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском центра тяжести опирающейся на колонну части свода.
Изображения элементов интерьераВинтовая лестница внутри колокольни
-
Колонны центрального нефа
-
«Звёзды» в интерьере
Внутренняя часть портала Розария
Окна храма
Витражи храма
См. также
Примечания
Литература
- Весь Гауди. Издательство Editorial Escudo de Oro, S.A. Barcelona ISBN 84-378-2269-6
Ссылки
Храм Святого семейства: описание, фото и видео
Храм Святого семейства (Барселона) или Sagrada Familia, как зовут его испанцы – это визитная карточка не только города, но и всей Каталонии. Нельзя приехать в Барселону и не посетить это великолепное сооружение, к которому приложил руку сам Антонии Гауди. Трудно найти более величественное здание. Оно кажется мрачным и огромным снаружи, но поражает внутри своей прозрачностью и яркими красками. Даже человек, далекий от религии, не останется равнодушным в этих стенах.
Начало строительства храма
Саграда Фамилья – самый большой долгострой нашего времени. Описывая историю строительства, нельзя закончить повествование, ведь здание пока не завершено. По прогнозам, все работы будут окончены к 2026 году, но гарантировать этого не может никто, ведь строительство ведется на пожертвования и может сильно растягиваться во времени.
Получив крупное пожертвование в 1874 г., священнослужители Барселоны решили возвести красивый храм. Они выкупили большой участок земли за пределами тогдашнего города и пригласили инженера для создания проекта. Работы возглавил известный архитектор Франциско дель Вильяр. Под его руководством 19 марта 1882 года и был заложен первый камень храма. Эта дата считается днем рождения строительства, которое пока не завершено.
Увы, но между архитектором и заказчиками возникли разногласия по поводу оформления здания, и спустя всего год, мастер отказался от сотрудничества. С конца 1882 года Антонио Гауди берется за строительство Храма Святого Семейства. Он сразу вносит существенные коррективы во внешний облик здания. От привычного готического вида остаются лишь колонны и остов. В стенах он предусмотрел множество окон и небольших витражных вставок, что сразу придало конструкции легкость и некоторую ажурность. Теперь над готикой стал преобладать любимый Гауди модерн.
Снаружи постройку украшали множество башен разного размера. У прихожан должно было возникать ощущение, что многочисленные остроконечные пики, словно нити, тянутся к небу от скалистого основания. У храма заложено три фасада, каждый из которых является определенной вехой в жизни Иисуса Христа: рождение, смерть и воскрешение. В более мелких деталях и скульптурах просматриваются другие религиозные обряды и отдельные фразы из Евангелие.
Архитектор планировал построить главную башню высотой 170 м, что на 1 м меньше, чем холм Монжуика. Он не хотел, чтобы творение человека превосходило Божье. Автор тщательно прорабатывал мельчайшие детали на башнях, чем удивлял многих строителей. Ведь на такой высоте невозможно заметить крохотную резьбу или мозаику. Однако Гауди утверждал, что ангелы видят все.
После нескольких лет строительства Гауди осознал, что завершить работы до конца своей жизни он не успеет. Ему пришлось выбрать, за что именно взяться в первую очередь. Итак, в 1892 году он начинает работать над фасадом Рождества, в котором отражается первый этап – рождение Иисуса.
Кроме работы над фасадами Антонио Гауди продумывал и дополнительные сооружения для Саграды Фамилии. В начале XX века (1910 г.) открылось небольшое здание приходской школы. Это помогло привлечь прихожан в пока незавершенный храм.
Более 40 лет архитектор возводил остов Храма, работал над мелкими элементами и башнями, а также завершал первый фасад. В конце ноября 1926 года создание фасада Рождества было завершено. Стены украсили необычные скульптуры и тексты Священного писания. Антонио Гауди продолжал работать, но несчастный случай оборвал его жизнь. 7 июня 1926 года престарелый архитектор, направляясь в церковь, оказался под колесами трамвая. Спустя три дня он умер.
Строительство храма после смерти Гауди
С этого момента руководство строительством перешло ученику Гауди – Доменеку Сураньесу, который помогал в работе с 1902 г. За следующие 4 года он завершил оформление остальных фасадов здания в стиле великого мастера.
Дальнейшее строительство продвигалось значительно медленнее из-за нехватки средств. Архитекторы постоянно менялись, поэтому поддерживать единый стиль стало труднее. Политические споры относительно Каталонии также повлияли на сроки завершения работ. Так, в 1936 г. анархисты сильно повредили внутреннее убранство и уничтожили множество строительных документов. Долгие годы власти Испании ограничивали Каталонию в финансировании, поэтому реставрационные работы замерли.
В начале 80-х годов прошлого века строительство пошло намного быстрее и уже наметилась тенденция к завершению. Однако многие деятели искусства скептически воспринимают Саграду Фамилию. Они уже не усматривают замысла Гауди в этом храме. Слишком часто менялись архитекторы и каждый привносил частицу своего видения. Тем не менее Храм Святого семейства носит имя Антонио Гауди, как главного вдохновителя и создателя.
Наружное оформление храма
В основании Храма просматривается традиционный крест, хотя его очертания сильно замаскированы дополнительными постройками. Размер фундамента составляет 80 м в длину и 60 м в ширину. Максимальная высота внутреннего свода достигает 45 м. Над поверхностью земли по проекту Гауди должно возвышаться 18 остроконечных башен различной высоты. Центральная и самая высокая символизирует Иисуса Христа. Далее следуют башни Богородицы, авторов четырех Евангелие и 12 апостолов.
Здание имеет три фасада:
- Фасад Рождества посвящен рождению Иисуса Христа. Он украшен скульптурной группой по библейским описаниям. В стене предусмотрены многочисленные окна, дополненные витражами.
- Фасад Страстей повествует казнь Иисуса. Он выполнен в более сдержанных тонах с угловатыми, костистыми статуями. Центральной скульптурой является распятие.
- Фасад Славы символизирует воскрешение Сына Божьего. Он отличается огромными размерами, подчеркивая важность этого события. Эта сторона храма строится с 2002 г. и пока не завершена.
Интерьер храма
Оказавшись внутри Храма Святого семейства, можно удивиться столь просторному и светлому помещению. Знаменитый архитектор применил свое мастерство расчетов и сумел создать легкую атмосферу в окружающем пространстве. По всей высоте стены украшены многочисленными витражами, поэтому свет проникает отовсюду.
Прихожане могут увидеть многочисленные скульптуры и фрески, мозаику и росписи. Все элементы гармонично переплетаются между собой. Детали проработаны в излюбленной манере Гауди, то есть стены и колонны немного изогнуты и покрыты извилистым рисунком.
Внутренние помещения кажутся живыми и дышащими. Они абсолютно не давят на посетителей. Хотя ежегодно достопримечательность осматривают миллионы туристов, внутри нет больших толп и давки.
Информация для туристов
Храм работает ежедневно с 9:00 до 18:00 часов. В летний период (апрель-сентябрь) работа продлевается до 20:00.
Вход в храм платный. Стоимость билета составляет:
- 12,50 евро для взрослых;
- 10,50 евро для пенсионеров и студентов.
За небольшую доплату можно воспользоваться услугами аудиогида.
У входа собирается довольно большая очередь из желающих осмотреть внутреннее убранство храма. Сократить время ожидания можно в групповой экскурсии.
Добраться до Храма Святого семейства можно на автобусе. До остановки Sagrada Familia ходят маршруты под номерами 33, 43, 44, 51. Также к одноименной станции прибывают поезда синей и сиреневой ветки метро.
всё о самом известном храме Барселоны
Храм Саграда Фамилия, расположенный в туристическом районе Эшампле, является одной из самых выдающихся достопримечательностей Барселоны и одним из самых известных долгостроев мира. Последнему фактору способствовало сразу 2 важных фактора.
Во-первых, все работы должны выполняться исключительно за счет пожертвований. А во-вторых, каменные блоки, лежащие в основе данного сооружения, нуждаются в сложной обработке и индивидуальной подгонке размеров, которая также вызывает определенные сложности. Как бы там ни было, но на сегодняшний день этот храм входит в число самых посещаемых объектов современности. Согласно данным, опубликованным в «El Periódico de Catalunya», ежегодное число его посетителей составляет более 2 млн. человек. В 2005 году собор был внесен в список Всемирного объекта ЮНЕСКО, а в 2010 – освящен Папой Римским Бенедиктом XVI и официально объявлен действующей городской церковью.
Историческая справка
Идея появления Храма Святого Семейства в Барселоне принадлежит Хосе Марии Бокабелье, простому торговцу книгами, который настолько вдохновился ватиканским Собором Св. Петра, что решил возвести нечто подобное и в своем родном городе. Правда, реализацию этой идеи пришлось отложить на целых 10 лет – именно столько времени понадобилось букинисту для сбора денежных средств, необходимых для покупки земельного участка.
Строительство храма началось в 1882 году. В то время ним руководил Франциско дель Вильяр, намеревавшийся создать величественное сооружение, выполненное в стиле канонической готики и имеющее форму православного креста. Однако работа этого мастера продлилась недолго – уже через год он ушел в отставку, передав эстафетную палочку знаменитому Антонио Гауди, для которого этот храм стал делом всей жизни. Говорят, мастер не только поселился прямо на стройплощадке, но и частенько ходил по улицам собирать подаяния.
Видение именитого зодчего кардинально отличалось от первоначального проекта, созданного Бокабелье. Считая готику устаревшим и никому не интересным направлением, он использовал только базовые элементы этого стиля, дополнив их чертами модерна, барокко и восточной экзотики. Что интересно, известный архитектор был крайне неорганизованным человеком – он не только не любил продумывать все заранее, но и создавал эскизы прямо по ходу строительства. В некоторых случаях эта бесконечная череда идей приводила к тому, что рабочим приходилось постоянно что-то исправлять, а то и полностью переделывать отдельные части Саграда де Фамилия.
Задумывая этот поистине грандиозный проект, мастер отлично понимал, что не успеет закончить его при жизни. Так оно и вышло – под его непосредственным руководством был возведен лишь один из трех фасадов (фасад Рождества Христова). К сожалению, в 1926 году великий зодчий погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни готовых чертежей, ни каких-либо конкретных указаний. Единственным, что удалось отыскать, стали немногочисленные наброски и несколько черновых макетов. Дальнейшим строительством Храма Святого Семейства руководило целое поколение выдающихся архитекторов, одним из которых был Доменек Сугранесу, ученик и соратник Гауди. Все они пользовались сохранившимися чертежами великого мастера, дополняя их собственными представлениями о соборе.
Архитектура
Рассматривая фото собора Саграда Фамилия в Барселоне, можно заметить, что он состоит из 3 фасадов, каждый из которых изображает определенный период жизни Мессии, и нескольких колоколен, созданных по особой технологии.
Фасад Рождества Христова
Фасад, выполненный в стиле каталонского модерна, расположен на северной стороне храма (той, что выходит на площадь). Долго искать не придется – здесь «стоит» центральный вход. Главным украшением этой стены являются скульптурные изображения трех христианских добродетелей (надежды, веры и милосердия) и четыре остроконечные башни, посвященные библейским апостолам (Варнаве, Иуде, Симону и Матвею). Вся поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором, отождествляющимся с известными евангельскими событиями (обручением Марии, рождением Иисуса, поклонением волхвов, благовестом и т. д.). Кроме всего прочего на столбах, разделяющих стену на 3 части, можно рассмотреть изображения известных испанских королей, внесших большой вклад в развитие страны, и высеченную в камне родословную Христа.
Фасад Страстей
Не меньший туристический интерес вызывает и стена, расположенная на юго-западной стороне храма. Центральной фигурой этого элемента, покрытого необычными многоугольными рельефами, является скульптурное изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же находится магический квадрат, сумма цифр которого в любой из возможных комбинаций дает число 33 (возраст смерти Иисуса).
Согласно задумке создателей фасад Страстей, олицетворяющий главные человеческие грехи, должен вызывать у созидателя чувство страха. Усилить его помогает так называемый эффект кьяроскуро, предполагающий применение необычной градации света и тени. Кроме того именно на этой стене можно увидеть сюжеты, перекликающиеся с «Тайной вечерей», «Поцелуем Иуды» и другими всемирно известными полотнами. Остальные картинки посвящены событиям, связанным со смертью, погребением и воскресением Сына Божьего. Главный вход в эту часть здания обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой размещены тексты из Нового Завета.
Фасад Славы
Стена Славы, расположенная на юго-восточной стороне строения и посвященная жизни Мессии на Небесах, является заключительным элементом собора Саграда Фамилия в Барселоне. Этот фасад – самый крупный, поэтому в будущем центральный вход в церковь будет перенесен именно сюда. Правда, для этого рабочим необходимо возвести мост с витыми лестницами, соединяющими храм с улицей Каррер-де-Майорка. И все бы хорошо, только на месте предстоящего строительства стоят жилые комплексы, жители которых выступают против любого переселения.
А пока местные власти всячески пытаются решить вопрос с горожанами, строители продолжают возводить семиколонный портик, считающийся символом даров Святого Духа, и башенные колокольни, посвященные 4 библейским апостолам. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты, повествующие о Сотворении мира. Прямо под ними можно будет увидеть устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.
Башни
Согласно первоначальному проекту, разработанному Гауди, Храм Святого Семейства будут венчать 18 колокольных башен, отличающихся не только по внешнему виду, но и по своим размерам. Главными из них являются башня Иисуса Христа, высота которой будет составлять не менее 172 см, и башня Девы Марии, занимающая почетное второе место. Считается, что по окончанию строительства этих колоколен собор Барселоны станет самым высоким православным сооружением планеты. На сегодняшний день в эксплуатацию сдано только 8 объектов, однако масштабы этого храма уже поражают воображение созидателей.
Но самое главное заключается в том, что конструкция всех башен выполнена по принципу жалюзи. Такое устройство выполняет не только эстетическую, но и чисто практическую функцию – благодаря многочисленным просветам звон церковных колоколов принимает совсем иное звучание. К тому же при любом дуновении ветра эти башни будут издавать определенные звуки, создающие красивый акустический эффект.
Интерьер
Работая над проектом собора, архитекторы пытались добиться полного единения с природой. Именно поэтому внутри Саграда Фамилия больше напоминает залитый солнечными лучами сказочный лес, чем классическую церковь. Такому эффекту церковь обязана сразу нескольким декоративным элементам. Рассмотрим каждый з них.
Колонны
Высоченные колонны, разделяющие помещение храма на 5 нефов, похожи на исполинские деревья или громадные цветы подсолнуха, устремляющиеся прямо к небу. Благодаря особо прочным материалам (железобетону, красной порфире и базальту) они с легкостью удерживают не только массивный церковный свод, но и возвышающиеся над ним башни. Кроме того внутренние колонны собора постоянно меняют свою форму: сначала это обычный квадрат, затем восьмиугольник, а в самом конце круг.
Могила Гауди (крипта)
Проглядывая фото Саграда Фамилия внутри, обратите внимание на церковную крипту, расположенную в подземной части сооружения и ставшую могилой для самого Антонио Гауди. Вход в нее осуществляется не только по лестницам, но и на лифте. Снаружи – отдельный выход, так что посещение крипты можно оставить на самый конец экскурсии.
Винтовая лестница
Винтовая лестница, использующаяся для подъема на смотровые площадки, представляет собой идеально закрученную спираль, от которой просто захватывает дух. Говорят, что людям, страдающим заболеваниями сердца, а также боязнями высоты и закрытого пространства, пользоваться ней не стоит – может стать нехорошо.
Витражи
Не меньший восторг вызывают и художественные витражи, обеспечивающие необычное преломление света и окрашивающие внутренне убранство собора в различные цвета. Общее цветовое оформление Храма Святого Семейства, символизирующее 4 времени года, считается отдельным произведением искусства. Специалисты утверждают, что именно благодаря ему использование витражей начало развиваться как отдельное декоративное направление.
Практическая информация
Собор Саграда Фамилия в Барселоне, расположенный по адресу Carrer de Mallorca, 401, работает согласно сезонному графику:
- Ноябрь – февраль: с 9 утра до 6 вечера;
- Март и октябрь: с 9 утра до 7 вечера;
- Апрель – сентябрь: с 9 утра до 8 вечера;
- Праздничные дни (25.12, 26.12,01.01 и 06.01): с 9 утра до 2 часов дня.
Стоимость посещения зависит от типа билета:
- Билет с русскоязычным аудиогидом – 25€;
- Комплексный билет (Собор + Аудиогид + Башни) – 32€;
- Билет + профессиональная экскурсия – 46€.
Вход в крипту свободный. Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте комплекса — https://sagradafamilia.org/
Правила посещения
В храме Святого семейства Антонио Гауди действуют строгие правила поведения, которые распространяются как на местных жителей, так и на туристов:
- Для посещения одной из главных архитектурных достопримечательностей Барселоны следует подбирать простую и максимально закрытую одежду: никаких прозрачных тканей и глубоких декольте, длина – до средины бедра. Головные уборы разрешаются только по религиозным и медицинским показаниям, а вот ступни должны быть прикрытыми.
- Из соображения безопасности на входе в собор стоит рамка металлоискателя, предусмотрен осмотр сумок, рюкзаков и чемоданов.
- На территории Храма Святого Семейства нельзя курить и употреблять алкогольные напитки.
- Проносить еду и воду здесь также запрещено.
- Фото- и видеосъемка разрешена только на мобильный телефон, любительскую камеру или обычный фотоаппарат. Использование профессионального оборудования является недопустимым.
- Находясь внутри церкви, старайтесь не шуметь и вести себя уважительно.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Booking.comПолезные советы
Планируя посетить храм Саграда Фамилия, прислушайтесь к этим полезным советам:
- Не жалейте денег на услуги профессионального экскурсовода или аудиогид – узнаете много чего интересного. К тому же вы всегда можете взять с собой наушники и использовать одно устройство на двоих. К слову, англоговорящий аудиогид стоит немного дешевле, поэтому если вы свободно владеете этим языком, можете остановиться на нем.
- Билеты в храм стоит покупать заранее. Если вам важны день и время посещения, то хотя бы за 5-7 суток до предполагаемого визита. Сделать это можно на официальном сайте – причем не только из дома, но и на месте (для оплаты есть Wi-Fi).
- На экскурсию следует приходить за 15-20 минут до начала. В соборе полно туристов, поэтому найти гида не так-то просто, а возврат денег в случае опоздания не предусмотрен.
- Хотите попасть в Храм Святого Семейства абсолютно бесплатно? Приходите на воскресное богослужение, которое начинается в 9 утра и длится примерно час (проводится на разных языках). Это, конечно, не экскурсия, да и фотографировать во время мессы нельзя, зато вы сможете насладиться красотой собора в лучах утреннего солнца. Также следует отметить, что богослужение – это публичное мероприятие, собирающее огромное количество верующих. Вместить в себя всех желающих ограниченная территория церкви просто не в состоянии, — действует принцип «кто первый».
Сравните Цены на жилье с помощью Этой формы
Интересные факты
С собором Саграда Фамилия в Барселоне связано несколько любопытных фактов, которые делают ее еще более интересной:
- Несмотря на наклонное расположение несущих колонн, конструкция храма является достаточно прочной для того, чтобы выдержать еще не одну сотню скульптур и композиций из камня.
- Во многих русскоязычных источниках одно из лучших творений Антонио Гауди называют Собором Святого Семейства. На самом же деле титул главного храма Барселоны принадлежит La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, тогда как Саграда Фамилия удостоена совсем другого звания – Малой папской Базилики.
- На вопрос о том, сколько лет продлится строительство этого собора, Гауди ответил, что его клиент никуда не торопится. При этом подразумевал он не какого-нибудь чиновника или богатого горожанина, а самого Бога. Также он нередко называл свое детище «делом трех поколений».
- Возведение самого известного собора Барселоны действительно затянулось на неопределенное время. Возможно, виной тому стали черепахи-горгульи, которых архитектор Гауди разместил в основании центральных колонн.
- Мало того, до недавнего времени все строительные работы, проводившиеся на территории храма, считались незаконными. И только в 2018 году попечителям церкви все-таки удалось договориться с городским муниципалитетом о получении соответствующей лицензии.
- Поговаривают, что строительство собора будет окончено только к 2026 году, то есть к столетию со смерти великого мастера. Согласно одной легенде это будет концом света.
Храм Святого Семейства в деталях:
Автор: Ольга Шейко
Храм Святого Семейства – жемчужина Барселоны . Испания по-русски
Искупительный храм Святого Семейства (кат.Temple Expiatori de la Sagrada Família) является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом. Это самая посещаемая достопримечательность Барселоны и Испании (3,2 млн посетителей в год), даже знаменитый Музей Прадо в Мадриде и Дворец Альгамбра в Гранаде не могут соперничать с ним (2,9 и 2,3 млн посетителей в год соответственно). В 2005 году фасад Рождества и крипта храма были включены ЮНЕСКО в список всемирного наследия в раздел «Творения Антонио Гауди».
Строительство храма Святого Семейства началось в 1882 году и продолжается по сей день. Первоначально планировалось построить храм в традиционном готическом стиле. Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяром. 19 марта 1882 года состоялась церемония заложения первого камня, где присутствовал один из помощников архитектора молодой Антонио Гауди, который тогда и представить себе не мог, что вскоре станет главным архитектором храма. В 1883 году в результате разногласий, возникших между Франсиско дель Вильяром и организаторами проекта, место главного архитектора храма Саграда Фамилия было предложено 31-летнему Гауди. Мастер посвятил этому проекту всю жизнь и даже жил на территории храма в специально оборудованном для него помещении.
Гауди отказался от готического стиля и за основу взял природные формы, которые он считал идеальными, среди них он особенно отмечал структуру ствола дерева и человеческого скелета. В результате структура храма Святого Семейства приобрела форму геометрических фигур, которые органично сочетались между собой и позволяли легко соединять различные детали конструкции. Главным несущим элементом храма являются колонны, которые по мере приближения к сводам разветвляются и создают иллюзию леса. Внутреннее убранство, как и внешний облик, для начала XX века были столь необычными, что проект храма воспринимался поистине революционным.
Антонио Гауди был религиозным человеком, и его взгляд на мир отразился в проекте: здесь есть все обязательные элементы – церковь в форме латинского креста, крипта, часовни и галерея для хора. У храма три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. По завершении строительства храм будут венчать 18 башен: по 4 на каждом фасаде, посвященные 12 апостолам; 4 башни в центре в честь Евангелистов, окружающие главную башню Иисуса Христа; колокольня Девы Марии. Шпиль башни Иисуса Христа будет увенчается гигантским крестом.
При жизни Гауди была построена большая часть фасада Рождества и крипта. Строительство фасада Страстей Христовых началось в 1923 году после смерти архитектора. Предположительно храм Святого Семейства будет достроен не ранее 2026 года. Одной из причин долгостроя является тот факт, что строительство храма осуществляется, как и было задумано, только на средства от пожертвований.
В 2010 году храм был освящен папой римским Бенедиктом XVI и признан годным для совершения церковных служб. Сейчас храм открыт для всех желающих, здесь проводятся многочисленные экскурсии.
Более подробно о храме, его истории и архитектуре можно узнать на его основной странице нашего сайта.
Цены на билеты в храм Святого Семейства на 2016 год
Без экскурсии: 15 евро.
С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.
Время работы храма Святого Семейства
Ноябрь–февраль: с 9:00 до 18:00.
Март: с 9:00 до 19:00.
Апрель–сентябрь: с 9:00 до 20:00.
Октябрь: с 9:00 до 19:00.
Укороченный день: 25, 26 декабря, 1, 6 января: с 9:00 до 14:00.
Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(6) (0)Храм Святого Семейства (Барселона) — это… Что такое Храм Святого Семейства (Барселона)?
Координаты: 41°24′13″ с. ш. 2°10′28″ в. д. / 41.403611° с. ш. 2.174444° в. д. (G) (O) (Я)41.403611, 2.174444
Храм Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди. Один из самых известных долгостроев мира.
Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А. Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.
7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям[1]. В тот же день он присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)[2].
История строительства
1882—1926 годы
Идея создания искупительного храма, посвящённого Святому Семейству, возникла в 1874 году и, благодаря щедрым пожертвованиям, в 1881 году в районе Эшампле был приобретён земельный надел, располагавшийся в то время в нескольких километрах от города. Первый камень в фундаменте нового храма был заложен 19 марта 1882 года, и этот день считается датой начала строительства. Согласно первоначальному проекту архитектора дель Вильяра, предполагалось создание неоготической базилики в форме латинского креста, образованного пятью продольными и тремя поперечными нефами. Была спроектирована огромная апсида, состоящая из семи часовен и обходной галереи за хорами, а окружающий здание клуатр был предназначен для соединения трёх монументальных фасадов церкви. Однако вскоре после начала строительства, в конце 1882 года, дель Вильяр покинул проект из-за разногласий с заказчиками и вместо него руководство работами было поручено А. Гауди.
В 1883—1889 годах Гауди завершил крипту, начатую его предшественником. Над созданным ранее строением дель Вильяра был возведён более высокий свод, позволивший открыть окна наружу. Свод украшен удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения, а сама крипта окружена неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и улучшающим доступ дневного света.
Уже была начата постройка неоготической апсиды, когда, получив необычайно большое анонимное пожертвование, Гауди решил серьёзно переделать исходный проект, сохранив от него только планировку в виде латинского креста и абсолютно изменив форму и структуру здания. В соответствии с проектом Гауди, сооружение должно было быть увенчано множеством устремлённых ввысь монументальных башен, а все элементы декорации получить глубокое символическое значение, связанное с Евангелием или церковными обрядами.
В 1892 году архитектор начал работу над фасадом Рождества. Он начал именно с этого фасада, поскольку опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа. В 1895 году были завершены работы над неоготической апсидой. Одной из её особенностей являются декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной, ящерками и улитками, которых можно было в изобилии встретить в окрестностях. Примерно в это же время была построена часть клуатра, соответствующая порталу Св. Девы Розария, украшенная богатым орнаментом, исполненным символизма. Сам портал Св. Девы Розария был завершён в 1899 году.
Церковно-приходская школа возле церквиВ 1909—1910 годах на месте будущего главного фасада было построено здание временной церковно-приходской школы. Она была создана Гауди для детей прихожан строящейся церкви и, как временное сооружение, не имела несущих стен. Несмотря на свой эфемерный характер, эта школа обладает уникальной конструкцией. Прочность здания достигается за счёт использования криволинейных перегородок и кровли, а разделение классных комнат не несущими веса перегородками позволяет без труда изменять планировку внутреннего пространства.
В 1911 году А. Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди. Создание набросков третьего фасада — фасада Славы — также датируется началом 10-х годов XX столетия. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера. В проект нефов и перекрытий фасада вошли изыскания, реализованные в крипте колонии Гуэля, и конечный результат, по замыслу архитектора, должен выглядеть как «лес древовидных колонн», залитый светом, проникающим через разновысокие витражи.
30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества, посвящённая Св. Варнаве. Она оказалась единственной колокольней, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.
после 1926 года
Окончательный вид церкви Святого Семейства (проект)После смерти Гауди руководство работами принял на себя его ближайший соратник Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras), работавший с Гауди с 1902 года и помогавший при строительстве Храма Святого семейства и многих других известных сооружений (например, дома Бальо и дома Мила). До своей смерти в 1938 году Д. Сугранес успел закончить постройку трёх оставшихся колоколен фасада Рождества (1927—1930 гг.), завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход фасада, а также провёл ряд исследований жёсткости конструкций. Начавшаяся в Испании Гражданская война помешала продолжить строительство. В довершение несчастий, во время пожара 1936 года были уничтожены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской Гауди. К счастью, часть из них позднее удалось восстановить. Строительство фасада Рождества были продолжено только в 1952 году. В этот год была завершена лестница и впервые выполнена подсветка фасада, ставшая с 1964 года постоянной.
В 1954 году было начато возведение фасада Страстей. В основу работ были положены разработки и изыскания, выполненные Гауди в период с 1892 по 1917 годы. После завершения крипты в 1961 году в ней был открыт музей, посвящённый историческим, техническим, художественным и символическим аспектам проекта. В 1977 году были воздвигнуты четыре башни фасада Страстей, а в 1986 году начаты работы над скульптурами для украшения этого фасада, законченные в начале XXI века. Примерно в это же время были установлены витражи, посвящённые Воскресению Иисуса Христа, и бронзовая скульптура Вознесения Господня.
В 1978—2000 годах были возведены главный неф и трансепты, а также их своды и фасады. В первом десятилетии XXI века были закончены своды галереи и к 2010 году должны появиться средокрестие и апсида. На них будут воздвигнуты две башни: 170-метровая башня центрального фонаря, увенчанная крестом, и башня апсиды, посвящённая Деве Марии. По плану эта часть сооружения должна содержать ещё четыре башни в честь Евангелистов. Предполагаемое окончание всех строительных работ — первая треть XXI века, когда должно быть завершено и создание фасада Славы, начатое в 2000 году.
Архитектура Храма
Наружное устройство
Схематическое изображение отдельных элементов церкви Святого СемействаНа иллюстрации показано взаимное положение основных элементов храма Святого Семейства. Эта пятинефная церковь спланирована в форме латинского креста, образованного пересечением главного нефа с трехнефным трансептом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта, включает семь часовен и обходную галерею за хором. Окружающий здание клуатр должен будет соединить все фасады церкви: южный фасад Страстей Христовых, восточный фасад Славы и северный фасад Рождества Христова. Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Двенадцать из них, по четыре на каждом фасаде (на иллюстрации все башни показаны белыми кружками), высотой от 98 до 112 метров, будут посвящены двенадцати апостолам. Четыре 120-метровых башни над средокрестием в честь Евангелистов окружат центральную 170-метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии будет расположена над апсидой. В соответствии с проектом, башни евангелистов будут украшены скульптурами их традиционных символов: тельца (Лука), ангела (Матфей), орла (Иоанн) и льва (Марк). Центральный шпиль Иисуса Христа будет увенчан гигантским крестом. Высота Храма, по замыслу Гауди, не случайна: его творение не должно превосходить творение Божье — гору Монжуик. Остальные башни будут украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.
Слева-портал Страстей, справа-портал Славы (не окончен).2011 годФасад Рождества, большая часть которого создана при жизни Гауди, образован тремя порталами, прославляющими христианские добродетели — Веру, Надежду и Милосердие. Порталы украшены выполненными в реалистичной манере скульптурами, посвящёнными земной жизни Христа. Так, над левым порталом Надежды представлены сцены обручения Марии и Иосифа, бегства в Египет и избиения младенцев, а его навершие символически изображает гору Монсеррат с надписью «Спаси нас». Правый портал Веры содержит скульптурные картины «Встреча Елизаветы с Богоматерью», «Иисус и фарисеи», «Введение во храм» и «Иисус, работающий в мастерской плотника». Над центральным порталом, под рождественской звездой, помещены скульптурные группы «Рождение Иисуса» и «Поклонение пастухов и волхвов», а над ними — фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Венчания Святой Девы и др. Высоко над порталом возносится символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.
Веретенообразная форма башен-колоколен, напоминающая песчаные замки, определяется структурой находящихся внутри винтовых лестниц. Каждая башня посвящена своему апостолу, статуи которых помещены в точках изменения формы башен от квадратного к круглому сечению. В верхней части башен Гауди предполагал поместить трубчатые колокола, звон которых будет сочетаться со звучанием пяти органов и голосами 1500 певчих, расположенных, по задумке архитектора, по обе стороны от продольных нефов и на внутренней стороне фасада Славы. На каждой колокольне сверху вниз расположен девиз «Слава всевышнему» («Hosanna Excelsis»), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана — Кольца, Митры, Жезла и Креста.
В декоре широко использованы тексты литургии, главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы предполагается украсить словами Апостольского Символа Веры.
Внутреннее устройство
Интерьер Храма Святого СемействаПонимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью, таких как гиперболоид, гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура — эллипсоид.
Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 года. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения. Так, при оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола, а в портале Розария применяются витые колонны с каннелюрами, закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.
Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.
Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах. С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском центра тяжести опирающейся на колонну части свода.
Изображения элементов интерьераВинтовая лестница внутри колокольни
-
Колонны центрального нефа
-
«Звёзды» в интерьере
Внутренняя часть портала Розария
Окна храма
Витражи храма
Интересные факты
- Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periódico de Catalunya, в 2006 г. строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.
- Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом. Вследствие этого наблюдаемое иногда в русскоязычных текстах и устной практике именование церкви Саграда Фамилия собором является ошибочным. Следует помнить, что главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии («Ла Сеу») в Старом городе, а не церковь Саграда Фамилия.
- В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.[3]
- Скорому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы сооружения. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.
- Согласно данным правительства Испании, полностью достроить собор удастся не ранее 2026 года.
- 7 Ноября 2010 года Папа Римский Бенедикт XVI освятил храм Саграда Фамилия, так как он признан годным для совершения церковных служб.
Источники
- Весь Гауди. Издательство Editorial Escudo de Oro, S.A. Barcelona ISBN 84-378-2269-6
Примечания
Ссылки
Всё о храме святого семейства в Барселоне: история, особенности,
Если задать в интернет-поиске вопрос о достопримечательностях Барселоны, то первое, то вы можете увидеть в списке – Храм Святого семейства, Саграда Фамилиа – величайшее творение мастера Гауди, которое поражает воображение и вызывает неоднозначные ощущения.
Общие сведения о Храме
Церковь Святого Семейства (полное название церкви – Искупительный Храм Святого семейства) или же Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) – одно из наиболее известных творений архитектора Антонио Гауди, знаменитый испанский долгострой.
Из-за того, что Храм строился исключительно на пожертвования, возникали долгие перерывы в строительстве. Сравнительно недавно к строительству привлекли инвесторов, в том числе и иностранных, и стройка получила второе рождение.
Храм Святого Семейства сочетает в себе всевозможные архитектурные стили – от готического до модернизма, причудливо воплощенные в задумке мастера Гауди. Архитектор сильно изменил существующий на то время проект, добавив массу ниш и ажурных элементов, благодаря которым здание сегодня выглядит столь необычно и величественно. Если присмотреться к Храму издалека – он напомнит замок из песка, таким его видел Антонио Гауди.
Очень многие сравнивают Гауди с великим итальянским мастером Леонардо да Винчи: Гауди никогда не полагался на чертежи, многое рождалось у него в голове и лишь схематически изображалось на бумаге. Задумай мы сейчас воплотить подобное, нам понадобились бы сложное компьютерное моделирование и долгие расчеты.
История происхождения
История Храма берет свое начало в 1874 году, когда на щедрые пожертвования было решено построить Церковь искупления. Строительство было начато неподалеку от Барселоны, где был выкуплен обширный земельный участок. Свершилось это в 1882 году по благословению епископа Барселоны, который и заложил первый камень в основание фундамента Храма.
Первоначальный автор проекта – Франсиско дель Вильяр. Но из-за многих разногласий между архитектором и заказчиками они никак не мог прийти к единому мнению, к единой концепции строительства Храма. И уже спустя год после начала строительства архитектором Храма стал 31-летний Антонио Гауди.
«Я хочу, чтобы Храм дышал, мягкий свет лился сквозь окна, и вам казалось бы, что вы видите свет звезд» — писал Гауди.
По проекту:
- высота Храма должны была быть 170 метров,
- над Храмом должны возвышаться 18 башен,
- которые символизируют 12 апостолов,
- четырех евангелистов
- и самого Христа.
Все статуи в Храме, надписи и резьба на колоннах и фасаде должны служить католическому символизму.
Все декоративнее элементы на фасадах Храма представляют собой тексты Евангелия. Очертания Храма менялись с каждым этапом строительства, привнося неожиданные и смелые решения. Порталы и башни Храма богато декорированы мелкими деталями, фигурами, надписями. Гауди добился эффекта, что камень кажется невесомым, будто сплетенным из паутины.
По замыслу архитектора храм должен состоять из трех фасадов:
- Рождества,
- Страстей Христовых
- и Славы.
Все фасады должны были облицованы камнем разного цвета и иметь разные витражи. При жизни Гауди было начато первым строительство фасада Рождество, но он немного не успел довести его до завершения.
Два остальных фасада достраивали его ученики, но разница между воздушным творением Гауди и работой его учеников все же заметна. Фасад Страстей начали строить только в 1954 году, по чертежам и наброскам, оставшимся от Гауди.
Примечательно, что архитектор Гауди не оставил после себя подробных чертежей строящегося здания, оставив место воображению. По ходу строительства он оставлял первоначальные замыслы и перестраивал концепцию.
Последние 15 лет своей жизни Гауди посвятил только этому своему творению, проводя на стройке почти все время. Гауди не дожил до завершения строительства (умер в 1926 году), и дело его продолжили ученики, стараясь придерживаться той архитектурной линии, к которой стремился мастер Гауди.
В ноябре 2010 года Папа Римский Бенедикт освятил Храм, назвав его Малой папской базиликой, и с тех пор в Храме официально могут проходить богослужения.
В настоящее время Храм, хоть и считается недостроенным, однако он открыт для посещений туристами. В начале 2000-х годов начато строительство третьего фасада – фасада Славы. По предварительным расчетам, если все будет проходить по намеченному плану, строительство планируется завершить к 2026 году. Храм Саграда Фамилия внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО, даже невзирая на тот факт, что здание не достроено.
Где расположен, как добраться
Адрес, по которому расположен Храм: Calle Mallorca 401, 08034, Barcelona.
Самостоятельно добраться до него можно:
- на метро (станция Sagrada Familia),
- автобусами 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51,
- или туристическим автобусом (остановка Sagrada Familia).
Можно заказать экскурсионную поездку в местной туристической компании – вас не только довезут до места и доставят обратно в отель, но и расскажут немало любопытного про строительство Храма.
Все самые важные достопримечательности Токио в одной статье.
В этой статье подробности тура в Японию из Москвы.
Как попасть, билеты, стоимость, режим работы
Режим работы делится на два сезонных периода:
- первый длится с апреля по сентябрь (Храм открыт для посещений с 9.00 до 20.00),
- второй сезон – с октября по март (работает с 9.00 до 18.00).
Стоимость входа в Храм равна 13-14 евро.
- Если вы заказываете прогулку с гидом, это будет чуть дороже – 18 евро, зато можно узнать все любопытные факты о Храме и его создателе.
- Для детей в возрасте от 10 до 18 лет, студентов и пенсионеров предусмотрена скидка на входной билет – обычная стоимость 11-12 евро и 15 евро с услугами гида.
- Дети до 10 лет на экскурсию проходят бесплатно.
Кстати, все деньги, собранные от продажи билетов, также идут на финансирование дальнейшего строительства Храма.>
Если вы заказываете экскурсию в местной туристической компании – стоимость ее будет порядка 32-35 евро с человека.
Билеты лучше приобрести заранее и на утреннее время, утром в Храме много света, почти не бывает народа, и можно спокойно полюбоваться всеми красотами внутреннего убранства Храма. Плюс к этому вы не будете стоять в очереди на посещение Храма, так как в билете всегда указывается точное время посещения.
Билеты можно заказать и с помощью Интернета на официальном сайте Храма http://www.sagradafamilia.cat , а затем забрать их в специальных банкоматах либо получить в отдельной специальной кассе у входа в Храм. Кстати, на официальном сайте можно посетить храм с помощью виртуальных экскурсий, но истинного впечатления, конечно, такая экскурсия не создаст – нужно вживую увидеть всю мощь, грандиозность и величие архитектурного шедевра.
А еще на сайте можно отслеживать акции (приуроченные к празднованию определенных католических праздников), в течение которых можно приобрести бесплатный билет на экскурсию в Храм.
Продолжительность экскурсии по Храму – от 1,5 до 3 часов. Под небольшой залог можно взять аудиогид, слушая его по ходу экскурсии, можно узнать немало любопытного. Аудиогиды есть и на русском языке.
В Храме разрешена видео- и фотосъемка, главное – взять запасные батарейки для фототехники.
Можно подняться на одну из башен Храма на лифте, расположенным слева от входа (билет на лифт стоит 3 евро), Лифт вознесет вас на смотровую площадку башни, откуда открывается великолепный вид, а спуститься обратно можно пешком по винтовой лестнице, проникаясь величием постройки и великолепием скульптур и деталей. Детей до 6 лет на башни не пускают из-за соображений безопасности.
Как организовать тур во Вьетнам из Санкт-Петербурга?
Перед этим советы, как оформить визу во Вьетнам для русских.
Рекомендации об аренде квартиры в Париже.
Посещение Храма доступно и людям с ограниченными возможностями – посетителям могут быть предоставлены инвалидные кресла, а также при необходимости и сопровождающий.
Кроме самого Храма можно посетить и Музей при храме, где находятся чертежи и планы строительства, макеты Храма, а также посетить мастерскую и своими глазами рассмотреть гипсовые макеты храмовых скульптур.
Интересные факты, особенности
Необычный внешний вид Храма привлекает множество туристов со всего мира и входит в тройку самых посещаемых мест в Испании после музея Прадо (Мадрид) и дворца Альгамбра (Гранада).
Многие люди ошибочно именуют Храм Собором, однако это не самое главное церковное сооружение в Барселоне.
Главным епархиальным храмом Барселоны является Собор святой Евлалии, а вовсе не Саграда Фамилия.
Строительство идет медленно не только из-за недостаточного финансирования, но отчасти и из-за того, что многочисленные детали и каменные блоки требуют точной и кропотливой подгонки. Как без компьютерного моделирования обходились мастера 19 века – остается загадкой.
Главное украшение Храма – это его башни. Желающих подняться туда немало, но вид на Барселону с высоты птичьего полета того стоит.
Одно ясно: Храм Святого Семейства – творение настоящего Гения. Путешествие по Барселоне будет неполным без посещения Саграда Фамилия, которое по праву считается величайшим архитектурным сооружением.
Понравилась статья? Следите за обновлениями
Собор Святого Семейства в Барселоне: история, фото
Адрес: Испания, Барселона
Начало строительства: 1882 год
Архитектор: Антонио Гауди
Высота: 172,5 м
Количество башен: 18
Координаты: 41°24’12.7″N 2°10’27.9″E
Краткое описание
Собор Святого Семейства — архитектурное воплощение Нового Завета
Сюрреалистическая готика Гауди
Собор Святого Семейства на карте
Краткое описание
Есть в Барселоне здание, которое строится уже 130 лет. Это Саграда Фамилия, или Искупительный храм Святого Семейства. За необычный внешний вид его иногда сравнивают с коралловым рифом. На фоне архитектурного ансамбля Барселоны он вызывающе инороден, причудливо фантастичен.
Собор с высоты птичьего полёта
Но сразу ясно одно: этот храм — творение гения. Идея строительства собора во славу Святого Семейства возникла в 1866 году, когда священник Маньяне и каталонский книготорговец Жузеп Мария Бокабелья Вердагер организовали «Общество почитателей Святого Иосифа». Общество выдвинуло условие — храм должен быть построен исключительно на пожертвования горожан как свидетельство их любви к Богу.
19 марта 1882 года был торжественно заложен первый камень в основание будущего Искупительного собора. Руководство строительными работами поручили Франческо Вильяру, но из-за разногласий, неожиданно возникших в обществе, зодчий отказался от проекта.
Северо — западный фасад собора
Тогда для воплощения замысла в 1883 году пригласили архитектора Антонио Гауди. В то время на счету 30-летнего Гауди была лишь только одна постройка — фабричный цех. Новый архитектор изменил проект своего предшественника.
Глубоко религиозный человек, Гауди задумал возвести «храм-книгу», грандиозные каменные «страницы» которой расскажут обо всех событиях Нового Завета. 43 года жизни архитектор отдал храму, но успел возвести только фасад Рождества. С 1910 года Гауди отказывался от многочисленных заказов, полностью сосредоточившись на храме Саграда Фамилия. 7 июня 1926 великий зодчий погиб, попав под колёса трамвая. Его похоронили в часовне в подземной части Собора Святого Семейства.
Вид на фасад Страстей Христовых
Собор Святого Семейства — архитектурное воплощение Нового Завета
Согласно окончательному проекту Гауди, Собор Святого Семейства должен иметь три фасада, посвящённых трём сюжетам: Рождество, Страсти Господни и Воскресение Христово. Каждый из них образован трехчастными готическими порталами, увенчанными четырьмя башнями-шпилями высотой от 98 до 112 метров. Все вместе они символизируют 12 апостолов.
Четыре 120-метровые башни, воздвигнутые в честь евангелистов над центральным нефом, окружают 170-метровую колокольню Иисуса Христа, а над апсидой возвышается чуть меньшая по размерам башня Богородицы. Храм должен быть не выше горы Монжуик (173 метра), так как творение рук человеческих не имеет права превосходить творение Создателя.
Собор с Carrer de Provenca
Башни евангелистов будут украшены символами, соответствующими каждому святому. Матвей изображён ангелом, Марк — львом, Лука — тельцом, Иоанн — орлом. На центральном шпиле Христа установят огромный крест.
Остальные башни будут декорированы скульптурными изображениями гроздьев винограда и колосьев пшеницы, отождествляемых с вином и хлебом Святого причастия. Фасад Рождества, воспевающий христианские добродетели, образован тремя порталами: центральный вход, портал Любви Гауди украсил скульптурными композициями, иллюстрирующими сцены из Благовещения и фигурами трубящих ангелов, возвещающих о рождении Христа.
Вид на фасад Рождения Христа
Над правым входом, порталом Веры представлены избранные сцены из библейской истории, в том числе «Встреча Марии и Елизаветы», «Иисус и фарисеи». Над левым порталом Надежды увековечены сцены избиения младенцев воинами царя Ирода и бегства в Египет.
Сюрреалистическая готика Гауди
Порталы и башни храма декорированы изобильной скульптурой, воспроизводящей весь живой мир. На фасадах застыли моллюски, черепахи и саламандры. Собор, словно сплетён из паутины или ажурного кружева. Камни на стенах обработаны так, что имитируют движение лавы.
Башни фасада Страстей Христовых
За основу Гауди взял готический стиль и путём многочисленных экспериментов добился того, чтобы камень зрительно казался невесомым. Поскольку Искупительный храм Святого Семейства продолжает строиться исключительно за счёт пожертвований горожан, работы ведутся черепашьими темпами. При нынешних поступлениях средств собор удастся достроить к 2026 году. Но точные сроки неизвестны. Ещё сам Гауди говорил: «Мой заказчик не торопится», имея в виду Бога.
Рейтинг достопримечательности
Собор Святого Семейства на карте
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць |
Милан |
Рим |
Флоренция |
Амальфи |
Ассизи |
Альберобелло |
Венеция |
Жирона |
Берлин |
Мюнхен |
Париж |
Афины |
Лондон |
Торунь |
Ватикан |
Таллин |
Обидуш |
Прага |
Будапешт |